Церковь Андрея Первозванного

Церковь св. апостола Андрея Первозванного

Церковь св. Андрея Первозванного. Фото с сайта hram.codis.ru

Единственная в Москве действующая дореволюционная церковь св. апостола Андрея Первозванного находится на Ваганьковском кладбище.

Ранее придел, освященный во имя апостола Андрея, находился в одноименной церкви Андреевского монастыря, освященной в честь св. Андрея Стратилата и давшей название обители.

Андреевский придел находился и в Алексеевской церкви уничтоженного большевиками кремлевского Чудова монастыря в Кремле. Во имя апостола Андрея еще была освящена домовая церковь в знаменитой усадьбе графа А.И. Мусина-Пушкина на Разгуляе, где в пожаре 1812 года сгорела хранившаяся там древняя рукопись «Слова о Полку Игореве».

Ныне придел во имя св. апостола Андрея Первозванного имеет Тихвинская церковь в Сущеве.

Местность «Новые Ваганьки», где была возведена ныне действующая Андреевская церковь, доподлинно известна примерно со второй половины XVII века. Ее название до сих пор не имеет единого точно установленного объяснения, и существует множество истолкований слова «ваганьки».

Достоверно лишь то, что в далекую древность, с 1446 года в районе против Кремля за нынешним домом Пашкова и зданием библиотеки им. Ленина находилось поселение ваганов или «Старое Ваганьково», сохранившееся в названии современного Староваганьковского переулка. Согласно самой распространенной версии там жили дворцовые скоморохи и шуты, которые смешили и потешали московского государя и его приближенных бояр — ваганили.

В.И. Даль относил происхождение этого слова к вологодскому наречию и толковал его как «забавлять, играть, шутить, баловаться». Иногда считается, что ваганами назывались царские псари, жившие тут на Государевом Псаревом Дворе, который и был позднее переведен в район Пресни. Еще одна малораспространенная теория выводит слово ваганы от «воган» или «вожан» — от переселенных в Москву жителей Важской области.

Другая версия объясняет смысл и происхождение этого слова от «ваганного» денежного налога, в старину взимаемого за взвешивание товара. Он входил в перечень прочих пошлин, от которых правительство иногда освобождало торговцев, предоставляя им различные льготы. И само место, где собирался этот налог, также называлось «ваганцем». Такая ваганная пошлина могла взиматься с купцов близ кремлевского Боровицкого холма, в районе Старого Ваганькова, где проходила дорога из Новгорода на Оку.

Есть еще одно полулегендарное истолкование имени этой местности. «Ваганами» в старину назывались еще выдолбленные из колоды деревянные корыта, из которых украинцы и казаки ели свой знаменитый кулеш. Ваганы использовались только в качестве тарелок для кулеша, потому что готовилось это кушанье в железной посуде на огне. Приезжая в Москву, малороссы останавливались поначалу близ Воздвиженки и дали название этой старомосковской местности. (Из таких ваганов-корыт и жившие там царские псари могли кормить своих подопечных собак.)

Так или иначе, это старомосковское поселение ваганов, село Ваганьково, было переведено во второй половине 17 века за Никитские ворота и далее в район пресненских Трех гор, — на отдаленную окраину города, которая и получила название Нового Ваганькова. По местности стало называться московское загородное кладбище — Ваганьково.

Оно было устроено здесь в 1771 году во время страшной эпидемии чумы в Москве, косившей москвичей тысячами. К тому же нельзя было погребать умерших от заразной болезни людей в черте города, как раньше — на церковных погостах и в самих городских церквях.

Да и саму старинную практику таких захоронений начали запрещать еще первые Романовы, при которых перестали погребать покойников в Кремле. А Петр I своим указом от 10 октября 1723 года запретил погребать умерших уже во многих городских церквях центральной Москвы. В 1748 году императрица Елизавета велела освободить от существовавших захоронений весь путь от Кремля в Головинский дворец на Яузе в Лефортове, все кладбища по протяженности пути уничтожить и впредь никого там не хоронить. А для погребения умерших прихожан местных церквей государыня приказала отвести особое место за пределами города и выстроить там ее коштом церковь.

Для этого первого в Москве кладбища сразу же стали искать место. Поначалу предложили Напрудное с уже существовавшей там с глубокой древности Трифоновской церковью. Когда это место сочли неудобным для устроения там отдельного кладбища, то выбор пал на Марьину Рощу. Там еще с 1744 года находился погост для погребения умерших насильственной смертью и что-то вроде морга при нем для проведения опознания и судебного следствия. Отметим, что тела убитых и казненных отправляли в убогий дом, а для самоубийц устраивали отдельные погосты, один из которых находился близ будущего Ваганьковского кладбища.

Уже в 1750 году была выстроена и освящена Лазаревская церковь, и в Москве появилось первое в городе Лазаревское кладбище. В большинстве же своем московские кладбища, в том числе Ваганьковское, Калитниковское, Рогожское, появились во время эпидемии чумы и находились за пределами тогдашней крайней границы Москвы — Каммер-Коллежского вала.

Устройство кладбища на Ваганьках сочли удобным потому, что здесь были обнаружены старинные каменные надгробные плиты, свидетельствующие о прежде уже существовавших здесь захоронениях.

В 1773 году освятили первую деревянную церковь Ваганьковского погоста во имя Иоанна Милостивого, предположительно уже стоявшую в этой местности ранее.

А в 1824 году архитектор А. Григорьев, построивший знаменитый храм «Большое Вознесение», возвел здесь ныне существующую каменную церковь Воскресения Словущего с северным приделом во имя Иоанна Милостивого. На месте же, где стояла первая одноименная церковь, поставили красивый памятник в виде ротонды.

Этот же зодчий в 1822-1824 г.г. построил и два небольших флигеля поблизости от входа на кладбище. В юго-западном, слева от входа, в 1822 году стараниями бывшего московского обер-полицмейстера Шульгина и на средства потомственной почетной гражданки Мазуриной была устроена богадельня. В правом же северо-восточном флигеле была поначалу устроена кладбищенская часовня, а потом и церковно-приходская школа.

Из этой перестроенной часовни в марте 1916 года возвели Андреевский храм для отпевания усопших и заказных литургий на завещанные средства благотворителя А.С. Лонгинова. Под ним устроили новую часовню для покойников, привозимых сюда, на Ваганьковское кладбище для отпевания и погребения. Новая, очень скромная кладбищенская церковь вмещала в себя до 350 богомольцев, икона в него была пожертвована обществом трезвости. Храм освятили уже в мае 1916 года.

Однако действующей новоустроенная Андреевская церковь была недолго. На следующий год грянула революция, и уже в 1918 г. храм был закрыт и крест с него снят. Какое-то время в этом помещении было общежитие, потом различные кладбищенские службы, магазин похоронных принадлежностей.

Главный Воскресенский храм поначалу захватили обновленцы, и именно он первым вернулся в лоно Православной Церкви в 1944 году. Северный и южный флигели в советское время поставили на государственную охрану. И в 1980 году прямо напротив бывшей Андреевской церкви похоронили В.С. Высоцкого.

Уже в июне 1989 года было принято решение вернуть здание Церкви. На его реставрацию прихожане Ваганьковского храма собрали более ста тысяч рублей. Работы по его восстановлению продолжались всего три месяца. 21 октября того же года храм был освящен, и на следующий год при нем открылась воскресная школа. В настоящее время церковь действует.

Святой апостол АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ (†ок.62)

Андрей Первозванный, один из апостолов Иисуса Христа, брат апостола Симона-Петра, по преданию проповедовал Евангелие в Скифии, Малой Азии и Греции и распят в городе Патрасе, на косом (Андреевском) кресте.

Святой апостол Андрей Первозванный был родом из Вифсаиды Галилейской. Жил он впоследствии в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера вместе с братом Симоном, занимаясь рыбной ловлей.

Андрей со своим братом Симоном-Петром ловят рыбу

С юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, а стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда святой Иоанн Креститель указал на Иордане святым апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.

Призвание апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова

Святой апостол Андрей стал первым учеником Христа и первым исповедал Его Спасителем (Мессией), приведя ко Христу своего старшего брата Симона, будущего апостола Петра.

Рисунок. Апостол Андрей Первозванный

После Воскресения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был святой апостол Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в День Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей, апостол Андрей исполнился Духа Святого, как предсказал Сам Господь.

С проповедью Слова Божия святой апостол Андрей совершил несколько путешествий, во время которых трижды возвращался в Иерусалим. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию (земля, на которой позднее образовалась Русь), Причерноморье (по преданию Грузинской Церкви, апостол Андрей проповедовал вместе с апостолом Симоном Канаитом в Абхазии, где апостол Симон принял мученическую кончину). Вверх по Днепру апостол Андрей поднялся до местоположения будущего Киева, где, как повествует преподобный Нестор Летописец, водрузил крест на киевских горах, обратившись к ученикам своим со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей».

Н.Ломтев. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских

Продвигаясь далее на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол Андрей через земли варягов (финский Валаам)прошел в Рим и вновь вернулся во Фракию. Далее святой Апостол пошел в греческий город Виза́нтий (будущий Константинополь), где основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из семидесяти учеников Господа – Стахи́я.

У апостола Андрея была привычка ставить везде большие каменные и железные кресты. Ходил с огромным посохом, увенчанным крестом. Был скромен, учеников имел мало. Он не проповедовал толпам народа, как Петр или Павел, а собирал обычно небольшую компанию, как делают старцы.

Проповедь Андрея Первозванного

Он был человеком, много повидавшим на своем веку. Путешествовал с северными оленеводами, гуннами, беседовал с греческими философами и русскими торговцами, был знаком с китайскими чиновниками, посещал первобытные племена на севере Пакистана и берберов в пустыне Сахара.

На своем пути апостол Андрей претерпевал многие скорби от язычников. Его избивали, изгоняли из городов. Но Господь хранил своего избранника и по его молитвам совершал дивные чудеса.

Последним городом, куда пришел святой апостол Андрей Первозванный и где принял он мученическую кончину, был город Патры (Патрас). Здесь по молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин. Наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского и его брат философ Стратокл. Это побуждало жителей города принимать от апостола Андрея святое Крещение, однако правитель города консул Эгеат оставался закоренелым язычником. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня.

Читайте также  Где можно отдохнуть и полечиться в Саках

Апостол Андрей перед правителем города Патры консулом Эгеатом

Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног его к кресту, а привязать их. По преданию, крест, на котором был распять святой апостол Андрей Первозванный, имел форму буквы «Х» и получил название «Андреевский крест» .

Распятие апостола Андрея на кресте

Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душей сострадали ему и требовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу произнес: «Господи, Иисусе Христе, прими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света освятило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла с креста тело апостола и с честью погребла его. Случилось это около 62 г. н.э..

Мощи святого апостола Андрея Первозванного

Мощи святого апостола Андрея Первозванного первоначально находились на месте его мученической кончины — в Патрах (Греция) .

В 357 году по поручению императора Констанция II мощи святого апостола Андрея Первозванного (кроме честной главы) были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого апостола и евангелиста Луки и ученика апостола Павла – апостола Тимофея.

После взятия Константинополя крестоносцами, в 1208 году кардинал Петр Капуанский, духовник четвертого крестового похода, увез мощи Андрея Первозванного в Италию и поместил их в кафедральном храме города Амальфи , где они находятся в настоящее время. Мощи пребывают под престолом, а в отдельном реликварии хранится часть главы святого апостола.

Собор святого апостола Андрея Первозванного в Амальфи

Внутренне убранство собора

В крипте (подземном храме собора) хранятся мощи св. Апостола Андрея Первозванного

Останки св. Апостола Андрея хранятся под мраморным саркофагом, который используется в качестве престола

Останки св. Апостола Андрея хранятся под мраморным саркофагом, который используется в качестве престола. На этом престоле еженедельно служится месса (католическая литургия) и раз в неделю служится православная служба.

Честная глава и крест Андрея Первозванного на протяжении многих веков оставались в Патрах. В 1462 году морейский деспот Фома Палеолог увез главу и крест апостола из Патр, спасая их от турок, и передал на хранение Папе Римскому Пию II, который поместил их в соборе святого апостола Петра. Часть главы была положена вместе с мощами Андрея Первозванного в Амальфи.

Реликварий с частью главы святого апостола Андрея Первозванного (г.Амальфи, Италия)

В 1964 году папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры.

Кафедральный собор святого Апостола Андрея Первозванного в Патрах

Ковчег с Честной главой и крест апостола Андрея Первозванного в кафедральном соборе г.Патры — крупнейшем храме Греции

Во время наполеоновских войн французские солдаты пытались уничтожить Андреевский крест, находившийся тогда в одном из монастырей около Неаполя, предав ее огню. Но один из монахов закрыл крест своим телом и ценой своей жизни спас святыню.

Часть главы есть также и в Андреевском скиту на Афоне .

Мощевик с лобной частью главы св. Апостола Андрея Первозванного (Афон)

В Великой лавре Афанасия хранится рука апостола , а в Пантелеимоновом монастырестопа .

Стопа святого апостола Андрея

Мало кто знает, что мощи апостола Андрея — мироточивые, причём где бы они не находились (в Патрах или в Амальфи) они мироточат очень обильно. Священнослужители-католики открывают мощи и берут миро 6 раз в год, в дни памяти святого.

В Амальфи, также как и в Бари, благодаря благосклонности католических властей Неаполя, православный священник имеет возможность служить Божественную литургию и молебны для православных паломников, ведь они особо почитают апостола Андрея, который первым принес слово Божие на скифские земли, на территорию будущей Святой Руси.

Часть фотографий взята из личного фотоальбома священника Константина Пархоменко.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 4:
Яко Апостолов первозванный, и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати, и душам нашым велию милость.

Кондак, глас 2:
Мужества тезоименитаго боголагольника, и церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему, и ныне нам воззва: приидите обретохом желаемаго.

ПЯТЬ ХРАМОВ МОСКВЫ, ПОСВЯЩЕННЫХ СВЯТОМУ АПОСТОЛУ АНДРЕЮ ПЕРВОЗВАННОМУ

По преданию, апостол Андрей Первозванный водрузил Крест на киевских горах и дошел до Новгорода. Этот святой всегда почитался на Руси. Под Андреевским флагом несут службу военные моряки нашей Родины. Высшая государственная награда России – орден святого Андрея Первозванного. В Москве есть храмы, построенные и освященные в честь апостола Андрея.

Сказание о путешествии апостола Андрея по Днепру и Ладоге до Новгорода и дальше впервые появляется в поздней редакции «Повести временных лет» и относится к началу XII века. Однако, по мнению митрополита Платона (Левшина), архиепископа Филарета (Гумилевского), профессора МДА Евгения Голубинского, историка Антона Карташова и других, рассказ о путешествии апостола Андрея по русским землям не более чем благочестивый домысел. Но митрополит Макарий (Булгаков), автор истории Русской Церкви, утверждает обратное: «Предание о благовестии святого апостола Андрея даже во внутреннейших областях нашего Отечества не заключает в себе ничего невероятного, и нет основания отвергать его безусловно или принимать за одну идею».

1. Храм святого апостола Андрея Первозванного на Ваганьковском кладбище

Москва, улица Сергея Макеева, дом 15.

Практически у самого входа на Ваганьковском кладбище в 1822–1824 годах по проекту архитектора Александра Элькинского было построено два флигеля. В 1916 году помещения церковно-приходской школы, находившиеся в одном из них, перестроены в храм Андрея Первозванного. Под ним сделана часовня для отпевания усопших. Церковь была небольшой, она вмещала всего 350 человек. Освящение храма состоялось в мае 1916 года.

Вскоре после революции, в 1918 году, храм закрыли. Сначала в здании церкви размещалось общежитие, а затем различные кладбищенские службы. В советское время оба флигеля Ваганьковского кладбища были взяты на государственную охрану. Русской Православной Церкви здание передано в 1989 году.

Храм апостола Андрея Первозванного на Ваганьковском кладбище является единственным храмом в честь Апостола, построенным в Москве до революции. Церковь приписана к храму Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище. Здание церкви является объектом культурного наследия федерального значения.

2. Храм святого апостола Андрея Первозванного на Афонском подворье

Москва, ул. Гончарная, дом 6.

Церковь святого Андрея Первозванного – третий храм подворья и находится внутри трапезных палат. Храм освящен в 2006 году и стал 70-м монастырским храмом в Москве.

Афонское подворье расположено в центре Москвы у «высотки» на Котельнической набережной. Обитель представляет собой памятник архитектуры. Самая древняя церковь – ХVI века.

При подворье хранятся святыни: рака с мощами преподобного Аристоклия, старца Московского, икона Божией Матери «Скоропослушница» с автографом преподобного Аристоклия, иконы с мощами великомученика Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, преподобного Силуана Афонского.

3. Храмовый комплекс святого апостола Андрея Первозванного и храм святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси в Люблине

Москва, ул. Ставропольская, вл. 25.

В 2000 году были подняты кресты и купола. Малое освящение храма состоялось 5 апреля 2001 года. В 2006 году было построено здание православной певческой гимназии.

Престолы: Верхний храм – престол святителя Тихона Патриарха Всероссийского; приставной престол – в честь Люблинской иконы Божией Матери. Нижний крестильный храм – престол Новомучеников и Исповедников Российских.

Святыни храма: икона святителя Тихона Патриарха Всероссийского с частицей мощей, икона священномученика Владимира, митрополита Киевского с частицей мощей, икона блаженной Матроны Московской с частицей гроба, мощевик с частицами мощей русских святых.

4. Строящийся храм святого апостола Андрея Первозванного на Варшавском шоссе

Москва, Варшавское шоссе, вл. 100.

Храм апостола Андрея Первозванного возьмет на себя особое попечение о Российском флоте.

Эта небольшая однокупольная церковь расположится в самом начале Черноморского бульвара, на асфальтовой площадке, свободной от деревьев. Вместимость храма составит 250 человек; высота – около 15 метров (без учета купола и креста).

Один из приделов храма будет освящен в честь святого праведного воина Феодора Ушакова, выдающегося русского адмирала, командующего Черноморским флотом.

5. Закладной камень храма святого апостола Андрея Первозванного в Метрогородке

Москва, Открытое шоссе, вл. 31.

Храм в районе Метрогородок на Открытом шоссе возводится в рамках Программы–200. Рядом выстроена небольшая деревянная церковь святого Благоверного князя Даниила Московского.

Подготовил диакон Сергий Правдолюбов

Храм Андрея Первозванного на Вуоксе, история места

Когда смотришь на эту неземную красоту, душу сразу охватывает проникновенное тепло и божественная благодать. Такой вот приют — храм апостола Андрея Первозванного на Вуоксе — для спасения человеческих душ создан в поселке Васильево Приозерского р-на Ленинградской области. Чтобы понять, что это за место, окунемся в историю этого края.

Васильево

Люди в окрестностях Васильева селились издревле, так как в Средние века здесь проходили торговые пути двух государств — Швеции и Великого Новгорода. Буквально в трех километрах от границ самого поселка расположены руины древнего Тиверского городища, которое когда-то представляло собой укрепленное поселение карелов, пока в начале XIV века его не отвоевали новгородцы. Все это расположено вдоль озерно-речной системы, называемой Вуокса. В новгородских летописях она упоминается как Узерва, что с карельского переводится как «новое озеро».

В XII–XIV веках земля эта входила в состав Городенского погоста Карельского уезда. Тогда Васильево имело название Тиури, и это был район довольно крупного поселения, которое часто упоминается в древних переписных книгах под названием деревни Тивра. После того как пал Великий Новгород, этот Карельский перешеек был присоединен к Московскому государству. В период смуты особенно усилилась полоса шведских походов, в результате в этом районе осталось лишь 10% православного населения. И когда был заключен Столбовской мир (в начале XVII века), эти земли отошли к Швеции. Настало время массового вытеснения коренного православного населения и заселения лютеранских поселенцев из южной Финляндии. Этот район входил в состав Ряйсяля Выборгской губернии (Финляндия) до 1939 года.

Читайте также  Церковь Богоявления в селе Новый Некоуз

Историческая местность

Сегодняшнее наименование поселка Васильево появилось уже намного позже — в 1948 году. Тиури переименовали в Васильево в 1948 году в честь младшего лейтенанта Васильева Александра Макаровича – Героя Советского Союза. Он был командиром разведывательного взвода 54-й стрелковой дивизии и погиб в одном из боев в 1941 году.

С 1990 года этот поселок входит в состав Мельниковского сельсовета. По данным переписи 1997 года, в поселке проживало 98 человек. Сама церковь приписана к Свято-Троицкому приходу пос. Мельниково Приозерского р-на Ленинградской обл.

Чудо на воде

Возвращаясь к теме «Храм Андрея Первозванного на Вуоксе» и предварительно ознакомившись с историей возникновения этого района, наконец-то, подходим к самому главному. Прямо на скале посреди зеркальной водной глади стоит, как будто бы сошедший со страниц сказок, завораживающий и умиротворяющий храм в честь Андрея Первозванного. И совсем неудивительно, что он отмечен в Книге рекордов Гиннеса из-за того, что построен на крошечном островке. Фундаментом для него стала монолитная скала.

Храм апостола Андрея Первозванного: река Вуокса

Так как в этом месте группы людей занимаются лодочными походами, изначально на одном из каменных выступов планировалось соорудить место отдыха для лодочников. Однако профессор Герценского университета предложил построить храм. Эту оригинальную идею поддержал его знакомый дачник Андрей Лямкин, живущий недалеко от этого места, который и стал спонсором строительства этой церкви. Скальный островок, который был выбран для застройки, имел площадь 100 кв. м. Эта идея сразу была одобрена митрополитом Санк-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым). Он и благословил строительство храма, проектировщиком которого стал архитектор Андрей Николаевич Ротионов (ныне покойный). Два Андрея так вдохновились проектом, что захотели, чтобы и церковь носила имя их святого, который так же покровительствует морякам и рыбакам, поэтому на кораблях можно часто увидеть Андреевский флаг.

Храм Андрея Первозванного на Вуоксе был создан в 2000 году, и в этом же году 23 сентября состоялось его освящение.

Божья радость

Церковь была названа в честь одного из двенадцати апостолов и учеников Христа — Андрея Первозванного. По преданию, он был здесь и крестил в местных водах людей.

Храм Андрея Первозванного на Вуоксе представляет собой небольшую шатровую церковь в стиле деревянного зодчества, выполненную в форме восьмерки. Примером такого интересного архитектурного решения стала старинная церковь Вознесения на Москве-реке в Коломенском. Теперь, чтобы посмотреть на этот райский уголок, съезжаются паломники и гости не только из России, но и других стран.

Побывать в этой церкви можно в богослужебные дни по расписанию и с разрешения настоятеля храма для совершения таинств венчания или крещения. Здесь нет помпезных многолюдных христианских церемоний, как мы привыкли видеть. Это место специально создано для уединенной молитвы с Богом, для раздумий и переосмысления своей жизни в самой непринужденной обстановке в окружении живописной природы, где лес, вода и пение птиц создают настоящую идиллию. В скором времени планируется возвести здесь мост и положить дорогу к причалу, а также обустроить вокруг церкви площадку для прихожан и купальню для совершения таинства крещения.

Храм Андрея Первозванного на Вуоксе по своему уникален, однако в мире немало существует храмов на воде. Это церкви в Волгограде, Калязино на Волге, Кондопоге, Церковь Успения в Словении. Но эта церковь на скальном островке по-своему неотразима и привлекательна.

Храм Андрея Первозванного на Вуоксе: как добраться?

Место находится рядом с деревней Васильево в Приозерском районе. Добираться из Питера нужно по Приозерному шоссе до Лосево, потом свернуть налево до Саперного, затем нужно ехать до Мельниково, а через 8 км свернуть с трассы налево к Васильево. Проезжая Васильево, надо обратить внимание на то, что сразу за ним будет указатель, и надо будет свернуть направо (тут сразу будет паркинг). Далее необходимо пройти метров 200 пешком по натоптанной дорожке прямо к церквушке. Чтобы добраться до места, потребуется два часа.

Притягивает к себе своей таинственностью окруженный со всех сторон водой храм Андрея Первозванного на Вуоксе. Фото этого места настолько завораживающие и красивые, что их можно разглядывать бесконечно. Они действуют так умиротворяюще. Пушкин бы сразу вдохновился на пару-тройку своих великолепных стихов.

Храм-часовня святого апостола Андрея Первозванного

Храм-часовня Андрея Первозванного входит в мемориальный комплекс «Боевая слава Тихоокеанского флота» на Корабельной набережной во Владивостоке. Инициатива в строительстве церкви исходила от командования Тихоокеанского флота. Православный храм при штабе наречен в честь апостола Андрея. Он был одним из первых учеников Христа. Две тысячи лет назад Андрей проповедовал христианство в праславянских землях.

Месторасположение храма

Православная часовня расположена в исторической части Владивостока в самом начале улицы Петра Великого. Немного выше по склону возвышается триумфальная арка цесаревича Николая. Если подняться по аллее еще 50 м, можно выйти на главную улицу города – Светланскую. На другой стороне будет сквер с памятником герою Гражданской войны – Сергею Лазо и скульптурой советского поэта, артиста и Владимира Высоцкого.

История появления храма

Решение о строительстве православного храма-часовни было принято летом 2003-го, когда во Владивосток прибыли святого апостола Андрея.

Церковь построена по инициативе таких крупных государственных структур, как командование ТОФ , руководство ДВМС и Министерство обороны РФ.

Проект храма разработан в стенах Архитектурного института ДВФУ при содействии Центрального проектного института Министерства обороны. Автор проекта – профессор ДВФУ В. Моор.

Первый камень в основание часовни заложен 10 августа 2004 года. По православной традиции закладка храма сопровождалась освящением.

Открытие часовни состоялось 12 мая 2005 года и было приурочено к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. На торжественной церемонии присутствовали представители городской администрации в лице мэра Владивостока В. Николаева и военно-морского командования в лице адмирала В. Федорова. И, конечно, местное духовенство. В своей речи перед собравшимися высший офицер флота сказал примерно следующее:

«Православная церковь всегда была неразрывно связана с русской армией и выполняла большую роль в воспитании воинского духа. В наши дни тенденция сближения армии и церкви особенно заметна. Воинский подвиг всегда считался подвигом религиозным, ведь ратник чаще других заглядывает в глаза смерти».

Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин указал, что отныне храм-часовня венчает весь мемориал славы и служит символом единства Русской армии и Православной церкви. Затем Вениамин лично провел обряд освящения часовни во имя святого апостола Андрея Первозванного. А чуть позднее и пасхальную панихиду о погибших воинах-освободителях.

Кто такой Андрей и почему он Первозванный?

Святой Андрей – один из двенадцати апостолов, учеников Христа. Родной брат другого известного ученика – Петра. Согласно Евангелию Андрей был первым, кого призвал себе в ученики Христос. Поэтому его и называют Андреем Первозванным.

После крестной смерти Иисуса двенадцать его учеников – апостолов – пошли по свету «проповедовать Евангелие всем народам», чтобы обращать язычников к единому истинному Богу. Апостол Андрей двинулся на северо-восток в земли Скифии и Вифинии вдоль побережья Черного моря.

Римские власти не жаловали этих скитающихся проповедников. Первых христиан официально преследовали, бросали в тюрьмы и пытали. Самых твердых из них лишали головы, распинали на кресте или отдавали на растерзание крупным хищникам на арене амфитеатра.

Осипов А. И., профессор Московской духовной академии:

«В 1-3 веках крестились и становились христианами люди, готовые на следующий день умереть в пасти льва. Такая церковь была чище, чем то, что мы наблюдаем сегодня».

Апостол Андрей вместе с другими единоверцами стоически переносил притеснения, помня об одной из Заповедей Блаженства, которую дал им Учитель на холме в Галилее: «Блаженны притесняемые за правду, ибо их есть Царство Небесное».

Согласно преданиям, апостол Андрей в своей проповеднической деятельности обошел все Северное Причерноморье, где в то время уже существовали славянские города-государства. Подвижник проповедовал учение Христа праславянским народам на территории современного Крыма и Приднестровья. За это его почитают святым покровителем России и Российского флота. А в Севастополе даже поставили памятник святому апостолу.

  • Мученичество святого Андрея
  • Последняя молитва христианских мучеников. Картина французского художника Жана-Леон Жерома, 1883 г.

Апостол Андрей, как и многие мученики за веру, причислен к лику святых. За распространение христианства распят в 67 году н. э. в Греции на X-образном косом кресте. Позже крест из двух соединенных по диагонали перекладин (лат. Crux Decussata) стали называть Андреевским крестом.

Великий реформатор Петр I, выбирая флаги для российского государства, в том числе и флаг для создаваемого им военно-морского флота, остановил свой выбор на Андреевском кресте. В своих заметках по этому поводу он написал: «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он».

Синий Андреевский крест на белом полотнище просуществовал в Российском Флоте до ноября 1917 года. Большевики заменили царские государственные символы, имеющие религиозные корни, на собственную атрибутику. В 1992 году резолюция Правительства РФ вновь объявила синий Андреевский крест на белом фоне флагом Военно-морского флота России. С 2001 года стяг носит официальный титул знамени Военно-морского флота Российской Федерации.

Храм-часовня снаружи и внутри

Храм-часовня Андрея Первозванного на Корабельной набережной Владивостока представляет собой однокупольное религиозное сооружение. Максимальная вместимость здания – 50 человек. Стены покрыты кремовой штукатуркой, а купола и крест выполнены с применением золотого напыления.

Интерьер часовни благоукрашен иконами военно-церковной тематики. На них изображены русские войны, причисленные Русской православной церковью к лику святых. В их числе Георгий Победоносец, Александр Невский, Федор Ушаков, Димитрий Солунский и другие.

Храм или часовня

Культовые христианские постройки делятся на два вида: храмы (церкви) и часовни. Основное отличие между этими церковными зданиями заключается в наличии у храма специального помещения – алтаря, где священнослужители совершают главные священные таинства: Литургию и Евхаристию. Алтарь всегда размещается в восточном углу храма и отгорожен от основного помещения, где стоят молящиеся, иконостасом. Иконостас делит помещение на две главные части: средний храм, где собираются прихожане, и алтарь для священнослужителей.

Часовня же – это сравнительно небольшая религиозная постройка, как правило с одним куполом и крестом. Часовни возводили в удаленных местах в память о важных для истории страны и православной веры событиях или людях.

Почему же небольшая церквушка, возведенная вблизи мемориала павшим защитникам Отечества и нареченная именем одного из апостолов, называется храм-часовня? Постройка относится к храмам, поскольку внутри установлен самый настоящий иконостас, хотя и в сокращенной форме без боковых врат. За иконостасом, как и положено храмам, имеется алтарь. Ежедневно здесь совершаются богослужения, молебны и всенощные бдения. И даже главное христианское священнодействие – Божественная Литургия. Частью Литургии является Евхаристия. Во время этого таинства сперва освящают, а затем употребляют символическую плоть и кровь распятого за общие грехи Иисуса.

Читайте также  Где находились древние Афины

Вместе с тем, здание культа имеет небольшие размеры и расположено в символическом месте, поэтому его именуют часовней. Посещающие мемориальный комплекс верующие граждане могут зайти в часовню, помолиться на образы святых и поставить свечку за упокой погибших русских воинов.

Храм-часовня Андрея Первозванного на Корабельной набережной во Владивостоке

Краткая история храма апостола Андрея Первозванного. 1996—2013

Работа над материалом по истории современного храма Андрея Первозванного в Керчи затянулось, но по просьбе Татьяны Николаевны Даниловой для второго издания книги «Апостол Андрей Первозванный на Русской земле» сделана самая краткая выборка об основных этапах жизни храма с 1996 года и до текущего времени.

Число сохранившихся храмовых зданий в Керчи после советского периода было совсем невелико, и в условиях возрождения религиозной жизни они не могли удовлетворять нуждам 150-тысячного города, тем более что многие его густонаселённые районы не имели собственных приходов. Одной из таких частей города был Ленинский район (в прошлом — Новый карантин).

В царское время эта территория была окраиной города, где находились сады и дачи, но между тем здесь существовал и храм во имя святого апостола Андрея Первозванного при богадельне имени купца Андрея Андреевича Золотарёва, на расстоянии одного километра от неё располагалась приходская Покровская церковь при православном братстве. В советское время оба храма были закрыты: первый — в 1923 году, а второй — в 1938 году. По окончании войны их здания, понёсшие существенные повреждения, были вовсе снесены — от трёхпрестольного храма с прекрасной колокольней и всех строений богадельни не осталось никаких признаков, а территорию братства занял новый жилой квартал. Впоследствии район был застроен многоэтажными домами, на месте богадельни разбит Комсомольский парк.

Этот жилой массив вобрал в себя значительную часть городского населения, а потому крайне нуждался в открытии православного прихода. В 1994 году по благословению Керченского благочинного протоиерея Владимира Краплина, Алексеем Александровичем Андросовым была зарегистрирована община, наименованная во имя апостола Андрея Первозванного и в память утраченной богадельни. В августе 1996 года, по ходатайству благочинного и верующих, с городского баланса в ведомство Церкви было передано невзрачное на вид одноэтажное здание скромных размеров, располагавшееся на свободном пространстве между Комсомольским парком и девятиэтажным жилым домом по адресу Степной проезд, 2. Оно сооружалось, как раздевалка и небольшой спортзал для теннисного корта, позже использовалось в качестве питейного заведения, затем было передано организации «Охрана природы», а последнее время стояло заброшенным и пребывало в запустении. Плоская крыша во многих местах протекала, оконные проёмы были заложены кирпичом, с западной стороны, где находился корт, зиял пустотой дверной проем, внутри помещения — разбитые кирпичные перегородки, на полу — кучи битого кирпича, обломков штукатурки и всяких нечистот. Кроме того, внутри помещения, по-видимому, разводились костры, вследствие чего стены были покрыты слоем копоти. Размеры здания составили 9 метров в ширину и 15 метров в длину, внутреннее пространство было разделено продольной несущей стеной на 2 равных части, размером 4,5×15 метров.

Настоятелем храма был назначен иерей Николай Алексеевич Зиньков 1962 года рождения, коренной керчанин. 11 февраля 1996 года он был рукоположен в дьяконы, а 12 мая — во священники. Благочинный Владимир Краплин вместе с отцом Николаем посетили все городские церкви, обращаясь к верующим за помощью в приведении в порядок нового здания, а также дали объявление по радио. Откликнулось около полусотни человек, которые в августе с усердием принялись за уборку помещения и прилегающей территории. Служились молебны, здание каждый день преображалось.

Первая божественная Литургия состоялась в предначертанный день памяти апостола Андрея Первозванного — 13 декабря 1996 года. Разделить радость открытия новой церкви пришли многие верующие из других приходов. Посещавшие Андреевскую церковь могли легко перенестись мыслью во времена первых христиан, когда укрывающимся от гонений служителям распятого Христа приходилось совершать богослужения подчас в пещерах, склепах и катакомбах — подобное впечатление создавал и новый керченский храм. 25 января 1997 года в день святой Татианы, христианской мученицы ІІІ века храм посетил и совершил божественную Литургию правящий архиерей, Высокопреосвященнейший Лазарь, архиепископ Симферопольский и Крымский, благословивший непременное строительство нового храма.

Несмотря на все недостатки временного церковного здания, в качестве молитвенного помещения оно прослужило общине более 14 лет. Строение имело стены толщиной в полтора кирпича, плоскую крышу и низкий потолок (2,45 м). Отсутствовало отопление и водоснабжение. Но в нём шла полноценная церковная жизнь и увеличивалось число прихожан. Уже во время первой пасхальной службы и освящения куличей в 1997 году, к большому удивлению клира, церковь была переполнена и не могла вместить всех желающих.

1999 год. Настоятель церкви Андрея Первозванного отец Николай Зиньков (фото Н.А. Сизоненко)

Крайняя ограниченность материальных средств не позволяла общине своевременно решить все существовавшие проблемы по молитвенному дому. Но в первые годы было устроено отопление, проведена частичная внутренняя роспись стен (А. Ю. Захаровой) и многие другие работы по благоустройству. В 2001 году на здании появилась двухскатная крыша, которая устранила ряд существовавших проблем. В 2007 году подключено водоснабжение. С сентября 1997 года в храме апостола Андрея Первозванного действует воскресная школа для детей.

2005.04.30. В день освящения куличей в храме Андрея Первозванного

2008.04.26. В день предпасхального освящения куличей в храме Андрея Первозванного

Отец Николай не оставлял вопрос строительства нового более просторного и благолепного храма Андрея Первозванного, который остро стоял с самого основания прихода, а особенно сильно напоминал о себе на большие праздники, когда молящимся зачастую приходилось стоять не только в притворе, но даже в трапезной и вокруг здания. А в такие торжества, как Пасха, Крещение, Вход Господень в Иерусалим и Преображение, традиционно почитаемые в народе и в атеистическое время, у храма для освящения собираются многие тысячи людей, заполняя окрестные парковые дорожки по обе стороны, так что совершение обряда затягивается на много часов.

2007.04.07. Освящение куличей перед Пасхой в храме Андрея Первозванного

2006.05.02 Пасхальное убранство храма Андрея Первозванного

Рассматривались различные варианты: строительство нового храма, приобретение другого подходящего здания или перестройка существующего — разрабатывались соответствующие архитектурные проекты, собирались средства. Но дело сдвинулось, когда строительная фирма «Консоль» заинтересовалась участком, находящемся в долгосрочной аренде у общины святого Андрея Первозванного, с целью возведения комплекса жилых зданий. По договорённости между городским руководством и епархиальным управлением община получила новый земельный участок, прилегающий к молитвенному дому, также компания выплатила денежную компенсацию, которая и стала начальным капиталом для строительства храма.

В октябре 2007 года было получено положительное заключение комплексной экспертизы по проекту пятиглавого храма с колокольней, разработанному архитектором В. Н. Кусницыным, а в ноябре выдано разрешение на производство земельных работ. 25 декабря, в день памяти святителя и чудотворца Спиридона Тримифунтского, после водосвятного молебна был поднят первый пласт земли для закладки фундамента.

Директор керченской морской компании «Инфлот-Универсал» Юрий Васильевич Шабаров предложил благотворительную помощь и впоследствии покрывал основную часть затрат. Компания оплачивала строительные материалы, а община — заплату рабочим. Публиковались объявления с указанием банковского счёта. На приходе продавались «кирпичики», чтобы каждый желающий мог внести свою лепту. Кроме того, несколько прихожан храма по благословению настоятеля вызвались нести тяжёлый труд по сбору пожертвований.

16 июня был отслужен водосвятный молебен перед началом возведения стен храма. Первый кирпич положил настоятель отец Николай Зиньков. Благодаря помощи владельцев компании «Инфлот-Универсал» и щедрым пожертвованиям горожан к концу 2009 года уже были выстроены стены, установлена кровля и центральный купол, выстроена отдельно стоящая котельная для обогрева полов, выполняющая также роль сторожки.

25 марта 2010 года настоятель отслужил молебен перед началом высотных работ и освятил кресты. При помощи крана подняты и укреплены четыре угловых купола, главка на центральном куполе и пять крестов. А 5 апреля, на второй день Пасхи, когда главные строительные работы были завершены, отец Николай Зиньков провёл для прихожан экскурсию по ещё неоконченному храму.

20 мая в день Воспоминания явления на небе Креста Господня осуществлено поднятие и монтаж купола, барабана, главки и креста на колокольню, а 25 числа состоялось первое богослужение (отпевание) в новом храме. 1 ноября установлены 8 колоколов, подаренные директором запорожского завода «Мотор Сич» В. А. Богуслаевым.

К Пасхе 2011 года внутреннее пространство убрано от строительного мусора и празднично украшено, установлен каркас первого яруса иконостаса. 24 апреля в день Воскресения Христова состоялась первая божественная Литургия в новой церкви, а на следующий день после службы настоятель в присутствии прихожан торжественно вручил церковные награды от Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира соучредителям «Инфлот-Универсал» Ю. В. Шабарову, О. А. Кузьменко и А. Б. Дашевскому, руководителю группы фирм А. М. Федорычеву, В. А. Богуслаеву и другим лицам, внёсшим заметный вклад в строительство храма Андрея Первозванного. Со дня Пресвятой Троицы в новой церкви начались постоянные богослужения.

18 июля 2011 года В. Н. Егоровым начата роспись храма. Столярные работы выполнили мастера компании «Шакуда-Инвест», принадлежащей совладельцам «Инфлот-Универсал»: были изготовлены 42 окна, 4 двери, клирос, иконостас, утварь. Резьбу на алтарной мебели, аналоях, киотах и большую работу по иконостасу вручную по собственными эскизам выполнил С. Н. Кузьменко, преподаватель физики КМТГУ, кандидат физико-математических наук.

Возведение благолепной просторной церкви ознаменовало новый этап в жизни прихода Андрея Первозванного. Но потребуются ещё годы, чтобы полностью расписать интерьер. Предстоит большая живописная работа и по иконостасу. В храме всё ещё нет паникадил. Снаружи предстоит завершить ограду, произвести декоративную отделку храма и привести в порядок всю прилегающую территорию, выложенную в настоящее время плиткой и обсаженную цветами.

2013.11.22. Храм Андрея Первозванного

6 января 2013 года в церкви состоялось богослужение с участием митрополита Платона — первого архиерея новоучреждённой Феодосийской епархии. Престол в настоящее время остаётся неосвящённым. Старое церковное помещение используется для воскресной школы, трапезной и для подсобных помещений.

Ходаковские В. Н. и К. Н., 2013 г.

Панорамные фотографии храма во время строительства можно посмотреть в моём альбоме, вот несколько из них: