Церковь Санта Мария сопра Минерва

Санта-Мария-сопра-Минерва

Санта-Мария-сопра-Минерва (итал. Santa Maria sopra Minerva) — титулярная базилика, один из главных храмов Ордена Доминиканцев. Здесь от своих «заблуждений» отрекались Галилей и граф Калиостро. Санта-Мария-сопра-Минерва является единственной (из сохранившихся) готической христианской постройкой в Риме.

Содержание

содержание:
история и описание
фотогалерея
видеоэкскурсия
график работы
входные билеты
полезные ссылки
адрес
на карте Рима

Историю базилики можно проследить с VIII века, когда на этом месте была построена ротонда, посвящённая Деве Марии. В 750 году Папа Захарий предоставил её беглым монахиням Ордена святого Василия Великого, которые спасались от иконоборческих гонений, охвативших Византию. Они назвали ротонду в честь Минервы, возможно из-за находящегося рядом античного храма Минервы Халкидики, построенного при императоре Домициане.

Первые документальные свидетельства передачи Ротонды Минервы к проповедникам из Ордена Доминиканцев, датируются 1266 годом. Спустя 34 года на её месте начинается строительство новой базилики в готическом стиле, за основу которой была взята Церковь Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Даже с большими пожертвованиями Папы Бонифация VIII и отдельных верующих, возведение базилики продолжалось вплоть до середины XIV века. В 1453 году постройка была завершена, однако на протяжении ещё длительного времени она переживала неоднократные изменения.

Названием для базилики выбрали «Santa Maria sopra Minerva», что переводится как «Святая Мария над Минервой». И строители и прихожане базилики были флорентийцами. В 1380 году здесь умерла и была погребена Екатерина Сиенская, которая сейчас является одной из самых почитаемых святых женщин в католицизме и признана одной из четырёх женщин-Учителей Церкви.

Санта-Мария-сопра-Минерва известна как место, где собирались комиссии по вопросам отречения еретиков и проводились сами ритуалы отречения. В частности, именно здесь отрекались от своих «заблуждений» Галилей и граф Калиостро. Дважды в стенах базилики проводились конклавы (в 1431 и 1447 годах).

подсказка: если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений. Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Сдержанный фасад базилики был сооружён в начале XVII века архитектором Карло Мадерна. Внутрь ведут три входа. Сразу за центральным входом расположен погребальный памятник кардиналу Карло Бонелли. На правой стороне центрального нефа находится статуя кардинала Доменико Пиментеля, проект которой был разработан Лоренцо Бернини, а исполнением занимался Эрколе Феррата. Особенно прекрасен монументальный орган, реставрация которого закончилась в 1999 году. Внутреннее пространство базилики оформлено в готическом стиле, неф обрамлён стрельчатыми арками, а небесно-синие своды потолка усыпаны звёздами. В отдельных элементах интерьера прослеживается стиль барокко. Принято считать, что Санта-Мария-сопра-Минерва является единственным образцом готического христианского сооружения в Риме из дошедших до наших дней.

Настоящим сокровищем базилики является статуя Христа с крестом работы Микеланджело. Мастер получил этот заказ от каноника Собора святого Петра Бернардо Ченчи в 1514 году. Статуя изображает воскресшего Иисуса Христа, держащего в руках крест. Шедевр выполнен в традициях Античности, так как перед зрителем предстаёт совершенно обнажённый Христос, подобный греческому атлету. Работа над мраморной статуей продолжалась в течение шести лет и считается не типичной для произведений Микеланджело.

Капелла Медичи посвящена католическому Корпусу Кристи, нищенствующему Ордену Тела Христова. Здесь размещены гробницы Пап Льва X (Джованни Медичи) и Климента VII (Джулио Медичи), выполненные архитектором Антонио да Сангалло Младшим.

Капелла Аннунциата (Благовещения) была возведена в честь братства Аннунциата (Благовещения). Уже в 1600 году была проведена её реконструкция по проекту архитектора Карло Мадерно. В нише капеллы установлена статуя Папы Урбана VII, благодетеля братства, чьи останки были похоронены здесь же в 1606 году. Стены расписаны фресками Чезаре Неббиа, а заалтарное пространство украшено полотном работы Николо Стаббиа с изображением святых покровителей братства Аннунциата святых Доменика и Гиацинта.

Как понять Рим и получить от него удовольствие — групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 3 часа, 31 евро

Колизей и Древний Рим — погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм — 3 часа, 38 евро

Кулинарная прогулка — история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов — 5 часов, 45 евро

Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва

Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва – одна из главных готических церквей Рима.

Расположена она недалеко от Пантенона на площади Минервы. Несмотря на мало привлекающий взгляд фасад, храм является одним из любимых мест туристов.

История создания

Строительство церкви Санта-Мария-сопра-Минерва было начато в 1280 году флорентийскими мастерами, которые взяли за образец для будущего храма стиль Санта-Мария-Нуово во Флоренции.

Храм предназначался для монахов доминиканского ордена.

Название “Святая Мария над Минервой” как нельзя лучше отражает многоступенчатость римской архитектурной истории.

Христианская церковь 1370 года построена на месте языческого храма, который ошибочно приписали богине Минерве.

Когда-то на этом месте было Марсово поле и храм Минервы возвел император Помпей, затем тут обосновались греческие монахи, а позже уже доминиканцы.

Церковь внутри

Слева от алтаря находится знаменитая работа Микеланджело «Христос около Креста».

Первоначально великий скульптор изобразил Христа нагим, однако священники сочли такой натурализм чрезмерным и велели накинуть на бедра Иисуса бронзовую повязку.

В церкви также находятся работы:

  • Сангалло
  • Романо
  • гробницы нескольких пап
  • гробница св. Екатерины Сиенской (1347–1380), которая являлась пророчицей и духовидицей покровительницы Италии, убедившей римских пап вернуться из авиньонского пленения.

Особо стоит отметить капеллу Карафы, расположенную справа от алтаря.

Она названа в честь папы-инквизитора Павла IV Карафы – автора «Индекса запрещенных книг».

Капелла украшена гармоничной балюстрадой и ангелочками работы Андреа Вероккьо.

Также здесь находятся шедевры Ф. Липпи: «Вознесение Богоматери» и «Апофеоз Фомы Аквинского».

Слоник Бернини

Перед церковью стоит мраморный слоник, на спине которого укреплен древнеегипетский обелиск (VI в. до н.э.). После покорения Египта Цезарем, обелиск привезли в Рим и установили у входа в храм Исиды на Марсовом поле. Затем след обелиска затерялся. В 1665 году его случайно нашли монахи-доминиканцы. Папа Александр VII решил установить вновь обретенный памятник у этой церкви.

Бернини планировал сделать основание обелиска в виде слоника, однако архитектор Феррата не поверил расчетам Бернини и на всякий случай подставил под брюхо слоника массивный блок, прикрыв его сверху попоной. Увидев это, Бернини так разгневался, что хотел отказаться от авторства.

На постаменте выбито посвящение Папе Александру VII, который реорганизовал Римский университет и подарил ему библиотеку, названную Александрийской.

Видео

Пятиминутный видео-экскурс, конечно не передаст всего внутреннего душевного трепета, но все же сможет вызвать легкое волнение и дух таинственности.

Базилика Санта Мария сопра Минерва

От Пантеона продолжаем движение вдоль его левой стены к смежной площади Санта Мария сопра Минерва (Piazza Santa Maria sopra Minerva).

Обелиск Минервы

Посреди площади красуется мраморный слоник с обелиском на спине.

площадь Санта Мария сопра Минерва с обелиском

Обелиск прибыл в Рим вместе с обелиском-близнецом, который сейчас находится у Пантеона для храма Исиды. Установить этот маленький обелиск высотой 5,5 метров на площади перед церковью Санта-Мария-сопра Минерва решил Папа Александр VII Киджи. Папу восхитила находка с иероглифами символизирующие солнечный свет и, по его разумению, свет божественных знаний.

Обелиск на слона установил в 1667 году по проекту архитектора Лоренцо Бернини его ученик Эрколе Феррара. Бернини в жизни никогда слона не видел,и при работе опирался лишь на слова очевидцев,в результате чего получился округлый слон,больше похожий на упитанного поросенка. Новый памятник, римляне прозвали «porcino/porcellino della Minerva”, или поросенок Минервы. Это название со временем превратилось в современное название обелиска -«Пульчино делла Минерва» — цыплёнок Минервы, вероятно,из-за сходства двух слов в римском диалекте.

Так как во время утверждения проекта памятника у Бернини возник конфликт со священником доминиканского монастыря падре Доменико Палья, то задний, неприличный вид скульптуры, был установлен непосредственно перед окнами доминиканского монастыря (от того монастыря осталась сейчас только галерея, в которой расположилась библиотека итальянского сената).

слон под обелиском. На заднем плане сохранившаяся галерея монастыря

Базилика Санта Мария сопра Минерва (S. Maria sopra Minerva)

Одну из сторон площади занимает розоватый неприметный фасад базилики Санта-Мария-сопра-Минерва (XIII-XV века), одного из главных храмов римско-католического доминиканского ордена. Она была построена в 1280 году на месте античного храма Минервы Калчидики. Отсюда и ее название «Святая Мария над Минервой».

Внутреннее пространство базилики оформлено в готическом стиле, неф обрамлён стрельчатыми арками, а небесно-синие своды потолка усыпаны звёздами (сводчатый синий потолок с золотыми звездами — это XIX век, реставрация). Яркий синий, золотые орнаменты, контрастные сочетания, Ангелы и Святые моментально делают собор очень нарядным и запоминающимся. В отдельных элементах интерьера прослеживается стиль барокко. Принято считать, что Санта-Мария-сопра-Минерва является единственным образцом готического христианского сооружения в Риме из дошедших до наших дней.

потолок базилики Санта-Мария-сопра-Минерва

В боковых капеллах церкви сплошные подлинники, да в таких количествах, что хватило бы на небольшой музей.

Настоящим сокровищем базилики является статуя «Воскресший Христос» — поздняя работа Микеланджело (слева от алтаря). Мастер получил этот заказ от каноника Собора святого Петра Бернардо Ченчи в 1514 году. Статуя изображает воскресшего Иисуса Христа, держащего в руках крест. Шедевр выполнен в традициях Античности, так как перед зрителем предстаёт совершенно обнажённый Христос, подобный греческому атлету. Работа над мраморной статуей продолжалась в течение шести лет и считается не типичной для произведений Микеланджело. к работе мастера довольно неудачно приложили руку ученики (они, в частности, прикрыли Иисуса набедренной повязкой, чтобы лишние подробности не смущали верующих, и обули его в сандалии).

статуя «Воскресший Христос» работы Микеланджело

Справа от алтаря, зеркально Христу Микеланджело, стоит Иоанн Креститель работы Giovanni Obici.

Иоанн Креститель работы Giovanni Obici

В правом крыле трансепта — капелла Карафа, где покоится папа Павел IV, вошедший в историю как гонитель протестантов, создатель римского гетто и страшный ханжа, повелевший намалевать тряпицы вокруг чресл всех четырех с лишним сотен персонажей «Страшного суда» в Сикстинской капелле. Впрочем, капеллу прославил не сам папа, а его родственник: он заказал Филиппино Липпи фрески, где святой Фома Аквинский прерывает Благовещение, чтобы представить Мадонне монсеньора Оливьеро Карафу.

Остальные части росписи — «Успение богородицы», «Триумф Фомы Аквинского над ересью» (жест Фомы, загибающего пальцы, призван символизировать его пять доказательств бытия божьего) и «Явление Христа Фоме Аквинскому». «Мадонна с младенцем» в капелле Франджипане (вторая слева от алтаря) приписывается Беато Анджелико,

чья гробница находится здесь же, в вестибюле слева от алтаря. На саркофаге знаменитого флорентийского монаха-художника Фра Анжелико, умершего в 1455 году в Риме можно прочесть: «Здесь покоится достопочтенный художник Фра Джованни из Ордена проповедников. Пусть хвалою мне будет не то, что казался я вторым Апеллесом, но что все, чем владею, отдал Тебе, о Христос. Иные творения живы на земле, другие на небе. Город Флоренция, Этрурии цвет, дал мне, Джованни, рожденье».

саркофаг монаха-художника Фра Анжелико

В вестибюле расположено множество надгробий, украшенных прекрасными скульптурами

Санта-Мария-сопра-Минерва, мои впечатления

В прошлой статье я высказывала свои сомнения по поводу возраста знаменитого римского Пантеона, а в этой я вам расскажу про совершенно замечательную церковь Санта-Мария-сопра-Минерва. Быть может она даже гораздо интереснее Пантеона и находится совсем рядом с ним. Если у Пантеона отнять его возраст, то в нем мало что останется удивительного.

А вот церковь Санта-Мария-сопра-Минерва на мой взгляд совершенно недооценена. Во-первых эта единственная сохранившаяся римская церковь, построенная в готическом стиле. Во-вторых в ней совершенно бесплатно и без лишнего ажиотажа вы сможете увидеть шедевры Микеланджело, Филиппино Липпи, Бернини. В-третьих с ней связана не одна интересная и противоречивая история, которые я вам и расскажу.

Я всю жизнь думала, что имена Святой Девы Марии и Минервы не могут стоять рядом, но в Риме возможно все. Оказывается раньше полагали, что на месте церкви во времена Древнего Рима стоял храм Минервы, поэтому и церковь получила название буквально означающее «над Минервой». Но согласно последним исследованиям под церковью находятся развалины храма древнеегипетской богини Исиды. Не смотря на это открытие, название церкви и площади осталось прежним.

Имя Минервы получила и близ лежащая площадь и шикарный отель, в котором в свое время останавливался сам Стендаль. Вот такие странные эти римляне, у нас давно бы переименовали площадь, чтобы не было диссонанса, а они ничего предосудительного не видят в том, что имя Святой Девы Марии стоит рядом с именем языческой богини.

Мраморный слоник

Площадь украшает совершенно замечательный мраморный слоник, работы Бернини, с египетским обелиском на спине. Это довольно странная для Европы композиция установлена на площади по желанию очередного Папы в 1667 году. Любопытно, что описание слона с обелиском на спине впервые было опубликовано в романе эпохи Возрождения «Гипнэротомахия Полифила» (1499 год). Т.е. слоник Бернини это скульптурная иллюстрация популярного романа. Его содержание есть в Википедии.

Первая мысль, которая пришла в мою голову после прочтения краткого пересказа «Гипнэротомахии Полифила» была: «А ученые точно уверены, что в 1499 году римляне были христианами?». Можете сами почитать пересказ этого опуса. Главные герои романа собирались служить Венере, даже страшно представить, что они под этим подразумевали. Сегодня ученые мужи утверждают, что не нужно это все понимать буквально, мол это аллегории.

Инквизиция

Особенно странно все это выглядит на фоне того, что Санта-Мария-сопра-Минерва была оплотом инквизиции, именно в этой церкви в апреле 1633 года произнес свое отречение Галилео Галилей и не только он. В 1791 году в этой же церкви каялся в своих деяниях и граф Калиостро, что впрочем не спасло его от пожизненного заключения. Я перечислила только известных в России людей на самом деле их было намного больше. Поговаривают, что во времена инквизиции на месте, где установлена невинная статуя слоника с обелиском, сжигали еретиков.

Выходит, что Галилео Галилея осудили на публичное отречение и ссылку до конца дней всего за утверждение о том, что Земля вертится вокруг Солнца, а сомнительный роман, наполненный весьма эротическими сценами, призывающий отдаться любовным страстям, пережил не одно издание и был переведен на несколько языков. И Святая инквизиция ничего не имела против. Как тяжело порой понять мотивы близких, чего уж говорить про мотивы людей живущих в XVII веке. Они мыслили совсем другими категориями.

И наше время наполнено точно такими же неувязками и противоречиями.

За более чем скромным фасадом скрывается полное великолепие, скорее присущее церквям Восточной Европы, например, церкви Святого Матьяша в Будапеште или Мариацкому костёлу в Кракове. Внутри вы сразу погружаетесь в магию ярких цветов. Правда в том, что всему этому мы обязаны реставрации XIX века.

Своды церкви Санта-Мария-сопра-Минерва Центральный неф Санта-Мария-сопра-Минерва

Капелла Карафа

По бокам от главного нефа расположены капеллы. Во многих из них похоронены кардиналы. Дело в том что, Санта-Мария-сопра-Минерва является титульной церковью и всегда принадлежит одному из кардиналов папского конклава. Естественно, там же этих кардиналов и хоронили.

Надгробие одного из кардиналов в обилии украшено масонскими символами

Наибольшего внимания заслуживает капелла Карафа с росписью Филиппино Липпи (1488–1493). Во-первых фреске более 500 лет, она выполнена известным флорентийским живописцем. Работы Филиппино Липпи выставляются в галерее Уффицы, в музее изящных искусств в Вашингтоне, старой пинакотеке Мюнхена, а в Санта-Мария-сопра-Минерва вы можете увидеть одну из них совершенно бесплатно и без очереди, народу в церкви мало, по сравнению с соседним Пантеоном, можно сказать, что его в ней почти совсем нет.

Во-вторых интересно изучить сюжеты фресок. Они иллюстрируют пристрастие кардиналов и Пап к увековечиванию своих образов в произведениях искусства. Считалось, что императоры Древнего Рима стояли на одном уровне с богами, но и Святые отцы впоследствии не отставали в честолюбии от императоров. Изначально капелла называлась — капеллой Святого Фомы Аквитанского, теперь же чаще всего ее называют капеллой Карафы по фамилии кардинала, заказавшего роспись и впоследствии похороненного в ней. Таким образом мы видим, что деньги победили святость.

И как же кардинал запечатлел себя? Оказывается его образ вставлен в известнейший религиозный сюжет «Благовещенье». Святой Томас представляет кардинала Карафу Святой Деве Марии. Похоже, что кардинал тоже ставил себя на одну ступень с богами подобно императорам.

Капелла Карафа

Потолок капеллы расписан изображениями сивилл. Теоретически считается, что сивиллы — героини античной мифологии, но практически в церквях Рима с их изображениями сталкиваешься очень часто. Предсказательницы будущего играют большую роль в живописи эпохи Возрождения. Их изображали известнейшие мастера Рафаэль, Микеланджело, Липпи и многие другие.

Кристо делла Минерва

Слева от алтаря вы можете увидеть шедевр работы Микеланджело Буонарроти — «Несение креста», немного подправленный его учениками. Дело в том, что во времена Микеланджело ничего предосудительного не видели в том, чтобы изображать людей обнаженными, даже если речь шла о религиозных сюжетах, а позднее нравы в обществе стали более строгими и было принято решение скрыть откровения при помощи набедренных повязок.

Сама скульптура вызывает некоторые сомнения. На кресте, изображенных пропорций, нельзя никого распять и вызывает сомнения посох в правой руке. Вы можете себе представить, чтобы приговоренный к казни взял в последний путь еще и посох путника? Предполагается, что крест был достаточно тяжелый и загружать себя дополнительными вещами странно. Хотя возможно, что это все аллегории: посох, например аллегория долгого пути на небеса.

Микеланджело Буонарроти — «Несение креста»

Святая Екатерина Сиенская

В церкви похоронена Святая Екатерина Сиенская (годы жизни 1347-1380). Это очень почитаемая в католической церкви святая. Считается что она сыграла роль в переселении Пап из Авиньона в Рим. Более того она оставила после себя множество литературных произведений и писем, способствовала развитию литературного итальянского языка в те не легкие времена, когда любой выделяющийся из серой массы человек приковывал к себе строгий взгляд Святой Инквизиции.

Захоронение Святой Екатерины Сиенской в Санта-Мария-сопра-Минерва

Правда останки Святой все таки подвергли разделению. В Средние века шла настоящая охота за Святыми костями и сиенцы выторговали себе череп Екатерины. Ведь на поклонение мощам в город тянулись паломники, а паломники это деньги, власть и могущество.

Вот такие интересные истории хранит в себе древняя церковь Санта-Мария-сопра-Минерва. Как и везде в Риме в ней сплетаются в единый и неразделимый клубок христианские и языческие образы. С одной стороны меня в Риме немного шокировало такое близкое соседство языческих символов и христианских святынь, а с другой стороны веротерпимость итальянцев сохранила для нас удивительные произведения искусства и памятники истории. Хорошо, что мы такие разные.

Все фотографии без watermark взяты из Википедии.

Возможно вам будет интересно почитать статью-обзор районов Рима для проживания — Как выбрать отель в Риме или где лучше жить в Риме. Там я даю краткое описание районов Рима и ориентирую по ценам на отели в каждом районе.

Церковь Санта Мария сопра Минерва

7.Площадь Минервы ( Piazza della Minerva ), Церковь Санта Мария сопра Минерва ( B asilica di S anta M aria sopra M inerva).


В центре площади установлен монумент работы Джованни Лоренцо Бернини в виде слона с обелиском на спине. Обелиск был перенесён из бывшего храма Исиды. Местные жители называют эту скульптурную композицию «il pulcin della Minerva», так как слон очень напоминает поросёнка.

С южной стороны площади расположен Палаццо Фонсека, возведённый в XVIII веке. В нём в 1832 году была открыта гостиница, работающая по сей день. Тут останавливались многие знаменитости, включая Стендаля и Хосе де Сан-Мартина, о чём свидетельствуют памятные знаки на фасаде.






Санта Мария сопра Минерва — большая и красивая церковь, редкий пример готического стиля в Риме. Некогда на ее месте стоял античный храм Минервы, над которым доминиканские монахи выстроили христианскую церковь, дав ей соответствующее название — «sopra Minerva» (над Минервой). С церковью граничил доминиканский монастырь, во дворе которого проводились судилища над еретиками( Галилей, граф Калиостро). Именно здесь состоялся знаменитый процесс над Галилеем, по окончании которого ученый произнес крылатую фразу «А все-таки она вертится!».


Слева от алтаря расположилась жемчужина церкви — шедевр Микеланджело «Воскресший Христос». Изначально мастер изобразил Христа нагим, но отцы церкви решили, что не пристало Господу являться пред верующими в таком виде, и велели смастерить статуе набедренную повязку и сандалии.

Справа от алтаря находится капелла Карафы, в ней покоится прах папы Павла IV, гонителя протестантов, создателя Римского Гетто и автора «Индекса запрещенных книг». Еще этот папа известен тем, что по его приказу всем персонажам «Страшного суда» в Сикстинской капелле (а их насчитывается более 400!), пририсовали набедренные повязки. Капелла украшена фресками Филиппино Липпи на сюжет жития Фомы Аквинского. Создание «Мадонны с младенцем» во второй капелле слева от алтаря — капелле Франджипане — приписывают Беато Анджелико. Кстати, сам мастер похоронен тут же.




Под алтарем, под мраморной триумфальной аркой, возведенной Сангалло-младшим, покоятся останки святой Екатериной Сиенской (1347–1380), покровительницы Италии. Святая Екатерина, дочь красильщика, знаменита тем, что смогла уговорить римских пап вернуться из Авиньона в Рим. Она обладала незаурядным даром красноречия, которому могли бы позавидовать Данте и Петрарка. Молодой женщине удалось то, что на протяжении семидесяти трех лет не удавалось никому из уважаемых и талантливых итальянцев. Юная Екатерина, испробовав силу своего убеждения в письмах, в конце концов, отправилась в Авиньон лично, где и добилась успеха — папский престол вернулся в Рим. В боковых капеллах церкви также расположены фрески Перуджино и Антониаццо Романо, скульптуры Мино да Фьезоле и Бернини.

8. Площадь Навона ( Piazza Navona) с Фонтаном Четырех Рек.





Своей формой площадь обязана античному стадиону Домициана, на месте которого и было построено это место. Площадь Навона принято считать традиционным для народных гуляний местом в Риме.

Украшением площади Навона является фонтан Четырех Рек работы Бернини. Изображенные на нем божества символизируют четыре континента (Америку, Азию, Африку и Европу — изображения крупных мировых рек — Ганга, Дуная, Нила и Ла-Платы,) известные во время строительства фонтана. В центре фонтана находится египетский обелиск (16,54 метра) , выполненный из асуанского гранита для Домициана, причем, иероглифы, восславляющие самого Домициана, Веспасиана и Тита, были нанесены уже в Риме. В 1651 году папа Иннокентий X приказал перенести обелиск на площадь Навона, и украсить фигуркой голубя с оливковой ветвью — символом семьи Памфили. Вокруг обелиска Бернини и выстроил свой знаменитый фонтан.

Еще один прекрасный фонтан — фонтан Мавра, также был подкорректирован рукой Бернини, хоты изначально над ним работал Джакомо дела Портой.

Своеобразным покровителем Пьяцца Навона можно считать папу Иннокентия Десятого. Это связано в первую очередь с тем, что здесь была расположена его резиденция – роскошный дворец Памфилии. Свое имя дворец получил в честь Олимпии Маидалькини-Памфилии, приходившейся папе любовницей. Многие иностранные послы перед тем, как предстать перед самим папой, сначала отправлялись в этот дворец, чтобы представляться донне Олимпии.

Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (Chiesa di S. Agnese in Agone).



Рядом с палаццо Памфили, на площади Навона, находится церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, посвященная святой Агнессе. По легенде, юную 13-летнюю христианку (во время Диоклетиановых гонений в III веке) нагой выставили на арену стадиона перед толпой язычников. С девушкой, отказавшей во взаимности сыну проконсула, на этом месте произошло чудо: у будущей святой внезапно отросли волосы, прикрыв ее с головы до пят. В конце концов, Агнессу закололи кинжалом, но голова ее и до сих пор хранится в крипте церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне, и почитается святой реликвией. Здесь же, над входом, покоится и прах папы Иннокентия Х.

9.Площадь Кампо деи Фьери (Piazza Campo dei Fiori) – памятник Джордано Бруно, рынок.


На площади Кампо Деи Фьери проводили публичные казни, в частности именно здесь 17 февраля 1600 года был сожжен Джордано Бруно Обращен он лицом к Ватикану , как немой укор и свидетельство прошлого.. В память об этом печальном событии в центре площади был установлен памятник ученому (1889 год).

Застройка площади до сих пор отличается беспорядочностью: здесь перемешаны постоялые дворы и дома рыночных торговцев (на площади и в наши дни ведётся торговля овощами и рыбой). Оживленна она и в вечернее, и в ночное время. Это любимое место встреч. Здесь можно посидеть в винерии и выпить хорошего итальянского вина на любой вкус, посмотреть забавные представления или просто потусоваться вместе с неугомонным Римом до утра.

10. Площадь Венеция (Piazza Venezia ) с Алтарем Отечеству и Дворцом Венеция.





Площадь Венеции в Риме известна тем, что именно на ней расположен монумент объединителю Италии Виктору Эммануилу II (Vittoriano), или Алтарь Отечества . Свое название площадь Венеции получила неспроста: на ее месте стоит древняя базилика Сан-Марко (первая постройка датируется IV веком), построенная, как гласит легенда, в честь того, что где-то здесь ночевал сам Святой Марк, находясь проездом в Риме.

Памятник Виктору Эммануилу II-восьмой холм Рима.Его часто критикуют за сияющую белизну,за размеры,за бесчисленные статуи,за то,что он так высокомерно теснит форум Траяна и загораживает Forum Romanum и Капитолийский холм.

Действительно,кажется,в нем все неправильно.Однако он остается одним из немногих мест в Риме,где вас точно не задавят.Это терраса уединения,по ее склонам вы можете бродить сколько угодно,и вас никто не потревожит.

Монумент строили очень долго: первый раз он был открыт в 1911-м году, затем, в 1927-м, к нему присоединили памятник Неизвестному Солдату, павшему в Первую мировую войну. После этого строению добавили бронзовых деталей, и торжественно открыли еще раз — в 1935-м. К огромному Алтарю Отечества римляне так и не привыкли, и называют его и «Вставной челюстью», и «Пишущей машинкой», и «Чернильницей».

Дворец Венеции, который занимает всю западную строну площади Венеция , был построен для венецианского кардинала Пьетро Барбо, будущего Папы Павла II, прославившегося изобретением красных кардинальских шапочек. При постройке дворца использовали обломки каменных стен Колизея. Строение украшено гвельфскими прямоугольными зубцами и ассиметричными окнами. До XVI века палаццо был летней резиденцией римских пап, затем в этом здании помещалось посольство Венецианской Республики, после падения Наполеона — австро-венгерское посольство. После Первой мировой войны дворец перешел в собственность государства и в него переехало фашистское правительство. С дворцового балкона произносил речи Муссолини, поэтому балкон и до сих пор носит имя диктатора.

Что-то мы успели посмотреть только снаружи. Долго плутали среди крошечных площадей, чтобы точно следовать намеченному маршруту. А оказалось, что все настолько рядом, что не надо было и стараться! Жаль, что во многих базиликах фотосъемка запрещена. И еще – возвращаясь в отель, мы случайно сели на автобус №Н, который ехал в другую сторону. В результате оказались в районе Трастовере за Тибром. Пришлось возвращаться в темноте на площадь Венеции на трамвае №8 и опять садиться на автобус до Термине. Утешало то, все это удалось проделать по одному билету, который, оказывается, действует 100 минут на любой транспорт.

3-ий день в Риме.

Этот день у нас в планах назывался «Ватикан».

Были заранее куплены билеты в Музеи Ватикана на 10.30. Доехали на метро и минуя очередь вошли в музеи., провели там около 5 часов. Сожалею, что на осмотр Собора Святого Петра оставалось не так много времени — 2, 5 часа. Вышли мы из Собора уже в сумерках.
Ватикану будет посвещен отдельный пост.

Продолжение следует.
Серия сообщений:

Базилика Санта Мария сопра Минерва

От Пантеона продолжаем движение вдоль его левой стены к смежной площади Санта Мария сопра Минерва (Piazza Santa Maria sopra Minerva).

Обелиск Минервы

Посреди площади красуется мраморный слоник с обелиском на спине.

площадь Санта Мария сопра Минерва с обелиском

Обелиск прибыл в Рим вместе с обелиском-близнецом, который сейчас находится у Пантеона для храма Исиды. Установить этот маленький обелиск высотой 5,5 метров на площади перед церковью Санта-Мария-сопра Минерва решил Папа Александр VII Киджи. Папу восхитила находка с иероглифами символизирующие солнечный свет и, по его разумению, свет божественных знаний.

Обелиск на слона установил в 1667 году по проекту архитектора Лоренцо Бернини его ученик Эрколе Феррара. Бернини в жизни никогда слона не видел,и при работе опирался лишь на слова очевидцев,в результате чего получился округлый слон,больше похожий на упитанного поросенка. Новый памятник, римляне прозвали «porcino/porcellino della Minerva”, или поросенок Минервы. Это название со временем превратилось в современное название обелиска -«Пульчино делла Минерва» — цыплёнок Минервы, вероятно,из-за сходства двух слов в римском диалекте.

Так как во время утверждения проекта памятника у Бернини возник конфликт со священником доминиканского монастыря падре Доменико Палья, то задний, неприличный вид скульптуры, был установлен непосредственно перед окнами доминиканского монастыря (от того монастыря осталась сейчас только галерея, в которой расположилась библиотека итальянского сената).

слон под обелиском. На заднем плане сохранившаяся галерея монастыря

Базилика Санта Мария сопра Минерва (S. Maria sopra Minerva)

Одну из сторон площади занимает розоватый неприметный фасад базилики Санта-Мария-сопра-Минерва (XIII-XV века), одного из главных храмов римско-католического доминиканского ордена. Она была построена в 1280 году на месте античного храма Минервы Калчидики. Отсюда и ее название «Святая Мария над Минервой».

Внутреннее пространство базилики оформлено в готическом стиле, неф обрамлён стрельчатыми арками, а небесно-синие своды потолка усыпаны звёздами (сводчатый синий потолок с золотыми звездами — это XIX век, реставрация). Яркий синий, золотые орнаменты, контрастные сочетания, Ангелы и Святые моментально делают собор очень нарядным и запоминающимся. В отдельных элементах интерьера прослеживается стиль барокко. Принято считать, что Санта-Мария-сопра-Минерва является единственным образцом готического христианского сооружения в Риме из дошедших до наших дней.

потолок базилики Санта-Мария-сопра-Минерва

В боковых капеллах церкви сплошные подлинники, да в таких количествах, что хватило бы на небольшой музей.

Настоящим сокровищем базилики является статуя «Воскресший Христос» — поздняя работа Микеланджело (слева от алтаря). Мастер получил этот заказ от каноника Собора святого Петра Бернардо Ченчи в 1514 году. Статуя изображает воскресшего Иисуса Христа, держащего в руках крест. Шедевр выполнен в традициях Античности, так как перед зрителем предстаёт совершенно обнажённый Христос, подобный греческому атлету. Работа над мраморной статуей продолжалась в течение шести лет и считается не типичной для произведений Микеланджело. к работе мастера довольно неудачно приложили руку ученики (они, в частности, прикрыли Иисуса набедренной повязкой, чтобы лишние подробности не смущали верующих, и обули его в сандалии).

статуя «Воскресший Христос» работы Микеланджело

Справа от алтаря, зеркально Христу Микеланджело, стоит Иоанн Креститель работы Giovanni Obici.

Иоанн Креститель работы Giovanni Obici

В правом крыле трансепта — капелла Карафа, где покоится папа Павел IV, вошедший в историю как гонитель протестантов, создатель римского гетто и страшный ханжа, повелевший намалевать тряпицы вокруг чресл всех четырех с лишним сотен персонажей «Страшного суда» в Сикстинской капелле. Впрочем, капеллу прославил не сам папа, а его родственник: он заказал Филиппино Липпи фрески, где святой Фома Аквинский прерывает Благовещение, чтобы представить Мадонне монсеньора Оливьеро Карафу.

Остальные части росписи — «Успение богородицы», «Триумф Фомы Аквинского над ересью» (жест Фомы, загибающего пальцы, призван символизировать его пять доказательств бытия божьего) и «Явление Христа Фоме Аквинскому». «Мадонна с младенцем» в капелле Франджипане (вторая слева от алтаря) приписывается Беато Анджелико,

чья гробница находится здесь же, в вестибюле слева от алтаря. На саркофаге знаменитого флорентийского монаха-художника Фра Анжелико, умершего в 1455 году в Риме можно прочесть: «Здесь покоится достопочтенный художник Фра Джованни из Ордена проповедников. Пусть хвалою мне будет не то, что казался я вторым Апеллесом, но что все, чем владею, отдал Тебе, о Христос. Иные творения живы на земле, другие на небе. Город Флоренция, Этрурии цвет, дал мне, Джованни, рожденье».

саркофаг монаха-художника Фра Анжелико

В вестибюле расположено множество надгробий, украшенных прекрасными скульптурами