Базилики в Виченце

galik_123

Наводы

Курс — на эстетику и позитив!

Если ехать в Виченцу на машине, то уже с дороги можно увидеть виллы, которые строились вокруг города начиная с XVI века. Они то вдруг показываются на холмах, то прячутся среди деревьев. Вот так и мы увидели первый раз на вершине одного из холмов Ротонду. Ту самую виллу, которая считается кульминацией в поисках Палладио абсолютной красоты и гармонии. Остановились, чтобы сделать пару кадров этого единства природы и архитектуры.

1. Ротонда так естественно вписывается в сельский пейзаж, возвышаясь над холмом, что кажется — всё это было создано вместе и сразу. Все линии пологого холма сходятся у лестниц портиков, с четырёх сторон открытых пространству. Лестница каждого портика украшена статуями античных божеств, а сами портики поддерживают по шесть колонн ионического ордера.Четырежды повторённый фасад — это не просто дань симметрии, но и прекрасный приём, связывающий здание с ландшафтом.

2. В 1565 году священник Паоло Альмерико решил вернуться из Ватикана в родную Виченцу и выстроить себе там сельский особняк. Этот дом и стал одним из самых великих и знаменитых творений Палладио в мире архитектуры. Вилла была построена в 1551-1591 годах, достраивал её Скамоцци — ученик и последователь Палладио. Сейчас она тоже является частной собственностью.

Центральный круглый зал перекрыт плоским куполом, освещённым световым фонарём. По углам квадратного в плане здания расположены четыре больших зала. Они соединены между собой анфиладой небольших проходных комнат, идущих вокруг здания. Фактически вилла представляет собой некий вариант бельведера, так как жилых помещений в ней немного, и они разместились в невысоком аттике. С четырёх сторон здания расположены стройные портики, к которым ведут пологие лестницы, со скульптурой над фронтоном. В плане вилла Ротонда абсолютно симметрична.


Фото: commons.wikimedia.org , plan by Bertotti Scamozzi, 1778

Макет этой виллы, как и всех других творений Палладио, можно увидеть во дворце Барбарано, сейчас это музей архитектора и Международный центр изучения архитектуры Андреа Палладио.


Фото: www.vicenzatoday.it

3. Внутри находятся деревянные модели и отливки, сделанные в ходе выставки Палладио в семидесятых годах, компьютерные модели, мультимедиа и исторические документальные фильмы о Палладио и реставрации.

Сам дворец был построен в 1570-1575 годах для местного аристократа Монтано Барбарано. Это единственный большой дворец в Виченце, полностью возведённый самим Палладио, и кроме того — одно из типичных произведений зодчего. В первом этаже принят ионический ордер, во втором — коринфский, ещё есть аттиковый этаж. Вместо пилястр приняты полуколонны. Симметрия фасада сбита аркой.


Фасад палаццо Барбарано — музея Палладио. Фото

4. Нижний этаж рустован; над окнами первого этажа применены филенки с барельефами, над окнами же второго этажа — чередующиеся треугольные и дугообразные фронтончики с находящимися на них фигурами; под окнами — небольшие балкончики, поставленные на выступ карниза. Выглядит роскошно, но рассмотреть его на узкой улице трудно.

5. Известно, что Барбарано просил Палладио принять во внимание различные строения, принадлежавшие семейству рядом со строительством. Более того, уже после завершения проекта дворца, Барбарано приобрел ещё один дом, что как раз и стало причиной асимметричного расположения главного портала.

6. Палладио не оставил на здании ни одной гладкой поверхности: даже простенки между оконными наличниками и ордерами украшены гирляндами и предметами военного снаряжения.

8. Темы орнаментальных мотивов на фасаде взяты из античности.

Каменщик, который стал основателем классического стиля в архитектуре, Андреа Палладио родился 30 ноября 1508 года в Падуе, бывшей в то время частью Венецианской республики. Мальчиком начал работать в мастерской резчиков по камню. В 1524 году переселился в Виченцу, где вступил в цех каменщиков и с помощью мецената, гуманиста Джан-Джорджо Триссино начал изучать архитектуру. Ездил в Верону, в Рим и другие города, где обмерял и зарисовывал античные и современные сооружения, памятники, учил наизусть «Десять книг об архитектуре» Витрувия. Псевдоним, под которым Палладио прославился, придумал Триссино. Настоящее имя — Андреа ди Пьетро делла Гондола, показалось Триссино неинтересным для талантливого молодого архитектора. Тогда он вспомнил про Палладион — легендарную скульптуру Афины Паллады.


Портрет Палладио из музея. Фото

10. И ещё несколько зданий Палладио в Виченце. В самом центре на площади Дей Синьори возвышается знаменитая Базилика Палладио (1549) — его первое самостоятельное произведение и гордость Виченцы.

11. Ядро здания составляет незавершённый Палаццо делла Раджоне XV века, похожий на падуанский. По предложению Палладио, старое здание было окружено двухъярусной галереей. Лес колонн, ритм арок — создают двойной эффект: здание кажется монументальным и в то же время лёгким, изысканным.

12. На верхней балюстраде над капителями колонн расположены скульптуры, они придают всему зданию парадную торжественность.

13. В ансамбль площади входят и дворцы напротив базилики. Один из них Палаццо дель Капитанио (1571) — поздняя работа Палладио. Это традиционное для Северной Италии здание с открытой лоджией внизу и залом на втором этаже. Дворец не был закончен, но его фрагмент оставляет впечатление завершённости.

14. Неподалёку от Базилики находится Палаццо Кьерикати (1550-1558). Его фасад открыт двумя ярусами глубокой лоджии. Сейчас здесь находится муниципальный музей Виченцы, в коллекции которого преобладают произведения художников Северной Италии.

15. Серию дворцов в конце Корсо Андреа Палладио завершает довольно странный Палаццо Порто-Бреганце, который построил Скамоцци по проекту Палладио. Всего лишь три колонны на высоком основании несут могучий карниз. Дворец выглядит как фрагмент большого здания, однако в нём налицо все признаки стиля Палладио.

Палладио в Виченце

Если ехать в Виченцу на машине, то уже с дороги можно увидеть виллы, которые строились вокруг города начиная с XVI века. Они то вдруг показываются на холмах, то прячутся среди деревьев. Вот так и мы увидели первый раз на вершине одного из холмов Ротонду. Ту самую виллу, которая считается кульминацией в поисках Палладио абсолютной красоты и гармонии. Остановились, чтобы сделать пару кадров этого единства природы и архитектуры.

1. Ротонда так естественно вписывается в сельский пейзаж, возвышаясь над холмом, что кажется — всё это было создано вместе и сразу. Все линии пологого холма сходятся у лестниц портиков, с четырёх сторон открытых пространству. Лестница каждого портика украшена статуями античных божеств, а сами портики поддерживают по шесть колонн ионического ордера.Четырежды повторённый фасад — это не просто дань симметрии, но и прекрасный приём, связывающий здание с ландшафтом.

2. В 1565 году священник Паоло Альмерико решил вернуться из Ватикана в родную Виченцу и выстроить себе там сельский особняк. Этот дом и стал одним из самых великих и знаменитых творений Палладио в мире архитектуры. Вилла была построена в 1551-1591 годах, достраивал её Скамоцци — ученик и последователь Палладио. Сейчас она тоже является частной собственностью.

Центральный круглый зал перекрыт плоским куполом, освещённым световым фонарём. По углам квадратного в плане здания расположены четыре больших зала. Они соединены между собой анфиладой небольших проходных комнат, идущих вокруг здания. Фактически вилла представляет собой некий вариант бельведера, так как жилых помещений в ней немного, и они разместились в невысоком аттике. С четырёх сторон здания расположены стройные портики, к которым ведут пологие лестницы, со скульптурой над фронтоном. В плане вилла Ротонда абсолютно симметрична.


Фото: commons.wikimedia.org , plan by Bertotti Scamozzi, 1778

Макет этой виллы, как и всех других творений Палладио, можно увидеть во дворце Барбарано, сейчас это музей архитектора и Международный центр изучения архитектуры Андреа Палладио.


Фото: www.vicenzatoday.it

3. Внутри находятся деревянные модели и отливки, сделанные в ходе выставки Палладио в семидесятых годах, компьютерные модели, мультимедиа и исторические документальные фильмы о Палладио и реставрации.

Сам дворец был построен в 1570-1575 годах для местного аристократа Монтано Барбарано. Это единственный большой дворец в Виченце, полностью возведённый самим Палладио, и кроме того — одно из типичных произведений зодчего. В первом этаже принят ионический ордер, во втором — коринфский, ещё есть аттиковый этаж. Вместо пилястр приняты полуколонны. Симметрия фасада сбита аркой.


Фасад палаццо Барбарано — музея Палладио. Фото

4. Нижний этаж рустован; над окнами первого этажа применены филенки с барельефами, над окнами же второго этажа — чередующиеся треугольные и дугообразные фронтончики с находящимися на них фигурами; под окнами — небольшие балкончики, поставленные на выступ карниза. Выглядит роскошно, но рассмотреть его на узкой улице трудно.

5. Известно, что Барбарано просил Палладио принять во внимание различные строения, принадлежавшие семейству рядом со строительством. Более того, уже после завершения проекта дворца, Барбарано приобрел ещё один дом, что как раз и стало причиной асимметричного расположения главного портала.

6. Палладио не оставил на здании ни одной гладкой поверхности: даже простенки между оконными наличниками и ордерами украшены гирляндами и предметами военного снаряжения.

8. Темы орнаментальных мотивов на фасаде взяты из античности.

Каменщик, который стал основателем классического стиля в архитектуре, Андреа Палладио родился 30 ноября 1508 года в Падуе, бывшей в то время частью Венецианской республики. Мальчиком начал работать в мастерской резчиков по камню. В 1524 году переселился в Виченцу, где вступил в цех каменщиков и с помощью мецената, гуманиста Джан-Джорджо Триссино начал изучать архитектуру. Ездил в Верону, в Рим и другие города, где обмерял и зарисовывал античные и современные сооружения, памятники, учил наизусть «Десять книг об архитектуре» Витрувия. Псевдоним, под которым Палладио прославился, придумал Триссино. Настоящее имя — Андреа ди Пьетро делла Гондола, показалось Триссино неинтересным для талантливого молодого архитектора. Тогда он вспомнил про Палладион — легендарную скульптуру Афины Паллады.

Читайте также  Вена – Шарвар, как добраться


Портрет Палладио из музея. Фото

10. И ещё несколько зданий Палладио в Виченце. В самом центре на площади Дей Синьори возвышается знаменитая Базилика Палладио (1549) — его первое самостоятельное произведение и гордость Виченцы.

11. Ядро здания составляет незавершённый Палаццо делла Раджоне XV века, похожий на падуанский. По предложению Палладио, старое здание было окружено двухъярусной галереей. Лес колонн, ритм арок — создают двойной эффект: здание кажется монументальным и в то же время лёгким, изысканным.

12. На верхней балюстраде над капителями колонн расположены скульптуры, они придают всему зданию парадную торжественность.

13. В ансамбль площади входят и дворцы напротив базилики. Один из них Палаццо дель Капитанио (1571) — поздняя работа Палладио. Это традиционное для Северной Италии здание с открытой лоджией внизу и залом на втором этаже. Дворец не был закончен, но его фрагмент оставляет впечатление завершённости.

14. Неподалёку от Базилики находится Палаццо Кьерикати (1550-1558). Его фасад открыт двумя ярусами глубокой лоджии. Сейчас здесь находится муниципальный музей Виченцы, в коллекции которого преобладают произведения художников Северной Италии.

15. Серию дворцов в конце Корсо Андреа Палладио завершает довольно странный Палаццо Порто-Бреганце, который построил Скамоцци по проекту Палладио. Всего лишь три колонны на высоком основании несут могучий карниз. Дворец выглядит как фрагмент большого здания, однако в нём налицо все признаки стиля Палладио.

Базилики в Виченце

Войти

Виченца. Базилика Палладиана

С этого и надо было начинать? Ну. не знаю, не знаю.
Рассказов для вас о Виченце у меня дня на три. Откуда не начни.

Как уже было сказано, большой ошибкой оказалось заехать в Виченцу «на часок». Потому что только на Базилику хорошо было бы потратить денек-другой. Это, наверное самый большой палладианский портик руки Палладио, хотя сама по себе базилика не такая уж большая-пребольшая. Я вам в 2008 году рассказывал про падуанское Палаццо делла Раджоне: http://k-plan.livejournal.com/19519.html. Так оно раза в полтора поболе будет. А в Виченце в XIII века стояло своё небольшое Палаццо делла Раджоне. Так и городок поменьше:-) Короче, дело было так:

— в 1222 году Коммуна Виченцы приобрела палаццо Бизари, стоявшее между площадями Синьории и Овощной, для строительства Общественного Здания (Айвар в FB спрашивал недавно про «Palazzo Pubblico» — так это оно и было) Палаццо Раджоне с большим залом для заседаний Совета Четырехсот и размещения офиса (ит. — Uffici) Мэра (ит. — Podesta). Совершенно банальная готическая перестройка, характерная для всей Ломбардии/Венето — т.е. Северной Италии. В 1260 году армия Фридриха II во время штурма спалила город вместе с «Palazzo Pubblico» (Айвар, больше не ищи). Пришлось восстанавливать Палаццо Раджоне из пепла.

Прошло каких-то 200 лет.

— в 1450 году присланный из Венеции (в чьи владения уже давно вошла Виченца) архитектор Доменико объединил три старых объема общим перекрытием и водрузил на него зал размером 22х50 м, освещенный круглыми иллюминаторами и стрельчатыми арками. Кладка стен была выполнена в хорошей венецианской манере, это видно и сейчас:

Приехавшие с Доменико корабельные мастера Венецианского Арсенала перекрыли зал шпангоутами стропилами, создав могучую ребристую систему, и покрыли его листовым свинцом — шик по тем временам!

— в 1481 году присланный из Венеции архитектор Томазо Форментони посносил облепившие здание продуктовые и москательные лавчонки, навесики, лари, киоски и прочую срань. По примеру другой венецианской колонии Падуи (чтобы всё как у взрослых!)

виченцианское палаццо было обнесено двухэтажной галереей, но в 1491 году почти уже готовая конструкция рухнула с южной стороны (как раз на площадь Синьории). Полуруины снова заселили мелкие торговцы, лавочники и прочие предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Образовавшийся нахальный «торговый комплекс» прозвали «Поццоли» (от русского слова «поц»). Только через 50 лет Коммуна разгребла остатки галереи и доснесла несколько недоупавших колонн.

— в 1550 году после многочисленных (триста же лет!) перепланировок, перестроек и пожара 1540 года Коммуна Виченцы уговорила венецианское начальство разрешить провести внутригородской (!) конкурс на проект реконструкции Палаццо Раджоне. Победил, конечно же местный (а вы сомневались?), к тому времени уже знаменитый архитектор Андреа Палладио. Наш всемирно-исторический гений собирался все посносить «до основанья, а затем. » Чистый, не побоюсь этого слова, Корбюзье.

Красное — это разметка с проекта Палладио.

Но вступилась демократическая общественность и отстояла памятники мрачного средневековья. В результате были достигнуты взаимоудовлетворяющие компромиссы. Гению пришлось подвигать арки туда-сюда (интерколумнии главных колонн ордера в Базилике сильно рознятся друг от друга) и применить всё своё нешуточное мастерство ради достижения гармонии. Кто не в курсе: все арки галерей сделаны одинаковыми, а «гуляющие» интерколумнии компенсированы разными размерами прямоугольных проемов по бокам арок.

Черное на картинке — это фактический план, включающий в себя и остатки включенных в постройку остатков строений предыдущих эпох. Кстати, именно Палладио, наездившись в Рим и начитавшись трактатов Витрувия, придумал название обновленному объекту: Базилика. Хотя, по правде говоря, ну какая же это базилика, так «реновация» какая-то:-) Да уж больно легендарны были прообразы будущего фасада — базилика Юлия и базилика Эмилии с римских форумов. В 1549 году начались работы. Результат — перед вами. Палладио пристроил к фасаду, выходящему на Пьяцца деи Синьори, двухъярусную галерею из белого мрамора, состоящую из трехчастных (как бы «венецианских») аркад в два уровня. Колонны нижнего яруса галерей, как в римском Колизее, — тосканские, а верхнего — ионические. Ну. вы сами в курсе, чо. А я узнал на сайте реставратора Франческо Корни: http://www.francescocorni.com

О башне? Что о ней говорить-то. Была родовой башней семьи Биссари. Известна с 1174 года. Под реконструкцию Палаццо Раджоне была между 1211 и 1229 годами выкуплена Коммуной. В середине XV века была надстроена до 82 метров — видите восьмерик сверху? Вот-вот. Пережила американскую бомбежку 1945 года. Покачивается (в Виченце слабые грунты — близко грунтовые воды). Как бы итальянская готика. Ни разу не Палладио.

А вот салон (именно так называют горожане зал второго этажа) — тема для хорошего обсуждения.

Напомню: он возведен еще в 1450 году на платформе, перекрывающей все старинные готические домики и опирающейся на аркады галерей и тогда же, в свою очередь, перекрыт восхитительным ребристым деревянным сводом еще за сто лет до реконструкции Палладио.

6 лет назад мы довольно шумно обсудили подходы венецианских корабелов к перекрытию салона Палаццо делла Раджоне в Падуе: http://k-plan.livejournal.com/19519.html. Так и не договорились, как же это у венецианцев получилось такое чудо морское килем кверху. В Падуе этого не узнаешь — там конструкцию восстанавливали в XVIII веке после большого урагана и выполнили стропила из металла. С Виченцей все намного интереснее. 18 марта 1945 года её хорошенько отбомбили союзники. Досталось и Базилике Палладиано:

Восстанавливая Базилику после войны, умелые итальянские парни выполнили ребра из железобетона — ну крепче же!

А что вы думаете, только мы восстанавливали страну из руин? Отнюдь.

И правда, крепко:

Жизнь шла своим чередом, и в 1994 году Базилику включили в состав всемирного наследия UNESCO. Заговорили об аутентичной реконструкции. Стали клянчить денежки в Евросоюзе. К 2004 году наклянчили. Занялись разбирать ж/б конструкции:

Ну. ломать — не строить.

А потом опять, как в XV веке, перекрыли деревянными клееными «шпангоутами»! И на Тихом океане свой закончи. в 2012 году закончили всю эту героическую эпопею. Сметной стоимостью более 12 млн Евро, в т.ч. 9889600 Евро — СМР.

Вооооот такенные шпангоуты:

Теперь в новом «старом» салоне проводятся художественные выставки. Жаль, не успел заглянуть сам:-(

Здесь простор для масштабных инсталляций.

Вот, нарыл проектных картинок от Associazione VAGA — Giovani Architetti della Provincia di Vicenza :
И еще:

И еще:

И еще галерея (вид с севера):

И еще фасад с Овощной площади (вид с севера):

Там еще много: http://www.vaga.info/
Я ничего не успел! Я только пробежался по наружным галереям. По первому этажу со стороны Площади Синьории:

и со стороны Овощной площади:

И по второму этажу:

На верхнюю палубу не успел (фотка чужая) — мои спутники-неархитекторы кричали снизу: «Обед-обед!»

Пролетаю я как-то над Виченцей (С)

Катерина. Отчего люди не летают?
Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.
Катерина. Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы ?

ЗЫ Я уже сказал, что на СМР реставраторы освоили 9889600 Евро? Вопрос к специалистам: это много или мало?

Палладио в Виченце

Если ехать в Виченцу на машине, то уже с дороги можно увидеть виллы, которые строились вокруг города начиная с XVI века. Они то вдруг показываются на холмах, то прячутся среди деревьев. Вот так и мы увидели первый раз на вершине одного из холмов Ротонду. Ту самую виллу, которая считается кульминацией в поисках Палладио абсолютной красоты и гармонии. Остановились, чтобы сделать пару кадров этого единства природы и архитектуры.

1. Ротонда так естественно вписывается в сельский пейзаж, возвышаясь над холмом, что кажется — всё это было создано вместе и сразу. Все линии пологого холма сходятся у лестниц портиков, с четырёх сторон открытых пространству. Лестница каждого портика украшена статуями античных божеств, а сами портики поддерживают по шесть колонн ионического ордера.Четырежды повторённый фасад — это не просто дань симметрии, но и прекрасный приём, связывающий здание с ландшафтом.

2. В 1565 году священник Паоло Альмерико решил вернуться из Ватикана в родную Виченцу и выстроить себе там сельский особняк. Этот дом и стал одним из самых великих и знаменитых творений Палладио в мире архитектуры. Вилла была построена в 1551-1591 годах, достраивал её Скамоцци — ученик и последователь Палладио. Сейчас она тоже является частной собственностью.

Читайте также  Холмы Колли Беричи

Центральный круглый зал перекрыт плоским куполом, освещённым световым фонарём. По углам квадратного в плане здания расположены четыре больших зала. Они соединены между собой анфиладой небольших проходных комнат, идущих вокруг здания. Фактически вилла представляет собой некий вариант бельведера, так как жилых помещений в ней немного, и они разместились в невысоком аттике. С четырёх сторон здания расположены стройные портики, к которым ведут пологие лестницы, со скульптурой над фронтоном. В плане вилла Ротонда абсолютно симметрична.


Фото: commons.wikimedia.org , plan by Bertotti Scamozzi, 1778

Макет этой виллы, как и всех других творений Палладио, можно увидеть во дворце Барбарано, сейчас это музей архитектора и Международный центр изучения архитектуры Андреа Палладио.


Фото: www.vicenzatoday.it

3. Внутри находятся деревянные модели и отливки, сделанные в ходе выставки Палладио в семидесятых годах, компьютерные модели, мультимедиа и исторические документальные фильмы о Палладио и реставрации.

Сам дворец был построен в 1570-1575 годах для местного аристократа Монтано Барбарано. Это единственный большой дворец в Виченце, полностью возведённый самим Палладио, и кроме того — одно из типичных произведений зодчего. В первом этаже принят ионический ордер, во втором — коринфский, ещё есть аттиковый этаж. Вместо пилястр приняты полуколонны. Симметрия фасада сбита аркой.


Фасад палаццо Барбарано — музея Палладио. Фото

4. Нижний этаж рустован; над окнами первого этажа применены филенки с барельефами, над окнами же второго этажа — чередующиеся треугольные и дугообразные фронтончики с находящимися на них фигурами; под окнами — небольшие балкончики, поставленные на выступ карниза. Выглядит роскошно, но рассмотреть его на узкой улице трудно.

5. Известно, что Барбарано просил Палладио принять во внимание различные строения, принадлежавшие семейству рядом со строительством. Более того, уже после завершения проекта дворца, Барбарано приобрел ещё один дом, что как раз и стало причиной асимметричного расположения главного портала.

6. Палладио не оставил на здании ни одной гладкой поверхности: даже простенки между оконными наличниками и ордерами украшены гирляндами и предметами военного снаряжения.

8. Темы орнаментальных мотивов на фасаде взяты из античности.

Каменщик, который стал основателем классического стиля в архитектуре, Андреа Палладио родился 30 ноября 1508 года в Падуе, бывшей в то время частью Венецианской республики. Мальчиком начал работать в мастерской резчиков по камню. В 1524 году переселился в Виченцу, где вступил в цех каменщиков и с помощью мецената, гуманиста Джан-Джорджо Триссино начал изучать архитектуру. Ездил в Верону, в Рим и другие города, где обмерял и зарисовывал античные и современные сооружения, памятники, учил наизусть «Десять книг об архитектуре» Витрувия. Псевдоним, под которым Палладио прославился, придумал Триссино. Настоящее имя — Андреа ди Пьетро делла Гондола, показалось Триссино неинтересным для талантливого молодого архитектора. Тогда он вспомнил про Палладион — легендарную скульптуру Афины Паллады.


Портрет Палладио из музея. Фото

10. И ещё несколько зданий Палладио в Виченце. В самом центре на площади Дей Синьори возвышается знаменитая Базилика Палладио (1549) — его первое самостоятельное произведение и гордость Виченцы.

11. Ядро здания составляет незавершённый Палаццо делла Раджоне XV века, похожий на падуанский. По предложению Палладио, старое здание было окружено двухъярусной галереей. Лес колонн, ритм арок — создают двойной эффект: здание кажется монументальным и в то же время лёгким, изысканным.

12. На верхней балюстраде над капителями колонн расположены скульптуры, они придают всему зданию парадную торжественность.

13. В ансамбль площади входят и дворцы напротив базилики. Один из них Палаццо дель Капитанио (1571) — поздняя работа Палладио. Это традиционное для Северной Италии здание с открытой лоджией внизу и залом на втором этаже. Дворец не был закончен, но его фрагмент оставляет впечатление завершённости.

14. Неподалёку от Базилики находится Палаццо Кьерикати (1550-1558). Его фасад открыт двумя ярусами глубокой лоджии. Сейчас здесь находится муниципальный музей Виченцы, в коллекции которого преобладают произведения художников Северной Италии.

15. Серию дворцов в конце Корсо Андреа Палладио завершает довольно странный Палаццо Порто-Бреганце, который построил Скамоцци по проекту Палладио. Всего лишь три колонны на высоком основании несут могучий карниз. Дворец выглядит как фрагмент большого здания, однако в нём налицо все признаки стиля Палладио.

Виченца (Vicenza): город Палладио.


Виченца.

Виченца – город в Италии в регионе Венето, называемый городом Палладио, в честь архитектора, который возвел многочисленные здания в стиле позднего Возрождения.
Когда-то на этих землях жил племена венетов. В 49 г. до н.э. Виченца стала римским городом. Это был период процветания, город окружили стеной, построили акведук и форум.
После падения Римской империи, Виченцу заняли лангобарды, обосновавшись здесь на три столетия.
С 1404 по 1797 гг. Виченца входила в состав Венецианской республики. Это было спокойное и благополучное время.
XVI век – стал столетием великого архитектора Андреа Палладио. Он родился в Падуе, но совсем молодым перебрался в Виченцу. Палладио оставил богатое наследие – дворцы, виллы, театр и свое основное творение – базилику.
В 1797 году пала Венецианская республика и пришли французы. Но через год Венский конгресс передал Виченцу и весь регион Венето австрийцам. Тем не менее, французы еще раз возвращались к власти, которая опять не была долгой. Позже Винченца стала часть Итальянского королевства и в 1866 году вошла в состав объединенной Италии.

В ходе бомбардировок во время второй мировой войны, Виченца получила серьезные повреждения, чудом сохранились творения Палладио.
В 50-ее годы после войны в Италии случился экономический бум, Виченца, попав в струю, стала одним из богатейших городов страны с развитым производством и экономикой.
Виченца представляет огромный интерес, с точки зрения искусства и архитектуры. В Виченце находится 23 монумента и 3 городских виллы, выполненных Палладио и входящих в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Виченцу часто называют городом Палладио.

От ж/д станции пройдем по viale Roma, которая упирается в сад Сальви, мы свернем направо и пройдем в центр города через ворота.
Через несколько метров окажемся на просторной площади Piazza Castello.

Площадь Кастелло окружена различными палаццо, выполненными Палладио, с одной стороны возвышается статуя Гарибальди, работы Этторе Фаррари, реализованная в 1887 г.


Площадь Кастелло.

На площади свернем направо и далее налево на улицу contra’ Vescovado, которая приводит к Кафедральному собору.


Кафедральный собор.

Кафедральный собор Санта Мария Аннунчата (Cattedrale di Santa Maria Annunciata) возводился в несколько этапов. Купол и северный вход были построены Андреа Палладио, возможно великий архитектор спроектировал и весь собор. Первая фаза относится к 1558-59 гг., в 1564-66 гг. надстроили купол. Простой купол имеет форму фонаря.

Идем дальше до piazza delle Poste, которая на самом деле является улицей — contra Garibaldi. Как легко догадаться, здесь находится почта – пример рационалистической архитектуры в Италии.


Почта.

На площади установлен фонтан Детей, а вокруг расположены многочисленные рестораны и бары, где вечером проходят аперитивы и «обряд поглощения спритца».


Фонтан Детей.

Пройдем дальше пока улица не упрется в piazzetta Palladio.
Piazzetta Palladio – маленькая площадь, раньше ее называли площадью Руа, по имени деревянной машины, которую везли по улицам города во время исторической процессии, посвященной Корпус Домини. В центре площади установлена статуя известного архитектора.
Андреа Палладио родился в 1508 в Падуе, но семья очень быстро перебралась в Виченцу, большая часть творческой деятельности скульптора связанна именно с этим городом. Его настоящее имя Андреа ди Пьетро, псевдоним Палладио родился от имени греческой богини Афины Паллады.

Отсюда налево открывается великолепная и грандиозная Piazza dei Signori.
Площадь Синьории (Piazza dei Signori) – главная площадь Виченцы, она имела большое значение во времена Древнего Рима, в Средневековье и в эпоху Возрождения.
На площади находится Базилика Палладио, башня Биссара — городская башня, высотой 82 метра, дворец Монте ди Пьера, две колонны: одна со львом, другая со Спасителем.


Площадь Синьории.

Базилика Палладио была возведена в 1549 г. Это одна из самых известных построек великого архитектора и символ Виченцы. В 1545 году 38-летный Андреа Палладио выиграл конкурс на право перестройки Базилики. До этого здесь находился палаццо делла Раджоне. Палладио окружил здание белокаменными галереями, создав великолепную перспективу. К базилике примыкает башня Биссара, возведенная в XII в. Ее высота составляет 82 метра.
Дворец Капитанио (Palazzo del Capitanio) привлекает внимание, это поздняя работа Андреа Палладио, он выходит на площадь piazza dei Signori напротив Базилики. На первом этаже размещается городской совет. Дворец был построен в 1571-72 гг. , он служил резиденцией для представителя Венецианской республики. Дворец был украшен Лоренцо Рубини, внутри хранится девять картин работы Джованни Антонио Фазоло. Нижний этаж – колоссальные портики, покрытые широким сводом. Здесь размещался большой салон, зала Бернарда, украшенная фресками XVI в.


Дворец Капитанио.


Площадь Синьории.

Piazza Biade находится сразу за площадью Синьории. Площадь Зерна, так переводится ее название на русский язык. До XIII в. здесь был рынок зерна и семян. На площади расположена церковь Санта Мария-ин-Форо.


Церковь Санта Мария-ин-Форо (фрагмент).

Обогнув площадь и спустившись вниз, можно попасть на маленькую площадь Трав (Piazza delle Erbe). Когда-то здесь находился рынок овощей и цветов, отсюда и название – площадь трав (erbe – трава по-итальянски). На площади возвышается башня XIII в., раньше ее использовали в качестве тюрьмы, где применялись и пытки. Башня соединяется аркой с базиликой Палладио. Когда-то под аркой располагался рынок туфель и башмаков.

Читайте также  Водопады во Вьетнаме

Далее держим путь к piazza Matteotti.
На piazza Matteotti доминирует дворец Кьерикати, где размещается городская пинакотека. Дворец возвели в 1550-1680 гг. по проекту Палладио. От главного здания отходят два симметричных крыла. Во дворце проживали знатные семьи.


Дворец Кьерикати.

Наше внимание привлекает старая стена и внушительные ворота – это театр Олимпико, последний архитектурный шедевр, созданный по проекту Андреа Палладио. Когда-то здесь размещалась тюрьма старинного замка, в 1580 г. начались работы по созданию театра. В тот же год Палладио умер и над проектом трудился его сын Силла. В 1584 году театр был завершен.


Театр Олимпико.

Свернем на corso Palladio, которая начинается отсюда.
Corso Palladio – центральная улица Виченцы, полная магазинов и древних дворцов. В древнеримском городе эта улица была главным декуманом, проходящим с запада на восток. Corso Palladio соединяет Piazza Castello и Piazza Matteotti, вдоль нее расположены церкви и старинные палаццо, многие из которых выполнены Палладио. Среди них, палаццо Пойана, Триссино, Ка’ д’Оро.


Дворец на corso Palladio.


Траттория на corso Palladio.

Corso Palladio пересекается с Contra Porti.
Contra Porti – главная улица древнеримского города, кардо. Свой современный облик она приобрела в XV в. Вдоль улицы расположены многочисленные дворцы, принадлежавшие семейству Да Порта, от их фамилии улица берет свое название.


Дворец Тьенне.


Дворец на Contra Porti.

Corso Palladio приводит на piazza Castello, откуда наш маршрут начинался.

Среди первых блюд популярностью пользуется ризотто с ростками хмеля (risotto con i bruscandoli), который собирают в соседних лесах. Также паста с бобовыми, которую называют risi e bisi, в этом блюде используют тальятелли с яйцом.
Абсолютно местное блюдо Bigoi co’ l’arna – толстые спагетти ручной работы с рагу из утки.
Из вторых блюд – треска (bacala alla vicentina), рецепт которой известен с XVI в. Обычно треску подают с полентой.
Sopressa Vicentina – салями диаметром 8 см, сделанное только из свинины. Сопресса защищена по географическому наименованию, т.е. имеет категорию D.O.P..
Но самый известный продукт категории D.O.P. это сыр Asiago, он может быть молодым или выдержанным.

Читайте также:


Венецианские маски
Каждый гуляющий по Венеции обращает внимание на количество масок. Кажется, что они повсюду, женская маска кокетливо качает пестрыми перья в витрине магазина, длинный клюв хищно задевает прохожих на узкой улице, кружевные прорези для глаз жеманно призывают примерить их.

10 путешествий по местам итальянских романтических фильмов.
Итальянцы умеют не только красиво говорить о любви, но и снимать милые и романтические фильмы, где главные герои находят самые проникновенные слова, а их взгляды не врут. Не последнюю роль здесь играет место, .

Базилика Палладио в Виченце

Архитектура Возрождения. Особенности стиля. Творческий метод Альберти, Брунеллески, Браманте, Палладио.

Период развития культуры эпохи Возрождения в европейских странах с начала XV до начала XVII века.

Особенное значение придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Упорядоченное расположение колонн, пилястр и притолок, полукруглые арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Архитектура снова становится ордерной.

Развитие Архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики и появлением персонального стиля у архитекторов.

Строительные материалы стиля Возрождения. Камень применяется в виде каменных блоков, обработанных различными способами. Он используется и в конструкциях, и в элементах оформления. Кирпич по-прежнему остается привычным материалом, конструктивным и декоративным. Возрождение период наступления штукатурки в архитектуре. Возрождение характерно чередованием материалов и цвета, широко используются цветные материалы: майолика и глазурованный кирпич, этим изделиям из этих материалов легко было придать различную форму.

Раннее Возрождение. В период были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента. Пространство — в его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии. В течение этих лет в искусстве появляется стремление к органичному сочетанию средневековых традиций с классическими элементами. В храмовом строительстве основным типом остаётся базилика с плоским потолком или с крестовыми сводами, но в элементах — расстановке и отделке колонн и столбов, распределении арок и архитравов, внешнем виде окон и порталов, зодчие ориентируются на греко-римские памятники в стремлении образования обширных, свободных пространств внутри зданий. Впоследствии, постепенно, и в общей концепции, и в деталях основой произведений становятся образцы античного искусства. Чаще всего в оформлении зданий присутствует коринфский ордер с разнообразными видоизменениями капители. Новый стиль сильнее проникает в нехрамовую архитектуру: дворцы правителей, городских властей и знати, ранее подобные крепостям, не во всём отойдя от средневекового облика, изменяются, очевидно желание архитекторов соблюсти симметричность и гармонию пропорций. Эти постройки имеют гармонично просторные внутренние дворы, обнесённые в нижнем и в верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые поддерживаются колоннами или пилястрами античной формы. Фасаду придаётся размеренность по горизонтали посредством изящных межэтажных карнизов и главного карниза, образующего сильный выступ под крышей.

Главными представителями Раннего Возрождения являются:

Филиппо Брунеллески; Леон Баттист Альберти; Бернардо ди Лоренцо

Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377—1446). Один из создателей архитектуры Возрождения и теории линейной перспективы.

Архитектурные объекты Филиппо Брунеллески:

— Купол флорентийского собора — Капелла Пацци — церковь Сан Лоренцо-церковь Санто Спирито во Флоренции -Воспитательный дом или Оспедале дельи Инноченти.

Леон Баттист Альберти родился в Генуе в 1404 г., умер в Риме в 1472 г. Альберти первым связно изложил математические основы учения о перспективе.

Архитектурные работы: во Флоренции — палаццо Ручеллаи (1446—1451 гг.), лоджия и капелла Ручеллаи при церкви Сан Панкрацио (закончены в 1467 г.), хор церкви Сантиссима Аннунциата (1472—1477 гг.), фасад церкви Санта Мария Новелла (1456—1470 гг.); в Римини — церковь Сан Франческо (1450—1461 гг., повреждена во время последней войны и теперь восстановлена); в Мантуе — церкви Сан Себастьяно (1460—1472 гг.) и Сант Андреа (нач. 1472 г.; купол относится к 1763 г.); в Риме Альберти приписывают без достаточных оснований палаццо Венеция и фасад церкви Сан Марко, а также участие в составлении проектов перестройки Рима при папе Николае V.

Теоретические сочинения Альберти — «Десять книг о зодчестве», «Три книги о живописи», «О статуе», «Математические забавы» и др. Трактат о движении тяжестей до наших дней не дошел. Альберти — автор ряда литературных произведений — стихов, диалогов.

Высокое Возрождение

— Отличие светских зданий гармоничностью и величием своих пропорций.

— Изящество деталей, отделка и орнаментация карнизов, окон, дверей.

-В храмовом строительстве стремление к колоссальности и величественности

— Купола опираются на четыре массивных столба.

Главными представителями Высокого Возрождения являются:

— Донато Браманте –Бальдассаре Перуцци — Рафаэль Санти

Донато Браманте 1444 – 1514 ,основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Его самой известной работой является главный храм западного христианства — базилика Святого Петра в Ватикане.

Архитектурные объекты Донато Браманте:

-Собор в Павии. -Санта-Мария-делле-Грацие -Санта-Мария-делла-Паче

Позднее Возрождение

Позднее Возрождение.Характерные особенности:

-Проводится эксперимент с формами, разработкой и комбинированием античных образов, появляется усложнение деталей, изгиб, преломление, затейливая орнаментация, большая плотность колонн.

-Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи.

Яркими представителями Позднего Возрождения являются:

Андреа Палладио — великий итальянский архитектор позднего Возрождения и маньеризма. Основоположник палладианства и классицизма. Самый влиятельный архитектор в истории.

Базилика Палладио в Виченце

В 1545 году Палладио выиграл конкурс на право перестройки городской ратуши XIII века. Палаццо делла Раджоне (сейчас — Базилика Палладио; 1546—1549) в Виченце. В этой постройке формируется одна из основных особенностей творческого метода Палладио — он создает новую систему пропорций ордеров, используя ордер не как простую декорацию фасада, а как главный организующий принцип конструкции, из-за чего она становится ясной, кажется просто и ясно организованной, гармоничной.

Дворцовые постройки

Внимательно изучая «Десять книг об архитектуре» Витрувия и развив его идею дома с атриумом и перистилем, зодчий создал новый тип городского дворца — палаццо. Ранние палаццо в Виченце (палаццо Тьене, 1550—1551; Изеппо да Порто, 1552) ещё близки флорентийским палаццо XV века. В палаццо Кьерикати, начатом в 1550 году, соединены черты небольшого дворца и общественного сооружения. Фасад украшен открытыми колонными лоджиями в двух ярусах. По классической древнеримской схеме, применённой ещё в Колизее, в первом ярусе применён дорический (тосканский) ордер, во втором — ионический. Внутри палаццо устроены анфилады залов с центральным большим залом во втором этаже. Благодаря глубоким лоджиям фасад приобретает объемность и рациональную тектонику.

В оформлении фасадов ряда вилл и городских домов Палладио нередко применял большой ордер (недостроенное палаццо Порта-Бреганзе в Виченце, 1571). Огромные колонны на высоких постаментах зрительно объединяют окна первого и второго этажей, затеснённые между колоннами. Ещё в палаццо Вальмарана (начато в 1566) был применён большой ордер в виде пилястр. Но самая знаменитая постройка Палладио, украшенная колоннадой большого композитного ордера — незаконченная Лоджия дель Капитаньо (1571-72) на площади Синьории в Виченце напротив базилики.

Вывод.

Главное, чем характеризуется архитектура эпохи Возрождения -возвращение к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, а так же переосмыслению и развитию ордера.