Церковь-мечеть Вефа Килисе Джами

В Стамбуле, бывшем много веков назад Константинополем, а еще ранее — Византией, сохранилось множество храмов, построенных в те ранние периоды. Львиная доля этих христианских храмов еще в Османскую эпоху была реконструирована и преобразована в мечети, которые действуют и по сей день. К ним были пристроены минареты, и под бывшими сводами православных церквей теперь с успехом ведутся службы для мусульман.

Благодаря такой адаптации удалось сберечь многие драгоценные памятники византийского периода. Однако не все храмы хорошо сохранились. Есть и такие, что пришли в упадок и так и не дождались восстановления. Одним из таких византийских храмов является старинная церковь Cвятого Феодора, построенная приблизительно в X-XI вв.

История храма Святого Феодора

К сожалению, история не пощадила поздневизантийский храм Святого Феодора (тур. Molla Gürani Camii), исторических данных о его создании практически не сохранилось. Предположительно строительство храма относится ко времени правления императора Византии Алексея I Комнина (годы правления: 1081—1118). Есть также версии, что храм Святого Феодора могли построить и несколько позднее. На X-XI века указывает особый способ кирпичной кладки, который был тогда весьма популярен в Византии и использовался при строительстве очень многих храмов.

При таком способе кладки каждый нечетный ряд кирпичей строители укладывали, немного отступая от края четного ряда вглубь строения. Этот «утопленный» ряд покрывали строительным раствором, и он становился незаметен с внешней стороны здания. В итоге поверхность стены казалась как бы выложенной рядами кирпичей, между которыми оставались широкие промежутки. Такая особенность строительства характерна именно для того периода Византийской империи.

С другой стороны, в архитектуре церкви были использованы колонны более раннего византийского периода. Это и ставит в тупик археологов и не позволяет с точностью определить настоящее время возведения церкви Cв. Феодора в Константинополе, которая могла быть построена ранее, или же просто строители могли использовать для украшения храма материалы (те же колонны) зданий более ранних периодов.

После завоевания Константинополя храм Святого Феодора превратился в мечеть Вефа Килисе (тур. Vefa Kilise Camii), которую еще называют Вефа Килисе Джами, что буквально обозначает «мечеть-церковь в Вефа». Она была известна тем, что преобразовал в 1453 году в мечеть и долгое время управлял ею некий мулла Гюрани. А он был не кем иным как первым муфтием Стамбула и духовным наставником самого султана Мехмеда II Фатиха.

С этими историческими личностями связана интересная история. Юный Мехмед был строптивого нрава и не слушался ни одного из своих учителей. Тогда к нему приставили муллу Гюрани. Мулла по национальности был курдом и тоже обладал волевым характером. Он продемонстрировал Мехмеду плеть погонщиков скота и предупредил его, что пустит плеть в дело, если ученик не станет его почтительно слушать. Сначала будущий султан усомнился было в словах учителя. Тогда мулла Гюрани наглядно продемонстрировал ему действие курдской плети. Этот «воспитательный прием» возымел должное действие, и больше никаких трений между учителем и учеником не возникало. Говорят, с тех самых пор Мехмед стал очень уважать и бояться своего мудрого наставника.

Мечеть Вефа Килисе в наши дни

К сожалению, после эпохи расцвета Османской империи мечеть Вефа Килисе, которая долгое время была действующей, пришла в упадок и запустение. В 1937 году были предприняты попытки восстановления храма, но это благое дело так и не было доведено до конца. По реконструкции видно, что храм имел сложную конструкцию и представлял по форме букву Т. Фронтальная часть здания, к которой ведут двусторонние ступени, щедро украшена арками и колоннами. Над ней возвышаются 3 купола. Дальше строение как бы вытягивается в длину. Его венчает еще один купол. Бывшая церковь Святого Фоедора являет собой яркий образец византийской архитектуры позднего периода. Ее отличает особенная кирпичная кладка, множество окон и входов в виде арок, украшенный колоннами фасад, на котором еще сохранились специфические византийские декоративные элементы.

В наше время Мечеть Вефа Килисе претерпела ужасающие изменения. Несмотря на несколько попыток реставрировать и возродить к жизни этот средневековый храм, занесенный в списки всемирного наследия ЮНЕСКО, ни одна из них не была доведена до конца. Мечеть продолжала разрушаться, пока наконец в ней не нашли прибежище бездомные жители Стамбула. В итоге они перестроили старинный византийский храм под свои нужды и варварски изуродовали его. Фасад со старинными колоннами был полностью покрыт штукатуркой, местами замазан краской. Погибли уникальные старинные мозаики, главное украшение храма, а помещение для священнослужителей стало использоваться в качестве санузла. Второй этаж здания был перестроен под квартиру.

Как добраться до мечети

Храм находится в районе Вефа. Доехать до него можно на трамвае Т1 (до остановки «Беязит»), далее пройти немного пешком.

Wiki Ozbek Vintage

Мечеть Kalenderhane
Религия Принадлежность Суннитский Ислам Год освящен 1746 Расположение Расположение Istanbul, Turkey

Географические координаты 41°00’47″N 28°57’37″E / 41.013132°N 28.960304°И / 41.013132; 28.960304 Координаты: 41°00’47″N 28°57’37″E / 41.013132°N 28.960304°И / 41.013132; 28.960304 Архитектура Тип Церковь с греческого креста план Стиль Средневизантийского — Comnenian Завершен 12 века Минарет(ы) 1

Kalenderhane мечеть (турецкий: Kalenderhane Джами)- бывшая Восточная православная церковь в Стамбуле, превращенный в мечеть турками. С большой вероятностью изначально церковь была посвящена Богородице Kyriotissa. Здание иногда называют Календер Ханех Jamissi и Святой Марии Diaconissa. Это здание представляет собой один из немногих сохранившихся примеров византийской церкви с крестово-купольным.

Расположение

Мечеть находится в районе Фатих города Стамбул, в Турции, в живописном районе Вефа, и находится сразу к югу от Восточной сохранившийся участок акведука Валента, и менее чем в километре к юго-востоку от Вефа-Килисе Джами.

История

Первое здание на этом месте была Римская баня, после шестого века (датировка основана на точных находки монет в стратиграфических работ) церковный зал с апсидой лежал на акведук Валента. Позже – возможно, в седьмом веке – гораздо большая церковь была построена к югу от первой церкви. Третья церковь, которая повторно храма и апсиды (позже были уничтожены турками) второй, может быть датирована концом XII века, во времена позднего периода Comnenian. Его можно датировать между 1197 и 1204, поскольку Константин Stilbes ссылался на его уничтожение в результате пожара в 1197 году. Храм был окружен монастырскими сооружениями, которые полностью исчезли во время османского периода. После латинского завоевания Константинополя, здание использовалось крестоносцами в Римско-католической церкви, и отчасти возглавил францисканец духовенства.

После завоевания Константинополя в 1453 году, церковь была приписана лично Мехмед II к Kalenderi секты дервишей. Дервиши использовали его в качестве zaviye и Имарет (общая кухня), и здание было известно, так как Kalenderhane (по-турецки: «дом Kalenderi»).

Вакфу (фонд) был наделен рядом свойств во Фракии, и многие хамамы в Стамбуле и Галате. Несколько лет спустя, Арпа Эмини Мустафа эфенди построил Мектеп (школа) и медресе.

Читайте также  Вопросы и отзывы о Бенидорме

В 1746 году, Бешир Хачи-Ага (ум. 1747), в кизлар Ağası дворцом Топкапы, построили михраб, минбар и mahfil, завершение реконструкции здания в мечеть. Разоренная огнем и поврежденных землетрясениями, мечеть была восстановлена в 1855 и снова между 1880 и 1890 годами. Он был заброшен в 1930-е годы, после развала минарет из-за молнии, и снос медресе.

Сохранение здания, построенного в 1970-х годах, когда он был тщательно восстановлен и изучен в десять лет работало нападающий Сесил Л. и Доган Кубани, который восстановил его двенадцатого века состоянии. Кроме того, минарет и михраб были перестроены, что позволило открыть мечеть для поклонения.

Восстановление также позволяет решить проблему освящения церкви: в то время как раньше считалось, что церковь была названа в честь Богородицы tēs Diakonissēs («Богоматерь диаконисс») или Кристос Хо Akatalēptos («Христос непостижимое»), открытие донора фреска в Юго-Восточной часовни и другая фреска над главным входом в нартекс оба подшипника слово «Kyriotissa» (по-гречески престоле), делает весьма вероятным, что церковь была посвящена Богородице Kyriotissa.

Архитектура и украшения

В здании имеется центральное греческого креста, с глубокими сводчатыми потолками, над руками, и увенчана куполом с 16 ребрами. Структура имеет обычно средний Византийская кладка с чередующимися слоями кирпичной и каменной кладки. Запись через esonarthex и exonarthex (добавлен намного позже) в западной стороне.

Верхние галереи над esonarthex, следуя тому же плану существующему в церкви Пантократора, был снят в 1854 году. Также Северный и Южный проходы вдоль нефа были разрушены, возможно, в девятнадцатом веке тоже. Высокий тройной арки, соединяющие проходы нефа теперь нижние окна церкви.

Святилище находится на восточной стороне; однако, реконструированного михраб и минбар в угол, чтобы получить правильное выравнивание с Меккой.

Две небольшие часовни имени протеза и diakonikon, характерные для византийских храмов среднего и позднего периода сохранились.

Внутреннее убранство церкви, состоящий из красивых разноцветных мраморных панелей и молдингов, и разработанных икон, во многом сохранившийся до наших дней. Здание имеет две особенности, которые обе представляют уникум в Стамбуле: мозаика, один квадратный метр, представляющих «презентация Христос», которая является единственным до-иконоборческий образец религиозную тему выживания в городе, и цикл фресок XIII века (найдено в церковь в юго-восточном углу здания, и написанные во время латинского господства), изображающие жизнь святого Франциска Ассизского. Это древнейшее известное изображение святого, и, возможно, были написаны только через несколько лет после его смерти в 1226 году. Оба были оторваны и частично восстановлены, и их можно увидеть в Археологическом музее Стамбула.

В целом, мечеть Kalenderhane представляет – вместе с Гюлем в Стамбуле мечеть, церковь Святой Софии в Салониках и церковь Успения Пресвятой Богородицы (Успения) в Изнике (Никее), одна из главных архитектурных примеров куполообразной форме греческого креста, церковь от Византийской середине периода.

Лимассол

34° 41.0003 ′N , 33° 3.0665 ′E
34.68334N, 33.05111E
34°41′0.02″N, 33°3′3.99″E

91 материал по 33 объектам, 1 227 фотографий

  • Карта
  • Заметки 40
  • Фотографии 1 227

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Лимассоле.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Старая мечеть Джами Кебир

Эта заметка является частью дневника «Кипр»

В старом Лимасоле есть две мечети — новая и старая. Мы отправились в старую мечеть Джами Кебир. Рядом с которой располагается очень интересное заведение Колоритное местечко.

Эта мечеть, как и многие другие, была построена на развалинах христианской церкви. Если обойти мечеть справа, то можно увидеть остатки развалин.

Во время раскопок канализационных блоков в 1993 году под мечетью Джами Кебир обнаружили две пятиконечные апсиды двухапсидной церкви византийского периода. В северной части большой апсиды имелось погребение епископа конца 13 века. Как раз к концу 13 века церковь оказалась заброшена.
Точная дата возведения церкви не известна, но предположительно остатки относятся к 8 веку.
В свою очередь византийская церковь была построена на руинах более старой христианской
церкви 5-7 века нашей эры.
В южной апсиде нашли остатки саркофагов, вероятно это место использовалось в качестве
часовни.
Внутри северной апсиды были найдены монеты эпохи Константина Великого (324-325 г.) и гончарные принадлежности, датируемые концом 7 века.
В 1491 году строение разрушилось из-за сильного землетрясения. Его остатки были использованы турками при строительстве южной и восточной стены мечети (1540-1583).
Мечеть действовала весь период правления турков (1570-1876) и была сильно повреждена в результате потопа в 1894 году. Она была восстановлена в нынешнем виде в 1906 году.
Вход на территорию мечети

Перед тем, как посетить мечеть, я ни раз читала, что мечеть эта хоть и работающая, но доступ в нее закрыт и попасть туда можно только по просьбе и за пожертвования.
Но, когда мы туда пришли, то обнаружили, что вокруг ни души, а внутри полная тишина, только пару человек спали на полу. И главное — все в открытом доступе.
Небольшой дворик без излишеств.

Внутрь разрешается зайти даже женщине при условии, что она будет подобающе одета.
Внутри все оформлено предельно скромно. Ковры на полу, пара стеклянных люстр и множество плакатов на арабском.

Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует ( за конский процент с отелей — платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней Букинга.

Знаешь Трипстер ? это эволюция городских экскурсий. Вип-гид — горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь ! Цены от 600 р. — точно порадуют

Луший поисковик Рунета — Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты!

Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.

Мечеть Джума-Джами

Мечеть Джума-Джами

Главной мечетью Евпатории является Джума-Джами, которая прекрасно просматривается как с побережья, так и с морских просторов. Мечеть расположена на улице Революции, 36 (в районе парка имени Караева). Джума-Джами переводиться как Пятничная мечеть. Данное название было присвоено в честь Святой пятницы. Именно в мечети Джума-Джами ханы Крыма могли получить права на Крымское ханство от турецкого султана.

Географические координаты мечети Джума-Джами на карте Крыма GPS N 45.196076, E 33.377455.

Мечеть Джума-Джами с 16 по 18 век играла, пожалуй, одну из самых важных ролей в мусульманской культуре. Крымские ханы находились в подчинении Турции, и назначения нового Крымского хана могло произойти только после утверждения Турецким султаном, но это решение было еще не окончательным. Чтобы занять Ханский дворец в Бахчисарае будущему Крымскому хану необходимо было пройти обряд в мечети Джума-Джами, в которую сходилась вся Крымская знать.

Обряд проходил таким образом: будущий хан заходил в мечеть и обходил ее, поднимаясь по главной лестнице к имаму, весь этот путь будущий хан проделывал читая молитву. Вся сложность прохождения обряда заключалась в том, что если местная знать не желала видеть хана, назначенного в Стамбуле, могла сорвать церемонию, а после этого вообще убить претендента на ханство.
Из-за постоянных интриг в Крыму и отсутствия единого лидера Крымские ханы менялись очень часто. С 16 по 18 век в мечети Джума-Джами прошли обряд 18 ханов и еще три были изгнаны (не прошли обряд в мечети Джума-Джами).

История мечети Джума-Джами в Евпатории.

Архитектором мечети Джума-Джами, или как её ещё называли Хан-Джами, стал известный в то время Ходжа Синан. Строительство было начато в 1552 году, и потребовалось 12 лет, чтобы его закончить. За всю жизнь Синан построил большое количество различных мечетей. Джума-Джами была на тот момент времени 77-м творением архитектора. Начали строить мечеть при хане Девлете I Герае и окончили при хане Мехмед-Гирае.

В центре мечети Джума-Джами расположен большой величественный купол, который окружён шестью куполами меньшего размера. В основании главного купола расположено 16 окон с полукруглым перекрытием, а сверху изображена эмблема, которая напоминает двойной рог. Данная эмблема считается самым древним тамгообразным знаком, который сохранился до наших дней на территории Крымского полуострова. С западной и восточной стороны относительно центрального купола расположены два минарета тридцати пяти метровой высоты, подчёркивающие архитектурный замысел автора. Они были реставрированы во второй половине 20-го века после разрушений, которые возникли вследствие природных катаклизмов. Сначала был повреждён восточный минарет, а позднее, в 1836 году, подвергся разрушениям и западный.

Мечеть построена из камня ракушечника, только несущие стены возведены из известняка.
Если на Джума-Джами смотреть сверху, то она напоминает лаконичный и строгий куб. Высота мечети приблизительно двадцать два метра, а ширина – около двадцати одного метра. Мечеть Джума-Джами украшают 59 разнообразных окон. Архитектор спроектировал полукруглые, стрельчатые и круглые окна, которые придают мечети лёгкую изящность. Верхний ярус мечети украшен цветными витражами. По задумке автора витражи олицетворяют времена года, которые в единой композиции символизируют вечность.

Попасть в мечеть Джума-Джами можно через четыре входа: главный, который расположен в северной части, вход на ханский балкон и два боковых, находящиеся в восточной и западной частях.
Во времена советского правительства мечеть Джума-Джами была использована не по назначению, а именно, как музей и архитектурный памятник. Только в 90-х годах 20-го столетия мечеть вернули верующим. На сегодняшний день в мечети Джума-Джами проводятся богослужения, а с 11:00 до 15:00 проводятся экскурсии по территории мечети с подробным повествованием об истории и обрядах, которые проходят на ее территории.

Если Вы решите посетить Евпаторию, то обязательно посетите набережную Терешковой, именно с нее открываются прекрасные виды на собор Николая Чудотворца, Мечеть Джума-Джами и церковь святого Илии. Очень часто старую часть города Евпатория называют «Малым Иерусалимом» по причине средоточия большого количества древних памятников разных конфессий. Если Вы поднимитесь немного выше мечети в сторону города, то найдете религиозные сооружения: Армян, Караимов, Иудеев, Индусов и множества других народов и вероисповеданий. И все это на относительно небольшом участке прекрасного города Евпатория.

Мечеть Джами Кебир

Кид резюме

Осматривая достопримечательности во время прогулки по Ларнаке, обратите внимание на мечеть Джами Кебир, которая является основным мусульманским храмом города.

Согласно историческим данным, храм был возведен в XVI веке как католический, позже, под воздействием турков, он был перестроен в мечеть. Достопримечательность расположена в центре города, недалеко от средневековой крепости и православного храма Святого Лазаря.

В то время, когда не проводится служба, единственная действующая мечеть в городе при соблюдении некоторых незначительных формальностей открыта для всех туристов, включая мужчин и женщин.

Интересно, что на разных картах храм называется по-разному. Например, в англоязычных источниках можно встретить такие названия, как «Great Mosque» «The mosque Masjid Kebir», «Djami Kebir» или «Buyuk Tzami».

Во всех вариантах присутствует определение «Великая». Глядя на мечеть, сложно понять, почему вдруг она получила право называться таковой. Выглядит сооружение не слишком масштабным по современным меркам, но, если учесть, что название появилось в регионе, где не было ни одного религиозного объекта ислама, все становится ясно.

Над входом в зал молитвы находится надпись, сообщающая о том, что мечеть построил губернатор Кипра Сейид Аль-Хадж Мухаммед Ага в 1835-1836 гг. С южной стороны здания расположено старинное мусульманское кладбище.

История мечети

Мечеть Джами Кебир в Ларнаке считается самым древним мусульманским храмом на острове, хотя научных данных, подтверждающих этот факт, на сегодняшний день собрано недостаточно.

В 1570 году войска Османской империи высадились в Ларнаке, взяв ее без боя. Они сразу приступили к строительству мечети, разрушив, по одной из версий, католический храм Святой Екатерины. Согласно другой версии, она была сооружена на месте византийского собора Святого Креста.

Практически 200 лет после этого история хранит молчание, и о мечети ничего неизвестно. Никаких документальных подтверждений ее существования нет. В найденном документе 1747 года указывается, что Бакир Паша приказал подавать воду в фонтан мечети из акведука Камарес. То есть, напрямую храм Джами Кебир не упоминается.

Почти через столетие появляются письменные свидетельства того, что в 1835 г. старая мечеть сносится и начинается строительство нового здания. Были демонтированы ветхие купола, пристроен еще один минарет высотой в несколько десятков метров. Его видно из всех районов Ларнаки.

Старый минарет впоследствии был почти разрушен и восстановлен уже в 1902 году. Полная реставрация мечети была организована в 2003–2005 гг.

Архитектура и интерьеры мечети Джами Кебир

Мечеть Джами Кебир построена из белого камня и представляет собой двухэтажное здание, а самый прекрасный вид на него открывается с улицы Kamil Kenan, точнее, с юго-западного угла форта. Отсюда отлично виден минарет с узорчатой балконной решеткой, а также каменный аркбутан в восточной стене храма.

Здесь же находится лестница, ведущая к женской половине мечети, которая отгорожена от основного мужского зала решеткой и ширмой.

Рядом установлена раковина для омовения, выполненная в современном стиле. Ее соорудили в 1946 году на месте разрушенного источника воды 1748 года, построенного губернатором острова Абу Бекир Пашой, который также известен как создатель акведука Камарес.

В западной стене обустроен двойной аркбутан с целью увеличения внутреннего пространства здания, оконных проемов и пролетов сводов. Такие приемы были традиционными для исламской архитектуры XVI-XVII веков.

Главный вход в мечеть в Ларнаке находится в северной стене, привлекающей внимание галереей из пяти арок. Чтобы войти внутрь, необходимо подняться по небольшой лестнице. Молитвенный зал расположился на втором этаже, что довольной нетипично для внутренних интерьеров таких архитектурных форм.

Интерьер храма не поражает роскошью, но впечатляет скромной утонченностью и одухотворенной атмосферой. Внутри, как и положено, находится михраб – ниша, указывающая на Мекку. Также вы можете рассмотреть минбар (специальный постамент для чтения проповедей) и аккуратные молитвенные коврики.

Привлекает внимание изящная внутренняя аркада. Колонны в зале молитвы небольшие, украшены простыми капителями. Пол устлан ковром с арочными узорами.

Правила посещения

  • При посещении храма перед входом необходимо снять обувь.
  • Вдоль стены, где разуваются гости храма, на крючках висит несколько десятков рожков для обуви – свидетельство доброжелательности и гостеприимности.
  • Внутрь могут войти люди любой национальности, пола и вероисповедания. Такая лояльность типична для кипрских мечетей (в отличие от арабских храмов).
  • Головной убор мужчинам снимать необязательно.
  • Женщины должны входить с покрытой головой.
  • Вход в храм бесплатный.

Поскольку мечеть находится в курортном городе рядом с набережной Финикудес, вы всегда сможете совместить ее осмотр с беззаботным пляжным отдыхом и приятными прогулками вместе с детьми вдоль моря. Недалеко от Джами Кебир расположены другие не менее известные достопримечательности древнего города — церковь Святого Лазаря и Ларнакский замок.

Мечеть Кебир-Джами