Церковь Св. Мартина

Храм святителя Мартина Исповедника Папы Римского (Вознесения Господня) в Алексеевской Новой Слободе

Дорогие братья и сестры! Каждый день в 14-00 в нашем храме совершаются молебные пения перед мощами блж. старицы Матроны. Для тех, кто хочет принять Таинство Крещения, у нас проходят вероучительные беседы каждую субботу в 16-00.

Записи

Обращаем Ваше внимание, что, несмотря на то, что храмы с 6 июня открываются, лица 65 лет и старше, а также страдающие хроническими заболеваниями продолжают оставаться в самоизоляции! Просим отнестись с пониманием! Берегите себя!

Поделиться:

Закон о предоставлении государственной поддержки религиозным организациям.

Дорогие братья и сестры!

22 мая 2020 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в третьем (заключительном) чтении принят законопроект № 959325-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», устанавливающий меры государственной поддержки для религиозных организаций в связи с распространением коронавирусной инфекции.

В статью 265 Налогового кодекса РФ вносится пункт 19.6), в соответствии с которым расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного (пожертвованного) указанным в пункте 1 организациям, включаются в состав внереализационных расходов жертвователя, что уменьшает его налоговую базу по налогу на прибыль. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ.

Поделиться:

Поделиться:

Дорогие братья и сестры, по благословению Святейшего Патриарха, с 6 июня наш храм открыт, богослужения совершаются по прежнему расписанию.

Роспотребнадзор разработал рекомендации по постепенному открытию религиозных учреждений для совершения богослужений, таинств и церемоний, соответствующий документ имеется в распоряжении «Интерфакса». Читать далее «»

Поделиться:

Дорогие братья и сёстры! Для желающих совершить пожертвования, размещаем QR-код

Поделиться:

Продлевается режим ограничений посещения храмов, установленный 11 апреля 2020 года

20 апреля 2020 года Управлением Московской Патриархии по городу Москве было получено предписание главного государственного санитарного врача по городу Москве Е.Е. Андреевой о продлении режима ограничений посещения храмов, установленного 11 апреля 2020 года.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла данное постановление подлежит исполнению настоятелями приходов и подворий, а также наместниками и игумениями ставропигиальных монастырей, расположенных в г. Москве и в Московской области, которым в срок до 28 апреля 2020 года включительно благословляется совершать богослужения только при участии клира храма, а также необходимого количества сотрудников и волонтеров.

Документом главного санитарного врача, в частности, предписывается, «обеспечить временное приостановление посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), принадлежащих и (или) подведомственных Управлению Московской Патриархии по городу Москве», а также «принять меры к недопущению проведения массовых мероприятий с большим количеством людей; обеспечить временное приостановление посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), принадлежащих и (или) подведомственных Управлению Московской Патриархии по городу Москве, за исключением священнослужителей, а также лиц, присутствие которых необходимо с для совершения богослужений и функционирования культовых зданий, а также для проведения онлайн-трансляций богослужений».

В документе сообщается, что на 19.04.2020 в городе Москве «подтверждено 24 323 случая заболеваний новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), составляющих 56,6% от всех случаев в Российской Федерации, с ежедневным приростом заболеваемости на 18%, ростом внебольничных пневмоний, а также увеличением случаев подтвержденной местной передачи инфекции, составляющих 81% от всех зарегистрированных случаев».

Рабочая группа по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции

Церковь Мартина Исповедника на Таганке

В историческом центре Москвы, именуемом сегодня Таганкой, а некогда — Заяузьем, находится храм Святителя Мартина Исповедника Папы Римского. Несмотря на то, что вид у церкви довольно современный, история храма началась еще во времена Василия III — в 15-16 веках.

История постройки

Если довольно подробно изучить историю московского храма Святителя Мартина Исповедника, то можно проследить основные вехи русской истории. Так стены церкви помнят времена нашествия Наполеона, пожар во время Отечественной войны 1812 года, период революции 1917 года — все эти события наложили свой отпечаток на судьбу этого храма.

О том, в какое время появился на Таганке храм Святителя Мартина, существует два предположения.

  • Согласно одному из них, по мнению Ивана Михайловича Снегирева — русского историка и археолога, церковь была построена предположительно в 1492 году.
  • Другая же дата — 1625 год, связана с первым упоминанием храма Святого Мартина в архивах города Москвы.

Интересно! Доподлинно известно, что изначально храм Мартина Исповедника именовался иначе. Когда в 1492 году был он возведен близ дороги ведущей от Кремля к Спасо-Андрониковой обители, главный престол храма был освящен в честь Вознесения Господа. В день, когда был венчан на царственный престол Василий III, по церковному календарю — день памяти святого Мартина, церковь получила новое название, оставшееся и до наших времен.

Считается, что во время посещения столицы в 1780 году австрийским императором Иосифом II зародилась идея о том, чтобы рядом со зданием храма Святителя Мартина заложить новый храм. Все это благодаря тому, что экскурсоводом по Москве для императора был избран не кто иной, как митрополит Платон. Однако строительство было начато лишь в 1791 году.

Другие православные храмы Москвы:

Промедление в начале стройки возникло по причине того, что только спустя 10 лет появились деньги на постройку новой церкви. Выделил их один из богатейших московских чаеторговцев — Василий Яковлевич Жигарев, ставший в дальнейшем главой города.

Архитектором проекта стал Родион Казаков, спроектировавший такие известные храмы, как:

  • церковь великомученицы Варвары;
  • один из соборов Зачатьевского монастыря;
  • церковь Симеона Столпника;
  • колокольня Андроникова монастыря и другие важные для культуры православия объекты.

В начале 1792 года состоялось благословение митрополитом Платоном начала строительства, а уже в 1806 году им же был освящен престол нового храма.

Первая служба состоялась в храме в 1812 году, и она была посвящена освобождению Москвы от французов. Случившийся в этом же году городской пожар не обошел стороной и церковь, после чего реставрация храма Святителя Мартина продолжалась до 1821 года.

Следует знать, что до начала 20 века храм считался летним, т.к. в нем полностью отсутствовало паровое отопление, которое появилось только в 1904 году, благодаря средствам, пожертвованным московским купцом Сергеем Андреевичем Александровым.

Советская власть внесла свои коррективы в судьбу храма — лишившись большей части церковной утвари в 1931 году храм был закрыт. В разное время в здании существовал архив студии «Востоккино», книжное хранилище, вычислительный центр одного из институтов Москвы.

Лишь в начале 90-х годов было принято решение вернуть помещению статус церкви, на что ушло целых 6 лет, а 28 мая 1998 года патриархом Московским и Всея Руси Алексием II было проведено освящение храма.

Современное состояние

Сегодня храм Мартина Исповедника — один из красивейших храмов столицы, отличающийся, в первую очередь, нетипичной для русского православия архитектурой. Эту церковь часто сравнивают с собором Святого Павла, находящимся в Лондоне, а также с римским собором Святого Петра.

К слову сказать, храм святителя Мартина построен в таком месте, где здания старой Москвы лишь подчеркивают самобытность храма, отлично дополняя его в этом историческом месте города.

Архитектура и убранство сооружения

Храм святителя Мартина на Таганке — образец архитектуры эпохи классицизма, его главная часть представляет собой крест, по обе стороны от которого расположены порталы с колоннами. Основной купол храма представляет по форме ротонду, с четырех сторон от которой расположены небольшие купола. С одной из сторон к храму примыкает колокольня, выстроенная в 3 яруса.

Интересно! Внутреннее убранство храма выполнено в стиле ампир, к этому стилю относятся и росписи, выполненные живописцем из Италии — Антонио Клаудио.

Деятельность прихода

Многие годы священники храма занимаются как духовной деятельностью (при храме имеется воскресная школа), так и социальной (при участии прихожан и волонтеров организуются мероприятия для детей сирот).

Святыни и престольные праздники

К основным святыням храма относят:

  • список с Грузинской иконы Божией матери, творящий чудеса;
  • святые мощи Мартина Исповедника, святителя Тихона, преподобного Никодима и многих других известных православных святых;
  • частица святых мощей и погребальная рубашка матушки Матроны Московской.

Один из главных престольных праздников храма связан с почитанием Грузинской иконы Богоматери, проходящий ежегодно 4 сентября.

Время работы

Храм Мартина Исповедника на Таганке открыт для прихожан ежедневно с 7.30 утра и до 19.30. Ежедневно проходят службы — в 8 утра и в 17.00 вечером. По выходным — в 10.00 и в 17.00.

Как добраться

В Москве добраться до храма довольно просто, достаточно ориентироваться на станции метро, ближайшие к храму: «Авиамоторная», «Марксистская», «Перово», «Шоссе Энтузиастов».

Достопримечательности

Посетив храм на Таганке, можно, кроме того, познакомиться и с такими достопримечательностями города, как:

Храм Мартина Исповедника на Таганке Москва

Содержание:

Храм Мартина Исповедника, что стоит на Таганке, в самом центре современной Москвы, выглядит не таким уж и древним. Но история его, тем не менее, уходит в глубину столетий, ко временам правления Василия III.

Храм Мартина Исповедника находится в самом центре исторической московской застройки, в Заяузье, которое ныне именуется Таганкой.

Читайте также  Город искусств и наук

В храме Святителя Мартина Исповедника на Таганке можно поклониться частицам мощей святого Мартина Исповедника. В храме каждый день совершаются молебные пения перед мощами блаженной старицы Матроны Московской, а каждую субботу проводятся беседы с желающими принять Таинство Крещения.

Полное название — Храм Святителя Мартина Исповедника Папы Римского (Вознесения Господня) в Алексеевской Новой слободе, Москва.

Первые упоминания о московском храме Мартина Исповедника относятся к 1625 году, но в источнике не указана дата строительства. Сведений о том, каким было первоначальное строение храма — каменное или деревянное, на сегодняшний день не имеется. Первые документальные упоминания о каменной церкви относятся лишь к 1708 году. По другим сведениям, церковь была каменной уже в 1657 году

Таганка храм Мартина Исповедника возведение

Достоверно известно, что храм Мартина Исповедника появился на главной дороге из Кремля к Спасо-Андроникову монастырю в марте-сентябре 1492 года, с момента своего возникновения был православным, главный престол которого освятили в честь Вознесения Господня.

Уже после венчания на царство Василия III в день памяти святого Мартина он стал называться храмом Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Новой Алексеевской слободе. Алексеевской слобода звалась по имени одного из местных храмов, освященного во имя святителя Алексия Митрополита Московского «что за Яузой».

Новый храм Мартина Исповедника

В конце XVIII века богатый московский купец Василий Жигарёв решил отдать все свои средства на строительство нового храма Мартина Исповедника. Разрабатывал проект и осуществлял строительство архитектор Родион Казаков.

Строительство новой церкви Мартина Исповедника на Таганке началось в 1792 году и продолжились до 1806 года, то есть через 14 лет грандиозная стройка завершилась — огромный храм в стиле классицизма стал архитектурной доминантой всего Заяузья. Как во времена своего появления, так и теперь церковь выделяется своей оригинальностью среди соседствующих построек, стоящая на высоком берегу Яузы, на самой вершине Таганского холма.

Новое здание храма стали сравнивать с известными мировыми святынями: собором Св. Петра в Риме и храмом Св. Павла в Лондоне. Расписывал новый храм итальянский мастер-живописец Антонио Клаудо. Приделы храма освящались постепенно. В октябре 1800 года — Мартиновский и Грузинский (1 и 8 октября, соответственно). Главный престол в честь Вознесения Господня был освящен в 1806 году.

История Храма Святителя Мартина Исповедника на Таганке в Москве

В судьбе храма Святителя Мартина Исповедника сказались все перипетии русской истории. Он пережил и нашествие Наполеона, и пожар 1812 года, и мирные годы, и разграбление после революции 1917 года. Но пришло время его возвращения в лоно Православной Церкви, и ныне он открыт для своих прихожан.

В 1806 году новый московский храм Святителя Мартина Исповедника был освящен самим митрополитом Платоном (Левшиным).

Наполеоновское нашествие

Прошло совсем немного времени со дня освящения нового храма, как грянула Отечественная война 1812 года. Когда Москва была оккупирована наполеоновскими войсками, то внешний вид храма — такой европейский — спас его от разорения. Маршал Мюрат, расквартировавший свои войска неподалеку, не только приказал не трогать эту церковь, но и поставил для ее охраны взвод солдат под командованием офицера.

Однако большой московский пожар 1812 года, нанесший городу серьезный урон, храма не пощадил, и здание пострадало довольно сильно, что не помешало в том же году провести здесь первое благодарственное богослужение в честь бегства французов из Москвы. Более десяти лет — до 1823 года — продолжалась реставрация церкви, а особенно — пострадавшей облицовки храма.

После Октября

В 1922 году по Декрету об изъятии церковных ценностей храм был лишен части своего имущества. По описи, с 21 марта по 5 апреля было изъято 14 пудов 4 фунта и 91 золотник серебра.

В 1924 году храм Мартина Исповедника был вовсе разграблен. Главный иконостас храма был передан на хранение в Донской монастырь, святые врата — в музей архитектуры, иконостасы боковых приделов просто разобрали. В 1931 году в осиротевшем храме разместили «Востоккино» — киностудию документальных фильмов.

После 1934 года в храме разместилась Всесоюзная книжная палата, которая просуществовала в здании храма до 1996 года. В здании церкви Мартина Исповедника палата хранила книжные фонды. Вероятно, именно то, что владельцем церкви стала книжная палата, спасло храмовые росписи начала XIX века от гибели, хотя в основном объеме были устроены перекрытия, образовывавшие четыре дополнительных этажа. Надпись на фронтоне «Храм святаго Мартина Исповедника» также сохранилась. Вокруг церкви была установлена ограда.

В 1980 году обветшавшее к тому времени здание храма было взято государством под охрану.

Возрождение

В конце 1989 года в районе Таганки существовала лишь одна действующая церковь — Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. Именно здесь была создана первая община обновленного храма Мартина Исповедника, было принято решение начать хлопоты о возвращении храма Святителя Мартина Исповедника Православной Церкви. И с 1990 года храм постепенно начали возвращать верующим.

19 апреля 1991 года один из престолов храма был освящен во имя преподобного Серафима Саровского. Поначалу службы велись в притворе, в нижнем ярусе колокольни. А затем постепенно в храм стали возвращаться святыни.

Но только в 1996-м из здания окончательно были вынесены фонды книжной палаты. Несколько этажей перекрытий и перегородок были разобраны, произведен капитальный ремонт: заменены система отопления, полы, кровля, оконные рамы, отреставрирована настенная живопись. На свое место из Донского монастыря вернулся иконостас главного престола. 28 мая 1998 года совершили великое освящение храма.

Внутри храма Мартина Исповедника на Таганке в Москве

Внутри храма Мартина Исповедника все говорит о стиле ампир, очень модном в то время. Этот имперский стиль сохранился до наших дней практически без поновлений.

Особое внимание привлекает купол храма — это та самая ротонда, особенность архитектурного стиля Родиона Казакова. Свет льется в храм сквозь многочисленные окна (люкарны), расположенные в ротонде.

Росписью храма занимался итальянский живописец Антонио Клаудо. Стиль его работы характерен для конца XVIII — начала XIX века, его невозможно спутать ни с чем другим. Здесь нет, пожалуй, той строгости и духовной сосредоточенности, которая была присуща иконописцам допетровской Руси и которая встречает нас в храмах, построенных до XVIII века.

Под барабаном храма на парусах расположены весьма любопытные сюжеты: тут и пророк Моисей со скрижалями в окружении своего народа, и апостол Петр. При возвращении храма верующим была открыта фреска «Вход Господень в Иерусалим» работы того же Клаудо. Она украшает апсиду храма с внутренней стороны. В 1930-х годах она была спрятана за листами фанеры и таким образом сохранилась до наших дней.

Клаудо выполнил и большие овальные иконы главного иконостаса. Этот иконостас в советское время был вынесен из церкви и много лет пролежал в запасниках Музея архитектуры им. А. В. Щусева, но в 1994 году его вернули в храм. Позолоченная алтарная преграда в нем выполнена в форме триумфальной арки. Согласно архивным сведениям, эта триумфальная арка зафиксирована по документам на 1809 год, то есть она была еще до Отечественной войны 1812 года.

Боковые приделы выглядят чуть скромнее главного, их форма более традиционна для православных храмов. С правой, южной, стороны расположена трапезная, которая соединяется с колокольней длинным притвором.

Основной объем храма освящен в честь Вознесения Господня. Южный придел — во имя святителя Мартина, а северный — в честь Грузинской иконы Божией Матери. Крестильня храма находится ниже нынешнего уровня земли. Она расположена в подклете первоначального храма и освящена во имя преподобного Михаила Клопского. В 1999 году в левом предалтарии был также освящен придел в честь преподобного Александра Монаха, первоначальника обители «Неусыпающих».

К сожалению, историческая обстановка сохранилась в храме не полностью и утраты несомненны, слишком они бросаются в глаза в сравнении с тем, что удалось сохранить. Но все же церковь Мартина Исповедника одна из тех, которым максимально удалось сохранить свое наследие при том, что в советское время она была закрыта и отдана в эксплуатацию светской организации.

galik_123

Наводы

Курс — на эстетику и позитив!

Один из красивейших в столице, храм Мартина Исповедника находится на Большой Алексеевской улице, близ Таганки. Этот храм часто сравнивают и с собором Святого Павла в Лондоне, и с собором Сятого Петра в Риме, но мне кажется, что это совершенно не к чему. Храм Мартина Исповедника великолепен сам по себе, и масштабы его соразмерны Москве. Недаром он так гармонично смотрится среди старой застройки Большой Алексеевской улицы!
Столь редкое для Москвы его посвящение объясняется тем, что он был основан в честь дня венчания на престол великого князя Василия III, отца будущего первого русского царя Ивана Грозного. Его восшествие на престол состоялось в праздник святого Мартина, 14 (27) апреля 1503 года.

Храм возвёл современник и однофамилец великого архитектора Матвея Казакова — Родион Казаков (1758-1803). В ранние годы он работал под руководством В.И. Баженова над проектированием Большого Кремлёвского дворца и под руководством М.Ф. Казакова — над Пречистенским дворцом. Достойно продолжив их деятельность, Родион Казаков впоследствии возглавил московскую архитектурную школу, вырастившую многих мастеров классицизма. Строительство храма Мартина Исповедника началось в 1792 году на средства богатейшего московского купца, позже городского головы В.Я. Жигарева. С тех пор храм является гордостью Москвы и главным украшением Таганки.

Читайте также  Гоа: как обращаться к местным жителям?

1. Родион Казаков соединил в этом строении две школы русского классицизма: петербуржскую (монументализм и величественность), и московскую (система двусветного освещения, филенки, люкарны). Применил он и свою любимую архитектурную форму — ротонду. Храм являлся одним из основных высотных ориентиров всего Заяузья, господствуя над окружающей застройкой и определяя градостроительный силуэт всей местности.

2. Алексеевская слобода была образована в начале ХVI века вдоль дороги, соединявшей Таганные ворота города со Спасо-Андрониковским монастырем. На этой дороге, ставшей впоследствии Большой Алексеевской улицей, и стояла Мартиновская церковь.

3. Первое архивное свидетельство о храме Мартина Исповедника относится к 1625 году. Уже с XVIII столетия Алексеевскую слободу охотно заселяло московское купечество, что во многом определило благоприятную судьбу храма.

4. Монументальное двухярусное здание в плане представляет собой латинский крест, боковые стороны которого украшены порталами с коринфскими колоннами. Главный купол имеет форму световой ротонды диаметром 17 метров. По углам основного четырехугольного объема поставлены четыре глухих невысоких барабана. На боковых фасадах храма помещены торжественные восьмиколонные тосканские портики; коллонады опоясывают притвор и апсиды. С западной стороны к храму пристроена трёхъярусная колокольня, которая до 20-х годов XIX века была отдельным строением. Её высота от земли до креста около 60 метров.

5. В 1812 году во время оккупации Москвы французами храм святителя Мартина Исповедника сильно пострадал от пожара. Реставрация облицовки церкви проходила вплоть до 1823 года. Здесь же было проведено первое благодарственное богослужение после оставления французами Москвы в 1812 году.

6. Главный престол освящен в честь праздника Вознесения Господня, храм же называли и называют по приделу Мартина Исповедника.

7. Мартин Исповедник жил в VII веке в Константинополе и умер в изгнании в Херсонесе. Его образ напоминает о времени, когда христианская церковь до раскола на православных и католиков была единой. Мартина католики почитают как мученика, а православные — как исповедника. Так православная церковь называет тех, кто открыто объявил себя христианином и после принятых мучений остался в живых.

8. Святитель Мартин после кончины был погребён в храме иконы Божией Матери «Влахернской» на окраине Херсонеса. Впоследствии мощи его перенесены были в Константинополь, а потом и в Рим, где и почивают ныне в церкви Сан-Мартино-ай-Монти.

11. Трехъярусная колокольня состоит из объемов, постепенно уменьшающихся кверху, и завершается цилиндром, увенчанным шпилем.

12. Ротонду и верхний ярус колокольни украшают колонны с лепными капителями.

13. Один из входов в храм — через колокольню.

15. Посмотрим на храм с противоположной стороны — здесь фронтон был расписан во время реставрации.

16. На фреске изображено Преображение Господне.

18. Ограда относится к концу XIX столетия.

22. Один из приделов освящён во имя Грузинской иконы Богоматери. В 1991 году в храм был перенесен чудотворный образ Богоматери Грузинской, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот.

23. Местонахождение собственно храмовой иконы Грузинской Богоматери, утраченной после революции, до сих пор неизвестно.

24. Обязательно зайдите в храм, в 1800-1801 годах он был расписан в итальянском стиле живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились и до нашего времени. На парусах под барабаном были написаны несвойственные для православного храма сюжеты: пророк Моисей, апостол Петр в окружении множества фигур. Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса.


Фото из интернета

25. В 1994 году, когда храм вновь стал действующим, в него был возвращен исторический иконостас. Много лет он лежал в запасниках, сохраненный Музеем архитектуры им. А. В. Щусева. Единственная в мире алтарная преграда храма в форме триумфальных ворот посвящена победе над Наполеоном.

26. Фотография алтарных ворот и план храма найдены в интернете.


Фото Ковшова Владимира Валентиновича

27. Интересный факт из истории: французский маршал Мюрат, живший в доме бывшей усадьбы И.Р. Баташева, ныне — Яузская больница №23, в течение всей оккупации Москвы, поражённый видом Храма, поставил взвод солдат с офицером для охраны от мародёров, что позволило сохранить его в более-менее терпимом состоянии.

28. После 1917 года храм разделил судьбу многих московских святынь. По Декрету 1922 года об изъятии церковных ценностей храм лишился значительной части своей ризницы, а в 1924 году был разграблен. В 1931 году храм был закрыт, и его помещения были переданы киностудии документальных фильмов «Востоккино». Следующим владельцем храма стала Всесоюзная книжная палата, занявшая его под свои книжные фонды.


Вид с Большой Алексеевской (ныне улицы Солженицына)

В 1990 году храм был возвращён Русской Православной Церкви. К 1996 году был полностью освобожден от фондов книжной палаты. Произведена разборка шести этажей железобетонных перекрытий и перегородок, полностью заменены система отопления, кровля, полы, оконные рамы храма. Воссоздана настенная живопись, возвращен в храм иконостас центрального алтаря. Здание представляет собой один из шедевров русского зодчества.

architectstyle

Архитектурный стиль

Исторические периоды и стили Русской Архитектуры

Храм Святителя Мартина Исповедника, Папы Римского

Один из красивейших в столице, храм Мартина Исповедника находится на Большой Алексеевской улице, близ Таганки. Этот храм часто сравнивают и с собором Святого Павла в Лондоне, и с собором Сятого Петра в Риме, но мне кажется, что это совершенно не к чему. Храм Мартина Исповедника великолепен сам по себе, и масштабы его соразмерны Москве. Недаром он так гармонично смотрится среди старой застройки Большой Алексеевской улицы!
Столь редкое для Москвы его посвящение объясняется тем, что он был основан в честь дня венчания на престол великого князя Василия III, отца будущего первого русского царя Ивана Грозного. Его восшествие на престол состоялось в праздник святого Мартина, 14 (27) апреля 1503 года.

Храм возвёл современник и однофамилец великого архитектора Матвея Казакова — Родион Казаков (1758-1803). В ранние годы он работал под руководством В.И. Баженова над проектированием Большого Кремлёвского дворца и под руководством М.Ф. Казакова — над Пречистенским дворцом. Достойно продолжив их деятельность, Родион Казаков впоследствии возглавил московскую архитектурную школу, вырастившую многих мастеров классицизма. Строительство храма Мартина Исповедника началось в 1792 году на средства богатейшего московского купца, позже городского головы В.Я. Жигарева. С тех пор храм является гордостью Москвы и главным украшением Таганки.

1. Родион Казаков соединил в этом строении две школы русского классицизма: петербуржскую (монументализм и величественность), и московскую (система двусветного освещения, филенки, люкарны). Применил он и свою любимую архитектурную форму — ротонду. Храм являлся одним из основных высотных ориентиров всего Заяузья, господствуя над окружающей застройкой и определяя градостроительный силуэт всей местности.

2. Алексеевская слобода была образована в начале ХVI века вдоль дороги, соединявшей Таганные ворота города со Спасо-Андрониковским монастырем. На этой дороге, ставшей впоследствии Большой Алексеевской улицей, и стояла Мартиновская церковь.

3. Первое архивное свидетельство о храме Мартина Исповедника относится к 1625 году. Уже с XVIII столетия Алексеевскую слободу охотно заселяло московское купечество, что во многом определило благоприятную судьбу храма.

4. Монументальное двухярусное здание в плане представляет собой латинский крест, боковые стороны которого украшены порталами с коринфскими колоннами. Главный купол имеет форму световой ротонды диаметром 17 метров. По углам основного четырехугольного объема поставлены четыре глухих невысоких барабана. На боковых фасадах храма помещены торжественные восьмиколонные тосканские портики; коллонады опоясывают притвор и апсиды. С западной стороны к храму пристроена трёхъярусная колокольня, которая до 20-х годов XIX века была отдельным строением. Её высота от земли до креста около 60 метров.

5. В 1812 году во время оккупации Москвы французами храм святителя Мартина Исповедника сильно пострадал от пожара. Реставрация облицовки церкви проходила вплоть до 1823 года. Здесь же было проведено первое благодарственное богослужение после оставления французами Москвы в 1812 году.

6. Главный престол освящен в честь праздника Вознесения Господня, храм же называли и называют по приделу Мартина Исповедника.

7. Мартин Исповедник жил в VII веке в Константинополе и умер в изгнании в Херсонесе. Его образ напоминает о времени, когда христианская церковь до раскола на православных и католиков была единой. Мартина католики почитают как мученика, а православные — как исповедника. Так православная церковь называет тех, кто открыто объявил себя христианином и после принятых мучений остался в живых.

8. Святитель Мартин после кончины был погребён в храме иконы Божией Матери «Влахернской» на окраине Херсонеса. Впоследствии мощи его перенесены были в Константинополь, а потом и в Рим, где и почивают ныне в церкви Сан-Мартино-ай-Монти.

11. Трехъярусная колокольня состоит из объемов, постепенно уменьшающихся кверху, и завершается цилиндром, увенчанным шпилем.

12. Ротонду и верхний ярус колокольни украшают колонны с лепными капителями.

Читайте также  Армянский монастырь Сурб-Хач

13. Один из входов в храм — через колокольню.

15. Посмотрим на храм с противоположной стороны — здесь фронтон был расписан во время реставрации.

16. На фреске изображено Преображение Господне.

18. Ограда относится к концу XIX столетия.

22. Один из приделов освящён во имя Грузинской иконы Богоматери. В 1991 году в храм был перенесен чудотворный образ Богоматери Грузинской, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот.

23. Местонахождение собственно храмовой иконы Грузинской Богоматери, утраченной после революции, до сих пор неизвестно.

24. Обязательно зайдите в храм, в 1800-1801 годах он был расписан в итальянском стиле живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились и до нашего времени. На парусах под барабаном были написаны несвойственные для православного храма сюжеты: пророк Моисей, апостол Петр в окружении множества фигур. Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса.


Фото из интернета

25. В 1994 году, когда храм вновь стал действующим, в него был возвращен исторический иконостас. Много лет он лежал в запасниках, сохраненный Музеем архитектуры им. А. В. Щусева. Единственная в мире алтарная преграда храма в форме триумфальных ворот посвящена победе над Наполеоном.

26. Фотография алтарных ворот и план храма найдены в интернете.


Фото Ковшова Владимира Валентиновича

27. Интересный факт из истории: французский маршал Мюрат, живший в доме бывшей усадьбы И.Р. Баташева, ныне — Яузская больница №23, в течение всей оккупации Москвы, поражённый видом Храма, поставил взвод солдат с офицером для охраны от мародёров, что позволило сохранить его в более-менее терпимом состоянии.

28. После 1917 года храм разделил судьбу многих московских святынь. По Декрету 1922 года об изъятии церковных ценностей храм лишился значительной части своей ризницы, а в 1924 году был разграблен. В 1931 году храм был закрыт, и его помещения были переданы киностудии документальных фильмов «Востоккино». Следующим владельцем храма стала Всесоюзная книжная палата, занявшая его под свои книжные фонды.


Вид с Большой Алексеевской (ныне улицы Солженицына)

В 1990 году храм был возвращён Русской Православной Церкви. К 1996 году был полностью освобожден от фондов книжной палаты. Произведена разборка шести этажей железобетонных перекрытий и перегородок, полностью заменены система отопления, кровля, полы, оконные рамы храма. Воссоздана настенная живопись, возвращен в храм иконостас центрального алтаря. Здание представляет собой один из шедевров русского зодчества.

architectstyle

Архитектурный стиль

Исторические периоды и стили Русской Архитектуры

Храм Святителя Мартина Исповедника, Папы Римского

Один из красивейших в столице, храм Мартина Исповедника находится на Большой Алексеевской улице, близ Таганки. Этот храм часто сравнивают и с собором Святого Павла в Лондоне, и с собором Сятого Петра в Риме, но мне кажется, что это совершенно не к чему. Храм Мартина Исповедника великолепен сам по себе, и масштабы его соразмерны Москве. Недаром он так гармонично смотрится среди старой застройки Большой Алексеевской улицы!
Столь редкое для Москвы его посвящение объясняется тем, что он был основан в честь дня венчания на престол великого князя Василия III, отца будущего первого русского царя Ивана Грозного. Его восшествие на престол состоялось в праздник святого Мартина, 14 (27) апреля 1503 года.

Храм возвёл современник и однофамилец великого архитектора Матвея Казакова — Родион Казаков (1758-1803). В ранние годы он работал под руководством В.И. Баженова над проектированием Большого Кремлёвского дворца и под руководством М.Ф. Казакова — над Пречистенским дворцом. Достойно продолжив их деятельность, Родион Казаков впоследствии возглавил московскую архитектурную школу, вырастившую многих мастеров классицизма. Строительство храма Мартина Исповедника началось в 1792 году на средства богатейшего московского купца, позже городского головы В.Я. Жигарева. С тех пор храм является гордостью Москвы и главным украшением Таганки.

1. Родион Казаков соединил в этом строении две школы русского классицизма: петербуржскую (монументализм и величественность), и московскую (система двусветного освещения, филенки, люкарны). Применил он и свою любимую архитектурную форму — ротонду. Храм являлся одним из основных высотных ориентиров всего Заяузья, господствуя над окружающей застройкой и определяя градостроительный силуэт всей местности.

2. Алексеевская слобода была образована в начале ХVI века вдоль дороги, соединявшей Таганные ворота города со Спасо-Андрониковским монастырем. На этой дороге, ставшей впоследствии Большой Алексеевской улицей, и стояла Мартиновская церковь.

3. Первое архивное свидетельство о храме Мартина Исповедника относится к 1625 году. Уже с XVIII столетия Алексеевскую слободу охотно заселяло московское купечество, что во многом определило благоприятную судьбу храма.

4. Монументальное двухярусное здание в плане представляет собой латинский крест, боковые стороны которого украшены порталами с коринфскими колоннами. Главный купол имеет форму световой ротонды диаметром 17 метров. По углам основного четырехугольного объема поставлены четыре глухих невысоких барабана. На боковых фасадах храма помещены торжественные восьмиколонные тосканские портики; коллонады опоясывают притвор и апсиды. С западной стороны к храму пристроена трёхъярусная колокольня, которая до 20-х годов XIX века была отдельным строением. Её высота от земли до креста около 60 метров.

5. В 1812 году во время оккупации Москвы французами храм святителя Мартина Исповедника сильно пострадал от пожара. Реставрация облицовки церкви проходила вплоть до 1823 года. Здесь же было проведено первое благодарственное богослужение после оставления французами Москвы в 1812 году.

6. Главный престол освящен в честь праздника Вознесения Господня, храм же называли и называют по приделу Мартина Исповедника.

7. Мартин Исповедник жил в VII веке в Константинополе и умер в изгнании в Херсонесе. Его образ напоминает о времени, когда христианская церковь до раскола на православных и католиков была единой. Мартина католики почитают как мученика, а православные — как исповедника. Так православная церковь называет тех, кто открыто объявил себя христианином и после принятых мучений остался в живых.

8. Святитель Мартин после кончины был погребён в храме иконы Божией Матери «Влахернской» на окраине Херсонеса. Впоследствии мощи его перенесены были в Константинополь, а потом и в Рим, где и почивают ныне в церкви Сан-Мартино-ай-Монти.

11. Трехъярусная колокольня состоит из объемов, постепенно уменьшающихся кверху, и завершается цилиндром, увенчанным шпилем.

12. Ротонду и верхний ярус колокольни украшают колонны с лепными капителями.

13. Один из входов в храм — через колокольню.

15. Посмотрим на храм с противоположной стороны — здесь фронтон был расписан во время реставрации.

16. На фреске изображено Преображение Господне.

18. Ограда относится к концу XIX столетия.

22. Один из приделов освящён во имя Грузинской иконы Богоматери. В 1991 году в храм был перенесен чудотворный образ Богоматери Грузинской, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот.

23. Местонахождение собственно храмовой иконы Грузинской Богоматери, утраченной после революции, до сих пор неизвестно.

24. Обязательно зайдите в храм, в 1800-1801 годах он был расписан в итальянском стиле живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились и до нашего времени. На парусах под барабаном были написаны несвойственные для православного храма сюжеты: пророк Моисей, апостол Петр в окружении множества фигур. Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса.


Фото из интернета

25. В 1994 году, когда храм вновь стал действующим, в него был возвращен исторический иконостас. Много лет он лежал в запасниках, сохраненный Музеем архитектуры им. А. В. Щусева. Единственная в мире алтарная преграда храма в форме триумфальных ворот посвящена победе над Наполеоном.

26. Фотография алтарных ворот и план храма найдены в интернете.


Фото Ковшова Владимира Валентиновича

27. Интересный факт из истории: французский маршал Мюрат, живший в доме бывшей усадьбы И.Р. Баташева, ныне — Яузская больница №23, в течение всей оккупации Москвы, поражённый видом Храма, поставил взвод солдат с офицером для охраны от мародёров, что позволило сохранить его в более-менее терпимом состоянии.

28. После 1917 года храм разделил судьбу многих московских святынь. По Декрету 1922 года об изъятии церковных ценностей храм лишился значительной части своей ризницы, а в 1924 году был разграблен. В 1931 году храм был закрыт, и его помещения были переданы киностудии документальных фильмов «Востоккино». Следующим владельцем храма стала Всесоюзная книжная палата, занявшая его под свои книжные фонды.


Вид с Большой Алексеевской (ныне улицы Солженицына)

В 1990 году храм был возвращён Русской Православной Церкви. К 1996 году был полностью освобожден от фондов книжной палаты. Произведена разборка шести этажей железобетонных перекрытий и перегородок, полностью заменены система отопления, кровля, полы, оконные рамы храма. Воссоздана настенная живопись, возвращен в храм иконостас центрального алтаря. Здание представляет собой один из шедевров русского зодчества.