Церковь Сорока Великомучеников

Церковь Сорока Великомучеников (Велико-Тырново)

Церковь Сорока мучеников (болг. църква «Св. Четиридесет мъченици») — средневековая православная церковь, построенная в 1230 году в Велико-Тырнове — столице Второго Болгарского царства. Использовалась как царская усыпальница.

Содержание

История

Церковь была построена по приказу Ивана Асеня II в честь победы при Клокотнице над эпирским деспотом Феодором Дукой 22 марта 1230 года. Свою победу царь отнёс заступничеству Сорока Севастийских мучеников во честь которых и была названа новая церковь.

Во время правления Ивана Асеня II это была главная церковь Великой Лавры в Велико-Тырново, устроенной в крепости Царевец на левом берегу реки Янтра. В этой церкви первоначально был похоронен Святой Савва, сербский святой, скончавшийся во время посещения Велико-Тырново 14 января 1235 или 1236 года. Однако вскоре (6 мая 1237 года) его мощи были перенесены в Сербию.

В первые годы османского правления здание продолжало быть христианской церковью примерно до начала XVIII века. Однако затем здание всё же было переделано в мечеть. В результате были уничтожены практически все фрески. Несколько изображений сохранились только на северо-западной стене притвора.

Именно в этом здании 22 сентября 1908 года болгарским князем Фердинандом была объявлена полная независимость Болгарии от Османской империи.

Современное состояние

Здание представляет из себя длинную шестиколонную трёхнефную базилику с тремя полукруглыми апсидами на востоке и узким притвором на западе. Впоследствии к западной стороне церкви было пристроено другое здание.

На колоннах внутри церкви сохранены записи о некоторых важнейших событиях в истории государства. Одна из колонн изготовлена при строительстве церкви и содержит запись о деяниях царя Ивана Асена II, две другие были перенесены из Плиска.

Захоронения в церкви

Церковь долго время использовалась как царская усыпальница. Здесь были погребены цари Калоян, Иван Асень II, Михаил Шишман, царицы Анна Мария и Ирина, а также многие члены царской семьи и представители болгарской аристократии. Сюда также были привезены саркофаги с землёй с мест погребения хана Кубрата (Малое Перещепино), хана Аспаруха и царя Ивайло.

Престольные праздники

Контакты

Адрес: ул. „Свети Климент Охридски“ 22, 5000 Асенов, Велико Търново, Болгария

Паломнику

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Видео

Церковь Сорока Великомучеников

Средневековая православная церковь, построенная в 1230 году в городе Велико-Тырново, в то время столице Второго Болгарского царства.

Архитектура и убранство

Здание представляет из себя длинную шестиколонную трёхнефную базилику с тремя полукруглыми апсидами на востоке и узким притвором на западе. Впоследствии к западной стороне церкви было пристроено другое здание.
На колоннах внутри церкви сохранены записи о некоторых важнейших событиях в истории государства. Одна из колонн изготовлена при строительстве церкви и содержит запись о деяниях царя Ивана Асена II, две другие были перенесены из Плиска.
История

Второе Болгарское царство
Церковь была построена по приказу Ивана Асеня II в честь победы при Клокотнице над эпирским деспотом Феодором Дукой 22 марта 1230 года. Свою победу царь отнёс заступничеству Сорока Севастийским мученикам во честь которых и была названа новая церковь. Во время правления Ивана Асеня II это была главная церковь Великой Лавры в Велико-Тырново, устроенной в крепости Царевец на левой берегу реки Янтра.
В этой церкви первоначально был похоронен Святой Савва, сербский святой, скончавшийся во время посещения Велико-Тырново 14 января 1235 или 1236 года. Однако вскоре (6 мая 1237 года) его мощи были перенесены в Сербию.
Османское правление
В первые годы османского правления здание продолжало быть христианской церковью примерно до начала XVIII века. Однако затем здание всё же было переделано в мечеть. В результате были уничтожены практически все фрески. Несколько изображений сохранились только на северо-западной стене притвора.
Освобожденная Болгария
Именно в этом здании 22 сентября 1908 года болгарским князем Фердинандом была объявлена полная независимость Болгарии от Османской империи.
Захоронения в церкви

Церковь долго время использовалась как царская усыпальница. Здесь были погребены цари Калоян, Иван Асень II, Михаил Шишман, царицы Анна Мария и Ирина, а также многие члены царской семьи и представители болгарской аристократии. Сюда также были привезены саркофаги с землёй с мест погребения хана Кубрата (Малое Перещепино), хана Аспаруха и царя Ивайло.

Не смогли найти подходящий тур?

Оставьте заявку! В кратчайшие сроки подберем лучшие туры с актуальными ценами. А еще подготовим маленький сюрприз 🙂

Наши Контакты

  • Офис 1
  • Офис 2

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера. Понятно

Согласие на обработку персональных данных

Обработка представляет собой предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, извлечение, использование, передачу, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение обрабатываемых данных, и осуществляется в целях полноценного функционирования сайта, проведения ретаргетинга, статистических исследований и обзоров с помощью метрических программ.

Пользуясь данным интернет ресурсом, в порядке ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ) свободно своей волей и в своих интересах пользователь сайта poisk-tura.com даёт согласие на автоматизированную, а также без использования средств автоматизации обработку, хранение, систематизацию своих персональных данных и на передачу (в том числе на трансграничную) своих персональных данных третьим лицам.

Цель обработки персональных данных: обработка входящих запросов физических лиц с целью оказания услуг и консультирования; аналитики действий физического лица на веб-сайте и функционирования веб-сайта; проведение рекламных и новостных рассылок.

Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку следующих ваших персональных данных: фамилия, имя, отчество; год, месяц, день рождения; пол; гражданство; адрес места жительства; номер телефона и адреса электронной почты; паспортные данные; данные заграничного паспорта; пользовательские данные (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес; файлов cookie и иная информация.

Также пользователь подтверждает, что ознакомлен(а) с правами субъектов персональных данных, закрепленными в главе 3 ФЗ «О персональных данных».

Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, пожалуйста, ограничьте использование файлов cookie в своём браузере.

Персональные данные не являются общедоступными. Согласие может быть отозвано пользователем в письменной форме путем направления соответствующего уведомления на электронный адрес info@poisk-tura.com

ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

Ваша конфиденциальность очень важна для нас. Мы хотим, чтобы Ваша работа в Интернет по возможности была максимально приятной и полезной, и Вы совершенно спокойно использовали широчайший спектр информации, инструментов и возможностей, которые предлагает Интернет. Персональные данные, собранные при регистрации (или в любое другое время) преимущественно используется для подготовки Продуктов или Услуг в соответствии с Вашими потребностями. Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам. Однако мы можем частично раскрывать личную информацию в особых случаях, описанных в данной Политике конфиденциальности.

Рамки Политики конфиденциальности

Настоящая Политика конфиденциальности (далее — «Политика») применяется к информации, полученной через данный сайт https://poisk-tura.com, иные сайты, виджеты и другие используемые интерактивные средства, на которых есть ссылка на данную Политику (далее — «Сайт») от пользователей Сайта (далее — «Пользователи»).

Нижеследующие правила описывают, как ООО «ТИО» (далее – «Компания») обращается с любой информацией, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (далее — «Персональные данные»), для целей оказания услуг с использованием Сайта.

Пользователи прямо соглашаются на обработку своих Персональных данных, как это описано в настоящей Политике. Обработка означает любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с Персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение Персональных данных.

Контролирующие и обрабатывающие лица

Пользователи соглашаются с тем, что:

  • Пользуясь Сайтом, и принимая условия использования, опубликованные на Сайте, пользователь заявляет о своем однозначном согласии с обработкой его Персональных данных способами, описанными в настоящей Политике.
  • Обработка Персональных данных Пользователей осуществляется Оператором персональных данных — ООО «ТИО» (ИНН: 5024144963, ОГРН: 1145024003970).
С какой целью собираются эти данные

Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей, полезных материалов, коммерческих предложений. Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме.

Сбор Персональных данных

При регистрации на Сайте Пользователи подтверждают свое согласие с условиями настоящей Политики и свое согласие на обработку своих Персональных данных в соответствии с условиями настоящей Политики.

Обработка Персональных данных осуществляется не дольше, чем этого требуют цели обработки Персональных данных, изложенные в настоящей Политике (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Читайте также  Будапешт, где купаться

Компания может обрабатывать следующие Персональные данные:

  • адрес электронной почты и иную контактную информацию;
  • сообщения, направляемые с использованием Сайта, и сообщения, направляемые в Компанию;
  • иную информацию о взаимодействии Пользователя с Сайтом, результаты сбора статистики посещений Сайта и общедоступной информации о программах и устройствах, используемых для такового доступа;
  • дополнительную информацию, которую Компания запрашивает у Пользователей для удостоверения их личности.
Как эти данные используются

На Сайте используются куки (Cookies) и данные о посетителях сервиса Яндекс.Метрика, Google Analytics, Firebas Google, Tune, Amplitude, Сегменто. При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на Сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей Сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей. Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом.

Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности. Наша Компания придерживается различных международных стандартов контроля, направленных на операции с личной информацией, которые включают определенные меры контроля по защите информации, собранной в Интернет. Наших сотрудников обучают понимать и выполнять эти меры контроля, они ознакомлены с нашим Уведомлением о конфиденциальности, нормами и инструкциями. Тем не менее, несмотря на то, что мы стремимся обезопасить Вашу личную информацию, Вы тоже должны принимать меры, чтобы защитить ее. Мы настоятельно рекомендуем Вам принимать все возможные меры предосторожности во время пребывания в Интернете. Организованные нами услуги и веб-сайты предусматривают меры по защите от утечки, несанкционированного использования и изменения информации, которую мы контролируем. Несмотря на то, что мы делаем все возможное, чтобы обеспечить целостность и безопасность своей сети и систем, мы не можем гарантировать, что наши меры безопасности предотвратят незаконный доступ к этой информации хакеров сторонних организаций.

Как эти данные защищаются

В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.

Сорокосвятская церковь (церковь Сорока мучеников Севастийских) в Переславле-Залесском – храм у устья Трубежа

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Левая Набережная, д. 165
Дата постройки: 1755 год
Координаты: 56°44’06.9″N 38°49’42.6″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Красивый храм, посвященный памяти Сорока мучеников, возвышается прямо возле устья реки и берега Плещеева озера и отражается в водах Трубежа. Место это очень живописно и носит название Рыбной слободы. Оригинальное церковное здание в стиле барокко прекрасно вписалось в местный береговой ландшафт. И более двух с половиной веков оно служит для рыбаков на озере своеобразным маяком.

Сорокосвятская церковь с высоты птичьего полёта

История строительства церкви Сорока мучеников Севастийских

Согласно историческим сведениям, деревянный храм Сорока мучеников стоял у устья Трубежа с 1628 года. Чуть позже, в 1652 году, в Рыбной слободе при Сорокосвятском храме появилась и вторая церковь, освященная в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В ее приходе было 82 двора. К 20-м годам XVIII века оба храма сильно обветшали.

И местный священник Иван Стефанов с прихожанами по разрешению властей к 1728 году построил два новых деревянных храма. Холодную церковь стали называть Сорокосвятской, а теплую – Покровской.

В 1775 году вместо этих двух деревянных церквей поставили новую, из кирпича. Это были времена расцвета каменного церковного зодчества. Вновь отстроенная церковь в те времена имела около 200 прихожан. С тех пор в Сорокосвятской церкви сохранилась традиция. Ее холодный престол назван в честь Сорока мучеников Севастийских, а теплый престол посвящен Покрову Пресвятой Богородицы.

Деньги на возведение храма дали купцы из Москвы, братья Максим и Иван Щелягины. Они начинали свою торговлю в Переславле, но позже, как и купцы Обуховы и Холщевниковы, перебрались в столицу.

Подвиг Сорока мучеников

История подвига ранних христиан, в честь которых освящен престол этой церкви, интересна и поучительна. Они были воинами в армии Рима. События происходили в 320 году н.э., когда отряд остановился возле города Севастия, что в Малой Армении, которая была тогда одной из римских провинций. Сейчас эти земли находятся на территории Турции.

По обычаям того времени, во время языческого праздника должна была произойти церемония жертвоприношения. Римский военачальник язычник Агриколай решил, что принудит совершить жертвоприношения 40 своих воинов-христиан родом из Каппадокии. Но они не согласились.

И хотя в Риме с 313 года христианская вера уже не была под официальным запретом, Агриколай запер воинов в темнице и угрозами, и посулами добивался от них отказа от Христа. Около недели уговоров не привели ни к каким результатам.

Тогда Агриколай повелел вывести воинов к озеру близ Севастии. Была зима. Христиан раздели донага и заставили стоять на озерном льду. Утром они были хоть и обледеневшими, но все еще живыми. Тогда римляне убили их. Мученическая смерть этих не предавших веры христиан стала легендой.

История церкви Сорока мучеников Севастийских в XX веке

К началу прошлого века стены храма расписал переславский мещанин В.П. Шеманаев. Однако летом 1919 года внутри здания произошел большой пожар, из-за которого сильно пострадала настенная роспись. Она почти целиком покрылась слоем копоти.

После прихода советской власти, храм находился в ведении приходского совета. В 1922 году Всероссийский центральный исполнительный комитет принял решение об изъятии всех церковных ценностей для оказания помощи голодающим Поволжья. Митрополит обратился к священникам и верующим не препятствовать власти.

Комиссия по изъятию ценностей пришла в храм, и священник Леонид Гиляревский с прихожанами представили ей два комплекта богослужебной утвари для двух существовавших церковных престолов. Только благодаря усилиям директора Переславского музея Михаила Ивановича Смирнова, самые ценные вещи — серебряное кадило и Евангелие XVII века, обрамленное в серебряный оклад, избежали изъятия и переплавки, а стали частью музейной экспозиции.

Но судьба М.И. Смирнова, как и большинства людей того времени сложилась, непросто. В 30-е годы его арестовали, и он три года провел в лагерях Туруханского края. Позже этот известный историк работал в Сергиевом Посаде.

Сорокосвятский храм оставался действующим до конца 1930-х годов и имел около 150 прихожан. Потом церковь закрыли, а помещения вначале использовали под библиотеку, потом – для слесарных мастерских, а позже – для спасательной станции. Богослужения здесь возобновились в 1996 году.

Архитектура церкви Сорока мучеников Севастийских

Церковь Сорока мучеников Севастийских часто называют Четырехдесятской. Лучше всего она смотрится с другого берега реки Трубеж, с Правой Набережной. Еще в начале XX века здесь стояла красивая Введенская церковь. И оба эти храма составляли живописную пару, обрамляющую речное устье. Но, к сожалению из двух церквей уцелела только одна, на левом берегу.

Основой церкви Сорока мучеников является традиционный массивный четверик, который венчают пять куполов. Обычно на каменных храмах четыре небольших купола устанавливали по углам основания. Но при возведении церкви Сорока мучеников поступили по-другому, сделав так, как это было приятно в деревянном зодчестве. Меньшие по размеру купола установили на четырех фронтонах, построенных по всем сторонам. И от этого церковь приобрела живописный и оригинальный вид.

Композиционно здание состоит их трех частей, которые соединенны друг с другом и вытянуты в одну линию перпендикулярно реке. Это основной храм с полукруглой абсидой, одноэтажная трапезная и высокая трехярусная колокольня с высоким шпилем. Ее пристроили к церкви позже – уже в XIX веке.

Снаружи церковь декорирована очень необычно, и это сразу бросается в глаза. Она имеет трехрядные оконные проемы, наличники на которых отличаются друг от друга. Колокольня была построена в стиле своего времени и по внешнему декору также отличается от самой церкви. Ее нижний ярус оформлен рустованными стенами. А высокие арочные проемы двух верхних ярусов обрамлены строгими полуколонками.

Церковный ансамбль у устья Трубежа очень любят художники и фотографы. Поскольку ярко-красная церковь колоритно контрастирует с белыми деталями отделки окон и очень гармонично вписывается в окружающий ландшафт.

Современное состояние церкви Сорока мучеников Севастийских и режим посещения

Сейчас церковь действующая и активно реставрируется. Попасть в нее можно по субботам с 7.00 до 20.00, а по воскресеньям и праздничным дням с 7.00 до 15.00.

Особо почитаемой всеми верующими стала икона Сорока мучеников Севастийских с частицей мощей. Церковь отмечает храмовые и престольные праздники 22 марта, 6 воскресенье по Пасхе, 21 сентября и 29 октября.

Рядом с церковью обустроена современная набережная с лавочками и фонарями, небольшим пирсом и лодочной станцией. Это излюбленное место для ныряний у местной детворы. В устье реки есть оборудованный спуск к воде. Такая же лестница спускается и к озеру. Отсюда открывается очень красивый вид на Плещеево озеро – настоящая мечта для любителей фотографии. Правда, внутри самого церковного здания фотографировать не разрешают.

Читайте также  Фуникулер в Праге, как добраться

Как добраться до церкви Сорока мучеников Севастийских

Церковь в Переславле-Залесском расположена по адресу: ул. Левая Набережная, 165. Заезжать сюда лучше с реки, по более хорошей дороге. Если путь лежит от Москвы, до земляного вала нужно повернуть налево, на улицу Гагарина, доехать по ней до улицы Левая Набережная и вдоль берега Трубежа спуститься к его устью.

Из центра Переславля-Залесского не трудно прогуляться в Рыбную слободу пешком (1,5 км). По пути можно увидеть много домов, богато украшенных резьбой. Не случайно Рыбную слободу называют самой живописной частью Переславля. Через Трубеж перекинуто несколько мостов, с которых удобно выбирать удобный ракурс для фотографирования.

Храм Сорока Севастийских мучеников (Москва)

История Храма тесно соприкасается с историей Новоспасского монастыря, к которому он напрямую относится, хотя и расположен вне его ограды.

По предположению одного из настоятелей Храма, отца Клавдия Маркова, служившего в нём в начале ХХ века, его посвящение Сорока Севастийским мученикам, особо почитаемым в Греции, связано с родством московского великокняжеского дома и византийской императорской династии Палеологов.

Первое письменное упоминание о храме содержится в окладной книге церковных соборов за 1625 год. Вполне вероятно, что он был построен в XVI веке после переведения в конце XV века великим князем Иоанном III Спасского монастыря на новое место и формирования в округе монастырской слободы.

В 1642 году при царе Михаиле Федоровиче, одном из главных благоустроителей Новоспасского монастыря, на месте деревянного был воздвигнут каменный храм с приделом во имя святителя Николая. В том же году были освящены сначала придел, а позже – главный престол храма. В 1714 году, вероятно после поновления, состоялось вторичное освящение храма Новоспасским архимандритом Моисеем.

Неоднократно за историю Сорокосвятского храма его настигали беды. В 1764 году он был подвергнут ограблению. Были похищены серебряные венцы с икон, цаты и ожерелья, низанные жемчугом, а главное – святой крест и священные сосуды. Когда в 1771 году в Москве свирепствовала чума, число прихожан храма уменьшилось на 200 человек. Через два года – новое испытание: в 1773 году в пожаре сгорают все приходские дома, после чего возникает угроза закрытия храма. Но благодаря показаниям диакона Петра Гавриловича Святославского (Вельяминова) о том, что все оставшиеся без домов «приходские люди строиться намерение имеют», храм был оставлен, а сам диакон – рукоположен во священника для служения в Сорокосвятском храме. Заботами и попечением отца Петра в 1801 году храм обрёл каменную ограду и новую колокольню. В то время он славился на всю Москву иконами XVII века Господа Вседержителя и Знамения Божией Матери, Евангелием 1698 года, старинными крестами с частицами святых мощей, хранившимися на особом аналое в приделе Николая Чудотворца.

Известно, что среди прихожан храма был выдающийся художник Фёдор Степанович Рокотов, возвратившийся из Петербурга в Москву в начале XIX века и приобретший домик на Воронцовской улице. Он исповедовался у отца Петра Вельяминова, им же и был отпет в декабре 1808 года и похоронен в Новоспасском монастыре.

В Отечественную войну 1812 года храм Сорока мучеников подвергся разграблению наполеоновскими войсками, все его древние святыни были утрачены. Настоятель же храма Пётр Гаврилович Вельяминов принял от руки врага мученическую кончину. Он был убит на второй день после вторжения французов в Москву в возрасте 66 лет. Батюшка отказался выдать им место хранения наиболее ценной церковной утвари, за что подвергся жестоким истязаниям. Изрубленный саблями и исколотый штыками, но ещё живой, отец Пётр всю ночь пролежал возле храма, плавая в крови. Утром третьего сентября один из французских офицеров, сжалившись над его страданиями, выстрелил батюшке в голову. Зарытый без гроба и отпевания на кладбище Новоспасского монастыря, он трижды был вырываем из могилы неприятелем. И только пятого декабря, после того как его тело было ещё раз вырыто, отец Пётр был отпет по церковному чину. По свидетельству очевидцев, тело батюшки, пролежав в земле три месяца и три дня, оставалось нетленным и из его ран сочилась кровь. В память о подвиге одного из самых замечательных священнослужителей к храмовой стене была прибита позолоченная доска с изложением обстоятельств его кончины.

После Отечественной войны храм Сорока мучеников постепенно стал принимать прежний вид. К 1818 году его иконы были украшены сребропозлащёнными ризами, число прихожан к 1830 году достигло 1158 человек. В 1831 году стараниями настоятеля Иоанна Тимофеевича Тихомирова и усердием старосты солдатки Гликерии Елисеевой был сооружён новый вызолоченный иконостас, а в 1839 году на средства ктитора купца Петра Яковлевича Маслова храм изменил свой облик. Расширена и покрыта росписями трапезная, соединившая храм с колокольней, устроен новый иконостас в приделе святителя Николая; в южной части трапезной возник придел во имя святых апостолов Петра и Павла. В 1859 году стараниями того же благотворителя храм был обновлён. В 1876-1878 годах стараниями ктитора Федора Михайловича Стриженова вновь были проведены работы по обновлению Сорокосвятского храма, и с особой торжественностью прошло 25 июня 1878 года 1878 года освящение обновлённого придела апостолов Петра и Павла, которое совершил митрополит Иннокентий в сослужении с настоятелем Новоспасского монастыря епископом Порфирием. Был совершён крестный ход вокруг храма.

При храме Сорока мучеников до 1917 года существовала богадельня для лиц сначала обоего, а потом только женского пола. Дата её открытия неизвестна, но она присутствует уже в документах XVIII века.

Девятого марта 1895 года Сорокосвятский храм торжественно отметил своё 250-летие. Богослужение по этому случаю совершил местный благочинный протоиерей И. А. Смирнов. В октябре 1896 года было совершено освящение и открытие при храме церковно-приходской школы, устроителем которой явился священник храма отец Пётр Смирнов.

В послереволюционный период для истории храма знаменательно то, что в нём двадцать второго марта 1925 года, в воскресенье Крестопоклонной недели, совершил одну из своих последних литургий святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси.

В марте 1921 года епископом Верейским Илларионом (Троицким) был рукоположен во диакона прихожанин храма Иван Семёнович Хренов. В нашем храме он прослужил около года и был вынужден покинуть его из-за распрей, перейдя в Троицкий храм в Котельниках. В 1937 году отец Иоанн был арестован и приговорён «тройкой» НКВД к расстрелу за контрреволюционную деятельность. Двадцать первого октября на полигоне Бутово он был расстрелян вместе с другими мучениками за Христа и похоронен в безвестной могиле. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви диакон Иоанн был прославлен в лике святых в сонме новомучеников и исповедников Российских XX века.

С 1922 по 1932 год, наиболее вероятную дату закрытия храма, в нём служил протоиерей Николай Морозов .

После закрытия главка храма была сломана, колокольня разрушена до второго яруса и к ней сделаны несуразные пристройки. В годы Великой Отечественной войны в храме находился цех для изготовления болванок для снарядов.

В 1965 году в церкви помещался один из НИИ, в 1980-1990 годах ЦПКТБ «Системпроект» и Главный вычислительный узел Министерства машиностроения.

Передача храма общине верующих состоялась после письма Патриарха Алексия II от тридцать первого августа 1990 года в Моссовет, и с 1992 года здесь проводятся богослужения. Пятнадцатого сентября 1995 года был освящён правый придел храма во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, освящение совершил епископ Орехово-Зуевский Алексий, настоятель Новоспасского монастыря.

Объект культурного наследия федерального значения.

Иерусалим

31° 45.6870 ′N , 35° 12.6297 ′E
31.76145N, 35.21049E
31°45′41.22″N, 35°12′37.78″E

393 материалa по 127 объектам, 7 117 фотографий

  • Карта
  • Заметки 246
  • Фотографии 7 117

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы об Иерусалиме.

Церковь Сорока Севастийских мучеников

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Усыпальница Иерусалимских патриархов

Материал понравился:

Этот совет является частью дневника «Храм Гроба Господня»

Слева перед входом в Храм Гроба Господня находится церковь Сорока Севастийских мучеников, которая примечательна тем, что она является усыпальницей Иерусалимских патриархов.

Интересный факт : хотя Христианская церковь была основана в Иерусалиме, но долгое время её возглавлял епископ. Первым епископом был названный брат Господень, апостол Иаков, всего епископов в Иерусалиме было 43. На Четвёртом Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 году было принято решение возвести Иерусалимского епископа в сан Патриарха и определить ему пятое место в ряду патриархов.

К тому времени уже существовали четыре патриархата : Александрийский, Константинопольский, Римский и Антиохийский. Первые патриархаты появились в 328 году. Напомню, что Великий раскол христианской церкви произошел только в 1054 году, после чего произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.

Тогда как значение других патриархатов вытекало из их географических и политических положений, Иерусалим обязан был своему значению причинам духовным: как город Святых Мест. Полное название Иерусалимского патриарха звучит так : Блаженство Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины, Сирии, Аравии, всего Заиорданья, Каны Галилейской и святого Сиона.

После захвата Иерусалима крестоносцами православные патриархи были изгнаны из Иерусалима, вместо них в Иерусалиме с 1099 года и до 1187 года находился латинский патриарх, но православные патриархи Иерусалима , хотя и находились физически в Константинополе, тем не менее считались православными патриархами Иерусалима и преемственность их не была нарушена.

Нынешний Иерусалимский патриарх Феофил III считает своим небесным покровителем Святого мученика Феофила, погибшего в числе Сорока Севастийских мучеников

Имена всех сорока Севастийских мучеников сохранились в истории: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий (Екдит), Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Это были храбрые воины, заслужившие славу в сражениях. Единственной их виной стало то, что они были христианами. В 320 году они отказались отказались принести жертву языческим богам. Их сначала заключили в темницу в городе Севастия Армянская (ныне город Сивас в Турции), потом решили побить камнями, но камни летели мимо.

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к Севастийскому озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. Один из них не выдержал, побежал к бане и упал бездыханным на пороге её. Его место занял один их охраннников- Аглаий. Лёд в озере растаял и мученики легче пережили жуткую ночь.

В качестве последней меры устрашения воинам-мученикам были перебиты голени. Это не помогло и тогда их сожгли на костре, а обгоревшие останки бросили в озеро. Но епископ Севастийский Епископ ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.

Православная церковь отмечает память Сорока Севастийских мучеников 22 марта (9 марта по юлианскому календарю).

Над церковью возвышается колокольня, построенная французским зодчим Журденом в 1160-1180 годах. Храмы в левой части двора перед входом в Храм Гроба Господня, выходящие апсидами на западную сторону площади, имеют общий вход слева от портала храма, рядом с колокольней.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей — платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид — горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. — точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Израиль, Иерусалим, Храм Гроба Господня

Находится слева от входа в Храм Гроба Господня

Храм Сорока Севастийских мучеников

Описание

В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны.

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не вы­держал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой. Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Или­ан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Память 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти, 22 марта по новому стилю, облегчается строгость Великого поста и совершается Литургия Преждеосвященных даров. Это непереходящий праздник, то есть дата его фиксирована.

На Руси церковный праздник — день памяти сорока мучеников Севастийских — называли Жаворонки или Сороки (с ударением на первый слог). Самый яркий обычай этого дня — печь постные булочки в виде птиц — «жаворонков».