Бывший монастырь бернардинцев

Тайна Бернардинского монастыря

В 1605 году бернардинцами были возведены деревянные постройки; костел и монастырь. С пожертвований Льва Сапеги и Яна Галемского вместо деревянного началось строительство каменного костела, который в 1623 году был освящен во имя Иоанна Крестителя и Святой Анны. Через год, в 1624 году был также основан и женский деревянный монастырь. Позже, на этом же участке был возведен уже каменный костел и монастырь бернардинок. Он был закончен только в 1750 году, в этом же году был освящен во имя Непорочного зачатия. Интерьер храма производил, как и фасад, впечатление богатства. Его внутренние устои были обработаны группами пилястр, зрительно поддерживающих соответственно им расчлененный подпружными арками цилиндрический свод. Большой двухъярусный позолоченный из резного дерева главный алтарь в пресвитерии дополняли также резные из дерева алтари, размещенные у устоев. Пол перед большим алтарем был деревянным, а в остальных частях кирпичным.

Каменный монастырь бернардинок (законченный в 1781 году) был перекрыт сводами в обоих этажах. Квадратный внутренний двор занимал садик. В первом этаже к пресвитерию костела примыкала исповедальня для монахинь. Во время службы обитательницы монастыря, невидимые для прихожан, как обычно, находились на хорах над главным входом в храм, связанных коридором со вторым этажом монастыря. В первом этаже монастыря размещались наиболее важные помещения: приемная, келья настоятельницы, трапезная. На втором этаже располагались 13 монашеских келий.

Монастыри бернардинцев и бернардинок Бреста — единственные сооружения этого ордена в Беларуси, образовавшие ансамбль, организованный вокруг площади. Фасады костелов монастырей Бреста замыкали площадь за Бернардинским мостом через Мухавец и служили гигантским обрамлением дороги, ведущей из Украины. В других городах (Минск, Слоним) оба бернардинских монастыря стояли независимо один от другого, и даже рядом расположенные (Минск), не образовывали комплекса.

Сейчас, благодаря войнам со шведами, немцами, различным другим причинам (например, беспардонности многочисленных дачников и тупых горожан) этот комплекс разрушен. От мужского монастыря остался фундамент, а от женского — развалины первого и второго этажей. Отрадно то, что подвал женского монастыря относительно цел и именно там произошло то, о чем я сейчас расскажу.

Итак. Я, Дмитрий Бородаченков, очень давно занимаюсь историей города Бреста, и лично исследовал то немногое, что осталось от средневекового города. В одно из моих очередных исследований я взял хорошо знакомую мне девушку Светлану Моисеенко. Основной задачей тогда было составление плана оставшихся помещений подвала монастыря бернардинок. Вооружившись фонариками, мы спустились в подвал и прошли вглубь несколько метров. Где-то на середине пути Света, вдруг, резко вздрогнула и остановилась, всматриваясь в глубину коридора. Я спросил: «В чем дело?», на что она ответила, что в нескольких метрах от нас она мельком увидела женскую фигуру в монашеском облачении. Дальнейшее изучение объекта по известным причинам было невозможно. Через некоторое время я все же уговорил ее опять спуститься в тот подвал. Но опять, через некоторое время, пока мы находились там, она остановилась и начала вслушиваться в пустоту. Света находилась в каком-то ступоре, ибо на мои попытки узнать, что она слушает, она никак не реагировала. Только через 10 минут я смог узнать, что Света отчетливо слышала женское монашеское пение.

Второй случай произошел совсем недавно. Приблизительно в октябре-ноябре прошлого года. Я опять спускался в подвал женского бернардинского монастыря, но уже с другой девушкой. Зовут её тоже Светлана. Все бы ничего, если бы история не повторилась. Света тоже услышала женское монашеское пение и была слегка напугана.

Я не знаю, как можно объяснить эти случаи, потому что источника, откуда могло раздаваться это пение, рядом нет. Ближайший женский православный монастырь находится от развалин в 200 метрах и их пение в подвале не слышно. К тому же хор православный и католический различается по звучанию. Мало того, когда поют монашки в действующем монастыре, их пение уже не слышно, если отойти от него метров на 15.

Плюс к этому хочу добавить, что лично я тоже ощущал, что-то необъяснимое вблизи бернардинского монастыря. Иногда, когда я просто прогуливаюсь рядом с ним или по направлению к нему, то, бывает, меня резко обламывает мысль о том, что лучше туда не соваться. Это выглядит не как элементарная боязнь, а как резко обрушивающийся панический страх неясной этиологии, возникающий, как приказ в голове. Хотя, казалось, что можно там бояться, если я знаю этот монастырь, как свои пять пальцев. Да к тому же уже имею достаточный опыт лазания по всяким развалинам. И нигде не было ничего подобного.

После этих событий прошло уже несколько месяцев. И опять, в силу того, что я очень не равнодушен к упомянутым развалинам, мне пришла в голову идея посетить монастырь снова. Естественно пошел я туда не один. В этот раз моей спутницей была недавняя моя знакомая Анна Щ. Девушка хоть и весьма эмоциональная, но не без здравого мышления, к тому же атеистка. Спуск прошел удачно и обход подвалов дал понять, что недавно тут поработали либо археологи, либо черные следопыты (стало ясно это потому, что я и сам слегка грешу сиим, а, как известно, рыбак рыбака видит издалека). Все бы ничего, если бы не повтор уже известной мне ситуации: буквально на выходе Аня, вдруг, схватила меня за руку и резко прижалась ко мне, зажмурив глаза (хочу заметить, что на тот момент нас с ней связывали только дружеские отношения). На мой вопрос: «Что случилось?», последовал ответ: «Там, в углу, кто-то стоит!» (лично я никого не видел). Я попросил описать видение и услышал следующее: нечто небольшого роста, около 1 метра и 25 см. расплывчатых очертаний и цвета кофе с молоком. На мои попытки продвижения к выходу Аня реагировала весьма неохотно и, можно сказать, слегка заторможено. По приходу домой она зарисовала видимый объект.

Результат: На данный момент дело «висяк». Фотографирование и рамочный метод исследования почти никаких результатов не дал (не считая небольшого отклонения в поведении рамок от признанного стандарта нормы). Исследования не закрыты, так как постоянно идет поступление отдельных сообщений о какой-то ненормальности, происходящей в зоне нахождения монастыря или в нем самом. Последнее сообщение о появлении полтергейста в помещениях художественного музея Брестской крепости и непонятном движении ведра с краской по полу внутри главного монумента крепости во время проведения реставрационных работ. Оба сообщения проверяются сотрудниками Брестского регионального отделения «Уфокома». Одна из версий происхождения аномалий в монастыре: привидения, являющиеся в подвалах (следуя одной из гипотез объясняющей природу привидений) есть результат конфликта двух пассивных разновременных источников энергии. Но и у этой гипотезы есть свои спорные моменты и вопросы. О каких-то существенных изменениях и результатах дела я сообщу дополнительно.

Читайте также  Где лучше жить на Кипре

Полоцкий монастырь бернардинцев

Монастырь
Полоцкий монастырь бернардинцев

Полоцкий монастырь бернардинцев.
Рис. Г. Лейбовича
55°28′50″ с. ш. 28°46′16″ в. д. H G Я O
Страна Белоруссия Белоруссия
Город Полоцк
Конфессия Католицизм
Епархия Полоцкая
Орденская принадлежность францисканцы (бернардинцы)
Тип Мужской
Архитектурный стиль архитектура барокко
Дата основания 1498 год
Дата упразднения 1832 год
Состояние недействующий
Полоцкий монастырь бернардинцев на Викискладе
Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь, код 212Г000613

Полоцкий монастырь бернардинцев ― частично сохранившийся памятник церковной белорусской архитектуры.

Содержание

История монастыря

В XIV—XVI вв. Полоцк развивался как православный город. Тем не менее, западное влияние присутствовало. Католицизм приходит в город уже в конце XIII в., когда Полоцк попадает в зависимость от рижского архиепископа. Тогда в городе немецкими князьями был построен первый католический храм.

Полоцкий монастырь бернардинцев основан в 1498 году при содействии великого князя литовского Александра Ягеллона [1] . До него в Великом княжества Литовском построены два бернардинских монастыря: деревянный виленский с костёлом св. Франциска (1469) и деревянный монастырь в Ковно с костёлом во имя св. Георгия (1471) [2] .

Первый деревянный храм был возведён в 1502 году. После Ливонской войны 1558—1583 гг. бернардинский монастырь был закрыт и перешёл к православным. Деревянные строения монастыря в 1563 году уничтожены пожаром. В 1696 году полоцкий воевода Александр Слушка опять пригласил в город бернардинцев, для которых были построены новые деревянные строения костёла Матери Божией и монастырского корпуса.

В 1695 году монастырь перенесли на левый берег Западной Двины [3] .

Каменные здания храма св. Марии и монастыря возведены в 1769 году в стиле барокко на месте деревянных зданий [4] .

В 1772 году было 10 монахов, действовала философская школа. В комплекс монастыря входили хозяйственные постройки (пекарня, пивоварня, ледовня, кузница, конюшня, баня) и плодовый сад с огородом. Имелось всего 30 жилых и 8 нежилых помещений. В 1880 году пристроена богадельня. Строения занимали 3780 кв. м. огороды ― 11 497, 5 кв. м.

Монастырь закрыт в 1832 году, монахи переведены в Друйский монастырь, католический храм преобразован в православную церковь [5] .

Сохранился жилой корпус, в котором с 50-х гг. XX в. находится Полоцкая психиатрическая больница. От костёла остались руины.

Ктиторы монастыря

Ктитором монастыря в 1670 году был виленский каноник Казимир Горский.

Архитектура монастыря

В XVI — начале XVII вв. храмовое строительство бернардинцев опиралось на опыт и архитектурные традиции францисканцев. Храмовое строительство бернардинцев по всей Речи Посполитой отличается единством архитектурных решений.

Вытянутое прямоугольное в плане здание монастыря с запада завершено перпендикулярно расположенным крылом с трапезной, с востока примыкало к костёлу, который не сохранился. Костёл ― 1-нефный храм с 2-х башенным главным фасадом, накрыт 2-скатной крышей.

Архитектура монастыря отличается простотой, имеет сдержанный декор: пилястры большого ордера, прямоугольные наличники, профилированный карниз. Планировка галерейная, перекрытия помещений сводчатые. Крыша монастыря крыта черепицей.

Костел и монастырь Бернардинцев в Гродно

Продолжаем знакомиться с религиозно-историческими достопримечательностями Гродно. Недавно я писала о лютеранской кирхе, а сегодня поговорим про Костёл Обретения Святого Креста и монастырь бернардинцев. Постройка этих зданий велась в 16-18 вв. под влиянием готической, ренессансной и барокковой идей. Силуэт комплекса, который разместился на правобережье Немана, по праву выделяется в городском ландшафте, особенно в картине центральной его части.

Костел и монастырь бернардинцев: общая информация

  • Адрес: г. Гродно, ул. Парижской Коммуны – 1.
  • Телефоны: настоятель 8-0152-77-21-16; канцелярия 8-0152-77-22-35.
  • Сайт: в разработке.
  • Расписание служб приведено на скриншоте. Богослужения в костеле бернардинцев проводятся на польском языке. Для детей проповедь во время службы на русском или белорусском языке.

Костел и монастырь бернардинцев: история строительства

Костел и монастырь бернардинцев имеет давнюю и интересную летопись. В 1491 г. Александр Ягеллончик наделил братство бернардинцев землями. В 1494 г. орден строит на дарованных угодьях свою обитель. При правлении Стефана Батория (вторая половина XVI века) город Гродно практически становиться центром Речи Посполитой. В 1595 г. под протекторатом короля Жильмонта III Вазы начато возведение Костела и монастыря бернардинцев.

Освящение костела и закладка краеугольного камня алтаря прошло в 1602 г. Обряд провел епископ виленский Бенедикт Война. Памятная табличка, дошедшая до нас, утверждает, что все строительные работы по святыне закончены к 1618 г. 13 мая 1618 г. епископ виленский Евстахий Волович освятил храм. В 1656 г. здание костела пережило пожар, из-за чего пришлось менять крышу постройки и реставрировать алтарь святого Антония.

Устранить все следы огня удалось лишь в 1660 г. Тогда же завершено возведение каплицы святой Барбары. В 1736 г. костел значительно расширился. Франтишек Барановский издал указ соорудить три алтаря в каплице святого Михаила. А в 1738 г. обновили здание колокольни. В 1863 г. монастырь бернардинцев закрывают, а сам костел получает статус парафиального (у нас в Бобруйске тоже когда-то был такой костел, на его фундаменте сейчас стоит бывшая военная школа поваров).

Архитектура костёла Обретения Святого Креста

В плане архитектурного построения, костел – уникальное сочетание готики, ренессанса и барокко. Удивительно гармонично переплелись такие разные стили в одном здании. Четкие образы и готические мотивы присущи контрфорсам на тыльных и боковых фасадах и стрелообразным проемам.

Аспида формы полукруга ниже по сравнению с базиликой. Она имеет стрелообразные окна и стены со ступенчатыми контрфорсами. В архитектурном смысле аспида принадлежит готическому стилю. Это самая древняя часть алтаря. Как независимый элемент выполнен главный фасад храма. Среди прочих деталей особенно акцентируется внимание на его декоре: пилястры, арочные ниши с криволинейными силуэтами верхнего яруса.

Вместе с храмом 2-этажные постройки монастыря образуют замкнутый двор. В стенах зданий вмещены окна-прямоугольники, пилястры. Проектирование галерейное.

Вход в монастырь бернардинцев

Храм от зданий монастыря отделен колокольней. Башня имеет 4 яруса, свой собственный вход и непосредственно объединена со зданиями костела и монастыря. Внутренность верхних ярусов башни исполнены в стиле виленского барокко (вторая половина XVIII века) и имеет весьма сложную архитектурную форму с исключительным видом. Крыша на верхушке башни фигурная со шпилем.

Способы и материалы отделки: резьба, моно- и полихромная фресковая живопись, стукковая лепка, скульптура. Лики 12 веропроповедников помещены на южную стену. Северная стена носит картины с 12 выдающимися деятелями давней польской и литовской державы. 14 алтарей имеют в исполнении нотки коринфского стиля. Нартекс выделяется стукковым декором Лоретанской часовни 18 века.

В эпоху советов здание святыни было отдано под бюро судебно-медицинской экспертизы. Также здесь размещались лаборатория суда и областной дом санитарного просвещения, санэпидемстанция. В 1990 году здание возвращается церкви, где начинает работу высшая римско-католическая семинария для обучения католических священников.

А еще в стенах храма прошло венчание вельможи Петра Ожешко с Эльзой Ожешко (Эльжбетой Павловской, польской писательницей).

Монастырь Бернардинцев

В восьмой свой приезд во Львов я увидел этот монастырский комплекс и был им чрезвычайно поражен. Сказочная мрачность церкви Святого Андрея будто перенесла меня в начало 17 века, а многочисленные большеголовые скульптуры на крыше, еще больше усилили это фантастическое ощущение. Как же это раньше такая красота проходила мимо меня?

Комплекс монастиря Бернардинців у 2010 році

Читайте также  Церковь Св. Марины

Монастир Бернардинців у першій половині ХІХ ст. (художник Кароль Ауер)

Это единственный львовский памятник, который перенес меня на страницы произведений Умберто Эко. Он перевернул мое представление о Львове. Побывав до Львова в Кракове (в 1998-м две недели бродил я по снегожиже февральских краковских улиц), я долгое время считал эти города какими-то клонами общепольских принципов градостроительства. Имея возможность даже потрогать дряхлые камни львовско-краковских стен, я все равно видел все как через экран телевизора. Не чувствовал. И только комплекс монастыря бернардинцев заставил меня, наконец, увидеть Львов.

Монастир Бернардинців на поштівці початку ХХ ст.

Бывший бернардинский кляштор расположен на площади, которая ныне называется Соборной. Когда-то она называлась Бернардинской. Добраться до монастыря очень просто — от Ратуши сюда ведет улица Сербская.

Ныне главный храм бывшего монастыря — церковь Апостола Андрея — принадлежит верующим греко-католикам. А раньше это был главный центр римско-католического ордена бернардинцев в Украине. Интересно, что в Европе было два ордена бернардинцев. В Западной Европе это был бывший орден цистерианцев, который переименовали в честь Бернара Клервоского. Этот религиозный деятель жил еще в 12 веке. Он был активным пропагандистом крестовых походов, участвовал в создании духовно-рыцарского ордена тамплиеров, активно боролся с еретиками. А вот в Польше и Литве орденом бернардинцев назвали ответвление великого ордена францисканцев, а именно францисканцев-обсервантов. Члены этого ордена имели достаточно строгие правила: не имели права владеть недвижимостью и капиталами, занимались прохацтвом. За внешний строгий аскетизм францисканцев-обсервантов очень уважали. Одним из самых известных представителей этого ордена был Бернардин Сиенский. Этот известный проповедник умер в 1444 году, а уже в 1450-м его канонизировали. А еще через три года польский король Казимир IV Ягеллон построил для францисканцев-обсервантов церковь в честь Бернардина Сиенского. С тех пор орден в Польше получил название бернардинского.

Церква Святого Андрія

Бернардинский монастырь во Львове в 1460 году основал львовский староста Анджей Ондровонж. Через три года после основания в обители поселился известный в то время проповедник Ян из Дукли. В 1484 году он умер и был похоронен на территории монастыря. Согласно легенде через год после захоронения из могилы начал бить целебный источник. А в 1648 году образ Яна из Дукли якобы спас Львов от разрушения войсками Хмельницкого. В 1733 году Папа Климентий ХІІ совершил беатификацию Яна (причислил к лику блаженных), в 1739 году его объявили патроном Польши и Литвы. А в 1995-м Ян из Дукли был канонизирован. Сейчас это полноправный святой.

Долгое время здания монастыря бернардинцев были деревянными. Лишь в начале 17 века началось строительство каменного храма, келий и хозяйственных построек. Снаружи монастырь окружили высокими крепостными стенами, которые входили в систему городских фортификаций. В центре стены соорудили высокую Башню, получившую название Глинянская. Башня и стена существуют и сейчас.

Вигляд монастирського комплексу з Ратуші

Основой монастыря стал большой костел, первоначальный план которого исполнил монах-бернардинец Бернард Авеллидес. Архитектором здания до 1618 года был Павел Римлянин. После его смерти строительство продолжил Амброзий Благосклонный. В целом длилось оно с 1600 по 1630 годы. Костел посвятили Апостолу Андрею.

Высота костела 22 метра, длина 57,5 метров. Храм синтезирует в себе итальянские и немецко-нидерландские архитектурные стили. К зданию пристроена 38 метровая башня-колокольня с часами (архитектор Андреас Бемер). Часы установили в 1753 году.

Костел очень сильно почитался польской шляхтой. Возможно, именно этим можно объяснить роскошное (просто помпезное) внутреннее убранство храма. Это нужно видеть. Чего стоит одна только роспись свода! А еще в храме есть старый орган на 1700 труб.

Задній двір монастиря та мури

Рядом с костелом стоит еще одна колокольня — значительно проще и скромнее. Ее построили в 1734 году. Долгое время здесь висел колокол, отлитый в 1588 году.

Во дворе монастыря стоит ротонда над колодцем. Росписи купола этого сооружения рассказывают о жизни Яна из Дукли. А рядом — на Соборной площади сохранилась колонна, которую когда-то венчало скульптурное изображение (статуя) этого святого. Но сейчас на колонне ваза.

Говорят, что костел ночью очень красиво подсвечивается. Иллюминацию создали в 2008 году. Но я, к сожалению, ее не увидел (не знал о ней). Так что есть возможность еще раз посетить мрачно-сказочный монастырь просителей. Хотя по Львову все еще ходят легенды, что здешние бернардинцы были людьми не бедными и далеко не аскетическими. Они даже прорыли подземный ход в соседний монастырь кларисок (ныне Музей Пинзеля), чтобы бегать к монашкам. Ход этот существует и сейчас.

Текст и фото Романа Маленкова

Монастырь бернардинцев (Минск)

Монастырь бернардинцев
Костёл святого Иосифа

Костёл святого Иосифа
53°54′17″ с. ш. 27°33′24″ в. д. H G Я O
Страна Белоруссия Белоруссия
Город Минск
Тип здания базилика
Архитектурный стиль барокко
Основатель Андрей и Ян Кансовский, Астафей Валович.
Дата основания 1624 год
Дата постройки 1652 год
Дата упразднения 1864 год
Приделы 9
Состояние закрыт с 1864 г.
Монастырь бернардинцев на Викискладе
Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь, код 712Г000081

Монастырь бернардинцев — часть некогда существовавшего в Минске бернардинского комплекса, включавшего также стоящий рядом монастырь бернардинок. Располагался в центре города, недалеко от ратуши.

История

Монастырь основан в 1624 году красносельским старостой Андреем Кенсовским (Kęsowskim) и его братом Яном. Первая — деревянная — церковь монастыря была отстроена в 1630-х годах, однако сгорела вместе со всеми другими постройками в пожаре 1644 года.

В 1652 году в монастыре отстроены каменный Храм Святого Иосифа Избранника Пресвятой Марии Девы и монастырский корпус. Монастырский комплекс несколько раз горел в пожарах (1656, 1740, 1835), однако каждый раз реставрировался и перестраивался. Наиболее основательная перестройка была осуществлена в 1752 году: архитектурные формы монастырских зданий приобрели черты барокко.

К концу XVIII — началу XIX веков монастырь бернардинцев занимал целый квартал (ограниченный улицами Большой и Малой Бернардинскими, Зыбицкой и площадью Верхнего рынка). Ансамбль монастыря состоял из храма с пристроенным к нему братским корпусом (они образовывали замкнутое каре вокруг внутреннего двора) и прочих каменных и деревянных строений (в том числе трапезной, школы, госпиталя, конюшни, пивоварни). Монастырь был обнесен высокой каменной оградой с несколькими воротами, главные из которых располагались перед церковью.

В настоящее время церковь представляет собой тип трехнефной безбашенной базилики. Центральный неф, более высокий, накрыт двухскатной кровлей и завершается значительно выступающей трехстенной апсидой. Боковые — несколько ниже, решены в виде отдельных каплиц, перекрытых крестовыми сводами, накрыты односкатными кровлями. Интересно решен главный западный фасад храма, где сосредоточены основные декоративные элементы. Фасад имеет значительную выпуклую плоскость. Его центральная часть, соответствующая центральному нефу, выделена высокими пилястрами со своеобразными капителями и завершена щитом плавного абриса с двумя валютами по бокам. Боковые части декорированы двумя нишами, где первоначально была установлена скульптура. Главный вход представлен широким порталом, над которым расположено большое трехлепестковое окно. Боковые фасады решены более скромно, они декорированы пилястрами, между которыми расположены оконные проемы.

Читайте также  Ботанический сад Пизы

В 1860-е годы монастырь был упразднён, здание конфисковано у церкви в 1864 году за участие верующих в Январском восстании (польское национально-освободительное восстание на территории царства Польского, современных Литвы, Беларуси и Правобережной Украины; в нем участвовали также белорусы и литовцы).

Бывшая Церковь Святого Иосифа реставрировалась в 1983 году. Сейчас в здании бывшей церкви располагается архив научно-технической документации и архив литературы и искусства Беларуси. В нескольких сохранившихся корпусах монастыря до последнего времени располагались военные комендатура и прокуратура.

Монастырь планируется переоборудовать под гостиничный комплекс [1] .

Полоцкий монастырь бернардинцев

Монастырь
Полоцкий монастырь бернардинцев

Полоцкий монастырь бернардинцев.
Рис. Г. Лейбовича
55°28′50″ с. ш. 28°46′16″ в. д. H G Я O
Страна Белоруссия Белоруссия
Город Полоцк
Конфессия Католицизм
Епархия Полоцкая
Орденская принадлежность францисканцы (бернардинцы)
Тип Мужской
Архитектурный стиль архитектура барокко
Дата основания 1498 год
Дата упразднения 1832 год
Состояние недействующий
Полоцкий монастырь бернардинцев на Викискладе
Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь, код 212Г000613

Полоцкий монастырь бернардинцев ― частично сохранившийся памятник церковной белорусской архитектуры.

Содержание

История монастыря

В XIV—XVI вв. Полоцк развивался как православный город. Тем не менее, западное влияние присутствовало. Католицизм приходит в город уже в конце XIII в., когда Полоцк попадает в зависимость от рижского архиепископа. Тогда в городе немецкими князьями был построен первый католический храм.

Полоцкий монастырь бернардинцев основан в 1498 году при содействии великого князя литовского Александра Ягеллона [1] . До него в Великом княжества Литовском построены два бернардинских монастыря: деревянный виленский с костёлом св. Франциска (1469) и деревянный монастырь в Ковно с костёлом во имя св. Георгия (1471) [2] .

Первый деревянный храм был возведён в 1502 году. После Ливонской войны 1558—1583 гг. бернардинский монастырь был закрыт и перешёл к православным. Деревянные строения монастыря в 1563 году уничтожены пожаром. В 1696 году полоцкий воевода Александр Слушка опять пригласил в город бернардинцев, для которых были построены новые деревянные строения костёла Матери Божией и монастырского корпуса.

В 1695 году монастырь перенесли на левый берег Западной Двины [3] .

Каменные здания храма св. Марии и монастыря возведены в 1769 году в стиле барокко на месте деревянных зданий [4] .

В 1772 году было 10 монахов, действовала философская школа. В комплекс монастыря входили хозяйственные постройки (пекарня, пивоварня, ледовня, кузница, конюшня, баня) и плодовый сад с огородом. Имелось всего 30 жилых и 8 нежилых помещений. В 1880 году пристроена богадельня. Строения занимали 3780 кв. м. огороды ― 11 497, 5 кв. м.

Монастырь закрыт в 1832 году, монахи переведены в Друйский монастырь, католический храм преобразован в православную церковь [5] .

Сохранился жилой корпус, в котором с 50-х гг. XX в. находится Полоцкая психиатрическая больница. От костёла остались руины.

Ктиторы монастыря

Ктитором монастыря в 1670 году был виленский каноник Казимир Горский.

Архитектура монастыря

В XVI — начале XVII вв. храмовое строительство бернардинцев опиралось на опыт и архитектурные традиции францисканцев. Храмовое строительство бернардинцев по всей Речи Посполитой отличается единством архитектурных решений.

Вытянутое прямоугольное в плане здание монастыря с запада завершено перпендикулярно расположенным крылом с трапезной, с востока примыкало к костёлу, который не сохранился. Костёл ― 1-нефный храм с 2-х башенным главным фасадом, накрыт 2-скатной крышей.

Архитектура монастыря отличается простотой, имеет сдержанный декор: пилястры большого ордера, прямоугольные наличники, профилированный карниз. Планировка галерейная, перекрытия помещений сводчатые. Крыша монастыря крыта черепицей.