Бернардинский монастырь и костел

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Ищите женщину (194)
  • Фильмы и актеры (169)
  • Львов и окрестности (156)
  • Кулинария (154)
  • Здоровье и здоровый образ жизни (147)
  • Модная штучка (103)
  • Похудение (95)
  • Handmade творчество (89)
  • Психология (88)
  • Музыка (86)
  • Фотография (78)
  • Детям и о детях (74)
  • Польша (74)
  • Дача (73)
  • История (55)
  • Английский — самостоятельно (54)
  • Франция (48)
  • Япония (47)
  • Китай (46)
  • История искусства: полезные видеоуроки и сайты (44)
  • Полезные советы (40)
  • Занимательная биология (38)
  • Украинские художники (37)
  • Англия (35)
  • Język polski (32)
  • Вышивка крестиком (31)
  • Парки мира (29)
  • По Украине, про Украину (28)
  • О писателях (27)
  • А что-бы почитать? (27)
  • Интерьеры (26)
  • Цветы в живописи (26)
  • Рождество Христово (23)
  • Художники Львова (23)
  • Мифология (21)
  • Танцульки (20)
  • Современное искусство (17)
  • Наивные художники (17)
  • Русалки в литературе и фольклоре (17)
  • Женская живопись (15)
  • Живописные образы литературных героев (14)
  • Венеция в живописи (14)
  • Дети в живописи (13)
  • Художники рисуют Львов (13)
  • Домашние питомцы на картинах художников (12)
  • Север (11)
  • Немецкие художники (10)
  • Чехия (8)
  • Американские художники (8)
  • Куклы (8)
  • Игра в сравнения (7)
  • Тема живописи в художественной литературе (7)
  • Нумизматика (5)
  • Пейзажи (4)
  • Мои фотографии (3)
  • Старинные открытки (3)
  • Растения-талисманы (3)
  • Флора. Живопись (2)
  • Аудиокниги (1)
  • Бытовая живопись (1)

Метки

Музыка

Я — фотограф

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Бернардинский монастырь и церковь св. Андрея во Львове

Воскресенье, 28 Августа 2011 г. 00:27 + в цитатник

Роспись стен в технике фрески в 1738-1740 годах выполнил монах-бернардинец Бенедикт Мазуркевич с помощниками С. Бартницким, Ю. Волинским и Й. Срочинским. Фрески отличаются смелостью композиции и богатым колоритом.

Около 1620 года началось строительство монастыря. Для этого львовский магистрат назначил четырех военных геометров, чтобы монастырь мог быть не только домом монахов, но и в случае опасности выдержать нападения неприятеля. Именно поэтому монастырь больше похож на крепость, чем на монашескую обитель. После церковной реформы, которую на рубеже ХVIII-ХIХ вв. проводили власти Австрийской империи, Бернардинский монастырь был ликвидирован, а в нем помещен архив. Костел стал приходским. В нем принял первое Святое Причастие Роман Шептицкий, позднее митрополит Андрей. В советское время костел был недействующим. В 1990 году отцы-василияне зарегистрировали здесь греко-католический приход св. Андрея. В монастырских помещениях сегодня находится Государственный Исторический Архив Украины. Тут хранится оригинал акта Берестейской унии 1596 года об объединении Восточной и Западной церквей.

Церковь св. Андрея возвышается над площадью Соборной и примыкает к старым городским фортификациям и Галицким воротам. Алтарь обращен на восток. Длина храма 57,5 м, высота 22 м.

Одни бездетные супруги долгое время молилось перед иконой Божьей Матери, чтобы Господь благословил их потомством. И случилось чудо. Женщина в возрасте 42 лет родила мальчика, но младенец был незрячим. Но родители не отчаялись, и пять лет набожные супруги ревностно каждый день умоляли в молитвах Пресвятую Богородицу подарить зрение своему единственному ребенку. На празник Успения Божьей Матери мать рассказывала незрячему сыну, какой доброй является Пресвятая Дева Мария, с надеждой всматриваясь в икону Пресвятой Богородицы. И вдруг ребенок радостно воскликнул: «Какая она красивая!» Случилось чудо: парнишка прозрел.

Утешенные чудесным исцелением своего ребенка, родители решили, что не имеют они права держать эту чудотворную икону Божьей Матери дома и передали ее в монашескую обитель отцов-василиан в Жовкве. Тогда же, в знак благодарности, они на свои средства сделали деревянные одеяния для этой иконы.

В 1948 году на праздник Благовещения эта чудотворная икона стараниями монаха Антония Масюка была перевезена в Крехов из Жовковского монастыря, который был ликвидирован, так же как и другие василианские монастыри советской властью. Он же спас эту икону Пресвятой Девы Марии от сожжения, когда после закрытия Креховской монашеской обители местные атеисты в день Успения Пресвятой Богородицы жгли на костре иконы и другие церковные вещи.

С этого времени монах-василианин Антоний не расстается с этой чудотворной иконой Матери Божьей, ежедневно молясь перед ней. Благодаря его молитвам к Пресвятой Богородице перед иконой Страдальческой Божьей Матери Божья благодать снизошла в день Благовещения на неизлечимо больную девушку, ребенка местного атеиста, которая получила чудесное исцеление.

В дальнейшем эта чудотворная икона находилась в подпольном монастыре отцов василиан в с. Малехове около Львова. 18 января 1990 года чудотворная икона была установлена во вновь открытом монастырском храме св. Ануфрия. 12 декабря этого же года чудотворная икона Пресвятой Богородицы была торжественно перенесена в храм св. Андрея во Львове. С 1997 по 1999 годы икона находилась в василианском храме Пресвятого Сердца Христового в Жовкве. Потом чудотворная икона Страдальческой Матери Божьей была опять перенесена в церковь св. Андрея, где она находится и сейчас.

На сводах главного нефа церкви изображен апофеоз святого Франциска. В самом центре свода на колеснице, запряженной двумя парами белых коней выезжает св. Франциск, который напоминает пророка Илию, поднимающегося в небо. Во время реставрации в 2004 г. реставраторы выясили, что автор предварительно сделал композицию изображения по-другому, и колесница должна была двигаться на зрителя, но потом передумал и выполнил теперешнюю композицию. Реставраторы оставили контуры первоначального замысла, и теперь их можно видеть рядом с окончательной формой изображения. Колесницей, которая направляется к осветленной надписи «Ягве», руководят ангелы, также как и целую композицию окружает сонм ангелов.

В восточной части, которая расположена ближе к главному алтарю, изображен собор Апостолов в окружении ангелов и пророков. Посередине — Апостол Андрей, который держит Х-образный крест, чуть ниже Петр и Павел, далее — четыре евангелиста, а вокруг другие Апостолы. В зените свода, в центре композиции — надпись на иврите «Ягве».

В третьей части церкви, ближе к хорам изображена композиция единства Церкви. Здесь мы видим Отцов Востока, святых — Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста и Отцов Запада, святых: Августина, Амвросия Миланского, Иеронима и папу Григория Великого вокруг «Всевидящего глаза» — глаза, вписанного в треугольник, что означает Божие Триединство, Всеприсутствие и Всемогущество. На западной стене изображены ангелы, которые играют на разных музыкальных инструментах, славя Господа Бога.

Амвон находится при одной из северных колонн церкви. В ее основе находится скульптурная композиция Христа на земном шаре, которая означает его власть над всем, что существует на земле, и фигуры четырех евангелистов с присущими им символами: Иоанн (с орлом), Матвей (с ангелом), Марк (со львом) и Лука (с тельцом). В верхней части композиции изображен Бог Отец в окружении Ангелов, а рядом стоят пророки Ветхого Завета: Моисей и Аарон.

Внимания заслуживает и церковный оргáн. Около 1642 г. Станислав Кучковский и Ядвига Гоховска собрали пожертвования на его изготовление. В 1761 году были проведены основательный ремонт и переделка органа. В 1839 г. оргáн ремонтировал Роман Духенский, а в 1906 г. Александр Жебровский его почистил и настроил. Оргáн имел две клавиатуры, педали, тридцать три голоса и две копуляции. Он отличался величественным и чистым звучанием и, по свидетельствам специалистов, был одним из лучших и крупнейших на территории Речи Посполитой.

Читайте также  Что нельзя делать во Вьетнаме туристам

В апсиде пресвитерия размещен монументальный образ Распятия Господа нашего Иисуса Христа. Его автор — францисканец из Кракова — Францишек Лексицкий (умер в 1668 г.). Исследователи считают образ копией картины Рубенса, однако видно, что похожи только композиции, а техника исполнения, колорит произведения принадлежат кисти Ф. Лексицкого.

Блаженный Ян из Дуклы (нач. XVст.-1484) много лет был монахом во львовском Бернардинском монастыре. После вступления во францисканский орден в Кросно, занимал должность эконома, а позже настоятеля монастырей в Кросно и Львове. В 1463 году принял более строгий устав бернардинцев и до конца жизни находился в этом монастыре. Еще при жизни этот святой прославился различными чудесами, а в 1739 году папа Климент XII провозгласил его покровителем Польши, Руси и Литвы.

Образ «Апофеоз Яна из Дуклы» в 1677 году заказали городские советники, и город подарил его монастырю в знак благодарности. В пресвитерии также размещено большое панно, на котором в малых медальонах изображены чудеса святого Яна из Дуклы.

Гробницу святого по поручению Б. Авелидеса изготовил из красного мрамора скульптор Войцех (Адальберт) Капинос младший. В этом саркофаге в течение долгого времени хранились мощи святого Яна. Первоначально гробница была размещена справа от главного алтаря, а в начале XVIII века. ее вмонтировали в обратную сторону главного алтаря, где гробница находится и ныне.

За главным алтарем — место монашеского хора с рядами. Во время богослужений здесь находилась братия. Первоначальные ряды были выполнены в 1640-44 г.г. братом Павлом из Быдгощи. Их заменили в ХVIII веке, современные же выполнены в 1903-05 годах резчиком из Пшеворська Антоном Рагоревичем.

Костел и монастырь Бернардинцев в Гродно

Продолжаем знакомиться с религиозно-историческими достопримечательностями Гродно. Недавно я писала о лютеранской кирхе, а сегодня поговорим про Костёл Обретения Святого Креста и монастырь бернардинцев. Постройка этих зданий велась в 16-18 вв. под влиянием готической, ренессансной и барокковой идей. Силуэт комплекса, который разместился на правобережье Немана, по праву выделяется в городском ландшафте, особенно в картине центральной его части.

Костел и монастырь бернардинцев: общая информация

  • Адрес: г. Гродно, ул. Парижской Коммуны – 1.
  • Телефоны: настоятель 8-0152-77-21-16; канцелярия 8-0152-77-22-35.
  • Сайт: в разработке.
  • Расписание служб приведено на скриншоте. Богослужения в костеле бернардинцев проводятся на польском языке. Для детей проповедь во время службы на русском или белорусском языке.

Костел и монастырь бернардинцев: история строительства

Костел и монастырь бернардинцев имеет давнюю и интересную летопись. В 1491 г. Александр Ягеллончик наделил братство бернардинцев землями. В 1494 г. орден строит на дарованных угодьях свою обитель. При правлении Стефана Батория (вторая половина XVI века) город Гродно практически становиться центром Речи Посполитой. В 1595 г. под протекторатом короля Жильмонта III Вазы начато возведение Костела и монастыря бернардинцев.

Освящение костела и закладка краеугольного камня алтаря прошло в 1602 г. Обряд провел епископ виленский Бенедикт Война. Памятная табличка, дошедшая до нас, утверждает, что все строительные работы по святыне закончены к 1618 г. 13 мая 1618 г. епископ виленский Евстахий Волович освятил храм. В 1656 г. здание костела пережило пожар, из-за чего пришлось менять крышу постройки и реставрировать алтарь святого Антония.

Устранить все следы огня удалось лишь в 1660 г. Тогда же завершено возведение каплицы святой Барбары. В 1736 г. костел значительно расширился. Франтишек Барановский издал указ соорудить три алтаря в каплице святого Михаила. А в 1738 г. обновили здание колокольни. В 1863 г. монастырь бернардинцев закрывают, а сам костел получает статус парафиального (у нас в Бобруйске тоже когда-то был такой костел, на его фундаменте сейчас стоит бывшая военная школа поваров).

Архитектура костёла Обретения Святого Креста

В плане архитектурного построения, костел – уникальное сочетание готики, ренессанса и барокко. Удивительно гармонично переплелись такие разные стили в одном здании. Четкие образы и готические мотивы присущи контрфорсам на тыльных и боковых фасадах и стрелообразным проемам.

Аспида формы полукруга ниже по сравнению с базиликой. Она имеет стрелообразные окна и стены со ступенчатыми контрфорсами. В архитектурном смысле аспида принадлежит готическому стилю. Это самая древняя часть алтаря. Как независимый элемент выполнен главный фасад храма. Среди прочих деталей особенно акцентируется внимание на его декоре: пилястры, арочные ниши с криволинейными силуэтами верхнего яруса.

Вместе с храмом 2-этажные постройки монастыря образуют замкнутый двор. В стенах зданий вмещены окна-прямоугольники, пилястры. Проектирование галерейное.

Вход в монастырь бернардинцев

Храм от зданий монастыря отделен колокольней. Башня имеет 4 яруса, свой собственный вход и непосредственно объединена со зданиями костела и монастыря. Внутренность верхних ярусов башни исполнены в стиле виленского барокко (вторая половина XVIII века) и имеет весьма сложную архитектурную форму с исключительным видом. Крыша на верхушке башни фигурная со шпилем.

Способы и материалы отделки: резьба, моно- и полихромная фресковая живопись, стукковая лепка, скульптура. Лики 12 веропроповедников помещены на южную стену. Северная стена носит картины с 12 выдающимися деятелями давней польской и литовской державы. 14 алтарей имеют в исполнении нотки коринфского стиля. Нартекс выделяется стукковым декором Лоретанской часовни 18 века.

В эпоху советов здание святыни было отдано под бюро судебно-медицинской экспертизы. Также здесь размещались лаборатория суда и областной дом санитарного просвещения, санэпидемстанция. В 1990 году здание возвращается церкви, где начинает работу высшая римско-католическая семинария для обучения католических священников.

А еще в стенах храма прошло венчание вельможи Петра Ожешко с Эльзой Ожешко (Эльжбетой Павловской, польской писательницей).

Бернардинский монастырь и костел

Главное сооружение бернардинского монастыря занимает треугольный участок, основанием которого был городской вал между Галицкими воротами и Королевским бастионом, а вершиной — мощный бастион, называвшийся Бернардинским. Монастырь был самостоятельным укреплённым пунктом, окружённым, рвом и валом, которые были увязаны с кольцом городских стен.

Деревянные сооружения монастыря XV в., который неоднократно горел и восстанавливался, на протяжении XVII—XVIII веках были заменены каменными. В 1600—1630 годах был построен костёл Святого Андрея, одновременно рядом с ним возводилось здание келий. Монастырь окружили мощными каменными стенами с бойницами и башней с Глинянскими воротами. К ним примыкают хозяйственные постройки — кузница, конюшня и другие. К оборонной стене пристроили башню-колокольню.

На площади перед костёлом находится декоративная колонна, на которой ранее была статуя святого Яна из Дуклы — покровителя Львова, к югу от костёла — ротонда над колодцем. Памятник неоднократно реставрировался, последние работы велись в 1960—1970 гг. Это один из лучших львовских ансамблей XVII—XVIII вв., сочетающий черты архитектуры ренессанса с приходящим к нему на смену маньеризмом.

Костёл Святого Андрея и колокольня

Бернардинский костёл начали возводить в 1600 г., в основном закончили к 1620 г., но отделочные работы продолжались до 1630 г. Хроники называют автором замысла монаха Б. Авелида, а строителями — Павел Римлянин и Амброзий Благосклонный. Завершал строительство А. Бемер из Вроцлава. Он возвёл башню, примыкающую к северовосточному углу здания, и выполнил завершение фасадов. Костёл возведён из тёсаного камня в виде трёхнефной базилики с вытянутым хором с гранёной апсидой. Нижний ярус фасада решён в традициях ренессанса. Членение главного фасада чётко выявляет трёхнефную композицию храма. В тех же строгих чётких формах, присущих творческому почерку П. Римлянина, выдержаны боковые стены и апсида. С ними резко диссонирует усложнённый щит-фронтон главного фасада, близкий немецко-фламандскому варианту маньеризма. Отделка интерьера, созданная в XVIII в., отличается декоративностью форм. Настенные росписи выполнены Б. Мазуркевичем с помощниками В. Бортницким, П. Волянским и Н. Сорочинским в 1738—1740 гг. Резные скамьи (1640—1641 гг.) резца Павла из Быдгощи не сохранились, но в начале XX в. была сделана их точная копия. Здание реставрировано в 1970-х годах.

Читайте также  Гора Сугомак и Сугомакская пещера

Кельи возводились одновременно с костёлом вплотную к его северной стене. Здание кирпичное, оштукатуренное, сложное в плане, с квадратным внутренним двориком, трёх-, а частично четырёхэтажное. Крылья укреплены контрфорсами. Внутренняя планировка коридорная, перекрытия сводчатые, крестовые. В декабре 2007 года в здании келий найдена стенопись ориентировочно рубежа XVII-XVIII веков — единственную келейную роспись на территории Украины. [1]

Колокольня бернардинского костёла, 1733—1734 гг. пристроена к старой оборонной стене с юга от костёла.

Ротонда и колонна

Ротонда над колодцем, 1761 года представляет собой открытую арочную беседку, увенчанную куполом с фигурой. В куполе сохранилась роспись. Памятник реставрирован в 1970-х годах. Памятная колонна, 1736 года установлена перед костёлом. Декоративная колонна с композитной капителью установлена на двухъярусном ступенчатом пьедестале, завершена ещё одной капителью, увенчанной вазой. Вазами акцентированы выступающие углы пьедестала.

Бернардинский костёл и монастырь

Костёл Сретения (кармелиток босых)
Колокольня церкви Святого Духа

Бернардинский костёл и монастырь

Бернардинский костёл и монастырь — памятник истории и архитектуры во Львове, находится на площади Соборной, 1-3). Ныне здания монастыря принадлежат Львовскому государственному историческому архиву, а здание костёла — грекокатолической церкви.

Оборонный монастырь

Главное сооружение бернардинского монастыря занимает треугольный участок, основанием которого был городской вал между Галицкими воротами и Королевским бастионом, а вершиной — мощный бастион, называвшийся Бернардинским. Монастырь был самостоятельным укреплённым пунктом, окружённым, рвом и валом, которые были увязаны с кольцом городских стен.

Деревянные сооружения монастыря XV в., который неоднократно горел и восстанавливался, на протяжении XVII—XVIII веках были заменены каменными. В 1600—1630 годах был построен костёл Святого Андрея, одновременно рядом с ним возводилось здание келий. Монастырь окружили мощными каменными стенами с бойницами и башней с Глинянскими воротами. К ним примыкают хозяйственные постройки — кузница, конюшня и другие. К оборонной стене пристроили башню-колокольню.

Панорама с сайта: VIRTUAL.UA

На площади перед костёлом находится декоративная колонна, на которой ранее была статуя святого Яна из Дуклы — покровителя Львова, к югу от костёла — ротонда над колодцем. Памятник неоднократно реставрировался, последние работы велись в 1960—1970 гг. Это один из лучших львовских ансамблей XVII—XVIII вв., сочетающий черты архитектуры ренессанса с приходящим к нему на смену маньеризмом.

Костёл Святого Андрея и колокольня

Бернардинский костёл начали возводить в 1600 г., в основном закончили к 1620 г., но отделочные работы продолжались до 1630 г. Хроники называют автором замысла монаха Б. Авелида, а строителями — Павел Римлянин и Амброзий Благосклонный. Завершал строительство А. Бемер из Вроцлава. Он возвёл башню, примыкающую к северовосточному углу здания, и выполнил завершение фасадов. Костёл возведён из тёсаного камня в виде трёхнефной базилики с вытянутым хором с гранёной апсидой. Нижний ярус фасада решён в традициях ренессанса. Членение главного фасада чётко выявляет трёхнефную композицию храма. В тех же строгих чётких формах, присущих творческому почерку П. Римлянина, выдержаны боковые стены и апсида. С ними резко диссонирует усложнённый щит-фронтон главного фасада, близкий немецко-фламандскому варианту маньеризма. Отделка интерьера, созданная в XVIII в., отличается декоративностью форм. Настенные росписи выполнены Б. Мазуркевичем с помощниками В. Бортницким, П. Волянским и Н. Сорочинским в 1738—1740 гг. Резные скамьи (1640—1641 гг.) резца Павла из Быдгощи не сохранились, но в начале XX в. была сделана их точная копия. Здание реставрировано в 1970-х годах.

Кельи возводились одновременно с костёлом вплотную к его северной стене. Здание кирпичное, оштукатуренное, сложное в плане, с квадратным внутренним двориком, трёх-, а частично четырёхэтажное. Крылья укреплены контрфорсами. Внутренняя планировка коридорная, перекрытия сводчатые, крестовые. В декабре 2007 года в здании келий найдена стенопись ориентировочно рубежа XVII-XVIII веков — единственную келейную роспись на территории Украины.

Колокольня бернардинского костёла, 1733—1734 гг. пристроена к старой оборонной стене с юга от костёла.

Ротонда и колонна

Ротонда над колодцем, 1761 года представляет собой открытую арочную беседку, увенчанную куполом с фигурой. В куполе сохранилась роспись. Памятник реставрирован в 1970-х годах. Памятная колонна, 1736 года установлена перед костёлом. Декоративная колонна с композитной капителью установлена на двухъярусном ступенчатом пьедестале, завершена ещё одной капителью, увенчанной вазой. Вазами акцентированы выступающие углы пьедестала. [Использованные материалы]

Костел и монастырь Бернардинцев в Гродно

Продолжаем знакомиться с религиозно-историческими достопримечательностями Гродно. Недавно я писала о лютеранской кирхе, а сегодня поговорим про Костёл Обретения Святого Креста и монастырь бернардинцев. Постройка этих зданий велась в 16-18 вв. под влиянием готической, ренессансной и барокковой идей. Силуэт комплекса, который разместился на правобережье Немана, по праву выделяется в городском ландшафте, особенно в картине центральной его части.

Костел и монастырь бернардинцев: общая информация

  • Адрес: г. Гродно, ул. Парижской Коммуны – 1.
  • Телефоны: настоятель 8-0152-77-21-16; канцелярия 8-0152-77-22-35.
  • Сайт: в разработке.
  • Расписание служб приведено на скриншоте. Богослужения в костеле бернардинцев проводятся на польском языке. Для детей проповедь во время службы на русском или белорусском языке.

Костел и монастырь бернардинцев: история строительства

Костел и монастырь бернардинцев имеет давнюю и интересную летопись. В 1491 г. Александр Ягеллончик наделил братство бернардинцев землями. В 1494 г. орден строит на дарованных угодьях свою обитель. При правлении Стефана Батория (вторая половина XVI века) город Гродно практически становиться центром Речи Посполитой. В 1595 г. под протекторатом короля Жильмонта III Вазы начато возведение Костела и монастыря бернардинцев.

Освящение костела и закладка краеугольного камня алтаря прошло в 1602 г. Обряд провел епископ виленский Бенедикт Война. Памятная табличка, дошедшая до нас, утверждает, что все строительные работы по святыне закончены к 1618 г. 13 мая 1618 г. епископ виленский Евстахий Волович освятил храм. В 1656 г. здание костела пережило пожар, из-за чего пришлось менять крышу постройки и реставрировать алтарь святого Антония.

Устранить все следы огня удалось лишь в 1660 г. Тогда же завершено возведение каплицы святой Барбары. В 1736 г. костел значительно расширился. Франтишек Барановский издал указ соорудить три алтаря в каплице святого Михаила. А в 1738 г. обновили здание колокольни. В 1863 г. монастырь бернардинцев закрывают, а сам костел получает статус парафиального (у нас в Бобруйске тоже когда-то был такой костел, на его фундаменте сейчас стоит бывшая военная школа поваров).

Архитектура костёла Обретения Святого Креста

В плане архитектурного построения, костел – уникальное сочетание готики, ренессанса и барокко. Удивительно гармонично переплелись такие разные стили в одном здании. Четкие образы и готические мотивы присущи контрфорсам на тыльных и боковых фасадах и стрелообразным проемам.

Аспида формы полукруга ниже по сравнению с базиликой. Она имеет стрелообразные окна и стены со ступенчатыми контрфорсами. В архитектурном смысле аспида принадлежит готическому стилю. Это самая древняя часть алтаря. Как независимый элемент выполнен главный фасад храма. Среди прочих деталей особенно акцентируется внимание на его декоре: пилястры, арочные ниши с криволинейными силуэтами верхнего яруса.

Читайте также  Где лучше покупать латексные подушки на Пхукете

Вместе с храмом 2-этажные постройки монастыря образуют замкнутый двор. В стенах зданий вмещены окна-прямоугольники, пилястры. Проектирование галерейное.

Вход в монастырь бернардинцев

Храм от зданий монастыря отделен колокольней. Башня имеет 4 яруса, свой собственный вход и непосредственно объединена со зданиями костела и монастыря. Внутренность верхних ярусов башни исполнены в стиле виленского барокко (вторая половина XVIII века) и имеет весьма сложную архитектурную форму с исключительным видом. Крыша на верхушке башни фигурная со шпилем.

Способы и материалы отделки: резьба, моно- и полихромная фресковая живопись, стукковая лепка, скульптура. Лики 12 веропроповедников помещены на южную стену. Северная стена носит картины с 12 выдающимися деятелями давней польской и литовской державы. 14 алтарей имеют в исполнении нотки коринфского стиля. Нартекс выделяется стукковым декором Лоретанской часовни 18 века.

В эпоху советов здание святыни было отдано под бюро судебно-медицинской экспертизы. Также здесь размещались лаборатория суда и областной дом санитарного просвещения, санэпидемстанция. В 1990 году здание возвращается церкви, где начинает работу высшая римско-католическая семинария для обучения католических священников.

А еще в стенах храма прошло венчание вельможи Петра Ожешко с Эльзой Ожешко (Эльжбетой Павловской, польской писательницей).

Бернардинский костел и монастырь, Львов

Костел и монастырь бернардинцев – это комплекс культовых сооружений, вокруг которых в городе Льва создана не одна легенда. Монастырь сейчас уже не функционирует, в его помещении открыт государственный исторический архив. Однако сохранилось его украшение – церковь Андрея Первозванного, построенная как базилика в 17 веке. Сегодня это действующий греко-католический храм, поражающий каждого своим богатым интерьером, давними росписями и иконами.

История монастыря Бернардинцев

Костел и монастырь бернардинцев начали строить в начале 17 века по замыслу монаха Бернарда Авелидеса и под руководством известного архитектора Павла Римлянина. До 1630 года были завершены все строительные и отделочные работы.

Монастырь бернардинцев в течение длительного времени выполнял функции внешнего оборонного форпоста Львова, поскольку имел собственную систему укреплений. На сегодня сохранилась только восточная стена и Глинянские ворота со стороны площади Мытной.

При советской власти костел не функционировал. В 1990 году отцы-василиане зарегистрировали здесь греко-католический приход святого Андрея, который сохранился и сегодня. В монастырском помещении сейчас расположен Центральный государственный исторический архив Украины.

В 2010 году храму передали привезенную из Рима частицу мощей его духовного покровителя – апостола Андрея Первозванного.

Архитектурный ансамбль

Архитектурный ансамбль монастыря сочетает черты разных эпох: ренессанса, барокко и маньеризма. В него входят:

  • Церковь Андрея Первозванного.
  • Колодец святого Яна из Дукли.
  • Государственный архив.
  • Колонна в честь святого Яна из Дукли.
  • Стена укреплений монастыря и Глинянские ворота на площади Мытной.

Церковь Андрея

Церковь святого Андрея строили в течение первых 30 лет 17 века как костел-базилику в стиле итальянского ренессанса на месте предыдущего деревянного храма. Высота каменной святыни составляет 22 метра, а колокольня в высоту имеет 38. В 1753 году на ней установили часы, для которых мастер Андрей Франк отлил специальный колокол. На фасаде костела в нишах размещены статуи Матери Божьей и святых Петра и Павла, которых чествовали бернардинцы.

Интерьер храма поражает своей барочной пышностью и позолотой, его украшал фресками в 1738–1740 годах монах Бенедикт Мазуркевич вместе с итальянцем Джузеппе Карло Педретти. С того времени сохранилось семнадцать деревянных пышно украшенных алтарей.

Колодец святого Яна из Дукли

Колодец в честь святого Яна из Дукли – монаха-бернардинца и католического покровителя Львова, который жил и умер в монастыре, построили в 30-тых годах 17 века. В 1761 году над ним установили ротонду в виде открытой арочной беседки, увенчанной куполом со скульптурой святого. Купол украшен росписями на тему чудес святого Яна.

Государственный архив

Земский архив в кельях Бернардинського монастыря открыли в 1784 году по приказу Австрийской власти города. В нем содержатся документы еще со времен Галицко-Волынского княжества. Среди раритетов архива – Брестская уния 1596 года, папские буллы, привилегии королей и князей, грамоты различных государств. Современный Центральный государственный исторический архив является крупнейшим в Украине.

Колонна в честь святого Яна из Дукли

Первую колонну возле монастыря установили в 1648 году – в память о спасении города от наступления Богдана Хмельницкого, которому жители, якобы, были обязаны появлением в небе фигуры святого. Колонна была из дерева, и существуют версии, что ее назначение на самом деле было гораздо практичнее: к ней привязывали для сжигания еретиков.

В 1736 году на месте деревянной установили каменную колонну, изготовленную на средства магнатов Жевуских и увенчанную скульптурой святого Яна. В 1950 году скульптура бесследно исчезла, и ее заменили вазой.

Легенды и интересные факты

  • В костеле бернардинцев Лжедимитрий I женился на Марии Мнишек и в 1604 году освятил здесь оружие перед тем, как идти захватывать царский престол в Москве.
  • Часы на башне всегда спешат на пять минут. Это сделано в память о монахе, увидевшем с башни турок, которые приближались к Львову. Не имея времени предупреждать об этом, монах перевел часы на несколько минут вперед, до часа, когда закрывались городские ворота. И так захватчики не смогли попасть в город.
  • Еще одна жуткая история связана с монахом Альбертом Вироземским. Его монахи поймали на мошенничестве и посадили в подземелье. Чуть позже они увидели на стенах написанный кровью текст сделки с дьяволом, которого монах просил об освобождении, предлагая взамен нечистому свои душу и тело после смерти. Монахи так и не дали состояться сделке и сожгли своего коллегу на костре.
  • Во время Второй мировой войны в канализационных туннелях под церковью скрывалась группа евреев. Остатки их вещей обнаружили в начале 2000-ных годов во время ремонта.
  • В подвалах монастыря в 1992 году открылась художественная галерея Музей идей.
  • Вблизи монастыря высажен небольшой сад, который известен как Бернарденгарден (сад Бернардинцев) – это популярное место для проведения художественных акций и фестивалей.

Как доехать

Чтобы добраться до монастыря с железнодорожного вокзала, нужно ехать маршруткой №29 до площади Мытной, откуда через оборонные стены можно выйти во двор монастыря, или трамваями №1 и 9 к улице Русской, а дальше мимо городского Арсенала пройти в том же направлении.