Церковь Св. Бонифация

Католическая церковь св. Бонифация

Архитекторы: Николя В. Д.
Год постройки: 1913-1914
Стиль:

Католическая церковь св. Бонифация Утраченное здание

ул. Блохина,9 (б. Церковная ул.)

1913-1914 г. гражд. инж. Николя Владимир Дмитриевич [99] С. 230

Освящение храма состоялось 30 марта 1914 г.

(Религиозный Петербург. Альманах . Вып. 106 СПб: Palace Editions, 2004 С.442)

Оцените: (15 голосов)

Согласно арх. зак-ву и Положению ЦГАКФФД СПб. должна указываться полная и точно как на каталожной карточке подпись к фото с обяз. указанием на ЦГАКФФД СПб. (на днях очередной договор подписывать заказч. носил с этим пунктом).

А фото было в книге и каталож. карт там не указаны. И СПб тоже не стояло.

Религиозный Петербург. Альманах . Вып. 106 СПб: Palace Editions, 2004

Вот редиски! А ведь не могли договор не подписывать.

Но теперь уже понятно, что ссылка-то должна быть на этот альманах (и страничку, п-та).

Ф-ка галантерейная Невская — Лиговский пр., 123,

филиал — ул. Блохина, 9,

цех № 5 — ул. Куйбышева, 14,

цех № 6 — пр. Обуховской Обороны, 257,

цех № 12 — В.О. 9 линия, 4,

филиал ремонтно-механич. цеха — ул. Яблочкова, 7,

склад сырья — Б. Пушкарская, 63.

Вслед за французскими католиками католики-немцы подали в марте 1900 прошение о создании в Петербурге собственного прихода во имя св. Бонифация. 13 июня 1902 они получили разрешение и приспособили просторный зал в приюте Фихтнера (см. каплицу ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ при детском приюте Фихтнера) под временную часовню, в 1903 освятив ее.
Весной 1909 для католиков, проживавших на Петербургской стороне, было разрешено устроить часовню, и в следующем году каплица была перенесена из приюта Фихтнера в квартиру в деревянном доме по Геслеровскому переулку, 11.
В начале 1910 принц Максимилиан Саксонский предложил построить на Петербургской стороне на свои средства приходский католический храм, но его предложение было отклонено.
В мае 1913 приход купил за 57 тыс. руб. участок на Церковной улице для устройства церкви и приюта, однако открыть приют ему не разрешили. Каменную же церковь на 200 человек возвела строительная фирма Бодо Эгерсторф. Автором проекта здания был арх. В. О. Мор (или В. Д. Николя?)
Церковь стояла в глубине участка и выглядела невзрачно, но со временем ее предполагалось заменить более обширной и красивой. Постройка велась на деньги, пожертвованные Г. Тильманом, а также собранные по подписке и при поддержке германского и баварского посольств. Всего было потрачено 15 тыс. руб. Хотя колокольня не была еще готова, каноник Константин Будкевич и настоятель Иоганн Шумп 30 марта 1914 освятили храм в присутствии немецких и австрийских дипломатов. Из-за начавшейся войны украсить интерьер не успели, отсутствовал даже орган. Люстры подарил прихожанин – мастер А. Шульц.
После разрыва дипломатических отношений и упразднения прихода германских подданных храм перешел к полякам и литовцам, и последние попытались сделать его только литовским.
Настоятелем в 1915–1916 был молодой о. Антоний Около-Кулак.
В 1922 костел был приписан к храму св. Екатерины (см. церковь св. ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ), клир которой проводил в нем службы. Закрыт 1 сентября 1935 и отдан под детский сад. В конце 1940-х здание было снесено, и ныне на этом месте стоит Невская кожгалантерейная фабрика.

Церковь Святого Бонифация (приходская церковь для католиков германского подданства)

Святой Бонифаций

Бонифаций
Винфрид
Рождение 672/673
Кредитон (королевство Уэссекс)
Смерть 5 июня 754 ( 0754-06-05 )
Доккум (Франкское королевство)
Монашеское имя Бонифаций
Почитается Православие, католицизм.
В лике святой и католический святой [d]
День памяти 5 июня
Покровитель г. Фульда, Майнц, Доккум.
Германия, Нидерланды.
Пивовары, портные.
Категория на Викискладе

Бонифаций или Вонифатий (лат. Bonifatius ), тж. Винфрид (лат. Winfried, Winfrid, Wynfreth ; 672/673, Кредитон [en] , королевство Уэссекс (сейчас — в графстве Девоншир на юго-западе Англии) — 5 июня 754, возле Доккума, в наст. время — Фрисландия) — архиепископ в Майнце, наиболее видный миссионер и реформатор церкви в государстве франков, прославившийся как Апостол всех немцев.

Содержание

Жизнь

Винфрид воспитывался в монастырях ордена Св. Бенедикта в Эксетере и Натселле (близ современного Саутгемптона в графстве Гемпшир). В Натселле в возрасте 30 лет он был рукоположён в сан священника. Его основными занятиями были преподавание грамматики и стихосложение. Но в 716 году Винфрид решает покинуть монастырь и, став миссионером, отправляется в дремучие леса на востоке империи франков. К этому времени он уже успел стать достаточно известным учёным, а, кроме того, и автором одной из новых латинских грамматик.

Винфрид был вторым миссионером (после утрехтского епископа Виллиброрда), пришедшим с Британских островов для того, чтобы обратить язычников-саксов в христианство. В 719 году Винфрид получает благословение папы Григория II и принимает имя Бонифаций.

Миссионерские путешествия Бонифация были чем-то вроде экспедиций к языческим племенам, в которых его сопровождала большая свита, включавшая в себя также и воинов с ремесленниками. Во время таких экспедиций на материк основывались небольшие поселения и монастыри. Некоторые источники сообщают об одном необычном событии, якобы имевшем место на севере Гессена, близ Гайсмара: неподалёку от пограничного укрепления франков стояло священное для германцев-язычников дерево — Дуб Донара (Дуб Тора). Бонифаций решился срубить его. Присутствовавшие при этом язычники ожидали гнева своего бога, но, как оказалось, напрасно. Они были поражены тем, как легко пала их святыня. Из срубленного священного дерева Бонифаций распорядился возвести во Фритцларе капеллу Св. Петра. Сегодня на этом месте находится монастырь и церковь Св. Петра.

Неизвестно, что заставило 80-летнего Бонифация отправиться в очередную миссию к язычникам фризам. Легенды повествуют, что он хотел принять мученическую смерть. Но даже если его смерть и не была мученической в строгом смысле (согласно некоторым источникам, Бонифаций был убит во время обычного ограбления), большое значение имело его незамедлительное причисление к лику святых, что, возможно, имело под собой политические причины.

Значение

Особая историческая роль Бонифация заключается в том, что его деятельность была направлена на создание в восточных землях церковных структур, подчинённых центру папства Риму. Именно так организовывалась церковь на Британских островах, и именно её Бонифаций представлял, в отличие от своих ирландско-шотландских предшественников на континенте. Начало миссионерской деятельности Бонифация не было вполне успешным, но вскоре ему удалось получить благословение папы, что постепенно обеспечило ему необходимый авторитет и поддержку франкской знати. Своей деятельностью Бонифаций распространял влияние Рима на происходящее в западной и центральной частях Европы. Поддержка Рима была залогом успеха миссионерской деятельности, но, более того, Бонифацию удалось заложить основы церковной иерархии с центром в Риме, независимой в своих решениях от светской власти. Всё же ему не удалось создать такую церковную иерархию, которая была бы полностью независима от интересов знати (для этого ему была необходима поддержка кого-либо из светских правителей). Но именно Бонифаций, распространявший власть Рима как центра христианства, заложил фундамент становления христианской Европы. Ему удалось убедить Карла Мартелла и вождей некоторых германских племён, что христианство имеет множество преимуществ, среди которых и огромный культурный и политический потенциал единения.

Ежегодно в Фульде, где погребён Бонифаций, собирается конференция немецких епископов. Часть мощей Святого Бонифация находится в церкви Св. Хильдегарды и Иоанна в Эйбингене (Рейнгау), где Хильдегардой Бингенской были собраны мощи многих святых.

В 1250-ю годовщину смерти святого мученика Бонифация в июне 2004 г. были проведены многочисленные памятные мероприятия в Кредитоне, Доккуме, и Фульде. Кроме того, был поставлен мюзикл Bonifatius — Das Musical, рассказывающий о жизни Бонифация.

Основные события в жизни Бонифация

  • 716 — англо-саксонский миссионер Винфрид начинает свою миссию на континенте.
  • 719 — Винфрид получает благословение папы Григория II перед началом миссии в Германии, и принимает имя Бонифаций . Его путь лежит через Фрисландию, Тюрингию, Саксонию, Гессен и Баварию, где он проповедует.
  • 722 — папа Григорий II посвящает Бонифация в епископы.
  • 723 — Бонифаций срубает священное для германцев-язычников дерево Дуб Донара (близ Фритцлара).
  • 724 — Бонифаций основывает церковь Св. Петра во Фритцларе.
  • 732 — папа Григорий III назначает Бонифация архиепископом восточной Франкской Империи.
  • 738 — Бонифаций назначается легатом папы в королевстве франков.
  • 742 — города Вюрцбург, Бюрабург и Эрфурт становятся епископствами. Бонифаций назначает Брукарда епископом в Вюрцбурге, Витту — в Бюрабурге. Бонифаций вместе с Карлманном из рода Каролингов предпринимает попытки начать реорганизацию церкви во Франкском королевстве.
  • 744 — ученик Бонифация монах-бенедиктинец Стурмий основывает Фульдский монастырь.
  • 747 — Бонифаций становится епископом Майнца (титула архиепископа он удостоен лишь ad personam, то есть за личные заслуги, так как Майнц становится архиепископством лишь в 781/82 гг.).
  • 751 — с позволения папы провёл церемонию коронации майордома Пипина Короткого в Суассоне. (Повторно коронация, уже с обрядом помазания, проводится папой Стефаном II 7 января754 г. в Сен-Дени).
  • 5 июня754 — Бонифаций и 50 человек его свиты убиты близ Доккума при попытке совершить обряд крещения. Тело Бонифация было сперва доставлено в Майнц, а затем погребено в соборе г. Фульды.

Мюзикл

В 2004 г. (1250-я годовщина смерти Бонифация) в Фульде был поставлен мюзикл, изображающий жизнь святого. Представление имело успех, и было запланировано поставить его также и в 2005 г. Роль Бонифация в мюзикле играет Итан Фримэн (Ethan Freeman).

Святой Бонифаций, христианизировавший германцев

Ныне в этом городе, принадлежащем федеральной земле Гессен и насчитывающем около 15 тысяч жителей, находятся два монументальных памятника Бонифацию: один из металла, другой — из дерева. На обоих святой изображен с большим топором, а ноги его стоят на широком пне.

Во Фритцларе, как и в других германских городах и поселениях, германцы поклонялись языческим идолам, принося жертвы не только деревьям, но и источникам. Местами для таких языческих обрядов служили леса или крупные «священные деревья». Германские представления не позволяли запирать языческих божеств в тесные храмовые помещения, и поэтому они посвящали им целые леса или рощи. Нравы и обряды германских племен описал историк Тацит (ок. 55-120) в своем сочинении «Германия». Язычники собирались ежегодно в одно и то же время в лесу, где отмечали «зловещий и жуткий праздник богов», начинавшийся от имени всех собравшихся с жертвоприношения человека (5, с.85).

Читайте также  Болонский Кафедральный Собор

До этого знаменательного события во Фритцларе многие германцы называли свои таинственные существа божественными именами: Один (Вотан), Тор, Фрей, Фрея и Локи (5, с. 85). Эти главные боги не олицетворяли нравственные добродетели и не были творцами мира. Мир германских богов возглавляло одноглазое существо, скачущее на восьминогом коне, — бог войны Один (Вотан). Тор считался молодым богом, проявлявшим свою силу в мощных ударах молота, и потому он был любим земледельцами, ибо защищал их от великанов. Фрей и Фрея были братом и сестрой, связанные друг с другом кровосмешением. Локи был сыном великана и отцом трех чудовищ, поэтому его считали в народе виновником катастроф и всяких разрушений.

Считается, что германцы, вслед за римлянами и готами, являются третьим западноевропейским народом, обратившимся в Христианство (5, с.104). Современные немецкие теологи полагают, что важным стимулом для быстрого, а иногда и массового обращения германцев было их представление о божественной иерархии, в которой «Бог христиан был сильнее германских божеств», которые, будучи по-человечески сильными или слабыми, боролись друг с другом (там же). Немецкими археологами обнаружены древние предметы искусства, изображавшие Иисуса Христа богом войны. Так, на одной из надгробных плит VII века «воинственный» Христос, одетый в военную форму, напоминал того самого бога войны Одина (Вотана). Облику Христа были приданы воинственные черты, а Его большой фаллос говорил о признаке бога плодородия. Змея под Его ногами символизировала победу над чудовищем конца света, которое рождено дьявольским Локи (5, с. 84).

Христианизировать жителей германских земель папа Григорий II (669-731) официально поручил 15 мая 719 года монаху Винфриду, прибывшему в Рим из монастыря в южной Британии. Согласно легенде, монах в этот день отказался от своего саксонского имени и назвал себя по имени святого предыдущего дня — Бонифацием (от лат. bonum facere — делать добро или от bonum fatum — благая судьба).

Он родился в 672 (673) году на юго-западе Англии в Кредитоне и получил при крещении имя Винфрид. В настоящее время город Кредитон находится в средней части графства Девоншир в Англии. Винфрид происходил из знатного англосаксонского рода. В детстве он получил религиозные знания и рано почувствовал призвание к духовному служению. Начиная с семи лет, Винфрид воспитывался в монастыре Эдесканкастр (Эксетер) под руководством аббата Вульфхарда, а в 14 лет перешел в аббатство Нурслинг. Винфрид вел строгую подвижническую жизнь, изучал Священное Писание, историю, грамматику, риторику и поэзию. Впоследствии его назначили начальником монастырской школы, где он преподавал грамматику и стихосложение. В 30-летнем возрасте он был рукоположен в священнический сан, а в 716 году Винфрид становится миссионером и отправляется на материк — в империю франков. Он не был в то время известным богословом, но в миссионерскую деятельность вступил с упорным рвением и организаторским талантом.

Однако его первая миссия оказалась неудачной, потому что местное население оказывало ему сильное сопротивление. Остался равнодушным к проповедям новой религии и герцог Радбод, не оказавший поддержки миссии Бонифация. После смерти в 717 году в Нурслинге аббата Винберта его преемником избирается Винфрид. Осенью 718 года, имея на руках рекомендательное письмо епископа Винчестерского Даниила, Винфрид отправился в Рим заручиться поддержкой самого папы в проповедовании Христианства в германских землях. Он был принят папой и в 719 году получил благословение Григория II быть миссионером и проповедником христианской веры. Винфрид предпринял вторую миссионерскую поездку: его путь лежал через Фрисландию в Тюрингию, Саксонию, Гессен и Баварию, где он занимался проповедничеством. Свою миссионерскую деятельность он начал в Обергессене, где хоть уже и были христиане, но их церковная жизнь мало отличалась от обычаев язычников. С помощью обращенных им в Христианство влиятельных людей Бонифаций в 721 году учредил небольшой монастырь в Амёнебурге (Гессен), который должен был стать миссионерским центром для подготовки духовенства из местных жителей.

После того как папа Григорий вручил Бонифацию специальное письмо, требовавшее от духовенства Тюрингии и Гессена повиноваться новому епископу, Бонифаций во Фритцларе решил возвести из дерева Донарского дуба часовню и освятил ее в честь святого апостола Петра. Ныне на этом месте находятся монастырь и церковь св. Петра.

Франкская Церковь сначала была независима от Рима, и Бонифаций приступил к ее реорганизации, для чего созвал несколько соборов, пытаясь очистить Церковь от слишком уж светских епископов. Он учредил три новые епархии — в Реймсе, Руане и Сане. Бонифацию удалось быстро расширить свою деятельность и в Тюрингии. Число христиан здесь непрестанно росло за счет знатных и образованных германцев, помогавших Бонифацию учредить в Тюрингии первый монастырь Ордруф.

После того как в 731 году вступил на престол папа Григорий III (?-741) , Бонифаций направил к нему своих представителей, которые принесли уверения в его преданности. И уже через год в письме в Рим святой сообщил, что в германских землях у него стало слишком много работы для одного человека. Оценив достигнутые успехи, Григорий III отправил Бонифацию архиепископский паллий, разрешив тем самым самостоятельно учреждать епархии и назначать на служение епископов.

В 737 году Бонифаций отправился в Рим, где его наделили полномочиями легата и поручили установить канонический порядок в церковной жизни Баварии. С помощью баварской знати он начал работу по реформированию на канонических началах Церкви в баварских землях. Он определил новые границы епархий, основал полдюжины монастырей и учредил девять новых епископских кафедр: шесть в Баварии — Зальцбцурге, Регенсбурге, Фрайзинге, Пассау, Зебене и Айхштетте и три в Тюрингии — Вюрцбурге, Эрфурте и Бюрабурге.

Много сделал Бонифаций и для укрепления духовной жизни в монастырях, особенно в аббатстве Фульда, где ученик Бонифация монах-бенедиктинец Стурмий в 744 году основывал монастырь под покровительством святого. В 745 году Бонифаций получил вновь учрежденное архиепископство в Майнце из рук Пипина, которого в 752 году венчал на царство в Франконии. Самого титула архиепископа он удостоен был лишь «ad personam», то есть за личные заслуги, так как Майнц стал архиепископством только лишь в 781/82 году.

Особую историческую роль Бонифация многие церковные историки видят в том, что своей деятельностью он распространял влияние Рима на создание в немецких землях церковных структур, подчинённых центру папства Вечного Города. Основав таким образом Германскую Церковь, Бонифаций в значительной степени способствовал укреплению власти Рима на территориях севернее Альп. Все епископы новоучрежденной Церкви должны были давать клятву, что они до конца дней своих пребудут покорны святому апостолу Петру и Римской Церкви вместе с ее наместником.

Бонифаций, проживавший с 748 года в своей архиепископской резиденции в Майнце, в последние месяцы своей жизни захотел посетить еще раз те места во Фрисландии, где он когда-то начинал свою миссионерскую деятельность. Получив благословение папы и согласие Пипина Короткого, летом 753 года Бонифаций оставил Майнцское епископство своему ученику святому Луллу и отправился во Фрисландию, где с успехом проповедовал Священное Писание. По преданию, он хотел принять мученическую смерть. И вот в начале июня 754 года со своими спутниками он прибыл к берегу Северного моря. Предполагают, что у впадения в море реки Борн (Borne) на них неожиданно напали вооруженные морские пираты, полагавшие, что миссионеры имеют при себе сокровища. У Бонифация похитили небольшой сундучок, содержащий совсем не драгоценности, а церковные книги и рукописи. Бонифаций призывал своих учеников не сопротивляться язычникам и со смирением принять мученический венец. По преданию, Бонифаций защищался от меча книгой, которую разбойники выбросили в камыши. Позднее эта книга со следами нескольких ударов, нанесенных мечом, была случайно обнаружена и спасена.

Тело Бонифация перенесли сначала в Утрехт, затем в Майнц, а еще позже его доставили в основанное им аббатство Фульда, где с почестями и были погребены его останки.

Могила Бонифация очень скоро стала местом поклонения. В музее кафедрального собора города Фульда до сих пор еще показывают переписанное рукою святого Бонифация Евангелие и омоченный его кровью лист бумаги.

Уже через два года после смерти Бонифация его стали считать в Англии небесным покровителем (1, с. 88). В 1160 году в Фульде Бонифаций впервые был назван «апостолом Германии», а почитание святого на всю Католическую Церковь распространил папа Римский Пий IX 11 июня 1874 года (3, с.9-11).

Сведения о святом Бонифации сохранились в его богатом эпистолярном наследии и в ряде житий. Наиболее известное и самое первое житие «Vita sancti Воnifatii», написанное священником Виллибальдом вскоре после смерти Бонифация, было переведено на немецкий язык и издано в 1856 году в Берлине. Полное 2-томное собрание писем святого Бонифация было издано в 1844 году в Лондоне. Изданы они в 1866 году и на немецком языке в Берлине.

В настоящее время не только в католических, но и в некоторых православных приходах Голландии и Германии почитают Бонифация как небесного покровителя и заступника. Своим покровителем его считают пивовары, портные и резчики. Популярны на Западе и паломничества верующих к месту мученической кончины святого Бонифация в Доккуме, где бьет чудотворный источник.

Читайте также  Что такое ашрам в Индии?

По данным «Православной энциклопедии», на рубеже XIX-XX веков в русской историографии существовало мнение о невозможности почитания Православной Церковью святого Бонифация, миссионерские заслуги которого отрицались на основании того довода, что его миссионерская деятельность состояла «не столько в проповедании христианства, сколько в распространении папизма» (3, с. 9-11). О несостоятельности такой точки зрения свидетельствуют мученическая кончина Бонифация, его самоотверженная жизнь, отданная распространению христианской веры в Западной Европе и многочисленные чудеса, совершающиеся от его мощей.

C 1991 года Фульда является городом-побратимом Сергиева Посада Московской области. В феврале 2006 года в Фульде создан православный приход в честь праздника Сретения Господня (Московский Патриархат), где почитают св. Бонифация. В немецкой церковной литературе можно встретить информацию о том, что в Восточной Церкви память св. Бонифация отмечается 19 июня (6, с.90). В Германии официальный день памяти святого Бонифация, архиепископа Майнцского, «апостола Германии», — 5 июня. Кроме того, его память чтят в Фульде 9-я июля (день перенесения мощей святого в Фульду), а также 1 декабря (освящение собора, где находятся мощи святого).

Ежегодно, начиная с 1867 года, в Фульде собирается конференция немецких епископов. Здесь в Домском музее хранится реликварий с главой св. Бонифация (1, с. 90). Часть мощей святого находится в церкви св. Хильдегарды и Иоанна в аббатстве Хильдегарды Бингенской на Среднем Рейне Эйбингене (Рейнгау).

В июне 2004 года, когда в Западной Европе отмечали 1250-ю годовщину смерти святого мученика Бонифация, в Кредитоне, Доккуме и Фульде были проведены многочисленные памятные мероприятия. Немецкие кинематографисты создали два телевизионных фильма о св. Бонифации: «Смерть на рассвете» (ZDF, 2003) и «Ветвь Бога: По следам святого Бонифация» (HR, 2004). Кроме того, здесь был поставлен мюзикл «Воnifatius — Das Musikal», рассказывающий о жизни святого Бонифация.

1.Schauber V., Schindler H.-M. Bildlexikon der Heiliger Seligen und Namenspatrone.- München: Pattloch,1999.

2.Wimmer O.,Melzer H. Lexikon der Namen und Heiligen. -Tyrolia-Verlag-Innsbruck-Wien,1988.

3.Православная энциклопедия, Т. 6.- М., 2003.

4. Lutz J. von Pattberg. Bonifatius.- München,2003.

5. Chronik des Christentums.- Güterloch, München: Lexickon Verlag GmbH,1977.

6.Urban A. Lexikon der Heiligen und Namenstage.- Freiburg, Basel, Wien, Herer, 2010.

Святой Бонифаций

Бонифаций
Винфрид
Рождение 672/673
Кредитон (королевство Уэссекс)
Смерть 5 июня 754 ( 0754-06-05 )
Доккум (Франкское королевство)
Монашеское имя Бонифаций
Почитается Православие, католицизм.
В лике святой и католический святой [d]
День памяти 5 июня
Покровитель г. Фульда, Майнц, Доккум.
Германия, Нидерланды.
Пивовары, портные.
Категория на Викискладе

Бонифаций или Вонифатий (лат. Bonifatius ), тж. Винфрид (лат. Winfried, Winfrid, Wynfreth ; 672/673, Кредитон [en] , королевство Уэссекс (сейчас — в графстве Девоншир на юго-западе Англии) — 5 июня 754, возле Доккума, в наст. время — Фрисландия) — архиепископ в Майнце, наиболее видный миссионер и реформатор церкви в государстве франков, прославившийся как Апостол всех немцев.

Содержание

Жизнь

Винфрид воспитывался в монастырях ордена Св. Бенедикта в Эксетере и Натселле (близ современного Саутгемптона в графстве Гемпшир). В Натселле в возрасте 30 лет он был рукоположён в сан священника. Его основными занятиями были преподавание грамматики и стихосложение. Но в 716 году Винфрид решает покинуть монастырь и, став миссионером, отправляется в дремучие леса на востоке империи франков. К этому времени он уже успел стать достаточно известным учёным, а, кроме того, и автором одной из новых латинских грамматик.

Винфрид был вторым миссионером (после утрехтского епископа Виллиброрда), пришедшим с Британских островов для того, чтобы обратить язычников-саксов в христианство. В 719 году Винфрид получает благословение папы Григория II и принимает имя Бонифаций.

Миссионерские путешествия Бонифация были чем-то вроде экспедиций к языческим племенам, в которых его сопровождала большая свита, включавшая в себя также и воинов с ремесленниками. Во время таких экспедиций на материк основывались небольшие поселения и монастыри. Некоторые источники сообщают об одном необычном событии, якобы имевшем место на севере Гессена, близ Гайсмара: неподалёку от пограничного укрепления франков стояло священное для германцев-язычников дерево — Дуб Донара (Дуб Тора). Бонифаций решился срубить его. Присутствовавшие при этом язычники ожидали гнева своего бога, но, как оказалось, напрасно. Они были поражены тем, как легко пала их святыня. Из срубленного священного дерева Бонифаций распорядился возвести во Фритцларе капеллу Св. Петра. Сегодня на этом месте находится монастырь и церковь Св. Петра.

Неизвестно, что заставило 80-летнего Бонифация отправиться в очередную миссию к язычникам фризам. Легенды повествуют, что он хотел принять мученическую смерть. Но даже если его смерть и не была мученической в строгом смысле (согласно некоторым источникам, Бонифаций был убит во время обычного ограбления), большое значение имело его незамедлительное причисление к лику святых, что, возможно, имело под собой политические причины.

Значение

Особая историческая роль Бонифация заключается в том, что его деятельность была направлена на создание в восточных землях церковных структур, подчинённых центру папства Риму. Именно так организовывалась церковь на Британских островах, и именно её Бонифаций представлял, в отличие от своих ирландско-шотландских предшественников на континенте. Начало миссионерской деятельности Бонифация не было вполне успешным, но вскоре ему удалось получить благословение папы, что постепенно обеспечило ему необходимый авторитет и поддержку франкской знати. Своей деятельностью Бонифаций распространял влияние Рима на происходящее в западной и центральной частях Европы. Поддержка Рима была залогом успеха миссионерской деятельности, но, более того, Бонифацию удалось заложить основы церковной иерархии с центром в Риме, независимой в своих решениях от светской власти. Всё же ему не удалось создать такую церковную иерархию, которая была бы полностью независима от интересов знати (для этого ему была необходима поддержка кого-либо из светских правителей). Но именно Бонифаций, распространявший власть Рима как центра христианства, заложил фундамент становления христианской Европы. Ему удалось убедить Карла Мартелла и вождей некоторых германских племён, что христианство имеет множество преимуществ, среди которых и огромный культурный и политический потенциал единения.

Ежегодно в Фульде, где погребён Бонифаций, собирается конференция немецких епископов. Часть мощей Святого Бонифация находится в церкви Св. Хильдегарды и Иоанна в Эйбингене (Рейнгау), где Хильдегардой Бингенской были собраны мощи многих святых.

В 1250-ю годовщину смерти святого мученика Бонифация в июне 2004 г. были проведены многочисленные памятные мероприятия в Кредитоне, Доккуме, и Фульде. Кроме того, был поставлен мюзикл Bonifatius — Das Musical, рассказывающий о жизни Бонифация.

Основные события в жизни Бонифация

  • 716 — англо-саксонский миссионер Винфрид начинает свою миссию на континенте.
  • 719 — Винфрид получает благословение папы Григория II перед началом миссии в Германии, и принимает имя Бонифаций . Его путь лежит через Фрисландию, Тюрингию, Саксонию, Гессен и Баварию, где он проповедует.
  • 722 — папа Григорий II посвящает Бонифация в епископы.
  • 723 — Бонифаций срубает священное для германцев-язычников дерево Дуб Донара (близ Фритцлара).
  • 724 — Бонифаций основывает церковь Св. Петра во Фритцларе.
  • 732 — папа Григорий III назначает Бонифация архиепископом восточной Франкской Империи.
  • 738 — Бонифаций назначается легатом папы в королевстве франков.
  • 742 — города Вюрцбург, Бюрабург и Эрфурт становятся епископствами. Бонифаций назначает Брукарда епископом в Вюрцбурге, Витту — в Бюрабурге. Бонифаций вместе с Карлманном из рода Каролингов предпринимает попытки начать реорганизацию церкви во Франкском королевстве.
  • 744 — ученик Бонифация монах-бенедиктинец Стурмий основывает Фульдский монастырь.
  • 747 — Бонифаций становится епископом Майнца (титула архиепископа он удостоен лишь ad personam, то есть за личные заслуги, так как Майнц становится архиепископством лишь в 781/82 гг.).
  • 751 — с позволения папы провёл церемонию коронации майордома Пипина Короткого в Суассоне. (Повторно коронация, уже с обрядом помазания, проводится папой Стефаном II 7 января754 г. в Сен-Дени).
  • 5 июня754 — Бонифаций и 50 человек его свиты убиты близ Доккума при попытке совершить обряд крещения. Тело Бонифация было сперва доставлено в Майнц, а затем погребено в соборе г. Фульды.

Мюзикл

В 2004 г. (1250-я годовщина смерти Бонифация) в Фульде был поставлен мюзикл, изображающий жизнь святого. Представление имело успех, и было запланировано поставить его также и в 2005 г. Роль Бонифация в мюзикле играет Итан Фримэн (Ethan Freeman).

Базилика Святого Бонифация (нем. Basilika Sankt Bonifaz)

Базилика Святого Бонифация расположена в районе Максфорштадт Мюнхена недалеко от Кёнигсплац. Она была основана по указу короля Баварии Людвига I в 1835 году. В 1850 году церковь, построенная по эскизам архитектора Георга Фридриха Цибланда (нем. Georg Friedrich Ziebland), была торжественно освящена. Вход в церковь служил для немецкого архитектора Лео фон Кленце в качестве примера при проектировании собора Святого Дионисия в Афинах.

Во время Второй мировой войны, 25 апреля 1944 года и 7 января 1945 года, церковь, расположенная в непосредственной близости от Королевской площади, была сильно повреждена и частично восстановлена позже.

В базилике Святого Бонифация расположены саркофаги Людвига I и его жены Терезы Саксен-Гильдбурггаузенской (нем. Therese von Sachsen-Hildburghausen).

Орган церкви, изготовленный в 1976-77 гг., имеет 51 регистр. Звук очень красивый, и этому способствует тот факт, что орган церкви установлен на полу.

Как добраться?

U2, остановка Кёнигсплатц
Трамвай 27, остановка Каролиненплац
Автобус Museumslinie 100, остановка Königsplatz

Официальный сайт: www.sankt-bonifaz.de

Адрес: Karlstraße 34, 80333 Мюнхен, Германия.

Похожие публикации:

Фонтан Отец Рейн (нем. Vater-Rhein-Brunnen)
Фонтан расположен в Мюнхене на музейном острове (нем. Museumsinsel) к северу от Людвигсбрюкке. Он посвящен Рейну, богу реки с тем же названием. Фонтан был создан мюнхенским скульптором Адольфом фон Хильдебрандом (1847-1921), чьи работы включают в с.

Макстурм (нем. Maxturm)
Макстурм — единственная сохранившаяся часть разрушенного во время Второй мировой войны здания Герцог-Макс-Бург (нем. Herzog-Max-Burg), или Максбург (нем. Maxburg). Максбург был построен по указу Вильгельма V Благочестивого в 1590 году архитектором .

Читайте также  Церковь Казанской иконы Божией Матери

Дом литературы (нем. Literaturhaus)
Дом литературы — культурное учреждение в центре Мюнхена, посвященное преподаванию литературы и организации литературных мероприятий. На Сальваторплатц (нем. Salvatorplatz), рядом с домом литературы, находится церковь Сальваторкирхе. Раньше на терри.

Максимилиансанлаген (нем. Maximiliansanlagen)
Максимилиансанлаген — парк, расположенный в городских частях Богенхаузен и Хайдхаузен Мюнхена между мостом Людвига и Макс-Йозеф-брюке. Его центральной точкой является 38-метровый памятник «Ангел мира». Парк Максимилиана был создан между 1856 и 1866.

Евангелическо-лютеранская церковь Святого Матфея (нем. Evangelical Lutheran. Pfarramt St. Matthew)
Церковь Святого Матфея на Зендлингер-Тор-Плац является преемником первой протестантской церкви в Мюнхене, которая находилась рядом с Карлсплатц. С 1799 года вместе с Каролиной, лютеранской женой курфюрста Макса IV Йозефа, в Мюнхен прибыла протестан.

Мы в социальных сетях:

Храм Святителя Николая Мирликийского в городе Лекко — Parrocchia San Nicola di Myra

Русская Православная Церковь Московского Патриархата / Parrocchia di San Nicola di Myra a Lecco del Patriarcato di Mosca Chiesa Ortodossa Russa.

Базилика святых Бонифатия и Алексея

Святой Бонифатий. В гонение императора Диоклетиана на рубеже III-IV веков в Риме жила одна богатая и знатная женщина по имени Аглаида; у нее был молодой раб по имени Бонифатий. Несмотря на то, что оба были христианами, они жили между собой блудно. Но Бонифатий при всей своей греховности имел и некторые добродетели: он был милостив к бедным, странноприимен, состадателен к несчастным и часто думал о своей дурной жизни и просил Господа дать ему силу избавиться от страстей. И Господь услышал его молитвы и не только избавил его от греха, но и увенчал мученическим венцом.

Случилось это так: Аглаида возымела сильное желание иметь у себя мощи какого-либо страдальца за веру Христову, дабы этот мученик был ходатаем и молитвенником за нее перед Богом. Призвав Бонифатия, Аглаида просила его отправиться на Восток и принести ей мученические мощи. Бонифатий с радостью согласился исполнить благочестивую волю своей госпожи. На покупку мученических мощей Бонифатий получил от Аглаиды крупную сумму денег, ибо язычники, зная, как христиане дорожат останками мучеников, продавали их за высокую цену. При прощании Бонифатий сказал Аглаиде: «А что, госпожа, если я не смогу найти мощей, а меня самого замучают, — примешь ли ты с честью тело мое?» Аглаида стрго упрекнула его за такое кощунство и отправила в путь в сопровождении нескольких слуг.

Но слова Бонифатия оправдались. Прибыв в килийский город Тарс в тот момент, когда на арене города совершались мучения христиан, Бонифатий и сам исповедал себя христианином, был подвергнут жестоким мукам в течение трех дней и усечен. Слуги, бывшие с Бонифатием, узнав о мученической его кончине, купили страдальческое тело Бонифатия и отвезли в Рим. Аглаида с радостными слезамит приняла мощи мученика и с честью погребла их по Латинской дороге, на расстоянии пяти стадий от Рима, а затем соорудила на Авентинском холме в Риме во дворе своего дома маленький храм во имя святого Бонифатия; сюда были перенесены и положены здесь под престолом его мощи.

Сама же Аглаида, раскаявшись во всех прежних грехах своих, раздала свое имущество бедным и стала жить при упомянутой церкви в смирении, воздержании и подвиге молитвы. Прожив так пятнадцать лет, она в мире скончалась и была погребена подле гроба святого Бонифатия. Память о сей местночтимой угодницы Божией совершается в Риме 7 июня нового стиля.

Святой Алексей, человек Божий. Спустя сто лет в смежном с церковью св. Бонифатия имел дом свой римский сенатор Евфимиан. Был он богат, знатен, благочестив и милостив к бедным и странникам; но не имел детей по причине неплодства жены своей Аглаиды. Оба они скорбели о своем бесчадстве и молили Господа о даровании им ребенка. Наконец, Господь услышал их мольбы и послал супругам сына, которого они нарекли в святом крещении Алексием. Вырос разумный и благочестивый юноша. Постигнув суетность мирских благ, он решил отречься от них для получения благ вечных, и потому для умерщвления своей плоти даже начал носить острую власяницу. Когда же он достиг совершеннолетия, то, по настоянию родителей, хотя и вопреки своему желанию, должен был жениться на одной девице из царского рода. Их бракосочетание было совершено в ближайшей церкви — церкви св. Бонифатия, где покоились мощи святого мученика. По окончании брачного пира, святой Алексей в первую же ночь, отдав свой золотой перстень и драгоценный пояс новобрачной подруге своей, тайно ушел на Восток из родительского дома, заменив богатые одежды бедными.

Местом пребывания святого стала паперть церкви во имя Пресвятой Богородицы в сирийском городе Эдессе, а жизнь его была строго подвижническая. Святой Алексей прожил в Эдессе при церкви Пресвятой Богородицы 17 лет и своим житием снискал себе любовь Божию. Многие, узнав о праведной жизни человека Божия, стали почитать его. Он же, избегая славы человеческой, тайно ушел из города и сел на корабль, плывущий в Киликию; по устроению Божию корабль этот прибыл в Рим.

Сойдя с корабля, святой Алексей сказал себе:»Жив Госопдь Бог мой! Не буду никому в тягость, но пойду, как чужой, в дом отца моего». Страннолюбивый Евфимиан охотно согласился принять Человека Божия и велел дать ему место под крыльцом своего дома. Так провел святой Алексей еще 17 лет в нищете, никем не узнанный. Слуги отца его всячески оскорбляли и поносили Алексея, но он смиренно сносил все.

Однажды римский папа Иннокентий служил литургию, на которой все услышали слова: «В доме Евфимиана ищите человека Божия.» Все устрашились такого необычного откровения. Сам Евфимиан говорил, что он не знает подобного человека у себя в доме. Тогда служитель, приносивший еду святому Алексею, сказал: «Не тот ли это смиренный нищий, который жил под крыльцом?!». Отправились туда; но Человек Божий уже скончался, и лицо его сияло необыкновенным светом. Взяли из рук его хартию, в которой он описал всю свою жизнь, и тогда и родители, и невеста узнали, кто такой был почивший. Мощи святого Алексея были с честью погребены в церкви святого Бонифатия, где 34 года тому назад было совершено его бракосочетание. (из книги «Спутник православного богомольца в Риме», составленной архимандритом Дионисием Валединским).

На западе предание об Алексии стало широко известным с X века: во Франции с поэмы Тибо о Человеке Божием (XI в) по сути началась современна французская литература; в Италии его житие распростанили в XIII в. Иаков Варагинский в «Золотой легенде» и Доменико Кавалька в «Житии Отцов». В 1632 году в Риме в Палаццо Барберини была поставлена духовная драма об Алексии на текст Джулио Роспильози, будущего папы Климента IX, с музыкой Стефано Ланди и с декорациями Пьетро де Кортона. Важный фресковый цикл о Человеке Божием сохранился в нижнем храме базилики св. Климента, папы римского.

Фасад современной базилики святых Бонифатия и Алексея выполнен в XVIII веке (1742 г) кардиналом Анджело-Мария Кверини, по проектам зодчих Джованни-Баттиста Нолли и Томмазо Де Маркис, и повторяет формы базилики Двенадцати Апостолов у площади Венеции в Риме. Венчающий тимпан крест выполнен византийскими мастерами в Х веке и принадлежит старому церковному зданию, переделанному в XIII веке. При входе под портиком расположена гипсовая статуя папы Бенедикта XIII — 1724-1730 гг.

В дальнем правом углу церкви находится одна из главных храмовых святынь — Эдесская икона Божией Матери. Именуется она так по имени малоазитского города Эдесса, где она, согласно преданию, находилась в церкви Пресвятой Богородицы, на паперти которой преподобный Алексей провел 17 лет своей жизни. Глас от этой иконы и наименовал Алексея — «Человеком Божиим». Откуда ее перенесли в Рим уже в более поздний период. По одному из преданий это произошло в X веке митрополитом Сергием Дамасским, который спасал ее от сарацин.
Образ, писанный на холсте темперой, 70 Х 40 см. Тип иконы Деисис — т.е. «моление», обращен ради заступничества верующих к Спасителю, но без Божественного Младенца. Такой иконографический канон широко почитался в Византии. В Константинополе, в квартале мастеров бронзовых дел (Халькопратия) с V в почиталась подобная чудотворная икона, названная по храму, где она хранилась — Агиосоритисса, т.к. в этом храме в особой раке хранилась святыня — пояс Богородицы. По прототипу константинопольскому образы Богородицы без Богомладенца стали называть Агиосоритисса.

Подобные «Эдесскому» образу Пресвятой Богородицы в Риме существует и другие, один из них находится в храме Богородицы «На Жертвеннике Небесном» на Капитолийском холме, а также еще в нескольких церквях.

И еще одна из святынь находится сразу при входе в этот храм — справка от входа вы сможете увидеть лестницу, под которой праведный Алексей прожил 17 лет в доме своих родителей, вернувшись из своих странствий.

А также сохранился колодец глубиной 5 м со двора дома, где жил св. Алексей.

Часы, когда церковь бывает открыта:
9.00-12.00 e 16.00-18.00, но зачастую войти в нее бывает очень сложно, т.к. римляне очень любят венчаться именно в этой церкви, считая св. Алексея покровителем семьи и брака.
Адрес: Piazza Sant Alessio, 23 a Roma

Архимандрит Дионисий «Спутник православного богомольца в Риме» 1908 г.