Церковь Иконы Божией Матери Взыскание Погибших

Взыскание погибших

Письмо 9

Продолжаем публикацию глав книги обозревателя «Российской газеты» Марии Городовой «Ветер Нежность», в основу которой легла ее переписка с читателями.

Икона «Взыскание погибших»

«Здравствуйте, Мария! Еще четыре года назад мой брат Женя был самым известным человеком у нас в крае. Сегодня о нем забыли все, даже те, кто называли себя его друзьями, когда он был богат, удачлив, не сходил с экрана телевизора.

Нас с Женей мама растила одна, жили мы бедно. Мама работала медсестрой, все время в больнице, и за Женей следила я. Как и я, Женя пошел в математическую школу, потом поступил в Москву. На пятом курсе Женя женился, у них с Элей родился сын. Надо было кормить семью, и Женя ушел в кооператоры.

Как говорил он сам, свой первый миллион он “наварил” на компьютерах, а потом понеслось. Как он жил эти годы в Москве, он не рассказывал, а когда я расспрашивала, смеялся: “Тебе, мать, зачем это надо? Голова заболит: многие знания – многие печали”. Мы с мамой за него переживали и очень обрадовались, когда он сообщил, что решил вернуться домой.

В родной город Женя вернулся другим человеком; я думаю, что большие деньги меняют любого. Женя говорил, что видел, как бешеные деньги сносят голову “на раз”. Но с Женей такого не произошло, он никогда не думал только о себе. Конечно, он любил риск, говорил, что без риска нет и бизнеса, ему нравилось будоражить город: первые конкурсы красоты в крае он проводил, на праздники приглашал из Москвы артистов. Но при этом из желающих устроиться работать на его комбинат стояли очереди, он восстановил там садик, столовую, подарил школе компьютерный класс. После развода оставил жене дом в Испании, сына отправил учиться в Англию.

Четыре года назад Женя пропал.

Женя с друзьями любил ездить отдыхать в Африку. Брат шутил, что “от Куршевеля или Ниццы можно и взбеситься”, говорил, что устал от этого “зоопарка”, где все меряются, кто круче. Он рассказывал, что вытворяют там наши, какие деньги швыряют и как французы презирают их за это. “Уж лучше к диким обезьянам”, – смеялся Женя. Он обычно срывался с кем-нибудь из дружков “в Африку, за адреналином” – то в Намибию, то в Замбию; они брали там машины и гоняли по саванне, охотились. Где был Женя в этот раз, точно не известно.

Мария, не описать словами, что мы с мамой пережили с того дня, как Женина служба безопасности сообщила нам, что на связь он не выходит: похоже, пропал без вести. Конечно, мы писали запросы, но ничего конкретного нам не сообщили. Тело Жени не найдено. Даже сейчас, когда я пишу эти строчки, у меня начинает болеть сердце. Только один раз к нам с комбината приехал Женин зам с юристом: спросил, как мы живем, как себя чувствуем, сказал, что, как оказалось, комбинат давно в плачевном состоянии, что у комбината одни долги, попросил подписать какие-то бумаги.

Маму все это подкосило, весной она умерла. Хоронила я ее одна, пришли только старушки с ее работы. Мария, так получилось, что свою личную жизнь я не устроила, после смерти мамы хотела уехать из города, подальше от всех этих слухов и сплетен, но потом осталась. Последнее время Женя часто снится мне. Снится случай из детства, как я однажды зимой каталась с горки и не заметила, как Женечка куда-то ушел. А уже стемнело и мороз. Я его начинаю искать, кричать и каждый раз на этом месте просыпаюсь… Батюшка в церкви сказал, что за Женю надо подавать на литургию. Все тут называют Женю погибшим, а мне невыносимо даже само это слово… Извините за сумбурное письмо.

Дорогая Ольга, в письмах отца Иоанна (Крестьянкина) можно прочитать, что, по церковным правилам, пока не установлена истина, за пропавшего без вести пять лет молятся как за живого, только с добавлением слов «без вести сущаго». И это неслучайно: у Бога нет мертвых, у Него все живы.

Ольга, у нас в России есть удивительная икона – «Взыскание погибших»; о чудесах, явленных ею, известно с XVII века. К помощи Богородицы прибегали, когда кто-то пропадал без вести во время войны или в заключении, когда терялись дети; заступничества Богородицы просили во время стихийных бедствий и эпидемий, если человеку угрожала опасность, с которой он оставался один на один. Именно с таким случаем и связано обретение первого чудотворного списка иконы.

Дело было в середине XVII века. Пурга застала крестьянина села Бор Калужской губернии Федота Обухова в дороге, он сбился с пути, лошади встали. И тогда, чувствуя, что засыпает, что у него нет сил бороться и он гибнет, Федот воззвал к Богородице. И дал обет: если спасется, закажет в храм икону «Взыскание погибших». Пока были силы, Федот молился, а потом потерял сознание. Очнулся он в чужом доме, в соседнем селе. Хозяин рассказал, что сидел у окна и вдруг услышал голос со стороны двора: «Возьмите!» Он выскочил посмотреть, кто это, и увидел сани с едва живым Обуховым. Федот Обухов выполнил свой обет, и икона Богородицы «Взыскание погибших» Борская прославилась потом многими чудесами.

С московским списком образа связана другая история. Владелец иконы, дворянин, сначала разорился, а потом и овдовел. С тремя дочками он оказался в полной нищете, несчастье следовало за несчастьем, и однажды в отчаянии он решился на непоправимое – самоубийство. Понимая всю гибельность этого шага, он взмолился Богородице перед Ее образом «Взыскание погибших». И произошло чудо: откуда-то пришла денежная помощь, бедствия прекратились, а дочки-бесприданницы счастливо вышли замуж. Кстати, после этого случая к иконе стали обращаться и те, кто просил у Богородицы счастливого замужества. Сейчас эта чудотворная икона находится в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве.

Ольга, удивительно, но по молитве этому образу спасаются не только те, кто стоит на пороге гибели, но и те, кто этот порог уже преступил. Чудо, которое произошло в VI веке в малазийском городе Адане, и дало название иконе.

Некий Феофил служил экономом у епископа. Служил верой и правдой, этим завоевал почет и уважение. Но епископ умер, назначили нового, и кто-то, желая занять завидное место эконома, оклеветал Феофила. Его выгнали. Обида жгла Феофила, ему казалось, что все в городе насмехаются над ним, и он решил восторжествовать над обидчиками. Но как? Нашелся советчик, который подсказал: попроси помощи у диавола, тот все устроит. Желание поквитаться с обидчиками было так велико, что Феофил совершил поступок воистину губительный: он не просто обратился к диаволу, отрекшись от Бога, он добровольно подписал с диаволом договор – хартию. Только не надо думать, что несчастный Феофил был единственным волонтером за всю историю рода человеческого.

Подписал хартию, а через некоторое время новый епископ, разобравшись, в чем дело, позвал Феофила назад. И вот тут-то весь ужас содеянного предстал перед Феофилом, он понял, какой непоправимый поступок совершил. Он не мог ни есть, ни спать, он удалился в храм каяться. Но, понимая, что сам, добровольно отрекся от Бога, он уже не смел обращаться к Нему. И тогда он обратился к Богородице, умоляя Ее, Заступницу, взыскать его, погибшего.

Вот эти слова кающегося Феофила и легли потом в основу молитвы, обращенной к иконе «Взыскание погибших». Богородица спасла Феофила; более того, Она вернула эконому подписанную им хартию. Потому что сказано: «Нет греха, побеждающего человеколюбие Божие».

Дорогая Ольга, о чудесах, творимых по молитве этому образу, можно рассказывать долго. М.Ю. Лермонтов посвятил иконе стихотворение, в трудные моменты жизни перед образом молился Ф.И. Тютчев, с ним не расставалась матушка Матрона…

На одном из списков иконы «Взыскание погибших» выведены такие слова: «Дерзай, взыщу и услышу». И я не знаю, что еще тут можно добавить.

Помощи Вам Божией, сил и веры.

Молитва перед иконой Богородицы «Взыскание погибших»

Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати! К Тебе прибегаю аз окаянный и паче всех человек грешнейший; вонми гласу моления моего и вопль мой и стенание услыши. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, всеблагая и милосердая Владычице, не презри мене отчаяннаго и во гресех погибающаго, помилуй мя кающагося во злых делех моих, и обрати на путь правый заблудшую окаянную душу мою. На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков.

Церковь Иконы Божией Матери Взыскание Погибших

Ныне существующая кирпичная, Церковь в честь иконы Божией Матери Взыскание Погибших — двупрестольная. Главный Престол в честь иконы Божией Матери Взыскание Погибших, освящен Архиерейским чином 6 ноября 2000 года — Управляющим Чебоксарско — Чувашской Епархией Митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой. Престол в честь Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского Чудотворца, освящен Архиерейским чином Митрополитом Варнавой 17 июня 2002 года. Деревянная Церковь, действовшая ранее существующей кирпичной Церкви, — находилась сначала в г. Новочебоксарск, в Храме Св. Равноапостольного Кн. Владимира, а в 1996 году была разобрана, перевезена и собрана в городе Чебоксары. Она служила Приходским Храмом в честь иконы Божией Матери Взыскание Погибших, до постройки и освящения кирпичной Церкви.

Приход Церкви в честь иконы Божией Матери Взыскание Погибших, города Чебоксары, образован 10 июля 1996 года, когда на Приходском собрании был принят Устав Прихода Церкви, а 11 июля 1996 года Устав был утвержден Управляющим Чебоксарско — Чувашской Епархией, Митрополитом Чебоксарским и Чувашским Варнавой.

В Министерстве юстиции Чувашской республики Устав Прихода Церкви зарегистрирован 12 июля 1996 года. В связи с принятием 9 апреля 1998 года, Священным Синодом Русской Православной Церкви Единого Устава Приходов, была произведена перерегистрация Устава Прихода Церкви 27 октября 1999 года.

Настоятелем Церкви в честь иконы Божией Матери Взыскание Погибших с первого дня образования Прихода Церкви является Митрополит Варнава.

Закладной камень под основание Церкви в честь иконы Божией Матери Взыскание Погибших был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЕМ II, в свой первый приезд, в истории Епархии — 25 июня 1996 года, в 15 часов зо минут, в сослужении Управляющего Чебоксарско Чувашской Епархии Митрополита Варнавы, Архиепископа Солнечногорского Сергия, Архиепископа Казанского Анастасия, Епископа Ульяновского Прокла, Епископа Йошкар-Олинского Иоанна, священнослужителей сопровождающих Святейшего Патриарха, многочисленных священнослужителей Чебоксарско Чувашской Епархии, в присутствии Президента Чувашской Республики Федорова Николая Васильевича, Руководителя Администрации Президента Чувашской Республики, Главы администрации г. Чебоксары, многочисленных прихожан и жителей города Чебоксары и Чувашской Республики.

Читайте также  Активный отдых в Марбелье

В закладной камень под основание Церкви была заложена металлическая капсула с грамотой следующего содержания:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа, основася сия Церковь в честь и память Иконы Божией Матери именуемыя Взыскание Погибших, при Патриархе Московском и всея Руси АЛЕКСИЕ II, при святительстве преосвященнейшего Варнавы, Митрополита Чебоксарского и Чувашского, при Президенте Чувашской Республики Николае Васильевиче Федорове в лето от сотворения мира 7504, от рождества же по плоти Бога Слова 1996 июня 25.»

Грамота была подписана Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЕМ II, Управляющим Чебоксарско — Чувашской Епархией, Митрополитом Варнавой, Президентом Чувашской Республики Федоровым Н.В.

Проект Церкви был разработан архитекторами города Чебоксары под руководством Цыпленкова Владимира Васильевича.

4 января 1997 года Протоиереем Геннадием Антоновым, была освящена деревянная Церковь и начато Богослужение в Приходе в честь иконы Божией Матери Взыскание Погибших.

Строительство кирпичной Церкви начато в декабре 1996 года, когда был выкопан котлован и вбито в землю 198 железобетонных свай.

6 ноября 2000 года, в день празднования иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, в год 1000-летия Крещения Руси, Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, освятил главный престол в честь иконы Божией Матери Взыскание Погибших в новой кирпичной Церкви. При освящении, в Престолы Церкви Владыкой Варнавой были вложены мощи Великомученика и Целителя Пантелеймона.

При храме действует воскресная школа с 2005 года. На протяжении всего года проходят занятия в воскресные дни. Помимо занятий проходят уроки рукоделия, совершаются различные экскурсии и походы. При воскресной школе действует библиотека. Ежегодно на Рождество и на Пасху проходят праздничные выступления для прихожан и для детей воскресной школы.

Православный молодежный клуб при храме прихода в честь иконы Божией Матери Взыскание Погибших начал свою деятельность в сентябре 2007 г. Среди участников клуба есть ребята как воцерковленные, так и начинающие духовную жизнь. Таким образом, происходит обмен опытом, для православной молодежи создается благоприятный круг общения. Помимо этого, клуб является местом, куда со временем могут прийти дети из воскресной школы.

  • • Дискуссионный клуб;
  • • Беседы с батюшкой;
  • • Творческий вечер;
  • • Просмотр фильмов;
  • • Паломнические поездки;
  • • Миссионерская работа в республиканской психиатрической больнице;
  • • Миссионерская работа в Кугесьской специальной (коррекционной) школе-интернате;
  • • Также организуются периодические экскурсии на художественные выставки, в музеи. Несколько раз в зимний период – катания на коньках и лыжах, а в летний — прогулки по городу, походы на природу.

На должность рядового священнослужителя церкви 31 января 1997 был назначен иерей Георгий Павлович Орлов, впоследствии 19 декабря 1997 года он был освобожден от занимаемой должности и переведен на другой приход.

Вторым священником 3 января 1997 года, после рукоположения, был назначен иерей Николай Иванович Ефремов, который служил по 18 ноября 1999 года.

Диаконом 28 марта 1997 года был назначен иеродиакон Вадим (Смирнов Валерий Иванович), который образцово нес свое послушание. Затем, после подачи прошения о рукоположении его в сан иеромонаха, 25 марта 2002 года был переведен на другой Приход.

19 декабря 1997 года на должность рядового священнослужителя Церкви был назначен вновь рукоположенный иерей Вячеслав Анатольевич Петров, который 1 марта 2002 года был назначен настоятелем Церкви в д. Шатракасы Моргаушского района.

Иеромонах Венедикт (Раков Виктор Владимирович) 23 ноября 1999 года был назначен рядовым священнослужителем, а 9 октября 2000 года освобожден и назначен рядовым священнослужителем в Церковь Преподобного Серафима Саровского г. Шумерля.

Иеромонах Виталий (Гришин Виктор Александрович) указом Митрополита Варнавы N262 от 12 сентября 2000 года назначен исполняющим обязанности настоятеля Церкви в честь иконы Божией Матери Взыскание Погибших. 15 июля 2009 года по благославлению митрополита Варнавы убыл на Святую Гору Афон, так как является насельником Афонского монастыря Святого Великомученника и Целителя Пантелеимона.

1 февраля 2002 года на должность рядового священнослужителя Церкви указом митрополита Варнавы назначен окончивший Нижегородскую Духовную семинарию и рукоположенный иерей Сергий Маркелович Ермолаев.

19 февраля 2002 года после рукоположения на должность рядового священнослужителя и ризничного Храма назначен иерей Евгений Модестович Федоров.

25 марта 2002 года после рукоположения назначен на должность диакона Сергий Семенович Сергеев, а 14 марта 2004 года, после его рукоположения в сан иерея, назначен на должность рядового священнослужителя Церкви. 24 марта 2019 года указом митрополита Варнавы был переведен в Веденский кафедральный собор.

1 апреля 2004 года указом митрополита Варнавы N 126 на должность диакона после рукоположения назначен Федор Мефодьевич Ягушее. Указом Митрополита Варнавы N302, 13 августа 2004 года по его прошению, после рукоположения в сан иерея, он назначен настоятелем Церкви Успения Пресвятой Богородицы в с. Советское, Ядринского района.

Диакон Андрей Алексеевич Михайлов назначен на должность диакона указом митрополита Варнавы 31.07.2004 года.

Диакон Власов Сергий Анатольевич назначен на должность диакона указом митрополита Варнавы.

Диакон Краев Эдуард, с 07.02.2012 года назначен диаконом церкви указом митрополита Варнавы. Указом митрополита Варнавы №438 от 01.09.16 был переведен в церковь в честь иконы Божией Матери Скоропослушница.

Иерей Подшибякин Максим Петрович, рукоположен диаконом 21 июня 2016 года, после рукоположения в сан иерея 16 августа 2016 года назначен в Храм Взыскание погибших рядовым священником. Указом митрополита Варнавы №91 от 28.03.17 был переведен в Веденский кафедральный собор. 24 марта 2019 года указом митрополита Варнавы был переведен в Храм Взыскание погибших.

В настоящее время в Храме несут послушание следующие священнослужители:

  • • Протоиерей Евгений Константинович Давыдов, окончил Московскую духовную академию в 1998 году. Заведующий сектором заочного отделения епархиального центра подготовки церковных специалистов.
  • • Протоиерей Сергий Маркелович Ермолаев, закончил Нижегородскую духовную семинарию. Преподает в епархиальном центре подготовки церковных специалистов.
  • • Протоиерей Игорь Александрович Крейтор, окончил Московскую духовную академию. 10 января 2008 года Указом митрополита Варнавы №5 от 10 января 2008 года назначен рядовым священником в Храм Взыскание погибших.
  • • Иерей Подшибякин Максим Петрович. 24 марта 2019 года Указом митрополита Варнавы назначен рядовым священником в Храм Взыскание погибших.
  • • Протодиакон Власов Сергей Анатольевич, С 27.06.2005 года назначен в Храм Взыскание погибших диаконом.

В Церкви действуют два хора:

  • • Верхний хор. Регент хора — Марина Алексеевна Берман.
  • • Нижний хор. Регент хора — матушка Ольга Крейтор.

ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ

Икона Божией Матери «Взыскание погибших»

Икона Божией Матери «Взыскание погибших»

Иконография

На иконах «Взыскание погибших» Матерь Божия, чуть наклонив голову влево, поддерживает сплетёнными руками стоящего на Её коленях Младенца Иисуса, чьи ноги свободно видны из под облачения, а Он прижимается к Её щеке и держится рукой за Её шею.

История

Название иконы связано с восходящей к IV веку истории о чудесном прощении эконома Феофила Аданского по его молитвам к Божией Матери, к Которой он обращался как к «Взысканию погибших» перед Её иконой. Повествование о Феофиле стало известно на Руси с XVII века, а в следующем столетии прославилось несколько чудотворных образов Богоматери, получивших наименование «Взыскания погибших».

Чтимый список с Борской иконы «Взыскание Погибших». Зачатьевский собор Серпуховского Пречистыя Богородицы Высоцкого мужского монастыря

Наиболее ранним из русских образов Пресвятой Богородицы с этим названием можно считать образ, некогда находившийся в Георгиевском храме города Болхова Орловской губернии, написанный, по преданию, в 1707 году. Прославилась икона позднее, в середине XVIII века, через чудесное избавление от гибели благочестивого крестьянина села Бор Калужской губернии Феодота Обухова. Однажды, в день Крещения Господня, по пути из города Болхова этого крестьянина застигла страшная пурга с сильным морозом. Потеряв дорогу, лошади остановились у оврага. Обухов от стужи продрог и, не видя средств ко спасению, выпряг лошадь и привязал к саням; сам укутался, лёг в сани и стал засыпать, сознавая, что совсем замерзает. В эти страшные минуты он обратился к Божией Матери с молитвой о спасении и дал обет заказать список с иконы «Взыскание погибших», находившейся в Георгиевском храме в Болхове. Сердечная молитва его была услышана: в соседнем селении под окном одного крестьянина вдруг раздался чей-то голос: «Возьмите!» Крестьянин вышел и увидел в санях своего полузамерзшего друга Феодота Обухова.

По выздоровлении Феодот Обухов немедленно выполнил свой обет, заказав список с иконы «Взыскание погибших» для своей приходской церкви. В память своего спасения в канун Богоявления он попросил изобразить вверху иконы сюжет Крещения Господня во Иордане. Вскоре, благодаря щедрым пожертвованиям почитателей иконы на месте бедного сельского храма была выстроена прекрасная каменная церковь. Борская икона «Взыскание погибших» прославилась многими благодатными знамениями и чудесами. Так, в 1871 году в соседнем городе Серпухове свирепствовала эпидемия холеры, которая прекратилась после того, как в город принесли чудотворную икону. С тех пор икону Божией Матери ежегодно торжественным крестным ходом приносили из села Бор в Серпухов. Обычай этот сохранялся до тех пор, пока Борский храм не был разрушен. Святая икона Божией Матери после этого бесследно исчезла.

До настоящего времени сохранились несколько старых списков иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Наиболее известные из них находятся в Москве — в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке, в Санкт-Петербурге — в Покровском храме в Мариенбурге, в Самаре — в Покровском кафедральном соборе. Известны также чудотворные списки с иконы «Взыскание погибших»: из села Малижина Харьковской губернии, явленная в 1770 году, троекратно избавившая жителей от холеры; из села Красное Черниговской губернии, из Воронежа, а также из города Козлова (ныне — Мичуринска). В 1835 году при Московском Александровском Сиротском институте был освящён храм в честь иконы «Взыскание погибших»; впоследствии в честь святыни были освящены многие другие церкви.

Особый интерес представляют сохранившиеся предания об иконе Божией Матери «Взыскание погибших», находящейся в храме Воскресения Словущего в Москве.

Икона Божией Матери «Взыскание Погибших» из храма Воскресения Словущего на Успенском вражке в Москве

Первая московская святыня

Этот список иконы был написан итальянским мастером и принадлежал московской дворянской фамилии. Последний её владелец овдовел и оказался на пороге нищеты. Его усердные молитвы перед домашней святыней были услышаны: он был спасён от нищеты и отчаяния, судьба его детей-сирот также благополучно устроилась. Впоследствии он передал икону в храм Рождества Христова в Палашах, и к чудотворному образу стали приходить люди, потерявшие надежду и отчаявшиеся. Похожий случай произошёл после революции, когда от этой иконы чудесно получила помощь оставшаяся с тремя малолетними детьми жена арестованного священника. Ею овладели мысли о самоубийстве, и она была остановлена взглядом Богоматери с иконы и последующей молитвой к Ней. А на следующий день матушка обнаружила в сумке сверток с золотыми червонцами.

В 1812 году Палашевский храм был разграблен французами. Икона «Взыскание погибших» была найдена разрубленной на три части среди поруганного церковного имущества. Образ Богородицы страдал вместе с народом, и поэтому был ещё более почитаем. При обретении иконы совершилось множество чудесных знамений и исцелений. Впоследствии она была реставрирована.

Особенность московского образа в том, что волосы Богоматери не прикрыты. На полях иконы изображены святые — небесные покровители прежних владельцев: мученик Мамант, апостол Филипп святая праведная Анна Праведная, святитель Николай, преподобномученица Параскева, великомученица Екатерина.

После революции прихожане чудом сумели спасти богатую ризу иконы — они принесли из дома ценности, какие у кого были, и откупились от реквизиции. Но в 1935 году Рождественский храм был закрыт, и икону хотели перенести в Пименовскую церковь. Однако лошадь, запряженная в подводу, на которую поместили святыню, не тронулась с места, несмотря на все понукания. Решили искать другой храм, и выбор пал на Воскресенскую церковь, что стояла на Малой Бронной — туда икона отправилась легко, но и этот храм был приговорен к сносу… Так образ оказался в Воскресенской церкви, что на Успенском вражке в Брюсовом переулке, где уже в наше недавнее время (1980-е годы) было явлено новое чудо: икона уцелела во время пожара, хотя пламя сожгло все вокруг, но не тронуло образ.

Икона «Взыскание погибших» Звонарская. Фото начала XX века (в окладе)

Вторая московская святыня

Главной святыней храма свт. Николая в Звонарях была икона “Взыскание погибших”, находившаяся под особой сенью с правой стороны от главного храма, между ним и приделом во имя Иоанна Крестителя. Эта икона была вделана в большую иконную стенку. Вверху было изображение Рождества Богоматери, потом была икона “Взыскание погибших”, по обе стороны её были Архангелы, а внизу — изображение Успения Богоматери. Сама же икона была сантиметров 75, в большой раме из разных сцен-клейм жития Богоматери.

Икона «Взыскание погибших» Звонарская. Фото конца XX века (без оклада)

Когда в 1934 году храм закрылся, икону «Взыскание погибших» собирались было отдать в одну из московских церквей, но волей Божией она попала Пюхтицкий монастырь. После того как в 1994 г. эта обитель получила подворье в Москве в Звонарском переулке, икона снова вернулась в свой храм. Сейчас она вставлена в иконостас и доступ к ней ограничен.

К чудотворной иконе «Взыскание погибших» обращались невесты, выходя замуж, с молитвой о том, чтобы брак был благодатным; приходили к ней люди с мольбой об освобождении от пороков, страждущие в болезнях, а также матери с ходатайством о погибающих детях.

Молитвословия

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ во объя́тиях Свои́х Преве́чнаго Младе́нца и Бо́га носи́вшая./ Проси́ Его́ да́ти ми́ру умире́ние/ и душа́м на́шим спасе́ние./ Сы́н бо Тебе́, Богома́ти, веща́ет,/ я́ко вся́ проше́ния Твоя́ во благо́е испо́лнит./ Сего́ ра́ди и мы́, припа́дающе, мо́лим Тя́/ и наде́ющиеся на Тя́ да не поги́бнем,/ и́мя Твое́ имену́ем:// Ты́ бо еси́, Влады́чице, Взыска́ние поги́бших.

Ин тропарь, глас 4

Взыщи́ на́с погиба́ющих, Пресвята́я Де́во,/ не по грехо́м бо на́шим наказу́еши на́с,/ но по человеколю́бию ми́луеши:/ изба́ви на́с от а́да, боле́зни и ну́жды// и спаси́ на́с.

Чудотворная икона Божией Матери «ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»

Днем почитания считается 18 февраля.

К иконе обращаются люди, которые физически или духовно близки к гибели. К Пречистой направляют христиане прошения свои о силе волы, необходимой, чтобы справиться с горестями и не осквернить при этом заповедей Господних. Молятся перед чудотворной иконой и за близких своих, прося о здоровье родных или знакомых, которые находятся при смерти. Просят даровать исцеление для детей своих и чужих. В военные времена к чудотворной святыне Божией Матери «Взыскание погибших» приходили богомольцы, умоляя Заступницу сохранить каждого, кто на фронт попадал.
Почитаемым образ является для незамужних девушек, поскольку помогает передать Царице Небесной пожелания, заключающиеся обустройстве счастливой семейной жизни.

Особенно почитаема икона среди людей, которые все свои силы растратили от недугов физических или боли душевной, поскольку единственной надеждой для погибающих она является. Взывают с глубокой и чистой верой к Богоматери, прося о том, чтобы помогла она там, где не справиться без святой помощи.

Как говорится в духовной литературе, образ Пресвятой Богородицы, известный под названием «Взыскание погибших» написан был еще в VI столетии, через несколько столетий списки с него появились и на Руси. Однако только с XVIII века икона стала пользоваться особым почитанием среди православных христиан. Обусловлено это множеством чудес, случившихся, после молитв перед святыней. В те времена образ «Взыскание погибших» считался символом милосердия Божией Матери, перед действиями которой все преграды отступают.

В 1548 г. появились первые упоминания об иконе «Взыскание погибших». Что касается автора творения, то предполагается, что это был итальянский мастер, создавший образ Матери Божией для семьи русских дворян. Глава семьи остался вдовцом, но это не единая беда, постигшая его. Вскоре он с детьми своими оказался на пороге нищеты.

Не видел дворянин другого спасения кроме молитв к Пресвятой Богородице. Днями и ночами он взывал к Заступнице, чтобы спасла она семью его от доли лихой. И молитвы его были услышаны. Дела страдальца начали расти вверх, в семье появились деньги, но самое главное – в сердце его поселилась гармония и радость большая. Чтобы отблагодарить икону за чудеса ее, передал мужчина святыню в Храм Рождества Христова, который располагался в Палашах. О том, что образ святой способен на чудеса, скоро начала молва ходить по всему городу.
Приходить к «Взысканию погибших» начали даже те люди, которые отчаялись совсем. И только здесь надежда возвращалась к верующим, а молитвы их были настолько искренними, что Богородицы не могла не исполнять прошения христиан.
Когда в 1812 г. пришел на земли эти Наполеон, то Храм Рождества Христова был полностью разрушен и разграблен (правда, в дальнейшем христиане позаботились о его восстановлении). Икону «Взыскание погибших» было осквернено захватчиками и разрублено на несколько частей. После этого вера людей в икону и ее чудодеяния только возросла, и христиане говорить начали, что Матерь Божия теперь страдает вместе с народом русским. Даже когда образ был разрублен, не переставали к нему приходить верующие, и чудеса продолжали происходить. Позже икону отреставрировали.

Много чудес произошло после молитв перед иконой. Об одном из них поведала жена священника, которого арестовали в годы революции. Осталась женщина с тремя детьми на руках, силы ее были на исходе. Измучавшись, она решила прибегнуть к страшному греху – самоубийству. Перед этим женщина все же решила помолиться в последний раз перед иконой «Взыскание погибших». И внезапно почувствовала она, как Царица Небесная отогнала мысли дурные и вселила в страдалицу уверенность в том, что завтра все будет хорошо. Так и случилось. Бедная женщина уже на следующий день нашла в своей сумке золотые монеты.

В 1934 г. храм, в котором находилась икона, закрыли. Планировали перенести «Взыскание погибших» в Пименовскую церковь. Но не так случилось, как думалось. Долго понукал извозчик лошадь, которая была запряженной в повозку со святыней, но ни на шаг животное с места не сдвинулось. Собравшиеся христиане решили, что самой Царице Небесной такая идея не нравится, и приняли решение отвезти икону в Воскресную Церковь на Малой Бронной, а туда чудотворный образ отправился без проблем. Однако пробыла там святыня недолго, так как церковь была разрушена. После «Взыскание погибших» было перенесено в Храм Воскресения Словущего.

Не так уж давно, в 1980-х годах, случилось еще одно чудо, связанное с иконой. Храм Воскресения Словущего пострадал от пожара. Все, что там находилось, сгорело дотла. И только «Взыскание погибших» уцелело.

Икона «Взыскание погибших»: значение, в чем помогает