Церковь Св. Димитрия

Храм святого великомученика Димитрия Солунского

Церковь св. Димитрия Солунского в Москве находилась на Тверской улице на углу с Тверским бульваром, там, где сейчас стоит серый дом с магазинами «Армения» и «Дары моря». Стояла церковь так: сама церковь на месте магазина «Армения» и музея-квартиры Коненкова на Тверском бульваре, а шатровая колокольня – на месте кондитерской на Тверской улице.

На Руси св. великомученик Димитрий Солунский почитался как покровитель патриотизма и всех ратующих за Отечество. Верный христианин, он был назначен римским императором Галерием проконсулом в Фессалоникийской области в период гонений на христианство на рубеже III– IV вв. Однако вопреки римской политике он не стал преследовать христиан, а принялся искоренять язычество. За это двадцатилетний юноша был посажен в тюрьму и там убит копьями в 306 году.

Почитание мученика, «древнего страдальца за Отечество», началось на Руси сразу после принятия ею христианства. В 70-х гг. XI века в Киеве был основан Димитриевский монастырь, а в 1197 году во Владимир из Солуни была перенесена чудотворная икона св. Димитрия, написанная на доске от гроба святого (ныне она находится в Третьяковской галерее). Святой изображен в воинских доспехах с птичьими перьями, с копьем и мечом в руках. В Москве он был почитаем еще как защитник в битве против иноземцев. Так, день Ангела Дмитрия Донского и славу его победы на Куликовом поле относили к солунскому святому. Родительская или «дедова» Суббота перед его праздником 26 октября (9 ноября по новому стилю) по преданию и была установлена самим Дмитрием Донским.

Придел во имя св. Димитрия Солунского был основан еще в кремлевском Успенском соборе при Иване Калите. В 1326 году в только-только заложенном храме был похоронен великий князь Юрий Данилович, брат Калиты, убитый в Орде тверским князем в борьбе за ханский ярлык на великое княжение. Тогда его получила Москва, и убиенный за Отечество князь был погребен в Димитриевском приделе Успенского храма. Есть версия, что сам Димитриевский придел был сооружен над погребением московского князя. А собора Михаила Архангела, ставшего великокняжеской и царской усыпальницей, в те годы еще не было.

Каменный барельеф с изображением св. Димитрия Солунского в 1462 году появился и на главных кремлевских воротах – на внутренней стороне Спасской башни со стороны Кремля. А на внешней, со стороны Красной площади поместили изображение св. Георгия Победоносца работы того же мастера – Василия Ермолина. Так город предавался под защиту воинов-мучеников. Оба барельефа были сняты при перестройки башни в 1491 году архитектором Пьетро Солари: Георгиевский передали в кремлевский Вознесенский монастырь, а Димитриевский, вероятно, погиб, как считали еще дореволюционные краеведы.

Появилась она еще до Романовых, а в первой половине XVII века была уже была двух– или трехшатровая, по типу соседней церкви Рождества Богородицы в Путинках на М. Дмитровке. Следовательно, Димитриевский храм точно был построен до 1648 года, потому что однотипная Рождественская церковь, появившаяся в тот год – последняя в Москве, возведенная в шатровом стиле до указа патриарха Никона о запрещении строительства шатровых церквей и повсеместного перехода к крестово-купольным (этот указ отменят уже во второй половине XVII века после изгнания Никона.)

С того времени до самой революции дожила шатровая колокольня. Сам храм в 1791 году был перестроен заново.

Дело было в следующем. Церковь по реконструкции должна была стать определенным архитектурным решением композиции Страстной площади, и Тверского бульвара – первого в кольце, устроенного на месте сломанной в то время крепостной стены Белого города.

К середине XVIII эта стена уже потеряла свое фортификационное значение. Ворота Белого города больше не запирались на ночь, как в старину, и не охранялись. А кирпичи из обветшавшей стены москвичи растаскивали на свои нужды. С 1760-х годов камни и кирпичи Белого города с разрешения городских властей и вовсе пошли на постройку казенных зданий: Воспитательного дома и дома генерал-губернатора на Тверской. В результате часть стены Белого города однажды обрушилась и задавила несколько прохожих. После этого происшествия было окончательно решено снести средневековое сооружение.

Созданный специально для этого в июне 1774 года Каменный приказ под главенством князя М.Н. Волконского получил предписание: разрушить крепостные стены, а на их месте посадить деревья. Так и было создано бульварное кольцо. История не сохранила автора идеи, но приписывают ее Баженову, Растрелли или Старову.

Сначала на участке от Никитских до Петровских ворот снесли стену, засыпали ров, посадили маленькие деревца, которые вскоре засохли, и тем дело кончилось. Только при Павле I, в 1796 году, под руководством архитектора С.Карина разбили первый московский бульвар – Тверской.

Вместе с ним появилось в русском языке и заграничное слово «бульвар»: заимствовано оно было из французского «boulevard», а во французский пришло из немецкого «Bolwerk», что означает «крепостная стена». Обычай устраивать на месте упраздняемых крепостных стен аллеи, окаймленные газонами, деревьями и кустами, давно был известен во Франции. Участок территории, где проходила городская стена, становился зеленой полосой. То же самое произошло и в Москве. До середины XIX века москвичи называли нововведение то «бульваром», то «булеваром», то «булевардом», а в простонародье и вовсе «гульваром», поясняя: «Коли люди на нем гуляют, стало быть, гульвар». Действительно, сразу же после своего рождения Тверской бульвар стал излюбленным местом прогулок московского высшего света. На всем протяжении он был украшен множеством фонариков и изящных мостиков.

В николаевскую эпоху на бульваре посадили шелковичные деревья, поздно дающие листву. Весной в Москву приехал сам император и ранним утром пошел прогуляться на бульвар. Он обратил внимание на непонятные «палки» и немедленно генерал-губернатор А. Закревский приказал пожарным Тверской части в ту же ночь убрать эти деревья. Наутро следующего дня он доложил императору: «Ваше величество, бульвар очищен от палок!»

После ухода армии Наполеона из Москвы у Тверского бульвара появились соперники – новые разбитые бульвары. Тем не менее, он был настолько популярнее их, что часто говорили просто «Бульвар», и было понятно, что речь идет именно о Тверском.

Так, применительно к новому виду города и стали перестраивать Димитриевскую церковь, стоявшую рядом с бульваром в том месте, где начинался парадный выезд к Кремлю. Главный ее престол был освящен во имя св. Троицы, и придел – в честь св. Димитрия Солунского.

Две большие редкости выделяли эту церковь среди остальных московских храмов. Одна из них – старинная шатровая колокольня, которая была намного старше самого здания церкви. Она сохранилась до самой революции, несмотря на многопудовые колокола и их ежедневное раскачивание на протяжении сотен веков. Другая редкость – образ Спасителя на апсиде, который прежде находился на Тверских воротах Белого города – по русскому обычаю помещать на крепостных воротах образа для защиты города от врагов и бедствий. При разборке стены этот образ был перенесен именно сюда, в Димитриевский храм.

И еще в начале XIX века церковь славилась своим хором. Москвичи со всего города собирались здесь, чтобы его послушать, особенно в праздничные службы. Прибывали сюда и знатные особы. Нередко их было так много, что кареты стояли вдоль всего бульвара.

А когда купец Елисеев прямо напротив церкви построил свой знаменитый магазин с винным отделом, к нему вскорости нагрянул акцизный чиновник – вот, торговля незаконна, потому что винный погреб может находиться от входа в храм на расстоянии не ближе 42 сажен, а здесь это правило не соблюдено. Вход в гастроном был тогда один, с Тверской улицы. Елисеев уговорил чиновника подождать до утра. Всю ночь кипела работа, и несколько метров было выиграно: на следующий день винный магазин с отдельным входом появился в Козицком переулке, где и находится по нынешнее время.

Церковь св. Димитрия Солунского была разрушена при реконструкции Тверской улицы в 1934 году. История ее сноса – отдельная глава в печальной летописи старинного московского храма. Сначала предполагалось снести только колокольню. Затем В 1932 году храм включили в список церквей, подлежащих сносу, но за него вступилась авторитетная общественность. Среди защитников был П.Д. Барановский. Поначалу упросили сохранить шатровую колокольню – Барановский подготовил план ее переноса – но в итоге все было разрушено.

Взамен храма построили громадный жилой дом №17 по проекту архитектора А.Мордвинова. На угловой башенке дома – новой архитектурной «доминанте» площади – раньше стояла огромная статуя балерины с высоко поднятой ногой и воздетой к солнцу рукой. По ее поводу в Москве весьма подшучивали. В 1958 году скульптуру убрали – обветшавшая «Балерина» грозила в любой момент обрушиться на головы прохожим.

Церковь Св. Димитрия

22 сентября 1801 года был освящен в честь царевича Димитрия.

Храм царевича Димитрия несколько раз обновлялся: в 1836 и 1901 гг.

В годы гонений храм был закрыт для богослужений и передан в ведение больницы в 1918 году, использовался под стoловую.

В 1990 году был учреждён и получил юридическую регистрацию приход храма царевича Димитрия. В том же году приходу было передано бывшее помещение храма. 22 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заново освятил его.

Иконы: благоверного царевича Димитрия, преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, великомученика Пантелеимона с мощами, великомученика Димитрия Солунского с мощами.

Часы, Божественная литургия: Понедельник, Вторник, Четверг – 6.45; Воскресенье – 8.40
Вечерня, Утреня: Понедельник, Среда, Четверг – 17.00
Всенощная: Суббота – 17.00
Июль – Август действует сокращенное летнее расписание служб по благословению настоятеля.

Епископ Орехово-Зуевский ПАНТЕЛЕИМОН (Аркадий Викторович ШАТОВ), настоятель.
Родился 18 сентября 1950 года.
Образование: Московская Духовная Академия.
26 августа 1978 года рукоположен в сан диакона.
15 апреля 1979 года рукоположен в сан пресвитера.
30 ноября 1990 года назначен настоятелем храма.
17 июля 2010 года принял монашеский постриг.
20 августа 2010 года наречён во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии.
22 марта 2011 года назначен правящим архиереем Смоленской епархии.
12 марта 2013 г. назначен епископом Орехово-Зуевским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
протоиерей Иван Николаевич ЕМЕЛЬЯНОВ, штатный клирик прихода храма.
Родился 30 июля 1970 года.
Образование: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт.
27 мая 1993 года рукоположен в сан диакона.
15 февраля 1994 года рукоположен в сан пресвитера.
протоиерей Роман Иванович БАЦМАН, штатный клирик прихода храма.
Родился 30 сентября 1968 года.
Образование: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт.
12 апреля 1998 года рукоположен в сан диакона.
22 декабря 1999 года рукоположен в сан пресвитера.
протоиерей Алексей Георгиевич СПАССКИЙ, штатный клирик прихода храма.
Родился 16 апреля 1977 года.
Образование: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.
02 августа 1999 года рукоположен в сан диакона.
06 ноября 2001 года рукоположен в сан пресвитера.
иерей Александр Борисович ЛАВРУХИН, штатный клирик прихода храма.
Родился 05 октября 1977 года.
Образование: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.
07 апреля 2001 года рукоположен в сан диакона.
07 февраля 2005 года рукоположен в сан пресвитера.
иерей Николай Валерьевич ПЕТРОВ, штатный клирик прихода храма.
Родился 25 июня 1976 года.
Образование: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.
02 мая 2003 года рукоположен в сан диакона.
25 апреля 2006 года рукоположен в сан пресвитера.
иерей Денис Евгеньевич ГУДЗЬ, штатный клирик прихода храма.
Родился 12 октября 1973 года.
Образование: Московская Духовная Академия.
25 октября 2005 года рукоположен в сан диакона.
01 марта 2007 года рукоположен в сан пресвитера.
иерей Иван Вячеславович ЗАХАРОВ, штатный клирик прихода храма.
Родился 26 ноября 1977 года.
Образование: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.
12 апреля 2003 года рукоположен в сан диакона.
06 апреля 2008 года рукоположен в сан пресвитера.
иерей Александр Васильевич САВИН, штатный клирик прихода храма.
Родился 12 июня 1975 года.
Образование: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.
06 апреля 2008 года рукоположен в сан диакона
28 августа 2013 года рукоположен в сан пресвитера.
протодиакон Иван Сергеевич ШЕВЦОВ, штатный клирик прихода храма.
Родился 01 июля 1969 года.
Образование: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт.
17 февраля 1994 года рукоположен в сан диакона.
диакон Андрей Олегович РАДКЕВИЧ, штатный клирик прихода храма.
Родился 26 июля 1962 года.
Образование: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.
23 июля 2010 года рукоположен в сан диакона.
диакон Михаил Михайлович ГОЛУБКОВ, штатный клирик прихода храма.
Родился 01 ноября 1983 года.
Образование: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.
29.января 2012 года рукоположен в сан диакона.
Читайте также  Фонтаны в Риме

Проезд до ст. метро «Октябрьская», далее троллейбусами № 33, 4, 62 до остановки «1-я городская больница» или маршрутками 400м, 62м, 705м, 553м также до остановки «1-я городская больница».

При храме действует Свято-Димитриевское сестричество и Свято-Димитриевское православное училище сестер милосердия.

Действует воскресная школа с изучением живописи, церковного пения, золотого шитья, медсестринского дела.

Издается, больничный листок, работают библиотека и книжная лавка.

Община окормляет Детскую клиническую больницу № 1 и Детский дом для умственно-отсталых детей, оказывается посильная помощь другим учреждениям.

2012 © Центральное Викариатство города Москвы

Храм Дмитрия Солунского

Имя Димитрия Солунского очень близко русскому народу. Своего небесного покровителя горячо почитал Димитрий Донской. А самого св. Димитрия Солунского почитание началось сразу после крещения Руси. С 11-го века строились обители, церкви в честь подвижника. Один из таких храмов находится в Москве.

История постройки

Есть в городе Москве район, который по старинке привыкли называть Благуша. На рубеже 19-20 вв. это был пригород столицы, ее рабочая окраина, расположенная между с. Измайлово и Семеновской заставой. Сейчас Благуша входит в состав одного из восточных районов Москвы, — Соколиная гора.

Здесь было много кирпичных заводов, текстильных фабрик. С конца 19-го века началась активная застройка и к 1906 году в районе уже проживало больше 10 тыс. человек. Своей церкви в районе не было и люди шли в храм Воскресения Христова на Семеновском кладбище.

Притч здесь был небольшой, священнослужителей явно не хватало. Поэтому люди обратились к московскому владыке с просьбой об увеличении числа клириков в Семеновской церкви. Митрополит решил поступить более дальновидно и распорядился о строительстве нового храма на Благуше.

Дальше все складывалось очень благополучно:

  • часть средств на воплощение этого проекта уже имелась. Было завещание некоего благочестивого горожанина Д. Ф. Ермакова, который оставил 100 тысяч рублей на строительство храма в честь Димитрия Солунского и праведной Анны, небесных покровителей его и супруги;
  • в 1906 г. Николай 2 выделил участок земли под застройку и начались поиски архитектора. Выбор остановился на Н. И. Орлове, который хотя до этого и не занимался храмовым зодчеством, но сумел создать великолепный проект;
  • 1908 г. начались строительные работы;
  • 1909 г. торжественно был заложен первый камень в основание будущего храма. После речи митрополита Владимира в фонд строительства потекли реки пожертвований, благодаря которым церковь удалось выстроить всего за 2 года;
  • 29 июня 1911 г. состоялось Великое освящение храма в честь Димитрия Солунского;
  • 16 января 1912 года был освящен придел в память Успения прав. Анны;
  • еще один придел был освящен в честь свт. Петра, митрополита Московского. Такой выбор был сделан по просьбе одного из жертвователей храма, крестьянина П. М. Сидорина.

Таким образом по улице Ибрагимова 6а, был выстроен один из наиболее вместительных храмов Москвы в честь Димитрия Солунского. Одновременно мог вместить до 3000 верующих. Своего первого настоятеля обрел уже в 1910 году, им стал протоиерей Михаил Перферансов.

А 29 июня 1911 года митрополит Владимир, в то время возглавлявший Московскую епархию, освятил новый храм и отслужил здесь первую Божественную литургию.

Судьба храма св. Димитрия Солунского в Москве на Благуше сложилась сложно и трагически. После своего строительства, созидания он просуществовал только 20 лет. Богу было угодно разделить этому храму судьбу сотен тысяч храмов по всему лицу нашей необъятной Родины.

После революции, в 1931 году, его перестроили под заводские помещения для обработки драгметаллов. Здание церкви было изуродовано до неузнаваемости:

  • сняты кресты;
  • снесены купола;
  • частично разобрана колокольня (верхние ярусы);
  • в алтаре разместили плавильные печи;
  • под сводом устроили кислотный цех.

Но потом в 1991 году храм был возвращен в собственность РПЦ. Он вновь открыл свои двери для верующих людей. Много православных христиан обрели духовную радость и счастье молиться под сводами этого величественного и красивого храма.

Современное состояние

Полностью разоренное, лишенное всех городских коммуникаций, здание храма в начале 90-х годов прошлого века вернулось во владение православной церкви. Кислотный и плавильный цеха основательно разрушили стены здания.

Участок был заражен и семиметровый слой земли пришлось снять и заменить другим, здоровым грунтом. Если раньше здание церкви было выложено из красного кирпича, то теперь его оштукатурили и покрасили.

Образовался приход при церкви под руководством и духовным окормлением протоиерея Сергея Косова. Впоследствии его сменил священник Петр Липатов. Они возглавили работы по восстановлению попранной большевиками святыни. 17 ноября того же знаменательного года прошло освящение и установка крестов.

Все дальнейшие реставрационные работы осуществились очень быстро. Уже в 2001 году храм стал действующим и престольный праздник совершался на основном его приделе.

26 февраля 2012 года, в Прощеное воскресенье, возрожденный храм был освящен Патриархом Кириллом. Святейший подарил храму древний Феодоровский образ Богородицы, почитаемый православными верующими как помощницу в родах. Возродилась в храме и воскресная школа, образовался Православный клуб исторической реконструкции, где стали проводиться занятия по фехтованию.

Описание архитектуры и внутреннего убранства

При построении храма использовалось несколько архитектурных стилей. В нем присутствуют греческие и русские мотивы, — соединен крестовокупольный храм с трехнефной базиликой. Это символизирует единство духовного пути двух святых: Димитрия Донского и его небесного покровителя Димитрия Солунского.

Такой прием сочетания в одном сооружении разных исторических форм и стилевых элементов свойственен для эклектики. Это одно из популярных направлений в архитектуре того времени, получил новый толчок в своем развитии, начиная с 30-х гг. 19 века. Пришел на смену классицизму и предоставил полную свободу творчества для зодчих.

Святыни

Более 70 икон находится в храме Димитрия Солунского. Некоторые из них дополнены мощами святых:

  • свят. Лука Крымский;
  • св. Иоасаф Белгородский;
  • преп. Мария Египетская;
  • мчц. Варвара;
  • св. блаж. Матрона Московская;
  • св. великом. Димитрий Солунский;
  • преп. Оптинские старцы.

Есть много святых образов Божьей Матери, в том числе Феодоровской, подаренной храму Святейшим Патриархом Кириллом. Кроме него в церкви находятся такие лики Богородицы:

  • О тебе радуется;
  • Целительница;
  • Собор Пресвятой Богородицы (печатная);
  • Неупиваемая чаша;
  • Живоносный источник;
  • Ахтырская;
  • Богородичный собор;
  • Всецарица;
  • Иверская;
  • Казанская;
  • Не рыдай мене мати;
  • Нечаянная радость.

На остальных иконах изображены лики различных угодников Божиих, прославленных церковью. Это Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Александр Невский, архангел Гавриил, Иоанна Кронштадтский и другие святые.

Деятельность прихода

Состав духовенства храма представлен несколькими клириками. Его настоятель отец Андрей Милкин, был назначен на эту должность 10 мая 2011 года. Действуют здесь и другие священнослужители:

  • прот. Виктор Сарана;
  • иер. Александр Дружинин;
  • иер. Игорь Иванов;
  • иер. Андрей Кривоногов;
  • диак. Алексей Заварнов.

Когда по окончании реставрационных работ службы в храме стали проходить ежедневно, сюда потянулось множество верующих, а с ними и детей. Начала работать воскресная школа, в которой есть несколько возрастных групп обучения:

Проводит обучение иерей Алексий Митюшин, который 2001-2013 гг. был клириком этого храма, а затем переведен на должность настоятеля храма Живоначальной Троицы в Кожухово.

Беседы, проводимые в воскресной школе, помогают детям воцерковляться, выстраивать связь между церковью и миром, обретать духовные ориентиры. Взрослую группу обучает основам веры отец Игорь Иванов.

Престольные праздники

Первое патриаршее богослужение после восстановительных работ прошло в храме Димитрия Солунского в день памяти святого 8 ноября 2007 года. Его совершил Алексий 2, который был поражен огромным количеством детей, пришедших к литургии.

Такого он до сих пор не встречал нигде и никогда. Одних только детей патриарх причащал полчаса. Все это благодаря тому, что в храме очень доброжелательное отношение ко всем прихожанам, так как приход живет по правилам и наставлениям святых отцов, покойного ныне Святейшего Патриарха.

В храме существуют свои устоявшиеся традиции:

  • каждую субботу на вечерней службе совершается лития, проводится исповедь;
  • пекут крестики (Крестопоклонная неделя), жаворонки (день памяти Севастийских мучеников), «лесенки» (памятование Иоанна Лествичника);
  • кормят бутербродами с чаем на Рождество и Пасху;
  • отмечаются детские праздники в воскресной школе;
  • все прихожане на Пасху могут позвонить в колокол;
  • проводятся театрализованные представления Православным клубом исторического фехтования.
Читайте также  Центр искусств королевы Софии

Храм Димитрия Солунского стал центром не только молитвенной, но и общественной жизни жителей района Соколиная гора, а также местной достопримечательностью.

Как добраться

Доехать до храма можно на метро. Добираться нужно до ст. Семеновская, затем пройти по ул. Щербакова километр или около того, — свернуть на ул. Ибрагимова, найти здание № 6а.

Маленький храм с большой историей

Спустя двадцать лет в сельце возвели деревянную церковь во имя христианского великомученика IV века Дмитрия Солунского, и Гузеево стали именовать селом Дмитровским.

Святой Димитрия Солунский, живший в IV веке, назначен был указом римского императора Максимилиана проконсулом в Салониках (славянское название – Солунь), получив приказ защищать город и истреблять христиан. Однако Дмитрий, вопреки императорскому указу, принял святое крещение и стал открыто учить горожан христианской вере. Разгневанный император повелел бросить проконсула в темницу, где 26 октября 306 года его казнили копьями. Верный слуга святой Лупп собрал кровь казненного на полотенце, омочил его перстень в крови и ими исцелял недужных. Тело Дмитрия было тайно предано земле христианами, а затем уже при императоре Константине на этом месте возвели церковь. С той поры имя Дмитрий (Димитрий) сделалось широко распространенным на Руси, и многие храмы построены в память святого Дмитрия Солунского. День его памяти отмечается 26 октября (8 ноября).

Известные люди, родившиеся вблизи этой даты, носили имя Дмитрий. Можно назвать великого князя Московского Дмитрия Донского, героя Великой Отечественной войны генерала Дмитрия Михайловича Карбышева, русского поэта Александра Блока, которого также хотели назвать Дмитрием. Блок словно видит храм Дмитрия Солунского в селе Дмитровском, когда пишет вот эти строки:

Видно, дни золотые пришли,

Все деревья стоят, как в сиянье.

Ночью холодом веет с земли,

Утром – белая церковь вдали,

И близка, и ясна очертаньем.

Первое упоминание о Дмитровском приходится на начало XVI века. За выигранную Петром Михайловичем Плещеевым, владевшим на то время окрестными землями вокруг деревни Гузеевво, битву при реке Ведроше в 1500 году, близ Дорогобужа, вместе с главными начальниками войск, в знак благоволения, «спрошен был государем чрез посланца о здоровье». Вместе с Дмитровским, П. М. Плещеев владел вотчинами еще в пяти уездах. Но в 1534 году его сын продал свою богатую вотчину на Истре Троице-Сергиевому монастырю. Село Дмитровское было выгодно расположено на кратчайшей дороге из Звенигорода в Москву.

По этой причине село, сгоревшее в Смутное время в начале XVII столетия, было вскоре восстановлено, но потом вновь уничтожено в 1618 году шедшим на Москву польским королевичем Владиславом. В 20-х годах XVII столетия с окончанием Польско-Литовской интервенции в разоренном Гузеево возобновляется жизнь: были поселены новые крестьянские семьи, и в 1627 году построена новая деревянная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского. В 1630 году царь Михаил Романов изымает Дмитровское из пользования монастыря и дарит село своему отцу патриарху Филарету. С этого момента начинается новый этап истории села Дмитровское и церкви святого великомученика Димитрия Солунского — они становятся Патриаршими.

Дмитровское становится центром домового владения Святейших Патриархов в Звенигородском уезде, утрачивает первоначальное название село Гузеево.

В 1640-е годы хозяйственная жизнь села Дмитровское с деревнями оживляется. К этому времени относится устройство на домовом Патриаршем дворе конного и скотного дворов, а также появились пруды с саженой рыбой.

В 1644 году Святейший Патриарх Иосиф строит новую деревянную церковь на средства Патриаршего казенного Приказа.

Здесь часто бывал по пути в свой любимый Саввино-Сторожевский монастырь царь Алексей Михайлович. Предание рассказывает, что, посещая по дороге село Дмитровское, он «беседовал там иногда с патриархом Никоном, ласково разговаривал с крестьянами и любовался прелестнейшими видами местного положения».

He раз посещал Дмитровское и Святейший Патриарх Никон. После низложения Святейшего Патриарха Никона соборным постановлением 1666 года Дмитровская домовая вотчина была отписана в Царские Дворцовые земли села Степановское.

Царь-богомолец был еще и царем-охотником, а окрестности Дмитровского представляли собой прекрасные места для соколиной охоты.

В Дмитровском приезда царя ожидал скромный «государев двор, на дворе хоромы поземные, избушка с комнатою, а к ним сени дощатые с двух сторон. Да у ворот по обе стороны две избушки боярские, печи во всех. Кругом двора забора 18 прясел».

Следующий царь Федор Алексеевич в 1677 году пожалует село князю Юрию Алексеевичу Долгорукому.

Князь Ю. А. Долгорукий погиб вместе с сыном во время Стрелецкого бунта. А. С. Пушкин рассказывает об этом в своем труде «История Петра»: «Петр избран был 10 мая 1682 года, а 15 стрельцы, отпев в Знаменском монастыре молебен с водосвятием, берут чашу святой воды и образ Божией Матери, предшествуемые попами, при колокольном звоне и барабанном бое вторгаются в Кремль. Деда Петра Кирилла Полуехтовича принудили постричься. Убиты в сей день братья Натальи Кирилловны Иван и Афанасий, князья Михайло Алегукович Черкасский, Долгорукие Юрий Алексеевич и сын его Михайло…» После этих трагических событий 25 июня 1682 года молодой царь Петр Алексеевич отдал село Дмитровское на Истре с деревнями в вотчину Святейшему Патриарху Иоакиму на помин душ усопших родственников.

Получив от молодого царя село, Святейший Патриарх Иоаким задумывает построить вместо деревянного обветшалого — каменный храм.

Церковь святого Дмитрия Солунского была построена в 1683–1689 годах. Этот каменный одноглавый храм с небольшим южным Никольским приделом и с надстроенной шатровой колокольней воздвигнут на средства Патриарха Иоакима. 24 октября 1689 г. храм был торжественно освящен.

В 1690 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Иоаким скончался. После смерти святейшего Патриарха хозяйственная жизнь села пришла в упадок. Это отразилось и на состоянии церкви.

Во время Отечественной войны 1812 года село Дмитровское наполовину сгорело от войск Наполеона. Церковь тогда не пострадала, но в начале XIX века положение храма было настолько тяжелым, что стоял вопрос о его закрытии.

В 1836-1841 гг. были проведены значительные ремонтные работы старостой храма Николаем Егоровичем Зельиным — московским купцом I гильдии. В этот период была построена трехъярусная колокольня со стороны западного крыльца древнего храма.

В 1870 году была построена кирпичная ограда, разрушенная в 30-е годы XX века. В 1912 сделан мозаичный пол. В последующие годы лихолетья храм не получал подлежащего ухода и сильно обветшал.

После событий 1917 года храм закрыт не был. Во время Великой Отечественной войны в храме около двух лет не совершались Богослужения за неимением священников, но церковь неизменно оставалась доступна верующим.

Таким образом даже во время труднейшего для Церкви советского периода храм был открыт. В это время он был очагом духовной жизни во всей округе, лишенной пастырского окормления и церковного богослужения.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла №У-02/47 от 13 марта 2014 года настоятелем храма великомученика Димитрия Солунского — Патриаршего подворья в с. Дмитровское Красногорского района Московской области назначен наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы игумен Петр (Еремеев).

Базилика Святого Димитрия

История Храма

На северо-востоке от амфитеатра древней Агоры города Салоники (Фессалоники), на руинах городских бань римской эпохи, там, где в 303 году был заключён в темницу и замучен офицер римской армии — блаженный Димитрий, стоит храм, посвящённый памяти Святого великомученика Димитрия Мироточивого — покровителя города Салоники.

Согласно текстам «Мученичества св. Димитрия», Святой Димитрий был здесь же тайно захоронен.

В связи с тем, что «было засвидетельствовано много случаев исцеления в этом месте», христиане после 313 года построили здесь небольшой молитвенный дом. В середине V века епарх Иллирии Леонтий, в благодарность за исцеление от болезни с помощью Святого Димитрия, «выстроил досточтенный храм мученика» — трехнефную базилику. Тогда же был сооружён и киворий, считавшийся усыпальницей Святого.

Примерно в 620 году базилика Леонтия сгорела. Сразу же после этого епископ города Салоники совместно с епархом Леонтием и при содействии горожан и чужестранцев восстановили храм в его первоначальном виде, сохранив оставшиеся элементы от предыдущего строения. Так была построена великолепная пятискатная базилика с поперечным нефом, нартексом и ярусной комнатой.

Гробница Святого Димитрия в настоящее время находится в северо-западном углу храма. Предполагается, что она стоит здесь ещё с раннехристианских времён.

В 1423 году Салоники заняли венецианцы. От эпохи венецианского господства в храме осталась гробница салоникского вельможи Луки Спандуни, которая находится в северо-западной части центрального нефа, и относится к 1481 году, представляя собой типичный образец итальянского Возрождения.

В 1493 году, во время османского владычества, храм Святого Димитрия был превращён в мечеть, названную Касымие Джами; мозаики и фрески были скрыты под штукатуркой. Почитание Святого Димитрия было ограничено северо-западной частью храма (сегодня это придел Святого Димитрия), куда из кивория был перенесён саркофаг Святого.

В 1907 г. стены храма были расчищены от штукатурки, раскрыты мозаики и фрески, проведена фотофиксация внутреннего убранства.

В 1912 году, после освобождения Салоник от турецкого господства, церковь была передана православному христианству, где по сей день свершается церковное богослужение.

Интерьер храма

Храм Святого Димитрия был отделан мрамором, мозаикой и фресками, но пожар 1917 года лишил его первоначального блеска. В настоящие дни в нартексе (притворе), в центральном нефе и на некоторых сводах колоннады локально сохранилась мраморная облицовка и разноцветная мраморная мозаика V и VII веков. Колонны и капители храма относятся как к первоначальной базилике V века, так и к древним городским постройкам. Мраморный иконостас, престол епископа с престолом алтаря, а также амвон представлены в своём первозданном виде.

В катастрофическом пожаре 6 августа 1917 года, опустошившем большую часть города, рухнули перекрытия и участки внутренних аркад базилики, погибла большая часть фресок и значительная часть мозаик. Целиком сохранились южная аркада центрального нефа, участки внешних стен, трансепта (поперечного нефа) и апсиды, а также большинство колонн и капителей и частично мраморная облицовка.

Современный вид храма является результатом восстановительных работ, с использованием древних фрагментов, которые были начаты в 30-х годах под руководством архитектора А. Захоса (1872-1939 гг.) и завершены в 1948 году. Сохранены все неповреждённые пожаром части и артефакты, относящиеся к этапам строительства V и VII века; остальные восстановлены в их первоначальном виде.

На западной стене центрального нефа и двух столбах алтаря сохранены одиннадцать мозаичных композиций мемориального характера. Они датируются V, VII и IX веком.

Читайте также  Городской Музей Кастельвеккио

К середине V века относятся композиции, принадлежащие еще старой базилике епарха Леонтия. Это «Подношение детей Святому Димитрию» и «Святой Димитрий с ангелом». К этому же периоду относятся мозаики северной колоннады, посвящённые Святому Димитрию и Панагии, которые были разрушены пожаром 1917 года. Сохранена только часть молящегося Святого Димитрия и павлин, выставленные в городском музее Византийской культуры.

Седьмому веку принадлежат мозаичные полотна на юго-западном столбе, изображающие Святого Димитрия с ктиторами, Святого Димитрия с одним священнослужителем, а также композиция с изображением Святого Сергия.

Композиции северо-западного столба представляют Святого Георгия с двумя детьми и молящегося Святого Димитрия, в то время как сюжет с Панагией вместе со Святым Феодором на том же столбе датируется IX веком.

Композиция с изображением Святого Димитрия с четырьмя клириками на западной стороне центрального нефа принадлежит VII веку. Мозаичные композиции с сюжетами мученичества и чудотворства Святого Димитрия украшали южный проход храма, так называемым, «ксилон» (то сделанным из дерева).

В связи с полным уничтожением настенной росписи, украшавшей храм, до наших дней дошли только несколько сюжетов. Самый важный из них представлен в так называемой исторической фреске на южной стене, которая восходит к началу VIII века и изображает, как видно, триумфальный въезд Юстиниана II в Салоники в 688 году.

Крипта

Под поперечным нефом храма находится крипта, то есть восточная часть римской бани, где в византийский период била ключом святая вода и святое миро св. Димитрия.

В наши дни крипта является музеем и хранит в себе археологические коллекции. Центром особого почтения Святого Димитрия было центральное полукруглое пространство крипты с пятью конхами и тройной цистерной, где, согласно преданию, «текущее целебное миро реки питало», то есть цистерны, в которые, в эпоху правления Палеологов, стекало чудодейственное миро Святого.

Вход для верующих был прямо с улицы, с восточной стороны храма. При преобразовании церкви в мечеть, использование крипты было упразднено, а православным был сохранён доступ для поклонения Святому Димитрию в северо-западной части храма.

Крипта была закопана, чтобы снова увидеть свет после пожара 1917 года.

Придел Святого Евфимия

К югу от алтаря базилики Святого Димитрия в средневизантийский период была пристроена церковь Св. Евфимия. Речь идёт о маленькой трёхскатной базилике с приподнятым центральным нефом и архаичными чертами, которые позволяют отнести возведение церкви к концу IX — началу X века.

В 1303 году, как гласит ктиторская надпись на северном нефе, расположенная между двумя рядами настенной росписи, церковь была украшена фресками за счёт протостратора Михаила Главы Тарханьотиса и его супруги Марии. Художник заполнил настенную поверхность двумя непрерывными рядами росписи в миниатюрной форме, где святые представлены во весь рост. Здесь представлены также и сцены из двунадесятых праздников, жизни и чудесах Иисуса. Сцены из жизни Святого Эфвимия украшают северную стену, в то время как житийные циклы занимают поверхность алтаря.

Несмотря на сильные повреждения, настенная роспись донесла до нас дыхание Возрождения эпохи Палеологов. Объёмность образов, выразительные и динамичные телесные пропорции, техника написания портретов, напряжение и тревога, выраженные в глазах — всё говорит о том, что это работа кисти талантливого живописца такого уровня, как салоникский художник Мануил Панселинос (XIV век).

Храм царевича Димитрия — святая обитель при Первой Градской больнице

Московский храм царевича Димитрия сегодня является составляющей Первой городской больницы имени Н. И. Пирогова. Невероятно красивая церковь, представляющая собой храм-ротонду, находится внутри одного из корпусов столичного медицинского учреждения. Здание клиники с церковью восхищает своей величественностью, когда-то оно имело репутацию важнейшей из достопримечательностей Москвы. Сегодня в столице нет недостатка в удивительных постройках, но и наши современники также считают сооружение украшением города.

История храма

Храму при Первой Градской больнице Москвы на сегодняшний день насчитывается более 200 лет. Его возвели в конце 18 века, когда князь Дмитрий Михайлович Голицын решил сделать столице дорогой и нужный подарок — построить клинику, куда сможет обратиться за помощью к врачам любой нуждающийся.

Возведение и основание

Положил начало строительству больницы с приходом Дмитрий Михайлович Голицын. В оставленном им завещании содержалась просьба и распоряжение на оставленные деньги построить учреждение, которое будет «угодно Богу» и полезно людям. После кончины князя в 1793 году рабочие приступили к постройке клиники с божественной обителью. Руководителем возведения здания стал двоюродный брат князя — А. М. Голицын. Так, благодаря братьям, в Москве была построена третья бесплатная больница, позволившая обращаться нуждающимся за своевременным лечением. Приходить сюда могли люди из любого слоя населения, исключением были лишь крепостные крестьяне.

22 сентября 1801 года храм был освящен в честь царевича Димитрия — святого, чье имя носил основатель больницы Дмитрий Михайлович. С тех пор обитель помогла тысячам страждущих, давая им силы и веру в излечение.

Историческая судьба

Тяжелым временем для обители стала война с Наполеоном, однако «с Божьей помощью» и в это время больница выстояла. Помог ей в этом Х. И. Цингер, который управлял учреждением в начале 19 века. Он, несмотря на страх и голод горящей оккупированной Москвы, остался в городе и не позволил французам разрушить больничную обитель. Именно благодаря проявленной отваге, его подвиг сохранился в истории и летописях храма.

С приходом советской власти церковь временно прекратила свою деятельность, обитель была разворована и закрыта. Иконы заменила хозяйственная утварь: помещение стали использовать в качестве столовой и подсобок больницы.

В режиме хозяйственного отделения больницы храм проработал до 1970-го года. Люди стали вспоминать о памятниках культуры и искусства, началась реставрация здания.

Впервые после многих лет гонений православной веры в неврологическом отделении клиники появился священник только в конце мая 1990 года. Протоиерей Аркадий Шатов предлагал желающим обратиться не только к знаниям медицинской науки, но и к вере. К всеобщему удивлению, количество больных, захотевших пройти таинство причастия, оказалось неожиданно большим. Администрация больницы вернула Свято-Димитриевский храм Русской Православной Церкви. В ноябре его вновь освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Летом 1990 года в отделения медицинского учреждения пришли помогать первые сестры-добровольцы. В 1991 году при обители было образовано сестринство, и учреждено медицинское училище сестер милосердия, которое также было освящено патриархом Алексием II.

Современное положение

Сегодня церковь занимает один из корпусов пироговской клиники и соседствует с училищем сестер милосердия, который находится здесь же. При церкви собралась постоянная община прихожан, ежедневно проходят богослужения, действует воскресная школа.

Впервые в истории современной России больничная обитель стала центром, куда стали приходить христиане, знающие медицину и желающие оказывать помощь страждущим больным: медсестры, православные врачи и просто волонтеры. Благодаря благотворительной помощи появилась возможность восстановить и реставрировать храм, отремонтировать составляющие его помещения.

Священнослужители стараются дать пациентам клиники духовное утешение в кризисной ситуации. Часто это является невосполнимой помощью в лечении. Почти ежедневно здесь работают священники, исповедуют тяжелых больных и умирающих, дают возможность причаститься, беседуют с пациентами, утешают их родственников. По воскресным вечерам здесь служатся молебны о здравии болящих и тех, кто работает в больнице. После воскрешения церкви и возвращения служб в стены обители уже более 35 тысяч человек приняли здесь причастие, многие этот важный для православного христианина шаг сделали здесь впервые в своей жизни.

Месторасположение церкви

Сегодня храм расположен на территории городской клинической больницы №1 им. Н. И. Пирогова.

Точный адрес: Москва, Ленинский проспект, д. 8, корп. 12, 2-ой этаж.

Добраться сюда можно от станции метро Октябрьская. Поднявшись на улицу из выхода кольцевой линии, двигайтесь прямо по Ленинскому проспекту в сторону увеличения нумерации домов около 500 метров до ворот ГКБ №1.

Архитектура и убранство сооружения

Удивительно красивое здание обители при голицынской больнице спроектировано известным русским архитектором Матвеем Казаковым. Это одно из самых удивительных произведений архитектуры того времени. Поистине величественный больничный храм святого благоверного царевича Димитрия располагается в одном из корпусов медицинского учреждения. Такой подход зодчего уникален: обитель построена не рядом с больницей, а внутри, в самом ее сердце. Художник, сотворивший здание, как будто хочет напомнить человеку о божественном провидении, которое всегда может спасти, исцелить страждущего.

Строение кубической формы обрамляет дорический портик, состоящий из шести колонн. Круглые звонницы располагаются по бокам здания. Огромный 17-ти метровый купол, имеющий форму полусферы, высится на широком сферическом барабане. Свод состоит из двух частей: нижней (кессонированной), и верхней, которая украшена живописью.

Внутри расположена кольцевая колоннада с ордером из искусственного мрамора. Высокие стенные арки обрамляются двухколонными вставками коринфского ордера. Стены ниш выполнены в технике гризайль, имитирующей скульптурный рельеф.

Архитектурное решение поражает своей масштабностью и ощущением надежности. Даже при простой прогулке у здания возникает ощущение спокойствия, а оно так нужно больному в кризисной ситуации.

Святыни храма

Главная святыня прихода — напрестольный крест с частицей мощей святого благоверного Димитрия.

Здесь же находятся почитаемые иконы:

  • св. блгв. цар. Димитрия;
  • св. прпмч. Великой Княгини Елисаветы;
  • св. вмч. Целителя Пантелеймона с частицей мощей;
  • св. вмч. Димитрия Солунского с мощами.

Как проходят богослужения

Вход в церковь свободный.

Престольными праздниками — днями в память событий церковной истории, которые празднуются местными прихожанами, являются:

  • 28 мая — день преставления царевича Димитрия Угличского, в честь которого названа обитель
  • 16 июня — день перенесения мощей царевича в храм.

Богослужения проходят ежедневно, присутствовать на них может любой желающий.

Как правило, утром в понедельник, вторник, четверг и воскресенье проходит Божественная Литургия. Вечерня и Утреня служатся по понедельникам, средам и четвергам. Всенощную службу можно посетить в субботу.

В летние месяцы по благословению настоятеля действует сокращенное расписание служб. С точным расписанием всегда можно ознакомиться на официальном сайте храма.

Видео о празднике в храме

Посмотрите видео о Престольном празднике, посвященном святому благоверному Димитрию Угличскому, в приходе при ГКБ №1 им Н. И. Пирогова.