Церковь Преображения Господня

Храм Преображения Господня

Усадьба Пехра-Яковлевское, прекрасный образец раннего классицизма, включает в свой ансамбль великолепную церковь — Храм Преображения Господня. Это единственный элемент старинного комплекса, который полностью отреставрирован, восстановлен и используется по своему первоначальному назначению. Расположена церковь, как и весь усадебный комплекс, на берегу запруженной реки Пехорки, обращена своим фасадом к старой Владимирской дороге.

История храма

Первая деревянная церковь была построена в усадьбе в конце XVII века и была посвящена иконе Спаса Нерукотворного. Очень долго, вплоть до ее возрождения в 1995 году, церковь носила название Спасской. Затем на месте старой церкви в 1777—1778 гг. было построено кирпичное здание, облицованное белым камнем и частично отштукатуренное.

Кто был архитектором, доподлинно неизвестно. По некоторым источникам это Карл Бланк, по другим – Василий Баженов. Уникальность постройки в том, что это фактически ротонда с двумя колокольнями. Такая конфигурация церквей – редкость для Подмосковья.

Внутреннее убранство восхищало современников, приезжавших гостить в имение, а среди них были и представители царской семьи, и обладатели знаменитых аристократических фамилий. Богато украшенный иконостас, иконы работы знаменитого итальянского живописца Стефано Торелли, необычное архитектурное решение церкви, изящество в исполнении элементов отделки – все это делало ее уникальной, не похожей на другие усадебные постройки.

В церкви было два придела: главный, построенный в честь Спаса Нерукотворного, и северный, выполненный для зимних служб в честь Архангела Михаила. К сожалению, годы гонения на церковь лишили храм всего убранства, оставив только голые стены.

Иконы, картины, колокола, самый большой из которых весил 258 пудов, документы, хранившиеся в церкви — все было либо разграблено, либо уничтожено. Кампания по изъятию церковных ценностей уничтожила не только богатства, накопленные за многие столетия, но и сломала судьбы многих священнослужителей.

Около церкви располагался некрополь, и часовня. А на некотором отдалении были построены деревянные дома для священника, псаломщика и пономаря. Сначала церковь была усадебной, все содержание церковного хозяйства было в ведении хозяев имения.

В середине XIX века имение обросло небольшими фабриками, численность жителей прилегающих деревень выросла и церковь стала приходской. Но основные расходы на содержание Спасского храма по-прежнему лежали на плечах владельцев усадьбы.

После революции и Гражданской войны были планы устроить в церкви гуталиновое производство. К счастью, эти планы не воплотились в жизнь. Вплоть до 1990 года здесь располагалась библиотека Российского Аграрного Университета. Это в какой-то мере спасло церковь от окончательного разрушения.

Храм Преображения Господня в наши дни

Попытка вернуть храму первоначальное назначение и отреставрировать предпринималась местными жителями еще в 1951 году. Тогда эти попытки не увенчались успехом. Только в 1990 году церковь передали во владение Русской православной церкви. В ходе реставрационных работ были полностью восстановлены иконостасы, лепнина, заново написаны иконы, подняты колокола.

Первоначальный внутренний облик воссоздать не удалось, многочисленные перестройки церкви под нужды библиотеки не позволили это сделать. Но в целом храм сейчас выглядит так, как задумывал его неизвестный зодчий.

4 августа 1996 года храм был освящен и открыт для прихожан. Изменилось и название церкви. Из Спасской ее очень символично переименовали в Преображенскую. Сейчас в церкви проходят службы, при храме работает детская и взрослая воскресная приходская школа.

Наиболее почитаемая икона, хранящаяся в Храме Преображения Господня – образ Пресвятой Богородицы «Достойно есть», которую местные жители называют Балашихинской. Также в иконостасе храма хранится копия иконы Феофана Грека «Преображение Господне».

Церковная библиотека обширна, в ней хранятся около восьми тысяч томов. При воскресной школе работает видеосалон, где можно посмотреть просветительские фильмы.

Погода в Балашихе

Поиск по сайту

Сейчас On-line 79 человек

Благочиние Виртуальный тур

Преображенский храм, Балашиха, мкр. Южный

На левом берегу Пехорки, некогда довольно полноводного притока Москвы-реки, располагалось старинное село Пехра-Яковлевское. Территория его оказалась в самом центре нынешнего города Балашихи. Деревушка в XVI веке принадлежала служилому роду Сукиных, а с 1591г. — князьям Голицыным. Строительство первого храма в Пехре-Яковлевском велось князем М.А.Голицыным, ставшим в 1672 году боярином. В 1679г. он подал челобитную царю и в патриарший казенный приказ с просьбой о постройке деревянной церкви во имя Спаса Нерукотворного Образа. Сохранились имена первых служителей храма: с 1704 по 1717гг. это священник Авраам Алексеев, а с 1718 по 1726 гг. его сын Филипп Авраамов.

Усадьба Пехра-Яковлевское. Неизв. художник.1810 г. Акварель.Наиболее знаменитый владелец усадьбы — князь М.М.Голицын-меньшой был сенатором, президентом Юстиц-коллегии, генерал-кригс-комиссаром (ведал денежным довольствием и материальным обеспечением всего русского флота), членом Адмиралтейств-коллегии, Астраханским генерал-губернатором, послом в Персии. В 1749г., при императрице Елизавете Петровне, он получил «главную команду над флотом». С 1756г. и до самой смерти он носил высшее морское воинское звание — генерал-адмирал.

Духовным центром усадьбы является Преображенский храм. Со дня основания (в конце XVII века) и до времени своего второго рождения ( в конце XX века), эта церковь была посвящена одной из главных икон — образу Спаса Нерукотворенного. Поэтому, ведя речь о Преображенском храме города Балашихи, мы называем его (до определенного периода) Спасской церковью.

Ансамбль усадьбы, расположенной на высоком берегу реки Пехорки, создан в стиле классицизма. Остановимся подробнее на здании усадебной церкви, возведенной в 1777-1783гг. Построена она из кирпича с широким применением в деталях белого камня и оштукатурена. Оригинальность архитектурного замысла храма заключается в том, что это — двухколоколенная ротонда (на подмосковной земле — редкость). Необычность замысла и высокое мастерство в его исполнении, изящество в моделировке деталей говорят о том, что автором был выдающийся зодчий. Есть мнение, что автором проекта был Василий Иванович Баженов (1737-1799), хотя предание и связывает проект с именем Карла Ивановича Бланка (1728-1793).

Богатым было внутреннее убранство храма. Иконостас в виде ионического портика имел написанные маслом иконы итальянской школы, в том числе работы Стефана Торелли (1712-1780). С сожалением отметим, что годы безбожия оставили от интерьера храма лишь голые стены.

Церковь имела два престола: кроме главного, летнего, в честь нерукотворного Образа Спасителя, был устроен теплый северный придел в честь архангела Михаила. Храм числился усадебным, находился на обеспечении владельцев имения. Для причта — в него входили священник, псаломщик и пономарь — на прилегающей земле было построено два деревянных дом. При храме было также кладбище и две часовни.

Повествование о Преображенском (Спасском до 1996г.) храме, как и о многих других святынях подмосковной земли, не может обойтись без кратких рассказов о владельцах имений, о тех, кто жил и трудился на этой земли. Ведь их жизнь и деятельность — это неизгладимые страницы российской истории. Православная вера вдохновляла достойных сынов Отечества на строительство храмов, на совершение трудов во благо Родины, на жертвенное служение ближним, христианское милосердие, широкую благотворительность. Православные церкви, построенные ими и по сей день украшающие родное Подмосковье, были средоточием их жизни. Здесь они молились пред святыми иконами. Здесь приносили покаяние, получали благословение на богоугодные дела, выслушивали слова утешения и назидания, здесь получали и последнее целование, отправляясь в путь всея земли.

В 1828-1832 г. владельцем Пехры-Яковлевского был князь Иван Алексеевич Гагарин (1771-1832), некогда отличившийся при штурме Измаила (1791), сенатор и действительный тайный советник.

С 1832 по 1835 гг. Пехрой-Яковлевским владела А.Д. Нарышкина, с 1835 по 1870-е — Шелашниковы. Этот старинный московский дворянский род дал России немало достойных сынов.

Последними перед 1917 г. владельцами Пехры-Яковлевского была семья Роопов: Мария, дочь С.П. и А.Б. Шелашниковых, выйдя замуж за Х.Х.Роопа, получила имение в качестве приданого. Выходец из дворян Эстляндской губернии, Христофор Христофорович Рооп (1831- после 1917) был выпускником Императорской военной академии (впоследствии — Николаевская военная академия генерального штаба), имел звание генерала от инфантерии и все высшие ордена Российской империи; в 1890 г. император Александр III назначил его членом Государственного совета. Обстоятельства и дата смерти его (уже после 1917г.) не известны. Его жена Мария Степановна умерла в 1918 г. и была похоронена возле храма; могилу ее, как и весь некрополь Пехры-Яковлевского, в безбожные годы сравняли с землей.

Яковлевское к началу ХХ в. обросло небольшими текстильными производствами; вокруг расположилось целых пять фабрик. Спасская церковь уже с середины ХIX в. из усадебной превратилась в приходскую. В 1852 г. в Пехре-Яковлевском было 25 крестьянских дворов с населением 192 человека; к началу ХХ в. 66 дворов с 345 жителями. На средства столь скромного прихода, конечно, содержать причт и поддерживать благолепие в храме было бы невозможно, если бы не забота владельцев Пехра-Яковлевского, кроме того, причту храма принадлежал небольшой участок земли.
Храм был своего рода духовным центром: практически вся территория нынешней Балашихи относилась к этому приходу. Известно имя протоиерея Николая Воинова, служившего в Спасской церкви с 1895г. Даже по отрывочным сведениям, найденным в архивах, перед нами предстает образ достойного пастыря.

В 1908 г. отец Николай Воинов был награжден наперсным крестом. В 1914 г. за усердные труды он был награжден Орденом Св. Анны. Награжденные этим орденом получали право личного дворянства.

Служение его продолжалось в тяжкие послереволюционные годы. В сан протоиерея отец Николай был возведен в 1920 г. указом патриарха Тихона.

Компания по изъятию церковных ценностей не обошла стороной и Спасскую церковь: подписи протоиерея Николая Воинова, диакона Константина Сорокина и членов Приходского совета стоят на протоколах и актах «По изъятию ценностей из церкви Спаса Нерукотворного Образа с. Пехра-Яковлевское Разинской волости Московского уезда (1922).

Последние архивные данные, касающиеся отца Николая, относятся к 1926 г., это «Список лиц, лишенных избирательных прав»: Войнов Николай Никол., свящ., нетрудовой доход (пункт «Г»). Дальнейшая судьба протоиерея Николая Воинова неизвестна.

Печальной была участь Спасской церкви. В 1933г. она была закрыта и разграблена. Все уцелевшее после кампании 1922г. убранство было уничтожено; канули в небытие иконы и картины, были сожжены документы, погибли и колокола, самый большой из которых весил 258 пудов. Поначалу в церкви пытались наладить производство гуталина, затем здесь находился склад (см. старые фото Преображенского Храма). А в имении уже в 1930г. находился Пушно-меховой институт, имевший неподалеку опытную базу — зверосовхоз «Салтыковский». Позднее сюда перебазировался из Москвы сельскохозяйственный институт заочного образования, ныне преобразованный в Российский государственный аграрный университет.

В послевоенные годы группа верующих из с. Пехра-Яковлевского, дер. Леоново, Новая, Николаевка, Горенки, пос. Автогенстрой, фабрики №1 г. Балашихи делала попытку вернуть храм. Эта попытка 1951 года не увенчалась успехом. Среди просителей за открытие храма в Пехре-Яковлевском была 57-летняя пенсионерка Елизавета Дмитриевна Терешина. Ее отец — Дмитрий Андреевич Терешин был среди тех прихожан, кто в конце 1920-х годов пытался отстоять (и за это сурово поплатился) другой храм Балашихинской земли, Покровскую церковь с. Пехра-Покровское.

Преображенский храмТо, что в стенах Спасского храма расположилась институтская библиотека, сохранило его от неминуемого разрушения, но интерьер при этом подвергся перестройке: мощные железобетонные перекрытия рассекли внутреннее пространство на два уровня, и удалить их, не повредив здание, теперь невозможно. В 1990 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви, создана приходская общины, а в 1991-1996гг. были проведены реставрационные работы: восстановлены и покрыты медью купола, отреставрированы стены с лепниной, полностью воссозданы главный алтарь и боковые приделы с резными иконостасами, заново написаны иконы.

Читайте также  Церковь Девы Марии

Одновременно с восстановлением храма возрождалась и приходская жизнь: была организована воскресная приходская школа для детей и взрослых, начала выходить приходская газеты «Преображение». Духовенство храма установило постоянные контакты с командованием и личным составом воинских частей; преподаватели Военно-технического университета стали приводить в храм студентов на занятия по религиоведению, а курсанты в свободное от занятий время участвовали в Главный предел Преображенского храмареставрационных работах. Не оставили без внимания нужды верующих и Балашихинские промышленные предприятия: руководство НПО «Криогенмаш» помогало строительной техникой, соорудило ограду вокруг храма, изготовило большую купель для крещения взрослых.

4 августа 1996 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин Великого освящения возрожденного храма в честь Преображения Господня. Примечательно, что это было первое архиерейское освящение храма за два века его существования: в ХVIII в. он был освящен лишь иерейским чином.

Преображенский храм является центром Балашихинского благочиния. Настоятель храма — протоиерей Николай Погребняк.

Богослужение в преображенском храме ежедневное: утреннее в 8 часов, а вечернее в 17. За вечерними богослужениями в воскресные дни совершается акафистное пение Пресвятой Богородице (акафист поет народ), по понедельникам — преподобному Серафиму Саровскому, а по четвергам — Святителю Николаю, также при народном пении. Чтимые святыни храма: иконы Пресвятой Богородицы Казанская, «Всех скорбящих Радость», «Умиление» Серафимо-Дивеевская, «Неувядаемый цвет», Тихвинская, Иверская. Почитает верующий народ Можайский образ святителя Николая (перед ним и совершается акафист), иконы преподобного Серафима, великомученика Пантелеимона, святителя Феодосия Черниговского, трех мучеников — Иоанна воина, Трифона и Вонифатия, а также благоверных князей Петра и Февронию, Муромских чудотворцев (с частицами их святых мощей).
Балашихинская икона Пресвятой БогородицыВ иконостасе храма — копия иконы Преображения Господня Феофана Грека и редкий образ Пресвятой Богородицы — копия фрески, находящейся в соборном храме Кареи, административного центра Афона. Афонский образ написан иконописцем Мануилом Панселлином в XIV в. Пресвятая Богородица с Предвечным Младенцем восседает на престоле. В левой руке Богомладенца находится свиток, а правая поднята в благословляющем перстосложении. Этот образ прихожане храма именуют Балашихинской иконой Пресвятой Богородицы, а днем его особого почитания считают 18 сентября/ 1 октября, день, когда она впервые появилась в храме.

Дивен Бог во святых Своих — и их молитвенным предстательством не угасла на Балашихинской земле вера православная, а ныне не только явлена она в благолепии храмов, возрожденных и новопостроенных, но и во многих делах людей, скромно исполняющих свой долг христианской любви и милосердия, как исполняли его наши благочестивые православные предшественники.

Богослужения в храме совершаются ежедневно:

8.00 — Божественная литургия
17.00 — Вечернее богослужение
В воскресные дни, двунадесятые и великие праздники:
5.30 — начало ранней Божественной литургии
8.00 — начало поздней Божественной литургии
По понедельникам:
17.00 — Акафист св. преп. Серафиму Саровскому
По четвергам:
17.00 — Акафист святителю Николаю
По воскресеньям:
17.00 — Акафист Пресвятой Богородице

Духовенство:
Настоятель храма — Епископ Николай (Погребняк Николай Владимирович), 1950 г.,
благочинный церквей Балашихинского церковного округа.
Клирики храма:
Протоиерей Василий Михайлович Мельничук, 1952 г.
Протоиерей Александр Васильевич Бутрин, 1961 г.
Священник Алексий Петрович Бурцев, 1976 г.
Священник Алексий Николаевич Крячко, 1971 г.
Священник Сергий Львович Усолов, 1961
Священник Михаил Владимирович Казначеев, 1970 г.
Священник Димитрий Александрович Огнев, 1986 г.
диакон Роман Васильевич Стрельников , 1979 г.
диакон Николай Константинович Суворов, 1985 г.

Храм Преображения Господня в Преображенском

Храм Преображения Господня в Преображенском — православный храм Московской городской епархии Русской православной церкви, разрушенный в 1964 году и восстановленный в 2015 году. Храм располагается на Преображенской площади в районе Преображенское, Восточного административного округа города Москвы [1] . Главный храм Сухопутных войск Российской Федерации с 1 октября 2015 года [2] [3] .

Бытует мнение, что храм Преображения являлся последним храмом, взорванным в СССР [4] , однако это не так: в апреле 1972 года в Москве был взорван храм Казанской Божьей Матери у Калужских ворот [5] .

Содержание

История

История района

Село Преображенское впервые упоминается в XVII веке, когда царь Алексей Михайлович распорядился построить здесь летний дворец. Широкую известность Преображенское получило во времена Петра I. Здесь базировались потешные войска, сформированные для забав царевича.

В 1687 году из потешных войск были сформированы Преображенский и Семёновский полки. Из значимых событий того периода можно отметить основание здесь в 1686 году Преображенского приказа.

В 1747 году сержант Преображенского полка приобрел по соседству, в Семеновском, здание старой деревянной церкви. Сруб перевезли в Преображенское и установили на полковом дворе Преображенского полка, на месте полотняной временной церкви. 19 июля 1747 года церковь была освящена в честь небесных покровителей Петра I — апостолов Петра и Павла. Престол во имя Спаса Преображения, ставший впоследствии главным был освящён в 1800 году [6] [7] .

Строительство храма

В 1763 году прихожане решили построить новый каменный храм, начали сбор пожертвований. Строительство нового храма было начато через два года, рядом со старой деревянной церковью. К 1768 году строительство было завершено, и храм заработал. В 1781 году к нему пристроили придел Петра и Павла и колокольню.

Во время московского пожара 1812 года церковь не пострадала, службы в ней не прекращались всё время пребывания в Москве французской армии.

Начиная с 1830 года, при активном участии купца Котова, избранного церковным старостой, храм начал благоустраиваться и богатеть. В 1856 году Преображенский лейб-гвардии полк пожертвовал церкви икону Преображения Господня. 23 мая 1883 года, перед празднованием 200-летия полка, церковь посетил Александр III. После посещения императора в Спасо-Преображенском храме был сооружён второй придел во имя Александра Невского [7] .

Советский период

После революции храм оставался действующим. Прихожанам храма удалось сохранить все церковные ценности, включая колокола. Во времена массового закрытия церквей сюда приносили на сохранение иконы из других храмов. Во время Великой Отечественной войны прихожане собирали пожертвования для фронта. С 1944 года в храме находилась кафедра митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича).

К началу 1960-х годов у храма Спаса Преображения был один из самых крупных приходов в Москве. Под предлогом строительства метро в 1963 году Мосгорисполком принял решение о сносе храма. В защиту своего храма прихожанам удалось собрать больше 2500 подписей. В четыре часа утра 18 июля 1964 года храм был взорван [7] . В итоге станцию метро «Преображенская площадь» построили в другом месте, а на месте храма был разбит сквер.

Известные священно- и церковнослужители

В 1815 году к Преображенской церкви был переведён из соседнего подмосковного села Гольяново священник Иван Тимофеевич Зерченинов (1789 — 1834), которого затем сменил зять, Иван Поликарпович Орлинский (1803 — 1865), старший брат иеромонаха Евсевия, впоследствии — архиепископа Могилёвского и Мстиславского.

Воссоздание храма

В 1990-х годах воссозданная община под руководством Игоря Русакомского установила в сквере на месте, где стоял храм, деревянный крест и в 1996 году начала добиваться восстановления храма. В 1999 году приход храма Преображения Господня на Преображенской площади был официально зарегистрирован, однако разрешение на строительство храма было получено не сразу: так, префект Восточного административного округа Н. Н. Евтихиев объяснял свой отказ в выдаче разрешения тем, что «предлагаемый к строительству участок является сквером с ценными зелеными насаждениями, не подлежащими пересадке» [7] .

17 июля 2009 года вышло распоряжение правительства Москвы № 1580-РП, согласно которому было принято предложение Комитета по культурному наследию города Москвы и прихода храма Преображения Господня на Преображенской площади о воссоздании храма в 2009—2013 годах на его прежнем месте [8] .

Концепция воссоздания основывается на положении 47-й статьи закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которой воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется при особой значимости объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания. Решение о воссоздании утраченного объекта за счёт средств федерального бюджета было принято правительством по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, основанному на заключении историко-культурной экспертизы, с учетом общественного мнения и мнения религиозных организаций. Необходимые документы были собраны Центром традиционной русской культуры «Преображенское», поддержка церкви была выражена, в том числе, благословением патриархов Алексия II и Кирилла.

В основу проекта восстановления были положены чертежи 1883 года а также архивные фотографии [9] . Во время подготовки к воссозданию храма проводились археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены напрестольный крест, язык колокола, некоторые элементы церковной утвари, а также фрагменты амуниции солдат-«преображенцев».

Архитектурно-пространственное решение храма предполагало полное воссоздание трёхпрестольного храма с трапезной и колокольней в формах XVIII — кон. XIX веков. Однако, взрыв при сносе оставил сильные повреждения как в фундаментах трапезной, так и в четверике храма, а окружающая застройка значительно прибавила в высотности, поэтому было принято решение не использовать сохранившийся подлинный фундамент в качестве несущей конструкции. Для того, чтобы храм смог доминировать в ансамбле Преображенской площади, его нулевая отметка была поднята на уровень стилобатного этажа (на 4,2 м выше отметки земли) [10] . Стилобатный этаж вместил в себя однопрестольный храм с крестильней и соединился с верхним храмом внешней и внутренней лестницами и подъёмником. В основание храма легла разгрузочная монолитная плита, позволившая сохранить подлинные подвалы и равномерно перераспределить вес здания, учитывая близость линии метрополитена. В пространстве фундамента, в алтарной части, планируется создать престол Николая Чудотворца в память последнего настоятеля храма Николая Ярушевича [10] .

Так как храм тесно связан с историей гвардейского Преображенского полка, у его стен сооружен памятник солдатам и офицерам-«преображенцам», погибшим в войнах за Отечество [9] . Восстановленный храм 8 мая 2015 года освятил патриарх Кирилл [11] [12] [13] .

Церковный праздник

Православный календарь на сегодня, завтра, месяц, год

Преображение Господне — дата праздника, история, традиции, храмы

Праздник Преображения Господня

Гора Фавор, Израиль. Каждый год 19 августа здесь наблюдают удивительное явление — в праздник Преображения Господня сюда спускается облако. Научного объяснения этому явлению нет, ведь в это время года облаков на Святой земле не бывает. Сотни паломников приезжают, чтобы увидеть это. Метеорологи на это смотрели скептически, пока сами не проверили. Воздух настолько сухой, что образование тумана невозможно.

Какого числа празднуем: ближайшая дата — 19 августа 2020 года.

Преображение на горе Фавор

Говорят, то что происходит на этом месте в наши дни- напоминание о событиях двухтысячелетней давности. Тогда Иисус Христос взял трех своих ближайших учеников- Иакова, Иоанна и Петра и взошёл с ними на самую высокую гору в Палестине- Фавор. Там произошло чудесное событие — Господь просиял, его одежды стали блистающими, его лицо просияло. Апостолам, еще непросвещенным, это казалось нестерпимым. Даже на иконах, изображающих Преображение, показано как они закрываются от этого света.

Икона Преображение Господне, Андрей Рублёв

В этот же момент Христу явились два ветхозаветных пророка, Илия и Моисей. Они беседовали с Иисусом об исходе его, который ему надлежало совершить в Иерусалиме. Увидев это, восхищенный Пётр предложил сделать три кущи- для Учителя, Моисея и Ильи.

Протоиерей Иоанн Лапидус (настоятель храма святых Кирилла и Мефодия при МГУ) : «Само Евангелие очень хорошо описывает состояние Петра после этого предложения построить несколько палаток (кущей). Это такие временные палатки, в которых древние евреи укрывались от непогоды. Евангелие говорит, что Пётр сам не знал что говорил. То есть вот это воздействие благодати божией, воздействия божественного света на апостолов было настолько сильным, что они пришли в некое исступление. То есть они не понимали что с ними происходит. Пётр по своей простоте предложил — давайте сделаем три палатки своими руками, чтобы хоть как-то почтить святость…»

После явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали голос: «Сей есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение. Его слушайте.»

Равноапостольная Царица Елена, икона

Сегодня на месте этого чудесного события находится женский монастырь. В четвертом веке базилику и храм здесь построила равноапостольная царица Елена. Через восемь столетий войска мусульманского завоевателя Саладина разрушили святыни на Фаворе. И только в середине 19 века началось восстановление храма архимандритом Иринархом, выходцем из Молдавии. Помощь тогда оказывали и русские благотворители.

О различии описания Преображения в Евангелиях

Священник Константин Пархоменко: «Первое Евангелие писал евангелист Марк, и у него достаточно скромно описано Преображение Иисуса Христа, в его описании меньше спецэффектов. А больше всего спецэффектов нам подарил Лука. Он как раз использует слово «преображение», по-гречески metamorphosis. Это слово из античного театра, когда герой переодевался в кого-то. Это как раз и есть метаморфоза, то есть Иисус вдруг «переоделся» в божественность.

На самом деле Лука пишет ведь для язычников свое евангелие, использует весь арсенал такой античной лексики, античных образов, каких-то примеров, символов, оборотов речи. Чтобы показать читателю, что Иисус- это не просто человек, что это некто больше чем человек. Отсюда такое обилие вот этих спецэффектов… Если у Луки акцент сделан на том что Иисус изменился, он весь сверкал, его лицо как солнце светилось, то у Марка мы этого не найдем…

Марк использует обороты речи традиционные, ветхозаветные… Марка все-таки нужно понимать так, что первоначальная традиция рассказов о Преображении акцент делает не на спецэффектах, произошедших с Иисусом а на другом… На том что в момент Преображения произошла некая встреча, некое общение Иисуса с Отцом Небесным, при этом Отец открывает очень важные вещи. Он говорит: «ты сын мой возлюбленный». Вот главное, то есть в момент Преображения Отец открывает Иисусу и окружающим, что он не просто человек, а некий посланник…»

Традиции Преображения на Руси

Преображение Господне имеет особенное почитание на Руси еще со времен равноапостольного князя Владимира. Летописи сообщают о битве между ратью князя и печенегами в предместье Киева, Василёве. Силы Владимира были невелики и он предпочел отступить. Но дал обет отстроить храм если печенеги уйдут. Так и случилось, причем на праздник Преображения.

Артемий Тарасов, историк: «Мы можем говорить о нескольких линиях: почитания Преображения на Руси. Первая линия связана с воинским культом. И в основе этого воинского культа вполне вероятно следует видеть тот успех, который сопутствовал князю Владимиру крестителю в битве под Василёвым в конце 10 века- это одна линия. И дальше мы видим, например, что неоднократно великие князья, в частности великие князья московские начинали военные мероприятия именно в день Преображения.»

Преображение особо почиталось великими князьями и символизировало сакральную сторону их власти.

Артемий Тарасов, историк: «Мы не случайно видим очень много преображенских храмов, выстроенных в главных городах князьями. Начиная с Спасо-Преображенского собора в Чернигове, построенного в тридцатые годы 11 века.»

Храмы Преображения Господня

В двенадцатом веке Преображенские храмы с завидной регулярностью появляются в различных городах, и в первую очередь в княжеских. Владимир Мономах, основавший город Владимир на Клязьме в 1108 году отстраивает в нем именно Преображенский храм. Через 50 лет Андрей Боголюбский, первый князь Владимирский, выстраивает белокаменную Спасо-Преображенскую церковь.

Москва, метро, шумная дорога и бизнес-центры… Сложно представить, что когда-то на этом месте был летний дворец царя Алексея Михайловича, окруженный охотничьими угодьями. Он появился в середине 17 века на берегу Яузы, при нем домовый храм Спаса Преображения. По имени его и было названо село Преображенское, сегодня одноименный район столицы. Преображенский храм, стоящий здесь имеет трагическую историю. Его взорвали в 1964 году под удобным предлогом- строительство метро. Сегодня этот храм- воссозданная копия по чертежам 19 века. Он был освящен в 2015 году. Главная святыня- Икона Преображения Господня. Она была подарена офицерами преображенского полка еще в середине 19 века.

Протоиерей Борис Потапов (настоятель храма Преображения Господня на Преображенской площади): «Эта икона интересна тем, что вокруг изображения Спасителя находится алмазная крошка, которая, когда туда попадают прямые солнечные лучи, начинает «играть». Вот это пространство вокруг Спасителя «играет», и эта крошка алмазная до сих пор сохранилась и не осыпалась, слава Богу…»

Перед взрывом храм был уже закрыт, из него вывезли все святыни. Мелкие иконы разобрали прихожане. В богоборческие годы в храме была живая православная община. Её возглавлял митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, выдающийся церковный общественный деятель послереволюционной России. В тяжелейшие годы Великой Отечественной войны здесь на богослужениях, совершаемых митрополитом Николаем, собирались тысячи людей. В послевоенное время владыка не боялся открыто критиковать материализм и атеизм. Скончался он за несколько лет до взрыва храма в Боткинской больнице, куда попал с приступом стенокардии. Существует мнение, что его смерть не была случайной. До сих пор документы по этому делу засекречены.

Когда храм восстанавливался, была идея построить музей Преображенского полка и музей храма Преображения Господня, этой местности. Тут богатая история со времён Петра Первого. Музея пока нет, но в храме по воскресеньям проводятся экскурсии.

Историческая традиция сохраняется, сегодня этот храм является главным для сухопутных войск и 154-го отдельного комендантского Преображенского полка. На престольный праздник Преображения курсанты традиционно проходят парадным маршем.

Освящение плодов, Яблочный спас

К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освещение плодов. Первые христиане приносили в храм виноград- плод, который как раз поспевал к этому времени. Вскоре обычай вышел за пределы Святой земли. На Русь праздник Преображения Господня пришел сразу же после принятия христианства. В условиях северного климата в виноград не растет, поэтому вместо него освещали яблоки. Отсюда и возникла второе народное название праздника- Яблочный спас.

Протоиерей Иоанн Лапидус (настоятель храма святых Кирилла и Мефодия при МГУ) : «…Чин освящения плодов, который традиционно происходит в храмах православных на Преображение имеет своей целью вот такое внутреннее освящение и преображение человеческой природы. Каждый раз, когда мы вкушаем освященные плоды на преображение, мы должны духом, сердцем, умом восходить в те сферы небесные, которые явились апостолам христовым на Фаворской горе…»

Для соединения с Богом у нас есть все условия,- говорят священники. Главное- внутреннее искреннее желание в этой жизни, здесь и сейчас, попробовать соединиться с Благодатью Божией.

Протоиерей Борис Потапов (настоятель храма Преображения Господня на Преображенской площади): «…Я желаю всем нам стремиться к тому, чтобы мы тоже преображались… Наша сущность может измениться, мы можем приблизиться к Богу, изменить свою сущность, изменить свои привычки… начать по-другому относиться к ближнему.»

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что на Фаворе Иисус Христос показал ученикам свою Божественную природу в той мере, в которой апостолы могли это воспринять. Попытаемся по мере своих сил воспринять это и мы. Пусть в этот день каждый поднимется на Фавор если не в буквальном смысле то в помыслах и чувствах.

Храм в честь Преображения Господня в Радонеже

Радонеж — одно из древнейших поселений Сергиево-Посадского района. В 1328 году сюда переселился обедневший ростовский боярин Кирилл — именно он стал отцом любимого на Руси святого, Сергия Радонежского, которого при рождении, в миру назвали Варфоломеем.

В 18 веке село приобрело новое название — Городок. И называлось так до 1989 года, пока по решению — как ни удивительно! — советских властей не стало Радонежем. В честь любимого святого назвали и придел в местной Преображенской церкви, которую построили на средства прихожан в 1836-1842 годах на месте бывшего деревянного храма.

В советское время храм в честь Преображения Господня в Радонеже закрыли. Снесли дом священника, на его месте построили свиноферму (теперь там автостоянка). Сама же церковь стала зернохранилищем. В 1941 году сюда въехал клуб.

А вот в 1960-х годах власти приняли решение сохранить радонежские памятники. Храм отреставрировали и разместили в нем экспозицию, посвященную истории Радонежа.

В 1990-е годы Преображенскую церковь вернули Церкви. Сейчас это подворье Троице-Сергиевой Лавры.

Адрес: Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, с. Радонеж

Координаты: 56.208615, 38.039255

Режим работы: ежедневно, 8:00–20:00

Карта намоленных мест Подмосковья

История

Селение Радонеж основано примерно в 11 веке на левом берегу речки Пажи. По преданию, новгородец Радонег выстроил крепость и назвал ее «Радонеж» — как принадлежащую ему, Радонегу.

В 14 веке тут поселились родители Варфоломея — будущего преподобного Сергия Радонежского. К слову, его родители тоже ушли в монастырь. А сам он, как известно, основал несколько монастырей в стране и Троице-Сергиеву Лавру.

В 1988 году рядом с храмом в Радонеже поставили памятник Сергию по проекту скульптора Вячеслава Клыкова. На возвышенности застыла трехметровая фигура старца в монашеском одеянии с мальчиком Варфоломеем, держащим в руках резную икону Святой Троицы. Ведь именно так, по легенде, все и случилось: маленький Варфоломей, которому никак не давалась грамота, вдруг обрел дар к учебе после того, как встретил в лесу молящегося старца. Так начался путь мальчика к Богу.

Сам скульптор Клыков собирался (и общественность его поддерживала) установить памятник осенью 1987 года. Однако власти запретили это делать. Памятник Радонежскому «арестовали» прямо во время пути на свой постамент и отправили обратно под охраной милиции. Однако через несколько месяцев, 29 мая 1988 года, его все-таки открыли — в честь 1000-летия Крещения Руси. Это был первый памятник русскому святому, поставленный с 1917 года.

Интересные факты

С Радонежской землей связаны имена многих известных людей. Родом из этих мест, как полагают историки, гениальный иконописец Андрей Рублев.

Радонеж вдохновлял писателя Сергея Аксакова, знаменитых художников Михаила Нестерова и Виктора Васнецова.

Что посмотреть

Преображенский храм

Преображенский храм выполнен в стиле ампир.
Фото: globallookpress.com

Для начала обратите внимание на архитектуру Преображенского храма, который считается одним из наиболее выразительных представителей стиля ампир в храмовой архитектуре нашей страны.

Радонеж

Радонеж — одно из древнейших поселений Сергиево-Посадского района.
Фото: commons.wikimedia.org

Кроме храма и памятника преподобному Сергию, это десятка полтора дворов, древнее городище, относящееся примерно к 15 веку, и живописные просторы.

Троице-Сергиева Лавра

Сейчас Преображенский храм — подворье Троице-Сергиевой Лавры.
Фото: pixabay.com

До самой Лавры от Радонежа — примерно 15 километров. А это крупнейший мужской монастырь страны, к которому испокон веков сами цари не только ездили — пешком (!) ходили. Настолько святым местом считалась обитель, основанная в 14 веке Сергием Радонежским. К его мощам тут стоит неизменная очередь. Именно в этой обители Андрей Рублев писал свою знаменитую «Троицу» (сейчас икона хранится в московской Третьяковке и на праздник выставляется в храме рядом с галереей).

Расписание служб смотрите на сайте храма.

Какие святыни хранятся

  • Для современных паломников благоустроили тропу к святым источникам: там и спуск красиво сделан, и сами источники украшены подобием большого иконостаса.
  • Рядом находится часовня, куда заходят помолиться Святой Матроне Московской: именно тут находится крест с ее могилы.

Радонеж в культуре и искусстве

Русский художник Михаил Нестеров посвятил Сергию Радонежскому цикл картин. Первая, самая известная и, по мнению автора, самая удачная работа — полотно “Видение отроку Варфоломею”. На нем изображен юный Варфоломей, разговаривающий со старцем. Их окружают лес, холмы, узкая речушка, на заднем плане видна маленькая деревянная церковь. Похожий пейзаж изображен и на картине “Сергий Радонежский” (1899 г.). Исследователи узнают в работах Нестерова окрестности Радонежа.

Фрагмент картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890)/Репродукция

Экспертное мнение

Татьяна Данилова, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника:

«Ландшафт в Радонеже сохранил свою первозданность с давних времен»

В 14 веке Радонеж входил в состав Московского княжества и упоминался в духовном завещании князя Ивана Калиты. В его правление сюда переселились ростовские бояре Кирилл и Мария с тремя сыновьями — так Радонеж стал второй родиной Сергия Радонежского.

В житие подвижника, составленное в 1418-1419 годах, говорится, что радонежский дом родителей святого стоял «около церкви Рождества Христова» (предположительно на месте современного каменного храма или возле него). Согласно письменным источникам, это первый известный нам храм Сергиево-Посадского района. Точное время его появления неизвестно, вероятно – вторая четверть 14 столетия.

После 1764 года Радонеж вошел в состав казенных земель. В 1800-м на средства прихожан возвели еще одну деревянную церковь, но вскоре ее сменил каменный храм, относящийся к лучшим образцам ампира. Со временем он был расписан и окружен оградой.

Художники нередко искали в этом уголке Подмосковья вдохновение. Так, радонежский пейзаж запечатлел на своей знаменитой картине «Видение отроку Варфоломею» Михаил Нестеров. На лучшем (по убеждению самого автора) из произведений художника узнаются и холмы, и дорога, и извилистое русло реки Пажи. Стоит отметить: ландшафт в Радонеже сохранил свою первозданность с давних времен. И другие достопримечательности привлекают внимание приезжих: крепостные валы, источник с оборудованной купелью и отдельной обливной купелью для инвалидов, пожилых людей и детей, памятник Сергию Радонежскому; часовня Матроны Московской, в которой хранится крест, некогда стоявший на могиле старицы и, конечно, Преображенский храм с приделом в честь преподобного Сергия. В 1974 году этот собор был включен в перечень памятников республиканского значения.

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Балет (1)
  • Видио (25)
  • Для рамочек (22)
  • Живой мир (18)
  • Живопись (204)
  • Здоровье (10)
  • Интересно обо всем (99)
  • История (9)
  • История (1)
  • календарь (146)
  • кулинария (35)
  • История вещей (5)
  • Литература (84)
  • Мифология (5)
  • музыка (114)
  • Настроение (93)
  • Открытки (6)
  • Оформление (58)
  • Плееры (26)
  • Политика и мы (8)
  • Помощь чайнику (6)
  • Понравилось (17)
  • Поэзия (161)
  • Психология (7)
  • путешествия (48)
  • рамки (132)
  • Религия (21)
  • Сайты (9)
  • Спорт (25)
  • Уроки Лиру (54)
  • Флешки (9)
  • Фоны (37)
  • Фотография (121)
  • Чтобы помнили (5)
  • Шедевры классики (14)
  • Юмор (22)

Музыка

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Церковь Преображения Господня в Кижах

Православный храм
Храм Преображения Господня
в Преображенском

Вид воссозданного храма
55°47′44″ с. ш. 37°42′41″ в. д. H G Я O
Страна Россия Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Епархия Епархия города Москвы
Тип здания корабль
Дата основания XVIII век
Строительство 1765—1768 годы
Статус ОКН № 7737421002 № 7737421002
Состояние восстановлен в 2015 году
Сайт hram-preobrajeniya.ru

Вторник, 22 Октября 2013 г. 23:03 + в цитатник

В разных краях
Оставляем мы сердца частицу
В памяти бережно, бережно, бережно встречи храня.. .

Мастерство русских умельцев, возводивших из дерева сложные и прекрасные постройки, вызывает неподдельное восхищение. Вершиной деревянного зодчества на Русском Севере признана церковь Преображения Господня в Кижах.

Удивительная двадцатиглавая церковь была возведена в 1714 году, раньше на этом же месте стояло здание другой церкви (она сгорела дотла), о ней есть записи в летописях начала XVII века. Исследователь кижского погоста архитектор А. В. Ополовников предполагает, что новую церковь возвели в честь Полтавской битвы

Дерево, как и любой другой строительный материал, требует знания своих особенностей. Кижские мастера понимали, как нужно с ним работать. Выстроить из бревен округлое здание было затруднительно, а квадрат – слишком простая, «неторжественная» форма. Потому-то основной фигурой при постройке был выбран восьмерик. А уже к нему пристраивались боковые прирубы, ориентированные по сторонам света. Таким образом, в плане храм напоминает крест.

Восьмериков в здании три, они двухъярусные, каждый меньше предыдущего. Поэтому-то здание так напоминает своими очертаниями пирамиду. Углы основного восьмерика украшены бочками и главами, на третьем располагается большая венчающая глава. Она возносится на высоту в 37 метров. Каждый из куполов имеет чешуйчатое украшение, а концы тесин, образующих кровлю, вырезаны специальным образом – их тень образует дополнительный орнамент на кровле.

Преображенская церковь в Кижах строилась на средства, собранные и подаренные прихожанами. Что ж, они были щедры. Иконостас церкви был самым крупным в храмах Олонецкой губернии. Его высота превышает 8 метров, а длина больше 25 метров. Иконостас украшает не только центральную часть, но и северо-восточные и юго-восточные грани прирубов, раньше он имел завороты даже на боковые стены.

В иконостасе 101 икона: 16 из них находятся в местном ряду, 28 – в праздничном, 29 – в деисусном, 28 – в пророческом. Весь иконостас оформлен высокохудожественной резной золоченой рамой, на которой можно увидеть искусно вырезанные цветы и виноградные лозы. Потолок также расписан: центральный медальон с изображением Новозаветной Троицы окружен клиньями, на которых в три пояса изображены серафимы, херувимы, ангелы и праотцы.

Фотографии церкви Олега Семененко

Наплывали Кижи, приближаясь
К теплоходу белому, притихшему.
Чайки жадные, погоней позабавясь,
Навещали островки, их породившие.

Куполами деревянными приветствуя
И порадовав просторами Онежья,
Остров Кижи мне навеял эту песню
И забрал тоску на время прежнюю.

Для язычников служил он капищем.
Сохранив традицию в веках,
Вере во Христа он стал пристанищем,
Зодчеством церквей прославив край.
На ладонь свою он принял звонницы,
Храмам и часовням дал приют.
Избами крестьянскими запомнился,
Где преданья старины живут.

Долгою зимой я вспомню лето,
Пасмурный и дымчатый денёк…
Заповеданными тропами согретый,
Хрустнет на душе моей ледок.

Ю. Демянская, 2004 г.
«Кижская сказка»

Кижи в живописи

Борис Щербаков Утро в Кижах

Галина Трешкина Кижский мотив

Сергей Зверев Кижи

Владимир Марков Преображенская церковь. Кижи

По одной из них во времена Смутного времени церковь стояла в другом месте, гораздо севернее на холмистом возвышении. Однажды в праздник покрова Богородицы на остров напали поляки. Народ укрылся в храме, но захватчики ворвались туда и стали стрелять в безоружных людей. Одна из стрел вонзилась в образ Спасителя, другая пробила его насквозь. И в это самое мгновение произошло чудо. Поляки внезапно ослепли и перерезали друг друга. После осквернения церковь забросили, и вскоре она сгорела от удара молнии. Кижане решили построить новый храм и сплавили на плотах лес для строительства к тому месту, где было пепелище. Но за ночь все плоты неведомой силой перенесло ниже по течение к месту, где не было ничего, кроме камней да вереска. Плоты вернули. На следующую ночь история повторилась. Тут строители догадались, что не просто так это происходит. Стали осматривать вересковые заросли и нашли в них тот самый простреленный образ Спасителя. На этом месте и построили новый храм.

Юрий Пименов Кижи. Старинная красота

Легенды о Церкви Преображения Господня в Кижах

Самая знаменитая кижская легенда, которую знают даже те, кто на Кижах и не бывал, связана с плотником Нестором, построившим жемчужину острова -деревянную Спасо-Преображенскую церковь без единого гвоздя. Будто бы после окончания работы забросил он свой топор в озеро со словами: «Николи не было, николи не будет».

Другая легенда связана с особенностями рельефа острова. Дело в том, что на нем имеются воронки глубиной до трех метров. Они образовались в результате вытаивания глыб льда. Когда-то на месте одной из воронок стоял дом, где молодёжь, вопреки обычаям, слишком часто устраивала вечеринки. В наказание за этот грех дом провалился. Только двум девушкам было видение, чтобы они покинули дом. Они послушались, но чем дальше отходили от него, тем бoльше любопытство овладевало ими. Они оглянулись и в тот же миг превратились в две ели, которые до сих пор растут на острове.

И еще одна связана с событиями Великой Отечественной войны. В 1999 году российские новостные агентства сообщили, что Карелию посетил бывший финский летчик, 84-летний Лаус-Дей Саксель, который спас во время второй мировой войны от разрушения уникальный памятник мировой деревянной архитектуры — Преображенскую церковь на острове Кижи. На пресс-конференции ветеран заявил, что когда его самолет снизился и он увидел красоту и величественность церкви, то его рука не поднялась сбросить на нее бомбы. Он дал команду своему напарнику, и они улетели, сбросив бомбы в Онежское озеро.

Не за года, а за сутки, поди же,
В белую ночь, не уснув до утра,
Выбрав пригорок на острове Кижи,
Не выпускал он из рук топора.

Был его замысел смел и просторен
Да и сноровка была неплоха
Сосны смолистые брал он под корень
А из осин выгибал лемеха

Издалека различимое всюду,
В северном мраке враз засияв,
Так и возникло Онежское чудо
Двадцати двух серебрящихся глав.

В ней была скромность избы деревенской,
Если б не взмывшие вверх купола.
Церковь, что названа Преображенской,
Преобразила здесь все, что могла.

Вверх устремлялся «бочонок» к «бочонку».
Знал он, какая ждала их судьба, —
Мастер, закончив свою работенку,
Пот отирал тряпицей со лба.

Выискав в заводях тайное место,
Бросил топор утомленной рукой.
«Церковь — промолвил он, — выстроил Нестор.
Не было, нет и не будет такой»