Церковь Рождества Христова

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Церковь Рождества Христова

Строителем Рождественских церквей с благословения преподобного Серафима был Михаил Васильевич Мантуров, богобоязненный и боголюбивый ученик святого саровского старца. Исцелив его от смертельной болезни, в благодарность за то Богу, приказал ему батюшка взять на себя самопроизвольную нищету, продать все свое имение и на полученные деньги выстроить церковь для Мельничной общины.

Преподобный Серафим велел, чтобы размер храма был «семь и девять». На чертежах план церкви имеет размеры 5х6 саженей, в действительности его габариты без паперти составляют 5х7 саженей (10,8х15,1 метра).

Строителем Рождественских церквей с благословения преподобного Серафима был Михаил Васильевич Мантуров, богобоязненный и боголюбивый ученик святого саровского старца. Исцелив его от смертельной болезни, в благодарность за то Богу, приказал ему батюшка взять на себя самопроизвольную нищету, продать все свое имение и на полученные деньги выстроить церковь для Мельничной общины.

Преподобный Серафим велел, чтобы размер храма был «семь и девять». На чертежах план церкви имеет размеры 5х6 саженей, в действительности его габариты без паперти составляют 5х7 саженей (10,8х15,1 метра).

За год, к лету 1829 года, церковь была в основном построена. Батюшка Серафим пожелал, чтобы она была непременно освящена в день Преображения Господня, и сказал, что если в текущем году это не будет исполнено, то храм останется неосвященным до следующего праздника Преображения, ибо так угодно Господу.

Наскоро были привезены два местных образа из соседнего села, так как иконостаса еще не было. Трудно было сочетать три службы: Рождеству Христову, Преображению и освящению храма, но батюшка Серафим поручил это опытному уставщику архимандриту Иоакиму из Нижнего Новгорода, который специально составил службу и освятил храм именно 6/19 августа 1829 года, на праздник Преображения Господня, как велел преподобный Серафим.

Дореволюционный двухъярусный иконостас церкви Рождества Христова был выполнен в стиле классицизма и окрашен в голубой цвет. Его основу составлял местный чин, имеющий вид портика с полуколоннами на пьедесталах
и упрощенным антаблементом. Овальной формы икона Тайной Вечери над царскими вратами имела оформление в виде аттика с волютами. Небольшие иконы праздничного чина стояли вторым ярусом без какого-либо обрамления.

За год, к лету 1829 года, церковь была в основном построена. Батюшка Серафим пожелал, чтобы она была непременно освящена в день Преображения Господня, и сказал, что если в текущем году это не будет исполнено, то храм останется неосвященным до следующего праздника Преображения, ибо так угодно Господу.

Наскоро были привезены два местных образа из соседнего села, так как иконостаса еще не было. Трудно было сочетать три службы: Рождеству Христову, Преображению и освящению храма, но батюшка Серафим поручил это опытному уставщику архимандриту Иоакиму из Нижнего Новгорода, который специально составил службу и освятил храм именно 6/19 августа 1829 года, на праздник Преображения Господня, как велел преподобный Серафим.

Дореволюционный двухъярусный иконостас церкви Рождества Христова был выполнен в стиле классицизма и окрашен в голубой цвет. Его основу составлял местный чин, имеющий вид портика с полуколоннами на пьедесталах
и упрощенным антаблементом. Овальной формы икона Тайной Вечери над царскими вратами имела оформление в виде аттика с волютами. Небольшие иконы праздничного чина стояли вторым ярусом без какого-либо обрамления.

В 1829 году церковь эта была уже готова, что поистине замечательно!
Церковь во имя Рождества Христова, а освящалась в день Преображения Господня! Так пожелал батюшка Серафим.

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

В 1829 году церковь эта была уже готова, что поистине замечательно!
Церковь во имя Рождества Христова, а освящалась в день Преображения Господня! Так пожелал батюшка Серафим.

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

В храме хранилась церковная утварь и облачения, данные обители старцем Серафимом, и много икон, ему принадлежавших и присланных им в разное время в благословение обители. В углублении стены паперти была устроена колокольня, имевшая одиннадцать маленьких колоколов; три из них приобрел на Макарьевской ярмарке батюшка Серафим. О них говорили: «Диво, да и только: колокола-то маленькие-маленькие, вовсе маленькие, а звонят так звонко, точно музыка будто подобранная, и весело на душе, как подымется этот сладкий серебряный звон их».

В 2008 году в монастырь был возвращен один из колоколов, заказанных Серафимом Саровским. Вес колокола 16 кг (1 пуд). На колоколе выгравировано имя заказчика. Из-за трещины звонить в него теперь невозможно; колокол помещен в экспозицию монастырского музея, который находится в доме блаженной Параскевы Ивановны.

В храме хранилась церковная утварь и облачения, данные обители старцем Серафимом, и много икон, ему принадлежавших и присланных им в разное время в благословение обители. В углублении стены паперти была устроена колокольня, имевшая одиннадцать маленьких колоколов; три из них приобрел на Макарьевской ярмарке батюшка Серафим. О них говорили: «Диво, да и только: колокола-то маленькие-маленькие, вовсе маленькие, а звонят так звонко, точно музыка будто подобранная, и весело на душе, как подымется этот сладкий серебряный звон их».

В 2008 году в монастырь был возвращен один из колоколов, заказанных Серафимом Саровским. Вес колокола 16 кг (1 пуд). На колоколе выгравировано имя заказчика. Из-за трещины звонить в него теперь невозможно; колокол помещен в экспозицию монастырского музея, который находится в доме блаженной Параскевы Ивановны.

Проектировал храм городской архитектор Арзамаса Семен Иванович Соколов. В мае 1827 года он приехал в Дивеево. Сделав менее чем за одни сутки обмеры Казанской церкви, Соколов вместе с Мантуровым в тот же день отправился в Саров к преподобному Серафиму. Батюшка спрашивал архитектора, как лучше расположить будущую постройку, и заметил, что размер придела должен быть «семь и девять». Соколов ответил: «Размера определить невозможно до тех пор, пока не будет наложен по масштабу план и фасад церкви; тогда только, сообразно виду и объему существующей церкви, можно будет определить и настоящий размер пристройки, чтобы она составляла общую гармонию с размерами всех частей древнего храма. Эту пристройку я предполагаю провести в виде галереи, от колокольни до церкви; и тем удобнее сделать это, что с западной стороны, по причине большого косогора, ходу в нее нет, и постройка эта не потребует больших издержек; а если сделать пристройку с боку церкви, то надобно будет пристроить такую же, для симметрии, и с другой стороны: это уж стоить будет гораздо дороже». Отец Серафим одобрил идею архитектора и, обратившись к Мантурову, сказал: «Слышишь, как он предполагает? Так и делай и слушайся его во всем; у него ум светлый!»

Проект был закончен в августе 1827 года, а 19 декабря того же года его утвердил строительный комитет при Министерстве внутренних дел. На чертежах изображены южный фасад и план Рождественской церкви, а также план и фасад Казанской церкви. Запроектированная Рождественская церковь имеет прямоугольный план, незначительно вытянутый с запада на восток. Здание односветное, перекрыто двускатной крышей без каких-либо высотных акцентов. Членения фасадной плоскости подчинены ритму фасадов Казанской трапезной. Так, на одной высоте находятся цоколь, фриз и карниз, имеющий к тому же схожий набор профилей с карнизом на трапезной Казанской церкви, но украшенный дентикулами. Сдвоенные пилястры расчленяют стену на три неравных участка, на крайних размещены прямоугольные окна с замковыми камнями, а по центру – тройное «венецианское» окно с веерными замковыми камнями, подчеркнутыми полуциркульным пояском. Аналогичным образом, наподобие тройного окна, оформлен южный вход под колокольней в Казанскую церковь, но вместо среднего оконного проема здесь разместилась дверь. Судя по плану, такой же вход предполагалось для симметрии устроить и с северной стороны, а также на западном фасаде Рождественской церкви. Перед каждой дверью планировалось открытое, огражденное балюстрадными перилами крыльцо.

В церкви Рождества Христова службы совершались в теплое время года, она считалась летней и не отапливалась.

Проектировал храм городской архитектор Арзамаса Семен Иванович Соколов. В мае 1827 года он приехал в Дивеево. Сделав менее чем за одни сутки обмеры Казанской церкви, Соколов вместе с Мантуровым в тот же день отправился в Саров к преподобному Серафиму. Батюшка спрашивал архитектора, как лучше расположить будущую постройку, и заметил, что размер придела должен быть «семь и девять». Соколов ответил: «Размера определить невозможно до тех пор, пока не будет наложен по масштабу план и фасад церкви; тогда только, сообразно виду и объему существующей церкви, можно будет определить и настоящий размер пристройки, чтобы она составляла общую гармонию с размерами всех частей древнего храма. Эту пристройку я предполагаю провести в виде галереи, от колокольни до церкви; и тем удобнее сделать это, что с западной стороны, по причине большого косогора, ходу в нее нет, и постройка эта не потребует больших издержек; а если сделать пристройку с боку церкви, то надобно будет пристроить такую же, для симметрии, и с другой стороны: это уж стоить будет гораздо дороже». Отец Серафим одобрил идею архитектора и, обратившись к Мантурову, сказал: «Слышишь, как он предполагает? Так и делай и слушайся его во всем; у него ум светлый!»

Проект был закончен в августе 1827 года, а 19 декабря того же года его утвердил строительный комитет при Министерстве внутренних дел. На чертежах изображены южный фасад и план Рождественской церкви, а также план и фасад Казанской церкви. Запроектированная Рождественская церковь имеет прямоугольный план, незначительно вытянутый с запада на восток. Здание односветное, перекрыто двускатной крышей без каких-либо высотных акцентов. Членения фасадной плоскости подчинены ритму фасадов Казанской трапезной. Так, на одной высоте находятся цоколь, фриз и карниз, имеющий к тому же схожий набор профилей с карнизом на трапезной Казанской церкви, но украшенный дентикулами. Сдвоенные пилястры расчленяют стену на три неравных участка, на крайних размещены прямоугольные окна с замковыми камнями, а по центру – тройное «венецианское» окно с веерными замковыми камнями, подчеркнутыми полуциркульным пояском. Аналогичным образом, наподобие тройного окна, оформлен южный вход под колокольней в Казанскую церковь, но вместо среднего оконного проема здесь разместилась дверь. Судя по плану, такой же вход предполагалось для симметрии устроить и с северной стороны, а также на западном фасаде Рождественской церкви. Перед каждой дверью планировалось открытое, огражденное балюстрадными перилами крыльцо.

В церкви Рождества Христова службы совершались в теплое время года, она считалась летней и не отапливалась.

Храм Рождества Христова

Храм Рождества Христова

Храм Рождества Христова – первый христианский Храм на Святой Земле на месте рождения Сына Господа Иисуса Христа.
Это одна из главных христианских святынь, наряду с храмами над Голгофой и Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе.

Храм Рождества Христова — Старое новое чудо.

Храм Рождества Христова в Вифлееме (Палестина) встретил XXI век в не лучшем состоянии. Полная реставрация в нем не проводилась уже 500 лет. Некоторые кровельные балки помнили императора Юстиниана и явно устали от долгой жизни. Во время дождей сквозь щели в крыше просачивалась грязная вода, угрожающая бесценным росписям и мозаике.

Храм Рождества Христова напоминал дитя у семи нянек: три опекающих его клира — греческий православный, армянский и римско-католический. Они никак не могли выработать какой-то общий план по спасению как Храма, так и прихожан. Ветхая кровля могла ведь и рухнуть на головы! К тому же было понятно, на благое и необходимое дело уйдет несколько лет и миллионов евро.

Начало Реконструкции.

В 2011 году дело сдвинулось с мертвой точки. Власти Палестины объявили о начале восстановительных работ — которые начались только в 2013. Уже после того, как ЮНЕСКО включила храм Рождества Христова в Палестине в список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой.

Читайте также  Где хорошо лечат: аюрведа в Керале

Пожертвования на спасение храма собираются по всему миру. A работает в нем команда профессиональных и вдохновенных людей, понимающих огромное значение своей работы. Они утверждают, что деятельность в храме очень впечатляет: «Ведь мы прикасаемся к небесам». В первую очередь они занялись кровлей, а затем внутренним убранством.

Благодаря их усилиям летом 2016 г. в храме явился Ангел .
Да, тепловизор «учуял» под слоем штукатурки между оконными проемами соединение разнородных материалов. И после расчистки из пыли выглянуло свежее юное лицо из перламутра, с золотым мозаичным нимбом.

Размурованный пленник выглядел так свежо и ярко, что стало ясно, как должны выглядеть другие мозаики, затуманенные пылью и копотью, темные от влаги. После реставрации, они еще византийские, кажутся сделанными вчера.

Люди тоже могут творить чудеса. Особенно если ощущают себя близко к Богу.
Ведь существует же в маленьком Вифлееме рукотворное чудо — Храм Рождества Христова, службы в котором без перерыва идут вот уже 17 веков.

Экскурсии в Храм Рождества Христова

Купить
Русские Святыни Вифлеема и Иерусалима

Русское подворье в Иерусалиме, Jerusalem, Israel

Купить
Вифлеем и Иерусалим — Горненский Женский Монастырь

Горненский монастырь, Jerusalem, Israel

Купить
Вифлеем и Лавра Саввы Освященного

Купить
Христианский Иерусалим и Вифлеем

Базилика Рождества Христова, Bethlehem

Купить
2-х дневная экскурсия из Эйлата по всему Израилю

Купить
Иерусалим Вифлеем и Тель-Авив из Эйлата
Экскурсии по Израилю

Город, в котором всегда Рождество.

Город Вифлеем и сейчас невелик. Провинциален и к тому же придушен арабо-израильским конфликтом. Живет за счет туристов и паломников. Которые стремятся попасть туда не только в рождественские праздники, но просто чтобы своими глазами увидеть знаменитый храм.

Главный предмет торговли тут — тематические сувениры. Кафе или лавка могут носить название вроде «Дары волхвов». Везде вас встречают разнокалиберные звездочки и разнообразные миниатюрные вертепчики. Вот и кажется, что Рождество тут продолжается круглый год!

Во времена рождения Мессии это было маленькое поселение, где жили простой деревенской жизнью. Оба названия его и арамейское, и арабское — свидетельствуют о крестьянском труде здешних жителей. Первое говорит о выращивании хлеба, второе — о разведении скота.

Перепись Населения.

И в этом селе родился Сын Человеческий — согласно древним пророчествам. Случилось это благодаря язычнику, римскому императору Октавиану Августу. Который, как и его администратор в Палестине Квириний, слыхом не слыхивал о каких-то стародавних бродягах-фанатиках. Так он, наверно, воспринял бы иудейских пророков, если бы увидел хоть одного.

Но самому Октавиану хоть ставь памятник в Вифлееме. Не будь переписи населения, которую он затеял во всей Римской империи, чтоб удобнее было собирать налоги с провинций. Не пришел бы в Вифлеем плотник Иосиф со своей беременной женой. Для удобства римских чиновников всем жителям Палестины велено было явиться в города, из которых вели они свой род. Вот и собрался в дорогу Иосиф из рода Давидова.

Из-за наплыва других «переписываемых» Богоматери даже не хватило места в гостинице. Сюда, в подземный хлев, и привела волхвов Вифлеемская звезда. Озарив полудеревенское поселение навсегда и для всего мира.

Под высочайшим покровительством

Грот Рождества — а именно, подземный хлев, где был рожден Иисус — разыскала в процессе самых настоящих археологических раскопок 60-летняя царица Елена, мать Константина Великого, около 330 г. Она же повелела строить над новообретенным святым местом храм. Самолично «почтила бремя Богородицы», выбирая драгоценное убранство.

Затем поклониться святыне прибыл и ее сын-император. Также одаривший храм Рождества Христова в Израиле золотой и серебряной утварью и роскошными занавесями.

В 529 г. храм сильно пострадал в ходе восстания самаритян. Самаритяне бунтуя против власти Византии, жгли христианские церкви по всей Палестине.
Гроза прошла поверху — храм Рождества превратился в развалины, в буквальном смысле. Закрыв собою главную, подземную святыню, Грот.
С прошением о восстановлении важнейшей христианской церкви отправился к императору Юстиниану главный в то время духовный авторитет христианской Палестины — сам Савва Освященный.

И Юстиниан не просто восстановил то, что было. Он воздвиг на месте руин Базилику Рождества Христова, которую мы видим и сегодня.
Росписи, украсившие новый вариант храма, спасли его от разрушения персами в VII в. Шахиншах Хосров II пренебрежительно относился к чужой религии. В письме византийскому правителю он называл Христа «тщетной надеждой» Византии. «Он себя-то от евреев не мог спасти».

Спасение Волхвами.

И тем не менее, люди Хосрова не стали осквернять место, где родилась «тщетная надежда». Потому что увидели на фресках изображения волхвов! Те были одеты в штаны и фригийские шапки. Персы признали соотечественников и не стали поднимать на них руку!
Храм же и далее пользовался вниманием и покровительством правящих особ, верующих в Христа. Во времена крестоносцев в нем короновались на трон Иерусалимский оба Болдуина — и Булонский, и де Бург. В храм Рождества Христова валом валили паломники. На его розовых колоннах до сих пор видны призрачные изображения Девы Марии, Христа и святых, сделанные в годы Иерусалимского королевства.

В 1479 английский монарх Эдуард IV презентовал базилике Рождества свинцовое покрытие на кровлю.
Императоры Всероссийские Александр III и Николай II жертвовали в храм колокола и паникадила.

Храм Рождества в Вифлееме привлекал внимание царственных особ начиная с Константина не только потому, что правители горячо веровали в Христа. Очевидным мотивом их интереса к храму, разумеется, было укрепление собственной земной власти. Потому и тянуло их к подлинному месту рождения Сына Человеческого. Каждый из них хотел и себя, и подданных убедить. «Моя власть — от Бога», «Бог — со мной». Правда, неизвестно, часто ли они вспоминали о том, что Иисус Христос родился не под парчовой занавесью и золотой люстрой, а на сене в хлеву.

Храм Рождества Христова — Дом трех церквей.

Вход в храм Рождества Христова так мал, что напоминает нору.
Один израильский гид с доброй улыбкой вспоминает удивленное восклицание некой нетерпеливой паломницы: «Ну уж в такую церковь нормальный большой вход сделать не могли!». Конечно, он немедленно рассказал, что были здесь высокие врата, так называемая Дверь крестоносцев. И сейчас на стене можно разглядеть ее очертания. А низенький проход, в который нельзя пройти, не склонив головы, прозванный Вратами Смирения — не дизайнерское решение, а необходимость.

Во время захвата Палестины Османской империей высокая Дверь крестоносцев была заделана с оборонительной целью. Чтоб захватчики физически не могли въехать в святилище на повозке или верхом. Лишь потом появился символический смысл! Пусть входящий склоняет голову, кто он ни будь — даже если она в короне.
Внутри весь храм поделен между тремя приходами: греческим, армянским и католиками-францисканцами. Тоже очень символично! Рождество Христово значимо для всех христиан.
Разглядывать внутреннее убранство храма можно бесконечно. Тут и почти истаявшие росписи на красноватых полированных колоннах с коринфскими капителями в листьях, и разноцветный ковер византийских мозаик на стенах и разрешенных для осмотра фрагментах пола, и старый пожелтевший мрамор теплых оттенков, и величественный иконостас.

Святыни Храма.

Но неизменный интерес гостей храма вызывают его главные святыни.

Грот Рождества.

Грот Рождества находится в подземной крипте, в северной ее части, куда ведут две лестницы из тесаного камня. Крипта и грот Рождества отделаны белым мрамором. Стены украшены драпировками и иконами. Простые сетчатые ясли, в которые Богоматерь положила Сына, всегда освещены лампадами. Напротив яслей стоит алтарь Поклонения волхвов.

Вифлеемская звезда.

Вифлеемская звезда здесь уже вторая. Первая, украшенная золотом и драгоценными камнями оказалась слишком роскошной. И потому привлекательной для турецких завоевателей, которые и «увели» ее из храма. Нынешняя звезда — серебряная, с грубовато вырезанными четырнадцатью лучами. Над ней есть свой алтарь. Она обозначает место того колодца, в который когда-то упала. В этом колодце Богоматерь омывала после рождения Младенца Иисуса. Есть поверье, что в темной глубине можно увидеть отблеск той, настоящей Вифлеемской звезды. Звезду освещают 15 лампад — 4 католических, 5 армянских и 6 православных.

Вифлеемская чудотворная икона Пресвятой Богородицы.

Вифлеемская чудотворная икона Пресвятой Богородицы — русского письма. Она пожертвована храму Рождества Христова императорским домом Романовых. Это единственная из знаменитых икон Богоматери, на которой лик Святой Девы озарен улыбкой. Риза Богоматери на иконе сделана из платья великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой. Причисленной позже к лику святых мучеников в 1992 г. Перед иконой часто стоят букеты живых цветов. Она почитается не только христианским, но и мусульманским населением Палестины.

Храм Рождества Христова

Храм Рождества Христова (Church of the Nativity)

Храм Рождества Христова в Вифлееме – расположенная на территории Палестинской автономии действующая церковь, построенная прямо над пещерой, где появился на свет Иисус. Здание, возведенное почти полторы тысячи лет назад, дошло до нашего времени с незначительными изменениями.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Храм Рождества Христова

История храма Рождества Христова в Вифлееме

Время, природа и люди отнеслись к храму Рождества Христова бережно, особенно если сравнивать его историю с судьбами других религиозных объектов на Ближнем Востоке. Первый вариант базилики был возведен византийским императором Константином I по просьбе его набожной матери Елены примерно в 30-е годы IV в. С именем этих государственных деятелей вообще связано много важных для христианства фактов. Елена санкционировала раскопки в Иерусалиме, во время которых были обнаружены Гроб Господень и Животворящий Крест – основные христианские святыни.

В 529 году здание все-таки сгорело, но это был единственный серьезный пожар за многие столетия. Через 2 года по распоряжению императора Юстиниана начались восстановительные работы, в результате которых появился современный храм. Еще через 100 лет на землю Вифлеема вторглись агрессивно настроенные персы. Спасла храм мозаика, изображавшая Поклонение волхвов, персов по происхождению. Пораженные реализмом этого произведения, захватчики не тронули церковь. Пощадили ее и мусульмане, пришедшие в Палестину в Х веке, поскольку место рождения Иисуса было для них значимо. В Средние века храм Рождества Христова постоянно переходил из рук в руки, при этом часть декора была безвозвратно утрачена. В дальнейшем интерьер еще раз пострадал при землетрясении в XIX веке, но турецкие власти Палестины позволили зарубежным благотворителям его восстановить.

Значение храма для христиан

Насколько верно императрица Елена выбрала место для базилики, не знают даже досконально изучившие вопрос христианские теологи. В религиозных текстах этого периода в качестве места рождения Христа указываются и другие окрестности Вифлеема, и даже точки в самом городе. Считается, что Елена сначала просто пыталась сберечь пещеру для потомков, но довольно быстро базилика стала местом постоянных богослужений для паломников. В общем, уверенность в выборе места – это скорее плод общественной договоренности, нежели достоверные факты, что не мешает христианам всех конфессий с замиранием сердца ожидать наступления Рождества и торжественного богослужения в Вифлееме.

Ветви христианства и храм

Еще в XII-XIII вв. христианские церкви разделили между собой храм Рождества Христова в Вифлееме. Православным достался главный алтарь, католикам – маленькая часовенка Придел Яслей, построенная на месте, где лежал Иисус сразу после рождения. Богослужения в церкви не прерывались, кто бы ни был у власти в Палестине. Армяне обустроили свой алтарь у северного выхода из храма. Армянская, православная и католическая церкви вместе управляют храмом, содержат свои монашеские общины в пристройках к нему. Лампады вокруг Звезды Рождества также принадлежат разным течениям христианства.

Главные святыни

Внутри храма Рождества Христова есть несколько объектов древнего и недавнего происхождения, привлекающих особое внимание туристов.

Звезда Рождества

В пещере, куда ведут мраморные ступени, место, где Мария родила своего сына, отмечено 14-конечной серебряной звездой, вмонтированной в мраморный пол. Символ Рождественской звезды, она была установлена еще византийской императрицей Еленой. В XIX веке ценный знак украли, представителям церкви пришлось срочно изготавливать замену.

Читайте также  Что купить на Самуи

Чудотворная икона Божьей Матери

Православная икона, согласно представлениям паломников, помогает избавиться от бесплодия, укрепить брачные узы. Она была пожертвована Вифлеему российской императорской семьей. Произведение уникально в художественном отношении: вопреки канону, Богоматерь изображена улыбающейся. Поклониться святыне можно справа от спуска в пещеру.

Ясли Христа

Подлинная кормушка для скота, или ясли, в которую положили новорожденного, была передана в Рим. Внешнюю часть, оставшуюся в Вифлееме, католики обложили мрамором и зажгли 5 лампад. 25 декабря, когда христиане западного обряда празднуют Рождество, в храме проходит торжественная служба. Статую младенца-Христа переносят от алтаря, где она обычно стоит рядом с фигурой Девы Марии, к серебряной звезде Рождества, а затем укладывают в ясли, где она остается до 6 января. Поскольку площадь храма не позволяет вместить всех желающих, ежегодно организуются телевизионные трансляции торжественного события.

Архитектурные черты храма

Здание значимо не только как знак выдающегося мастерства древних зодчих и мозаичистов, но и как исторический памятник. Совсем недавно, в 2012 году, его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внешне храм Рождества Христова – это суровое здание, сложенное из сероватых грубых брусков природного камня. О конфессиональной принадлежности памятника свидетельствуют только скромная белая колокольня над армянским монастырем и небольшие кресты на крыше здания.

Интерьер церкви

Длина здания составляет более 50 м, ширина – около 25. Ряды колонн разделяют храм Рождества Христова до алтарной части на 5 нефов. Сейчас внутреннее пространство церкви действительно напоминает гигантскую пещеру из-за отсутствия естественного освещения. Первоначально же солнечные лучи проникали в храм через десятки ныне заложенных окон. Полы, по которым ступают посетители, это реконструированные останки самой первой, еще константиновской церкви. На стенах частично сохранились более поздние мозаики XII века. Интерьер довольно пышный, вокруг алтаря и часовен много золота, но действительно старинных вещей не так много: основные детали внутреннего убранства поступили в храм Рождества Христова не ранее второй половины XIX века. Справа от входа в храм – баптистерий, купальня, в которой крестят младенцев.

Информация для туристов

Попасть в храм Рождества Христова можно через западный вход, или Врата смирения, ниже человеческого роста. Как показывают следы на каменной кладке, первоначально вход был в два раза выше и намного шире, но затем его частично замуровали. Туристы проходят в храм с 10 до 18 часов, чтобы не помешать службам.

Как добраться

Христианские паломники часто останавливаются в монастырях, примыкающих к храму. Туристы обычно отправляются в Вифлеем из Израиля. Напрямую от Иерусалима до Вифлеема всего 8 км, но из-за разных статусов территорий путешествие будет довольно долгим. С собой обязательно иметь загранпаспорт, поскольку граждан Израиля в Палестине не жалуют. От Дамасских ворот Иерусалима, сооруженных в XVI веке, отправляется автобус № 21, который идет до конечной остановки около 40 минут. В пути возможна задержка на КПП, где у местных жителей проверяют паспорта. От станции нужно двигаться в направлении площади Мангер, рядом с которой расположен храм.

Правила безопасности

По отзывам путешественников, городские районы Палестины достаточно безопасны, регулярно патрулируются военными и полицией. Если вы путешествуете самостоятельно, в одежде достаточно придерживаться правил, которые и так выполняют паломники: женщинам желательно покрывать головы, не обнажать колени и плечи, мужчинам не ходить в шортах. На то, как одеты члены организованных туристических групп, никто особого внимания не обращает. Питаться лучше на израильской территории – санитарные нормы в кафе и ресторанах там соблюдаются более тщательно, чем в Палестине.

Храм Рождества Христова

Храм Рождества Христова (Church of the Nativity)

Храм Рождества Христова в Вифлееме – расположенная на территории Палестинской автономии действующая церковь, построенная прямо над пещерой, где появился на свет Иисус. Здание, возведенное почти полторы тысячи лет назад, дошло до нашего времени с незначительными изменениями.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Храм Рождества Христова

История храма Рождества Христова в Вифлееме

Время, природа и люди отнеслись к храму Рождества Христова бережно, особенно если сравнивать его историю с судьбами других религиозных объектов на Ближнем Востоке. Первый вариант базилики был возведен византийским императором Константином I по просьбе его набожной матери Елены примерно в 30-е годы IV в. С именем этих государственных деятелей вообще связано много важных для христианства фактов. Елена санкционировала раскопки в Иерусалиме, во время которых были обнаружены Гроб Господень и Животворящий Крест – основные христианские святыни.

В 529 году здание все-таки сгорело, но это был единственный серьезный пожар за многие столетия. Через 2 года по распоряжению императора Юстиниана начались восстановительные работы, в результате которых появился современный храм. Еще через 100 лет на землю Вифлеема вторглись агрессивно настроенные персы. Спасла храм мозаика, изображавшая Поклонение волхвов, персов по происхождению. Пораженные реализмом этого произведения, захватчики не тронули церковь. Пощадили ее и мусульмане, пришедшие в Палестину в Х веке, поскольку место рождения Иисуса было для них значимо. В Средние века храм Рождества Христова постоянно переходил из рук в руки, при этом часть декора была безвозвратно утрачена. В дальнейшем интерьер еще раз пострадал при землетрясении в XIX веке, но турецкие власти Палестины позволили зарубежным благотворителям его восстановить.

Значение храма для христиан

Насколько верно императрица Елена выбрала место для базилики, не знают даже досконально изучившие вопрос христианские теологи. В религиозных текстах этого периода в качестве места рождения Христа указываются и другие окрестности Вифлеема, и даже точки в самом городе. Считается, что Елена сначала просто пыталась сберечь пещеру для потомков, но довольно быстро базилика стала местом постоянных богослужений для паломников. В общем, уверенность в выборе места – это скорее плод общественной договоренности, нежели достоверные факты, что не мешает христианам всех конфессий с замиранием сердца ожидать наступления Рождества и торжественного богослужения в Вифлееме.

Ветви христианства и храм

Еще в XII-XIII вв. христианские церкви разделили между собой храм Рождества Христова в Вифлееме. Православным достался главный алтарь, католикам – маленькая часовенка Придел Яслей, построенная на месте, где лежал Иисус сразу после рождения. Богослужения в церкви не прерывались, кто бы ни был у власти в Палестине. Армяне обустроили свой алтарь у северного выхода из храма. Армянская, православная и католическая церкви вместе управляют храмом, содержат свои монашеские общины в пристройках к нему. Лампады вокруг Звезды Рождества также принадлежат разным течениям христианства.

Главные святыни

Внутри храма Рождества Христова есть несколько объектов древнего и недавнего происхождения, привлекающих особое внимание туристов.

Звезда Рождества

В пещере, куда ведут мраморные ступени, место, где Мария родила своего сына, отмечено 14-конечной серебряной звездой, вмонтированной в мраморный пол. Символ Рождественской звезды, она была установлена еще византийской императрицей Еленой. В XIX веке ценный знак украли, представителям церкви пришлось срочно изготавливать замену.

Чудотворная икона Божьей Матери

Православная икона, согласно представлениям паломников, помогает избавиться от бесплодия, укрепить брачные узы. Она была пожертвована Вифлеему российской императорской семьей. Произведение уникально в художественном отношении: вопреки канону, Богоматерь изображена улыбающейся. Поклониться святыне можно справа от спуска в пещеру.

Ясли Христа

Подлинная кормушка для скота, или ясли, в которую положили новорожденного, была передана в Рим. Внешнюю часть, оставшуюся в Вифлееме, католики обложили мрамором и зажгли 5 лампад. 25 декабря, когда христиане западного обряда празднуют Рождество, в храме проходит торжественная служба. Статую младенца-Христа переносят от алтаря, где она обычно стоит рядом с фигурой Девы Марии, к серебряной звезде Рождества, а затем укладывают в ясли, где она остается до 6 января. Поскольку площадь храма не позволяет вместить всех желающих, ежегодно организуются телевизионные трансляции торжественного события.

Архитектурные черты храма

Здание значимо не только как знак выдающегося мастерства древних зодчих и мозаичистов, но и как исторический памятник. Совсем недавно, в 2012 году, его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внешне храм Рождества Христова – это суровое здание, сложенное из сероватых грубых брусков природного камня. О конфессиональной принадлежности памятника свидетельствуют только скромная белая колокольня над армянским монастырем и небольшие кресты на крыше здания.

Интерьер церкви

Длина здания составляет более 50 м, ширина – около 25. Ряды колонн разделяют храм Рождества Христова до алтарной части на 5 нефов. Сейчас внутреннее пространство церкви действительно напоминает гигантскую пещеру из-за отсутствия естественного освещения. Первоначально же солнечные лучи проникали в храм через десятки ныне заложенных окон. Полы, по которым ступают посетители, это реконструированные останки самой первой, еще константиновской церкви. На стенах частично сохранились более поздние мозаики XII века. Интерьер довольно пышный, вокруг алтаря и часовен много золота, но действительно старинных вещей не так много: основные детали внутреннего убранства поступили в храм Рождества Христова не ранее второй половины XIX века. Справа от входа в храм – баптистерий, купальня, в которой крестят младенцев.

Информация для туристов

Попасть в храм Рождества Христова можно через западный вход, или Врата смирения, ниже человеческого роста. Как показывают следы на каменной кладке, первоначально вход был в два раза выше и намного шире, но затем его частично замуровали. Туристы проходят в храм с 10 до 18 часов, чтобы не помешать службам.

Как добраться

Христианские паломники часто останавливаются в монастырях, примыкающих к храму. Туристы обычно отправляются в Вифлеем из Израиля. Напрямую от Иерусалима до Вифлеема всего 8 км, но из-за разных статусов территорий путешествие будет довольно долгим. С собой обязательно иметь загранпаспорт, поскольку граждан Израиля в Палестине не жалуют. От Дамасских ворот Иерусалима, сооруженных в XVI веке, отправляется автобус № 21, который идет до конечной остановки около 40 минут. В пути возможна задержка на КПП, где у местных жителей проверяют паспорта. От станции нужно двигаться в направлении площади Мангер, рядом с которой расположен храм.

Правила безопасности

По отзывам путешественников, городские районы Палестины достаточно безопасны, регулярно патрулируются военными и полицией. Если вы путешествуете самостоятельно, в одежде достаточно придерживаться правил, которые и так выполняют паломники: женщинам желательно покрывать головы, не обнажать колени и плечи, мужчинам не ходить в шортах. На то, как одеты члены организованных туристических групп, никто особого внимания не обращает. Питаться лучше на израильской территории – санитарные нормы в кафе и ресторанах там соблюдаются более тщательно, чем в Палестине.

Храм Рождества Христова в Вифлееме: место, где родился Спаситель

Из всех храмов мира, посвященных Рождеству Христову, самым важным, центральным для всех христиан, несомненно, является Вифлеемский, расположенный на том месте, где родился Господь Иисус Христос.
Храм этот состоит из двух частей: так называемой Пещеры (Вертепа, Грота) Рождества и стоящей над ней церкови Рождества Христова.

Базилика Рождества Христова на рисунке 1487 года

Несмотря на древнее происхождение Пещеры Рождества, ее современный вид сложился примерно к XII веку. Смысловым центром Пещеры является место, где, по Преданию Церкви, родился Иисус Христос. В 1717 году оно было отмечено серебряной звездой.
Рядом с южным входом в нижнюю часть храма располагались те самые ясли. Согласно свидетельству одного из отцов Церкви, блаженного Иеронима Стридонского, изначально ясли были сделаны из глины, которую впоследствии заменили золотом и серебром. Сейчас на этом месте расположен скальный выступ, покрытый мрамором.
Верхняя часть храма – церковь Рождества Христова – является самым древним храмом в Палестине, который хоть и с перестройками, но сохранился в целости до наших дней. Богослужения в нем практически без перерыва совершаются еще с ранневизантийской эпохи.

Читайте также  Где купить чемодан на Пхукете

Внутренний вид храма

Как отмечает ряд авторов, таких, например, как Евсевий Кесарийский и Кирилл Скифопольский, храм Рождества Христова строился не столько для богослужений, сколько для того, чтобы каждый верующий мог собственными глазами увидеть место рождения Спасителя. Поэтому, можно предположить, что верхняя церковь играла роль охранного укрытия для нижней Пещеры Рождества.
Что касается непосредственно истории верхней церкви, то ее первый вариант – базилика Рождества – был построен при святом равноапостольном императоре Константине Великом и его матери, святой равноапостольной императрице Елене. Освящение базилики состоялось 31 мая 339 года. Собственно, с этого момента Вифлеем и стал не только центром паломничества, но и важным местом в истории христианского искусства. Это было связано и с архитектурным исполнением базилики, и с теми росписями и мозаиками на религиозные темы, которые покрывали ее стены. Более того, церковь Рождества Христова, наряду с храмами над Голгофой, Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе, вошла в число главных достопримечательностей Святой земли.
К сожалению, история базилики императора Константина была недолгой. В 529 году она была разрушена в результате пожара во время антивизантийского восстания в Самарии. Вероятно тогда она сыграла важную роль — защитила от огня нижнюю Пещеру.

Православный престол над местом Рождества Христова в Пещере Рождества

В том же 529 году по просьбе преподобного Саввы Освященного император Юстиниан I прислал в Вифлеем опытных мастеров, которые заново отстроили верхнюю часть храма.

Новое здание приобрело и некоторые новые особенности. Так, например, храм был больше приспособлен для совершения Божественной Литургии и других служб. Также он увеличился в размере и приобрел роскошное убранство. Возведен он был из камня, но, как и базилика императора Константина, перекрыт деревом. Полы и стены храма были облицованы мрамором, в верхней части он был покрыт мозаикой. Главный престол был выполнен примерно в 1185 году Иоанном из Вюрцбурга. Общие же размеры строения — примерно 53 на 36 метров.
Первоначально храм имел три входа, но позднее два из них были замурованы. В итоге остались открыты лишь так называемые врата смирения — войти через них можно лишь низко склонив голову. В храме эпохи Юстиниана была собрана целая коллекция реликвий. Например, здесь находился стол, на который по преданию, волхвы возложили свои дары, принесенные Младенцу Христу. Здесь же почивали мощи святого Иосифа Аримафейского, десница святого апостола Фомы и многое другое.
За свою долгую историю верхний храм императора Юстиниана I пережил немало нашествий и перестроек. Так, например, он уцелел при нашествии персов в 612–629 годах, а также при мусульманском завоевании Ближнего Востока в 30-х годах VII века. Храм устоял и во время похода халифа аль-Хакима в 1009 году.

Храм Рождества Христова в Вифлееме сыграл важную роль и в жизни латинского Запада. Так, например, с 1100 года он на некоторое время стал кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона. На праздник Рождества Господня, в том же 1100 году, в храме короновали местного короля-крестоносца Балдуина I, а чуть позже – Балдуина III.
Эпоха безраздельного владения храмом для представителей христианского Запада закончилась в 1187 году, когда мусульманская армия Салаха-ад-Дина захватила Вифлеем. Через пять лет после этого события святыня была передана в распоряжение восточных христиан, а именно — сирийцев. Начиная с 1229 года, храм Рождества неоднократно переходил из одной юрисдикции в другую. Так продолжалось несколько столетий.
С 1347 года Римо-Католическая Церковь, в лице ордена францисканцев, владеет престолом в приделе яслей Пещеры Рождества. Греческая Православная Церковь, начиная с 1244 года, имеет права на главный алтарь верхнего храма.
В целом же, на сегодня, сводом правил и законов установлен особый регламент совершения служб в храме Рождества для каждой Церкви.

Проводить богослужения могут представители Греческой Православной и Армянской Церквей. Уборкой в храме поочередно занимаются католические и греческие священнослужители. Ключи от входа в святыню находятся также у представителей Греческой Православной Церкви.

Храм Рождества Христова

Наряду с Храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли

  • Рейтинг
  • Исторический период Иисус Христос
  • Бюджет бесплатно
  • Религия армянская апостольская церковь, иерусалимская православная церковь, сирийская православная церковь, францисканцы

Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире.

Храм Рождества Христова — христианская церковь, построенная над пещерой (вертепом, гротом) Рождества предполагаемым местом рождения Иисуса Христа в Вифлееме.

«Врата смирения» — основной (западный) вход в базилику. Обычному человеку можно войти только склонив голову Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0

Первый храм над пещерой, которая почиталась верующими как место рождения Иисуса, был построен в 330-х гг. по указанию императора Константина Великого; освящение храма состоялось 31 мая 339 г.

Современное здание Храма Рождества Христова является единственным христианским храмом в Палестине, сохранившимся в целости с домусульманского периода.

Неф храма времен императора Юстиана Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0

Богослужения в Храме Рождества практически не прерывались с ранневизантийской эпохи.

Храм Рождества Христова входит в число главных христианских храмов Святой земли, наряду с храмами над Голгофой и Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе.

История базилики

Византийский период

Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х гг. Согласно Евсевию Кесарийскому:

…воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем. Посему, благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного, ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс, к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы.

Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова.

Серебряная звезда — место рождения Спасителя мира Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0

Впервые о пещере в Вифлиеме написал Ориген около 247 г., он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.

Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории.

Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV в.) в своих записках о паломничестве в Святую замлю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».

Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 г. в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—36 г. В целом вифлиемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня.

Чтимая православная Вифлеемская икона Божией Матери, находится около южного входа в пещеру Рождества Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0

В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612—629 гг.), о чём сохранилась легенда, известная с IX века:

Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. …Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь.

При завоевания города халифом аль-Хакимом в 1009 г. базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).

Период крестовых походов

В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 г.). В 1100 г. в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 г. — Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII—XIII в.

В XII в. базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 г.) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили два католических священника и диакон, но сам храм был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.

В 1229 г. Вифлеем вновь перешёл под контроль франков.

Из-за постоянных войн в 1244 г. базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 г. был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму.

В 1266 г. мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны.

С 1271 г. Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 г. им позволили совершать богослужения.

С 1347 г. католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества.

Греческая церковь с 1244 г. владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Османский период

После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 г. была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670–71 гг. кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 г.).

Землетрясение 1834 г. и пожар 1869 г. привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ.

От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

Фотогалерея

Полезная информация

Храм Рождества Христова
Церковь Рождества Христова
Базилика Рождества Христова
греч. Βασιλική της Γεννήσεως
араб. كنيسة المهد‎‎
арм. Սուրբ Ծննդյան տաճար,
ивр. כנסיית המולד‎

Стоимость посещения

Адрес и контакты

Израиль, Вифлеем, пл. Яслей (Manger Sq)

Как добраться

По Хевронскому шоссе (шоссе 60) в Иерусалиме до южного выезда из города через КПП-300. Далее прямо, а на развилке налево.

Из Иерусалима от Шхемских (Дамасских, Наблусских) ворот (Шаар Шхем, Баб эль-Амуд) автобус 124 арабской автобусной компании.

Архитектурные особенности

Базилика имеет пять нефов. После её перестройки при императоре Юстиниане размеры базилики стали 53,2 на 26,8 м (длина трансепта — 36 м).

При реконструкции была расширена восточная алтарная часть храма, были добавлены экзонартекс и атриум.

Храм построен из тёсанного камня, кровля перекрыта деревом. Нефы базилики разделены колоннадой из десяти колонн (в константиновой базилике их было девять), выполненных из розового вифлеемита. Колонны венчают капители коринфского ордера.

Стены и пол базилики облицованы мрамором, в верхней части стен располагались мозаики, сохранившиеся лишь фрагментарно.

Изначально внутреннее пространство освещалось 22-мя окнами, которые в настоящее время заложены.

Икона Богородицы

В Храме Рождества Христова имеется уникальная икона улыбающейся Божьей Матери.

Иконография: Смоленская «Одигитрия» (Путеводительница).

Икона была написана в России и подарена Храму Рождества Христова царицей Елизаветой, после её исцеления от тяжелой болезни.

Икона Божьей Матери почитается как чудотворная икона.