Церковь Сан Пьетро ин Монторио

Контакты

Адрес: Piazza di San Pietro in Montorio, 2, 00153 Roma, Италия

Телефон: +39 06 581 3940

Часы работы: с 08:30 до 12:00, с 15:00 до 16:00

Официальный сайт: www.sanpietroinmontorio.it

Как добраться

Автобусы: станция Largo Fiorentini (№ 115)

Рим — это место, в котором каждый камень является носителем истории. По сути, вечный город, с его древними постройками является огромной достопримечательностью мирового масштаба, в котором достойно «уживаются» античный центр и районы, появившиеся позже.

Количество исторических памятников здесь настолько велико, что осмотреть их всех, несмотря на кажущуюся простоту задачи, непросто даже за неделю пребывания в столице Италии. В особенности это утверждение справедливо для города-государства Ватикан и его окрестностей.

За короткое время на этой территории можно увидеть только самые известные достопримечательности, к числу которых относится титулярная церковь Сан Пьетро ин Монторио, которая находится в Риме.

Церковь Сан Пьетро ин Монторио в Риме — легенды и истории храма

Ученые считают, что Сан Пьетро ин Монторио (San Pietro in Montorio) появилась в IX веке, хотя и существует множество легенд, свидетельствующих о более ранней постройке. При этом самой известной среди них является мифическая история, повествующая о месторасположении креста с распятым на нем апостолом Петром. Легенда гласит, что святого распяли именно на месте церкви, которая была построена позже. Своему названию и храм, и монастырь обязаны местной почве, характерной особенностью которой является красноватый цвет (Monte D’Oro).

В средние века Сан Пьетро ин Монторио в Риме принадлежала бенедиктинцам, однако, по велению папы Сикста IV

С течением времени строительством стали интересоваться и другие коронованные особы. В частности на возведение монастыря средства были выделены из казны испанской короны. Известно, что по приказу короля Фердинанда и королевы Изабеллы, которые славились своей набожностью, в начале 16 столетия здесь работал великий художник Донато Браманте.

Готовые церковь и монастырь были освящены папой Александром Борджиа VI, однако в первоначальном качестве прослужили недолго. Уже в конце 18 века здания были переоборудованы в госпиталь, а затем (в 1876 году), были проданы Испании. В настоящий момент титулярная церковь Сан Пьетро ин Монторио полностью восстановлена, но монастырские сооружения используются Королевской испанской академией в Риме.

Описание храмового комплекса

Церковь Сан Пьетро ин Монторио расположена у подножия холма Яникул и известна легендарным «храмиком» (часовня-ротонда) Темпьетто, выстроенным на предполагаемом месте распятия апостола Петра. Данное сооружение признано шедевром эпохи Возрождения. Обустройство самой церкви имеет довольно простой фасад и выстроено из красного кирпича с элементами шлифованного серого камня. Несмотря на кажущуюся простоту, фасад церкви производит сильное впечатление благодаря двускатным лестницам и аскетическому декору. Фронтон сооружения практически пуст, однако ниже находится окно роза и простой портал.

В нефе церкви расположены часовни, украшенные пилястрами. На стенах имеются старинные изображения известных мастеров XVI. В первой капелле справа от входа имеется картина Себастьяна де Пьомбо, выполненная маслом на стене. Историки считают, что изображение создано по рисункам Микеланджело. Во второй капелле находится картина «Мадонна с письмом», известного художника Помаранчо. Своды храма украшены изображениями двух пророков. Ранее в Сан Пьетро ин Монторио находилось произведение Рафаэля Санти «Преображение», однако в 1979 году, произведение было вывезено и сегодня экспонируется в Пинакотеке Ватикана.

На сегодняшний день, в Испанской Королевской Академии, которая разместилась в стенах бывшего монастыря, можно лицезреть великие шедевры таких мастеров, как: Мазаччо, Себастьяно дель Пьомбо, Перуцци, Рафаэля и Вазари. Наиболее известными историческими ценностями церкви являются плафон Вазари и могила Беатриче Ченчи.

Сан Пьетро ин Монторио — как добраться

Титулярная церковь Сан Пьетро в Монторио находится на территории района Трастевере и расположена на одноименной площади, посетив которую также можно увидеть красивейший фонтан Аква Паола, а также здание Американской Академии. Храмовый комплекс находится недалеко от Ватикана и его достопримечательностей, поэтому добраться до него можно, прогулявшись, или воспользовавшись общественным транспортом.

Сан Пьетро ин Монторио находится по адресу: Piazza diSan Pietro in Montorio, 2.

Темпьетто Браманте в Риме

Темпьетто (Tempietto) – старинная римская часовня-ротонда, входящая в состав христианского комплекса Сан-Пьетро-ин-Монторио (San Pietro in Montorio), расположенного на холме Яникул (Gianicolo) в районе Трастевере (Trastevere).

Творение гениального мастера эпохи Высокого Возрождения Донато Браманте (Donato Bramante) является жемчужиной в архитектурном комплексе достопримечательностей Рима (Roma) и культовым местом для всех верующих мира — предположительно, что именно на вершине холма Яникул был распят один из ближайших учеников Иисуса Христа апостол Пётр.

Известность часовни принесли её миниатюрные размеры (Темпьетто —«храмик») и признание эталоном нового архитектурного стиля.

Заказчик

Темпьетто был построен в 1502 году по заказу испанской королевской четы Фердинанда II Арагонского (Ferrando II d’Aragon) и Изабеллы I Кастильской (Isabel I la Catolica). В XVI веке в Сан-Пьетро-ин-Монторио было размещено испанское религиозное сообщество.

Христианские монархи всего мира желали быть причастными к святым местам и взыскать себе славу, а Папа Римский охотно привлекал иностранные средства к строительству и перестройке религиозных сооружений.

Одной из главных целей возведения нового храма было прославление апостола Петра именно как понтифика, при котором Рим стал центром христианского мира.

В XIX веке, после объединения Италии, храмовый комплекс Сан-Пьетро-ин-Монторио был продан Испании и до настоящего времени принадлежит ей. В здании монастыря размещается Королевская испанская академия в Риме (Real Academia de España en Roma).

Новый стиль в архитектуре

Главное назначение часовни было связано с поклонением месту казни святого Петра, который стал первым римским папой. Согласно легенде, центр крипты, расположенной под Темпьетто, являлся тем местом, где был установлен крест мученика.

До того момента, как приступить к выполнению заказа, молодой Браманте долго и воодушевлённо изучал памятники античной культуры, искал соотношение правильных пропорций, вникал в тонкости законов перспективы.

Браманте вдохновлялся античными часовнями-ротондами и мечтал создать на их основе новый христианский храм. Темпьетто был первой работой талантливого мастера по возведению культового сооружения в Риме.

Именно со строительства этой часовни началась его блестящая карьера как выдающегося архитектора Италии. Совершенно новое по духу творение Браманте стало воплощением в реальность идеального храма и образцом стиля Высокого Возрождения.

В 1506 году архитектор получил заказ на строительство собора Святого Петра (Basilica di San Pietro) в Ватикане и применил свои открытия при проектировании уже более грандиозного по размерам шедевра градостроения.

Интересным является в истории факт, что ещё до постройки Темпьетто Браманте, в 1475 году круглый храм появился на картине «Идеальный город» (Citta ideale) неизвестного художника. Центральное место в идеалистическом изображении архитектурного пейзажа занимал храм, очень похожий на Темпьетто, но с менее красивыми пропорциями и без купола.

Замысел мастера

По замыслу Браманте часовня должна была стать ядром двора, обнесённого более высокой колоннадой с четырьмя входами, при этом главным предполагался тот, который существует и сейчас. Именно он даёт единственную точку обзора, при котором храм превращается в статичную картину, несмотря на возможность кругового обхода.

Использование сложных приёмов перспективы и объединения форм всего внутреннего пространства делали замысел автора больше похожим на конструирование архитектурного пейзажа. Но полный проект Браманте не был воплощён в жизнь и остался только в сохранённых эскизах, которые можно увидеть на гравюрах Себастьяно Серлио (Sebastiano Serlio) — ведущего теоретика архитектуры своей эпохи.

Часовня стала обособленным строением комплекса и выглядела как чудесное творение зодчества в окружении не столь выдающихся каменных фасадов монастыря.

Выбор архитектурной формы

Вид на Темпьетто открывается из узкого прохода арки монастырского двора. При первом взгляде часовня напоминает идеальный образ античного храма с характерной симметричностью центрально-купольной системы относительно вертикальной оси. Такие сооружения возводились в Древней Греции и Риме.

Читайте также  Церковь Св. Петра

Приступая к проектированию, Браманте понимал, что правила христианского богослужения противоречат с планом единого пространства античного сооружения, т. к. служители церкви должны быть отделены от прихожан. Часовня стала идеальным выбором архитектурного сооружения, которое возводится как небольшое отдельно стоящее церковное здание и не имеет специального помещения с алтарём.

Она в большей степени является монументом для поклонения, чем религиозным местом для проведения церковных богослужений. Темпьетто предназначен исключительно для любования снаружи.

Описание внешнего вида

Часовня-ротонда (rotonda – «круглый») в классическом понимании является миниатюрной цилиндрической постройкой под куполом в окружении колонн.

Храм возвышается на невысоком круглом подиуме. Ещё с античности эта геометрическая фигура считалась идеальной формой для выражения божественного совершенства и космической гармонии. Примером для подражания могли быть храм Весты (Tempio di Vesta) в Тиволи (Tivoli) и храм Весты в Риме. Значение богини, как покровительницы семьи, перекликалось с ролью святого Петра — защитника Церкви.

В проекте использовался приём возведения архитектурных форм, начиная от основания здания до его вершины с крестом путём симметричного построения композиции относительно вертикальной оси. Именно этот классический приём придаёт монументальный вид маленькой часовне, он использовался и в античный период, и даже при возведении египетских пирамид.

Темпьетто имеет три символических части конструкции:

  1. Крипту, где был врыт в землю крест распятия Петра, – зарождение новой религии;
  2. Тело храма – повествование о наступлении Царства Божия и спасении рода человеческого (поэтому четыре статуи Евангелистов расположены в нишах интерьера);
  3. Купол – торжество Церкви.

Высота часовни составляет 11 метров. Основой конструктивной частью Темпьетто является вытянутый цилиндр, окружённый 16 колоннами и увенчанный изящным куполом. Диаметр внутреннего помещения часовни составляет всего 4,5 м.

Число колонн по периметру храма по мнению римского архитектора и математика Витрувио (Vitruvio) считается совершенным числом, поскольку слагаемые 6 и 10 являются идеальными числами согласно религиозно-философскому учению пифагорейцев (последователей Пифагора). Если рассматривать другие цифры, 8 и 8, составляющие сумму, то количество колонн приобретает символическое значение этих чисел, обозначающее бесконечность, смерть и воскресенье.

Темпьетто буквально пронизан правильными числами. Именно удачное соотношение основных архитектурных конструкций и элементов создают идеальные пропорции и эффект монументальности.

Сферический купол имеет простую форму и укреплён широкими рёбрами; такая конструкция впоследствии была применена и при строительстве собора Святого Петра в Ватикане. В основании купола – барабан, который значительно поднимает сферу. Роль «посредника» между двумя уровнями постройки выполняет лёгкая нефункциональная балюстрада. Венчает купол фонарь, который является декоративным элементом и необычным образом зрительно устремляет пропорции строения ввысь.

Гранитные серые колонны относятся к античным формам и придают часовне величественную строгость. Над ними находится фриз (обрамляющий декоративный элемент в виде горизонтальной полосы или ленты), на рельефах которого изображены атрибутика святого Петра и литургические символы. В кессонах потолка расположены многочисленные цветочные розетки.

Наружные стены храма имеют ниши с декоративным орнаментом в виде морских раковин – напоминание о паломничестве. Ниши разделены прямоугольными пилястрами (вертикальный выступ, условно изображающий колонну), которые являются проекцией внешних колонн. На фасаде почти не осталось места для окон, но мастер, сохраняя простоту форм, виртуозно размещает их по бокам, не нарушая общего ритма композиции.

Главный вход в храм имеет всего лишь 90 см в ширину, при этом архитектор решил смело обрезать линию пилястры и перекрыть вертикаль карнизом дверного портала.

Кроме мрамора при постройке использовался и более дешёвый материал: пьедестал колонн выполнен из травертина, пилястры – из простого камня.

Описание интерьера

Интерьер храма так же лаконичен, как и внешний вид часовни.

В нишах над окнами расположены небольшие скульптуры Евангелистов: святого Луки, святого Матвея, святого Марка и святого Иоанна. В главной алтарной нише часовни находится скульптура апостола Павла на троне. Внутренние пилястры храма расположены по диагональным осям, и они предусмотрены в два раза меньше внешних, чтобы осталось место для расположения окон и дверей.

На куполе отсутствуют декоративные элементы и роспись. Браманте считал, что тех, кто созерцает часовню, ничто не должно отвлекать от красоты архитектурных форм. Вместо традиционной росписи купол, подобно вечернему небу, усыпан звёздами, которые создают впечатление воздушности пространства.

Пол выполнен рисунком в стиле «косматеско» с применением техники наборной мозаики из мрамора!

В полу часовни находится окно с решёткой, через которое видна крипта.

Спуститься в неё можно через боковую дверь по узкой лестнице, украшенной любимым элементом декора Браманте арабесками (arabesco) – восточным средневековым узором.

Крипта поражает своей красотой и изысканностью!

Куполообразный потолок богато украшен лепниной. Внутренняя отделка крипты проводилась позже, начиная с середины XVI века, по распоряжению последнего папы эпохи Ренессанса — Павла III (Paulus PP III).

Реконструкции и восстановительные работы проводились в часовне довольно часто. В 1628 году во время реставрации были проведены работы в крипте по расширению дверного проёма, строительству двойной лестницы, внутренней облицовке мрамором. Позже в крипте появились изображения с эпизодами из жизни апостола Петра работы итальянского скульптора Джовани Франческо Росси (Giovanni Francesco Rossi).

Сегодня невозможно представить Вечный город без творений Браманте и, конечно, без его маленького храмика. Темпьетто стал не только эталоном стиля в архитектуре Высокого Возрождения, но и местом, которое притягивает духом истории и веры.

Так как Темпьето находится чуть-чуть в стороне от популярных достопримечательностей, здесь практически никогда не бывает толп туристов. Я категорически рекомендую всем читателям нашего сайта это уникальное сооружение к посещению.

Как добраться

Стоит обратить внимание, что часовня расположена на территории монастырского комплекса, вход для туристов возможен только в специальные часы посещения.

Посмотреть на Темпьетто через решётку в воротах можно в любое время. Обычно Темпьетто открыт все дни, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. Вход через Королевскую Академию.

Из общественного транспорта ближе всего подъезжает автобус N 115, необходимо выйти на остановке Garibaldi/Iacobucci и пройти пешком до церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио.

Также на автобусах 44, 75, H или 8 трамвае можно подъехать до остановки Trastevere/Min. Pubblica Istruzione, а оттуда подняться пешком к храму.

Что посмотреть рядом

Рядом с Темпьетто находится мой любимый фонтан Аква Паола (Aqua Paola), а также очень красивая и совсем не туристическая вилла Шарра (Villa Sciarra). До смотровой площадки на холме Джаниколо идти 15 минут пешком. Желающих провести время в Риме максимально эффективно приглашаю на нашу авторскую экскурсию «Погружение в Трастевере».

Сан-Пьетро-ин-Монторио

Церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио (итал. Chiesa di San Pietro in Montorio) расположена в районе Трастевере на холме Яникул, там, где по приданию был распят апостол Пётр. Достопримечательность является частью монастырского комплекса, на территории которого также находится Темпьетто.

Содержание

содержание:
история и описание
фотогалерея
график работы
входной билет
полезные ссылки
адрес
на карте Рима

Первые упоминания о храме, расположенном на холме Яникул, относятся к IX веку, однако исследователи склонны предполагать, что первое религиозное сооружение появилось здесь значительно раньше. Возможно, это был небольшой молитвенный дом, называемый ораторий.

Как свидетельствуют исторические документы, храм, посвящённый апостолу Петру, был построен монахами Ордена Челестинцев в первой половине IX века. Спустя несколько столетий его передали братьям Бенедектинцам, а в середине XV века собственниками стали уже монахи-францисканцы. В 1472 году было решено снести старый храм для строительства более крупной церкви и прилегающего к ней монастыря. Ради сбора финансовых средств Папа Римский лично обратился к европейским королям с просьбой принять участие в столь богоугодном деле. На его призыв откликнулись испанские монархи Изабелла и Фердинанд, а также французский король Людовик XI. Собрав внушительную сумму, монахи-францисканцы смогли привлечь в качестве архитектора самого Донато Браманте. В 1500 году весь монастырский комплекс, включая и новую Церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио, освятил уже Папа Александр VI Борджиа.

Экстерьер церкви не отличается особыми архитектурными изысками, фасад выполнен в скромном и сдержанном стиле. Сооружение имеет всего один неф и десять боковых капелл, где и находятся все художественные шедевры выдающихся мастеров прошлых столетий, которыми так богата достопримечательность.

подсказка: если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений. Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Одной из самых примечательных считается Капелла Раймонди, созданная в 1640 году знаменитым Лоренцо Бернини по заказу маркиза Марчелло Раймонди. Автором её запрестольного образа, выполненного в виде барельефа, является Франческо Баратта. В четвёртой капелле слева, спроектированной Даниэлем да Вольтерра, можно полюбоваться превосходными фресками Джулио Маццони, изображающими Иисуса, принимающего крещение. А в небольшой капелле справа от входа — ознакомиться с великолепной фреской Себастьяна дель Пьомбо «Бичевание Христа в окружении святых Франциска и Петра», написанной в первой половине XVI века. Особого внимания заслуживает роспись купола четвёртой капеллы справа, над которой работал, в своё время, знаменитый Джорджио Вазари. В левой части фрески можно заметить фигуру в чёрном одеянии, являющуюся автопортретом художника.

Апсиду церкви украшает копия известной картины Гвидо Рени «Распятие святого Петра», созданная Винченцо Камуччини в конце XVIII — начале XIX века. Мраморные скульптуры ангелов, расположенные по обе стороны от главного алтаря, установлены уже в XIX веке.

На территории монастырского комплекса имеется роскошный внутренний дворик. В его центральной части находится Темпьетто — небольшой «храмик» (дословный перевод названия достопримечательности с итальянского), построенный в первом десятилетии XVI века знаменитым архитектором эпохи Возрождения — Донато Браманте.

Как понять Рим и получить от него удовольствие — групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 3 часа, 31 евро

Колизей и Древний Рим — погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм — 3 часа, 38 евро

Кулинарная прогулка — история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов — 5 часов, 45 евро

Темпьетто Браманте – знаменитая часовня-ротонда в Риме

Памятником архитектуры и ярким образцом эпохи Возрождения считается Темпьетто Браманте – маленькая ротонда, расположенная во внутреннем дворе монастырского комплекса Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. С итальянского языка ее название переводится как «храмик». Ротонда объединила в себе лучшие традиции античного искусства и традиции католической церкви.

История храма Темпьетто

В XVI веке в Италии началось отрицание готического средневекового искусства и поиск новых эстетических ориентиров. Близкая и привычная античная культура стала источником вдохновения для многих художников того времени.

Часовня была построена в 1502 году Донато Браманте. Это был его первый заказ в Риме, в который он приехал из захваченного французами Милана. Небольшая ротонда стала одним из лучших его творений и воплощением его взглядов на новый архитектурный стиль. Темпьетто сделала Донато Браманте основоположником архитектуры Ренессанса.

Темпьетто была создана по заказу испанских монархов Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской на холме Яникул. Это место выбрано не случайно: ротонда должна была прославить апостола Петра – основателя Католической церкви и Первого Папы, который был распят там.

Описание храма

Темпьетто представляет собой купольную ротонду, опоясанную 16 гранитными колоннами. Венчает ее небольшой купол. На наружных стенах сделаны ниши, в верхней их части орнамент в виде морских раковин. Между нишами – пилястры с вертикальными желобками. Они повторяют внешние колонны.

Особое внимание Браманте уделял совершенству форм и пропорций. Все сооружение представляет собой ступенчатую пирамиду вокруг центральной оси. Главный акцент сделан на гармонию пропорций и простоту фигур, отсылая к античной культуре, но сохраняя христианские архитектурные мотивы. Осевая симметрия и пирамидальность создает эффект монументальности, несмотря на небольшие размеры сооружения.

Внутренняя часть храма – цела – в диаметре всего 4,5 метра. Внутреннее убранство Темпьетто так же просто, как и снаружи. Стены украшены 4 нишами. В них расположены скульптуры евангелистов: Святого Луки, Святого Матвея, Святого Марка и Святого Иоанна. Главный элемент декора – монументальная фигура Святого Петра, установленная над алтарем.

Пол выложен мозаикой из разноцветного мрамора. Прямо под часовней находится склеп, который является остатком храма, располагавшегося здесь ранее. Его центр указывает на то самое место, где, согласно легенде, был возведен крест Святого Петра.

Внутреннее наполнение Темпьетто позволило Браманте при создании ротонды взять за основу образ античного храма. Увлечение гармонией и формой противоречило практике католического богослужения. Необходимо, чтобы в ходе него служитель церкви был отделен от прихожан. Но соединить античное совершенство с требованиями христианства оказалось возможным в часовнях, посвященных памяти святых.

По неизвестным причинам Донате Браманте не удалось полностью воплотить свою идею. Он хотел, чтобы Темпьетто стала центром круглого дворика, по периметру которого расположены 16 колонн, как и у самой ротонды, чтобы добиться абсолютной гармонии. Однако после смерти архитектора часовня была несколько изменена: был приподнят купол и построена лестница в крипту.

Где находится храм темпьетто и как до него добраться?

Темпьетто находится во внутреннем дворе монастыря Сан Пьетро в Трастевере. До места можно доехать на метро и выйти на станции Circo Massimo или Colosseo, на трамвае и автобусе ехать до остановки Risorgimento.

Посетить храм можно только в часы работы. С апреля по сентябрь он открыт с 9:00 до 19:00, а с октября по март – с 9:00 до 18:00.

Церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио

Церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио посвящена апостолу Петру (Пьетро), который, если верить легенде, был распят на этом месте. Эта святыня входит в состав комплекса, и рядом с ней находится небольшой храм Темпьетто. Церковь богато украшена работами известных итальянских художников.

Церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио (San Pietro in Montorio)

История

Источники впервые упоминают Сан-Пьетро-ин-Монторио в 9-м веке. В них также содержатся сведения о том, что строительством занимались монахи из ордена целестинцев. Несколькими веками позже святыня перешла в руки бенедиктинцев, а в 15-м веке отошла к францисканцам.

Изображение монаха ордена целестинцев

В 1472 старое здание Пьетро-ин-Монторио снесли до основания, чтобы на этом месте возвести более крупную святыню вместе с монастырем. Действующий Папа лично попросил европейских монархов проспонсировать этот проект. Поскольку в те времена считалось, что такое богоугодное дело поможет отпустить грехи, на призыв понтифика откликнулись короли Франции и Испании. С их помощью францисканцам удалось вложить в работу внушительные деньги и пригласить архитектора Браманте. Для него это был один из первых проектов в Риме, после этого ему стали делать заказы чаще. Новый собор открылся в 1500 году и был освещен Папой Александром VI Борджиа.

Как добраться до церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио

Сан-Пьетро-ин-Монторио несложно найти самостоятельно, прогуливаясь по Трастевере.

Точный адрес: Piazza di S. Pietro in Montorio, 2, 00153, Рим, Италия.

Как добраться от ж/д вокзала Термини:

Автобус:от остановки Termini на автобусе Н до остановки Trastevere/Min. Pubblica Istruzione (21 минута).

Автобус:от остановки Morosini E./Nuovo Regina Margherita до остановки Garibaldi/Iacobucci (4 минуты).

Автобус:от остановки Termini на автобусе Н до остановки Trastevere/Min. Pubblica Istruzione (21 минута).

Метро:от станции Termini по синей ветке до станции Circo Massimo (4 минуты).

Автобус:от остановки Aventino на автобусе 75 до остановки Fabrizi (14 минут).

Автобус:от остановки De Nicola/Termini на автобусе 75 до остановки Fabrizi (35 минут).

Церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио на карте

Что посмотреть

Снаружи церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио ничем не примечательно, фасад оформлен достаточно скромно. Внутри храма есть единственный неф и 10 капелл по бокам, в которых находятся шедевры местных живописцев.

Наиболее интересна капелла Раймонди, которую у Бернини заказал маркиз Марчелло Раймонди. Запрестольный образ-барельеф создал Франческо Баратта. Помимо этой капеллы, стоит посетить четвертую слева с фресками, изображающими крещение Христа, кисти Джулио Маццони. В капелле с правой стороны от входа можно увидеть работу Себастьяно дель Пьомбо 16-го века «Бичевание Христа». Зайдя в четвертую капеллу справа, поднимите голову и посмотрите на потолок, роспись которого выполнил Джорджио Вазари.

В апсиде церкви висит копия полотна Гвидо Рени под названием «Распятие святого Петра». Реплику написал Винченцо Камуччини в конце 18-го века. В 19-м веке появились и скульптуры из мрамора, изображающие ангелов. Они установлены с двух сторон от алтаря.

Рядом с алтарем находятся захоронения трех ирландцев — барона Данганнона, Рори и Катбарра О’ Доннелла, — которые сбежали из родной страны в начале 17-го века, но долго на новом месте не прожили. Их жизни унесла малярия.

Закончив осмотр базилики Сан-Пьетро-ин-Монторио, зайдите в ее внутренний дворик. Во дворе находится небольшой храм Темпьетто. Его построили в начале 16-го века, сразу после освящения новой церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио. Создавал его все тот же Донато Браманте. Храм представляет собой ротонду с тосканскими гранитными колоннами по периметру. Здание было построено по плану с центрической схемой, которую использовали и при возведении собора Святого Петра.

Часы работы и стоимость билетов

Часы работы: ежедневно, 08:30-12:00 и 15:00-16:00.

Стоимость билетов: бесплатно.

Правила посещения

Перед входом в базилику необходимо закрыть плечи и колени хотя бы платком. Покрывать голову женщинам необязательно.

Интересные факты

  • Некоторые историки склонны полагать, что храм появился еще до 9-го века, хотя источники это не подтверждают. Вероятно, здесь в те годы был ораторий (дом для молитв).
  • Расписывая потолок одной из капелл, Джорджио Вазари оставил память о себе на века. В левом углу его работы изображен человек в черной одежде. Это сам художник.
  • Слово «Темпьетто» переводится с итальянского как «маленький храм», так что церковь назвали так неспроста.
  • Храм Темпьетто возводился на средства испанской короны и все еще является собственностью Испании.
  • Современные историки доподлинно знают, что апостола Петра казнили совсем в другом месте, около цирка Нерона.
Виртуальная экскурсия вокруг церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио

Святыня Сан-Пьетро-ин-Монторио стоит в районе Рима Трастевере, где не так много достопримечательностей в сравнении с другими частями города. Ближе всего к монастырскому комплексу находится базилика Санта-Мария-ин-Трастевере и музей Рима. Если вы хотите сделать перерыв в осмотре достопримечательностей, пойдите в ботанический сад, который находится практически через дорогу от храма.

Визитная карточка

Адрес

Piazza di S. Pietro in Montorio, 2, 00153, Рим, Италия

Темпьетто, часовня-ротонда во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио

В центрическом здании, симметричном относительно вертикальной оси, архитекторы эпохи Возрождения видели идеальный образ античного храма, символически связанный с представлениями о божественном начале, совершенстве и гармонии. Однако увлечение чистой формой вступало в противоречие с практикой богослужения, в ходе которого служители церкви и прихожане должны быть отделены друг от друга. Соединить античное совершенство и требования христианства можно было в часовнях, посвященных памяти святых мучеников. К ним относится часовня-ротонда Темпьетто («храмик») в монастыре Сан-Пьетро ин Монторио, построенная в Риме на месте мученической смерти апостола Петра. Небольшое здание увенчано полукруглый купол. Внутри целы (полого цилиндра) находится святилище, а снаружи храм окружен перистилем (внешней колоннадой). Высота целы равна радиусу перистиля. Цилиндр окружают 16 дорический колонн, пропорции которых в точности соответствуют античным образцам. Идеальное равновесие всех частей здания, совершенство форм и пропорций создают дух гармонии и единства.

Темпьетто построен на месте распятия апостола Петра, одного из двенадцати учеников Христа. В крипете под храмом находится отверстие: по преданию, оно было оставлено крестом, на котором апостол принял мученическую смерть.

Неустанно изучая античное наследие, Браманте работал над совершенствованием пропорций архитектурного сооружения. В 1506 году он получил заказ на строительство собора Св. Петра в Риме и применил свои открытия при проектировании огромного здания.

Архитектура ротонды Браманте

  1. План. Темпьетто стоит посреди маленького двора в монастыре Сан-Пьетро ин Монторио на Яникульском холме. Браманте собирался полностью изменить архитектуры двора, организовав его в форме концентрических кругов, повторяющих композиционную основу храма.
  2. Двор монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Часовня, зажатая в небольшом пространстве монастырского дворика, поражает монументальным величием, хотя ее диаметр составляет всего 4,5 метра. Чтобы оценить красоту Темпьетто, надо найти определенную точку зрения. Этим часовня похожа на античные храмы.
  3. Купол. Простые формы купола, укрепленного широкими ребрами, стали образцом для собора Св. Петра в Риме.
  4. Ниши. Оформление ниш в верхней части барабана продолжает традицию античного зодчества украшать здания скульптурой.
  5. Композиционная гармония. Знание законов перспективы и внимательное изучение памятников античности подтолкнуло Браманте к опытам с пропорциями и элементами ордерной системы. Находки художника значительно повлияли на развитие искусства Высокого Возрождения. Стремление к композиционной гармонии было шагом вперед – мастера Раннего Возрождения ограничивались лишь прямыми заимствованиями из классических памятников.
  6. Фриз. Фриз храма повторяет фриз дорического ордера. Триглифы, прямоугольные плиты с тремя вертикальными желобками, размещены над колоннами и между ними. Они чередуются с метопами, которые украшены рельефами.
  7. Цела. Внутренний диаметр цилиндра составляет 4,5 метра. Мастер искусно изменял пропорции частей здания, сообразуясь с его реальными размерами, что позволило максимально уменьшить элементы классического ордера, не нарушая его законов.
  8. Рельефы фриза. Браманте украсил фриз Темпьетто рельефами, изображающими атрибуты св. Петра и символы литургии. Образцом для художника служили античные рельефы, найденные в древних храмах.
  9. Тосканский ордер. Простые и мощные колонны тосканского ордера – римский вариант классического дорического ордера. Распространенного в Древней Греции.
  10. Колонны. Гранитные колонны, точные копии античных, с характерными для тосканского ордера беломраморными базами и капителями придают часовне величественную строгостью и мужественностью.

Подробнее об особенностях Темпьетто

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”
1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Часовня-ротонда во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио, известная под названием Темпьетто, — первое римское произведение церковного зодчества Браманте. Это миниатюрное сооружение послужило как бы «манифестом» эпохи высокого Ренессанса, где ясно выражена центрально-купольная система.

Капелла Пацци Брунеллески, его же сакристия церкви Сан-Лоренцо представляют собой определенные этапы на пути к освоению идеи симметричного, центрально-осевого купольного сооружения. Темпьетто первая законченно-монументальная постройка архитектуры эпохи Чинквеченто. В ней — предельная простота композиции: небольшой ступенчатый стилобат, круглый корпус церкви с опоясывающим его портиком из шестнадцати дорических колонок и купол-полусфера — вот основные составляющие здания. Декоративные элементы также весьма ограничены, однако в совокупности достигнут необычайный пространственный эффект. Сооружение настолько монолитно и органично, что кажется ни один элемент его не может быть изъят. В нем нет главных и второстепенных деталей — все они водинаковой степени взаимозависят от целого и одна от другой.

Соотношения основных масс и отдельных архитектурных частей ясны и четки. Удачно найденные пропорции и совершенство равновесия частей способствуют достижению эффекта монументальности.

Основной прием Браманте, подобно приему, примененному им при возведении церкви Сан-Сатиро и Санта-Мария делле Грацие, состоит в наращивании отдельных архитектурных масс вокруг одной вертикальной оси, что способствует максимальному выявлению центрального построения композиции. Все сооружение представляет собой как бы ступенчатую пирамиду — от основания здания до венчающего его креста. Прием этот классичен. Он лежит в основе целого ряда античных сооружений; им же, между прочим, объясняется и исключительная монументальность египетских пирамид.