Церковь Ангелоктистос в Кити

Деревня Кити. Церковь Панагии Ангелоктисти. Кипр

Деревня Кити (ударение на первый слог) расположена совсем недалеко от Ларнаки. Если ехать из Лимасола к ларнакскому аэропорту, то обязательно повстречается круговая развязка, на которой налево пойдешь − в Ларнаку попадёшь, прямо пойдёшь − в аэропорт попадёшь. Туда нам пока ещё рановато − не всё изучили на Кипре. А вот направо пойдёшь − то прямо в Кити и приедешь. Добраться сюда не сложно, но об этом расскажем позже.

Церковь, построенная ангелами

Главная достопримечательность Кити, конечно, церковь Панагия Ангелоктисти (Panagia Angeloktisti − Παναγία Αγγελόκτιστη ) или, как её ещё называют, «построенная ангелами». Сейчас поясним, почему она так называется, а пока взглянем на её внешний вид со стороны входа.

На переднем плане мы видим латинскую часовню. Как раз она и придаёт церкви Панагии Ангелоктисти узнаваемый вид. Если зайти внутрь, то в первую очередь в эту часовню и попадём. На первый взгляд кажется, что никакого особенного убранства, кроме отдыхающего смотрителя, в ней нет.

Но не будем торопиться с выводами. Если пройтись по ней, можно обнаружить несколько интересных икон, относящихся к XIII-XVI векам. То, что иконы приравнены здесь к музейным экспонатам, говорят таблички, на которых указаны названия и их возраст.

Из этого придела дальше проходим в главную часть церкви.

Мы неоднократно в течение нескольких лет приезжали к этой церкви, но как-то всё не складывалось попасть в неё. В первый раз она была просто закрыта, во второй нас пустили только в эту часовню, потому что в остальной части велась реставрация. Но на третий раз, наконец, повезло − церковь была открыта для посещения полностью.

Теперь она открыта ежедневно с 07:00 до 18:00 летом и с 07:00 до 16:15 зимой.

Церковь Панагии Ангелоктисти (второе название Ангелоктистос) уникальна во многих отношениях. Начнём с того, что первая постройка и часть сохранившихся мозаик относится к VI-VII векам! В XI веке церковь была достроена. В это время появился крестовокупольный храм, купол которого опирался на четыре центральных столба. Латинская часовня, через которую мы вошли, была пристроена в конце XIII века. В достроенную церковь была включена апсида, доставшаяся от ранней церкви. Как раз в ней и сохранилась древняя мозаика с изображением Богородицы с младенцем на руках, окружённая архангелами Михаилом и Гавриилом. Давайте взглянем на неё.

При беглом осмотре церкви вы может её не сразу и обнаружите. но кто ищет, тот всегда найдёт! Церковь названа в честь этой мозаики, на которой изображена Богородица (Панагия) Ангелоктистос, что означает госпожа ангелов. По преданию дело обстояло так.

Дева Мария снизошла в эти места, чтобы попросить построить здесь церковь. Но, к сожалению, никого рядом не оказалось в тот момент, чтобы услышать её просьбу. В это время на помощь пришли ангелы. Они пообещали Марии возвести здесь церковь самостоятельно без чьей-либо помощи. И действительно, когда Мария на следующий день вновь посетила это место, церковь уже стояла. С тех пор и повелось называть эту церковь как построенную ангелами. Да и название мозаики Ангелоктистос образовалось, благодаря этому событию.

Уникальная мозаика относится к временам, предшествующим периоду иконоборчества, который продолжался около ста лет. В те времена была уничтожена большая часть раннехристианских мозаик и икон. Эта же уцелела только потому, что была вовремя замазана слоем штукатурки.

Мозаику, практически случайно, обнаружили лишь в 1952 году во время реставрации церкви. С тех пор поток паломников сюда не прекращается и по сей день. Давайте посмотрим сегодняшнее внутренне убранство церкви, а потом продолжим рассказ о ней.

В XII веке с северной стороны церкви был пристроен придел, в честь бессребреников Козьмы и Демьяна, а в XV веке его стены были расписаны фресками. К сожалению, почти все они теперь утеряны, но всё-таки одна фреска сохранилась практически в первозданном виде. На ней изображён Иоанн Креститель. Вот она.

Не поленитесь подняться на «второй этаж» церкви. Лестницу, ведущую туда, думается не сложно будет обнаружить. Позаглядывайте во все уголки − эта церковь стоит того. Кстати, фотографировать в ней раньше запрещалось, а теперь официально разрешается, но только без вспышки.

Настала пора «идти на выход». Но на этом наше посещение ещё не заканчивается. Если прогуляться вокруг церкви, то со стороны алтаря можно обнаружить величественное дерево. На Кипре не так много деревьев, специально охраняемых государством в виду их почтенного возраста. Так вот это дерево входит в их число. Просто полюбуемся на него, хотя можно присесть на скамеечку и под его сенью немного перевести дух от увиденного.

Совсем недавно рядом с церковью обустроили красивый парк. В нём есть даже фонтаны с вечерней подсветкой. Правда, когда мы там были, они не работали. Может вам повезёт больше.

Напоследок покажем вид церкви с северной стороны, с которой она уже больше похожа на традиционные церкви Кипра. Попутно заметим, что на Кипре в парках искусно подстриженные деревья — явление не редкое, но вот чтобы это были оливы. встретили впервые только здесь.

В заключение посмотрите фотоальбом, а потом расскажем как сюда добраться.

Фотоальбом

Как добраться

Если ехать по скоростной трассе из Пафоса-Лимасола в сторону Ларнаки или наоборот, скажем, из Айя Напы в Лимасол, то в любом случае будем проезжать круговую развязку, дороги с которой расходятся в пять направлений: Кало хорья, Айя Напа, Ларнака, аэропорт, Лимасол. Вот здесь нам нужно свернуть к аэропорту. Проехав в его сторону около пяти километров, нам попадётся ещё один круг, на котором ищем выезд уже на Кити и сворачиваем туда. Уже в самой деревне (это менее пяти километров от круга) попадём на перекрёсток. Поворот влево ведёт в посёлок Pervolia.

Кто потом захочет съездить на мыс Кити и посмотреть живописный маяк, то вам туда. А пока сворачиваем направо, чтобы выбираться из Кити в сторону населённых пунктов Softadies и Mazotos. После перекрёстка не разгоняйтесь − метров через двести вы будете как раз уже проезжать цель нашего визита − церковь Панагия Ангелоктисти. В последний приезд мы притормозили как раз там у ближайшего магазинчика. Но на самом деле напротив церкви есть небольшая парковка. Чтобы попасть на неё надо после перекрёстка, про который мы говорили выше, проехать всего 130 метров и сразу свернуть влево. Почти сразу справа от вас покажется церковь, а слева − парковка. Именно её координаты мы и приведём ниже.

Деревня Кити на карте Кипра. GPS координаты деревни Кити

34.847030 33.570930 − парковка рядом с церковью

Вот как расположено место парковки по отношению к деревне.

А теперь посмотрим, где находится деревня Кити на карте Кипра.

После ознакомления с церковью рекомендуем просто прогуляться по деревне, ну а потом можно заскочить к маяку на мысе Кити (

5 км) либо отправиться в Mazotos, чтобы посетить парк верблюдов (

Церковь Богородицы Ангелоктисти в Кити

Храм Пресвятой Богородицы Ангелоктисти в течение многих веков не единожды перестраивался, дополнялся и поновлялся, и сегодня он являет собой интересное архитектурное сооружение, собравшее вместе три разновременные церкви.

Центральная крестово-купольная трёхнефная церковь, посвящённая Пресвятой Богородице, была воздвигнута на руинах древней базилики V века, разрушенной безжалостным пожаром. И лишь чудом уцелевшая апсида органично вписалась в облик нового храма, возведённого уже столетие спустя. Тогда же конху апсиды, скрытую от людских глаз иконостасом, украсили мозаичным изображением Богородицы с Младенцем и предстоящими Ей архангелами Михаилом и Гавриилом. Свой современный облик церковь обрела лишь в XI столетии.

Сегодня в полумраке алтаря мерцает древняя мозаика. На её золотом фоне, символизирующем свет Божественного учения и красоту неземного мира, выделяется фигура Пресвятой Богородицы на драгоценном подножии с Младенцем Христом на руках. Это самое древнее изображение, именуемое Брефократуса, что в переводе означает Дева с Младенцем.

Позднее этот иконографический тип получит название, хорошо известное сегодня, – Богородица Одигитрия или Путеводительница. На мерцающей золотом мозаике Пресвятая Богородица, облачённая в сине-зелёный хитон и красный мафорий, покрывающий голову и плечи. Контрастируя с тёмным цветом Её одежд, в золотых тонах выписан младенец Иисус. Светлый лик Богородицы с широко открытыми глазами производит ошеломляющее впечатление. Образы предстоящих Её архангелов Гавриила и Михаила выполнены в лучших традициях эллинистического искусства.

В середине XIII века внутреннее пространство храма украсили настенными росписями, которые до нашего времени практически не сохранились. И лишь отдельные их фрагменты присутствуют сегодня в куполе центрального нефа, в алтарной части храма (изображения Отцов Церкви), на западной стороне северо-восточного столба (сцена Благовещения) и на южной стороне северо-западной колонны (образ Пресвятой Богородицы на Престоле).

И только одну фреску с изображением Иоанна Крестителя, держащего в левой руке свиток, с начертанными на нём словами «Кающийся приближается к Царствию Небесному», неумолимое время почти полностью сберегло до наших дней.

Читайте также  Храмы в Калмыкии

Немало сюжетов Священной истории представлено в многочисленных иконах храма. Несомненный интерес вызывают полнофигурные изображения святых женщин Параскевы и Ирины, святых воинов Георгия Победоносца и Димитрия Солунского на белом и гнедом конях.

Особого внимания заслуживает икона Пресвятой богородицы Всецарицы, восседающей на троне с Младенцем Христом на коленях, и предстоящими Ей евангелистом Лукой с кистью в руке и святым Лазарем. Эта редкая икона соединила в своём сюжете самые значительные для православного Кипра события.

По преданию, ещё при земной жизни Богородицы и по Её просьбе апостолом Лукой были написаны три чудотворные иконы Божией Матери. Позднее одну из них Византийский император Алексий Комнин в XI столетии подарил Кипру, и сегодня она хранится в Киккском монастыре Пресвятой Богородицы Милостивой.

Другое предание связано с именем святого Лазаря. Воскрешённый Иисусом он покинул Палестину и перебрался на Кипр, где, приняв духовный сан из рук апостолов Павла и Варнавы, стал первым епископом Китиона (древнее название Ларнаки). Здесь, по преданию, святого Лазаря однажды посетила Пресвятая Богородица, разделив с ним радость святого бытия и навсегда озарив Кипр своим благословением.

На северной стене нефа размещена икона Святой Варвары, на которой в трёх ярусах воспроизведены разновременные события из жизни великомученицы.

В верхней части иконы на золотом фоне выписан сам образ святой Варвары с воздетыми в молитве руками, в тёмно-зелёном хитоне, алом плаще и белом платке. Чуть ниже – три житийных сюжета, раскрывающие предсмертные страдания мученицы. И в самой нижней части иконы, на фоне унылого пейзажа каменной пустыни, раскрывается самый страшный эпизод её короткой жизни: отец-язычник собственноручно обезглавливает свою дочь.

Дополняет убранство храма высокий деревянный амвон на стене нефа, традиционно украшенный образами четырёх евангелистов и фигуркой орла, символизирующего Божественное вдохновение в Воскресение.

В XIX веке храм вновь подвергся реконструкции. Его внутреннее пространство увеличили, удлинив западную часть и добавив галерею для женщин и детей.

В XII столетии к северной стороне храма Пресвятой Богородицы была пристроена маленькая часовня, освящённая во имя Святых бессребреников Космы и Дамиана. Позднее её стены украсили росписями, часть которых сохранилась до наших дней.

Среди них выделяются красотой и благородством лики святых целителей Космы и Дамиана в западной нише северной стены; эти изображения относят к XIV веку. В западной слепой арке присутствуют образы ктиторов, на чьи средства была сооружена эта часовня. В центре Святой Георгий на белом коне, поражающий копьём дракона.

Латинская часовня, добавленная к южной стороне храма Пресвятой Богородицы в конце XIII века, представляет в плане прямоугольную базилику. Вход в неё украшают три гербовых щита, один из которых с изображением львиных голов, принадлежал когда-то богатой франкской семье, построившей эту церковь. В ней, пережив века, сохранился тяжёлый надгробный камень, на котором выгравировано имя владельца этой большой часовни – Симон Ренье де Гибелет и дата его погребения – 1302 год.

Сегодня перекрытое готическим сводом внутреннее пространство небольшого здания украшают древние иконы минувших столетий. Среди них уникальный образ Иисуса Христа, Спасителя Мира. На золотом фоне выписан образ благословляющего Христа, держащего в левой руке раскрытое Евангелие. На его страницах начертано, что каждый достоин прощения, и если ты сможешь простить оступившегося, то и сам будешь прощён твоим Отцом Небесным.

Полный духовного благородства строгий аскетичный лик Спасителя, Его порфирная туника и тёмно-зелёный гимантий, украшенный золотым растительным орнаментом, свидетельствуют о том, что мастер хранил верность византийскому иконописному канону. Здесь же поясная икона Святой Параскевы, выполненная в XVII столетии. В руках великомученицы небольшая икона с изображением Спасителя, именуемая «Край Смирения».

Уникальность церкви Пресвятой Богородицы Ангелоктисти в Кити не вызывает ни малейшего сомнения, ведь в ней самым невероятным образом время сберегло редчайшие смальтовые мозаики, поражающие не только своими иконографическими характеристиками, но и тем, что они пережили сложный иконоборческий период в истории развития христианства.

Сегодня таких церквей, где присутствуют ранневизантийские мозаики, во всём мире насчитывается не более шести-семи, две из которых находятся на Кипре.

Материал подготовил председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов

Церковь Богородицы Ангелоктисты. Кити, Ларнака, Кипр.

[греч. Παναγία ̓Αγγελοκτίστη — Всесвятая [Богородица] Ангелозданная]


увеличить
Церковь Панагии Ангелоктисты в Кити. XII в.

Деревня Кити находится недалеко от Ларнаки, нужно проехать от Соленого озера 12 км по дороге в Лимассол. В кафе «Китиана» есть самые вкусные на Кипре медовые шарики, выпеченные из теста. По воскресеньям кафе заполняется местными жителями с детьми и туристами. Это и понятно, так как деревня Кити — одно из наиболее посещаемых мест в окрестностях Ларнаки, благодаря христианской святыне — церкви Богородицы Ангелоктисты.

Церковь очень почитаема киприотами, и действительно, они идут сюда один за другим. Весь воскресный день поток людей неиссякаем, все хотят поклониться святыне Кипра, которая по преданиям приносит исцеление.

Название церкви переводится как «построенная ангелами».
По преданию ангелы выстроили её за одну ночь. Поэтому и называется она Ангелоктиста. Византийская церковь является хранительницей древних мозаик.


увеличить
Церковь Панагии Ангелоктисты

Церковь построена по принципу матрёшки — церковь в церкви. Оказывается на развалинах древнего храма, позже, уже в 11 веке выстроили новую церковь.
Состоит из трех зданий разных эпох — нечастый случай для Кипра. Вход в церковь — это римско-католическая часовня 14 в., далее византийская церковь 11 в. , с севера примыкает византийская часовня 12 в., названная в честь Святых Козьмы и Дамиана. Наибольший интерес представляет византийская церковь 11 в. Она была построена с использованием полуразрушенной базилики 6 в.


увеличить
Богоматерь Одигитрия с предстоящими
архангелами Михаилом и Гавриилом.
Мозаика ц. Панагии Ангелоктисты в
Кити. 2-я пол.-кон. VI в.

Мозаика церкви Ангелоктисты

Здесь находится одна из самых древних мозаик, датируемая 5-6 веком, по красоте и ценности превышающей другие мозаики христианского периода.
Эти мозаики ровесницы мозаик, украшающих Собор Святой Софии в Константинополе и Равенну в Южной Италии.

Если вы поднимитесь к иконостасу (что на Кипре разрешено) и посмотрите за него, то вашему взору представится веками хранимое чудо — мозаичное изображение Богородицы, окружённой двумя архангелами — Михаилом и Гавриилом. Лицо Богоматери юное и чистое, выполненное в манере раннехристанской живописи, когда простота придаёт особое очарование изображению. В случае мозаичного исполнения образы предстают почти объёмно и фактурно, что усиливает эффект восприятия. Облики ангелов пронизаны вниманием и заботой. Они развернуты под углом к Богородице, держащей на руках Иисуса Христа. Вся композиция выполнена на золотом фоне из мелких осколков стекла. На заднем плане орнаментальная рамка с изображением птиц, животных и растений. На ней можно прочитать надпись «Святая Мария».

Эта мозаика является одной из самых древних среди обнаруженных на острове. После разрушения арабами в V в. на основании (из руин) вознеслась эта церковь.
По одной из легенд для спасения прекрасной мозаики ангелы возвели ещё одну церковь, оставив внутреннюю церковь невидимой.

В своде алтарной апсиды скромного по своему внешнему виду храма находится мозаика, датируемая второй половиной — концом VI века. Это один из лучших образцов византийской иконописной школы, дошедший до наших дней. Во время своих паломнических путешествий по Кипру в XVIII веке, храм в Кити посетил и описал монах Василий Григорович-Барский. Уже в конце XIX века в искусствоведческой среде эта мозаика ставилась на одном уровне с древними мозаиками Равенны и Рима, росписями церкви святого Димитрия в Фессалонике (Салониках). В 1895 году Китийскую мозаику обследовал, сфотографировал и описал русский археолог Я.И.Смирнов. Высочайше учрежденный Комитет попечительства о русской иконописи в 1907 году заказал художнику Н.К.Клюге акварельную копию мозаики. Впоследствии она была приобретена и издана в 1911 году в «Известиях Русского Археологического Института в Константинополе». О Китийской мозаике писал в своей книге «Иконография Богоматери», изданной в начале XX века, историк и искусствовед, академик Н.П.Кондаков. Она раскрыта от позднейших наслоений при реставрации храма в 1952 году и с тех пор является объектом поклонения для многих тысяч верующих.

Мозаика относится к древнейшему доиконоборческому периоду, и удивительно тонка по рисунку, строга и проста. А ведь именно чистота и ясность замысла в иконописи были практически утрачены под влиянием светского европейского искусства в XVII-XIX веках во всех странах исповедующих православие. Над изображенной на золотом фоне в рост Божией Матерью с Богомладенцем на руках, сохранилась крупная греческая надпись — «Святая Мария». Пресвятая Богородица изображена в пурпурном мафории, хитоне и красной обуви, Богомладенец – в одежде из золотой ткани со свитком в руках. Принадлежит к иконографическому типу Одигитрии. Крылья архангелов расцвечены яркими павлиньими перьями.

В иконостасе устроенном в XVIII веке, в первом ярусе, слева от царских врат сохранился редкий образ великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Они написаны вместе, на одной доске, в образе воинов на конях. Святой Георгий поражает копьем лежащего у ног коня змея.

Читайте также  Горный музей Месснера


увеличить
Церковь Ангелоктисты в начале 20 век

Сравнение мозаики церкви Ангелоктисты с другими мозаиками

Все фигуры представлены в рост. Младенец Христос держит в левой руке свиток и благословляет правой, архангелы представлены со сферами и жезлами в руках. Над изображением Богородицы сохранилась греч. надпись: «+ΗΑΓΙΑ+ΜΑΡΙΑ+» вместо более распространенных титлов ΜΡ ΘΥ. По мнению А. Стилиану, эта надпись могла отражать споры о наименовании Богородицы, кульминацией к-рых явился Эфесский Собор 431 г. Однако такие надписи встречаются в более позднее время на иконах Богоматери, хранящихся в мон-ре вмц. Екатерины на Синае (550-565). Композицию в конхе обрамляют растительные орнаменты с символическими изображениями зверей, пьющих из «источников жизни», представленных в виде фонтанов. Подобные мотивы известны и по др. памятникам доиконоборческой эпохи: мозаики ц. Богоматери Ахиропиитос в Фессалонике, 3-я четв. V в.; собора Св. Софии в К-поле, VI в. По поводу датировки мозаики существовали различные т. зр. Я. И. Смирнов считал возможным отнести ее создание к V-VI вв.; к этой дате присоединились Ш. М. Диль, Г. Милле, О. Дальтон; А. Миго и А. Стилиану датировали памятник VI в. или эпохой Юстиниана. Ф. И. Шмит относил мозаику к IX в., М. Сотириу — к X в. Н. П. Кондаков датировал ее временем не позднее сер. VII в., В. Н. Лазарев также отнес ее к 1-й пол. VII в. и сопоставлял с мозаиками базилики вмч. Димитрия в Фессалонике, ок. 650 г. Принятой в наст. время датировкой является 2-я пол.- кон. VI в. (С. Софоклеос, Н. Хадзидакис). Иконографический тип Богоматери Одигитрии, представленный в мозаике, не мог быть создан ранее 2-й пол. VI в., в эту эпоху он уже известен в Евангелии Раввулы, 586 г., и в арм. рельефе из Алагеза. Стиль мозаики высочайшего качества исполнения также свидетельствует о ее принадлежности к этому периоду. Строго симметричная геральдическая композиция, бесплотные образы, геометрический рисунок, вытянутые пропорции родственны памятникам времени развития отвлеченного, мистического стиля 2-й пол. VI — 1-й пол. VII в. Этот стиль распространялся из К-поля в провинции, согласно периодизации Э. Китцингера, начиная от мозаики базилики мон-ря вмц. Екатерины на Синае, созданной столичными мастерами, и далее в ансамблях 2-й четв.- сер. VII в.: мозаиках базилики Сант-Аньезе фуори ле Мура в Риме, 625-638 гг.; капеллы Сан-Венанцио Латеранского баптистерия, 642-649 гг.; базилики св. Димитрия в Фессалонике, ок. 650 г. Вместе с тем сохранение элементов, восходящих к классическому наследию, в трактовке фигур архангелов не позволяет отодвигать памятник за пределы VI в.

В куполе ц. А. П. сохранились фрески раннего XIV в. В сев. части базилики имеется пристройка XII в.- часовня святых целителей Козьмы и Дамиана — с росписью XV в., включающей фигуру конного вмч. Георгия Победоносца.


увеличить
мозаика Богоматери

В таинственном полумраке алтаря, освещаемого лишь свечами или фонарями, на золотом фоне мозаики вырисовывается фигура богоматери, одетой в темный синевато-зеленый хитон и красный мафорий, окутывающий ее плечи и покрывающий голову. Мастера, исполнившие эту мозаику — возможно, что над ней работало несколько художников, — умело использовали цвет для акцентирования главных частей изображения: на темных одеждах богоматери ярким пятном выделяется младенец в светлом, золотом одеянии. Изображение богоматери выдержано в иконописных традициях ранневизантийского искусства. Особенно выразительно ее лицо с огромными, устремленными прямо на зрителя темными глазами, фигура архангела Михаила сильно повреждена, сохранились лишь голова, рука и край одежды. В фигуре же архангела Гавриила, стоящего справа от Марии, с его великолепными зелеными крыльями, украшенными павлиньими перьями, и белыми с синеватыми тенями одеждамиясно ощущаются традиции эллинистического искусства. К античным прообразам восходит также богатое орнаментальное обрамление полукруглой ниши, в которой находится мозаика, — пышные листья аканфа, среди которых, как бы вырастая из них, помещены фигуры птиц и животных. Особенно характерны переданные в перспективе округлые основания фонтанчиков, помещенных по сторонам конхи. О христианском происхождении этого орнамента напоминает лишь равноконечный крест в центре обрамления, над головой богоматери. Техника мозаики — очень мелкие кубики, с помощью которых исполнены лица и руки фигур, и более крупные на их одеждах, а также попытка передачи объема фигур светотеневой моделировкой — свидетельствует о сохранении в ранневизантийское время высокого мастерства, достигнутого мозаичистами Кипра в античную эпоху. Все эти особенности заставляют датировать мозаику церкви в Кити не позднее начала VII века; эта дата в настоящее время признана большинством исследователей, хотя первоначально были большие колебания в ее датировке — от V века до XII века.


Трехчастный храм

В настоящее время храм трехчастный. Древняя апсида включена в храм XII века, к которому с юга примыкает латинская (франкская) часовня XIII века, построенная на средства семьи Зимбеле, с их фамильным гербом над входом. Здесь устроен небольшой музей византийских икон и церковной утвари. С севера к храму пристроен придел в честь святых бессребреников Косьмы и Дамиана, построенный в XII веке и расписанный в XV веке. За алтарем храма растет огромное дерево, считающееся одним из древних в этой части острова.


С другой стороны церкви

В храме хранится очень древняя и уникальная икона 10го века, изображающая Деву Марию, Святого Лазаря и Евангелиста Луку, которые, согласно сказаниям, были друзьями семьи Спасителя и встретились в Китионе (Ларнаке) в первые трудные Христианские годы.

Месторасположение церкви на карте:


увеличить
Церковь Панагии Ангелоктисты на карте Кипра

Координаты для навигатора:

Адрес: Кити, Ларнака
Тел: +357 24 424 646

Часы Работы:
Летом (Май–Сентябрь): Понедельник-суббота 07:00–18:45, Воскресенье 09:30 — 18:45
Зимой (Октябрь–Апрель): Понедельник-суббота 07:00–16:45, Воскресенье 09:30 — 16:45
Входная Плата: Бесплатно
Специальное Примечание: Доступна для инвалидов

Возле церкви есть бесплатная детская площадка.


увеличить
Angeloktisti Church Playground & Park

Главная | ▲ | Контакты
Copyright © KrAn. 2004-2020. All rights reserved.

Монастыри и церкви Кипра

Церковь, построенная за одну ночь в деревне Кити

В селении Кити в одиннадцати километрах к западу от Ларнаки находится еще одна достопримечательность Кипра. Здесь расположен каменный храм в честь Панагии Ангелоктисти, Всесвятой Богородицы Ангелозданной, удивительный памятник православного Кипра. По преданию, храм был возведен на этом месте ангелами за одну ночь.

Церковь состоит из трех отдельных частей: римской часовни XIV в., расположенной при входе, византийской церкви XI в. и византийской часовни на севере, построенной в честь святых Козьмы и Дамиана.

Первоначально в V в. на этом месте находилась базилика, относящаяся ко времени начала распространения христианства на острове.

Роспись храма из-за влажного климата сохранилась плохо. Но, к счастью, в своде алтарной апсиды уцелела мозаика, датируемая второй половиной — концом VI века. Это один из лучших образцов византийской иконописной школы, дошедший до наших дней. Уже в конце XIX века в искусствоведческой среде эта мозаика ставилась на одном уровне с древними мозаиками Равенны и Рима, росписями церкви святого Димитрия в Фессалонике (Салониках). Она раскрыта от позднейших наслоений при реставрации храма в 1952 году и с тех пор является объектом поклонения для многих тысяч верующих. Подобных ранневизантийских мозаик не только в церквях Кипра, в целом мире осталось только семь.

Мозаика относится к древнейшему доиконоборческому периоду, и удивительно тонка по рисунку, строга и проста. А ведь именно чистота и ясность замысла в иконописи были практически утрачены под влиянием светского европейского искусства в XVII-XIX веках во всех странах исповедующих православие. Над изображенной на золотом фоне в рост Божией Матерью с Богомладенцем на руках, сохранилась крупная греческая надпись — «Святая Мария». Пресвятая Богородица изображена в пурпурном мафории, хитоне и красной обуви, Богомладенец – в одежде из золотой ткани со свитком в руках.

В иконостасе, устроенном в XVIII веке, в первом ярусе, слева от царских врат сохранился редкий образ великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Они написаны вместе, на одной доске, в образе воинов на конях. Святой Георгий поражает копьем лежащего у ног коня змея.

В настоящее время храм трех-частный. Древняя апсида включена в храм XII века, к которому с юга примыкает латинская (франкская) часовня XIII века, построенная на средства семьи Зимбеле, с их фамильным гербом над входом. Здесь устроен небольшой музей византийских икон и церковной утвари. С севера к храму пристроен придел в честь святых бессребреников Косьмы и Дамиана, построенный в XII веке и расписанный в XV веке.

Вокруг храма растут 4 огромных древних дерева. Дерево, которое видно на панораме, считается одним из древнейших в этой части острова и благодаря весьма почтенному возрасту само является памятником природы. Это мастиковое дерево, или фисташка мастиковая, довольно распространен-ное дерево в странах Средиземноморья. Оно способно выдержать, как зимние холода, так и летнюю жару. Фисташка нетребовательна к почвам и способна расти даже на засоленных землях рядом с морем. Ствол и ветви мастиковых деревьев выделяют клейкую, медленно затвердевающую смолу, или мастику, которая используется в медицине для лечения дёсен и заживления ран. В качестве жевательной резинки мастика используется на протяжении почти 2400 лет! Для этого летом с июня по сентябрь на основных ветвях в коре делают небольшие надрезы, из которых на специально подготовленную поверхность капает смола. До сих пор во всех супермаркетах Кипра можно встретить, как мастику в виде небольших гранул, так и в виде жевательной резинки местного производства. Разумеется, я не прошла мимо диковинки. Жевательная резинка из мастики меньше всего похожа на привычный всем Орбит или Дирол. Она представляет собой хрупкие и ломкие пластинки, на вкус больше всего напоминающие скипидар, В разжеванном виде по консистенции похожа на довольно вязкую смолу. Не могу сказать, что противно, скорее необычно, но зато, безусловно, очень полезно. Тем и пришлось утешиться. Научные исследования показали, что мастика способна на 42% уменьшать бактериальный налет на зубах, таким образом останавливая образование зубного камня. Препараты из мастики способствуют заживлению пептических язв, препятствуя размножению печально известных Helicobacter pylori, вызывающих гастриты и язвенную болезнь. Гранулы мастики используются в производстве спитрных напитков, в том числе ликеров, для приготовления различных местных сладостей, например мороженого. Входит мастика и в состав некоторых видов теста. Сладкий хлеб «чуреки» и «Василопита», которую традиционно пекут на новый год, не обходятся без этой пряности. Популярна на Кипре и не самая дешевая косметика из мастики, различные шампуни, зубные пасты, лосьоны.

Читайте также  Церковь Санта Катерина дей Фунари

Церковь Ангелоктистос в Кити

Кити (Kiti) — живописная деревня на Востоке Кипра, около города Ларнака.

Как добраться?

Кити находится всего в 11 километрах от Ларнаки, из города в деревню курсируют автобусы № 6 и № 10, время в пути занимает примерно 10 минут.

Достопримечательности Кити

Церковь Панагии Ангелоктисти (Panagia Angeloktisti) — главная достопримечательность Кити. Это целый храмовый комплекс, состоящий из трех сооружений разных эпох.

Первое здания храма — это небольшая латинская часовня, через которую лежит вход в главную часть храма. Часовня была построена в конце XIII в. на месте базилики VI в. На стенах часовни можно увидеть несколько старинных икон, датирующихся XIII-XVI вв.

Далее вы попадете в главный храм — второе здание XI века в византийском стиле. Здесь на стенах сохранилась древняя мозаика ранневизантийского периода, на которой изображена Дева Мария с младенцем, по бокам — архангелы Михаил и Гавриил, а за ними птицы, животные и цветы. За легендой, именно эти архангелы по просьбе Богородицы поспособствовали возведению этого храма, явившись одному из местных жителей. Поэтому церковь названа в честь ангелов и их Госпожи (Богородицы) — Ангелоктистос. Многие паломники посещают церковь, чтобы преклонить колени перед этой древней мозаикой и попросить об исцелении.

Третье сооружение — часовня, построена в XII веке, в честь святых Космы и Дамиана. Стены этой часовни были расписаны в XV веке.

Святыню можно посетить каждый день с 7 утра до 6 вечера. С недавнего времени в храме разрешили фотографировать, но только без вспышки.

На территории возле церкви растет старое дерево, никто достоверно не знает, сколько ему уже лет, оно охраняется государством, как важный памятник природы. Под деревом установлена лавочка, где можно отдохнуть и поразмыслить о духовном. Также возле храма есть детская площадка.

Недалеко от церкви находится небольшой парк, главным украшением которого является современный фонтан с разноцветной подсветкой. Все деревья и кусты в парке подстрижены в разные формы.

Кити часто посещают сладкоежки, для того чтобы отведать популярные здесь медовые шарики. Кроме известных сладостей в местных тавернах можно вкусно пообедать традиционными блюдами местной кухни.

Церковь, построенная Ангелами…

Неподалеку от Ларнаки, в небольшом селении Кити стоит необычного строения церковь, с удивительным названием Ангелоктисти, которое переводится, как «построенная Ангелами». Название церкви связано с местным раннехристианским эпосом. Легенда рассказывает, что когда-то, в давние времена, Богородица спустилась на место, где сейчас находится храм, но не встретила никого из людей, чтобы передать свою просьбу о строительстве на этом месте церкви. Богородица очень опечалилась, но внезапно перед Ней явились два Ангела и пообещали построить церковь без помощи людей. На следующий день Богородица вновь спустилась на это место и к своему удивлению увидела прекрасный храм, богато украшенный дивными мозаиками. Никто из людей не знал об этом чуде, а на следующую ночь Богородица явилась одному праведнику из Ларнаки и рассказала ему о чуде, совершенном ангелами. С тех пор эта церковь и носит название «построенная Ангелами».

К сожалению, самая ранняя церковь, которая была украшена мозаикой, не сохранилась. До наших дней дошла только алтарная аспида. В своде этой аспиды можно увидеть редчайшую мозаику VIвека. На мозаике изображена Богородица в полный рост, держащая на руках Младенца. Пресвятая Дева изображена в пурпурном мафории (женская одежда в виде покрывала), хитоне и красной обуви. Младенец Иисус в одеянии из золотой ткани, а в руках Он держит свиток. Правой рукой Богородица указывает на Младенца. Рядом с Девой Марией изображены два архангела — Михаил и Гавриил. Богородица как бы указывает путь каждому верующему, а это путь есть следование слову Божьему, которое символично изображено в виде свитка в руках самого Бога.

Мозаика относится к доиконоборческому периоду. Картина исполнена строгости, простоты и изящества. Все линии и черты тонки. Мозаика из Ангелоктисти обладает уникальным и давно утраченным качеством ясности иконографического замысла. Позднее этот тип иконографии, где Мария правой рукой указывает на Христа, получил название “Одигитрия” или “Путеводительница”.

Современная церковь Ангелоктисти необычна своей архитектурой: она как бы объединяет три церкви, возведённые в разные времена. Исследователи предполагают, что церковь Ангелоктисти была построена в XII веке поверх древней церкви. Мозаика на то время была скрыта под толстым слоем штукатурки и о её существовании никто не знал. Она была обнаружена случайно в 1952 году во время реставрационных работ в храме.

В иконостасе устроенном в XVIII веке, в первом ярусе, слева от царских врат сохранился редкий образ великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Они написаны вместе, на одной доске, в образе воинов на конях.

С южной стороны к храму была пристроена в XIII веке латинская часовня на средства семьи Зимбеле. Над входом в часовню можно увидеть фамильный герб этой семьи, которая принадлежала к аристократическим кругам франкских киприотов. В часовне находится небольшой музей. Там хранится несколько древних икон: икона Христа Спасителя, написанная в XII веке, икона святой Параскевы Пятницы XVI века, икона апостола Иоанна Богослова и многие другие.

Около XII века к северной части храма Ангелоктисти был пристроен предел, названный в честь святых бессребреников Космы и Демьяна. В XV веке стены предела были расписаны фресками. К сожалению, фрески, которыми когда-то было украшено внутренне пространство храма, почти не сохранились. Только одну из них мы можем видеть в первозданном виде. На ней изображен Иоанн Креститель, держащий в руке свиток со словами: “Кающийся приближается к Царствию Небесному”.

За алтарем храма растёт огромное дерево, которое считается одним из самых древних на острове.

Эта церковь является приходской, в ней проводятся воскресные и праздничные богослужения, а также здесь устраивают Венчания и Крещение. Богородица не оставляет без своей помощи и заступления с верою приходящих к Ней.

9 Комментариев для Церковь, построенная Ангелами…

Подскажите пожалуйста! Проживаем в районе Фамагусты, куда ближе приехать на службу в воскресенье или в субботу? Мы на машине. И во сколько начало?

Уважаемая Айгуль, ответ выслал на ваш электронный адрес. С уважением. О. Алексей

Можно ли покрестить мальчика в период с 29.06 по 06.07 у Вас о.Алексей?

Уважаемый Сергий, ответ выслал на ваш электронный адрес. С уважением. О. Алексей

Здравствуйте,с12по23мая мая мы с мужем будем отдыхать а Периволии и Ларнаке.Хотели бы совершить паломнические туры по святым местам Кипра,скажите пожалуйста куда нам надо обратиться.

Уважаемые Ольга и Игорь, ответ выслал на ваш электронный адрес. С уважением. О. Алексей

Сергей завтра буду в этой церкви и обязательно оставлю там записку о здравии всех кого вы написали.

Уважаемый Александр, спасибо вам за теплые слова. С уважением

Здравствуйте!я инвалид-колясочник.Помолитесь пожалуйста сорокоуст о здравии Во славу Божию за
прот Анатолия
бол Николая
бол Валентины
бол Сергия
Елены
Романа
Виктора
Ольги
Иулии
мл Наталии
мл Анастасии