Церковь Артемия Веркольского

Артемиев Веркольский мужской монастырь

Артемиев Веркольский монастырь, затерянный среди лесов и болот Архангельской области, имеет насыщенную событиями историю. Основан он был на берегу реки Пинеги в начале XVII столетия, в тот период, когда иночество процветало в северных краях Российской империи. У каждого, кто побывал в этой обители, отрезанной от «мира» Пинегой, возникает убеждение, что именно таким и должен быть северный монастырь, побуждающий к молитвенному подвигу. Быть может, оттого так богат русский север монастырями, так плодотворна здесь иноческая жизнь, так обилен этот суровый край праведниками. Неподалеку от монастыря, на левом берегу реки, – около 30–40 домов, но люди приезжают туда только на лето, так что в долгие морозные зимы братия монастыря живет в полном уединении. Монахи даже шутят, что они в обители, «как на подводной лодке», потому что весной и осенью на левый берег практически не перебраться. Кого-то это вдохновляет, кого-то отпугивает… В 1990-е годы, годы восстановления, монастырь переживал трудные времена. Тогда даже картошку ели только по праздникам, а молоко пили редко. Но ведь Господь не оставляет детей Своих, если искренне на Него уповают они.

Но вернемся к истории. Покровитель монастыря святой отрок Артемий (1533 – 6 июля 1544) родился в Верколе в благочестивой крестьянской семье. С юных лет славился он кротостью нрава, смирением и прочими добродетелями, не свойственными детям. Он любил молитву и уединение. Однажды, когда святой отрок трудился в поле, помогая отцу, разразилась гроза, и он был принят Господом (6 июля, в день памяти Артемия, каждый год небо плотно затягивает тучами, а к обедне бывает короткая гроза, после которой небо практически моментально очищается и выходит яркое солнце. В прошлом году сам был свидетелем этого неописуемого чуда!) Поселяне не решились предать тело земле, подумав, что так отрок был наказан за тайные грехи. Но через 33 года его мощи нашли в лесу нетленными, и от них исходил яркий свет.

После обретения святых мощей стали происходить исцеления. И говорят, что обретение мощей не дало развиться Двинской лихорадке, бушевавшей в то время в Пинежье. Многие люди были тогда спасены. На месте обретения мощей и был основан монастырь.

Лучшим временем для монастыря стал конец XIX века. По описаниям современников, обитель тогда процветала: «Веркольский монастырь еще издали обращает на себя внимание своей солидностью и благоустройством. Точно маленький город, стоит он на высоком берегу Пинеги, обнесенный красивой каменной стеной». Численность братии тогда была около 300 человек.

Но пришли смутные года. После революции богоборческая вакханалия разыгралась и на Пинежье. В конце ноября 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть братии уже ушла до этого в другие монастыри, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Местные жители видели, как от того места, где монахи приняли мученическую смерть, поднимался к небу свет. Там же сожгли иконы и книги, а стены монастыря, башни и колокольня были разобраны на кирпич. С 1930-х годов в монастырских зданиях размещались поселковая коммуна, уездный комитет партии, детский дом, продовольственные склады. Оставленные без ремонта и ухода храмы страдали от непогоды и со временем стали разрушаться.

Успенский cобор

Но Бог не мог оставить это дивное место на погибель, и в 1990-е годы началось восстановление монастыря. Немало трудов было положено, чтобы привести монастырь в былое благолепие и наладить духовную жизнь. Трудились все. Много помогала (и помогает по сей день) монастырю Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, жена писателя Федора Абрамова, который еще в 1970-е годы с болью смотрел на разрушающуюся обитель и говорил, что этот великий памятник нужно обязательно возродить. В 1990 год по благословлению епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона в обитель прибыл священник Иоанн Василикив. Спустя два года он принял постриг с именем Иоасаф.

Настоятель монастыря игумен Иосиф

В последние 15 лет монастырь переживал разные периоды, братия то прибывала, то убывала. Иеромонах Рафаил вспоминает: «Когда я прибыл в обитель в 1993 году, там жили отец Иоасаф и человек десять трудников. Ожидал я увидеть совсем другое: в книгах о дореволюционном монастыре рассказывалось о большом количестве братии, о величественных храмах, а тут никаких монахов не видно, постройки в полуразвалившемся состоянии. Но монастырь мне понравился, место хорошее. Промысл Божий меня сюда привел». Иеромонах Венедикт, впервые посетивший обитель в 1996 году, тоже говорит о запустении: «Увидел разруху, но место понравилось, природа живописная. Зашел в Артемиевский храм. Баскетбольная разметка привела меня в шок. Я в Архангельске ходил в Ильинский собор и лавру, там свечки, иконы, красиво. А тут фанерный иконостас, все просто, скудно… Нет никакой логики в том, что я здесь остался: разруха, полное безначалие, неустройство, беспорядок. Очень много народу прошло через монастырь. И монахи приезжали из разных уголков России, пробовали себя, но не выдерживали, уезжали. Для многих людей здесь слишком сурово: с одной стороны – лес, с другой – река». В лучшие времена в последние годы братия насчитывала до 30 человек вместе с трудниками.

Впереди у братии еще большая работа, которую необходимо провести для восстановления монастыря, но и сделано уже немало. Из последних приятных новостей: практически полностью перестроена часовня на Ежемени (месте, где отрока поразила молния). Часовня находится в 2–2,5 километрах от монастыря. Сначала идешь живописной дорожкой через лес (в прошлом году в окрестных лесах ураган повалил огромное количество деревьев, факт весьма печальный, но это придало лесу какой-то такой магический и таинственный вид, так что можно ходить по его тропинкам часами), потом вдруг лес кончается и ты выходишь в чистое поле, где виднеется вдали деревянная часовня. Служат там, правда, только по праздникам, потому что часовня расположена слишком далеко и от жилых домов, и от основных монастырских построек, а в остальное время она закрыта. Но мы попросили отца Иосифа открыть часовню. Он взял ключ и вместе с нами на телеге отправился к часовне. В часовне прочитали акафист святому отроку Артемию, который, кстати, написал Иоанн Кронштадтский. Святой батюшка всю жизнь особо чтил отрока Артемия. Родным селом батюшки является Сура, что находится в 50 километрах от Верколы. Батюшка часто ходил в Артемиевский монастырь пешком. На его же деньги и был воздвигнут Успенский собор, который поражает своей величественностью. А некогда поражал и красотой, но, увы, сегодня Успенский собор закрыт. Он медленно разрушается. Смотреть на этот великий памятник во славу Божию с высоким обваливающимся сводом и пустым алтарем горько. В советские годы, когда в братском корпусе находился интернат для детей с отклонением в развитии, один из «учителей» заставлял учеников соскребать краску с иконостаса, думая, что он покрыт золотом. Грустно слушать такие истории варварского разграбления святынь и длительного заблуждения великого русского народа, народа, которым должен был держаться весь православный мир.

В последние годы собор несколько раз пытались восстановить, но чтобы сделать это полностью, обстоятельно, нужны огромные деньги. Таких не даст государство (хорошо, что от властей обитель получала хоть какие-то крохи, правда, в последнее время и этого уже нет), и благодетелей столько не найти. Ведь обитель не в столице, а в далекой глуши, о которой мало кто знает, и помогают монастырю в основном либо люди, связанные с этим местом корнями, либо влюбившиеся в него раз и навсегда. И тех, и других не много. Стоя под сводом из зеленого кирпича и ощущая невероятную энергию и благодать этого места, я думал: «Всего-навсего не снять один голливудский боевик – и собор будет в былом величии. Как это печально. Мир устремлен совсем не туда». К глазам подступали слезы. Но я верю, что однажды это свершится: Успенский храм вновь, как когда-то, заполнится сотнями молящихся, а в престольные праздники их соберутся тысячи. Я буду об этом молиться.

Часовня на Ежемени

Восстановление Казанского храма, который находится в братском корпусе, уже идет. Всем очень тяжело, братия завалена послушаниями. К сожалению, сейчас братские ряды опять стали редеть. Осталось всего человек десять монахов с послушниками и немного трудников. Причем рукоположенных батюшек всего трое. В обители вновь та же проблема, что и в 1990 году: некому служить. А думалось, что такое больше не повторится. Наместнику отцу Иосифу трудно справиться со всем: и руководить ремонтом Казанского, и организовывать жизнь монастыря, а еще он служит по три-четыре раза в неделю. Настоятель, как мне кажется, должен служить по воскресным дням и праздникам. Иначе когда же заниматься монастырскими делами? А ведь настоятели тоже люди, со своими проблемами, со своими страстями, им тоже нужно время для уединения и молитвы, для духовной работы. Но, дай Бог, все наладится.

Есть изменения, по сравнению с прошлым годом, и в том, как теперь служатся в монастыре литургии. С переходом в другой монастырь иеромонаха Прохора в службе не стало потрясающего знаменного распева – этой прекрасной возрожденной традиции. Помню, как я, бывало, заслушивался его бархатного гласа и погружался в чистоту звуковых вибраций. Службы стали менее насыщенными. Но нет худа без добра, ведь когда я, как музыкант, следил за каждой следующей нотой отца Прохора, когда я пытался предугадать его следующий звук, я совсем забывался и уходил от молитвы. Благоговел перед звуком, а не перед Богом. Монастырская служба – она особая. В монастырях молишься совсем не так, как в петербургских храмах даже в самое безлюдное время. Не отвлекаешься на людей, не отвлекаешься на суету за окном, на шум и тревоги, коими полон любой большой город. В последней поездке однажды был на литургии один. Что пережил, не описать.

Многие из побывавших в обители отмечают: если в нее влюбляешься, то навсегда. Хочется возвращаться туда вновь и вновь. В эту безмятежность, которую так трудно найти в нашем мире. В эту тишину, которая наполняет душу спокойствием. В эту природу, которая радует глаз. В эту молитву, которая наполняет жизнь смыслом.

Добираться до монастыря следующим образом: сначала на поезде/самолете Петербург – Архангельск, потом поездом Архангельск – Карпогоры (6 часов пути, ходит раз в сутки). Далее такси или маршруткой Карпогоры – Веркола. И наконец через Пинегу переправиться на лодке – и вы в обители. Если решите посетить монастырь, обязательно свяжитесь с ним, чтобы за вами прислали лодку.

Для пожертвований:
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
р/с 40703810004010100176 в Архангельском ОСБ № 8637
БИК 041117601
к/с 30101810100000000601 в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Архангельской области
ИНН 2919000674
КПП 291901001
Адрес: 164 606, Архангельская обл., Пинежский р-н, д. Веркола, монастырь.
Тел. 8(81856) 7-41-30.

Артемиев-Веркольский мужской монастырь

Артемиев-Веркольский мужской монастырь — православный монастырь в Архангельской области

Содержание

История

Отрок Артемий родился в 1532 году от кротких и благочестивых родителей Козьмы и Апполинарии. В 12-летнем возрасте во время грозы Господь забрал его в Свои небесные обители. Через 33 года были обретены его нетленные мощи, от которых начались многочисленные исцеления, и спустя еще тридцать лет отрока Артемия причислили к лику святых.

По молитвам к праведному отроку выздоровел и смертельно больной сын Мезенского и Кеврольского воеводы Афанасия Пашкова – Иеремия. В благодарность за такое чудо воевода на месте обретения мощей святого Артемия воздвиг церковь и несколько келий. Так началась монашеская жизнь в Веркольской обители.

По-разному складывалась история Артемиево-Веркольской обители. Богатые пожертвования прислали сюда Государь Алексей Михайлович и его сестра-царица Ирина. Вообще, милостями российских государей и усердием значительного числа людей, обитель в 17 веке была в цветущем положении.

Поначалу все постройки в монастыре были деревянные, поэтому не раз горели храмы и келии. Однако, по милости Божией, мощи святого отрока всегда удавалось спасти от огня. В 1583 году Новгородский митрополит Макарий дал грамоту о построении в монастыре храма во имя святого отрока Артемия. Но лишь через 130 лет построили и освятили такую церковь с трапезной, однако через несколько десятилетий она сгорела.

В 1785 года заложили новый каменный храм во имя праведного Артемия Веркольского. Три года понадобилось, чтобы построить два теплых предела во имя Николая чудотворца и великомученика Артемия. Строительство же главного храма завершили в 1806 году. 22 января при многочисленном стечении народа церковь освятили и перенесли в нее раку с мощами отрока Артемия.

С середины 18 века в монастыре все начало меняться в худшую сторону. Он был выведен за штат. Много испытаний выпало на его долю. В середине 19 века в монастыре царила страшная бедность и запустение, даже мощи отрока стояли несколько лет запечатанными. Епархиальное начальство уже подумывало о закрытии обители.

По молитвам праведного Артемия, Веркольский монастырь не только не оказался уничтоженным, но расцвел и украсился. Графиня Анна Алексеевна, в иночестве Агния, Орлова-Чесменская прислала в монастырь 5 тысяч рублей. Начались ежедневные службы, стала восстанавливаться обитель, увеличилось братство.

Читайте также  Церкви в Стамбуле

В 1859 году сюда назначили настоятелем иеромонаха Иону. Он немало сделал для возрождения Веркольского монастыря. А через два года обитель возглавил иеромонах Феодосий (Орехов). 25 лет он нес здесь послушание. Он ввел в обители строгий церковный устав. При архимандрите Феодосии воздвигли монастырскую ограду с башнями и очень красивой колокольней, в которой позднее освятили храм во имя Иверской иконы Божией Матери. При архимандрите Феодосии соорудили также каменный двухэтажный корпус, водопровод и многое другое.

На месте преставления праведного отрока Артемия, в деревне Ежемень вместо прежней ветхой часовни заложили новую с алтарем, трапезной и колокольней. Позднее ее обратили в храм.

Большой вклад в развитие монастыря внес и архимандрит Виталий, который был здесь настоятелем 12 лет. При нем воздвигли 2-этажный каменный игуменский корпус. А также грандиозный собор, сооружение которого началось 17 сентября 1891 года. По своей богатой архитектуре и величию он являлся главным украшением монастыря.

14 июня архимандрит Виталий в сослужении Кронштадтского протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, иеромонахов монастыря и приезжих сельских священников при необыкновенно большом стечении народа, торжественно освятил верхний храм в честь Успения Божией Матери. На другой день отец Иоанн в сослужении духовенства освятил нижний храм в честь Рождества Христова.

В 1907 году было начато строительство 3-этажного трапезного корпуса с церковью во имя Казанской иконы Божией Матери. Чуть больше двух лет понадобилось для возведения этого великолепного здания, украшенного колонками и другими рельефами.

В 1917 году последним настоятелем Веркольского монастыря перед его закрытием стал епископ Павел (Павловский). В то время братство обители составляло 185 человек.

В ноябре 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть монахов ушла в другие обители, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Богоборцы сжигали иконы и богослужебные книги. Некоторые иконы местные жители успели унести по домам, а через 70 лет вернули их во вновь открывшийся монастырь.

Спустя месяц приехала особая комиссия по вскрытию мощей, но монахи их спрятали, и мощи не нашли. Среди местных жителей существует предание, будто люди видели, как отрок Артемий в белой рубашке уходил из монастыря.

В разные годы в монастырских зданиях располагались уездный комитет партии, госпиталь для красноармейцев, поселковая коммуна, детский дом, интернат для детей с отклонением в развитии. В игуменском корпусе находилась общеобразовательная школа, в Артемиевском храме – спортивный зал, мастерские, одно время в нем даже выращивали кроликов.

В конце 80-х годов прошлого века обитель хотели превратить в туристический центр. Но Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, вдова известного советского писателя Федора Александровича Абрамова, уроженца села Веркола, предприняла огромные усилия, чтобы здесь вновь началась монашеская жизнь. В 1990 году обитель передали Русской Православной церкви, а 25 декабря 1991 года Священный Синод принял решение об отрытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря.

Монастырь восстанавливали всем миром, и жизнь в нем начала постепенно налаживаться.

У монастыря оказалось много помощников, одни присылали деньги со всех уголков страны, другие приезжали и трудились здесь. В монастыре наладилась духовная жизнь. Со временем появилось свое хозяйство.

Современное состояние

Сейчас в Веркольском монастыре постоянно проживает около 40 насельников. С 2000 года возглавляет обитель игумен Иосиф (Волков).

С 2000 года насельники обители вели занятия в Веркольской воскресной школе. Первые ее ученики уже разъехались по большим городам, но и там дорогу в храм они не забывают.

Послушания в обители самые разные. Одно из самых главных – перевоз людей и груза через реку. На машине сюда можно попасть только зимой, когда встанет река и нарастят лед. Во все остальное время – от весеннего ледохода до осеннего ледостава – на лодке.

Хлеб в монастыре пекут свой в огромной печи. Закладывают туда одновременно по 70 форм.

Молоко в обители тоже свое. Летом коровушек пасут на сочной траве, а на зиму заготовляют сено. Незаменимая помощница в обители – лошадка. На ней и груз с реки возят, и дрова, и сено, и за грибами ездят, а порой и детишек в телеге прокатят. Лошадку здесь все любят и холят, ведь без нее никуда.

Кроме этих послушаний есть, конечно, и другие. Капусты нужно засолить несколько бочек. Зимой снег с дорожек убрать. Молоко переработать. В храме и келиях чистоту навести. Воды привести. Дров нарубить. Еды каждый день на сорок, а летом и гораздо большее число, человек наготовить. Картошки на целый год нарастить, на огороде и в теплицах — овощей и зелени. В общем, всех послушаний и не перечислить.

А в свободное время у каждого есть любимое занятие – одни идут на рыбалку, другие любят почитать, и, наверное, нет в обители человека, который отказался бы от сбора грибов, тем более, что здесь очень много белых и собирать их огромное удовольствие.

Храмы

  • Трапезная церковь Казанской иконы Божией Матери.
  • Собор Успения Пресвятой Богородицы.
  • Церковь Артемия Веркольского.
  • Церковь Илии пророка.
  • Церковь Иверской Иконы Божией Матери.
  • Часовня Артемия Веркольского.
  • Церковь Артемия Веркольского на Ежемени

Святыни

  • Список с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша».
  • «Державная» икона Божией Матери.
  • Икона отрока Артемия с частицей его мощей.
  • Икона преподобного Максима Грека с частицей его мощей.
  • В Артемиевском храме находится мощевик с частицами мощей святых угодников Божиих: святителей Филарета Московского (Дроздова), Иннокентия Московского, Григория Александрийского, Николая Алма-Атинского, Гавриила Рязанского (местночтимого); мученика Маманта Кесарийского; преподобных Романа Киржачского, Амвросия Оптинского, Исаака I Оптинского, Анатолия Оптинского (Зеркалова), Антония Оптинского, Нектария Оптинского, Моисея Оптинского, Льва Оптинского, Макария Оптинского, Варсонофия Оптинского, Анатолия Оптинского (Потапова), Иллариона Оптинского, Иосифа Оптинского, Феодора Санаксарского, Феодора воина (Ушакова), Александры Дивеевской, Марфы Дивеевской.

А также святыни: части власяницы преподобного Лонгина Коряжемского, часть облачения праведного Иоанна Кронштадтского и святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, частица гроба блаженной Матроны Московской, частица гроба и частица мощей праведного Алексия Московского (Мечева), частица камня, на котором молился преподобный Серафим Саровский, частица камня купели равноапостольного великого князя Владимира, частица камня от гроба Божией Матери (Гефсимания).

Престольные праздники

  • Трапезная церковь Казанской иконы Божией Матери (4 ноября).
  • Собор Успения Пресвятой Богородицы (28 августа).
  • Церковь Артемия Веркольского (6 июля).
  • Церковь Илии пророка (2 августа).
  • Церковь Иверской Иконы Божией Матери (26 октября) — 26 октября, 25 февраля, 6 мая
  • Церковь Артемия Веркольского на Ежемени (6 июля).
  • Икона Пресвятой Богородицы «Державная» — 15 марта

Артемиев-Веркольский монастырь. Вид сверху

Крестный ход в Артемие-Веркольском монастыре

Сохранившаяся роспись храма

Видео



Как добраться

Адрес: Архангельская обл., Пинежский р-н, пос. Новый Путь

Добраться до Артемиев-Веркольского мужского монастыря можно следующим образом:

До Архангельска на поезде автобусе или самолете, затем поездом до Карпогор и автобусом до с. Веркола (Карпогоры-Веркола).

Для того чтобы попасть в монастырь, необходимо переправиться через реку на лодке.

Паломнику

Артемиев-Веркольский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием.

Церковь Артемия Веркольского

Войти

АРТЕМИЕВО-ВЕРКОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Святого Праведного Артемия Веркольский мужской монастырь находится в глуши Архангельской области, на берегу реки Пинеги, рядом с деревней Веркола и поселком Новый Путь. Основан он был в начале 17 столетия, в тот период, когда иночество процветало в северных краях Российской Империи.

Месторасположение обители, отрезанной от «мира» Пинегой, среди лесов и болот и неплодородных песчаных почв, рождает ощущение, что именно таким должен быть северный монастырь, побуждающий к молитвенному подвигу. Рядом с территорией монастыря, на левом берегу реки, находится от силы 30-40 домов, но люди живут там только пока длится короткое северное лето. Весной и осенью на левый берег практически не перебраться, так что братия монастыря находится в полном уединении, монахи даже шутят, что живут в обители как на подводной лодке.

Текст и фото: Клим Рогалев

Кого-то эта уедененность отпугивает, кого-то вдохновляет … Быть может, от этой труднодоступности так богат Русский Север монастырями, так плодотворна здесь иноческая жизнь, так обилен этот суровый край праведниками.

Артемиевский храм

Покровитель монастыря – святой отрок Артемий (1533 – 6 июля 1544) родился в Верколе, в благочестивой крестьянской семье. С юных лет славился он кротостью нрава, смирением и прочими добродетелями, не свойственными детям. Он любил молитву и уединение. Однажды, когда святой отрок трудился в поле, помогая отцу, разразилась гроза, и он был принят Господом. Поселяне не решились предать тело земле, подумав, что так отрок был наказан за тайные грехи. Но через 33 года его мощи нашли в лесу нетленными, и от тела исходил яркий свет.

6 июля, в день памяти Артемия, каждый год небо плотно затягивает тучами, а к обедне бывает короткая гроза, после которой небо практически моментально очищается и выходит яркое солнце. В прошлом году я сам стал свидетелем этого неописуемого чуда!

Вид на монастырь и Успенский собор

После обретения святых мощей стали происходить исцеления. И говорят, что обретение мощей не дало развиться Двинской лихорадке, бушевавшей в то время в Пинежье, многие люди были спасены. На месте обретения мощей и был основан монастырь. Триумф развития монастыря приходится на конец 19 века. По описаниям современников обитель тогда процветала: «Веркольский монастырь еще издали обращает на себя внимание своей солидностью и благоустройством. Точно маленький город, стоит он на высоком берегу Пинеги, обнесенный красивой каменной стеной». Численность братии тогда насчитывала около 300 человек…

Святой Праведный Иоанн Крондштадский всю жизнь особо чтил св. отрока Артемия. Родное село отца Иоанна — Сура, что находится в 50 км от Верколы. Батюшка часто ходил в Свято-Артемиевский монастырь пешком. Иоанн Кронштадтский — автор Акафиста Святому Отроку Артемию, на его деньги также был воздвигнут Успенский Собор, который поражал своим величием, масштабом и красотой. Собор в данный момент закрыт, внутренне и внешне разрушается.

После революции богоборческая вакханалия разыгралась и на Пинежье. В конце ноября 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть братии уже ушла ранее в другие монастыри, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Местные жители видели, как от того места, где монахи приняли мученическую смерть, поднимался к небу свет. Там же сожгли иконы и книги, стены монастыря, башни и колокольня были разобраны на кирпич. С 30-х годов в монастырских зданиях размещались поселковая коммуна, уездный комитет партии, детский дом, продовольственные склады, в братском корпусе находился интернат для детей с отклонением в развитии. Оставленные без ремонта и ухода храмы страдали от непогоды и со временем стали разрушаться.

Но Бог не мог оставить это место на погибель, и в 90-е годы началось восстановление монастыря. Немало трудов было положено, чтобы привести монастырь в былое благолепие и наладить духовную жизнь. Трудились все. Во многом помогала (и помогает по сей день) монастырю Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, жена писателя Федора Абрамова, который еще в 70-е годы с болью смотрел на разрушающуюся обитель и говорил, что этот великий памятник нужно обязательно возродить.

Настоятель монастыря, игумен о. Иосиф

В течение последних 15 лет в жизни монастыря тоже были разные периоды: братия прибывала и убывала. В 1990 году по благословлению епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона в обитель прибыл священник Иоанн Василиков. Спустя 2 года он принял постриг с именем Иоасаф. Как вспоминает иеромонах Рафаил: «Когда я прибыл в обитель в 1993 году, там жили отец Иоасаф и человек 10 трудников. Ожидал я увидеть совсем другое. В книгах о дореволюционном монастыре рассказывалось о большом количестве братии, о величественных храмах… а тут никаких монахов не видно, постройки в полуразвалившемся состоянии. Но монастырь мне понравился, место хорошее. Промысел Божий меня сюда привел».

Иеромонах Венедикт, впервые посетивший обитель в 1996 году отмечает ее запустение: «…Увидел разруху, но место понравилось, природа живописная. Зашел в Артемиевский храм. Баскетбольная разметка привела меня в шок. Я в Архангельске ходил в Ильинский собор и Лавру, там свечки, иконы, красиво. А тут фанерный иконостас, все просто, скудно… Для многих людей здесь слишком сурово: с одной стороны – лес, с другой – река». В лучшие времена за последние годы братия насчитывала до 30 человек вместе с трудниками.

Успенский собор, алтарь

За последние годы Собор несколько раз пытались восстановить, но чтобы сделать это полностью, обстоятельно, нужны огромные деньги. Таких не даст государство, а благодетелям это пока не под силу. Ведь это не столица, а далекая глушь, помогают монастырю люди или связанные с этим местом корнями, или влюбившиеся в него раз и навсегда. И тех, и других не много…

Купола для деревянной часовни в Успенском соборе

Идет восстановление Казанского храма, который находится в братском корпусе. К сожалению, сейчас ряды братии опять стали редеть. Осталось всего человек 10 монахов с послушниками и немного трудников. Причем рукоположенных батюшек всего трое. Опять та же проблема, как в 1990 году — некому служить. А казалось, такие времена уже прошли. Наместнику монастыря отцу Иосифу приходится и руководить ремонтом Казанского храма, и организовывать жизнь монастыря, и служить по 3-4 раза в неделю.

Читайте также  В какой стране находится Ираклион

Часовня на Ежемени

Из приятных новостей: практически полностью перестроена часовня на Ежемени (на месте, где отрока поразила молния). Часовня находится километрах в 2-2,5 от монастыря. Идешь живописной тропинкой через лес (в прошлом году в Новом Пути и Верколе ураган повалил огромное количество деревьев в лесу, от чего лес приобрел вид сказочный и былинный), и вдруг выходишь в чистое поле, где вдали виднеется деревянная часовня.

Служат там, правда, только по праздникам, так как она достаточно отдалена и от жилья и основных монастырских построек.

В Артемиево-Веркольский монастырь хочется возвращаться вновь и вновь. В безмятежность, которую так трудно найти в настоящем мире. В тишину, которая наполняет душу спокойствием. В эту молитву, которая наполняет жизнь смыслом.

Как добраться: 1) Поезд/самолет Петербург – Архангельск. 2) Поезд Архангельск – Карпогоры (6 часов пути, ходит раз в сутки). 3) Такси/маршрутка Карпогоры – Веркола. 4) Через Пинегу на лодке и вы в долгожданной обители. Если решите посетить монастырь – обязательно свяжитесь с ним, чтобы за вами прислали лодку.

СВЯТО-АРТЕМИЕВО ВЕРКОЛЬСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
р/с 40703810004010100176
в Архангельском ОСБ № 8637
БИК 041117601
к/с 30101810100000000601
в ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Архангельской области
ИНН 2919000674
КПП 291901001
164 606, Архангельская обл. Пинежский р-н,
д. Веркола, монастырь
Тел. 8(81856) 7-41-30

Храм в честь св.блгв.кн.Александра Невского г.Архангельск

Архангельское благочиние Архангельской епархии Русской Православной Церкви

Свято-Артемиево-Веркольский мужской монастырь

История Монастыря

В глуши Архангельского края, на левом берегу реки Пинеги вот уже четыре столетия высится знаменитый Артемиев Веркольский мужской монастырь.

Монастырь был основан примерно в 1635 году на месте обретения мощей св. Артемия. Первым ктитором и основателем монастыря является воевода Кевролы и Мезени Афанасий Пашков, который основал монастырь в благодарность за исцеление сына, свершившееся у мощей св. Артемия.

В 1649 году царь Алексей Михайлович назначил монастырю жалование, а через год его сестра Ирина Михайловна пожертвовала монастырю богатые дары. Монастырь был богатым и процветающим вплоть до середины XVIII века. В 1764 году, по указу Императрицы Екатерины II, он был переведен за штат и лишен всех земель и угодий.

В 1840-е годы монастырю угрожало закрытие по бедности, и от закрытия его спасло лишь то, что он оказался в числе 340 обителей, которым по завещанию графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской полагался капитал в пять тысяч рублей.

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский, родиной которого является с. Сура (в 50 км от Верколы), почитал св. отрока Артемия и часто заезжал в монастырь. На его деньги был воздвигнут Успенский Собор — венец храмов Веркольского монастыря, который по своему масштабу (способен вместить до 1000 человек) и величию мог соперничать с многими великими храмами России.

К концу XIX века Артемиево-Веркольский монастырь удостаивается титула Первоклассного монастыря. По описаниям современников обитель тогда процветала: «Веркольский монастырь еще издали обращает на себя внимание своей солидностью и благоустройством. Точно маленький город стоит он на высоком берегу Пинеги, обнесенный красивой каменной стеной». В то время братия монастыря насчитывала около 300 человек.

Но настали смутные времена. После революции богоборческая вакханалия разыгралась и на Пинежье. В конце ноября 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть братии уже ушла до этого в другие монастыри, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Местные жители видели, как от того места, где монахи приняли мученическую смерть, поднимался к небу свет. Там же сожгли иконы и книги, стены монастыря, башни и колокольня были разобраны на кирпич. С 30-х годов в монастырских зданиях размещались поселковая коммуна, уездный комитет партии, детский дом, продовольственные склады. Оставленные без ремонта и ухода храмы страдали от непогоды и со временем стали разрушаться.

Монастырь сегодня

Оставленные без ремонта и ухода в советские годы храмы страдали от непогоды и со временем стали разрушаться.

Но Бог не мог оставить это волшебное место на погибель, и в 90-е годы началось восстановление монастыря. Немало трудов было положено, чтобы привести монастырь в былое благолепие и наладить духовную жизнь. Трудились все. Во многом помогала (и помогает по сей день) монастырю Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, жена писателя Федора Абрамова, который еще в 70-е годы с болью смотрел на разрушающуюся обитель и говорил, что этот великий памятник нужно обязательно возродить. В 1990 году по благословлению епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона в обитель прибыл священник Иоанн Василикив. Спустя 2 года он принял постриг с именем Иоасаф. В течение последних 15 лет в жизни монастыря тоже были разные периоды: братия прибывала и убывала. Как вспоминает Иеромонах Рафаил: «Когда я прибыл в обитель в 1993 году, там жили отец Иоасаф и человек 10 трудников. Ожидал я увидеть совсем другое. В книгах о дореволюционном монастыре рассказывалось о большом количестве братии, о величественных храмах… а тут никаких монахов не видно, постройки в полуразвалившемся состоянии. Но монастырь мне понравился, место хорошее. Промысел Божий меня сюда привел». Иеромонах Венедикт, впервые посетивший обитель в 1996 году отмечает ее запустение: «…Увидел разруху, но место понравилось, природа живописная. Зашел в Артемиевский храм. Баскетбольная разметка привела меня в шок. Я в Архангельске ходил в Ильинский собор и Лавру, там свечки, иконы, красиво. А тут фанерный иконостас, все просто, скудно… В моем положении нет никакой логики, почему я здесь остался, разруха, полное безначалие, неустройство, беспорядок. Очень много народу прошло через монастырь. И монахи приезжали из разных уголков России, пробовали себя, но не выдерживали, уезжали. Для многих людей здесь слишком сурово: с одной стороны — лес, с другой — река». В лучшие времена за последние годы братия насчитывала до 30 человек вместе с трудниками.

В 2006 году была воссоздана вновь часовня во имя праведного отрока Артемия, находившаяся всегда на территории обители, рядом с храмом Илии Пророка, но разобранная на бревна в советские годы.

На сегодняшний день впереди еще множество работ, которые необходимо провести для восстановления монастыря, но и сделано уже немало. Из последних приятных новостей: практически полностью перестроена часовня на Ежемени (на месте, где отрока поразила молния). Часовня находится примерно километрах в 2 от монастыря. Служат там, правда, только по праздникам, так как она достаточно отдалена и от жилых домов и от основных монастырских построек.

Идет восстановление Казанского храма, который находится в братском корпусе. Всем очень тяжело, братия завалена послушаниями. К сожалению, сейчас братские ряды опять стали редеть. Осталось всего человек 10 монахов с послушниками и немного трудников. Причем рукоположенных батюшек всего трое. Опять та же проблема, как в 1990, некому служить. А мы думали те времена уже прошли. Наместнику Отцу Иосифу трудно справиться со всем: и с руководством ремонта Казанского, и с организацией жизни монастыря

Дай Бог все наладится.

Успенский Собор в данный момент закрыт, внутренне и внешне разрушается. Горько смотреть на этот великий памятник во славу Божию, с высоким, обваливающимся сводом и пустым алтарем. В советские годы, когда в братском корпусе находился интернат для детей с отклонением в развитии, один из «учителей» заставлял учеников соскребать краску с иконостаса, думая, что он покрыт золотом. Грустно слушать такие истории варварского разграбления святынь и длительного заблуждения великого русского народа, народа, на котором должен был держаться весь Православный Мир.

За последние годы Собор несколько раз пытались восстановить, но чтобы сделать это полностью, обстоятельно, нужны огромные деньги. Таких не даст государство (хорошо, когда от власти обитель получает хоть какие-то крохи, а последнее время и эти времена прошли), и благодетелей столько не найти. Ведь это не столица, а далекая глушь, которая никому не нужна, и помогают ей либо люди, связанные с местом корнями или влюбившиеся в него раз и навсегда. И тех, и других не много. И братия монастыря, и паломники молятся и верят, что однажды Успенский Собор вновь засияет в былом величии и откроет свои двери для всех молящихся.

АРТЕМИЕВ ВЕРКОЛЬСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Архангельской и Холмогорской епархии), близ с. Веркола Пинежского р-на Архангельской обл., на левом берегу р. Пинеги. О начальной истории мон-ря рассказывает 75-е чудо «Жития святаго праведнаго богомудрого отрока новоявленнаго Артемиа, Верколскаго чюдотворца» (неизд.) — «О явлении святого». Мон-рь был основан в 1645 г. по обету мезенским и кеврольским воеводой А. Ф. Пашковым после чудесного исцеления его сына Иеремии по молитвам родителей перед мощами св. прав. Артемия Веркольского. На месте обретения нетленных мощей св. Артемия Пашков выстроил на свои средства ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского (соименного прав. отроку) с приделом во имя прав. Артемия Веркольского, освященную по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иосифа и свт. Аффония, митр. Новгородского, а также устроил ограду и кельи для братии. В 1648 г. настоятелем обители был поставлен иером. Рафаил. В том же году вышел указ царя Алексея Михайловича о строительстве мон-ря, и «инии людие начаша приходити и тружатися, и вклады чюдотворцу в казну дающе, и единожители учинишася. И с того времени монастырь святаго праведнаго Артемия, Веркольского чюдотворца, именовася и молитвами его распространяшася» ( Савельева . С. 373-374). После пожара, уничтожившего Артемиевскую ц., был построен новый деревянный храм, в к-рый 17 нояб. 1648 г. по указу царя перенесли мощи прав. Артемия из приходской Никольской ц. с. Веркола. В 1650 г. Алексей Михайлович пожертвовал в мон-рь колокола, богослужебные книги, облачения, утварь; мон-рю оказывал покровительство также Патриарх Никон. 21 апр. 1695 г. обитель вновь пострадала от пожара, сгорела ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского, мощи св. Артемия по благословению архиеп. Холмогорского Афанасия (Любимова) были обретены под завалами сгоревшего храма. В 1700 г. на месте сгоревшей была построена холодная ц. во имя вмч. Артемия (вскоре также сгоревшая), куда 4 июля 1701 г. перенесли мощи святого. В XVIII в. обитель и храмы неск. раз горели, но мощи св. Артемия не пострадали.

В 1764 г. А. В. м. был отнесен к заштатным. В 1836 г. обитель владела 26 дес. 735 кв. саженями пахотной, 15 дес. сенокосной земли и 229 дес. 1733 саженями леса; мон-рь имел 8 лошадей, 11 коров и 20 овец. Продажа скота и масла давала мон-рю ок. 70 % дохода, ежегодно А. В. м. получал из Пинежской духовной канцелярии 300 р. на ремонт зданий. Расцвет А. В. м. связан с деятельностью опытного духовника и умелого хозяйственника игум. Ионы (1859-1861), при к-ром в мон-рь стали поступать обильные пожертвования. При архимандритах Феодосии (1861-1885) и Виталии (1888-1900) были реконструированы находившиеся в запустении после пожаров корпуса обители, построены новые. В 1865 г. в А. В. м. был введен общежительный устав Коневецкого мон-ря, в 1867 г. обитель была переименована в общежительную Артемиеву Веркольскую пуст. 13 марта 1890 г. А. В. м. был отнесен к первоклассным общежительным мон-рям с архимандричьим управлением, а 3 июля 1910 г. настоятель А. В. м. архим. Варсонофий (Вихвелин) был назначен епископом Кемским, викарием Архангельской епархии с оставлением должности настоятеля. В нач. XX в. в А. В. м. проживало ок. 60 монахов и 100 послушников, в мон-ре действовали иконописная, переплетная, сапожная, портная, красильная и кузнечная мастерские, все хозяйственные работы выполнялись насельниками. Весной 1904 г. мон-рь участвовал в первой Всероссийской выставке монастырских работ и получил похвальный отзыв за экспонаты (икону св. Артемия, резные костяной и деревянный кресты, др. изделия). Частым гостем и щедрым благотворителем обители был св. прав. Иоанн Кронштадтский, автор акафиста св. прав. Артемию. Ежегодно, во время поездок на свою родину в с. Сура, он останавливался в мон-ре, служил молебны. В 1897 г. Кронштадтский пастырь участвовал в освящении построенного на его средства в обители Успенского собора.

К 1910 г. в А. В. м. существовали следующие храмы: каменный, холодный во имя св. прав. Артемия (1785-1806) с теплыми приделами: во имя свт. Николая Чудотворца и во имя св. вмч. Артемия; каменный, теплый, трапезный в честь Казанской иконы Божией Матери (1910); каменный, с колокольней над святыми вратами, в честь Иверской иконы Божией Матери (1877); каменный двухэтажный собор (1897) с верхним храмом в честь Успения Божией Матери и нижним — в честь Рождества Христова. К мон-рю были приписаны бывш. приходские деревянные храмы во имя св. вмч. Георгия и во имя прор. Илии. В 1880 г. настоятель архим. Феодосий приобрел находившееся в 60 км от мон-ря Святое оз., на берегу к-рого 31 окт. 1885 г. был основан Святоезерский Николаевский скит.

Мощи св. прав. Артемия почивали в посвященном ему храме в серебряной раке около иконостаса. В нач. XX в. в обители хранились 3 серебряных креста с частицами святых мощей, чудотворная Казанская икона Божией Матери и икона свт. Николая Чудотворца. Богослужения совершались с канонархом по столбовому распеву, читалась «неусыпаемая Псалтирь». Дважды в год совершались крестные ходы — 23 июня, в день кончины прав. Артемия, когда мощи святого обносили вокруг мон-ря, и 17 нояб., в память перенесения мощей святого в обитель.

Читайте также  Фигерас, музей Дали - как добраться

А. В. м. был закрыт в кон. 1919 г., часть братии приняла мученическую кончину. Надвратный Иверский храм с колокольней, каменная ограда, кирпичный монастырский завод и ряд др. построек были разобраны. В 1941-1945 гг. в сохранившихся помещениях мон-ря размещались детский сад и приют для эвакуированных и бездомных детей, в 80-х гг.- средняя школа и тракторная бригада.

В 1990 г. здания мон-ря были переданы РПЦ. 5 авг. 1990 г. состоялось первое богослужение в деревянной часовне на месте кончины св. Артемия, 17 нояб.- первая литургия в Николаевском приделе Артемиевского храма. Определением Свящ. Синода РПЦ от 25 дек. 1991 г. А. В. м. был открыт. В 1991-1995 гг. наместником мон-ря был иером. Иоасаф (Василикив), с июля 1995 по май 1996 г.- иером. Алексий (Тетерин), в 1996-1997 гг. вновь игум. Иоасаф (Василикив), с янв. 1998 г.- игум. Варнава (Пермяков), с авг. 2000 г.- иером. Иосиф (Волков). В 2001 г. в мон-ре подвизались 7 иеромонахов, 2 монаха и 10 послушников. Устав А. В. м. составлен по образцу устава Пантелеимона вмч. мон-ря на Афоне. В с. Карпогоры открыто подворье обители. Братия А. В. м. осуществляет активную миссионерскую деятельность, окормляя жителей всего Пинежского р-на Архангельской обл., в к-ром нет действующих приходских храмов.

Память праведного отрока Артемия Веркольского

Свя­той пра­вед­ный Ар­те­мий, Вер­коль­ский, чу­до­тво­рец, ро­дил­ся в 1532 го­ду в се­ле Вер­ко­ле, в Двин­ском краю, по ре­ке Пи­не­ге, вер­сты на две вверх по те­че­нию от Кев­ро­лы. Ро­ди­те­ли его, – отец Кос­ма, по про­зви­щу Ма­лый, и мать Апол­ли­на­рия – бы­ли кре­стьяне то­го се­ла. Они вос­пи­та­ли сы­на сво­е­го в стра­хе Бо­жи­ем и благо­че­стии хри­сти­ан­ском. С пя­ти лет уже он на­чал чуж­дать­ся свой­ствен­ных де­тям при­вы­чек, не лю­бил дет­ских игр, был тих, кро­ток, бо­го­бо­яз­лив, по­слу­шен к ро­ди­те­лям, при­леж­но по­мо­гал сво­е­му от­цу в его кре­стьян­ских ра­бо­тах, сколь­ко мог по сво­е­му воз­рас­ту.

Од­на­жды, бу­дучи 12 лет, он ра­бо­тал с от­цом сво­им в по­ле, бо­ро­нил зем­лю. Неожи­дан­но на­дви­ну­лась гроз­ная ту­ча, ста­ло тем­но как но­чью, под­ня­лась бу­ря с ливнем, над го­ло­вой ис­пу­ган­но­го Ар­те­мия раз­ра­зил­ся страш­ный удар гро­ма – и бла­жен­ный от­рок пал мерт­вый.

Так ми­ло­серд­ный и пре­муд­рый Гос­подь Бог бла­го­во­лил вос­при­ять в Свои небес­ные оби­те­ли ду­шу пра­вед­но­го ра­ба Сво­е­го.

Од­но­сель­чане Ар­те­мия не по­ня­ли, по сво­е­му нера­зу­мию, се­го по­се­ще­ния Бо­жия и со­чли, по суе­ве­рию, неожи­дан­ную кон­чи­ну бла­жен­но­го от­ро­ка пра­вед­ным судом Бо­жи­им, на­ка­зу­ю­щим Ар­те­мия за ка­кие-ли­бо тай­ные гре­хи его. Те­ло бла­жен­но­го Ар­те­мия, как умер­ше­го от вне­зап­ной смер­ти, оста­лось не от­пе­тым и не по­гре­бен­ным; его по­ло­жи­ли на пу­стом ме­сте в сос­но­вом ле­су, по­верх зем­ли, при­кры­ли хво­ро­стом и бе­ре­стою и ого­ро­ди­ли де­ре­вян­ной из­го­ро­дью. Так пролежало оно 32 го­да, все­ми за­бы­тое.

Од­на­жды ле­том Ага­фо­ник, дья­чок церк­ви свт. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца в се­ле Вер­ко­ле, хо­дил по то­му ле­су, со­би­рая гри­бы, уви­дел свет над ме­стом, где по­ко­ил­ся бла­жен­ный от­рок, по­до­шел и об­рел его нетлен­ное те­ло. Он тот­час по­ве­дал о том вер­коль­ским кре­стья­нам. Но те, по нера­зу­мию сво­е­му, взя­ли про­сто те­ло Артемия, безо вся­ких по­че­стей при­вез­ли его к сво­ей при­ход­ской церк­ви и по­ло­жи­ли на па­пер­ти, при­крыв гроб бе­ре­стою, по­кры­вав­шей в ле­су пра­вед­но­го отрока.

Но Гос­подь бла­го­во­лил про­сла­вить угод­ни­ка Сво­е­го в стране Кев­роль­ской: от мо­щей его на­ча­ли ис­то­чать­ся неоскуд­ные ис­це­ле­ния бо­ля­щим. В том го­ду, попуще­ни­ем Бо­жи­им, в Двин­ском краю рас­про­стра­ни­лась зло­ка­че­ствен­ная ли­хо­рад­ка. Мно­гие уми­ра­ли от этой тяж­кой бо­лез­ни, осо­бен­но жен­щи­ны и де­ти. Забо­лел неду­гом этим и сын Вер­коль­ско­го се­ля­ни­на Кал­ли­ни­ка. В силь­ной скор­би Кал­ли­ник мо­лил­ся об ис­це­ле­нии сы­на, по­том по­шел в цер­ковь, при­ло­жил­ся ко гро­бу пра­вед­но­го Ар­те­мия и, взяв бе­ре­сты, по­кры­вав­шей нетлен­ные мо­щи его, с ве­рою при­ве­сил ее к кре­сту на гру­ди уми­рав­ше­го сы­на. Боль­ной вы­здо­ро­вел. Об­ра­до­ван­ный Кал­ли­ник рас­ска­зал о том всем сво­им од­но­сель­ча­нам, ко­то­рые с ра­до­стью со­бра­лись в церк­ви свя­ти­те­ля Ни­ко­лая и на­ча­ли петь мо­леб­ны и творить па­мять по пра­вед­ном от­ро­ке Ар­те­мии. И уми­ло­сер­дил­ся Гос­подь над ра­ба­ми Сво­и­ми: ли­хо­рад­ка в той стране ско­ро пре­кра­ти­лась.

С то­го вре­ме­ни чу­де­са свя­то­го Ар­те­мия ста­ли умно­жать­ся. У неко­е­го че­ло­ве­ка, по име­ни Пав­ла, от тяж­ко­го неду­га, так скри­ви­ло шею, что го­ло­ва по­вер­ну­лась ли­цом на­зад и гла­за за­кры­лись. В та­кой бе­де Па­вел об­ра­тил­ся с го­ря­чею мо­лит­вою к Бо­гу и пра­вед­но­му Ар­те­мию, – и го­ло­ва боль­но­го вы­пря­ми­лась, гла­за откры­лись. Ис­це­лен­ный по­спе­шил рас­ска­зать всем в сво­ем се­ле о слу­чив­шем­ся. По­сле то­го при церк­ви св. Ни­ко­лая вер­коль­цы устро­и­ли осо­бый при­дел, ку­да пе­ре­нес­ли из па­пер­ти мо­щи Ар­те­мия, по­ло­жив их в но­вый гроб. Это бы­ло в 1584 го­ду.

Ко­гда при­нес­ли в при­дел мо­щи бла­жен­но­го от­ро­ка, при­шла ту­да жен­щи­на с рас­слаб­лен­ным мла­ден­цем, по­про­си­ла от­слу­жить мо­ле­бен, при­ло­жи­ла сво­е­го отрока ко гро­бу Ар­те­мия, – и боль­ная ру­ка от­ро­ка ис­це­ле­ла. Око­ло то­го же вре­ме­ни один кре­стья­нин Ан­дрей и кре­стьян­ка Ири­на, стра­дав­шие гла­за­ми, по­лу­чи­ли здра­вие и яс­ное зре­ние от при­кос­но­ве­ния к свя­щен­ной ра­ке но­во­яв­лен­но­го чу­до­твор­ца. Од­на жен­щи­на, по име­ни Ма­рия, стра­дав­шая со­рок лет бо­лез­нью желудка, столь тяж­кою, что она от чрез­мер­ных стра­да­ний ча­сто об­ми­ра­ла ча­са на два или на три, услы­хав о чу­де­сах, ис­те­кав­ших от мо­щей Ар­те­мия, об­ра­ти­лась к нему с мо­лит­вой и по­лу­чи­ла ско­рое ис­це­ле­ние.

Ви­дя умно­жа­ю­щи­е­ся от мо­щей ис­це­ле­ния, два свя­щен­ни­ка, Иоанн и Фо­ма, ве­ле­ли на­пи­сать на дос­ках ста­рой гроб­ни­цы несколь­ко икон пра­вед­но­го Ар­те­мия. От до­сок тех оста­лись струж­ки. Иерей Иоанн тща­тель­но со­брал эти струж­ки и по­ло­жил на хра­не­ние при церк­ви. Бла­го­че­сти­вые чти­те­ли пра­вед­но­го Ар­те­мия, с верою брав­шие те струж­ки, по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние от сво­их неду­гов.

Один че­ло­век с Пи­не­ги, по име­ни Пан­кра­тий, быв­ший про­ез­дом в Вер­ко­ле, в 1601 г. при­вез в Ве­ли­кий Устюг од­ну из та­ко­вых икон Ар­те­мия, и от то­го об­ра­за мно­гие по­лу­чи­ли то­гда ис­це­ле­ние.

В 1619-м го­ду Нов­го­род­ский мит­ро­по­лит Ма­ка­рий сви­де­тель­ство­вал мо­щи пра­вед­ни­ка и бла­го­сло­вил пе­ре­не­сти их в са­мый храм в день па­мя­ти свя­ти­те­ля и чудо­твор­ца Ни­ко­лая, 6-го де­каб­ря. Несколь­ко вре­ме­ни спу­стя, при­шел в Вер­ко­лу Ила­ри­он Ар­те­ми­ев, жи­тель го­ро­да Хол­мо­гор, и по­ве­дал, что он дол­го был болен гла­за­ми, ни­че­го не ви­дел и же­сто­ко стра­дал, так что пы­тал­ся в от­ча­я­нии уда­вить­ся, и толь­ко по­до­спев­шие со­се­ди по­ме­ша­ли это­му. Про­слы­шав о чу­де­сах, ис­те­ка­ю­щих от мо­щей пра­вед­но­го Ар­те­мия, он об­ра­тил­ся к нему с усерд­ною мо­лит­вою о сво­ем ис­це­ле­нии.

«В тот же час, – рас­ска­зы­вал ис­це­лен­ный, – я про­зрел и уви­дел в ви­де­нии свя­то­го Ар­те­мия в бе­лых ри­зах с неболь­шим по­сош­ком в ле­вой ру­ке и со кре­стом – в пра­вой. Он осе­нил ме­ня кре­стом и ска­зал:

– Че­ло­ве­че! что ты стра­да­ешь? Вос­стань: Хри­стос чрез ме­ня, ра­ба Сво­е­го, ис­це­ля­ет те­бя. Иди в Вер­ко­лу, при­ло­жись ко гро­бу мо­е­му и по­ве­дай о сем свя­щен­ни­ку и всем кре­стья­нам.

При сих сло­вах, пра­вед­ный от­рок, взяв ме­ня за ру­ку, как бы по­нуж­дал к это­му и по­том стал неви­дим. Я же, про­бу­див­шись, по­чув­ство­вал се­бя со­вер­шен­но здоровым, как буд­то ни­ко­гда и не бо­лел. И вот я при­шел сю­да по­кло­нить­ся свя­тым мо­щам его».

Осо­бен­но за­ме­ча­тель­но бы­ло чу­до с од­ним кре­стья­ни­ном из се­ла Ки­во­ку­рья, Устюж­ско­го уез­да, Пат­ри­ки­ем Иг­на­тье­вым. Он с дет­ства тяж­ко стра­дал от гры­жи. Услы­хав о чу­де­сах пра­вед­но­го Ар­те­мия, он с ве­рою по­мо­лил­ся ему, по­ло­жил обет при­ло­жить­ся к его гро­бу и вы­здо­ро­вел, но по­том за­был о дан­ном им обе­те. Спу­стя несколь­ко лет он сно­ва по­чув­ство­вал при­сту­пы гры­жи, ко­то­рая ста­ла его му­чить еще силь­нее преж­не­го. Пат­ри­кий об­ра­тил­ся опять с мо­лит­вою к праведно­му Ар­те­мию и вспом­нил о сво­ем неис­пол­нен­ном обе­те. Мо­лит­ва бо­ля­ще­го бы­ла услы­ша­на, но Пат­ри­кий опять за­был о дан­ном им обе­те. То­гда на­па­ла на него тос­ка и непро­ни­ца­е­мая тьма по­кры­ла его гла­за. Несчаст­ный опять вспом­нил о сво­ем неис­пол­нен­ном обе­те, горь­ко рас­ка­ял­ся и обе­щал неот­лож­но исполнить долг свой. Пра­вед­ный Ар­те­мий сно­ва из­ба­вил Пат­ри­кия от неду­га, и ис­це­лен­ный с ра­до­стью по­спе­шил в Вер­ко­лу ко гро­бу Ар­те­мия, за­ка­зал отслужить мо­ле­бен ему, со сле­за­ми об­ло­бы­зал мно­го­це­леб­ный гроб его и ис­по­ве­дал пред все­ми о про­ис­шед­шем чу­де и сво­ем гре­хов­ном за­бве­нии.

В 1636 го­ду в мар­те ме­ся­це ехал в Кев­ро­лу и на Ме­зень на­зна­чен­ный ту­да во­е­во­дою Афа­на­сий Паш­ков. По до­ро­ге он оста­но­вил­ся в Вер­ко­ле, но у ра­ки мо­щей пра­вед­но­го Ар­те­мия не был и бла­годар­ствен­но­го мо­леб­на ему не слу­жил. В Кев­ро­ле сын его, от­рок Иере­мия, тяж­ко за­бо­лел ли­хо­рад­кою и го­то­вил­ся уже к смерти. То­гда отец вспом­нил, что не от­слу­жил мо­леб­на пра­вед­но­му Ар­те­мию, и дал обет от­пра­вить­ся на бо­го­мо­лье в Вер­ко­лу. И вот вне­зап­но ле­жав­ший в тяжелом за­бы­тьи сын Паш­ко­ва сам под­нял­ся с по­сте­ли и, дер­жась за окон­це, стал спра­ши­вать сво­е­го от­ца, ка­ким пу­тем ехать им к пра­вед­но­му Ар­те­мию. Ди­вясь тому, отец при­вез сы­на в Вер­ко­лу. Здесь от­слу­жи­ли по обе­ту мо­ле­бен, взя­ли бе­ре­сты с гро­ба чудотворца, чтобы боль­ной но­сил ее на гру­ди вме­сте с кре­стом, и от­рок вы­здо­ро­вел. Бла­го­дар­ный отец со­здал в Вер­ко­ле, на ме­сте об­ре­те­ния мо­щей Ар­те­мия, храм в честь со­имен­но­го пра­вед­но­му от­ро­ку му­че­ни­ка Ар­те­мия.

Спу­стя неко­то­рое вре­мя, храм в Вер­ко­ле сго­рел, – об­го­ре­ли и мо­щи пра­вед­но­го Ар­те­мия. Мест­ный свя­щен­ник Лав­рен­тий и при­хо­жане Вер­коль­ско­го се­ла для ограж­де­ния мо­щей Ар­те­мия от та­ких несчаст­ных слу­ча­ев устро­и­ли над ни­ми осо­бую ча­сов­ню, по­ло­жи­ли их в но­вую ра­ку и по­кры­ли но­вым по­кро­вом.

По­сле то­го от гро­ба чу­до­твор­ца ста­ли ис­те­кать но­вые чу­до­тво­ре­ния. Так, неко­е­го Си­мео­на Ка­за­ри­но­ва пра­вед­ный Ар­те­мий спас от по­топ­ле­ния. По­сле Ильи­на дня он плыл на судне вме­сте с сво­и­ми то­ва­ри­ща­ми по Се­вер­но­му Ле­до­ви­то­му оке­а­ну из Ман­га­зеи в Ар­хан­гельск. Вдруг на­сту­пи­ла же­сто­кая бу­ря, и суд­ну ста­ло угро­жать ско­рое кру­ше­ние. Плыв­шие при­шли в ужас и от­ча­я­ние. Не ви­дя се­бе ни­от­ку­да ни­ка­кой на­деж­ды на спа­се­ние, они ста­ли го­то­вить­ся к смер­ти и в ожидании ее про­щать­ся друг с дру­гом. По­том они опом­ни­лись и ста­ли со сле­за­ми мо­лить­ся Гос­по­ду Бо­гу и пра­вед­но­му Ар­те­мию о сво­ем спа­се­нии, обе­ща­ясь от­слу­жить бла­годар­ствен­ный мо­ле­бен угод­ни­ку Бо­жию. И по мо­лит­ве их мо­ре утих­ло, и уто­пав­шие из­бег­ли неми­ну­е­мой по­ги­бе­ли.

Сла­ва ис­це­ле­ний от мо­щей пра­вед­но­го Ар­те­мия рас­про­стра­ни­лась да­ле­ко. Нов­го­род­ский мит­ро­по­лит Ки­при­ан по­слал сно­ва осви­де­тель­ство­вать его нетлен­ные мо­щи, сво­ей под­пи­сью под­твер­дил до­став­лен­ную ему рос­пись ис­це­ле­ний и при­слал в цер­ковь се­ла Вер­ко­лы вновь со­став­лен­ную служ­бу чу­до­твор­цу.

В 1648 го­ду в Кев­ро­лу бы­ла при­сла­на гра­мо­та ца­ря Алек­сия Ми­хай­ло­ви­ча на имя та­мош­не­го во­е­во­ды Анич­ко­ва: по­ве­ле­но бы­ло по­ло­жить мо­щи пра­вед­но­го Арте­мия в но­вую ра­ку и доз­во­ле­но по­стро­ить мо­на­стырь на том ме­сте, где бы­ли об­ре­те­ны его мо­щи, ко­то­рые, со­глас­но цар­ской гра­мо­те, и бы­ли на сле­ду­ю­щий год пе­ре­не­се­ны ту­да и по­ло­же­ны в по­стро­ен­ной еще во­е­во­дой Паш­ко­вым церк­ви свя­то­го му­че­ни­ка Ар­те­мия. При сем от свя­тых мо­щей ис­те­ка­ли многоразличные ис­це­ле­ния всем, с ве­рою при­те­кав­шим к ним. Со­брав­ший­ся во мно­же­стве на­род воз­нес теп­лые мо­ле­ния Хри­сту Бо­гу и Его свя­то­му угод­ни­ку пра­вед­но­му Ар­те­мию, Вер­коль­ско­му чу­до­твор­цу, про­слав­ляя бла­го­дать Бо­жию, в нем яв­лен­ную на уте­ше­ние всем пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам. Впо­след­ствии мощи пра­вед­но­го Ар­те­мия по слу­чаю по­жа­ров три­жды вы­но­си­ли из хра­ма оби­те­ли, по­ка, на­ко­нец, не был по­стро­ен в 1793 го­ду в мо­на­сты­ре ка­мен­ный храм, освя­щен­ный в честь пра­вед­но­го Ар­те­мия, в ко­то­ром мо­щи его и бы­ли по­ло­же­ны.

Тропарь праведного отрока Артемия Веркольского, глас 2

В ышняго повелением,/ тученосным облаком, небо помрачившим/ и молниям блистающим,/ грому же возшумевшу с прещением,/ испустил еси душу твою в руце Господеви,/ премудре Артемие,/ и ныне предстоиши Престолу Владыки всех,/ иже верою и любовию приходящим к тебе,/ подай исцеление всем неотложно/ и моляся Христу Богу,/ спастися душам нашим.

Кондак праведного отрока Артемия Веркольского, глас 8

В озсия днесь пресветлая память премудраго Артемия;/ Богоданная благодать, яко реки, изливает от целебных мощей его дивная исцеления,/ имиже от многоразличных недуг избавляемся,/ с верою приемлюще я и взывающе:/ радуйся, Артемие Богомудре.

Молитва святому праведному Артемию Веркольскому

С вятый угодниче Божий, праведный Артемие, присный хранителю святыя веры Православныя и близкий защитниче всего севернаго края Российския страны! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных, и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, да хранит в здравии и непременяемем благополучии верных людей Своих, да подаст стране нашей мир и тишину, а нам нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианстей кончине, Небесное Царствие, идеже вси праведнии вместе с тобою вечно славят Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь.