Белая фабрика Людвига Гейера

Статьи

Белая фабрика Грейера в Лодзи (Biała Fabryka Greyera)

Польша находится в самом центре европейского континента. Поэтому неудивительно, что промышленная революция затронула этой край практически одновременно с другими европейскими государствами. Одним из уникальных памятников зарождения польской промышленности является Белая Фабрика Гейера, которая и сегодня служит одним из главных архитектурных памятников польского Манчестера 19 века – Лодзи.

Основание фабрики Гейера

Как известно, в начале 19 века, когда развитие промышленности в Европе набирало обороты, значительная часть Польши, с Лодзью включительно, входила в, так называемое, Королевство Польское (в русскоязычной историографии, Царство Польское), которое находилось под протекторатом Российской Империи. Тем не менее, в Польше существовали свои законы, своя валюта и так далее.

В 1835 году, успешный предприниматель Людвик Гейер решил основать в Лодзи самую современную, на тот момент, ткацкую фабрику. Ткацкая тема была, в то время, очень выгодным делом. Поэтому, кроме собственного капитала, Гейер привлек заемные деньги из банков, частных займов и даже из городского бюджета города Лодзи. В результате, было построено самое современное в Королевстве ткацкое предприятие, на котором использовалась даже паровая машина.

Оборудование для фабрики было закуплено в Бельгии и отвечало самым смелым требованиям того времени. В то же время, был построен комплекс зданий, который и сегодня можно увидеть на улице Петрковской, в Лодзи. Этот комплекс считается наиболее ярким образцом промышленной архитектуры начала 19 века во всей Польской Республике. Поскольку здания комплекса были выполнены в светлых, преимущественно белых, тонах, комплекс получил название Белой Фабрики Гейера.

Появление фабрики сделало Лодзь одним из главных промышленных центров страны. Город стали называть польским Манчестером, проводя аналогию с ролью британского города в развитии промышленной мощи своей страны. Следует заметить, что, благодаря последующему развитию промышленности города, Лодзь длительное время был вторым по численности населения, городом Польши, только в 2000-х годах уступив свои позиции Кракову.

Белая Фабрика Гейера сегодня

Фабрика Гейера является одним из доминирующих зданий в архитектурном облике Лодзи. Сегодня здесь располагается Центральный Музей ткачества в Лодзи, где посетители могут окунуться в атмосферу ткацкой фабрики начала 19 века.

В музее представлены разнообразные образцы ткацкого и прядильного оборудования 19 века, на котором производилась работа. При этом, экспозиции дают возможность увидеть многие машины в действии.

Одним из самых интересных экспонатов этого музея, вне всяких сомнений, является монументальная вышивка копии картины Яна Матейко «Ян III Собеский под Веной». Сама картина находится в музее Ватикана. А вот вышитая копия из Лодзи исполнена в настоящих размерах, то есть, 4580*8940 мм. Это огромное полотно вышивали на фабрике около трех лет.

Около Фабрики Гейера находится достаточно интересный Скансен деревянной архитектуры в Лодзи. Здесь можно увидеть в каких условиях жили рабочие ткацкой фабрики. Здесь же находятся многичесленные домики ремесленников и виллы промышленников. Такие, например, как вилла фабриканта Шии Святловскего, которая была перенесена в Скансен из другого района Лодзи.

Таким образом, Белая Фабрика Гейера является одной из самых значительных достопримечательностей города Лодзь. Здесь можно увидеть изнутри, как выглядело ткацкое производство, благодаря которому, Лодзь стал одним из важнейших городов страны, а сама Польша, несмотря на фактическую оккупацию, смогла стать одной из самых развитый стран Европы.

Остается лишь добавить, что Фабрика расположена по адресу:

Лодзь

ул.Петрковская,282

Телефон касс музея : 42 683 26 84, внутренний 132

Фоторепортаж Экскурсия Белая Фабрика или Музей Ткачества в г Лодзь Польша Часть 1 Современно-галерейная

Добрый день, друзья! Приглашаю вас на прогулку. Надеюсь, что она будет для вас интересной и познавательной. Репортаж будет разбит на несколько частей, т.к. фотографий и информации много и в одном посте вряд-ли получится разместить.Недавно мне посчастливилось побывать в Музее Ткачества в польском городе Лодзь. Это один из самых крупных городов Польши, расположен в центре страны. В переводе с польского означает «лодка» или «ладья». Основан в 13 веке, но статус города получил в 15. В городе самый старый жилой фонд, в прямом и переносном смысле). Очень много старинных зданий, которым требуется реконструкция и я вижу, как работа по восстановлению постепенно ведется. Я обожаю архитектуру, обожаю историю, мне нравится разглядывать фасады и лепнину. люблю детали). Дверь, которую вы видите на фото, я нашла в подворотне старого дома возле Белой Фабрики. Многократное окрашивание, погодные условия и время превратили ее в настоящее произведение искусства!! Какая фактура!! Какой настоящий «кракелюр») Жаль, если кому-нибудь придет в голову ошкурить и покрасить ее.

Итак, Белая Фабрика, в прошлом масштабное и величественное текстильное предприятие, сегодня превращена в музей текстильной промышленности. Начиная с начала 19 века в городе создаются первые суконные и ткацкие посады, которые в последствии превращаются в мануфактуры и ткацкие фабрики.

Белая фабрика была построена Людвигом Гейером в 1837 году, в неоклассическом стиле. Она считается одним из красивейших памятников промышленной архитектуры Польши.Некогда, на предприятии работало свыше 5 000 человек, они занимались пошивом одежды, обуви, тканей и спецобмундирования. В музее размещены образцы оборудования, документы и раритетные вещи 19 столетия. Также здесь размещаются передвижные выставки и экспозиции, которые вызывают не меньший интерес.

Вход в музей со внутренней стороны двора. Первые мануфактуры и механизированные фабрики строились в стиле классицизма, имели гладкие, оштукатуренные стены. А во второй половине XIX века в Лодзи появились сотни кирпичных фабрик построенных из красного кирпича и с использованием железобетонных конструкций, а город получил прозвание «польского Манчестера». Сегодня некоторые бывшие фабрики отреставрированы и превращены в огромные торговые центры с одноименным названием «Мануфактура»

На первом этаже музея стоит барельеф его основательницы и первого директора — Кристины Кондратюк. Сегодня здесь проходит выставка современного искусства ткачества международного масштаба. В галерее собраны работы мастеров со всего мира — это панно, гобелены, ковры, сотканные из мыслимых и совершенно немыслимых материалов. Вобщем, смотрите сами.

На первом этаже нас встречает целый косяк рыб, сделанных из ткани. Это уже интересно и вызывает улыбку и желание сфотографироваться))

Первый экспонат, первая композиция. Даже не помню названия и автора. Хотелось просто ходить и наслаждаться этой красотой. Но потом планы поменялись. Я поняла, что мир тоже должен это увидеть). Позже буду писать название работы и из какой страны мастер. Прошу прощения, но формировать пост буду постепенно, т.к это отнимает очень много времени, а оно не всегда есть в таком обьеме.

Собственно, детали. Их я тоже старалась приблизить и запечатлить. В композицию из нежнейшего шелка добавлены вязанные элементы и . Оооо! я вспомнила название. Думала, как бы назвать эти кругляшки из ткани и пришло в голову «капли». Да! Капли!! А работа называлась «Сумка воды»)))

Картина из фетра. Так хотелось прикоснуться к ней, провести рукой. но нелльззя!!

Немного ближе. Квадратные кусочки белого фетра просто закреплены на основе под разными углами. вживую смотрится потрясающе.

Такие вот милые пенечки))

Они тоже из ткани. внутри похоже на плотный атлас, сверху сетка, напоминающая фатин. также элементы из пряжи и нитей

Эта масштабная работа из войлока, получившая бронзовую награду. Выполнена мастерицей из Голландии

Поближе. «Увидь то, чего не можешь разглядеть», гласит надпись

Настоящий ковёр из. еловых игл! Мечта йога!!))

Тыльная сторона. Иголочки просто продеты сквозь полотно-основу и закреплены клеем. Но какая масштабная работа!!

Эта работа мне очень понравилась. Долго всматривалась как. как можно было сделать такое огромное фото и нанести его на панно. но фактически я видела только переплетение тонких нитей. Мастер, выполнивший эту работу, мужчина. Страна — Великобритания. Картина называется «Ах, как приятно!»

Это вышитое панно «Когда мы были детьми» мастерицы из Монголии.

Детали. Может быть автор использовала фото своих родных, кто знает?

Композиция из шелковых лент.

Поближе. сколько же метров ушло на эту красоту? Размер круга приблизительно 1.5 метра на 1.5

Композиция из четырех чаш, выполненная мастером из Израиля — «В начале». Долго всматривалась в материал, из которого они сделаны. Было похоже на шерсть с добавлением различных цветных нитей.

Название «В начале» очевидно говорит нам о сотворении мира. И, на мой взгляд, эти чаши символизируют четыре стихии — воду.

Тарелка Дрезден. Живопись художник Людвиг Гейер 19 в

Здравствуйте мои дорогие! Поделюсь сегодня интересными находками, а точнее одной тарелкой, которая привлекла внимание необычной росписью, и декоративным прорезным фарфором с густым накладным золотом.

Дрезденский фарфор — это высококачественный декоративный и роскошный фарфор.

Он характеризуется совершенными формами, детализированными ювелирными элементами и тонкой блестящей поверхностью с великолепной росписью.

Уникальные изделия, изготовленные вручную в Саксонской фарфоровой мануфактуре в Дрездене с 1872 года, свидетельствуют о многовековом опыте и ловкости. Декоры созданы по традиционным образцам в практически неисчерпаемом разнообразии. Вечный благородный белый фарфор также очень популярен.

Знак « SP Dresden» означает удачное сочетание традиций и духа времени и, следовательно, современный интерьерный аксессуар традиционной саксонской марки.

Появление бренда «СП Дрезден»

В 1708 году алхенист Й . Беттгер и натуралист Э. В. фон Чирнхаус раскрыли секрет производства фарфора в их дрезденской лаборатории. С тех пор Дрезден был известен как «колыбель белого золота» в Европе.
Следуя духу оптимизма, основанный в Дрездене фарфоровый художник Карл Готлиб Тиме открыл «Саксонскую фарфоровую фабрику Карла Тиме из Потсчаппель-Дрезден » в Потсчаппеле около Дрездена в 1872 году.
В 1874 году Тиме создал цветочную модель Карла Августа Кунцша , которая усовершенствовала свое профессиональное мастерство на дрезденской фабрике по производству керамогранита » Villeroy & Boch «. После смерти Тима в 1888 году он принял компанию и основал великую традицию пышного цветочного покрытия, столь характерную для дрезденского фарфора и по сей день. Он оказался дальновидным предпринимателем и основал компанию на всех известных фарфоровых рынках в Западной Европе и Америке. Тогда самым выдающимся клиентом была британская королевская семья до начала Второй мировой войны.
В 1901 году был официально зарегистрирован так называемый « SP Dresden» — для саксонской фарфоровой мануфактуры в Дрездене, который до сих пор используется и стал всемирно известным, до того, как использовались другие, сегодня малоизвестные, клейма

Читайте также  Церковь Рождества Богородицы в Городне на Волге

Разнообразие сегодня неизвестных торговых марок. Подержанный и ныне всемирно известный » SP Dresden» (для саксонской фарфоровой мануфактуры Dresden) был официально зарегистрирован в 1901/02 году. Марка наносится синим цветом на отожженный фарфор, а затем покрывается глазурью. В старых произведениях знак иногда встречается на глазури. В 1970-х годах мануфактуре пришлось защищаться от неправомерного использования зарегистрированного товарного знака в отношении нескольких конкурентов, особенно из Баварии. Высший областной суд Мюнхена, наконец, признал, что только дрезденской мануфактуре разрешено использовать слово «Дрезден» в своем названии и в качестве обозначения украшения.

Источник: пресс-релиз Саксонской фарфоровой мануфактуры в Дрездене.

Художник и мануфактура

Саксонская фарфоровая мануфактура использовала не только своих собственных модельеров и художников для разработки новых форм и декоров. Она также часто прибегала к внешнему искусству. Был около 1900 года с профессорами и выпускниками Дрездена Kunstgewerbeschule сотрудничал, так что это были примерно с 1985 года члены зала художественного колледжа Бург Giebichenstein , который создавал новые проекты. С 1993 года ассоциация Dresdner Porzellankunst eV является связующим звеном между миром искусства и деловым миром мануфактуры.

Разработчики мануфактуры:
— Рейнхольд Брауншмидт (1882-1954)
— Джозеф Добнер (1895-1958)
— Олаф Стой (род. 1959)

Художник мануфактуры:
— Людвиг Гейер (1842-1937) — На тарелке представленной в магазине подпись именно этого художника Людвига Гейера,

позже нашла информацию, что дочь Анна Гейер также работала на мануфактуре художником и расписывала шкатулку представленную на фото ниже.

-Хьюго Рост (1874-1948)

-Штеффен Лукш (род. 1950)

На тарелке подпись отца, так как Анна Гейер добавляла букву перед фамилией, подпись была такая см. ниже

А сейчас подпись самого Людвига Гейера на нижней части тарелке.

Клеймо синее подглазурное, «Дрезден» надглазурная подпись.»SP Dresden» (для саксонской фарфоровой мануфактуры Dresden) был официально зарегистрирован в 1901/02 году. Марка наносится синим цветом на отожженный фарфор, а затем покрывается глазурью.

ИСТОРИЯ И СЕГОДНЯ!

От основания 1872 до 1945 года.

Карл-Иоганн Готтлоб Тиме (1823-1888) был мастером по фарфору. В то же время с 1864 года он управляет собственным магазином фарфора и антиквариата в центре Дрездена. Он решил сделать свой собственный фарфор. Он нашел подходящий участок земли недалеко от города Дрездена в промышленной деревне Потшаппель. 17 сентября 1872 года начал работу « Саксонский фарфоровый завод Карла Тиме в Потшаппель ». С самого начала белый фарфор продавался не только домам Дрездена, но и по всей Европе. Точно так же не только самодельный, но и купленный белый фарфор был окрашен и продан там.

Модельер цветов Карл Август Кунцш (1855-1920), зять Тима, внес существенный вклад в успех компании . Он создал с помощью «пышного цветочного покрова» стилевую особенность дрезденского фарфора. После смерти Тимеса он принял предприятие, и экономический успех позволил в 1912 году конструктивно расширить производственные здания, которые остались неизменными до сегодняшнего дня.

Мировые войны и мировой экономический кризис привели к сокращению экспорта, а число работников сократилось с 300 в 1914 году до менее 70 в 1932 году.

С 1945 по 1989 год.

После 1945 года старые владельцы были вынуждены покинуть компанию. Поскольку семья Кунцш не была нацисткой, Эмиль Кунцш был привлечен к уголовной ответственности государственными органами ГДР как преступник. Участие государства в мануфактуре постепенно расширялось. Начиная с 1972 года предприятие более устойчиво, как » Саксонский фарфоровый завод ВЭБ», Дрезден; Сиденье Фрайталь ». Эта национализация была завершена. За пределами ГДР популярность дрезденского фарфора снова возросла до 1980-х годов. Юридическое преследование имитаторов и фальшивомонетчиков в 1970-х годах было полезным. Высший окружной суд Мюнхена в то время принял решение в пользу Саксонской фарфоровой мануфактуры в Дрездене, что только это может привести к названию дрезднерского фарфора. В конце 1980-х годов численность работников составляла около 180 человек.

С 1990 по сегодняшний день (печальное сегодня)

После воссоединения Германии мировой рынок декоративного и роскошного фарфора претерпел серьезные изменения в 1990-х годах, и владельцы также часто переходили из рук в руки. Из национального достояния фарфоровая мануфактура перешла во владение треста. Оттуда он перешел в руки французской группы инвесторов в 1991 году. После банкротства он был продан в 1993 году находящейся в Дрездене группе IPV Kunstmäzens Jürgen Wegener.

После ее банкротства в 1998 году она была поглощена Гюнтером Зайфертом и Клаусом-Питером Арнольдом в рамках выкупа менеджмента. В 2002 году на Саксонском фарфоровом заводе работало 19 постоянных сотрудников, и он снова стал неплатежеспособным. Он был куплен в 2005 году родным братом Hillebrand GmbH. На этом их обязательства закончились в 2008 году. С тех пор российский предприниматель Арменак С. Агабабян. В 2010 году было занято 20 человек. В период с марта по октябрь 2013 года г-н Агабабян временно приостановил бизнес. Давний управляющий директор Гюнтер Сейферт покинул компанию.

Дорога к объездной дороге Фрайталера в 2002 году перед зданием фабрики получила в память основателя фарфоровой мануфактуры имя «Carl-Thieme-Straвe»

стиль

Сегодняшний дрезденский фарфор характеризуется пышным цветочным покрытием, разнообразными прорывными работами, роскошными декоративными росписями и богатыми золотыми дворцами. Предпочтительный язык дизайна варьируется от барокко до рококо и от классицизма до бидермейера. Популярными предметами являются банки, корзины, статуэтки, вазы с попурри и подсвечники.

Сегодня фарфоровая мануфактура может рисовать из декор фонда сотни различных декоров. Совсем недавно, в 1995 году, фонд пресс-форм насчитывал около 12 400 различных моделей. Эти модели хранятся в пристройке до сегодняшнего дня. Из-за десятилетий неправильной расстановки приоритетов со стороны руководства компании эта постройка находится в разрушительном состоянии. Прежде всего, именно влага, проникающая в сломанную крышу, разрушает гипсовые модели. С 2014 года предполагалось, что более 60 процентов модельного фонда теперь можно считать потерянным.

Дорогие мои подписчики, из всего выше найденного в статьях и других источниках о бесценных предметах истории, следует. Берегите предметы Дрезденского фарфора, которые есть в ваших коллекциях, или будут, они бесценны. )

Белая фабрика Людвига Гейера

Спасибо за участие.

История дома Габсбургов, правившего Священной Римской, а затем Австро-Венгерской империей почти шесть столетий, знала немало императоров, отличавшихся умом, талантом к управлению государством и сообразительностью; знала она жестоких самодержцев и самодуров. Не только правление, но и личная жизнь императоров нередко становились предметами слухов и легенд. Одна из интриг дома Габсбургов была связана с гомосексуальностью последнего принца династии — Людвига Виктора (Ludwig Viktor).

Эрцгерцог Людвиг Виктор Иосиф Антон Австрийский родился в 1842 году в Вене. Он был младшим сыном эрцгерцога Франца Карла и братом наследника австрийского престола эрцгерцога Франца-Иосифа. Мать Людвига Виктора — принцесса София Баварская — была плодовита на мальчиков и к рождению принца уже обеспечила наследниками мужской линии несколько императорских домов Европы и Нового Света. Своим младшим ребенком она предпочла бы видеть девочку, но вместо нее на свет появился Людвиг.

Принцу Людвигу Виктору было решено дать традиционное для мужчин дома Габсбургов военное образование и подготовить его к участию в управлении государством. Однако, как и тезка и современник Людвига Виктора — король Людвиг Баварский, молодой австрийский принц был равнодушен к государственным делам и военной службе. Стремление еще одного брата, императора Мексики Максимилиана, женить его на принцессе Изабелле, дочери бразильского короля Педро II, образовав таким образом династическую унию между двумя латиноамериканскими государствами, натолкнулось на нежелание Людвига Виктора быть королем и участвовать в политических делах далеких стран. Вместо этого принц предпочитал жить светской жизнью венского общества.

В 1863-1866 годах по заказу Людвига Виктора архитектор Генрих фон Ферстель построил для него дворец на венской площади Шварценбергплац. Четырехэтажное здание в стиле итальянского ренессанса включало в себя огромный торжественный зал и отделанные деревом и мрамором жилые и рабочие комнаты принца. Впрочем, работал Людвиг во дворце мало — он предпочитал праздно проводить время, причем в компании мужчин, а не женщин. Желание матери принца иметь девочку отчасти сбылось: Людвига часто видели на праздниках и приемах в женских платьях. В таком виде он даже позволял себя фотографировать.

При дворе Габсбургов Людвиг Виктор был известен своей колкостью и неумением держать язык за зубами. Княгина Нора Фуггер дала ему такое описание: «Принц в корне отличался от своих братьев, не имел пристрастий ни к военному делу, ни к искусству, был хилым, тщедушным, немужественным, манерным и имел безобразный внешний вид. Его боялись из-за любви к злословию. Он вел богатую светскую жизнь, знал все обо всех, даже то, что они сами о себе не знали, его язык кусал как жало ядовитой змеи. Он вмешивался во все дела, замышлял интриги и радовался, когда получалось раздуть из них скандал. Были все причины бояться его болтливости — ведь в конце концов, он был братом кайзера». Бояться Людвига Виктора приходилось даже императрице Сисси. Впервые оказавшись при венском дворе, Сисси выбрала Людвига в качестве своего доверенного лица и советчика. Доверенное лицо оказалось, впрочем, ни на что негодным — вскоре императрица стала узнавать истории, рассказанные по секрету Людвигу, от третьих лиц. После этого жена Франца-Иосифа соглашалась общаться со своим деверем только в присутствии секретаря.

Эскапады принца Людвига стали со временем возмущать даже относительно толерантное и ко всему привычное венское общество. Пик негодования наступил после инцидента в центральной венской купальне Centralbad. В турецкой бане принц захотел познакомиться с молодым армейским офицером и доверительно положил свою руку к нему на промежность. Офицер, не собиравшийся отвечать взаимностью на ухаживания принца, недолго думая, дал ему в глаз. Взбешенный Людвиг Виктор вскочил на ноги и пригрозил вызвать полицию. Полиция действительно приехала, однако, доставила больше неприятностей августейшей особе, а не его несостоявшемуся любовнику. Когда слухи о происшествии в купальне стали гулять по городу, император Франц-Иосиф, стремясь замять скандал, выслал своего брата в Зальцбург и запретил ему впредь появляться при дворе.

В Зальцбурге Людвиг Виктор поначалу вел закрытый образ жизни, уединившись в принадлежавшем ему замке Клессхайм. Однако со временем принц стал больше выходить в свет и вскоре стал звездой и кумиром местного общества. Людвиг Виктор был известен, прежде всего, как щедрый меценат, патрон нескольких социальных организаций Зальцбурга и городского объединения художников. Переезд из Вены не означал полного разрыва связей с домом Габсбургов: в 1898 году император Франц-Иосиф назначает принца главой Австрийского общества Красного креста. С 1873 года Людвиг Виктор являлся почетным командиром нескольких воинских полков, в том числе 39-го Томского пехотного полка русской армии. Участие принца в военных делах, впрочем, ограничивалось тем, что он периодически приглашал офицеров в купальню, устроенную им в своем замке.

Читайте также  Археологический музей в замке Гайяр

Последние годы жизни Людвиг Виктор провел в затворничестве, страдая от душевного помешательства, вызванного, по некоторым данным, сифилисом головного мозга. В январе 1919 года, почти через два года после смерти своего брата Франца-Иосифа и через два месяца после ликвидации габсбургской монархии, он тихо скончался в замке Клессхайм. В Зальцбурге о Людвиге Викторе напоминает мост, носящий его имя. Дворец на Шварценбергплац в Вене после изгнания принца был передан в собственность государства и за последние сто лет несколько раз менял владельцев. Его помещения сейчас поделены между австрийским министерством экономики, театром и рестораном TGI Fridays.

Гейер, Людвиг Фердинанд — что это такое

Людвиг Фердинанд Гейер (нем. Ludwig Ferdinand Geyer ; польск. Ludwik Ferdynand Geyer ; 7 января 1805, Берлин ― 21 октября 1869, Лодзь) ― немецкий промышленник. Один из пионеров развития текстильной промышленности в Лодзи и Польше, владелец первой паровой текстильной фабрики в Царстве Польском [2] .

Людвиг Фердинанд Гейер
нем. Ludwig Ferdinand Geyer
Дата рождения 7 января1805 ( 1805-01-07 ) или 1805[1]
Место рождения
  • Берлин , королевство Пруссия
Дата смерти 21 октября1869 ( 1869-10-21 ) или 1869[1]
Место смерти
  • Лодзь , Петроковская губерния , Царство Польское , Российская империя
Подданство Российская империя
Род деятельности предприниматель
Отец Адам Гейер
Медиафайлы на Викискладе

Содержание

Ранние годы Править

Людвиг Гейер происходил из семьи фабрикантов из Саксонии. Его отец, Адам Гейер, был владельцем хлопковой фабрики в Нойгерцдорфе, возле Лёбау. Людвик окончил Берлинскую академию и начал работать на фабрике своего отца. Их дела, однако, шли не очень хорошо. В 1828 году семья переехала в Лодзь, привлечённые властями Царства Польского. По их замыслу, этот город должен был стать центром текстильной промышленности. Сюда приезжали ткачи из Великой Польши, Силезии, Саксонии и Чешских земель. Польские власти рассчитывали на перспективы открытия рынка в России. В 1820 году Лодзь была включена в список промышленных городов, которым были предоставлены финансовые льготы и поддержка со стороны царского правительства. Гейеры постарались извлечь максимум из предоставленных им возможностей.

Начало деятельности в Лодзи Править

В 1828 году Людвиг Гейер приехал в Лодзь [3] . 9 августа того же года он подписал контракт с Мазовецкой воеводской комиссией, согласно которому ему предоставлялась площадка для строительства, оказывалась помощь в строительстве и выдавалась лицензия на импорт пряжи с пошлиной, уменьшенной до 2/5 от обычного размера. Взамен Гейер пообещал как можно скорее запустить двадцать ткацких станков и в течение десяти лет организовать производства хлопка на сотне ткацких мастерских. Капитал, который он привёз с собой из Саксонии, был не велик, хотя его оказалось достаточно, чтобы организовать фабрику с 12 ткацкими станками и несколькими ручными типографскими станками [3] . Первый завод Гейера был расположен на Петрковской, 284―286 в трёхкомнатном деревянном доме, где жил и владелец со своей семьёй [4] .

Особенно благоприятные условия для ведения бизнеса у Гейера возникли после подавления Ноябрьского восстания. В 1833 году Гейер приобрел недвижимое имущество у Антония Вильгельма Потемпы по улице Петрковской, 288 и построил кирпичную усадьбу в стиле классицизма на этом же месте [4] . В том же году на фабрике Гейера было установлено 33 новых ткацких станка и 11 столов для печати перкалей. Предприятие получало сырьё от 100 ткачей в Пабьянице и ещё от 60 ― в Лодзи [3] . Фабрика была значительно расширена: было построено здание, отведённое для покраски тканей, введён в эксплуатацию полуавтоматический цех. В 1834 году был фабрика получила особый цилиндрический печатный станок [4] , привезённый из Вены [3] . Эта машина была оснащена беговой дорожкой и была первым подобным устройством в Царстве Польском. За короткое время Гейер также приобрёл более 50 гектаров земли на южной окраине Лодзи [3] .

Пик предпринимательской активности Править

В 1835 году Людвиг Гейер стал настолько успешным промышленником, что мог позволить себе новую большую прядильную фабрику и механическую ткацкую фабрику, которые находились по адресу Петрковская, 282. Завод, построенный в 1837 году, получил название «Белая фабрика» ― здание, в отличие от более поздних заводских построек, было полностью оштукатурено. Год спустя трёхэтажный заводской павильон был пристроен к основному корпусу [5] . Людвиг Гейер стал крупнейшим промышленником в Лодзи, а его завод стал модельным предприятием такого типа во всей Польше [2] . По этой причине Гейера начали называть «отец Лодзи», «король перкаля», «первый лодзерменш» и даже «стервятник с Петрковской» (каламбур: «Geier» с немецкого означает «гриф») [3] .

В конце 1838 года Людвик Гейер установил первый в Польше паровой двигатель мощностью 60 л. с. Таким образом, в Царстве началась механизация текстильной промышленности, о чём также свидетельствует появление первого заводского дымохода в Лодзи [6] . В 1840 году Гейер приобрел у правительства (после победы на аукционе) недвижимость на Петрковской 287―301, которая ранее принадлежала Яну Трауготту Ланге, а в том же году (также после аукциона) ― участок на Петрковской 303—315, проданный банкротом Яном Руджией [4] . В 1840 году Гейер построил [7] одноэтажное кирпичное здание с черепицей. В 1840-х годах на первом этаже на первом этаже находился токарный цех, а на втором ― столярная мастерская. Здание также использовалось для культурных мероприятий и называлось «Дом забав» [6] .

В сороковых годах заводской комплекс все так же стремительно развивался ― число шпинделей увеличилось до 20 384, а мощность паровых двигателей возросла до 120 л. с. На фабрике трудилось около 700 работников [2] [3] . В 1843 году, также на участке Петрковская, 286, Гейер построил второй жилой дом, впоследствии названный первым дворцом в Лодзи [8] , куда он переехал жить год спустя [4] . В 1847 году фабричный комплекс был расширен: были построены два павильона и малярный цех, установлена вторая паровая машина [6] . Год спустя был добавлен ещё один трехэтажный павильон для «Белой фабрики». 21 декабря 1853 года на улице Петрковская, 303, где в двухэтажном здании находились ткацкая фабрика, типография, красильная фабрика, произошел пожар. Завод был быстро перестроен [9] , хотя владелец понёс большие потери, поскольку имущество было застраховано по минимальным ставкам [10] .

Завод представлял собой цельный комплекс с производственными цехами по производству хлопка: прядильной фабрикой, ткацкой фабрикой, типографией, красильным цех и отделочной мастерской. Продукция Гейера ценилась как в Царстве Польском, так и в других частях Российской империи. Коммивояжёры компании путешествовали во многие уголки империи, продвигаю свою продукцию. Их можно было встретить в таких городах, как Вильнюс, Рига, Харьков, Киев или даже Санкт-Петербург. Во время презентации своей продукции на выставке в Москве в 1843 году Гейер получил разрешение от жюри использовать герб империи на своей продукции, что было большим отличием и подняло престиж компании на новую высоту [2] [3] . В 1846 году Людвиг Гейер получил золотую медаль от правительства и ордена Святого Станислава III степени. В то время Гейер, как «первый» гражданин Лодзи, регулярно приглашался для участия в комитетах, организующих различные общественные проекты. При его финансовой поддержке прошло строительство первой в городе больницы (имени св. Александра). Он был основателем Лодзинского мужского певческого общества, школы для детей работников его фабрики [2] . Промышленник основал фонд, куда вкладывал денежных средств компании, шедшие на выплату гонораров для заводского врача и на выплату пособий для больных рабочий [3] .

Кризисные времена Править

В 1854 году на производстве начался кризис. Причины его были разнообразны. Промышленник, веря в дальнейшее процветание, вёл себя неосторожно [11] . Предприятие было обременено долгами, возникшими вследствие кредитования в Польском банке с 1837 года на нужды строительства и развития завода. В 1839 году сумма требований равнялась стоимости имущества, а в 1844 году долг превысил 1 миллион польских злотых. В связи с тем, что продажа фабрики не покрывала дебиторскую задолженность, банк неоднократно переносил сроки оплаты, и после погашения некоторых обязательств Гейер брал дополнительные займы для расширения предприятия. С 1854 года приток кредитов остановился и Гейер прекратил расширение завода [10] . Инвестиции в земельные участки не принесли прибыли. В поместье Руда Пабьяницка Гейер построил сахарный завод, ликеро-водочный завод, лесопильный завод, кирпичный завод и маслобойню [11] . Он также инвестировал в сахарный завод в Турско и построил там паровую мельницу. Незарегистрированные и плохо управляемые предприятия требовали больших вложений, что отражалось на финансовом благополучии Гейера [2] .

Нехватка инвестиций, пожар на фабрике в 1853 году и приостановка кредитования в 1854 году нанесли удар предприятию [10] . Ситуация усугублялась тем, что Гейер терял финансовую ликвидность на страхование зданий, машин и товаров, что, в свою очередь, приводило к отсутствию обеспечения для банка, а когда в 1855 году Кароль Шейблер запустил огромную прядильную фабрику в 1855 году, у Гейера появился конкурент, с котором он уже не мог выступать на равных [2] . В то время началась продажа поместий: сначала он продал поместья в Руда-Пабяницке и незастроенные площади на Пётрковской, а в 1860 году Польский банк (за 480 000 польских злотых) приобрёл часть участка на Пётрковской, 286 вместе со всеми зданиями. В то же время Гейер демонтировал несколько зданий по адресу Пётрковская, 284, и производство было сосредоточено в зданиях 303―305. На месте демонтированных зданий был разбит сад (в настоящее время парк им. Владислав Станислава Реймонта). В 1861 году Гейер переехал в одноэтажный дом на Петрковской 295―299 [10] .

Однако настоящим ударом для Гейера стала Гражданская война в США, начавшаяся в 1861 году. Хлопковый голод, вызванный прекращением экспорта хлопка из США в Европу, оставлял шансы на развитие только предпринимателям со стабильным финансовым положением. Людвиг Гейер к таковым более не принадлежал. Финансовые неприятности углубили его склонность к спекуляциям на рынке. Воспользовавшись тем обстоятельством, что в начале шестидесятых годов XIX века из-за дефицита мелкой монеты в Царстве Польском фабричные рабочие выдавали рабочим так называемые ваучеры, фабрика Гейера начала выпускать эти ваучеры, гарантировав их цену. Гейер, столкнувшись с финансовыми проблемами, выпустил огромное количество этих ваучеров общей стоимостью на десятки тысяч рублей. Покупатели, зная положение предпринимателя, отказались уважать ваучеры Гейера по их номинальной стоимости, опасаясь (не без оснований), что они не будут обеспечены промышленником [2] .

Читайте также  Храмы в Коринфе

Банкротство и смерть Править

Защищаясь от банкротства, Гейер пытался получить помощь со стороны российских властей. Он обвинил должностных лиц Польского банка в умышленном стремлении уничтожить его заводы, поскольку он нажил неприязнь со стороны поляков. В своём письме военному губернатору Лодзи он предположил, что против него строят козни выходцы из рядов бывших повстанцев; в нём же он напомнил о своём лояльном отношении к российской власти во время Ноябрьского восстания. Однако эти обращения успеха не имели. В 1863 году была закрыта прядильная фабрика, а оставшиеся цеха ― следующем году. В то же время у Гейера были обнаружены нарушения, связанные с уплатой налогов, в результате чего было его обязали уплатить 28 тысяч рублей.Такую большую сумму он был выплатить не в состоянии и в 1866 году его поместили в долговую тюрьму. Однако семья быстро собрала деньги и Гейер был освобожден из тюрьмы. Измученный судебными процессами, он занялся садоводством [3] . Умер банкротом 21 октября 1869 года. Был похоронен на старом кладбище Лодзи.

Наследие Править

Несмотря на печальное окончание своего дела, Людвиг Гейер занял видное место в истории Лодзи и польской промышленности. Внедряя технические новшества в производство (особенно паровые двигатели), он способствовал развитию промышленности во всей Польше [2] .

Так или иначе, с его крахом история основанной им Белой фабрики не закончилась. На базе построенных им зданий в 1886 году в Лодзи было создано второе акционерное общество «Zakłady Przemysłu Bawełnianego Ludwik Geyer Spółka Akcyjna». Признавая заслуги Гейера, акционерное общество было названо в честь него. Ключевым акционерами новой компании, были сыновья промышленника: Рышард, Густав, Эмиль и Евгениуш, а также внук ― Вильгельм. Акционерное общество просуществовало до начала Второй мировой войны. В 1940 году заводы Гейера были переданы нацистской администрации [2] . Жители Лодзи до сих пор называют называют здания по обе стороны от улицы Петрковской и возле парка Реймонта «фабрикой Гейера». Сегодня в некоторых из них находится Центральный музей текстиля в Лодзи.

Людвиг Гейер был женат на Луизе Дитрих, от которой у него родился сын Август Фердинанд, умерший в младенчестве. Затем он обручился с Юзефой Гасперской; их дети ― Адольф Хуго (умер в младенчестве) и дочь Шарлотта Каролина.

В 1835 году он женился на Эмилии Шарлотте Каролине Тюрк, дочери саксонского врача, от которой у него было восемь детей [3] : семь сыновей (Рышард, Густав, Людвик, Роберт, Эмиль, Евгениуш, Цезарь) и одна дочь (Амалия) [2] [12] . Потомки Людвика ассимилировались с поляками. Его внук, Роберт Гейер (член Национальной правой партии), был застрелен гестапо на своей вилле на Петрковской, 280 в Лодзи в 1939 году по необъяснимой причине [13] .

dorogimira

«Дороги, которые мы выбираем»

про наши путешествия и немного про нас

Бавария удовлетворит любой взыскательный вкус. Поэтому недостатка в туристах эта земля никогда не испытывает. И немало этому способствуют два мощных баварских бренда – «Октоберфест» и «Людвиг II». Народ всегда желал хлеба и зрелищ!

Красивый мужчина – он был несчастлив в любви, натура с тонким художественным вкусом – он был не понят своим народом. Все его биографы в один голос заявляют, что этот человек родился не в свое время. Кем бы он был, если б жил на 600 лет раньше, во времена почитаемого им Лоэнгрина? Бродячим миннезингером, таким же несчастным и таким же непонятым? Нет уж, «где родился – там и сгодился».

Людвиг II Баварский родился 25 августа 1845 года в Мюнхене во дворце Нимфенбург, а погиб в возрасте 40 лет на Штарнбергском озере близ Берга. Он никогда не был женат и не имел детей. Все свою жизнь он был влюблен в свою кузину Елизавету Австрийскую. Его не интересовала политика и он отказывался принимать участие в войнах. Главным смыслом его недолгой жизни была музыка и тот, кто создавал ее – Рихард Вагнер. К ногам этого человека Людвиг бросил все – свое время, свои деньги, свою корону. Многочисленные траты на удовлетворение своей мятущейся души привели к тому, что эта душа была признана «неизлечимо больной» и обладатель ее был взят под стражу. А меньше, чем через неделю, Людвиг II был найден в озере вместе со своим врачом. Оба были мертвы и обстоятельства этой смерти не могут выяснить до сих пор.
Сейчас все, что связано с именем Людвига, беззастенчиво эксплуатируется потомками тех баварцев, чьи возмущения действиями короля привели к трагическому финалу. Все, что когда-то принадлежало Людвигу или только могло ему принадлежать, выставляется напоказ, обрастает историями.

Мюнхен. Дворец Нимфенбург (1664 – 1675 гг.)

Южное крыло дворца, в котором сейчас располагается Музей экипажей.

Парадный зал дворца, украшенный позолоченной лепниной в стиле рококо. Огромная потолочная фреска изображает нимф, ведь дворец носит название Нимфенбург. В этом зале был крещен будущий король Людвиг II.

Спальня королевы. На этой кровати родился Людвиг. Слева можно увидеть два мраморных бюста мальчиков – Людвига и его младшего брата Отто.

Людвиг принадлежал династии Виттельсбахов, которая правила Баварией с 1180 по 1918 году. Их официальная королевская резиденция располагается в Мюнхене.

Новая ратуша Мюнхена на площади Мариенплатц.

Двор королевской резиденции.

Зал «Антиквариум» имеет длину 69 метров.

Элемент внутреннего двора, сделанный из ракушек.

Залы резиденции. В них хранятся богатые коллекции гобеленов и фарфора.

В 1867 году Людвиг побывал в замке Вартбург XI века. После этого он стал одержим мечтой построить свой «рыцарский» замок.

Будуар Елизаветы в память святой Елизаветы Тюрингской покрыт мозаичными сценами из ее жизни.

«Зал певцов» в замке. Согласно легенде, именно в нем проходили знаменитые средневековые состязания певцов – миннезингеров. Позднее этот зал Людвиг повторил в своем замке Нойшванштайн.

Людвиг провел свое детство в замке Хохэншвангау, который был построен его отцом, королем Максимилианом II, на руинах замка XII века в течение 1833 – 1837 годов. Этот место сохранило свой «рыцарский» дух, который и впитывал в себя долгие годы маленький Людвиг.

К сожалению, в замках запрещено фотографировать, поэтому единственный возможный кадр – это вид кухни замка.

Фонтан во дворе замка.

Мысли о своем замке не покидали Людвига после посещения Вартбурга и в 1869 году был заложен первый камень в фундамент Нойшванштайна. Строительство шло очень медленно и не было закончено полностью даже к моменту смерти короля в 1886 году. В общей сложности король прожил здесь 172 дня и здесь же был арестован.

Вход и внутренний двор замка.

Вид на замок и элементы декора балкона.

В 1869 году по приказу Людвига началось строительство замка Линдерхоф.
Этот замок был «данью уважения» французскому королю Людовику XIV – “Королю – солнце”. Поэтому замок выглядит очень «по-французски».

При строительстве этого замка была осуществлена одна из «затей» Людвига – Грот Венеры – рукотворная сталактитовая пещера с озером и водопадом. Она была предназначена для постановок опер Вагнера. В этой золотой раковине Людвиг любил появляться перед ошеломленными гостями.

Мавританский павильон, внутри находится Павлиний трон.

Еще один «французский» замок Людвига находится на острове на озере Кимзее. В 1873 году король покупает большой остров на озере и начинается строительство замка Херренкимзее. Это самый недостроенный замок – из его 70 комнат отделаны только 20.

В этом замке находится музей короля Людвига.

Но многие интересные экспонаты можно найти в Музее экипажей в замке Нимфенбург.

Сани Людвига II.

Карета короля, сделанная к его предполагаемой женитьбе. Но, король так и остался холостым, сначала отложив свадьбу, а потом и вообще расторгнув помолвку.

Эта карета тоже принадлежала Людвигу.

В своем путешествии по местам, связанных с королем Людвигом, не забудьте посетить город Альтёттинг, примерно в 100 километрах на восток от Мюнхена. Это место называют «сердцем Баварии» и здесь хранятся сердца ее королей. В том числе, и «Короля – лебедя».
На главной площади стоит старинная часовня – место паломничества католиков. В часовне хранится чудотворная фигура «Черной Мадонны» XIII века и 21 урна с сердцами членов династии Виттельсбахов.

Тело короля находится в крипте церкви Святого Михаила в Мюнхене, рядом со многими членами своей семьи.

После смерти Людвига королевская власть номинально была передана его младшему брату Отто, который уже в возрасте 27 лет был объявлен душевнобольным. Регентом при нем был назначен дядя Луитпольд, потомки которого продолжают династию Виттельсбахов до сих пор. Они по-прежнему имеют право проживать на территории дворцов и замков, и потому большая часть комнат посетителям недоступна. Помимо этого, все представители королевского Дома находятся на содержании государства.

В своем путешествии мы не побывали только на Штарнбергском озере, где погиб «Король – лебедь», и сделали это сознательно. Слишком уж горька несправедливость. И четырехчасовой подъем пешком к королевскому домику Шахен решили оставить на следующий раз.
Перед поездкой по местам жизни и смерти Людвига очень рекомендуем посмотреть фильм «Людвиг» Лукино Висконти. Прекрасный режиссер, великолепные актеры, роскошные декорации и костюмы – все это стоит 4 часов вашей жизни перед экраном. И не удивляйтесь, если, спустившись в крипту церкви Святого Михаила в Мюнхене, вы будете глотать слезы. Людвиг II Баварский станет и вашим героем.