Церковь Св. Иоанна Крестителя

Церковь Св. Иоанна Крестителя

По церковным понятиям, «святой» означает «взятый в удел» (1 Петр. 2,9), выделенный из мира, посвященный Богу. В этом смысле слова «святой», «освященный» употребляются и по отношению к предметам, используемым за богослужением. Но не только предназначение предмета определяет его святость. По своему материалу, видимым качествам и невидимой, духовной значимости священные предметы несут отблеск незаходимого Света и потому превозносятся и почитаются Церковью.

Сам храм является святыней, небом на земле, но в каждом храме есть особо почитаемые иконы и священные реликвии, прославленные древностью и явленными чудесами.

По церковным понятиям, «святой» означает «взятый в удел» (1 Петр. 2,9), выделенный из мира, посвященный Богу. В этом смысле слова «святой», «освященный» употребляются и по отношению к предметам, используемым за богослужением. Но не только предназначение предмета определяет его святость. По своему материалу, видимым качествам и невидимой, духовной значимости священные предметы несут отблеск незаходимого Света и потому превозносятся и почитаются Церковью.

Сам храм является святыней, небом на земле, но в каждом храме есть особо почитаемые иконы и священные реликвии, прославленные древностью и явленными чудесами.

Согласно метрике 1886 года, наиболее древними иконами храма Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне считались: икона Спасителя (в алтаре, писана на полотне), Феодоровская икона Божией Матери, икона Иоанна Предтечи с главою в левой руке и икона прп. Сергия русского письма. Особо чтимые иконы: преподобного Сергия Радонежского, Феодоровская икона Божией Матери, разных святых с частицами мощей и св. Кира (также с частью св. мощей сего угодника Божия). Эти и другие святыни храма описаны в последний раз Комиссией по охране памятников искусства и старины в 1919 году. С прискорбием приходится констатировать, что почти все они оказались утраченными. Исключение составляет только икона св. Иоанна Предтеча «Ангел пустыни», которая датируется первой половиной XVII века. Она располагается в главном храме в отдельном киоте у левого клироса центрального алтаря.

Что и когда произошло с другими, сказать трудно. Ясно только, что их исчезновение связано с событиями советского периода. В храме в разное время появились большие иконы из закрывавшихся окрестных церквей: праведного Филарета Милостивого из Ермаковской богадельни за Трехгорной заставой, мучеников Кизических из Девятинской церкви, великомученика Георгия из Георгиевской церкви в Грузинах, парные иконы святителей Николая и Димитрия Ростовского из Никольского храма в Новом Ваганькове, Покрова Божией Матери из Покровской церкви в Кудрине. После возвращения Церкви храмов св. мч. Кизических и св. вмч. Георгия в Грузинах, приходам этих церквей были возвращены их храмовые иконы.

Накануне праздника Собора Иоанна Предтечи в 2008 году настоятелю храма епископу Бронницкому Амвросию была передана частица мощей святого Иоанна Крестителя. В дни Великого поста 2008 года епископу Амвросию из Иерусалима была передана еще одна частица мощей святого Иоанна Крестителя. Ранее святыня принадлежала покойному ныне митрополиту Фаворскому Даниилу (Иерусалимский Патриархат), престарелая родственница которого решила передать мощи русскому священнослужителю. Эта частица так же помещена в ковчег.

Мощи святого славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна ныне являются главной святыней храма. Ковчег с частицами мощей находится на престоле центрального алтаря и износится для поклонения и молитвенного почитания по окончании поздней литургии в воскресные и праздничные дни.

В 2008 году в храм были переданы частицы мощей преподобного Серафима Саровского и святителя Митрофана Воронежского. Эти святыни помещены в мощевики и вставлены в иконы преподобного Серафима и святителя Митрофана, находящиеся справа на стене под мозаичной аркой. В этом же году храм обрел частицу мощей святой мученицы Татианы. Частица ее святых мощей помещена в ее икону, находящуюся на северо-западном столпе в трапезной части храма.

Самыми древними и почитаемыми святынями храма остаются иконы главного иконостаса: Спасителя и Рудненской Божией Матери по сторонам Царских врат работы царских изографов конца XVII века, храмовый образ Рождества святого Иоанна Предтечи работы иконописца Ефима Иванова 1686 года,а также иконы мученика Иоанна Воина (кон. XVII в.), Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (первая треть XVIII в.), Божией Матери «Неопалимая Купина» (XVIII в.), Божией Матери «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза» (кон. XVII в.). В начале двадцать первого столетия был устроен мощевик, в который помещены частицы мощей святых: преподобного Серафима Саровского, святителя Димитрия Ростовского, великомученика Пантелеимона, святителя Амвросия Медиоланского, мученика архидиакона Стефана, святителя Феофана Затворника, святителя Луки Войно-Ясенецкого, преподобного Феодора Санаксарского, преподобной Ефросинии Полоцкой, святителя Николая Мирликийского, преподобного Ферапонта Можайского, преподобного Амфилохия Почаевского, преподобного Афанасия Высоцкого, преподобного Давида Вознесенского, преподобных Александры, Марфы, Елены Дивеевских, преподобного Кукши Одесского, часть камня тысячедневной молитвы преподобного Серафима Саровского. Ковчег с мощами расположен у северного придела мученика Иоанна Воина. В храме есть икона мученика Иоанна Воина с крестом-мощевиком, хранящим в себе части мощей мученика Иоанна Воина, великомученика Никиты, великомученицы Екатерины, великомученицы Варвары, мученика Трифона, великомученика Георгия Победоносца.

Опись храма от 1861 года сообщает о святынях, хранившихся в ризнице: Евангелия и Апостолы, напрестольные кресты, сосуды, дарохранительницы, кадила, венцы, облачения престолов, жертвенников, облачения священнослужителей, Плащаницы. Сохранилось большое праздничное Евангелие, идущее в описи под номером первым, писанное диаконом города Дмитрова Введенской церкви Алексеем Васильевым в 1811 году. Длиною в аршин, оно обложено медными золоченными чеканными досками с рельефными изображениями Спасителя, Божией Матери, четырех евангелистов, херувимов и надписями на финифти. К сожалению, время сильно изуродовало эту святыню. В советское время горе-реставраторы скрепили детали слесарными болтами и гайками, стразы крепились на пластилине. Заботами настоятеля храма епископа Амвросия в 2006 году Евангелие было серьезно отреставрировано и позолочено, утраченные части восстановлены. Великолепие было предано и напрестольному кресту, подаренному в 1885 году «в память усопших рода Сафоновых».

Внастоящее время прихожанами особо почитается изображение «Положение во гробХриста Спасителя» над гробницей с Плащаницей, икона святителя Николая у южного придела. Перед житийным образом святого Иоанна Предтечи на юго-западном столпе трапезной части храма вечером по понедельникам совершается чтение акафиста пророку.

Крест был отреставрирован и позолочен в том же году. Большинство предметов старинной ризницы до наших дней не сохранилось. Исключение составляют лишь темно-зеленые и красные бархатные облачения священников, сшитые в 1913 году к 300-летию дома Романовых. На красных оплечьях золотой нитью выведено изображение креста в обрамлении дубовых и пальмовых ветвей и надпись: «Сим победа». По благословению Преосвященного епископа Амвросия в настоящее время ризница полностью обновлена: приобретены облачения для священников и диаконов всех богослужебных цветов, вышиты новые покровцы для святых даров. На пожертвования прихожан изготовлена резная гробница для святой Плащаницы, приобретена искусно вышитая Плащаница Божией Матери. Престолы и жертвенники приделов облачены в дорогие индитии из греческой парчи, для центрального храма изготовлены металлические облачения.

Кафедральный собор Св. Иоанна Предтечи (Латеранский)

Собор святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме — кафедральный собор Рима с кафедрой римского епископа (а также папского трона); здесь хранятся главы апостолов Петра и Павла, мощи равноапостольной Марии Магдалины и другие святыни. В католической иерархии эта церковь носит титул «Basilica maior» и стоит выше всех остальных храмов мира, не исключая римских собора св. Петра, Сан-Паоло-фуори-ле-Мура и Санта-Мария-Маджоре, также носящих титул «Basilica maior», о чём свидетельствует надпись над входом: «святейшая Латеранская церковь, всех церквей города и мира мать и глава». Другое название храма — Базилика Сан-Джованни ин Латерано (Basilica di San Giovanni in Laterano, Базилика Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме; офиц. название Archibasilica Sanctissimi Salvatoris).

Читайте также  Что попробовать в Будапеште

Содержание

История

В античности на месте базилики находилось поместье знатного семейства Латеранов. Приняв христианство, император Константин Великий подарил Латеранский дворец (доставшийся ему как приданое) римскому епископу. Папа Сильвестр I в 324 году освятил вновь построенную базилику в честь Христа Спасителя, в X в. её небесным покровителем был объявлен Иоанн Предтеча, а ещё через двести лет — Иоанн Богослов. Несмотря на эти перемены в посвящении, храмовым праздником всегда оставалось Преображение Господне.

В течение первого тысячелетия существования базилики все римские папы проживали в Латеранском дворце; здесь же состоялось пять вселенских соборов. Храм был убран драгоценными подарками императоров, которые принесли ему прозвание «золотой базилики»; всё это было утрачено при разграблении Рима вандалами в V веке. Главной реликвией храма во все времена считались «Святая лестница» — лестница, привезённая св. Еленой из Иерусалима и якобы происходящая из дворца Пилата. По церковному преданию, именно по этой лестнице Христос взошёл на судилище, предшествовавшее распятию. В соборе в табернакле XVI века над папским алтарем в двух серебряных реликвариях, выполненных в форме бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла. Среди других реликвий базилики выделяются часть Ризы Богородицы и часть губки со следами крови, с которой, по преданию, напоили Иисуса Христа уксусом при распятии.

Во время авиньонского пленения пап базилика дважды горела и пришла в упадок. По возвращении в Рим папы обосновались в Ватикане, а обветшавший Латеранский дворец был снесён. Сикст V повелел снести и древнюю базилику, решив построить храм гораздо более крупный по размерам и богато украшенный.

Храм неоднократно перестраивался, вследствие чего ныне представляет собой пёстрое смешение различных архитектурно-художественных стилей. В реконструкции Латеранской базилики существенное участие принял Доменико Фонтане, в том числе он установил в нишах гигантские статуи апостолов (ок. 1586). Элементы барочной архитектуры базилике придал Франческо Борромини (1646-50). Нынешний классицистский фасад с гигантскими скульптурами Иоанна Крестителя, Евангелиста Иоанна, главными отцами церкви и Иисусом в центре композиции воздвиг Алессандро Галилеи (1735).

Средневековое наследие сохранилось в интерьере собора. В апсиде находятся мозаики в византийском стиле Якопо Торрити и Якопо да Камерино, которые датируются 1288—92 гг. (в том числе изображения Франциска Ассизского и Антония Падуанского). Киворий (предположительно с головами Петра и Павла) датирован 1367. Среди многих фресок выделяется фреска Джотто; на ней изображён папа Бонифаций, объявляющий 1300 год Юбилейным годом.

В собор ведут пять дверей и крайняя правая — «юбилейная» то есть открывается только в Юбилейный год.

Рядом с базиликой сохранилось несколько сооружений незаурядной исторической значимости. Среди них выделяется баптистерий 440 года, который долгое время оставался единственным в Риме, и несколько построек прекрасной готической архитектуры XII века, сохранившихся от Латеранского монастыря. Прямо перед храмом установлен обелиск красного гранита из египетского храма в Карнаке, созданный для Тутмоса III и перенесённый в Рим при Констанции II. Стены Латеранской базилики украшают огромные статуи апостолов. В самом храме похоронены шесть пап — Александр III, Сергий IV, Климент XII, Мартин V, Иннокентий III и Лев XIII. В Католической церкви установлен праздник «Освящение Латеранской базилики», отмечаемый ежегодно 9 ноября.

Святыни

  • апп. Петр и Павел (главы) (над престолом),
  • равноап. Мария Магдалина,
  • частица ризы Богородицы,
  • часть «Губки Христа» со следами крови,
  • стол, на котором совершалась Тайная Вечеря (?).

Контакты

Адрес: Piazza di San Giovanni in Laterano, 4, Roma, Италия
Телефон: +39 06 6988 6433
Часы работы: Пн – Пт с 10:00 до 17:00, Сб с 10:00 до 15:00
Официальный сайт.

Как добраться

Метро: станция S. Giovanni (линия А)
Трамваи: остановка Porta San Giovanni- Carlo Felice (№№ 3, 8)
Автобусы: остановка Porta San Giovanni (№№ 16, 81, 85, 87, 650, 665, 673)

Собор Иоанна Предтечи

Празднование Собора святого пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна совершается 20 января (7 января по старому стилю) и относится к средним праздникам.

Содержание

Собор Иоанна Предтечи. Событие праздника

В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников чтить память тех святых, которые послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день после Богоявления Церковь чтит святого пророка Иоанна Предотечу, который послужил Крещению Христову, возложив свою руку на главу Спасителя. Слово «собор» означает собрание людей, которые воздают честь и хвалу святому пророку и Предотече, Крестителю Господню Иоанну. Иоанн Предотеча — великий пророк, завершающий историю Церкви Ветхозаветной и открывающий эпоху Нового Завета. «Честнаго Предотечи празднуем собор исперва выше предания, яко тайне божественнаго крещения послужившу» (Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием). Святой пророк Иоанн свидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Иоанн Предотеча сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя.

Читать онлайн в оригинале

Собор Иоанна Предтечи. История праздника

Иоанн Предотеча родился в семье священника Захарии и праведной Елисаветы. Захария и Елисавета, дожив до преклонных лет, не имели детей. Но Господь услышал их молитвы, и Архангел Гавриил возвестил о рождении сына священнику Захарии, когда тот находился в храме. Когда царь Ирод, узнав от волхвов о рождении Исуса Христа, повелел убить всех младенцев в Вифлееме, мать Иоанна Предотечи, Елисавета, успела уйти с сыном в пустыню. Его отец, Захария, в эти дни служил в Храме Иерусалимском. Когда к нему пришли с требованием выдать сына, священник ответил: «Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время сын мой, того не знаю». Рассерженные воины убили его прямо возле алтаря. О детских и юношеских годам Иоанна Предотечи ничего не известно. Иоанн возрос в дикой и бесплотной пустыне, приготовляя себя к пророческому служению строгим постом, богомыслием и молитвой. В возрасте около 30 лет Иоанн вышел с проповедью на берег реки Иордан, тем самым готовя народ к принятию Спасителя мира. Многие, проникшись словами великого проповедника, приняли крещение в водах Иордана. На Иордан пришел и сам Господь Исус Христос, чтобы принять крещение от Иоанна.

Крещение Господне, икона, XVI век

После Крещения Спасителя Иоанн продолжил свою проповедь, призываю людей к покаянию, обличая грехи и пороки. Свою земную жизнь Иоанн Предотеча завершил мученически. Он обличил царя Ирода Антипу (20 год до н. э. — после 39 года н. э.) за то, что тот оставил свою законную жену и сожительствовал с Иродиадой — женой своего брата Филиппа. Иоанн был схвачен и заключен в темницу. Во время празднования дня своего рождения Ирод устроил пир, на который было приглашено множество вельмож, тысяча начальников и старейшин. На пир явилась Саломея — дочь Иродиады, которая своими плясками угодила царю, и он повелел ей просить у него все, что она пожелает. Она посоветовалась со своей матерью, которая, решив отомстить Иоанну за обличения, велела дочери просить у Ирода главу Иоанна Крестителя. Ирод опечалился, он боялся гнева Божия за убийство Пророка, которого и сам раньше слушался, боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Однако из-за гостей и беззаконной клятвы он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну Крестителя и отдать ее Саломее. Богобоязненная и благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова — Хузы, тайно взяла святую главу Иоанна Предотечи и погребла ее в глиняном сосуде на Елеонской горе. Святое тело в ту же ночь взяли ученики Предотечи и погребли в Севастии, там, где было совершено убийство. Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Исуса Христа и совершаемых Им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Предотечи. Не найдя ее, они стали думать, что Исус Христос — это воскресший Иоанн Предотеча, о чем свидетельствует Евангелие (Мф. 14, 2; Лк. 9, 9-7). Мощи Иоанна Предотечи (кроме головы и правой руки) были сожжены вместе с Севастийским храмом по приказанию императора Юлиана-Отступника в 362 году.

Читайте также  Где находится зоопарк в Алуште

Тропарь и кондак празднику Собор Иоанна Предтечи

Тропaрь, п®тeчи, глaсъ, в7.

П aмzть прaведнику с8 похвалaми, тебЁ же довлёетъ свидётельство гDне п®тче, kви1лъ бо сz є3си2 вои1стину прорHкъ честнёйши, ћко и3 в8 бhстринахъ кrти1ти спод0билсz є3си2 проповёданнаго. тёмъ же и3 заи1стину пострадaвъ рaдуzсz. бlговэсти1лъ є3си2 и3 во ѓде сu1щимъ, бGа ћвльшагосz пл0тію, в8зeмлющаго грэхи2 ми1ра, и3 подаю1щаго нaмъ вeлію ми1лость.

Коd, глаc, ѕ7. самоглaсе.=

П л0тьскагw ти2 пришeствіz ўбоsвсz їwрдaнъ, с0 страхомъ воз8врaщьсz. прор0ческое же служeніе свершaz їwaннъ, трeпетомъ њпрsташесz. ѓгGльстіи чи1ни дивлsхусz, зрsше тz въ водaхъ пл0тію кRщaема. и3 вси2 сyщіи во тмЁ просвэщaхусz, воспэвaюще тS ћвльшагосz, и3 просвёщьшаго всsческаz.

Храмы и иконы в честь Собора Иоанна Предтечи на Руси

О храмах в честь Собора Иоанна Предотечи, построенных до раскола Русской Православной Церкви, равно как и о старообрядческих, информации нет.

Иконописные изображения Собора святого славного пророка и Предотечи Крестителя Господня Иоанна встречаются редко. Известна икона Собора Иоанна Предотечи 19 века (дерево, левкас, темпера, позолота, размер 36 × 31,5 см). Святой Иоанн Креститель изображен в окружении святых. Над самим пророком Иоанном изображен Спас (нерукотворный образ) и Богородица.

Икона Собор Святого Иоанна Предотечи. Россия, XIX век

Собор Иоанна Предтечи

Празднование Собора святого пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна совершается 20 января (7 января по старому стилю) и относится к средним праздникам.

Содержание

Собор Иоанна Предтечи. Событие праздника

В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников чтить память тех святых, которые послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день после Богоявления Церковь чтит святого пророка Иоанна Предотечу, который послужил Крещению Христову, возложив свою руку на главу Спасителя. Слово «собор» означает собрание людей, которые воздают честь и хвалу святому пророку и Предотече, Крестителю Господню Иоанну. Иоанн Предотеча — великий пророк, завершающий историю Церкви Ветхозаветной и открывающий эпоху Нового Завета. «Честнаго Предотечи празднуем собор исперва выше предания, яко тайне божественнаго крещения послужившу» (Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием). Святой пророк Иоанн свидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Иоанн Предотеча сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя.

Читать онлайн в оригинале

Собор Иоанна Предтечи. История праздника

Иоанн Предотеча родился в семье священника Захарии и праведной Елисаветы. Захария и Елисавета, дожив до преклонных лет, не имели детей. Но Господь услышал их молитвы, и Архангел Гавриил возвестил о рождении сына священнику Захарии, когда тот находился в храме. Когда царь Ирод, узнав от волхвов о рождении Исуса Христа, повелел убить всех младенцев в Вифлееме, мать Иоанна Предотечи, Елисавета, успела уйти с сыном в пустыню. Его отец, Захария, в эти дни служил в Храме Иерусалимском. Когда к нему пришли с требованием выдать сына, священник ответил: «Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время сын мой, того не знаю». Рассерженные воины убили его прямо возле алтаря. О детских и юношеских годам Иоанна Предотечи ничего не известно. Иоанн возрос в дикой и бесплотной пустыне, приготовляя себя к пророческому служению строгим постом, богомыслием и молитвой. В возрасте около 30 лет Иоанн вышел с проповедью на берег реки Иордан, тем самым готовя народ к принятию Спасителя мира. Многие, проникшись словами великого проповедника, приняли крещение в водах Иордана. На Иордан пришел и сам Господь Исус Христос, чтобы принять крещение от Иоанна.

Крещение Господне, икона, XVI век

После Крещения Спасителя Иоанн продолжил свою проповедь, призываю людей к покаянию, обличая грехи и пороки. Свою земную жизнь Иоанн Предотеча завершил мученически. Он обличил царя Ирода Антипу (20 год до н. э. — после 39 года н. э.) за то, что тот оставил свою законную жену и сожительствовал с Иродиадой — женой своего брата Филиппа. Иоанн был схвачен и заключен в темницу. Во время празднования дня своего рождения Ирод устроил пир, на который было приглашено множество вельмож, тысяча начальников и старейшин. На пир явилась Саломея — дочь Иродиады, которая своими плясками угодила царю, и он повелел ей просить у него все, что она пожелает. Она посоветовалась со своей матерью, которая, решив отомстить Иоанну за обличения, велела дочери просить у Ирода главу Иоанна Крестителя. Ирод опечалился, он боялся гнева Божия за убийство Пророка, которого и сам раньше слушался, боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Однако из-за гостей и беззаконной клятвы он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну Крестителя и отдать ее Саломее. Богобоязненная и благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова — Хузы, тайно взяла святую главу Иоанна Предотечи и погребла ее в глиняном сосуде на Елеонской горе. Святое тело в ту же ночь взяли ученики Предотечи и погребли в Севастии, там, где было совершено убийство. Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Исуса Христа и совершаемых Им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Предотечи. Не найдя ее, они стали думать, что Исус Христос — это воскресший Иоанн Предотеча, о чем свидетельствует Евангелие (Мф. 14, 2; Лк. 9, 9-7). Мощи Иоанна Предотечи (кроме головы и правой руки) были сожжены вместе с Севастийским храмом по приказанию императора Юлиана-Отступника в 362 году.

Тропарь и кондак празднику Собор Иоанна Предтечи

Тропaрь, п®тeчи, глaсъ, в7.

П aмzть прaведнику с8 похвалaми, тебЁ же довлёетъ свидётельство гDне п®тче, kви1лъ бо сz є3си2 вои1стину прорHкъ честнёйши, ћко и3 в8 бhстринахъ кrти1ти спод0билсz є3си2 проповёданнаго. тёмъ же и3 заи1стину пострадaвъ рaдуzсz. бlговэсти1лъ є3си2 и3 во ѓде сu1щимъ, бGа ћвльшагосz пл0тію, в8зeмлющаго грэхи2 ми1ра, и3 подаю1щаго нaмъ вeлію ми1лость.

Коd, глаc, ѕ7. самоглaсе.=

П л0тьскагw ти2 пришeствіz ўбоsвсz їwрдaнъ, с0 страхомъ воз8врaщьсz. прор0ческое же служeніе свершaz їwaннъ, трeпетомъ њпрsташесz. ѓгGльстіи чи1ни дивлsхусz, зрsше тz въ водaхъ пл0тію кRщaема. и3 вси2 сyщіи во тмЁ просвэщaхусz, воспэвaюще тS ћвльшагосz, и3 просвёщьшаго всsческаz.

Храмы и иконы в честь Собора Иоанна Предтечи на Руси

О храмах в честь Собора Иоанна Предотечи, построенных до раскола Русской Православной Церкви, равно как и о старообрядческих, информации нет.

Иконописные изображения Собора святого славного пророка и Предотечи Крестителя Господня Иоанна встречаются редко. Известна икона Собора Иоанна Предотечи 19 века (дерево, левкас, темпера, позолота, размер 36 × 31,5 см). Святой Иоанн Креститель изображен в окружении святых. Над самим пророком Иоанном изображен Спас (нерукотворный образ) и Богородица.

Икона Собор Святого Иоанна Предотечи. Россия, XIX век

Читайте также  Где поесть устрицы в Риме

architectstyle

Архитектурный стиль

Исторические периоды и стили Русской Архитектуры

Церковь св. Иоанна Иерусалимского

Оригинал взят у sergeyurich в Церковь св. Иоанна Иерусалимского

Церковь св. Иоанна Иерусалимского при Пажеском Е. И. В. корпусе (до 1917), больше известная как «Мальтийская капелла» — недействующий католический храм в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры конца XVIII века.

Храм является частью комплекса Воронцовского дворца и изначально предназначался для рыцарей Ордена Госпитальеров (Мальтийского ордена), после захвата Мальты войсками Наполеона нашедших убежище в России.

В 1798 — 1800 гг архитектором Джакомо Кваренги, членом ордена, по поручению императора Павла I был спроектирован и возведен кафедральный храм святого Иоанна Иерусалимского, пристроенный к главному корпусу дворца со стороны сада. Храм выдержан в стиле классицизм, с ориентацией на архитектуру Древнего Рима и высокого Ренессанса.

Торжественное освящение храма совершил 17 июня 1800 года митрополит Станислав Богуш-Сестренцевич во имя святого Иоанна Крестителя, покровителя Ордена в 1-й год понтификата Пия VII.

Здание храма представляет собой трехнефную базилику. Главный фасад украшен Диоклетиановым окном и имеет фронтон, опирающийся на четыре сужающиеся к верху колонны. Интерьер храма украшен двумя рядами коринфских колонн, разделяющих нефы и покрытых искусственным мрамором. Над боковыми нефами устроены хоры, на которых в свою очередь размещен орган фирмы «Валкер», установленный в 1909 году.
Алтарная часть представляет собой апсиду с колоннами, примыкающими вплотную к ее стенам; в центре — мраморный алтарь, за ним запрестольный образ св. Иоанна Крестителя работы А.И. Шарлеманя. Справа от алтаря под балдахином стояло малиновое бархатное кресло гросcмейстера ордена. Слева под мраморной доской с надписью об основании и торжественном освящении церкви – кресло епископа и несколько табуреток. Здесь же перед алтарной преградой находились скамьи для посольства с бархатными подушками. В средней части зала находились 14 деревянных скамей с подушками, обтянутых красным сукном.Плоскости стен обогащены декоративными арками, скульптурами ангелов, мальтийскими крестами и гипсовыми гирляндами. Плафон церкви состоит из полуциркульных коробовых сводов, покрытых росписью, состоящей из растительных орнаментов и розеток в стиле гризайль и гипсовыми гирляндами.

После передачи дворца Пажескому корпусу в 1810 году Иоанниты продолжали использовать храм до 1817 года, когда орден был официально ликвидирован на территории Российской империи. С этого времени прихожанами храма стали аккредитованные при дворе дипломаты, высшая знать и воспитанники Пажеского корпуса католического вероисповедания. С конца XIX века либо после 1905 года церковь открыта для рядовых прихожан.

В 1918 либо 1922 году в храме прекращаются службы, однако официально храм был закрыт лишь в 1930. Внутреннее убранство частично пропало, частично было передано музеям Ленинграда и Москвы. Церковь св. Иоанна Крестителя не возвращена верующим по сей день.

Православная Жизнь

В Пра­во­слав­ной Церк­ви уста­нов­лен обы­чай на сле­ду­ю­щий день ве­ли­ких Гос­под­ских и Бо­го­ро­дич­ных празд­ни­ков вспо­ми­нать тех свя­тых, ко­то­рые бли­жай­шим об­ра­зом по­слу­жи­ли дан­но­му свя­щен­но­му со­бы­тию в ис­то­рии. Так, на сле­ду­ю­щий день Бо­го­яв­ле­ния Цер­ковь чтит то­го, кто по­слу­жил де­лу Кре­ще­ния Хри­сто­ва, воз­ло­жив свою ру­ку на гла­ву Спа­си­те­ля. Свя­той Пред­те­ча и Кре­сти­тель Гос­по­день Иоанн, ве­ли­чай­ший из про­ро­ков, за­вер­ша­ет ис­то­рию Церк­ви Вет­хо­за­вет­ной и от­кры­ва­ет эпо­ху Но­во­го За­ве­та.

Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн

Свя­той про­рок Иоанн за­сви­де­тель­ство­вал о при­ше­ствии на зем­лю Еди­но­род­но­го Сы­на Бо­жия, вос­при­няв­ше­го че­ло­ве­че­скую плоть. Он спо­до­бил­ся кре­стить Его в во­дах Иор­да­на и сви­де­тель­ство­вал та­ин­ствен­ное Яв­ле­ние Пре­свя­той Тро­и­цы в день Кре­ще­ния Спа­си­те­ля. Срод­ник Гос­по­день по ма­те­ри, сын свя­щен­ни­ка За­ха­рии и пра­вед­ной Ели­са­ве­ты, Пред­те­ча Гос­по­день ро­дил­ся ше­стью ме­ся­ца­ми рань­ше Иису­са Хри­ста. Ар­хан­гел Гав­ри­ил был вест­ни­ком его рож­де­ния, от­крыв в хра­ме от­цу, что у него ро­дит­ся сын. Ис­про­шен­ный мо­лит­ва­ми, пред­воз­ве­щен­ный свы­ше, мла­де­нец был ис­пол­нен Все­свя­то­го Ду­ха. Свя­той Иоанн в ди­кой пу­стыне при­го­тов­лял се­бя к ве­ли­ко­му слу­же­нию стро­гой жиз­нью, по­стом, мо­лит­вой и со­стра­да­ни­ем к судь­бам на­ро­да Бо­жия. В воз­расте око­ло 30 лет свя­той Иоанн вы­шел на про­по­ведь по­ка­я­ния. Он явил­ся на бе­рег Иор­да­на, чтобы сво­ей про­по­ве­дью при­го­то­вить на­род к при­ня­тию Спа­си­те­ля ми­ра. По вы­ра­же­нию цер­ков­ных пес­но­пе­ний, свя­той Иоанн был «свет­лою утрен­нею звез­дою», ко­то­рая сво­им блес­ком пре­вос­хо­ди­ла си­я­ние всех дру­гих звезд и пред­ве­ща­ла утро бла­го­дат­но­го дня, осве­ща­е­мо­го ду­хов­ным Солн­цем – Хри­стом. Кре­стив без­греш­но­го Агн­ца Бо­жия, свя­той Иоанн вско­ре му­че­ни­че­ски скон­чал­ся, усе­чен­ный ме­чом по при­ка­за­нию ца­ря Иро­да.

Молитвы

Тропарь Собору Иоанна Предтечи, глас 2

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся еси́ вои́стину и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра,// и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.

Кондак Собору Иоанна Предтечи, глас 6

Плотска́го Твоего́ прише́ствия убоя́вся Иорда́н,/ стра́хом возвраща́шеся,/ проро́ческое же служе́ние исполня́я Иоа́нн,/ тре́петом спря́ташеся,/ А́нгельстии чи́ни ужаса́хуся,/ зря́ще Тя во струя́х пло́тию креща́ема,/ и вси́ су́щии во тьме озаря́хуся,// воспева́юще Тя, я́вльшагося и просвети́вшаго вся.

Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.