Цепной мост Сечении

Цепной мост в Будапеште

Цепной мост в Будапеште (мост Сечени)

Цепной мост в Будапеште — старинный мост через Дунай, соединяющий две исторические части города. Мост называют «цепным» из-за массивных металлических цепей, поддерживающих дорожное полотно. Он был возведен в 1849 году и стал первым постоянным мостом через реку, соединившим Буду и Пешт, а также единственным мостом через Дунай на всей территории Венгрии. Цепной мост имеет второе имя – мост Сечени – в честь венгерского политика графа Иштвана Сечени, вложившего значительные силы и средства в его строительство. Сегодня Цепной мост считается визитной карточкой венгерской столицы и одним из самых живописных мостов в Европе.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Цепной мост в Будапеште

Сегодня в Будапеште есть много мостов, соединяющих разные части города. Помимо цепного Сечени можно посмотреть следующие: Эржебет, Свободы, Маргит (с него можно добраться до острова Маргит), Арпада, Петёфи, Ракоци и Медьёри. Если после посещения Сечени хочется задержаться в том же районе, то можно отправиться к Королевскому дворцу, посетить Рыбацкий бастион, зайти в Музей истории или Национальную галерею, подняться на холм Геллерт. Либо можно пройтись в другую сторону и остаться в Пеште смотреть на Парламент и гулять по набережной.

Чем знаменит Цепной мост в Будапеште

Цепной мост — одно из украшений Будапешта. Удивительная история строительства и реконструкции, достопримечательности главного моста Будапешта.

Украшением венгерской столицы с середины XIX в. является речной мост, соединяющий два противоположных берега города. Идея строительства моста возникла у политика и графа И. Сечени в начале 1820-х гг., когда он пытался переправиться через бурный зимний Дунай. Но возведение будущего «Цепного» моста началось лишь двадцать лет спустя, в 1842 г. Тогда возникла необходимость уменьшить количество человеческих жертв во время переправ через реку.

Кроме того, администрация венгерской столицы стремилась соединить Буду и Пешт, два отдельных города на левом и правом берегах Дуная.

Выбор архитектора

Экскурсия по мостам Будапешта обязательно включает и мост Сечени

Все работы оплатил граф И. Сечени, в честь которого назван мост. Хотя жители Будапешта предпочитают называть сооружение Старой Дамой, отдавая, таким образом, дань уважения возрасту и истории моста.

На роль главного архитектора Сечени выбрал англичанина В. Кларка, который строил мосты в Британии. Это стало причиной его отсутствия на закладке первого камня, поэтому все руководство строительством было передано шотландцу А. Кларку. Его лично отбирал из множества претендентов В. Кларк и перепоручил ему обещание, данное венгерскому графу. Адам Кларк не только постоянно присутствовал на строительстве, но и переехал на постоянное место жительство в Будапешт.

Строительство Цепного моста

Будучи в Будапеште, узнайте, где находится Цепной мост. Пройтись по нему — удовольствие!

В конце лета 1842 г. на закладке первого камня присутствовали представители императорской семьи, сам граф Сечени и главный архитектор А. Кларк. Долгие семь лет возводилась первая стационарная переправа через бурный Дунай. Украшением моста Сечении в Будапеште стали цепные пролеты, соединившие разные части строения и закрепленные в специальных якорных камерах. Открытие состоялось в ноябре 1849 г., хотя этому событию постоянно мешала австро-венгерская война.

Буквально за несколько месяцев до официального открытия, имперские войска сделали попытку взорвать Цепной мост. Спасение пришло неожиданно — А. Кларк приказал затопить якорные камеры, что предотвратило взрыв.

Общая протяженность моста составила триста восемьдесят метров. Въезд на Цепную переправу расположена в Пеште, на площади Рузвельта. А выезд — в Буде, на площади, названной в честь главного архитектора. Оба места знаменательны своими сооружениями. С пештской стороны мост Сечени стерегут львы, а с будайской — располагается фуникулер. Также тут отмечен нулевой километр.

Интересно, что на открытие граф и главный архитектор не присутствовали, и даже ни разу не прошлись по собственному творению инженерной мысли.

Туннель под Будайской горой в Будапеште

На фото: туннель напротив моста Сечени

А. Кларк под Будайской горой, как раз напротив моста, решил проложить туннель, длина которого чуть меньше длины «Старой дамы».

Туннель напротив Цепного моста имеет особенность — он исполняет желания! Верите вы или нет, проезжая по нему, задержите дыхание, загадав при этом сокровенное. Выдержать нужно от начала и до конца туннеля. В чем загвоздка, спросите вы — ведь длина его невелика? Будапешт, как и любая столица, страдает от пробок. А потому, покидая мост Сечени, готовьтесь к затору. И все же держите дыхание — ведь только так загаданное исполнится!

Мост Сечени: второе рождение

На фото: Цепной мост и вид на Дунай

Во Второй мировой войне цепная переправа стала объектом постоянных бомбардировок фашистами. Они же и взорвали его, отступая из Будапешта.

Инициаторами восстановления стали жители города, которые в канун Нового 1948 г. организовали всевенгерскую акцию сбора средств для проведения реставрационных работ. Посетители многих заведений страны при оплате заказов платили немного больше, чем было написано в чеках. Так была собрана необходимая сумма, и проведено восстановление моста. Был немного изменен внешний облик «Старой дамы»: расширен въезд на Цепной мост, что позволило увеличить проезжую часть. К 20 ноября (день рождения переправы) 1949 г. состоялось повторное торжественное открытие строения.

В летнее время движение по мосту прекращается совсем. Здесь проводятся постоянные фестивали и концерты, привлекающие жителей соседних городов и стран. Красивейший мост Сечени украшает памятные фото многочисленных гостей Будапешта.

#шикарныйвид Здание парламента с Цепного моста Будапешта

mila_hunguide

Ваш гид по Будапешту и Венгрии

Мосты Будапешта 1 часть. Цепной мост Сечени

Сечени полагался в этом на помощь состоятельных и влиятельных лиц австро-венгерской империи. Самую большую материальную лепту внесли богатый греческий купец Анастасий Дерра (Derra Anasztáz) и известный венский банкир Дьёрдь Шина (Sina György), основавший впоследствии Аукционерное общество «Цепной мост» (Lánchíd Részvénytársaság).

Когда были закончены работы по подготовке к строительству основания моста на будайской стороне, 24 августа 1842 года было устроено празднование по случаю заложения первого камня, на котором присутствовал эрцгерцог Иосиф, наместник венгерского короля, а также более сотни почётных гостей.

Чугунные литые украшения моста и цепные тросы были заказаны и изготовлены в Англии. Установка цепных тросов, поддерживающих мост, была одним из завершающих этапов работы. К сожалению, тут не обошлось без несчастного случая. Одиннадцать отрезков тросов установили без проблем, а последний из них рухнул в Дунай на понтон, с которого специалисты, в том числе и граф Сечени, наблюдали за работой. Все они упали в воду, одного из рабочих задело тяжёлой цепью, и он погиб.

К счастью, решительный Адам Кларк, по приказанию которого были затоплены камеры с удерживающими мост цепными тросами, смог помешать этому плану. Через несколько недель мост хотели разрушить отступавшие венгерские войска, Кларк вступил в переговоры с главнокомандующим венгерских войск Генрихом Дембинским и убедил его не сжигать мост после отступления, пострадал только настил.

Торжественная церемония открытия моста, который на то время был одним из крупнейших в Европе, состоялась 20 ноября 1849 года. К сожалению, инициатор постройки граф Иштван Сечени на ней не присутствовал: последние годы жизни он находился в венской клинике, где в 1860 году покончил с собой.

Общая стоимость строительства составила огромную по тем временам сумму — 4,4 миллиона форинтов. Эта цифра в тринадцать раз превышает затраты по стоительству Национального музея.

Со львами связаны многочисленные городские легенды.

Строительные работы были завершены 20 ноября 1949 года, ровно сто лет спустя после первого открытия моста.

Когда наступает вечер, мост загорается сотнями огней: вершина и части основания опор освещены отражателями, а главные цепи и края тротуаров на входе украшены лампочками, чтобы подчеркнуть классическую форму моста.

Самая узнаваемая будапештская картинка, не правда ли?

Posts from This Journal by “мосты Будапешта” Tag

Английский родственник

Я уже писала о самом старом и красивом мосте Будапешта — Цепном мосте Сечени (Széchenyi lánchíd). А тут случайно наткнулась в…

Мосты Будапешта. Часть 5. Не ищите мост Кошута на карте Будапешта

18 января 1945 года нацистской армией были взорваны последние из уцелевших будапештских мостов: мост Елизаветы, Цепной мост Сечени и мост Маргариты.…

Мосты Будапешта Часть 4. Мост Елизаветы

Празднично-белый, лёгкий, словно парящий в воздухе мост Елизаветы (Erzsébet híd) выглядел при открытии совсем иначе. Всё дело в том,…

Мосты Будапешта Часть 3. Мост Свободы

Один из пунктов закона, принятого городскими властями в 1885 году, содержал следующее условие: как только годовой сбор за пользование мостом…