Бернардинский костел и монастырь

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Ищите женщину (194)
  • Фильмы и актеры (169)
  • Львов и окрестности (156)
  • Кулинария (154)
  • Здоровье и здоровый образ жизни (147)
  • Модная штучка (103)
  • Похудение (95)
  • Handmade творчество (89)
  • Психология (88)
  • Музыка (86)
  • Фотография (78)
  • Детям и о детях (74)
  • Польша (74)
  • Дача (73)
  • История (55)
  • Английский — самостоятельно (54)
  • Франция (48)
  • Япония (47)
  • Китай (46)
  • История искусства: полезные видеоуроки и сайты (44)
  • Полезные советы (40)
  • Занимательная биология (38)
  • Украинские художники (37)
  • Англия (35)
  • Język polski (32)
  • Вышивка крестиком (31)
  • Парки мира (29)
  • По Украине, про Украину (28)
  • О писателях (27)
  • А что-бы почитать? (27)
  • Интерьеры (26)
  • Цветы в живописи (26)
  • Рождество Христово (23)
  • Художники Львова (23)
  • Мифология (21)
  • Танцульки (20)
  • Современное искусство (17)
  • Наивные художники (17)
  • Русалки в литературе и фольклоре (17)
  • Женская живопись (15)
  • Живописные образы литературных героев (14)
  • Венеция в живописи (14)
  • Дети в живописи (13)
  • Художники рисуют Львов (13)
  • Домашние питомцы на картинах художников (12)
  • Север (11)
  • Немецкие художники (10)
  • Чехия (8)
  • Американские художники (8)
  • Куклы (8)
  • Игра в сравнения (7)
  • Тема живописи в художественной литературе (7)
  • Нумизматика (5)
  • Пейзажи (4)
  • Мои фотографии (3)
  • Старинные открытки (3)
  • Растения-талисманы (3)
  • Флора. Живопись (2)
  • Аудиокниги (1)
  • Бытовая живопись (1)

Метки

Музыка

Я — фотограф

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Бернардинский монастырь и церковь св. Андрея во Львове

Воскресенье, 28 Августа 2011 г. 00:27 + в цитатник

Роспись стен в технике фрески в 1738-1740 годах выполнил монах-бернардинец Бенедикт Мазуркевич с помощниками С. Бартницким, Ю. Волинским и Й. Срочинским. Фрески отличаются смелостью композиции и богатым колоритом.

Около 1620 года началось строительство монастыря. Для этого львовский магистрат назначил четырех военных геометров, чтобы монастырь мог быть не только домом монахов, но и в случае опасности выдержать нападения неприятеля. Именно поэтому монастырь больше похож на крепость, чем на монашескую обитель. После церковной реформы, которую на рубеже ХVIII-ХIХ вв. проводили власти Австрийской империи, Бернардинский монастырь был ликвидирован, а в нем помещен архив. Костел стал приходским. В нем принял первое Святое Причастие Роман Шептицкий, позднее митрополит Андрей. В советское время костел был недействующим. В 1990 году отцы-василияне зарегистрировали здесь греко-католический приход св. Андрея. В монастырских помещениях сегодня находится Государственный Исторический Архив Украины. Тут хранится оригинал акта Берестейской унии 1596 года об объединении Восточной и Западной церквей.

Церковь св. Андрея возвышается над площадью Соборной и примыкает к старым городским фортификациям и Галицким воротам. Алтарь обращен на восток. Длина храма 57,5 м, высота 22 м.

Одни бездетные супруги долгое время молилось перед иконой Божьей Матери, чтобы Господь благословил их потомством. И случилось чудо. Женщина в возрасте 42 лет родила мальчика, но младенец был незрячим. Но родители не отчаялись, и пять лет набожные супруги ревностно каждый день умоляли в молитвах Пресвятую Богородицу подарить зрение своему единственному ребенку. На празник Успения Божьей Матери мать рассказывала незрячему сыну, какой доброй является Пресвятая Дева Мария, с надеждой всматриваясь в икону Пресвятой Богородицы. И вдруг ребенок радостно воскликнул: «Какая она красивая!» Случилось чудо: парнишка прозрел.

Утешенные чудесным исцелением своего ребенка, родители решили, что не имеют они права держать эту чудотворную икону Божьей Матери дома и передали ее в монашескую обитель отцов-василиан в Жовкве. Тогда же, в знак благодарности, они на свои средства сделали деревянные одеяния для этой иконы.

В 1948 году на праздник Благовещения эта чудотворная икона стараниями монаха Антония Масюка была перевезена в Крехов из Жовковского монастыря, который был ликвидирован, так же как и другие василианские монастыри советской властью. Он же спас эту икону Пресвятой Девы Марии от сожжения, когда после закрытия Креховской монашеской обители местные атеисты в день Успения Пресвятой Богородицы жгли на костре иконы и другие церковные вещи.

С этого времени монах-василианин Антоний не расстается с этой чудотворной иконой Матери Божьей, ежедневно молясь перед ней. Благодаря его молитвам к Пресвятой Богородице перед иконой Страдальческой Божьей Матери Божья благодать снизошла в день Благовещения на неизлечимо больную девушку, ребенка местного атеиста, которая получила чудесное исцеление.

В дальнейшем эта чудотворная икона находилась в подпольном монастыре отцов василиан в с. Малехове около Львова. 18 января 1990 года чудотворная икона была установлена во вновь открытом монастырском храме св. Ануфрия. 12 декабря этого же года чудотворная икона Пресвятой Богородицы была торжественно перенесена в храм св. Андрея во Львове. С 1997 по 1999 годы икона находилась в василианском храме Пресвятого Сердца Христового в Жовкве. Потом чудотворная икона Страдальческой Матери Божьей была опять перенесена в церковь св. Андрея, где она находится и сейчас.

На сводах главного нефа церкви изображен апофеоз святого Франциска. В самом центре свода на колеснице, запряженной двумя парами белых коней выезжает св. Франциск, который напоминает пророка Илию, поднимающегося в небо. Во время реставрации в 2004 г. реставраторы выясили, что автор предварительно сделал композицию изображения по-другому, и колесница должна была двигаться на зрителя, но потом передумал и выполнил теперешнюю композицию. Реставраторы оставили контуры первоначального замысла, и теперь их можно видеть рядом с окончательной формой изображения. Колесницей, которая направляется к осветленной надписи «Ягве», руководят ангелы, также как и целую композицию окружает сонм ангелов.

В восточной части, которая расположена ближе к главному алтарю, изображен собор Апостолов в окружении ангелов и пророков. Посередине — Апостол Андрей, который держит Х-образный крест, чуть ниже Петр и Павел, далее — четыре евангелиста, а вокруг другие Апостолы. В зените свода, в центре композиции — надпись на иврите «Ягве».

В третьей части церкви, ближе к хорам изображена композиция единства Церкви. Здесь мы видим Отцов Востока, святых — Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и Иоанна Златоуста и Отцов Запада, святых: Августина, Амвросия Миланского, Иеронима и папу Григория Великого вокруг «Всевидящего глаза» — глаза, вписанного в треугольник, что означает Божие Триединство, Всеприсутствие и Всемогущество. На западной стене изображены ангелы, которые играют на разных музыкальных инструментах, славя Господа Бога.

Амвон находится при одной из северных колонн церкви. В ее основе находится скульптурная композиция Христа на земном шаре, которая означает его власть над всем, что существует на земле, и фигуры четырех евангелистов с присущими им символами: Иоанн (с орлом), Матвей (с ангелом), Марк (со львом) и Лука (с тельцом). В верхней части композиции изображен Бог Отец в окружении Ангелов, а рядом стоят пророки Ветхого Завета: Моисей и Аарон.

Внимания заслуживает и церковный оргáн. Около 1642 г. Станислав Кучковский и Ядвига Гоховска собрали пожертвования на его изготовление. В 1761 году были проведены основательный ремонт и переделка органа. В 1839 г. оргáн ремонтировал Роман Духенский, а в 1906 г. Александр Жебровский его почистил и настроил. Оргáн имел две клавиатуры, педали, тридцать три голоса и две копуляции. Он отличался величественным и чистым звучанием и, по свидетельствам специалистов, был одним из лучших и крупнейших на территории Речи Посполитой.

В апсиде пресвитерия размещен монументальный образ Распятия Господа нашего Иисуса Христа. Его автор — францисканец из Кракова — Францишек Лексицкий (умер в 1668 г.). Исследователи считают образ копией картины Рубенса, однако видно, что похожи только композиции, а техника исполнения, колорит произведения принадлежат кисти Ф. Лексицкого.

Блаженный Ян из Дуклы (нач. XVст.-1484) много лет был монахом во львовском Бернардинском монастыре. После вступления во францисканский орден в Кросно, занимал должность эконома, а позже настоятеля монастырей в Кросно и Львове. В 1463 году принял более строгий устав бернардинцев и до конца жизни находился в этом монастыре. Еще при жизни этот святой прославился различными чудесами, а в 1739 году папа Климент XII провозгласил его покровителем Польши, Руси и Литвы.

Читайте также  Где находится остров Сицилия

Образ «Апофеоз Яна из Дуклы» в 1677 году заказали городские советники, и город подарил его монастырю в знак благодарности. В пресвитерии также размещено большое панно, на котором в малых медальонах изображены чудеса святого Яна из Дуклы.

Гробницу святого по поручению Б. Авелидеса изготовил из красного мрамора скульптор Войцех (Адальберт) Капинос младший. В этом саркофаге в течение долгого времени хранились мощи святого Яна. Первоначально гробница была размещена справа от главного алтаря, а в начале XVIII века. ее вмонтировали в обратную сторону главного алтаря, где гробница находится и ныне.

За главным алтарем — место монашеского хора с рядами. Во время богослужений здесь находилась братия. Первоначальные ряды были выполнены в 1640-44 г.г. братом Павлом из Быдгощи. Их заменили в ХVIII веке, современные же выполнены в 1903-05 годах резчиком из Пшеворська Антоном Рагоревичем.

Костел и монастырь Бернардинцев в Гродно

Продолжаем знакомиться с религиозно-историческими достопримечательностями Гродно. Недавно я писала о лютеранской кирхе, а сегодня поговорим про Костёл Обретения Святого Креста и монастырь бернардинцев. Постройка этих зданий велась в 16-18 вв. под влиянием готической, ренессансной и барокковой идей. Силуэт комплекса, который разместился на правобережье Немана, по праву выделяется в городском ландшафте, особенно в картине центральной его части.

Костел и монастырь бернардинцев: общая информация

  • Адрес: г. Гродно, ул. Парижской Коммуны – 1.
  • Телефоны: настоятель 8-0152-77-21-16; канцелярия 8-0152-77-22-35.
  • Сайт: в разработке.
  • Расписание служб приведено на скриншоте. Богослужения в костеле бернардинцев проводятся на польском языке. Для детей проповедь во время службы на русском или белорусском языке.

Костел и монастырь бернардинцев: история строительства

Костел и монастырь бернардинцев имеет давнюю и интересную летопись. В 1491 г. Александр Ягеллончик наделил братство бернардинцев землями. В 1494 г. орден строит на дарованных угодьях свою обитель. При правлении Стефана Батория (вторая половина XVI века) город Гродно практически становиться центром Речи Посполитой. В 1595 г. под протекторатом короля Жильмонта III Вазы начато возведение Костела и монастыря бернардинцев.

Освящение костела и закладка краеугольного камня алтаря прошло в 1602 г. Обряд провел епископ виленский Бенедикт Война. Памятная табличка, дошедшая до нас, утверждает, что все строительные работы по святыне закончены к 1618 г. 13 мая 1618 г. епископ виленский Евстахий Волович освятил храм. В 1656 г. здание костела пережило пожар, из-за чего пришлось менять крышу постройки и реставрировать алтарь святого Антония.

Устранить все следы огня удалось лишь в 1660 г. Тогда же завершено возведение каплицы святой Барбары. В 1736 г. костел значительно расширился. Франтишек Барановский издал указ соорудить три алтаря в каплице святого Михаила. А в 1738 г. обновили здание колокольни. В 1863 г. монастырь бернардинцев закрывают, а сам костел получает статус парафиального (у нас в Бобруйске тоже когда-то был такой костел, на его фундаменте сейчас стоит бывшая военная школа поваров).

Архитектура костёла Обретения Святого Креста

В плане архитектурного построения, костел – уникальное сочетание готики, ренессанса и барокко. Удивительно гармонично переплелись такие разные стили в одном здании. Четкие образы и готические мотивы присущи контрфорсам на тыльных и боковых фасадах и стрелообразным проемам.

Аспида формы полукруга ниже по сравнению с базиликой. Она имеет стрелообразные окна и стены со ступенчатыми контрфорсами. В архитектурном смысле аспида принадлежит готическому стилю. Это самая древняя часть алтаря. Как независимый элемент выполнен главный фасад храма. Среди прочих деталей особенно акцентируется внимание на его декоре: пилястры, арочные ниши с криволинейными силуэтами верхнего яруса.

Вместе с храмом 2-этажные постройки монастыря образуют замкнутый двор. В стенах зданий вмещены окна-прямоугольники, пилястры. Проектирование галерейное.

Вход в монастырь бернардинцев

Храм от зданий монастыря отделен колокольней. Башня имеет 4 яруса, свой собственный вход и непосредственно объединена со зданиями костела и монастыря. Внутренность верхних ярусов башни исполнены в стиле виленского барокко (вторая половина XVIII века) и имеет весьма сложную архитектурную форму с исключительным видом. Крыша на верхушке башни фигурная со шпилем.

Способы и материалы отделки: резьба, моно- и полихромная фресковая живопись, стукковая лепка, скульптура. Лики 12 веропроповедников помещены на южную стену. Северная стена носит картины с 12 выдающимися деятелями давней польской и литовской державы. 14 алтарей имеют в исполнении нотки коринфского стиля. Нартекс выделяется стукковым декором Лоретанской часовни 18 века.

В эпоху советов здание святыни было отдано под бюро судебно-медицинской экспертизы. Также здесь размещались лаборатория суда и областной дом санитарного просвещения, санэпидемстанция. В 1990 году здание возвращается церкви, где начинает работу высшая римско-католическая семинария для обучения католических священников.

А еще в стенах храма прошло венчание вельможи Петра Ожешко с Эльзой Ожешко (Эльжбетой Павловской, польской писательницей).

Бернардинский костёл и монастырь

Костёл Сретения (кармелиток босых)
Колокольня церкви Святого Духа

Бернардинский костёл и монастырь

Бернардинский костёл и монастырь — памятник истории и архитектуры во Львове, находится на площади Соборной, 1-3). Ныне здания монастыря принадлежат Львовскому государственному историческому архиву, а здание костёла — грекокатолической церкви.

Оборонный монастырь

Главное сооружение бернардинского монастыря занимает треугольный участок, основанием которого был городской вал между Галицкими воротами и Королевским бастионом, а вершиной — мощный бастион, называвшийся Бернардинским. Монастырь был самостоятельным укреплённым пунктом, окружённым, рвом и валом, которые были увязаны с кольцом городских стен.

Деревянные сооружения монастыря XV в., который неоднократно горел и восстанавливался, на протяжении XVII—XVIII веках были заменены каменными. В 1600—1630 годах был построен костёл Святого Андрея, одновременно рядом с ним возводилось здание келий. Монастырь окружили мощными каменными стенами с бойницами и башней с Глинянскими воротами. К ним примыкают хозяйственные постройки — кузница, конюшня и другие. К оборонной стене пристроили башню-колокольню.

Панорама с сайта: VIRTUAL.UA

На площади перед костёлом находится декоративная колонна, на которой ранее была статуя святого Яна из Дуклы — покровителя Львова, к югу от костёла — ротонда над колодцем. Памятник неоднократно реставрировался, последние работы велись в 1960—1970 гг. Это один из лучших львовских ансамблей XVII—XVIII вв., сочетающий черты архитектуры ренессанса с приходящим к нему на смену маньеризмом.

Костёл Святого Андрея и колокольня

Бернардинский костёл начали возводить в 1600 г., в основном закончили к 1620 г., но отделочные работы продолжались до 1630 г. Хроники называют автором замысла монаха Б. Авелида, а строителями — Павел Римлянин и Амброзий Благосклонный. Завершал строительство А. Бемер из Вроцлава. Он возвёл башню, примыкающую к северовосточному углу здания, и выполнил завершение фасадов. Костёл возведён из тёсаного камня в виде трёхнефной базилики с вытянутым хором с гранёной апсидой. Нижний ярус фасада решён в традициях ренессанса. Членение главного фасада чётко выявляет трёхнефную композицию храма. В тех же строгих чётких формах, присущих творческому почерку П. Римлянина, выдержаны боковые стены и апсида. С ними резко диссонирует усложнённый щит-фронтон главного фасада, близкий немецко-фламандскому варианту маньеризма. Отделка интерьера, созданная в XVIII в., отличается декоративностью форм. Настенные росписи выполнены Б. Мазуркевичем с помощниками В. Бортницким, П. Волянским и Н. Сорочинским в 1738—1740 гг. Резные скамьи (1640—1641 гг.) резца Павла из Быдгощи не сохранились, но в начале XX в. была сделана их точная копия. Здание реставрировано в 1970-х годах.

Кельи возводились одновременно с костёлом вплотную к его северной стене. Здание кирпичное, оштукатуренное, сложное в плане, с квадратным внутренним двориком, трёх-, а частично четырёхэтажное. Крылья укреплены контрфорсами. Внутренняя планировка коридорная, перекрытия сводчатые, крестовые. В декабре 2007 года в здании келий найдена стенопись ориентировочно рубежа XVII-XVIII веков — единственную келейную роспись на территории Украины.

Читайте также  Церкви в Несебре

Колокольня бернардинского костёла, 1733—1734 гг. пристроена к старой оборонной стене с юга от костёла.

Ротонда и колонна

Ротонда над колодцем, 1761 года представляет собой открытую арочную беседку, увенчанную куполом с фигурой. В куполе сохранилась роспись. Памятник реставрирован в 1970-х годах. Памятная колонна, 1736 года установлена перед костёлом. Декоративная колонна с композитной капителью установлена на двухъярусном ступенчатом пьедестале, завершена ещё одной капителью, увенчанной вазой. Вазами акцентированы выступающие углы пьедестала. [Использованные материалы]

Бернардинский костел и монастырь, Львов

Костел и монастырь бернардинцев – это комплекс культовых сооружений, вокруг которых в городе Льва создана не одна легенда. Монастырь сейчас уже не функционирует, в его помещении открыт государственный исторический архив. Однако сохранилось его украшение – церковь Андрея Первозванного, построенная как базилика в 17 веке. Сегодня это действующий греко-католический храм, поражающий каждого своим богатым интерьером, давними росписями и иконами.

История монастыря Бернардинцев

Костел и монастырь бернардинцев начали строить в начале 17 века по замыслу монаха Бернарда Авелидеса и под руководством известного архитектора Павла Римлянина. До 1630 года были завершены все строительные и отделочные работы.

Монастырь бернардинцев в течение длительного времени выполнял функции внешнего оборонного форпоста Львова, поскольку имел собственную систему укреплений. На сегодня сохранилась только восточная стена и Глинянские ворота со стороны площади Мытной.

При советской власти костел не функционировал. В 1990 году отцы-василиане зарегистрировали здесь греко-католический приход святого Андрея, который сохранился и сегодня. В монастырском помещении сейчас расположен Центральный государственный исторический архив Украины.

В 2010 году храму передали привезенную из Рима частицу мощей его духовного покровителя – апостола Андрея Первозванного.

Архитектурный ансамбль

Архитектурный ансамбль монастыря сочетает черты разных эпох: ренессанса, барокко и маньеризма. В него входят:

  • Церковь Андрея Первозванного.
  • Колодец святого Яна из Дукли.
  • Государственный архив.
  • Колонна в честь святого Яна из Дукли.
  • Стена укреплений монастыря и Глинянские ворота на площади Мытной.

Церковь Андрея

Церковь святого Андрея строили в течение первых 30 лет 17 века как костел-базилику в стиле итальянского ренессанса на месте предыдущего деревянного храма. Высота каменной святыни составляет 22 метра, а колокольня в высоту имеет 38. В 1753 году на ней установили часы, для которых мастер Андрей Франк отлил специальный колокол. На фасаде костела в нишах размещены статуи Матери Божьей и святых Петра и Павла, которых чествовали бернардинцы.

Интерьер храма поражает своей барочной пышностью и позолотой, его украшал фресками в 1738–1740 годах монах Бенедикт Мазуркевич вместе с итальянцем Джузеппе Карло Педретти. С того времени сохранилось семнадцать деревянных пышно украшенных алтарей.

Колодец святого Яна из Дукли

Колодец в честь святого Яна из Дукли – монаха-бернардинца и католического покровителя Львова, который жил и умер в монастыре, построили в 30-тых годах 17 века. В 1761 году над ним установили ротонду в виде открытой арочной беседки, увенчанной куполом со скульптурой святого. Купол украшен росписями на тему чудес святого Яна.

Государственный архив

Земский архив в кельях Бернардинського монастыря открыли в 1784 году по приказу Австрийской власти города. В нем содержатся документы еще со времен Галицко-Волынского княжества. Среди раритетов архива – Брестская уния 1596 года, папские буллы, привилегии королей и князей, грамоты различных государств. Современный Центральный государственный исторический архив является крупнейшим в Украине.

Колонна в честь святого Яна из Дукли

Первую колонну возле монастыря установили в 1648 году – в память о спасении города от наступления Богдана Хмельницкого, которому жители, якобы, были обязаны появлением в небе фигуры святого. Колонна была из дерева, и существуют версии, что ее назначение на самом деле было гораздо практичнее: к ней привязывали для сжигания еретиков.

В 1736 году на месте деревянной установили каменную колонну, изготовленную на средства магнатов Жевуских и увенчанную скульптурой святого Яна. В 1950 году скульптура бесследно исчезла, и ее заменили вазой.

Легенды и интересные факты

  • В костеле бернардинцев Лжедимитрий I женился на Марии Мнишек и в 1604 году освятил здесь оружие перед тем, как идти захватывать царский престол в Москве.
  • Часы на башне всегда спешат на пять минут. Это сделано в память о монахе, увидевшем с башни турок, которые приближались к Львову. Не имея времени предупреждать об этом, монах перевел часы на несколько минут вперед, до часа, когда закрывались городские ворота. И так захватчики не смогли попасть в город.
  • Еще одна жуткая история связана с монахом Альбертом Вироземским. Его монахи поймали на мошенничестве и посадили в подземелье. Чуть позже они увидели на стенах написанный кровью текст сделки с дьяволом, которого монах просил об освобождении, предлагая взамен нечистому свои душу и тело после смерти. Монахи так и не дали состояться сделке и сожгли своего коллегу на костре.
  • Во время Второй мировой войны в канализационных туннелях под церковью скрывалась группа евреев. Остатки их вещей обнаружили в начале 2000-ных годов во время ремонта.
  • В подвалах монастыря в 1992 году открылась художественная галерея Музей идей.
  • Вблизи монастыря высажен небольшой сад, который известен как Бернарденгарден (сад Бернардинцев) – это популярное место для проведения художественных акций и фестивалей.

Как доехать

Чтобы добраться до монастыря с железнодорожного вокзала, нужно ехать маршруткой №29 до площади Мытной, откуда через оборонные стены можно выйти во двор монастыря, или трамваями №1 и 9 к улице Русской, а дальше мимо городского Арсенала пройти в том же направлении.

Бернардинский монастырь

Недалеко от главной католической святыни Гродно, кафедрального собора Святого Франциска Ксаверия, располагается не менее значимый и интересный храм – костел Обретения Святого Креста. Посещение этого культового места значилось вторым пунктом в моем путешествии по Гродно. Сюда же я и направился после утренней Святой Мессы в кафедральном соборе Святого Франциска Ксаверия.

История Бернардинского монастыря

Бернардинский костел и монастырь в Гродно были основаны в 1494 либо 1495 г (точный год остается неизвестным). Землю под строительство первого на территории древнего Гродно монастыря выделил великий князь Литовский и король Польский Александр Ягеллончик. Со временем небольшие деревянные костел и монастырь выросли в огромный комплекс, включающий каменные мужской монастырь, костел Обретения Святого Креста, женский монастырь бернардинок с костелом Рождества Пресвятой Девы Марии.

Начиная с XIX века, во время существования Российской Империи, а затем советского атеистического режима, происходит постепенный упадок монастырской жизни. В 1853 году был закрыт мужской и женский монастыри. В 1858 году костел Рождества Пресвятой Девы Марии был перестроен в православную церковь. В советское время храм был разрушен, а на его месте женского монастыря бернардинок построен драматический театр.

В этом круговороте истории чудом уцелели здания мужского монастыря бернардинцев и костел Обретения Святого Креста. В их зданиях располагались областная санитарно-эпидемиологическая станция, архив и библиотека.

С 1990 года, после краха Советского Союза и обретения независимости Республикой Беларусь, бывшие монастырские сооружение были возвращены католической церкви. Костел снова открыл свои двери для прихожан, а в зданиях монастыря расположилась Высшая духовная семинария (одна из двух, действующих на территории современной Беларуси).

Убранство костела

Костел Обретения Святого Креста имеет богатое внутренне убранство, что вполне характерно для храмов, возведенных в период средневековья. В церкви располагается большое количество боковых алтарей, которые посвящены определенным святым, а также сценам из библейской жизни Иисуса Христа.

На полу в центральной части храма есть памятная табличка, на который выбито четыре цифры – «1926». Вероятнее всего это дата реконструкции храма. В 1921-1939 годах Гродно входил в состав Польши, в это время происходило восстановление католичества на территории Западной Беларуси, строилось много новых храмов и реконструировались старые.

Читайте также  Археологический музей Ниццы

Поражает своей красотой главный алтарь костела. Находится он немного поодаль от прихожан и отделен символической оградой. В центральной части алтаря расположено распятие, причем крест выполнен особым образом. Он имеет позолоченное покрытие, что делает его заметным и притягательным с любого расстояния. Сразу ощущаешь себя под пристальным вниманием Творца и начинаешь понимать, что в первую очередь ты находишься в доме молитвы и только потом в памятнике архитектуры.

Высшая духовная семинария

Говоря о Бернардинском монастыре и костеле Отыскания Святого Креста, нельзя не сказать и о Высшей духовной семинарии города Гродно. Как я упоминал ранее, учебное заведение было открыто в 1990 году, сразу же после возвращения монастырского комплекса верующим католической церкви. Будущие священники обретают знания и молятся в помещениях, где некогда жили и работали их предшественники – монахи бернардинского ордена.

Высшая духовная семинария в Гродно имеет хорошую репутацию, а ее выпускники служат в католических приходах Беларуси, России, Украины и Казахстана. Срок обучения в семинарии составляет 6 лет.

Стоит отметить, что при семинарии действует особая библиотека, которая доступна не только будущим католическим священникам, но и всем желающим. Книжный фонд библиотеки – примерно 27 000 экземпляров художественной и духовной литературы.

Как добраться

Бывший бернардинский монастырь расположен в центральной части города на улице Парижской Коммуны, аккурат напротив драматического театра. От железнодорожного вокзала можно добраться пешком, прогулка займет не более двадцати пяти минут.

Если вы решите воспользоваться общественным транспортом, вам подойдет автобус №3. Остановка находится около центрального выхода с железнодорожного вокзала. Поездка на автобусе займет порядка десяти минут, выходите на остановке «Советская площадь».

Вполне развиты и доступны в Гродно услуги такси. В городе работает порядка десяти компаний-перевозчиков, поэтому наблюдается высокая конкуренция и трепетное отношение к клиенту. Средний тариф по городу составляет 0,3 USD за 1 км.

Также не возникнет проблем, если вы путешествуете на личном авто. Вблизи монастыря расположены несколько просторных бесплатных парковок, поэтому даже в выходной день всегда найдется свободное место.

Время работы

Расписание богослужений выглядит следующим образом:

  • Будние дни (Пн — Сб): 7:30; 8:00; 19.00.
  • Воскресенье и католические праздники: 7:30; 9:00; 10:30; 12:30; 19:00.

Вход для туристов совершенно бесплатный. Если вы зашли в костел во время службы, то необходимо дождаться окончания мессы и только после этого осматривать его.

Помните, что расписание богослужений со временем меняется, более детальную информацию вы можете получить по телефонам + 375 (152) 77-22-35, 77-21-16 (канцелярия костела).

gorod_brest

Город Брест

На территории современной Брестской крепости можно увидеть руины и куда более старой постройки, чем сама крепость, а именно Бернардинского монастыря.

Бернардинцами назывались члены католического монашеского ордена, названного в честь реформатора Бернара Сиенского. В Брест-Литовске (так раньше называли Брест) они появились в первой четверти 17 века по приглашению Мартина Шишковского. Он отдал бернардинцам свой дом и участок на Волынском предместье города, а также построил для монахов каплицу. В 1605 году бернардинцами были возведены деревянные постройки, костел и монастырь — с этого момента и берёт своё начало это место, как религиозный объект. к нашему веку, уже к сожалению, прилично разрушенный.

С пожертвований Льва Сапеги и Яна Галемского вместо деревянного началось строительство каменного костела, который в 1623 году был освящен во имя Иоанна Крестителя и Святой Анны. Через год, в 1624 году был также основан и женский деревянный монастырь. Позже, на этом же участке был возведен уже каменный костел и монастырь бернардинок, который был закончен в 1750 году.

Существует схема Бернардинского монастыря 1830 года.

Бернардинский монастырь на карте старого Брест-Литовска.

По созданным макетам можно видеть, какой красивой и внушительной постройкой являлся этот монастырь.

Интерьер храма производил, как и фасад, впечатление богатства. Его внутренние устои были обработаны группами пилястр, зрительно поддерживающих соответственно им расчлененный подпружными арками цилиндрический свод. Большой двухъярусный позолоченный из резного дерева главный алтарь в пресвитерии дополняли также резные из дерева алтари, размещенные у устоев. Пол перед большим алтарем был деревянным, а в остальных частях кирпичным.
Каменный монастырь бернардинок был перекрыт сводами в обоих этажах. Квадратный внутренний двор занимал садик. Во время службы обитательницы монастыря, невидимые для прихожан, находились на хорах над главным входом в храм, связанных коридором со вторым этажом монастыря. В первом этаже монастыря размещались наиболее важные помещения: приемная, келья настоятельницы, трапезная. На втором этаже располагались 13 монашеских келий.

Монастыри бернардинцев и бернардинок Бреста — единственные сооружения этого ордена в Беларуси, образовавшие ансамбль, организованный вокруг площади. Фасады костелов монастырей Бреста замыкали площадь за Бернардинским мостом через Мухавец и служили гигантским обрамлением дороги, ведущей из Украины. В других городах (Минск, Слоним) оба бернардинских монастыря стояли независимо один от другого, и не образовывали комплекса.

В 1795 году Брест в связи с третьим разделом Речи Посполитой оказался во власти Российской империи. И уже в 1797 году генерал-майор Франц Деволан предложил построить на месте старого города мощную крепость. В дальнейшие десятилетия эта идея всё сильнее назревала и в 1830-м году царь Николай I одобряет строительство крепости. Это был смертный приговор для старого города, его величественных и красивых построек — всё это было стёрто с лица земли, ради строительства мощнейшего оборонительного сооружения.

Но монастырю можно сказать повезло, переделанном для крепостных нужд, в нём до 1941 года располагался госпиталь. В трагические дни обороны Брестской крепости здесь немцами были захвачены в плен раненые врачи с медсестрами, которых они потом гнали впереди себя под пулеметы защитников.

В послевоенное время здание использовалось в качестве склада, располагавшейся в этом месте военной частью. После развала СССР строение постепенно разрушалось. Хотя ещё какие-то 10-20 лет назад выглядело на порядок лучше, точнее будет сказать целее.

Но время, погода и конечно мародёры сделали своё дело, сейчас бывший монастырь представляет собой обветшалую руину.

У стен кто-то разрыл капитальную яму, обнажив древнюю кладку основания монастыря.

Все проходы открыты, можно попасть в любо комнату, подвал и внутренний двор.

В некоторых местах сохранилась плитка на полу.

Здесь даже с каким-то обозначением.

Когда я начал обрабатывать эту фотографию, то чуть со стула не упал. Как думаете почему?

Покрупнее. Видите эту кричащую гримасу в самом центре фото?

Стоит ли пугаться такого? Вообще это место уже имеет дурную славу. Так же пишут, что осенью 1964 г. у развалин госпитального здания нашли останки 48 человек, погибших там в июне 1941 года.

Атмосферность этому месту придаёт и имеющийся тёмный подвал.

Внутри подвала. Я не рискнул туда лезть в одиночестве.

Бродя по руинам монастыря я подметил для себя что здесь достаточно чисто. И вправду, у постройки я обнаружил сложенные мешки с мусорам, который собрали с этой территории.

Оказывается такие субботники проводятся здесь периодически сознательными людьми. Вот их видео

У входа в подвал сложены находки прошлого, можете прихватить себе какой-нибудь сапог на память)

Кстати, на монастыре есть и табличка, напоминающая нам, что это за место. По-мимо таблички есть ещё и слухи, что этот монастырь могут восстановить как архитектурный объект, чтож, было бы прекрасно.

Место на самом деле интересное, таинственное и надеюсь перспективное в своём восстановлении и изучении.