Церковь Сант Анджело

Замок Святого Ангела в Риме

Замок Святого Ангела в Риме (Castel Sant’Angelo) имеет грандиозный вид и не менее внушительную историю. Цилиндрический мавзолей, выстроенный на заре христианства на берегу Тибра, в ходе своей долгой жизни успел побывать последним пристанищем для римского императора, резиденцией понтификов, превратиться в форт, затем в темницу, а в последствие получить статус музея и сокровищницы.

История

Мавзолей Адриана

Усыпальница императора Адриана Публия (лат. Publius Hadrianus) была воздвигнута на высоком берегу реки около 139 года нашей эры. В оригинале мавзолей имел цилиндрическую форму и был богато украшен. Плоскую крышу здания украшал декоративный сад, по центру которого была установлена позолоченная квадрига. В 138 г. прах императора Адриана был помещен в гробницу, совместно с урнами его жены Сабины и приемного сына. Также по приказу Адриана был построен Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo), ведущий из центра Рима к усыпальнице.

Упадок

К 5-му веку н.э. мавзолей Адриана растерял свой былой блеск и торжественность, поскольку постепенно был превращен в военное укрепление. Во времена нашествия готов, большая часть бронзовых украшений, урн и статуй были украдены или разрушены.

Существует легенда, которая гласит о том, что Архангел Михаил появился над мавзолеем, вкладывая свой меч в ножны. Таким образом, было ознаменовано окончание эпидемии чумы в 590 г. н.э. В честь этого знамения усыпальница получила свое нынешнее имя.

Еще один любопытный факт: в Италии, да и во многих других европейских странах человеку, только что чихнувшему, говорят «Благословенен, будь!», аналог нашего «Будь здоров!». Так вот, в средневековье считалось, что чума начинается с приступов чихания. А уж заболевшему чумой человеку мог помочь только Бог!

Крепость, папская резиденция и тюрьма

К 14-ю столетию Замок Святого Ангела в Риме превратился в резиденцию римских пап. Николай III (лат. Nicolaus III), соединил замок с Базиликой святого Петра (Basilica Papale di San Pietro in Vaticano) при помощи крытого коридора названного Пассето (Passetto di Borgo). В ходе вторжения армии Карла V (Carolus V) в 1527 г. в Рим, папа Климент VII (лат. Clemens VII) нашел убежище в стенах замка. Обитатели осажденного форта активно атаковали нападающих, через окна-бойницы. Среди славных защитников был замечен скульптор-ювелир Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini).

Чуть позже понтификат обустроил на территории мавзолея комфортные апартаменты, на случай, если повторится история с осадой столицы. Как ни печально, но католической церкви также пришлось организовать в стенах укрепленного замка темницу.

Так, знаменитый средневековый ученый, астролог и монах-доминиканец Джордано Бруно (Giordano Bruno) был заточен в стенах Кастело Сан-Анджело 6 лет!

Примечательно, что защитник форта Бенвенуто Челлини, спустя некоторое время впал в немилость понтификата и также угодил за решетку. Ловкий и умелый скульптор, Челлини, сумел совершить побег из замка.

С 1901 года Замок Святого Ангела был официально объявлен национальным музеем (Museo Nazionale di Castel Sant’Angelo).

Архитектура

В наши дни, замок выглядит гораздо скромнее, чем это было при Адриане. Травертин, мрамор, пилястры и бронза растерялись в веках. Однако внешняя структура мавзолея осталась практически без изменений. Гораздо сильнее строение было преобразовано изнутри. Древние усыпальницы, в которых покоился император и его семья, а также Антоний Пий, Марк Антоний и приближенные к ним лица, были сильно разрушены. Урны с пеплом — утеряны.

Уже в 14 столетии мавзолей был превращен в крепость. Папа Бонифаций IX (лат. Bonifacio IX) поручил архитектору Никколо Ламберти (Niccolò Lamberti) усилить стены замка, оборудовать бастионы и создать единственный вход в виде подъемного моста. В самом здании появилось новое помещение — капелла святого Михаила (Cappella San Michele Arcangelo).

В 15 веке папа Александр VI (Alessandro VI) из рода Борджиа поставил перед архитектором Антонио да Сангало старшим (Antonio Giamberti da Sangallo) задачу, превратить замок в полноценный боевой оплот. Четыре бастиона укрепили здание, так же вокруг построек был вырыт ров. Крепость была обустроена папскими апартаментами, в которых писал фрески сам Пинтуриккьо (Pinturicchio). Новый дворец Александру VI служил для роскошных приемов и торжеств.

В 1536 г. Рафаэлло де Монтелупо (Raffaello da Montelupo) создал статую Архангела Михаила с мечом. Мраморный святой с бронзовыми крыльями напоминает римлянам о событиях, описанных в легенде, и охраняет замок. В 17 столетии на территории Замка появляется Дворик Ангела, в котором обрел свое место архангел в исполнении де Монтелупо.

Во второй половине 17 столетия Урбан VIII (лат Urbano VIII) уничтожил большую часть военных и декоративных построек 15-16 века, чтобы создать новый вариант форта с мощной защитной стеной и укреплениями. В 1667 году мост Сант-Анджело (Ponte Sant’Angelo), ведущий к замку, начали украшать статуями ангелов. В течении 2-х лет Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) и его ученики выполнили 10 скульптур в барочном стиле, которые охраняют мост и по нынешнее время.

В 18 веке каменный архангел Михаил получил продолжение в бронзе. Работа фламандского скульптора Петера Антона фон Вершаффельта (Peter Anton von Verschaffelt) до сих пор украшает собой крышу замка.

Что посмотреть

Для современных посетителей, Замок Святого Ангела предстанет в виде достопримечательности, разделенной на 6 уровней:

  1. Дворик Спасителя, рабочие комнаты Бонифация XI, внутренний дворик, в котором ранее проводилась казнь осужденных, часовня Святого распятия, служившая для последней молитвы обреченных на смерть узников, римский атриум — древняя арка, ведущая к гробнице Адриана и спиральный спуск к усыпальнице.
  2. Коридор и зал, в котором хранился прах императора и его семьи, тюремные помещения, кладовые для зерна и продуктов, созданные в 16 веке, помещения для хранения масла — универсального средства на случай осады.
  3. Дворик Ангела,зал Климента III (лат. Clemens III) — красивый камин и украшенная резьбой дверь, зал Суда украшают средневековые пушки и ядра, на стене — часть фрески, изображающей ангела, зал Аполлона — место для светских приемов, служившее понтификам, капелла святых Косьмы и Дамиана (Capella dei SS. Cosma e Damiano), зал Климента VII, дворик Александра VI, снабженный колодцем,дворик и часовня Льва X (лат. Leone X), красиво оформленная купальня Климента VII работы Джованни да Удине (Giovanni da Udine).
  4. Крытая галерея, по которой в средние века паломники совершали свое шествие на встречу с Папой Римским, комнаты Пия IV (лат. Pio IV), лоджия Юлия II (Giulio II), с видом на город и мост Элио, приписывается к работам Джулиано да Сангало (Giuliano da Sangallo), обширный арсенал, в котором собрана коллекция оружия и военного обмундирования 15-20 веков, лоджия Павла III, находится на противоположной стороне относительно лоджии Юлия (смотрит на Виа Фламиния (Via Flaminia), зал Паолины — часть наиболее богато убранных апартаментов Павла III Фарнезе (лат. Paulus III), зал Персея тематически украшен по мотивам одноименной легенды, продолжает тему мифологии зал Амура и Психеи.
  5. Сокровищница — круглая комната, вмещавшая в себя в 15-16 веках богатства понтификата, библиотека, начало которой положил Павел III, залы Адрианео и Гирлянд богато украшены фресками 16 века, тройные комнаты, носящие название Калиостара (Cagliostra) некогда служили апартаментами для самого графа Калиостро, между библиотекой и залом Аполлона расположился коридор Помпеано, украшенный затейливой потолочной росписью, комната смотрителя замка 18 века.
  6. Круглый зал, колонный зал, построенный и украшенных мраморными колоннами по заказу Бенедикта XIV сейчас служит хранилищем для знамен итальянской пехоты. Через круглый зал можно попасть на Террасу Ангела (Terrazzo dell’Angelo), с которой открывается незабываемый вид на весь Рим.

Замок святого Ангела

Замок cвятого Ангела (Castel Sant’Angelo) — один из самых красивейших памятников архитектуры Древнего Рима. В разное время служил мавзолеем, крепостью, тюрьмой и папской резиденцией. Сейчас здесь расположен музей, рассказывающий об истории замка. С террасы последнего этажа открывается великолепный панорамный вид на город.

История замка начинается с о 123 года, когда из-за нехватки места для захоронений в Мавзолее Августа император Адриан начал строить новый мавзолей для себя и своей семьи. С почтением к памяти великого предшественника Адриан сделал так, что его новый мавзолей не превосходил размером усыпальницу Августа. Возводил ся мавзолей на протяжении 16 лет и был закончен уже после смерти Адриана его преемник ом Антонин ом Пи ем . Он же распорядился изменить статус мавзолея с семейного на государственный. До 217 года здесь размещали погребальные урны императоров Рима, правивших после Адриана. Последним из них был Каракалла . В этот же период был возве ден мост, соединяющий мавзолей с Марсовым полем на противоположном берегу Тибра.

Мавзолей Адриана. Реконструкция

Здание имело вид гигантского могильника, по тип у этрусских, и построено по образцу Мавзолея Августа. Его цилиндрический корпус, стоявший на квадратном фундаменте, имел 65 метров в диаметре при высоте 20 метров и был покрыт землей, насыпанной в виде конуса и засаженной кипарисами и дубами. Н а вершине находи лась мраморная скульптурная группа — император Адриан, управляющий квадригой в образе божества Гелиоса. По свидетельству Иоанна Антиохийского, кони, впряжённые в колесницу, были столь огромны, что сквозь отверсти я их глаз мог свободно пролезть взрослый человек (д о наших дней от статуи сохранилась лишь голова императора, которая хран ится в Ватиканском музее ) . В погребальную комнату, находившуюся в центре Мавзолея, можно было попасть через вход в виде триумфальной арки и далее по винтовой галерее, конструкция которой до сих пор узнаваема, хотя и значительно переделана. Освещалась погребальная камера косыми отверстиями, устрое нными в стенах, в нишах которых стояли урны с прахом императоров.

Основание мавзолея было целиком облицовано белым итальянским мрамором, а вдоль верхней части шел фриз с изображением бычьих голов и венков (фрагменты фриза можно увидеть в музее замка). На обращенной к Тибру стороне по бокам от входа на мраморных панелях были высечены имена тех, кто похоронен в мавзолее.

В 270-х годах, п ри императоре Аврели ане, благодаря своему выгодному стратегическому расположению Мавзолей Адриана ( сохран ив функции усыпальницы ) , стал частью оборонительной стены для защиты Рима от варваров . Эта стена впоследствии была названа Аврелиановой. В то время отдельные части конструкции были демонтированы и использованы при строительстве новых зданий. Таким образом исчезли мраморная наружная облицовка и колоссальные бронзовые фигуры павлинов (в настоящее время хранящиеся во Дворе Бельведера в Ватикане), а также мраморные колонны часовни императора, использованные позднее для украшения Базилики Сан Паоло.

Бронзовая статуя святого Ангела

Около 520 г ода остготский император Теодорих, перенес ший столицу своей империи в Рим, превратил здание Мавзолея в городскую тюрьму, и эт а функция сохранял а сь за ним до 1901 года. В то же время мавзолей оставался и крепост ью , неоднократно защищавшей город от нападений. С верхних ярусов мавзолея в захватчиков швыряли гигантские бронзовые и мраморные статуи, в том числе конные.

Читайте также  Ват Пхратхат Дой Кхам

В 590 году город охватила эпидемия чумы. П роезжая однажды по мосту, ведущему к Мавзолею, папа Григорий Великий, увидел на его вершине ангела, вкладывающего в ножны меч, охваченный пламенем — знак оконча ния бедствия. И на самом деле, болезнь скоро отступила. С этого момента крепость стала называться Замком Сант’Анджело, и только гораздо позже, в 1544 г оду, об этом эпизоде вспомнили и решили установить на месте появления ангела мраморную статую Архангела Михаила работы Раффаэлло да Монтелупо, замененную в 1752 г оду на статую из бронзы работы Вершаффельта, потому что каменный ангел сильно пострадал от удара молнии.

С тех пор оформление Мавзолея и окружающих его кварталов радикально изменилось. Внешний вид замка сейчас почти ничем не напоминает об античности — верхняя часть круглой надстройки, дворец, бронзовая статуя святого Михаила на крыше, ров, бастионы — все это построено в 13–16 веках. Даже элементы внутреннего убранства не спаслись от рук папских архитекторов и реставраторов. Античные только бетонный цоколь и кольцо внутренних стен Мавзолея, но и на них за сотни лет наросло много новых слоев.

С 590 года Замок святого Ангела стал не только частью оборонительных сооружений, но и местом папского убежища во время осад Рима. В 1277 году, при папе Николае III с Замком соединили Ватикан. Это удалось сделать при помощи Пассетто (строения типа «коридор») в Леонинской стене, который впоследствии неоднократно играл важную политическую роль: через него папа Александр VI смог бежать, когда французские войска в 1494 г оду напали на Рим, а Климент VII покинул город в 1527 году при взятии его войсками Карла V.

Пассетто

На случай вынужденного пребывания папы были реконструированы отдельные залы и покои, стены украшены фресками, а к зданию пристроены приватные лоджии. Для повышения оборонительной эффективности замка, в середине 15 века были возведены четыре угловых бастиона и вырыт глубокий ров. Бастионы были названы в честь святых апостолов, авторов четырёх канонических Евангелий — бастион Сан–Маттео, бастион Сан–Марко, бастион Сан–Луки и бастион Сан–Джованни.

План Замка

Примерно с конца 14 века подвальные помещения замка стали использовать в качестве тюремных камер для особо важных преступников. В их число входили мыслители и философы, поэты и художники, политические деятели и учёные. В списке узников тюрьмы Замка святого Ангела значатся такие известные личности как Томмазо Кампанелла, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Аристотель Фиораванти, граф Калиостро, гуманисты Бартоломео Платина и Помпонио Лето, а также многие другие выдающиеся личности, чьи научные и логические взгляды подрывали авторитет всемогущей Церкви.

В 1871 году Рим стал столицей объединённого Итальянского государства, и новые власти закрыли тюрьму, ставшую символом феодализма и засилья Церкви. Короткий период времени замок выполнял функции казармы и военного склада. Фрески на стенах исчезли под тяжёлым слоем белой штукатурки, а многочисленные залы пришли в запустение. По инициативе начальника казармы, полковника Луиджи Дюрана де ла Пенне, и капитана Мариано Боргатти была начата реставрация замка и открыт военный музей, который в 1901 году был преобразован в Национальный музей.

Знакомство с замком начинается с узкого Двора Спасителя из-за расположенного здесь мраморного бюста Христа, датируемого 15 веком. Круговой коридор под открытым небом ведёт во Двор Обречённых, где расстреливали приговорённых к смерти узников тюрьмы.

Через большую арку у входа в замок по ведущим вниз лестницам можно попасть на исходный уровень, где изначально и находился Мавзолей Адриана. Широкий коридор ведёт к прямоугольной комнате с большой полукруглой апсидой, где раньше находилась огромная статуя Адриана. От древнего зала гробницы Адриана идет спиральный туннель с высоким сводом, через который можно попасть на более высокий уровень.

Второй уровень замка начинается с Зала Урн, в котором в глубоких арочных нишах стоят урны с прахом Адриана, его жены Сабины и их сына Элио Цезаря. Рядом находятся тюремные камеры, в которых содержались узники Замка, а также Зал правосудия, в котором зачитывались их смертные приговоры. В этой же части замка были обнаружены многочисленные ниши и помещения для хранения стратегических запасов на случай осады.

Первоначальная каменная статуя Ангела

На третьем уровне Замка расположен небольшой квадратный Двор Ангела, где с 1747 года находится повреждённая статуя первоначального каменного ангела. На восточной стороне двора находится вход в папские покои, через которые можно попасть во владения папы Климента VIII. Следующее помещение — Зал Аполлона — пример трансформации военной крепости в аристократическую резиденцию. В 1534 году папа Павел III устроил здесь свои апартаменты, украсив стены покоев фресками флорентийского мастера Перино дель Вага на тему мифических историй об Аполлоне. По приказу папы Евгения IV недалеко от папских покоев была устроена капелла в честь святых Космы и Дамиана. В 1450 году по желанию Николая V папские апартаменты и капеллу соединили проходом. Боковые стены капеллы были расписаны Микеланджело Буонарроти. Алтарь, изображающий Мадонну с младенцем, оформлен Рафаэлло да Монтелупо. Далее по коридору расположены апартаменты, состоящие из двух маленьких комнат и ванной, в которых в течение шести месяцев находился в осаде папа Клемент VII. Ванная комната сделана по примеру древних терм с подачей по трубам горячей воды. Оформлением интерьера занимались известные живописцы Джованни да Удино и Джулио Романо.

Третий уровень Замка

На четвёртом уровне замка находится крытая галерея с уникальным видом на Тибр. Здесь собраны археологические находки замка, скульптуры, элементы декора и лепные фигуры, ранее украшавшие гробницу Адриана. Далее расположены комнаты папы Пия IV, лоджии Юлия II и Павла III, а также несколько залов с собранием оружия разных эпох.

Крытая галерея четвертого уровня Замка

Несколько залов этого уровня заслуживают особого внимания. Зал Персея с украшенными позолоченной лепниной и фресками рассказывает легенду о Персее. В этой небольшой комнате находятся гобелены, предметы мебели и картины «Плач по Христу» и «Дама с единорогом». Следующий Зал Амура и Психеи назван в честь оформленных фресками стен на тему мифических рассказов Апулея. Здесь находятся маленький алтарь, кровать и несколько картин: «Отдых на пути в Египет» работы Федерико Бароччи, «Несение креста» Себастьяно дель Пьомбо и портреты пап Павла III и Александра VI. Зал Паолина создан в середине 16 века как приёмный зал Павла III Фарнезе и с тех пор стал залом для приёма послов и важных гостей.

Пятый уровень открывается Комнатой казначейства, использовавшейся для хранения казны и церковных архивов. По периметру круглого зала расположены двенадцать шкафов из орехового дерева, а в центре — деревянные и железные лари, установленные по приказу папы Сикста V, доступ к которым имел только он. Следуя по маленькому коридору, отсюда можно попасть в Библиотеку замка, бывшую ранее апартаментами Павла III, и украшенную фресками на тему величия Римских императоров и католической Церкви.

Терраса Ангела

Шестой уровень — Терраса Ангела, с которой открывается превосходный вид на Тибр и Собор святого Петра. Слева на вершине расположен «Колокол осуждённых», извещавший о предстоящей казни. С террасы можно попасть в Колонный зал и Зал Флагов, где сохранены флаги полков пехоты итальянской армии.

Вид на Собор Святого Петра с террасы Ангела Вид на город с террасы Ангела

Италия. Замок Святого Ангела в Риме (Castel Sant’Angelo)

Один из символов Рима и одна из наиболее посещаемых достопримечательностей Вечного города – замок Святого Ангела, называемый также Печальным замком. Это одно из самых древних сооружений Рима. Расположен замок совсем рядом с Ватиканом, надо ли упоминать, что туристы сюда валом валят?

Высокое цилиндрическое здание на берегу Тибра в разное время использовалась как мавзолей, крепость и тюрьма. Долгое время замок Святого Ангела был самым высоким зданием в Риме. Сегодня здесь открыт музей с панорамной террасой на вершине замка.

История замка Святого Ангела началась в 123 году, когда император Адриан начал строить для своей семьи мавзолей в форме этрусского тумулуса. На квадратном бетонном основании со сторонами по 80 метров расположили каменный цилиндр диаметром 64 и высотой 20 метров, увенчанный насыпным холмом. На холме была установлена огромная мраморная скульптура, изображавшая императора Адриана в образе божества Гелиоса, управляющий квадригой с лошадьми. Скульптуру окружали кипарисы. От той скульптуры сохранилась лишь голова императора, которую можно увидеть в музеях Ватикана.

Достроили мавзолей уже после смерти императора, сделав облицовку из белого мрамора, а его преемник Антонин Пий изменил статус мавзолея с семейного на государственный, а нем стали захоранивать прах всех римских императоров. В 217 году здесь была захоронена последняя урна императора Септимия Севера.

Замок Святого Ангела соединен с Марсовым полем на противоположном берегу реки пешеходным мостом длиной 135 метров. Мост украшают статуи Апостолов Петра и Павла и 10 Ангелов работы Бернини.

В те времена здание мавзолея было обнесено бронзовой решеткой, украшенной позолоченными павлинами. Снаружи сооружение украшали пилястры с великолепными мраморными статуями.

В конце III века император Аврелиан включил мавзолей в число оборонительных сооружений города, создавая сеть укреплений от набегов варваров. В 15 веке к замку пристроили 4 угловых бастиона, названных в честь Святых апостолов (Сан–Маттео, Сан–Марко, Сан-Лука и Сан–Джованни). Вокруг замка вырыли глубокий ров.

Однако, варвары все-таки захватили замок и полностью его разорили. После этого здание полностью перешло во власть Ватикана. В дальнейшем замок являлся местом папского убежища во время осад Рима. Для безопасного проникновения в замок из Ватикана был сооружен специальный коридор (passetto), по которому можно было проезжать на повозке, запряженной лошадью.

В связи с периодическими пребываниями Пап в замке Святого Ангела, в нем были реконструированы и богато украшены отдельные залы и покои.

В 590 году произошло событие, давшее сооружению название, дошедшее до наших дней — Замок Святого Ангела. Легенда гласит, что тогдашнему Понтифику явилось видение Архангела Михаила, стоящего на вершине замка и вкладывающего меч в ножны. Явление видения связали с окончанием длительной эпидемии чумы.

Вершина замка Святого Ангела — одна из лучших смотровых площадок Рима. Именно туда, пройдя по коридорам и галереям замка, поднимаются посетители.

В 16 веке на вершине замка появилась каменная статуя Ангела с железными крыльями. В 1753 году после удара молнии ее заменили бронзовой скульптурой. А каменную статую Ангела поместили во внутренний дворик.

В этом дворике под крыльями Ангела проходили театральные представления, а также пытки и казни, при которых Понтифик присутствовал лично. В 16 веке изуродованные тела казненных вывешивали на всеобщее обозрение на мосту Ангелов.

Читайте также  Библиотеки в Швейцарии

Удар молнии в статую Ангела – недобрый знак, однако. Знак свыше людям, о том, что они что-то делают не то … В это время подвальные помещения замка стали использовать в качестве тюремных камер для особо важных преступников, то есть тех, кто своими взглядами так или иначе подрывал авторитет всемогущей Церкви.

Из подземелий замка после 6 лет заключения отправился на костер обвиненный в ереси Джордано Бруно.

Граф Калиостро смог избежать костра, совершив после 2 лет дознания публичное покаяние в марте 1791 года. Босой, с покрытой чёрным покрывалом головой, граф прошёл от замка Святого Ангела до церкви Санта-Мария-сопра-Минерва. После этого графа помиловали и вместо смертной казни поместили до конца в тюрьму крепости Сан-Лео.

Галилео Галилей после покаяния был назван не еретиком, а только «сильно заподозренным в ереси» и был помилован Папой, но помещен на всю оставшуюся жизнь под строгий домашний арест.

Инженер и архитектор Аристотель Фированти по ложному доносу за сбыт поддельных золотых монет провел в замке 9 месяцев. Не сумев доказать вину, его в конечном итоге освободили, но лишили всех привилегий. Может, если бы не этот факт, Фиорованти не принял бы вскоре поступившее предложение русского царя Ивана III переехать жить и работать в Москву, и не было бы сейчас в российской столице знаменитой Кремлевской стены и Успенского собора. Вот уж точно, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Тюрьма замка Святого Ангела считалась самой строгой в Риме. Только одному человеку удалось сбежать отсюда. Побег совершил Бенвенуто Челлини — скульптор, ювелир, живописец, музыкант и автор известных мемуаров. Челлини, между прочим, попал в тюрьму совершенно справедливо (что в те времена случалось нечасто), убив нескольких человек.

Залы замка Святого Ангела роскошны, но их совсем немного.

Зал Сокровищ в том числе хранил Папскую казну.

Есть в замке Святого Ангела Зал Амура и Психеи. Вот это мы как-то не очень поняли, учитывая целибат католических священников.

Замок Святого Ангела переполнен историческими событиями. Честно говоря, мы сильно пожалели, что не попробовали найти экскурсовода. Но так часто бывает, что сначала что-то посещаем, а потом изучаем подробно, что же мы такое видели. Но нередко выясняется, что что-то упустили и не увидели, увы.

Наверняка в истории замка Святого Ангела еще масса интересного, о чем нам уже никогда не узнать…

Попытка сделать панорамное фото замка Святого Ангела:

Замок Святого Ангела

Замок Святого Ангела — монументальный памятник архитектуры, относящийся к периоду Древнего Рима. В разное время сооружение служило и крепостью, и папской резиденцией, и мавзолеем, и даже тюрьмой. Сегодня замок является Национальным музеем. Находится этот памятник архитектуры на берегу Тибра. В 10 минутах ходьбы от замка располагается еще одна значимая достопримечательность Рима — Собор Святого Петра.

История замка Святого Ангела

Мавзолей Адриана

В 135-139 году н.э. на высоком берегу реки Тибр воздвигли Усыпальницу для императора Адриана Публия. В те времена правители заранее беспокоились о месте своего захоронения, выбирая локацию для собственной усыпальницы. Сооружение было выстроено в традиционной форме этрусского тумулуса — погребальная камера с насыпным верхом в виде купола. Каждая из сторон квадратного основания имела длину 84 метра. Цилиндр, установленный на основании имел высоту 20 метров, а в диаметре равнялся 64 метрам. На насыпном холме, сверху, установили статую бога Солнца — Гелиоса. К погребальной камере ведет галерея в виде спирали. Здесь хранились урны с прахом императоров, а также их семей — от Адриана Публия до Септимия Севера.

К слову, мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo) был также построен по приказу Адриана. По мосту можно добраться к усыпальнице из центра Рима.

К 5 столетию мавзолей Адриана утратил свой лоск и постепенно превратился в военное укрепление. При нашествии готов часть статуй, урн с прахом и украшений были украдены.

Переименование мавзолея

По рассказам, в 590 году, когда по всей Европе свирепствовала чума, папа Григорий Великий увидел над мавзолеем архангела Михаила, который вложил свой меч в ножны. После этого страшная эпидемия отступила, в честь чего усыпальница стала называться “замком Святого Ангела”, а по-итальянски — Castel Sant’Angelo.

Также в связи с этими события на сооружение водрузили фигуру ангела, выполненную из дерева. В 14 столетии она была заменена мраморной, а еще через 100 лет создали скульптуру с бронзовыми крыльями, которую позже разрушила молния. Далее был бронзовый ангел — его переплавили на пушки. В 16 столетии скульптор Рафаэль да Монтелупо изготовил новую фигуру, которую позже перенесли во внутренний двор — с тех пор двор именуется Двориком Ангела. Сейчас мы видим над замком бронзового ангела — это работа выполнена в 1753 году Пьером Ван Вершафельтом.

Замок Святого Ангела: крепость и тюрьма

В Средних веках замок стал резиденцией для пап римских. Здесь понтифики скрывались от врагов и разгневанного народа. Во времена папы Николая III между Ватиканом и замком была построена тайная галерея — по этому переходу могла свободно проехать запряженная повозка. Таким образом замок стал неприступной крепостью. Когда в Рим вошли войска Карла V, здесь укрывался Климент VII.

Подземелья и нижний ярус сооружения на протяжении долгого времени использовались для тюрьмы. Здесь были заточены Галилей, граф Калиостро, Джордано Бруно, Помпонио Лето, Бенвенуто Челлини (его рисунок “Христос воскресший” на стене каземата сохранился до наших дней).

Тем, кто хочет прикоснуться к истории и проживать около замка Святого Ангела, можем рекомендовать отели в районе Ватикан — Прати.

Настоящее замка Святого Ангела: что внутри

Когда в 1871 году Рим стал столицей объединенного Итальянского государства, власти закрыли тюрьму. Некоторое время замок служил военным складом и казармами. К тому времени залы были в запущенном состоянии, на стенах не осталось фресок. Полковник Луиджи Дюран де ла Пенне и капитан Мариано Боргатти инициировали реставрацию замка, после которой здесь открыли военный музей. В самом начале 20 столетия он стал Национальным музеем.

Первый уровень замка

По круговому коридору попадаем во Двор обреченных — здесь проводили расстрелы тюремных узников. У входа в замок находится арка и лестница, ведущая к усыпальнице Адриана.

Второй уровень

Второй уровень замка Святого Ангела начинается с Зала урн, тут в нишах находятся урны с прахом Адриана и его семьи. Рядом расположен Зал правосудия, где узникам зачитывали их приговор, а также тюремные камеры. В ходе археологических раскопок на втором уровне были найдены помещения для хранения запасов масла, зерна и т.д. на случай осады крепости.

Третий уровень

Попадая на третий уровень, вы очутитесь в том самом Дворике Ангела, о котором написано выше. В восточной стороне двора располагается вход в папские апартаменты, в частности, можно увидеть покои папы Климента VIII. Далее следует Зал Аполлона — отличный пример того, как военная крепость преобразовалась в шикарную резиденцию.

Папа Евгений IV приказал построить капеллу в честь Св. Косма и Даминана рядом с покоями. В 1450 году комната была соединена с капеллой проходом — это было желанием Николая V. В ходе этой реставрации принимал участие и Микеланджело Буонарроти — он расписал стены капеллы. А Мадонну с младенцем на алтаре изобразил Рафаэль да Монтелупо.

Следуя дальше по коридору, видим апартаменты, где в течение полугода скрывался папа римский Клемент VII. Оформлением интерьеров, в частности, фресками и росписью стен, занимались Джулио Романо и Джованни да Удино.

Четвертый уровень замка Святого Ангела

Здесь находится крытая галерея, где представлены скульптуры, археологические находки, лепнина, различные элементы декора. Дальше находятся залы с коллекциями оружия разных эпох, а также апартаменты Пия IV, лоджии Павла III и Юлия II.

На четвертом уровне находятся еще несколько интересных залов, заслуживающих внимания:

  • Зал Персея с гобеленами, фресками и позолоченной лепниной. Тут висят картины “Дама с единорогом” и “Плач по Христу”.
  • Зал Амура и Психеи, оформленный фресками по теме мифов Апулея. Тут мы видим кровать, небольшой алтарь, портреты Александра VI и Павла III, а также картины “Несение креста” и “Отдых на пути в Египет”.
  • Зал Паолина — этот зал был создан в 16 столетии в качестве приемных покоев Павла III Фарнезе. С того времени здесь принимают важных гостей и послов.

Пятый уровень

На этом уровне находится Комната казначейства, ее использовали для хранения архивов церкви и казны. В центре круглого зала расположены лари, а по периметру — 12 шкафов из орехового дерева. Дальше по коридору можно попасть в библиотеку, стены которой украшены фресками, изображающими жизнь императоров и католической церкви.

Шестой уровень

И, наконец, последний, шестой уровень замка Святого Ангела заканчивается маршрутом на террасу, откуда открывается потрясающий вид на Рим. Слева можно увидеть Колокол осужденных, извещающий о казни узников. С террасы можно попасть в Зал флагов и Колонный зал.

Вид на Рим с террасы замка Святого Ангела

Информация для посетителей

Адрес: Lungotevere Castello, 50, 00186 Roma

Официальный сайт: http://castelsantangelo.beniculturali.it/

График работы: с 09:00 до 19:30 (ежедневно, кроме 1 января и 25 декабря)

Цена на билеты:

  • полный — €14;
  • для граждан ЕС от 18 до 25 лет — €7.

*При проведении некоторых выставок стоимость может меняться.

Как добраться до замка Святого Ангела

На метро (линия А):

  • станция Лепанто или станция Оттавиано-Сан-Пьетро.

На автобусе:

  • линии 23, 40. 62, 271, 280, 982 — остановка Piazza Pia;
  • линия 49, 87, 926, 990 — остановка Piazza Cavour-stop;
  • линии 64, 46 — остановка Santo Spirito.

После осмотра замка Святого Ангела можно перейти к знакомству с архитектурой Капитолия, к проектированию которой был причастен сам Микеланджело.

Замок Святого Ангела. Мавзолей императора Адриана

Замок-крепость Святого Ангела привлекает своей брутальностью и историей. Он был сначала гробницей, затем замком, резиденцией пап и одновременно хранилищем их ценностей и тюрьмой. Сегодня это музей. А со смотровой площадки замка открывается потрясающая панорама города.

Замок Святого Ангела (Castel Sant’ Angelo) – место романтичное и загадочное. Немногим зданиям на своём веку довелось пережить столько событий. Это строение было крепостью и тюрьмой, папской резиденцией и хранилищем католических ценностей. Изначально замок Кастель Сант-Анджело служил усыпальницей. Называли его тогда Мавзолеем Адриана (Mausoleo di Adriano).

От императорской усыпальницы до Замка Святого Ангела

В 135 году император Адриан, вдохновленный грандиозным мавзолеем Августа, начал строительство собственного мавзолея. Это сооружение сохранилось, однако по сегодняшнему облику трудно судить о былом его великолепии. Квадратное в плане здание с массивными стенами впечатляющей толщины было увенчано высокой башней, украшено колоннами и множеством статуй. На башне мавзолея возвышалась бронзовая квадрига — фигура Адриана в колеснице Гелиоса. Мощные стены здания были облицованы каррарским мрамором. Адриан умер. Завершать постройку пришлось Антонино Пию в 139 году.

Читайте также  Введенская церковь Борисоглебского монастыря

В мавзолее упокоились многие римские императоры. На фризе здания высечены их имена: Адриан и супруга его – Сабина; Антонино Пий, его жена Фаустина и все их дети; Марк Аврелий с детьми; Септимий Север и его семья, императоры Септимий Гета и Септимий Бассиан Каракалла (217 г.). После этого правителей здесь больше не хоронили.

Судьба мавзолея не закончилась историей усыпальницы. История замка продолжалась дальше. В IV веке мавзолей был укреплён, реконструирован и включён в комплекс заградительных стен, защищавших город извне. Но в 410 году крепость захватили и разорили вестготы. Позже Ватикан прибрал к рукам то немногое, что от нее осталось.

Нынешнее название Святого Ангела замок получил ещё в 590 г. Рим тогда был охвачен чудовищной чумной эпидемией. Папе Григорию Великому в том году было видение архангела Михаила, обещавшего конец бедствия. Чума действительно отступила, а на мавзолей с тех пор водрузили фигуру ангела. Первую статую вырезали из дерева. В XIV веке её заменили мраморной, а в XV веке решили заменить на мраморную с бронзовыми крыльями. Эту скульптуру разбила молния. Следующий вариант статуи — бронзовый ангел был переплавлен на пушки.

Рафаэль да Монтелупо в XVI веке изваял нового ангела. Частично фигура состояла из мрамора, её крылья были из бронзы. Однако и эту статую демонтировали и убрали во двор (двор с той поры стали называть Двориком Ангела). Сейчас над замком возвышается бронзовый ангел работы Пьера Ван Вершафельта (1753 г.).

В Средние века бывший мавзолей служил резиденцией папе римскому. Крепости Кастель Сант-Анджело приходилось скрывать понтификов от врагов и народного гнева. Из Ватикана папы убегали по галерее, идущей прямо к замку. Высокая галерея была возведена во времена папы Николая III. По тайному переходу свободно проезжала запряженная повозка. Папы сделали замок неприступной крепостью. В 1527 г. Климент VII укрылся здесь, когда в Рим вошли королевские войска Карла V.

Нижний ярус и подземелья замка долго использовали в качестве тюрьмы. Здесь томились враги Папы и многие узники инквизиции: Джордано Бруно и Галилей, Помпонио Лето и Платина, граф Калиостро и Бенвенуто Челлини. Последний даже создал рисунок «Христос воскресший» на стене каземата. Работа мастера сохранилась.

Джакомо Пуччини перенёс третье действие «Тоски» в одну из комнат замка Ангела. Действие происходит в стенах тюрьмы, а после прекрасная героиня бросается вниз с верхней террасы замка.

Мост Святого Ангела

Со времён Адриана к мавзолею вёл мост через Тибр. Этот мост называют Ponte Sant’Angelo (мост Святого Ангела), а во времена римской стены он звался мостом Элио. В XVI – XVII вв. на мосту по указу понтификов Ватикана были установлены статуи ангелов и святых. Сегодня мост Sant’Angelo вместе с прилегающей набережной стал любимым местом фотографов, художников и торговцев.

Замок Святого Ангела сегодня

В 1825 году тяжёлые входные двери из бронзы, ведущие в усыпальницу замка, были сняты. Открылся коридор, проходящий от входа до большой ниши. От неё начинается спиральная галерея, огибающая здание внутри и ведущая к самой вершине замка.

Замок Сант-Анджело — высокое цилиндрическое здание в парке Адриано на берегу Тибра, иногда называемый Печальный Замок. Помимо Спиралеобразной галереи и дворика Ангела в замке находится зал Правосудия (Sala della Giustizia), где в XVI веке проходили судебные заседания. А еще — папские апартаменты, зал Климента VII, залы Климента VIII, лоджия Павла III и лоджия Павла IV, дворик Александра VI, тюрьма, библиотека, зал Сокровищ, Секретный архив.

Сегодня в замке разместился музей. В экспозиции представлены ключевые моменты древнеримской истории и истории замка; коллекции произведений искусства. Туристы могут подняться на верхнюю террасу, чтобы любоваться панорамой «Вечного города».

Часы работы музея

Ежедневно с 9:00 до 19:30.

Билеты

Полный — €10;
льготный — €5.

Вход в музей в первое воскресенье каждого месяца — бесплатный.

Как добраться

Ехать на метро линии А до станции Lepanto или Ottaviano-San Pietro;
автобусом: 23, 40, 62, 271, 982, 280 — до остановки Piazza Pia;
34 — до остановки Porta Castello;
49,87,926,990 — до пересечения Piazza Cavour и via Crescenzio;
46,64 — до Santo Spirito.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Замок Святого Ангела (Рим)

Замок Святого Ангела в Риме (мавзолей Адриана) — подробное описание, история, фото, часы работы, расположение на карте.

Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo)

Замок Святого Ангела или мавзолей Адриана — знаменитая достопримечательность Рима почти с 2000-летней историей. Это мощное кирпичное сооружение на правом берегу Тибра, расположенное недалеко от Ватикана. Замок получил дополнительную известность после книги Дэна Брауна и его последующей экранизации — Ангелы и демоны.

История

История замка Святого Ангела многолика и интересна. На протяжении тысячелетий он менял роли от императорский гробницы, до укрепленного форпоста, папской резиденции и даже тюрьмы, но несмотря на все потрясения дошел к нам практически не повреждённым.

История данного сооружения начинается в первой половине 2 века н.э. Император Адриан (отстроивший буквально треть Рима) задумал его как усыпальницу для себя и своей семьи. Мавзолей достроили уже после его смерти. В нем были размещены погребальные урны Адриана и Септимия Севера. Последним погребённым в нем был Каракалла.

Согласно историческим хроникам мавзолей имел вид отличный от сегодняшнего. Он был облицован мрамором и имел совершенно другую форму. С течением времени его постоянно укрепляли, превратив в настоящую крепость. Уже при Аврелиана мавзолей был включен в городские стены и стал исполнять защитные функции.

Замок Святого Ангела ночью

После распада Римской Империи Папы прибрали его к рукам. По легенде в конце 6 века, во время чумы, римский папа Григорий увидел на вершине архангела Михаила. С того времени данное сооружение стали называть замком Святого Ангела.

В средние века замок строился и расширялся. С Ватиканом его соединил укреплённый коридор — пассетто. Папы превратили замок не только в крепость, но и свою резиденцию.

С эпохи Ренессанса структура замка практически не менялась.

Описание

Замок Святого Ангела представляет собой высокое цилиндрическое здание, которое на протяжении своей истории не только примеряло разные роли, но и изменялось и перестраивалось.

Современный замок — это в первую очередь музей. Он разделяется на 5 этажей и несколько секций: мавзолей Адриана — старейшая часть, собственно замковая часть и папские апартаменты.

В замке св. Ангела вы можете прикоснуться к Античности, полюбоваться фресками эпохи Ренессанса и посмотреть коллекции оружия.

Схема мавзолея Адриана

Пояснения к схеме:

  1. Atrio romano — Римский атриум
  2. Rampa diametrale — Спиральная лестница
  3. Rampa Elicoidale — Винтовая лестница
  4. Sala delle Urne — Зар Урн
  5. Аmbulacro — гульбище (терраса по периметру)

Мавзолей Адриана

Старейшая часть данного сооружения. В этих старинных помещениях сохранилась древняя отделка, а стены буквально «дышат» историей. В римском атриуме воссозданы исторические реконструкции мавзолея. Раньше там была установлена гигантская статуя императора. Пройдя по спиральной лестнице можно попасть в сердце мавзолея — Зал Урны.

Замковая часть

Пояснения к схеме:

  1. Rampa diametrale — Спиральная лестница
  2. Giretto scoperto — части периметра стен, замыкающие круг замка
  3. Giretto coperto — части периметра стен, замыкающие круг замка
  4. Bastione di San Luca — Бастион Сан-Лука
  5. Bastione di San Matteo — Бастион Сан-Маттео
  6. Bastione di San Marco — Бастион св. Марка
  7. Pasetto di Borgo — Пассетто Борго (укрепленный коридор)
  8. Marcia ronda — Зубчатая ​​дорожка по периметру
  9. Bastione di San Giovanni — Бастион Сан-Джованни

Укреплённый коридор, соединяющий Ватикан и замок

Замковая часть даёт нам понять, что это в первую очередь хорошо укрепленный форпост. Занимая чрезвычайно выгодное стратегическое положение, мавзолей был вскоре переоборудован в замок. При этом он не только защищал Ватикан, но и контролировал всю северную часть Рима. Здесь можно проследить как замок перестраивался и изменялся, превращаясь в мощное укрепление. Подходы к замку защищают четыре бастиона, а укреплённый коридор соединяет его с Ватиканом, при осаде которого Папа мог укрыться за мощными стенами данной крепости. Что случилось однажды.

Папские апартаменты

Пояснения к схеме:

  1. Sala del Perseo — Зал Персея
  2. Sala della Biblioteca — Библиотека
  3. Sala del Tesoro — Комната сокровищ
  4. Comdoio pompeiano — Зал в помпейском стиле
  5. Loggia di Giulio II — Лоджия Юлия II
  6. Cortile dell’Angelo — Двор Ангела
  7. Capella di Leone X — Капелла Льва X
  8. Sala dell’Apollo — Зал Аполлона
  9. Stufetta di Clemente VII — Ванная комната Клемента VII
  10. Sala di Amore e Psiche — Зал Амура и Психеи
  11. Cortile del Teatro — Двор Театра
  12. Sala Paolina — Зал Паолина

Папские апартаменты

Замок Святого Ангела также выполнял функцию укрепленной папской резиденции. В этой части можно полюбоваться на роскошные залы понтификов, расписанные фресками эпохи Ренессанса и Возрождения.

Мост Святого Ангела

Мост Святого Ангела — это пешеходный мост через Тибр, построенный ещё при Адриане. Римляне часто называют его мостом Адриана или Элия.

Мост Святого Ангела

В 16 веке на мосту были установлены статуи Петра и Павла. При содействии Бернини к ним добавилось 10 скульптур ангелов. Также в 16 веке на мосту вывешивали казнённых преступников.

Режим работы и стоимость билетов

Режим работы замка Святого Ангела с 9.00 до 19.30, кроме понедельника, первого воскресенья каждого месяца, 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Стоимость билетов (2017 год):

  • Взрослые — 10 евро
  • Европейские граждане от 18 до 25 лет — 5 евро

Также билеты можно посмотреть здесь. Есть акции и скидки, если покупать билеты в музеи Ватикана — https://www.romeandvaticanpass.com/rome-attractions/national-museum-castel-st-angelo.html

Как добраться

Метро — линия А, Lepanto (Metro A) Ottaviano (Metro A).

  • Маршрут 62, 23, 271, 982, 280 ( Piazza Pia)
  • Маршрут 40 (Piazza Pia)
  • Маршрут 34 (via di Porta Castello)
  • Маршрут 49, 87, 926, 990 (Piazza Cavour-fermata via Crescenzio)
  • Маршрут 64, 46 (Santo Spirito)