Церковь Сан Лоренцо и Капеллы Медичи

Капелла Медичи

Не менее двадцати процентов шедевров мирового искусства находятся в этом знаменитом тосканском городе. Среди них и Капелла Медичи – мемориальная часовня в базилике Святого Лаврентия (Сан-Лоренцо) – одной из самых старинных церквей Флоренции. Это необычная достопримечательность окутана тайнами, загадками и мистическими историями. Но она привлекает внимание туристов и вполне реальными фактами. К примеру, мало кто знает, что внутри часовни находится единственный в своем роде архитектурно-скульптурный памятник авторства Микеланджело, который великий творец создал сам от начала и до конца. Речь идет о фамильных надгробиях в Капелле Медичи.

Церковь Сан-Лоренцо

Старинная базилика расположена в центральной части Флоренции. Церковь Сан-Лоренцо – это оригинальный архитектурный ансамбль в романском стиле с характерным черепичным куполом. Внутри храм украшают несколько примечательных произведений искусства:

  • саркофаг Пьеро и Джованни Медичи работы Вероккио;
  • две кафедры и ризница работы Донателло;
  • усыпальница флорентийской династии авторства Микеланджело.

Впервые церковь на этом месте появилась в 393 году, в XI веке Сан-Лоренцо приобрела близкий к современному облик, а в XV еще раз реконструирована по проекту архитектора Филиппо Брунеллески. Однако больше всего туристов интересует период, когда на территории комплекса появилась часовня Медичи авторства Микеланджело.

История часовни Медичи

В усыпальнице похоронены почти все представители дома, в том числе и самые знаменитые члены флорентийского семейства: филантроп Лоренцо Великолепный и герцог Джулиано (погиб во время заговора Пацци в 1478 году). Микеланджело приступил к созданию Капеллы Медичи в 1520 году, когда Папа Римский Лев Х поручил мастеру сделать новую облицовку для фасада Сан-Лоренцо.

Второй сын Лоренцо Великолепного – фигура необычная, а для католической церкви еще и знаковая. Джованни Медичи стал Папой 11 марта 1513 года и был наречен Львом Х, не имея на момент избрания духовного сана. Историки сходятся во мнении, что он просто купил титул кардинала за средства от фамильного банкирского дома. Что еще более показательно: новый Папа не отказался от своих методов, став главой Ватикана. Его правление было отмечено грандиозным количеством проданных симоний и индульгенций, а сам Лев Х запомнился своей непомерной любовью к развлечениям и роскоши. Все это стало фундаментом конфликта между Мартином Лютером и Ватиканом, последствия которого хорошо всем известны.

Не удивительно, что с такой тягой к роскоши Лев Х не жалел средств на строительство семейной усыпальницы. По его собственным словам, Капелла Медичи и церковь Сан-Лоренцо должны быть главным украшением Флоренции: «дабы этот храм стал зерцалом всей Италии». Иронично, что Джованни умер на следующий год после начала работ, не успев даже оценить фасад часовни. Во времена правления его приемника реконструкция базилики свернулась, пусть и всего на год. Следующим Папой опять стал представитель славной династии, а Микеланджело вернулся на строительную площадку. Перед ним была поставлена новая задача – создать ни с чем не сравнимую скульптурную композицию для надгробий. Результаты этой работы мы и наблюдаем сегодня.

Капелла Медичи во Флоренции – описание архитектуры и убранства

За время строительства Капеллы Медичи в период с 1520 по 1534 годы Флоренцию и всю Италию сотрясали события такого масштаба, что кажется удивительным, как Микеланджело вообще сумел достроить часовню и завершить работу над скульптурным ансамблем. К счастью, он это сделал, подарив миру один из самых значимых архитектурных шедевров всей эпохи Возрождения.

Мемориальная часовня представляет собой небольшое квадратное помещение размером 11х11 метров. Сквозь проемы в куполе усыпальницы проникает свет, с трудом достигая нижних ярусов, практически рассеиваясь, но все же успевая осветить бледные стены с темным траурным обрамлением из камня. Поэт Иосиф Бродский лучше всего описал свои впечатления от посещения Капеллы: «Солнечный луч, разбившийся о купол, о дворец, в котором лежат Медичи, проникает сквозь штору и согревает вены грязного мрамора». В убранстве ризницы сочетается молчаливая торжественность и печаль, а вся атмосфера в помещении намекает присутствующим о неумолимом цикле жизни и смерти. В этой великолепной работе итальянского мастера одновременно воплотился дар Микеланджело и как скульптора, и как архитектора.

Загадки Капеллы Медичи

Пожалуй самым загадочным и мистическим является само ощущение от присутствия в усыпальнице. Все внимание туристов приковано к мраморной скульптурной композиции в центре:

  • идеализированные образы герцогов Лоренцо и Джулиано (1526-1533);
  • знаменитая статуя «Мадонна с младенцем» (1521-1531);
  • аллегорические скульптуры «День», «Ночь», «Утро» и «Вечер» (1531-1534).

Микеланджело смог создать необычный визуальный эффект. Все образы словно бы отделены от зрителя определенной дистанцией, они пребывают в своем особом мире скорби, на их лицах читается напряжение и отрешенность. Так мастер умело прочертил грань между «живыми» и «мертвыми», «тьмой» и «светом», «началом» и «концом». Эта граница практически осязаема для присутствующих.

Где находится Капелла

Часовня расположена в центральной части города и открыта для туристов ежедневно, кроме праздников. Чтобы посмотреть на Капеллу Медичи, достаточно сесть на автобус № С1 и встать на остановке Сан-Лоренцо (San Lorenzo). Также прямо к церкви можно заказать прямой трансфер из любого отеля Флоренции. Такая услуга окажется полезной не только для гостей тосканского города, но и для туристов, отдыхающих на одном из ближайших курортов Италии.

Капелла Медичи – шедевр Микеланджело

Капелла Медичи (Cappelle Medicee) вплотную прилегает к Базилике Сан-Лоренцо, фамильной церкви семьи Медичи, которая является “сердцем” Флоренции.

История создания

В 1520 году Микеланджело получил заказ на постройку и украшение статуями капеллы – усыпальницы рода Медичи при церкви Сан Лоренцо от кардинала Джулио Медичи (впоследствии папа Климент VII).

Pабота велась с перерывами до 1526 года, затем после бурных событий осады и падения республики во Флоренции, в которых принимал участие сам Микеланджело – с 1530 по 1534 годы.

Когда Микеланджело в 1534 уехал в Рим, скульптуры еще не были установлены и находились на разных стадиях завершенности. Сохранившиеся наброски свидетельствуют о напряженной работе, предшествовавшей их созданию: были проекты единой гробницы, двойной и даже свободно стоящей гробницы.

Архитектура и ее символизм

Два пристенных надгробия включают статуи герцога Джулиано и герцога Лоренцо, помещенные в неглубоких нишах второго яруса на южной и северной стенах капеллы Медичи, декор которых имитирует фасад дворца.

Фигуры герцогов воплощают две основные аллегории бытия человека – «вита аттива» и «вита контемплатива» – «жизнь действенную» и «жизнь созерцательную».

Герцог Урбинский

При всей противоположности этих аллегорий, сами образы объединяет ощущение мрачной отрешенности, усталости и одиночества. Внизу перед нишей – саркофаг, на овальной крышке которого – фигуры «Дня» и «Ночи».

Герцога Немурский

Вместе с фигурами «Утра» и «Вечера» на саркофаге Лоренцо они символизируют времена суток и соответствуют девизу рода Медичи «Semper» (всегда); в капелле должна была идти круглосуточная служба.

Смена времен указывает и на быстротечность, бренность человеческой жизни. В пластике могучих обнаженных тел, их сложных позах, в их усилиях преодолеть тяжелую инертную силу, выражены тревога и борьба.

Самый совершенный и самый трагический образ капеллы – «Ночь». Изображенная в позе мучительного сна, «Ночь» не может в нем найти успокоения.

Трагическая маска под рукой Ночи, заведенной за спину, сова у ее ног, камень в руке, который согласно одному из толкований должен выпасть, если она уснет, и разбудить ее – все это символы тревожной, обреченной на вечное бодрствование «Ночи».

Ей не дано ни покоя, ни даже смерти. Ее могучее тело прекрасных пропорций уже тронуто увяданием, ее удивительно благородное лицо полно скорби.

Саркофаг Лоренцо и Джулиано

Джулиано был братом Лоренцо. Он погиб во время заговора в Пацци. Над саркофагами братьев установлена фигура Богородицы с младенцем.

На лице скульптуры угадываются такие чувства, как глубокое волнение и переживание за судьбу своего ребенка. Сам младенец отвернут от зрителей лицом к матери – этим Микеланджело хотел показать близость между родителями и детьми.

Саркофаг герцога Урбинского

Возвышается над его могилой идеализированная скульптура самого герцога. Он изображен в образе молодого древнеримского полководца.

Надгробие венчают фигуры «Утро» и «Вечер». «Утро» представлено в виде красивейшей женщины, очень сильной. Однако в ее образе прослеживается ощущение сонливости или даже болезни. «Вечер» представлен в виде взрослого мужчины. Его лицо выражает усталость.[

Саркофаг герцога Немурского

Этот человек был младшим сыном Лоренцо Великолепного. Над его местом захоронения располагаются скульптуры, символизирующие «День» и «Ночь».

«Ночь» представляет собой пожилую женщину, в образе которой просматривается увядающая красота. Ее фигура, являясь самой выразительной и трагической, вдохновляла на создание стихотворений, как самого Микеланджело, так и поэта Джованни Стронци. «День» – это фигура молодого юноши, спортсмена.

Присутствует ощущение незавершенности образа. Это скульптор сделал намеренно, дабы показать, что никогда не известно «Что день грядущий нам готовит».

Видео

Небольшая видео экскурсия по Капелле погрузит вас в атмосферу таинственной истории.

Как добраться

Доехать можно автобусом NoС1 до остановки «Церковь Сан-Лоренцо».

Также можно пройти пешком. Ориентироваться следует на собор Санта-Мария Новелла, находящийся на противоположной стороне привокзальной площади. Затем по короткой улочке от Пьяцца Санта-Мария Новелла пройти к церкви Сан-Лоренцо.

Базилика Сан-Лоренцо во Флоренции

Базилика Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo) располагается на одноименной площади и представляет собой один из самых старинных храмов Флоренции. Именно в ней похоронены практически все представители семейства Медичи. Над созданием базилики работали такие выдающиеся итальянские архитекторы, как Брунеллески и Микеланджело.

История возникновения базилики Сан-Лоренцо

Изначально на месте современной базилики Сан-Лоренцо находилась одноименная церковь, построенная еще в 393 году по приказу архиепископа Амброджио. Эта церковь была посвящена Святому Лаврентию и Святому Зиновию, мощи которого хранились в храме.

Примечательно, что именно церковь Сан-Лоренцо считалась Кафедральным собором Флоренции вплоть до 7 века. В дальнейшем этот титул перешел собору Санта-Мария-дель-Фьори.

Церковь в 11 веке была значительно изменена в романском стиле и просуществовала в таком виде вплоть до 15 века. Таким образом, история возникновения базилики восходит аж к 4 веку, что делает ее одной из самых первых церквей, появившихся во Флоренции.

Перестройка церкви архитектором Брунеллески

Обширная реконструкция здания в 15 веке была финансирована главным образом Джованни Медичи, который планировал устроить в этой церкви усыпальницу семейства Медичи. Работы по реконструкции церкви были поручены знаменитому итальянскому архитектору Филиппо Брунеллески.

С 1421 по 1428 годы он занимался возведением боковой капеллы – Старой Сакристии, которая предназначалось именно для размещения гробниц представителей знатного семейства. Капелла имела вид купола, возвышающегося над квадратным помещением, оформленным в лаконичном стиле.

Читайте также  Церковь Вознесения Богородицы и Св. Иоанна Крестителя

Интересно, что Джованни Медичи умер всего лишь через год после окончания строительства Старой Сакристии, где и был похоронен.

Вклад Микелоццо

После этого реконструкция церкви возобновилась только в 1441 году, когда Козимо де Медичи нанял другого архитектора для продолжения работ. Им стал Микелоццо.

Умерший в 1464 году Козимо Медичи, также был похоронен в базилике – в подземной крипте. С этого времени в церкви Сан-Лоренцо стали хоронить всех представителей рода Медичи.

Реконструкция церкви под руководством Микеланджело

Большой вклад в реконструкцию здания внес Буонаротти Микеланджело, который был нанят для завершения работ папой римским Львом Х Медичи. В 1520 года он приступил к созданию в противоположной стороне трансепта Новой Сакристии. По замыслу папы римского, в ней должны были быть похоронены молодые представители семейства — Джулиано и Лоренцо Медичи.

Примечательно, что гробницы и статуи были размещены не в центре ризницы, а по ее периметру. Это было довольно необычным для того времени

Микеланджело также занимался возведением часовни в Новой Сакристии с 1519 года..

Позднее в 17 веке базилика Сан-Лоренцо была дополнена капеллой принцев с огромным куполом.

Архитектура базилики Сан-Лоренцо

Внешне здание выглядит довольно аскетично. Фасад отличается простотой линий и геометрических форм, практически ровными стенами без окон.

Кажется, что архитектор просто забыл украсить церковь различными барельефами, статуями или ярким мрамором, что характерно для других храмов и церквей Флоренции.

Фото: Hotaik Sung / Shutterstock.com

Фасад

На самом деле фасад церкви действительно остался незавершенным. Великий итальянский архитектор Микеланджело и папа римский Лев Медичи просто не смогли договориться, какой материал использовать для облицовки стен. Должен ли фасад быть выполнен из каррарского мрамора, как хотел Микеланджело, или из камня из Пьетрасанты, по мнению папы римского?

Согласно историческим источникам, именно поэтому внешне здание имеет такой лаконичный, даже неприметный вид, по сравнению с роскошным внутренним убранством.

Интерьер

Интерьер базилики Сан-Лоренцо отличается богатством изящных украшений. По обеим сторонам от центрального входа располагается ряд колонн, выполненных архитектором Васаллето.

Фото: © Иванова Екатерина

Пол украшает изумительный геометрический рисунок церковного содержания. А потолок украшен позолоченными кессонами на белом фоне.

Внутреннее убранство выглядит особенно интересно из-за великолепного освещения, попадающего в здание через группу дуговых окон на втором ярусе.

Что посмотреть

Многие предметы интерьера выполнены знаменитым Донателло: великолепные бронзовые кафедры 15 века, фигурные двери, барельефы старой ризницы, бронзовые евангелисты и херувимы, украшающие церковь.

Базилика Сан-Лоренцо также знаменита известными картинами в ее интерьере:

  • «Благовещение Мартелли» работы Филиппо Липпи;
  • «Рождество со святыми Юлианом и Франциском» Раффаэлино дель Гарбо;
  • «Обручение Богоматери» Россо Фьорентино;
  • фрески с изображением сцен из жизни Святого Лаврентия работы Бронзино.

Творчеству Микеланджело также принадлежит библиотека Лаврентия (Biblioteca Laurenzianа), в которую ведет дорога через чудесный двор с апельсиновыми деревьями. Обязательно прогуляйтесь туда.

Балкон на контрфасаде базилики, предназначенный для хранения реликвий, — также работа Микеланджело.

Старая Сакристия

Старая Сакристия (Sagrestia Vecchia), созданная Филиппо Брунеллески, украшена главным образом работами знаменитого Донателло. Это многочисленные барельефы, люнеты и медальоны на стенах ризницы.

К числу работ Донателло также относится уникальное изображение звездного неба, на котором запечатлено расположение звезд в 1442 году в ночь с 3 на 4 июля.

В Старой Сакристии похоронены Пьетро и Джованни Медичи, гробницы которых выполнены итальянским скульптором Андреа Вероккио.

Новая Сакристия (капелла Медичи)

Именно ради того, чтобы увидеть Новую Сакристию работы Микеланджело, в базилику Сан-Лоренцо ежегодно приезжают сотни туристов и ценителей итальянского искусства. Скульптурное оформление новой ризницы является одним из самых значительных творений Микеланджело.

Фото: Danita Delmont / Shutterstock.com

Микеланджело начал создание капеллы Медичи в 1520 году по приказу Льва Х Медичи и закончил шедевр только через 15 лет. По его замыслу, на крышках саркофагов красуются статуи, символизирующие течение жизни.

Так, саркофаг Лоренцо Урбинского содержит аллегорические фигуры «Утро» и «Вечер», а саркофаг Джулиано Немурского – «День» и «Ночь».

Фото: © Иванова Екатерина

Также в капелле похоронены Лоренцо Великолепный и его брат Джулиано. На гробнице Джулиано можно увидеть изображение «Мадонна и младенец».

Капелла принцев

Капелла принцев (Cappella Dei Principi) хранит гербы различных городов Тосканского герцогства. Она имеет форму восьмиугольника, а ее купол – второй по величине во всем городе.

Фото: © Иванова Екатерина

Внутри капелла облицована мрамором. К сожалению, она не была полностью завершена – многие ниши, в которых должны были находиться статуи, так и остались пустыми. Здесь можно увидеть только статую Козимо II Медичи и Фердинанда I.

Склеп, в котором похоронены практически все представители семьи Медичи, расписал Пьетро Бенвенути в 1826 году. Самая известная гробница Козимо Медичи располагается возле алтаря.

В капеллу принцев можно попасть из Новой Сакристии.

Фото: © Иванова Екатерина

Фото: D.Bond / Shutterstock.com

Библиотека Лаврентия

Созданная Микеланджело библиотека Лаврентия содержит огромное количество исторических документов и книг. Так, здесь хранится оригинальная Библия 8 века, а также древнейшая римская энциклопедия.

Над строительством библиотеки итальянский архитектор работал с 1524 по 1534 годы по приказу Климента VII Медичи. Во внутреннем интерьере библиотеки самым удивительным является великолепное убранство читального зала и поразительная лестница, имитирующая расплавленную лаву.

Как добраться до базилики Сан-Лоренцо

Базилика Сан-Лоренцо располагается по адресу Piazza di San Lorenzo, 9. Это примерно в 300 метрах в северо-западном направлении от Кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьори.

В Капеллу Медичи вход отдельный: она находится неподалеку на Piazza Madonna degli Aldobrandini, 6.

Часы работы

Базилика открыта с понедельника по субботу с 10.00 до 17.30. По воскресеньям закрыта.

Капелла Медичи имеет собственное расписание. Ее можно посетить во все дни недели с 8.15 до 18.00 (последний вход в 13.20). Капелла закрыта:

  • во второе и четвертое воскресенье месяца;
  • в первый, третий, пятый понедельник месяца;
  • 1 мая, 25 декабря, 1 января.

Стоимость билета

Вход в базилику стоит 7 Евро. При этом единый билет для посещения церкви и библиотеки стоит 9,50 Евро. Так что есть смысл купить единый билет, т.к. библиотека Лаврентия является не менее значимым шедевром Микеланджело, чем капелла Медичи. Вход для детей до 11 лет бесплатный.

Стоимость билетов указана по состоянию на 2020 год. Уточняйте информацию о расписании и ценах на билеты на официальных сайтах:

Экскурсии по Флоренции

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Флоренции?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте Tripster.

Капелла Медичи во Флоренции: описание, фото, история, часы работы

Флоренция, как и практически любой итальянский город, буквально наводнена достопри­мечательностями, памятниками истории, всевозможными бесценными артефактами, о которых мы немного упоминали в маршруте прогулки по Флоренции за 1 день. Среди всего этого изобилия есть места, которые просто нельзя не посетить, и одно из таких мест – Капелла Медичи. Она входит в состав мемориального комплекса при церкви Сан-Лоренцо.

Строго говоря, капелла состоит из трех частей – склепа с захоронением 49 не самых известных Медичи; Капеллы Принцев, где покоится прах гораздо более знаменитых представителей рода; и Новой Сакристии (Sagrestia Nuova).

Именно над оформлением последней работал великий Микеланджело Буонарроти, и, несмотря на весьма драматическую историю реализации проекта, именно здесь талант великого Мастера отразил многие свои грани.

Собственно, именно Новую Сакристию чаще всего имеют в виду, когда говорят о Капелле Медичи.

Как добраться и часы работы

Основной ориентир для туристов, желающих посетить Капеллу Медичи во Флоренции – это сама церковь Сан-Лоренцо. Находится она по адресу Piazza di San Lorenzo, 9.

Капелла Медичи входит в состав комплекса Сан-Лоренцо

Достопримечательность очень значима, присутствует во всех возможных путеводителях, поэтому найти ее не составит проблем. Рядом с церковью проходит маршрут автобуса С1. Остановка так и называется – «San Lorenzo». Можно также выйти и на следующей остановке – «Cappelle Medicee».

Капелла Медичи открыта для посещения каждый день с 8:15 до 18:00. Регулярные выходные – каждое четное воскресенье и каждый нечетный понедельник месяца.

Также капелла закрыта в самые большие праздники – 1 января (Новый год), 25 декабря (Рождество) и 1 Мая.

Билеты в капеллу Медичи и библиотеку Лауренциана (еще один проект Микеланджело на территории комплекса Сан-Лоренцо) покупаются отдельно. Касса работает до 16:20. Детям до шести лет вход бесплатный.

Капелла Медичи во Флоренции – очень популярное место, поэтому билеты стоит забронировать онлайн.

Также это одна из тех достопримечательностей Флоренции, которую лучше посещать вместе с гидом. В городе даже есть специальная русскоязычная экскурсия, посвященная исключительно Капелле Медичи. Подробное описание и отзывы можно посмотреть по ссылке ниже.

Чем интересна капелла Медичи

Будучи далеко не единственной живописной усыпальницей во Флоренции, Капелла Медичи разительно отличается от других подобных объектов. Микеланджело вложил весь свой талант в то, чтобы создать в капелле атмосферу глубокого трагизма и скорби – здесь все посвящено теме смерти.

Даже характер естественного освещения очень символичен. В самом низу, где расположены саркофаги с усопшими, темнее всего. Чем выше, тем больше света снаружи попадает внутрь здания. Это символизирует бессмертие души и ее переход в царство света после завершения земной жизни человека.

Над усыпальницами Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано можно видеть работы Микеланджело «Мадонна с младенцем», скульптуры святых Косьмы и Домиана

Центральный объект в Капелле Медичи – алтарь. Но отнюдь не он представляет наибольший интерес с художественной и эстетической точки зрения.

По правой и левой стороне от алтаря находятся усыпальницы герцогов Джулиано Немурского и Лоренцо Урбинского. Прямо напротив алтаря, у противоположной стены в выступающем цоколе покоится прах еще двух Медичи – Лоренцо Великолепного и его родного брата Джулиано.

Эти два представителя могущественного рода были в свое время гораздо более значимыми фигурами, чем их тезки, похороненные «по соседству». Но их саркофаги украшены гораздо скромнее – на склепе установлены три статуи работы Микеланджело – святых Космы и Дамиана, и «Мадонна с младенцем».

Последняя – едва ли не единственная скульптура в капелле, которая лишена трагизма, а наполнена лирическим отражением близости матери и ребенка.

Лоренцо Великолепный был видным государственным деятелем Флорентийской республики и ее руководителем в эпоху Ренессанса. У многих возникает естественный вопрос, почему его с братом усыпальница получила от Микеланджело столь минималистическое оформление.

Читайте также  Гоа: куда ехать - на юг или север

Ответ на самом деле очень простой. Лоренцо Урбинский и Джулиано Немурский первыми из рода Медичи получили герцогские титулы. В те феодальные времена это обстоятельство имело гораздо большее значение, чем реальная историческая роль того или иного лица.

Аллегорические фигуры «Утро» (женская) и «Вечер» (мужская) украшают надгробие Лоренцо Урбинского

Саркофаги герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи украшены скульптурами, которые принесли еще больше славы и без того знаменитому на тот момент Микеланджело. Это так называемые «Сутки».

Скульптуры «Утро» и «Вечер» установлены на гробнице Лоренцо Урбинского, а «День» и «Ночь» – на саркофаге Джулиано Немурского.

Еще при жизни Микеланджело скульптура «Ночь» оказывала неизгладимое впечатление на современников творца своим глубоким трагизмом. Точно такое же настроение фигура создает и сейчас, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы посетителей Капеллы Медичи.

Фигуры «День» (мужская) и «Ночь» (женская) установлены Микеланджело над гробницей Джулиано Немурского

Все описанное – лишь самые заметные творения Микеланджело, созданные в ходе работы над внутренним убранством капеллы. Осознание реального величия этого произведения искусства приходит по мере ознакомления с самой историей создания Капеллы Медичи.


Саркофаги, кроме одного, гранитного, тоже из полихромного мрамора с инкрустацией и герцогскими коронами (жалко, статуй в нишах только две — не доведено дело до конца).

В основании пилястров гербы «подопечных» городов.

Купол наборный и расписан весьма богато.

В общем, тот редкий случай, когда Исаакиевский собор и Эрмитаж нервно курят в сторонке. Есть повод гордиться.
Особо хочу отметить алтарь: если вы когда-нибудь видели такую инкрустацию, то я — нет.

Честно скажу, я от таких «роскошеств» был в восторге последний раз лет в 12 и с тех пор испытываю к ним лютую ненависть, но не оценить размах и мастерство у меня не хватит совести. Действительно круто.
Что касается новой сакристии (wiki) — есть еще старая (wiki), работы Брунеллески, с декором Донателло и Луки делла Роббиа, — то я себе ее представлял совсем другой. Не знаю, какой именно — может быть, более похожей на церковь, а не на запасник музея? Во всяком случае, надгробия герцогов Урбинского и Немурского, хорошо знакомые мне хотя бы по слепкам в Пушкинском музее, и тут выглядят какими-то не настоящими.

Я помню, какой испытал трепет 2 года назад в Риме, когда оказалось, что с детства знакомый Моисей на гробнице папы Юлия II — такой: желтоватый, мускулистый даже не по форме, а по структуре, когда прожилки мрамора кажутся живой человеческой кожей. Здесь же чувствуется рука мастера, но структура мрамора — не очень (даже немного странно, что Микеланджело так долго его выбирал).

Отдельно хочется сказать про женские фигуры. Для итальянского (и, в целом, европейского) искусства эпохи Возрождения вообще свойственно не уметь изображать женщин и детей. Ощущение, что так проявился запрет на тело в католичестве: даже когда живопись и скульптура ушли от готической диспропорции и обрели анатомическую точность, это коснулось только мужской фигуры, поскольку подмастерьев всегда можно было раздеть, поставить в нужную позу и рисовать часами хоть лицо, хоть тело, добиваясь грамотности расположения мышц и рефлексов.
С женщинами не так. Есть замечательные образцы: тут надо снова сказать про Филиппо Липпи и Сандро Боттичелли с их музами — и противоположные примеры у сиенцев, которым, видимо, категорически не везло с женами. Но одно дело — позировать лицом, а совсем другое — телом. Есть даже ощущение, что художники и жен-то своих не видели голыми при обычном освещении, не то что натурщиц. Так и рождались монстры с грудью на плече или на боку, по принципу «где-то там что-то там у нее есть». С детьми еще хуже: если младенец Иисус просто похож на уменьшенного восьми-десятилетку, как у Джотто, или на двадцатилетнего юношу, как на греческих иконах, — считай, повезло, может же быть и просто диспропорциональный уродец. Даже у Леонардо с его эстетством младенцы не живые — потребовался Рафаэль (пусть и стоящий на плечах Перуджино), чтобы младенцы обрели естественный вид.
Надо сказать, что с младенцами у Микеланджело порядок — он всегда, даже в ранних работах, на младенцах не экономил: видимо, как это ни прискорбно, трупы младенцев ему попадались наряду с трупами взрослых мужчин, которых он вскрывал, тщательно шифруясь от церкви. То ли трупы женщин ему не попадались, то ли слухи об ориентации — не вымысел, но с голыми женщинами, в отличие от одетых, у Микеланджело явно было не очень.
Скажем, ночь — очевидный мужчина с неумело приделанной грудью (еще и такой конфигурации, что в жизни не сыщешь).

Грудь Авроры (Утра) больше напоминает женскую, но фигура по-прежнему мужская, хотя и не столь ярко выраженная, как в случае с Ночью.

Читайте также  Вопросы и отзывы о Бенидорме

На этом фоне Мадонна Медичи на надгробии Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано, убитого во время заговора Пации, смотрится эталоном стиля и анатомической точности, хоть и построенной по классическим греко-римским образцам (скажем, лицом Мадонна явно напоминает Афину, а то и Геру, если принимать во внимание нос). Безусловно, видно, что это та же рука, что сделала Рахиль для гробницы папы Юлия II в Риме, а вот единство авторства с ватиканской «Пьетой» может вызывать вопросы: «Пьета» восхитительно современна, а здесь намеренный посыл в античность (в отличие от окружающих Космы и Дамиана, сделанных учениками по эскизам и моделям мастера — эти совсем не смотрятся древними).

В общем и целом, задачу мы выполнили, капеллы Медичи посетили. Мне лично это удовлетворения не принесло — скорее, разочарование. Хотя тут каждый видит по-своему, конечно.

Закрывая другой гештальт, мы пошопились на Mercato di San Lorenzo, прикупив обещанную Мыше пару сумок и пару кошельков. Говорите что хотите, но флорентийская кожа прекрасна, а сторговаться можно всегда. Правда. мне показалось, что ассортимент сумок слегка поуменьшился, но м.б. это только показалось.
Подняв таким образом себе настроение, мы направились в любимое место — монастырь Сан-Марко (wiki). Если вы вдруг здесь не были или путаете флорентийский Сан-Марко с венецианским, обязательно посетите: запомнится надолго, обещаю. (Кстати, в связи с тем, что опять шел дождь, у входа нас встречала девушка, ловкими и быстрыми движениями натягивавшая на наши зонты специальные полиэтиленовые чехлы, чтобы не капало. Мы нервно сглотнули.)
Монастырь был построен в XIII веке, но только в 1437 году перешел в руки доминиканцев. Заручившись поддержкой Козимо Медичи, который привлек великого архитектора Микелоццо и оплатил расходы, монастырь быстро стал одним из важнейших во Флоренции. Вдобавок Козимо организовал при монастыре первую в истории города публичную библиотеку и попросил выделить ему келью для медитаций (в отличие от других монахов, окно в келье у Козимо выходило на север, где меньше солнца, и было размером с ладонь).
Монастырь расписали местные монахи — правда, надо понимать, что это были фра Джованни (Анджелико) и фра Бартоломео. С появлением во Флоренции Савонаролы (которого, на свою голову, пригласили именно Медичи) монастырь стал его штабом, а он сам — настоятелем. Трехкомнатную (в отличие от всех прочих: даже у Козимо все две маленькие комнаты) келью Савонаролы с выставкой орудий для уничижения плоти можно посетить и сейчас.

Экспозиция музея, в основном, состоит из работ фра Анджелико: они размещены на первом этаже, у входа (бывший странноприимный дом) и в зале капитула, на втором в кельях и коридорах (включая одно из лучших «Благовещений» в истории, wiki — только посмотрите на выражение лица Марии!). Отдельно надо сказать про книжные миниатюры в библиотеке второго этажа: насколько же фра Анджелико лучше, тоньше, интереснее своего современника Заноби Строцци, насколько Строцци архаичнее!
Фотографировать в музее нельзя — в кельях за этим довольно строго следят, хотя «Благовещение» все равно массово щелкают с лестницы, где охраннику не видно. А вот внизу можно и поснимать немного, если хочется. Честно говоря, нам хотелось мало, мы ходили и в очередной раз поражались тому, насколько хорош фра Анджелико. Но одну работу частично пощелкали: это «Распятие со святыми» из зала капитула (wiki). Не верится, что это 1442 год: Вероккьо было 7 лет, а Лоренцо Великолепный, Гирландайо, Боттичелли, не говоря уж про Леонардо и Микеланджело, еще не родились. Посмотрите на эти лица и скажите мне, что фра Анджелико прост и примитивен!

Среди других представленных художников — уже упомянутый фра Бартоломео (написавший, кстати, самый известный прижизненный портрет Савонаролы), Паоло Уччелло, ученик фра Анджелико Беноццо Гоццоли, Бартоломео Капорали, Лука и Андреа делла Роббиа и многие другие. В качестве примера — «Тайная вечеря» Гирландайо (wiki): даже кажется, что за 40 лет с момента «Распятия со святыми» живопись шагнула не очень далеко, хотя на самом деле был пройден огромный путь.

В общем, Сан-Марко — место к посещению обязательное.

А для нас во Флоренции есть еще одно обязательное к посещению место: так уж получилось, что традиции зайти поесть «к дуракам» мы не изменяем, несмотря безусловный интерес к другим местам и регулярную критику знатоков, считающих Borgo San Lorenzo отвратительным туристическим районом, а рестораны, где есть русское меню и куриная грудка — не стоящими внимания. Так что — в очередной раз I Matti (сайт).
Брали: риболита, cacio e pepe (пичи с пекорино и черным перцем — просто и потрясающе вкусно, ничуть не хуже местной вкуснейшей аррабиаты), панакотту и восхитительный тирамису (местный точно входит в тройку самых вкусных из тех, что я ел). В общем, «дураки» снова не подкачали. И это хорошо, потому что день подошел только к середине, и нас ждали еще два важных места.

Базилика Сан-Лоренцо: Капелла Медичи, Капелла принцев, Новая Сакристия. 17 февраля 2018 г.

1. Пьяцца Сан-Лоренцо

На площади находится монумент Джованни делле Банде Нере Медичи (Giovanni delle Bande Nere de’Medici, 1498 — 1526). Джованни был великим кондотьером (военачальником), также прозывавшимся «Большой Дьявол». Очень интересны биографии как самого Джованни, так и его матери — Катерины Сфорца, графини Форли (по одной из версий, ставшей моделью для «Джоконды» Леонардо да Винчи), а также его сына — Козимо I, герцога Тосканского. Джованни делле Банде Нере Медичи погребен в капелле Медичи, куда мы и направляемся. Капелла Медичи — мемориальная часовня рода Медичи при флорентийской церкви Сан-Лоренцо.

Сан-Лоренцо является одной из самых больших и старейших церквей Флоренции, впервые построенная в конце IV века, затем она была перестроена в романском стиле в XI веке, а современное здание церкви в стиле Возрождения появилось в XV веке. (Википедия)

2. Фасад базилики Сан-Лоренцо

Фасад поражает своей простотой. Вот что по этому поводу написано в Википедии:
Микеланджело прибыл во Флоренцию в 1514 году, поскольку папа римский Лев Х Медичи предложил ему создать новый фасад для местной церкви Сан-Лоренцо, семейного храма влиятельной семьи Медичи. Этот фасад должен был стать «зеркалом всей Италии», воплощением лучших черт мастерства итальянских художников и свидетелем могущества рода Медичи. Но долгие месяцы раздумий, проектные решения, пребывание самого Микеланджело в мраморных карьерах оказались напрасными. На реализацию грандиозного фасада не хватило денег — и проект сошел на нет после смерти папы. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Капелла_Медичи#Приглашение_архитектора)

Сравните, как выглядят фасады других известных базилик Флоренции (фото 3 — 5).
3. Санта-Мария-Новелла

6. План базилики Сан-Лоренцо (Источник — Википедия, автор De Gryffindor:
https://es.wikipedia.org/wiki/Bas%C3%ADlica_de_San_Lorenzo_(Florencia)#/media/File:San_Lorenzo_Firenze_plan.JPG)

7. Интерьер базилики Сан-Лоренцо (Источник фото — Википедия, автор: Stefan Bauer:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a6/Einblick_LH2_San_Lorenzo_Florenz.jpg/800px-Einblick_LH2_San_Lorenzo_Florenz.jpg)

В начале XV века несколько влиятельных семейств выделили деньги на строительство базилики Сан-Лоренцо, при этом средства не объединялись, а каждому семейству досталась своя капелла. Джованни ди Биччи де Медичи (итальянский банкир, основатель могущества рода Медичи, 1360 — 1429) решил оплатить строительство сакристии* и нанял для этого Брунелески (великий архитектор и скульптор, одной из вершин его творчества является огромный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре). Сейчас она называется Старая Сакристия (Sagrestia Vecchia), потому что Микеланджело создал Новую Сакристию (Sagrestia Nuova). Подробнее про Старую Сакристию: https://youtu.be/CE7a4xDkz-s

*Сакристия — (позднелат. sacristia, от sacrum священная утварь) помещение в католических храмах, где хранятся принадлежности культа, совершаются облачение священнослужителей и некоторые обряды. (БСЭ, https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/129423/Сакристия)

8. Старая Сакристия (Источник фото — Википедия, автор Sailko:
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Sagrestia_vecchia,_veduta_00.jpg#/media/File:Sagrestia_vecchia,_veduta_00.jpg)

В Капеллу Медичи отдельный вход, он находится с противоположной фасаду Сан-Лоренцо стороны.

9. Базилика Сан-Лоренцо (вид сбоку)

Попадая внутрь Капеллы Медичи, сначала оказываешься на нижнем этаже, где проходит досмотр службы безопасности, находится сувенирный магазинчик, выставка реликвий базилики Сан-Лоренцо (которых мы уже насмотрелись в реликварии Мюнхенской резиденции).

10. Выставка реликвий базилики Сан-Лоренцо в Капелле Медичи

А потом поднимаешься выше и оказываешься в Капелле герцогов (или Капелле принцев), которая поражает своей архитектурой и великолепной отделкой из цветного мрамора, лазурита, перламутра, коралла и порфира. Строительство Капеллы принцев началось в 1605 году и продолжалось до 1737 года. В капелле расположены украшения и мозаики, на которых изображены гербы городов Тосканского Герцогства. Здесь захоронены почти все представители семьи Медичи, принадлежавшие к герцогской ветви — великие герцоги Тосканские: Козимо I Медичи (1519 — 1574), Фердинандо I Медичи (1549 — 1609), Козимо II Медичи (1590 — 1621), Фердинанд II Медичи (1610 — 1670), Козимо III Медичи (1642 — 1723).

13. Генеалогическое дерево ветви семьи Медичи, идущей от Козимо I Медичи (схема из Капеллы Медичи)

14. Капелла герцогов (Капелла принцев)

15. Роспись купола капеллы выполнена Пьетро Бенвенути в 1826 году. (Википедия)

16. Мозаичный пол Капеллы принцев

19. Слава в Капелле принцев (на полу под его ногами каменная мозаика герба семьи Медичи)

Из Капеллы принцев переходим в Новую Сакристию. Архитектура и украшение скульптурами Новой Сакристии были заказаны Микеланджело и выполнялись в 1520-1534 годах.

Её скульптурное убранство входит в число наиболее грандиозных свершений Микеланджело Буонарроти и Позднего Возрождения в целом. (Википедия).

Строго говоря, ради посещения именно этой сакристии мы и шли сюда, чтобы своими глазами увидеть не менее знаменитые чем «Давид» работы Микеланджело. Его работы украшают гробницы членов семейства Медичи: Джулиано II Медичи (1479 — 1516), герцога Немурского и Лоренцо II Медичи (1492 — 1519), герцога Урбинского. На первой гробнице расположены скульптуры «День» и «Ночь», а на второй — «Утро» и «Вечер».

20. Новая Сакристия

21. Скульптуры Микеланджело «Ночь» (слева), «День» (справа) и «Джулиано Медичи» (посередине) в надгробии Джулиано II Медичи

22. Скульптуры Микеланджело «Вечер» (слева), «Утро» (справа) и «Лоренцо II Медичи»; (посередине) в надгробии Лоренцо II Медичи

23. Скульптуры «Святой Косма́» (слева) Джованни Аньоло Монторсоли, «Мадонна Медичи» (посередине) Микеланджело, «Святой Дамиан» (справа) Рафаэлло да Монтелупо

В этот раз мы не побывали в Старой Сакристии и в основном помещении Сан-Лоренцо. Если удастся еще вернуться во Флоренцию, обязательно зайдем сюда.

Из Капеллы Медичи мы направляемся в Галерею Академии (или Галерею Академии изящных искусств).