Церковь Нила Столобенского Нило-Столобенской пустыни

5 удивительных фактов о Ниловой пустыни

Нило-Столобенская пустынь — это мужской монастырь на острове Столобный на острове Селигер, неподалеку от Осташкова. Обитель эта возникла на месте подвига преподобного Нила, Столобенского чудотворца, память которого Русская Православная Церковь совершает 20 декабря. Ровно 500 лет назад, в 1515 году, ушел он из Крыпецкого монастыря и отшельничал сначала в ржевских лесах, а затем вырыл пещеру на маленьком острове.

За пять столетий своего существования монастырь, поначалу крайне бедный, пережил расцвет и особое благоволение царской фамилии, разграбление в годы советской власти, превращение в трудовую коммуну, затем место заключения малолетних преступников и лагерь для польских военнопленных, госпиталь, дом престарелых, памятник архитектуры и турбазу.

Монашеская жизнь в Ниловой пустыни возродилась после 1990 года, когда пустынь была возвращена Церкви. Как и прежде, Нил Столобенский благословляет остров, когда в памятные дни насельники обители проходят крестным ходом с его мощами, а недавно на свое место вернулась и келейная икона преподобного, считавшаяся утраченной.

Предсказание первому царю

Святитель Нектарий (Теляшев), при котором о новом монастыре впервые заговорили, воспитывался в основанной в 1594 году обители с отрочества. По кончине его наставника, первого настоятеля монастыря иеромонаха Германа, прославленного впоследствии в лике святых, Нилова пустынь осталась совершенно без средств существования. Страну постигли неурожаи и голод, в период междуцарствия селигерские земли и сам монастырь подвергались литовскому нашествию. Все достояние составляли часовня с гробницей преподобного Нила, деревянная церковь, шесть маленьких келий и житница.

Молодой настоятель своим благоразумием и подвижничеством обратил на себя и обитель внимание многих знаменитых особ того времени, среди тех, кто участвовал в жизни Ниловой были князья Трубецкой и Пожарский, архимандрит Троице-Сергевой лавры преп. Дионисий, митрополит Новгородский Макарий. Особым благоволением игумен пользовался у первого русского царя Михаила Федоровича.

Во время посещения Москвы по делам своего монастыря игумен Нектарий предсказал царю Михаилу Феодоровичу рождение у него сына, что и сбылось 5 марта 1629 года. У царя родился сын Алексей; при крещении царевича, по желанию царя Михаила Феодоровича, игумен Нектарий был восприемником. По распоряжению государя монастырю ежегодно из доходов царской фамилии отпускалось некоторое количество денег и снеди.

С тех пор и до самой революции Нило-Столобенская пустынь была на особом счету у Романовых. Даже во времена секуляризации церковных земель монастырь не терпел нужды и получал щедрые дары от правителей.

Бриллианты для архимандрита

Император Александр I знал и любил тверские земли, где губернаторствовал муж его любимой сестры Екатерины Павловны. После победы над Наполеоном и возвращения страны к мирной жизни он начал много путешествовать по России. Летом 1820 года царь, получивший у дореволюционных историографов прозвание Благословенный, отправился на богомолье в Нилову пустынь.

Александр I, привезший с собой золотой крест и золотую панагию для настоятеля, был не первым российским государем со времен Михаила Федоровича, одарившим островной монастырь. В свое время Алексей Михайлович подарил монастырю колокол, Федор Алексеевич — водосвятную чашу, царица Наталья Кирилловна — шитую ризу, Петр I — богато украшенное Екангелие, Екатерина II — драгоценный покров. Но Александр Павлович был так впечатлен благоустройством и духовной жизни обители, что сделал монастырю уникальный подарок. Он наделил всех его настоятелей правом ношения бриллиантовой панагии.

Этот афонский обычай является совершенно нехарактерным для Русской православной церкви. Таким образом отмечают лишь отдельных духовных лиц, в этом же случае особой чести удостоился сам монастырь.

О праве монастыря на отличие было основательно забыто в советские время. Обнаружить указ, действие которого никем не было отменено, удалось во время разбора архивов совсем недавно

Пустынное барокко

Щедро одарить Нилову пустынь и благословить масштабное строительство Александра I побудила в том числе удивительная красота храма Воздвижения Креста Господня.

Эта церковь была построена на юго-западной стороне острова Столобный в 80-х годах XVIII века. Внутренняя отделка, выполненная в стиле екатерининского барокко, отличалась особым изяществом и легкостью письма иконостаса и лепных настенных украшений, свежестью и яркостью позолоты иконостаса, красочностью икон и настенной живописи.

Царя, растроганного убранством храма, интересовало буквально все — когда был сделан иконостас и отделаны стены, кто те мастера, которым удалось создать прихотливые, и вместе с тем воздушные лепные украшения. Эти мастера заслуживают внимания, отметил он.

Мастерами, украшавшими церковь, были жители Осташкова — живописец Илья Верхин и резчик Кондратий Конягин. Первого вдохновило исцеление от тяжелой болезни по молитвам преподобному Нилу, а второй готовился к принятию монашеского пострига.

В XX веке монастырь был разграблен, над братией устроен судебный процесс. В то время, когда на острове размещалась колония, малолетних преступников в качестве наказания заставляли сбивать фрески с храмов. Некоторые из зданий были срыты до основания, однако Крестовоздвиженская церковь, стоящая на отшибе, уцелела.

С самого возрождения обители на территории велись масштабные реставрационные и строительные работы, которыми руководит художник-монументалист, керамист и реставратор Владимир Федотов. Несколько лет назад очередь дошла и до Крестовоздвиженского храма.

Стиль, в котором выполнена лепнина, оказался чрезвычайно сложен для реставрации. К тому же половина украшений была сбита или пришла в негодность. Некоторые элементы приходится создавать заново — поскольку чертежей, описаний или фотографий церкви практически не осталось.

По проекту художника для этой церкви должен быть создан многоярусный иконостас в стиле екатерининского барокко, сообразный с первоначальным замыслом строителей.

Предтеча Ломоносова

Нилова пустынь дала миру не только архитектурные шедевры и духовные сокровища, но и знаменательные научные достижения. С этой обителью тесно связана судьба Леонтия Магницкого, который за 50 лет до Ломоносова отправился пешком с возчиками за знаниями и стал автором первого российского учебника арифметики, геометрии, тригонометрии и начатков алгебры.

Будущий ученый и соратник Петра I родился в Осташкове в крестьянской семье Филиппа Теляшина. Он был племянником возглавлявшего Нилову пустынь святителя Нектария и первые знания получил в монастырской библиотеке. Отроком он с крестьянским обозом отправился на обучение в Иосифо-Волоколамский монастырь, затем — в Москву, в Симонов монастырь. Затем он стал слушателем первого в России учебного заведения — Славянско-Греко-Латинской академии.

Крестьянский сын изучал богословие, философию, логику, психологию, физику, риторику, освоил латынь и греческий, а также голландский, немецкий и итальянский языки, увлекся математикой.

Знания Леония Теляшина в области математики удивляли многих. Петр I пожаловал ему фамилию Магницкий, отметив, что «как магнит привлекает к себе железо, так он природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».

По распоряжению царя ученый стал преподавателем школы «математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения». Именно Магницкий ввел в русский язык такие термины, как множитель, делитель, миллион, триллион, извлечение корня.

Основатель Московского госуниверситета Михаил Ломоносов называл Магницкого своим учителем, особо выделяя написанную им «Арифметику». При этом ученый, за выдающиеся заслуги удостоенный дворянского звания, был известен еще и как защитник православия.

В Осташкове, в бывшей слободе Трестьянка, сохранилась улица имени Леонтия Магницкого. Уроженец тверского города был похоронен в Москве. Его могилу обнаружили в 1932 году при строительстве первой линии столичного метрополитена. Под головой ученого сохранилась чернильница в форме лампады.

Останки впоследствии перенесли в Нилову пустынь. Монахи надеются поставить памятник воспитаннику обители и воссоздать могильную плиту с эпитафией, в которой говорится о добродетельной христианской жизни покойного.

Оковецкие чудеса

История Спасо-Преображенского скита Ниловой пустыни, расположенного в 90 километрах от Осташкова, напрямую связана с историей явления чудотворной иконы Богородицы Оковецкой-Ржевской. В 1539 году, в то время, когда на Селигере подвизался Нил Столобенский, в лесной глуши у древнего городища на реке Пырошня людям явилось «чудо из чудес» — сияющая в ветвях дерева икона. Святыня не давалась в руки до тех пор, пока местные жители не пришли в лес крестным ходом, возглавляемые иноком. Вместе с иконой Божией Матери был обретен еще один образ — Честного Креста Господня. Впоследствии их оформили в одну иконную доску.

«Сказание об Оковецких иконах» рассказывает, что после обретения иконы 25 человек получили исцеление, получив благодатную помощь от Бога и родившей Его Богоматери. Об обретенной святыни было доложено государю Иоанну IV.

Оковецкая икона, по приказу Иоанна Грозного в Москву, стала любимым образом государя. На месте ее явления царь распорядился построить церковь во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрия с приделом святителя Николая Чудотворца. Еще три храма в честь Оковецкой иконы были поставлены в Москве.

В столице число связанных с образом чудес стало сокращаться, а местные жители просили вернуть им святыню. Иоанн васильевич не стал препятствовать и распорядился отправить икону в деревню Оковцы. С тех пор и по сей день к месту явления иконы прибывает множество богомольцев. Известно, что чаще всего по молитвам перед чудотворным образом благодатную помощь получают страдающие болезнями глаз, опорно-двигательного аппарата и бездетные пары.

С 1875 года по разрешению Священного Синода чудотворная икона ежегодно на июнь месяц переносили в город Ржев, а затем и в Зубцов. . Принесение чудотворной иконы сопровождалось особой торжественностью и благоговением верующих горожан. Икону на разное время выставляли во всех храмах, совершая богослужения и молебны, благословлялось носить ее по домам обычных горожан для совершения молебнов.

В 1930 году храм в деревне Оковцы закрылся, а явленная икона бесследно исчезла. Остались лишь фотографии и списки с образа. А в Оковецком скиту на том месте, где была явлена святыня, по-прежнему бьет святой источник, к которому приезжают множество паломников.

Церковь Нила Столобенского Нило-Столобенской пустыни

Войти

Нило — Столобенская пустынь

М оя бабушка была верующим человеком, и вся её жизнь была неразрывно связана с церковью. С девяти лет и до поздней старости, пока позволяло здоровье, она пела в церковном хоре. И когда я был маленький и ещё жил в Кувшиново, она иногда брала меня с собой. Сидя на небольшой скамеечке на клиросе я слушал пение певчих, держав в руках непонятный тогда для меня камертон, или же играл на лужайке возле церкви с детьми прихожан. Прошли годы, бабушки не стало, но каждый раз приезжая на свою Родину я обязательно посещаю те места, где прошло моё детство. И, что интересно, та скамеечка до сих пор стоит на клиросе, на том же самом месте.

Мы бережно храним то, что осталось нам от бабушки. Особенно чтим небольшой, деревянный образ преподобного Нила, которому, судя по его внешнему виду уже немало лет. Это очень необычное по православным канонам изображение лика Святого. Иконографический образ преподобного чудотворца Нила Столобенского более известен в виде деревянной резной скульптуры нежели, как того требует православная традиция, в виде живописного изображения. И этот образ связан с одной из главных святынь Русской Православной Церкви знаменитым монастырём Нило-Столобенской пустынью, который находится на острове Столобный, в пяти километрах севернее г.Осташкова. Остров Столобный до начала XVI века был необитаем и покрывался густым лесом, на котором 1528 году поселился смиренный отшельник, будущий прославленный святой — преподобный Нил Столобенский. Где в последствии на месте подвигов преподобного Нила иеромонах Герман, из братии ближайшего к острову Столобному Рожновского монастыря и основал Нило – Столобенскую пустошь удивительный по красоте мужской монастырь, куда отовсюду постоянно съезжаются тысячи туристов и паломником, и который я посетил в прошлом году.

П реподобный Нил Столобенский родился в конце XV столетия, недалеко от Великого Новгорода. К сожалению, как его звали в миру сейчас уже неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно только, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находился около Пскова. Там он принял постриг под именем Нил, в честь преподобного Нила Постника.

В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу, во Ржевском уезде у реки Серемхи, небольшую келью. Жил уединённо, питался травами и дубовыми желудями, всё время проводил в молитвах.
По преданию, в один из дней к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения.
Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окресным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, в 1528 году, он перебирается на новое место — остров Столобный на озере Селигер, в 7-ми верстах от Осташкова. Первый год живёт в выкопанной землянке, потом строит себе келью и часовню для молитв. По легенде, дьявол многократно насылал различные напасти на отшельника — пожары, нападения разбойников, пытался сбросить его келью в озеро. Однако, Преподобный Нил оставался непреклонен, преодолевая все нападения молитвой и верой.
Всего преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано.
Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания, в связи с чем никогда не находился в горизонтальном состоянии. И даже спал, подвесив себя за плечи веревками.

Нило — Столобенская пустынь

О ткрылся монастырь в 1594 году, получив по грамоте Патриарха Московского и всея Руси Иова название Нилова пустынь от имени преподобного Нила. Первым его настоятелем, со званием строителя стал преподобный иеромонах Герман из братии Николаевского Рожковского монастыря. Он собрал полные сведения о жизни преподобного Нила.
С 1764 года обитель внесена в разряд первоклассных монастырей России. В нем все было в благоустроенном виде: порядок отправления Богослужения, жизнь братии, прием богомольцев, точное исполнение послушаний. Общежительный устав, принятый при устроителе Германе, соблюдался неизменно.
Нилова Пустынь почиталась ещй и потому, что в ней сохранился дух древних монастырей.
В 1766 году дано повеление всех живущих в монастыре с надеждою пострижения обучать какому-нибудь мастерству, например, столярному, слесарному, сапожному, портному и другим профессиям, которыми они могли бы заниматься в пользу монастыря и тем предохранить себя от пагубной для них праздности.

Читайте также  Вопросы и отзывы о Попраде

Многие стремились под кров обители, чтобы посвятить себя иноческой жизни. Много также было людей, которые не принимали на себя обета монашества и жили в устроенных на собственные средства кельях. Они помогали своими вкладами монастырю, несли послушания, к каким были способны. Так, например, ржевский купец, бывший придворным комиссаром, Иван Иванович Образцов в преклонных летах был чтецом Синодика; секунд-майор Иван Сергеевич Челищев служил монастырю имуществом: он построил каменную церковь во имя Собора Святого Иоанна Предтечи.
В Ниловой Пустыни было много и трудников, семей крестьян, которые своим безвозмездным трудом служили обители..

Монастырь владел многими землями, озерами, лесными угодьями, подворьями в Осташкове, Твери, Москве. Многие русские государи делали пожертвования в пользу обители. Царь Алексей Михайлович в 1666 году подарил в Нилову Пустынь колокол; Федор Алексеевич — водосвятную чашу;
Екатерина II — покров; царица Наталия Кирилловна — ризу; Александр I — крест золотой. В Нилову Пустынь стремились, чтобы приобщиться, хотя бы на время, к созерцанию духовной красоты, и это было, пожалуй, главным, основным.
В монастыре находилась чудотворная икона Преп. Нила, написанная в 1595 году Иовом и Нифонтом.
Преемником первого настоятеля стал преподобный Нектарий (Теляшин), впоследствии святитель Тобольский, снискавший почет и уважение даже со стороны царственных особ и государственных сановников. При нем Нилова пустынь отстроилась, его стараниями была собрана немалая на ту пору библиотека. Когда старые здания сгорели в 1665 году, святитель Нектарий положил начало каменному строительству, получив разрешение и денежное пособие царя Алексея Михайловича на возведение Богоявленского собора. Именно там были позже захоронены нетленные мощи преподобного Нила Cтолобенского, чудотворца, обретенные уже после кончины святителя Нектария, в 1667 году.

Благодаря пожертвованиям и богатым вкладам в казну монастыря, которые охотно делали власть предержащие, Нилова пустынь постепенно обрастала каменными строениями, задуманными некогда преподобным Нектарием. В 18 веке строительство несколько замедлилось, а число насельников
сократилось. Но уже в 19 веке огромное стечение богомольцев заставляет приступить к сооружению нового, более обширного соборного храма с трехъярусной колокольней на месте прежнего Богоявленского собора.

Этот проект разрабатывался для строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, но был воплощен в жизнь здесь, на острове Столобенный.

Храм по своей пышности и великолепию превосходил многие позднеклассические сооружения столичной архитектуры. Его украшал серебряный вызолоченный престол в три пуда весом и серебряные чеканные прорезные Царские врата более десяти пудов. Древние иконы в богатых киотах и ризах тускло поблескивали при свете паникадила в 120 свечей, украшенных искусно вылитыми барельефами.

Мужская Нило-Столобенская пустынь в Тверской области

Православная обитель располагается на острове озера Селигер, который называется Столобный, а также частично на территории полуострова Светлица. Построенная в живописной местности пустынь считается великолепным образцом церковной архитектуры, значимым центром для духовной части населения, она привлекает большое количество паломников, желающих приобщиться к великим тайнам христианского смирения.

Основание чудесного монастыря связано с именем преподобного святителя Нила Столобенского, праведного аскета и подвижника ортодоксальной религии.

История возникновения обители

Святитель, во славу которого и получила название эта обитель, появился на свет в XV столетии, его родным местом стал населенный пункт, находящийся близ Великого Новгорода. История не сохранила фактов того, как звали преподобного старца в народе и кем являлись его родители. После кончины отца и матери Нил поселился в псковском монастыре И. Богослова. Именно здесь он принял постриг и получил монашеское имя.

  • В 1515 г. смиренный отшельник покинул пустынь и обустроил себе келью в лесу у реки Серемхи. Святитель жил в одиночестве, питался кореньями, травами и желудями, основным трудом для него была молитва.
  • Постепенно вокруг имени Нила возросла слава, люди из близлежащих окрестностей изъявляли желание навещать святого отшельника, от которого надеялись получить мудрый совет для победы над греховностью.
  • Однако молва несколько тяготила душу смиренного святителя, поэтому он решил покинуть келью и перебраться в 1528 г. на остров Столобный. Первый год освоения на новом месте он ночевал в маленькой землянке, а вскоре построил монашескую келью и небольшую часовню.
  • Легенда гласит, что враг человеческий посылал отшельнику трудные испытания, но Нил не дрогнул, отразив все напасти молитвой и истинной верой в Бога. Святитель жил на острове до своей кончины в 1555 г., он завещал, чтобы братия построила в этих местах монастырь. Через 39 лет здесь открыли пустынь с разрешения преподобного патриарха Иова, основателем же называют иеромонаха Германа.

Интересно! Нил Столобенский дал обет нележания, поэтому никогда не принимал горизонтального положения тела. Отшельник спал, опираясь на веревки, привязанные к потолочным балкам, или на крюках, вмонтированных в стену.

Однажды к святителю нагрянули разбойники, желавшие смерти старца. Однако бесстрашный угодник вышел к ним из кельи с иконой Пречистой Богородицы в руках, и в глазах преступников тут же возникло видение, что вокруг отшельника армия вооруженных людей, его защищающих. Они испуганно просили снисхождения, припав к ногам Нила.

Другие православные храмы в Твери:

Деятельность отца Нектария

Святитель еще отроком поселился в Столобенскую обители, где получил образование и научился иноческому образу бытия. В начале XVII в. Нектарий принял постриг, а спустя время получил чин иеромонаха. Несмотря на молодой возраст преподобный отличался духовной зрелостью, что позволило ему принять на себя обязанность управления пустыней после смерти настоятеля Германа.

  • Нектарий вел мудрое хозяйство внутри пустыни, давал пример благочестивого подвижничества и привлекал внимание многих знаменитых князей и архипастырей, оказывающих великое вспоможение монастырю. Вскоре обитель освободили от платежа церковной дани, а также подарили её соседний остров и полуостров. Особенное благословение пустыни оказывал и правитель Михаил Федорович, выделяя для братии хлеб и финансы.
  • Нектарий давал распоряжения строить новые здания на территории и чинить старые. В 1622 г. братия воздвигла деревянный храм Покрова Пречистой Девы. На месте же сгоревшего собора Богоявления был построена другая церковь. В границах обители соорудили больницу, гостиничные кельи, необходимую ограду, а над главными вратами поставили восьмигранную колокольню.
  • Нектарий распорядился устроить два яблочных сада, хлебопашество на близлежащих полях, а также мельницы. В этот период увеличилась ризница монастыря, а в других городах открылись монастырские подворья. Мудрый Настоятель заботился о том, чтобы братия росла духовно, поэтому он собрал библиотеку, где хранились самые значимые произведения христианского богословия.
  • Со временем Нилова пустынь обогатилась и украсилась священными иконографическими полотнами, а также иноками, которые показывали истинный пример добродетельного бытия. Некоторые из здешних монахов удостоились архиерейского сана и до конца дней мудро следовали канонам ортодоксальной религии.

На заметку! Отец Нектарий оставил после себя несколько рукописей, в которых авторитетно излагал правила монастырской жизни в церквях по всей России. Преподобный завещал строго придерживаться канонов и совершенно отстраняться от употребления вина, а неоднократно нарушающих это строгое предписание изгонять из стен обители. Архиепископ советовал братии и простым мирянам усердно трудиться, соблюдать пост, придерживаться целомудрия и очищаться в молитвенных прошениях.

Судьба пустыни в XVIII столетии

Преемники отца Нектария продолжали обогащать Нило-Столобенский монастырь архитектурными зданиями, созданными на основе камня. Однако в начале XVIII в. государственная политика в отношении православных монастырей привела к их притеснению, строительство приостановилось и уменьшилось число братии. Петр I внес модернистские изменения, обусловленные второстепенной ролью Церкви перед государством. Правитель упразднил патриаршество и поставил на его место чиновничий Синод.

  • В Ниловой пустыни ввели полицейский надзор, позволявший вмешиваться во внутренние дела братства. Петр дал указание постригать в монахи инвалидов и солдат в отставке, власти отправляли в ссылку тех, кто осмеливался сделать монахом молодого человека. Монастырь испытывал экономические трудности, не получая жалования от государства.
  • Вскоре обители пришлось продать огороды, новгородские подворья, чтобы наладить отношения с Санкт-Петербургом. Доходы приходили от сдачи в аренду рыбачьих мест, пожертвований на мощах святителя Нила, а также от продажи улова. Строительство новых зданий на территории пустыни во время петровских реформ практически прекратилось. Однако во владении монастыря появились новые земли.
  • В 1756 г. святого Нила официально признал Священный синод, на его имя сделали богослужение. Было разрешено в день памяти преподобного старца совершать крестный ход вокруг Столобенской обители. В конце XVIII в. здешние мастера изготовили скульптуру Нила, которая почиталась так же, как и его останки.

Развитие в XIX столетии

Внутреннее устройство не изменяло своим традициям: здесь продолжались великие духовные подвиги схимников и отшельников, не останавливалось благоговейное служение Господу через совершение ортодоксальных ритуалов, удивляло нескончаемое трудолюбие братии и безвозмездный прием богомольцев. Эта специфика являлась украшением Ниловского монастыря, его ментальным сердцем.

  • Летом 1820 г. пустынь навестил император Александр Первый, которого торжественно встречал архимандрит Павел и вся здешняя братия. Правитель осмотрел достопримечательности, молился мощам преподобного Нила, а также посетил покои настоятеля. Император был восхищен благоустройством обители и пожертвовал драгоценную нагрудную икону.
  • В XIX столетии пустынь, благодаря усердию братии и финансированию знатных особ, превратилась в колоссальный архитектурный комплекс. Доминантой являлась грандиозная Богоявленская церковь, а прекрасным дополнением служили: архиерейские покои, уютные здания гостиницы, приемные дома, а также высокая набережная из гранита, придающая комплексу сходство со столичной площадью.
  • Так как в новом веке изменились хозяйственно-экономические условия, произошло сокращение монастырских землевладений. Большое значение уделялось транспортным дорогам и мостам, облегчающим связь между обителью на островах и большой землей. Первый пароход, принадлежащий пустыни, заработал в 1859 г. На берегу озера также стояли лодки, и находилась судопроизводственная мастерская. На конном дворе обители размещались повозки.
  • Материальное положение Нило-Столобенского монастыря в XIX столетии значительно улучшилось. Братия занималась рыболовством, руководила кухней и хлебопекарней. Хозяйство имело многоплановую структуру: здесь использовались передовые технологии, рациональные практики в деле производства, торговли и капитала.

События XX в. и настоящий период

В 1919 г. революционеры кощунственно вскрыли мощи преподобного Нила и перевезли их в Вознесенский храм, который обустроили в краеведческий музей. Все богатства монастыря были изъяты, а в 20-х годы состоялся судебный процесс по делу братии, повлекший полное закрытие пустыни. Последняя литургия проводилась в 1928 г.

В 2012 г. здесь проживало 50 насельников, из которых 20 имели священнический сан. Сегодня у монастыря несколько подворий. На территории работают цеха по производству свечей, молока, ремонтные мастерские. Во владении есть коровник, конюшня и большая пасека, где изготавливается освященный мед. В монастыре работает ювелирная мастерская, продукция которой продается на православных ярмарках. Наместником является архимандрит Аркадий.

Архитектура

Обитель несколько изменила свой первоначальный живописный облик к началу XX века, она стала напоминать городскую площадь. Подобная форма возникла благодаря высокой набережной и классическому главному собору. Несмотря на различие особенностей здешних строений, комплекс являет гармоничное архитектурное единство, считающее грандиозным памятником зодчества.

  • К востоку и югу расположены монастырские корпуса, выполненные в готическом стиле. На западной стороне паломники найдут гостиный двор, великолепно украшенный цветниками и газонами.
  • Главным строением, находящимся в центре обители, является пятикупольный Богоявленский собор. Именно здесь совершаются престольные богослужения, а также хранятся святые останки отца и Небесного покровителя пустыни.
  • В северо-западной области красуется небольшая церковь Всех Святых, в которой раньше располагалась монастырская больница. Сегодня идут восстановительные работы по возвращению её прежнего обличия.
  • На восточных вратах стоит собор святителя Нила, возведенный в середине XVIII столетия. С противоположной стороны расположен храм Петра и Павла, убранство которого декорировано лепниной и изящными скульптурами.
  • Одноглавый Собор Воздвижения Креста находится на юго-западе Столобенского острова. Внутренняя отделка пестрит изяществом иконостаса и несравненной легкостью росписи стен, красочностью живописи.

Как добраться

Пустынь находится в 20 км от города Осташков (Тверская область), добраться сюда можно несколькими способами:

  1. В населенный пункт, где расположен монастырь, прибывают поезда дальнего или пригородного следования из Москвы, Санкт-Петербурга, Великих Лук, Бологого и Торжка.
  2. Паломники также прибывают на автобусах, идущих из Твери, отправление запланировано с городского вокзала. Транспорт находится в пути четыре с половиной часа.

Святыни и богослужения

Главной святыней обители считаются останки отца и Небесного покровителя монастыря Нила Столобенского. Более 300 лет паломники и здешние миряне прибывают в стены пустыни, чтобы получить исцеление от различных болезней, а также благословение на праведное житие.

В обители также хранится честная глава преподобного Нектария, икона Пречистой Девы «Абалакская», полотно с ликом Спиридона Тримифунтского и крест с частями его мощей.

Литургия и молебен с акафистом начинаются в восемь утра, Всенощное бдение совершается в праздники и выходные дни с 20.00 до 9.00. По окончании вечерних служений каждый день совершаются Крестные ходы.

Читайте также  Вопросы и отзывы о Бенидорме

Православный Ниловский монастырь располагается на островах Селигера и ежедневно проводит богослужения. Архитектурный комплекс отличается привлекательной композицией и напоминает внешним убранством городскую площадь.

Прославленное христианское обиталище сегодня возвращает былое величие, реставрируются его главные храмы, а братия ведет активную трудовую деятельность.

Нило-Столобенская пустынь, или мужской монастырь на озере Селигер

История святой обители

Сегодня православная пустынь занимает территорию острова Столобный и полуострова Светлица, что на озере Селигер. История ее тесно переплетена с монахом псковского монастыря Нилом Столобенским – именно он стал основателем лавры. Родился преподобный в XV столетии, однако достоверных фактов о его жизни до пострига историкам найти не удалось.

В 1515 г. ортодоксальный аскет ушел из родной обители и поселился на берегу речки Серемха. Ведя уединенный образ жизни, он все же принимал людей, которые приходили за мудрым советом или помощью. Вскоре святитель перебрался на о. Столобный, где построил маленькую часовенку. Там он прожил до 1555 г., а после смерти завещал основать мужской монастырь. Спустя 39 лет под предводительством иеромонаха Германа здесь был заложен первый камень будущей пустыни.

Деятельность отца Нектария

Последователем отца Германа стал иеромонах Нектарий, занявший пост настоятеля Столобенской обители. Несмотря на довольно юный возраст, он серьезно подошел к своим обязанностям – привлекал спонсоров в лице высокопоставленных особ, реставрировал старые здания, а также возводил новые. Благодаря царской помощи была построена деревянная церковь Покрова Богородицы, восстановлен сгоревший храм Богоявления. Тогда же пустынь обзавелась своей больницей, гостевыми кельями, монастырской стеной и звонницей.

Отец Нектарий разбил на территории мужской лавры фруктовые сады, засеял поля пшеницей, построил мельницы. С увеличением количества монахов в близлежащих городах начали открываться монастырские подворья. Заботясь о духовном развитии братии, настоятель собрал огромную библиотеку, украсил храмы шедеврами православной иконописи, оставил после себя литературные труды о правилах монастырского жития.

Судьба пустыни в XVIII столетии

После смерти преподобного отца Нектария Нило-Столобенская лавра не прекратила свое развитие. Теперь вместо деревянных построек возводились кирпичные здания, продолжала пополняться библиотека, расширялось братство. Однако с приходом к власти царя Петра I церковь отодвинулась на второй план, количество монахов существенно сократилось, финансовые поступления уменьшились.

Вместе с отменой патриаршества и введением чиновничьего Синода в пустыне появился полицейский надзор. Царская политика по отношению к обители была жесткой, из-за чего последняя испытывала значительные трудности. Борясь с экономическим кризисом, монастырь вынужден был отдать поля и огороды, закрыть подворья, прекратить строительство новых зданий. Теперь Нило-Столобенская лавра жила исключительно на доходы от аренды земель и продажи рыбы, а также небольшие пожертвования от неравнодушных.

Архивное фото святой обители

Развитие в XIX столетии

Несмотря на сложное время, православная пустынь продолжала свою активную деятельность – ежедневно здесь проводили богослужения, постригали в монахи, трудились на благо братии, а также принимали посетителей.

После визита Александра I мужской монастырь вновь стал процветать. Пораженный внутренним обустройством, император пожертвовал настоятелю крупную сумму и подарил драгоценную икону. Позже лавру стали спонсировать другие высокопоставленные лица, благодаря которым территория обители начала стремительно расширяться.

Потеряв часть своих земель, Нило-Столобенская пустынь стала развивать транспортное сообщение с «большой землей». Через озеро Селигер были построены мосты, пущен пароход, открыта судоремонтная мастерская и лодочная станция.

С улучшением материального положения мужской монастырь смог позволить себе инновационные технологии, а также начал активно внедрять современные практики в области экономики.

События ХХ в. и настоящий период

После свержения царской власти Столобенская лавра закрыла свои двери для посетителей. Последнее богослужение здесь проводилось в 1928 г. Мощи преподобного Нила изъяли для краеведческого музея, монахов судили, а в обители устроили трудовой лагерь и колонию для несовершеннолетних.

Во время Второй мировой войны обитель сначала была тюрьмой для польских военнопленных, затем там оборудовали госпиталь, а спустя десять лет – дом престарелых. Только в 60-х годах ХХ столетия лавра официально была признана архитектурным памятником и взята под государственный контроль. Однако до 1990 г. никаких реставрационных работ здесь не проводилось.

Восстановление Нило-Столобенской пустыни началось после перехода ее под управление РПЦ. В 1995 г. были возвращены чудотворные останки отца-основателя, а еще через восемь лет – святые мощи преподобного Нектария. Сегодня количество монахов достигает полусотни, из них около половины посвящены в сан. Помимо ежедневных служб, здесь протекает активная монастырская жизнь со своим хозяйством: пасека, конюшни, производство свечей, молока, а также ювелирная мастерская.

Видео «Нило-Столобенская пустынь»

В этом видео представлены история и архитектура святой обители.