Церковь Двенадцати Апостолов

Собор Двенадцати апостолов

На сле­ду­ю­щий день по­сле празд­ни­ка Пер­во­вер­хов­ных Апо­сто­лов в ка­лен­да­ре зна­чит­ся «Со­бор слав­ных и все­х­валь­ных Две­на­дца­ти апо­сто­лов» (29 июня / 13 июля). Сла­вян­ское «Со­бор» (греч. Си­но­дос, от­сю­да сло­во «Си­нод», то же, что и лат. Congressus) – зна­чит бук­валь­но «сход­ка», «со­бра­ние». Это зна­чит, что Цер­ковь воз­да­ет честь не толь­ко двум Пер­во­вер­хов­ным, но всем бли­жай­шим уче­ни­кам Гос­по­да. Кто они и что нам о них из­вест­но?

Две­на­дцать апо­сто­лов («по­слан­ни­ков») – это из­бран­ная Иису­сом Хри­стом «кол­ле­гия» Его бли­жай­ших уче­ни­ков, со­ста­вив­шая яд­ро пер­во­хри­сти­ан­ской об­щи­ны. В ас­пек­те все­мир­ной мес­си­ан­ской ре­ли­ги­оз­ной мо­нар­хии, ос­но­ван­ной «Сы­ном Да­ви­да» (Мф.1:1), – Его «чрез­вы­чай­ные пол­но­моч­ные по­слы», го­во­ря совре­мен­ным ди­пло­ма­ти­че­ским язы­ком, на­де­лён­ные, вви­ду ис­клю­чи­тель­ной важ­но­сти их мис­сии, экс­тра­ор­ди­нар­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми и си­ла­ми (Мф.10:1-4; Мк.3:14-19). Из­бра­ние Две­на­дца­ти про­изо­шло по­сле вто­рой Пас­хи (с на­ча­ла об­ще­ствен­но­го слу­же­ния Иису­са Хри­ста), в на­ча­ле ле­та 28 го­да, вбли­зи Ка­пер­на­у­ма, пе­ред На­гор­ной Про­по­ве­дью (Лк.6:12-13). Спи­сок Две­на­дца­ти апо­сто­лов, име­ну­е­мых обыч­но про­сто «Две­на­дцать» или «уче­ни­ки», да­ёт­ся в си­ноп­ти­че­ских Еван­ге­ли­ях (Мф.10:2-4; Мк.3:16-19; Лк.6:14-16) и Де­я­ни­ях Апо­сто­лов (Деян.1:13). Их по­ря­док и име­на (про­зва­ния) при этом несколь­ко ва­рьи­ру­ют­ся.

1. Си­мон, по­лу­чив­ший от Хри­ста имя «Кифа» (по-гре­че­ски Петрос, Пётр), что зна­чит «ска­ла», «ка­мень» (Мф.16:16-19). Про­по­ве­до­вал в Иеру­са­ли­ме и Пе­ред­ней Азии. По пре­да­нию, окон­чил жизнь пер­вым епи­ско­пом Ри­ма.

2. Ан­дрей, про­зван­ный «Пер­во­зван­ным», брат ап. Пет­ра. Учил в Гре­ции и се­вер­ных зем­лях («Ски­фии»).

3. Иа­ков Стар­ший. Обез­глав­лен Иро­дом Ан­ти­пой в 44 го­ду.

4. Иоанн [Бо­го­слов], брат Иа­ко­ва Стар­ше­го, сын ры­ба­ка Зе­ве­дея, еван­ге­лист. Он и его брат про­зва­ны Хри­стом Во­анер­гес – «Сы­ны Гро­ма» (Мк.3:17; Лк.9:54).

5. Филипп, ро­дом из Виф­са­и­ды Га­ли­лей­ской. Про­по­ве­до­вал в Ски­фии и Фри­гии. В Иера­по­ле рас­пят на кре­сте вниз го­ло­вой. Па­мять 14/27 но­яб­ря. Рож­де­ствен­ский пост, на­чи­на­ю­щий­ся по­сле дня его па­мя­ти, на­зы­ва­ет­ся по­это­му «Филип­по­вым».

6. Вар­фо­ло­мей («Сын Тол­мая»), или На­фа­наил (Ин.1:45-50).

7. Мат­фей (пер­во­на­чаль­но «мы­тарь» – сбор­щик на­ло­гов), еван­ге­лист.

8. Фо­ма (по про­зви­щу «Близ­нец»). От­ка­зы­вал­ся ве­рить рас­ска­зам дру­гих апо­сто­лов о яв­ле­нии им Иису­са Хри­ста, же­лая преж­де ося­зать ра­ны Вос­крес­ше­го (Ин. 20 гл.). От­сю­да на­ри­ца­тель­ное имя – «Фо­ма неве­ру­ю­щий (то есть невер­ный)».

9. Иа­ков Ал­фе­ев (сын неко­е­го Ал­фея).

10. Фаддей (он же – Иуда Леввей, или Иуда Иако­влев; отож­деств­ля­ет­ся с ав­то­ром «Со­бор­но­го по­сла­ния апо­сто­ла Иуды»).

11. Симон Зилот (арам. Ка­нанит – «рев­ни­тель»), – ве­ро­ят­но, быв­ший член крайне на­цио­на­ли­сти­че­ской пар­тии зи­ло­тов, – сто­рон­ни­ков во­ору­жен­ной борь­бы с Ри­мом.

12. Иуда Ис­ка­ри­от, – имя и про­зва­ние про­ис­хо­дят, ве­ро­ят­но, от Иш-Ке­риот – «Че­ло­век из го­ро­да Ке­ри­о­та», – отож­деств­ля­е­мо­го с иудей­ским го­род­ком Ки­ри­а­фом (Нав.5:25); со­глас­но дру­го­му тол­ко­ва­нию, – от арам. isqaria – «лжи­вый»; или да­же от греч. sikarios, «сикарий» (бук­валь­но «кин­жаль­щик») – член на­цио­на­ли­сти­че­ской груп­пи­ров­ки, прак­ти­ко­вав­шей, как и зи­ло­ты, тер­ро­ризм в от­но­ше­нии рим­ских ок­ку­пан­тов. Су­ще­ству­ют и иные тол­ко­ва­ния его име­ни.

12a. Матфий (по­сле са­мо­убий­ства Иуды Ис­ка­ри­о­та, – Деян.1:15-26).

Сим­во­ли­че­ское чис­ло 12 свя­за­но с чис­лом две­на­дца­ти сы­но­вей Иа­ко­ва и, со­от­вет­ствен­но, две­на­дца­ти «ко­лен (т. е. пле­мён) Из­ра­иле­вых»: Две­на­дцать апо­сто­лов яв­ля­ют­ся как бы пред­ста­ви­те­ля­ми «Но­во­го Из­ра­и­ля» – Хри­сти­ан­ской Церк­ви. По за­вер­ше­нии зем­ной ис­то­рии им пред­сто­ит «на две­на­дца­ти пре­сто­лах су­дить две­на­дцать ко­лен Из­ра­иле­вых» (Мф.16:28). Со­глас­но древ­не­цер­ков­ной тра­ди­ции, про­по­ве­дью Две­на­дца­ти бы­ла охва­че­на вся «Все­лен­ная» (греч. Ой­кумена, Экумена, т. е. Рим­ская им­пе­рия) и да­же зем­ли за её пре­де­ла­ми, для че­го каж­дый из них по­лу­чил от Хри­ста свой тер­ри­то­ри­аль­ный «удел». Све­де­ния о де­я­тель­но­сти и му­че­ни­че­ской кон­чине Две­на­дца­ти (ко­то­рой из­бе­жал лишь апо­стол Иоанн) при­над­ле­жат древ­ней ре­ли­ги­оз­но-сим­во­ли­че­ской тра­ди­ции, ис­клю­ча­ю­щей жёст­кую оцен­ку с по­зи­ций ис­то­ри­че­ской до­сто­вер­но­сти.

Лит.: Пет­ров И. По­сла­ние Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста Две­на­дца­ти апо­сто­лов на про­по­ведь // Ве­ра и ра­зум. 1900. № 5–7; Кас­си­ан (Без­об­ра­зов), еп. Хри­стос и пер­вое хри­сти­ан­ское по­ко­ле­ние. М., 2001; Мень А., прот. Пер­вые апо­сто­лы. М., 1998.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

ОЙКУМÉНА (ЭКУМÉНА), куль­тур­ная ой­ку­ме­на (др.-греч. οἰκουμένη, ой­куменэ; в позд­нем про­из­но­ше­нии икумени, экумена, от οἰκέω – «на­се­ляю, оби­таю»), – тер­мин ан­тич­ной гео­гра­фи­че­ской мыс­ли, бук­валь­но «оби­та­е­мая зем­ля», «все­лен­ная», «мир», – то есть вся зем­ля, из­вест­ная гре­кам и пре­иму­ще­ствен­но на­се­лен­ная ими. Пер­вое опи­са­ние ой­ку­ме­ны встре­ча­ет­ся у гре­че­ско­го ис­то­ри­ка Ге­ка­тея Ми­лет­ско­го (ок. 546–480 до н. э.). Вско­ре это ан­тич­ное по­ня­тие «все­лен­ной» при­об­ре­та­ет куль­тур­но-по­ли­ти­че­ский, а за­тем и ре­ли­ги­оз­ный ха­рак­тер. Гра­ни­цы ой­ку­ме­ны сов­па­да­ют сна­ча­ла с гра­ни­ца­ми Ма­ке­дон­ской, а за­тем Рим­ской им­пе­рии (orbis Romanus). «Слу­чи­лось в те дни: вы­шел от Ке­са­ря Ав­гу­ста указ о пе­ре­пи­си по всей все­лен­ной» (Лк.2:1; см. так­же Деян.17:6 и др.). «Вар­вар­ские» – т. е. не гре­че­ские и не рим­ские – зем­ли ле­жат вне ой­ку­ме­ны. Им­пе­ра­то­ры стре­ми­тель­но со­кра­щав­шей­ся в сво­их раз­ме­рах Во­сточ­ной Рим­ской (на­зван­ной ита­льян­ски­ми гу­ма­ни­ста­ми Ви­зан­тий­ской) им­пе­рии упор­но име­но­ва­ли свою дер­жа­ву «все­лен­ской». Пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский, ти­ту­ло­вав­ший­ся «Эку­ме­ни­че­ским» («Все­лен­ским»), удер­жи­ва­ет этот ар­ха­и­че­ский ти­тул и сей­час, бу­дучи ре­аль­но епи­ско­пом Стам­буль­ским и ту­рец­ким под­дан­ным (Кон­стан­ти­но­поль не зна­чит­ся на кар­те ми­ра с 1453 г.). Столь же ар­ха­ич­но, но тра­ди­ци­он­но, име­но­ва­ние пра­во­слав­но­го Алек­сан­дрий­ско­го пат­ри­ар­ха «Су­ди­ёй Все­лен­ной».

Лит.: Фер­ра­ри Ж.-Л. Во­сток и За­пад «ой­ку­ме­ны» от Алек­сандра Ве­ли­ко­го до Ав­гу­ста: ис­то­рия и ис­то­рио­гра­фия // Вест­ник древ­ней ис­то­рии. 1998. № 2. С. 32–50.

(Ста­тья пред­на­зна­ча­лась для Рос­сий­ско­го гу­ма­ни­тар­но­го эн­цик­ло­пе­ди­че­ско­го сло­ва­ря. М.-СПб., 2002. Опуб­ли­ко­ва­на в кни­ге: Ру­бан Ю. Пас­ха. Свет­лое Хри­сто­во Вос­кре­се­ние: Ис­то­рия, бо­го­слу­же­ние, тра­ди­ции. СПб., 2014. С. 99.)

Церковь Двенадцати апостолов в Судаке

Храм Двенадцати апостолов в Судаке — это одна из древнейших церквей города. Он находится в историко-архитектурном комплексе «Генуэзская крепость». Церковь располагается за пределами крепостных ворот, у Портовой башни (другое название — башня Федерико Астагуэрра) и подножия судакской горы Палвани-Оба.

В отзывах о церкви, туристы восхищаются аскетичной архитектурой и внутренними росписями, которые выполнены очень аутентично. Специально ехать для осмотра храма в село Уютное они не советуют, но если ваш маршрут проходит мимо подножия горы Палвани-Оба, то посетить храм стоит. Внешне осмотреть храм можно из Генуэзской крепости.

История

Храм был возведен зодчими из Армении для греческой общины многонационального Судака. В средневековые времена он именовался Храм пророка Божия Илии и имел более впечатляющие размеры. Точную дату постройки сложно определить. Историки называют период с XIII по XV века. Именно в этом месте в средневековый период брали начало город Сугдея и Нижний порт.

Следующий этап в истории храма, который удалось отследить, — это XVII век. За столетие от турецких набегов Церковь Двенадцати апостолов была дважды разрушена. В результате, греческая община забросила храм, и он перешел во владения армянской церкви. Храм так и не был восстановлен полностью — то, что сохранилось до наших дней, лишь его малая часть.

Новым разрушениям Храм Двенадцати апостолов подвергся в период Второй Мировой войны. Именно тогда была уничтожена церковная фреска с изображением Тайной вечери. Реставрационные работы в храме стартовали еще в СССР — в конце 80-х годов. В 2006 году современные живописцы Киевского реставрационного центра попытались воссоздать фрески, стилизовав свои изображения под старинную роспись. Тематикой фресковой росписи была выбрана все та же Тайная вечеря — вдоль двух стен храма изображены апостолы в полный рост, в центре, у алтаря, находится фреска с изображением Иисуса Христа.

Первая служба в реновированной Церкви 12 апостолов в Судаке прошла на Пасху в 2009 году — тогда был проведен праздничный молебен. Торжественное открытие храма состоялось месяцем позже, 24 мая. Открытие церкви приурочили ко дню Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Архитектура

Храм был возведен в византийском стиле однонефной базилики, уже устаревшим для того времени, но очень распространенном на многоконфессиональном Крымском полуострове. Архитектура религиозной постройки довольна аскетична — украшением стен с внешней стороны являются несколько резных блоков в сельджукском стиле.

Несмотря на то, что храм называют церковью, он больше напоминает небольшую часовню. Храм 12 апостолов в Судаке возведен на прямоугольном фундаменте, вход внутрь находится с западной стороны. Над железными дверями с незатейливой ковкой в виде крестов, располагается надвратная икона Иисуса Христа из известняка.

В церкви 3 окна, выходящих на запад, юг и восток. Окна небольшие, свет внутрь почти не проникает. Храмовая апсида имеет 5 граней. По историческим данным, до середины XX на одной из стен была заметна фреска, изображающая Тайную вечерю (Иисус Христос с 12 апостолами). Именно от этой фрески и произошло название церкви. В северной стене храма находится ниша, ранее их было две.

Достопримечательности рядом

Так как храм удален от других крупных достопримечательностей Судака, стоит заранее подготовить список туристических объектов, которые можно посмотреть рядом с Церковью апостолов. Помимо Портовой башни, поднимаясь на гору Палвани-Оба, можно увидеть руины оборонительного сооружения, возможно еще одной башни. Несколько лет назад, у подножия горы был обнаружен фундамент еще одного храма. Археологи предполагают, что храм был также небольшим, возможно выполнял функции часовни. В целом местность у горы Палвани-Оба малолюдная, даже в летнее время здесь немного туристов. На склонах горы можно устроить пикник с живописным видом на окрестности. Вблизи расположены 3 оборудованных пляжа.

Как добраться до Церкви Двенадцати апостолов в Судаке

Средневековый храм находится с западной стороны от Генуэзской крепости. Отправляясь к подножию горы Палвани-Оба на автомобиле, ориентируйтесь на пансионат «Крымская весна». Храм расположен на противоположной стороне дороги (слева, если стоять спиной к Судакской крепости).

Из Судака можно добраться и на общественном транспорте. Нужный автобус — № 6, до поселка Уютное. Автобус отправляется каждые 7–10 минут. Расстояние от автобусной остановки до храма и Портовой башни — 750 метров.

Так как в летнее время автобусы отправляются переполненные, комфортнее передвигаться на такси. Вызвать такси через приложения в Судаке не получится — здесь функционируют только местные службы: Судак Такси, Эконом-такси в Судаке, Shark taxi.

Служба в Храме 12 апостолов в Судаке

МОСКОВСКИЙ ХРАМ ДВЕНАДЦАТИ АПОСТОЛОВ

Московский храм Двенадцати апостолов в Патриаршем доме в Кремле

Московский храм во имя Двенадцати апостолов в Патриаршем доме в Кремле с придельным домовым храмом апостола Филиппа Московской епархии

  • Престолы: Собора Двунадесяти апостолов (главный); ап. Филиппа (придельный)
  • Адрес: Россия, 101000, г. Москва, Кремль, Соборная площадь
  • Тел.: (495) 695-37-76
  • Сайт в Сети православных сайтов — Prihod.ru: http://apostolmos.moseparh.ru/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Храм расположен на Соборной площади Кремля, к северу от Успенского собора. Со своей восточной стороны храм галереей соединен с Патриаршими палатами в Патриаршем дворе. Проезд — до станции м. «Александровский сад», «Боровицкая».

    В 1566-1568 годах на митрополичьем дворе на этом месте была построена церковь Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Она также имела придел апостола Филиппа и, как считают, была построена митрополитом Филиппом, прежде Соловецким игуменом.

    В середине XVII века царь Алексей Михайлович подарил патриарху Никону пустовавший Царе-Борисов двор, примыкавший к Патриаршему двору. Территория Патриаршего двора таким образом увеличилась, и взамен храма Соловецких чудотворцев в период с 1652 по 1656 год был построен нынешний внушительный храм, первоначально освящённый во имя апостола Филиппа. Строительные работы производились русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым. Место разобранной церкви заняли паперть нового храма и вновь образованные сени, ведущие в каменные кельи Никона, пристроенные с севера. Проезд на Передний двор патриарха был устроен в подклете Филипповской церкви.

    В 1681 году храм был переосвящён во имя Двенадцати апостолов, а на третьем этаже патриаршего дома при кельях патриарха был устроен домовый храм во имя апостола Филиппа.

    С 1721 года храм был в ведении Синодальной конторы и много раз перестраивался. В 1722 году архитектор И. П. Зарудный под главами собора устроил ризницу и установил новый иконостас. Со второй половины XVIII века в Крестовой палате Патриаршего двора находилась мироварня, а само миро хранилось в алтаре церкви Двенадцати апостолов.

    В 1917 году собор Двенадцати апостолов и храм апостола Филиппа сильно пострадали во время артиллерийского обстрела Кремля сторонниками большевиков — было разбито большое Святое Распятие, патриаршая ризница превращена в груду мусора, пострадало Евангелие 1115 года. В 1918 году храмы были закрыты и включены в состав Музеев Московского Кремля. Второй этаж Патриаршего дома, включая собор, Трапезную, Крестовую и другие палаты заняла экспозиция кремлевского Музея прикладного искусства и быта России XVII века. Начиная с 1920-х годов проводилась реставрация.

    От большого комплекса Патриаршего двора до нашего времени уцелели церковь Двенадцати апостолов, корпус жилых палат с церковью апостола Филиппа и Мироваренная палата. Смежная с ней столовая палата сильно перестроена. Патриаршая ризница частично разорена, распылена по другим музеям. Находящийся в храме резной деревянный иконостас конца XVII века был перенесен в 1929 году из разрушенного собора Вознесенского монастыря. Ныне весь второй этаж Патриаршего дома, включая храм, трапезную, Крестовую и другие палаты занимает экспозиция музея прикладного искусства и быта России XVII в. Храм апостола Филиппа разорен: остался лишь алтарь, находящийся с южной стороны палат.

    В начале 1990-х годов храм Двенадцати апостолов был передан Русской Православной Церкви, после чего раз в год, на престольный праздник, там стала совершаться Божественная литургия. Доступ в храм ныне — по приглашениям. В остальное время церковь действует как музей. Церковь апостола Филиппа ныне числится её приделом.

    Архитектура

    Храм представляет собой четырехстолпное крестово-купольное здание на высоком подклете, прорезанном двумя аркадами для проезда с Соборной площади на внутренний Патриарший двор. Построен по образцам владимиро-суздальских храмов. В оформление барабанов стройного пятиглавия введена колончатая аркатура. Этот же мотив присутствует на фасадах, где два яруса аркатурно-колончатого пояса служат обрамлениями оконных проёмов и объединяют здание храма с примыкающими к нему палатами, а также и с Успенским собором. На северном фасаде устроено высокое двухъярусное крыльцо, общее для церкви и палат, в декорировке которого применены изразцы. Сохранились фрагменты настенных росписей конца XVII века.

    Зал Крестовой (Мироваренной) палаты (14 x 20 м) Патриаршего двора перекрыт единым сводом без промежуточных опор, что было выдающимся техническим новшеством для своего времени.

    Собор двенадцати апостолов

    ¦ 7. Собор двенадцати апостолов
    (стр. 50–54; илл. стр. 51, 52, 410–411)
    Новгородский музей, инв. 2822.
    Первая половина XV в. (около 1432 г.)
    137 × 97.

    Происхождение. Из иконостаса церкви Двенадцати апостолов «на Пропастех» на Софийской стороне в Новгороде (храмовая икона). Поступила в Новгородское епархиальное древлехранилище в 1915 г.

    Раскрытие. Первые пробные расчистки сделаны после поступления иконы в Древлехранилище (по предположению Э. А. Гордиенко, их исполнил П. И. Юкин): были частично сняты записи на одеждах апостолов, главным образом на одеждах Петра. С 1978 г. икона раскрывается Е. М. Кристи в Москве в объединении «Росреставрация».

    Доска липовая, из двух частей, с двумя односторонними несквозными шпонками. Ковчег, паволока.

    Сохранность. Многочисленные утраты первоначальной живописи. Все нимбы вырезаны вместе с грунтом до доски, заменены новыми вставками. Внутренние границы этих вставок идут по контуру голов и ликов (местами нарушая контур), наружные часто заходят на фон. На всех ликах сильно пострадали глаза. Наиболее сохранны глаза на лике Фомы.

    Самая большая вставка поздней живописи (XVI в.?) — в левом нижнем углу иконы: ее граница начинается на левом поле, поднимается до Евангелия в руках Марка, опускается вниз к колену Петра и далее захватывает ноги Петра и всю центральную часть позема, обрезая также пальцы ноги Павла. Эта вставка исполнена темперой и по приемам очень близка к первоначальной живописи.

    Многочисленные мелкие потертости, утраты, вставки и тонировки.

    Описание.

    Фигуры апостолов в рост, слегка склоненные, большинство в трехчетвертном повороте к центру композиции. Посредине изображены Петр и Павел, обращенные друг к другу в три четверти, и стоящий за ними в центре всей композиции старец Иоанн, слегка повернувшийся к Павлу. Слева пять фигур: на первом плане евангелист Марк и за ним евангелист Лука, в глубине апостолы Фома (у левого края), Иаков и Андрей. Справа четыре фигуры: на первом плане евангелист Матфей, за ним Симон, Варфоломей и Филипп (у правого края). Над апостолами вверху в центре — поясное изображение Спаса в голубом ореоле трех оттенков, окаймленном розовой полосой с белыми «облаками» в виде изгибающейся фестонами волнистой линии. Спас в желтых охряных одеяниях, благословляет обеими руками. Петр держит свернутый белый свиток; из-за плохой сохранности участка живописи нельзя установить, были ли в его руках ключи. Павел, Иоанн и Марк держат книги с желтой крышкой, украшенной крупными белильными жемчугами и камнями, с киноварным обрезом. У Матфея Евангелие с ярко-розовым обрезом. У остальных апостолов руки заслонены фигурами первого плана.

    Петр облачен в синий хитон и желтый гиматий, который в тенях имеет оранжевый оттенок. Павел в зеленом хитоне и лилово-коричневом гиматии. Марк в красном (киноварном) хитоне и темно-зеленом гиматии, накинутом на оба плеча. Лука в голубом хитоне и светло- сиреневом гиматии. У Фомы виден только кирпичный гиматий, у Иакова только голубой (зеленоватый) гиматий. Матфей облачен в киноварный хитон и оливковый гиматий, апостол рядом с ним (Симон?) — в голубой хитон и розово-сиреневый гиматий, одежды Варфоломея не видно, Филипп — в светло-красном хитоне и изумрудно-зеленом гиматии.

    Оттенки красок очень насыщенные, многие тона смешанные, переходные. На одеждах крупные белильные пробела, местами лежащие прозрачным слоем; контуры подчеркнуты темными описями. Лики, руки и ноги исполнены очень рельефно, плотной охрой по зеленовато-коричневому санкирю, с яркой подрумянкой и энергичными белильными «движками».

    Позем изумрудно-зеленый (виден в правой части иконы). Местами сохранилась обводка нимбов — красные и белые полоски. Фон и поля золотые (золото потерто), вокруг всей иконы киноварная обводка.

    Наверху на фоне, по сторонам «славы» с Христом, киноварная надпись, видимо XVI в. Слева она сохранилась фрагментарно, справа читается:

    Иконография.

    Праздник в честь двенадцати апостолов (30 июня) отмечался с глубокой древности. Сергий указывает в связи с этим, что церковь Апостолов в Константинополе восходит к эпохе Константина Великого, Похвальные слова — к Иоанну Златоусту, а месса апостолам на Западе была установлена с V в. 1 . В искусстве византийского круга апостолы изображались чаще всего в какой-либо евангельской сцене, а не в типе «Собора апостолов» 2 .

    1 Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока, II. М., 1876, II, Заметки, с. 180.

    2 Об апостолах и их изображениях в различных сценах см.:

    • H. Aurenhammer. Lexikon der christlichen Iconographie. Bd. I (Lief. 1–5). Wien, 1960–1965, 3, S. 214–222, bes. S. 218;
    • «Reallexikon zur byzantinisches Kunst». Herausgegeben von K. Wessel. Unter Mitwirkung von M. Restle. Bd. I– III (Lief. 1–24). Stuttgart, 1963–1978, 1, Sp. 227–239 (K. Wessel);
    • «Lexikon der christlichen Ikonographie». Herausgegeben von E. Kirschbaum. Bd. I. Rom, Freiburg, Basel, Wien, 1968, 1, Sp. 150–176 (E. Lucchesi Palli).

    Иконография «Собора двенадцати апостолов» не изучена. Сохранившиеся произведения и описания иконописных подлинников свидетельствуют, что изображения «Собора апостолов» бывали двух типов. Один из них — как в издаваемой новгородской иконе, с фигурами в рост, образующими единую группу. Кажется, самый ранний из сохранившихся образцов такого извода в византийском искусстве — икона раннего XIV в. в ГМИИ, с греческой надписью на фоне

    («Собор двенадцати апостолов») 3 . В одном из недавних иконографических
    ¦ справочников икона ГМИИ приводится как единственный пример малоизвестного и редкого извода 4 . Этому изводу, как можно предположить, близки иконы с изображениями не всех двенадцати, а нескольких апостолов — беседующих, размышляющих; ср., например, фрагмент синайской иконы второй половины XIV в. с апостолами Петром и Иоанном 5 (илл. стр. 197, 207). Ядром описываемой композиции «Собора апостолов» является изображение двух верховных апостолов — Петра и Павла; память Петра и Павла празднуется накануне «Собора апостолов», 29 июня.

    3 «Искусство Византии в собраниях СССР». Каталог выставки, тт. 1–3. Авторы-составители А. В. Банк, М. А. Бессонова. Под ред. А. В. Банк, О. С. Поповой. М., 1977, 3, № 933.

    4 «Reallexikon zur byzantinisches Kunst». Herausgegeben von K. Wessel. Unter Mitwirkung von M. Restle. Bd. I– III (Lief. 1–24). Stuttgart, 1963–1978, 1, Sp. 239.

    5 G. et M. Sotiriou. Icones du Mont Sinaï, I, II. Athènes, 1956, 1958, I, pl. 217.

    Особенность иконы Новгородского музея, по сравнению с византийским памятником из ГМИИ, — сомкнутость группы апостолов и изображение благословляющего Христа вверху, в ореоле. Эта деталь придает композиции сходство с «Вознесением» и «Отосланием апостолов на проповедь» (ср. ; ; ; ; ; ; ; ).

    Данный иконографический извод, с некоторыми вариациями, нашел отражение в поздних иконописных подлинниках: в сводном, в подлиннике из собрания С. Т. Большакова, в переводах из собрания В. П. Гурьянова 6 . А. И. Успенский видел в этом изводе ту же идею моления, деисусного предстояния, которая заключена в деисусном («апостольском») ярусе иконостаса 7 .

    7 А. Успенский. Собор 12-ти апостолов. Иконографическая заметка. «Московские церковные ведомости», 1902, с. 577.

    Не исключено, что формирование данного иконографического извода было связано на ранних этапах с торжеством иконопочитания, как это установлено по отношению к «Собору архангелов» 8 , и восходит тем самым к послеиконоборческой эпохе.

    8 Г. И. Вздорнов. Συναξισ των αρχαγγελον . — «Византийский временник», 32. М., 1971, с. 157–183.

    В новгородском искусстве XV в. этот редкий извод «Собора апостолов» встречается, помимо издаваемой иконы, в клейме иконы «Богоматерь Умиление» второй половины — конца XV в., из собрания Н. П. Лихачева (ГРМ, кат. № 54). В самом конце XV в. в Софийской таблетке появляется иной извод, с поясными изображениями апостолов среди стеблей вьющейся лозы (см. кат. № 63–21б). Видимо, этот извод более поздний, иллюстративно-литературный (на слова одного из ирмосов «Всел еси на коня. »); именно он становится в XVI–XVII вв. более распространенным. Тип иконы Новгородского музея свидетельствует о том, что именно новгородская иконопись сохранила в XV в. классическую византийскую традицию иконографии «Собора апостолов».

    Варианты «Собора апостолов» встречаются в новгородском искусстве и в XVI в. В миниатюре Апостола 1544 г., из Михалицкого монастыря, ГПБ, Соф. 45, л. 17 об., представлены двенадцать апостолов в рост (т. е. согласно древним образцам), на фоне храма, символизирующего апостольскую церковь. В центре — Христос в рост, с открытой книгой; правая рука Христа сложена в благословляющем жесте, причем пальцы опущены вниз, к книге, почти как в древних новгородских «Спасах на престоле» — «Спасе царя Мануила», «Спасе» из Благовещенского собора, «Спасе» с Варлаамом Хутынским (см. кат. № 1). Композиция миниатюры Апостола 1544 г. в целом несколько напоминает миниатюру Менология Василия II под 1 сентября (см. о ней стр. 182); поясняющая надпись гласит: «Събор стых двоунадесят апслъ».

    Датировка и атрибуция.

    Церковь Двенадцати апостолов «на Пропастех», известная с XIII в. (первое упоминание — под 1230 г., когда при церкви была устроена «скудельница» по случаю мора 1 ), перестраивалась (деревянная) в 1358 г. 2 В XV в. церковь строилась дважды. В 1432 г. был поставлен деревянный храм 3 , а в 1455 г. сооружено каменное здание 4 . Стилистические признаки иконы — характер цвета, рисунка, ликов — позволяет связать ее создание с 1432 г.

    1* «Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов». Под ред. А. Н. Насонова. М.–Л., 1950, с. 70, 277.

    4* Макарий, архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях, I, II. М., 1860, 1, с. 162. Известие содержится в тексте на антиминсе, хранившемся в церкви.

    В 1545 г. храм подвергся существенному ремонту, вследствие которого был выдан новый антиминс 5 . Возможно, что некоторые крупные чинки иконы относятся именно к этому времени.

    5* Макарий, архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях, I, II. М., 1860, 1, с. 162–163.

    Литература.

    • «Отчет за 1915 год» [1916], с. 891 = «Отчет Новгородского церковно-археологического общества за 1915 г., третий год существования». — «Новгородские епархиальные ведомости», 1916
    • «Каталог Новгородского древлехранилища» [1916], с. 24, № 195 (329). = «Каталог Новгородского епархиального древлехранилища». Новгород, 1916
    Детали
    [A] Апостол Фома [B] Апостол Иаков [C] Апостол Марк

    • Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982. [50] Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. — М.: Наука, 1982. — Стр. 50-54; кат. № 7, стр. 206-207, илл. с. 50, 52, 410-411.
    • Иконы Великого Новгорода 2008. [1121] Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI веков. — М.: Северный паломник, 2008. — Кат. № 22, стр. 254-257.
    • Трифонова 2013. [10055] Трифонова А. Н. Икона в собрании Новгородского музея. — Новгород, 2013. — Илл. 53-54.

    Патриарший дворец
    и церковь 12 апостолов

    Историческая резиденция лидеров Русской Православной Церкви с домовым храмом

    Описание

    Здание вобрало в себя декоративные элементы других строений Соборной площади: барабаны, как на Архангельском соборе; аркатурный пояс, как на соборе Успенском. Между проездными арками на южном фасаде можно увидеть белые вертикальные выступающие штуковины — это пилястры с полуколонками по бокам; они отделяют алтарь и центральную часть церкви от примыкающей паперти (Трапезной) на втором этаже и личных келий на третьем. Наверху видим сильно выступающий профилированный карниз — это характерно для московской архитектуры XVII в. Видите на втором этаже странный большой портал? Это память об обходной галерее, некогда опоясывавшей здание. Кстати, красивые штуки между окнами — это и есть тот самый аркатурный пояс. На первом же этаже мы видим окна с килевидными фронтонами. Кроме всего этого, над палатами некогда возвышалась колокольня, напоминавшая колокольню, сохранившуюся над Потешным дворцом Кремля.

    Это все был южный фасад, выходящий на Соборную площадь, а северный фасад выходит ныне на пустырь, а изначально выходил во внутренний двор патриарха. С этой стороны надо обратить внимание на живописно разбросанные по стене окна с мощными и разнообразными наличниками, а также на крытую арочную галерею на столбах, украшенную ширинками с изразцами (ширинки — это те квадратные элементы, внутри которых находятся изразцы).

    Внутри Патриаршего дворца сохранились многие типы помещений, характерные для гражданского зодчества России XVII в.: Крестовая палата, трапезная, приказные палаты, небольшие жилые помещения. Для осмотра доступен лишь второй этаж. Третий этаж до сих пор закрыт для посетителей. Сначала он использовался как запасник, затем там хранились вещи из закрытого Музея подарков Советскому Союзу, позже разместился фонд уникальных тканей. Мы не будем останавливаться на подробном описании всех этих замечательных помещений, а равно и выставляемых в них ценных и редких экспонатах. Любопытствующие могут узнать об этих вещах на сайте музея.

    История

    Современность

    В Патриаршем дворце раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.

    Поздний СССР

    Открыта постоянная экспозиция, третья по счету, которую мы наблюдаем и по сей день. В музее представлены светские и культовые предметы, принадлежавшие царям и патриархам, известным деятелям эпохи; изделия замечательных серебряников; подписные иконы; рукописные и печатные книги. Исторически достоверная экспозиция показывает в комплексе архитектуру, убранство палат, предметы патриаршего, царского и боярского обихода.

    Патриарший дворец закрывается из-за ремонтных работ, которые занимают 6 лет.

    Открыта вторая постоянная экспозиция музея. На этом этапе коллекция пополнилась серебряными изделиями мастеров из многих русских городов, были впервые выставлены личные вещи патриархов, коллекции русского костюма и настольных часов.

    Из-за обширных технических работ музей временно закрылся: прокладывали коммуникации, устанавливали сигнализацию. Это заняло 4 года.

    На короткое время на втором этаже Патриаршего дворца открылся музей старинного московского быта (более 800 экспонатов). Это была первая постоянная экспозиция.

    Кремль открыт для посещения, но Патриаршего дворца это не коснулось: он был занят различными службами комендатуры Кремля, складами музейных вещей, мастерскими реставраторов.

    Революция

    Патриаршие палаты наряду с соборами перешли в ведение Управления музеев-соборов, затем около 10 лет шли ремонтно-восстановительные работы. Из-за них и из-за общей закрытости Кремля доступ в музеи был сильно ограничен, хотя они уже существовали.

    В ноябре большевики обстреливают Кремль, пробиты апсиды церкви Двенадцати апостолов и южная стена Трапезной палаты. Впрочем, Патриаршие палаты оказались в числе первых зданий, в которых после революции начались реставрационные работы.

    Екатерина II

    Из церкви Трех святителей, что стояла на том же Патриаршем дворе, в Крестовую палату Патриаршего дворца перенесена печь для приготовления мира. С тех пор палата стала называться Мироваренной, и об этом надо сказать подробней. Огромную печь под резной деревянной сенью и серебряный чан можно увидеть здесь и в наши дни. Процедура приготовления священной субстанции интересна и сложна, вот ее описание:

    Святое мѵро въ ветхозавѣтной церкви, т. е. до Рождества Христова, которымъ помазывались первосвященники, пророки и цари, приготовлялось изъ нѣсколькихъ благовонныхъ смолъ, травъ и маселъ. Нынѣ, по чиноположенію православной церкви, составъ святаго мѵра гораздо сложнѣе и разнообразнѣе. Вотъ входящіе въ составъ святаго мѵра вещества: елей, бѣлое виноградное вино, стираксъ, ладаны — росный, простой бѣлый и черный, мастика, сандаракъ, розовые цвѣты, базиликъ, корни — фіалковый бѣлый, имбирный, ирный, калганный, кардамоновый, масло мускатное густое, бальзамъ перуанскій, терпентинъ венеціанскій, благовонные масла — бергамотовое, лимонное, лавандовое, гвоздичное, богородской травы, розмариновое, лигнородійское, розовое, коричное, майорановое, померанцевое и мускатное жидкое.

    Съ четвертой недѣли Великаго поста начинается предварительное приготовленіе означеннаго состава для святаго мѵра; съ понедѣльника же Страстной седмицы происходитъ торжественное мировареніе, какъ мы уже сказали, въ Крестовой палатѣ. На устроенномъ нарочно для этого каменномъ очагѣ подъ деревянной сѣнью становятся упомянутые выше серебряные котлы, а составныя части мѵра — на ступеняхъ деревянной пирамиды. Митрополитъ или другой архіерей со старшимъ духовенствомъ совершаетъ прежде всего водоосвященіе и кропитъ святой водой всё приготовленное для мироваренія, какъ-то: сосуды и благовонные вещества. Затѣмъ вещества тѣ вливаются въ котлы, архіерей самъ возжигаетъ огонь подъ котлами, а дьяконы въ облаченіяхъ перемѣшиваютъ вливаемый составъ. Надъ приготовляемымъ такимъ образомъ святымъ мѵромъ въ теченіе трехъ дней священники безпрерывно читаютъ Евангеліе. Вечеромъ въ Великую среду святое мѵро, совсѣмъ уже готовое, разливается по сосудамъ особенной формы и оставляется на мѣстѣ до Великаго четверга, въ который архіерей въ полномъ облаченіи съ крестнымъ ходомъ (при пѣніи: «Благословенъ еси Христосъ Боже нашъ») отправляется при звонѣ колоколовъ изъ Успенскаго собора въ Крестовую палату за приготовленнымъ святымъ мѵромъ, взявъ которое вмѣстѣ съ преждеосвященнымъ святымъ мѵромъ, хранящимся въ особомъ сосудѣ, называемомъ алевастръ, священники несутъ его въ соборный алтарь и ставятъ вокругъ жертвенника. Во время Великаго выхода на литургіи передъ святыми Дарами несутъ священники сосуды со святымъ мѵромъ изъ алтаря въ царскія двери и ставятъ по сторонамъ престола. Алевастръ же принимаетъ въ свои руки архіерей или митрополитъ въ царскихъ дверяхъ. Послѣ возгласа: «И да будутъ милости Великаго Бога» — въ алтарѣ совершается дѣйствіе освященія святаго мѵра, причемъ въ составъ новаго святаго мѵра прибавляется нѣсколько капель изъ алевастра, который пополняется всегда новымъ, дабы источникъ никогда не изсякалъ. Когда же кончится литургія, освященное святое мѵро относится съ таковой же церемоніей обратно въ Патріаршую ризницу, откуда потомъ и разсылается по требованію архіереевъ.

    Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1893

    Временщики

    Из Патриаршего дворца в Санкт-Петербург выводится Синод, заседавший здесь с 1720 года.

    В церкви Двенадцати апостолов и трапезной закончены работы под руководством архитектора Ивана Зарудного. Деревянный потолок разделил церковь на два этажа, причем на втором этаже разместили патриаршую библиотеку. Для первого этажа сделали новый золоченый иконостас.

    Петр I

    В Крестовой палате Патриаршего дворца заседает последний церковный собор, утвердивший Священный Синод. Справка: Синод — это высший орган управления церковными делами, возглавлялся он светским чиновником (обер-прокурором), и смысл всего этого был в последовательном воплощении принципа самодержавия в России.

    Петр Великий посещает Патриарший дворец и повелевает устроить на третьем этаже библиотеку из хранившихся там книг и рукописей.

    С упразднением патриаршества и отъездом местоблюстителя патриаршего престола Патриарший дворец начал постепенно приходить в запустение.

    1690-ые

    При патриархе Адриане слева от глав собора выстроена четвертым этажом надстройка, где по легенде укрывался от стрельцов царевич Петр Алексеевич, почему данная надстройка и называется Петровской палаткой. В это же время пристроена с северной стороны крытая галерея на столбах, которую мы и сейчас имеем удовольствие здесь видеть.

    Ранние Романовы

    По приказанию патриарха Иоакима Филипповская церковь перестраивается, заново расписывается, снабжается новым полом и иконостасом и становится церковью Двенадцати апостолов.

    Состоялся Большой Московский собор, судивший Никона. В Соборе участвовали все русские епископы и известные представители духовенства, а также восточные патриархи. Собор окончательно утвердил церковную реформу и осудил старообрядцев, при этом изверг из сана патриарха Никона как неугодного царю Алексею Михайловичу. Интересная деталь: когда Никона судили в Крестовой палате Патриаршего дворца, в вину ему вменялось в том числе и то, что эту самую палату и этот самый дворец он, Никон, выстроил выше царских палат.

    Патриаршие палаты приобрели вид, который сохраняли в общих чертах до отмены патриаршества. На первом этаже сидели дьяки, ведавшие обширным хозяйством патриарха. На втором этаже находилась церковь апостола Филиппа с трапезной, а также несколько палат. Третий этаж занимали покои самого патриарха и келейная церковь. Что касается Филипповской церкви, то поставлена она была над проездом во внутренний двор Патриаршего дворца, а внешне была отчасти похожа на Успенский собор — то же пятиглавие, те же колончатые пояски.

    Выстроены новые палаты и церковь, но отделка заняла еще три года. Строили лучшие немецкие мастера, расписывали лучшие мастера русские во главе с царскими изографами: Симоном Ушаковым, Иосифом Владимировым и Федором Козловым. Оригинальная роспись, впрочем, не дошла до нас. Существенно расширена Крестовая палата — приемный зал патриарха. Она теперь стала огромным бесстолпным залом площадью в 280 квадратных метров, что поражало, кстати, иностранцев.

    Царь Алексей Михайлович дарит патриарху Никону, своему «другу собинному», старый годуновский «Царе-Борисов» двор, который примыкал к Патриаршему двору с севера. Никон разбирает стоявшие там старые палаты и церковь Соловецких чудотворцев.

    Начался этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

    1620-ые

    Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви. В результате дальнейшего строительства Патриарший дворец не уступал по обширности царскому, с которым всегда был связан крытыми переходами.

    Патриарший двор сгорел во время очередного общегородского пожара.

    Патриаршие палаты с церковью Двенадцати Апостолов в Кремле

    Фото и описание

    В палатах на Соборной площади Московского Кремля севернее Успенского собора традиционно жили московские митрополиты, а после 1589 года – патриархи. В первой половине XVII столетия по заказу патриарха Никона в Кремле был построен комплекс зданий, сменивший разоренную во времена Смуты прежнюю резиденцию епископа — предстоятеля Православной Церкви.

    Сегодня Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов занимают достойное место в списке самых значительных архитектурных памятников столицы Российской Федерации.

    История строительства

    Первые палаты для митрополита, построенные из камня, появились в Московском Кремле в 1450 году. Они предназначались для митрополита Ионы, по чьему приказу рядом с резиденцией была возведена церковь Ризоположения. Храм предназначался для московских митрополитов и стал служить им домовой церковью.

    Пожары, часто бушевавшие в Москве в XVII-XVIII веках, приводили к тому, что многие постройки уничтожались огнем практически до основания. Митрополичьи палаты впервые выгорели дотла в 1473 году. Тогда в огне погибли и храм, и двор. Заново их отстроили через десять лет, когда Церковь возглавлял уже митрополит Геронтий. Новый пожар запылал практически сразу, и в 1493 году митрополичьи палаты вновь сильно пострадали. В середине XVI века к резиденции был пристроен еще один храм, освященный в честь Соловецких чудотворцев.

    В 1589 году учредили Московский патриархат, и первый патриарх Иов приказал обновить резиденцию. Палаты частично перестроили, а с севера к ним добавили церковь Трех Святителей московских Петра, Алексия и Ионы. Теперь патриарший двор представлял собой внушительный комплекс зданий с хоромами и тремя домовыми храмами.

    Смутное время и пожар 1626 года практически полностью разорили резиденцию московских патриархов. Для того, чтобы отстроить хоромы и церкви заново, потребовалось немало средств. Деньги пожертвовал патриарх Филарет – отец Михаила Романова и видный церковный и политический деятель в эпоху Смутного времени. Патриарший двор был восстановлен в прежнем виде, а к середине XVII века снова перестроен уже по заказу патриарха Иосифа.

    Каждый новый хозяин Патриарших палат затевал свою собственную реконструкцию и ремонт резиденции. Никон тоже не остался в стороне, и в 50-х годах XVII века ансамбль на Соборной площади вновь подвергся изменениям. Зодчие разобрали храм Соловецких чудотворцев и другие постройки и воздвигли на их месте домовую церковь и трехэтажную резиденцию патриарха. Парадная Крестовая палата поражала необычным архитектурным решением: ее сомкнутый свод площадью 280 кв. м. был установлен на распалубки, при этом центральный столп отсутствовал. Церковные главы были покрыты медными листами с позолотой. Храм освятили в честь апостола Филиппа. Вскоре властолюбивый патриарх поплатился за свою гордыню. Его противники, осуждая Никона, приводили Патриаршие палаты, как пример его желания сравняться в правах с самим государем.

    Церковь была заново освящена и немного перестроена в 80-х годах XVII века. Тогда храм назвали в честь Двенадцати апостолов, и в нем проводились отныне все патриаршие службы, кроме особо торжественных по великим праздникам.

    XVIII-ХХ столетия

    В 1721 году на Руси упразднили институт патриаршества, и в бывшей резиденции разместилась Московская Синодальная контора. Под сводами храма Двенадцати апостолов оборудовали верхний этаж, который отдали под библиотеку.

    Из разрушившейся в 1760 году церкви Трех Святителей в Крестовую палату перенесли печь для приготовления мира. Палату переименовали в Мироваренную, и в течение XVIII века она не раз ремонтировалась.

    Артобстрел во время вооруженного восстания 1917 года повредил архитектурный комплекс Патриарших палат и храма Двенадцати апостолов. Сооружения были восстановлены реставраторами из группы художника И. Грабаря, занимавшейся реконструкцией и ремонтом объектов на территории Московского Кремля.

    В качестве музея Патриаршие палаты работают с 1961 года. Постоянную экспозицию посетителям впервые представили в 1967 году.

    Что посмотреть в палатах и храме

    Парадный фасад Патриарших палат обращен на Соборную площадь. Здание имеет, в основном, три этажа, но в одном месте частично сохранился надстроенный в 1791 году четвертый ярус, названный Петровской палаткой. Единое целое с резиденцией патриархов составляют церковь Двенадцати апостолов и пристроенная к северному фасаду галерея.

    И наружный декор, и внутреннее убранство достойны внимания посетителей, интересующихся старинной русской архитектурой:

    — Под церковью Двенадцати апостолов прорублены две проездные арки, декорированные пилястрами.

    Портал из белого камня на втором этаже свидетельствует о существовании в прошлом обходной галереи, куда можно было попасть из этих дверей.

    — На окнах первого этажа выделяются килевидные фронтоны. Второй и третий этажи декорированы аркатурными поясами.

    — Над первым этажом нависает достаточно заметный карниз – часто встречающийся архитектурный элемент, который использовали московские строители в XVII столетии.

    — Арочная галерея фасада палат, выходящего во двор, декорирована узорчатыми изразцовыми плитками.

    — В прежние времена интерьер церкви украшали настенные росписи, сохранившиеся на барабанах глав. Фрески датированы XVII веком.

    Иконостас церкви Двенадцати апостолов был изготовлен в XVII столетии, но это не оригинальный иконостас храма. В 1929 году его перенесли из разрушенного собора упраздненного новой властью Вознесенского монастыря.

    Музей в Патриарших палатах

    Во время экскурсии стоит обратить особое внимание на экспозиционные витрины Крестовой палаты.

    Один из самых примечательных экспонатов, выставленных в музее – мраморная печь, украшенная золоченой сенью и изготовленная в XIX столетии по приказу Екатерины II для совершения чина мироварения. Ароматное масло используется в православии для совершения таинства миропомазания. Печь выполнена в форме креста и облицована мраморными плитами.

    Сваренное миро хранилось в кади, которая была сделана из серебра. Двухсоткилограммовый сосуд, украшенный резными серебряными орнаментами, хранится здесь же в музее. На крышке кади размещены позолоченные статуэтки пророка Самуила и царя Давида и литые фигуры евангелистов. Еще два сосуда для хранения миро, выставленные в Крестовой палате, были подарены императорами Павлом I и Николаем II в память о присутствии их при совершении чина мироварения.

    Предметы патриаршего быта и столовая посуда изготавливались из драгоценных металлов, хрусталя и декорировались перламутром. На выставочных стендах Крестовой палаты можно увидеть кубки и кувшины, солонки и стаканы, ковши и братины, ведра и блюда.

    Личные вещи патриархов Никона и Филарета занимают отдельную витрину музейной экспозиции. Они являются образцами русского декоративно-прикладного искусства. Одеяние патриарха Никона, называемое саккос, было изготовлено из драгоценной итальянской ткани, расшитой золотыми нитями. Клобук патриарха Филарета выполнен из белого шелка и украшен жемчугом и шелковой вышивкой. Крест патриарха Филарета изготовлен из серебра и покрыт позолотой. Его украшают драгоценные камни, а на рукояти различима надпись, свидетельствующая о дате изготовления креста – 1623 год.

    Настоящий шедевр русского ювелирного искусства – чаша из горного хрусталя, оправленная в золото и богато декорированная изумрудами, рубинами и бирюзой. Кроме нее в витрине-поставце Крестовой палаты хранятся образцы драгоценной столовой утвари, украшавшей царские и патриаршие приемы.

    Изделия златокузнецов, представленные в музее, служили и в определенных политических целях. Демонстрируя роскошь и, в том числе, иноземные подарки, царский двор информировал иностранных визитеров о собственном благосостоянии и тесных отношениях с соседними государствами.

    Витрины трапезной Патриарших палат демонстрируют посетителям коллекцию русского художественного шитья. На стендах представлены изделия, выполненные методом лицевого шитья, и предметы, созданные при помощи орнаментального. Коллекция датируется периодом XVI-XVII веков. Лицевое шитье использовалось, главным образом, для создания предметов церковного интерьера. В этой технике выполнены представленные в музее пелены, украшавшие алтарные преграды и стены храмов, покровы на престолы, шитые иконы и хоругви. Наиболее древний и значительный экспонат – воздух «Троица Ветхозаветная», изготовленный в конце XVI столетия в мастерской светлицы бояр Годуновых. Еще одна работа, несомненно достойная внимания экскурсантов – плащаница «Положение во гроб», вышитая по заказу Михаила Романова и патриарха Филарета. Плащаница была изготовлена в кремлевской мастерской Вознесенского монастыря, которой руководила великая старица Марфа, мать первого русского царя из династии Романовых.

    Экспозиция икон в церкви Двенадцати апостолов

    Большая часть выставленных в храме образов была написана в мастерских Московского Кремля в XVII столетии. Наиболее ранние работы в коллекции – икона-крест с изображениями пяти иконографических сюжетов и Троица Ветхозаветная с тонким красивым рисунком и звучной цветовой гаммой. Портрет наставника Дмитрия Донского и соратника Сергия Радонежского митрополита Алексея изображает святителя молящимся Спасителю на фоне Московского Кремля.

    Значительная живописная работа конца XVII века, представленная в музее церкви Двенадцати апостолов – Распятие с апостольскими страданиями. Икона написана Федором Рожновым по заказу патриарха Адриана. Стиль, в котором работал мастер, называется церковно-схоластическое барокко. Сложная иконография образа представляет зрителю мучения Христа и апостолов, изображенные вокруг медальона со сценой Распятия.