Церковь Сен-Луи д’Антин

Церковь Сен-Поль-Сен-Луи

Église Saint-Paul-Saint-Louis

Церковь Сен-Поль-Сен-Луи храм в квартале Марэ замечательный по архитектуре, с богатейшей историей и великолепными произведениями искусства.

Поступь веков

Первая церковь во имя св. Павла Пустынника на улице Сен-Антуан квартала Марэ была построена в мрачные времена Средневековья. В 1125 году это была всего лишь небольшая часовня на территории кладбища при монастыре св. Элои. На этом некрополе в своё время были похоронены Франсуа Рабле, Жак Нико, Франсуа Мансар.

В начале XVII в. кладбище было закрыто, но вместо скромной по размерам часовни было решено построить большой храм. Участие в закладке его фундамента в 1627 году принимал кардинал А. де Ришелье. Первая месса в освященном во имя святых Поля и Луи храме состоялась в праздник Вознесения в 1641 году.

До 1762 года церковь Сен-Поль-Сен-Луи принадлежала ордену иезуитов. После запрещения ордена во Франции она была передана в собственность монастырю Сен-Катрин-дю-Валь-де-Экольер.

В смутные времена революции XVIII в. церковь переживала очень трудный период истории. Осенью 1792 года было расстреляно пять её священников, а в самом храме был установлен революционный культ Разума. Возобновление католических богослужений в церкви Сен-Поль-Сен-Луи произошло после принятия Конкордата в 1802 году.

Величие архитектуры

Работая над проектом церкви Сен-Поль-Сен-Луи архитектор обратился к опыту коллег из Италии и к традициям французской архитектуры. Пропорции храма напоминают церковь Гессе в Риме, но отличаются от неё большей высотой. Планировка церкви представляет определённый компромисс между базиликой и крестово-купольным собором.

Высокие окна на стенах и в барабане купола пропускают много света во внутренне пространство. Для церкви также характерна укороченная апсида. Высота свода купола над пересечением нефа и трансепта составляет 55 м.

Фасад храма был изменён в годы Второй империи архитектором Викторам Бальгаром по образцам церквей фламандского барокко Он визуально расчленён на три яруса, первые два из которых украшают коринфские колонны, лепнина и барельефы.

Вход в церковь с резным декором дверей расположен в высокой арке с лепниной, над которой расположен лучковый фронтон. Окна главного фасада также размещены в глухих арках, над которыми сделаны треугольные фронтоны и прямоугольные филенки.

В двух нишах на втором ярусе фасада установлены статуи св. Екатерины и св. В центре верхнего яруса церкви в такой же нише находится статуя св. Луи. Автором всех произведений стал скульптор Эжен-Луи Лекен.

Живопись и скульптура

Интерьеры церкви Сен-Поль-Сен-Луи радуют взгляд обилием и разнообразием декоративных элементов. Её неф декорирован балюстрадами, пилястрами и широким карнизом с растительным орнаментом. Купол храма продолжительное время считался самым большим и роскошным в Париже по отделке. Между его фонарями на стенах написаны 4 фрески Поля де Лапарента, изображающие королей из династий Капетингов и Каролингов.

В часовнях и нефе церкви Сен-Поль-Сен-Луи находится множество произведений живописи. Самые значительные из них картины «Христос в Гефсиманском саду» Эжена Делакруа, «Святой Людовик, получающий терновый венец из рук Христа» Мишеля Корнеля, «Святой Иероним» Шарля Лефевра, «Св. Луи, поклоняющийся терновому венцу» Жака де Летина.

Под сводом храма установлены статуи св. Женевьевы, «Посвящение св. Франциска Ксавье» Жана Вильмоша, св. Павла, «Богородица скорби» Жермена Пилона. Великолепен его беломраморный алтарь с позолоченным барельефом «Паломники Эммауса» Франсуа Ажье.

Свидетельства истории

В крипте церкви Сен-Поль-Сен-Луи до сих пор скрыты погребения иезуитов, относящиеся к XVII-XVIII вв. Память о расстрелянных во время революции священниках увековечена с правой стороны от входа на мемориальной доске. В ризницу храма было также доставлено распятие Христа из тюрьмы в Бастилии.

В 1843 году храму Виктором Гюго были подарены две купели для омовения рук по случаю венчания его дочери Леопольдины. На правой стороне нефа до сих пор видна надпись «Республика или смерть», сделанная, вероятно, в дни Парижской коммуны.

Сен Поль—Сен Луи церковь королевских сердец

«От великого до смешного один шаг». Это крылатое выражение приходит на мысль, когда знакомишься с историей Церкви Сен Поль-Сен Луи. Старинный собор, расположенный к югу от квартала Марэ, не похож ни на одну парижскую церковь. Кажется, что какая-то сказочная сила перенесла этот храм на улицу Сен Антуан откуда-то с юга. Такие церкви чаще встречаются в Италии, Испании и Португалии, но не во Франции. Собор велик не своими внешними размерами, а своим внутренним содержанием. Когда-то церковь Сен Поль-Сен Луи хранила под своими сводами величайшую святыню королевства, а именно сердце Людовика XIV, прозванного королём-солнце. И не его одного, а также сердце его отца Людовика XIII и ещё некоторых знатных людей. От великого делаем шаг к смешному. С сердцем Людовика XIV связано несколько легенд и фантастических слухов. Якобы оно было похищено из церкви, потом продано и съедено одним англичанином. Англичанина звали доктор Бакланд. О нём, а также о Соборе Сен Поль-Сен Луи, о приключениях королевских сердец мой сегодняшний рассказ.

Иезуиты— европейцы из Парижа

Средневековые храмы часто хранили мощи святых, которые обладали чудодейственной силой. К этим святыням совершали паломничества христиане из разных стран. Король Людовик XIV не были святыми в средневековом смысле этого слова. Захоронение его сердца, а раньше сердца его отца Людовика XIII в соборе Сен Луи устроили иезуиты, которые в 17 веке были духовниками французских королей. Иезуиты немало поспособствовали их превращению в великих правителей Европы. История иезуитов или Ордена Иисуса с самого начала была связана с Парижем. Основателем ордена был Игнатий Лайола, дворянин, студент университета Сорбонна, офицер, монах, проповедник католицизма. Озарение, заставившее Лайолу уйти в монахи и основать орден, произошло в Париже на горе Монмартр. Там была построена первая церковь иезуитов, точнее, небольшая часовня. Орден стал очень влиятельным, добившись покровительства французских королей в начале 17 века. Иезуитам было пожаловано более выгодное место в квартале Сен Антуан недалеко от Лувра. Точнее, им было выделено место для двух церквей— Святого Павла (Сен Поль) и Святого Людовика (Сен Луи). Первый камень в основании церкви Сен Луи положил сам король Людовик XIII. Щедрые пожертвования на строительство храма делал кардинал Ришелье. Церковь Сен Луи стала персональной церковью королевской династии. Стиль церкви задан иезуитами. Для её строительства были приглашены лучшие архитекторы своего времени. Люди, побывавшие в Италии, вероятно найдут сходство в облике парижского собора с церковью Иисуса (du Gesù) в Риме. Это неслучайно, потому что последователи иезуитов, привнесли в архитектуру Парижа влияния соседних католических стран. Можно часам изучать фасад этого собора, украшенный колоннами, изящной скульптурой. Иезуиты были не только солдатами, защищающими престол Папы римского, они были учителями, которые готовили священников, способных распространять католическое учение по всему миру.

Над храмом взошло солнце

Известно, Людовик XIV вошедший в историю как король-солнце, создатель абсолютной монархии, король-завоеватель, не любил Париж. Большую часть жизни он провёл в своей резиденции в Версале. Духовным отцом короля был человек, имя которого хорошо известно парижанам. Отец Лашез или Пер-Лашез был членом ордена иезуитов и священником Католической церкви. (Имя Пер-Лашез носит одно из самых известных Парижских кладбищ). Не углубляясь в историю правления Людовика XIV, перейдём к тому, что случилось с его телом после смерти. В Версале 1 сентября 1715 королевские врачи констатировали смерть монарха, дожившего до 77 лет, пережившего своего сына и внука. Как было принято в те времена, сердце короля было отделено от тела. По традиции тела королей во Франции хоронили в Базилике Сен Дени— монастыре к северу от Парижа. Сердце Людовика XIV, как и сердце его отца, было заключено в серебряный сосуд и отправлено в Собор Сен Луи. Там установили двух бронзовых ангелов, которые должны были держать королевское сердце под сводами церкви. Сегодня в храме можно увидеть две плиты в память о Людовике XIV и его отце. В течение нескольких столетий церковь стала местом захоронения для многих знаменитых и знатных людей своего времени. Никто из них не знал, какое будущее ожидает храм Сен Луи, Париж и Францию в ближайшие годы.

Тайна похищенных сердец

В 1762 году король Людовик XV поссорился с иезуитами и изгнал их из Франции. При его сыне Людовике XVI во Франции разразилась Революция. В 1797 году восставший народ разрушил до основания церковь Сен Поль. Пятью годами ранее в 1792 народ ворвался в церковь Сен Луи. Монетному двору Франции была очень нужна бронза, поэтому был отдан приказ вынести из храма бронзовых ангелов и сосуд, где хранились сердца Людовика XIII и Людовика XIV. Народ исполнил этот приказ. Что произошло с сами сердцами? Тут начинается самая интересная часть истории. Доподлинно известно, что сердца монархов были проданы художнику Александру По (Alexandre Pau), который был известен также как По де Сен-Мартен (Pau de Saint-Martin). Его картины, преимущественной пейзажи, можно и сегодня встретить в разных городах Франции— в Тулузе, Руане, Дюнкерке. Художник использовал сердечную ткань короля для создания краски, которую он называл «муммия» (mummia). Современные учёные обнаружили зашифрованный текст художника, расшифровали его и узнали, что в его картине «Вид на город Канн», которая сегодня хранится в музее города Пантуаз, использовалась краска, сделанная из сердца Людовика XIV.

Читайте также  Храмы в Ханое

Однако художник использовал не всё королевское сердце, а только его часть, причём неизвестно, большую или малую. После падения Наполеона в период Реставрации По передел часть сердца министру короля Людовика XVIII, в награду за это получил табакерку. Это часть сердца короля Людовика XIV была доставлена в Базилику Сен Дени, где её демонстрируют по сей день, выставленную в специальном сосуде. Базилика Сен Дени была осквернена во время Революции, тела королей, включая тело короля-солнце, выброшены из могил и выставлены на общее обозрение. Только после окончания Наполеоновских войн базилика была восстановлена, ей был возвращён статус королевской усыпальницы. Есть другая легенда, о том, что сердце короля была переправлено в Больницу Валь де Грас (Val de Grâce Hospital), где и хранится до сей день.

Один французский популярный писатель 19 века по имени Кабанес поведал нам другую трагикомическую историю приключений сердца Людовика XIV. Английский доктор Бакланд долгое время жил в Париже на улице Пуассоньер. Однажды он был приглашён на ужин к своему соотечественнику. Бакланд был геологом, много путешествовал и попробовал на вкус много необычных блюд, приготовленных из мяса диких животных. Самой большой мечтой англичанина было попробовать сердце какого-нибудь великого правителя или полководца. Такой случай преставился, когда ему предложили отведать сердце самого Людовика XIV. Свои впечатления от содеянного он описал так: «Это было нечто сухое и ссохшееся, похожее на кусок обыкновенной кожи»! Откуда он достал это сердце, правда ли этот рассказ или вымысел по сей день остаётся загадкой.

Храм на улице Сен Антуан

В действиях художника Александра По и учёного Бакланда можно проследить мотив, который свойственен многим путешественникам, приезжающим Париж. Многих вдохновляют рассказы о великом городе, великих исторических эпохах, великих людях. Людям хочется заполучить материальное воплощение этих мифов, присвоить себе хотя бы кусочек этого величия. Желание съесть часть священной вещи, унести её с собой, преследует цель стать великим, обогатиться чужими свойствами. Чудо происходит не всегда. Картины Александр По не стали гениальными из-за использованной в ней краски из королевского сердца. Бакланд вряд ли обрёл хотя бы ничтожную часть душевных и физических свойств короля Людовика XIV. Хотя в Англии Бакланд считается достаточно известным учёным, славу, которые заслужили По и Бакланд нельзя даже сравнивать со славой короля-солнце.

Можно назвать великим чудом то, что Собор Сен Луи дошёл до нашего времени. Ещё в 19 веке церкви Сен Луи было добавлено имя в честь разрушенной церкви Сен Поль. Рядом с церковью расположен престижный колледж имени Карла Великого. Долгие годы церковь стояла в стороне от популярных туристических улиц и медленно приходила в упадок. Только несколько лет назад власти Парижа нашли средства и провели масштабную реконструкцию церкви, после чего храм предстал в обновлённом виде. Если вы выйдете на улицу Сен Антуан, двигайтесь от площади Бастилии по направлению к центру города и тогда по левой стороне Вам откроется этот Собор, который по прежнему скрывает великую тайну королевских сердец.

Церковь Сен-Поль-Сен-Луи — Église Saint-Paul-Saint-Louis

Церковь Сен-Поль-Сен-Луи
Место нахождения Париж Страна Франция деноминация католик Веб-сайт spsl.fr история Прежнее название (s) Церковь Святого Павла освященный 9 мая 1641 Архитектура Архитектор (ы) Этьен Мартеллиндж и Франсуа Деранд Groundbreaking 1627 Завершенный 1641 администрация епархия архиепископа Париж

Церковь Сен-Поль-Сен-Луи является церковь на улице Сент-Антуан в Марэ квартале Парижа . Существующее здание было построено с 1627 до 1641 по иезуитским архитекторам Этьен Мартеллиндж и Франсуа Деранда , по приказу Людовика XIII Франции . Это дает название Place Saint-Paul и его ближайшая станция метро, Сен-Поль .

Рядом с церковью находится Лицей Шарлемань , также основан иезуитами.

содержание

история

Первая церковь

Первая церковь на месте была посвящена около 1125 до Павла Отшельник , который был похоронен в египетской пустыне по Антонию Великому ; это было в действительности кладбище часовня монастыря Сен-Éloi, основанного монахами святого Элои нойон и Дагоберт I . Этот монастырь был на месте , что является теперь паперть от Дворца правосудия . Оттуда тела были проведены в процессии от монашеской общины на кладбище. Мадам де Севинье был крещен в этом здании в 1626 году, в первой часовне Сен-Луи. Монастырское кладбище было позже забыто, хотя церковь сохранила преданность святому Павлу (хотя и Павла из Тарса не Павла Фивейского) до наших дней.

строительство

Первый камень нынешнего здания был заложен Людовиком XIII в 1627 году для иезуитов в той же улице, в старой часовне Святого Павла. Его первое название было «église Сен-Луи — де — ла — де — professe Maison Jesuites», в отношении к Maison Professe де Jesuites прилагается к нему.

Его дизайн включены традиционные французские элементы, а также другие вдохновленные Италии. В действительности, как и Андре Chastel выразился, «порядок иезуита, даже рекомендуя определенные аспекты, был внимателен к местным традициям.» Кроме того , он может быть легко по сравнению с Джезу в Риме, хотя он длиннее и шире , чем церковь. Его план представляет собой компромисс между одним ступицей Джеза в окружении приделов и традиционного французского плана крестообразного, как это видно в его длинных трансептах. Высокие окна в этих выдающихся трансептах и короткую восточной апсиде позволяют в большом количествах света, и купол под пересечением также напоминает итальянскую архитектуру чуть более ранний период, например, что из Мадерно . В отличие от этого , высокие пропорции (купол высотой 55 метров), более сравнима с французской готической архитектуры .

Фасад также итальянский , но с французской готической вертикальностью и голландскими высокими орнаментами. Его главный вдохновитель был 1618 фасадом Eglise Saint-Gervais-Сен-Протаис — де — Париж по Саломон де Бросс , который имеет ту же конструкцию из трех отсеков с двумя уровнями на боковых отсеках и три уровней центральной бухты, подсвечивается проекция и удвоенные столбцы. Он использует коринфские колонны на двух нижних уровнях и композитных порядка столбцов на остальных.

17ый век

Первая месса в новом здании на 9 мая 1641 (в праздник Вознесения) по Ришелье , с oremuses произнесенных Боссюэ . Известный иезуитский проповедник Бурдалу проповедовал некоторые из его памятных проповедей в церкви, для поста и Адвента, между 1669 (дата его первой проповеди) и 1693. Он также проповедовал свою памятную похоронную проповедь для Великого Конде в церкви в 1687 году , в то время как Боссюэ и Fléchier также проповедовал здесь.

Жан-Жак Олье (основатель Prêtres де Сен-Сюльпис ) был крещен в церкви 20 сентября 1608 года и Бурдал похоронен в склепе церкви. Между 1688 и 1698, Шарпантье был нанят иезуитов и был мастером музыки в церкви Сен-Поль-Сен-Луи. Другие мастера музыки там включен Кампр и Маршан . Жак Де Летины окрашена Смерть Сент — Луисе для церкви, которая до сих пор можно увидеть здесь.

1700, чтобы представить

Когда Parlement де Пари подавил иезуитов в 1762 году, здание было переназначить канонам Сент-Катрин-дю-Валь-де-Ecoliers. На 2 сентября 1792 года, 5 священников были убиты в церкви во время сентябрьских избиений , как ознаменован памятной доской. Церковь также преобразуется в культе Разума и Высшего Существа во время Французской революции , прежде чем восстановить католичество в 1802 году из — за конкордата 1801 .

Белый мрамор алтарь был перемещен и перестроен под Луи-Филиппа I с фрагментами из гробницы Наполеона в Дом Инвалидов . Церковь была позже переименована в «église Сен-Поль-Сен-Луи» в память о церкви Сен-Поль, который был снесен в 1796 году 15 февраля 1843 года Léopoldine Уго тайно женился Чарльз Вакери в церкви; ее отец Виктор Гюго предложил храму два грейфера святых держателей воды для того чтобы отметить это событие, до сих пор можно увидеть в церкви.

Делакруа окрашены Христа в агонии на Масличной горе в церкви, которая до сих пор можно увидеть здесь. Церковь также находится La Vierge дель Douleur по Жермен Пилон (1586). На одном столбе на правой стороне нефа почти стертая надпись «République française НУ La Mort» (Французская Республику или смерть), вероятно , начиная с Парижской Коммуной 1871 года.

Корпус великого трибуна органа церкви был классифицирован как исторический памятник в 1867 году и четыре года спустя (в 1871 году) его трубы были заменены на Мартине. Весь орган был восстановлен в 1972 году Danion -Gonzalez и теперь имеет 3 клавиатуры с 56 нот и доску педали с 30 примечаниями, наряду с электрическими передачами и 40 труб (33 из которых являются бобины). Органный хор является Krischer и восходит к 19 — м века, с двумя клавиатурами 56 нот, педалью советом 30 нот, механическими коробками передач и 13 труб.

Аббатство Сен-Дени (Basilique Cathédrale de Saint-Denis)

Аббатство Сен-Дени — один из главных национальных историко-культурных памятников Франции, который расположен в индустриальном районе северного пригорода Парижа. Базилика Сен-Дени — первый в мире католический собор, построенный в готическом стиле. Это уникальный музей надгробных скульптур, относящихся к эпохам Средневековья и Возрождения.

Уже несколько веков аббатство Сен-Дени играет значимую роль в духовной и государственной жизни Франции. На протяжении столетий там проходили важные для страны богослужения, которые благословляли военные походы. В аббатстве учились дети королевских семей и вельмож, там короновали и хоронили монархов. Сегодня базилику Сен-Дени посещают туристы со всего мира, желая прикоснуться к загадочной и величественной истории Франции.

Читайте также  Фермы в Сочи

Что посмотреть в аббатстве Сен-Дени

Аббатство Сен-Дени в современном виде спроектировано талантливым архитектором Эженом Виоле, который в 1846—1869 гг. занимался реставрацией храма и гробниц, разрушенных во время революции. Современная базилика привлекает гостей своим великолепным западным фасадом XII века, на котором прикреплена памятная доска, посвященная Жанне д’Арк.

Витражи

Базилика Сен-Дени знаменита витражами, выполненными в готическом стиле. На них изображены исторические и библейские сцены. Особое внимание привлекает витражная роза — окно круглой формы, расположенное над главным входом в храм. Все витражи объединены общим сюжетом. На одном из них представлена история Первого Крестового похода, а на другом — посещение Карлом Великим Святой Земли.

Сохранившиеся до нынешних времен три центральные капеллы посвящены теме Христианства — Ветхому и Новому заветам. На витражах базилики раскрыта тема Иессеева Древа и детства Иисуса Христа. На боковых капеллах предположительно раньше были агиографические и исторические циклы. Даже если не вникать в подробности тематики витражей аббатства, убранство базилики привлекает своим величием, ярким светом, льющимся из окон, и затейливостью сюжетов.

Погребальные скульптуры

Базилика Сен-Дени стала последним пристанищем для 43 королей, 32 королев и 10 слуг монархии Франции. Там представлена самая большая коллекция погребальных скульптур 12–16 веков. В аббатстве находится более 70 лежащих статуй и монументальных гробниц эпохи Возрождения. Наиболее выдающаяся из них — гробница Генриха II и Екатерины Медичи, украшенная 12 колоннами. По углам гробницы возвышаются четыре статуи, выполненные из бронзы. Это символы добродетелей христианской веры.

На надгробной плите расположены статуи покойных супругов, а рядом с ней установлены скульптуры, которые изображают живых монархов, преклонивших колени для молитвы. В таком же стиле выполнена гробница королевских супругов — Анны Бретонской и Людовика XII, установленная в базилике в 16 веке. Особый интерес вызывает последнее захоронение французского монарха, которое состоялось в 2004 году. Это надгробие Людовика XVII, куда помещен сосуд с его сердцем. В центре аббатства возвышается статуя Святого Дионисия. Также там можно увидеть саркофаги с фигурами святых.

Экскурсии и концерты

В стенах аббатства проводятся концерты органной музыки. Потрясающая акустика и прекрасные композиции не оставляют никого равнодушными. Для гостей аббатства организовываются разные тематические экскурсии. Они проводятся более чем на десяти языках, в том числе и на русском. Каждую первую и третью пятницу месяца можно посетить экскурсию, возглавляемую лектором Центра национальных памятников Франции, и подробно ознакомиться с историей базилики и скульптур.

Также можно заказать аудиогиды на разных европейских языках. Подробную информацию о доступных экскурсиях можно посмотреть на официальном сайте аббатства Сен-Дени. На территории базилики есть туалетные комнаты, а также зона для отдыха. Слабовидящим людям разрешен вход с собаками-поводырями.

История аббатства Сен-Дени

Согласно легенде, на местности, где расположена базилика Сен-Дени, в далеком III веке нашей эры погиб Святой Дионисий. Его обезглавили на вершине Монмартра. Французы верят, что он прошел целых 6 км, держа в руках собственную голову, а затем умер около находившейся рядом деревни. Позже эта деревня получила название Сен-Дени в честь святого. А там, где находится его могила, в 5 веке построили часовню. В 625 году по королевскому распоряжению в этом месте начали строить аббатство и монастырь. Со временем вместо часовни возвели монастырскую церковь.

В VIII веке аббатство было похоже на фортификационное сооружение. Вокруг него вырыли водяной ров. Попасть через него в аббатство можно было через подъемный мост. Несмотря на такие укрепления, базилика серьезно пострадала во время атаки войск Сигеберта. Затем ее реконструировали, и в аббатстве появились церковная школа, библиотеки, а также богадельни. В XII веке Сен-Дени перестроили, придав аббатству готический стиль. Работы велись на протяжении 20 лет. Тогда и были перенесены туда останки французских монархов. Во время Французской революции аббатство разграбили. Впоследствии исторический и культурный памятник Франции вновь восстановили.

Режим работы

Время работы для гостей аббатства Сен-Дени зависит от сезона. Со 2 января по 31 марта, а также с 1 апреля по 31 декабря двери базилики для посетителей открыты с 10:00 до 17:15 с понедельника по субботу, а в воскресенье — с 12:00 до 17:15. С 1 апреля по 30 сентября аббатство работает с 10:00 до 18:15 с понедельника по субботу, а в воскресенье его можно посетить с 12:00 до 18:15. Попасть в базилику Сен-Дени можно за полчаса до окончания рабочего дня. Во время торжественных церковных служений ее закрывают.

Стоимость билета

Индивидуальный билет на посещение аббатства Сен-Дени стоит 9,5 евро. Для групп от 20 человек предусмотрены скидки. Групповой билет стоит 7,5 евро. Некоторые групповые экскурсии следует бронировать заранее. Для льготных категорий вход бесплатный. За заказ аудиогида нужно будет доплатить 3 евро. Также есть специальные предложения для владельцев билетов SNCF Intercité и карт Парижского музея.

Как добраться

Доехать до аббатства Сен-Дени можно на общественном транспорте и на такси. В 1 км к западу от базилики находится железнодорожная станция «Gare de Saint-Denis». Туда прибывают поезда H, RER D, Transilien, Transilien N, Transilien U, а также автобусы H, RER D.

На метро

В 197 м к северу от аббатства Сен-Дени находится станция метро «Basilique de Saint-Denis». До нее ведет линия № 13. С юго-западной стороны, в 670 м, есть станция «Saint-Denis Porte de Paris» — тоже линия № 13.

На трамвае

С северо-восточной стороны от базилики, примерно в 325 м, есть трамвайная остановка «Cimetière de Saint-Denis». До нее следует трамвай Т1. Тем же маршрутом можно добраться и до ост. «Basilique de Saint-Denis» в 295 м к северу от аббатства. Этим же маршрутом можно доехать до ост. «Hôpital Delafontaine», расположенной в 850 м к юго-востоку от аббатства.

На автобусе

Возле аббатства Сен-Дени находится несколько автобусных остановок, к которым можно доехать из любого района города. На юго-западе, в 143 м, расположена ост. «Legion d’Honneur». К ней следуют маршруты № 153 и 253. Чуть ниже нее есть ост. «Médiathèque», куда прибывает автобус № 239. С юго-западной стороны от базилики, приблизительно в 300 метрах, находится автостанция «Gabriel Peri — Franklin». К ней следуют автобусные маршруты № 153, 239, 253.

Этими же маршрутами можно доехать до ост. «Marche — République», расположенной в 250 ме на северо-западе от базилики. В 150 м к северу от аббатства есть ост. «Basilique de Saint-Denis — Hôtel de Ville-Metro-Tramway», куда прибывает автобус № 153. С северо-восточной стороны, в 280 м, находится ост. «Cimetière de Saint-Denis», к которой проложен автобусный маршрут № 253. Немного дальше — ост. «Cimetière de Saint-Denis-Tramway», куда прибывает автобус № 153.

На такси

Из любого района Парижа до аббатства Сен-Дени легко добраться на такси. Популярные службы в городе — Acsel ltd с русскоговорящими водителями, Taxis, Taxi G, Alpha Taxis и 01 Taxi.

Аббатство Сен-Дени на панораме Гугл-карт

Церковь Сен-Луи д’Антин

Войти

Париж. Церковь Сен-Поль – Сен-Луи (Eglise Saint-Paul – Saint-Louis)

Где находится: Париж, Марэ, rue St-Antoine, 99; м. Saint-Paul
Как работает: 8.00-20.00.
Сайт

На что посмотреть: церковь предсталяет собой прекрасный образец французского барокко.

История
В 1580 г. кардинал Бурбон, дядя короля Генриха IV, подарил находившийся на улице Сент-Антуан особняк Рошпо (Rochepot) ордену иезуитов. В особняке разместилось руководство ордена и основанный иезуитами старческий дом. Тут же иезуиты построили капеллу Людовика Святого. В 1619 году Людовик XIII выделил ордену землю под строительство большой церкви. Для ее возведения пришлось снести часть укрепленных стен Филиппа II Августа. Размеры участка определили также ориентацию церкви с севера на юг.

Людовик XIII сам заложил в 1627 году первый камень в основание нового храма, который освятили в 1647 году во имя Людовика IX Святого. Первую мессу в ней служил кардинал Ришелье. С этого времени до 1762 года церковь Сен-Луи была символом могущества ордена иезуитов. В течение двух столетий, с 1561 по 1762 год, духовником при каждом из французских королей непременно был иезуит. Отец Коттон – при Генрихе IV и Людовике XIII, отец Ля Шез (по имени которого названо знаменитое кладбище «Пер Лашез») – при Людовике XIV. А в 1762 году стараниями фаворитки Людовика XV, мадам Помпадур, иезуиты были изгнаны из Франции, а большая часть их имущества досталась королю. В 1773 папа Клемент XIV, избранный, благодаря давлению Людовика XV, на конклаве, и вовсе ликвидировал Орден. (Послание Dominus ac Redemptor). Все католические страны подчинились этому решению, кроме Польши, которую поддержали православная царица Екатерина II (Польша была уже поделена к тому моменту) и протестантский король Фридрих II Прусский. И поэтому в Польше Орден продолжал свою деятельность, всё более и более специализируясь на ниве наук и образования, как среднего, так и высшего.

Читайте также  Акведук в Сеговии

Людовик XIII распорядился, чтобы после смерти его сердце хранилось в Сен-Луи. Сердце Людовика XIV, преданно любившего отца, также помещено в один из реликвариев храма. Во время революции реликварии переплавили.

В 1802 году в церковь Сен-Луи перенесли алтарь церкви Сен-Поль, разрушенной в годы революции, и она стала приходской церковью Сен-Поль – Сен-Луи, а возрождённый в 1815 году орден иезуитов получил опять право обосноваться во Франции, и храм снова стал главным собором ордена. При церкви был основан и лицей Карла Великого – в течение всего XIX века один из самых престижных лицеев Парижа.

Архитектура
Церковь выполнена в стиле барокко, соединяя в себе элементы итальянской и французской архитектуры. План церкви представляет собой компромисс между вытянутым нефом церкви Джезу (Gesu) в Риме (которая была принята за канон для иезуитских храмов по всей Европе) и латинским крестом во французской традиции. Характерными элементами декора иезуитских церквей являются коринфские колонны и обильный орнамент.

До создания собора Инвалидов купол этого храма был самым высоким в городе. Однако барочный северный фасад церкви настолько высок, что купола высотой в 60 м за ним не видно.

В трансепте сохранились три картины XVII века со сценами из жизни Людовика Святого. До революции их было четыре, но одна безвозвратно исчезла, поэтому ее заменили полотном «Христос в Гефсиманском саду» кисти Эжена Делакруа. В одной из капелл к западу от хора находится скульптурная композиция Жермана Пилона «Скорбящая Богоматерь» (Vierge douloureuse) (XVI век).

Почти все богатства, хранившиеся в церкви, были похищены ещё в дни якобинской диктатуры плюс на протяжении XIX столетия собор был ограблен революционерами ещё два раза – в 1831 и в 1871 годах.

Захоронения видных иезуитов, не разрушенные якобинцами, сохранились в крипте Собора. Тут был перехоронен Лойола, а столетием позднее – Котон и за ним Ля Шез.

Также могут привлечь внимание две купели, подаренные собору Виктором Гюго в честь крещения его дочери в 1851 году. Писатель жил тогда на площади Вогезов. Над купелями надпись: «Дар виконта Виктора Гюго, пэра Франции».

Базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis)

Базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) считается первым возведённым сооружением западноевропейской архитектуры, после которого по всей Франции стал распространяться готической стиль.

Время посещения базилики: апрель-сентябрь с понедельника по субботу 10.00-18.00, в воскресенье 12.00-18.00; октябрь-март, понедельник-суббота 10.00-17.00, воскресенье, 12.00-17.00; закрыта во время отпеваний и венчаний.

Базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) была построена в первой половине XII столетия фаворитом и советником монарха — аббатом Сюже, который возвёл эту готическую церковь на развалинах более древнего собора аббатства.

Западный фасад базилики, с двумя башнями (северная башня, к сожалению, обрушилась в 1837 году), тремя украшенными скульптурой порталами и высоким окном «Витражная роза Сен-Дени», стал прекрасным примером для строительства других церквей в готическом стиле.

А высокий, наполненный солнечным светом клирос произвёл на столько ошеломляющее впечатление на епископов, присутствующих на освящении церкви, что несколько последующих веков было полностью посвящено строительству во Франции великолепных готических соборов, таких как Нотр-Дам-де-Пари, Нотр-Дам-де-Шартр и других.

Ныне новаторские замыслы Сюже хорошо просматриваются на нижнем уровне клироса, а именно — в просторной крытой галерее, которая предоставляла паломникам возможность без особого труда осмотреть хранившиеся в клиросе церковные реликвии. Нестандартный для того времени ступенчатый свод позволил отвести стенам роль простого наполнителя каменного каркаса здания и соорудить весьма внушительных размеров светящиеся окна.

Сегодня верхние уровни клироса базилики Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) выглядят куда более просторными, чем при Сюже, так как в середине XIII столетия их частично перестроили, а также одновременно с ними переделали и неф — можно заметить лишний угол в том месте, где старый узкий клирос был расширен, чтобы соответствовать новым, более широким трансептам.

Новый, самый верхний ряд окон собора, освещающий клирос, почти полностью состоит из прозрачного стекла, тогда как над глубокой непроницаемой аркадой нефа поднимается лишь небольшая полоска света, а узкий, полуоткрытый уровень три-фория обеспечивает равновесие обоих стилей.

Этот удивительный собор как нельзя лучше демонстрирует воплощённый замысел архитектора, определивший зрелость лучезарного стиля, который господствовал в церковной архитектуре в течение последующих полутора веков.

Душевную атмосферу царящую в базилике Сен-Дени лучше всего можно ощутить во время ежегодного фестиваля, проводимого в предместье Сен-Дени (конец июня), когда тут устраиваются концерты классической музыки, с акцентом на хоровую музыку.

Королевская усыпальница базилики Сен-Дени

Базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) издавна связана с историей французских монархов, еще со времён коронации тут в 754 году Пепина Короткого, однако постоянным местом погребения французских королей она стала гораздо позже, когда в 996 году в соборе был захоронен Гуго Капет.

С тех пор тут хоронили всех французских монархов (исключением стали лишь три короля), и сейчас их гробницы со скульптурными изображениями можно увидеть в усыпальнице базилики, находящийся в трансептах и крытой галерее, попасть в которую можно через отдельный вход в южном портале церкви.

Сразу при входе слева, в южном трансепте, открывается удивительное зрелище: босой король Франциск I и его супруга Клавдия Французская выглядывают из своей огромной гробницы стиля эпохи Ренессанса, а вокруг основания гробницы находятся замысловатые барельефы, демонстрирующие военные победы монарха.

Рядом со ступеньками, ведущими в крытую галерею, покоится король Карл V — первый французский монарх, для которого саркофаг был изготовлен при жизни, в день его коронации в 1364 году. Рядом с ним покоится его супруга, Жанна Бурбонская, ставшая первой королевой, удостоившейся чести быть захороненной в этой усыпальнице.

Она прижимает к груди мешок со своими внутренностями — знак того, что в те времена существовала традиция, согласно которой у членов королевской семьи после смерти извлекали сердце и другие внутренние органы, тогда как плоть (то есть тело) освобождали от скелета и хоронили отдельно (в самой усыпальнице, как правило хоронили именно тело).

Поднявшись вверх по ступенькам усыпальницы Сен-Дени (Saint-Denis) и повернув направо, вы увидите короля Людовика и Марию-Антуанетту, молящихся на коленях, около которых часто лежат букеты цветов. Эти запечатлённые каменные силуэты были созданы лишь в 1830 году, спустя 37 лет после казни высочайших особ.

Крытая галерея усыпальницы базилики Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) представляет собой изумительную аркаду с двумя проходами, которая хорошо освещена витражными окнами и визуально кажется выше за счёт стрельчатых сводов. Некоторые из витражей прекрасно сохранились еще с древних времен, в их числе знаменитый витраж «древо Иессея» (то есть генеалогическое древо Христа), расположенное позади алтаря.

Проходя по северной стороне галереи Сен-Дени, вы увидите скульптурный портрет короля династии Меровингов Хлодвига I (по-французски Кловис), правившего в VI веке. Этот ловкий германец сумел присоединить земли римской Галлии к своим владениям и тем самым создал французскую государственность, предшественника современной Франции, со столицей в Париже. Здесь же находится еще один меровингский монарх Хильдеберт I, чьё надгробие, относящееся к XII веку, — самое древнее в базилике Сен-Дени.

Обернитесь к клиросу, чтобы увидеть замысловатую сводчатую нишу Дагоберта I — первого монарха, которого в VII столетии похоронили в базилике, и последнего короля из династии Меровингов, оставившего хоть какой-то след в истории Парижа и всей Франции. Однако скульптурное изображение французского монарха Дагоберта I было выполнено лишь в 1258 году, по истечению целых 6 столетий после его кончины.

Справа от ступенек на северной стороне галереи расположено самое впечатляющее ренессансное надгробие, изображающее Генриха II и Екатерину Медичи, которое является ярким воплощением смелого замысла Франческо Приматиччо.

Надгробие представлено в виде классического храма, где сверху размещены коленопреклонённые изображения супругов при жизни (скульптор Жермен Пилон), а внизу, погребёнными внутри храма, лежат их тела — плоть, лишённая души. Сразу за этим надгробием расположен памятник королю Людовику XII и Анне Бретонской. Если вы отвлечётесь от изящного ренессансного сооружения и аллегорических фигур, то увидите истерзанные болью тела королевской четы.

Легенда о Святом Дени

Первая церковь в городке Сен-Дени (предместье Парижа) была возведена, по-видимому, первым парижским епископом (середина III века), которого звали Святой Дени (то есть Святой Дионисий).

Легенда гласит, что после того, как за свои убеждения Святой Дени вместе со своими сподвижниками был обезглавлен на Монмартре, — предположительно именно поэтому холм получил латинское название монс мартирум «гора мучеников», — он поднял свою голову и понёс её в нынешний городок Сен-Дени, тем самым указав место, где следовало построить аббатство в его честь.

На самом деле это был не очень долгий путь всего чуть более 5 километров, но как однажды заметил друг Эдварда Гиббона, «дистанция не имеет значения, важно сделать первый шаг».

Необычные экскурсии из Парижа

Больше фотографий базилики Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) здесь: Фотогалерея