Церковь Ильи Пророка

Церковь Илии Пророка Обыденного

Первоначальный деревянный храм появился на этом месте на рубеже XV–XVI вв. Название «Обыденный» указывает на то, что церковь была построена в один день — видимо, из готовых срубов. По другой версии, церковь построена «по обету», после завершения сильной засухи. Отметив завершение природного катаклизма, храм попал в историю уже государственного нестроения: в Смуту, 24 августа 1612 г., келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын служил здесь молебен о победе над поляками, на котором присутствовал и князь Дмитрий Пожарский — неподалеку располагался штаб Второго ополчения, отражавшего натиск гетмана Хоткевича.

Деревянный храм несколько раз поновлялся, а в 1702 г. ему на смену пришла каменная постройка, средства на возведение которой пожертвовал думный дьяк Гавриил Деревнин — о нем и его брате Василии напоминают мраморные плиты внутри храма. Церковь возводилась по архитектурной моде своего времени: вытянутая по вертикали, она представляет собой конструкцию «восьмерик на четверике». Грани обоих объемов отмечены колонками коринфского ордера с маленькими пышными капителями, окна же строго аскетичны и не украшены наличниками вовсе. Восьмерик увенчан одной граненой главой с крестом. В северной стене храма сохранилось несколько надгробных таблиц, напоминающих о существовавшем здесь ранее приходском кладбище. В интерьерах сохранился центральный иконостас с образами XVII в., находившимися еще в деревянном храме, в том числе образ Спаса Нерукотворного 1675 г., образ Казанской Божией Матери, созданный Симоном Ушаковым, храмовая икона святого Илии Пророка с 20 клеймами жития и другие.

Трапезная церкви была первоначально однобокая, с приделом Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Ей на смену в 1819 г. пришла каменная трапезная, в которой появился второй престол во имя апостолов Петра и Павла. Однако окончательно существующий облик Ильинского храма сформировался в 1866–1868 гг., когда трапезная была перестроена и расширена, а с запада по проекту А.С. Каминского создана новая колокольня с четырехгранным шатром, с элементами в псевдорусском стиле. Работы велись на пожертвования церковного старосты — купца В.Д. Коншина. Также известной благотворительницей была жившая по соседству А.Д. Третьякова — мать создателя галереи. В 1882 г. при храме было построено здание эпохи «барокко» для школы и богадельни.

После революции церковь пострадала во время кампании по изъятию церковных ценностей, утратив часть убранства и драгоценной утвари. Но в храме продолжались богослужения. Из храма Воскресения в Сокольниках сюда была перенесена икона Божией Матери «Нечаянная радость» (до революции находилась в церкви Благовещения в Кремле), долгие годы хранился посох последней настоятельницы соседнего Зачатьевского монастыря (его вернули в обитель после возрождения в ней монашеской жизни). Существует устойчивая легенда, что власти планировали объявить о закрытии церкви 22 июня 1941 г., но этому воспрепятствовало начало Великой Отечественной войны.

В то время, когда храмы повсеместно были закрыты, службы в церкви Илии Пророка продолжались. Поэтому именно здесь устроили заочное отпевание писателя М.А. Булгакова после его кончины. Так пожелали его сестры, сам же писатель перед смертью просил о кремации. Его просьбу выполнила супруга писателя Елена Сергеевна Булгакова, похоронив прах писателя на Новодевичьем кладбище.

Храм Илии Пророка с. Ильинское

Открытие храма для прихожан!

Дорогие братья и сестры! Рады сообщить о том, что по благословению нашего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия храм открыт для посещения верующими при соблюдении всех санитарно-эпидемиологических предписаний!

Наш храм открыт для посещения каждый день с 11:00 до 13:00 и в богослужебное время согласно с расписанием.

Первое богослужение состоится в воскресенье, на Троицу, в 09:00 в беседке церковного сада (одевайтесь по погоде и на всякий случай возьмите зонт).

Поделиться:

Дорогие братья и сестры!!

Согласно с Предписанием главного эпидемиологического врача по Московской области и по благословению Управляющего Епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия службы в нашем храме будут проходить при закрытых дверях с онлайн трансляцией в инстаграм:
https://www.instagram.com/ilinskaya_cerkov

Просьбы о молитве с именами Ваших близких вы можете отправлять в сообщения данной группы, а также на мессенджеры по телефону
8-916-691-89-61 Также на данный телефон Вы можете позвонить, если Вам необходимо поговорить со священником по любым вопросам.

Просим милости у Бога и Ваших молитв об избавлении от пагубного поветрия! Берегите себя и своих близких — оставайтесь дома и соблюдайте рекомендации врачей. Божие благословение да пребывает со всеми нами!

Поделиться:

В связи с распространением коронавирусной инфекции:

Оставайтесь дома, если Вы входите в группу риска (старше 60 лет, ребенок до 18 лет и/или имеете хронические заболевания).

Все уставные богослужения Страстной седмицы будут совершаться в закрытом формате (без прихожан) по расписанию с онлайн трансляцией в инстаграм https://www.instagram.com/ilinskaya_cerkov

При посещении храма для участия в Евхаристии надевайте медицинские маски и соблюдайте социальную дистанцию (1,5 м).

При желании, если Вы не заражены и не находитесь на 14-дневной самоизоляции, Вы можете причаститься на дому. Для этого необходимо позвонить по телефону 8-916-691-89-61.

Также Вы можете подать записки о здравии и упокоении для поминовения в храме

на нашу электронную почту iliaprophet@mail.ru,

а также в сообщении на нашей странице вконтакте https://vk.com/templeofprophetelias

Просим Ваших молитв об избавлении от болезненного поветрия!

Поделиться:

Рождество Христово 2020.












Поделиться:

Паломничество в Новый Иерусалим.

17 сентября состоялась паломническая поездка прихожан храма Илии пророка в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.


Поделиться:

Гости нашего храма.

11 сентября, после Божественной литургии, наш храм посетили участники социального проекта «Долголетие». Настоятель священник Евфимий провел для гостей экскурсию и рассказал об истории Ильинского храма.

Поделиться:

Начало учебного года.

1 сентября, в воскресенье, после Божественной литургии состоялся молебен перед началом учения. Священник Евфимий поздравил всех присутствующих, учащих и учащихся с началом учебного года и подарил детям наборы школьника и детского творчества.


Поделиться:

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.


Поделиться:

Преображение Господне.

В день Праздника Преображения Господня после Божественной литургии состоялся молебен с освящением плодов и овощей, в том числе и первого урожая с нашего приходского сада. Далее праздник продолжился беседой на духовные темы и чаепитием в беседке.



Поделиться:

День происхождения честных древ Животворящего Креста Господня.

После Божественной литургии традиционно состоялся водосвятный молебен с освящением нового мёда.


Поделиться:

Икона дня

Православный календарь

Апостолов Варфоломея и Варнавы (I).

Прп. Варнавы Ветлужского (1445). Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского (1572).

Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» («Милующая») (X).

@Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–251. Лит. – Рим., 96 зач., VIII, 2–13. Мф., 36 зач., X, 16–22. Апп.: Деян., 28 зач., XI, 19–26, 29–30. Лк., 51 зач., X, 16–21.@

Церковь Ильи Пророка

Войти

Церковь Ильи Пророка

Вчера мне вновь посчастливилось побывать в ярославской церкви Ильи Пророка. Вообще-то она летняя, неотапливаемая, в апреле для посетителей еще закрыта, но для нас сделали исключение. Холод просто пронизывал, и уже через 15 минут любование церковью превратилось в подвиг. Но именно благодаря тому, что температурный режим постоянен на протяжении столетий, а служба в храме ведется один раз в году, росписи здесь сохраняются почти идеально. Открыли двери, включили свет – и дух перехватило от ощущения чуда:

Из дольнего мира, с его дорогой в весеннюю распутицу из Москвы в Ярославль, мы сразу перенеслись в мир горний. Небесный синий цвет, мерцание золоченых деталей, цветы и травы в декоративных мотивах – все это плотно окружало нас со всех сторон:

Лицезрение этого праздничного мира естественно начинается с иконостаса, полностью отгораживающего восточную часть храма. Церковь Ильи Пророка была освящена в 1650. Первый иконостас до нас не дошел, поскольку после страшного ярославского пожара в 1658 году, когда загорелась деревянная кровля храма, иконы сильно пострадали. Какие-то удалось восстановить, а большая часть образов была написана заново на старых досках мастером Федором Зубовым.

Читайте также  Голубой Дом и Белый Дом

Пышная, рельефная, а местами и сквозная резьба иконостаса датируется 1696 годом. Главный ее мотив – виноградная лоза, символизирующая Христа: http://cicerone2007.livejournal.com/32859.html#cutid1

В верхнем ряду иконостаса изображены библейские праотцы, ниже располагаются пророки. Между пророческим и главным рядом иконостаса, деисусным чином, в храме Ильи Пророка располагались небольшие иконы, принадлежавшие членам семьи купцов Скрипиных, строителей и устроителей великолепного храма. Под Деисусом – праздничный ряд:

На уровне Царских врат находятся местночтимые иконы:

Над северной дверью можно увидеть икону, оставшуюся от первого иконостаса: Деисус с юным Спасом Эммануилом:

Раньше я не задумывалась об истории строительства этого грандиозного храма, а она по-своему замечательна. Церковь возводилась и украшалась на средства богатой купеческой семьи Скрипиных. Дело в том, что род Скрипиных пресекался. Старший брат Иоанн и сестра Иулиания приняли монашеский постриг. Дети братьев Иоанникия и Вонифатия умерли. В храме, под приделом Гурия, Самона и Авива была устроена семейная усыпальница, где и были похоронены восемь членов семьи Скрипиных. Строительство храма вели братья Иоанникий и Вонифатий. Оба они умерли в 1660 году. Вдова Вонифатия Улита продолжила их дело. В 1680 году она пригласила для росписи храма костромских мастеров Гурия Никитина и Силу Савина, которым помогали ярославские фрескисты, чьи имена сохранились в круглом клейме на южной стене храма. Так возник этот храм, созданный «в вечный поминок» купеческой семьи.

Гурий Никитин и Сила Савин руководили большой слаженной артелью. Это позволило им расписать огромный храм за одно лето. На сводах мы видим главные евангельские сюжеты. В центральном куполе изображена Новозаветная Троица («Отечество»):

На стенах храма находятся евангельские притчи, сцены чудес Христа. Ниже располагаются сюжеты из деяний апостолов. Еще ниже – житие Ильи-пророка. А лучше всего можно рассмотреть пятый ярус фресок, повествующих об ученике Ильи – пророке Елисее. Надо сказать, что сюжеты в истории Елисея попадаются очень занимательные. Вот две сцены. Слева Елисей «исправляет» воду в Иерихоне. А справа он идет в Вефиль. Цитирую главу 2 из 4-ой Книги царств: «Когда шел он дорогою, малые дети вышли из города, и насмехались над ним, и говорили ему: иди плешивый! иди плешивый! Он оглянулся и увидел их, и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса, и растерзали из них сорок два ребенка».

Рассматривать эти росписи можно бесконечно, изумляясь, умиляясь, любуясь. И не только самими библейскими сюжетами, но и деталями реального мира, который активно завоевывает стены храма. Самая известная сцена – «Жатва» у меня получилась нерезко, но и кроме нее росписи насыщены пейзажными мотивами, видами городов, архитектурными деталями, разнообразной утварью. А как хороши узорные штаны учеников и помощников Елисея!

Мир храма уподоблен цветущему саду не только благодаря вечному лету библейских сцен, но и благодаря цветам и побегам «полотенец» в нижней части стен:

Живая орнаментика фресок продолжается в декорировке дверей:

Хотя резное царское место перенесено в церковь Ильи Пророка из другой ярославской церкви XVII века, оно было создано тоже во второй половине столетия, а потому органично вписывается в интерьер храма:

Шестикрылый Серафим провожает нас:

Росписи приделов и галереи выполнялись ярославскими мастерами несколько позже, чем фрески основного храма. Здесь тоже целый мир, и начинается он с Дней творения:

alienordis

Зарисовки с натуры

С веками люди не меняются. Меняется только антураж.

Церковь Ильи-Пророка (Ярославль)

Ильинский храм по своим архитектурным формам, настенной живописи, составу икон принадлежит к наиболее выразительным и совершенным художественным ансамблям XVII столетия, он является одним из наиболее полно и хорошо сохранившихся памятников Ярославля.

Внешний вид церкви Ильи-Пророка.

Изначально церковь Ильи Пророка (1647-1650) была построена на территории усадьбы храмоздателей – богатых купцов (гостей) Скрипининых. Центром архитектурного ансамбля одной из центральных площадей города она стала только в 18 веке.

Церковь Ильи Пророка в общей панораме города.

Первоначально церковь Ильи Пророка осталась небеленой, с красными стенами, швы между кирпичами были чуть притушены тонким слоем красной охры. Декоративные элементы всех частей храма — кокошники барабанов, ширинки, наличники окон были окрашены темперными красками охристого, зеленого и синего цветов. Вокруг церкви Ильи Пророка была построена ими каменная ограда, к которой примыкали два каменных дома для священника и дьякона, и деревянный дом для причетников, «все это составляло вид монастыря».

Художественные работы в церкви Ильи Пророка велись на протяжении второй половины XVII — начала XVIII вв. В конце XVII века были сооружены резные новые иконостасы в стиле московского барокко.

Иконостас церкви Ильи-Пророка.

В 1697 году были выполнены росписи теплого Покровского придела артелью местных мастеров.

Росписи теплого придела.

В начале XVIII столетия украшены стенным письмом галерея и приделы — Ризоположенский и Гурия, Самона и Авива.

Вход в основной храм из галереи

Архитектурный облик церкви Ильи Пророка сохранился без больших изменений. Первые перестройки коснулись завершения центрального храма. Церковь Ильи Пророка, подобно другим ранним ярославским храмам, имела позакомарное покрытие, оно было декоративным, а не конструктивным. В конце XVII — первой половине XVIII вв. эту форму заменили четырехскатной тесовой кровлей. Цетральная глава была покрыта по каркасу белым железом, а боковые и главы придельных храмов и колокольни — зеленой поливной черепицей, в 1857 году все главы четверика перекрыты железом и окрашены в зеленый цвет.

На фото под крышей видны полукруглые закомары – архитектурные элементы, повторяющие форму сводов.

Небольшие перестройки коснулись северного придела Гурия, Самона и Авива: в XIX столетии заменены кокошники на четырехскатную кровлю.

Северный придел храма

Более значительные переделки были проведены в южном Покровском приделе: в 1807 году растесаны и увеличены по высоте окна, крыша перекрыта железом, при этом ее форма изенена на более крутую, разобраны две кирпичные стенки с фронтонами и кирпичная глава.

Южный (Покровский) придел

Интерьер Ильинского храма тоже сохранился практически без изменений.

Интерьер Ильинского Храма

Подновления живописи происходили преимущественно в теплом Покровском приделе.

Интерьер Покровского придела.

Система отопления там неоднократно менялась, нарушался температурно-влажностный режим, что приводило к разрушению живописи. В 1830 году свод и стены предела были прописаны темперными красками, а декоративный пояс — масляными. Первоначальная штукатурка с живописью в местах отставания от кирпичной кладки была сбита и заменена новой. На протяжении XIX столетия несколько раз покровские росписи подвергались тем или иным подновлениям.

На фото хорошо виден декоративный пояс (внизу).

Церковь Ильи Пророка к концу XIX века находилась в запущенном состоянии. В начале ХХ столетия в ней были проведены большие реставрационные и ремонтные работы. В ходе реставрации деревянные рамы в окнах заменили железными,

Окна церкви Ильи-Пророка.

деревянную площадку у входа в церковь заменили мраморной,

Крыльцо церкви.

наружные деревянные двери заменили железными решетчатыми со вставными стеклами.

Двери церкви.

Все полы (и деревянные, и чугунный в летней церкви) были заменены полами из огнеупорного кирпича.

На фото видны кирпичные полы.

Одно из главных сокровищ храма Ильи-Пророка – так называемые моленные места. Это своеобразные соединения надпрестольной сени и трона. Они были выполнены ярославскими резчиками для церкви Николы Мокрого в 1650-х годах, по преданию, для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.

Молельные места.

В Ильинский храм они были перенесены в 1938 году к открытию антирелигиозного музея. Непосредственным образцом для создания моленных мест послужило царское место Ивана Грозного 1551 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Реконструкция царского места Ивана Грозного в Историческом Музее.

Места состоят из двух частей — квадратного в плане, огороженного с двух сторон невысокими резными стенками помоста, и шатрового завершения на четырех столбиках.

Молельное место

Читайте также  Алушта – Ливадия: как добраться

Архитектурная форма шатров как бы растворяется в безмерном разнообразии кокошников , башенок и херувимов .

Шатер молельного места.

Фото: Alienordis, кроме фотографий отмеченных дополнительно.

СЕРПУХОВСКИЙ ИЛЬИНСКИЙ ХРАМ

Серпуховский храм во имя пророка Божия Илии

Серпуховский храм во имя пророка Божия Илии, на Торгу (Серпуховское благочиние Московской епархии)

  • Престолы: пророка Илии, вмц. Екатерины, иконы Божией Матери «Взыскание погибших»
  • Адрес: Россия, Московская область, Серпуховский район, г. Серпухов, ул. Володарского, д. 4
  • Проезд: от станции «Серпухов» любым автобусом до ост. «Ул. Ситценабивная»
  • Официальный сайт: http://ильинский-храм.рф
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Церковь святого пророка Божия Илии впервые упоминается в Сотной 1552 года как деревянная. Однако возведена она была намного ранее и является древнейшей церковью серпуховского посада. Во всяком случае, к моменту составления Сотной Ильинский храм уже находился в самой населённой части города, в конце главной улицы посада — Егорьевской (Большой), ведущей из Москвы, перед въездом в крепость. Близ него стояло 20 дворов зажиточных горожан («торговых людей», кузнецов), 38 дворов более скромного достатка и ещё было 10 пустых дворовых мест.

    К середине XVII века туда был перенесён городской торг, храм стал именоваться «церковь св. пророка Илии, что на торговой площади».

    После знаменитого пожара 1669 года, когда деревянные постройки города сгорели полностью, уничтоженный огнем приходской посадский храм в 1684 году был вновь выстроен в камне. Через пятьдесят лет храм настолько обветшал, что, по свидетельству члена Серпуховского духовного правления архимандрита Высоцкого монастыря Макария и священника Успенской церкви Василия Евтихиева, «алтарь и трапеза весьма ветхи и имеются как в алтаре, так и в трапезе разседины немалые, а у трапезы наружные правая, и левая, и западные стены обвалились и служить в ней опасно».

    В 1747 году прихожане Ильинской церкви серпуховские купцы братья Петр и Михаил Еремеевичи Поповы, сыновья священника церкви Иеремии Стефанова, изъявили намерение ветхую Ильинскую церковь разобрать и на её месте выстроить вновь храм во имя святого Илии Пророка с приделом святой Екатерины, «и построя, убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием, как святые правила повелевают». Богатейшие люди Серпухова, имевшие свой двор в Москве, Ильинские-Поповы построили уникальный для Серпухова храм в традициях московского зодчества начала XVIII столетия. Несмотря на то, что строительство нового храма велось без промедления, и уже в 1748 году здание церкви и придел святой великомученицы Екатерины были отстроены, богослужения в нем возобновились только в 1760 году. Строители церкви Поповы не смогли довести дело до конца «за пресечением жизни их». В церкви не было достаточной утвари, и поэтому она не была освящена. Богослужения совершались в теплом приделе св. вмч. Екатерины до тех пор, пока серпуховской купец Иван Николаевич Кишкин «оною новопостроенную церковь по обещанию своему церковными всякими утворями, чем надобно, всем дополнил и удовольствовал».

    Немногочисленный приход был не в состоянии поддерживать здание в благолепном состоянии, постройки ветшали, а церковных кошельковых и свечных денег не хватало на своевременный ремонт. В 1831 году в трапезной частично упала на пол сгнившая деревянная кровля, и, хотя прихожане получили разрешение Московской духовной консистории на перекрытие кровли железом, ни священник храма Георгий Любимов, ни церковный староста мещанин Алексей Иванович Мачилин не смогли собрать средства на ремонт. В сентябре 1831 года по решению консистории храм был закрыт. Для сбора средств, необходимых на ремонт храма, отец Георгий был вынужден собирать подаяния, пока вновь избранный приходом новый церковный староста купец Егор Сергиев Ефимов, а также купцы Иван Алексеевич и Алексей Иванович Плотниковы, Иван Иванович Попов и Николай Петрович Ефимов не согласились поправить ветхости храма «своим коштом».

    Серпухов. Церковь Илии Пророка

    Осенью 1832 года указом Святейшего Синода Ильинская церковь была формально приписана к Крестовоздвиженской приходской церкви, а церковь Рождества Богородицы, ранее приписанная к Ильинской, — к Казанской церкви. Впрочем исполнение данного приказа приостановлено вплоть до времени, когда «священнические места будут иметь достойных для себя кандидатов». В церкви необходимо было починить цоколь и паперть под колокольней, в холодной церкви положить на стены новую штукатурку, перемостить деревянные полы, починить некоторые иконы, переделать ветхий иконостас в трапезе, и, наконец, переменить ветхие рамы. Долгое время храм простоял полуразрушенным. Как сообщал в Московскую духовную консисторию серпуховской благочинный, «а прихожане по бедности своей всего исправить в скорости, а особенно по нынешней во всём дороговизне не в состоянии». В 1844-47 годах потомственные прихожане храма купцы Плотниковы отремонтировали здание церкви и выстроили на церковной земле дома для причта и сторожку. Самостоятельность храма и прихода были сохранены. Ильинская церковь украсилась лепниной по фасаду, которая удачно дополняет сдержанный, выделенный побелкой барочный декор. Тогда же центральный купол и купол колокольни украсили вазы с крестами, сменившие первоначальные луковичные главки.

    Сохранившийся доныне главный иконостас храма был выполнен из бронзы в 1902 году мастерами московской фабрики золотых, серебряных и бронзовых изделий А. И. Кузьмичева по проекту Остроумова. Художественно-литургическая композиция внутреннего интерьера церкви создана в 1903 году художником Иосифом Волковым.

    В 1917 году у храма было около 400 прихожан — в основном мещане и купцы Серпухова, проживающие по всему городу. Потомственными ктиторами храма были серпуховские потомственные почетные граждане и купцы из рода Плотниковых.

    Ильинский храм, единственный из всех серпуховских храмов, избежал закрытия и разорения в советские годы.

    Архитектура

    Особенность архитектуры Ильинской церкви заключается в сочетании традиционной для посадских церквей XVII века компоновки основных объемов с ярусной композицией, отличающей приемы зодчества эпохи Петра I. Высокий двухсветный четверик храма с пониженными углами, с полукруглым фронтоном, украшенный круглыми окнами с «бровками» и подчеркнутый филенчатыми пилястрами, выдает почерк мастера, хорошо знакомого с московской архитектурой начала XVIII в. Но зодчий Ильинской церкви не поднялся до разработки верха храма сложной ярусной композицией, подобной у церкви Иоанна Воина на Якиманке и у собора Заиконоспасского монастыря в Москве.

    На четверик церкви Ильи Пророка поставлен традиционный восьмерик, перекрытый сомкнутым сводом. На фасаде восьмерик завершен фигурной кровлей с двумя ярусами ложных фонариков и вазой с крестом. С востока к церкви примыкает невысокая граненая алтарная апсида, ребра которой подчеркнуты пилястрами. С запада расположен притвор, перекрытый цилиндрическим сводом. В южной части притвора расположен придел Великомученицы Екатерины с полукруглой апсидой. Придел отмечен восьмериком с фонариками, в миниатюре повторяющими завершение храма. За притвором находится колокольня, в первом ярусе которой расположен вход на крыльцо. Ярусная колокольня замечательна как по пропорциям, так и в деталях. Над входом поставлен квадратный в плане ярус, украшенный наличниками с полукруглыми фронтонами. Над ним поднимается огромный восьмигранный столп с ярусом звона, отмеченным высокими арками. Столп украшают четырехлепестковые филенки в стиле барокко, филенчатые пилястры и дощатый руст яруса звона.

    Приписные

    Настоятели

    • Вениамин (Милов) (октябрь 1954 — январь 1955) .
    • Иосиф (Балабанов) (19 марта 1984 — 28 февраля 1991)
    • Владимир Андреев (28 февраля 1991 — 23 января 2004)
    • Александр Волков (23 января 2004 — 4 сентября 2015) [1]
    • Димитрий Шмаров ( с 4 сентября 2015) [2]

    filaretuos

    Реалии нашей жизни

    Друзья и враги

    Церковь Ильи пророка в Ярославле.

    Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города Ярославл я, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.

    Церковь Ильи Пророка в Ярославле была построена в 1647-1650 гг. на средства богатейших ярославских купцов братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных.

    Братья Иоанникий Иванович и Вонифатий Иванович Скрипины — богатые именитые ярославские купцы. Скрипины были выходцами из Новгорода, переселившимися в Ярославль после захвата города Иваном Грозным. В Ярославле XVII века для предприимчивых купцов были все возможности для успешной торговли. Скрипины торговали жемчугом, мехами, церковной утварью. Они являлись поставщиками товаров для царского и патриаршего двора. Свои товары продавали не только в Москве, но смогли наладить торговлю и с Западной Европой. Скрипины были крупнейшими скупщиками сибирской пушнины, получая от ее продажи огромные прибыли. Несметные богатства Скрипиных вынуждали считаться с ними даже царя и патриарха.
    Семья Скрипиных была очень религиозна. Об этом свидетельствует сам факт строительства храма. Также известно, что брат их был иноком, а сестра схимонахиней.
    На своей усадьбе Скрипины строят великолепную церковь Ильи Пророка, которая стала жемчужиной ярославской архитектуры. К завершению строительства Скрипины получили в дар от патриарха Иосифа и царя Алексея часть Ризы Господней. В честь получения святыни они пристроили отдельную церковь – придел Ризоположения.
    Род Скрипиных рано угас. Нет никаких упоминаний о наследниках богатейших ярославских купцов. Из детей Скрипиных известна только рано умершая дочь Вонифатия. Нет их детей и в фамильном склепе под северным приделом храма.

    На месте, где стоит храм Ильи Пророка в Ярославле, ранее стояли две деревянные церкви — холодная во имя Пророка Ильи и теплая Покрова Богоматери. Когда были основаны эти церкви — неизвестно, но об Ильинской церкви упоминается в повести о чуде от иконы Спаса в 1612 году. В повести говорится, что когда несли святую икону, напротив церкви пророка Ильи некий слепой прозрел «обеими очами яко никогда же сея болезни имев».

    Нынешняя большая каменная церковь Ильи Пророка, как свидетельствует церковная летопись и вставленная в стену запись, сделанная славянской вязью на белокаменной плите справа от входа в храм « начата созидатися « в лето 7155 (1647), месяца мая в 9 день; совершена же сия церковь и освящена в 7158 (1650) году, июня в шестнадцатый день, при державе Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси, при святешем Иосифе Патриархе Московском и всея Руси, при митрополите Варлааме Ростовском и Ярославском».

    Первоначально церковь Ильи Пророка стояла на территории усадьбы Скрипиных и вместе с ее постройками составляла единый ансамбль. По плану реконструкции Ярославля 1778 года Ильинская церковь оказалась в центре административной площади, и, замыкая перспективу нескольких улиц, стала одним из главных архитектурных сооружений города.

    Эта церковь не только одна из самых красивых, но и третья по величине среди церквей Ярославля: больше нее только Успенский собор и храм Иоанна Предтечи в Толчкове. В настоящее время храм Ильи Пророка в Ярославле является одним из наиболее полно и хорошо сохранившихся памятников.

    Скрипины не пожалели средств на украшение церкви. Были приобретены и заказаны прекрасные иконы, сюда же братья передали и свои иконы. Все они небольшого размера, любовно собирались Скрипиными для домашней молельни. Иконы Ильинской церкви были богато украшены жемчугом и драгоценными камнями.

    Не менее роскошными были и золотая и серебряная церковная утварь, златотканые облачения священников, покровы и пелены из атласа и бархата. Для освещения центрального храма служило большое медное паникадило весом в 10 пудов и три паникадила меньших, весом по 5 пудов каждый.

    На колокольне поставлены были 5 колоколов от 106 пудов до 25 и 5 колоколов были перенесены со старой колокольни. Вокруг церкви Ильи Пророка Скрипины построили каменную ограду, к которой примыкали два каменных дома для священника и дьякона, и деревянный дом для причетников.

    Для содержания храма Скрипины «дали по душах своих и по душах родителей своих в вечный поминок в Ярославле пол семь лавок да 13 палат больших». Братья умерли, не оставив после себя наследников — Иоанникий в 1660 году, Вонифатий — в 1661. В подклете придела Гурия, Самона и Авив, в родовой усыпальнице, и были похоронены люди, подарившие Ярославлю такую жемчужину — церковь Ильи Пророка.

    Завещанные Скрипиными на содержание церкви торговые места и земли в XVIII веке отошли к городу, таким образом, из-за бедности и малочисленности прихода церковь Ильи Пророка в Ярославле долгое время вообще не ремонтировалась и не поновлялась. На протяжении XIX столетия несколько раз (в 1839, 1843, 1846, 1853, 1871 годах) росписи Ильинской церкви подвергались тем или иным поновлениям, в целом, не значительным. К концу XIX века церковь обветшала очень сильно.

    Вот как описывает ее вид священник Николай Николаевич Пятницкий : « Храм производит грустное впечатление своим обветшанием, голуби, во всякое время года покрывавшие кровли храма, вившие бесчисленное множество гнезд на сводах и окнах и врывавшиеся в самый храм, грозили сделаться полными его обладателями ».

    Эта яркая достопримечательность Ярославля могла бы не сохраниться, если бы не действия ярославского предпринимателя и мецената Ивана Александровича Вахромеева.

    И.А.Вахромеев родился в купеческой семье. Получил в наследство от отца торговое предприятие «Торговый дом хлебных товаров И. А. Вахрамеева с сыновьями». С избранием в 1881 году гласным губернского собрания, начал свою общественную деятельность. В период с 1889 — по 1908 гг. являлся последовательно основателем, казначеем и председателем Ярославской губернской ученой архивной комиссии ЯГУАК). Спонсировал издание ею научных трудов. Занимался коллекционированием и археографией; имел нумизматическую коллекцию. Неоднократно вносил средства на реставрацию архитектурных памятников.

    Иван Александрович считал, что «в ряду всех прочих церквей Ярославля Ильинская несомненно принадлежит к числу самых замечательных», и этот храм стал памятником знаний, высокого художественного вкуса и особой любви Ивана Александровича.

    После революции в 1920 году церковь Ильи Пророка была закрыта и передана Ярославскому научно-историческому обществу под музей. В мае 1922 года храм был взят на учет в губернском историческом музее, ему была присвоена высшая категория. В этом же году проводилось изъятие церковных ценностей.

    До начала 1930-х годов церковь Ильи Пророка в Ярославле была открыта для посетителей. Затем она стала использоваться, в основном, как складское помещение. В 1920—1930-е годы в городе необычайно активизировалась деятельность Союза воинствующих безбожников, и наиболее активные его члены начали кампанию за снос церкви Ильи Пророка . Собрав несколько тысяч подписей, организация воинствующих безбожников обратилась в городскую администрацию с требованием убрать с центральной площади советского областного центра неподходящий храм. На его месте планировали поставить памятник борцам революции. Однако сносу храма активно воспротивились сотрудники сектора архитектуры Главнауки П. Д. Барановский и Н. Н. Померанцев, и сотрудники ярославского музея ( в особенности исполняющий в то время обязанности директора музея Н. В. Кузнецов). Благодаря их усилиям, храм был спасен.

    Храм стоит на высоком подклете. Первоначально он был перекрыт по закомарам. Зелёные главы увенчаны золотыми крестами, из которых особенного внимания заслуживает крест центральной главы. Вместе с нарядным подзором из позолоченного железа, идущим по всему карнизу, этот крест — выдающееся произведение ярославских ковалей XVII века. Храм весь обстроен галереями и приделами. Особенно интересная галерея, соединяющая колокольню от придела Положения риз и включающая в себя западное крыло, сейчас — единственный вход в здание. Главки колокольни и приделов покрыты черепицей, изготовленной по старинным образцам и рецептам в мастерской ярославского керамиста-реставратора А. А. Егорова.

    Всего приделов в храме три: Ризоположенский ( в честь хранившейся там реликвии — частицы Ризы Господней ), Покровский (в честь православного праздника Покрова) и Гурия, Самона и Авива (эфесских мучеников, считавшихся покровителями семейного очага).

    Принадлежит Кирилло-Афанасиевскому мужскому монастырю г. Ярославля.