Церковь Св. Креста

Кафедральный собор Святого Креста и Святой Евлалии

La Catedral de la Santa Cruz y Santa Eulalia – главный собор Барселоны. Именно он, а не Саграда Фамилиа знаменитого Гауди, – резиденция местного архиепископа. Более коротко его называют собором св. Евлалии, Барселонским или Кафедральным.

Краткая история

Кафедральный собор посвящён Святой Евлалии Барселонской, в IV в. принявшей мученическую смерть за верность христианской вере. Тогда в Барсино (прежнее название города) властвовали римляне, преследовавшие христиан во всех своих владениях. Император Диоклетиан послал в городок наместника с приказом заставить христиан отказаться от их веры, или уничтожить. Всех жителей собрали на городской площади. 13-летняя ревностная христианка Евлалия, являвшаяся примером праведной жизни, прилюдно обвинила наместника в насилии и призвала жителей отказаться от обращения в язычество.

Последовавшие вслед за этим ужасные пытки и казнь девочка встретила с потрясшей очевидцев стойкостью и мужеством. Первоначально тело Евлалии было похоронено в церкви Santa Maria del Mar. В VII в. великомученица была причислена к католическим святым. Она является покровительницей города. Св. Евлалия почитается и православной конфессией.

Собор Святого Креста и Святой Евлалии сооружён на месте разрушенной романской церкви по приказу короля Сицилии, Арагона и Валенсии Хайме II Справедливого. Основное строительство по проекту архитектора Жауме Фабре, начатое в конце XIII в., продолжалось более столетия. Однако последние штрихи в оформление фасада были внесены лишь к концу XIX в. А шпиль центральной башни, достигающий 70-метровой высоты, был достроен только в 1913 г. Обычный для средневековых сооружений долгострой объяснялся войнами, эпидемиями и нехваткой средств.

Архитектурные решения

Барселонский собор Святого Креста и Святой Евлалии – прекрасный образец готики, позднее дополненный неоготическими деталями. Длина сооружения – 93 м, ширина – 40. 8-угольная центральная башня достигает высоты 50 м. Несмотря на внушительные размеры, колонны, держащие своды, не давят на зрителя. Специалисты считают, что лёгкость и даже изящность собору придали добавленные позднее элементы французской готики (по образцу Руанского собора). Многочисленные витражи с льющимся через них светом усиливают это ощущение.

Внутреннее устройство барселонского собора не совсем привычно. Основную часть центрального нефа высотой в 26 м занимает помещение для хора. Его ограждение декорировано красивыми мраморными рельефами, изображающими сцены жизни св. Евлалии. Верхний ярус сидений хора украшен рыцарскими гербами.

За поперечным нефом (трансептом) находится пресвитерий, предваряющий алтарную часть, и главная капелла Майор. Под ней расположена крипта с алебастровым саркофагом, выполненным итальянским мастером Лупо ди Франческо в XIV в. В нём покоятся останки св. Евлалии. Поверхность саркофага покрыта рельефами со сценами её пыток. По бокам саркофага – четыре изваяния ангелов с подсвечниками, а в центре – небольшая статуя Богоматери с Младенцем. На своде крипты находится рельефный медальон со сценой небесной коронации святой.

Справа от главной капеллы находится сокровищница собора с предметами культа и образцами церковного искусства. Среди них выделяются дароносица XVI в. из золота и серебра, украшенная драгоценными камнями, и деревянный стул короля Мартина, покрытый позолоченным серебром. Рядом с главным алтарём установлены надгробные памятники основателям прежнего романского собора – графу Рамону Беренгеру I и его супруге.

Всего в соборе – 26 капелл. Каждая из них – произведение искусства. В их алтарях, созданных в XIV–XV вв., изображены архангелы, отцы церкви и святые. Согласно, католической традиции, иконостасы не декорированы. Наиболее известна капелла св. Причастия с алтарным изображением архангела Михаила.

Готические капеллы Санто-Кристо де Лепанто и Преображения выделяются своими рельефными украшениями. В алтарной части первой из них установлена деревянная скульптура распятия Христа. Первоначально она находилась на носу испанского корабля. Легенда гласит, что распятие увернулось от неприятельского снаряда, после чего застыло в таком положении. Приглядевшись, действительно можно заметить некоторую кривизну статуи. Компонент Santa Cruz (Святой Крест) в полном названии собора появился именно из-за этой истории.

Ренессансный орган собора XVI в. был отреставрирован в конце XX столетия. С этого времени ежемесячно в соборе проводятся органные концерты.

Во внутреннем дворике (клуатре) находятся высокие одноярусные галереи, фонтан со статуей Sant Jordi (св. Георгия), и сад с пальмами, апельсиновыми и мушмуловыми деревьями. Здесь постоянно живут 13 белых гусей. Их количество соответствует прожитым годам юной святой, а белый цвет символизирует её чистоту и непорочность. Здесь же действует небольшой музей, где экспонируются церковная утварь, гобелены, требник Евлалии, и её терракотовая скульптура.

Слева от входа находятся лифты, поднимающие желающих на крышу собора. Оттуда открывается прекрасный вид на шпиль и Готический квартал Барселоны.

В 2006 г. произошло редчайшее для католического собора событие: перед мощами св. Евлалии был совершён православный молебен.

Информация для туристов

Адрес Кафедрального собора – площадь Pla de la Seu в Готическом квартале (Barri Gotic). До него можно доехать по линии L4 метро, сойдя на станции Jaume I. Альтернативный транспорт – автобусы 17, 19, 40, 45 до остановки Barri Gotic. До этой же остановки может довезти специализированный туристический автобус Barcelona Bus Turistic. Нужно воспользоваться его красным маршрутом Red Route.

Кафедральный собор Барселоны действующий, и в нём регулярно проводятся мессы. Но он открыт и для туристов ежедневно с 8 до 19:30. Утром до 12:45 (в воскресенье – до 13:45) и вечером после 17:15 его можно посетить бесплатно. Но за осмотр хоров нужно будет заплатить 2,8 EUR, а за подъём на крышу – 3 EUR. В остальные часы – с 13 (в воскресенье – с 14) до 17, стоимость входного билета с осмотром храма, хоров и подъёмом на крышу – 6 EUR. Следует учесть, что в часы бесплатного посещения выстраивается большая очередь.

При посещении фотосъёмка внутренних помещений ограничена (особенно со вспышкой). В соборе посетители могут зажечь не обычную, а электронную свечу. Для этого нужно бросить монету в прорезь специального автомата.

На площади перед собором местные жители часто берутся за руки, и, под звуки флейты, танцуют хороводный танец сардана. Замкнутый круг символизирует общность каталонцев перед лицом внешнего мира. Они ценят внимание к своей культуре, поэтому с радостью примут иностранца в круг.

Главный собор в Барселоне — Собор Святого Креста и Святой Евлалии

В Барселоне, в самом сердце готического квартала, возвышается главный собор города — Собор Святого Креста и Святой Евлалии, обладающий уникальным стилем и интересной историей. Распространено мнение, что главный храм Барселоны — это Саграда-Фамилия, но это утверждение в корне неверно. Именно Собор Святой Евлалии, подлинный шедевр готической архитектуры, является центральным сооружением города и резиденцией епископа Барселонского.

Про Барселонский Собор часто забывают, его едва ли упомянут даже в крупных источниках, посвященных Испании, что очень несправедливо по отношению к нему. На архитектурное основание храма, состоящее из четких холодных линий, присущих готическому стилю, позже легкими штрихами были наложены неоготические элементы, а этот стиль возник только через пять веков после начала строительства.

Слияние двух стилей выполнено невероятно гармонично, даже поговаривают, что к созданию храма причастен сам Гауди. Таким образом, главный кафедральный собор Барселоны — один из самых интересных соборов всей Европы и мира.

Кто такая Святая Евлалия?

Святая Евлалия – покровительница Барселоны, мученица, причисленная к Лику Святых. Она, между прочим, почитается не только католиками, но и православными христианами.

Прожила Евлалия совсем недолго – всего 13 лет. Еще в самом детстве она решила, что всю жизнь она будет служить Богу. Родители, глубоко верующие христиане, и нарадоваться не могли, какая скромная и добродетельная дочь у них растет.

В четвертом веке, когда и жила Евлалия, Барселона находилась под властью Римской Империи, которой правил Диоклетиан, ненавидевший христиан. По его приказам католиков подвергали пыткам, казнили, изгоняли целые поселения и города за пределы Империи. Однажды, Диоклетиан отправил в Барселону своего наместника, который принудительно должен был обратить всех жителей в язычество.

В Барселоне наместник императора столкнулся с протестом, который и начала Евлалия. Обратившись ко всем людям, собравшимся на площади, она призывала не слушать римских завоевателей и оставаться верными своему Богу, ругала наместника. За свои действия она сразу же поплатилась, легионеры схватили ее, и через какое-то время Святая Евлалия скончалась от пыток. Память о ее подвиге жива и в наше время.

На данный момент на внутреннем дворе храма, в часовне, живет тринадцать гусей, которые символизируют невинность Евлалии.

Строительство собора

Собор Святого Креста и Святой Евлалии был построен на руинах часовни, принадлежащей вестготам. Строить его решил король Хайме Второй, которого в народе прозвали «справедливым» за то, что он вывел страну из многих воин и позже возвел множество храмов вместо разрушенных.

Храм строился долго. Возведение началось в 1298 году, официально строительство было окончено только в середине пятнадцатого века. Но на самом деле фасад и главный купол были завершены только в 1890ом году, эти элементы и выполнены в неготическом стиле. Точку в строительстве храма поставил в 1913 году, архитектор Шарль Гольтьер. Он добавил 70-метровый шпиль на главную башню.

Причин, почему Собор Святого Креста и Святой Евлалии строился так долго, несколько. Во-первых, в те времена Европа в пучине войн и серьезных эпидемией, которые опустошали страны и города, в определенные моменты возведение новых объектов архитектуры откладывалось из-за недостатка средств и разрушений. Во-вторых, многие элементы храма исключительно уникальны и сложны, а план строительства несколько опережал свое время, поэтому без появления многих технических изобретений дальнейшее возведение было просто неосуществимо.

А в 1929 году главный кафедральный собор Барселоны был причислен к Памятникам Истории и Искусства Национального Значения.

Архитектура собора

Поскольку достраивался собор по чертежам Руанского собора, в нем чувствуется влияние французской готики. Сама по себе готика ассоциируется с некой массивностью, грубостью и прямолинейностью форм, недостатком света, но в Соборе Святой Евлалии это совсем не ощущается. Напротив, он кажется очень легким и утонченным. Благодаря множеству витражей, помещение храма всегда наполнено светом, на который испанское солнце никогда не скупится. Алтарь четырнадцатого века дополняет великолепие интерьера, насыщенного деталями.

Центральный неф впечатляет своими размерами, в высоту он достигает двадцати шести метров. Большая его часть отведена под сиденья для хора, на верхем ярусе которых, если присмотреться, можно заметить тонко выполненные изображения рыцарских гербов. Всего их должно быть двенадцать.

Орган кафедрального собора был построен в XVI веке в одном из его порталов. Последний раз он был отреставрирован в 90-х годах прошлого века. Теперь чаще всего его используют для концертов, которые проводятся довольно часто.

Читайте также  Базилика Санта Мария дель Пополо

В просторном внутреннем дворе расположен сад с фонтаном, всегда открытый для посетителей. К нему ведут несколько порталов, построенная еще до собора часовня Святой Люсии дополняет архитектуру двора.

В соборе хранятся несколько важных как для католиков, так и для православных святынь. В крипте Святой Евлалии, как несложно догадаться, хранятся ее останки. Саркофаг, выполненный итальянскими мастерами в XIV веке, опирается на резные алебастровые колонны. Однажды перед ним был проведен православный молебен, пожалуй, единственный в истории католических храмов.

В готическом соборе находится сразу 25 неповторимых молелен, все они отличаются друг от друга и дополняют интерьер. Здесь мастера и архитекторы следуют католической традиции: ни в одной из капелл нет резьбы или каких-либо других украшений на иконостасах. Пытаться описать убранство каждой молельни не представляется возможным, настолько велико разнообразие святынь и икон, хранящихся там.

Но стоит обратить внимание на одну из капелл, в которой хранится деревянное распятие, побывавшее на корабле испанца Дона Хуана Австрийского во время битвы при Лепанто. Та битва, разумеется, была выиграна. Считается, что именно благодаря этому распятию в названии готического храма появился Святой Крест.

Собор Святого Креста и Святой Евлалии находится в так называемом Готическом Квартале в той части Барселоны, которую называют Старым Городом. Храм является центральной архитектурной фигурой квартала.

Помимо всего прочего, в соборе даже есть своя сокровищница с дорогими для верующих людей священными реликвиями.

Готический собор по-прежнему является действующим храмом, поэтому, как правило, фотографировать в нем нельзя без специального разрешения от администрации. В целом же собор способен поразить воображение любого и остаться в памяти на долгие-долгие годы.

Собор Святого Креста, Ахтамар — Cathedral of the Holy Cross, Aghtamar

Собор Святого Креста
религия присоединение Армянская Апостольская Церковь Церковный или организационный статус музей Место нахождения Место нахождения Akdamar остров , озеро Ван , Турция географические координаты 38 ° 20’25 «N 43 ° 02’13» E  /  38,3403 ° N 43,0369 ° E  / 38,3403; 43,0369 Координаты : 38,3403 ° N 43,0369 ° в.д. 38 ° 20’25 «N 43 ° 02’13» E  /   / 38,3403; 43,0369 Архитектура Архитектор (ы) Manuel Архитектурный стиль армянин Groundbreaking 915 Завершенный 921

Собор Святого Креста ( Турецкий : Akdamar Kilisesi или Surp HAC Kilisesi , Армении : Սուրբ Խաչ եկեղեցի Сурб Хач yekeġetsi ) на Ахтамар (Ахтамар) острова , в озере Ван в восточной Турции, является средневековым Армянская Апостольская собор, построенный как небная церковь для царей Васпуракан и позже , выступающего в качестве местопребывания Католикосато Ахтамар .

содержание

история

Во время своего правления короля Гагика I Арцруни (г. 908-943 гг / 944) армянского царства васпураканского выбрал остров Aght’amar в качестве одной из своих резиденций, основав там поселение. Единственная структура , стоящая с этого периода является собором. Он был построен из розового вулканического туфа по проекту архитектора монаха-Мануэля в годы 915-921, с внутренней измерительной 14.80m по 11.5m и купола достигает 20.40m над землей. В последующие века, и до 1915 года, она входила в состав монастырского комплекса, руины которого все еще можно увидеть на юг от церкви.

Между 1116 и 1895 Aght’amar остров был местом армянского Католикосатым из Aght’amar. Хачатур III, который умер в 1895 году, был последним Католикос из Aght’amar. В 1915 году во время Геноцида армян , церковь была разграблена, а монастырские здания разрушены.

Церковь оставалась заброшенной в течение десятилетий после 1915 г. Когда писатель и журналист Яшар Кемаль посетил остров Ахтамар в 1951 году, он обнаружил , что он должен был быть разрушен. Используя свои контакты , он помог остановить запланированное уничтожение. Церковь стала отмеченным туристической достопримечательностью в ближайшие десятилетия. В 2005 году структура была закрыта для посетителей , как он прошел тяжелую реставрацию, будучи открыт как музей турецкого правительства через год.

Архитектура

Архитектура церкви основана на форме , которая была разработана в Армении несколько столетий ранее; самый известный пример в том , что в седьмом веке церковь Святой Рипсиме в Эчмиадзине .

Уникальное значение кафедральной церкви Святого Креста исходит из обширного массива барельефа резьбы в основном библейских сцен , которые украшают его внешние стены. Значения этих рельефов были предметом большого и разнообразного толкования. Некоторое это предположение — например, несколько источников интерпретировать исламские и тюркские влияния , лежащие в основе художественного рендеринга рельефов, syncretised с армянскими влияниями. Некоторые ученые утверждают , что фризы параллельно современные мотивы , найденные в Омейядах искусства — такие , как тюрбане принц, арабские стили одежды, вина образами; намеки на королевские Сасаниды образа также присутствуют (грифоны, например).

Вандализм и распад

После 1920 — х годов, после геноцида , церковь подвергается обширному вандализма. Богато каменная балюстрада королевской галереи исчезла, и сравнение с до 1914 фотографий показывают случаи повреждения резьбы рельефа. Khatchkar католикоса Стефанос, датированных 1340, был, к 1956 году, сильно изуродованы с большими секциями своих резных отрублены. В 1956 году был оставлен только в нижней трети другого богато хачкар, датированный 1444, — это было цело , когда сфотографировали Бахман в 1911 году 19-го века надгробие Хачатура Mokatsi, цела в 1956 году, позже был разбитый на фрагменты. В 1950 — х годах остров использовался как военный полигон «.

восстановление

Между 20 мая 2005 и 21 июля 2006 года церковь претерпела спорную программу восстановления. Восстановление было заявленное бюджет 2 млн новых турецких лир (около 1,4 миллиона долларов ) и финансировалось турецким министерством культуры . Он официально вновь открыт в качестве музея 29 марта 2007 года в церемонии приняли участие министр культуры Турции, правительственные чиновники, послы ряда стран, патриарх Месроп II (духовный лидер армянской общины Турции), делегация из Республики Армении во главе с заместителем министра культуры Армении, а также большая группа приглашенных журналистов из многих новостных организаций по всему миру.

Özdemir Çakacak, губернатор Ван назвал восстановление как «знак уважения Турции к истории и культуре». Турецкий государственный департамент музея Чиновник добавил, «Мы не мог бы игнорировали артефакты наших армянских граждан, и мы не делали.» Признаки предвещая церковь вновь открыть заявленный «Tarihe Saygı, Kulture Saygı» ( «Уважение к истории, уважение к культуре»).

По словам Максимилиана Хартмут академик в Sabanci университета, «церковь была превращена в музей , а не вновь открыт как место поклонения после реставрации был, например, утверждал, что клин , разделяющий памятник от армянской общины Турции. критики, пишущий для средств массовой информации , таких как Радикал, Milliyet , или Turkish Daily News , к тому же посетовал , что разрешение установить крест на вершине церкви не было дано. более того, они утверждают , официальное название музея, турецкий Ахтамар (перевод в «белая вена») , а не оригинальной армянской Ахтамар . — название острова на озере Ван , на котором церковь стоит и Сурб HAC (Святой Крест) для самой церкви можно было бы предположить , что это турецкий памятник в то же время только щадя использовались слова «армянского» в официальных заявлениях, с армянской общиной Турции не удовлетворил их просьбу о проведении услуг в церкви — и большой турецкий флаг , установленный на сайте, это было rgued некоторые , что этот проект действительно объявил о «отуречивании» этот памятник, инициатива не будучи не более чем медиа — трюк.

Религиозная жизнь

Церковь в настоящее время классифицируется как светский музей. Во время церемонии по случаю реставрации были образы Мустафы Кемаля Ататюрка на видном месте . Армянские религиозные лидеры , приглашенные для участия в церемонии открытия решили бойкотировать мероприятие, потому что церковь была приоткрываются как светский музей.

Турецкое правительство объявило разрешение на литургия, чтобы быть сказанным 19 сентября 2010 года, а служба проходила, как и планировалось.

Некоторые споры окружили вопрос о том, следует ли заменить крест на вершине купола до 1915 года. Некоторые армяне сказали, что ремонт был незавершенным, пока крест не был заменен, и что молитва должна быть позволена внутри, по крайней мере один раз в году. Крест был подготовлен почти год до открытия, и Месроп II обратился к премьер-министру и министру культуры поставить крест на куполе собора. Турецкие официальные лица заявили, что база не подходит для креста Патриархия принесла, как это было сделано, чтобы поддержать оригинальный крест. Позднее этот вопрос был решен. С 2 октября 2010 года, крест сидит на вершине церкви.

С 8 сентября 2013 года , обряд крещения был проведен для группы армянских мальчиков внутри собора. Это был первый раз , так как Геноцид армян , что крещение было выполнено в Ване.

Спорные

Назвав вопрос

Hürriyet обозреватель Ченгиз Чандар охарактеризовалкак турецкое правительство обработал открытие как продолжение продолжающегося « культурного геноцида » армян. Он характеризует переименование церкви с армянского на турецкийв рамках более широкой программы переименовывать армянские исторические памятники в Турции , и атрибуты отказа разместить кресткуполе церквикак симптоматическая религиозной нетерпимости в турецком обществе.

Как вы думаете , «наш набор» пытается сделать? Если вы спросите меня, они хотели «казаться праведным и пользу политически» . И , естественно , они делают беспорядок из него. Первоначальные планы по открытию Ахтамар , которое состоится 24 апреля реальной хитрой идеи . Как известно, « армянский геноцид день памяти в мире,» козырь для пропаганды использовался бы на этот день.

Тогда дата стала 11. апреля Согласно древнему армянскому летоисчислению, 11 апреля, совпадает с 24 апрелем они, вероятно, знали, что это тоже. Они все еще преследуют еще одну хитрую идею. В конце концов, было решено, что открытие Ахтамар, в настоящее время «Акдамар» состоится на 29 марта, в качестве реставрационного открытие музея-церкви, без креста или колокольчика.

Чандар отмечает , что Акос вопрос опубликован в день убийства Гранта Динка признакам комментарий Динк по обращению с турецким правительством вопрос Ахтамар, который покойный журналист охарактеризовал как «реальная комедия . Настоящая трагедия . » по Динк,

Правительство все еще не в состоянии сформулировать правильный подход к « армянскому вопросу ». Его реальная цель состоит в том, чтобы не решить эту проблему, но , чтобы получить очки как борец в конкурсе. Как и когда это сделает правильный шаг и победить своего противника. Это единственная проблема. Это не Серьезность. Государство призывает армянских историков , чтобы обсудить историю, но не стесняется пробовать свои интеллектуалы , которые имеют неортодоксальную риторику о геноциде армян . Он восстанавливает армянскую церковь в Юго — Восточном, но только думает: «Как я могу использовать это для достижения политических целей в мире, как я могу продать его?»

Националистические протесты

Открытие было спорным среди некоторых турецких групп, которые протестовали на острове и в отдельной демонстрации в Анкаре. Полиция задержала пять турецких граждан, протестующих против восстановления церкви на озере Ван, который нес знамя объявляя «Турецкий народ благородны. Они никогда бы не совершить геноцид.» Демонстранты за пределами Министерства внутренних дел в Анкаре скандировали лозунги против возможности перекрестного возводимого на вершину церкви, объявляя «Вы все армяне, мы все тюрки и мусульмане».

Читайте также  Церкви в Несебре

Отвечая на критику

Историк Ара Сарафян ответил некоторую критику проекта Ахтамар, заявив , что, наоборот, проект представляет собой ответ на утверждения о культурном геноциде. Он заявил , что активизация сайта является «важной Мирной жертвой» от турецкого правительства.

vladimirdar

Блог о моих ощущениях этого Мира

Размышления о себе, других и Мире.


Всего 18 фото

По преданию, в 1639 году будущего Патриарха Никона во время его морского путешествия на материк в устье Онежской губы застиг шторм, и он чудом спасся на безлюдном острове. Ступив на землю, Никон спросил: «Кий сей остров? (Что это за остров?)». Остров же был непригоден для жизни и названия не имел. Тогда Никон якобы и сказал: «Пусть же сей остров зовется Кий». Благодаря Бога за спасение, Никон поставил на острове поклонный крест, дав обет построить здесь монастырь.
02.

Поклонный крест патриарха Никона на острове Кий.
Автор Владимир Шалаев. Москва.

Спправедливости ради, насчет версии происхождения слова «Кий-остров». Как известно, Крестный монастырь стоит практически на голой гранитной скале, даже престол Крестовоздвиженского собора высечен из цельного камня, и название острова вполне оправдано географически. «Кий» или «киюра» использовалось и в архангельском диалекте русского языка для обозначения «остроконечного каменного молота» или «булыжника с вицевою обвязкою для забойки кольев». Во всех вариантах с корнем «кий» связывается «камень». В то же время в славянских языках «кий» — палка, пест, посох, дубинка. На севере «кий» употребляется не только как «камень», но «каменный молот или топор». Интересно, что в таком значении слово встречается уже в ранних русских памятниках — в Изборнике Святослава 1073 г., в Суздальской летописи (под 1216 г.), где означает и молот кузничный, и боевое оружие. Таким образом, в этимологии «кий» соединяются архетипы дерева и камня, и перепосвящение острова Св. Кресту вписывается в семантику архетипа Креста, утвержденного на Голгофе, как образа творения мира, гармонизации хаоса и утверждения власти.

В 1652 году, будучи уже новгородским владыкой, Никон вновь отправляется на Соловки за мощами святителя Филиппа. На обратном пути, проплывая мимо Кий-острова и увидев сохранившийся поклонный крест, он вспоминает про свое обещание. Став Патриархом, Никон бьет челом царю Алексею Михайловичу и получает от него разрешение на острове Кий «церковь поставить и монастырек соградить во имя Честнаго и Животворящего Креста и святаго Чудотворца Филиппа митрополита».
03.

Патриарх Никон (1605–1681) начал реформу по изменению богослужебных книг и обрядов Русской Церкви.
У значительной части верующих изменения вызвали неоднозначную реакцию.

К этому времени из Палестины привезены были по просьбе Патриарха Никона два Креста «из древа кипарисного, в высоту и в ширину во всем подобны мерою Кресту Христову»: один предназначался для Голгофского придела храма Воскресения Христова в Ново-Иерусалимском монастыре, другой — для Крестного монастыря.
04.

Крестный монастырь на Кий-острове

Символическая программа Крестного монастыря, задуманного в комплексе с Валдайским Иверским и Воскресенским подмосковным монастырями патриархом Никоном, по-видимому, вместе с царем Алексеем Михайловичем, воплотила одну из граней символики рая, образа Обетованной земли на далеком северном острове.
05.

06.

Икона «Кийский крест с предстоящими». 1671 год.

На иконе Кийский крест изображены: слева сверху вниз: император Константин Великий, царь Алексей Михайлович, патриарх Никон; справа сверху вниз: императрица Елена, царица Марина Ильинична. Эту икону писал Богдан Салтанов (также упоминается как Иван Иевлев(ич) Салтанов; ок. 1630–1703 гг.) — придворный художник царя Алексея Михайловича и его преемников, главный мастер Оружейной палаты (с 1686 г.). Автор икон, иллюстраций к рукописям, парсун. По происхождению — армянин, родом из Персии. В России он получает имя Богдан, являющееся буквальным переводом армянского имени Аствацатур (Богом данный). В картушах и на свитках в руках персонажей иконы представлены тексты общих служб происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня .

В Кийском Кресте сосредоточены частицы мощей вселенских святых и одновременно русских подвижников. Такого уровня святыни, заключенные в Кресте, свидетельствуют об исключительной роли создаваемого Креста-реликвария. Грандиозная иконографическая программа Креста не имеет аналогов ни в византийском, ни в западном, ни в русском искусстве.

Мощи, вложенные в Кийский Крест, можно объединить в несколько символически значимых комплексов. Это мощи покровителей царского рода Рюриковичей и династии Романовых: св. Иоанн Предтеча, небесный покровитель царя Ивана IV, вмч. Феодор Стратилат — патрональный святой царя Феодора Иоанновича; преп. Михаил Малеин — тезоименитый святой Михаила Феодоровича Романова, св. Алексий, человек Божий — святой покровитель царя Алексея Михайловича. Соединение посредством вложения соответствующих мощей в одном реликварии двух духовно-плотских «генеалогий» — царской (патрональные святые, князья и воины-мученики) и святительской (святители и русские святые) — говорит о заложенной в иконографической программе памятника идее симфонии духовной и светской власти на Русской земле, идеальных отношений между государственной и духовной властью, знаменующих образ рая, Царства Небесного.
07.

В «Грамоте на устроение Кийского монастыря» патриарх Никон пишет о собрании в кресте-реликварии благодати святых мест Палестины, одновременно там же упоминается и некий монастырь Ставрос на Афоне, созданный, согласно «Грамоте», еще императором Константином Великим. Ко времени получения патриархом Никоном 13 июня 1656 г. царской грамоты о построении Крестного монастыря на Кий-острове в Москву и был привезен изготовленный в Палестине по просьбе патриарха Никона Крест «из древа кипарисного в высоту и ширину во всем подобен мерою Кресту Христову».
08.

В «Начертании жития и деяний Никона, Патриарха Московского и всея России», составленном архимандритом Аполлосом цитируется челобитье Патриарха царю Алексею Михайловичу от 1656 года: «В мимошедшем 1639 году мы, будуще Иеромонахом, творихом шествие по морю из скита Анзерского и во время то от великого морского волнения едва не потопихомся; но, уповающе на силу Божественнаго Животворящаго Креста, спасение получихом пред Онежским устьем, к пристанищу к Кию острову, и славу воздахом Распеншемуся на Кресте Господу нашему Иисусу Христу о оном избавлении. Будуще же тогда на том острове, на воспоминание того своего спасения водрузихом на том месте Святый и Животворящий Крест».

После освящения крест под сильной военизированной охраной был перевезен на остров Кий. Во всех местах остановки на ночлег изготовлялись деревянные копии креста и освящались «на благословение». Один такой крест-копия хранится в кладбищенской церкви Воскрешения Лазаря в городе Онеге. После смерти Патриарха Никона Кийский монастырь долго оставался особо почитаемым, конкурируя со знаменитым Соловецким монастырем.
10.

Кийский крест в интерьере храма в Крестном Кий-островском монастыре. Гравюра из книги XIX в.

Долгие годы Кийский крест пребывал в Онежском (Кийском) монастыре. Он находился в Крестовоздвиженском соборе, построенном в 1660-1661 годах при деятельном участии самого Никона, который в период между оставлением Патриаршего престола и ссылкой немало успел потрудиться на благо основанных им монастырей — Воскресенского Ново-Иерусалимского под Москвой, Иверского на Валдае и, собственно, Крестного на Кий-острове.
11.

Угасание монастыря началось со времен Петра I и особенно Екатерины II, когда стали активно изыматься монастырские земли. Перед революцией на острове Кий, где не было возможности заниматься хозяйственной деятельностью, кроме рыболовства, оставалось всего несколько монахов под руководством игумена, значительно оскудел и поток паломников.

Крест, как известно из дореволюционных описаний монастыря, помещался на месте храмового образа в деревянном, а с 1843 года — мраморном киоте и покидал обитель лишь единожды, в 1854 году, когда его «эвакуировали» в видах военной угрозы со стороны англичан. Во время этой эвакуации, к сожалению, были утрачены некоторые частицы мощей.
12.

После революции Крест вывезли на Соловки, уже лагерные тогда, где он занял место в экспозиции местного музея, о чем свидетельствует заметка в газете «Карело-Мурманский край» (№7 за 1927 год), где святыня глумливо именуется «божественным Универмагом». Когда музей на Соловках закрыли, Кийский крест оказался в Москве, откуда он когда-то и начал свой путь к устью Онеги. До передачи храму преподобного Сергия святыня пребывала в Государственном Историческом музее.

«Топография» Кийского креста

Шесть резных афонских кипарисных крестов (в настоящее время один из них утрачен) (на фото 12) с изображением двунадесятых праздников и евангелистов врезаны в вертикальное древко креста. На Кресте смонтированы 18 восьмиконечных звезд, в которые вставлены камни из святых мест Палестины.

Если изначально в кресте находилось до 300 частиц мощей святых, то сейчас насчитывается 104 частицы мощей святых и 16 камней с мест библейских событий. В центре креста серебряный ковчежец с частью Ризы Христовой и частицей Животворящего Креста. Крест украшен шестью малыми деревянными крестами с изображением двунадесятых праздников, привезёнными с Афона в середине XVII века.

13.

Годеново: Чудотворный Крест

Годеново с высоты птичьего полета

Годеново. Паломники в праздничный день

Дорога к святыне

Знамение державного строительства Руси

Чудотворный Крест. Деталь

XXI век: второе обретение

Реставрация

Чудотворный Крест перед реставрацией

Крест чудотворит

«Крестных ход» Годеновского Креста

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл возносит молитву у Чудотворного креста

Копия Чудотворного Креста отправляется в Екатеринбург

Копия Чудотворного Креста отправляется в Екатеринбург

Схиархимандрит Илий у Годеновского креста

Крест провожают в Луганск

Копия креста отправляется в Вологду

Севастополь. Морской Крестный ход

Севастополь. Морской Крестный ход

Севастополь. Морской Крестный ход

Крест на борту космического корабля

скрыть способы оплаты

Уважаемые участники беседы. Милостию Божией. усилиями верующих людей история Животворящего Креста, явленного в 15 веке на Сахотском болоте получила широкую огласку. Вчера состоялся радиоэфир, посвященный этой теме. Информация, которая обсуждалась здесь год назад в отношении номинации Животворящего Креста и резолюции Патриарха, подтвердилась. Найдены архивные документы, посвященные переносу Креста в соседнее село.
Ниже привожу ссылку на архивную запись эфира, а также аннотацию, размещенную на сайте радиостанции.

Мария, спасибо. Не успела написать, а вы уже ответили. Скажу честно мне по душе ваш подход. Бессмысленно объяснять тем, для кого Крестный Ход- перенос Креста «туда-суда», к сожалению. Дело не в Кресте, а в ушах: обсуждается не наше мнение ( кому оно интересно), а Резолюция Святейшего Патриарха и наша готовность выполнить ее. Для тех, кто не слышит, но может еще видит:
ссылка http://www.patriarchia.ru/db/text/4350169.html
Дословный текст и вопрос: ЧТО НАМ МЕШАЕТ ВЫПОЛНИТЬ ТО, ЧТО УЖЕ РЕШЕНО?
Архиерейский совет Ивановской митрополии выработал предложения по выполнению резолюции Святейшего Патриарха Кирилла относительно ежегодного перенесения Креста Господня, явленного близ села Антушково22 января 2016 года состоялось заседание Архиерейского совета Ивановской митрополии, на котором были выработаны предложения по выполнению резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о Кресте Господнем, явленном в 1423 году близ села Антушково и последние годы пребывавшем в храме в честь святителя Иоанна Златоустого села Годеново.

Читайте также  Что нельзя во Вьетнаме

Святейший Владыка благословил, чтобы впредь в течение полугода крест находился в монастыре Животворящего Креста Господня села Погост Крест Шуйской епархии (Ивановская митрополия), а еще полгода — в храме святителя Иоанна Златоустого в селе Годеново Ярославской епархии. Для перенесения святыни Его Святейшество благословил два раза в год совершать крестный ход.

Архиерейский совет принял решение придать статус церковных торжеств на уровне Ивановской митрополии праздникам перенесения Животворящего Креста Господня из храма святителя Иоанна Златоустого села Годеново в монастырь Животворящего Креста Господня села Погост Крест и обратно.

В 1423 года на Сахотском болоте (ныне село Погост Крест Ильинского района Ивановской обл.) явился Крест Господень, через который были явлены многие чудеса. На месте явления по благословению архиепископа Ростовского Дионисия был построен деревянный храм, в который была помещена обретенная святыня. В XVIII веке вместо деревянного был построен каменный храм в честь Воздвижения Креста Господня. В течение XV — начала XX вв. от святыни были явлены многие чудеса, зафиксированные в письменных источниках. В период богоборчества храм был закрыт и разграблен. Около 1933 года Животворящий Крест ради его сохранения был перенесен в храм святителя Иоанна Златоустого села Годеново.

В 1998 году в селе Погост Крест была образована монашеская община, позже преобразованная в монастырь. В 2004 году братией монастыря на историческом месте было завершено строительство Крестовоздвиженского храма. В настоящий момент монастырь полностью обустроен. В течение многих лет братия монастыря Животворящего Креста Господня и многочисленные паломники чествовали день обретения великой святыни, совершая торжественные богослужения и крестные ходы.

Господи, дай сил душевных и телесных матушке Евстолии, всем Отцам и всем сестрам, ежеминутно молитвенно предстоящих перед ГОСПОДОМ и ГОДЕНОВСКИМ КРЕСТОМ, молящихся за спасение всех нас многогрешных, за наше Отечество и за весь мир! Побывайте хоть раз в этом благодатном месте, в ГОДЕНОВО, помолитесь у этой ВЕЛИКОЙ православной СВЯТЫНИ, поклонитесь Честному и Животворящему КРЕСТУ ГОСПОДНЮ, чтобы потом хватило здравого смысла, да поможет Вам Бог, не впасть в грех осуждения и празднословия…. Прочувствуйте на себе благодатную мощь ЕГО СИЛЫ! Ощутите каждой клеточкой своей погибающей души и окаменевшего сердца ЕГО ТЕПЛО! Испытайте силу внезапно нахлынувших слёз, усиленного сердцебиения и услышите ЕГО ГОЛОС! Вы услышите ЕГО! БЛАГОДАТНОЕ ГОДЕНОВО – это то место, где по милости Божией оказался и сохранился Небоявленный КРЕСТ до наших дней, из которого каждый попавший туда уезжает абсолютно другим человеком, который с Божией помощью душою возвращается к ОТЦУ, возвращается к себе самому, преображается благодатной силой ГОДЕНОВСКОГО Животворящего КРЕСТА ГОСПОДНЯ. Равнодушие, эгоизм и лень — овладели в наше время людьми. Пожертвуйте своим временем и посетите село ГОДЕНОВО и Животворящий КРЕСТ. «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (6:6). Этим Спаситель напоминает фарисеям, укорявшим Его в том, что Он вкушает вместе с мытарями и фарисеями, истину Священного Писания: дела любви и милосердия выше всех обрядовых жертвоприношений.
«Небоявленный Крест, можно сказать, обрел для нас, живущих уже в XXI в., свое новое рождение. Из-под толстого потемневшего слоя олифы засияли первозданные краски. Поруганная богоборцами Святыня пришла к верующим в обновленном виде. Так постепенно, милостью Божией, за молитвы новомучеников Российских, зарастают язвы, нанесенные безбожным лихолетьем», говорит игумения Евстолия.

Верую этой горечи слёз
От скорбей перед вечною радостью.
Верую в бесконечность счастливейших дней
За небесною радугой.
Верую во Единого Бога Отца
Вседержителя, верую…

Верую, кто-то тихо мне шепчет
Молитву о Господе первую.
Верую, что пройдут эти скорби,
Земные страданья закончатся.
Верую, что на НЕБЕ венцы,
Кто терпел до конца – тем пророчатся…

Отрывок из стихотворения «Верую» Марины Стрельцовой

Все копии Креста чудотворят, об этом и матушка Евстолия говорит, и написано ниже.
Никто из нас не знает, где именно промысел Божий, поэтому я бы поостереглась утверждать, что перенос Креста — чисто человеческое. Речь не идёт о просто Крестных ходах туда-сюда. Речь о том, что есть резолюция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на перенос Креста: половину года — в Годеново (в дань заслуги-спасения) и половину года — на месте сошествия. И тут уже неважно, кто и чего хочет.
А вот почему резолюция не исполняется — это вопрос. Также как и очень странно в свете обнародования резолюции и, совсем по-человечески, выглядит такое событие, как уничтожение указателя на место сошествия Креста перед Престольным праздником (ныне восстановлено все). Никогда бы не поверила в такое, если бы, увы, сама не видела, простите, отсутствие указателя. Была в тот день на Литургии и с ужасом наблюдала, как после Причастия в храм просто вбегали люди с грудными детьми. которые заблудились. и по их словам два часа ездили по весям, так как давно не были в этих краях и отсутствие указателя заставило их свернуть не туда.

И сравнивать заслуги Годеново и Антушково также бессмысленно, тк — это две равнозначные величины. И повторю ещё раз, только Господь Бог знает, что правильно.
Также странно читать про возможное разрушение святыни из-за Крестного хода. Ежегодно из запасников Третьяковской галереи выносят чудотворные иконы для поклонения. С человеческой точки зрения, вынос памятника искусства из спец хранилища или из выставочного зала, где созданы специально условия — посягательство на сохранность. С духовной точки зрения — счастье для многих верующих. То, что создано Богом, невозможно разрушить.
Если человек ездит в святые места не в поисках чуда, а в для сопричастия Богу, то все равно ему будет, где крест — в Годеново или Антушково. А резолюцию Патриарха надо уважать, не наше это делать думать зачем и почему благословение на перенос дано.
Мои посты только об этом. Резолюция дана — надо ее исполнять. Если уже в монашеском мире послушание попрано, то чего ждать от мирян?
Спаси всех Бог

suomilarissa

По городам и весям и много разного интересного

Блог пенсионерки из страны Суоми

Православная Церковь Святого Креста — Pyhän Ristin kirkko — была построена в 1915 году, как гарнизонная церковь для российских военных в городе Коувола (о гарнизоне мой пост здесь: https://suomilarissa.livejournal.com/784262.html
01.

02.
После получения независимости в 1917 году церковь отошла государству.
В 1919 году церковь освятили как евангелически-лютеранскую, коей она была до 1978 года.

03.
В 1978 году в гор. Коувола была построена Главная церковь евангелически-лютеранского прихода (о церкви моя публикация здесь : http://suomilarissa.livejournal.com/146959.html )
В 1981 году церковь передали приходу православному приходу Хамина и освятили её как церковь Св. Креста.

Posts from This Journal by “Коувола” Tag

ФИНЛЯНДИЯ. Коувола. Дом престарелых и дома по уходу.

Как-то в комментах меня попросили рассказать о домах престарелых в Финляндии. Начну с того, что пенсионный возраст в стране высокий — почти у всех…

Коронавирусное лето: тепло, солнечно, белые ночи.

Погода стоит тёплая, солнечная, около десяти вечера вчера было +23, солнце светит во всю — белые ночи. После послабления карантинных мер 1 июня…

Финляндия выходит из карантина.

Вчера страна начала выходить из карантина. Открываются церкви, музеи и библиотеки, плавательные бассейны, рестораны и кафе, на следующей неделе…

ФИНЛЯНДИЯ. Коувола. Нарезая круги по своему району.

Когда бурно цветёт черёмуха, погода всегда прохладная. Так и в этом году — сегодня +15, а два дня назад, 26 мая, было +23. Вечером 26 мая я вышла на…

Началось майское цветение.

26 мая была по-летнему тёплая погода — небо радовало своей синевой, на солнце припекало — было +23. Началось майское цветение. 01. 02. 03.…

Прогулка в солнечный день мая и легендарный «Телебар».

Сегодня у нас в Коувола было +17, ярко светило солнце. Во дворах многоквартирных домов некоторые устраивали барбекю. Многие уехали на дачи, так что…

ФИНЛЯНДИЯ. Первомайский фоторепортаж.

Сегодня, спустя более чем месяц, решила выйти в центр города — как-то всё же отметить Первомай. Погода днём была солнечная, чуть потеплело со…

Дневник финской пенсионерки — люди стали больше гулять.

16 марта Финляндия объявила ЧП, которое продолжится до 13 мая. Закрыты церкви, библиотеки, музеи, спортзалы, театры, все учебные заведения, кафе и…

Непослушные финские старики и пустой центр города.

Количество инфицированных в Финляндии с населением в 5,5 млн чел. на сегодняшнее число возросло до 400. Среди 10, находящихся в реанимации, один…

Информация об этом журнале

  • Цена размещения 20 жетонов
  • Социальный капитал838
  • В друзьях у
  • Длительность 24 часа
  • Минимальная ставка 20 жетонов
  • Правила
  • Посмотреть все предложения по Промо

Да, как и все православные приходы в стране, за исключением,как знаю, в Хельсинки одного из приходов..

Edited at 2013-10-24 08:18 am (UTC)

Спасибо за рассказ! Интересный и мало известный у нас храм.
А много в Коувола православных? И какие часы/дни работы храма, сообщите, пожалуйста. Я подумываю включить эти места в паломнический маршрут по Финляндии.

Edited at 2020-02-12 08:53 am (UTC)

Храм достоин того, чтобы включить его в паломнический маршрут. Он часть нашей истории.
https://www.orthamina.fi/po-russki — активная ссылка на русском языке с расписанием богослужений в храме.
Ещё одна ссылка на русском языке: http://aquaviva.ru/journal/bolshaya_tserkov_v_malenkoy_obshchine
У меня есть авторская публикация о памятниках немецким солдатам, который находится на территории храма и снимок которого в публикации выше. Активная ссылка: https://suomilarissa.livejournal.com/1128612.html На русском языке сведений об этом захоронении в Инете нет.
О точном количестве православных в приходе церкви затрудняюсь сказать. Сама я состою в гражданско реестре, так получилось, когда приехала в Коувола в 1971 году. Насколько знаю, большинство наших русскоязычных, в основном приехавшим на волне репатриации, состоят в приходе.
Предлагаю Вашему вниманию мои авторские фоторепортажи о старинных православных храмах, которые я посетила:
ФИНЛЯНДИЯ. Лаппеенранта. Старинная православная церковь — https://suomilarissa.livejournal.com/1016487.html
ФИНЛЯНДИЯ. Котка. Православная церковь Св. Николая. — https://suomilarissa.livejournal.com/47706.html
ХЕЛЬСИНКИ. Успенский православный собор. — https://suomilarissa.livejournal.com/16651.html

Edited at 2020-02-12 01:15 pm (UTC)