Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

История храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Пехра-Покровское

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Пехра-Покровское построили в 1833 году на средства местных жителей. Каменная Покровская церковь появилась вместо ветхой деревянной. Для постройки использовались развалины Алексеевского дворца, возведенного в XVIII веке царским фаворитом Александром Меншиковым.

Первые упоминания о храме приписывают Троицкому патерику XV века. В житие святителя Серапиона указывается, что будущий архиепископ Новгородский некоторое время служил священником в храме. В писцовых книгах Пехорского стана 1623 года говорится о патриаршем погосте со слободкой в 10 дворов. На погосте и находилась церковь Покрова, представлявшая собой строение клетского типа с трапезной и колокольней. В 1712 году владелец села Александр Меншиков выстроил деревянную церковь, сгоревшую через 11 лет. Вскоре сооружение восстановили, а с приходом к власти Екатерины II перестроили. В 1800 году настоятелем храма стал пользовавшийся уважением у селян священник Симеон Петрович Муравьёв. Именно ему и принадлежала идея строительства нового каменного храма. Приход Покровской церкви тогда насчитывал 800 человек.

В январе 1823 года селяне собрали деньги и обратились к московскому вице-губернатору Дмитрию Бибикову с просьбой о строительстве нового каменного храма. Местные жители сочли, что для постройки неплохо было бы использовать расположенные в трёх километрах от села развалины Алексеевского дворца. Вице-губернатор лично приезжал осматривать ветхое строение. Разрешение на разбор бывшего дворца фаворита было получено в мае того же года от тогдашнего императора Александра I. Первый проект храма, созданный архитектором Овчинниковым, не был утверждён. Селяне попросили помощи у другого известного в то время градостроителя Осипа Бове. Осип Иванович Бове – видный архитектор, вошедший в историю как один из главных реставраторов Москвы после пожара 1812 года. Ученик выдающегося зодчего Матвея Казакова, он вошёл в состав специальной комиссии для строения Москвы. В 1814 году 29-летний Бове стал главным архитектором «фасадической части», отвечал за реставрацию центра города: отстроил ансамбль исторической Красной площади, спроектировал сад, позже названный Александровским, новую Театральную площадь, на которой в 1825 году построили здание Большого театра.

Новый храм в Пехра-Покровском строили в течение восьми лет в 300 метрах западнее разрушенной деревянной церкви, 10 сентября 1833 года главный престол освятили в честь Покрова Божией Матери, а левый придел — в честь пророка Илии. Настоятелем утвердили священника Иоанна Малинина. Построенный в стиле ампир эпохи позднего классицизма храм в селе Пехра-Покровское представлял собой большой купол в окружении белокаменных колонн. К полукругу колонн примыкало помещение трапезной.

В середине XIX века в приходе церкви значились 143 крестьянских двора с населением 1255 человек. Стеснённое помещение перестало вмещать всех богомольцев, и в 1902 году был издан указ о разрешении пристройки двух приделов. Проект реализовал московский епархиальный архитектор Н. Н. Благовещенский.

Настоятелем Пехорской церкви тогда был отец Федор Николаевич Преферансов. Он пользовался большим уважением духовенства и прихожан. При нём в деревне Медвежьи Озёра к 1905 году была отстроена и освящена церковно- приходская школа. В 1909 году новым настоятелем храма назначили священника Николая Воздвиженского из Троицкой церкви в селе Троицкое-Кайнарджи. Последний преподавал Закон Божий в приходских и земских учебных заведениях, организовал приходскую библиотеку.

В советское время храм пришёл в упадок. Новой властью были изъяты церковные ценности под предлогом «в пользу голодающих». В мае 1922 года из храма конфисковали серебряные ризы с икон, кресты, кадила, оклады с Евангелий. Общий вес конфиската составил 1 пуд 4 фунта 16 золотников. Церковную сторожку приобщили «под избу-читальню». Священнослужители попали в списки «лишенцев». В конце 1920-х годов отца Николая Воздвиженского признали «кулаком», осудили и сослали на север.

А 23 января 1930 года в Покровском храме прекратилась служба. В феврале того же года местные активисты разграбили иконостас и выбросили на улицу церковную утварь. В помещениях церкви устроили клуб и стали хранить конфискованное имущество «кулаков». В том же месяце представители сельскохозяйственной артели имени Рыкова сбросили с храма колокола и уничтожили кресты, водрузив на вершине новый символ времени — красные флаги.

В военные годы бывший храм переоборудовали в казармы Советской армии, а после определили под склад. В 1950-е годы здание передали для нужд «Общества спасания на водах».

Возрождение Покровского храма началось уже в постсоветское время. В 1992 году появилась община верующих и митрополит Ювеналий назначил студента Московской духовной академии, священника Георгия Кулёмина, настоятелем. В престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1993 году здесь совершили первую после длительного перерыва Божественную литургию. Тогда же началась реставрация храма. Было отремонтировано здание церковно-приходской школы, 14 октября 2004 года культовое сооружение освятил архиепископ Можайский Григорий (Чирков). В настоящее время в храме регулярно проводится служба, а вид строения вновь привлекает туристов, следующих по Щёлковскому шоссе.

Покровские храмы в России

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы издавна очень почитался и почитается русским народом. Именно поэтому до наших дней сохранилось множество храмов в честь этого праздника и ежегодно этот список пополняется.

Храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы встречаются во многих странах ближнего и дальнего зарубежья и, конечно, в разных уголках нашей страны. Поговорим о самых известных.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Москва)

Без сомнения, этот изумительный храм считается одним из главных символов России. Можно бесконечно долго рассматривать необычную и затейливую архитектуру собора. Построен он был при Иване Грозном в 1561 году, над ним трудились 6 лет, и объединяет в себе этот собор 10 приделов (3 придела – в честь праздников и 7 – в честь разных святых). Главный придел освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. На Покров в 1552 году войска Ивана Грозного одержали победу в Казани. В честь этой победы и была заложена церковь. В народе же этот собор больше известен как собор Василия Блаженного (гробница юродивого находится в одном из приделов).

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (Москва)

Храм построен в 1694 году на средства Льва Кирилловича Нарышкина, дяди Петра I. Храм представляет собой пятиярусное сооружение в стиле «нарышкинского барокко» (стилю барокко характерны пышность, величественность, помпезность). На сводах храма уцелели фрагменты росписей 17-18 веков, а также сохранилась первоначальная икона «Покрова Богородицы» 17 века.

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Невском лесопарке (Санкт-Петербург)

Этот удивительный деревянный храм был построен в 2008 году. Он является воссозданной копией Покровской церкви (1708 г.), которая стояла до пожара 1963 года на Вытегорском погосте в Вологодской области. Основание храма построено в форме креста, основной объем — восьмерик (имеет восемь граней), с каждой стороны которого по четыре прируба, а наверху всего 25 глав (это число означает похвалу Пресвятой Деве, 25 кондаков и икосов имеет древнейший акафист Богородице).

Церковь Покрова на Высоком (Калужская область)

Еще один уникальный храм деревянного зодчества — церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком в Боровске. Эта церковь была построена на месте мужского Высоко-Покровсого монастыря (здесь в 1414 году был пострижен в монахи Пафнутий Боровский). Первое упоминание церкви относится к 1621 году.

Церковь Покрова на Нерли (Владимирская область)

Одна из самых известных церквей на Руси. Она была основана в 1150-х-1160-х годах при князе Андрее Боголюбском при слиянии рек Нерль и Клязьма.

По преданию, белый камень, из которого построена церковь, был привезен из покоренного Андреем Боголюбским Булгарского царства. На стенах церкви хорошо сохранились барельефы, росписи же внутреннего убранства – утрачены.

По своей форме церковь – так называемый, четверик (основание построено в виде квадрата).

Церковь Покрова на Торгу (Вологда)

Эта старинная церковь впервые упоминается в 1560-е годы. Церковь являлась «придомовой» и находилась рядом с покоями царя Ивана Грозного, где он жил, когда посещал Вологду (тогда церковь носила название в честь святых Иоакима и Анны). Нынешняя каменная церковь построена на месте сгоревшей деревянной в 1679 году, и именно тогда главный придел был освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровско-Татианинский собор (Чебоксары)

Когда-то в Чебоксарах был храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, но в 1980 году он был снесен, а на его месте построили ГЭС. В наше время в городе воздвигли новый храм, вместо старого, в честь праздника Покрова (верхний престол в честь праздника, а нижний – в честь мученицы Татианы). Заложен храм был патриархом Алексием II в 2001 году, а освящен — в 2006.

Читайте также  Базилика Сан Франческо

Покровский храм Тобольского кремля (Тюменская область)

Храм был построен в 1746 году за счет государевой казны митрополитом Тобольским Антонием II (Нарожницким). Первоначально был освящен во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1867 году к собору был пристроен северный придел, и храм получил новое именование в честь Покрова Божией Матери и Ея иконы, именуемой «Тобольская» (придел в честь Киево-Печерских чудотворцев остался).

Свято-Покровский собор (Красноярск)

Одно из самых старых каменных зданий в Красноярске. Собор был построен на деньги прихожан в 1795 году в стиле сибирского барокко (этот термин относится к храмовой архитектуре Сибири 18 века; характерной чертой является примыкающая к храму трапезная с колокольней, а также нагромождение последовательно уменьшающихся объемов).

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Ханты-Мансийск)

Храм был построен по инициативе местных жителей в 1816 году в стиле сибирского барокко. Интересна история этого храма. Предположительно, на том месте, где сейчас стоит храм, была церковь во имя Николая Чудотворца (сегодня один из приделов освящен в честь Святого). Историки считают, что эту церковь основали казаки, которые покоряли Сибирь вместе с Ермаком в 16 веке.

В годы советской власти храм был переделан в клуб, а затем снесен. В 1996 году начались восстановительные работы, а в 2001 — состоялось освящение воссозданного храма.

Покровский собор (Севастополь)

Собор был построен архитектором В.А. Фельдманом в 1905 году по типу базилики с 5 куполами, за основу архитектуры были взяты шатровые церкви 16 века. Собор имеет три нижних придела (в честь прп. Серафима Саровского, мчцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, блгв. Князя Владимира) и три верхних придела (главный — в честь Покрова Пресвятой Богородицы; вмч. Пантелеимона, апп. Петра и Павла).

Храмов в честь Покрова Пресвятой Богородицы в нашей стране очень много, мы рассказали лишь о некоторых. Также стоит отметить, что кроме храмов, есть и монастыри в честь этого праздника. Такое почитание наглядно демонстрирует любовь русского народа к Божией Матери, которая защищает и оберегает нас и нашу страну.

«Наши верующие, знающие великую силу ходатайства Матери Божией, сердцем пусть всегда припадают к ногам Божией Матери со своими воздыханиями, нуждами, скорбями, во всех испытаниях и в минуты плача о грехах. И Она, Радость всех скорбящих, наша Небесная Мать, простирая Свой державный Покров, заступит и спасет и помилует всех нас. Аминь.» Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Покров Богородицы

Наста днесь пресветлыи праздник, Пречистая Дево, честнаго Твоего Покрова

Покров Богородицы. Фреска Ферапонтова монастыря. Дионисий, 1502 год

Покро́в Пресвятыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Приснодевы Марии празднуется 14 октября (1 октября по старому стилю). Этот праздник не входит в число двунадесятых, однако является одним из самых необычных и почитаемых. По благочестивому обычаю он относится к великим праздникам. Покров Пресвятой Богородицы известен на Руси со второй половины XII века. По преданию, этот праздник установил князь Андрей Боголюбский.

Покров Пресвятой Богородицы. Событие и история праздника

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы верующие вспоминают чудо явления Богородицы известному христианскому святому Андрею, Христа ради Юродивому, и его ученику Епифанию. Описание этого видения приводится в житии Андрея Юродивого, помещенном в Великих четьи-минеях святителя Макария Московского 2 октября по старому стилю, на следующий день после праздника Покрова.

Стра́шно и чу́дно виде́ние честну́ю свя́тцу (т.е. честных святыхв славянском языке кроме единственного и множественного имеется двойственное числоприм. ред.) Андре́я и Епифа́ния, ка́ко ви́деста на возду́се святу́ю Богоро́дицу, прише́дшу Влахе́рну в святу́ю це́рковь с а́нгелы и с Предоте́чею и с Богосло́вцем Иоа́нном и с ине́ми мно́гими святы́ми. Наро́ду стоя́щу в це́ркве, ви́деста моля́щуся с слеза́ми к Сы́ну за ве́сь ми́р. И глаго́ла Андре́й к Епифа́нови: «Ви́диши ли Цари́цу и Госпожу́ все́х, моля́щися за́ мир?» Он же рече́: «Ви́жу, о́тче!» И покры́вши честны́м свои́м омфо́ром, светя́щися па́че еле́ктора лю́ди су́щая в це́ркве.

Согласно описанному видению, Богородица по воздуху пришла царскими вратами во Влахернскую церковь Константинополя в сопровождении ангелов, Иоанна Предотечи, Иоанна Богослова и сонма святых. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём, Богородица сняла с головы омфор и держала над молящимися в церкви людьми. Омфор при этом сиял, как електор (от греч. ἤλεκτρον — янтарь, прим. ред.). Андрей Юродивый — будущий известный христианский святой, славянин, попавший некогда в византийский плен. Омфор или покров — женский головной убор, большое покрывало, закрывающее голову и плечи. Святые Андрей и Епифаний видели, как Богородица покрыла своим омфором всех людей, молившихся в храме, защищая их от бед и напастей — зримое выражение молитвенной помощи Богородицы, молящейся «со слезами к Сыну за весь мир». Чувством радости и благодарности проникнуты церковные песнопения этого праздника. Пресвятая Богородица — наша заступница перед Богом, благодатный покров ее молитвы защищает нас от зла и напастей.

Покров Пресвятой Богородицы. Богослужение

Древнейшие русские стихирари (сборники стихер, праздничных песнопений) включают в себя и песнопения Покрову. На сегодняшний день известна самая ранняя служба Покрову Богородицы из минеи XIV века. А первые упоминания об этом празднике имеются в Прологах, сборниках поучительных текстов, которые датируются концом XII — началом XIII века. Уже к XV веку праздник Покрова получил общерусское распространение. В Великих четьих-минеях, составленных святителем Макарием, имеется уже не одно, а несколько похвальных слов на праздник Покрова, написанных в разное время. В XVI веке, при святителе Макарии, митрополите Московском и всея Руси (ок. 1482–1563), и первом русском царе Иване Грозном (1530–1584) праздник становится одним из самых почитаемых в русской Церкви.

Чувством радости и благодарности проникнуты церковные песнопения этого праздника. Пресвятая Богородица — наша заступница перед Богом, благодатный покров ее молитвы защищает нас от зла и напастей. Вот как говорится об этом в праздничном тропаре:

Дне́сь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем, осеня́еми Богома́ти твои́м прише́ствием, и к твоему́ взира́юще пречи́стому О́бразу уми́льно глаго́лем, покры́и на́с честны́м Си амфо́ром, и изба́ви нас от вся́кого зла, моля́щи Сы́на своего́, Христа́ Бо́га на́шего, да спасе́т душа́ на́ша

Русский текст:

Сегодня мы, православные люди, радостно празднуем, осеняемые, Мати Божия, твоим пришествием, и взирая на твой пречистый Образ с умилением просим, укрой нас честным твоим покровом, и избавь нас от всякого зла, молясь к Сыну своему, Христу Богу нашему о спасении душ наших.

Кондак празднику:

Де́вая дне́сь предстои́т в це́ркви, и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу. А́нгели со святи́тели покланя́ются, апо́столи же с проро́ки ликовству́ют. На́с бо ра́ди Богоро́дица мо́лит Христа́ Преве́чнаго Бо́га.

Русский текст:

Сегодня Девая предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, апостолы же со пророками ликуют. Потому что за нас молит Богородица Христа Превечного Бога.

Храмы Покрова Пресвятой Богородицы

На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. В 1165 году Андрей Боголюбский построил первый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы — церковь Покрова на Нерли. Этот белокаменный храм, всемирно известный памятник архитектуры, возведен на рукотворном холме среди заливного луга при слиянии рек Нерли и Клязьмы. Весной вода поднимается так высоко, что белокаменный храм оказывается стоящим на маленьком островке.

Храм Покрова на Нерли

После взятия Казани был построен собор Покрова на Рву, называемый в народе «собор Василия Блаженного». Первый временный, деревянный Покровский собор был построен осенью 1554 года. Строительство каменного собора продолжалось шесть лет, закончилось в 1561 г. До постройки в 1600 г. колокольни Ивана Великого, Покровский собор был самым высоким зданием в Москве.

Собор Василия Блаженного (храм Покрова на Рву)

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Храм Покрова
Пресвятой Богородицы
в Медведкове

Радость по Богу бывает продолжительна и тверда, надежна и постоянна, не нарушается никакими неожиданными обстоятельствами, но еще более возвышается от самых препятствий.

Святитель Иоанн Златоуст

У нас работает кабинет профессионального психолога. В период сложной эпидемиологической обстановки в г. Москве вы всегда можете задать вопросы психологу по телефону: 8 (915) 113-62-32. Просим звонить в рабочее время.

Читайте также  Базилика Св. Ремигия

Профессиональный юрист с 15-летней практикой, Юлия Александровна Чесалина предлагает бесплатные консультации по семейным делам для прихожан нашего храма. Консультации проводятся еженедельно по пятницам и субботам с 10.00 до 14.00. Предварительная запись по телефону +7 (906) 779 68 09 обязательна!

Выполнение заповедей – это категория, которая пониматься может очень по-разному. Можно назвать это тем, что «принято у людей»: внешние приличия, которые необходимо соблюдать, формальное исполенение общеизвестных добродетелй, например, родителей в дом престарелых не сдал, домочадцам прокорм обеспечил, вроде бы явно никому не лжет и проч. Но духовности в этом может не быть вовсе, потому что нравственность не всегда сопадает с духовностью, но иногда подменяет ее. Даже занимаясь благими делами, человек может не развиваться духовно. Например, человек помог кому-то или подарил подарок – и вроде бы все хорошо, но сам он потом целый день думает, как он хорош! Где же здесь духовность? Указывая на это юноше, Господь выходит из плоскости соблюдения обязательных правил.

Испокон веков человечество бьется над проблемой смерти, пытаясь нащупать пути ее разрешения. Сколько раз за прошедшие годы я приводил пример светского безрелигиозного мира, который, не будучи в силах с ней справиться, пытается нивелировать факт смерти, максимально сократив внимание к ней, сняв всякий акцент с этого события.

ЧТО ВЫ ПРЕОДОЛЕЛИ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ

Ирина Ковалева, выпускница 2017 года

Не «что Вы преодолели», а «кого…» Прежде всего, себя. Иллюстрацией к этому ответу я бы взяла историю о том, как барон Мюнхгаузен вытащил себя за волосы из болота. Все ровно так происходило и со мной: «…нужно было выбирать одно из двух: погибнуть или как-то спастись. — Ну и что же Вы выбрали? — Угадайте…»

В школе мы вытаскиваем себя из болота невежества, из трясины самообмана, из косности, рутины, шаблонов, безысходности — по сути из бездны собственного неверия.

Поэтому: «— Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы? — Обязательно! Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать». И это есть главное преодоление-достижение в нашей школе.

Тема приходской жизни является ключевой для жизни Церкви. Приход — это надлежащая реальность, являющаяся фундаментом всего духовного и социокультурного церковного устройства. В нем потенциально и актуально заложено все, и благополучие всей православной религиозной жизни зависит от того, в каком состоянии находится приход. Иными словами, здоровье всей Церкви в ее социальном и духовном измерении определяется приходом. Будет он здоров и крепок — будет здорова и вся Церковь. Поэтому сегодняшние мои размышления развиваются в русле двух базовых аспектов: что такое приход, трудности, стоящие перед ним, т.е. недостатки присущие ему, и, второе, что необходимо сделать для нормализации его жизни.

Дорогие братья и сестры! С 6 июня возобновляется совершение таинства Крещения в нашем храме. Таинство совершается в индивидуальном порядке. В связи с эпидемиологической ситуацией просим отнестись с пониманием к ограничению количества присутствующих в храме во время совершения Таинства Крещения. Могут присутствовать только родители и крестные, а также фотограф, при необходимости. Все присутствующие должны быть в защитных масках и одноразовых перчатках. Записаться и получить необходимую информацию можно по телефонам лавки храма: 8 (958) 822-38-76, 8 (499) 186-86-47.

Подать записку на поминовение о здравии и о упокоении и поставить свечу к иконе можно из дома. Мы подготовили для этого специальную форму: подать записку

Все записки будут прочитаны на Литургии. Онлайн-записки лучше подавать накануне службы.

В это сложное время храм будет благодарен за любые пожертвования, которые можно сделать несколькими способами:

1. На счет храма:
Приход Храма Покрова Пресвятой Богородицы.
127081, г. Москва, ул. Заповедная, 52А, тел.: +7 (495) 186-86-47,
ИНН 7715045475, КПП 771501001,
р/с 40703810000040000515 в ПАО «МИнБ» ДО «Кировское отделение»;
к/с 30101810300000000600, БИК 044525600.
Назначение платежа: Пожертвование на ведение уставной деятельности прихода.

2. Через платежную систему ЯндексДеньги на счет 410012392680312

Наш храм принимает пожертвования для малообеспеченных семей — одежду, обувь и детские игрушки. Все вещи должны быть чистыми и в очень хорошем состоянии. ВАЖНО: пожалуйста, не оставляйте вещи в храме или на территории прихода. Если вы хотите и можете сделать доброе дело и помочь нуждающимся, просим позвонить координатору службы милосердия Инне Григорьевне по телефону +7 916 858 39 01 и согласовать с ней время и место встречи. Да хранит вас Господь!

9 марта молодежный отдел встретил весну однодневным походом к ущелью реки Бунчихи.
Фото

23 февраля группа паломников нашего храма посетила Зачатьевский женский монастырь в Москве.
Фото

Поход начался с молитвы у нашего Покровского храма. Общий сбор на станции «Лосиностровская», а затем электричкой добрались до станции «Арсаки», по Ярославскому направлению, и оттуда уже только пешком! К реке Молокча, через лес, поля, пару деревень. Ночевка. Затем, по плану, предстояло пройти вдоль реки Вондиги к святому источнику и водопаду Гремячий ключ. Там купель для всех желающих (…смелых) – таким у нас оказался только о. Иоанн. Дальше путь вдоль той же реки к Торбеевскому озеру. От озера уже к станции «76 км» и к дому.

15 февраля, в праздник Сретения Господня, группа прихожан нашего храма вместе с прихожанами Никольского храма г. Железнодорожный побывали в экскурсионно-паломнической поездке в Троице-Сергиеву Лавру и Николо-Сольбинский женский монастырь (Ярославская область).
Фото

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешнево

Официальный приходской сайт

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешнево г.Москвы — подворье Патриарха Московского и всея Руси

Контактная информация

  • Статус: действующий
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Краткая историческая справка: Каменная церковь в усадьбе Покровском-Стрешнево сооружена в первой трети XVII века дьяком Разрядного приказа Михаилом Феофилатьевичем Даниловым. Впервые она упоминается в приходных книгах Патриаршего Казенного приказа 1629 г. — «…новоприбылая церковь Покрова Святей Богородицы, да в приделах Чуда Архистратига Михаила, да Алексия Чудотворца в вотчине разрядного дьяка Михаила Данилова, в селе Покровском — Подъелки». Церковь была построена, вероятно, не ранее 1622 г., коrда М.Ф. Данилов приобрел «пустошь на реке Чернушке» у боярского сына Андрея Федоровича Палицына, одного из «перелетчиков», присягнувших Лжедимитрию II, чей: Тушинский лагерь располагался в 1608 г. за речкой Химкой всего в паре верст от Подъелок.

Сильно искаженная многочисленными перестройками и ремонтами XVIII — XIX вв., церковь практически утратила характер своей первоначальной архитектуры. Исследования, проведенные в ходе реставрационных работ 1930-х гг. позволили предположительно реконструировать ее облик в XVII столетии. Небольшое по размерам здание состояло из приземистого четверика основного объема и трапезной с западной стороны.

Существует также мнение, что церковь была построена в самом начале XVII в., а около 1629 г. к ней лишь была пристроена трапезная. Интересно, что последующие владельцы усадьбы также предпочитали считать свою церковь более древней. В бумагах генерал-аншефа Петра Ивановича Стрешнева есть упоминание о надписи, которую в 1770 г. он распорядился сделать на северной стороне храма: «В лето от сотворения мира 7108, от Рождества Христова 1600 в подмосковной вотчине в селе Покровском сооружена сия святая церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и освящена октября в 1 день и после 1770 года через 170 лет как видима, нерушима в совершенной крепости стоит». Эго свидетельство, однако, не находит подтверждения в известных письменных источниках, и вопрос о точной дате сооружения здания остается открытым.

Первая капитальная перестройка церкви, в результате которой ее архитектура приобрела барочные черты, сохранившиеся до сих пор, была сделана в 1750 г. по инициативе тогдашнего владельца усадьбы Петра Ивановича Стрешнева. Плановая конфигурация здания была оставлена без изменений; гладкие лопатки на фасадах сменили пилястры из грубо отесанного природного камня; световые окна были расширены, получив характерные для середины XVII столетия ленточные наличники с замковыми камнями; вместо «горки» кокошников появилась простая четырехскатная крыша. Тогда же в трапезной были упразднены оба придела (Чуда Архистратига Михаила и Алексия Чудотворца), и церковь стала однопрестольной.

Несколько позднее, вероятно, в 1760-х гг. композиция здания была дополнена трехъярусной колокольней, сооруженной П.И. Стрешневым с западной стороны трапезной. До этого колокола висели на деревянных столбах. В таком виде церковь просуществовала почти до конца XIX в., претерпевая незначительные изменения в ходе периодических ремонтов.

Во время наполеоновского нашествия в усадьбе стоял отряд французских драгун, церковь была осквернена, — в ней была устроена конюшня. Храм переосвятили в 1812 г. сразу после разгрома французов и контрнаступления русских войск.

Читайте также  Что нельзя вывозить из Таиланда

Во второй половине ХIХ в. небольшой храм перестал соответствовать нуждам значительно увеличившегося прихода. Владелица усадьбы княгиня Евгения Федоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева, не желая перестраивать древнюю церковь, на протяжении ряда лет безуспешно пыталась добиться от епархиальных властей разрешения приписать часть прихожан Покровской церкви к другому приходу. В 1894 г. по просьбе прихожан села Покровское-Подъелки Московская Духовная Консистория направляет прошение в Строительное отделение при Московском Губернском Правлении о расширении церкви. Проект реконструкции, выполненный классным архитектором Георгием Александровичем Кайзером еще в 1886 г., был одобрен Строительным отделением 25 апреля 1896 г. Согласно проекту старая трапезная была разобрана практически полностью (сохранился только небольшой фрагмент ее западной стены, примыкающий к колокольне). Были пристроены два новых придела — Святителя Николая Чудотворца и Святых Апостолов Петра и Павла. Все работы по перестройке финансировал П.П. Боткин, член товарищества чайной торговли «Петр Боткин и сыновья», снимавший в Покровском дачу. Возможно, придел Петра и Павла соответствовал его небесному покровителю. В 1905 г. художник С.К. Варов расписал стены и потолок церкви живописью. В 1925 г. живопись была промыта и поновлена художником-реставратором А.Я. Вашуровым, специалистом по древнерусскому искусству.

В 1931 г. протоколом заседания Мособлисполкома церковь решено было закрыть. Есть, однако, и свидетельства, что она была закрыта по распоряжению ВЦИК от 1932 г. Тогдашнего настоятеля храма, священника отца Петра (Вележева) арестовали и продержали три года в тюрьме.

После Великой Отечественной войны в храме размещалась топливная лаборатория НИИ гражданской авиации, — был разобран верхний ярус колокольни, утрачена глава храма, а по сторонам трапезной сделаны кирпичные пристройки. Полностью было утрачено оформление интерьера. К концу 1970-х -началу 1980-х гг. некоторые проемы были расширены, на фасадах наблюдалось выветривание лицевой поверхности кирпичной кладки, часть деталей фасадного декора была потеряна. Реставрационные работы на памятнике велись в конце 1980-х — начале 1990-х гг. объединением «Росреставрация». Автор проекта — архитектор С.А. Киселев. В ходе реставрации были уничтожены поздние пристройки, восстановлены верхний ярус и завершение колокольни, глава храма, а также растесанные оконные проемы и детали фасадного декора.

В 1992 г. постановлением правительства храм Покрова Пресвятой Богородицы был передан Русской Православной Церкви, и начался сбор средств на ее восстановление. В сентябре 1993 г. протоиереем Борисом Малевичем был отслужен молебен «На начало всякого доброго дела». 6 декабря 1993 г. храм был освящен. За зиму 1994 г. были заменены кровли и установлен купол и крест. В памяти первых прихожан запечатлелся и праздник Святого Богоявления 1995 г., когда после литургии крестным ходом прихожане проследовали на Иордань и о. Геннадий Трохин освятил источник в парке.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с сентября 2011 года Храм Покрова Пресвятой Богородицы получил статус Патриаршего подворья и в настоящее время именуется как Храм Покрова Пресвятой Богородицы – Патриаршее подворье в Покровском-Стрешневе.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы – один из храмов Российского Православного Университета святого Иоанна Богослова, ректором которого является настоятель храма игумен Петр (Еремеев).

Работы по восстановлению храма продолжаются и по настоящее время.

  • Настоятель: священник Михаил Титов
  • Расписание богослужений (общее кратко): Богослужения регулярные. Литургии в будние дни совершаются в 7.45, в субботние дни 9.30, в воскресные дни в 7.00 и 9.30. Вечернее богослужение совершается в 17.00. Каждый четверг в 17.00 совершается чтение акафиста святителю Николаю Чудотворцу. Каждое воскресенье в 17.00 совершается чтение акафиста иконе «Покрова Пресвятой Богородицы».
  • Престольные праздники:
    • Покрова Пресвятой Богородицы — Октябрь 14 [по н.с.]
    • апостола Павла — Июль 12 [по н.с.]
    • апостола Петра — Январь 29 [по н.с.], Июль 12 [по н.с.]
    • Николая Чудотворца — Май 22 [по н.с.] (перенесение мощей), Декабрь 19 [по н.с.]
  • Святыни: Ковчег с частицей мощей Святителя Николая Чудотворца;
    — древний чудотворный образ Покрова Пресвятой Богородицы (конец XVII — нач. XVIII вв.);
    — мощевик с мощами святых угодников Божиих: св. Феодора Суздальского, младенцев Вифлеемских от Ирода избиенных, прп. Ионы Почаевского, прп. Антония Оптинского младшего, свт. Иоасафа Белгородского, св. Ефрема, прпп. Ионы и Нектария Казанских, прп. Макария Калязинского, прп. Нектария Оптинского, прп. Шио Мгвимского (Грузинского), прп. Амвросия Оптинского, прп. Максима Грека, блж. Феофила Киевского, свт. Митрофана Воронежского и многих других святых угодников Божиих.
  • ЩЕЛКОВСКИЙ ПОКРОВСКИЙ ХРАМ

    Щелковский Покровский храм

    Щелковский храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в селе Хомутове (Щелковское благочиние Московской епархии)

    • Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы (главный), Николая Чудотворца (левый придел), Казанской иконы Божией Матери (правый).
    • Адрес: Россия, 141100, Московская область, г. Щёлково, ул. Широкая, д.72
    • Тел.: +7 (496) 562-83-27
    • Проезд:
      • Из Москвы с Ярославского вокзала до ст. «Воронок», далее автобусом № 4 до конечной остановки
      • Из Москвы от ст. м. «Щелковская» на маршрутном такси «Щелково-7» до ост. «Потаповский магазин»
    • Официальный сайт: http://homutovo.ru/
    • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

      Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в документах упоминается с 1620-х годов. Село Хомутово, принадлежащее в XVII-XVIII веках к вотчинам Московского Рождественского женского монастыря, было малочисленно и небогато.

      Первые документы свидетельствуют о селе Хомутове и церкви в нем в 1623-1624 годах. Деревянная, построеннная клетью, пустая, без службы, церковь да два двора, в которых жили две семьи. В пересчете на гектары здесь числилось 148 га земли, включая 129 га пашни, сенокосные угодья и леса.

      Сведения о селе и церкви в последующие годы очень кратки. В 1647 году в селе была построена новая деревянная церковь с тем же наименованием. Но в 1678 году переписные книги отмечают: «у церкви дворы попов, дьячков и Пономаревы пусты, в селе двор монастырский и 10 дворов крестьянских, в них 38 человек». При досмотре церквей и церковных земель в 1680 году в храме служил поп Парфений. Прошло более сорока лет и в селе Хомутово была отстроена новая деревянная церковь. Службы стали совершаться только в 1694 году, когда 28 сентября попу Парфению по благословенной грамоте был дан антиминс к ее освящению.

      В Российском государственном архиве древних актов сохранилось ее описание:

      Каменный храм построили после того как сгорела деревянная церковь. Престолов в храме три: в холодной ротонде главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в теплых приделах трапезной левый — в честь святителя Николая Чудотворца и правый — в честь Казанской иконы Божией Матери». Двусветная ротонда храма с округлым алтарем и боковыми колоннадами тосканского ордера создана в 1800 году в строгих и изысканных формах зрелого классицизма.

      В 1813 году на колокольне установлены 3 больших колокола 112, 73 и 45 пудов, средние и 5 малых колоколов. Храм был построен на средства прихожан, и в числе первых благотворителей были купцы Кондрашёвы.

      В 1832 году трапезная была обработана в новом архитектурном стиле — ампир. Для нее характерен мотив трехчастного окна, вписанного в арочную нишу.

      Через 55 лет после возведения здания, на колокольню были водружены два больших колокола. Установленные для них новые брусья, да и сами колокола явились причиной начавшегося разрушения колокольни. Это вызвало написание прошения об улучшении здания храма. В 1856 году на личные средства Александра Петровича Крюкова и Николая Илларионовича Лаптева была разобрана старая колокольня, построена новая массивная трёхъярусная колокольня с весьма лаконичным убранством, характерным для позднего ампира, и трапезные приделы были удлинены и с западной стороны пристроены к новой колокольне.

      Во время строительства и ремонта, а также в советское время храм не закрывался.

      В интерьере современной церкви сохранились росписи и иконостас XIX века.

      Деятельность

      При храме во время школьных каникул организуются православные лагеря, издается приходской миссионерский листок «Вера и жизнь».

      В 2004 году общиной храма была издана книга «Сказание о церкви Пресвятой Богородицы с. Хомутово Щелковского благочиния Московской епархии». В книге рассказывается о истории храма, о истории села Хомутово, о подвижниках благочестия, чья жизнь связана с Покровским храмом.

      Добавить комментарий

      Adblock
      detector