Церковь Сан Марко ин Сан Джироламо

Церковь и монастырь Сан-Марко во Флоренции

Церковь и монастырь Сан-Марко

Chiesa di San Marco

Церковь и монастырь Сан-Марко в нaчaле XV вeка принадлежали монахам конгрегации сильвестринцев, котopые дoвели их дo такого состояния, чтo вызывали недовольство и жалобы со стopoны флорентийцев. В пpaвление Козимо Старшего монастырь пepeдали дoминиканцам. Вo Флоренции y монахов этого нищенствующего ордена к тому вpeмени yже были своя бoгaтейшая церковь и монастырь — Санта-Мария-Новелла.

Доминиканский монастырь Сан-Марко во Флоренции

Св. Дoминик создавал орден кaк общество проповедников, котopые дoлжны были уберечь народ oт соблазна ересей, воздействуя нa него надлежащими наставлениями и собственным примером жизни в бедности. Ползучая коррупция пo большей части извратила цели основателя, и caмыми злостными нарушителями устава ордена вo Флоренции стaли братья монастыря Санта-Мария-Новелла.

Доминиканский монастырь Сан-Марко, в котopом собирались радикалы, мечтавшие о возвpaщении порядков, ycтановленных св. Дoмиником, был coздан в противовес пepвому. Вот почему нa oднoй из фресок в Сан-Марко художник Беато Анжелико изобpaзил св. дoминика со свитком, в тексте котopого говорится, чтo каждому, кто ввeдeт в ордене владение недвижимым имуществом, грозит страшное проклятие.

Базилика Сан-Марко и Медичи

Медичи покpoвительствовали и «нищенствующим» монахам старого монастыря, и «нищим» монахам нового, нo c Сан-Марко со вpeмен Козимо их всe жe связали ocoбые отношения. Козимо Старший помог привести Сан-Марко в порядок пocле сильвестринцев. Пo его поручению Микелоццо перестроил церковь и монастырь вo вкусе Возрождения. Нe кто иной, кaк монах Беато Анжелико, вызванный вo Флоренцию из монастыря вo Фьезоле, рacписал основные помeщeния монастыря необыкновенными фресками.

Козимо Медичи часто уединялся в кельях Сан-Марко, чтoбы поразмыслить в окpyжении ангелов и святых, написанных Фра Анжелико. Для монахов он создал знaмeнитую библиотеку и осыпал их дpyгими благодеяниями. Пo словам тoго жe Вазари, при Лоренцо Великолепном в саду обители действовала знaмeнитая художественная школа, питомник юных талантов, oткyдa вышел Микеланджело.

Со вpeменем Сан-Марко стaл всe больше напоминать «придворный монастырь», oднако именно в нем налились силой зерна кризиса, пoлoжившего предел всевластию Медичи и вечному празднику Возрождения. Новый приор пo имени Джироламо Савонарола выступил c проповедью религиозной рефopмы и ополчился нa Лоренцо Великолепного, тщетно искавшего примирения. пo преданию, Савонарола пpoдoлжал упрекать Лоренцо в «нежелании покаяться», даже кoгда тот лежал нa смертном одре. Нe желая разговаривать c фанатиком, умирающий отвернулся к cтене. Вскoре Савонарола попытался организовать вo Флоренции теократическое государство, чтo окончилось для него обвинением в ереси и казнью.

Фрески Анжелико в церкви Сан-Марко

Сокровище монастыря и церкви Сан-Марко — фрески, coзданные Беато Анжелико, о котopом Вазари говорил, чтo он мог написать ангелов и святых так, чтo они и впpaвду казались небожитeлями. Его кисти принадлежат: большая часть фресок клуатра, в тoм чиcлe

  • «Распятие со св. дoмиником» y входа в клуатр и «Св. Петр Мученик» в люнете над дверью;
  • «Св. Дoминик» в люнете над входом в Зал капитула и «Распятие» внyтри зала;
  • «Пьета» нa дверях трапезной; «Иисус» (в обpaзе паломника) нa дверях зала для гостей, a в нем — «Мадонна цеха шерстяников», «Страшный суд», «История Христа», «Снятие c крecта»;
  • нa лестнице, ведущей нa верхний этaж, — «Благовeщeние»;
  • в прихожей кельи Козимо — «Распятие», a в самой келье — «Поклонение волхвов»;
  • в дpyгих кельях и в коридоре — «Мадонна нa троне среди святых», «Благовeщeние», «Преображение», «Иисус в претории», «Две Марии y Гроба Господня», «Введение вo храм».

Из картин Беато Анжелико, написанных нa дoсках, в зале для гостей сoxpaняются «Страшный суд» и «Снятие c крecта».

Музей Сан-Марко во Флоренции

Архитектурный комплекс Сан-Марко (San Marco) имеет довольно древнее происхождение. По некоторым сведениям, здания Церкви Святого Марка (Basilica di San Marco) и монастыря появились в центре Флоренции в 13 столетии. В свое время к реставрации построек приложил руку талантливейший архитектор Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo). А во второй половине 19 века помещение монастыря было превращено в Национальный музей Сан Марко (Museo Nazionale di San Marco). Среди экспонатов музея числится литературное и художественное наследие великих мастеров итальянского Ренессанса.

Этот музей является не просто хранилищем средневековой итальянской культуры, вплоть до самого мельчайшего экспоната он пропитан духовностью и католической верой.

Историческое прошлое

Достоверно выяснить точную дату создания комплекса Сан-Марко не представляется возможным. Ученые склоняются к мнению, что церковь и монастырские покои были построены в начале 12 века. Сохранились лишь упоминания о том, что первоначально монастырь занимали монахи-сильвестринцы, относящиеся к Ордену святого Бенедикта. Этот католический орден имел большое влияние на землях Тосканы и Умбрии вплоть до окончания 14 столетия.

Князь Козимо умудрился не только ущемить права знати, переиначив распределение капелл внутри церкви. По его велению святой заступник Ордена святого Доминика, Фома Аквинский был выведен на второй план по сравнению с покровителями дома Медичи – святыми Дамианом, Косьмой и Марком.

В 1490 году в стенах монастыря Сан-Марко получил кров самый неоднозначный из служителей католической церкви 15 столетия, Джироламо Савонарола (Girolamo Savonarola). Ревностный блюститель чистоты католической веры, этот священник регулярно выступал с проповедями в Сан-Марко. Год спустя, Савонарола получил звание приора, то есть настоятеля монастыря. Скрупулезно следуя догматам священных книг, приор насаждал благочестие среди послушников. Стремясь отринуть все земные блага, Савонарола принялся активно избавлять монастырь и орден от предметов роскоши и даже необходимых вещей. Начиная с 1493 года, с молотка ушла большая часть земель, принадлежащих монастырю. Вслед за ними были реализованы личные вещи монахов, представляющие хоть какую-либо ценность. Вырученные средства были отданы нуждающимся и беднякам Флоренции. Аскетичные кельи послушников, в том числе и самого Джироламо Савонаролы, сохранились до наших дней. На них можно посмотреть в рамках экскурсии по Музею Сан Марко.

Превращение монастыря в Музей Сан Марко

К 1866 году послушники католического монастыря Сан-Марко окончательно покинули его стены. Три года ушло на то, чтобы из церковной постройки создать уникальный музей, посвященный творчеству Фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico), что в переводе означает Брат блаженный Ангельский. Фрески этого мастера эпохи раннего Ренессанса украшают внутренние стены монастыря. Обширная монография монаха-живописца выставлена в виде отдельной экспозиции.

Знаменитые шедевры иконописного искусства, посвященные Богородице, Христу и святым, были созданы специально для монастыря и никогда не покидали его стен.

Животрепещущие названия икон и фресок, кисти Фра Анджелико удивительно гармонируют с их содержимым. «Не прикасайся ко мне!» (Noli Me Tangere), «Поцелуй Иуды», «Страшный суд», «Преображение» (Transfiguration), «Благовещенье», лик «Мадонны со святыми» украшает собой монастырский алтарь. Цикл фресок, посвященный пленению, распятию и усопновению святых Косьмы и Дамиана, наполнены сильным энергетическим посылом к зрителю. Многочисленные росписи на тему сюжетов Ветхого и Нового Завета расписаны кельи монахов на протяжении 15 столетия.

В бывшем обиталище Савонаролы сохранился портрет ревнителя церкви, кисти Фра Бартоломео (Fra Bartolomeo). Брат Бартоломео являлся служителем монастыря и принимал активное участие в украшении его фресками и художественными произведениями. В 1504 году состоялось знакомство монаха с Рафаэлем Санти (Raffaello Santi), которое переросло в крепкую дружбу. Взаимное влияние художественных стилей нашло свое отражение в поздних работах Бартоломео и формировании общего подхода к живописи молодого Рафаэля.

Не менее значимый экспонат в стенах музея – икона с ликом Святого Максима Грека, выполненная Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), мастером кватроченто (quattrocento). У этой картины есть целая история. Послушник Михаил Триволис, грек по происхождению являлся пламенным поклонником учений Джироламо Савонаролы. Долгое время Триволис провел в стенах монастыря, исполняя свой долг и укрепляя веру. Впоследствии, монах попал на святую гору Афон, где обрел свое новое имя – Максим. Постриженный в католическую веру, Максим Грек много путешествовал по делам церкви. Одним из пунктов назначения монаха была средневековая Москва, где его ждал теплый прием со стороны образованной прослойки населения.

Еще одна знаковая работа Гирландайо «Тайная вечеря» размещена в помещении, ранее служившей трапезной комнатой для монахов Сан-Марко.

Читайте также  Где отдохнуть в Будапеште

Сан — Марко в Сан-Джироламо — San Marco in San Girolamo

Церковь Сан — Марко в Сан — Джироламо ( St. Mark в Санкт Джером ) является барокко приходская церковь в Виченце , на севере Италии, построенный в 18 веке по босых кармелитов . Это дома различные художественные работы художников начала 18 века из Венето . Ризница сохраняет свою первоначальную мебель того же периода.

содержание

история

Существующее здание стоит на месте более ранней церкви и монастыря , построенного Иезуаты блаженного Иеронима (не следует путать с иезуитами ) между 1481 и 1491 и посвященной St Jerome . Немногочисленные остатки древней церкви являются колокольня и некоторые надгробия. После подавления Конгрегации Иезуаты блаженного Иеронима в 1668 году, церковь и монастырь были приобретены босых кармелитов , который позже расширили религиозный комплекс, путем восстановления церкви между 1720 и 1727 в стиле позднего барокко.

В последующие годы, алтари и внутренняя отделка была завершена, за большие деньги. Пол в бело-красных мраморных плитах были сделан в 1745 году архитектор проекта остается неизвестным, что предполагает более чем одну руки. Стиль интерьера напоминает работу венецианского архитектора Giorgio Massari (1687-1766). Местные архитекторы Джузеппе Marchi (1669-1757) и Франческо Маттони (1667-1747) упоминаются как плательщики наряду с Massari.

Фасад был построен в 1756 году и по проекту архитектора Карло Corbellini из Брешии . Альтернативная конструкция для фасада была предложена Оттон Калдерарей в том же году; этот Палладио дизайн был использован в 1824 году по проекту архитектора Антонио Piovene на фасаде церкви Сан — Филиппо Нери в Корсо Палладио, Виченца. Главный алтарь в Сан — Марко была завершена в следующем году.

Хотя в эксплуатации с 1725 года до его завершения, Сан — Марко был освящен в 1760 году Антонио Мария Priuli , кардинал и епископ Виченцы и посвящен двум святым: он сохранил древний титул святого Иеронима и добавил , что Святой Терезы из Авилы , основательница ордена босых кармелитов. Это было принято называть «Chiesa Скальци» ( «Церковь Discalced»).

В 1810 году в наполеоновских законах подавлено все религиозные ордена и монастыри, конфисковав их свойство. Церковь Сан — Джиролам Скальм была переоборудована в течение короткого промежутка времени , как табачные мануфактуры, а затем присвоенных Святой Марк приход, став церковь «Сан — Марко в Сане — Джироламы». Древняя церковь святого Марка в Виченце, который стоял чуть выше моста Pusterla, был продан и снесен вскоре после этого .

Церковь , построенная кармелиток является остается практически нетронутой, даже после нескольких реставраций (что 1894 запоминается в мемориальной доске над входом). Монастырь был возложен на Лорето Sisters (Институт Пресвятой Девы Марии, здесь обычно называют «Dame Inglesi») до сих пор.

Описание

экстерьер

Барочный фасад, разработанный в 1756 году по проекту архитектора Карло Corbellini, содержит двух наборов коринфскими полуколоннами , на высоких постаментах. Он принимает 11 статуй святых скульпторы Франческо Uliaco, Франческо Leoni и Франческо Бартоломей, в том числе боковые крылья со статуями по углам. Треугольная Барабанный , с тонкими кадрами, имеет три другие статуи в короне. В нижнем этаже, в промежутках между полуколоннами, есть четыре ниши, два на первом этаже, с большой нишей в центре. Высокое центральное окно, давая свет внутри, стена на вершине и был окрашено в обманках .

Колокольня, которую можно увидеть на задней части церкви, это оригинальная башня , построенная в 15 — м веке для церкви и монастыря Иезуаты блаженного Иеронима. Он был поставлен в 1933 году из проекта инженера Джузеппе Dal Conte, держа пять колоколов , отбрасываемых Colbachini из Падуи . Текущий набор состоит из 14 колоколов, плюс старый маленький колокольчик, который по — прежнему играет рукой. Колокол школа Сана — Марко является самым последней в городе играть рука (или «по веревке»).

Флоренция. Монастырь и церковь Сан Марко. Осень 2014 г.

К 1866 году послушники католического монастыря Сан-Марко окончательно покинули его стены. Три года ушло на то, чтобы из церковной постройки создать уникальный музей, посвященный творчеству Фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico), что в переводе означает Брат блаженный Ангельский. Фрески этого мастера эпохи раннего Ренессанса украшают внутренние стены монастыря. Обширная монография монаха-живописца выставлена в виде отдельной экспозиции.

Знаменитые шедевры иконописного искусства, посвященные Богородице, Христу и святым, были созданы специально для монастыря и никогда не покидали его стен. Животрепещущие названия икон и фресок, кисти Фра Анджелико удивительно гармонируют с их содержимым. «Не прикасайся ко мне!» (Noli Me Tangere), «Поцелуй Иуды», «Страшный суд», «Преображение» (Transfiguration), «Благовещенье», лик «Мадонны со святыми» украшает собой монастырский алтарь. Цикл фресок, посвященный пленению, распятию и усопновению святых Косьмы и Дамиана, наполнены сильным энергетическим посылом к зрителю. Многочисленные росписи на тему сюжетов Ветхого и Нового Завета расписаны кельи монахов на протяжении 15 столетия. фреска кисти Фра Анджелико В бывшем обиталище Савонаролы сохранился портрет ревнителя церкви, кисти Фра Бартоломео (Fra Bartolomeo). Брат Бартоломео являлся служителем монастыря и принимал активное участие в украшении его фресками и художественными произведениями. В 1504 году состоялось знакомство монаха с Рафаэлем Санти (Raffaello Santi), которое переросло в крепкую дружбу. Взаимное влияние художественных стилей нашло свое отражение в поздних работах Бартоломео и формировании общего подхода к живописи молодого Рафаэля.

Галерея внутреннего дворика первого этажа монастыря Сан Марко:

«. документы говорят, что в 1429 году несколько монахов из Фьезоле были вызваны во Флоренцию, чтобы заново расписать отстроенный монастырь. И как раз Фра Беато Анджелико возглавляет эту бригаду. Т.е. вполне возможно, что, сидя во Фьезоле, вряд ли он тесно общался с Козимо Медичи до этой работы. Если его Медичи и полюбил, то, скорее, уже после этой работы.

Итак, здесь работала целая группа художников. И понятно, потому что – мне приходилось бывать в этом монастыре – там действительно в каждой келье, куда ни входишь, находятся шедевры. Это удивительно, что монахи жили в этих кельях, созерцая эти прекрасные образы. В XIX в., конечно, монастырь уже был упразднен, и здесь сейчас музей, как я сказала. Только несколько росписей в кельях точно считаются произведениями самого Анджелико.

Вот такой замечательный монастырь, как всегда, с внутренним двором, с клуатром, т.е. с галереей, по которой ходили монахи, молились по четкам. Кстати, четки считаются изобретением святого Бенедикта. Он любил ходить и молиться, и как раз чтобы не сбиться со счета, взял четки. Даже есть такая легенда, что сама Божия Матерь вручила ему эти четки. И он придумал вот такую молитву в честь Божией Матери – молиться по четкам. На Востоке больше принято молиться по четкам Иисусовой молитвой, а на Западе – так называемый «Розарий». Опять же, розарий очень часто был… Розы сажали внутри вот этих внутренних двориков монастырей, и глядя на эти розы, как приношение Божией Матери, монахи, перебирая четки, возносили молитвы Мадонне, святой Деве Марии. » — Ирина Языкова

Читайте также  Что делать в Стамбуле

«Фрески в клуатре». Программа росписей клуатра Сан Марко существенно отличается от аналогичных росписей в других флорентийских монастырях Там это были, как правило, повествовательные циклы, иллюстрирующие жития орденских святых, учреждения орденов и некоторые эпизоды из их истории (тому примеры- Кьостро Верде в монастыре Санта Мария Новелла, Апельсиновый дворик во флорентийской Бадии) Всему этому клуатр Сан Марко —

явный контраст, фрески предназначались только для внутреннего использования, их утилитарное воздействие не предполагало занимательной повествовательности и яркой, проповеднической риторики

Все принадлежащие мастерской фра Анджелико фрески, расположенные в люнетах — св Петр Мученик, св Фома Аквинский, Христос в образе паломника с двумя доминиканцами, Муж скорбей, — можно объединить одной темой — доминиканский устав. Их задача — напоминать монахам о правилах монастырской жизни.

Мне захотелось показать фрески в люнетах галерей клостеров. Некоторые сюжеты мне не знакомы. Друзья, подскажите.

Петр Мученик предписывает молчание. Фреска. 108 х 145 см. Люнет в галерее дворика:

Святой Доминик, преклоняющийся распятию. 1450. Фреска. Галерея дворика 1-го этажа, Монастырь Сан Марко:

В галерее дворика над входом в зал Капитула находилась фреска-люнет «Святой Доминик с Уставом ордена Доминиканцев». Она очень плохо сохранилось — была сильно испорчена. Ныне она удалена со своего исторического места и перемещена внутрь помещения вместе со своей синопией (подготовительным рисунком). Изображенный на этой фреске Святой Доминик держит в одной руке Правила (Устав ордена), а в другой руке — жезл, символ дисциплины:

Распятие и Святые. Фрагмент:

Накануне во Флоренции был сильнейший ветер. В результате — это сломанное дерево (по-моему, кипарис). Оно удивительно красиво на распиле.


Христос в милосердии. Ок. 1442. Фреска. Люнет, Монастырь Сан Марко:






Два доминиканца принимают Христа в образе паломника. 1442. Фреска. Галерея дворика, Монастырь Сан Марко:





Святой Фома Аквинский. Фреска. Люнет, Монастырь Сан Марко:

Из музея я добавила это изображение:


Страшный суд был написан Фра Анджелико в начале 1430-х гг. для церкви Санта Мария делла Анджели во Флоренции. Перспектива двух рядов пустых могил, уходящих в темное небо, создает драматический эффект пространства и дурного предчувствия. В центре, в окружении ангелов, мы видим Христа в роли судьи, Святую Деву и св. Иоанна на своих традиционных местах — по обе стороны от него. Под ними две толпы — блаженных и проклятых — уже заняли свои места. Ангелы собрались, чтобы отвести души блаженных на небеса, это символизирует их хоровод на фоне райского пейзажа. Напротив них изображены проклятые, в ужасе отбивающиеся от бесов, влекущих их на вечные муки Ада.

Сан-Марко в центре Рима

Перед вами церковь святого Марка, которую, как считается, построил папа Марк (337-340); пресвитер которой участвовал в синоде при незабываемом папе Симмахе (498-514); которую реставрировал еще один незабываемый папа Адриан I (772-795); и, наконец, которую украсил мозаиками известный только спецам папа Григорий IV (827-844). Симмаха, который разил столь грозными анафемами в погрязших в монофизитстве (по крайней мере, ему так казалось) КПольских патриархов во время акакиевой схизмы, мы уже с вами видали в церкви Сант-Аньезе «за стенами» (http://sibeaster.livejournal.com/23551.html). Адриана I, номинально председательствовавшего (в лице своих легатов) на Седьмом Вселенском соборе 787 года, а затем одобрившего прямо противоположные решения Франкфуртского собора 794 года, а также призвавшего Карла Великого к себе на помощь против лангобардов, мы и без портретов уважаем. А вот Григорий IV увековечил себя исключительно как строитель базилики Сан-Марко.

Кстати, приготовьте мелкие деньги. Церковь Сан-Марко — бесплатная, как все храмы Рима, но за освещение ее придется бросить пару евро. И вот когда это смиренное подношение будет принято местным ангелом-хранителем, спрятавшимся в маленькой машинке, из мрака апсиды неожиданно высветится мозаика IX века:

Думаю центральную фигуру представлять не нужно, там дальше альфа и омега дописаны. Книга в Его левой руке открыта на следующих словах: «Ego sum lux, ego sum vita, ego sum resurrectio» (Я — свет, Я — жизнь, Я — воскресение»). Крайний слева на мозаике — папа Григорий IV в квадратном нимбе (такую штуку я уже трижды вам показывал: в Санта-Прасседе (http://sibeaster.livejournal.com/28723.html), Санта-Мария-ин-Домника (http://sibeaster.livejournal.com/18695.html) и Санта-Чечилия-ин-Трастевере(http://sibeaster.livejournal.com/42521.html) ), что указывает нам на то, что мозаика была выполнена при жизни папы. Если приглядитесь, то увидите, что в руках у Григория модель той церкви, в которой мы с вами сейчас находимся. Григория за плечико держит титулярный храмовый святой — апостол Марк (трудновато без льва признать, не так ли?) Остальных святых мы с вами найдем на сайте базилики (http://www.sanmarcoevangelista.it/index.php/arte-e-storia/visita/il-mosaico#). Итак, между евангелистом и Христом стоит некий святой Фелициссим — диакон, пострадавший вместе с папой Сикстом II (об этом героическом папе я тоже писал, а точнее цитировал его поэтического преемника Дамасия: http://sibeaster.livejournal.com/27265.html). Справа от Христа (ну или ошую Его, как кому удобнее): папа Марк, мученик-диакон Агапит (коллега Фелициссима) и святая Агнесса (на нее в виде мозаики можно посмотреть, а, если кто желает, то и ее мощам можно поклониться тут: http://sibeaster.livejournal.com/23551.html).

Да-да, я понимаю, что плохо видно! Но даже в Вики нормальных фотографий нет. И на сайте базилики — тоже. Зато из их маленькой картинки видно, что на триумфальной арке, «обнимающей» апсиду, есть снвоа Христос и символы четырех евангелистов. Так вот в натуре я их не видел вообще, потому что темно. Думаю, что желающим рассмотреть все в деталях все же стоит зарулить сюда на мессу.

В качестве извинений покажу вам поближе Божественного Агнца и агнцев-апостолов поближе:


Про символику холма с ручейками, на котором стоит Агнец, а также откуда выходят к Нему навстречу агнцы поменьше, уже писалось неоднократно, так что не будем повторяться.

Надеюсь, что старина автор еще хоть кого-то удивил))) Напоминаю, что у нас все еще идет (вяло, правда) голосование о том, куда мы направим стопы дальше. Не будьте безразличны, не за Путина же голосуете!

Сан-Марко в центре Рима

Перед вами церковь святого Марка, которую, как считается, построил папа Марк (337-340); пресвитер которой участвовал в синоде при незабываемом папе Симмахе (498-514); которую реставрировал еще один незабываемый папа Адриан I (772-795); и, наконец, которую украсил мозаиками известный только спецам папа Григорий IV (827-844). Симмаха, который разил столь грозными анафемами в погрязших в монофизитстве (по крайней мере, ему так казалось) КПольских патриархов во время акакиевой схизмы, мы уже с вами видали в церкви Сант-Аньезе «за стенами» (http://sibeaster.livejournal.com/23551.html). Адриана I, номинально председательствовавшего (в лице своих легатов) на Седьмом Вселенском соборе 787 года, а затем одобрившего прямо противоположные решения Франкфуртского собора 794 года, а также призвавшего Карла Великого к себе на помощь против лангобардов, мы и без портретов уважаем. А вот Григорий IV увековечил себя исключительно как строитель базилики Сан-Марко.

Читайте также  Гокарна, Индия: как добраться

Кстати, приготовьте мелкие деньги. Церковь Сан-Марко — бесплатная, как все храмы Рима, но за освещение ее придется бросить пару евро. И вот когда это смиренное подношение будет принято местным ангелом-хранителем, спрятавшимся в маленькой машинке, из мрака апсиды неожиданно высветится мозаика IX века:

Думаю центральную фигуру представлять не нужно, там дальше альфа и омега дописаны. Книга в Его левой руке открыта на следующих словах: «Ego sum lux, ego sum vita, ego sum resurrectio» (Я — свет, Я — жизнь, Я — воскресение»). Крайний слева на мозаике — папа Григорий IV в квадратном нимбе (такую штуку я уже трижды вам показывал: в Санта-Прасседе (http://sibeaster.livejournal.com/28723.html), Санта-Мария-ин-Домника (http://sibeaster.livejournal.com/18695.html) и Санта-Чечилия-ин-Трастевере(http://sibeaster.livejournal.com/42521.html) ), что указывает нам на то, что мозаика была выполнена при жизни папы. Если приглядитесь, то увидите, что в руках у Григория модель той церкви, в которой мы с вами сейчас находимся. Григория за плечико держит титулярный храмовый святой — апостол Марк (трудновато без льва признать, не так ли?) Остальных святых мы с вами найдем на сайте базилики (http://www.sanmarcoevangelista.it/index.php/arte-e-storia/visita/il-mosaico#). Итак, между евангелистом и Христом стоит некий святой Фелициссим — диакон, пострадавший вместе с папой Сикстом II (об этом героическом папе я тоже писал, а точнее цитировал его поэтического преемника Дамасия: http://sibeaster.livejournal.com/27265.html). Справа от Христа (ну или ошую Его, как кому удобнее): папа Марк, мученик-диакон Агапит (коллега Фелициссима) и святая Агнесса (на нее в виде мозаики можно посмотреть, а, если кто желает, то и ее мощам можно поклониться тут: http://sibeaster.livejournal.com/23551.html).

Да-да, я понимаю, что плохо видно! Но даже в Вики нормальных фотографий нет. И на сайте базилики — тоже. Зато из их маленькой картинки видно, что на триумфальной арке, «обнимающей» апсиду, есть снвоа Христос и символы четырех евангелистов. Так вот в натуре я их не видел вообще, потому что темно. Думаю, что желающим рассмотреть все в деталях все же стоит зарулить сюда на мессу.

В качестве извинений покажу вам поближе Божественного Агнца и агнцев-апостолов поближе:


Про символику холма с ручейками, на котором стоит Агнец, а также откуда выходят к Нему навстречу агнцы поменьше, уже писалось неоднократно, так что не будем повторяться.

Надеюсь, что старина автор еще хоть кого-то удивил))) Напоминаю, что у нас все еще идет (вяло, правда) голосование о том, куда мы направим стопы дальше. Не будьте безразличны, не за Путина же голосуете!