Церковь Параскевы Пятницы

Об «упрямой» иконе, храбром монахе и чудесах святой Параскевы

Есть в российской глубинке храмы, отмеченные особым благоволением Божиим, где молитва со дня основания никогда не прекращалась, а благодать проявляется с особой силой. Таков храм святой великомученицы Параскевы Пятницы в Савино Екатеринбургской епархии.

История этой церкви началась с того, что по реке к деревне приплыла икона святой Параскевы и остановилась в небольшой заводи. Как говорит предание, это произошло во второй половине XIX века, когда здесь ни храма, ни часовни, ни поклонного креста не было.

Из книги «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» 1902 года узнаем, что село было основано выходцами из центральных губерний раскольниками братьями Ощепковыми, один из которых основал деревню Савино, а другой – Тупицинскую: «Первые поселенцы были раскольники-беглопоповцы, посему и потомству своему оставили в наследство те же воззрения; но с открытием единоверческого прихода в селе Казаковском Шадринского уезда многие приняли единоверие, другие перешли в Православие, приписавшись к Савинскому приходу. Единоверцы же, за отдаленность единоверческого прихода, не стали посещать храм и исполнять христианских обязанностей, а начали придерживаться раскола – то беглопоповщины, то стариковщины. Численность ни тех, ни других неизвестна. Численность же всего прихода простирается до 815 душ мужеского пола и 961 душ женского пола. Жители прихода все русские, крестьяне, занимающиеся земледелием, скотоводством и смолокурением».

Чудесным образом икона святой Параскевы вновь оказалась в Савино на берегу реки, на том же самом месте, где ее нашли

В эту историю можно верить или не верить, но факты таковы, что с того самого времени молитва здесь не прекращалась ни на один день, и даже в самые суровые годы богоборчества храм никогда не закрывался. Православные уверены, что церковь хранит небесная покровительница края – великомученица Параскева, поклониться которой верующие едут со всех уголков Урала и Сибири.

Мы выехали с группой паломников из храма 40 Севастийских мучеников в Камышлове. Нас набралось полный автобус, некоторые отправились с детьми. Моя соседка Ирина с грудной Елизаветой, несмотря на раннее утро, улыбаются. Гляжу на светлое радостное личико лопочущей малышки, и в душе рождается чувство, словно ты как в детстве по дороге на Новогоднюю елку: хочется говорить только хорошее и улыбаться без причины.

После молитвы на дорогу одна из прихожанок вдруг вспомнила, что оставила дома включенной плиту. Она готовилась к этой поездке, собиралась сегодня причащаться, а сейчас чуть не плачет. Матушки переглядываются: «Беги!» Спустя пять минут одна тетушка громко произносит, глядя куда-то в сторону: «Не надо никого ждать! Мы и так опаздываем!» Куда опаздываем, почему опаздываем – непонятно. Отец Олег спокойно покачал головой: «Нужно подождать!» Тетушка не сдается: «Батюшка, звоните, может она не поедет…».

Забывчивая домохозяйка задержала автобус ровно на одиннадцать минут. Опоздай еще на пару секунд – ей устроили бы инквизицию. Я тихо спрашиваю: «Что с плитой?» Она отводит глаза и хлопает себя по лбу. Конечно, плита была выключена и всё было в порядке. Духовное путешествие к святыне началось.

Автобус весело тарахтел, за окном начинался рассвет, а колеса отмеривали километры. Но радость путешествия была недолгой. Километров через десять у старенького «Пазика» вскипел двигатель, и мы съехали на обочину. У нашего автобуса перетерся шланг, и весь тосол вылился на дорогу. У водителя из инструментов – только пара разводных ключей и улыбка. Отец Олег с шофером идут смотреть двигатель. А чего его смотреть? Его ремонтировать надо. Опаздывающая тетушка сразу нашлась и предложила всем отправиться пешком. Идти всего ничего – километров 20 по замерзшему шоссе на промозглом ветру с грудными детьми, колясками и бабушками с палочками. Все мои разумные доводы разбиваются о ее презрительно-снисходительный взгляд. Вам надо – вы и сидите! Сидите, молитесь, а мы на праздник пойдем! Бравый вид непреклонной паломницы, случайно узнавшей от соседки о поездке, соблазняет пару старушек побойчее, и они с песнями и бутылками для воды из святого источника исчезают в придорожных сумерках.

Но духовное путешествие для того и духовное, чтобы всё разрешилось простым изящным способом. В водительской аптечке нашелся моток лейкопластыря, шланг замотали, и как ни в чем не бывало мы поехали дальше. Метров через 300 подбираем бравых паломниц, которые наперебой сожалели, что никто не решился с ними пойти встречать рассвет. Наш настоятель и отец шестерых детей знает, как вернуть полезную энергию в мирное русло, и спокойно говорит:

– А теперь давайте почитаем акафист святой великомученице Параскеве!

В Савино возле белоснежного храма вся улица заставлена машинами и автобусами со всего региона. Народу много, но теснота не давит. Все улыбаются и стараются быть друг с другом вежливыми, особенно с теми, кто прибыл на праздник с детьми. А таких здесь очень много. Большинство в храме готовились к Причастию. Служба идет торжественно и величаво, а когда из алтаря выносят Чашу, народ падает на колени не только в храме, но и на улице.

После Литургии все отправились крестным ходом к святому источнику великомученицы Параскевы – он возле того самого места, где когда-то была обретена икона. Источник славится многими чудесами и исцелениями, о которых долгие годы ведутся записи в специальные тетрадки. Сколько же эти старые пухлые тетради хранят простого настоящего человеческого счастья жизни с Богом, когда всё невозможное становится возможным, всё сломанное исправляется, а нехорошее заканчивается хорошо.

Вот некоторые из них:

«Сегодня годовщина моей свадьбы. В декабре 2009 года мы приехали с паломнической поездкой от храма Всех святых г. Тюмени. Я читала акафист святой Параскеве 40 дней, когда мне и повстречался мой суженый. Приехали поблагодарить и окрестить дочку. Спаси Господи! Светлана и Павел»;

“По молитвам святой Параскевы после 14 лет бездетства у нас родился малыш”

«Мы прихожане г. Талицы: Вячеслав, Фотиния, Фотиния и Мария. По молитвам святой Параскевы после 14 лет бездетства у нас родился малыш, которого мы окрестили в честь святителя Николая Мирликийского, а у наших друзей родилась девочка Екатерина! Просите – и дано будет вам! Слава Богу за всё!»;

«В июле 2010 года мы с мужем просили у святой Параскевы дать нам малыша, через 6 месяцев наша просьба была исполнена (до этого 10 лет не было детей). Вот сегодня приезжали крестить нашу Дарьюшку! Слава Богу! 17 августа 2012 (г. Екатеринбург)».

А потом я познакомился с чудесными матушками Зинаидой Васильевной и Любовью Васильевной. Они – родные сестры. Младшая в инвалидном кресле. Старшая почти ослепла. Застенчивые и улыбчивые. Чтобы так улыбаться, много им пришлось пережить за свою долгую жизнь. Когда молодая еще Зинаида и ее муж взяли четырехмесячную девочку из приюта, у Зинаиды врачи обнаружили рак. Вскоре и печень начала отказывать: стала Зинаида вся желтая. Ей сделали две операции, назначили третью… Облегчения не было, становилось только хуже. А она каждый день в храме молилась об исцелении Спасителю Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Илии-пророку и святой мученице Параскеве – не то чтобы врачам не доверяла, а просто верующей была. Их с сестрой родители так воспитали, чтобы всегда Богу молились и на Него только надеялись.

И молилась она больше не из-за себя, а из-за маленькой дочки Анюты: ей, Зинаиде, никак умирать было нельзя, иначе девочка окажется в детском доме, ведь муж один с малышкой не управится. И Господь ее услышал. Однажды ночью ее стало вдруг трясти, и вся грязь и камни из нее вышли. И стала Зинаида с того времени здорова.

– Прямо так и здоровы? – спрашиваю.

“Прямо так и здоровы?”– спрашиваю. Она смеется: “Когда у меня рак нашли, мне 27 было. А сейчас 65!”

– Когда у меня рак нашли, мне 27 было. А сейчас 65! А вот с глазами плохо. Слепну. Но еще Господь терпит за младшую сестру, которую в храм надо возить на каталке.

Здесь, в Савино, Зинаида была старостой прихода больше 30 лет. Каких только милостей от Христа не насмотрелась!

Например, ей очень хотелось благословиться у владыки. Такая у нее была странная мечта. Кому-то хочется денег мешок, кому-то жить безбедно, а она, поди-ж ты, у владыки благословиться возжелала! А не получалось.

– Владыка как приедет в деревню, к нему сразу народ, не подступишься. А я никогда вперед людей не лезу – не так воспитана. Да и дел столько, что всегда опаздывала: за всем досмотри, порядок обеспечь, а еще и накормить всех гостей надо. Однажды на престольный все пошли на крестный ход, а я, как обычно, осталась храм караулить. Прибралась, лампадки маслом заправила и пошла на улицу на лавочку передохнуть. С неба мелкий дождь сыплет. Радуга на полнеба. Сижу грустная, усталая, глаза в землю. Слышу: кто-то подошел. Голову поднимаю – напротив стоит владыка Викентий и с улыбкой на меня смотрит. «Давай, – говорит, – матушка, тебя благословлю!»

А потом две женщины из местных прибежали и стали хвалиться владыке, как всё хорошо да славно здесь, в Савино. А она возьми да и возмутись: как же, говорит, хорошо, когда монах Василий, который этот храм от разорения спас, на мирском кладбище лежит всеми забытый?! Владыка взял ее за локоток: «А ну, рассказывай, чего знаешь!» Как владыке отказать? Она и рассказала про монаха Василия из Далматовского монастыря, который в 1920-е годы сюда пришел и стал служить вместо заболевшего старенького настоятеля:

– А когда большевики решили храм закрыть, он просто запирался внутри и никого не пускал. Они снаружи стучат, бегают, ругаются, а он знай молится да поклоны земные кладет. Те с ним и по-хорошему разговаривали, и грозились, а он уперся – и ни в какую: «Не отдам храм, и всё тут!» Несознательный элемент, одним словом.

Отец Василий вышел на середину храма. “Делай, что задумал!” Начальник топором-то замахнулся, а опустить руку не может

Начальник местной пожарной части Косых, как узнал, что ни милиция, ни комсомольцы с одним темным монахом справиться не могут, распсиховался так, что в кабинете со стола все бумаги раскидал. Затем схватил топор и побежал монаха Василия убивать. А в храме как раз служба шла. Отец Василий, как увидел начальника с топором, всё сразу понял, перекрестился, икону Спасителя поцеловал и вышел со скрещенными руками на середину храма. «Делай, – говорит, – что задумал!» Начальник топором-то замахнулся, а опустить руку не может. Не дает что-то. Он затрясся, побледнел как мел, ругаться не может, шипит, глаза вытаращил. Так с поднятой рукой с топором и бросился наутек. А ночью ни с того ни с сего помер. Все собаки потом в округе выли, спать никому не давали. И после этого власти храм так и не закрыли. Хотя много раз собирались.

Читайте также  Шоппинг в Карловых Варах

За разговором подошла еще одна матушка – Раиса Дмитриевна. Она из Тарасково, подружка сестер. Вместе с сестрами с детства в храм ходит:

– Раньше, когда маленькой была, нас бабушка на Параскеву Пятницу за 30 верст водила. Мне тогда шесть лет было, а я помню. Бабушка еды в лукошко наложит, внучат соберет и айда на службу! Идем – песни Пресвятой Богородице поем. Устанем – под березкой отдохнем и снова в путь. После службы здесь, в храме, на полу и спали. А в Тарасково храм пророка Илии взорвали. Как ГЭС строить начали, так и взорвали. На дне он сейчас. Только одну храмовую икону Илии-пророка успели тогда спасти. Она сейчас здесь, в Савино.

Очень хотят в деревне Тарасково новый храм построить вместо взорванного. Да денег у сельчан нет

Возле этой иконы я молитвенниц и сфотографировал. Они очень хотят у себя в деревне новый храм построить вместо взорванного. Денег у них нет. Спонсоров и благотворителей тоже. Одна молитва есть. А в деревне им комнату молельную выделили. Зинаида Васильевна староста. По понедельникам туда священник приезжает, молебен служит. Так и живут.

После крестного хода столы вокруг храма накрыли – и начался пир. А у нас арендованный автобус и водитель, нетерпеливо поглядывающий на часы. Радостно, конечно, и празднично на душе, только кушать всё равно хочется! Я глянул в погрустневшие лица паломниц и пошел в трапезную. А что, дорогие матушки, делают у вас с непутевыми паломниками, которые не могут на праздничный обед остаться? Матушки смеются: «Дают пирогов на дорогу!» И наложили мне целый пакет с горкой выпечки. А алтарник завел меня в храм, чтобы дать мешок праздничных просфор.

И вот мы едем домой, поем песни и вкуснющие пироги жуем. Все вокруг улыбаются, а тетушка, что собиралась пешком идти, просто светится от радости как именинница!

Храм и источник во имя святой Параскевы Пятницы в селе Савино

Храм во имя святой Параскевы Пятницы в Савино

Краткая история храма Параскевы Пятницы в Савино

В старинном селе Савино, что в сорока километрах к востоку от Камышлова, рядом с поселком Пышма, находятся почитаемые православные святыни — храм и источник во имя святой Параскевы Пятницы. Пятикупольный каменный храм в Савино, построенный в эклектичном стиле в сочетании традиций русского зодчества и классицизма, был освящен в 1867 году. А случилось это, по народному преданию, так.

Местная девушка по фамилии Загудаева во время прогулки у деревни обнаружила икону святой Параскевы Пятницы. Образ был перенесен в церковь села Пышминского, так как в Савино храма не было. Но вскоре икона из храма исчезла и вновь была найдена в окрестностях Савино. Так повторилось еще раз. Тогда решили, что это знак свыше, что в деревне Савиной нужно строить свой храм.

Первоначально на собранные всем миром средства построили небольшую деревянную часовню, а уже в середине XIX века — каменный храм. Назвать его решили в честь явленной иконы. Церковь Параскевы Пятницы заложили в мае 1863 года, возводилась она на средства местных жителей. Кирпич прихожане делали сами, а известь и лес покупали на свои деньги. Освящение храма состоялось менее чем через четыре года — 12 марта 1867 года.

Дорога к храму

В годы советской власти, к концу 1939 года, на территории Пышминского района были закрыты 9 из 10 храмов, действующей оставалась лишь Параскевинская церковь в Савино. В 1940 году местный батюшка был арестован, по этой причине официально службы в храме несколько лет, до 1944 года, не велись. Но, несмотря на попытки властей закрыть церковь и приспособить под хозяйственные нужды, храм Параскевы Пятницы, благодаря сопротивлению общины, не был осквернен.

На бескрайних просторах Зауралья Параскевинская церковь в XX веке оставалась одним из 4 неоскверненных храмов и единственным сельским храмом, где продолжались богослужения, и не закончилась православная традиция.

Церковь Параскевы Пятницы в Савино в золотую осень

Так Савинская церковь сохранила особую духовную благодать, старинный интерьер, намоленные иконы, среди которых явленная икона святой Параскевы. Каждый год в храмовые праздники 10 ноября и в девятую пятницу по Пасхе Савино посещают многочисленные паломники.

Монах Василий или с Христом и один в поле воин

Сохранение Параскевинского храма и возрождение богослужения в церкви в самые суровые 1940-е годы произошло во многом благодаря монаху Далматовского монастыря Василию, который поселился в Савино после разгона Далматовской обители в 1920-е годы. Василий жил при храме, охранял его от вандалов, а затем и вел службы.

Икона Параскевы Пятницы в Савино

Сохранилось местное предание о том, как происходило противостояние монаха с официальными властями. Когда в 1940 году последние решили закрыть храм Параскевы, направив для этого в церковь милицию и комсомольцев, Василий на несколько дней просто закрылся в храме и никого туда не пускал. Несколько человек вокруг храма бегают, стучатся да ругаются, а он знай себе один в церкви молится. Его и запугивали, и по хорошему с ним пытались говорить, а Василий ни в какую: «Не отдам храм».

Когда о «несговорчивом» монахе узнал начальник местной пожарной части Косых, что и милиция с ним никак не может справиться, сильно рассвирепел, схватил топор и помчался в храм Василия убивать. А в церкви в то время служба шла. Все дело принародно происходило. Обезумевший начальник с руганью ворвался в храм. А Васили так спокойно перекрестился, образ Спасителя поцеловал и вышел на середину храма: «Делай, что задумал». Косых занес над монахом руку с топором, а опустить топор не может, не получается. Затрясся весь, зашипел, но слова сказать не может. Так с поднятой рукой и бросился бегом из храма. Более и слова произнести не мог, всего его трясло, как в лихорадке, что уж там ему увиделось, никто так и не узнал, так как ночью он помер.

После того случая желание властей закрыть Параскевинский храм поубавилось. Правда попытки, правда без былого нахрапа, еще не раз предпринимались.

Могила монаха Василия в Савино

Могила монаха Василия, что не испугался в одиночку силе власти противостоять, сегодня находится за алтарем церкви, рядом с могилами первого настоятеля храма и его жены.

Источник Параскевы Пятницы в Савино

Еще одна святыня села – источник во имя великомученицы Параскевы Пятницы, где была обретена явленная икона: на въезде в село, вправо, к нему ведет проселочная дорога. Источник этот известен многими чудесам исцелений, о чем повествуют записи в церковном журнале. Приведем лишь две:

Источник во имя святой Параскевы Пятницы в Савино в начале XXI века

«Мы прихожане г. Талицы: Вячеслав, Фотиния, Фотиния и Мария. По молитвам святой Параскевы после 14 лет бездетства у нас родился малыш, которого мы окрестили в честь святителя Николая Мирликийского, а у наших друзей родилась девочка Екатерина! Просите — и дано будет вам! Слава Богу за всё!»

«В июле 2010 года мы с мужем просили у святой Параскевы дать нам малыша, через 6 месяцев наша просьба была исполнена (до этого 10 лет не было детей). Вот сегодня приезжали крестить нашу Дарьюшку! Слава Богу! 17 августа 2012 года (г. Екатеринбург)».

У источника Параскевы Пятницы в Савино в 2015 году

Сегодня источник освящен и обустроен, несколько лет назад над источником установлена часовня.

В статье использованы материалы Дениса Ахалашвили

Церковь Параскевы Пятницы, Барабаново

Церковь Параскевы Пятницы в селе Барабаново — деревянные Кижи под Красноярском.

Церковь Параскевы Пятницы в с. Барабаново. Источник: блог библиотекарей Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края, www.kraevushka.livejournal.com Церковь Параскевы Пятницы в с. Барабаново. Источник: блог библиотекарей Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края, www.kraevushka.livejournal.com

Церковь Параскевы Пятницы (Пятницкая церковь, Параскеевская церковь, Прасковьевская церковь) — деревянная однопрестольная церковь, построенная на средства прихожан в 1850-х гг. в селе Барабаново, которое располагается в 60 км от Красноярска «в местности сухой и здоровой, среди березового леса», на левом берегу Енисея.

Барабаново — казацкое поселение, возникшее в середине XVII в., по преданию, получившее название в честь одного из основателей, Василия Барабанова. Как центр прихода, поселение именовалось «село Барабановское». К Барабановскому Параскевиевскому приходу относились три деревни: Карымская, Шиверская и Додоново. Строительство храма было вызвано ростом населения. К началу 1850-х гг. число жителей превысило 2 тыс. человек, и 2—3 служителя из ближайшего прихода не могли их охватить. В одном из указов духовных властей 1855 г. с озабоченностью отмечалось, что «браки официально не регистрируются, не ведутся метрические книги, а дети рождаются и значатся незаконнорожденными». Удостоверения о смерти жителей деревень не считались законными. Вследствие отсутствия приходской церкви сельчане зачастую вообще не соблюдали религиозных правил, не ходили к причастию и на исповедь и не водили в храм детей.

По легенде, строительству церкви Святой Параскевы предшествовала чудесная история: возвращаясь со службы, некий солдат выловил в Енисее дощечку, на которой, после того как ее потерли песком, проступил лик святой Параскевы. Когда сельчане понесли икону на гору, чтобы получше рассмотреть, она засветилась яркими красками. Именно на этом месте барабановцы и жители окрестных деревень решили построить церковь.

Документы же свидетельствуют, что место для строительства церкви было выбрано не сразу. Одно было отвергнуто, так как, во-первых, находилось слишком близко к жилому строению и велика была опасность для церкви в случае пожара, во-вторых, с севера был склон и стекающие с него воды влияли бы на прочность здания. Новая площадка для строительства церкви была выбрана при въезде в деревню, при дороге, в 50 саженях от других строений, на возвышенности, где были песчано-глиняный грунт и твердая почва. Эта площадка находилась в 10 саженях от ранее выбранного места. Более удачное место для строительства церкви трудно себе представить: вознесенная на холме, церковь словно парит в небе над селом и Енисеем. Она обращает на себя внимание любого, кто путешествует здесь по суше или по реке. По старинной сибирской традиции вокруг церкви были высажены многочисленные сосны.

Комиссионное решение о выборе нового участка для церкви было подписано 13 июля 1853 г. архитектором Яковом Набаловым.

Читайте также  Берлинский кафедральный собор

Всего на строительство церкви было собрано 7 200 рублей, из которых 1 500 рублей серебром пожертвовано красноярским купцом I гильдии Иваном Ивановичем Токаревым, известным своей благотворительной деятельностью, а также активным участием в жизни Красноярска и его окрестностей.

Корпус здания Параскеевской церкви сложен из бревен в обычной для культовой православной архитектуры планировке: храм и колокольня. Храм завершается пятиглавием, а колокольня — шатром, обе высшие точки увенчаны яблоками с крестами. На потолке и стенах храма до сих пор сохранились росписи, выполненные прямо по дереву: образы Николая Чудотворца, апостолов-евангелистов, святой Параскевы. В строительстве храма принимали участие местные плотники Черкашины, Минеевы, Айкановы, Черных и другие под руководством наемного мастера. Николай Черкашин за 35 пудов муки и 300 рублей золотом вызолотил киоты, иконостас и царские врата. Отдельные виды работ выполнялись «по раскладке» местными жителями безвозмездно. Так были построены многие приходские сибирские церкви. Документ о расчете с подрядчиком свидетельствует, что строительство церкви Параскевы в Барабанове окончилось в 1856 г.

Здание церкви Параскевы отличается большими размерами, что нетипично для отдаленных сельских храмов того времени. Вероятнее всего, это объясняется необходимостью вмещать большое количество прихожан. Храм просторен, особенно велика трапезная, в которой могла собираться вся община. Во внутреннем устройстве здания церкви имеются некоторые несоответствия. Изнутри кажется, что завершение церкви выполнено в виде купола, символизирующего «Небесный свод», но на самом деле снаружи находится восьмигранный шатер.

Внутреннее убранство церкви первоначально не было особенно богатым. Не была богатой и сама приходская церковь. Вплоть до 90-х гг. XIX в. в архивных документах не указывалось никакого церковного имущества. Пахотной земли у причта не было, а сенокосная земля площадью 54 десятины находилась за Енисеем в 8 верстах от села. Предметов внутреннего убранства церкви не сохранилось, за исключением фрагментов настенных росписей, вопрос об авторе и времени появления которых пока остается открытым.

По словам жителей Барабанова, службы в церкви окончательно прекратились в конце 1950-х гг. Она использовалась под склад зерна, а в дальнейшем была вовсе заброшена. От полного разрушения храм охраняли местные жители-энтузиасты, а в 1986 г. состоялась первая Барабановская экспедиция краевой летней школы (КЛШ) с целью реставрации памятника. Ученые и школьники перекрыли крышу, перестелили пол, очищали стены от надписей.

В марте 2011 г. кинокомпанией Satchwell Warszawa (Польша) на территории Барабанова проводились съемки художественного фильма «Польская Сибириада». Барабановская церковь впечатлила съемочную группу, и прямо на месте был придуман новый сюжет фильма.

В рамках IX Красноярской музейной биеннале в сентябре 2011 г. польский художник Матей Андраж Вогринчич устроил в здании церкви в Барабанове символическую инсталляцию. Он устлал ее пол яичной скорлупой. Во время подготовки инсталляции художник провалился сквозь гнилой пол и сломал ногу. На следующий день после открытия инсталляции яичная скорлупа на полу церкви была растоптана в порошок.

Еще в 1980 г. решением крайисполкома № 384-15 церковь была признана объектом культурного наследия федерального значения. Она входит в перечень памятников, предполагаемых к реставрации по концепции долгосрочной целевой программы «Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Красноярского края », проектные и реставрационные работы намечены

В 2003 г. церковь была освящена. В ней проводятся крещения, сюда приезжают паломники, но храм до сих пор не восстановлен.

Церковь расположена по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, с. Барабаново, ул. Новая, 10.

alekka4alin2012

alekka4alin2012

Москва улица Старокачаловская. 8, к. 1
Архитектурный стиль: Ретроспективизм

Северное Бутово Проезд: метро «Бульвар Дмитрия Донского»
Cайт http://www.paraskeva.orthodoxy.ru/

Год постройки: Между 1694 и 1904.
Архитектор: Благовещенский Н.Н. (реконструкция 1901-1904)
Небольшая деревянная церковь во имя великомученицы Параскевы Пятницы существовала в селе Киово-Качалово уже в ХVI веке, но во время польско-литовского нашествия была уничтожена. По переписи 1627-1628 годов упоминается лишь церковная земля в селе Киово: «. что была церковь во имя великомученицы Парасковеи нареченная Пятницы, пашня церковная за рекою за Обицею, от Большой Серпуховской дороги к земле деревни Качалово…»

Часовня
В 1692-1694 гг. владелец села князь Иван Иванович Щербатов построил уже каменный храм, который был освящен в 1694 г.

К началу ХХ века храм сильно обветшал. В 1901 году утверждается проект реконструкции архитектора Московской епархии И.Благовещенского. Храм был значительно расширен, колокольня надстроена на один ярус, а весь архитектурный облик изменен в такой степени, что можно считать храм построенным заново. 0священие второго каменного храма во имя великомученицы Параскевы Пятницы состоялось в 1904 году.

В конце 30-х годов храм был закрыт и отдан в распоряжение местных властей. Здание использовалось в производственных целях и к моменту передачи его РПЦ в 1990 г. было почти полностью разрушено.

Восстановленную церковь освятил 10 ноября 1998 года, в день памяти великомученицы Параскевы Пятницы, Святейший Патриарх Алексий II. В 1999 г. на средства благотворителей были вызолочены купола и закончено обустройство колокольни.

По материалам сайта храма и книге П.Г.Паламарчука «Сорок сороков», т.4, М., 2005 г.

Два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения ангельскую и человеческую.

В конце 1930-х годов храм был закрыт. Здание использовалось в производственных целях.
В середине 1980-х годов, ввиду непригодности к дальнейшему использованию, здание было просто брошено на произвол судьбы. По заключению БТИ износ здания составлял 80%.
Передан православной общине в 1990 году и за несколько лет полностью восстановлен.

Автор: Архиповы Маргарита и Владимир Снято: 10 августа 1994

Автор: Андрей Агафонов Снято: 1 июня 1985


Вечернее богослужение в Храме Параскевы Пятницы в Качалове (Северноое Бутово) накануне Вербного Воскресенья
Автор:O_ANIS Снято:27 апреля 2013

Автор Samara78 Снято: 2011
Четыреста пятьдесят лет назад на месте, где ныне стоит наш храм, была небольшая деревянная церковь. Как и в наше время, церковь была во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Название Северное Бутово появилось недавно, а тогда было село Киово-Качалово Московского уезда в Чермном стане, к нему и была приписана церковь.

Во время польско-литовского нашествия, в начале ХVI века, деревянный храм был уничтожен, и уже по переписи 1627-1628 годов упоминается лишь церковная земля в селе Киово: «. что была церковь во имя великомученицы Парасковеи нареченная Пятницы, пашня церковная за рекою за Обицею, от Большой Серпуховской дороги к земле деревни Качалово по 8 чети в поле, а в дву потомуж, сена 10 копен.»

Прошло время, и решено было восстановить храм. Храмоздателем нового, уже каменного, храма Параскевы Пятницы стал владелец села Киово, князь Иван Иванович Щербатов. В 1692 году по указу святейшего Патриарха Московского и всея Руси Андриана к новостроящейся церкви в вотчине князя Щербатого была прирезана земля и прибавлена дань со дворов. Через два года каменный храм был построен и в 1694 году освящен.

Первый каменный храм прослужил более двухсот лет, но к началу ХХ века сильно обветшал и его решили обновить. В 1901 году был утвержден проект реконструкции архитектора Московской епархии Благовещенского и началось строительство. Храм был значительно расширен, колокольня надстроена на один ярус, а весь архитектурный облик изменен в такой степени, что можно было считать храм построенным заново. 0священие второго каменного храма во имя великомученицы Параскевы Пятницы состоялось в 1904 году.

Многоскорбная судьба России в ХХ веке отразилась и на нашем храме. В конце 30-х годов храм был закрыт и отдан в распоряжение местных властей. Иконы, богослужебные сосуды, книги, облачения — все было вывезено и не сохранилось. Здание храма начали использовать в производственных целях: там, где прежде возносились молитвы, теперь стояли станки и транспортеры. От грохота механизмов содрогались стены, разрушалась кладка. Так продолжапось до середины 80-х годов, после чего, ввиду непригодности к дальнейшему использованию, здание «бышего храма» было просто брошено на произвол судьбы. По заключению БТИ износ здания составлял 80%. Полуразрушенный кирпичный остов храма, сорванная крыша без куполов, «мерзость запустения» — вот что увидели первые прихожане в 1990 году.

Велико было желание верующих восстановить храм Божий и молиться вместе, ибо по слову Господню: «там где собраны двое или трое во имя Мое, там и Я посреди их». С помощью верующих людей, с помощью тех, кому дорога судьба России, храм начал восстанавливаться. Заново были сделаны крыша и колокольня, с куполами и крестами. Были вставлены в пустующие проемы новые окна и двери, оштукатурены и покрашены стены внутри здания. Первую зиму служили без света и тепла, потом, с Божией помощью, подвели электричество, воду и тепло. Восстанавливался храм исключительно на деньги прихожан и благотворителей. Возглавили дело восстановления и, можно сказать, на своих плечах подняли храм из руин настоятель храма Анатолий Иванович Кожа и староста Юрий Сергеевич Нечаев.

Уже с осени 1990 года в храме начали совершаться регулярные богослужения. Всем приходом решили не ждать полного обустройства храма, а начать служить немедленно. В холодном, полутемном храме, посреди голых стен молились наши первые прихожане, возжигая свечи перед простыми бумажными иконами. В таких условиях, напоминающих времена Стефана Пермского, было положено начало приходской жизни и церковь наша стала постепенно обустраиваться. Люди несли иконы, жертвовали утварь, старались как могли украсить свой храм. Из разных мест шла помощь, не прекращался поток денежных пожертвований.

фото vladimir@deryabin.org
Наш приход к настоящему времени разросся до такой степени, что по праздникам храм уже не вмещает всех и люди стоят службу на улице. Для нашего прихода, начинавшегося с десятка прихожан, это весьма значительный рост, но для крупного московского «спального района» Северное Бутово это, конечно, мало и даже очень мало. Основная и самая трудная работа по возрождению православной веры в людях еще впереди. Десятилетия атеистической пропаганды и гонений на Церковь успели разрушить слишком многое. Многие отчаялись и не верят ни во что. Кто-то примкнул к новомодным сектам и учениям и, подбирая крохи духовной пищи за другими, не ведает о богатствах в своем собственном доме. Большинство же, хотя крещены и считают себя православными, воцерковляться не спешат и целиком погружены в мирские заботы и удовольствия. Но воистину по слову Господню: «созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ее». В наше время Господь как бы заново созидает русскую православную Церковь. Заново строится и наша община, и главное, что здесь созидается, это души человеческие, созидаются сердца людей, приходящих сюда, чтобы найти «единое на потребу» — мир и покой в Боге.

Автор: etienne Снято: 20 февраля 2007
10 ноября 1998 года, в день памяти великомученицы Параскевы Пятницы наш храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Престол Параскевы Пятницы и престол Рождества Пресвятой Богородицы были освящены чином Великого освящения, затем состоялась Божественная литургия. Во время службы настоятель нашего храма протоиерей Анатолий Кожа был награжден правом ношения палицы и ему была вручена Патриаршая грамота за достижения в восстановлении порушенной святыни, а также в связи с 15-летием служения. Храму была подарена икона Спасителя. Староста прихода Юрий Сергеевич Нечаев был удостоен медали святого Даниила Московского за возрождение жизни прихода.
http://www.deryabino.ru/hram419.htm

Читайте также  Что можно провозить во Вьетнам в самолете

СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА ПАРАСКЕВА, НАРЕЧЕННАЯ ПЯТНИЦЕЮ

Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних — пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает — Пятница. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. За это она претерпела великие мучения. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.
Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов.

Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. По церковному верованию, святая Параскева — покровительница полей и скота. Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года.
Святая мученица — целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов.

Церковь Параскевы — Пятницы — Великий Новгород, Россия

Из всего комплекса церквей древнего Торга, церковь Параскевы-Пятницы оставляет путешественника под большим впечатлением. То ли своим заброшенно-величественным видом, то ли узкой, крутой, каменной лестницей в помещения второго этажа. То ли какой-то своеобразной энергетикой, тянущей туриста вернуться вновь!


На Руси Параскеву-Пятницу почитали как покровительницу женщин, семейного счастья и брака. Судя по всему, древняя церковь Параскевы-Пятницы, возведённая в XIII столетии, в XX притягивает к своим стенам не только историков и православных, но и путешественников.

Говорят, что если обойти церковь вокруг три раза, то семья будет счастливой, если сорок раз, то сбудется желание. Можно ещё, для желания посчитать углы. Вот только, как ходить по часовой стрелке или против, никому не известно.

Церковь Параскевы-Пятницы, пожалуй, один из самых интересных архитектурных памятников Великого Новгорода. Первоначально церковь Параскевы-Пятницы на Торгу была возведена из дерева в 56 году XII столетия «заморскими купцами», т. е. корпорацией новгородского торгового люда, вёдших торговлю с иностранцами.

В 91 году XII века некий Константин с братом поставили новую деревянную церковь с тем же именем. Наконец, как сообщают новгородские летописи, в 1207 году «заморские купцы», закончили строительство новой каменной церкви. Эта церковь впоследствии подвергалась неоднократным перестройкам.

В 1345 году в летописи говорится о строительстве новой церкви, вместо сгоревшей старой. Переделкам церковь подверглась также в XVI столетии по решению гостей из Москвы.

Несмотря на разновременные многочисленные перестройки, церковь Параскевы 1207 года постройки довольно хорошо сохранилась, для того чтобы можно было представить её изначальный облик.

Как и ранние памятники Великого Новгорода, церковь Параскевы является одноглавой постройкой кубического типа, но отлична от них несколькими особенностями, которые придали ей облик необычный для Великого Новгорода.

К трём сторонам к постройке примыкали притворы, которые были немного ниже основного куба здания. До наших дней сохранился лишь северный, от остальных остались лишь небольшие фрагменты.


На углу северо-восточного притвора, так же как и на северном углу основного объёма строения, сохранились мощные уступчатые лопатки, совершенно несвойственные для новгородской архитектуры, однако широко применяемые в зодчестве древнего Смоленска.

Необычна для Великого Новгорода и форма апсид церкви Параскевы-Пятницы, которые снаружи имеют прямоугольную форму, а не полукруглую — черта тоже роднящая церковь Новгорода со смоленскими памятниками.


Более глубокие архитектурно-археологические исследования памятника позволяют утверждать, что не только некоторые его элементы сходны с памятниками смоленской архитектуры XII—XIII столетий, как оказалось, церковь Параскевы-Пятницы, в какой-то степени воспроизводила облик прославленного храма Смоленска конца XII в. — княжеской дворцовой церкви Михаила архангела на Смядыни.


Верх церкви Параскевы-Пятницы подвергался разновременным многократным перестройкам. Однако историки полагают, что первое сооружение по смоленскому образцу также было с трехлопастным завершением фасадов, а кровля повторяла изгибы этого завершения.

Сейчас в церкви размещён музей истории зодчества.

Смотреть церковь на карте под № 8

Храм св. великомученицы Параскевы Пятницы в Старице

Официальный приходской сайт

История храма

Комплекс церкви Рождества Богородицы (1750-1825) расположен неподалеку от берега Волги, на месте древнего старицкогo торжища. Недаром главный престол построенного на склоне холма в 1750 г. каменного храма посвящен Параскеве Пятнице. Это характерный для XVIII века тип храма «восьмерик на четверике», одноглавый, с востока к нему примыкает грузная полукруглая апсида. Углы четверика закреплены лопатками, окна украшены нарядными барочными наличниками с кокошниками. С запада к храму приминает колокольня, завершенная высоким шпилем. Церковь словно венком окружена кольцом разновременных построек. Особенно интересен выполненный в стиле позднего классицизма придельный храм (1825 г.) в виде ротонды, украшенный с фасадов фронтонами с неглубокой лоджией в ризалите. К венчающему храм куполу прилепились пологие куполочки.

Из других сооружений комплекса сохранились часовня, дом причта, две нарядные башни, завершенные куполом со шпилем, а также торжественная колоннада — галерея, украшенная спаренными колоннами тосканского ордера и объединяющая постройки в одно целое. Башни-ротонды использовались под лавки. В убранстве зданий широко применен местный белый камень. Постройки образуют чрезвычайно живописную группу. Авторам комплекса удалось на редкость органично слить в единое целое разновременные сооружения, сочетающие в декоре мотивы барокко и позднего классицизма.

В 1728 г. по указу тверского архиепископа Феофилакта вместо деревянной церкви Параскевы Пятницы начали строить каменный храм во имя Рождества Богородицы с приделом, сохранившим посвящение древней церкви. Пятницкий придел освятили в 1740 г., главный же престол — только через 10 лет. А еще через столетие, в 1825 г., к белокаменному барочному храму с невысокой колокольней с южной и северной стороны пристроили два ротондальных придела в стиле позднего классицизма. Сложная, но строгоупорядоченная композиция ансамбля дополнена с востока белокаменной колоннадой с двумя часовнями и лестницами, ведущими из ротонд к берегу реки. Множество расположенных на разных уровнях и разных по форме куполов делают живописный облик здания очень уютным и камерным.

Богородице-Рождественская церковь построена в 1750 г., но судя по надписи на стене храма с южной стороны, построена была значительно ранее. Престолов три: в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Нила Столобенского и Параскевы Пятницы. В описной книге Степана Тарбеева об этой церкви говорится: «Церковь великой мученицы Пораскевеи нареченные Пятницы допреж Бориса и Глеба, древян клецки образы исвечи икниги иколокола ивсякое церковное строенье Государево а у церкви водворе поп Алексей, во дворе проскурница Маврица». Далее идут посадские дворы и лавочные места. При описании плана г. Старицы 1746 г. Максима Старкова за церковью Рождества Пресвятой Богородицы с кладбищем, а также с «церковническими, усадебными и огородними местами земли значится 2149 1/2 саж.» и показана она под лит. «N».

Следовательно, Богородице-Рождественская церковь сначала была сооружена во имя Бориса и Глеба, а затем Параскевы Пятницы, и на средства Государевы, т.е. Царския. Указ о постройке каменной церкви Богородице-Рождественской вместо Пятницкой дан Тверским Архиепископом Феофилактом в 1728 г., освящена она в 1750 г. при свящ. Василее Алексееве. Придел во имя Нила Столбенского выстроен в 1806 г. и свят. Мученицы Параскевы-Пятницы в 1825 г.

На стене с южной стороны Богородице-Рождественскаго храма имется надпись: «М-ца июня 5 дня пополудни 1743-го года преставися раб Божий сея церкви священно-иерей Алексий Васильев и погребен близ сея стены священствовал 48 лет и б месяцев и 20 дней». Надпись на служебнике, изданном в 1668 году: «сия книга глаголемая служебник церкви великия мученицы Христовой Параскевеи, нареченной Пятницы. Продал Евангелие ветхое тое же церкви поп Иван в Государево дворцовое село Бороздино, а взято денег полтора рубли, на те деньги куплен служебник да часослов». Надпись на книге октоих: » (1676) мес. марта в (1) день сию книгу дал вкладу в церковь что в Старицы на посаде в доме премудрой Великой Христовой мученицы Параскавгии нарицаемыя Пятницы породителеех своих в вечной помин Смоленской приказной избы подъячий Петр Дмитриев, сын Клочков и по сей книги богославите и родители ево поминати (следует 72 имени усопших), а кто сию книгу из того чудотворнаго дому вынесет и похочет себе покорыстоваться и в том ево со мною да судит Бог на втором на страшном Христове пришествии, а потписал я Петрушка своею рукою».

Иконы: свят. Нила Столобенскаго чудотворца, Параскевы-Пятницы, Александра Свирского (по преданию, принесена во время похода при царе Иоанне Грозном стрельцами Коньковской слободы из Новгородского Александро-Свирского монастыря), а также ковчег с частицею мощей преп. Нила Столобенскаго, Евангелие в четверть листа, печатанное в 7159 (1651) году.

Из Клировых ведомостей Старицкого уезда за 1828 г.: Оная Рождественская церковь каменная, с приделами Преподобнаго Нила чудотворца, освященным, и Великомученицы Параскевы, еще не освященным, в твердости, построена в 1784 году, утварию довольна, однокомплектная, опись утвари церковной и приходорасходныя денгам книги имеются, земли пахатной и сенокосной не имеется, приходских дворов 115, в них мужеска пола 315, женска 385 душ. В 1828 году служили: Священник Василий Космин — 32 года. В чтении и пении хорош. По окончании курса семинарии с 1819 по 1821 год находился в Вышневолоцком уездном училище учителем и инспектором, аттестат от семинарии имеет 1 разряда. Проповеди сказывает в Старицком Борисоглебском Соборе. Не вдов. Во священника произведен в 1821 году Старицкаго уезда в село Кошелево, откуда в 1828 году переведен города Старицы к Богородицерождественской церкви во священника ж. Граммату на священство и указ на переведение имеет. Родства между ними не имеется. Подозрительных дел не было. В дурных поступках не замечены. Жена его Надежда Стефанова — 25 лет. Сын их Павел — 1 год.