Базилики в Бари

Базилика Святого Николая в Бари

Базилика Святого Николая (Basilica di San Nicola) располагается в историческом центре Бари. Это знаменитое место паломничества для католических и православных верующих: именно здесь хранятся мощи Святого Николая, которые перенесли из города Миры в 1087 году.

Старинный храм, имеющий важное религиозное значение, считается одной из главных достопримечательностей города.

История возникновения Базилики Святого Николая

Базилику построили специально для хранения перевезенных в Бари мощей Святого Николая. Изначально мощи хранились у аббата бенедиктинского монастыря Илье, поскольку архиепископ Урсон находился в Риме во время коронации папы Виктора III.

Однако после возвращения архиепископу не удалось завладеть важной реликвией из-за народных протестов. Тогда аббату Илье поручили построить храм, в котором будут храниться мощи святого.

Уже через два года храм освятил папа Урбан II (Urbanus PP. II), а в ее крипте положили мощи святого. Однако строительство здания продолжалось до 1105 года. Возведенный храм был поврежден при захвате города Вильгельмом I Злым (Guglielmo I il Malo) в 1156 году, но уже через четыре года полностью восстановлен.

Примечательно, что именно в Базилике Святого Николая провозгласил проповедь Первого Крестового похода Петр Амьенский в 1095 году.

Во время правления императора Фридриха II (Friedrich II) храм служил его придворной капеллой. В 1799 году многие ценности были вывезены французскими войсками.

Реставрационные работы

В период с 1928 по 1956 годы проводились масштабные работы по реставрации, при которых нашли спрятанный под алтарем саркофаг-реликварий. В нем находились мощи Николая Чудотворца.

В 1951 году церковь перешла к ордену доминиканцев по поручению папы Пия XII (Pius XII).

На сегодняшний день базилику может посетить любой желающий — вход абсолютно бесплатный.

Архитектура Базилики Святого Николая

Здание, выстроенное в романском стиле, выглядит внушительно и массивно. На фасаде выделяются пилястры, делящие здание на три части. С обоих сторон располагаются башни, из-за чего здание немного напоминает замок.

Фото: Fedor Selivanov / Shutterstock.com

Центральный портал украшает изысканная резьба, посвященная евхаристии. Верхняя часть входа поддерживается колоннами, установленными на скульптуры быков. На фронтоне можно увидеть крылатого сфинкса.

Что посмотреть внутри

В храме выделяются три нефа, завершающиеся апсидами, и сводчатый трансепт. Длина последнего составляет 31,5 метр, нефы имеют длину 39 метров.

С внешней стороны апсиды закрывают стены, украшенные ложными аркадами. За счет этого пространство базилики кажется прямоугольным.

Стоит обратить внимание также на великолепные мозаики, выложенные в крипте и цибориуме. Потолок базилики украшен фресками с изображением сцен из жизни Святого Николая. Фрески выполнены мастером Карлом Роза ди Битонто.

Кроме того, в храме располагается гробница Боны Сфорцы, созданная из мрамора в стиле Ренессанса.

Крипта

В настоящее время саркофаг с мощами Святого Николая размещен в крипте базилики: представляет собой каменный оссуарий с небольшим отверстием, предназначенным для сбора мира.

Подойти слишком близко к саркофагу нельзя – от основного пространства его отделяет высокая решетка (допускаются только паломнические группы по предварительной договоренности).

Богослужения

Ежедневно в базилике проводится богослужение на различных языках: по четвергам на русском языке. Православным верующим право служить в крипте храма предоставлено с 1969 года.

Музей

В Музее собрано огромное количество свитков, надписей, манускриптов, гербов, реликвий, кубков, картин и других ценных экспонатов, повествующих об истории города и возникновении базилики.

В том числе здесь можно увидеть коллекцию подсвечников, созданных в 12 веке. Они были подарены базилике королем Карлом I Анжуйским (Charles d’Anjou).

Как добраться до Базилики Святого Николая

Базилика располагается в Старом городе – буквально в 15 минутах ходьбы от ж/д вокзала и нескольких минутах от морского порта.

Точный адрес: Largo Abate Elia, 13.

Часы работы

  • с понедельника по субботу с 7.00 до 20.30;
  • в воскресенье с 7.00 до 22.00.

Музей работает ежедневно с 10.30 до 18.00.

Стоимость билета

По состоянию на 2020 год вход в Базилику Святого Николая бесплатный.

Уточняйте информацию на официальном сайте Базилики Святого Николая www.basilicasannicola.it.

Экскурсии в Бари

Познакомиться с главными достопримечательностями города, не отвлекаясь на карту и путеводители, удобно на индивидуальной экскурсии с местным знатоком. Если вы предпочитаете более интересные маршруты, то можно выбрать уникальную авторскую программу с посещением необычных мест в городе. С опытным гидом прогулка по Бари будет насыщенной и запомнится навсегда!

Выбрать и забронировать подходящую экскурсию можно онлайн на сайте Tripster.

Базилика святого Николая в Бари: реликвии и убранство (фото)

Базилика святого Николая для многих наших туристов, направляющихся в Бари, является главной достопримечательностью и целью визита.

На входе в базилику посетителя встречают два безрогих быка, которые поддерживают колонны портала.

Быки сыграли свою роль, потому и увековечены у входа в базилику. Изначально мощи св. Николая распорядились разместить в главном кафедральном соборе Бари, но впряженные в повозку с мощами святителя быки (которые не имели рогов) остановились практически на том самом месте, где сейчас стоит базилика, и ни в какую не хотели трогаться дальше. Жители Бари увидели в этом знак свыше, и было принято решение строить специальный храм, где чудотворные мощи св. Николая займут достойное место.

Сами мощи покоятся в крипте, а в главном зале храма можно увидеть скульптуру Николая Чудотворца, выполненную в полный рост из чистого серебра.

Базилика довольно просторна внутри, имеет три нефа общей длиной 39 метров и украшена скульптурным декором, часть которого (рельефы, капители, карнизы) была заимствована от более древних византийских построек.

Потолки базилики покрыты великолепными расписными позолоченными фресками работы Карло Роза ди Битонто, которые он выполнил в XVII веке. Фрески воспроизводят сцены из жизни св. Николая.

Шедевром базилики является алтарь и киворий над ним в виде каменного балдахина, выполненные в XII веке. На капителях кивория располагаются красивые фигурки ангелов, которые держат предметы церковной утвари, что символизирует церковные таинства.

Базилика имеет подземную церковь – крипту. Вход в нее находится правее от алтаря.

Именно здесь были погребены мощи много веков, пока саркофаг не был найден во время большой реставрации храма в 1951 году.

Сейчас рака с мощами находится в самом центре крипты, отгороженной от публичного пространства высокой железной решеткой.

Открывают раку с мощами 1 раз в год – в мае. При вскрытии ее вытекает примерно полстакана многоцелебного мира. Святое миро, исходящее от мощей, можно приобрести в церковной лавке.

Священное Писание около саркофага с мощами.

Напротив саркофага, в противоположной стороне, можно увидеть икону св. Николая, подаренную храму в XII веке сербским царем.

C 1969 года, с благословения Ватикана, в знак дружбы, уважения и глубокого союза с православием, православным священникам предоставляется право служить в крипте базилики вместе с католиками. Также раз в неделю, по четвергам, в основном помещении храма совершается богослужение «по византийско-русскому обряду».

Ежегодно базилику святого Николая посещают десятки тысяч паломников и простых туристов, значительная часть которых – русские.

Именно поэтому и в самой базилике, и на окрестных старых улочках можно встретить множество надписей на русском языке, услышать русскую речь от итальянцев и встретить обитальяневших соотечественников…

БАЗИЛИКА СВЯТОГО НИКОЛАЯ

ПОПАСТЬ В БАЗИЛИКУ НЕСЛОЖНО. ДОСТАТОЧНО ИЗ ЦЕНТРА ГОРОДА ВЫЙТИ НА НАБЕРЕЖНУЮ «LUNGOMARE IMPERATORE AUGUSTO» И ИДТИ ПРЯМО В СЕВЕРНОМ НАПРАВЛЕНИИ ДО АРОЧНОГО ПЕРЕХОДА ( третьего по счету) В ФОРТИФИКАЦИОННОЙ СТЕНЕ.

Жизнеописание святого Николая.
Николай был православным епископом в городе Мир Ликийский и жил между III и IV веками после Р.Х. (Теперешняя территория Турции, в те далекие времена – Византийская Империя). О его родителях известно только то, что они не были бедняками. Родился он в городе Патара и очень рано переехал в Мир Ликийский. Первые упоминания о его добрых деяниях приходятся на его молодость. Недалеко от него жили отец и три дочери, из обедневших дворян. Отец, чтобы иметь какой-то заработок и выдать замуж дочерей, хотел чтобы они начали продавать свое тело. Николай узнал об этом и однажды ночью подложил на окно мешочек с деньгами. Таким образом, первая дочка смогла выйти замуж. Когда настал черед второй дочери, случилось то же самое – утром отец находит опять мешочек с деньгами и выдает вторую дочку замуж. Крогда пришел черед третьей дочери, отец хотел узнать, кто же такой добродетельный, и закрыл все окна. Но Николай не растерялся и подбросил деньги через дымоход и упали в камин. Все дочери были выданы замуж, а с тех пор утвердилась традиция – рождественские подарки для детей оставлять в камине. Таким образом, епископ Николай из далекого города Мир Ликийский стал прообразом Санта Клауса, или как его называют в России – Деда Мороза.
Еще одно чудо в жизни святого Николая, когда он был еще обыкновенным монахом. В городе Мира умер епископ главного храма, и все священники собрались на конклав для избрания нового эпископа. Одному из священников ночью снится сон: входит Иисус Христос в храм и говорит: «Эпископом должен быть избран тот молодой священник, который войдет на молитву в храм первым и имя ему Николай». Выслушав вещий сон, все собравшиеся решили остаться на ночь для молитвы и посмотреть, кто же из монахов войдет первым для молитвы. На заре открывается дверь и входит монах, спросили его имя, он ответил: «Николай». Вещий сон сбылся – обыкновенного монаха поставили эпископом в главный храм города Мир Ликийский.
Святой Николай при жизни своей православного священнослужителя подвергался гонениям со стороны Византийского императора Диоклетиана, который покланялся еще языческим богам. За это он подвергался пыткам и был посажен в тюрьму. Но после конклава Никее в 325 году, на котором была избрана самая истинная религия – христианская, Николай был опрадан и помилован.
Святой Николай еще при жизни сыскал славу «чудотворца». Во времена, когда он был епископом в Мир Ликийский, в городе начался великий голод. В один прекрасный момент, в гавань зашли корабли из Египта, груженные зерном, которое предназначалось для императора страны. Епископ Николай, взошел на один корабль и убедил капитана, чтобы тот оставил зерна для бедных умирающих горожан. Капитан после долгих отказов, сжалился и оставил пропитание в городе. Также есть легенда, что в это время многим торговцам зерна из Сицилии приснился сон о том, чтобы они грузили корабли зерном и везли его в Мир Ликийский – смогут продать все и получить большой барыш. Многие из купцов так и сделали – в итоге горожане получили еду и семена, а купцы – много денег.
Еще один эпизод, когда эпископ Николай спас троих жителей города. В Малую Азию прибыло несколько военных кораблей для подавления восстания. После этого командир войска дал солдатам отдых, и несколько из них отправились в город Мир Ликийский, устроили там дебош и убрались восвояси. Но в этом дебоше были обвинены три жителя города, которых тут же посадили в тюрьму. В ночь перед казнью этих троих сниться один и тот же сон императору и прокурору: эпископ Николай приказывает отпустить невиновных. Увидев в этом сне чудодейственную силу Николая, император отпускает невиновных, а в храм присылает многочисленные дары.
Следующий эпизод: Николай просит уменьшения налогов, наложенных на город. Для этого он едет в Коснтантинополь с прошением к Императору Константину. Император его выслушал и снизил существенно налоги. Чтобы узаконить это действие, призвал нотариуса, который заверил грамоту. Николай взял бумагу, запечатал ее в бутылку и выбросил в море. Чудесным образом бутылка попала прямиком в город Мир Ликийский и нашедший ее горожанин отнес налоговзымателю, тот удивился, но приказу подчинился. Император Константин же, после долгих раздумий понял, что погорячился, вызвал опять Николая чтобы забрать подписанную грамоту и дать новую. А Николаю приснился сон, что жители Мира получили бумагу и сказал об этом Константину. Император послал прислужников проверить истинность слов Николая и те подтвердили. Императору Константину пришлось довольствоваться вынесенным прежде решением.
Епископ Николай еще при жизни снискал славу чудотворца и хорошего священника, а с веками эта слава утвердилась и приумножилась. Умер Николай 6 декабря 335 года после Рождества Христова в преклонном возрасте. Эта дата занесена в католические Святки как день Святого Николая. В православных Святках день Святого Николая празднуется 19 декабря. Разница объясняется тем, что католики в 1582 году перешли с Юлианского на Григорианский календарь, (от имени Папы Григория XIII), а православные (в России) перешли только в 1918 году. Поэтому, календарь поменялся, а даты праздников остались прежними.
-СНОСКА- Юлианский календарь был введен Юлием Цезарем в 45 году до н.э. Год начинался с 1 января потому, что в этот день вновь избранные консулы вступали в должность.
Святой Николай считается защитником детей, юношей и девушек, школьников, моряков, рыбаков, аптекарей и купцов.

Читайте также  Что делать в Париже с детьми

Главный фасад базилики или западный.

На западном фасаде базилики находятся три входных двери. Центральная – более высокая и широкая, украшенная архивольтом. В его центре изображена колесница с императором, держащим в одной руке солнце, в другой – пальмовую ветку. На острие козырька находится сфинкс, символизирующий непостижимость божьей воли. Архивольт стоит на двух восьмигранных колоннах, которые упираются в спины быков. Есть все осанования думать, что скульптуры этих быков были частью здания катапана. Слева от двери имеется надпись об освещении базилики 22 июня 1197 года, справа – право об рассмотрении уголовных дел в соседних поселениях.

Византийская башня.
По мнению одного историка, башня была частью жилого помещения греческого чиновника, который построил рядом находящуюся церковь Святого Григория в X веке. По другой версии, башня была построена на два века позже и ничего не имеет общего с византийским стилем в архитектуре. Эта башня соединяется с главным зданием базилики и сейчас в ней находятся некоторые статуи и барельефы.

Норманская башня или колокольня.
Время постройки этой башни тоже стоит под вопросом – один историк считает, что она построена в IX веке, другой – что в XII. Хорошо рассмотреть башню можно со стороны южного фасада, пройдя через железные ворота. Колокольня имеет несколько колоколов, один из которых датируется XVI веком. Большое окно башни украшено скульптурой чудовища и человека, которое находится высоко над землей.

Южный фасад, как и северный, имеют одинаковое строение – внизу арки, вверху галереи. На верхних галереях вперемешку располагаются головы львов и людей. На этом фасаде имеется портал со львами, но львы плохо сохранились и что это именно они можно судить по такому же порталу, находящемуся на северном фасаде. На юго-восточной стороне портала имеется усыпальница Спарано – главного канцлера города во время правления Анжуйской династии (1294 год). В ней захоронены сам канцлер, его жена и сын. Рядом имеется другая усыпальница,в ней покоится Герцогиня Иоанна Минервино.

Северный фасад базилики Святого Николая полностью идентичен южному фасаду, с той разницей, что портал со львами сохранился намного лучше. На надвратной арке изображены сцены завоевания норманнским королем Боэмундом города Антиохии. С двух сторон портала находятся две гробницы, в одно из которых был захоронен средневековый государственный деятель Роберт из Бари.

Восточный фасад
Этот фасад выходит своей стороной к морю, имеет одно апсидальное окно византийского периода , восемь окон меньшего размера, расположенных на разных уровнях и барельеф анжуйского периода с изображением эпизодов жизни Святого Николая .

Портик паломников и анжуйская арка.
Между галереей паломников и церковью Святого Григория находится анжуйская арка через которую можно пройти в старый город или к Кафедральному Собору Святого Сабина. Над аркой со стороны старого города имеется небольшая, но хорошо сохранившаяся статуя Святого Николая и датируется XIV веком. С двух сторон статуи изображены фамильные гербы, один из которых принадлежит Раймонду Орсини.

БАЗИЛИКА СВЯТОГО НИКОЛАЯ.

Базилика Святого Николая находится в исторической части Бари – в старом городе. Была построена на месте катапана (дворец византийского наместника в Апулии), где еще раньше были дворцы римского губернатора, лангобардского правителя и арабского эмира. Здание базилики не было возведено с нуля, а было только перестроено, поэтому в архитектуре здания соединяются византийский, норманский и романско-апулийский стили зодчества. Внешняя часть здания делится на несколько частей:
• центральная, с тремя окнами, в которых в средние века размещались статуи Святого Николая, Святого Антония и Богоматерь Непорочного Зачатия;
• с правой стороны – колокольная башня, называемая башней катапана или норманской, была построена в IX веке;
• с левой стороны – византийская башня, или войсковая;
• северный фасад;
• южный фасад;
• восточный фасад;
• портик паломников.

galik_123

Наводы

Курс — на эстетику и позитив!


Внутренний двор и южный фасад. В центре — норманнская башня

После православной службы в крипте у нас оставалось немного времени на осмотр верхней базилики. Погода как-то особенно благоприятствовала нам и служила правильным фоном для грандиозной и величественной архитектуры этого комплекса. Кажется, что как раз именно так должны были выглядеть византийские храмы.
1. Базилика и, вообще, весь комплекс произвели на нас впечатление целостности и единства. Однако, существуют три основных версии строительства базилики. Согласно одной, в ходе строительства произошли существенные изменения. По другой версии, сама базилика представляет собой перестроенный дворец византийского наместника. По третьей версии, несомненным является наличие единство замысла в строительстве, длившимся целое столетие и завершённом в 1197 году освящением храма. Аббат Илья, главный строитель базилики, предложил оригинальное архитектурное решение, сочетающее элементы византийского зодчества и романского стиля.


Южная верхняя галерея

2. Все стены базилики были возведены ещё при аббате Илье, а большая часть работ по его отделке осуществлена при его преемнике аббате Евстафии (1105-1123).

3. В юго-восточном портале расположена усыпальница Спарано из Бари (1294), главного канцлера Карла I и Карла II Анжуйских, именем которого названа одна из главных улиц Бари. Напротив находится гробница родственницы Спарано — Иоанны. В период правления Карла II Анжуйского церковь достигла наибольшего расцвета.


Фамильная усыпальница Спарано

5. Наилучшее обозрение интерьера базилики — из центрального нефа храма. Базилика разделена на три нефа двенадцатью гранитными колоннами диаметром 0,8 м. Длина каждого нефа — 58 м, ширина центрального нефа — 26 м, а боковых — 9 м.


Базилика Святого Николая. Интерьер. Общий вид

6. Многочисленные реставрационные работы проводились, начиная с XVII века, когда была реконструирована крыша. Но лишь в 1928-1930 годах базилика обрела современный облик. Были устранены все изменения, произведённые после XVI века. К сожалению, были утрачены старинные фрески. И если бы не их утрата, сегодня можно было бы видеть то, чем восхищались девять веков назад.

7. Круглосводчатые арки соединяют колонны между собой и поддерживают верхние галереи — эмпоры. Три огромные арки сооружены ещё в XV веке для укрепления храма после сильного землетрясения 1456 года.


Центральный неф. Арки и потолок

8. Эмпоры — помещения, отводившиеся в первых христианских храмах для женщин знатного происхождения. Но уже в римский период эмпоры перестали использоваться по первоначальному назначению и служили только для украшения храма.

9. Если посмотреть вверх от центрального нефа, открывается великолепный вид. Стропила потолка скрыты живописным плафоном Карла Роза из Битонто.


Потолок правого поперечного нефа: папа Урбан II, переносящий Мощи Святителя Николая. Вверху — Барийский собор (1098) и освящение базилики (1197). Внизу — воскрешение паломника и установление чудесной колонны.

10. Украшением центральной апсиды является, в первую очередь, киборий (1110-1220), т. е. балдахин из камня с великолепными романскими капителями. В одной из задних капителей среди византийского орнамента помещена голова барана, а по углам — головы птиц с изогнутыми клювами. Две передних капители украшены фигурами ангелов.

Читайте также  Церковь Святого Николая


Центральная апсида

11. Пол украшен византийско-мусульманской мозаикой (1013), в центре расположена великолепная кафедра аббата Ильи (1098) — трон епископа древнего византийского стиля. Наиболее значительным изменением в базилике было размещение у стены апсиды — мавзолея Боны Сфорца (1593) — королевы Польши в результате брака с королём Сигизмундом I. При ней Польша пережила свой золотой век, ею были произведены фундаментальные изменения в области права, свободы вероисповедания и в аграрных реформах. Бона изображена в центре, а по краям — два епископа: Святой Николай, покровитель Бари, и Святой Станислав, покровитель Польши. Две женских фигуры держат герб Польского королевства (слева) и герб Бари (справа). В 1928 году было предложено перенести мавзолей, но уважение к истории взяло верх, и всё осталось на своих местах. Интересно, каким образом светская дама, хоть и королева Польши (она была и королевой Белоруссии) удостоилась чести быть погребённой в таком месте? Она, ведь, не святая. О Боне Сфорца можно почитать здесь.


Кафедра аббата Ильи, архиепископа Бари (1098) — справа. Мавзолей Боны Сфорца — у стены апсиды

12. В правом поперечном нефе располагался серебряный алтарь, который укрывал Мощи Святителя Николая несколько веков. Алтарь был подарен царём Сербии Урошем II в 1319 году. Он заменён в эпоху барокко.


Правый поперечный неф

13. На правой стене видим икону «Святой Николай Темнокожий», особо почитаемую паломниками. На иконе лик Святителя — тёмный, а руки — светлые, Хотя известно, что архиепископ города Миры Святой Николай не был темнокожим, он был греком по происхождению. Интересно, что Бари (латинское название Barium) основали греки как торговую колонию, Рим же завоевал его в 317 году до Р.Х. Уже в апостольское время здесь существовала христианская община. По преданию, апостол Пётр направил в этот южный италийский город епископа Мавра, принявшего при императоре Траяне мученичество.

14. Очень большую ценность имеют фрески на апсиде, написанные в 1304 году Иоанном из Таранто. Фреска справа изображает Святого Мартина, епископа Туркского, национального святого Франции, которому посвящена капелла. Слева от неё находится изображение другого святого, возможно Святого Людовика из семьи Карла II. В центре — изображение Распятия.


Правая апсида (капелла Святого Мартина) с фресками Иоанна из Таранто

15. Над алтарём капеллы находится триптих (1451) кисти византийского художника Рико из Кандии — изображение Богородицы страстной со Святым Николаем справа и Святым евангелистом Иоанном слева. Взгляд Иисуса обращён к ангелу, который предрекает ему распятие, другой ангел несёт орудия страстей.


Триптих Рико из Кандии (1451 год)

16. В правом нефе находится великолепный деревянный амвон. Он расположен на правой ближней к аркам колонне.


Амвон XVII века

17. Современный вид амвон приобрёл при украшении храма в XVII веке.

18. В базилику можно войти через боковой портал в правый неф.

19. Капители колонн — почти все XI или начала XII веков. Они украшали дворец византийского наместника.


Капитель в боковом нефе

20. В левой апсиде не сохранились фрески. Освобождённое после реконструкции пространство занимает большой орган базилики.


Левый неф базилики

21. В алтаре Святого Севастьяна расположена красивая картина в окладе, принадлежащая кисти Вартоломео Виварини — венецианского художника, работающего в Апулии во второй половине XV века. Это одна из наиболее выдающихся работ венецианца, находящихся в Апулии. На картине изображена Богоматерь с младенцем на троне в окружении Святых Иоакима и Людовика с одной стороны, и Святых Николая и Петра, с другой.

22. Своды базилики.

24. В левом нефе находится статуя Святителя Николая (1794), которую 8 (21) мая два рыболовецких судна вывозят в море (примерно в 150 метрах от берега ), где её приветствуют на лодках многочисленные паломники.

25. Капелла реликвий находится в правом нефе. Самые ценные реликвии базилики происходят из двух источников — от паломников и крестоносцев, возвращавшихся из Святой Земли (1096-1102), и от щедрот Карла II Анжуйского (1285-1309). В капелле эти святыни размещены на больших витринах вдоль главнй стены.


Капелла святых реликвий

26. Рака для мощей Святого Николая была изготовлена моряками на борту корабля сразу после переноса мощей из Мир Ликийских. Она напоминает моряцкие лари для продовольствия. Рака помещена в специальный хрустальный ларь. Интересно, что российские космонавты доставили частичку раки в космос, после чего её половину поместили в церковь в Звёздном городке, а вторую половину вернули в базилику.


Деревянная рака, в которой барийские моряки перевезли в 1087 году мощи святого Николая

27.Анжуйский крест — самая ценная реликвия благодаря своей древности. В его средокрестие вмонтирован греческий реликварий IX-X веков с частицей Животворящего Креста Господня.


Греческий реликварий IX-X века внутри анжуйского креста (1301)


Справа — реликвия св. апостола Фомы (происходит из Эдессы, 1102 год)


Вторая реликвия слева на верхней полке — Святой Шип из тернового венца Спасителя. Дар Карла Анжуйского (1301). Справа на нижней полке — анжуйская дарохранительница (1301), переделанная в мощевик святого Севастиана

29. Выходим из базилики совершенно потрясённые всем увиденным и переполненные огромным объёмом информации, а чтобы разобраться со всем этим и как-то осмыслить, пришлось написать все эти рассказы о нашей поездке в Бари.

30. Как оказалось, в городе Бари есть ещё много интересного. Хотелось бы побывать там ещё.

2 часть: Бари. Храм Николая Чудотворца

2 день (29.04) Храм Николая Чудотворца, и русская православная церковь св. Николая

После завтрака едем с группой до города Бари. Это третий по величине город на юге Италии с населением около 330 тысяч человек. Город прежде всего известен тем, что здесь покоятся останки Святого Николая, что сделало Бари местом, особо почитаемым православной церковью.

Мы выходим из автобуса и идём вдоль берега до арки, откуда открывается вид всего средневекового комплекса базилики. Это храм Николая Чудотворца.

Внешним видом он напоминает скорее замок, чем церковь. Базилика построена во времена, когда Бари была столицей южной Италии, примерно (1087-1123г.)

Как рассказывает предание, когда город Мира в Ликии (ныне на территории Турции) перешел к мусульманам, Бари и Венеция, соперничавшие между собой, стали бороться за право обладать ценной христианской реликвией. От Бари была организована экспедиция из 62 моряков, которые быстрее венецианцев сумели завладеть мощами Святого Николая и доставили их в Бари 9 мая 1087 года. Также жители надеялись сохранить престиж города, и оживить торговлю.

Проходим во внутренний дворик церкви. Заключённый между двумя башнями фасад базилики Св. Николая устремлён ввысь благодаря выступающим пилястрам, которые разделяют его на три части, соответствующие трём нефам. Центральная часть фасада имеет остроконечную форму. Верхний храм католический. Базилика разделена на три нефа двенадцатью колоннами. Огромный храм кажется ещё более массивным благодаря трём большим аркам, возведённым в XV веке после сильного землетрясения. 1456 г.

Наша группа устремляется в церковную лавку, а я иду в храм. Справа от входа находится сокровищница базилики. Здесь хранятся драгоценные дары разных времён. К ним относятся чаши, лампады, иконы и другие предметы, принятые в дар. Здесь есть «Шип» из тернового венца Иисуса Христа. Св. Зуб Марии Магдалины, животворящий Крест, в котором присутствует частичка креста Господня и другие ценные реликвии.

Далее я спускаюсь в нижний храм Крипты или подземной церкви. Крипта имеет форму прямоугольника со сторонами 30,7х14,8 м. Свод поддерживает 26 колонн, капители которых отличаются друг от друга, как формой, так и по происхождению. Здесь есть капители со львами и баранами, львами и павлинами и т.д.
Одна колонна находится в правом углу за решеткой, она из красного мрамора, носит название чудодейственной и привлекает паломников, которые считают прикосновение к ней чудотворным.

Существует множество народных преданий, связанных с ней. Впервые эта колонна была упомянута в 1359 г. в документе, написанном Никколо Аччаюоли. В его завещании говорится, что он диктовал последние распоряжения, — «в нижней церкви, где хранятся драгоценные Св. Мощи благословенного исповедника, около колонны, которую Святой поставил своими руками во время строительства церкви». В другой легенде Св. Николай, проходя мимо разрушенного дома женщины лёгкого поведения, увидел колонну, восхитился красотой этой колонны и столкнул её в Тибр. Чудесным образом колонна оказалась в водах порта Мир, и после своего возвращения Св. Николай поместил её в кафедральном соборе города. Столь же чудесным было её появление на поверхности моря в момент прибытия Мощей в Бари. Никому не удавалось вытащить её на берег. Наконец в ночь перед захоронением Св. Мощей (30 сентября -10 октября 1089г) сам Святой Николай помог завершить здание, и принёс недостающую колонну. Барийцы услышали в ту ночь колокольный звон. Они устремились в базилику и увидели, как Святитель с двумя ангелами снесли поставленный пилястр и на его месте установили колонну.

Читайте также  Базилика Санта Мария дель Пополо

Гробница Святого Николая украшена серебряным престолом и отгорожена от общего зала за оградою. Святые Мощи находятся ниже уровня пола.

Здесь в гробнице Святителя образуется жидкость – миро, и её собирают раз в год (2,3 стакана). На стенах красивые полотна. На самом первом, что находится над мраморным столбом, полотно, изображающее рождение Святого Николая. Ребёнок, стоя в лохани, молится, поддерживаемый кормилицей. Мать смотрит на него спокойно и умиротворённо.

Народу становится всё больше. Наши паломники тоже собрались здесь. Начинается божественная литургия.

Всё очень торжественно и чинно. После литургии прикладываемся к кресту и к гробнице Святителя Николая. Народ нескончаемым потоком идёт к мощам.

Здесь очень много русских людей. Как же здесь любят Николая Чудотворца. В мире не так много храмов, которые могут сравниться с базиликой Св. Николая по числу знаменитостей их посетивших. За базиликой есть большой внутренний двор.

Св. Николай является одним из самых почитаемых христианами святых, поэтому с давних пор множество паломников приходят в Бари поклониться мощам Чудотворца.

Далее наша группа собирается у автобуса на берегу моря. Обедаем на ходу, сидя на каменном парапете, с видом на голубое море. Ласковый и тёплый ветерок обдувает лицо.

Далее едем по городу в следующий храм – Русскую православную церковь святого Николая. Она была построена в начале XX века специально для православных паломников, и находится она в районе Каррасси всего в 4 километрах от Базилики, в которой хранятся мощи Святого. На протяжении своего существования храм неоднократно переходил во владение разных организаций, а в 2012 году официально был передан России. Строительство церкви было завершено уже после первой мировой войны. С тех пор русские паломничества совершаются сюда каждый год.

Структура подворья, выдержанная в Псков-новгородском стиле, состоит из нескольких построек. Каменный храм с зеленой керамической крышей украшает расположенная над входом мозаика спасителя с Богородицей и Николаем.

Поднимаемся по крутой лестнице в верхний храм. Он посвящен Николаю, примечателен иконостасом. Церковь небольшая, и гораздо скромнее. Читаем молебен Святителю Николаю.

Возвращаемся к автобусу. Нас подвезли к большому продуктовому магазину. Здесь можно купить настоящее оливковое масло и продукты.

Снова в дороге. Теперь едем несколько часов до гостиницы. Снова тянутся красивые пейзажи вдоль дорог. Какая чистая и аккуратная Италия, и мне она нравится. Вскоре высаживаемся у гостиницы и размещаемся по номерам. Нам достался номер в отдельных летних корпусах. Идём к своему домику, поднимаемся на второй этаж.

По ошибке нам открыли другой номер. Мы честно, сказали, что у нас другой – напротив, потом сто раз пожалели. В нашем номере, во-первых, шумела вода в унитазе, и никак не перекрывалась, не было полотенец, и в конец ещё не закрывалась снаружи дверь. Так и пошли ужинать, просто прикрыв двери. После ужина наш гид помог перекрыть воду, чтобы спокойно могли спать. А дверь закрыли изнутри. Я уснула быстро, слышала, как всю ночь как щёлкал кондиционер.

Храм Николая Чудотворца в Бари

Италия славится множеством христианских святынь, особенно верующие любят посещать город Бари (Bari) – столицу Апулии (Puglia).

Италия по количеству достопримечательностей и памятников культуры занимает в Европе первое место. Для любого религиозного человека этот город имеет важную ценность. Здесь находится храм святителя Николая Чудотворца (Basilica di San Nicola) — Русская церковь, посвященная святому, почитаемому многими верующими, где хранятся его мощи.

Базилика Града Барского является уникальнейшим памятником русского зодчества, который украшен торжественным фасадом, богато отделан резьбой и увенчан арками. Прекрасный зодческий комплекс среди других сооружений нового города выделяется внушительными пропорциями и архитектурными формами.

Немало архитектурных сооружений возникло за пределами России, но почти все они были построены в московской или ярославской манере. Город Бари славится грандиозным комплексом, который напоминает древнерусский терем. Строение было выполнено в новгород-псковском стиле архитектуры 15 века. Каменная одноглавая церковь рассчитана на 260 человек.

Подворье

Подворье Бар-града состоит из красивейшего храма, уютных построек для приема паломников, восхитительного большого сада. Этот комплекс — духовное пристанище для странников из России, которые посещают город в надежде увидеть мощи Святителя.

Церковь и подворье строилось на деньги, сбор которых шел по всей Российской империи. Так как долгое время не удавалось восстановить храм св. Николая Чудотворца в Мире Ликийской, в 1911 году был основан комитет Бар-града, которому покровительствовал сам император. Задачей организации являлось возведение в Бари постоялого двора для путешественников, которые стекались к мощам великого чудотворца, а также сооружение церкви, достойно отражавшей православное искусство.

Празднование памяти Чудотворца установлено 19 декабря и 22 мая, вот тогда то и устраивался Барградский сбор. Комитету были также переданы пожертвования на церковь от княгини Елизаветы Федоровны в сумме 3 тысячи рублей, от императора Николая II было получено 10 тысяч и внушительная сумма 246 тысяч рублей, которые ранее были собраны на храм в Мире Ликийской.

Проект постройки

Весной 1912 года уже был готов проект, составленный знаменитым знатоком древней храмовой архитектуры А. В. Щусевым, в личном архиве зодчего сохранилось множество рабочих чертежей, эскизов, различных вариантов создания внутренней отделки, разработанных до мельчайших деталей. Однако из-за начавшейся революции работы были остановлены, а памятник зодчества до сих пор находится без задуманного богатого интерьера.

Италия и Россия установила свои государственные флаги на участке для строительства, когда состоялась торжественная церемония начала постройки в 1913 году. В 1914 году уже вел свою работу приют для паломников, а позже он стал временным для беженцев.

Русские эмигранты стали смотрителями церковной собственности за рубежом, стремясь сохранить ее для возрожденной России. Но в 30-е годы 20 столетия храм перешел в собственность муниципалитета города, против воли людей его построивших. Постоялый двор и церковь в Бари на время забросили, паломничество к святым мощам прекратилось.

Базилика лишилась почти всего церковного имущества, без следа исчезли ценные вещи, такие как библиотека, старинная утварь, несколько десятков древних икон. Для церкви уже было подготовлено великолепное убранство и древние иконы, но из-за революции доставить их из Российской империи стало невозможно. Художнику К. С. Петрову-Водкину собирались доверить роспись нового храма, но он не смог выехать.

Русских верующих в Италии стало намного меньше после революции, и только благодаря большой греческой диаспоре православного вероисповедания, особо чтившей святителя Спиридона Тримифунтского (Саламинского), в 1921 году был освящен нижний приход в его честь.

Только в 2009 году Италия передала Базилику в Российское ведомство, и теперь храм опять стал достоянием и гордостью Русской Церкви. Одновременно с созданием храмового комплекса в Бари было заложено строительство нового «Барградского» храма в Санкт-Петербурге. Итальянская и российская Барградская церковь даже похожи между собой – одноглавые, квадратные, колокольни расположены над западными стенами, двухскатный кров, купола, похожие на ратный шлем.

Иконостас Подворья

Среди святынь в нижнем приделе находится икона св. Николая Чудотворца, где хранятся его мощи. С 1087 года святые мощи Св. Николая бережно хранятся в часовне Базилики. С правой стороны от входа в верхний храм базилики находится великий храмовый образ.

Над входом в базилику размещена мозаичная икона, на которой запечатлены: Спаситель, Божья Матерь и святой Николай с Евангелием в руке, написал итальянский художник Никколо Колонна (Niccolo Colonna) в 1967 году.

Внушительных размеров паникадило изготовлено в Сербии на собранные пожертвования русских эмигрантов. Установленное в 1998 году, оно заметно выделяется на фоне белоснежного свода. Перед архитектурным комплексом установлена скульптура святителю Николаю, мастерски выполненная российским скульптором В. М. Клыковым.

Паломничество к мощам

Даже после своего упокоения, святой Николай не перестает опекать своих духовных чад, внимая их молитвам и содействуя болящим и страждущим. Особенно его молитвы помогают детям, пожилым людям, убогим и болящим, торговцам, морякам и путешественникам. Святителя почитают во всех конфессиях – православной, католической, мусульманской и даже язычники.

Каждый год в город Бари съезжаются тысячи российских паломников. У православных паломников есть право совершать службы и молебны, лицезреть целебные мощи святителя. Многие путешествующие получают божественную помощь исцеления от великого угодника Божия. Город Бари может гордиться тем, что имеет такую святыню, как досточтимая икона святителя и его мощи.