Церковь Димитрия Солунского

Храм святого великомученика Димитрия Солунского

Церковь св. Димитрия Солунского в Москве находилась на Тверской улице на углу с Тверским бульваром, там, где сейчас стоит серый дом с магазинами «Армения» и «Дары моря». Стояла церковь так: сама церковь на месте магазина «Армения» и музея-квартиры Коненкова на Тверском бульваре, а шатровая колокольня – на месте кондитерской на Тверской улице.

На Руси св. великомученик Димитрий Солунский почитался как покровитель патриотизма и всех ратующих за Отечество. Верный христианин, он был назначен римским императором Галерием проконсулом в Фессалоникийской области в период гонений на христианство на рубеже III– IV вв. Однако вопреки римской политике он не стал преследовать христиан, а принялся искоренять язычество. За это двадцатилетний юноша был посажен в тюрьму и там убит копьями в 306 году.

Почитание мученика, «древнего страдальца за Отечество», началось на Руси сразу после принятия ею христианства. В 70-х гг. XI века в Киеве был основан Димитриевский монастырь, а в 1197 году во Владимир из Солуни была перенесена чудотворная икона св. Димитрия, написанная на доске от гроба святого (ныне она находится в Третьяковской галерее). Святой изображен в воинских доспехах с птичьими перьями, с копьем и мечом в руках. В Москве он был почитаем еще как защитник в битве против иноземцев. Так, день Ангела Дмитрия Донского и славу его победы на Куликовом поле относили к солунскому святому. Родительская или «дедова» Суббота перед его праздником 26 октября (9 ноября по новому стилю) по преданию и была установлена самим Дмитрием Донским.

Придел во имя св. Димитрия Солунского был основан еще в кремлевском Успенском соборе при Иване Калите. В 1326 году в только-только заложенном храме был похоронен великий князь Юрий Данилович, брат Калиты, убитый в Орде тверским князем в борьбе за ханский ярлык на великое княжение. Тогда его получила Москва, и убиенный за Отечество князь был погребен в Димитриевском приделе Успенского храма. Есть версия, что сам Димитриевский придел был сооружен над погребением московского князя. А собора Михаила Архангела, ставшего великокняжеской и царской усыпальницей, в те годы еще не было.

Каменный барельеф с изображением св. Димитрия Солунского в 1462 году появился и на главных кремлевских воротах – на внутренней стороне Спасской башни со стороны Кремля. А на внешней, со стороны Красной площади поместили изображение св. Георгия Победоносца работы того же мастера – Василия Ермолина. Так город предавался под защиту воинов-мучеников. Оба барельефа были сняты при перестройки башни в 1491 году архитектором Пьетро Солари: Георгиевский передали в кремлевский Вознесенский монастырь, а Димитриевский, вероятно, погиб, как считали еще дореволюционные краеведы.

Появилась она еще до Романовых, а в первой половине XVII века была уже была двух– или трехшатровая, по типу соседней церкви Рождества Богородицы в Путинках на М. Дмитровке. Следовательно, Димитриевский храм точно был построен до 1648 года, потому что однотипная Рождественская церковь, появившаяся в тот год – последняя в Москве, возведенная в шатровом стиле до указа патриарха Никона о запрещении строительства шатровых церквей и повсеместного перехода к крестово-купольным (этот указ отменят уже во второй половине XVII века после изгнания Никона.)

С того времени до самой революции дожила шатровая колокольня. Сам храм в 1791 году был перестроен заново.

Дело было в следующем. Церковь по реконструкции должна была стать определенным архитектурным решением композиции Страстной площади, и Тверского бульвара – первого в кольце, устроенного на месте сломанной в то время крепостной стены Белого города.

К середине XVIII эта стена уже потеряла свое фортификационное значение. Ворота Белого города больше не запирались на ночь, как в старину, и не охранялись. А кирпичи из обветшавшей стены москвичи растаскивали на свои нужды. С 1760-х годов камни и кирпичи Белого города с разрешения городских властей и вовсе пошли на постройку казенных зданий: Воспитательного дома и дома генерал-губернатора на Тверской. В результате часть стены Белого города однажды обрушилась и задавила несколько прохожих. После этого происшествия было окончательно решено снести средневековое сооружение.

Созданный специально для этого в июне 1774 года Каменный приказ под главенством князя М.Н. Волконского получил предписание: разрушить крепостные стены, а на их месте посадить деревья. Так и было создано бульварное кольцо. История не сохранила автора идеи, но приписывают ее Баженову, Растрелли или Старову.

Сначала на участке от Никитских до Петровских ворот снесли стену, засыпали ров, посадили маленькие деревца, которые вскоре засохли, и тем дело кончилось. Только при Павле I, в 1796 году, под руководством архитектора С.Карина разбили первый московский бульвар – Тверской.

Вместе с ним появилось в русском языке и заграничное слово «бульвар»: заимствовано оно было из французского «boulevard», а во французский пришло из немецкого «Bolwerk», что означает «крепостная стена». Обычай устраивать на месте упраздняемых крепостных стен аллеи, окаймленные газонами, деревьями и кустами, давно был известен во Франции. Участок территории, где проходила городская стена, становился зеленой полосой. То же самое произошло и в Москве. До середины XIX века москвичи называли нововведение то «бульваром», то «булеваром», то «булевардом», а в простонародье и вовсе «гульваром», поясняя: «Коли люди на нем гуляют, стало быть, гульвар». Действительно, сразу же после своего рождения Тверской бульвар стал излюбленным местом прогулок московского высшего света. На всем протяжении он был украшен множеством фонариков и изящных мостиков.

В николаевскую эпоху на бульваре посадили шелковичные деревья, поздно дающие листву. Весной в Москву приехал сам император и ранним утром пошел прогуляться на бульвар. Он обратил внимание на непонятные «палки» и немедленно генерал-губернатор А. Закревский приказал пожарным Тверской части в ту же ночь убрать эти деревья. Наутро следующего дня он доложил императору: «Ваше величество, бульвар очищен от палок!»

После ухода армии Наполеона из Москвы у Тверского бульвара появились соперники – новые разбитые бульвары. Тем не менее, он был настолько популярнее их, что часто говорили просто «Бульвар», и было понятно, что речь идет именно о Тверском.

Так, применительно к новому виду города и стали перестраивать Димитриевскую церковь, стоявшую рядом с бульваром в том месте, где начинался парадный выезд к Кремлю. Главный ее престол был освящен во имя св. Троицы, и придел – в честь св. Димитрия Солунского.

Две большие редкости выделяли эту церковь среди остальных московских храмов. Одна из них – старинная шатровая колокольня, которая была намного старше самого здания церкви. Она сохранилась до самой революции, несмотря на многопудовые колокола и их ежедневное раскачивание на протяжении сотен веков. Другая редкость – образ Спасителя на апсиде, который прежде находился на Тверских воротах Белого города – по русскому обычаю помещать на крепостных воротах образа для защиты города от врагов и бедствий. При разборке стены этот образ был перенесен именно сюда, в Димитриевский храм.

И еще в начале XIX века церковь славилась своим хором. Москвичи со всего города собирались здесь, чтобы его послушать, особенно в праздничные службы. Прибывали сюда и знатные особы. Нередко их было так много, что кареты стояли вдоль всего бульвара.

А когда купец Елисеев прямо напротив церкви построил свой знаменитый магазин с винным отделом, к нему вскорости нагрянул акцизный чиновник – вот, торговля незаконна, потому что винный погреб может находиться от входа в храм на расстоянии не ближе 42 сажен, а здесь это правило не соблюдено. Вход в гастроном был тогда один, с Тверской улицы. Елисеев уговорил чиновника подождать до утра. Всю ночь кипела работа, и несколько метров было выиграно: на следующий день винный магазин с отдельным входом появился в Козицком переулке, где и находится по нынешнее время.

Церковь св. Димитрия Солунского была разрушена при реконструкции Тверской улицы в 1934 году. История ее сноса – отдельная глава в печальной летописи старинного московского храма. Сначала предполагалось снести только колокольню. Затем В 1932 году храм включили в список церквей, подлежащих сносу, но за него вступилась авторитетная общественность. Среди защитников был П.Д. Барановский. Поначалу упросили сохранить шатровую колокольню – Барановский подготовил план ее переноса – но в итоге все было разрушено.

Взамен храма построили громадный жилой дом №17 по проекту архитектора А.Мордвинова. На угловой башенке дома – новой архитектурной «доминанте» площади – раньше стояла огромная статуя балерины с высоко поднятой ногой и воздетой к солнцу рукой. По ее поводу в Москве весьма подшучивали. В 1958 году скульптуру убрали – обветшавшая «Балерина» грозила в любой момент обрушиться на головы прохожим.

Маленький храм с большой историей

Спустя двадцать лет в сельце возвели деревянную церковь во имя христианского великомученика IV века Дмитрия Солунского, и Гузеево стали именовать селом Дмитровским.

Святой Димитрия Солунский, живший в IV веке, назначен был указом римского императора Максимилиана проконсулом в Салониках (славянское название – Солунь), получив приказ защищать город и истреблять христиан. Однако Дмитрий, вопреки императорскому указу, принял святое крещение и стал открыто учить горожан христианской вере. Разгневанный император повелел бросить проконсула в темницу, где 26 октября 306 года его казнили копьями. Верный слуга святой Лупп собрал кровь казненного на полотенце, омочил его перстень в крови и ими исцелял недужных. Тело Дмитрия было тайно предано земле христианами, а затем уже при императоре Константине на этом месте возвели церковь. С той поры имя Дмитрий (Димитрий) сделалось широко распространенным на Руси, и многие храмы построены в память святого Дмитрия Солунского. День его памяти отмечается 26 октября (8 ноября).

Известные люди, родившиеся вблизи этой даты, носили имя Дмитрий. Можно назвать великого князя Московского Дмитрия Донского, героя Великой Отечественной войны генерала Дмитрия Михайловича Карбышева, русского поэта Александра Блока, которого также хотели назвать Дмитрием. Блок словно видит храм Дмитрия Солунского в селе Дмитровском, когда пишет вот эти строки:

Читайте также  Архипелаг Ко Нанг Юань

Видно, дни золотые пришли,

Все деревья стоят, как в сиянье.

Ночью холодом веет с земли,

Утром – белая церковь вдали,

И близка, и ясна очертаньем.

Первое упоминание о Дмитровском приходится на начало XVI века. За выигранную Петром Михайловичем Плещеевым, владевшим на то время окрестными землями вокруг деревни Гузеевво, битву при реке Ведроше в 1500 году, близ Дорогобужа, вместе с главными начальниками войск, в знак благоволения, «спрошен был государем чрез посланца о здоровье». Вместе с Дмитровским, П. М. Плещеев владел вотчинами еще в пяти уездах. Но в 1534 году его сын продал свою богатую вотчину на Истре Троице-Сергиевому монастырю. Село Дмитровское было выгодно расположено на кратчайшей дороге из Звенигорода в Москву.

По этой причине село, сгоревшее в Смутное время в начале XVII столетия, было вскоре восстановлено, но потом вновь уничтожено в 1618 году шедшим на Москву польским королевичем Владиславом. В 20-х годах XVII столетия с окончанием Польско-Литовской интервенции в разоренном Гузеево возобновляется жизнь: были поселены новые крестьянские семьи, и в 1627 году построена новая деревянная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского. В 1630 году царь Михаил Романов изымает Дмитровское из пользования монастыря и дарит село своему отцу патриарху Филарету. С этого момента начинается новый этап истории села Дмитровское и церкви святого великомученика Димитрия Солунского — они становятся Патриаршими.

Дмитровское становится центром домового владения Святейших Патриархов в Звенигородском уезде, утрачивает первоначальное название село Гузеево.

В 1640-е годы хозяйственная жизнь села Дмитровское с деревнями оживляется. К этому времени относится устройство на домовом Патриаршем дворе конного и скотного дворов, а также появились пруды с саженой рыбой.

В 1644 году Святейший Патриарх Иосиф строит новую деревянную церковь на средства Патриаршего казенного Приказа.

Здесь часто бывал по пути в свой любимый Саввино-Сторожевский монастырь царь Алексей Михайлович. Предание рассказывает, что, посещая по дороге село Дмитровское, он «беседовал там иногда с патриархом Никоном, ласково разговаривал с крестьянами и любовался прелестнейшими видами местного положения».

He раз посещал Дмитровское и Святейший Патриарх Никон. После низложения Святейшего Патриарха Никона соборным постановлением 1666 года Дмитровская домовая вотчина была отписана в Царские Дворцовые земли села Степановское.

Царь-богомолец был еще и царем-охотником, а окрестности Дмитровского представляли собой прекрасные места для соколиной охоты.

В Дмитровском приезда царя ожидал скромный «государев двор, на дворе хоромы поземные, избушка с комнатою, а к ним сени дощатые с двух сторон. Да у ворот по обе стороны две избушки боярские, печи во всех. Кругом двора забора 18 прясел».

Следующий царь Федор Алексеевич в 1677 году пожалует село князю Юрию Алексеевичу Долгорукому.

Князь Ю. А. Долгорукий погиб вместе с сыном во время Стрелецкого бунта. А. С. Пушкин рассказывает об этом в своем труде «История Петра»: «Петр избран был 10 мая 1682 года, а 15 стрельцы, отпев в Знаменском монастыре молебен с водосвятием, берут чашу святой воды и образ Божией Матери, предшествуемые попами, при колокольном звоне и барабанном бое вторгаются в Кремль. Деда Петра Кирилла Полуехтовича принудили постричься. Убиты в сей день братья Натальи Кирилловны Иван и Афанасий, князья Михайло Алегукович Черкасский, Долгорукие Юрий Алексеевич и сын его Михайло…» После этих трагических событий 25 июня 1682 года молодой царь Петр Алексеевич отдал село Дмитровское на Истре с деревнями в вотчину Святейшему Патриарху Иоакиму на помин душ усопших родственников.

Получив от молодого царя село, Святейший Патриарх Иоаким задумывает построить вместо деревянного обветшалого — каменный храм.

Церковь святого Дмитрия Солунского была построена в 1683–1689 годах. Этот каменный одноглавый храм с небольшим южным Никольским приделом и с надстроенной шатровой колокольней воздвигнут на средства Патриарха Иоакима. 24 октября 1689 г. храм был торжественно освящен.

В 1690 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Иоаким скончался. После смерти святейшего Патриарха хозяйственная жизнь села пришла в упадок. Это отразилось и на состоянии церкви.

Во время Отечественной войны 1812 года село Дмитровское наполовину сгорело от войск Наполеона. Церковь тогда не пострадала, но в начале XIX века положение храма было настолько тяжелым, что стоял вопрос о его закрытии.

В 1836-1841 гг. были проведены значительные ремонтные работы старостой храма Николаем Егоровичем Зельиным — московским купцом I гильдии. В этот период была построена трехъярусная колокольня со стороны западного крыльца древнего храма.

В 1870 году была построена кирпичная ограда, разрушенная в 30-е годы XX века. В 1912 сделан мозаичный пол. В последующие годы лихолетья храм не получал подлежащего ухода и сильно обветшал.

После событий 1917 года храм закрыт не был. Во время Великой Отечественной войны в храме около двух лет не совершались Богослужения за неимением священников, но церковь неизменно оставалась доступна верующим.

Таким образом даже во время труднейшего для Церкви советского периода храм был открыт. В это время он был очагом духовной жизни во всей округе, лишенной пастырского окормления и церковного богослужения.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла №У-02/47 от 13 марта 2014 года настоятелем храма великомученика Димитрия Солунского — Патриаршего подворья в с. Дмитровское Красногорского района Московской области назначен наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы игумен Петр (Еремеев).

Храм св. вмч. Димитрия Солунского
на Благуше

Храм — это место молитвы людей к Богу, это дом Божий. Храм, построенный в 1908-1911 на Благуше, был назван в честь святого великомученика Димитрия Солунского – покровителя православных воинов. Благуша — историческое название местности, располагавшейся на северо-востоке Москвы между Семеновской заставой и селом Измайлово.

К концу 1910 года Храм обрел своего первого настоятеля. Им стал 42-летний священник Михаил Преферансов. 29 июня 1911 года владыка митрополит Московский Владимир совершил освящение новосооруженного Храма и совершил в нём первую Божественную литургию. Новый Храм просуществовал недолго. Ему предстоял тот же путь мученичества, которым прошел его небесный покровитель — Святой Великомученик Димитрий.

Храм построен в духе эклектики, представляет собой сочетание греческих и русских приёмов храмоздания. Он вмещает до 3 000 прихожан. Главный престол освящён в честь святого великомученика Димитрия Солунского; пределы в честь святителя Петра, митрополита Московского, и Успения, в честь праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. В архитектурном плане Храм являет собой соединение трехнефной базилики и крестово-купольного Храма, то есть сочетание греческих и русских принципов храмоздания, символизируя единство духовного подвига великомученика Димитрия Солунского и святого благоверного князя Димитрия Донского.

В 1931 году приход был закрыт, а здание Храма передано в ведение НКВД, который приспособил его под завод вторичной переработки драгоценных металлов. Были снесены кресты, сняты купола, разобраны верхние ярусы колокольни. В алтаре установили плавильные печи. Под главным сводом поместили кислотный цех.

В полностью разоренном состоянии, отрезанное от всех городских коммуникаций, здание Храма было возвращено Русской Православной Церкви в 1991 году. С 17 ноября 1991 года, когда было совершено освящение крестов и установка их на Храме, приход ведет работу по возрождению Храма. На Епархиальном собрании 2000 года Патриарх Московский Алексий II назвал Храм Димитрия Солунского самым разрушенным Храмом Москвы.

Храм строился очень быстро, возрождался, каждый день происходило что-то новое, и вот уже осенью 2001 года на престольный праздник служба стала совершаться на главном престоле. Когда служба стала проходить каждый день, в Храм потянулось много людей. Была восстановлена воскресная школа, Храм стал наполняться детьми. Сейчас воскресная школа – это дом, в котором дети и взрослые чувствуют связь между Церковью и миром. В нашем Храме есть дошкольная группа, школьники начальных классов, молодежная группа. Ведет занятия отец Алексий Митюшин. Основная цель занятий – это беседы, через которые дети воцерковляются и получают основные знания о православной вере и культуре. Так же есть воскресная школа для взрослых, ей занимается отец Игорь Иванов.

8 ноября 2007 года, в день памяти великомученика Димитрия Солунского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Храме вмч. Димитрия на Благуше. Это было первое Патриаршее богослужение в восстанавливаемом Храме.

В приходе очень много детей, в воскресные дни причащают из трех Чаш. Патриарх Алексий II был поражен количеством детей, причащал сам полчаса только одних детей, а потом зашел в алтарь и передал Чашу, он был поражен, такого количества детей не видел никогда. Нужно отметить, что все это благодаря тому, что в нашем Храме, несмотря на какие-то мелочи, отношение к прихожанам доброжелательное. Приход живет по наставлениям и Святых Угодников Божиих, и покойного Святейшего Патриарха. Храм уже практически готов, нам осталось сделать правый и левый предел, расписать стены, но, к сожалению, это пока невозможно из-за грибка на стенах.

В Храме уже есть свои приходские традиции. Каждую субботу вечером совершается лития; в праздничные дни священники стараются причащать из трех потиров, чтобы было легче причащаться; исповедь в субботу начинается с началом Всенощной, чтобы всем можно было успеть исповедаться; в Великий пост на Крестопоклонную неделю пекут крестики, на 40 Севастийских мучеников – жаворонков, на Иоанна Лествичника – «лесенки»; на Рождество Христово и Пасху в Храме всех кормят бутербродами с чаем; на Пасху все взрослые и дети могут звонить на колокольне. В воскресной школе также всегда отмечаются детские праздники, а Православный клуб исторического фехтования устраивает театрализованные представления.

Храм – это «Дом Божий», в котором пребывает особенная благодать. Душа должна зацепиться хоть за краешек креста, вознесенного над Храмом. Наш Храм является не только местом, куда собираются на молитву православные жители, для наших прихожан Храм стал и важным центром общественной жизни, а для жителей района Соколиная гора еще и местной достопримечательностью.

Читайте также  Что посмотреть в Болгарии на машине?

Воспользуйтесь меню слева, чтобы более подробно узнать о прошлом и настоящем прихода храма св. вмч. Димитрия Солунского.

Храм святого великомученика Димитрия Солунского, д.Тимофеевская

Храм святого великомученика Димитрия Солунского

О храме

Много было сказано о красоте Российской природы – такой бесконечно разнообразной и дивной. И все равно никакими словами не выразить те благоговейные чувства, которые поднимаются в душе, глядя на создания Великого Творца. Велик Господь!

Наш рассказ пойдет о земле Владимирской, издревле известной своими красотами и православными святынями. А сколько богоугодных людей рождала Русь Владимирская! Достаточно назвать святых, в земле Владимирской просиявших: князей Андрея Боголюбского, Всеволода III Большое Гнездо, Георгия II Всеволодовича, Александра Невского, княгини владимирской Марии, преподобных Илии Муромца и Софии Суздальской, святой княгини Ольги. И благодаря им, а также людям с недошедшими до нас именами, наполнилась эта земля чудесным перезвоном колоколов, устремили свой взор к небу сотни куполов.

В одном Судогодском районе (части бывшего Судогодского уезда) перед революцией 1917 года было 27 храмов, в том числе 21 каменный и 6 деревянных, почти в каждой деревне стояли часовни. Во времена гонений на православную церковь на территории района осталось только три действующих храма – в селе Ликине, Заястребье и на погосте Спас-Беседа.

О деревянных храмах XVI века на Судогодской земле мы знаем или из летописей, или из устных преданий. История возникновения некоторых из них связана с историей покорения Казани (1552 г.), т.е. с военными походами Ивана Грозного и его ближайших соратников, прежде всего с «государевым слугой» князем Михайлом Воротынским.

Путь на Казань и обратно пролегал по Судогодской земле. В то время это были обширные вотчинные владения князей Воротынских. Храмы, построенные в этих местах, по пути возвращения войск домой, как правило, посвящались памяти одного и того же события Нового Завета — Преображения Господня. Таких храмов на Судогодской земле пять. Три из них расположены в бассейне реки Судогды, где также мог проходить путь русского воинства. Это храмы на погосте Спас-Беседа, в селе Чамереве и на погосте Спас-Купалищи. Четвертый храм стоял невдалеке от теперешней Муромской дороги в селе Брыкине, пятый был построен на помин души князя Михайла Воротынского в будущей Прохоровой пустыни, около деревни Гладышево. Примечательно, что в 1556 году в Муроме в связи с успешным Казанским походом по приказу Ивана Грозного был заложен уже не деревянный, а каменный храм и также в честь Преображения Господня. Сейчас это соборный храм Спасского мужского монастыря.

Есть на Судогодской земле живописнейшее место. В четырех километрах от дороги, ведущей на Гусь-Хрустальный, около деревни Тимофеевская, на берегу озера Высокое, окруженного светлым сосново-березовым лесочком, сменяющим широкие дали полей, возвышается храм. Это храм в честь святого великомученика Димитрия Солунского.

Некогда величественный, ныне он представляет собой печальное зрелище. И сжимается сердце, глядя на разрушающуюся святыню, ведь на облике храма отразилась история нашей страны: и возрождение, расцвет, близость к Богу, и страшные годы бесовщины.

До 1764 года приход Димитриевского храма был патриаршей, а затем синодальной вотчиной. По писцовым книгам монастырских и церковных земель Владимирского уезда за 1637-1647 годы, в Высокорецкой «кромине» на погосте значились две церкви: холодная — во имя великомученика Димитрия Солунского и теплая – во имя святой мученицы Параскевы. Кроме патриарших деревень, в Димитриевском приходе были деревни, принадлежавшие Владимирскому Спасскому Золотовратскому монастырю.

После пожара 1746 года в 1762 году была построена новая деревянная церковь, освященная во имя святого Димитрия Солунского. В те годы на погосте стояла и церковь Живоначальной Троицы, но о том, когда она была построена, письменных сведений не сохранилось. В 1767 году эта церковь сгорела, и к 1772 году была построена новая, тоже деревянная, во имя Святой Троицы с приделом св. мученицы Параскевы.

В ХIX веке вместо деревянных церквей был построен каменный храм. В этом храме было три престола: главный — во имя св. Живоначальной Троицы, во имя св. Димитрия Солунского и в память Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В Димитриевском приделе были старинные царские врата. Известно также о богато украшенной старинной иконе Пресвятой Троицы в серебряной позолоченной ризе и старинном напрестольном Евангелием печати 1648 года. Внутри храм был расписан.

В конце XIX века приход Димитриевского храма состоял из жителей деревень Чечулино, Тимофеевская, Шишкино, Коняево, Стариково, Студенцово, Рыжиково, Григино, Луньково, Брыкино, Кощеево, Бурлыгино, Бехтерево и Климовская. По клировым ведомостям, во всех этих деревнях числилось 659 человек мужского и 793 женского пола.

До революции на погосте в отдельном двухэтажном здании работала церковно-приходская школа, в которой училось 50 детей.

Храм на погосте был закрыт в 1937 году, служивший в нем священник Алексей Сергиевский был репрессирован. В этот же период в Судогодском районе были осуществлены массовые репрессии церковнослужителей. Всего известно о 52-х пострадавших, их них шестеро были приговорены к расстрелу.

Почти все отобранные советской властью храмы приспосабливались под хозяйственные нужды, разрушались и осквернялись. Такая же страшная участь постигла и храм Димитрия Солунского. Во время Великой Отечественной войны помещение храма занимала артель по изготовлению сетки-рабицы. После войны вплоть до 1953 года здесь располагался цех от Головинского завода – лили чугун. В последующие годы храм был заброшен.

В ноябре 1999-го года храм в крайне запущенном состоянии передали приходскому совету Свято-Екатерининского Судогодского собора, священники которого начали служить здесь молебны. Благочинный Судогодского района священник Георгий Морохин, а затем священник Андрей Голубев начали посильную работу по ремонту храма, расчистке территории погоста. Погост хоть и действует поныне, но находится в запущенном состоянии.

В 2007 году в газете «Десятина» были опубликованы статья, рассказывающая о храме, и обращение с просьбой о помощи в восстановлении храма. Помощь была оказана со стороны Владимирской епархии в размере 17 000 руб.

Силами местных жителей стали устраиваться субботники. Вместе с о.Владимиром, священником Екатерининского собора г.Судогды, убрали часть мусора с территории погоста, начали откапывать фундамент храма, удалили деревья и кустарники, выросшие на храме. Но за это время состояние самого здания еще более ухудшилось.

Из-за отсутствия кровли своды провисли, в некоторых местах обрушились, образовав зияющие дыры. Колонны, поддерживающие своды, по оценке эксперта Судакова Виктора Николаевича, начальника лаборатории Владимирского института «Промстройпроект», находятся в критическом состоянии. В ближайшие полгода, если не будут проведены работы по укреплению колонн, то они рухнут вместе со сводами. Одновременно с укреплением колонн и сводов нужно установить кровлю, хотя бы над зимней частью храма.

Есть люди, готовые в короткие сроки сделать проектно-техническую документацию на поэтапное восстановление храма. Есть и строители. Но все упирается в отсутствие денег. Кончено, средства нужны немалые. И мы уповаем на Господа, молимся святому Димитрию Солунскому, чтобы нашлись средства и возможности спасти разрушающуюся святыню. Чтобы этот храм не попал из списка возрождающихся храмов в список навсегда утраченных.

Мы видим всю необходимость в возрождении духовности истинного Православия именно в этом месте, тем более на фоне всероссийского возрождения прежде утраченной связи с Богом.

ХРАМЫ ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО В МОСКВЕ

8 ноября Православная Церковь празднует день памяти великомученика Димитрия Солунского. Для некоторых столичных церквей эта дата является престольным праздником.

Адрес: ул. Ибрагимова, 6А, стр. 1 (м. Семеновская, Измайлово, Партизанская)

Благуша — историческое название местности, располагавшейся на северо-востоке Москвы между Семеновской заставой и селом Измайлово. Название «Благуша» происходит от Благушинской казенной рощи — одной из шести заповедных казенных рощ, учрежденных в XVIII веке.

Благуша, как и прочие городские окраины, активно заселяется выходцами из различных уездов Московской губернии, приезжавших в Москву на заработки. К 1906 году местное население увеличилось в 10 раз по сравнению с 1880-ми годами и составило около 10 000 человек. Открытие фабрик и заводов на Благуше в немалой степени поспособствовало тому, что стала складываться местная инфраструктура, в которой еще отсутствовал традиционный духовный центр — православный храм. В то время ближайшим храмом был Храм Воскресения Христова на Семеновском кладбище. В нем ежедневно совершалось большое количество отпеваний и панихид, по этой причине малопричтовый клир храма был не в состоянии удовлетворить всех духовных нужд быстро увеличивавшейся паствы.

В 1905 году жители Благуши ходатайствовали перед Высокопреосвященнейшим Владыкой Владимиром, митрополитом московским, о назначении к храму на Семеновском кладбище особого причта, который мог бы окормлять благушинских прихожан. Ознакомившись с ситуацией в районе митрополит Владимир принял решение о строительстве здесь нового храма.

В 1896 году Потомственный Почетный Гражданин Димитрий Флорович Ермаков передал Духовному Ведомству около 100 000 рублей на постройку храма в честь своего небесного покровителя — святого великомученика Димитрия Солунского и Святой Праведной Анны (Анна — имя супруги Димитрия Ермакова). Деньги, оставленные по завещанию Димитрия Флоровича Ермакова, были предложены благушенцам в качестве начального капитала на строительство храма.

16 августа 1909 года была осуществлена закладка храма. Храм получился большим, он вмещал до 3 000 прихожан.

29 июня 1911 года митрополит Московский Владимир совершил освящение новосооруженного храма и совершил в нем первую Божественную литургию.

В 1931 году приход был закрыт, а здание храма передано в ведение НКВД, который приспособил его под завод вторичной переработки драгоценных металлов. У храма были снесены кресты, сняты купола, разобраны верхние ярусы колокольни. В алтаре были установлены плавильные печи, а под главным сводом был размещен кислотный цех. По причиненному ущербу от строительных переделок, сносу и уничтожению «ненужных» частей фасадов храм Димитрия Солунскаго на Благуше занял место одного из самых разрушенных храмов Москвы.

Читайте также  Фромборкская базилика и замок

В полностью разоренном состоянии, отрезанное от всех городских коммуникаций, здание храма было возвращено Русской Православной Церкви. 17 ноября 1991 года были совершены освящение крестов и установка их на храме.

Осенью 2001 года на престольный праздник служба стала совершаться на главном пределе.

Адрес: ул. Берзарина, вл. 15, корп. 1 (напротив) (м. Октябрьское Поле, Зорге, Панфиловская)

Церковь возводится по индивидуальному проекту в рамках Программы строительства православных храмов в городе Москве. Строительство храмового комплекса на 500 человек началось в 2015 году. В связи со сложной геологией было выполнено укрепление грунта. У прихода изначально не было крупного благотворителя, так что на фундаментную плиту средства собрали сами прихожане. Как позднее, и на храмовые иконы, и на колокола. Видя горячее желание жителей иметь на этом месте свой храм, проект поддержала компания ПАО «ГМК «Норильский никель»».

За основу архитектурного облика взяты памятники новгородской и звенигородской школ. Но в итоге архитекторы сместились в модерн. Храм украшает шатровая колокольня. На фасадах — мозаики. Всего пять композиций. Храм спроектировали бесстолпным.

Адрес: Москва, Главная ул., 1А, (м. Щёлковская, Первомайская)

Первый деревянный храм был построен в с. Щитникове в 1702 г., на его месте в 1875 г. был выстроен каменный трехпрестольный храм по проекту архитектора П. Петрова на средства ктитора храма, московского купца 1-й гильдии Михаила Бородина. В 1938 г. храм был закрыт, а после войны в его здании расположился клуб предприятия Восточной Водопроводной станции «Мосводоканала», кладбище перед храмом перерыто и превращено в парк, здание храма было перестроено, надстроен второй этаж. Последний настоятель храма иеромонах Уриил умер с горя, и похоронен за Алтарем храма Рождества Христова в Измайлове.

18 ноября 1991 г. зарегистрирована церковная община, 8 ноября 1992 г. стали служить молебны в бывшем церковном доме. В 1993 году решено строить в пос. Восточный новое здание храма по сохранившимся чертежам архитектора П. Петрова. На основе сохранившихся чертежей XIX века архитектор О. И. Журин создал проект нового храма. 30 сентября 1995 года Святейший Патриарх Алексий совершил закладку храма. В день престольного праздника 8 ноября 1996 года храм и главный престол были освящены Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в присутствии столичного градоначальника.

Храм Димитрия Солунского (Шимоново)

Итак, на этот раз мы оказались в селе Шимоново (вернее, в том, что от него осталось), которое находится в Можайском районе на самом краю Московской области. Дорога к нему заканчивается около соседнего села шлагбаумом. Дальше идет грунтовка через поле порядка 5-6 км. От шлагбаума прекрасно видно силуэт церкви, расположенной на холме. Нам повезло, что сухо, поэтому мы с комфортом въехали в центр села.

«Село», это, конечно, громко сказано. На данный момент оно состоит из пары довольно прилично выглядящих домов с участками, скорее всего владений дачников, и пары брошенных строений. На самом въезде расположен большой участок, обнесенный красной лентой, с малой долей свежих стройматериалов и сиротливыми остатками русской печки.

Очевидно, что там относительно недавно был пожар. И действительно, в сети сказано, что году в 2006м этот участок вместе с соседним сгорел, когда жгли траву в полях.

Из центра села открывается вид на старую церковь.

Пока не распустилась зелень и не встала трава, все прекрасно просматривается, включая церковный пруд, заросший камышом, деревянный мосток на месте разрушенного каменно-кирпичного, колодец, спрятанный в зарослях, и, наконец, само полуразрушенное здание храма.

У этой церкви, как, собственно и у самого села древняя и довольно примечательная история.

Название села, вероятно, восходит к имени владельца Ивана Шимонова, дьяка удельного князя Михаила Андреевича Верейского, жившего в середине XV века.

В конце XVI и в XVII веков село, находившееся в Верейском уезде Городского стана, известно как вотчина дворян Радиловых. Царем Феодором Иоанновичем село было пожаловано в вотчину Матвею Радилову, потом перешло к его сыну Ивану. Во время польско-литовского нашестви в Смутное время оно было разорено и уничтожено . В 1628 г. внук Матвея Максим Иванович Радилов (он был воеводой в Туринске и Тюмени) подал челобитную, в которой отражен страшный разгром страны после гражданской войны, интервенции и безвластия: “Родовая, старинная их (Радиловых) вотчина, пустошь, что было село Шиманово на речке Конопленке, все пусто. И прадед, и дед, и братья, и племянники все померли, и иные на государевой службе побиты, и ныне опричь де его – Максима и сына его Богдана Радиловых вотчичей нет никого”. Селом владели Богдан Максимович, потом его дети Никита, Феодор и Степан. В 1671 г. Степан Богданович Радилов отдал половину села в приданое сестре Наталье при выходе ее замуж за Ивана Васильевича Приклонского. После смерти Степана Богдановича его половина села перешла к сыну Ивану.

В 1749 г. подполковник Максим Федорович Радилов испросил разрешение на постройку деревянного храма, который был освящен в честь Великомученика Димитрия Солунского 15 октября того же года. У церкви были захоронения Радиловых, стояли памятники.

Через 50 лет в 1800 г. помещица вдова майора Елизавета Андреевна обратилась к митрополиту Платону с просьбой о разрешении на строительство вместо деревянного храма, который пришел в крайнюю ветхость, построить новый каменный (оштукатуренный кирпичый) ротондальный храм во имя Димитрия Солунского с приделом преподобного Александра Свирского в стиле классицизма, с трех сторон окруженный ротондами алтаря. Но храм был выстроен с двумя приделами; в одном из приделов поставили иконостас из деревянного храма. В плане храм близок построенному М.Ф. Казаковым московскому храму Косьмы и Дамиана на Маросейке. Рядом с храмом выстроена колокольня и соединена с храмом навесом.

Храмоздательница сделала вклад, передала в храм: родовые иконы Нерукотворного Спаса, Казанской Божией Матери и другие иконы. Отведено: земли усадебной – 2 десятины, а пашенной и сенокосной – 34 десятины. При храме: священник и псаломщик, получали жалования 394 рубля в год. В приходе храма состояли: село Шимоново – 27 дворов; деревни: Иваньково – 18 дворов (в 1 версте от церкви), Шеина – 20 дворов (в 1 версте), Разстригина – 14 дворов (в 2 вестах), Марьина – 23 двора (в 3 верстах), Головина – 52 двора (в 5 верстах).

В 1812 году в селе Шимоново было 27 дворов. Радилова Елизавета Андреевна, жена секунд-майора Радилова, в Московское ополчение направила девять человек. Можно предположить, что они приняли участие в Бородинском сражении. Французы сожгли в селе три дома. Помещица Радилова Е.А. на постройку домов выдала пострадавшим лес.

С точки зрения культурного прошлого интересен тот факт, что история этого села имеет косвенное отношение к великому русскому поэту А.С.Пушкину: с XIX в. селом владел Афанасий Николаевич Гончаров (1760-1832гг.), надворный советник и жалованный потомственный дворянин, дед супруги А.С.Пушкина Наталии Николаевны. Кстати сказать, на тот момент в селе было домов – 19, взрослого населения – 128 человек (из них: 69 душ мужского пола, 59 – женского). Гончаровы владели селом до конца XIX в. Евгения Петровна Гончарова (1876-1930) венчалась 29.07.1894 в храме Дмитрия Солунского села Шимоново.Так что через село Шимоново вполне могла проезжать Наталья Николаевна Пушкина. После смерти мужа в феврале 1837 года Наталья Николаевна Гончарова-Пушкина с детьми и сестрой отправилась в родовое поместье – Полотняный завод. Дорога в имение проходила на Калугу через Можайск на Шимоново и далее. Вполне Н.Н. Пушкина могла заходить в церковь.

В 1895 г. в этой церкви был освящен еще один придел во имя преподобного Сергия Радонежского.

Известно, что в апреле1921 году в церковь Димитрия Солунского в село Шимоново был направлен иеродьякон Владимир (Волков Григорий Нилович, 21.04.1878, дер. М. Палатки Юхновского у. Смоленской губ.- 25.03.1938, полигон Бутово под Москвой, ныне в черте Москвы ), при церкви служил до 1930 года (сведения отсюда).

Краткое описание той архитектуры, что мы должны были бы лицезреть, выглядит следующим образом.

Двусветная ротонда храма перекрыта куполом с люкарнами, на котором поставлен световой барабан, несущий главку. С юго-запада и северо-запада к ней примыкают ротондальные объемы приделов, завершенные собственными куполами с декоративными главками. К приделам с запада примыкает небольшая прямоугольная трапезная. Алтарь и колокольня разобраны. Декоративное убранство здания весьма сдержанно, боковые входы в храм украшены двухколонными портиками.

Здание храма ныне сильно разрушено, заброшено, находится в аварийном состоянии, своды трапезной также разрушены, от росписей не осталось и следа.

По информации с официального сайта Можайского муниципального района богослужения в ней совершаются в рамках миссионерских походов учащихся воскресной школы Никольского собора г. Можайска. Но мне кажется, что эта информация устаревшая. Хотя о том, что кто-то все же поддерживает храм в, так сказать, духовном состоянии свидетельствуют иконки в нишах, а также кулич и бутылка кагора на невесть откуда взявшейся тумбочке.

Пишут, что территория села находится под присмотром. Имеется в виду, что рядом с храмом находится хозяйство местного фермера Бориса Николаевича. Характеристику ему дали такую, что дядя он добрый и общительный, но и весьма строгий, так что лучше его не беспокоить без надобности. Мы и не беспокоили 🙂 Мы его вообще там не видели, только вот вычитали про него постфактум.

This entry was originally posted at http://linen-shine.dreamwidth.org/7304.html. Please comment there using OpenID.

upd Похоже, это реконструкция того, как когда-то, вероятно, выглядел этот храм.
.