Церковь Рождества Богородицы в Городне на Волге

Городня на Волге (древнерусский город Вертязин).

Храм Рождества Богородицы – уникальный памятник тверской архитектуры – стоит на крутом берегу р.Волги в с. Городня, в тридцати километрах от Твери. Это единственный храм, сохранившийся со времен Тверского княжества. Церковь с позолоченным куполом хорошо видна с Волги.

Построенный в конце XIV в. великим князем Тверским Борисом Александровичем, являлся соборным храмом удельного княжества. Точное время строительства неизвестно. Сопоставление исторических фактов позволяет сделать вывод, что он сооружен между 1380 (после Куликовской битвы) и 1390 гг. (временем приезда святителя Московского Киприана в Тверь).
Церковь неоднократно перестраивалась и сегодняшний ее вид существует с XVIII в. От первоначального храма сохранился лишь глубокий белокаменный подклет (нижняя часть). Облик храма отличается ясностью и простотой, запоминающимся силуэтом: окруженный со всех сторон каменной оградой, состоит из массивной низкой аспиды, трапезной с приделом Иоанна Предтечи и шатровой колокольни. Простой прямоугольный в плане объем храма венчает золоченая главка-луковичка. В результате реставрационных работ, в подклете храма найдены уникальные фрески XV в., хранящиеся сейчас в музеях Твери и Москвы, выяснены различные архитектурные особенности храма и надписи XV в., освобождены от поздних наслоений оригинальные металлические XVII-XVIII вв.

Для одних храм стал символом многоликой и богатой культуры России, для других – местом молитвенного сосредоточения и душевного отдыха. Сюда приезжали писатели В.А.Солоухин и В.Д.Дудинцев, М.Н.Алексеев и Ю.Лощиц, В.Сергеев, В.Распутин, С.Куняев, поэт А.Я.Марков, артисты М.Ульянов, А.Шенгелая и многие другие известные деятели культуры. Знаменитый итальянский кинорежиссер Де Сика в самых разных ракусах показал нам это сказочной красоты строение в фильме «Подсолнухи»!
Многие жители Твери и ее области помнят духовное торжество, которым стало празднование 600-летия церкви во имя Рождества Богородицы в селе Городня в сентябре 1990 г., когда в храме служил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении многочисленного духовенства. Тогда это был первый приезд на Тверскую землю Предстоятеля Русской Православной Церкви за последние триста лет.
В 2004 г. была выпущена серебряная монета из серии «Памятники архитектуры России», на одной из сторон изображена церковь Рождества Богородицы в Городне.
В ночь с 6 на 7 января 2005 г. в городенском храме Президент РФ В.В.Путин встречал Рождество.
Церковь действующая. Настоятель храма – протоиерей о.Алексей (Злобин) избран от Тверской области в Общественную палату РФ.

Церковная лавка у храма Пресвятой Богородицы в Городне на Волге.

Люди селились на территории данной местности начиная с 5-6 тысячелетия до н. э. При раскопках городища в Городне найдены осколки кремня, наконечники стрел, фрагменты ямочно-гребенчатой керамики, относящиеся к временам позднего неолита. Во 2-ом тысячелетии до н. э. распространяется фатьяновская культура. Во второй половине первого тысячелетия до н. э. распространяется дьяковская культура, бронзовый век сменяется железным. В VII—VIII веках н. э. край заселяется славянским племенем кривичей. В 1944 году при раскопках Городни обнаружены остатки славянской, дьяковской, бронзовой культур.

Городище овальной формы площадью около 5000 м2 отделялось от равнины оврагами. Крепость располагалась на 20 метров над уровнем реки, у её подножья на низменном берегу Волги находился посад, защищённый валом высотой более 2-х метров.

По одним данным, впервые город Вертязин упоминается в 1312 году, здесь тверской князь Михаил Ярославич подписал мирный договор с побеждёнными новгородцами. По другим — первое упоминание о городе было в 1399 году.

Город был центром удела Холмских князей, затем перешёл к тверским князьям.
В 1390 году упоминается в летописи: «В ту же осень пристроили крепость в Городке на Волге»
В 1399 году по завещанию тверского великого князя Михаила Александровича Вертязин в числе прочих тверских городов отходил старшему сыну Ивану Михайловичу.

В конце XIV—начале XV века в городе была возведена белокаменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. 31 октября 1412 года она пострадала во время опустошительного пожара. Из сообщения об этом бедствии видно, что Городень был крупным княжеским центром с княжеским двором, «имениа княжа и жита» и всевозможными запасами. Церковь, вероятно, была восстановлена при Борисе Александровиче Тверском в 40-х годах XV века.

В 1412 году Александр Иванович Тверской (сын Ивана Михайловича, внук Михаила Александровича), на месте древнего Вертязина «паки заложи Городен и пристави людей множество Тверичь и Кашинцев, и срублен бысть вборзе».

По некоторым испочникам в середине XV века в Вертязине чеканят княжеские монеты — «деньгу городескую», другие источники называют это утверждение ошибочным, так как название Городец относилось также к более крупному городу Старице.

После падения в сентябре 1485 года Великого княжества Тверского Городень с прочими тверскими городами и землями отошёл Ивану Ивановичу Молодому — сыну Ивана III. Не ранее 21 декабря 1506 года великий князь московский Василий Иванович передаёт полученный от отца «Городень городъ» вместе с Клином в вотчину новокрещеному казанскому князю Петру.

С XVI века Городня известна как почтовая станция на дороге между Москвой и Новгородом. По данным Писцовой книги 40-х годов XVI в., «на Городне», помимо собора Рождества Пресвятой Богородицы, находилась церковь Воскресения и два монастыря — Петровский, владевший восемью деревнями и починком, и Афанасьевский — с двумя деревнями и двумя пустошами.

В 1569 году Иван Грозный разрушает Городню, заподозрив его жителей в измене, повторное опустошение город испытывает в начале XVII века при столкновениях с поляками русских войск под предводительством боярина Скопина-Шуйского. К середине XVII века Городень превращается в «село Городок, Городен Вертязин тож» Захожского стана Тверского уезда, которое царь жалует боярину Борису Ивановичу Морозову, с 1678 года снова дворцовое село, а в начале XVIII века Пётр I подарит его князю Меньшикову, но после того как тот попадает в опалу, его владения конфисковывают.

С 1730-х годов Городня принадлежала военному бригадиру Петру Алексеевичу Бему, на его деньги после очередного пожара 1716 года церковь была «возобновлена» в 1740—1745 годах: отремонтирован и расписан храм, построены кирпичные трапезная и шатровая колокольня.

В конце XVIII века в Городне был построен Путевой дворец (архитектор М. Ф. Казаков), в котором останавливались цари, государственные курьеры, иностранные дипломаты. По другим данным, автором проекта дворца был архитектор П. Р. Никитин, а возведён дворец был в стиле позднего барокко в 1776 году по указу Екатерины II, по аналогичному проекту строились Путевые дворцы в Торжке, Вышнем Волочке, Выдропужске, Медном.

В 1856 году Городню посетил знаменитый русский драматург А. Н. Островский, по заданию морского министерства он изучал экономику и быт приволжского населения. «Приобидела чугунка нас», — пожаловался ему ямщик, а когда писатель посоветовал местным жителям заняться земледелием, ему ответили: «От косы да от сохи не будешь богат, а будешь горбат».

В 1866 году, после изучения за границей техники и организации молочного дела, Н. В. Верещагин при помощи Российского вольного экономического общества организовал в районе производство сыра, была создана артель и в Городне.

После земской реформы, в 1880 году в Путевом дворце была открыта больница на 25 коек, считавшаяся самой большой и благоустроенной больницей в губернии, кроме неё, действовал также акушерский пункт.
В конце XIX — начале XX века село насчитывало 1200 жителей.
XX век — наши дни.
В начале 1930-х годов в селе открывается грязелечебница.

Во Время Великой Отечественной войны 15 ноября 1941 года немецкие части 9-й армии и 3-й танковой группы генера­ла Готта (Группа армий «Центр») нанесли сильнейший удар по позициям 30-й армии (Калининский фронт) в районе Городни. Завидовский район был оккупирован с 17 ноября по 13 декабря 1941 года. Селяне вспоминали об оккупации:

« Пребывание немцев в нашем селе мы считаем самым величайшим несчастьем, какое когда-либо было в нашей жизни. Немцы совершенно разорили нас, ограбив начисто, и своим террором довели до того, что одна крестьянка нашего села, Репкина Прасковья Яковлевна, сошла с ума, а крестьянин Михаил Алексеевич Тороторин покончил жизнь самоубийством».

Северо-западная часть Завидовского района была освобождена 46-ой стрелковой дивизией.
В 1970—1980 годах Храм Рождества Богородицы реставрировался под руководством архитектора-реставратора Б. Л. Альтшуллера. В начале 1990-х по инициативе настоятеля храма Алексея Злобина в селе открывается церковно-приходская школа, а в начале 2000-х — православная гимназия, рассчитанная на 140 учащихся.

«На волне колокольного звона К нам плывет голубая весна. » (К. Фофанов)

Село Городня на Волге и храм Рождества Богородицы

Если ехать по трассе «Россия» М-10 из Москвы в Тверь, то после поселка Радченко можно обратить внимание на изгиб дороги: основная трасса поворачивает налево, а прямо пойдет узкая, в колдобинах, дорога. Сбоку указатель на Городню. Здесь непременно стоит побывать!

Волга в районе Городни

История Городни

Ныне Городня — село в Тверской области, которое раскинулось на высоком берегу Волги. Главным его украшением является церковь Рождества Богородицы. Но как только выйдешь на высокий берег Волги, глянешь на широкие просторы, понимаешь, что непростое это место. А в овраге под ногами полно керамических черепков. После археологических экспедиций глаз был наметан — за минуту я собрала внушительную коллекцию.

Храм Рождества Богородицы в Городне

История Городни очень древняя. В окрестностях обнаружены следы селений, которые датируются VI-V тыс. до н.э.: поздненеолитические осколки кремня, наконечники стрел, фрагменты ямочно-гребенчатой керамики. Культуру ямочно-гребенчатой керамики сменила фатьяновская культура, затем — дьяковская. В VII-VIII веках здесь появляются племена кривичей.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В 1368 году князь Михаил Александрович (1333-1399, в иночестве Матвей) провозгласил себя Великим князем Тверским, а свое княжение — Великим княжеством Тверским. Началась эпоха противостояния Москвы и Твери. И в городе Городня, известном с 1312 года под названием Вертязин, защищавшем подступы к Твери со стороны Москвы, заложил он церковь Рождества Богородицы в память о Михаиле Ярославиче Тверском, который принял мученическую смерть в Орде в 1318 году. О старом названии Городни ныне напоминает название Вертязинский откос — высокий крутой берег Волги.

Величественная и спокойная Волга в районе Городни

Городня одно время была даже центром небольшого удельного княжества в составе Тверского княжества, где печатали свою монету с надписью «Печать Городеньская». На высоком холме на высоте около 20 метров над Волгой была построена деревянная, в плане овальная крепость площадью около 5000 кв.м. От окрестных равнин её защищали овраги. Кроме церкви Рождества Богородицы здесь также стояла Воскресенская церковь, фундамент которой сохранился до сих пор. Неподалеку стоял княжеский дворец. Посад лежал внизу, на берегу Волги. Его защищали 2-метровые земляные валы.

Читайте также  Церковь Ангелоктистос в Кити

Храм Рождества Богородицы в Городне

Ныне существующее здание храма Рождества Богородицы в Городне на Волге было построено во второй половине XIV века и является самой древней постройкой во всей Тверской области. В 1412 году после пожара церковь была заново отстроена на старом подклете. Работы были завершены к 1425 году, через несколько лет храм был расписан.

К сожалению, древние фрески были сбиты в XVIII-XIX веках и сохранились лишь частично в подклете и на внутренних откосах окон. В частности, сохранились фрески с изображением святого благоверного князя Михаила Тверского. В конце XVII века церковь снова пострадала от пожара. В 1745 году храм был перестроен — растесали окна, надстроили главку над барабаном, пристроили трапезную и колокольню. Во 2-й половине XIX века храм заново расписали, уничтожив древние фрески.

Церковь Рождества Богородицы в селе Городня на Волге

Поскольку Городня лежала на волжском пути, ее население было весьма большим. В городе и вокруг него находилось шесть монастырей. Об этом и поныне напоминают названия населенных пунктов в округе — Воскресенское, Отроковичи, Игуменка… В 1569 году опричники, усмирявшие Новгород, разгромили и Городню. В Смутное время Городня и прилегающие территории были разорены. Из шести монастырей остался один — Петровский.

Ограда храма Рождества Богородицы в Городне

Городня в XVIII-XIX веках

В начале XVIII века Городня утратила статус города и превратилась в дворцовое село: местных жителей обязали поставлять волжскую рыбу к царскому столу. Монастырь был упразднен. Одно время селом владел светлейший князь Александр Меншиков, но после его опалы оно вновь стало дворцовым. Соборная церковь Рождества Богородицы превратилась в обычный приходской храм.

В 1788-1789 году по «типовому» проекту архитектора П.Р.Никитина (по другой версии — М.Ф.Казакова) в Городне в стиле позднего барокко был возведен Путевой дворец. В 1880 году в нем была открыта земская больница на 25 мест. После того, как в 1851 году была проложена железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой, Городня оказалась в стороне от торговых путей и навсегда утратила былое значение.

Храм Рождества Богородицы в Городне не закрывался даже в годы советской власти. И сейчас он единственный напоминает о расцвете и падении Великого княжества Тверского.

Тихая заводь недалеко от Городни

Сегодня Городня и её окрестности известны своими красивыми пейзажами. С высокого холма открываются захватывающие виды на Волгу. Рядом — небольшие уютные заливы и заводи, которые облюбовали туристы.

Достопримечательности Городни

  • Церковь Рождества Богородицы XIV века и комплекс построек XIV-XIX веков.
  • Путевой дворец (Почтовая станция), ныне Городенская амбулатория. Адрес: Городня, Ленинградская улица, 119А
  • Братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистами и умерших от ран в госпиталях, 1941-1945 годов.
  • Братская могила мирных жителей, расстрелянных в декабре 1941 года немецко-фашистскими оккупантами.

Если вы будете проезжать по трассе М-10 «Россия», то сделайте небольшой крюк и отдохните в Городне. Об этой остановке вы точно не пожалеете.

Городня. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Городня. Церковь Рождества Богородицы построена в 1391 г. Бывшая дворцовая церковь тверских князей. Самая старая постройка, сохранившаяся в области. Действует.

Городня впервые упоминается в летописях в 14 веке, тогда она носила имя город Вертязин, который защищал подступы к Твери со стороны Москвы. В этих местах находилось несколько монастырей и церквей. В клировых ведомостях 18 века указывалось, что построена эта церковь «неизвестно когда и кем». Строительство церкви связывают с именем Тверского князя Бориса Александровича. Предположительно построена она в 1390 году в ознаменование победы в Куликовской битве (1380). В то время это была соборная церковь Тверских князей. Это единственный каменный храм, сохранившийся с тех времен, хотя от постройки 14 века сохранился лишь белокаменный подклет.

За время существования церковь неоднократно горела и перестраивалась. После пожара 1412 года она была возобновлена на старом основании и заново расписана. В 18 веке церковь стала приходской. После пожара 1716 года храм был восстановлен на средства помещика Петра Алексеевича Бема в 1740-1745 годах, была построена кирпичная трапезная, и церковь приобрела свой современный вид. Тогда же был сооружен главный иконостас, который удалось спасти при следующем пожаре, случившемся в 1801 году. Позднее тесовая крыша храма была заменена на металлическую. Во второй половине 19 века интерьер заново расписали масляными красками.

Здание было сильно повреждено во время Великой Отечественной войны. В 1966 году начали капитальный ремонт храма под руководством архитектора-реставратора В.П. Альтшуллера, который продолжался до начала 1980-х годов. При проведении реставрационных работ в подклете были найдены уникальные фрески 15 века, которые в настоящее время находятся в музеях Твери и Москвы. В настоящее время это храм с трапезной, в которой размещается придел Иоанна Предтечи, и шатровой колокольней. Объем храма, прямоугольный в плане, увенчан золоченой луковичной главкой. Территория окружена массивной каменной оградой с трехпролетными арочными вратами, также увенчанными золоченой главкой.

Комплекс фресок церкви Рождества Богородицы в селе Городня на Волге – древнейший памятник монументальной живописи Тверской области. В процессе его исследования и подготовки научного каталога впервые предпринята попытка пересмотреть утвердившуюся в науке дату росписи. Выяснилось, что ансамбль, ранее связываемый с перестройкой храма в 1412 году, на самом деле, включает разновременные части убранства. К раннему периоду (между 1414 и началом 1420-х годов) относится единственная фреска подклета с образом святителя Николая Чудотворца. Время росписи основного объема храма (1430-е – начало 1440-х годов) пришлось на самый яркий подъем тверского искусства, связанный с политической стабильностью и экономическим процветанием княжества. Сохранившиеся фрагменты позволяют говорить об уникальности замысла в целом и особом, вотивном характере иконографической программы, отразившей желания заказчика – тверского князя Бориса Александровича (1425–1461).

Раннее время уничтожения живописного ансамбля (роспись сбита со стен в 1740-е годы) и отсутствие каких-либо графических материалов, зафиксировавших его облик, а также бессистемное залегание перемешанных между собой фрагментов, найденных во время реставрационно-археологических работ 1960–70-х годов, значительно осложняют реконструкцию системы росписи Рождественской церкви.

Московские учёные-искусствоведы, супруги Артур Галашевич и Галина Колпакова в своём фундаментальном труде «Храм Рождества Богородицы в Городне на Волге», обосновали тот факт, что храм в Городне мог быть построен «первым в Тверском княжестве после длительного перерыва, последовавшего за разорением Твери в 1327 году моноло-татарами» и принесшего этим краям «экономический упадок и политическую катастрофу». И лишь последовавшая спустя полвека победа на Куликовом поле стала поворотной точкой к возрождению и Городни, и храма. Знаменитое сражение произошло в день Рождества Божией Матери, и именно это обстоятельство дало толчок для начала строительства целого ряда храмов на Руси. Как считают исследователи, строительство церкви в Вертязине (Городне) и было обусловлено стремлением увековечить память о той славной победе. Историки считают этот храм единственным сохранившимся до наших дней со времён Тверского княжества. По одному из преданий, в Городне в 1382 году останавливался и молился в храме Рождества Пресвятой Богородицы преподобный Сергий Радонежский. С конца ХV по первую половину ХVIII века Городня переходит от одного хозяина к другому. Последним владельцем был военный бригадир Пётр Алексеевич Бем. В 1790 году вышла в свет книга «Путешествие из Петербурга в Москву», её автор А. Н. Радищев посвящает Городне несколько страниц. В ХIХ веке храм Рождества Пресвятой Богородицы пережил несколько ремонтов и перестроек. А свой современный вид он приобрёл в период с 1885 по 1901 год.

Один из наиболее почитаемых образов храма — «Христос в Темнице», скульптурная композиция, датируемая ХVIII столетием. В центре её — деревянное резное изображение Иисуса Христа с терновым венцом на голове. В 2005 году на праздничную рождественскую службу в Городню приезжал Президент России Владимир Путин. Богородице-Рождественская церковь изначально представляла собой четырёхстолпную, крестово-купольную архитектурную композицию с тремя апсидами, позакомарным покрытием и одной главой. После очередного пожара 1716 года церковь Рождества Богородицы в Городне восстановил Пётр Алексеевич Бем. При нём храм был не только отремонтирован, но и расписан, были пристроены кирпичная трапезная (с приделом праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы) и шатровая колокольня. Мастера использовали обычный для того времени набор архитектурных деталей, восходивший к русской архитектуре ХVII века. Главка над барабаном зиждается на тонкой шейке, а колокольню «накрывает» открытая паперть и шатёр со слухами. Такие шатровые колокольни очень часто встречаются при храмах, датируемых семнадцатым веком, в Костромской, Ярославской и Московской областях.

Выделяются оригинальные боковые порталы с арочными архивольтами, а также узкие лопатки на апсидах, напоминающие нижегородский стиль. Порталы и проёмы строители немного приукрасили наличниками из белого камня, которые образуют «хорошо читаемые и видимые издалека светлые пятна на фасадах колокольни и трапезной». Очертания окон довольно просты и имеют луковичные перемычки. Окна основного объёма выполнены «раструбом», что, видимо, требовалось, чтобы защититься от вражеских нападок. Строители, пытаясь подчеркнуть значение древнего объёма и не дав ему потеряться за новыми постройками, покрыли храм обычной скатной кровлей. Вероятно, с той же целью старый световой барабан надстроили новым, но глухим и маловыразительным. А вот большая луковичная глава придала храму необходимую стройность и не дала ему потеряться в окружающем ландшафте. Над главным входом в храм, в нише находится икона «Рождество Пресвятой Богородицы». В честь этого праздника и была освящена церковь в Городне. С северной и южной стороны четверик имеет порталы в виде арочных полуколонн, вырезанных из белого камня, и стрельчатые окна, напоминающие скорее бойницы.

Высокая колокольня с открытой папертю завершается шатром с тремя рядами постепенно уменьшающихся в размерах слуховых окон. Под ярусом звона устроена небольшая ризница, где хранится разная церковная утварь. Чтобы усилить вертикальную доминанту храма и чтобы завершение основного не потерялось на фоне высокой и стройной колокольни, строители надстроили световой барабан с многочисленными узкими окнами новым глухим барабаном и завершили конструкцию большой луковичной главой, которая, в свою очередь, несёт тонкий шпиль с ажурным крестом. Из небольшого притвора открывается большое пространство трапезной, объединённой с приделом в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Крещатые своды опираются на один мощный столп. Пристройка трапезной и северного придела значительно повысила вместимость храма. Столпы внутреннего пространства главного придела в честь Иоанна Предтечи придвинуты к стенам, образуя в плане крест и восходя к подкупольному квадрату. Он, в свою очередь, выделен подпружными арками под малым барабаном. При взгляде снизу мы видим подобие четырёхконечной звезды. Западные угловые части соединены с остальным объёмом храма значительно лучше.

Читайте также  Абхазский МОРОК это Аквафон, их оператор моб связи

Иконостас церкви признаётся искусствоведами уникальным памятником. Реставрационные работы 1975-1981 годов под авторским надзором архитектора Б.Л. Альтшуллера полностью восстановили его внешний облик, а также большую часть декоративного убранства. Специалисты считают, что окна и иконостас создавались в одно время, поскольку их стилистическое единство неоспоримо. Композиционный иконостас выстроен «по принципу трёхпролётной пирамидальной триумфальной арки». Центральная ось чётко обозначена царскими вратами и «розаном» над ними. Вечает конструкцию крест, укреплённый на сфере. С двух сторон сделаны проходы в жертвенник и диаконник. Весь иконостас разделён на четыре яруса, в каждом соответствующие чинам иконы — местные, праздничные, апостольские и пророческие. Реставраторы считают, что особенности резьбы иконостаса указывают на местную артель резчиков, которые, однако, очень старались не отойти от столичных образцов. «Несколько упрощённая трактовка барочных форм, крупные сочные формы резьбы придают декоративному убранству иконостаса выразительную целостность. Игру позолоты, светотональную моделировку форм декора дополняет яркий, праздничный колорит икон, с которыми иконостас составляет единый ансамбль». Стоит подчеркнуть, что иконы главного иконостаса написаны в традициях барокко по заказу Петра Бема в 1740-х годах. Их высокое качество отметил в своё время драматург А.Н. Островский, побывав однажды в храме: «Замечательные Царские Врата, вероятно, современной постройки».

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №227, 2017 г.

Церковь Рождества Богородицы в Городне на Волге (вторая четверть ХV века) — единственная сохранившаяся постройка тверских зодчих. Судя по этому памятнику архитектуры, тверские зодчие, как и московские, основывались на владимирских традициях, также стремясь к переработке крестово-купольной системы (повышенные подпружные арки, ярусность композиции), но делали это менее решительно.

Из книги: «История Русского искусства». Том 1. — Москва: «Изобразительное искусство», 1991

Тверь . Ц ерковь Рождества Богородицы в Городне на Волге

Церковь Рождества Богородицы.
Церковь Рождества Богородицы в селе Городня (ранее это был древний город Тверского княжества, Вертязин, находившийся на границе с Московским княжеством) имеет длинную и сложную историю. Первый белокаменный храм был построен в XIV веке, в 1391 году; от него сохранился лишь подклет, в котором ученые обнаружили следы фресок, – возможно, здесь тоже велись богослужения. Предполагается, что храм мог быть построен в ознаменование победы русских войск на Куликовом поле тверским князем Борисом Александровичем.
После пожара 1412 года храм был капитально перестроен. В 1413 году сын тверского князя Ивана Михайловича Александр вплотную берется за восстановление сгоревшего Вертязина и в первую очередь – каменного храма. На более древнем подклете возводится четырехстолпный крестово-купольный храм с тремя апсидами, позакомарным покрытием и одной главой. Подклет тогда был довольно высоким (сейчас он сильно погрузился в землю), поэтому ко входу в храм вели высокие лестницы-«всходы». Храм был также белокаменным, и исследователи полагают, что он был изначально очень похож на Никольскую церковь в селе Каменском.
После возведения храм был целиком расписан фресками; только их фрагменты дошли до нас, сохранившись в оконных проемах и на стенах под позднейшими напластованиями штукатурки. Частично уцелели изображение Богоматери с Младенцем и житийный цикла св. Иоанна Предтечи.
Также на стенах храма сохранились рисунки-граффити, выцарапанные прямо на каменной кладке и долгое время скрытые штукатуркой. Возможно, это были «подготовительные» рисунки для росписей – такая традиция существовала, например, в Византии.
До XVIII века храм Рождества Богородицы простоял без существенных изменений. В 1740-х годах местный помещик Петр Бем пожертвовал средства на полное обновление храма. Строительством занималась артель местных рабочих-каменщиков. С запада к церкви была пристроена теплая трапезная и шатровая колокольня. Прежняя кровля храма была изменена с позакомарной на простую четырехскатную. Окна были растесаны. Тогда же была «надстроена» главка храма: на старый барабан был поставлен еще один, более тонкий, а сверху – луковичная главка. В храме был установлен новый иконостас, выполненный в стиле, сочетающем черты барокко и классицизма.
В 1801 году храм сильно пострадал от пожара; в трапезной, в приделе Симеона и Анны, был полностью заменен обгоревший иконостас.
Церковь Рождества Богородицы не закрывалась в советское время, что помогло сохранить храмовые интерьеры, росписи, иконостасы. В годы Великой Отечественной войны храм был сильно поврежден, требовал реставрации. В 1970-х годах под руководством Б.Л.Альтшуллера храм начали готовить к масштабным реставрационным работам. Сначала провели исследовательские работы, занявшие несколько лет. После сбора уникальной информации начались работы по восстановлению храма; каждый фрагмент росписей был тщательно очищен, укреплен. В 1980 году с храма были наконец сняты леса – работы окончились. В присутствии всего высшего тверского духовенства храм был торжественно освящен. Сейчас один из древнейших храмов Тверской области процветает, в нем ведутся постоянные службы, а посетить храм приезжают не только жители окрестностей – на стоянке у храма не переводятся машины с номерами из самых разных регионов страны.

Путевой дворец.
Жизнь Городни заметно оживилась в XVIII веке, когда была построена «Государева дорога» из Москвы в Петербург, прошедшая прямо через село, и местные жители получили возможность зарабатывать продажей самой разнообразной снеди, модных поделок-сувениров, обслуживанием и ремонтом дороги и, конечно, извозом. На тракте в конце XVIII века по типовому проекту были выстроены путевые дворцы для путешественников – по сути, большие постоялые дворы, приспособленные для кратковременного пребывания императорской семьи и свиты, а также высоких чиновников, которые и располагались в главном здании, тогда как для простых проезжающих отводились комнаты во флигелях. В 1786 году такой дворец был построен в Городне. Это двухэтажное здание в стиле классицизм, с портиком с пилястрами, с обрамляющими главное здание флигелями. Путевой дворец в Городне на Волге сохранился и сейчас – он находится на одной улице с церковью Рождества Богородицы, ближе к Москве.

Адрес: Тверская обл., Конаковский р-н, с.Городня Показать на карте
Телефон: (48242) 57-406

lukina_tver

lukina_tver

Отдать дань неугасимой лампаде веры и памяти, древнейшему храму Руси – церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и её великому настоятелю протоиерею Алексею Злобину, директору сельской православной гимназии, съедутся в этом месяце почитатели из разных мест России. Мы тоже подготовили подарок Алексею Андреевичу – видеоклип на стихи Джуры Махотина:

Меня спрашивают, почему клип на его стихотворение не был сделан ранее. Но стих настолько силён, что подобрать достойное музыкальное сопровождение не представлялось возможным. И вот спустя десятилетия музыку удалось подобрать – какая пленяющая мелодия! Достойная необычайной силы стиха – композиция Евгения Соколовского «Стихия»! Полное единение интонации текста с музыкой.

История Городни очень древняя

Люди селились на территории данной местности ещё в эпоху неолита – начиная с 5-6 тысячелетия до н. э. Впервые это поселение – Городище, Городень, Городок, а позже Вертязин – упоминается в 1312 г., когда оно стало местом важных исторических событий: здесь был подписан договор о мире между тверским князем Михаилом Ярославичем с побеждёнными новгородцами, в 1318 г. – грамота с московским князем Юрием Даниловичем после разгрома войск тверской ратью (Бортеневская битва – сражение, произошедшее 22 декабря 1317 года у села Бортенево, в котором тверской князь Михаил Ярославич разбил объединённое войско московского князя Юрия Даниловича и татарского темника Кавгадыя).

Осенью 1390 г. здесь была построена крепость и выкопан ров, что ещё больше укрепило Вертязин, являвшийся пограничным форпостом. Крепость располагалась на 20 метров над уровнем реки, а внизу на берегу Волги находился посад. Его защищали 2-метровые земляные валы. В городке и вокруг него находились шесть монастырей, другие посады и погосты. Об этом и поныне напоминают названия населенных пунктов в округе – Воскресенское, Отроковичи, Игуменка… А старое имя Городни сохранилось в названии Вертязинского откоса – высокого крутого берега Волги.

В 1412 году в Вертязине произошёл опустошительный пожар, в котором погорел и княжеский двор, и церковь, а в 1413 г. тверской князь Александр Иванович восстановил город.

По некоторым источникам, в середине XV века в Вертязине находился монетный двор тверских князей, чеканивший серебряные и медные монеты. Монеты с надписью «Денга Городенская» были в обращении во всех русских княжествах. Их находили даже на территории ряда европейских государств, что указывает на широкие экономические и торговые связи Великого Тверского княжества с внешним миром.

После падения в 1485 г. Великого княжества Тверского Городень с прочими тверскими городами и землями отошёл московским князьям. Он утратил значение порубежного города и постепенно превратился в село. В XVI в. за селом окончательно закрепилось название Городня. По некоторым сведениям, в этом же столетии Городня какое-то время числилась вотчиной служилого татарского князя. Это мог быть касимовский хан Симеон Бекбулатович, целый год занимавший российский трон по велению Ивана Грозного, а затем посаженный на удельное княжение в Тверь и Торжок.

С XVI в. Городня известна как почтовая станция на дороге между Москвой и Новгородом. По данным Писцовой книги 40-х годов XVI в., «на Городне», помимо собора Рождества Пресвятой Богородицы, находилась церковь Воскресения и два монастыря.

В 1569 году опричники, усмирявшие Новгород, не обошли и Городню, заподозрив её жителей в измене. В Смутное время Городня и прилегающие территории были разграблены. Из монастырей остался только один – Петровский. Опустошение села продолжалось вплоть до полного его освобождения от поляков русским войском под предводительством боярина-военачальника М.В. Скопина-Шуйского.

К середине XVII века царь Алексей Михайлович жалует Городню боярину Борису Ивановичу Морозову, одному из крупнейших землевладельцев своего времени, своему воспитателю, представителю известного старообрядческого рода. После смерти боярина, не имевшего наследников, Городня снова стала дворцовым селом, а в начале XVIII века Пётр I подарил его князю Меньшикову, но вскоре после кончины императора владения опального царедворца были конфискованы.

Читайте также  Что едят в Египте

Во времена правления Екатерины II по её указу в Городне по проекту архитектора М.Ф. Казакова был построен путевой дворец, являющийся второй её достопримечательностью. Во дворце останавливались цари, писатели, поэты, художники, государственные курьеры, иностранные дипломаты. По аналогичному проекту строились путевые дворцы в Торжке, Вышнем Волочке, Выдропужске, Медном.

После пожара 1801 г. царь Александр I выделил значительную сумму для восстановления села. А после Отечественной войны 1812 г. по указу императора проведена реконструкция части Петербургского тракта, проходившего через Городню.

Во время Великой Отечественной войны и село, и церковь подверглись разорению со стороны немецко-фашистских захватчиков, о чём напоминает памятник павшим воинам на территории церкви. И только быстрое освобождение Городни советскими войсками спасло село от полного уничтожения.

Ныне Городня – это село в Конаковском районе Тверской области, раскинувшееся на высоком берегу Волги в 35 км от Твери и приблизительно в 140 км от Москвы вблизи трассы М-10 «Россия» Москва – С.-Петербург.

Достопримечательности Городни – остатки земляных укреплений древнейшей крепости, путевой дворец XVIII века, церковь Рождества Богородицы XIV века – старейшая в Тверской области.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Главное украшение села – церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая со дня её основания (даже в советские времена) не закрывалась. Стоящая на крутом правом берегу Волги церковь являет собою бесценный и уникальный памятник старины, сохранившийся со времён Тверского княжества. Как указывалось в клировых ведомостях 200-летней давности, построена она «неизвестно когда и кем». Существуют 2 версии возведения храма:

1) Согласно первой в 1368 г. великий князь Михаил Александрович (1333-1399) во времена своего княжения заложил в городе Вертязине церковь Рождества Богородицы в память о своём предке Михаиле Ярославиче, князе Тверском и великом князе Владимирском, который принял мученическую смерть в Орде в 1318 г.

2) По другой версии, храм в Городне относится к числу первых построек, увековечивших своим посвящением память о победе на Куликовом поле. Возведена она вскоре после Куликовской битвы 1380 г., произошедшей в день Рождества Богородицы. Есть свидетельства, что Сергий Радонежский неоднократно посещал Вертязин. А в сентябре 1380 г., возвращаясь в свою Свято-Троицкую пустынь, преподобный Сергий благословил возведение белокаменного храма в Вертязине в честь славной победы на поле Куликовом.

За свою многовековую историю церковь неоднократно перестраивалась. От первоначального белокаменного храма XIV в. до наших дней сохранился лишь глубокий подклет .

В XVIII в. церковь была реконструирована и приняла современный вид, который был запечатлён в 1910 г. пионером цветной фотографии С.М. Прокудиным-Горским.

В XX столетии за свою многовековую историю, перенеся опустошения и разорения монголо-татарскими ханами, литовскими феодалами, шведско-польскими интервентами, немецко-фашистскими захватчиками, церковь пришла в аварийное состояние. В 70-х годах прошлого столетия совместно с архитектором-реставратором Б.Л. Альтшуллером самое деятельное участие в восстановлении храма и укреплении откоса Волги принял Алексей Андреевич Злобин. Возрождённый храм, к которому ведёт чудесный каменный мостик в стиле архитектора Львова, стал поистине жемчужиной Земли Истоков и памятью о всём Великом княжестве Тверском.

Справа от мостика вниз к Волге ведёт небольшая лестница к Святому источнику.

В начале 1990-х по инициативе настоятеля храма Алексея Злобина в селе открывается церковно-приходская школа, а несколько позже – православная гимназия, рассчитанная на 140 учащихся, которая празднует в этом году 20-летний юбилей.

За двадцатилетие своего существования в православной гимназии собран и сохранён опыт преподавания классической гимназии. Учителя гимназии работают одной командой, в единомыслии православного вероучения. Гимназия находится возле храма. Дети воспринимают историю страны совокупно с историей Церкви, духовная жизнь для них открыта и понятна, они избавлены от мучительных поисков духовной опоры, а возможно, и от ошибок на пути своих поисков. Ребята на отлично сдают ЕГЭ, имеют золотые медали, поступают в ВУЗы.

Оценивая образование в новой России, глава крупнейшего российского банка Герман Греф заявил:

«Система образования в России неконкурентоспособна, необходимо менять методики обучения учителей и детей, взяв в качестве примера Финляндию, и группа ученых из Российской академии наук и Высшей школы экономики приступает при участии Сбербанка к разработкам новых методик».

Но что мы знаем о финских школах, кроме рейтингов европейских агентств, которые присваивают первые места сами себе произвольно? Даже когда в СССР ООН признавала советскую школу лучшей в мире, эти ангажированные агентства размещали нашу школу в пятом десятке.

Так, может, мы всё-таки вернёмся к своей проверенной фундаментальной методике, выстраиваемой веками, и не будем уродовать свою русскую школу?

Продолжение и список литературы – во второй части

pravdoiskatel77

pravdoiskatel77

Продолжая повествование о прекрасных храмах Тверской земли переместимся на берег Волги, в старинное село Городня. Здесь одинаково близко как до главной города губернии, так и до границы с Московской областью. Село производит впечатление если не элитного, то очень неплохого коттеджного посёлка. Нетипичный для области идеальный ответ и аккуратные домишки. И самая главная достопримечательность села, наиболее древняя сохранившаяся постройка в Тверской области — в очень хорошем состоянии.

Мне, как жителю Южного округа столицы, более чем с пятилетним стажем, название Городня сразу являет взору речушку, приток Москва-реки, бегущую по Ореховам-Борисовам, Братеевам и прочим Зябликовам. Между тем, в одной только Тверской губернии таких сёл четыре. Самое знаменитое — в Конаковском районе. Знаменитое издавна и можно даже было бы пафосно заметить, что это название знакомо каждому школьнику. Но вы понимаете. сам я лично прочел радищевское «Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву» в минувшем году, очень впечатлившись личностью, автора после посещения его мемориального музея в селе Радищево Пензенской области. Произведение это крайне интересно, ибо актуально и поныне, злободневно, так сказать, но авторский язык крайне тяжел. Представить не могу, как это можно осилить в школе. Сам я наверняка в те времена, прочитал только входившие тогда в моды краткие изложения типа Войны и Мира на 15 страницах и тому подобному, в те еще времена, малого интернета.

Ничего, впрочем, краеведческого Александр Николаевич о Городне не упомянул, а живоописал драматическую сцену отдачи сельских в рекруты. Мы же немного осветим при помощи википедии этот момент.

Городня (Городня на Волге, древнерусский город Вертязин) — село в Конаковском районе Тверской области.

В XIV веке — крепость на границе Тверского и Московского княжеств. Сохранились остатки земляных укреплений, Путевой дворец XVIII века, церковь Рождества Богородицы XIV века — старейшая в Тверской области.

Люди селились на территории данной местности начиная с 5-6 тысячелетия до н. э. При раскопках городища в Городне найдены осколки кремня, наконечники стрел, фрагменты ямочно-гребенчатой керамики, относящиеся к временам позднего неолита. Во 2-ом тысячелетии до н. э. распространяется фатьяновская культура. Во второй половине первого тысячелетия до н. э. распространяется дьяковская культура, бронзовый век сменяется железным. В VII—VIII веках н. э. край заселяется славянским племенем кривичей. В 1944 году при раскопках Городни обнаружены остатки славянской, дьяковской, бронзовой культур.

Крепость располагалась на 20 метров над уровнем реки, у её подножья на низменном берегу Волги находился посад, защищённый валом высотой более 2-х метров.

Город Вертязин был центром удела Холмских князей, затем перешёл к тверским князьям.

В конце XIV—начале XV века в городе была возведена белокаменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. 31 октября 1412 года она пострадала во время опустошительного пожара.

После падения в сентябре 1485 года Великого княжества Тверского Городень с прочими тверскими городами и землями отошёл Ивану Ивановичу Молодому — сыну Ивана III. Не ранее 21 декабря 1506 года великий князь московский Василий Иванович передаёт полученный от отца «Городень городъ» вместе с Клином в вотчину новокрещеному казанскому князю Петру.

С XVI века Городня известна как почтовая станция на дороге между Москвой и Новгородом.По данным Писцовой книги 40-х годов XVI в., «на Городне», помимо собора Рождества Пресвятой Богородицы, находилась церковь Воскресения и два монастыря — Петровский, владевший восемью деревнями и починком, и Афанасьевский — с двумя деревнями и двумя пустошами.

В 1569 году Иван Грозный разрушает Городню, заподозрив его жителей в измене, повторное опустошение город испытывает в начале XVII века при столкновениях с поляками русских войск под предводительством боярина Скопина-Шуйского. К середине XVII века Городень превращается в «село Городок, Городен Вертязин тож» Захожского стана Тверского уезда, которое царь жалует боярину Борису Ивановичу Морозову, с 1678 года сново дворцовое село, а в начале XVIII века Пётр I подарит его князю Меньшикову, но после того как тот попадает в опалу, его владения конфисковывают.

С 1730-х годов Городня принадлежала военному бригадиру Петру Алексеевичу Бему, на его деньги после очередного пожара 1716 года церковь была «возобновлена» в 1740—1745 годах: отремонтирован и расписан храм, построены кирпичные трапезная и шатровая колокольня.

В конце XVIII века в Городне был построен Путевой дворец (архитектор М. Ф. Казаков), в котором останавливались цари, государственные курьеры, иностранные дипломаты. По другим данным автором проекта дворца был архитектор П. Р. Никитин, а возведён дворец был в стиле позднего барокко в 1776 году по указу Екатерины II, по аналогичному проекту строились Путевые дворцы в Торжке, Вышнем Волочке, Выдропужске, Медном.

Во Время Великой Отечественной войны 15 ноября 1941 года немецкие части 9-й армии и 3-й танковой группы генера­ла Готта (Группа армий «Центр») нанесли сильнейший удар по позициям 30-й армии (Калининский фронт) в районе Городни. Завидовский район был оккупирован с 17 ноября по 13 декабря 1941 года.

В 1970—1980 годах Храм Рождества Богородицы реставрировался под руководством архитектора-реставратора Б. Л. Альтшуллера.. В начале 1990-х по инициативе настоятеля храма Алексея Злобина в селе открывается церковно-приходская школа, а в начале 2000-х — православная гимназия, рассчитанная на 140 учащихся.

Не откажем себе в удовольствии посмотреть фотграфию знаменитого Проскудина-Горского, будь он жив, его жежешечка непременно была бы в топе: