Церковь Девы Марии

Храм Девы Марии перед Тыном

  • 8 отзывов |
  • Ценник: дёшево |
  • Интерьер: очень красиво
  • Парковка: нет |
  • Экскурсии: да

Týnský chrám (Kostel Panny Marie před Týnem)

Из многих достопримечательностей Праги храм Девы Марии перед Тыном является наиболее значимым и неповторимым. Он представляет собой действующий костел, возведенный в готическом стиле с элементами барокко известнейшим немецким архитектором и скульптором П.Парлером. Прежде всего, Тынский храм – это выдающееся строение чешской столицы, с возвышающимися башнями над яркими крышами построек Староместской площади.

История и архитектура

Первое письменное упоминание о ранней прибольничной церкви Девы Марии пред Тыном зафиксировано в 1135 году. Строительство костела начали в середине 14 века, закончили в начале 16 века. Уже в первой половине XV века костел стал главным гуситским храмом, архиепископом которого стал Ян Рокицаны. Несмотря на то, что в 1679 году он сильно пострадал от пожара, ему удалось сохранить свою величественность и приобрести уникальность. Ведь известно, что именно после пожара главный неф стал намного ниже и в XVII веке на месте готических башен, уничтоженных пожаром, были восстановлены башни барочного стиля, а их высота достигает 80 метров. Если внимательно на них посмотреть, то становится видно, что ширина башен абсолютно разная.

На сегодняшний день костел представляет собой базилику с западными башнями и тремя хорами. Общая длина составляет 52 метра, 28 метров – ширина, высота башен – 70 метров, а средних боковых нефов – 44 и 24 метра.

Взгляд изнутри

  • 19 украшенных алтарей;
  • 14 больших полотен, автор которых Ф. Чермак;
  • Две лавочки, исполненные в готическом стиле;
  • Древнейшая оловянная купель 1414 года, на которую нанесены рельефы апостолов;
  • Готическая кафедра, выполненная из камня в XV веке;
  • Статуя Мадонны с младенцем располагается в алтаре правого бокового нефа;
  • Достойны пристального внимания и картины К. Шкреты «Вознесение Девы Марии» и «Троица» на главном алтаре;
  • Работу М. Рейсека 1493 года в виде каменного балдахина невозможно обойти стороной.

Готическая фреска с изображением святого Иеронима со львом XIV века, которая была тщательно спрятана в одном из алтарей, а была обнаружена реставраторами лишь в 2000 году.

Настоящая драгоценность среди артефактов в Праге – старый орган Тынского храма. Это творение Мундта, искусного немецкого мастера, датированное 1670-1673 годом. До наших дней в своем первозданном виде он не сохранился, но в Бонне была произведена тонкая работа по реставрации органа. В 2000 году он был возвращен в Прагу.

Ценность храма заключается не только в его уникальности, архитектуре и внутреннем убранстве, но и в 60 захоронениях как великих, так и неизвестных людей, прах и останки которых хранятся с особой бережностью и уважением. Самое известное из них – могила Т. Браге, астролога, служившего у Рудольфа II. Это не единственное интересное захоронение. Внутри него находятся могилы епископа Луциана, еврейского мальчика Шимона Абелеса, десятилетнего сына купца, который втайне ходил в монастырь на проповеди, а затем и вовсе крестился. Узнав об этом, отец приказал его долго мучить, а затем убить. Как оказалось после вскрытия могилы юноши, тело было идеально сохранившимся. После этого Шимона торжественно похоронили в костеле как мученика.

Интересные факты и легенды

В начале XV века главная статуя оказалась без золотой чаши, с которой и связана небольшая забавная легенда. Она гласит, что эта чаша стала уютным местом для аистов, которые свили на ней гнездо. Семейству необходимо было кормиться, поэтому аисты поочередно носили в него лягушек, которые иногда выпадали из клюва. И вот однажды, выпавшая лягушка оказалась на голове у некой важной личности, за что она была оскорблена и осмеяна людьми. После этого случая аистов выселили, а чаша была убрана.

Возведение Тынского храма сплетено с одним интересным случаем, произошедшим при строительстве кровли. Дерево для нее было позаимствовано для сооружения виселиц, предназначенных для казни большого количества людей на Староместской площади.

Еще одной интересной чертой горожан считается вера в то, что надежный способ избавиться от зубной боли – наступить на могильную плиту. Именно поэтому некоторые из них повреждены.

Время работы

понедельник выходной
вторник 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
среда 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
четверг 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
пятница 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
суббота 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
воскресенье 10:00 — 12:00

Тынский храм – уникальное место, мимо которого невозможно пройти.

Церковь Богородицы Торжествующей (Храм Девы Марии Победоносной)

Собор Богородицы или, как его еще называют, храм Девы Марии Победоносной – одна из самых известных святынь Праги, куда ежегодно приезжают паломники и туристы с разных уголков мира. Свою популярность и значимость церковь приобрела благодаря ценной реликвии. Это статуя младенца Иисуса Христа, которая была привезена сюда из Испании. Местные жители называют ее Пражский Езулатко. А некоторые верующие уверены, что она исполняет желания, о чем свидетельствуют многочисленные надписи с благодарностями, которые можно увидеть рядом с алтарем.

Со статуей Пражского Езулатко связано много интересных обрядов, о которых вы узнаете во время прогулки. А еще церковь интересна своей архитектурой и историей. В любом случае рекомендуем включить ее в список обязательных мест, а еще лучше отправиться на одну из обзорных экскурсий от портала «Спутник». Посещение святыни под аккомпанемент интересных фактов от русскоговорящего гида точно оставит в вашей памяти яркие впечатления.

История

Храм был возведен в 1611 году чешскими лютеранами в честь Святой Троицы. Но в 1620 году католики одержали победу над протестантами, после чего статус церкви пришлось изменить. По назначению властей храм был передан кармелитам, а его название изменили на «Девы Марии Победоносной», которое сохранилось и по сей день. Такое преображение связано с тем, что кармелиты полагали, что икона Божьей Матери стала главной причиной, по которой победила католическая армия.

Что касается ключевой реликвии, то она появилась в церкви только в 1628 году, когда фигурку привезла в столицу Чехии княгиня Мария Манрике де Лара, фрейлина принцессы Испании. Согласно убеждениям верующих, до этого владелицей младенца была святая Тереза из Авилы.

Интересно, что фигурка Иисуса была семейной реликвией, которая по традиции передавалась от матери к дочери в день свадьбы. Так как в семье Марии были только сыновья, она преподнесла старинную статуэтку в подарок храму кармелитов.

Первые годы служители церкви не придавали значения ценной реликвии. Но в дни вторжения в город саксонской армии ее статус резко изменился. После сильного повреждения храма монахи обнаружили фигурку с отломанными руками. В это время один из служителей храма услышал, как младенец Иисус просит о помощи и обещает взамен благословить церковь. В ответ монах починил статуэтку, после чего в храме не прекращались чудеса. Стены достопримечательности хранят легенды и благодарности в виде надписей вокруг алтаря.

Архитектурные особенности и интерьер

В стилистике храма прослеживается несколько направлений, но наиболее выражен стиль барокко. Фасад строения украшен позолоченной статуей Девы Марии с младенцем, которая буквально встречает посетителей. Кроме основного корпуса, церковь оборудована двумя часовнями. Одна находится с левой стороны и называется «Святым Крестом». А вторую можно увидеть справа, она украшена скульптурой Мадонны, датируемой 17 веком. Также церковь венчает звонница, оборудованная тремя колоколами.

Ключевым элементом церковных покоев считается главный алтарь, выполненный в стилистике раннего барокко в 1617 году. Его вы узнаете по величественной статуе Девы Марии. Не менее ценным украшением являются полотна Петра Брандла, где изображены святые. Их видно на стенах пресвитерия и на боковых алтарях. Практически при входе заметен мраморный баптистерий, попавший сюда из другого храма.

Еще одним интересным местом храма является гробница, размещенная прямо под ним. Она датируется 1666 годом и хранит останки кармелитских монахов и других деятелей церкви, умерших до 18 века. Среди них также есть могилы именитых испанских полководцев и представителей светских семей. Сегодня состояние гробницы оставляет желать лучшего. Из-за частых затоплений она не была реконструирована. Поэтому посетителям вход сюда закрыт.

Главный алтарь храма

Наибольшего внимания заслуживает центральный алтарь – главная гордость церкви Богородицы Торжествующей. Известно, что изначально он был обращен на восток. Но после того как церковь стала принадлежать кармелитам, направление главной святыни изменили на восток.

В самом центре зала можно увидеть статую младенца Иисуса. Она располагается в шкатулке из стекла на мраморном алтаре. Скульптура выполнена из воска, а ее высота достигает всего 45 см. На миниатюрной статуэтке изображен Иисус в возрасте нескольких лет. Правой рукой он благословляет окружающих, а в левой держит шар. Отдельный интерес представляет его одежка, которую монахи меняют каждый сезон.

Читайте также  Что означает знак ом в Индии

Кроме Пражского Езулатко рядом с алтарем располагаются статуи Богоматери и святого Иосифа. Отец Иисуса символически представлен в виде старого человека, наблюдающего сверху. Над ним возвышается силуэт Святого Духа, выполненного в виде голубя. Окружают алтарь многочисленные столы, где лежат благодарности от прихожан за исполнение желаний.

Экспозиция церкви

Помимо внутренних покоев в церкви стоит посетить музей, посвященный младенцу Иисусу. Вход в него вы найдете справа от алтаря. Выставка хранит более 100 одеяний, включая старинный комплект, который на младенца надевала императрица Мария Терезия. В музейном комплексе также собрана коллекции крестиков, скульптур святых и других религиозных атрибутов. Здесь хранятся фото Пражского Езулатко в разных нарядах, а также видео о том, как его переодевают.

Музей работает с понедельника по субботу с 9:30 до 17:30, а в воскресенье его можно посетить с 13:00 до 18:00. Вход на экспозицию бесплатный.

Интересные факты о Пражском Езулатко

  • Восковая скульптура Иисуса была изготовлена в 16 веке в Испании. Согласно легенде, монах создал ее после того, как увидел лик Иисуса.
  • Считается, что стены храма сохранились во время тридцатилетней войны только благодаря фигурке, которая взяла на себя удар руками.
  • Именно Пражский Езулатко является причиной, по которой паломники из разных стран посещают храм Девы Марии Победоносной. Особой популярностью он пользуется у верующих из Испании, которые называют ее «Bambinо di Praga».
  • Больше всего посетителей церкви впечатляет внушительный гардероб статуэтки. Его коллекция насчитывает около 100 одежек разнообразных фасонов и цветов. Причем каждое одеяние выполнено вручную, а некоторые из них были подарены храму прихожанами. Самым ценным считается костюм, который был вышит императрицей из Австрии Марией Терезией. Увидеть всю коллекцию можно в церковном музее.
  • Переодевание младенца доверяется только сестрам-кармелиткам. Они меняют наряды в зависимости от времени года и церковных праздников. Во время Пасхи и Рождества его наряжают в белый цвет. Для Троицы Иисуса облачают в платье красных оттенков. В период поста его одеяние меняется на лиловое. А в промежуточные периоды скульптуру наряжают в зеленые костюмы.
  • Неотъемлемым атрибутом гардероба Пражского Езулатко является корона, изготовленная в 19 веке. На смену ей есть вторая тиара, датируемая 18 веком.
  • Обычай переодевания фигурки младенца существует для того, чтобы добавить реалистичности лику Иисуса и тем самым вдохновить прихожан выражать свое почтение его жертве.

Если вы желаете приобрести на память статуэтку Пражского Езулатко, тогда можете посетить сувенирный магазин, расположенный с левой стороны от церкви. Здесь вы найдете фарфоровые и стеклянные копии реликвии, открытки, свечи, медальоны и футболки.

Время работы

График работы церкви Богородицы Торжествующей зависит от месяца и дня. С июня по сентябрь вы можете посетить храм с 9:30 до 21:00 с понедельника по субботу. А в воскресенье он открыт с 13:00 до 18:00. С октября по май достопримечательности церкви получится посмотреть с 9:30 до 17:30 с понедельника по субботу и с 13:00 до 17:00 – в воскресенье.

Как добраться

Храм располагается в районе Малая Страна, на улице Кармелитская 9. Доехать сюда получится на трамваях №12 и №22, выйти необходимо на остановке Malostranske namesti.

Если вы прогуливаетесь по центру Праги, то можете дойти до церкви пешком. Для этого следует пройти Карлов мост и выйти к Пражскому Граду, рядом с ним вы найдете Кармелитскую улицу. Посмотреть карту и другую информацию о святыне можно на официальном сайте.

Тынский храм или Храм Девы Марии перед Тыном

Прага поражает туристов красотой и монументальностью своих архитектурных шедевров, сохранивших дух средневековья. На этом фоне особенно выделяются готические церкви, олицетворяющие культурное и историческое наследие Чехии. В восточной части Староместской площади возвышается один из символов города — Тынский храм. Два роскошно украшенных шпиля базилики, в окружении небольших домов с красочными черепицами, доминируют над Старым городом Праги.

История строительства

Старый город Праги, где расположена базилика, испокон веков являлся купеческим районом. С 1100 года в квартале был организован рынок, рядом с которым выстроили огороженный постоялый двор с трактиром, именуемый Тыном. Здесь останавливались иностранные коммерсанты со своими многочисленными товарами. Заплатив таможенные пошлины, чужеземцы предоставляли торговые караваны местным купцам, так как в Праге запрещалось заниматься коммерческой деятельностью заморским предпринимателям. На территории двора располагалось всё необходимое для приехавших чужестранцев — складские помещения, конюшни, гостиница, больница и небольшая базилика, впоследствии ставшей храмом Девы Марии. На рубеже XIII-XIV веков на смену приходской романской церкви для иностранцев пришёл новый готический собор.

Строение существенно расширили и удлинили. Базилику преобразили в многоугольную апсиду с тремя нефами, а верх помещений оформили сводчатым потолком. Здание увенчали одной западной башней, куда поместили колокол. Строителями и зодчими храма являлись мастера, возводившие собор Святого Вита. Церковь приобрела готическую помпезность, присущую Чешской архитектуре того периода. Окончательное завершение строительства храма затянулось из-за внутренних церковных распрей.

В начале XV века базилика становится центром политических и религиозных перемен в Чешском королевстве. Церковь переходит под контроль гуситов, которые формируют новое реформаторское движение. Они отрицали авторитет католицизма. Латинский крест, венчавший башню базилики, был заменён на золотую огромную чашу (символ гуситской церкви), а также установлена статуя Георгия Подебрада, являвшимся королем Чехии. В 1511 году возведена южная башня и построен западный фасад храма.

В 1620 году иезуиты одержали победу над гуситами, что отразилось на внешнем и внутреннем облике базилики. Между двумя шпиля появилась скульптура Девы Марии. Интерьер храма украсили уникальными произведениями искусства, посвящёнными религиозной тематике. Алтари обрамили золотом и мрамором.

На протяжении XIX-XX столетий Тынский храм неоднократно подвергался пожарам, вызванными ударами молний. Фасад и убранство залов базилики реконструировали, после чего основной неф стал ниже. Особенно пострадавшие, северный шпиль, порталы и крыша обрели свой первоначальный вид.

Описание

Церковь Девы Марии является трёхнефной готической базиликой с алтарными многоугольными пристройками (апсидами). Неоштукатуренный каменный фасад украшен длинными стрельчатыми окнами с решётками, четырьмя порталами, а кровля покрыта красной черепицей. Заслуживает особого внимания северный вход в базилику, оформленный зодчим Петром Парлержем в конце XIV века.

Портал, представляющий собой открытое крыльцо, обрамлён аркадой с центральным барельефом. На нём изображены страсти Христа — коронация терновым венцом, бичевание и распятие. Здание венчают две восьмидесятиметровые башни со стрельчатыми оконными проёмами, балюстрадами и остроконечными шпилями. Между ними расположен замысловатый фронтон с небольшими башенками и позолоченной скульптурой Девы Марии.

Интерьер церкви идеально совмещает барочную помпезность с готическими строгими балдахинами, кафедрой, скульптурами и фресками. Залы храма разделены арками с пилястрами. Потолок увенчан ребристыми сводами. Базилика состоит из 19 алтарей, украшенных деревянной резьбой со статуями Иисуса, Девы Марии и чешских святых. Скульптуры впечатляют кропотливой детализацией тел и лиц. В храме развешаны полотна известного пражского художника Карела Шкреты. Жемчужиной базилики считается старинный орган, сделанный немецкими мастерами в 1673 году и отреставрированный в начале XXI столетия.

В церкви можно увидеть две большие картины, висящие друг напротив друга. Это произведения итальянского художника Джироламо Романино, созданные в XVI веке — «Поклонение пастухов» и «Явления Богоматери».

Выдающимся произведением декоративного искусства в Тынском храме считается оловянная купель, изготовленная в 1414 году. Она имеет форму перевёрнутого колокола и стоит на треножнике, имитирующим лапы льва. Чаша украшена рельефными изображениями апостолов. Реликвию используют по сей день для свершения обрядов крещения новорождённых.

Интересные факты и легенды

Во времена гуситов между башнями возвышалась золотая чаша, приглянувшаяся аистам. Птицы в ней обустроили гнездо, где хранили жаб и червей. Живность регулярно падала на головы пражан, которые пребывали в ужасе от происходящего. Гуситы отказывались снимать свой ценный церковный атрибут. Всё это так и оставалось вплоть до возвращения католичества. Золотая чаша была переплавлена. Из неё создали скульптуру Девы Марии, украшающую базилику поныне.

Кровля храма возведена из брёвен, которые изначально предназначались для строительства рыцарской арены. На Староместской площади планировалось проведение торжеств по случаю свадьбы молодого короля Ладислава Постума. Накануне праздничных мероприятий монарх неожиданно умер. Дерево для ристалища использовали при возведении крыши Тынского храма.

Базилика является усыпальницей около 60 известных и безымянных людей. Это епископы, военные, дворяне, учёные. Самой известной личностью, чей прах покоится за готической каменной кафедрой храма, является астроном Тихо Браге. Он разработал методы слежения за звездами и расчёты траекторий движения планет.

Читайте также  Базилика Сан Витале

В период немецкой оккупации, с северной башни собора был снят колокол, который был подвешен в средневековье. Новый бронзовый колокол, весящий более 900 килограммов, установили только в конце XX столетия.

Где находится и как добраться

Тынский храм находится на Староместской площади, являющейся историческим районом Праги. Базилика на сегодня действующая римско-католическая церковь, поэтому необходимо уважать религиозные чувства прихожан. Время посещения храма туристами осуществляется с 10:00 до 13:00 и с 15:00 до 17:00. По понедельникам собор закрыт. Желательно приходить после обеда, так как в утренние часы здесь проводятся обряды венчания, богослужения и крещения. Вход бесплатный. Туристы могут внести добровольные пожертвования на нужды базилики.

Добраться до собора Девы Марии удобно на метро. В 500 метрах от церкви расположена станция «Staromestska». Также можно туда доехать на трамваях маршрутов №2,№4, №17 и на автобусах №194 и №207. Все остановки находятся неподалёку от Староместской площади. Две готические башни Тынского храма служат прекрасным ориентиром.

Церковь Девы Марии

Тынский храм (Týnský chrám), или Собор Девы Марии перед Тыном (Kostel Matky Boží před Týnem), расположенный на одной из сторон Староместской площади – еще одна визитная карточка Праги. Возвышающиеся над чешской столицей темные готические башни этого храма легко узнаваемы многими путешественниками. В то же время это – памятник чешской культуры, один из самых важных католических соборов столицы Чехии, усыпальница многих исторических личностей и, безусловно, одно из самых впечатляющих зданий в Праге.

Немного истории Тынского храма

Тынский храм получил свое название благодаря постоялому двору, где с 11 века останавливались на ночлег купцы, съезжавшиеся из разных уголков страны торговать своим товаром на центральной рыночной площади государства, ставшей позднее Староместской площадью. Для обеспечения безопасности купцов постоялый двор был обнесен забором, то есть тыном. Вероятно, примерно в то же время рядом с постоялым двором, за забором, появилась небольшая романская церковь – впервые храм упоминается как молельня или церковь при больнице для иноземных купцов, приезжающих на тынский постоялый двор. Таким образом, именно забору, то есть тыну, обязан своим названием отстроенный несколько веков спустя на месте небольшой церкви Собор Девы Марии перед Тыном.

В 13 веке тынская церковь стала приходской и ее перестроили в раннеготическом стиле. Именно здесь читал свои проповеди выдающийся церковный реформатор Конрад Вальдгаузен, бывший одним из предшественников чешского национального героя Яна Гуса. В середине 14 столетия в церкви была начата масштабная реконструкция в стиле высокой готики. По мере строительства нового храма старая тынская церковь постепенно исчезала.

Строительство Собора Девы Марии перед Тыном продолжалось почти два столетия. Проект храма был разработан Матье из Арраса, главным архитектором Собора святого Вита, а основные работы по возведению Тынского храма выполнил гениальный архитектор Петр Парлерж.

Памятник Яну Гусу на Староместской площади

В первой половине 15 века на этапе строительства башен и кровли, во время Гуситских войн, Тынский храм перешел под контроль гуситов и стал важным религиозным центром сторонников Яна Гуса, а строительство собора было остановлено. Только спустя несколько десятков лет после подавления гуситского восстания и казни на Староместской площади последнего гетмана гуситов Яна Рогача и его сторонников, а также после возвращения храма католической церкви, строительство Собора Девы Марии перед Тыном было возобновлено.

Изображение Тынского храма в 1826 году

Великолепный готический Тынский храм был полностью достроен только в начале 16 столетия, последней была возведена северная башня, и Собор Девы Марии перед Тыном стал главным собором и духовным центром Старого города.

Однако во второй половине 17 века и в начале 19 столетия Тынский храм перенес огромные пожары, принесшие значительный ущерб внутреннему убранству собора и полностью разрушившие готический свод главного нефа, западный фронтон и крышу северной башни. Во время последовавших реконструкций внешние повреждения Тынского храма были полностью восстановлены, а значительная часть интерьера переработана в стиле барокко.

В 20 веке Собор Девы Марии перед Тыном подвергся комплексной реконструкции, были восстановлены ризница и северный портал, в пустовавшей со времен немецкой оккупации колокольне северной башни установлен новый бронзовый колокол, а реставрация интерьера и мебели продолжается и в наши дни.

Архитектурные особенности Тынского храма

Собор Девы Марии перед Тыном – трехнефная базилика с башнями на западном фасаде. Знаменитые 80-ти метровые готические башни Тынского храма не симметричны, это можно заметить, если присмотреться повнимательней. Северная башня чуть уже и ниже, ее называют Евой, а южная башня, соответственно, чуть шире и примерно на 1 метр выше – это Адам: такое представление о дуальности мира характерно для готической архитектуры. Обе башни окружены галереей с балюстрадой и увенчаны пирамидальными крышами.

Между башнями на фронтоне расположена раннебарочная позолоченная фигура Девы Марии с младенцем Иисусом на руках. Так было не всегда. В то время, когда Тынский храм был религиозным центром гуситов, фронтон украшали статуя «гуситского короля» Йиржи из Подебрад и огромная золотая чаша – символ гуситов. После поражения гуситов статую короля заменили фигурой Девы Марии, а из золотой чаши изготовили для нее ореол.

Самый красивый вход в Тынский храм, без сомнения – северный портал. Над ним в конце 14 столетия трудились скульпторы мастерской Парлержа. Портал имеет сложную конструкцию с навесами для защиты скульптур, которые считаются шедеврами чешской средневековой культуры и демонстрируют сцены Страстей Христовых: бичевание, терновый венец и распятие. В конце прошлого века все скульптуры заменены копиями, а оригиналы переданы Национальной галерее.

Готические шедевры Тынского собора

Внутреннее пространство собора впечатляет внушительными размерами: длина его главного нефа составляет более 50 метров, а высота – 44 метра. Вертикальные линии и элементы, присущие готической архитектуре, прекрасно сочетаются с декором и интерьером собора, возникавшими постепенно на протяжении столетий. Тынский храм представляет собой настоящую галерею произведений готического искусства, искусства эпохи Возрождения и раннего барокко.

Каменный балдахин работы М. Рейсека

Из сохранившихся готических деталей интерьера выделяется средневековая каменная кафедра второй половины 14 века, выполненная каменщиками мастерской Парлержа, работавшими и над Собором святого Вита в Пражском граде. Самым важным декоративным элементом каменной кафедры считаются консоли с бюстами короля и королевы. Чрезвычайно красив позднеготический каменный балдахин над могилой епископа Августина Лукиана работы Матиаша Рейсека, главного архитектора Пороховой башни. А в начале 2000 года реставраторы обнаружили сохранившиеся готические фрески конца 14 столетия, скрытые одним из алтарей в боковом нефе Тынского храма.

Еще одним уникальным произведением средневекового искусства считаются фигуры так называемого Тынского Распятия, расположенного в боковом нефе собора. Тело Христа, его раны и муки, а также страдание на лицах Девы Марии и святого Павла выполнены с большим натурализмом. Все фигуры датируются началом 15 века. Примерно в это же время была создана знаменитая готическая статуя Мадонны с младенцем Иисусом, так называемая «Мадонна Тына», расположенная на готическом алтаре.

Интерьер Тынского храма

Алтари Тынского собора, а их почти два десятка, вполне можно рассматривать как отдельную галерею чешской барочной живописи, скульптуры и художественного мастерства. Большую часть работ выполнил выдающийся чешский художник 17 столетия Карел Шкрета. Его шедевры можно увидеть и на великолепном барочном главном алтаре Тынского храма – Успение Девы Марии и Святая Троица.

Барочный интерьер Тынского храма, в центре — главный алтарь

Прекрасный пример средневекового художественного искусства – уникальная оловянная купель для крещения младенцев, созданная в самом начале 15 века и относящаяся к старейшим и крупнейшим в Праге. Купель имеет форму перевернутого колокола, стоящего на трех когтистых львиных лапах. Крышка купели, украшенная небольшой фигурой Иоанна Крестителя, изготовлена на четыре с половиной столетия позже самой купели – в середине 19 века.

Орган Тынского храма

Собор Девы Марии перед Тыном гордится большим количеством захоронений и сохранившихся надгробий. Среди самых известных – надгробие знаменитого датского астронома и астролога Тихо Браге, служившего при императорском дворе Рудольфа II и захороненного в соборе в начале 17 века, а также надгробие Вацлава Берка из Дубы, умершего во второй половине 16 столетия, считающееся одним из самых совершенных и необычайно детализированным портретным надгробием эпохи Возрождения.

Особая гордость Тынского храма – орган, являющийся старейшим в Праге и датируемый второй половиной 17 века. Орган пострадал во время фашистской оккупации, но в конце прошлого столетия был восстановлен в Германии и вернулся в собор в 2000 году. В наши дни в Соборе Девы Марии перед Тыном регулярно проходят концерты классической органной музыки.

Читайте также  Что едят в Чехии

Легенды Тынского храма

Как у любого пражского собора, у Тынского храма есть свои легенды. Одна из самых известных связана с возведением храма, в ней утверждается, что дерево, приготовленное для строительства кровли Тынского собора, было использовано иначе. Его использовали при строительстве виселиц для предводителя гуситов Яна Рогача и его товарищей, а крышу построили только несколько десятилетий спустя из дерева, предназначенного для возведения праздничных сооружений по случаю королевской свадьбы. Незадолго до празднества король умер, и заготовленное дерево пустили на кровлю Тынского храма.

Другая легенда рассказывает, что несмотря на то, что тело «гуситского короля» Йиржи из Подебрад покоится в усыпальнице чешских королей в Пражском граде, его сердце было захоронено в Соборе Девы Марии перед Тыном. Еще поговаривали, что в Тынском храме похоронены снятые со Староместской башни Карлова моста головы двенадцати мятежников, принимавших участие в восстании против династии Габсбургов и обезглавленных на Староместской площади. Однако многократные поиски этих захоронений остались безуспешны.

Говорят, что многие надгробные плиты в Тынском храме сильно повреждены, потому что раньше считалось, что постояв на надгробии, можно излечиться от зубной боли, и плиты просто вытоптаны тысячами людей с больными зубами.

Еще говорят, что башни Тынского храма подсказали Уолту Диснею облик замка спящей красавицы. Это вполне может быть правдой, ведь собор представляет собой потрясающее зрелище днем, а уж ночью, на фоне темного неба, ярко освещенный Тынский храм просто великолепен.

suomilarissa

По городам и весям и много разного интересного

Блог пенсионерки из страны Суоми

Церковь Пресвятой Девы Марии — Liebfrauenkirche — возведена в 1234-1260 гг. на едином с собором фундаменте, бывшем когда-то фундаментом дворца Св. Елены, матери римского императора Константина Великого, заложившего в 326 г. собор.
01.

В клуатре церкви скульптура «Три ангела».
02.

Кадров интерьера у меня нет, поэтому выставляю снимок из Википедии.
03.

Церковь Либфрауэнкирхе и Кафедральный собор соединяет крытая галерея — начало 13 века.
04.

В 1986 г. церковь была внесена в список Всемирного культурного наследия человечества.
05.

Posts from This Journal by “соборы и церкви Германии” Tag

ГЕРМАНИЯ. Брюль. Церковь Св. Марии Ангелов.

В восхитительной, потрясающей красоты, бывшей придворной церкви St. Maria von den Engeln дворца Августа в Брюле, алтарная часть — работа гениального…

ГЕРМАНИЯ. Трир. Собор.

01. Бум-бум — отсчитывают время часы на фасаде Трирского собора. Одно поколение сменялось другим. Началось Великое переселение народов.…

ГЕРМАНИЯ. Трир. Церковь Св. Гангольфа.

Церковь Св. Гангольфа — Marktkirche St. Gangolf — возведена на месте стоявшей здесь в 958 году церкви. Первоначальное здание было полностью…

ГЕРМАНИЯ. Трир. Церковь Св. Паулина.

В 2007 г. жемчужина барокко и рококо в землях Рейнланда (Rhineland) — церковь Св. Паулина — отметила свою 250-ую годовщину. Церковь возводилась с…

ГЕРМАНИЯ. Кёльн. Собор.

Кёльнский собор (Kölner Dom) — объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. 01. 02. В 1164 году канцлер императора…

ГЕРМАНИЯ. Кёльн. Церковь Св. Апостолов.

Церковь Св. Апостолов- одна из 12 романских церквей Кёльна, которые кольцом окружают Кёльнский собор. Мощные стены и массивные башни романских…

ГЕРМАНИЯ. Бад Мюнстерайфель. Базилика Stiftskirche

История города Bad Muenstereifel начинается с 830 года, когда в горах Айфеля был основан монастырь. В 12-13 вв. на месте монастырской капеллы была…

ГЕРМАНИЯ. Бад Мюнстерайфель. Церковь Иезуитов.

Церковь иезуитов (Jesuitenkirche) построена в 1659-1668 гг. На снимке справа видна часть фасада, крыша и колокольня сине-красного цвета. 01. 02.…

ГЕРМАНИЯ. Бонн. Базилика Св. Мартина.

1. Построенная в смешанном романско-готическом стиле в 11-13 вв. монастырская базилика Св. Мартина (Мюнстербазилика) была в 13 веке включена в герб…

Храм Девы Марии перед Тыном

  • 8 отзывов |
  • Ценник: дёшево |
  • Интерьер: очень красиво
  • Парковка: нет |
  • Экскурсии: да

Týnský chrám (Kostel Panny Marie před Týnem)

Из многих достопримечательностей Праги храм Девы Марии перед Тыном является наиболее значимым и неповторимым. Он представляет собой действующий костел, возведенный в готическом стиле с элементами барокко известнейшим немецким архитектором и скульптором П.Парлером. Прежде всего, Тынский храм – это выдающееся строение чешской столицы, с возвышающимися башнями над яркими крышами построек Староместской площади.

История и архитектура

Первое письменное упоминание о ранней прибольничной церкви Девы Марии пред Тыном зафиксировано в 1135 году. Строительство костела начали в середине 14 века, закончили в начале 16 века. Уже в первой половине XV века костел стал главным гуситским храмом, архиепископом которого стал Ян Рокицаны. Несмотря на то, что в 1679 году он сильно пострадал от пожара, ему удалось сохранить свою величественность и приобрести уникальность. Ведь известно, что именно после пожара главный неф стал намного ниже и в XVII веке на месте готических башен, уничтоженных пожаром, были восстановлены башни барочного стиля, а их высота достигает 80 метров. Если внимательно на них посмотреть, то становится видно, что ширина башен абсолютно разная.

На сегодняшний день костел представляет собой базилику с западными башнями и тремя хорами. Общая длина составляет 52 метра, 28 метров – ширина, высота башен – 70 метров, а средних боковых нефов – 44 и 24 метра.

Взгляд изнутри

  • 19 украшенных алтарей;
  • 14 больших полотен, автор которых Ф. Чермак;
  • Две лавочки, исполненные в готическом стиле;
  • Древнейшая оловянная купель 1414 года, на которую нанесены рельефы апостолов;
  • Готическая кафедра, выполненная из камня в XV веке;
  • Статуя Мадонны с младенцем располагается в алтаре правого бокового нефа;
  • Достойны пристального внимания и картины К. Шкреты «Вознесение Девы Марии» и «Троица» на главном алтаре;
  • Работу М. Рейсека 1493 года в виде каменного балдахина невозможно обойти стороной.

Готическая фреска с изображением святого Иеронима со львом XIV века, которая была тщательно спрятана в одном из алтарей, а была обнаружена реставраторами лишь в 2000 году.

Настоящая драгоценность среди артефактов в Праге – старый орган Тынского храма. Это творение Мундта, искусного немецкого мастера, датированное 1670-1673 годом. До наших дней в своем первозданном виде он не сохранился, но в Бонне была произведена тонкая работа по реставрации органа. В 2000 году он был возвращен в Прагу.

Ценность храма заключается не только в его уникальности, архитектуре и внутреннем убранстве, но и в 60 захоронениях как великих, так и неизвестных людей, прах и останки которых хранятся с особой бережностью и уважением. Самое известное из них – могила Т. Браге, астролога, служившего у Рудольфа II. Это не единственное интересное захоронение. Внутри него находятся могилы епископа Луциана, еврейского мальчика Шимона Абелеса, десятилетнего сына купца, который втайне ходил в монастырь на проповеди, а затем и вовсе крестился. Узнав об этом, отец приказал его долго мучить, а затем убить. Как оказалось после вскрытия могилы юноши, тело было идеально сохранившимся. После этого Шимона торжественно похоронили в костеле как мученика.

Интересные факты и легенды

В начале XV века главная статуя оказалась без золотой чаши, с которой и связана небольшая забавная легенда. Она гласит, что эта чаша стала уютным местом для аистов, которые свили на ней гнездо. Семейству необходимо было кормиться, поэтому аисты поочередно носили в него лягушек, которые иногда выпадали из клюва. И вот однажды, выпавшая лягушка оказалась на голове у некой важной личности, за что она была оскорблена и осмеяна людьми. После этого случая аистов выселили, а чаша была убрана.

Возведение Тынского храма сплетено с одним интересным случаем, произошедшим при строительстве кровли. Дерево для нее было позаимствовано для сооружения виселиц, предназначенных для казни большого количества людей на Староместской площади.

Еще одной интересной чертой горожан считается вера в то, что надежный способ избавиться от зубной боли – наступить на могильную плиту. Именно поэтому некоторые из них повреждены.

Время работы

понедельник выходной
вторник 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
среда 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
четверг 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
пятница 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
суббота 10:00 — 13:00 15:00 — 17:00
воскресенье 10:00 — 12:00

Тынский храм – уникальное место, мимо которого невозможно пройти.