Церковь Донской иконы Божией Матери

МЫТИЩИНСКИЙ ДОНСКОЙ ХРАМ

Храм Донской иконы Божией Матери в Мытищах

Мытищинский храм в честь Донской иконы Божией Матери в Перловке Мытищинского благочиния Московской епархии

  • Престол: Донской иконы Божией Матери
  • Адрес: Россия, 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Селезнева, д. 32 (ж/д ст. Перловская)
  • Тел.: +7 (495) 582-96-70
  • Официальный сайт: http://donsloboda.ru/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Деревянная церковь в честь Донской иконы Божией Матери построена в 1896 году по проекту архитектора Петра Павловича Зыкова.

    Архитектурные особенности дореволюционного храма

    Это был небольшой одноглавый шатровый храм в русском стиле, «восьмерик на четверике» — кубический объем главного храмового пространства увенчивался небольшим восьмигранным срубом с шатром и луковичной главой, крытым по старинному деревянным лемехом. Звонница с колоколами работы П.Н. Финляндского была устроена в стороне от храма.

    На плане перловская церковь представляла собой квадрат со стороной 7 саженей 1 аршин (приблизительно 16×16 метров) с выступающей граненой апсидой с востока. Квадратным в плане было и основное пространство храма (приблизительно 8,5×8,5 метрров), над которым возвышался мощный восьмигранный шатер, по высоте (до главы) приблизительно равный высоте стен четверика. Оригинальной особенностью перловской церкви были треугольные кокошники с небольшими окнами, создававшие в интерьере второй свет (помимо света из окон четверика) и придававшие ее силуэту нарядность и индивидуальность. Этот мотив кокошников, разных по форме и величине, был ведущим в декоративном убранстве перловского храма.

    Ярус маленьких кокошников располагался и у основания шейки главы храма. Центральные оконные проемы четверика были отмечены традиционными по форме кокошниками, увенчанными крестами, а над входами (западным, южным и северным) в галерею храма были устроены фигурные трехлопастные кокошники-киоты для размещения икон. Церковь украшали фигурные наличники над окнами четверика и разнообразные квадратные и прямоугольные филенки, традиционные для деревянного храмостроительства второй половины XIX века.

    Закрытие и разрушение церкви

    После революции безбожники начали борьбу с Церковью. Агитация велась за то, чтобы «церковь закрыть, . попа и дьякона Перловской церкви, председателя исполнительного органа Афанасьева и других злостных церковников выселить из Мытищинского района, . моления всеми религиозными объединениями закрыть». Была проведена антирелигиозная демонстрация и организован сбор подписей за закрытие храма. Говорили, что одно и то же лицо подписывалось по десять раз. В сбор подписей были включены даже маленькие дети от 7 лет.

    Храм в Перловке Мособлисполком своими постановлениями закрывал трижды: 21 апреля 1931 года, 22 сентября 1935 года и 23 августа 1940 года. С конца 1940 по 1970 год здание храма решением Мытищинского исполкома было перестроено и заселено квартирантами.

    В 1981 году Донская церковь была полностью уничтожена, остался только кирпичный фундамент.

    Возрождение прихода

    11 октября 1994 года был зарегистрирован православный приход в честь Донской иконы Божьей Матери в Перловке.

    С 4 декабря 1995 года службы совершались на веранде частного дома по 1-му Ярославскому переулку, дом № 5.

    В марте 1997 года по просьбе прихода администрация Мытищинского района выделила Перловской православной общине часть дома № 32 по улице Селезнева: к этому времени количество прихожан возросло, и вести приходскую жизнь на маленькой веранде частного дома стало затруднительно. 18 мая 1997 года богослужение крестным ходом было перенесено на рыночную площадь, к дому № 32 по улице Селезнева. Алтарь был устроен в полевой военной палатке, а прихожане молились под открытым небом. Второй этаж выделенной части дома № 32 был заселен жильцами, и община храма, с согласия районной администрации, занялась благоустройством первого этажа, находившегося в крайне запущенном состоянии.

    Параллельно с ведением богослужебной деятельности в новом здании, приход вел переписку с городскими властями о возвращении земельного участка, на котором 100 лет назад была сооружена Донская церковь. Земельная комиссия протоколом № 15 от 23 июня 1998 года приняла положительное решение о выделении для воссоздания храма прежнего участка площадью 0,4 га. Первоначально участок земли под воссоздание разрушенной Донской церкви был выделен по улице Ульяновской, совершенно не там, где церковь находилась изначально. При личном участии тогдашнего главы Мытищинского района Анатолия Константиновича Астрахова земельный участок был переоформлен, и общине был отведен участок по улице Селезнева, на котором еще сохранились остатки фундамента былой церкви.

    Часть дома № 32 община Донской церкви просила у администрации для организации в ней Эстетического и духовного центра воспитания детей и подростков в традициях Православия.

    30 мая 1999 года состоялось освящение закладного камня на месте, где раньше стояла Донская церковь. В ночь перед этим, примерно в половине третьего, здание, в котором находилась церковь, было подожжено неизвестными злоумышленниками.

    Началось строительство первой очереди здания для Православного культурно-просветительского центра с домовой церковью во имя Святой Живоначальной Троицы.

    С марта 2000 года начали проводиться и беседы с детьми младшего школьного возраста. Были сформированы группы хорового пения, шитья, вышивки, бисероплетения, иконописи. С осени 2000 года действует воскресная школа для детей и взрослых.

    1 августа 2003 года была освящена часовня в честь преподобного Серафима Саровского при Донской церкви. При отце Анатолии в ней проводились духовные беседы. В теплое время года читались благодарственные акафисты Господу Иисусу Христу. Три раза в год здесь служилась ранняя Божественная Литургия: 1 августа — в день обретения мощей и прославления преп. Серафима Саровского, 15 января — в день преставления и второго обретения его мощей и 1 сентября — в престольный праздник Донской иконы Божией Матери. С Рождества 2012 года литургии в храме-часовне преподобного Серафима Саровского совершаются регулярно — каждое воскресенье, в 9 часов утра.

    6 июня 2004 года состоялось освящение Троицкого храма. Торжества возглавил архиепископ Можайский Григорий (Чирков).

    В храме возобновились занятия в воскресной школе и преобразился нижний храм. Появился новый резной иконостас. В 2005 году художниками В.И. Шердиным, А.В. Ильиной, И.В. Лукиной, Е.В. Куприной, В. Кутеко был отделан и расписан нижний храм.

    С Рождества 2012 года в храме преп. Серафима Саровского начались регулярные воскресные богослужения, а мансардный этаж специально переоборудован для молодежного клуба.

    Благодаря помощи жертвователей приобретен блок-контейнер для сбора одежды нуждающимся и заключенным, произведено его техническое оснащение, сделана крыша. Еще два блок-контейнера призваны временно выполнять роль учебных классов. Один из них также приобретен, а другой построен на месте рабочими из закупленных строительных материалов. Над блок-контейнерами сооружена общая крыша. «Корпус № 2» и «Корпус № 3» значится в расписании Богословских курсов и кружков, действующих при Духовном центре.

    Приписные храмы

    Настоятели

    • Сщмч. Георгий Извеков (1921 — 1931) .
    • Анатолий Проскурня (5 сентября 1995 — 24 декабря 2001)
    • Виталий Лихонин (24 декабря 2001 [1] — 8 июня 2004)
    • Владимир Воробьев (8 июня 2004 — 22 декабря 2006) [2]
    • Александр Краля (22 декабря 2006 — 11 июля 2008)
    • Иоанн Осипов (с 11 июля 2008)

    Богоявленский кафедральный собор в Елохове

    Ваша лепта на храм

    Поиск по сайту

    Календарь

    Статьи

    Радио онлайн

    Группа вконтакте

    Патриархия.ру

    Мы в соцсетях

    ДОНСКАЯ ИКОНА БОГОМАТЕРИ И ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ

    Донской монастырь был основан в 1593 году в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы Гирея (1591 г.)

    Главным храмом монастыря является пятиглавый собор в честь Донской иконы Богоматери.

    История этой иконы такова. Она была принесена в Москву Донскими казаками, которые прибыли на помощь великому князю, святому Дмитрию Донскому, в его борьбе с татарами. Икону прикрепили к древку, и она как хоругвь оставалась при русском войске.

    Во время Куликовской битвы (1380 г.) икону носили среди православных воинов ради укрепления их духа. По возвращении в Москву великий князь поместил икону в Успенском соборе Московского Кремля.

    В память победы, одержанной на берегах Дона заступлением Богородицы, икона была названа Донской.

    В 1591 году к Москве с полчищами татар подступил хан Казы Гирей. Царь Феодор Иоаннович приказал совершить с Донской и другими иконами крестный ход вокруг города.

    Затем Донская икона была поставлена в походной церкви преподобного Сергия в стане русских воинов. Целую ночь царь усердно молился. При наступлении дня татары с ожесточением устремились на русские войска и целые сутки бились с ними; но затем они были устрашены невидимой силой и обратились в бегство.

    Так вот, монастырь был построен на том самом месте, где во время битвы с войсками Казы Гирея в палатке стояла Донская икона. Был установлен праздник ей (19 августа / 1 сентября), а саму икону поставили в монастырской церкви.

    В Смутное время обитель была опустошена, а восстановление ее произошло при царях Михаиле Феодоровиче и Алексее Михайловиче. Они сделали Донской монастырь «Богомольем царей», так как сюда стали совершаться крестные ходы, в которых участвовали цари.

    В 1812 году обитель оказалась вновь разграбленной,— на этот раз французскими войсками.

    В ХХ веке с Донским монастырем связаны знаменательные события в жизни Русской Церкви. В 1922–23 гг. здесь находился под домашним арестом святой патриарх Тихон.

    Здесь же, в малом соборе, он был похоронен в апреле 1924 года. А в 1927 году монастырь был закрыт. Пошли слухи, что тело святителя Тихона чекисты извлекли из могилы и то ли перезахоронили его, то ли кремировали. Многие были уверены, что могила патриарха в малом соборе пуста.

    В мае 1991 года в Донском монастыре возобновилась монашеская жизнь. А 18 ноября малый собор был подожжен злоумышленниками. В окно была брошена бомба с зажигательной смесью, и весь храм в несколько минут выгорел.

    Но при этом имели место чудеса! На престоле храма в алтаре находились запасные Святые Дары. И огонь не коснулся алтарной части: словно невидимой стеной был прегражден сюда путь огню. Уцелели также четыре чудотворные иконы.

    Во время же ремонта собора там были обретены мощи Патриарха Тихона. Это произошло 19 февраля 1992 года.


    Ныне мощи Святителя Тихона покоятся в восстановленном главном храме обители — соборе Донской иконы Божией Матери.

    Особенностью чудотворной Донской иконы Божией Матери является та, что на ней представлен Богомладенец Иисус Христос с хартией в руке. Как символом, внешним знаком Божественной мудрости.

    Святитель Иннокентий Херсонский пишет:

    – Чему поучат нас нынешний праздник в честь Донской иконы Божией Матери? Тому, чтобы никогда не терять веры в спасение Отечества!

    Каким бы искушениям и бедствиям судьбам Всевышнего ни угодно было подвергнуть его.

    Премудрость Божия любит народы ей угодные, равно как и людей, ей любезных, искушать бедствиями, дабы тем более очистить, укрепить и возвысить их.

    Народ российский, как показывает история его, есть один из таковых народов!

    Церковь Донской иконы Божией Матери (Раздорская)

    Православный храм
    Церковь Донской иконы Божией Матери

    Храм в довоенные годы
    47°32′26″ с. ш. 40°38′53″ в. д. H G Я O
    Страна Россия Россия
    Станица Раздорская,
    Усть-Донецкий район,
    Ростовская область
    Конфессия Православие
    Епархия Волгодонская епархия,
    Усть-Донецкое благочиние
    Строительство 1817—1823 годы
    Дата упразднения 1962
    Статус Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 611610451580005 (ЕГРОКН ). Объект № 6110077000 (БД Викигида)
    Состояние разрушена
    Сайт razdori-hram.pravorg.ru

    Церковь Донской иконы Божией Матери (Донская Богородицая церковь) — бывший православный храм в станице Раздорская Ростовской области [1] ; Волгодонская епархия, Усть-Донецкое благочиние.

    История

    Еще в XVII веке в Раздорском городке Области Войска Донского была часовня. После переноса городка с острова на нынешнее месторасположение станицы на правом берегу Дона, упоминание о церкви на новом месте относится к 1726 году. В это время в станице имелся деревянный храм Во имя Святого Василия Великого.

    В 1747 году вместо обветшалой церкви была построена другая, тоже деревянная, просуществовавшая до 1784 года. В этом же году по указанию Войскового атамана Иловайского в станице была построена новая, третья по счёту, деревянная церковь Святого Василия Великого с приделом Во имя Святой Варвары Великомученицы. В 1804 году к церкви была пристроена каменная колокольня. Храм просуществовал в станице по 1824 год, когда была построено новое каменное здание церкви, а старая деревянная была перевезена в станицу Мечётинскую.

    Новый кирпичный храм был заложен 15 июля 1817 года (предположительно по проекту донского архитектора Кампиони [2] ) в честь Донской иконы Божьей Матери (также назывался Донская Богородицая церковь). Построен он был в 1823 году и освящён в 1824 году. Церковь была красивым архитектурным сооружением в стиле ампир. Имела три престола: центральный придел — Донской Божьей Матери, правый — Святого Василия Великого; левый — Святой Варвары Великомученицы. Иконостас был резной трёхъярусный; стены расписаны фресками. Высота колокольни составляла 22 метра, купола — 15 метров.

    C установлением на Дону советской власти, в 1929 году, храм был закрыт. Разграбленная церковь превратилась в склад «Райзаготканторы». Летом 1962 года Донская Богородицкая церковь по указанию районных властей была уничтожена — взорвана.

    Внешние изображения
    Помещение церкви в настоящее время

    В 1994 году место расположения церкви и её фундамент были признаны памятником истории и культуры Ростовской области. Решается вопрос о воссоздании в станице этого храма в его первоначальном виде.

    Адрес: Ростовская область, Усть-Донецкий район, станица Раздорская, ул. Ленина, 41. В настоящее время богослужения совершаются в здании бывшего сторожевого помещения храма. Настоятель — иерей Виктор (Давыдыч).

    Астрахань. Церковь Донской иконы Божией Матери.

    Донская церковь

    История Донской церкви тесно связана с историей Астраханского Казачьего войска и Казачебугоринской станицы. В Астрахани донские казаки появляются в 1737 году. Тогда они были поселены здесь в самом городе, в своих домах и составили так называемую трёхсотенную команду. В 1748 году, когда город был перенаселён, по новому плану казачьи дома были снесены, а сами казаки выведены за город, в особо отведённые для их поселения места, на бугре, за речкою Луковкою. Здесь они основали станицу, называемую ими первоначально Донской, а позже названную Казачебугоринскою. Окончательной датой основания этой станицы называют 1750 год, когда завершилось сюда переселение казаков. Жившие в этой станице казаки исполняли обязанности почтарей, и возили почту из Астрахани в Царицын, а также доставляли царские указы в Кабарду и Черкесск (Северный Кавказ). В 1750 году трёхсотенная команда была увеличена и переименована в Астраханский Казачий полк. На основе этого полка, а также казаков, расселённых по отдельным станицам, по берегу Волги, от Саратова до Астрахани, в 1804 году было образовано Астраханское Казачье войско.

    Первоначально жители Казачебугоринской станицы были приписаны к Покрово-Болдинскому монастырю, расположенному рядом с нею, немного южнее, на противоположном берегу реки Казачий Ерик. Но желание казаков иметь свой собственный храм заставило их позаботиться о его построении. Уже в 1757 году полковник Чембарского Астраханского Казачьего полка Андрей Слободчиков ходатайствовал перед епархиальным начальством «об освящёнии вновь построенной, на отведённом месте, отстоящем от Астрахани в 2 верстах 450 саженях за рекою Луковкою, против казённого архиерейского сада и церкви Покрова Богородицы, деревянной церкви во имя Донской Богородицы, разрешённой к постройке 28 февраля 1757 года». Освящена Донская церковь была 19 августа 1757 года. О наименовании храма в честь Донской иконы Божией Матери можно говорить с уверенностью, что названа она была так в честь древнего и чтимого списка с этого чудотворного образа, который донские казаки как полковой образ привезли с собою с Дона в Астрахань.

    27 августа 1790 года священник Донской церкви отец Иван (Иванов) вместе с прихожанами подали Астраханскому архиепископу Никифору (Феотоки) прошение, в котором говорилось, «что речённая церковь деревянного здания от давних лет пришла в ветхость и что её всю надлежит сломать, на её месте построить новую». Владыка велел выдать им сборную книгу сроком на шесть месяцев. На собранные деньги выстроили деревянную церковь, которая и была освящёна 19 августа 1791 года. 17 мая 1797 года в ночь Донская церковь сгорела вся от удара молнии. Ровно через три месяца благочинный протоиерей Василий Памфилов доносил епархиальному начальству, «что вместо сгоревшей построена новая, деревянная, во имя Донской Богородицы и всё уже готово к освящёнию». Эта третья церковь была освящена 19 августа 1797 года Астраханским архиепископом Платоном (Любарским).

    С учреждением в 1804 году Астраханского Казачьего войска здесь, в Казачебугоринской станице помещался войсковой штаб, полковое управление и также были размещены два лазарета (богадельни) для бедных казаков. Всё это и придавало Донской церкви, как главному храму астраханского казачества, особый статус. Но внешний вид храма – небольшого и неказистого никак не соответствовал этому положению. Бывший в то время наказным атаманом Астраханского Казачьего войска, известный деятель своего времени, богач, генерал-майор Павел Семёнович Попов решил выстроить в Казачебугоринской станице новый каменный храм на свои средства. В 1811 году было приступлено к постройке. Все рабочие, участвовавшие в строительстве, были крепостными генерал-майора Попова. Камень-дикарник для храма возили из его поместья – села Отрадное, располагавшегося на правом берегу Волги, в 7 верстах вниз по течению от города Царицына. Кирпич делали тут же – на Казачьем бугре. Но генерал-майор Попов не дожил до окончания строительства храма. Его достраивали сыновья. В 1816 году атаман войска Донского генерал Платов и сыновья генерал-майора П.С. Попова: сотник Егор Попов и хорунжий Кирилл Попов – обратились с прошением к Астраханскому архиепископу Гаию (Токаову), где говорилось, что «начатая в 1811 году по Высочайшему повелению о строении каменной церкви, а не деревянной, построенной на Казачьем бугре, покойным их родителем генералом П.С. Поповым, каменная церковь во имя Донской Божией Матери ныне по старанию их окончена и приведена в надлежащий порядок, а посему просят об освящёнии оной церкви в день храмового праздника».19 августа 1816 года новая Донская церковь была освящёна архиепископом Гаием. Старая деревянная церковь продолжала оставаться на этом же бугре до 1824 года, и в ней два-три раза в год совершалось богослужение. 5 ноября 1824 года последовало распоряжение Астраханского архиепископа Мефодия (Пишнячевского): «Вследствие донесения обер-священника армии и флота Державина, храм этот перенести в станицу Косикинскую».

    В 1853 году при священнике Антоние Касаткине и ктиторе уряднике Григорие Лапшине в некоторых местах внутри храма были замечены трещины. Войсковое правление распорядилось через архитектора осмотреть храм. Архитектор определил, что трещины образовались из-за того, что храм был выстроен без железных связей в стенах. Вместо этих связей северные и южные столбы под главным фронтоном были заменены стенами, а крыша вместо деревянной покрыта железом. Ещё одним неудобством было то, что Донская церковь была выстроена холодной и, как доносили из войскового управления Астраханского Казачьего войска в Духовную Консисторию 22 февраля 1857 года, «что на Казачьем бугре при церкви Донской Божией Матери необходимо устроить тёплый придел, так как в зимнее время жители не посещают храм». 4 марта того же года Духовная Консистория дала на это своё разрешение. Нашёлся и благотворитель – астраханский купец Михаил Михайлович Башкин. Он на свои средства устроил тёплый придел на хорах храма в честь Святых Апостолов Петра и Павла. Стоимость строительных работ и необходимой утвари для придела обошлась Башкину в 3 225 рублей. Освящение придела состоялось 28 сентября 1858 года.

    Донская церковь была построена в стиле классицизма с двухъярусной колокольней в одной связи. Фасад храма с западной стороны украшал мощный классический портик с колоннами дорийского ордена. Посетивший 16 июля 1863 года этот храм бывший тогда наследником престола Цесаревич Великий князь Николай Александрович долго любовался им и сказал: «Этот храм мне напоминает своими колоннами Казанский собор, что в Санкт-Петербурге». Внутри храм был покрыт росписью в стиле аллегорических изображений из Священного Писания; имел алтарь в виде ротонды, окружавшей престол, а также был окружён колоннадой по всему интерьеру. Под потолком располагались хоры, где находился тёплый придел в честь Апостолов Петра и Павла. Вызолоченные капители белоснежных колонн и оригинальное паникадило из уральских самоцветов являлись приятным дополнением к антуражу храма.

    Из святынь храма главной святынею являлась уже упоминаемая Донская икона Божией Матери, стоявшая в центральном иконостасе с левой стороны от царских врат. 19 августа, в престольный праздник, ежегодно было огромное стечение народа. Все молящиеся считали священным долгом отслужить перед этой иконой молебен Царице Небесной – Донской Божией Матери.

    Рядом с храмом находилось местное церковное кладбище. Здесь по правую сторону от алтаря храма, в родовом склепе, был похоронен благотворитель и почётный гражданин г. Астрахани М.М. Башкин. Также на кладбище находился гранитный памятник над могилою наказного атамана Астраханского Казачьего войска генерал-майора барона Ивана Ивановича Ливенштерна.

    Со старых времён в Донской церкви был заведён обычай совершать крестный ход вокруг всей станицы на второй день Святой Пасхи. Обычай этот, обходить с иконами вокруг всей станицы, был перенят от находившегося поблизости Покрово-Болдинского монастыря, где тоже с артосом и иконами обходили вокруг стен обители только в первое воскресение после Пасхи.

    После революционных событий 1917 года Донская церковь, несмотря на все попытки обновленцев захватить её, оставалась за православной общиной верующих. Здесь долгое время служили священники о. Григорий Таптыков и о. Григорий Иванов. Когда начались повальные аресты духовенства в 1937-1938 годах, о. Григорий Иванов ушёл на покой и стал работать маляром где-то в гражданской организации. Отец Григорий Таптыков остался при храме, продолжая служить, несмотря на угрозу ареста и на непосильный налог. Поэтому местные власти никак не могли найти предлог, чтобы подобраться к храму и закрыть его. Лишь после смерти священника, последовавшей в 1939 году, власти закрыли храм и обратили его в слесарную мастерскую. А вскоре после этого Донская церковь и вообще была снесена.

    Из книги «Астрахань. Храмы и монастыри». Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян). Изд. «Новая линия», Астрахань, 2002.

    Церковь Донской иконы Божией Матери

    ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

    ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — одна из самых чтимых в России чудотворных икон. По преданию, была написана Феофаном Греком, приехавшим на Русь во второй половине XIV века. Хотя точных данных о том, когда и кем была написана икона, не сохранилось.

    Празднование в честь чудотворной Донской иконы Пресвятой Богородицы установлено в память знаменательнейшего события русской истории — Куликовской битвы 1380г.

    По преданию, икона была поднесена донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой (1380 год). Заступничеством Богоматери войско святого благоверного великого князя Димитрия Донского одержало победу над полчищами татарского хана Мамая. В память о победе на берегах Дона икона Богородицы получила название Донская.

    По другой версии, этот образ Пресвятой Богородицы принесли с собой на Куликово поле донские казаки из городка Сиротина, где икона пребывала в Благовещенской церкви. Образ водрузили на древке как хоругвь и во все продолжение битвы он пребывал среди русского войска. После битвы казаки преподнесли её возвращавшемуся с победой святому благоверному великому князю Димитрию. Князь принёс икону Божией Матери в Москву и сначала поставил её в Успенском соборе Московского Кремля, а по сооружении Благовещенского собора перенёс образ туда.

    Донская икона не раз являлась заступницей и покровительницей православных воинов.

    Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван Грозный. Он взял её с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.

    Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году , когда значительная часть русского войска на севере страны отражала нападение шведов, крымские татары под предводительством царевича Нураддина и его брата Мурат-Гирея вторглись в Россию и, подойдя к Москве, остановились на Воробьёвых горах. Не надеясь на человеческие силы, москвичи возложили свою надежду на Бога и Его Пречистую Матерь. Царь Феодор Иоаннович приказал совершить крестный ход вокруг Москвы с Донской иконой Пресвятой Богородицы. Накануне битвы образ был поставлен в походной церкви посреди войска, готовящегося к сражению. Всю ночь царь просил Заступницу о победе над врагами, и Она обещала ему свою помощь. В тяжёлом бою, который длился целые сутки, русские воины одолели татар.

    Донской монастырь

    В память об этом на месте полковой церкви в том же 1591 году был основан Донской монастырь . Для него сделали список с чудотворной иконы Богородицы. С этого времени икона начинает почитаться как защитница от иноверных и иноплеменных врагов. Этот чудотворный список и доныне пребывает в Донском монастыре.

    В 1598 году Донской иконой патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова.

    В 1687 году икона была в крымском походе князя Василия Голицына.

    В конце XVII века икона была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны, а позднее вновь вернулась в Благовещенский собор.

    Во время захвата Москвы войсками Наполеона икона лишилась драгоценных камней с её оклада.

    В 1919 году Донская икона поступила в Государственный исторический музей.

    В 1930 году попала в собрание Третьяковской галереи.

    В настоящее время Донская икона находится в Третьяковской галерее. Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.

    Патриаршее служение в день празднования в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы

    Иконография

    Икона является двусторонней: на лицевой помещено изображение Богородицы с Младенцем, на обороте Успение Богородицы.

    Донская икона Божией Матери.
    Феофан Грек, 1392
    Из Благовещенского собора Московского Кремля
    Государсвенная Третьяковская галерея

    На лицевой стороне иконы изображена Богородица, представленная в иконографическом типе «Умиление» (Елеуса) и представляет собой один из его вариантов, близких к иконе Богоматери Владимирской.

    Что такое «Умиление»
    Это поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Богоматерь Умиление — Гликофилусса (Ласкающая Богоматерь) — буквально обозначает «сладко лобзающая», тип Богородицы с Младенцем, сидящим на Ее руке и прижимающимся щекой к Ее щеке. По общераспространенному мнению, именно такой была наиболее чтимая святыня Влахернского храма в Константинополе, хотя наряду с Ласкающей Богородицей в этом храме были иконы и других типов. Тип Гликофилуссы, сформировавшийся в конце XI—XII в., прообразует крестную жертву Спасители как высшее выражение любви Бога к людям. Одновременно объятия Богоматери обозначают мистический союз Церкви с ее Владыкой — Христом.

    Среди ранних прообразов Гликофилуссы — Богоматерь с Младенцем на фреске в церкви Санта Мария Антиква (рубеж VII и VIII вв.). Но самое широкое распространение этот тип получает в XII в., в связи с характерными «гуманистическими» тенденциями эпохи, спорами о крестной жертве и формированием так называемой Страстной литургии. Богородица Гликофилусса может представлять собой стоящую, восседающую на престоле фигуру или полуфигуру, позиции Младенца также могут иметь особенности. В зависимости от этого тип и поза Гликофилуссы входят в композиции других иконографических типов (Аристократуссы, Элеусы, Эпискепсис, Дексиократуссы, Толгской, Феодоровской, Донской и др.).

    От византийских прототипов Донская отличается более эмоциональной, лирической трактовкой образа: голова Богоматери сильнее склонена к младенцу Христу, у которого необычно обнажены до колен ножки. Изначальный золотой фон иконы утрачен, но лики и одежды фигур имеют хорошую сохранность (не сохранились нимбы Иисуса и Марии, которые первоначально также были вызолочены). Изображение традиционно для данного извода: правой рукой Дева Мария поддерживает младенца Христа, касающегося лицом её щеки. Младенец правой рукой двуперстно благословляет, а в левой, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свёрнутый свиток. Отличительной особенностью данного изображения являются обнажённые до колен ножки Богомладенца, которые поставлены на запястье левой руки Богородицы.

    Пропись Донской иконы Божией Матери

    Охряный хитон младенца Христа украшен сетью изломанных золотых линий и синим клавом. Он, как и гиматий, покрыт густым золотым ассистом. Свиток в руке Иисуса перевязан золотым шнурком. Спадающие складки одежд Богомладенца поддерживает левая рука Марии.

    Мафорий Богородицы выполнен в вишнёвых тонах, украшен золотой каймой с бахромой и традиционными тремя золотыми звездами, символом её приснодевства (до, во время и после рождения Спасителя). На голове Марии синий чепец.

    Оборотная сторона. Успение Пресвятой Богородицы

    На обороте изображено Успение Богородицы, отличающееся очень хорошей сохранностью (сохранилась даже киноварная надпись «Успение святыни Богородицы». Сцена Успения лишена традиционных дополнительных сюжетов (несение апостолов ангелами, плачущие женщины и т. п.). В центре композиции помещена фигура Иисуса Христа (она вдвое больше остальных фигур) с крошечной запеленованной фигурой — символом бессмертной души Богородицы. Перед ним на ложе изображена умершая Дева Мария, которую окружают двенадцать апостолов и два епископа (Иаков, брат Господень, епископ иерусалимский и Иерофей, епископ Афинский), бывшие свидетелями смерти Богородицы в Иерусалиме. Само изображение помещено между двумя зданиями, показывающими, что действие происходит внутри помещения. Перед смертным одром Богородицы установлена горящая свеча, символизирующая угасание жизни.

    Списки с иконы

    Самый древний из известных списков Донской иконы датируется концом XIV века. Он был украшен серебряным золочёным окладом и поступил как вклад в Троице-Сергиеву Лавру от князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Дмитрия Донского.

    Список Донской иконы из Троице-Сергиевой лавры

    После перенесения иконы в Москву с неё было сделано два списка, которые Иван Грозный направил обратно в Коломну .

    Список, сделанный для Успенского собора , сохранился до настоящего времени. Он отличается белым фоном, во второй половине XVI века при Коломенском епископе Давиде икона была закрыта окладом.

    Список Донской иконы в Донском монастыре

    После избавления Москвы от войск хана Казы-Гирея с иконы был сделан список для Донского монастыря , основанного на месте походной церкви, где она находилась во время битвы. В 1668 году для малого собора Донского монастыря список иконы сделал иконописец Симон Ушаков.

    Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

    для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

    Тропарь, глас 4
    Заступнице верных преблагая и скорая, / Пречистая Богородице Дево!/ Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, / да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, / тако ныне и нас от всяких бед и напастей милостиво избави, / и спаси души наша, // яко милосердая.

    Кондак, глас 2
    Небесныя обители преселившаяся с плотию, / сущия на земли никакоже оставила еси, Богородице, / образ Божественный и многочудесный Пречистаго Лица Твоего / зрети любящим Тя и покланятися даровала еси, / яко знамение Твоея благодати, // чтим его лобызающе.

    Молитва
    О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступница наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое наступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невридими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородица, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и печалях сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всенощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражьих, от глада, губительства, огня, меча и всякого инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

    Храм в честь Донской иконы Божией Матери в Ростове-на-Дону: до и после поджога (фото)

    Православный приход храма иконы Божией Матери Донская был создан по благословению Главы Донской Митрополии, митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону в июне 2012. В мае месяце 2014 года на месте строительства будущего строительства храма был установлен временный храм (вагончик) в котором служились молебны с чтением акафиста перед иконой Божией Матери Донская, а 1 сентября была совершена первая Божественная литургия, которая с этого времени совершается регулярно.

    Члены православной общины сами приводили территорию в порядок: выкорчевывали железобетонные сваи, поставили скамейки, высаживали деревья. Силами прихода была открыта воскресная школа. В церкви занимались просветительской, миссионерской и социальной работой. Как отмечают в епархии, это была единственная благоустроенная территория в парке Собино, «криминальное и запущенное состояние которого является предметом регулярных общественных дискуссий».

    16 декабря злоумышленники сожгли храм в честь Донской иконы Божией Матери, а заодно разгромили и сожгли помещение приходской воскресной школы. Пресс-секретарь Главы Донской митрополии Игорь Петровский рассказал, что летом 2017 года «несколько человек, настроенных против церкви, устроили в интернете травлю прихода в честь Донской иконы».

    «Я уверен, что именно интернет-провокаторы несут ответственность за тот высокий градус социальной ненависти и вражды, который довел до поджога и погрома», – считает Игорь Петровский.

    Проект храма иконы Божией Матери Донская

    Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий обратился к пастве и всем неравнодушным жителям области с просьбой оказать посильную помощь в восстановлении сожженного злоумышленниками храма.

    Фотографии: Ростовская епархия, группа храма в честь Донской иконы Божией Матери «ВКонтакте»