Церковь Хрисополитисса и колонна Св. Павла

Комплекс Хрисополитисса в Пафосе: церковь Хрисополитисса, столп Св. Павла, османские бани и археологические раскопки

  • Обновлено: 02.07.2018
  • Юлия Клаос

Комплекс Хрисополитисса — место археологических раскопок, включающее в себя: руины раннехристианской базилики (4-7 века нашей эры) и средневековой францисканской церкви (13 век), столп Святого Павла, средневековые османские бани и главную достопримечательность комплекса — церковь Панагия Хрисополитисса.

Этот небольшой комплекс, огороженный забором (вход свободный), расположен в центре Като Пафоса, вблизи Гавани и Археологического парка Пафоса.

Для удобства продвижения на территории комплекса оборудованы деревянные дорожки.

Базилика Хрисополитисса

Нынешняя церковь Панагия Хрисополитисса или церковь Святой Кириаки (Агиа-Кириаки), полное название Агиа-Кириаки Хрисополитисса (Αγία Κυριακή — Χρυσοπολίτισσα/Agia Kyriaki Chrysopolitissa) была возведена в 1500 годах на руинах более ранних святынь и в настоящее время является одной из главных достопримечательностей Пафоса.

Первоначально церковь была основана в 46 году нашей эры апостолами Павлом и Варнавой. Тогда Пафос был столицей острова и местом римского проконсула. Здесь, в Пафосе, первый официальный римский губернатор принял христианство, это был проконсул Сергиус Паул (Sergios Paul) или Сергий Павел.

Принятие христианства Паулом стало событием, важным не только для Кипра, а также и для всей истории и цивилизации всего человечества, — это начало распространения христианства во всем мире, которое характеризуется как первая динамичная и триумфальная победа христианства в высших чинах римского общества.

В течение первых трех христианских веков нет никакой письменной информации о церкви Хрисополитисса.

С 330 года н.э. Кипр относится к византийскому государству, официальная религия которого христианская, а к концу 4-го века преобладание христианства является окончательным. Именно с этого периода и можно отследить историю церкви Хрисополитисса, однако предполагают, что более раннее строение, всё же имело место быть на данной земле, возможно, это было строение римского форума.

Фото нынешнего вида церкви Хрисополитисса

Внутреннее убранство церкви, с одной стороны, довольно скромно, а с другой — представляет весомую ценность, как для верующих, так и для историков.

Ареал церкви Хрисополитисса

На территории раскопок в ареале церкви Хрисополитисса сохранились руины более ранних церквей, расположенных в этой местности.

За базиликой Хрисополитисса находятся основы внутренней полукруглой и внешней трехсторонней апсиды относящейся к базилике, датированной концом 4 века.

Справа от базилики находятся остатки колоннады 6 века, где можно видеть частично сохранившуюся напольную мозаику, предположительно 4 века.

Перед центральной частью церкви Хрисополитисса находится Атриум (4-7 века) — некогда внутренний двор базилики, окруженный портиками. Двор имел прямоугольную фору и составлял 24 метра в длину и 32 метра в ширину. Перекрытия портиков с южной, западной и северной сторон опирались на мраморные колонны, тогда как с восточной стороны — были построены на опорах. Полы портиков и центрального двора были украшены мозаичными композициями из геометрических мотивов. В самом же центре атриума находился круглый фонтан.

Широкомасштабные ремонтные работы базилики, которые имели место в течение 6-го века, включали, в том числе, сокращение с семи до пяти нефов и покрытие основных частей полов новыми мозаиками. Реконструкция базилики, или, по крайней мере, северного прохода, засвидетельствована в надписи на мозаике, расположенной на полу двора.

Часть сохранившихся колонн и напольной мозаики атриума можно видеть и в настоящее время.

Также археологические раскопки, проводимые в районе базилики, выявили остатки Епископского дворца, ранее располагавшегося вне базилики и предположительно относящиеся к 6 веку. Изначально здание представлял собой двухэтажное строение, и, вероятно, служило резиденцией епископа Пафоса. Остатки дворца также можно видеть в Археологическом комплексе Хрисополитисса, к югу от базилики.

Слева от церкви, чуть-чуть на северо-запад, сохранились остатки Первой епископальной церкви позднего периода Нео Пафоса.

Возле руин сохранилась часть знаменитой Колонны Святого Павла (столп Святого Павла). Считается, что на этом месте апостол Павел был подвержен телесным наказаниям — жители Пафоса связали Святого Павла и ударили его тридцать девять раз.

Согласно писаниям, апостолы Варнава, Павел и Марк посетили Пафос в 45 году н.э., во время их первого миссионерского путешествия на Кипр. В Пафосе, тогдашней столице острова, апостол Павел проповедовал христианство. Именно тогда, после проповедей Павла, римский губернатор Сергиус Паулус, обращенный в новую религию (христианство), был первым из тех, кто «ввел» христианство на Кипре.

Вблизи входа в археологическую зону Хрисополитисса находится памятная плита, служащая напоминаем о том, что в базилике в 1103 году был похоронен король Дании Эрик I Великодушный (Eric I Ejegod 1095 — 1103 гг.), скончавшийся в Пафосе по пути к Святой Земле.

Средневековые османские Бани

В самой северной части комплекса Хрисополитисса находятся средневековые-османские Бани (Medieva-Ottoman Baths), берущие свое начало в римском и византийском периодах. Бани сочетают в себе функциональность и архитектурные особенности римской парилки и византийских ванн, с арабской и османской традициями паровых купаний. Как и их римские предшественники, эти бани состояли из серии холодных, теплых и горячих комнат, через которые последовательно проходили купальщики.

Недалеко от комплекса Хрисополитисса, чуть севернее, также есть ещё одни подобные бани (Hamam/Baths). Однако баня, расположенная на участке Хрисополитисса была более сложной, построенной во времена Средневековья и измененной в период Османской империи. Эти бани состояли из двух куполообразных теплых комнат и двух небольших холодных комнат со сводчатой крышей, расположенных по двум сторонам узкого длинного коридора.

Фото бани на территории комплекса Хрисополитисса

Фото бани за комплексом

При организации поездок (путешествий) пользуемся «Планировщиком поездок», где на одном сайте собрано всё самое необходимое для идеальных путешествий: отели, квартиры, экскурсии, авиабилеты, такси, автомобили, готовые туры и т.д.

Панагия Хрисополитисса

Христианская церковь
Панагия Хрисополитисса
Παναγία Χρυσοπολίτισσα

Современный вид
34°45′28,40″ с. ш. 32°24′51,10″ в. д. H G Я O
Страна Кипр Кипр
Город Пафос
Конфессия Католицизм, англиканство, лютеранство
Епархия Латинский патриархат Иерусалима
Архитектурный стиль Готика
Дата основания XIII—XIV века
Состояние Действующая
Панагия Хрисополитисса на Викискладе

Церковь иконы Божией Матери Хрисополити́сса (греч. Ιερός Ναός Παναγίας Χρυσοπολιτίσσης или Панагия Хрисополитисса греч. Παναγία Χρυσοπολίτισσα Всесвятая (Богородица) Златоградая), или Церковь Святой Кириакии, или Агиа-Кириаки Хрисополитисса — первоначально ранневизантийская базилика, а затем средневековая католическая церковь, расположенная неподалёку от гавани Като-Пафоса в городе Пафос, Республика Кипр.

Церковь является одним из пунктов христианского паломничества и символом экуменизма, помимо прочего, благодаря находящейся в её ареале колонне, к которой, по преданию, был привязан апостол Павел во время его бичевания сорокаконечной плетью.

Содержание

Исследование ареала церкви

Археологический комплекс в ареале нынешней церкви был обнаружен во время строительного бума 1970-х годов. В результате археологических раскопок в ареале церкви были обнаружены часть древнеримского форума, руины одной из самых ранних христианских византийских базилик на Кипре и следы готической церкви ордена францисканцев XIV века [1] .

История

Считается, что на месте ареала современной церкви, где первоначально находился древнеримский форум, в 45 году апостол Павел был подвержен римлянами телесным наказаниям, а затем своей проповедью обратил в христианство первого в истории римского чиновника — проконсула Кипра Сергия Павла [2] .

В IV веке на фундаменте римского форума была возведена величайшая по размерам кипрская ранневизантийская базилика Панагия Хрисополитисса с живописными мозаичными полами. В V—VI веках здание базилики было модифицировано. Первоначально у базилики было семь приделов или нефов, однако впоследствии их количество сократили до пяти [2] [1] . Внутреннее пространство базилики было разделено гранитными колоннами, которые поддерживали двойную арку над внутренним алтарём. Некоторые из этих колонн разной степени сохранности до сих пор находятся на своих первоначальных местах. У базилики было три обычные апсиды, а также центральная, уникальная для Кипра, двойная апсида. На западной стороне базилики находились притвор и обширный атриум с портиками и открытым двором вокруг. Элементы колоннады атриума также сохранились до нашего времени. В центре атриума находился восьмиугольной формы фонтан. Полы были украшены изящными мозаичными картинами, некоторые из которых сохранились до наших дней и в настоящее время раскопаны, очищены и восстановлены [1] .

Базилика стала собором местной епархии [3] . В 1103 году в соборе был похоронен умерший в Пафосе король Дании Эрик I Великодушный, совершавший паломничество в Иерусалим [4] [1] .

Около 1300 года северо-западнее базилики Панагии Хрисополитиссы была возведена церковь в готическом стиле, которая вероятно принадлежала ордену францисканцев. Это была довольно большая трёхнефная церковь с капеллой Фрари. Некоторые статуи в ренессансном стиле найденные на месте церкви, были датированы XV веком. Когда в 1570—1571 годах Османская империя захватила Кипр, церковь францисканцев была превращена в мечеть, однако уже в конце XVI века она рухнула, возможно, в результате землетрясения. В настоящее время, благодаря проведённым раскопкам, видны полы и некоторые части стен этой церкви [5] .

Читайте также  Церковь Св. Дмитрия

Современная церковь Агиа-Кириаки была возведена католической епархией Пафоса около 1500 года на руинах разрушенной к тому времени византийской базилики. Это трёхнефная церковь с восьмиугольным архитектурным фонарём в центре здания. В последующие годы в облик здания были внесены различные изменения, в частности, на рубеже XIX века была пристроена колокольня. Захватившие Кипр турки-османы передали этот католический храм Кипрской православной церкви [5] .

Современность

В 1987 году митрополит Пафсский Хризостом (Димитриу), по прошествии четырёхсот лет, предоставил церковь для проведения богослужений католическому приходу Пафоса, входящему в Латинский патриархат Иерусалима. С 1988 года свои службы в церкви проводят члены англиканского и лютеранского сообществ Кипра, а так же прихожане Маронитской католической церкви. Кроме того, в церкви до сих пор проводятся и православные службы по некоторым особым поводам, например, по случаю празднования дня апостолов Петра и Павла и памяти посещения апостолов Павла и Варнавы [6] [3] .

Церковь Агиа-Кириаки стала первым пунктом, который 4 июня 2010 года посетил Папа Римский Бенедикт XVI в рамках своего путешествия «По следам апостола Павла» [7] .

Первым раннехристианским объектом для посещения были выбраны катакомбы Святой Соломонии.

Катакомбы Святой Соломонии (Agia Solomoni Christian Catacomb) — небольшой подземный раннехристианский комплекс захоронений и почитания культа св. Соломонии, матери семи мучеников Маккавеев. В одной из пещер находится святой источник, по преданию, исцеляющий от болезней глаз.

На момент нашего посещения источник был очень сильно захламлен.

В подробности о происхождении катакомб вдаваться не буду, но по некоторым суждениям о захоронении в этих катакомбах Святой Соломонии и её детей речи быть не может, в данном случае это действительно только комплекс захоронений и почитания культа.

По направлению к морю следующей достопримечательностью для нас стали Церковь Панагия Хрисополитисса и колонна апостола Павла.

Церковь Панагия Хрисополитисса (греч. Παναγία Χρυσοπολίτισσα — Всесвятая (Богородица) Златоградая), или Церковь Святой Кириакии (Агиа-Кириаки), или Агиа-Кириаки Хрисополитисса — первоначально ранневизантийская базилика, а затем средневековая католическая церковь, расположенная неподалёку от гавани Като-Пафоса в городе Пафос, Республика Кипр. Церковь является одним из пунктов христианского паломничества и символом экуменизма, помимо прочего, благодаря находящейся в её ареале колонне апостола Павла, к которой, по преданию, был привязан апостол Павел во время его бичевания сорокаконечной плетью.

После церкви дошли до Археологического парка, уточнили цены, время близилось к закату, поэтому посещение Археологического парка отложили на утро. Развернулись и двинулись по направлению к Kings Avenue mall.

На обратной дороге посетили Пещеру Святого Ламбриана (Agios Lambrianos Rock-Cut Chamber), вырубленную в скале.

Катакомбы Святого Ламбриана (Агиос Ламбрианос) Agios Lambrianos Rock-Cut Chamber (Tomb) — катакомбный раннехристианский комплекс, вероятно использовавшийся для богослужения и проживания.

Здесь же не далеко посетили Древнюю каменоломню (Fabrica (old quarry-caves)).

Древняя каменоломня, холм (гора) «Фабрика» (Fabrica (old quarry-caves)) – археологические раскопки проведены сравнительно недавно. В известковой горе вырублено большое количество ходов и камер. На сегодняшний день не удалось выяснить их прямое назначение. Примерный возраст III век до нашей эры.

Прогуливаясь по развалинам каменоломни дошли до раскопок Античного театра (Ruins of Hellenic Theatre).

Античный театр (Ruins of Hellenic Theatre) – раскопки ведутся с 2006 года. Театр был построен в IV веке до н.э.

Раскопки во многих местах Като Пафоса ещё в полном разгаре.

На этом погружение в прошлое у нас подошло к завершению, и мы направились в отель.

День посвятили отдыху от нашего отдыха – на маршрутном автобусе под номером 615 съездили на пляж Coral Bay, а вечером решили прогуляться к археологическому парку, по пути навещая археологические достопримечательности, часть из которых приметили вчера во время прогулки до набережной Пафоса.

Первым раннехристианским объектом для посещения были выбраны катакомбы Святой Соломонии.

Катакомбы Святой Соломонии (Agia Solomoni Christian Catacomb) — небольшой подземный раннехристианский комплекс захоронений и почитания культа св. Соломонии, матери семи мучеников Маккавеев. В одной из пещер находится святой источник, по преданию, исцеляющий от болезней глаз.

На момент нашего посещения источник был очень сильно захламлен.

В подробности о происхождении катакомб вдаваться не буду, но по некоторым суждениям о захоронении в этих катакомбах Святой Соломонии и её детей речи быть не может, в данном случае это действительно только комплекс захоронений и почитания культа.

По направлению к морю следующей достопримечательностью для нас стали Церковь Панагия Хрисополитисса и колонна апостола Павла.

Церковь Панагия Хрисополитисса (греч. Παναγία Χρυσοπολίτισσα — Всесвятая (Богородица) Златоградая), или Церковь Святой Кириакии (Агиа-Кириаки), или Агиа-Кириаки Хрисополитисса — первоначально ранневизантийская базилика, а затем средневековая католическая церковь, расположенная неподалёку от гавани Като-Пафоса в городе Пафос, Республика Кипр. Церковь является одним из пунктов христианского паломничества и символом экуменизма, помимо прочего, благодаря находящейся в её ареале колонне апостола Павла, к которой, по преданию, был привязан апостол Павел во время его бичевания сорокаконечной плетью.

После церкви дошли до Археологического парка, уточнили цены, время близилось к закату, поэтому посещение Археологического парка отложили на утро. Развернулись и двинулись по направлению к Kings Avenue mall.

На обратной дороге посетили Пещеру Святого Ламбриана (Agios Lambrianos Rock-Cut Chamber), вырубленную в скале.

Катакомбы Святого Ламбриана (Агиос Ламбрианос) Agios Lambrianos Rock-Cut Chamber (Tomb) — катакомбный раннехристианский комплекс, вероятно использовавшийся для богослужения и проживания.

Здесь же не далеко посетили Древнюю каменоломню (Fabrica (old quarry-caves)).

Древняя каменоломня, холм (гора) «Фабрика» (Fabrica (old quarry-caves)) – археологические раскопки проведены сравнительно недавно. В известковой горе вырублено большое количество ходов и камер. На сегодняшний день не удалось выяснить их прямое назначение. Примерный возраст III век до нашей эры.

Прогуливаясь по развалинам каменоломни дошли до раскопок Античного театра (Ruins of Hellenic Theatre).

Античный театр (Ruins of Hellenic Theatre) – раскопки ведутся с 2006 года. Театр был построен в IV веке до н.э.

Раскопки во многих местах Като Пафоса ещё в полном разгаре.

На этом погружение в прошлое у нас подошло к завершению, и мы направились в отель.

Благодарю вас за проявленный интерес к моему творчеству, надеюсь кому-то мои публикации послужили мотивацией к действию или предоставили полезную информацию.

Если вам нравятся мои записи, и вы хотели бы быть всегда в курсе выхода новой публикации, подпишитесь на получение уведомлений по электронной почте или подпишитесь на rss-канал, и вы всегда будете знать, что я опубликовал что-то новенькое.

pharmateacher

pharmateacher

То место, где всегда больше всего туристов — Като Пафос, что значит — Нижний Пафос.
Като Пафос — туристический прибрежный район, где находятся основные достопримечательности, кафе, рестораны, бары и магазины, отели.

Сейчас прогуляемся по набережной от муниципального пляжа до венецианской крепости и дальше — по проспекту Апостола Павла до отеля «Роман Бутик». Будем осматривать древности, находящиеся вот в этом треугольнике:

Отправная точка — скульптура «Мальчик с рыбой» кипрского мастера Йоты Иоанниду. Й.Иоаниду также автор скульптуры «Девочка с воробьем», что установлена в Пано Пафосе ( Верхнем Пафосе).
(показывала ее тут : https://pharmateacher.livejournal.com/138587.html).

Туристы любят фотографироваться около мальчика. Плечи, смотрю, истерты у него — наверное, здесь тоже желания люди загадывают).

Если пройти вдоль набережной мимо современного порта еще чуть-чуть,

увидим еще одну работу этого скульптора — «Афродита». Современная такая Афродита.
Почему Афродита . Наверное, потому, что это скульптура женщины, которая тоже вышла из моря. Или море ее выбросило)

Рядом с этой «Афродитой» — средневековый замок Пафоса.

Замок изначально был византийской крепостью, построенной , чтобы защищать порт.

Возвели его в 13 веке, был потом разрушен венецианцами во время османского вторжения и перестроен османами после захвата острова в 16 веке.
На протяжении своей долгой истории замок использовался как для защиты, так и в качестве тюрьмы, а также как склад соли в то время, когда остров был британской колонией.
Сегодня он считается одним из символов Пафоса.

На площади перед замком частенько проводятся культурные мероприятия, а в сентябре проходит ежегодный оперный фестиваль Афродиты.

Читайте также  Где в Бангкоке поменять доллары на баты

В десятке метров от замка ( форта) — вход на территорию Археологического парка ( можно о нем почитать здесь : https://pharmateacher.livejournal.com/138016.html) и тут же начинается проспект Апостола Павла.

Вдоль проспекта — туристические агентства, кафе, магазины. Тут же — автовокзал Като Пафос.
А названия улочек, пересекающих проспект Апостола Павла какие !
Улица Плутарха. Улица Афродиты. Улица Дедала. Тут же — улица Икара. Чуть дальше — улица Аполлона. Улица Ясона. Еще дальше — улица Пандоры, улица Пенелопы.. Мифы и легенды Древней Греции просто)

Гуляя по проспекту, можно выйти к церкви Святой Кириаки.
На самом деле, на территории не только церковь можно увидеть, но и остатки других строений.
Археологический комплекс огорожен забором (вход свободный). Для осмотра комплекса над руинами проложены мостки. Очень удобно.

Церковь Святой Кириаки нередко называют именем Панагии Хрисополитиссы (Богородицы Всесвятой Золотоградной).
Церковь 12-13 века была возведена на месте крупнейшей византийской базилики 4 века крестоносцами.
Византийская же базилика 4 века Панагии Хрисополитиссы имела семь приделов и была богато украшена фресками, цветные мозаичные полы рядом с ней частично сохранились до наших дней.

С 1988 года свои службы в церкви Агия Кириаки проводят священники лютеранского и англиканского сообществ Кипра, а также Маронитской католической церкви. А по особым праздникам, таким, как день апостолов Петра и Павла, проводятся православные службы.

Попасть в церковь, увы, не удалось : она была закрыта.

От античного храма осталась часть беломраморной колонны, к которой, по легенде, был привязан апостол Павел во время его бичевания сорокаконечной плетью за проповедование христианства.

В то время Пафос был столицей Кипра и местом римского проконсула.
Позднее апостол Павел все-таки обратил в христианство римского проконсула, правителя Кипра Сергия Павла. Таким образом, Кипр стал первым государством, правитель которого был христианином. В 40-х годах нашей эры на острове воцарилось христианство .
Сей факт считается началом распространения христианства во всем мире, а колонна Святого Павла считается важной христианской реликвией.

По левую руку от колонны Павла лежат руины готической церкви , построенной около 1300 года . При османах церковь была перестроена в мечеть, но прослужила им буквально пару десятилетий и была разрушена во время землетрясения.

Неподалеку был расположен дворец епископа.

Был разрушен арабами, но все-таки осталось кое-что : напольная мозаика 4 века и несколько отдельно стоящих колонн.

Перед центральной частью церкви Хрисополитиссы находится атриум 4-7 века — некогда внутренний двор базилики, окруженный портиками. Двор имел прямоугольную фору и составлял 24 метра в длину и 32 метра в ширину.

Полы портиков и центрального двора были украшены мозаичными композициями из геометрических мотивов.

В самом же центре атриума находился круглый фонтан.

Вблизи входа в археологическую зону находится памятная плита, сообщающая, что в базилике в 1103 году был похоронен король Дании Эрик I Великодушный (Eric I Ejegod 1095 — 1103), скончавшийся в Пафосе по пути к Святой Земле.

Чуть дальше от комплекса Хрисополитиссы можно обнаружить бани , изначально построенные в римском и византийском периодах.

Бани были перестроены во времена Средневековья и изменены в период Османской империи, в результате чего сочетали в себе функциональность и архитектурные особенности римской парилки и византийских ванн с арабской и османской традициями паровых купаний.

Как и их римские предшественники, эти бани состояли из двух куполообразных теплых комнат и двух небольших холодных комнат со сводчатой крышей, расположенных по двум сторонам узкого длинного коридора, через которые последовательно проходили купальщики.

Недалеко от комплекса Хрисополитиссы, чуть севернее, также есть еще одни подобные бани.

Если не просто идти мимо домов вдоль улицы, а пытаться примечать еще что-то по сторонам, то вы непременно увидите, что то тут, то там просматриваются остатки древних сооружений.
Это может быть небольшая кладка стены или кусочек фундамента. Их стараются сохранить.
Вот — двор жилого дома.

Если же идти дальше вдоль проспекта Апостола Павла, придем к месту, известному как Пещера Агиос Агапитикос.

Рядом с пещерой Агиос Агапитикос когда-то были пещеры Агиос Миситикос и Агиос Ксоринос. Последние две были разрушены.

Существует поверье, что тот, кто влюблен, должен тайно посетить пещеру, оставить несколько монет, взять щепотку земли из пещеры и бросить ее в напиток для того человека , в которого влюблен, чтобы любовь оставалась долгой и взаимной.
Чего только не придумают)

По дороге встречается еще одна достопримечательность Пафоса — катакомбы Святой Соломонии.
Ориентир — старое фисташковое дерево, обвешанное кусочками ткани. Верующие повязывают их на священное дерево в надежде на исцеление от своих болезней.

Возле этого дерева находится сам вход в катакомбы Святой Соломонии.

По преданию, во времена гонений на христиан внутри катакомб укрывалась семья Соломонии, нашедшая под землей убежище от преследования сирийского царя Антиоха.

Когда их нашли, над семью сыновьями Соломонии (в Библии они упоминаются как семь святых мучеников Маккавеев) устроили кровавую расправу прямо на ее глазах. Но никто из них не отрекся от веры, а женщина осталась молиться у тел своих мертвых детей. Вскоре она сама скончалась от горя.

Святая Соломония, семь мучеников Маккавеев и учитель их Елеазар почитаются и православной, и католической церковью.

После трагических событий, произошедших ориентировочно во 2 веке нашей эры, место начали считать святым, стали приходить паломники.
Под землей создали пещерную церковь .

Верующие, посещающие Пафос, всегда стараются помолиться в часовне в катакомбах.

Интересен факт, что катакомбы привлекли внимание крестоносцев, прибывших на остров в 13 веке. Их усилиями были расписаны стены и своды гротов. От росписей сейчас практически ничего не осталось, иногда только небольшие фрагменты можно рассмотреть.

Место считается святым и целебным.
Если взять фонарик (подземелье не освещается), то можно дойти до подземного источника, набрать святой воды. Но я была без фонарика и плутать в пещерах не решилась. Далеко не пошла.

За катакомбами находится отель Roman Boutique, от которого видна современная церковь Святых Бессеребренников.

Отель примечателен своим внешним видом. Необычный отель, похож на средневековую крепость. Судя по флагам, в нем в тот момент проживали туристы из Китая, России и Германии.

Напротив него — агентство недвижимости .

Дальше мой путь лежал к Царским гробницам. О них — потом)

Достопримечательности Пафоса

Пафос делится на две части: нижний (Като Пафос) и верхний (Пано Пафос, или Ктыма). Нижний Пафос протянулся вдоль моря, верхний расположился в 6 км от моря, на возвышенности. От гавани начинается главная улица Пафоса – улица апостола Павла, которая заканчивается в центре верхнего Пано Пафоса.

Достопримечательности Пафоса

Главные достопримечательности Пафоса находятся в нижнем городе – это две большие археологические зоны: античный Пафос с мозаиками и Царские гробницы, каменоломни, амфитеатр, катакомбы Соломонии, руины раннехристианской базилики Хрисополитисса с колонной апостола Павла, турецкие бани, портовая крепость.

В верхнем городе находятся музеи: археологический, этнографический, византийский.

Достопримечательности Пафоса на карте

Осмотр Пафоса лучше начать с его главной достопримечательности — археологического парка, которому я посвятила отдельный рассказ.
Покинув археологический парк, мы по-прежнему остаемся в пределах античного Пафоса. За забором остается музейная зона, мы же переходим оживленную улицу апостола Павла и продолжаем осмотр древнего города, достопримечательности которого уже находятся в открытом доступе.

Каменоломни

Прежде всего, мы попадаем в каменоломни (Fabrica Hill). По лесенке спускаемся под землю и оказываемся в больших залах. Да, со строительным материалом здесь проблем не было. Вырубай из известняка блоки и строй.

Вход в каменоломни

Цикламены на камнях

Поднявшись из каменоломен, видим под навесом остатки античного дома с сохранившимся фрагментом мозаичных полов.

Вилла с мозаиками

Немного пройдя по плато, оказываемся на краю большого, сильного разрушенного театра – главного амфитеатра древнего Пафоса, построенного в 4 веке до н.э.

Катакомбы Святой Соломонии

Возвращаемся к улице апостола Павла и доходим до фисташкового дерева, увешанного тряпицами (оно находится прямо у автобусной остановки).

Дерево перед входом в катакомбы Соломонии

Возле этого дерева находится вход в катакомбы Святой Соломонии. Семеро ее сыновей (в Библии они упоминаются как семь святых мучеников Маккавеев) были замучены за веру на глазах матери, которая скончалась после казни последнего, младшего сына. Случилось это еще в до-христианское время, в 166 г. до н.э. Их заставляли поклоняться Зевсу, они же остались верны Богу истинному и единому. Святая Соломония, семь мучеников Маккавеев и учитель их Елеазар почитаются и православной, и католической церковью.

Читайте также  Водопады в Лазаревском

Достоверно не подтверждено, что именно в этих катакомбах они скрывались, бежав из Палестины, и что Соломония здесь похоронена. Однако место считается святым и целебным.

Спустимся в катакомбы. В пещерном зале висят иконы.

Крутая лесенка ведет вниз, к подземному источнику – прозрачнейшему.

Источник с целебной водой

Я, не видя границы воды, (подсвечивала себе мобильным) шагнула в воду двумя ногами. А полагается этой водой омывать глаза – считается, что вода из источника исцеляет зрение.

Фисташковое дерево, склоненное над этим святым местом, тоже имеет целебную силу. Надо привязать к нему тряпицу, которой до этого прикрывал больное место, и когда эта тряпица на дереве истлеет, вернется здоровье.

Святые места на этом не кончаются.

Базилика Панагия Хрисополитисса

Опять идем вдоль оживленной улицы апостола Павла. Доходим до улицы Стасандроу (Stasandrou) и сворачиваем налево. Улица Стасандроу приведет нас к остаткам базилики Хрисополитисса.

Все, что осталось от базилики, — фундаменты с остатками мозаик и два ряда колонн, однако и по немногому оставшемуся можно представить грандиозность сооружения. Церковь была построена в 4 веке на месте древнеримского форума и храма.

Теперь над остатками базилики и античного форума проложены мостки.

В дальнем углу археологической зоны стоит небольшая церковь Святой Кирияки, построенная в 1500 году.

Церковь Святой Кирияки

От античного храма осталась часть беломраморной колонны, к которой, как говорит, предание, был привязан апостол Павел и бит плетьми.

Колонна апостола Павла

Однако впоследствии Павел все же сумел привлечь в свою веру римского проконсула Сергия, и на острове воцарилось христианство – уже в 40-х г. н.э.

По левую руку от колонны Павла лежат руины готической церкви (предположительно, францисканской), построенной около 1300. При турках (в 1570-х) церковь была перестроена в мечеть, но прослужила им буквально пару десятилетий и была разрушена во время землетрясения.

Руины готической церкви

Еще левей готической церкви находятся старинные турецкие бани с интересными полукруглыми куполами.

Если же, напротив, пойти от входа в базилику направо, то улочка выведет вас прямо к городской автостанции Харбор.

Царские гробницы

«Царские гробницы» — еще одна археологическая зона Пафоса, которая расположена на известняковом плато вдоль моря.

Туда лучше подъехать от автостанции Харбор на автобусе 615. Этот автобус идет до Коралловой бухты, ходит он примерно раз в пятнадцать минут и всегда делает остановку возле «Tombs Of The Kings».

Билет в этот музей под открытым небом стоит 2 евро. Работает ежедневно, с 8-ми утра, зимой до 17, летом – до 19-30.

На осмотр «Царских гробниц» вполне достаточно часа.

Зона содержит многочисленные подземные гробницы эллинистического и птолемеевского периодов (3-4 вв. до н.э.). Названные за пышность «царскими», в действительности это захоронения местной знати, а не царей.

Один из курганов

Погребальные комплексы имитируют собой дома того времени. В центральный зал (атриум) ведет ступенчатый коридор (дромос).

Дромос, вход в подземную гробницу

Часто по периметру атриума стоят колонны.

Проходим в атриум

Из атриума проходят в погребальные комнаты, в стенах которых вырублены погребальные ниши (локули).

Погребальные ниши — локули

Некоторые камеры были покрыты фресками. Входы были украшены резьбой, имитирующей фасад храма.

Захоронения находятся в разной степени сохранности. Дорожка проходит вдоль курганов, возле каждого стоит табличка с описанием на греческом и английском языках.

Дома, построенные под землей для умерших, с колоннами, фресками, колодцами, составляют целое поселение. Этот город мертвых поражает своим размахом.


На этом я заканчиваю рассказ о достопримечательностях нижнего Пафоса (Като Пафоса).

Другие рассказы об этой поездке:

Промокоды
При покупке тура на Travelata
-скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. — по промокоду AF300putevye
-скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. — по промокоду AF500putevye

Церкви Пафоса

Церковь Хрисополитисса

Церковь Хрисополитисса — это руины величественного храма-базилики, построенного в XIII веке.

Пол базилики был покрыт красочной мозаикой, некоторые элементы которой сохранились до наших дней. Особенно примечательна монограмма имени Спасителя Христа, в виде пересекающихся внутри круга греческих букв.

Также здесь сохранились части массивных стен и круглые колонны. Стены церкви состоят из камня и известняка.

С 1980 года церковь находится под охраной ЮНЕСКО. Сейчас это священное место поклонения англикан и католиков.

Координаты: 34.75768500,32.40971000

Церковь Святой Кирияки

Церковь XVIII века, построенная на месте древней византийской базилики. На ее территории находится Колонна Святого Петра. Также здесь ведутся археологические раскопки.

Церковь Святой Кирияки построена на месте полуразрушенной раннехристианской базилики Панагия Христополитисса. Примерное время постройки датируется XIII веком. Маленькая церковь из серого камня открыта для посещения целый день, до сих пор в ней проводятся богослужения. Рядом с церковью еще стоит почти разрушенная Колонна Святого Апостола Павла, к которой, по преданию, он был привязан и высечен плетью из 39 ремней.

Сегодня площадь старого храма осваивается археологами. Доказано, что на этом месте до храма находилась тюрьма, найдено старое кладбище. Есть предположение, что колонна на самом деле сохранилась от римского форума.

Координаты: 34.75910200,32.41378800

Церковь Агиос Георгиос

Агиос Георгиос — небольшой населенный пункт, отделяющий цивилизованный Пафос от более менее дикой, заповедной западной части острова — полуострова Акамас. Одноименная церковь — фактически единственная достопримечательность курортного городка. Возвышаясь почти на самом краю скалистого берега, она словно парит в небе. Ниже церкви есть смотровая площадка, откуда видны небольшой рыбацкий порт и пляж. Невозможно синее море, остров Геронисос в нем, простор — отсюда открывается поистине живописный вид. Чувство свободы и восторг — вот что испытываешь здесь.

Церковь святого Георгия Победоносца небольшая. Выглядит как компактная, коренастая, но удивительно гармоничная. Храм напоминает византийские церкви, только без куполов. Интерьер ничем не перегружен. Внутри просто, светло и как-то целомудренно. Церковь действующая. Считается, что святой Георгий покровительствует влюбленным. Поэтому можно попросить его помочь укрепить чувства и защитить свои отношения. Говорят, помогает.

Недалеко от Агиос Георгиос находится древняя старая церковь, в которой хранится старинная икона.

Координаты: 34.90265100,32.31945700

Церковь Panagia Theoskepasti

Церковь Panagia Theoskepasti – это византийская церковь в центре Като Пафоса на Кипре.

В византийские времена на острове процветало христианство и были построены многие монастыри и церкви. Среди них была церковь Panagia Theoskepasti, которая была посвящена Деве Марии. Церковь была построена в нескольких метрах от моря, на выступающей скале, возвышаясь над окружающим пейзажем.

К концу XI-го века, когда сарацины начали нападать на Кипр, церковь противостояла набегам арабов. Согласно легенде, церковь была завуалирована темными облаками тумана и становилась невидимой. Благодаря этой легенде церковь получила название «Theoskepasti» от греческого слова «Теос» и «skepazo», которое означает «Бог» и «вуаль».

Современная церковь Panagia Theoskepasti была построена на фундаменте византийской церкви, построенной в 1923 году. Полное восстановление современной церкви было завершено в марте 2009 года. В церкви хранятся драгоценные портативные иконки. Среди них — посеребренная икона. Как полагают, она была одной из семидесяти икон, написанных евангелистом Лукой.

Координаты: 34.75910200,32.41558400

Церковь Святого Георгия

Прекрасная белокаменная церковь Святого Георгия была основана в городе Пафос в 1939 году. Так как храм не имеет собственного священника — каждые две недели сюда приезжает священнослужитель из Ларнаки. В 1951 году на базе церкви открыли воскресную школу, которая функционирует до сих пор, но требует капитального ремонта. Рядом с храмом расположен небольшой музей, в коллекции которого собраны старинные облачения, иконы и различная церковная утварь. Каждый раз, посещая эту великолепную обитель, вглядываясь в ее древние иконописные изображения, открываешь что-то новое для своей души.

Внутри храма вы сможете ознакомиться с прекрасной настенной живописью XV века. Также здесь хранятся мощи великого Святого Апостола Филиппа, которые являются источником благодати для тысяч паломников. Все русскоговорящие прихожане, проживающие в городе Пафос, от всей души благодарят Митрополита Георгия за предоставленное им право ежемесячно проводить службы на русском языке в церкви Монастыре Святого Лазаря и Святого Георгия.

Координаты: 34.90266600,32.31971400