Церковь Св. Елизаветы

LiveInternetLiveInternet

Видео

Музыка

Метки

Рубрики

  • Интересно,восхитетльно и позновательно (2943)
  • Замки дворцы,крепость,усадьбы (310)
  • Страны,города. (2909)
  • Германия-Deutschland (1388)
  • Россия (395)
  • Франция (137)
  • Израиль (47)
  • Тула (45)
  • Казахстан (41)
  • Австрия (37)
  • Чехия (35)
  • Франкфурт на Майне (29)
  • Беларусь (23)
  • Великобритания (13)
  • США (9)
  • Кулинария, оформление блюд и стола, дела домашние (2794)
  • Пироги пирожки (304)
  • Торты, пирожные, кексы (215)
  • Баклажаны, кобачки, перцы и пр. (200)
  • Лаваш,блины, запеканки,омлеты,манники (190)
  • салаты (185)
  • рыба (142)
  • картофель (130)
  • Завтрак ,десерт (111)
  • Немецкая кухня (108)
  • Грибы-грибные блюда (80)
  • Блюда из птицы (66)
  • Готовим в мультиварке, пароварке. (50)
  • Напитки алкогольные и без ))) (30)
  • первые блюда (23)
  • гречка (13)
  • Соусы (11)
  • уголок души (1514)
  • Кофейное настроение (93)
  • Есть такая национальность -Русские немцы Deutsch-R (48)
  • Здоровье и все для него (1467)
  • Фитотерапия-рецепты народной медицины (464)
  • акупунктурные точки,массаж (91)
  • Поэзия (1250)
  • Лариса Рубальская (98)
  • Ирина Самарина (79)
  • Вероника Тушнова (25)
  • Лариса Миллер (9)
  • МК,страна мастеров- вяжем,шьем,декупаж и пр. (1100)
  • Бисер (112)
  • Тапочки,следки (79)
  • Музыка, видео-клип,фильмы. (1020)
  • Фильмы (197)
  • «полезные советы»: (706)
  • Цветы (187)
  • Фитнесс,диеты,красота,уход, и пр. (558)
  • ЛикБез по Лиру и компу и прочее. (467)
  • Рамки,схемки (126)
  • Религия (365)
  • Молитва (138)
  • Эзотерика,Астрология,Магия (308)
  • Аффирмации,мудры (40)
  • Литература (118)
  • Аудиокниги (33)
  • Гороскопы (108)
  • Развлекаловки-игры,тесты и пр. (105)
  • Игры флеш (24)
  • Цитаты ,афоризмы,притчты (51)
  • Юмор (43)
  • Немецкие СМИ (38)
  • Психология,чудеса научной молитвы. (молитвы из кни (18)
  • Энциклопедия сыров (16)
  • (3)

Цитатник

. Не спрашивай о возрасте меня. Не спрашивай о возрасте меня&hell.

… вечные глупости. ))) Не хочу я стареть, не хочу! Говорят что отлично я выгляжу… Мне такое е.

Мы здесь душой живём.. .

Есть только миг между прошлым и будущим. Призрачно все в этом мире бушующем, Есть толь.

Магия числа 40 Магия числа 40 Метод улучшения своего здоровья, состояния, судьбы. На лю.

Поиск по дневнику

Интересы

Постоянные читатели

Статистика

Церковь Святой Елизаветы в Висбадене

Четверг, 08 Августа 2013 г. 01:45 + в цитатник

Церковь Святой Елизаветы в Висбадене

Christian-Spielmann-Weg 1 , 65193 Wiesbaden

Висбаден — столица земли Гессен.

Имя Великой княжны Елизаветы Михайловны, племянницы Николая I, как раз и было связано с Висбаденом. Она вышла замуж за Великого герцога Люксембургского Адольфа-Вильгельма. После свадьбы молодожены выехали в родовое поместье герцога в Висбадене. Здесь княгиня ходила в домовую русскую православную церковь, и казалось, ничто не могло помешать счастью молодоженов. Поселившись в Висбадене, герцогиня с первых же дней обратилась к благотворительности и взяла под своё покровительство обездоленных. Как супруге правящего герцога ей полагались выплаты — в частности, «свадебный подарок» (Morgengabe), а также ежегодные суммы на личные расходы — на туалеты и на «шпильки-булавки» (Nadelgelds). Елизавета отказалась от этих денег и выразила желание, чтобы они пошли в пользу бедных. По её распоряжению были выкуплены вещи, заложенные нуждающимися в ссудной казне. А для того чтобы неимущие могли сами добывать себе пропитание, она приобрела пустующую, но пригодную для возделывания землю, разделила её на участки и раздала беднякам.

В соответствии с законом об императорской фамилии великая княгиня Елизавета Михайловна, внучка царя Павла I, получила от государства Российского приданое в 1 миллион рублей серебром. Ей предоставлялось право пожизненного пользования доходами с этого капитала из расчёта 4% годовых, то есть 40 тысяч рублей в год. Она задумала создать детскую больницу — первую в городе — и назначила ежегодную сумму на её содержание из своих доходов. (Впоследствии открытая в 1845 году больница была названа в память её основательницы «Елисаветинской» (Elisabeth-Heilanstalt), а врачом при ней состоял А. Вейзенталь, личный доктор Елизаветы, приехавший с ней из Петербурга.)

Жители успели искренне полюбить свою герцогиню. Но 16 января 1845 года, не успев прожить и года во дворце на берегу Рейна, 19-летняя Елизавета Михайловна скончалась сразу после родов, умерла и новорождённая малышка. Висбаден погрузился в траур. Герцог был безутешен: «Ровно год тому назад я стоял с нею под венцом перед алтарём», — повторял он, рыдая у смертного одра.

Для постройки храма герцогом было выбрано самое высокое место, называемое Нероберг (Неронова гора). С этого места храм с пятью золотыми куполами и золотыми крестами на фоне зеленого леса виден не только из разных концов Висбадена, но и со стороны находящегося в Бибрихе герцогского дворца (предместье Висбадена на берегу Рейна), в котором герцог Адольф и молодая герцогиня Елизавета провели год своего супружества.

В 1896 году, во время своего пребывания в Висбадене, государь император Николай II в сопровождении своей супруги императрицы Александры Федоровны посетил храм Св. Праведной Елизаветы. Чтобы сохранить этот храм в русских руках, Император Николай II приобрел на свои личные средства не только сам храм, но и большой участок леса примыкающего непосредственно к зданию храма, включая и участок русского православного кладбища, освященного уже в августе 1856 года.

Между храмом и кладбищем находится церковный дом, построенный также в русском стиле. Теперь всё это владение принадлежит Русской Православной Церкви.

Храм выстроен в русско-византийском стиле из светлого песчаника и рассчитан на 400 человек.

Фасады церкви расчленены прилегающими колоннами и прорезаны посредине высокими тройными окнами, обрамленными колонками и килевидными наличниками. Нижний ярус трактован как цокольный. Главный портал оформлен парными невысокими колоннами, на которые опирается полуциркульная перспективная арка. Порталы и наличники сделаны из белого мрамора. Над окнами помещены круглой формы горельефы из серого песчаника, изображающие небесных покровителей усопшей и её родителей (работы Э.-А. Хопфгартена). Высокие барабаны с арочными окнами увенчаны золочёными куполами (главный имеет высоту 9 м).

Интерьер церкви убран разными сортами мрамора: коричневым немецким, серым шведским, светло-жёлтым родосским, белым каррарским, чёрно-белым египетским. Колонны — из тёмно-серого с белыми прожилками мрамора.

Высокий трехъярусный иконостас, завершённый конхой, вырезан по рисунку Хофмана из белого каррарского мрамора скульпторами Джузеппе Маньяни и Я. Лундбергом. 25 икон на золотом фоне написаны академиком Т.А. Неффом, который работал над иконостасом Исаакиевского собора в Петербурге и в Храме Христа Спасителя.

Фрески исполнил О. Р. Якоби, роспись купола — Август Хопфгартен. В убранстве церкви активно использовалась скульптура (рельефы ангелов над золочёными медными дверьми). Кроме того, интерес представляют медальоны с портретами скульпторов и художников, которые работали над созданием убранства храма: Неффа, Малакини, Маньяни, братьев Хопфгартенов и Леонхардта. Также были помещены изображения Филиппа Хофманна и К. А. Тона.

До настоящего времени не сохранился витраж с изображением воскресшего Спасителя, изготовленный в Мюнхене Максом Эйнмиллером.

У северной стены в полукруглой нише находится саркофаг из каррарского мрамора, поверх которого лежит изваяние скончавшейся герцогини Елизаветы: она представлена спящей, на голове венок из роз; левая рука приложена к сердцу, правая опущена. Стороны саркофага украшены рельефными изображениями двенадцати апостолов, углы — христианских добродетелей. Надгробие было создано Э.-А. Хопфгартеном.

В храме проводились службы только в летнее время. В годы Воторой мировой войны храм был закрыт, но богослужения проходили в крипте.

В конце ХХ века внутренее убранство храма и фрески были обновлены.

Здание храма 2 раза было запечатлено на марках государственной почты Германии.

Церковь Святой Елизаветы в Висбадене: история и современность

Немецкий Висбаден знаменит прежде всего, как европейский курорт с термальными источниками, место элитного отдыха и оздоровления. Славится город также и своими архитектурными памятниками. Одним из наиболее известных мест этого уголка Германии, привлекающим многочисленных туристов, является церковь Святой Елизаветы в Висбадене и православное кладбище у ее стен. Их история представляет немалый интерес для путешественников, впервые посетивших Висбаден.

Как появилась церковь в Висбадене

В первой половине XIX века семнадцатилетняя племянница российского царя Николая I великая княгиня Елизавета Михайловна вышла замуж за герцога Нассау Адольфа-Вильгельма. Молодожены поселились в тогдашней столице герцогства – Висбадене. Но их счастье длилось недолго – через год молодая герцогиня умерла во время тяжелых родов. Вместе с ней погибла и ее новорожденная дочь.

Овдовевший герцог решил потратить приданое Елизаветы, сумма которого составляла миллион рублей, на возведение на могиле своей умершей жены саркофага и церкви. В результате в самом высоком месте города, на Нероновой горе (по-немецки Нероберг), появился православный храм, ставший символом Висбадена.

Читайте также  Церковь Алексея человека Божия

Здесь покоятся останки Елизаветы и ее дочери, позднее рядом с церковью начали хоронить и всех выходцев из России. Позади здания высажены ели, ставшие изумрудным фоном, на котором выделяется русская церковь в Висбадене, купола которой видны из любой точки города.

В конце XIX века храм посетил Николай II. Он выкупил его за свои личные деньги, поэтому земля, здание церкви и кладбище по сей день являются владением Русской православной церкви за рубежом. Богослужение здесь происходит на церковнославянском языке.

Архитектура и убранство храма

Архитектор Филип Хофман со всей серьезностью подошел к возведению церкви. Он побывал в России, где был потрясен величием храма Христа Спасителя в Москве, большое впечатление на него также произвела Петропавловская церковь в Петергофе. Именно эти сооружения и были взяты за основу церкви в Германии, которую решено было строить из светлого песчаника.

Пять золотых куполов слегка вытянутой формы придают зданию стройность и завершенность. Тройные окна и колонны на фасаде, выполненные в русско-византийском стиле, делают его похожим на греческие церковные постройки, поэтому храм святой Елизаветы иногда называют греческой капеллой.

Внутри церковь богато отделана мраморными плитами – черными египетскими, красными немецкими, серыми шведскими. Высокий иконостас полностью выполнен из белоснежного каррарского мрамора, на нем размещены 25 икон кисти известного иконописца, профессора Петербургской академии искусств Тимофея фон Неффа. Фрески на стенах выполнены придворным художником О. Якоби. В глубине здания расположена ниша с саркофагом из белого мрамора и изваянием Елизаветы.

В 90-е годы прошлого столетия убранство храма значительно обновилось, были восстановлены детали из мрамора, отреставрированы фрески, которые поражают богатством красок.

Церковь Святой Елизаветы и православное кладбище

Церковь принадлежит Берлинской епархии Русской православной церкви за рубежом. Сами немцы считают, что здесь все пронизано русским духом.

Много внимания уделяет храму его сегодняшний настоятель – архиепископ Марк. При храме построен дом священника, который был задуман и исполнен в русском стиле. Сразу за домом начинается православное кладбище, представляющее собой территорию с разросшимися деревьями и кустарником. Оно считается крупнейшим русским кладбищем на территории Европы. Здесь похоронены представители русской аристократии, жившие в Германии в 1XIX веке, а также прибывшие сюда после революции 1917 года.

Среди наиболее известных захоронений: дети Александра II князь Георгий Юрьевский и его сестра Ольга, князья Кочубей, Воронцовы-Дашковы, дипломаты Глинка, Струве, сестра декабриста Юлия Кюхельбекер. Здесь нашли упокоение более восьми сотен человек, служивших России в различные периоды ее истории.

Поскольку кладбище разрушается и требует реставрации, создан Русский православный фонд, который собирает пожертвования на поддержку памятника старины. Для его восстановления используют старинные фотографии, сохранившиеся в архивах.

Как добраться до русской церкви в Висбадене

Добраться до Висбадена, чтобы осмотреть русскую церковь, не составляет особого труда. Главное – оформить необходимые документы, соблюсти визовые формальности и приехать в Германию.

Ближайший к немецкому курорту крупный город и аэропорт – Франкфурт-на-Майне,в котором находится императорский собор. Полет из Санкт-Петербурга и Москвы занимает немногим более 3 часов. Из аэропорта необходимо перебраться на вокзал S-bahn, с которого отправляются пригородные электрички. На сайте Deutsche Bahn можно выбрать наиболее подходящий для себя вариант железнодорожной поездки. Расстояние от Франкфурта до Висбадена составляет примерно 35 км, время в пути – около 60 минут. Билеты без проблем вы сможете приобрести в автомате или кассе.

Поскольку храм Праведной Елизаветы расположен на горе, высота которой около ста метров, добраться туда из города можно на фуникулере, правда, он работает только в теплое время года.

Можно подъехать к храму на автомобиле или пройти по шоссе пешком – это не займет много времени. Возле церковного комплекса расположена бесплатная стоянка для автомобилей, а вот за вход в саму церковь придется заплатить.

В заключение

Многих туристов привлекает не только отдых, но и достопримечательности в Висбадене: музеи, парки, дворцы. Город прекрасно сохранился, поэтому историческая его часть, замок в Бибрихе, старый Ратхаус (ратуша) и другие памятные места оставляют неизгладимое впечатление от посещения этого «города миллионеров». И все же особой популярностью у туристов пользуется именно русская церковь. Белоснежный комплекс на Нероновой горе с давних пор является главной достопримечательностью Висбадена. Посетив его и прикоснувшись к памятнику нежной любви и безмерной скорби, вы получите возможность приобщиться к истории, обогатиться духовно и в то же время насладиться прекрасной панорамой города. Также туристы рекомендуют посмотреть в Германии монастырь Этталь, замок Эльц, Ахенский собор.

Русская церковь в Германии: Видео

Церковь святой Елизаветы (Висбаден)

Церковь святой праведной Елисаветы относится к Берлинской и Германской епархии РПЦЗ, построена в середине XIX века, при храме располагается крупнейшее православное кладбище Европы. Находится в городе Висбаден (земля Гессен), на горе Нероберг. Настоятель — архиепископ Марк (Арндт). Немецкое название — Russisch-Orthodoxe Kirche der heiligen Elisabeth in Wiesbaden.

Содержание

История

В 1844 году состоялось бракосочетание герцога Адольфа-Вильгельма Нассауского и великой княжны Елизаветы Михайловны, дочери великого князя Михаила Павловича (1798—1849). Но 16 (28) января 1845 года Елизавета Михайловна скончалась при родах вместе с новорождённой девочкой. Герцог Адольф был настолько потрясён утратой, что решил построить церковь на могиле своей умершей жены.

Первый проект церкви в 1845 году представил местный зодчий Г. Хюбш. Однако он был отклонён, так как не соответствовал православным канонам.

Храм был заложен в 1847 году. Основные средства на строительство были переданы, с разрешения Николая I, из приданного герцогини Елизаветы. Общая стоимость строительства составила 2500000 марок. Проектирование и строительство церкви было поручено старшему офицеру по строительству (нем. Oberbaurat) Филиппу Гофману (нем. Philipp Hoffmann), специалисту по русскому церковному зодчеству. Освящение храма протоиереем Иоанном Янышевым состоялось 13 (25) мая 1855 года в честь святой праведной Елисаветы, святой покровительницы умершей принцессы. На следующий день гробы Елизаветы Михайловны и её ребенка были перенесены в склеп церкви. На освящении храма присутствовал знаменитый русский поэт князь Петр Андреевич Вяземский, который посвятил этому событию стихотворение.

Прихожанами церкви стали члены уже существовавшей в Висбадене русской православной общины, русские гости и путешественники, для которых Висбаден был популярным курортным местом в XIX веке. Император Николай II посещал службы в церкви во время своих визитов в Германию вместе со своей женой Александрой Фёдоровной. В честь посещения царя в церкви укреплена памятная золотая доска. Позже община прихожан расширилась за счет участников белого движения, покинувших страну и осевших в Германии.

Богослужения в храме проходили только в летний период. Зимой службы проводились в домовой Елизаветинской церкви при миссии (Kapellenstraße, 19). До 1917 года к храму были приписаны церкви в Дармштадте и Бад-Эмсе.

В девяностых годах XX века внутреннее убранство храма было обновлено, в особенности мраморные детали и фрески. Склеп церкви обновлялся с 2002 по 2005 годы.

Здание храма было дважды запечатлено на марках государственной почты Германии (нем. Deutsche Bundespost), 4 июня 1991 года и 12 августа 2003 года. В настоящее время комплекс русского православного храма Святой праведной Елисаветы является достопримечательностью Висбадена.

Современное состояние

При храме действует Воскресная школа.

Описание

Храм выстроен в русско-византийском стиле из светлого песчаника. В качестве образца архитектор взял постройки К. А. Тона, в частности Петропавловскую церковь в Петергофе. Храм рассчитан на 400 человек.

Фасады церкви расчленены прилегающими колоннами и прорезаны посредине высокими тройными окнами, обрамленными колонками и килевидными наличниками. Нижний ярус трактован как цокольный. Главный портал оформлен парными невысокими колоннами, на которые опирается полуциркульная перспективная арка. Порталы и наличники сделаны из белого мрамора. Над окнами помещены круглой формы горельефы из серого песчаника, изображающие небесных покровителей усопшей и её родителей (работы Э.-А. Хопфгартена из Берлина). Высокие барабаны с арочными окнами увенчаны золочёными куполами (главный имеет высоту 9 м).

Интерьер церкви убран разными сортами мрамора: коричневым немецким, серым шведским, светло-жёлтым родосским, белым каррарским, чёрно-белым египетским. Колонны — из тёмно-серого с белыми прожилками мрамора.

Высокий трехъярусный иконостас, завершённый конхой, вырезан по рисунку Хофмана из белого каррарского мрамора скульпторами Джузеппе Маньяни и Я. Лундбергом. 25 икон на золотом фоне написаны академиком Т. А. Неффом. Иконы были пожертвованы великой княгиней Еленой Павловной.

Читайте также  Где поесть в Сиене

Фрески исполнил О. Р. Якоби, роспись купола — Август Хопфгартен. В убранстве церкви активно использовалась скульптура (рельефы ангелов над золочёными медными дверьми). Кроме того, интерес представляют медальоны с портретами скульпторов и художников, которые работали над созданием убранства храма: Неффа, Малакини, Маньяни, братьев Хопфгартенов и Леонхардта. Также были помещены изображения Филиппа Хофманна и К. А. Тона.

До настоящего времени не сохранился витраж с изображением воскресшего Спасителя, изготовленный в Мюнхене Максом Эйнмиллером.

У северной стены в полукруглой нише находится саркофаг из каррарского мрамора, поверх которого лежит изваяние скончавшейся герцогини Елизаветы: она представлена спящей, на голове венок из роз; левая рука приложена к сердцу, правая опущена. Стороны саркофага украшены рельефными изображениями двенадцати апостолов, углы — христианских добродетелей. Надгробие было создано Э.-А. Хопфгартеном, который за образец взял гробницу королевы Луизы Прусской.

Церковный дом

Церковный дом в швейцарском стиле был выстроен одновременно с храмом справа от него. В нём находились помещения для сторожа и священника, а также для спевок церковного хора.

Православное кладбище

Расположенное в лесу православное кладбище было устроено через год после освящения храма. Здесь на двух террасах были погребены: светлейший князь Георгий и светлейшая княгиня Ольга Александровна Юрьевские, Н. Е. Марков, Корфы, Ребиндеры, граф К. И. Остен-Сакен, княгиня В. П. Бутера ди Радали (урождённая Шаховская), Н. В. Султанов, А. И. Бутаков, Н. В. Всеволожский, Алексей Явленский.

Кроме того, здесь были погребены некоторые архиереи Русской православной церкви заграницей: митрополит Серафим (Ляде) и архиепископ Нафанаил (Львов).

В 1864 году кладбище было расширено, и на нём построена часовня.

Престольные праздники

Контакты

Адрес: Christian-Spielmann-Weg 1, 65193 Wiesbaden

Телефоны: (+49)15167851736 (иерей Александр Калинский); (+49)1775409404 (староста – Илья Иваненков)

Паломнику

Информационная доска о храме на стене кладбища

Информационная доска о церковной общине на стене кладбища

Cаркофаг из белоснежного караррского мрамора с высеченной наверху лежащей фигурой Великой герцогини Нассау, Великой княжны Елизаветы Михайловны

Видео




Церковь святой Елизаветы Венгерской

Замечательное классическое здание церкви св. Елизаветы Венгерской (L’église Sainte-Élisabeth-de-Hongrie) в парижском квартале Марэ интересно не только изысканным убранством интерьеров, но и как концертный зал классической музыки под сводами которого звучат произведения Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, Д. Каччини и А. Вивальди.

Историческая миниатюра

Первый камень в основании церкви Св. Елизаветы был заложен в 1628 году При начале строительства под руководством каменщика и архитектора Луи Нобле присутствовала королева Мария Медичи.

Возведение храма растянулось на несколько десятилетий и было завершено Мишелем Видо только в 1646 году. При состоявшемся 14 июля освещении церкви во имя св. Елизаветы и Богоматери Милосердия присутствовала ещё одна французская королева, Анна Австрийская и будущий кардинал Реца Жана-Франсуа де Гонди.

Первоначально церковь принадлежала женскому монастырю францисканского ордена, сестры которого опекали пожилых прихожан и занимались образованием юных девушек. Среди воспитанниц монастыря была и дочь Мольера Эспри-Мадлен Поклен.

С 1938 года храм стал собственностью Суверенного Мальтийского ордена. В годы Второй мировой войны каноник церкви св. Елизаветы Альбер Меркаде предоставил в ней тайное убежище для десятков еврейских семей. В память о его гражданском подвиге в 2015 году на фасаде храма установлена мемориальная доска с именем священника.

Архитектурные арабески

По оригинальному проекту церковь св. Елизаветы имела лишь один неф к которому примыкали четыре часовни. В начале XIX в. храм стал приходской церковью. Для его реконструкции был приглашен архитектор Этьен-Ипполит Годде. По его проекту был перестроен хор, возведены амбулаторий и ещё две часовни с левой стороны.

Обновленный фасад церкви св. Елизаветы возведён в барочном стиле. В его тимпане размещена пьетта, выполненная скульптором Жозефом-Мишелем Полеттом. В годы Второй империи в нишах были установлены четыре статуи. В верхнем ряду по сторонам центрального окна с часами находятся скульптуры св. Елизаветы Венгерской и св. Франциска Ассизского. Ниже их расположены фигуры св. Луи и св. Евгении.

Кладезь искусства

Интерьеры церкви св. Елизаветы отличаются большим разнообразием декора. Вдоль всего центрального нефа проходит фриз с изображениями литургическим символов и орудий Страстей Господних. Деревянная кафедра священника украшена резными фигурами херувимов.

В 1845 году каноник Илайя Жюселин для украшения интерьеров амбулатория на собственные средства приобрел 100 деревянных панелей со сценами из Ветхого и Нового заветов из аббатства св. Варвары в Аррасе. Здесь же находится триптих с изображениями распятия Иисуса Христа, Богородицы и св. Иоанна. На стенах амбулатория художниками Германом фон Боном, Адольфом Рожером, Полем Жюрди и Жаном-Луи Безаром в середине XIX в. написаны фрески «Благовещение», «Семь таинств», «Страшный суд», «Милосердие».

Перед хорами храма установлены 4 дорические колонны, а в полукуполе над ним Жаном Ало написана фреска «Прославление св. Елизаветы Венгерской ангелами на небесах». В алтарной зоне установлены бронзовый барельеф со сценой Воскресения, деревянная статуя Девы Марии и витражи работы Лабина «Чудо роз» и «Канонизация св. Елизаветы Папой Григорием».

Большой вклад в оформлении интерьеров церкви св. Елизаветы внёс возглавлявший приход в 1923-1947 годах внёс священник и коллекционер произведений искусства Альбер Меркаде. При нём были возведены новая колокольня взамен разрушенной во время революции, ризница и обновлен орган.

Замечательные витражи с образами Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова, св. Иосифа выполнены мастерами Севрской мануфактуры по эскизам Абеля де Пуйоля. В часовнях храма размещены несколько пьет XVI в, гипсовая скульптура св. Елизаветы работы Луи-Дени Кэльуетта, картины Мерри-Жозефа Блоделя, Абеля Пуйоля и анонимных авторов.

В 1985 году при поддержке мэрии Парижа была проведена всесторонняя реставрация церкви. В начале XXI в. она была центром религиозных торжеств в честь столетия канонизации Елизаветы Венгерской и годовщины со дня рождения св. Мартена. Благодаря превосходным акустическим характеристикам церковного зала и новому органу церковь св. Елизаветы постоянно используется как концертный зал классической музыки и место выступления вокальных коллективов.

Церковь Святой Елизаветы

Изящную, устремленную в небо церковь Святой Елизаветы называют также Голубым костелом за необычный цвет внешней и внутренней отделки. Этот храм, построенный в стиле венского сецессиона или ар-нуво, можно считать символом Братиславы — его знает каждый житель. Более того, Голубой храм представляет не только столицу, но и всю Словакию на известной выставке «Мини-Европа» в Брюсселе.

Церковь Святой Елизаветы

История церкви

Можно встретить две версии того, как была заложена церковь — первая гласит, что она основана графиней Сапари, а согласно второй, ее строительство начал сам император Франц Иосиф в память о погибшей супруге Елизавете. Но истина, как всегда, где-то посредине. Костел действительно был построен при содействии графини Сапари, которая имела большое влияние в обществе. Изначально на месте церкви Святой Елизаветы существовала небольшая часовня для учащихся Королевской гимназии, но она не могла вместить в себя всех желающих. И тогда было принято решение возвести храм, который стал бы доступен не только для учеников, но и для других жителей.

В августе 1909 года был заложен фундамент Голубой церкви, а уже в ноябре император одобрил ее проект и пообещал свою помощь в этом деле. Строительство было окончено в 1913 году. Главным архитектором нового костела стал Эдён Лехнер, а известный в Словакии скульптор Алоис Ригель создал для него мраморную статую супруги Франца Иосифа, которая сегодня находится в приходском доме.

Сегодня церковь Святой Елизаветы составляет единый архитектурный ансамбль с находящейся рядом Католической гимназией. Оба здания, а также домик священника, были спроектированы Эдёном Лехнером в одном стиле.

Как добраться

До Голубого костела можно доехать следующим транспортом:

  • Трамваями — маршруты № 4, 11, 12, 13, 14;
  • Автобусами — маршруты № 50, 95, 128.

Несмотря на то, что храм находится в спальном районе, к нему легко дойти пешком от исторического центра города.

Адрес: Bezrucova 2, Братислава 811 09.

Церковь Святой Елизаветы на карте

На что обратить внимание

К церкви Святой Елизаветы стоит прогуляться даже в те дни, когда она не работает, ведь оригинальный вид этого здания и его отделка стоят того, чтобы на них полюбоваться. Стены здания выложены голубой майоликой, благодаря чему он и приобрел свое второе имя. Все архитектурные элементы сделаны плавными и округлыми, словно перетекающими друг в друга, что создает интересный дизайн «пряничного домика».

Читайте также  Арт-центр Марка Шагала

Обратите внимание на мозаику над входом — она отображает известную историю из жизни святой. Будучи женой ландграфа Людвига, Елизавета много времени посвящала благотворительности, но, согласно легенде, знатный супруг был против раздачи щедрой милостыни. И вот однажды, когда она несла хлеб для бедных в подоле фартука, муж потребовал показать, что там спрятано. Отдернув же подол, Людвиг увидел, что вместо хлеба там оказались розы. Справедливости ради стоит отметить, что у историков другое мнение — считается, что на самом деле ландграф поддерживал свою супругу.

Экскурсии

Поскольку Голубая церковь является действующим католическим храмом, сюда можно бесплатно войти в любой день в рабочее время.

  • С понедельника по субботу — с 07:00 до 07:30 и с 17:30 до 19:00;
  • В воскресенье и в дни католических праздников — с 07:30 до 12:00 и с 17:30 до 19:00.

Каких-либо экскурсий здесь не проводится, но осмотр храма входит в программу многих экскурсионных туров по Братиславе, предлагаемых туристическими бюро.

Когда лучше посетить

Оптимальное время для прогулок по Братиславе — конечно же, лето. Если вы хотите осмотреть костел внутри, выбирайте будни, поскольку в выходные здесь часто проводятся венчания. Внутреннее убранство храма не отличается особой роскошью, но здесь есть несколько фресок и красивый алтарь с изображением святой.

Туристы единодушны во мнении, что снаружи церковь Святой Елизаветы намного интереснее, чем внутри, и описания не передают того удивительного впечатления, которое она производит. Небесно-голубой цвет ярко выделяется среди городской архитектуры, что делает здание хорошо заметным. Также стоит обратить внимание на расположенный напротив дом с оригинальным цветным декором и на маленькую изящную статую Святой Елизаветы на территории храма.

Визитная карточка

Адрес

Bezručova 2534/2, 811 09 Братислава, Словакия

Официальный сайт церкви Святой Елизаветы
Стоимость
Время работы

С понедельника по субботу — с 07:00 до 07:30 и с 17:30 до 19:00; в воскресенье и в дни католических праздников — с 07:30 до 12:00 и с 17:30 до 19:00

Портал путешествий | Путеводители | Заказ экскурсий Online

Online путеводители по странам мира. Фото, описание, полезная информация

Церковь Святой Елизаветы в Австрии

Одна из исторических построек, возведенных в 1395 году, известная также как церковь Тевтонского ордена. Имеет богатую историю, насчитывающую несколько столетий, была построена в честь дочери короля Андраша 2-го, Святой Елизаветы. Все свое время она посветила служению людям, помогала калекам и нищим, трудилась на ровне с другими в местном госпитале, помогая больным и раненым. Умерла в раннем возрасте, но, несмотря на короткую жизнь, стала символом милосердия для францисканцев. В 13 веке была возведена в лик святых и стала покровительницей Тюринга.

Архитектурный ансамбль церкви
За несколько столетий церковь реставрировалась, была построена в готическом стиле, но в 1720 г. были добавлены элементы барокко. Внутреннее убранство сохранилось, именно здесь до сих пор находятся рака с мощами Святой Елизаветы, готические статуи 13-15 веков. На сегодняшний день это музей, коллекция которого представлена целым архивом Тевтонского ордена, сюда входят несколько тысяч различных документов того времени. Кроме этого, не надо забывать и об архитектурной ценности этого здания, несмотря на проведенную позже реставрацию, многие фрагменты церкви сохранились в первозданном виде, датированные концом 14 века.
Также в состав реликвий можно включить колокол, вылитый в конце 13-14 веков, действующий до сих пор. Еще одним историческим памятником, прилегающий к храму, является госпиталь, в котором трудилась Святая Елизавета, построенном в 1200-х годах. Все эти сооружения представляют собой архитектурный ансамбль, сохранившегося до наших дней, имеющих статус культурных ценностей.

Особенности интерьера
Особый интерес вызывает и внутреннее убранство часовни, оно представляет собой довольно большое куполообразное здание, в котором можно увидеть мозаичное изображение Елизаветы. Интересен тот факт, что помимо статуса святой, она была покровительницей рыцарей, поэтому в храме можно увидеть множество различных гербов тех столетий, которые вешали мужчины, после посвящения в рыцари Тевтонского ордена, конечно, эта честь выпадала не всем, а только верхушке. Здесь же находятся прекрасной работы черные кресты – символы самого ордена.
Самое сердце храма, представлено алтарной частью. Это уникальная ручная работа, украшенная резьбой и различными символами. На стене над ним, представлена написанная в 17 веке икона, являющаяся сама по себе произведением искусства, особый стиль мастера, присущего тому времени, создает атмосферу в храме.
Далее фрески и хор, также украшенные символикой. Но необходимо напомнить, что церковь действующая, с 1951 года в ней проводятся богослужения, здесь всегда много прихожан, которые готовы отдать дань уважения Святой Елизавете. В прилегающих залах храма проводятся концерты, потрясающая акустика делает звучание голоса неповторимым, поэтому тут так много светских посетителей. Но в остальные дни это вполне уединенное место, в котором можно спокойно провести время.

Музей-сокровищница
Но одной из главной достопримечательностью этой архитектурной постройки является Сокровищница Тевтонского ордена, она расположена на втором этаже. На протяжении веков, рыцари коллекционировали редкие ценные предметы, в настоящее время они стали доступны, их можно увидеть в музеи.
Музей состоит из 5 помещений, в которых собраны все реликвии и они расположены так, что отображают собой картину взлета и падения ордена, все его стадии.
Комната 1. Это самые ранний период, в коллекции которого представлен документ о причислении Елизаветы к лику святых, в 1235 году. Другим экспонатом, являются одежда рыцарей Тевтонского ордена, она представлена былым плащом с черным крестом, это было их отличие от других орденов и братств, существующих в то время в большом количестве. Знаменитая рыцарская цепь – называемая цепи-мечей, датированная 1500 г. И завершает картину знаменитый макет Дома Святой Марии в Иерусалиме, в 1200-х годах был благотворительным проектом ордена, если говорить на языке нашего времени. Целый стенд различных монет, которые были в обиходе вплоть до 1400-х годов, оттески печатей глав ордена, также собирались на протяжении нескольких столетий.
Комната 2. Здесь представлена коллекция другой направленности и связана с бытовой жизнью ордена. Это дорогая фарфоровая посуда, столовые предметы, обладающие ценностью, различные декорации, используемые на торжественных приемах в 16 -17 веках. Это более поздний период, относящийся к времени Ренессанса, характеризуемый различной утварью, обрамленной драгоценным металлом и камнями, представленная вычурными сосудами и мебелью с оригинальными украшениями. Только входили в моду технические новинки, это астрономические часы, изготовленные в форме кареты с драгоценными камнями, это модные по тем временам аксессуары – серебряные футляры для бутылок, также выставлены здесь.
Комната 3. Характеризуется обширной коллекцией оружия с драгоценными камнями, это небольшие кинжалы ручной работы, выполненные на заказ для своего владельца. Некоторая церковная утварь, а также иконы, датированные 15-17 столетиями, на многих иконах изображена женщина с мечом, на одних убивающая аспида-змия, на других просто воинственно восседающая. Это достаточно не типично для иконописи, но все же говорит о раритетности экспонатов. Другая часть — картины, с изображением высших чинов ордена, во всем своем великолепии рыцарства.
Комната 4. Коллекции одежды, драгоценностей 17 – 18 столетий, здесь можно увидеть первые новинки научного мира: модели глобусов, карманные часы в золотом обрамлении, искусно сделанные ключи и прочую мелочь.
Комната 5. В основном представлена готическими картинами, драгоценной церковной утварью и одеждой.
Один из залов музея занят библиотекой, в которой собраны редкие сочинения нескольких столетий. Здесь же находится казначейство, в котором хранятся финансовые документы ордена, их записи и учеты расходов-приходов.
Отдельное помещение занимает резиденция руководителя ордена. В нее входят: секретариат, Генеральный совет и отображает иерархическую структуру того времени.
Церковь находится в Австрии, Вена, ул. Зингерштрассе, д. 7 (Singerstrasse, 7).