Церковь Иоанна Златоуста

Церковь Иоанна Златоуста – знаменитый изразцовый наличник

Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, Портовая набережная, д. 2
Начало строительства: 1649 год
Окончание строительства: 1654 год
Координаты: 57°36’41.8″N 39°54’20.5″E

Златоустьинский храм считается совершенным и гармоничным памятником древнего ярославского зодчества. Наибольшее впечатление изысканные силуэты этой церкви оставляют, если смотреть на нее с востока — с волжской стороны. Долгое время они служили для зодчих источником вдохновения и стали образцами, по которым построены многие российские храмы. Особенно красив многоцветный керамический наличник на алтаре. И не удивительно, что он стал одной из визитных карточек старинного Ярославля.

История церкви Иоанна Златоуста

В XVII века в городе возвели сразу два каменных храма, освященных в честь Иоанна Златоуста. Одну церковь построили в кремле, возле Успенского собора. Но, к сожалению, ее снесли в 30-годы прошлого века, во время борьбы советской власти с религией. Так что увидеть этот архитектурный памятник сегодня можно только на старых фотографиях.

Вид на церковь со стороны Волги

Другой Златоустьинский храм – летнюю церковь построили в бывшей Доиловой слободе, которую позже стали называть Коровниками. На это пошли деньги, выделенные богатыми ярославцами Федором и Иваном Неждановскими. На строительство затратили 5 лет, и в 1654 году новую церковь освятили. Позже оба ктитора (благотворителя) и члены их семей были погребены в ее южном приделе.

Сохранились сведения, что вскоре после постройки храм сыграл в жизни Ярославля большую роль. После ужасного пожара 1658 года мощи святого князя Федора Константиновича Черного, небесного покровителя города, а также его сыновей Давида и Константина из сгоревшей Спасской обители перенесли в Златоустьинский храм. И какое-то время они хранились в этой церкви.

Прошло чуть более четверти века с момента строительства и новое поколение ярославских зодчих взялось за кардинальную переделку церкви. Чтобы храм был лучше освещен, в его основном объеме прорубили высокие оконные проемы и украсили их нарядными наличниками. По углам здания строители сделали изящные пучки полуколонок с цветными изразцовыми вставками. Подзакомарное покрытие заменили на более практичную плоскую четырехскатную кровлю. А чтобы еще более подчеркнуть изящные линии храма, к нему пристроили декоративные крыльца, также украшенные орнаментом из цветных изразцов и белокаменными резными гирьками на входных арках.

Во время этой реконструкции заложили кирпичом приземистые галереи. Здесь ярославские мастера проявили большую фантазию и старательность. Заложенные проемы они декорировали пышными кирпичными наличниками, узоры которых нигде не повторяются, а церковные фасады украсили многоцветной палитрой изразцовых вставок. Качество и красота фигурной кладки говорит о высоком мастерстве работавших в это время каменщиков. Эта переделка придала церкви нарядный и праздничный вид, сделав ее одним из самых красивых храмов не только в городе, но и в России.

Наличник на алтаре

Долгое время прихожане не могли собрать нужные средства, чтобы украсить церковь изнутри. Поэтому росписью стен занялись только в 1732-1733 годах силами знаменитого ярославского знаменщика, то есть мастера высокой квалификации, Алексея Соплякова вместе с артелью местных иконописцев. Хотя эту роспись делали во времена, когда в России в самом расцвете был стиль барокко, ярославцы выполнили более 500 сюжетных клейм в старых иконописных традициях.

В живописных работах, созданных Сопляковым, искусствоведы отмечают особую просветленную световую гамму, с почти акварельными полутонами, а также безупречную композицию. Известно, что в 1863 году храмовую роспись подновляли в клеевой технике. А в 60-е годы прошлого века настенную живопись реставрировала бригада ярославских мастеров, под руководством В.И. Васина.

В конце XIX – начале XX века при церкви открыли церковно-приходскую школу, попечительство и библиотеку с читальней. Редкие работы известного российского фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского, сделанные им в 1911 году, донесли до нас облик церкви Иоанна Златоуста в начале XX века. На цветных фотографиях храм предстает с побеленными стенами, на которых контрастно выступают красно-кирпичные декоративные элементы и цветные изразцы. Настоящая сказка в камне!

Церковь закрыли в 1935 году, и начали использовать ее помещения под склады. К большому сожалению, после нескольких лет хранения внутри храма соли, некоторые фрески на его стенах были безвозвратно утрачены. В 1992 году церковь передали в ведение Русской Старообрядческой Церкви, которая и занялась ее реставрацией.

Вид церкви с севера-запада

Архитектура и внутреннее убранство церкви Иоанна Златоуста

Особая архитектура Златоустьинской церкви – это прямое свидетельство проведенной патриархом Никоном церковной реформы, которая жестко регламентировала каноны храмовых построек. Четырехстолпная пятиглавая церковь окружена традиционными приделами и трехсторонней одноэтажной галереей, но не имеет подклета. Храм Иоанна Златоуста стал первым ярославским культовым зданием, построенным без традиционного первого этажа, и это положило начало новой архитектурной традиции. Новаторством было также вынесение зимнего, теплого придела и колокольни в отдельно стоящие здания. Благодаря такому решению, композиция церкви стала строго симметричной.

Чтобы компенсировать относительно невысокий размер четверика, лишенного подклета, зодчие сделали у этой церкви мощное выразительное пятиглавие, устремленное к небу. Размер центрального барабана и установленной на нем главы до начала креста даже превышает высоту основания храма.

Внешне церковь напоминает шлем или кокошник, типичные для древнерусской архитектуры. А строгие пропорции придают ей цельность и основательность. Строители явно рассчитывали, что на путешественников, проплывающих мимо храма на судах по Волге, он будет производить сильное впечатление. И они не ошиблись!

За свою историю храм претерпел множество переделок. Первоначально галерея вокруг него была открытой, но потом ее проемы заложили кирпичом. В кладке хорошо различимы мощные столбы прежней аркады. С восточной стороны галерея заканчивается симметричными приделами с шатровыми завершениями.

На первый взгляд создается впечатление, что церковный фасад декорирован мало. Однако, издалека, со стороны реки на нем хорошо заметны все сделанные из кирпича детали карниза, цоколя, граненых полуколонок и оконных наличников на боковых алтарных абсидах – прекрасные образцы русского «узорочья». Шатровые приделы, посвященные Зачатию Иоанна Предтечи и святой равноапостольной княгине Ольге, украшены также скромно и одновременно очень изящно – рядами небольших по размеру кокошников.

Но самым замечательным элементом декора Златоустьинского храма является удивительный по красоте наличник на окне центральной алтарной абсиды, выполненный из многоцветной поливной керамики. Известно, что сделан он был спустя сорок лет после постройки церкви. Наличник имеет внушительные размеры – 8 на 5 м и считается всеми искусствоведами непревзойденным шедевром. Такое чуда нет нигде больше в России!

Цветные изразцы стали настоящей визитной карточкой ярославского зодчества XVII века. Их делали по сложной технологии из специальной красной глины на деревянных колодках, а затем обжигали. Изразцы покрывали пятицветной глазурью и использовали в них традиционные орнаменты и сюжеты – стилизованные цветы и листья, образы единорога, птицы Сирин, соловья и грифона.

Внутри храма сохранился уникальный резной иконостас, сделанный ярославскими мастерами в конце XVII – начале XVIII века. Специалисты считают его настоящим шедевром декоративно-прикладного искусства. Пятиярусный иконостас украшен затейливыми барочными орнаментами в виде виноградных лоз и гирлянд из цветков. А на Царских вратах воспроизведена резная композиция, имитирующая цветущий подсолнечник. Большинство образов для этого иконостаса написаны в то же время – в XVII и XVIII веках. А часть икон создана талантливым изографом Семеном Холмогорцем. Самые ценные из них бережно хранятся в коллекциях Ярославского музея-заповедника.

Современное состояние храма и режим посещения

Сейчас церковь используется для проведения старообрядческих богослужений, и одновременно в ней ведутся реставрационные работы. Внутрь храма, особенно простым туристам, попасть не просто.

Фрагмент церковной стены

Как добраться до церкви Иоанна Златоуста

Церковь расположена в Ярославле на Портовой набережной, 2, рядом с берегом Волги.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. Не доезжая до моста через реку Коротосль, с него нужно повернуть направо – на Малую Пролетарскую улицу. По ней, а также по улицам Мельничной и Златоустьинской через 1,7 км можно выехать к храму.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Благовещенской церкви составляет 2,7 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на такси.

Храм святителя Иоанна Златоуста на Бытхе город Сочи

Официальный приходской сайт

Главная

Храм Святителя Иоанна Златоуста находится на территории микрорайона Бытха Хостинского района города Сочи Краснодарского края на улице Ворошиловской, строение 1а. Обиходное название — Златоустовская церковь.

Православная община на Быхте была создана в 2000 году, своего храма у нее не было, и проводили богослужения в помещении, приспособленном под храм, в цокольном этаже жилого многоквартирного дома. Закладка здания храма Святителя Иоанна Златоуста состоялась в 2005 году. Быхта – это большой микрорайон города Сочи, расположенный на одноименной горе, застроен в конце 60-х годов прошлого столетия. Микрорайон Бытха — спальный микрорайон, на сегодняшний день один из самых экологически чистых и зеленых в Сочи. На его территории находятся две средних и одна вечерняя школы, один вуз, кинотеатр, Хостинское районное УВД. Ближе к Курортному проспекту — Центральный Военный санаторий (им. Ворошилова), санатории «Металлург», им. Орджоникидзе с оборудованными пляжами и лечебной базой. На сегодняшний день численность населения Микрорайона Бытха составляет 15 000 человек. Из истории Бытхи — http://blogsochi.ru/content/iz-istorii-mikroraiona-bytkha

Двухэтажное здание храма Святителя Иоанна Златоуста в Сочи не полностью достроено, в настоящее время есть необходимость в отделочных работах снаружи и внутри верхнего храма. Здание Храма представляет собой пятикупольное строение в неовизантийском стиле. Купола золотистого цвета, выполнены из нержавеющей стали с титановым напылением. Объем основного помещения должен вмещать одновременно до трехсот верующих. В цокольном этаже разместились: Крестильный храм, престольный праздник — икона Пресвятой Богородицы «Живоносный источник», православная школа и библиотека, просфорня. Богослужения совершаются по праздникам, в субботние и воскресные дни. Каждый день совершаются молебны и панихиды, ежедневно в храме дежурит священник, храм открыт каждый день с 8 до 18 00.

Телефон храма: +7(862) 267-16-51

Предлагаю банковские реквизиты для ваших посильных пожертвований, которые так необходимы нам для завершения строительства храма.

Сердечно благодарю тех кто уже откликнулся, спаси Вас Господи!

Верю и знаю, что «мзда ваша многа на небесех». ( Мф. 5:11 )

Местная религиозная организация православный Приход храма святителя Иоанна Златоуста микрорайона Бытха Хостинского района города Сочи Краснодарского

края Екатеринодарской и Кубанской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Адрес: 354054, Краснодарский край, г Сочи, ул Ворошиловская, 1

Реквизиты

«ФИЛИАЛ «ЮЖНЫЙ» ПАО «БАНК УРАЛСИБ»

г. Краснодар

Банк плательщика/получателя:
БИК 040349700
Корреспондентский субсчет 30101810400000000700
ИНН 2319027184
КПП 231901001
ОГРН 1032335025502
Краткое наименование только для платежных поручений
МРОП Приход храма Святителя Иоанна Златоуста мкр.Бытха Хост.р-на г.Сочи Краснодар.кр. Екатеринод.и Кубан.Епархии РПЦ(МП) Р/С 40703810247030003676

При заполнении наименования организации, просим соблюдать все знаки (Большие и маленькие буквы, точки, сокращения и пробелы)

Настоятель, председатель Приходского Совета, протоиерей Андрей Корнеев

Православный Сочи

В первые века район современного Сочи заселяли племена, известные под собирательным названием «гениохи». Святой апостол Андрей Первозванный проходил здесь с Евангельской проповедью по пути в Киев, а св. апостол Симон Кананит проповедовал недалеко от Сочи в Анакопии, древней столице Абхазии, где принял мученическую кончину.

Расцвет христианства относится к периоду раннего средневековья (VII-X вв. от Р.Х.), когда здесь сильно влияние Византийской империи. Но в XVI веке, в результате экспансии Османской империи, христианство в этих местах было практически уничтожено.

В 1829 г., после окончания русско-турецкой войны, по Андрианопольскому мирному договору Черноморское побережье Кавказа от устья р. Кубани до форта Свт. Николая, расположенного южнее Поти, отошло к России. В ходе Кавказской войны в 30-е гг. XIX в. была создана Черноморская береговая линия, состоявшая из береговых укреплений, предназначенных для охраны побережья. На территории Сочи русские войска построили форты Александрия (Сочи), Лазарев (Лазаревское), Головинский (Головинка) и укрепление Святого Духа (Адлер).
Известно о девяти древних храмах, располагавшихся в Лоо, Хосте, Адлере, Веселом, Липниках, Лесном, Галицыне, Монастыре.
Развалины одного из них находятся в горах на пологом гребне горы водораздела реки Сочи и речушки Сванидзе (левого притока реки Агуа), недалеко от впадения последней в многоводную Сочи. Стены храма возведены из речного булыжника на известковом растворе. План, особенности кладки и сопутствующие материалы связывают храм с позднесредневековыми храмами Абхазии, где подобные приходские церкви интенсивно строились в XIV веке.
Близ поселка Лоо, на вершине горы «Лооский маяк» (308 м) в 1,5 км от берега Чёрного моря, сохранились развалины другого храма, построенного абазинским князем в VIII в. По характеру кладки он близок к Пицундскому и Лыхненскому храмам в Абхазии. В XIV веке хозяйничавшие тут турки перестроили храм в крепость. Во времена, когда эти земли принадлежали абазинам, c храмом ничего не происходило, без каких — либо изменений он продержался до XIX века, когда вся земля вокруг — территория от Нижней Хобзы до Уч-Дере — перешла в собственность графа Шереметьева. С этого момента в стенах храма возобновились православные службы, и соответствующим образом перестроена восточная часть. Но все изменила революция — тысячелетний храм попросту взорвали! Камни из кладки затем использовали в фундаменте Лоовского сельсовета.
Более древних христианских храмов, дошедших до нашего времени на территории Сочи не сохранилось. Был в Адлере храм, примерно VI века, но он разрушен при строительстве водопровода в 1954 году.
До революции 1917 года в Сочи насчитывалось около 20 храмов, несколько монастырей и скитов. Ныне действует 2 монастыря, 2 скита, около 30 храмов и множество часовен.
Главным храмом в Сочи считается собор Архистратига Михаила, закладка которого состоялась 26 мая 1874 года на возвышенности в устье реки Сочи в честь десятилетия окончания Кавказской войны. Начало сооружения собора связывают с прямым указанием Великого князя, наместника Кавказа Михаила Николаевича. Заметную роль в организации строительства сыграл начальник Черноморского округа генерал Д.В.Пиленко. Возводился храм на территории бывшего Навагинского укрепления в Даховском посаде. В качестве строителя собора выступил статский советник, агроном А.В.Верещагин, взявший обязательство соорудить его на частные средства. Первоначально работы финансировал крупный черноморский землевладелец Н.Н.Мамонтов. План и рисунки храма выполнял московский архитектор А.С.Каминский. По разным обстоятельствам строительство храма затянулось на долгие годы. Только 25 октября 1890 г. сооружение храма завершилось, а 24 сентября 1891 г. состоялось торжественное освящение нового собора.
Строительство собора горячо приветствовал сам Ф.М.Достоевский. Он стращал: “Не то явятся, вместо церквей Божиих, молитвенные сборища сектантов, хлыстовщины, а пожалуй и штундистов. Явятся, пожалуй, раньше священников и лютеранские пасторы из Берлина со знанием русского языка”. Ф.М.Достоевский лично организовал сбор средств “исключительно в пользу первой православной сочинской церкви”.
Расположение его было весьма удачным. С.Доратовский писал: “На возвышенном морском берегу выделяется церковь, сверкая золочеными крестами. Темная зелень кипарисов эффектно оттеняет белизну колокольни и кольцом окружила все здание… Церковь в городе одна. Главным украшением ее служит смешанный хор, составленный главным образом из любителей. Голоса – мужские и женские – подобраны с большим старанием. Хоровое пение музыкально. Горожане гордятся своим храмом и любят его”.
В 1931 году церковь была осквернена известным педагогом А.Макаренко, когда он со своими коммунарами, то есть несовершеннолетними преступниками, разбил возле храма летний лагерь. В этом же году на заседании Президиума Сочинского РИКа было принято решение о запрещении колокольного звона, который «нарушает тишину и нормальную работу санаториев». К 1 мая 1934 года собор закрыли, разместив в нем клуб, а затем склад. В 1937 власти хотели на его месте построить цирк. Но храм сохранился и 2 ноября 1943 года в нем возобновились богослужения.

Православные монастыри, храмы и часовни, действовавшие в Сочи до революции

Наименование

Адрес

Примечание

Собор Архистратига Михаила (памятник истории и культуры) Центр Сочи (ул. Москвина, 12/1) Построен в 1874-1891 гг., архитектор А.С. Каминский, инженер А.В. Верещагин. Ныне действующий Храм Святителя Николая Чудотворца Сочи, Хлудовская сторона (ныне ул. Красноармейская) Открыт в 1912 г., закрыт в начале 1930-х гг. Не сохранился Часовня Святителя Николая Чудотворца Центр Сочи, базарная площадь Открыта в 1914г., закрыта в 1927 г. Не сохранилась Храм Святого Духа Адлер Построен в 1898 г., закрыт в 1924 г. Не сохранился Храм Преображения Господня (памятник истории и культуры) Хоста (ныне ул. Шоссейная, 9) Построен в 1911 г., архитектор А.В. Ион. Ныне действующий Храм Святителя Николая Чудотворца с. Весёлое Построен в 1879 г., восстановлен в 1911 г. после пожара. Не сохранился Храм Святого Харлампия п. Красная Поляна Закрыт в 1929 г. Не сохранился Храм Успения Пресвятой Богородицы с. Высокое Построен в 1904 г., закрыт в 1929 г. В аварийном состоянии. Ныне действующий Храм Свв. Константина и Елены с. Аибга Закрыт в 1926 г. Не сохранился Храм Святого Георгия Победоносца с. Первинка Не сохранился Церковь Святого Николая Чудотворца с. Ахштырь Построен в 1913 г., закрыт в 1930 г. Не сохранился Свято-Троицкий монастырь (церковь, дом, подворье) с. Монастырь (по Краснополянскому шоссе) Основан в 1902 г., закрыт в 1924 г. Не сохранился Храм Святого Георгия Победоносца (памятник истории и культуры) с. Лесное Построен в 1905 г., закрыт в 1936 г. Ныне действующий Храм с. В. Николаевка Построен в начале ХХ в., закрыт в 1930 г. Не сохранился Храм п. Уч-Дере Построен в 1914-1917 rr., закрыт в1927 г. Не сохранился Храм с. Медовеевка Открыт в 1914 г., закрыт в 1927 г. Не сохранился Храм с. Молдовка Закрыт в 1927 г. Не сохранился Храм с. Верино Закрыт в 1927 г. Не сохранился Храм Святой Нины с. Пластунское Закрыт в 1927 г. Не сохранился Храм с. Навагинка Закрыт в 1923 г. Не сохранился Храм с. Пиленково Закрыт в 1928 г. Не сохранился

Известно о десяти храмах раннего средневековья (VII-X вв. от Р.Х.), располагавшихся в Лоо, Хосте, Адлере, Веселом, Липниках, Лесном, Галицыне, Монастыре.
До 1924 года в Сочи насчитывалось более 40 христианских построек, к 1934 году все они были закрыты, многие разрушены. В 1943 году открыли два храма — собор Михаила Архангела и храм Преображения Господня.
Ныне в Сочи действует около 50 православных храмов.

Православные храмы и монастыри, действующие в Сочи

ЦЕРКОВЬ ИОАННА ЗЛАТОУСТА
в Коровниках (Ярославль)

Находится на Портовой набережной ( бывш. Которосльная набережная), 2 за Которослью. Два здания пятиглавых храмов, Святые ворота и колокольня образуют единый архитектурный ансамбль, один из лучших в русской архитектуре XVII в.

Холодная церковь Иоанна Златоуста построена в 1649—1654 на средства ярославских посадских людей Ивана и Федора Федоровых Неждановских. Храм пятиглавый, окруженный с трех сторон просторными галереями. С запада, юга и севера устроены нарядные крыльца. Южный придел был освящен во имя Великой княгини Ольги, северный — во имя Зачатия Иоанна Предтечи. Оба придела увенчаны шатрами.

Теплая церковь двухэтажная, с пятью глухими главами, построенная в 1669, посвящена иконе Владимирской Богоматери. С южной стороны алтаря был устроен придел во имя Николая Чудотворца. На линии, соединяющей холодную и теплую церкви, находятся Святые ворота.

Шатровая восьмигранная колокольня высотой 37 м сооружена в 70-е XVII в. на средства семейства Неждановских. Колокола для нее отливались на сибирских заводах Демидовых. Самый большой из них имел вес 200 пудов. Колокольня Златоустовского храма за стройность и изящество форм получила название « Ярославская свеча».

Объемы отдельных частей летнего Златоустовского храма собраны в единую симметричную компактную группу. С востока к основному кубу храма примыкают приделы, имеющие глухое шатровое завершение. С трех сторон храм опоясывает невысокая галерея, входы в которую оформлены в виде крылец с высокими двускатными крышами. Нарядные арки крылец украшены декоративными фигурными висячими гирьками. Окно центральной алтарной апсиды обрамлено единственным в своем роде изразцовым цветным наличником размером 5×8 м, непревзойденным шедевром изразцового искусства Ярославля. Первоначальное позакомарное перекрытие храма позже было заменено плоской четырехскатной крышей. Особую выразительность силуэту не имеющего подклета храма придает то, что высота центрального барабана с главой превосходит высоту стен основного объема. Впервые примененный при строительстве Златоустовской церкви, этот прием затем нашел повторение во многих храмах Ярославля.

Пологие арки галереи поддерживаются мощными кубышками, имеющими форму огромных ваз на кубических основаниях. Впоследствии арочные проемы были заложены, в новых стенах сделаны 9 окон. Формы их наличников отличаются пышностью и изяществом и не повторяются, хотя выложены они из ограниченного количества одних и тех же деталей. В конце XVII в. храм получил новые элементы декора, в частности, изразцовый фриз крылец, украшенные разноцветной керамикой тонкие колонки на углах западного фасада и изразцовые вставки в ширинках галерей.

По структуре восточный фасад церкви Владимирской Богоматери напоминает фасад храма Иоанна Златоуста, но Владимирская церковь практически лишена декоративного убранства.

Святые ворота увенчаны двумя ярусами восьмигранников с главкой. Их фасады украшены резным кирпичом и изразцами.

Согласно храмовой летописи, фрагментарно сохранившейся в алтаре, роспись церкви была произведена в 1732—1733 артелью ярославских мастеров во главе с Алексеем Ивановым Сопляковым. В 1840 и 1863 фрески были поновлены в клеевой технике. В конце 1960-х живопись реставрирована бригадой .

Златоустовская стенопись, выполненная в период расцвета в России стиля барокко, не избежала некоторого влияния этого стиля, однако исполнена в иконной традиции. Иконографическая схема росписи превосходно согласована с архитектоникой церкви. Стенопись отличается исключительным богатством сюжетной тематики, включая более 500 иконографических композиций.

В куполе церкви впервые в Ярославле вместо традиционных « Вседержителя» и «Саваофа» написано « Коронование Богоматери». В простенках между окнами барабана в овальных медальонах праотцы в два ряда, в нижней части барабана пророки. На парусах евангелисты, на восточной лобовой части паруса « Спас на убрусе», на остальных ангелы с мечами и зерцалами, вписанные в овалы. На западной подпружной арке купола написано « Сошествие Святого Духа на апостолов», а на восточной — первый ( из 12) член « Символа веры». Остальные 11 иллюстрированы в люнетах стен. Расположение праздников на сводах не вполне традиционно. На северо-востоке помещены « Благовещение» и «Вознесение», на юго-востоке « Рождество Христово» и «Воскресение», на северо-западе « Покров» и «Рождество Богородицы» с апокрифическими сценами молитвы Иоакима и Анны и трапезы в честь Рождества, на юго-западе « Воздвижение Креста» и «Сретение», на западном своде « София созда себе дом».

Подпружные арки и столпы, разбитые на 5 ярусов, заполнены 58 сценами деяний апостолов. В нижнем ярусе столпов на сторонах, обращенных к алтарю, помещены тронные изображения Христа и Богоматери.

Стены церкви, включая люнеты, разбиты на 8 ярусов. Шесть из них, а на западной стене семь — сюжетные. Их ширина около 1,2 м. Седьмой ярус на северной и южной стенах представляет из себя орнаментальный фриз ( 0,9 м), восьмой ( 1,1 м) — подзор из полотенец. Второй и третий ярусы иллюстрируют Новый Завет, включая притчи и Страсти Христовы. Четвертый ярус посвящен богородичной теме. Сюжетика его навеяна двумя литературными источниками: «Сказанием о Богоматери Владимирской» и «Чудесами Богородицы» из книги И. Галятовского « Небо новое». В первом из названных циклов авторы росписи обратились к сюжетам русской истории, которые приобрели популярность в ярославской фреске в XVII в. Иконографические образцы этого цикла заимствованы с клейм иконы Богоматери Владимирской в деянии ( 1654), написанной для иконостаса Златоустовской церкви еще при строителях купцах Неждановских. Изображением элементов русского быта отмечены такие сцены, как « Перенесение иконы из Владимира в Москву», «Остановка коней на реке Клязьме», «Разрушение Золотых ворот во Владимире», «Битва Андрея Боголюбского с булгарами», «Избавление Руси от Темир-Аксака», «Видение князю Всеволоду иконы Богоматери» и др. На откосах окон в этом ярусе иллюстрированы западноевропейские новеллы, посвященные чудесам Богоматери: «Изгнание семи бесов из Марии Магдалины», «О человеке лихом Якове во Италии», «Об излечении руки Иоанна Дамаскина», «О девице Ефимии», «О видении отроку Валентину Богородицы и младенца с яблоком» и др.

Пятый и шестой ярусы посвящены храмовой теме — житию Иоанна Златоуста. При создании этого цикла перед руководителем артели стояла композиционно очень сложная задача — размещение на сравнительно небольшом участке трех стен восьмидесяти сюжетных клейм. Знаменщик постарался не упустить ни одной подробности богатой событиями жизни святого. Свой подробный рассказ он построил на фоне сильно вытянутых по вертикали, изящных и хрупких архитектурных кулис, где через каждые 40−45 см изображается новый сюжет из жизни патрона храма, появляется новый город, новые люди. Через повествование проходит целая вереница исторических персонажей: крестивший Иоанна Мелетий, патриарх Александрийский; император Аркадий, с которым Иоанн вел полемику об арианской ереси; любительница зрелищ императрица Евдоксия, которую Златоуст хлестко назвал второй Иезавелью, уподобив тем самым известной своими неблагочестивыми поступками ветхозаветной царице; патриарх Епифаний Кипрский, отлучивший будущего святого от церкви В нескольких сценах изображен суд над Златоустом в Халкидоне, его ссылка в Кукуз, затем в Солунь, смерть в Команах и перевоз мощей святого в Константинополь.

Седьмой ярус западной стены согласно ярославской традиции иллюстрирует 6 картин « Песни Песней», на сей раз он дополнен пятью сценами из жития княгини Ольги.

Смелое новаторство проявил знаменщик в оформлении 12 больших окон церкви. На подоконниках он поместил вместо традиционного травного узора 12 овальных медальонов, где в пышных барочных рамах, напоминающих портретные, представлены ветхозаветные пророки. В арках окон размещены изображения знаменитых богородичных икон, поддерживаемых летящими ангелами. На южной стене это иконы Толгская, Федоровская, Тихвинская и Троеручица, на западной — Казанская, Донская, Ярославская и Иерусалимская, на северной — Корсунская, Знамение, Смоленская и Владимирская. В арках входных порталов помещены композиции: южной — «Недреманое око», западной — «Троица Ветхозаветная», северной — «Положение во гроб».

В конхе центрального алтаря помещен сюжет « О тебе радуется», в верхнем регистре апсиды изображения на литургические темы, захватывающие и часть западной стены, а в нижнем — вселенские святители. На западной стене над порталом — композиция « Достойно есть». В боковых частях алтаря изображения расположены следующим образом: в конхе жертвенника « Се агнец», на своде « Похвала Богоматери», на стене житийный цикл неизвестного преподобного из 10 сцен и архидиаконы, на западной ее стороне — «Неопалимая купина», при выходе из жертвенника в главный алтарь « Кирилл и Афанасий Александрийские» и «Видение Ефрема Сирина о раздроблении просфор», диаконник расписан изображениями преподобных.

В северном Зачатьевском приделе изображение в конхе утрачено, на стенах фигуры ростовских и вселенских святителей. На паперти церкви расписаны только наружные стены четверика храма. В тимпанах западной паперти сцена Страшного Суда в виде отделения овец от козлищ, а также « Сошествие во ад» и «Суд над Христом», по сторонам портала ангелы, охраняющие вход. На южной паперти — «Собор апостолов» и «Обретение Казанской иконы». На северной — «БогоматерьТолгская» ( над порталом) и «Ярославские чудотворцы». На паперти церкви находятся белокаменные резные надгробия членов семьи храмоздателей Неждановских, захороненных здесь в XVII в.

Пятиярусный иконостас Златоустовской церкви конца XVII — начала XVIII вв. принадлежит к числу шедевров ярославского декоративного искусства. Резьба выполнена в формах, переходящих в круглую скульптуру. Орнамент состоит из виноградной лозы и цветочных гирлянд. Особенно красивы царские врата, в резьбе которых использован мотив цветущего подсолнечника. Большинство икон в иконостасе написаны в XVII — XVIII вв. Некоторые иконы местного ряда исполнены знаменитым изографом Семеном Спиридоновым Холмогорцем.

Церковь закрыта в 1935.

В 1992 передана Русской Православной Старообрядческой церкви.

Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Следующее поколение зодчих внесло свой, не менее прекрасный вклад

В 1680-х гг. в церкви Иоанна Златоуста были произведены новые перестройки. Для лучшего освещения в четверике прорубили широкие окна, окаймленные нарядными наличниками, вместо плоских лопаток на его западных углах появились пучки полуколонок с белокаменными капителями и изразцовые вставки.

Особенно хороши выстроенные в то же время крыльца, островерхие кровли которых прекрасно подчеркнули и развили выразительный силуэт памятника.

Их высокие фронтоны украшены великолепными орнаментальными композициями из изразцов.

Входные арки с белокаменными гирьками тончайшей резьбы являются самыми высокими образцами этого очень распространенного в Ярославле декоративного приема.

Тогда же при закладке арочного проема первоначально открытой галереи строители стремились сохранить и выявить пластику столпов и поэтому подрезали новую кладку в местах примыкания. Даже в этой, казалось бы, мелкой детали видна творческая преемственность второго поколения зодчих ансамбля. Оконные проемы в заложенных простенках галереи они украсили наличниками, формы которых отличаются большой пышностью и не повторяются, хотя выложены они из ограниченного количества одних и тех же деталей.

Выполненная с большим искусством фигурная кладка выдаёт руку опытных мастеров. Красочную палитру храма так же обогащают цветные витражи, выдержанные в красно-сине-зелёных тонах.

В декоре церкви особенно выделяется изразцовый наличник на окне центральной апсиды алтаря. Он был создан примерно через сорок лет после постройки храма. Ярким контрастным пятном выделяется он на фоне кирпичной стены. Многоцветные изразцы с крупным сочным орнаментом оконтуривает красивая плавная, заостренная кверху кривая.

Наличник, как и весь декор восточного фасада, выполнен с расчетом на дальнее восприятие с реки. Ярославский мастер – создатель наличника, ограничился украшением только одного окна, понимая, что отсутствие таких же наличников на других окнах, выделяет его творение с наибольшей силой.

Высота наличника 8 м, ширина около 5 м. Признанный непревзойденным шедевром изразцового искусства Ярославля, он стал его своеобразным символом.

Роскошные крыльца, богатая и искусная обработка фасадов, обилие изразцов — все это придает церкви Иоанна Златоуста нарядный, праздничный, очень живописный, и сказочно красивый вид.

Декоративное убранство церкви Иоанна Златоуста в Коровниках одно из самых лучших среди всех ярославских храмов.

Из Исторического очерка-путеводителя «Ярославль в его прошлом и настоящем».

Этот коллективный труд был издан в 1913 году Ярославской экскурсионной комиссией.

Златоустовский храм в бывшей рыбачьей слободе Коровники на Волге, близ устья реки Которостли, строился с 1649 по 1654 год на средства посадских людей названной слободы Ивана и Федора Федоровичей Неждановских, а расписан на средства Ил. Неждановского в 1732 году. В 1863 году роспись поновлена. По своему строительному пошибу эта церковь очень близка к Николо-Мокринской: основа та же, отличие лишь в подробностях. Кроме того, Златоустовская церковь скомпонована или сложена пропорциональнее других однородных и потому выглядит стройнее их. Последнему содействует еще ее относительно хорошая сохранность, каковою храм обязан своей удаленности от ядра города.

Он был не на глазах благочестивых любителей церковного благолепия, о нем забывали, а местные жители отличались склонностью к староверству и связанной с ним любовью к старине вообще. Не было в слободе и больших богачей. Все эти, в данном случае счастливые, обстоятельства и сохранили Златоустовскую церковь от больших искажений, что дает возможность даже неподготовленному зрителю составить ясное представление о древнем ярославском церковном зодчестве.

Но будучи стройным в своем общем, Златоустовский храм несколько вычурен в частностях, вследствие чего вблизи он производит худшее впечатление, чем издали. Погоня за украшениями привела к несоответствию частей, к нарушению симметрии, что, в свою очередь, побудило некоторых исследователей видеть в постройке храма несколько приемов. Так, Павлинов считал лопатки и галерею с приделами более поздними, чем самый храм. Однако мнение Павлинова оспаривается, и вернее видеть в постройке храма лишь некоторую беспорядочность и вольничанье строителя: думал сделать одно, но, начав, передумывал и делал другое. Так, в начале предполагалось, видимо, сделать фасады храма трехпростеночными, то есть с четырьмя лопатками, и в каждом простенке сделать по одному окну, но позже надумали поместить в некоторых простенках по два окна; простенки оказались узки, и оконные наличники пришлось сдвинуть на лопатки, что совсем уж некрасиво и портит все дело.

Галереи справа сделали совершенно открытыми, с широкими пологими арками, опиравшимися на кувшинчатые столбы, но затем вскоре же пролеты заложили, оставив в них лишь окно.

Галерейные крыльца носят совсем какой-то приставной характер, их пошиб ничем не связан с галерейным. Подобная неустойчивость замысла наблюдается в нескольких ярославских церквах и здесь уже указана для Ильинской, строившейся одновременно со Златоустовской церковью.

Уборка шей на главах последней почти та же, что на Ильинской, а шатровое покрытие галерейных приделов весьма близко к николо-мокринскому. Вообще, Ярославские строители не стеснялись заимствоваться друг от друга, а некоторые храмы, видимо, были построены одним и тем же зодчим.

Обратить внимание в Златоустовской церкви можно на следующее.

Пять полукруглых алтарных выступов расположены не по прямой, а по кривой линии, то есть образуют один общий полукруг. Восточная стена стоит на алтарных сводах, так что в продольном разрезе храма она представляется висящею в воздухе — прием, считаемый современными строителями за очень смелый.

В храме лишь два столба, так как алтарь отделяется от собственно храма каменною стеною, к которой прислонен иконостас.

Между последним и восточною стеною храма над алтарными сводами находится пустое пространство, принимаемое обыкновенно за тайник.

Однако в некоторых церквах этот «тайник» расписан древними священными изображениями. Следовательно, некогда он был открыт и тайником служить не мог. О позднейшем закрытии надалтарья иконостасом с религиозно-эстетической точки зрения можно только пожалеть. Надалтарное углубление, составляющее особенность церковного построения, свойственную только ярославским церквам, полное таинственного полусумрака, с двумя-тремя мерцающими в нем тихим светом лампадами, производило на молящихся не меньшее впечатление, чем возвышенные амвоны и надамвонные сени ростовских храмов.

Расположение на одном межлопаточном простенке двух окон — редко встречающийся строительный прием.

Большой, подобный николо-мокринскому, поливно-изразцовый наличник алтарного окна, изразцовые же вставки в кирпичную кладку и вообще изразцовая уборка местного дела представляют другую особенность храма.

Ярославль славился изразцами, и недалеко от Златоустовской церкви уже в XVI веке существовали гончарные заводы. Интересны также открытые, с висячими арками галерейные крыльца, крытые двухскатными кровлями с обломами, и узорные, довольно красивого рисунка наглавные кресты.

Храм Иоанна Златоуста в Ялте

В самом сердце старой Ялты, там, где возвышается Поликуровский холм, окруженный кипарисовым парком, находится храм Святого Иоанна Златоуста, для возведения которого лично ходатайствовал генерал-губернатор Новороссийского края М. С. Воронцов. Постройка началась в 1835 году и велась за счет государства, подготовкой проекта занимался архитектор Г. И. Торичелли. Православная святыня стала первым строением из камня и вообще первым храмом, появившимся в городе-курорте. Здание можно легко увидеть с моря, с гор и ялтинской долины.

Церковь Иоанна Златоуста не имеет ничего общего во внешнем виде с традиционными православными церквями, в ее облике есть отголоски английских усадеб в псевдоготическом стиле. Покраска стен в охристые оттенки, пять шатровых куполов, покрытые сусальным золотом, колокольня храма, состоящая из трех ярусов и ставшая главным ориентиром Ялты, — так выглядела церковь в те времена. Постройка возвысилась над уровнем моря на 45 м.

В 1878 году святыня была перестроена. К собору добавили купол голубого цвета в византийском стиле, расширенный храм был увенчан позолоченным крестом. Территория церкви также пополнилась церковно-приходской школой. С течением времени рядом со святыней сформировалось городское кладбище, на котором похоронили многих заслуженных деятелей науки и искусства. На данный момент на этом месте основан мемориальный некрополь. В годы советской власти храм пришел в упадок, лишь в 1998 году благодаря добровольным пожертвованиям жителей города он был восстановлен до первоначального вида. Тогда же провели божественную литургию, ее возглавляли Крымский Лазарь и архиепископ Симферопольский.

Историки не знают точной причины, по которой место освящалось в честь Святого Иоанна Златоуста. У сегодняшнего настоятеля протоиерея Владислава Шмидта есть несколько предположений на этот счет: во-первых, дата освящения собора находится близко к дате памяти святителя, во-вторых, недалеко от храма есть мыс, носящий название в честь этого святого, в-третьих, Иоанн Златоуст проявил себя как учредителя митрополии Готфской в Тавриде.

Сейчас собор выступает в качестве исторического, архитектурного и географического памятника, также он является неким символом основания города. В святыне продолжаются работы по воссозданию деталей убранства, восстанавливается орнаментальная роспись XIX века. Реставрация коснулась часовни и церковной школы, пострадавших в годы войны. Собор Иоанна Златоуста является наиболее посещаемым храмом в Ялте, его ценят не только местные жители, но и туристы, для которых отдых будет не полным без посещения известной святыни. При церкви функционирует гостиница для паломников. На входе можно увидеть расколотый колокол, найденный прихожанами и являющийся одним из колоколов старого собора.

История

Отстраивать церковь и колокольню начали в 1832 году, работы велись до 1837 года. В качестве проекта послужила работа архитектора Георгия Торичелли, руководил основными действиями архитектор Карл Эшлиман.

Местом расположения для будущего здания был выбран Поликуровский холм, доминирующий над городом. На выбор повлияла связь места с легендарно-историческими мотивами: есть сведения, что здесь в 1774 году небольшое русское войско вступило в бой с высадившимся десантом из Турции, все русские воины героически пали.

Мыс, на котором разместилась святыня, назвали в честь Иоанна Златоуста, при жизни гневно осуждавшего роскошь и безнравственность, присущую сановникам и духовным лидерам Византийского императорского двора. За прямолинейность и мнение, отличное от общественного, он был сослан в Крым.

В 1880-х годах храм был подвергнут существенной перестройке. Его перепланировкой занимался городской архитектор Н. П. Краснов, который, основываясь на собственных чертежах и эскизах, расширил постройку и сократил число куполов до одного большого. Благодаря изменениям во внешнем облике святыни стал просматриваться византийский стиль. Материально в преобразования вложился барон А. Л. Врангель. В 1883 году храм обзавелся приделом в честь апостола Андрея Первозванного.

Когда в Крыму окончательно установилась советская власть, собор закрыли, а помещение превратили в продуктовый склад. Местные старожилы отмечали, что оккупанты, поселившиеся в квартирах выселенных немцев, свозили их имущество в святыню для последующей передачи переселенцам. В 1942 году некто ограбил и поджег склад церкви, здание горело всю ночь и было полностью уничтожено. Вместе с ним были разрушены здания часовни и воскресной школы. Почерневшие стены простояли до середины XX века, а затем были разобраны на камень, церковную площадь же стали использовать в качестве места для вещевого рынка. Колокольня осталась нетронутой и продолжала служить маяком для кораблей, ее было решено сохранить из-за протеста английской навигационной компании.

В 1994 году по инициативе священника Владислава Шмидта, являющегося и сейчас настоятелем святыни, храм начали воссоздавать. Подготовила будущий проект известный крымский архитектор А. В. Петрова, которая обнаружила в архивах Воронцовского дворца чертежи создателя собора Торичелли. За три года церковь реконструировали, вернув ей первоначальный облик. Осенью 1998 года место освятил архиерей Лазарь (Швец), а в конце декабря 1999 года над собором подняли святые кресты.

Расписание богослужений в храме Иоанна Златоуста

Религиозный центр является действующим. В храме Святого Иоанна Златоуста не проводят утренние и вечерние богослужения. Сюда можно прийти на молебен и божественную литургию, также в соборе проводятся родительские панихиды и вечерни в дневное время. Желающие могут присоединиться к крестному ходу.

При святыне действует Воскресная школа в честь имени княжны Ольги Романовой. На занятиях учащиеся могут освоить рукоделие, научиться шитью и моделированию одежды, также работает студия живописи и сценического искусства. Здесь же можно записаться на богословские курсы, подготовить детей к школе, изучить хореографию и вступить в клуб бального танца. В храме принято широко отмечать Татьянин день, здесь часты балы и тематические встречи прихожан.

Для православных педагогов у Воскресной школы есть интересные предложения по вакансиям.

Приход храма Иоанна Златоуста

Свято-Иоанно-Златоустовский приход включает в себя сам собор, часовню и церковно-приходскую школу.

Собор является пятикупольной церковью, возведенной в «предромантическом» или «екатерининском» стиле. Постройка отличается вольным сочетанием европейской готики и имеет элементы «московского барокко». Колокола святыни из сусального золота, а благодаря наличию трехъярусной колокольни объект культурного наследия приобретает неповторимое изящество. Внутри храма находится большое количество семейных реликвий, которые сюда приносят верующие, живущие в Большой Ялте.

На территории прихода храма Святого Иоанна Златоуста функционируют лавки, где можно купить церковную утварь, свечи, сувениры и платки. Большинству туристов бывает интересно ознакомиться со старинным кладбищем, находящимся по соседству.

Как добраться до храма Иоанна Златоуста в Ялте

Чтобы доехать до святыни, нужно выйти на ближайшей к ней остановке — «Вещевой рынок», она находится в Юбилейном сквере. До нее следуют автобусы № 6, 18A, 21, 22, 47. Если идти к этому месту от набережной, необходимо двигаться по улице Толстого, на ней можно оказаться, обойдя местный ресторан «Дворик у причала». Также можно идти по улице Рузвельта.

Удобно доехать до места на собственном или арендованном транспорте, есть возможность вызова одной из местных служб такси.

В городе действуют и известные всем приложения Яндекс. Такси, Максим, Gett и Uber.

Храм святого Иоанна Златоуста — важный памятник православия в Ялте

На территории Южного берега Крыма располагаются несколько шедевров православной архитектуры. Многострадальный Храм святого Иоанна Златоуста в Ялте, перестраивавшийся два раза, является одним из них.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится храм в Ялте?

Не знаете, где находится Храм святого Иоанна Златоуста в Ялте. Искомое культовое сооружение расположено по улице Толстого. Оно живописно возвышается над западной оконечностью Ялтинской набережной имени Ленина.

Храм на карте Крыма

История появления собора

Южные городки Российской империи после наплыва христианского населения обзаводились церквушками, а со временем – богатыми соборами. Не стала исключением и Ялта. Храм святого Иоанна Златоуста доказывает, что первые здешние достопримечательности – не гостиницы и оборудованные пляжи, а здания с куполами и колоколами. В церквях православный люд мог пообщаться с Богом и священнослужителями.

1835 г. превратил Ялту из деревушки в 13 домов, где жили первые после тюрков поселенцы, в крупное село. Оно насчитывало несколько тысяч жителей. В городке имелись пристань, рынок, почтовая станция, магазины, полицейский участок и таможня. Отсутствовала только церковь. Сей недостаток в 1835 г. исправил железной волей новороссийский губернатор М. Воронцов. Чиновник нашел в государственной казне деньги на постройку «божьего дома».

Место для сооружения выбрали удачно – ближайшую к набережной террасу Поликуровского холма, она просматривалась со всех центральных улиц. Первым архитектором был англичанин Эльсон, но заканчивал работу одессит итальянского происхождения Торричелли, который «изваял» псевдоготический храм, применив для его постройки известняковые блоки. Рабочие выпиливали их из огромных кусков породы, а затем подкрашивали в желтый оттенок. Необычное здание долго служило главным ориентиром исторического центра.

В 80-х гг. позапрошлого столетия Храм святого Иоанна Златоуста значительно перестроили. После реконструкции его здание было расширено. Число куполов уменьшилось до одного. Теперь он имел вид византийской базилики. В советские времена от этой достопримечательности Ялты не осталось камня на камне. Божественные литургии большевики повсеместно запретили. Прежний вид храмовый комплекс получил только в 1994 г. – кто-то из историков добыл в архивах чертежи Торричелли.

Легенды о храме

Много мифов хранит Ялта. Храм святого Иоанна Златоуста, судя по легенде, назван так неспроста. «Поликур» переводится с греческого как «Староселье». Как раз такое имя получил возвышающийся над морем ялтинский холм, где издавна жили рыбаки. А их покровителем был Иоанн. Они назвали один местный мыс его именем, при этом русские, что пришли сюда позже, узнали про это.

Нашли и развалины православного храма, построенного греками, а потом разрушенного во времена бесчисленных войн. При исследовании тех руин обнаружили и осколки иконы из мрамора – голову Иисуса. Был проигнорирован татарский топоним – свою первую церковь, построенную совсем в другом месте, поселенцы-россияне также освятили в честь первоапостола Иоанна.

Особенности посещения Церкви святого Иоанна Златоуста

Храм святого Иоанна Златоуста в Ялте представляет собой пятикупольную церковь, выполненную в «предромантическом» или «екатерининском» стиле. Для него характерно вольное сочетание европейской готики и так называемого «московского барокко».

Колокола, как и в начале XIX века, ныне отделаны сусальным золотом. Неповторимое изящество придает объекту культурного наследия 3-ярусная колокольня. Она возвышается на 45 м по отношению к уровню моря. Любопытный факт – старый ее вариант был нанесен на лоцманские карты разных стран мира. Внутри собора «обитает» много семейных реликвий – их приносят верующие, проживающие в Большой Ялте.

Религиозный центр действующий. Расписание богослужений составлено на все дни недели. В основном службы проходят по утрам. На них можно увидеть горожан, на средства которых храм и был заново построен. Он был восстановлен по проекту А. Петровой. На территории обустроены церковные лавки, где можно купить свечи, платки, книги, ритуальную утварь и сувениры из Крыма, напоминающие о православной Ялте.

К слову, вокруг культового сооружения было когда-то устроено кладбище, где похоронено множество известных россиян. Остатки этого старого погоста туристы исследуют и сегодня – здесь есть, на что посмотреть!

Как добраться до достопримечательности?

Немногие знают, как добраться до Храма святого Иоанна Златоуста в Ялте. Ближайшая к нему остановка автобуса – «Вещевой рынок», что в сквере Юбилейном. С набережной к этому месту проходят по улице Толстого. На саму улицу можно выйти, обойдя ресторан «Дворик у причала».

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Толстого, 10, Ялта, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°29′52″N (44.497904), 34°10′28″E (34.174562).
  • Телефон: +7 (3654) 32-89-75.
  • Официальный сайт: http://www.zlatoust.prihod.ru
  • График работы: со вторника по воскресенье – с 10:00 до 17:00.

В течение более 180 лет Церковь святого Иоанна Златоуста «связывает» воедино 6-7 поколений православных христиан, которые прошли по крымской земле. Путь их был труден, как и вся история страны, одним из религиозных центров которой стал описанный храм. Об этом напоминает все, чем украшены залы величественного сооружения.