Церковь Св. Иоанна

Добро пожаловать в Храм Иоанна Воина

Самое первое упоминание о церкви Иоанна Воина относится к 1625 году. Тогда она располагалась на берегу Москвы-реки, ближе к Крымскому мосту, приблизительно там, где начинается территория Центрального Дома Художников (ЦДХ) и пересечение Якиманского и 2-го Бабьегородского переулков и носила название Церковь Иоанна Войнственника «что у Крымского двора на берегу»[1]. Иоанн Воин или как ранее говорили, Войнственник, был покровителем воинов-стрельцов, живших в то время в этом месте с 1550-х годов по повелению Царя Иоанна Грозного. Церковь находилась «под горою» и часто разливы реки подтапливали её. Вообще, вся эта местность сильно затапливалась вплоть до строительства Водоотводного канала в 1786 году.

Стараниями стрельцов началось строительство новой каменной церкви. В 1671 году храм был отстроен, но просуществовал недолго. После стрелецкого восстания, оставшиеся в живых стрельцы, с семьями были выселены из Москвы, храм подвергся запустению, а в 1708 году оказался затопленным во время наводнения.

В 1709 году, со слов очевидца событий, «вода была великая на Москве, под каменной мост, под окошки подходила, и с берегов дворы сносила и с хоромами и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие и у Иоанна Войнственника за Москвою-рекою церковь Божию потопило». 1

Также, существует народная легенда, согласно которой Петр I, проезжая по Якиманке, увидел, что церковь стоит в воде и к ней подъезжают прихожане на лодках. Узнав, что это храм Иоанна Войнственника, царь воскликнул: «Это наш патрон! Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой Большой улицы, дам вкладу и пришлю план». Через два месяца он сам приехал с планом и, увидев, что начали уже завозить материал для строительства, похвалил священника. А в книге для вписания вкладов якобы написал: «Вклад даю триста рублей. Петр»[2]. Имя батюшки, принявшего во имя Божие вклад Петра Великого, — отец Алексий Федоров (ск. 1731 г.).

В 1712 году для церковного кладбища были отведены пустырь и несколько дворов также из стрелецких оброчных земель. Московский губернатор, князь Михаил Григорьевич Ромодановский, уплату оброчных денег с этих земель отменил, а велел хозяевам платить только «мостовые деньги» — на приведение в порядок дорог у их владений. Через некоторое время новый губернатор, боярин Алексей Петрович Салтыков, предписал собирать и оброчные деньги. Так за церковью Иоанна Воинаобразовалась недоимка (с 1714 по 1720 год): 89 рублей 22 алтына 2 деньги оброчных денег и 24 рубля мостовых.

К освящению храма в 1717 году Петр Великий прислал золотые сосуды, картину и пудовую гирю на массивной цепи. Ее подвесили при входе для напоминания людям о соблюдении порядка во время службы. На картине, имевшей более двух аршин в длину и ширину (около 142 см), вверху имелась надпись: «Аптека, врачующая грехи«[3].

Однако, есть все основания полагать, что строительство Храма планировалось и ранее на новом месте: так для постройки новой церкви земля была куплена еще в 1702 году из стрелецких оброчных земель[4]. Но, видимо, именно желание и финансы Петра Великого подтолкнуло начало строительства Храма Иоанна Воина.

Автором плана и ее зодчим был один из любимых архитекторов Петра I Иван Петрович Зарудный(ск. 1727 г.). Уже 11 (23) июня 1711 года в юго-восточном углу был освящен придел св. мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива (память 15/28 ноября) и в Храме началось богослужение.

Большое освящение Храма 12 июня 1717 года совершил Патриарший Местоблюститель Митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). С этого дня, который считается начало жизни нового Храма, по глубокому замечанию о.Назария, игумена Валаамского, «неотступно пребывает в храме Божием Ангел-блюститель Престола Господня».

Сохранился документ 1721 года, согласно которому священник Алексей Федоров купил за 5 рублей у вдовы сторожа Мундирной канцелярии Агафьи Потаповны Чертихиной ее строения (вероятно, дом и хозяйственные постройки), расположенные около церкви на Большой Калужской (так называлась в те годы Якиманка). Землю же, на которой все это находилось, она «уступила к церкви Иоанна Войнственника для строения на ней богадельни«[5]. Таким образом, наряду с Петром Великим основателем новой церкви Иоанна Воина следует признать священника Алексея Федорова.

В 1752 году в истории православной России произошло знаменательное событие — были обретены нетленными и позднее канонизированы мощи Святителя Дмитрия Ростовского (память 21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября). Год представления святого совпадал с годом закладки Храма св. мученика Иоанна Воина. Погребение Святителя, своего почившего друга, совершал тот же Митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), который освящал Храм. Жизнь новоявленного Святителя и Храма протекала, таким образом, почти одновременно и духовно взаимосвязанно. Переплетение дат и событий сподвигли прихожан просить освятить новый престол во имя этого святого.

Таким образом, в 1760 году Храм св. мученика Иоанна Воина стал трехпрестольным.

Отечественная война 1812 года

В 1812 году при нашествии Наполеона Храм св. мученика Иоанна Воина был осквернен французами.

«Привлеченные золотом, серебром, жемчугами и драгоценными камнями, французы не смогли отворить западные двери церковные, отломали южные, потом отворили северные, запертые, подобно южным, изнутри, и в храм Божий ввели своих коней. Ища сокровищ, они взламывали пол, рубили стены, а сокровища им не давались. Заметили под самым алтарем подвал, но вместо того, чтобы спуститься в него ходом с северной стороны храма или окнами (нижними), они проламывали нижний свод среди алтаря, не подозревая, что южная часть подвала, вблизи которой находились драгоценности, отделена каменною стеною» («Воспоминания очевидца о пребывании французов в Москве в 1812 году». Москва, 1862, с. 82-85).

Господь сохранил Храм и от пожара: бушевавшее на Якиманке пламя остановилось, дойдя до церковной ограды. Храм и вся правая сторона улицы до Калужских ворот (где ныне Калужская площадь) остались вне пожара.

После неприятеля престолы были освящены заново: св. Гурия, Самона и Авива — 20 февраля, св. Димитрия Ростовского — 9 марта, св. Иоанна Воина — 29 июня 1813 года. Несколько же дней, когда Храм был разграблен, так и остались единственными днями за всю 300-летнюю историю Храма, когда в нем не совершались богослужения.

Благодаря щедрым пожертвованиям и драгоценным вкладам, Храм постепенно восстановил свою утварь и внутренне убранство и уже к 1840 году достиг прежнего благолепия.

Годы богоборчества

В годы богоборчества Храму по воле Божией выпало стать одним из немногих очагов истинного православия в Москве. В 1922 году за верность Патриарху Тихону и своему долгу был мученически убит настоятель Храма и Благочинный Замоскворечья о. Христофор (Надеждин). В 90-е годы он был прославлен как сщмч. Христофор. Сегодня прихожане Храма молятся ему о даровании твердости в вере.

Молитвами сщмч. Христофора и всех небесных покровителей Храму удалось избежать скверны обновленчества и сохранить верность каноническому священноначалию. Все годы и поныне богослужения совершались и совершаются в соответствии с исторической православной традицией.

Храм не закрывался, но в 1922 г. в нем были конфискованы церковная утварь и другие ценности.

Выпало Храму и иное послушание — стать хранителем многих великих христианских святынь, перенесенных в Храм в 20-30-е годы из закрываемых московских церквей. Это и икона праведных Иоакима и Анны с 80-ю житийными клеймами из храма, давшего имя улице Якиманке, и икона св. Василия Блаженного из храма его имени на Красной площади, и мощи и икона св. великомученицы Варвары из храма ее имени, что на Варварке.

Иконы Всемилостивого Спаса Смоленского и святителя Николая Чудотворца находились раньше над воротами Московского кремля, получившими от них свои наименования.

Ныне существующий прекрасный резной золоченый иконостас был сооружен в 1708 году для церкви Трех святителей у Красных ворот и перенесен оттуда в храм св. мученика Иоанна Воина в 1928 году, когда церковь Трех святителей была снесена.

Одним из последних изменений в Храме Иоанна Воина было в 1984 г., когда из-за расширения улицы церковная ограда, возведённая в 1746-58 годах, была передвинута на новую красную линию.

[1] Желябужский И.А. Записки // Записки русских людей. СПб., 1841. С.111.

[2] Горчаков Н. Церковь св. Иоанна Войнственника в Москве // Московские губернские ведомости. 1841, № 10. С.100.

[3] Иванов О.А. К истории церкви Иоанна Воина // Московский журнал. 1999. № 7

[4] ЦИА Москвы. Ф.2134, оп.1, № 36, л.75

[5] Москва. Актовые книги XVIII столетия. М., 1895. Т.3. С.114 (№ 523).

Читайте также  Барселона- Пальма-де-Майорка: как добраться

Иоанна Русского

  • НовостиRSS
  • ВКонтакте
  • WhatsApp
  • Instagram
  • О храме
  • О храме
  • Храм-часовня
  • Для людей с ограниченными возможностями
  • Расписание
  • Святой Иоанн Русский
  • Житие
  • Молитвы
  • Чудеса
  • Жизнь прихода
  • Воскресная школа
  • Школа православной семьи
  • Группы детского творчества
  • Клуб «Парус»
  • Молодежное объединение «Верность»
  • Евангельский кружок
  • Школа церковных чтецов
  • Народный хор
  • Социальная служба
  • Паломничества
  • Издательство
  • Просвещение
  • Вопрос священнику/Подать записку
  • Подготовка к Таинствам
  • Преподавание основ православной культуры в школах
  • Адрес и контакты

Последования богослужений для домашнего совершения

Последования богослужений для домашнего совершения
доступны на официальном сайте Русской Православной Церкви

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла храмы Москвы открываются для прихожан

В субботу, 6 июня 2020 года, в канун праздника Святой Троицы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла открываются для прихожан храмы города Москвы.

Доступ прихожан в храмы будет осуществляться с соблюдением всех необходимых санитарно-эпидемиологических предписаний Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в том числе — социальной дистанции при участии верующих в богослужениях и максимально допустимой вместимости храма (1 человек на 4 кв. м).

Опубликовано расписание богослужений в нашем храме.

Возобновляет работу церковная лавка

Дорогие братья и сестры!

С 1 июня возобновляет работу церковная лавка храма прав. Иоанна Русского в ТЦ «Трамплин» рядом с метро «Молодежная» (ул.Ярцевская, д. 25, 2 этаж, часы работы 9:00 — 22:00).

В ней можно подать записки о здравии и упокоении, заказать другие требы, а также приобрести лампадное масло, свечи, которые можно передать в храм к чтимым иконам.

Отошла ко Господу старейшая сотрудница храма А. Г. Костина

24 мая на 79 году жизни отошла ко Господу старейшая сотрудница нашего храма Александра Григорьевна Костина. Она трудилась на приходе с первых дней его создания. Помогала у подсвечников, работала в трапезной. Все эти годы попечением Александры Григорьевны на больших праздниках почетных гостей прихода встречали красивым караваем. Долгие годы, почти до последних дней Александра Григорьевна трудилась в церковной лавке. Несмотря на болезни и преклонный возраст, работала с полной отдачей. Всегда была готова помочь, поддержать и словом, и делом любого, кто обращался к ней. Приветливая, отзывчивая, Александра Григорьевна всегда останется в нашей памяти.
Упокой, Господи, душу рабы Твоей Александры!

Послание Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, духовенству и верующим Русской Православной Церкви.

Дорогие братья и сестры!

Милостью Божией мы с вами достигли уже 3-й Недели пасхального торжества, которую Церковь премудрым образом посвятила воспоминанию подвига жен-мироносиц.

Жены-мироносицы и апостолы — это своего рода два пути веры. Решительный и горячий Петр, готовый идти за Спасителем даже на смерть, до просвещения Духом Святым оказался, однако, не столь уж мужественным и крепким в вере, когда возникла реальная опасность для жизни. Да и другие ученики, опасаясь своих соплеменников, в страхе оставили Господа в самый критический момент.

Тихие же и кроткие жены, сопровождавшие Христа в его земных странствованиях, безмолвно стояли возле Креста и сердцем сораспинались Господу Иисусу. Они никому ничего не стремились доказать, не требовали для себя почестей сесть по правую или по левую руку от Спасителя в Его Царствии. Они просто с кротостью, терпением и глубоким смирением служили Христу. И потому, быть может, Он и сподобил их великой чести: стать апостолами для самих апостолов, принести благую весть ближайшим ученикам Спасителя.

Сегодня пример их подвига для нас особенно назидателен. В последние недели мы переживаем очень непростое испытание. Опасная болезнь постигла наш народ. Уже немало жизней она унесла, среди них есть и священнослужители нашей Церкви. Десятки тысяч людей сейчас страдают в больницах, а врачи и медицинские сестры самоотверженно борются за их спасение. Еще больше людей вынуждены находиться дома в самоизоляции, терпеть ограничения в общении с родными и близкими, а нередко — даже острую материальную нужду.

Дорогие мои, я очень хорошо понимаю, как вам сейчас тяжело. Глубоко сострадаю всем вам. Поверьте, вы не одни, Патриарх с вами. Все мои мысли и молитвы о вас. Каждый день я молю Бога о милости, о том, чтобы это сложное испытание как можно скорее миновало наш народ, чтобы мы вновь соединились с вами в Таинстве Святой Евхаристии, едиными усты и единым сердцем прославляя Господа.

С самого начала этой ситуации мне было понятно, что мы столкнулись с опасным и коварным недугом. В зоне же особого риска должны были оказаться духовенство и наши пожилые прихожане. И за последние дни мы уже потеряли нескольких уважаемых священнослужителей и многих верных чад Церкви. Как Предстоятель я всегда осознавал свою ответственность за клир и народ.

С большой скорбью мне далось решение обратиться к вам с призывом временно не посещать храмы. Без преувеличения то были самые трудные слова в моей жизни. Никогда ничего подобного мне не приходилось говорить. Но таково бремя ответственности, которую несет Предстоятель Церкви, принимая на себя не только почести патриаршего сана, но и всю душевную боль епископата, духовенства и паствы. И боль эта в моем сердце, всякий раз, когда я думаю о том, что миллионы православных людей жаждут приобщиться Святых Христовых Таин и не могут переступить порог родного храма; когда я думаю о священнослужителях, совершающих богослужения за закрытыми дверями и лишенных сегодня материальной поддержки.

Но как вера без любви не приносит человеку никакой пользы, так и христианское сострадание должно иметь зримые плоды. А потому я обратился к людям состоятельным и благорасположенным к Церкви со смиренной просьбой оказать материальную поддержку нашим священнослужителям. И благодарение Господу — мои мольбы были услышаны. Конечно, может быть, это не изменит радикально ситуацию, но каждый из нас должен сегодня делать то, что в его силах, чтобы оказать помощь ближнему. Я искренне благодарен тем людям, которые несмотря на сложности экономического характера, через которые проходит страна и весь мир, явили подлинно христианскую готовность делиться своим имением ради ближних. Всещедрый Господь да воздаст вам за ваши добрые деяния.

Несмотря на то, что я, как и многие из вас, вынужден пребывать в закрытом пространстве, получаю постоянные свидетельства о драматических случаях, происходящих в разных городах и весях в связи с распространением губительного поветрия. И стараюсь, насколько это возможно, корректировать усилия наших волонтеров в их по-настоящему подвижническом служении. Всем добровольцам во главе с епископом Пантелеимоном, с которым имею ежедневное общение и получаю от него необходимую информацию — моя особая благодарность, ибо к вам непосредственно могут быть отнесены слова Христа Спасителя: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36).

Особую признательность хотел бы выразить и врачам. Медицинские работники находятся сегодня на переднем крае борьбы с болезнью, являют подлинный героизм и верность своему призванию. Все это вызывает самое искреннее восхищение.

Несмотря на сложность ситуации, мы во всех обстоятельствах призваны сохранять душевный мир, спокойствие и рассудительность. Не возмущаться и распаляться ненавистью, не заниматься бесконечным поиском врагов и уже тем более, упаси Бог, проклинать кого бы то ни было, что само по себе немыслимо для христианина. Мы помним, что сказал нам Спаситель: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Бог не оставит Церковь Свою и верных рабов Своих. Только прошу вас: не отчаивайтесь, не унывайте, молюсь за всех вас и взаимно жду ваших сугубых молитв обо мне, как о своем Патриархе.

Читайте также  Фарный костел Св. Андрея

Милостью Воскресшего Христа и Его всемогуществом мы победим и эту напасть, ибо нет ничего невозможного для Бога (Мф. 19:26), только бы мы были стойки в нынешних испытаниях и верны в своем уповании на Господа, подобно тому как с терпением и кротостью верили Ему и жены-мироносицы, как оставались с Ним тайные ученики Иосиф и Никодим. Обращаюсь к вам словами Священного Писания: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16:13), — и Господь сохранит нас Своею благодатью. Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Эстонская лютеранская кирха св. Иоанна

Архитекторы: Боссе Г. А.
Циглер фон Шафгаузен К. К.
Год постройки: 1859-1860, 1930
Стиль:

Эстонская лютеранская кирха св. Иоанна

ул. Декабристов, 54

1859-1860 — арх. Боссе Геральд Андреевич (Ю. Э. Боссе) (проект),

Циглер фон Шафгаузен Карл Карлович

..-2010 — реконструкция первоначальной постройки

Проведена реконструкция первоначального облика здания ( Dr.Black )

7 мая 1859 г.
* см. ниже

1927 г. Вид здания Евангелической
лютеранской эстонской св. Иоанна
церкви на ул. Декабристов, 54.
(ЦГАКФФД СПб. Гр 48898)

1930-1940 гг
Реконструкция
церкви в
Дом Обороны
С сайта pastvu.com

* Генеральный план места евангелическо-лютеранской эстонской церкви св. Иоанна. 7 мая 1859 г. ЦГИА СПб. Ф.513. Оп.102. Д.3713. Л.1.

Комплекс построек

Церковно-служительский дом эстонской лютеранской кирхи св. Иоанна — Декабристов ул., 54 В

1859-1860 — Циглер фон Шафгаузен Карл Карлович

Доходный дом эстонской лютеранской кирхи св. Иоанна — Декабристов ул. — б/н — Мастерская ул., 1 Б

Школа и приют (во дворе)

1893 — арх. Гаммерштедт Александр Карлович

В 1852 г. эстонский приход св. Иоанна обратился с просьбой выделить ссуду для строительства каменного храма. В первый раз ходатайство не было удовлетворено.

Вторичное обращение в конце февраля 1857 г., сделанное министром внутренних дел С. С. Ланским от имени Генеральной евангелическо-лютеранской консистории, дало положительный результат.

1 марта 1857 г. Александр II повелел выделить 55 тыс. руб. на строительство храма, включив их в смету министерства внутренних дел.

Владельцем участка, где в настоящее время располагается храм, на рубеже XVII-XIX вв. числился «секретарь Золотов», а в середине XIX в. участком владел надворный советник Павел Сергеевич Золотов.

19 марта 1857 . приходской совет обратился в Генеральную консисторию с просьбой ходатайствовать о разрешении выкупить участок 900 кв. сажен с ветхими деревянными строениями, принадлежащий коллежской советнице Золотовой. Решение вопроса затянулось.

3 июля 1858 г. император утвердил согласованный в техническом комитете Государственного управления путей сообщения и публичных зданий проект с двумя сметами на возведение каменного храма и дома при церкви. Сохранившийся эскизный проект церкви св. Иоанна, остался неподписанным, что дает повод для споров об авторстве. Традиционно приписывают авторство Гаральду Боссе, иногда указывают, что церковь была возведена под его наблюдением. Так же упоминают имя К. К. Циглера фон Шафгаузена, который фигурирует, как автор построенного одновременно с церковью приходского дома.

Работы начались осенью 1858 г. Все прежние постройки, кроме одного дома, выходящего на Малую Мастерскую ул., были снесены. Как следует из чертежа 1876 г. в доме располагались приходское училище и богадельня. С мая 1859 г. богослужения велись в этом деревянном доме, где находились школа и богадельня, а также жили пастор, кюстеры, канторы и церковные служащие.

Торжественная закладка камня в основание церкви и прилегающего дома состоялась 24 июня 1859 г. К осени церковь была возведена под крышу.

27 ноября 1860 г. состоялось торжественное освящение. Был выстроен церковнослужительский дом, отремонтировано деревянное строение школы, обустроена территория вокруг – сделано мощение и тротуары. Со временем вокруг церкви возник целый комплекс зданий, находившихся в ведении прихода.

Храм был решен в псевдороманском стиле. Это двухэтажное на высоком подвале здание с граненой колокольней. Лицевой фасад с перспективным порталом и высокой лестницей венчал щипец. Храм был кирпичный, цоколь сложен из известняковых плит.

Храм представлял собой однонефную базилику. Здание было двусветным: нижние окна прямоугольные, верхние – с полуциркульным завершением. Декор здания составляли раскрепованные пилястры и арки. Внешний терракотовый декор выполнен по эскизам акад. Д. И. Йенсена. На колокольне высотой в 18 сажень был установлен колокол. Шпиль колокольни был увенчан золотым крестом. Второй крест был установлен над главным порталом.

На хорах храма, куда вели две трехмаршевые лестницы, располагался орган с посеребренными трубами. Первоначально использовался старый орган, но в 1894 г. из лютеранской церкви св. Анны был перенесен орган известной немецкой фирмы «Э. Ф. Валькер». В церкви было 800 мест.

Здание дважды подвергалось ремонтам: в 1890 г. и в 1905 г.

30 июня 1922 г. из церкви св. Иоанна специальная комиссия изъяла серебряные предметы общим весом 17,5 фунтов.

В мае 1929 г. в «Вечерней Красной газете» в рубрике «В две строки» появилось сообщение:»Эстонские рабочие возбудили ходатайство о предоставлении эстонской церкви св. Иоанна под клуб». 19 октября 1929 г. областной административный отдел вынес заключение о необходимости закрыть церковь и передать здание Эстонскому дому просвещения, а 27 октября президиум Леноблисполкома и Ленсовета принял решение о закрытии храма. И несмотря на то, что прихожане обратились с жалобой во ВЦИК , еще до получения ответа церковь была закрыта 15 апреля 1930, а здание передано Эстонскому дому просвещения. 30 августа 1931 г. ВЦИК вынес окончательное постановление о ликвидации церкви.

В 1931 г. орган был перенесен частично в оперный театр Ростова-на-Дону, частично – в Ленинградскую консерваторию.

architectstyle

Архитектурный стиль

Исторические периоды и стили Русской Архитектуры

Церковь св. Иоанна Иерусалимского

Оригинал взят у sergeyurich в Церковь св. Иоанна Иерусалимского

Церковь св. Иоанна Иерусалимского при Пажеском Е. И. В. корпусе (до 1917), больше известная как «Мальтийская капелла» — недействующий католический храм в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры конца XVIII века.

Храм является частью комплекса Воронцовского дворца и изначально предназначался для рыцарей Ордена Госпитальеров (Мальтийского ордена), после захвата Мальты войсками Наполеона нашедших убежище в России.

В 1798 — 1800 гг архитектором Джакомо Кваренги, членом ордена, по поручению императора Павла I был спроектирован и возведен кафедральный храм святого Иоанна Иерусалимского, пристроенный к главному корпусу дворца со стороны сада. Храм выдержан в стиле классицизм, с ориентацией на архитектуру Древнего Рима и высокого Ренессанса.

Торжественное освящение храма совершил 17 июня 1800 года митрополит Станислав Богуш-Сестренцевич во имя святого Иоанна Крестителя, покровителя Ордена в 1-й год понтификата Пия VII.

Здание храма представляет собой трехнефную базилику. Главный фасад украшен Диоклетиановым окном и имеет фронтон, опирающийся на четыре сужающиеся к верху колонны. Интерьер храма украшен двумя рядами коринфских колонн, разделяющих нефы и покрытых искусственным мрамором. Над боковыми нефами устроены хоры, на которых в свою очередь размещен орган фирмы «Валкер», установленный в 1909 году.
Алтарная часть представляет собой апсиду с колоннами, примыкающими вплотную к ее стенам; в центре — мраморный алтарь, за ним запрестольный образ св. Иоанна Крестителя работы А.И. Шарлеманя. Справа от алтаря под балдахином стояло малиновое бархатное кресло гросcмейстера ордена. Слева под мраморной доской с надписью об основании и торжественном освящении церкви – кресло епископа и несколько табуреток. Здесь же перед алтарной преградой находились скамьи для посольства с бархатными подушками. В средней части зала находились 14 деревянных скамей с подушками, обтянутых красным сукном.Плоскости стен обогащены декоративными арками, скульптурами ангелов, мальтийскими крестами и гипсовыми гирляндами. Плафон церкви состоит из полуциркульных коробовых сводов, покрытых росписью, состоящей из растительных орнаментов и розеток в стиле гризайль и гипсовыми гирляндами.

После передачи дворца Пажескому корпусу в 1810 году Иоанниты продолжали использовать храм до 1817 года, когда орден был официально ликвидирован на территории Российской империи. С этого времени прихожанами храма стали аккредитованные при дворе дипломаты, высшая знать и воспитанники Пажеского корпуса католического вероисповедания. С конца XIX века либо после 1905 года церковь открыта для рядовых прихожан.

В 1918 либо 1922 году в храме прекращаются службы, однако официально храм был закрыт лишь в 1930. Внутреннее убранство частично пропало, частично было передано музеям Ленинграда и Москвы. Церковь св. Иоанна Крестителя не возвращена верующим по сей день.

Эстонская лютеранская кирха св. Иоанна

Архитекторы: Боссе Г. А.
Циглер фон Шафгаузен К. К.
Год постройки: 1859-1860, 1930
Стиль:
Читайте также  Большой Королевский дворец

Эстонская лютеранская кирха св. Иоанна

ул. Декабристов, 54

1859-1860 — арх. Боссе Геральд Андреевич (Ю. Э. Боссе) (проект),

Циглер фон Шафгаузен Карл Карлович

..-2010 — реконструкция первоначальной постройки

Проведена реконструкция первоначального облика здания ( Dr.Black )

7 мая 1859 г.
* см. ниже

1927 г. Вид здания Евангелической
лютеранской эстонской св. Иоанна
церкви на ул. Декабристов, 54.
(ЦГАКФФД СПб. Гр 48898)

1930-1940 гг
Реконструкция
церкви в
Дом Обороны
С сайта pastvu.com

* Генеральный план места евангелическо-лютеранской эстонской церкви св. Иоанна. 7 мая 1859 г. ЦГИА СПб. Ф.513. Оп.102. Д.3713. Л.1.

Комплекс построек

Церковно-служительский дом эстонской лютеранской кирхи св. Иоанна — Декабристов ул., 54 В

1859-1860 — Циглер фон Шафгаузен Карл Карлович

Доходный дом эстонской лютеранской кирхи св. Иоанна — Декабристов ул. — б/н — Мастерская ул., 1 Б

Школа и приют (во дворе)

1893 — арх. Гаммерштедт Александр Карлович

В 1852 г. эстонский приход св. Иоанна обратился с просьбой выделить ссуду для строительства каменного храма. В первый раз ходатайство не было удовлетворено.

Вторичное обращение в конце февраля 1857 г., сделанное министром внутренних дел С. С. Ланским от имени Генеральной евангелическо-лютеранской консистории, дало положительный результат.

1 марта 1857 г. Александр II повелел выделить 55 тыс. руб. на строительство храма, включив их в смету министерства внутренних дел.

Владельцем участка, где в настоящее время располагается храм, на рубеже XVII-XIX вв. числился «секретарь Золотов», а в середине XIX в. участком владел надворный советник Павел Сергеевич Золотов.

19 марта 1857 . приходской совет обратился в Генеральную консисторию с просьбой ходатайствовать о разрешении выкупить участок 900 кв. сажен с ветхими деревянными строениями, принадлежащий коллежской советнице Золотовой. Решение вопроса затянулось.

3 июля 1858 г. император утвердил согласованный в техническом комитете Государственного управления путей сообщения и публичных зданий проект с двумя сметами на возведение каменного храма и дома при церкви. Сохранившийся эскизный проект церкви св. Иоанна, остался неподписанным, что дает повод для споров об авторстве. Традиционно приписывают авторство Гаральду Боссе, иногда указывают, что церковь была возведена под его наблюдением. Так же упоминают имя К. К. Циглера фон Шафгаузена, который фигурирует, как автор построенного одновременно с церковью приходского дома.

Работы начались осенью 1858 г. Все прежние постройки, кроме одного дома, выходящего на Малую Мастерскую ул., были снесены. Как следует из чертежа 1876 г. в доме располагались приходское училище и богадельня. С мая 1859 г. богослужения велись в этом деревянном доме, где находились школа и богадельня, а также жили пастор, кюстеры, канторы и церковные служащие.

Торжественная закладка камня в основание церкви и прилегающего дома состоялась 24 июня 1859 г. К осени церковь была возведена под крышу.

27 ноября 1860 г. состоялось торжественное освящение. Был выстроен церковнослужительский дом, отремонтировано деревянное строение школы, обустроена территория вокруг – сделано мощение и тротуары. Со временем вокруг церкви возник целый комплекс зданий, находившихся в ведении прихода.

Храм был решен в псевдороманском стиле. Это двухэтажное на высоком подвале здание с граненой колокольней. Лицевой фасад с перспективным порталом и высокой лестницей венчал щипец. Храм был кирпичный, цоколь сложен из известняковых плит.

Храм представлял собой однонефную базилику. Здание было двусветным: нижние окна прямоугольные, верхние – с полуциркульным завершением. Декор здания составляли раскрепованные пилястры и арки. Внешний терракотовый декор выполнен по эскизам акад. Д. И. Йенсена. На колокольне высотой в 18 сажень был установлен колокол. Шпиль колокольни был увенчан золотым крестом. Второй крест был установлен над главным порталом.

На хорах храма, куда вели две трехмаршевые лестницы, располагался орган с посеребренными трубами. Первоначально использовался старый орган, но в 1894 г. из лютеранской церкви св. Анны был перенесен орган известной немецкой фирмы «Э. Ф. Валькер». В церкви было 800 мест.

Здание дважды подвергалось ремонтам: в 1890 г. и в 1905 г.

30 июня 1922 г. из церкви св. Иоанна специальная комиссия изъяла серебряные предметы общим весом 17,5 фунтов.

В мае 1929 г. в «Вечерней Красной газете» в рубрике «В две строки» появилось сообщение:»Эстонские рабочие возбудили ходатайство о предоставлении эстонской церкви св. Иоанна под клуб». 19 октября 1929 г. областной административный отдел вынес заключение о необходимости закрыть церковь и передать здание Эстонскому дому просвещения, а 27 октября президиум Леноблисполкома и Ленсовета принял решение о закрытии храма. И несмотря на то, что прихожане обратились с жалобой во ВЦИК , еще до получения ответа церковь была закрыта 15 апреля 1930, а здание передано Эстонскому дому просвещения. 30 августа 1931 г. ВЦИК вынес окончательное постановление о ликвидации церкви.

В 1931 г. орган был перенесен частично в оперный театр Ростова-на-Дону, частично – в Ленинградскую консерваторию.

Церковь Святого Иоанна

После прогулки по городу нет ничего лучше, как послушать хорошо звучащий орган. Отправляйтесь в Церковь святого Иоанна. Именно там проходят концерты органной музыки. Церковь святого Иоанна наиболее подверглась влиянию времен. Она переходила из рук в руки, разрушалась, перестраивалась. Время вносило свои коррективы и в итоге получилось причудливое архитектурное строение, сочетающее в себе элементы готики, барокко, маньеризма и Возрождения. Тем не менее, его относят к выдающимся памятникам средневекового зодчества.

Немного истории

Первое упоминание о храме относится к началу XIII века. Рижский епископ, построив себе новую резиденцию, освободил прежнее подворье, и оно перешло к монахам Доминиканского ордена. Однако рижане недолюбливали меченосцев и старались всячески изгнать их из города. Так и случилось в один из пасхальных дней. Монахи вышли за пределы городской стены с крестным ходом, а обратно их уже не впустили. В те времена в Риге царили антикатолические настроения, поэтому разгневанная толпа поглумилась и над небогатым убранством храма.

Церковь пришла в запустение, и через короткое время ее выкупил помещик. В культовом здании он поместил конюшню, причем животных называли по именам монахов-доминиканцев. Это дошло до Римского императора, и на Ригу был наложен серьезный штраф за использование храма не по назначению. Принимается не менее странное решение и в церкви устраивается склад оружия.

В 1562 году окончательно был побежден Ливонский орден, и Рига перешла к новому правителю – польскому королю Стефану Баторию. Первым его указом Яковлевская церковь была отобрана у лютеран и передана католикам. А Иоаннов храм отдан общественности для устроения в нем лютеранской церкви. Горожане быстро взялись за работу по реконструкции и расширению храма. Вот тогда строение и приобрело модные по тем временам черты маньеризма.

Интересные факты

В конце XVII века в наружные ниши храма поместили скульптуры Иоанна Крестителя и Саломеи. Первая символизировала радушие, простодушие и доверчивость лютеран. А вторая – вероломство католиков. По иронии судьбы, Саломея стоит до сих пор. А вот скульптуру Предтечи пришлось создавать заново. От времени она стала разрушаться.

Когда доминиканцы строили монастырь, у них постоянно возникали какие-то препятствия. Тогда, как повествует легенда, двое монахов решили принести себя в жертву. Они попросили замуровать их в стену, у основания здания. Открытыми оставались только лица, чтобы можно было принимать пищу. После смерти отверстия для лиц были замурованы в виде крестов. Случилось это в XV веке. Позднее в память о подвиге этих мучеников сверху на юго-западной стене поместили две каменные маски с открытыми ртами. Проповедник садился за одной из них и говорил проповедь, которая хорошо была слышна на весь город.

Где расположена достопримечательность?

Церковь находится недалеко от набережной Даугавы на улице Скарню. Она соседствует с Яня Сета или Иоанновым подворьем. Здесь сохранились фрагменты древней фортификационной стены. Именно здесь снимали легендарный советский фильм о Шерлоке Холмсе. Рядом находится еще одна достопримечательность – Конвент Экка. В древности здесь был вдовий приют. Сейчас в здании размещается гостиница и популярный среди горожан ресторан.