Базилика Св. Михаила Архангела

Собор Архистратига Михаила и всех Небесных Сил бесплотных

Содержание

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют “днем восьмым,” ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит “день осмый,” и тогда “приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним” ( Мф. 25:31 ).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) ( Ис. 6:2 ). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочистые Херувимы ( Быт. 3:24 ). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы ( Кол. 1:16 ), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства ( Кол. 1:16 ) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы ( 1Пет. 3:22 ) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти ( 1Пет. 3:22 ; Кол. 1:16 ) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала ( Кол. 1:16 ) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы ( 1Сол. 4:16 ) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы ( 1Пет. 3:22 ) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Архангел Михаил

Архангел Михаил (кто как Бог), вождь небесного воинства.

Говорят, сатана ставит себе в большую заслугу, что заставил живописцев НЕ ИЗОБРАЖАТЬ себя поверженным под ногами Покровителя рода человеческого.

Празднование 8 ноября с.с, 21 ноября н.с.

Упоминается в канонических книгах:

В книге «Руководство к написанию икон святых угодников» говорится о том, что святой Архангел Михаил «изображается попирающим (топчущим ногами) люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зеленую финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом». (Академик В.Д. Фартусов, Москва, Синод. Тип., 1910, стр. 226).

Русский Златоуст, Архиепископ Херсонский Иннокентий в назидание писал: «Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад ее.

…Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением» (Седмь Архангелов Божиих, М., 1996, стр. 5–6).

Архангел Гавриил

Архангел Гавриил (с еврейского – муж Божий).

Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя, Приснодеве в Назарете – о рождении Спасителя мира. По Библии он считается ангелом хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа; по учению магометан – от него Магомет получил свои откровения и им же унесён на Небо. На иконах изображается со свечей и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путём изучения слова Божия и послушания голосу совести.

Церковь прославляет его 26 марта и 13 июля (старый стиль).

Упоминается в канонических книгах:

Святой Архангел Гавриил, как поясняется в «Руководстве к написанию икон», «изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечею, а в левой каменное зерцало» (Фартусов, стр. 226). Это зеркало из зеленого ясписа (яшмы) с черными и белыми пятнами на нем, освещаемое светом истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божия домостроительства, спасения человечества.

Имя Гавриил, полученное Архангелом от Бога, означает по-русски Крепость Божия или Сила Божия.

Архангел Варахиил

Архангел Варахиил (благословение Божие).

Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается.

Переводится на русский язык имя сего Небесного посланника Варахиил – Благословение Божие.

В книге «Руководство к писанию икон» говорится о нем следующее: «Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном» (Фартусов, стр. 227). Эти белые розы означают благословение Божие. Что может быть чище и благовоннее белых роз, из которых добывается розовое масло? Так Господь через своего Архангела Варахиила посылает свое благословение из недр одежды его за молитвы и труды людям.

«Поелику благословения Божии различны, – пишет Святитель Иннокентий Херсонский, – то и служение сего Ангела многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие» (Цит. соч., стр. 14).

Архангел Салафиил

Архангел Салафиил (молитва к Богу).

Упоминается в неканонической книге: 3Ездр. 5:16 .

«И вот Господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, – пишет Херсонский владыка Иннокентий, – чтобы они чистым дыханием уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молится, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил» (Цит. соч., стр. 11–12).

В книге «Руководство к писанию икон» говорится: «Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся» (Фарусов, стр. 226–227).

Архангел Иегудиил

Архангел Иегудиил (хвала Божия).

Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается.

Имя святого Архангела Иегудиила в переводе на русский язык Славитель Божий или Хвала Божия, ведь он действительно, как гласит надписание на фреске Благовещенского Собора, «имать служение утверждати человеки труждающиеся в чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние».

Как поясняется в «Руководстве к писанию икон», Архангел Божий Иегудиил «изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам» (Фартусов, стр. 227).

«Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудится для славы Божией, – пишет Архиепископ Херсонский Иннокентий. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не просто венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию» (Цит. соч., стр. 13).

Архангел Рафаил

Архангел Рафаил (помощь Божия).

Упоминается в неканонической книге: Тов. 3:16, 12:12–15 .

«Кто желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно самому быть милостиву к бедствующим», – наставляет Архиепископ Иннокентий Херсонский (Цит. соч., стр. 9).

Рафаиил по-арамейски означает Исцеление Божие или Врачевание Божие.

В «Руководстве к написанию икон» вкратце поясняется, что: «Святый Архангел Рафаиил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран» (Фартусов, стр. 226).

Архангел Уриил

Архангел Уриил (огнь Божий).

Упоминается в неканонической книге: 3Ездр. 4:1, 5:20 .

Согласно Преданию православной Христианской Церкви, святой Архангел Уриил был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. По учению Святых Отцов, Архангел Уриил, будучи сиянием огня божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невежд. А само имя Архангела, соответствуя его особому служению, означает Огонь Божий или Свет Божий.

По иконописному канону Православной церкви, святой Архангел по имени Огонь Божий «изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой огненный пламень» (Фартусов, стр. 226).

«Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные», поясняет владыка Иннокентий, Архимандрит Херсонский (Цит. соч., стр. 10).

Архангел Иеремиил

Архангел Иеремиил (высота Божия).

Упоминается в неканонической книге: 3Ездр. 4:36 .

«В 3-ей книге Ездры (4:36) упоминается еще Архангел Иеремиил (высота Божия)», – пишет архимандрит Никифор в «Библейской энциклопедии» (М., 1891, стр. 63). Он присутствовал при первой беседе Архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников.

Имя святого Архангела Иеремиила означает по-русски Высота Божия или Возвышение Божие. Он посылается свыше от Бога к человеку, дабы содействовать возвышению, возвращению человека к Богу. Архангел Божий не только приоткрывает мрачную перспективу греховного мира, дескать, чем дальше, тем хуже, но также помогает узреть в умирающем мире святые зерна жизни вечной (см. Ин. 12:24 ). Изображается он, держащим в правой руке весы.

Вам может быть интересно:

1. Труды по истории древней Церкви – профессор Александр Иванович Бриллиантов

2. Семь Вселенских Соборов – архиепископ Аверкий (Таушев)

Чудотворная икона Собор Святого Архистратига Михаила и прочих небесных сил безплотных

Празднование в честь Архангела Михаила совершается дважды в год: 21 ноября Эта дата установлена в честь Собора Архистратига Михаила и иных Небесных Сил бесплотных.

19 сентября Эта дата приурочена к чуду, которое совершил Архангел Михаил в Колоссах, развернув реку вспять и, тем самым, не допустив поругания над христианской церковью.

Надо всеми 9-ю чинами ангельскими назначен «один из главнейших князей», «Кто яко Бог» — святой Архангел Михаил, обладающий беспрецедентной божественной силой и выступающий заступником христиан и изгонителем сатаны с его падшими ангелами.

Читайте также  Что привезти из Морджима?

До того, как был образован зримый физический мир, Владыкой Небесным был создан иной мир, небесный, где обитают божественные творения — ангелы (что в переведении с греческого обозначает «вестники»). Посредством ангелов Владыка изрекает волю Свою. Бог сотворил ангелов по своему образу и подобию. Он желал, чтобы с участием воли созданных ангелов проходило их совершенствование, иными словами по их свободной воле для возрастания в богоподобии. Обусловленная часть ангелов, возглавляемая первенцем создания – Денницей, не возжелала быть уподобленными Господу. Однако большая доля небесных ангелов приняла решение пойти по стези благодеяний и верности их Творцу, и изгнали неверных.

За предводительство Небесного воинства ангелов отвечал священный Архистратиг Михаил. Архистратиг — представляет собой главу воинов, а «Михаил» в переведении с древнего еврейского языка обозначает «Кто как Бог». Сие имя носит известнейший из ангелов, кто пошел по пути Блага.

Священное писание и сказания показывают именования и прочих высших архангелов:

Архангел Гавриил является благовестником Господним, который преподнес добрую весть безгрешному праведнику и пророку Захарии о появлении на свет святого Иоанна Крестителя, а позднее и Деве Марии о беспорочном зачатии Иисуса Христа. Он же многими столетиями ранее занимался поучением пророка Даниила;

Архангел Рафаил — чье имя обозначает «лекарь Божий». Он является целителем недомоганий человеческих;

Архангел Уриил — несет огонь или свет Господний. Является просветителем потемненных, упоминание о нём можно найти в книге Ездры;

Архангел Салафиил — выступает молитвенником Господним, который побуждает людей к молитве;

Архангел Иегудиил — хвалитель Господний, упрочивающий веру, работающих во славу Царю Небесному;

Архангел Варахиил — благословение Господнее; раздатель его и молящий о благодеянии Господнем для людей.

Архангел Иеремиил — возвышение Господнее. Его имя упоминалось пророком Ездрой, однако нам не открыто место служения данного духа в Божественной Иерархии.

Святой архангел Рафаил упомянул лишь о семи из вышеуказанных архангелов: «Я являюсь одним 7-ми святых ангелов, возносящих молитвы святых и всходящих во славу Господа Святого».

Если следовать учению Святой Церкви, то Небесные духи распределяют на 9 чинов, по 3 в каждой из иерархий.

В высшую иерархию, самую приближенную к святой Троице, включены:

серафимы, расположенные ближе всех к Господу. Их зрел пророк Исайя: «Круг Него находились Серафимы, у каждого из которых по 6 крыльев».
херувимы — иными словами «многое понимание или излияние премудрости». Они неисчислимы и находятся у престола Бога, просвещая разумные зеницы для боговидения;
престолы — представляют собой основу и богоносов по благодати и служению. Посредством престолов проявляется правосудие Господнее, поддерживая царей, господ и судей в произведении праведного суда.

Средняя иерархия включает в себя:

господства — они владычествуют над более низкими ангельскими чинами, направляя силу к рассудительному обладанию и правлению, поставленным от Господа властям;
силы — преисполнены духовной твердости и ниспосылают чудеса угодникам Господним, умение излечивать и предугадывать будущее, протягивают руку помощи людям в несении повиновений, упрочивая духом в терпении;
власти — обладают властью над сатаной, оберегают человека от искушений, ратифицируют добрых подвижников в божественных подвигах и трудах.

Низшая иерархия так же насчитывает 3 чина:

начала — руководствуют низшими ангелами, наставляя их; они занимаются управлением Вселенной, охраняют царства и народы, наставляют людей на службу для ближних;
архангелами именуют великих проповедников, руководителей ангелов; они несут службу для понимания воли Господней и постижения ее, передавая ееболее низким чинам, а те в свой черед — людям;

ангелы (или как их еще именуют «вестники»), направляющие людей безгрешно жить для Царя Небесного, и приставлены в охрану всякому православному христианину для поддержания его от падения, ни при каких условиях не покидают подопечного.

Все чины обладают одним всеобщим именованием — ангелы, хотя по личному положению и по представленной благодати владеют различными прозваниями и служениями, как изрекал высокий апостол Павел: «Не все ли они подсобные духи, отправляемые на служение».

Каунас, Петропавловский собор Св. Архангела Михаил

Обширные иллюстрации данной статьи «Каунас, Петропавловский собор — Св. Архангела Михаила» можно увидеть здесь:
Есть в Каунасе три больших белых здания, которые придают этому старинному городу свой неповторимый образ, мистически являют его душу, которая формирует сознание его жителей и гостей, уникально и неповторимо вычерчивая нравственную оригинальность их воззрений на окружающий мир: Ратуша («Белая лебедь», XVI в.), Cобор Св. Архангела Михаила (конец XIX в.) и Костёл Воскресения Христа (XX в.). Возвышаясь в центре этой линии, направленной изначально из старого славяно — немецко — еврейского города Кавны по оси с Запада на Восток, Архангельский собор всей своей архитектурной мощью осаживает к земле устремлённые к небу Ратушу и костёл Воскресения Христа. Каунасский Собор ломает собой эту прямую линию и толкает её на северо-запад под углом 60 градусов к стоящему на холме величественному современному костёлу Вознесения Христа.
Замечу, литовцев в конце XIX в. в Ковне проживало не более 6 процентов от 70 тысячного населения города (статистика подробнее здесь: ).
Между ажурной старинной европейской ратушей торговых ганзейских времён и современной инфантильной европейской действительностью, стоит массивный византийский собор, олицетворяя собой мощную стать колыбели европейской культуры. Судьба этого Петропавловского собора – собора Архангела Михаила, непроста и не прямолинейна, ибо политики и история трансформировали его формальную сущность, оставляя непоколебимой энергетику его духовной ипостаси. И поэтому этот собор особенно интересен для нас.

КОВНА — ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА КОНЦА XIX ВЕКА
«Престольный праздник -29 июня.
Расположен на плацу во въездной части города, именуемой «Новый план».
Здание собора — каменное, пятикупольное, заложено 29 июня 1891 года и освящено 17 сентября 1895 года, в римско-византийском стиле. Сооружено на средства военно-инженерного ведомства, — причем строителями храма были военные инженеры: полковник Неплюев и подполковник Лимаренко. Имеет собор три престола: а) главный — в честь Свв. первоверховных Апостолов Петра и Павла, б) правый — в честь Свв. мучениц: Софии, Веры, Надежды и Любви и в) левый — в честь Святителя и Чудотворца Николая. Вмещает собор до 3 тысяч душ. В состав прихожан собора входят воинские чины всей крепости, не имеющие своих штатных священников. По штату при соборе положены: настоятель — протоиерей, два священника, диакон и два псаломщика. К собору приписана Захарие-Елисаветинская церковь при местном лазарете».

В период с 1879 по 1915 гг. по Высочайшему распоряжению Императоров Александра II, а затем Александра III и Николая II была заложена, строилась, развивалась и постоянно укреплялась система 12-ти оборонительных фортов вокруг города – Ковенская крепость, предназначенная для защиты западных рубежей Российской империи. Именно это военно-оборонительное предприятие России послужило тем огромным импульсом, который вывел из исторической дремоты важный в стратегическом положении город Кавну (заложен славянами лютичами на слиянии двух судоходных рек Немана и Вилии — ). После прохода через город Великой армии Наполеона в июне 1812 года на Москву (и возвращении обратно жалких её остатков в декабре 1812 года), этот старинный город совершенно застыл в своём экономическом развитии, отгородившись от мира по суше средневековой стеной, отстоящей на Восток от Ратуши всего на тысячу метров.
Вычерченный русскими архитекторами план Нового города-крепости Ковны предопределил расположение величественного собора в Византийском стиле на расстоянии двух километров от ратуши, на новой восточной окраине города, перед возвышенностью «Зелёная гора». Здесь, поворачивая на Вильну, дорога уходила в сторону железнодорожного вокзала. В 1861 году к Ковне провели ж/д линию от трассы Санкт-Петербург — Вильна – Варшава и вырыли первый большой ж/д туннель в России длинной 1285 метров. От Старого города — Кавны, к этому собору был расчерчен на плане и начал строиться широкий Николаевский проспект длинной в один километр, оснащённый вскоре конным трамваем («конкой»). Невдалеке был возведён целый комплекс административных корпусов военной крепости Ковна: штабы, казармы, госпиталь и т.д.
Император Александра III дал соответствующий указ.
Организаторами и руководителями строительных работ собора Св. Петра и Павла в Ковне были военные инженеры: полковник Владимир Степанович Неплюев и подполковник Константин Христофорович Лимаренко.

Справка (по найденным данным):
Владимир Степанович Неплюев – 1891 г. — полковник, крепость Ковна, 1896 г. — изобрёл коленчатый сквозник, нашедший применение во многих русских крепостях. 1906 г. — Комендант Севастопольской крепости, подвёргся покушению 1908 г. Комендант Ковенской крепости.
Лимаренко Константин Христофорович, (1852-?) — военный инженер. Из потомственных дворян. Окончил 2-е военное Константиновское училище (1875), Николаевскую инженерную академию (1882 — по 1-му разряду). С 1911 — генерал-лейтенант. Судьба после 1917 не известна.

Бесспорно, архитектурный проект был типовым, и олицетворял собой т.н. русский стиль, одним из создателей которого был академик архитектуры, председатель Петербургского общества архитекторов (1888—1890 гг.), петербуржский архитектор Д.И.Гримм. Именно после того, как несколько подкорректировав архитектурный замысел, адаптировав его к местности, академик-архитектор подписал архитектурный проект Собора Св. Петра и Павла в Ковне, храм приобрёл известный нам вид. Окончательный проект этого собора утвердил сам Император Александра III.
Православный собор планировалось строить как представительное строение крепости, выражающее богатство и официальность. Выбрана форма церкви в виде базилики, которая должна была смягчить конфессиональные противоречия и вернуться к общим христианским архитектурным истокам. Основной общий объём здания приближается к кубу. Церковь имеет пять куполов: основной — большой и 4 — меньших.
Краеугольный камень церкви был освящён и заложен 29 июня 1891 года. Стены здания возводили мастера из Черниговской губернии. Использовались устойчивые материалы и передовые для того времени строительные технологии. Кирпичи изготавливались на Палемонском кирпичном заводе близ Ковны, управляемом руководством крепости. Пол был выложен цветной метлахской плиткой, а перед алтарём – мраморными плитками.
Шлифованный гранит для цоколя (основы здания) и для ступеней был привезён из Финляндии и уложен в основание собора, скреплённый залитым в промежутки между плитами свинцом. Винтовые лестницы, основание крыши и дверки малых куполов были вылиты из чугуна. Колонны стоят на железных основаниях (литых чугунных круглых плитах). В подвале оборудовано центральное отопление с четырьмя калориферами, привезёнными из Варшавы. При постройке собора впервые в Литве смонтирован железобетонный купол 16,3 м диаметром.
Декоративные работы велись в 1894-95 годах. Художественные работы выполнили члены Общества взаимопомощи русских художников из Санкт Петербурга. Интерьер по рисункам В.В.Грязнова (1840-1909) декорировал художник А.Трей из Вильнюса. Особенно много в декорациях здания изображений греков, или т.н. воинов, а также — мотив креста. Архитектура выдержана в стиле старых православных церквей. Иконостас имел 122 иконы. В 4-х малых куполах находилось 12 колоколов, один из которых был вылит в Кёнигсберге в 1618 году. При строительстве собора было использовано 4,3 млн. кирпичей, а само строительство обошлось в 375 тыс. рублей.
Этот православный собор был освящён 17 сентября 1895 года и назван в честь святых Петра и Павла (Петропавловский собор) и до 17 августа 1915 года (день взятия города германскими войсками) принадлежал военному ведомству Российской империи.
Когда войска немецкого кайзера Вильгельма II в августе 1915 года заняли Каунас, в «русском соборе» (так немецкие оккупанты его называли) проходили службы для солдат исповедовавших католицизм и лютеранство. Немцы вывезли колокола, с малых куполов содрали оцинкованную жесть.
После Первой мировой войны, судьба Петропавловского собора Каунаса сложилась более благоприятно, чем, скажем, судьба собора Св. Александра Невского в Варшаве, строившегося по проекту выдающегося русского архитектора Леонтия Николаевича Бенуа, начиная с 1894 года — открыт в 1912 году, но полностью снесённого польскими властями в 1926 году.
После захвата Вильны отрядами польской самообороны (прообраз Польской военной организации — POW), под командованием генерала В.Вейтко, 31 декабря 1918 года временное литовское правительство, возглавляемое М.Сляжявичюсом, вместе с отступавшими немецкими войсками, переехало из Вильнюса в Каунас. Летом 1920 года Вильна, вновь освобождённая Красной армией РСФСР от польских оккупантов, была передана литовскому правительству. Однако уже осенью 1920 года, после повторного захвата Вильнюса и Виленского края польскими легионерами под командование Ю.Пилсудского и его соратника генерала Л.Желиговского, литовские власти вновь вернулись в Каунас. Переименованный литовцами из Ковны — в Каунас, город стал «временной столицей» Литовской Демократической республики.
Естественно, вся военная инфраструктура, оставшаяся в наследство от царской армии, перешла в ведение командования литовской армией. Поэтому ещё 25 июля 1919 года решением совета министров Литовской Демократической республики «русский собор» был признан собственностью литовского государства и передан военному гарнизону литовских войск – 8 августа 1919 г. был освящён католическими иерархами и назван в честь Св. Архангела Михаила.
В 1934 году собор была отремонтирована на средства Министерства охраны края Литвы. Была закрашены надписи на славянском языке и православные иконы на пилонах, убраны православные сакральные сооружения и т.п. Купола были вновь покрыты жестью. Художник Владас Диджёкас вместе с учениками переписал внутреннюю алтарную часть церкви на сюжет «Христос, добрый пастырь». В 1939 году внутри храма был поставлен орган немецкой фирмы «E. F. Walcker».
После бегства А.Сметоны из Литвы и восстановления советской власти в Литве летом 1940 года, храм перестал быть духовным центром воинов литовской армии и действовал как составное церковное учреждение Каунасской католической епархии.
В течение всей немецкой оккупации с 23 июня 1941 года, по 29 июля 1944 года, и после освобождения города от фашистских захватчиков, вплоть до 1962 года этот католический «собор» продолжал свою религиозную деятельность. Здесь действовал свой приход.
Сразу после того, как советскими властями было объявлено о том, что в подвалах собора «найдено оружие», в 1962 году по решению совета министров Литовской ССР церковь была закрыта, а само здание было передано Художественному музею им. М.-К.Чюрлёниса. Как филиал этого музея — «Галерея витража и скульптуры», здесь, в помещение бывшей церкви, с 1965 года экспонировались произведения литовских художников витражистов и скульпторов. В 1978 году кресты на куполах костёла были заменены круглыми флюгерами с цветным стеклом внутри (светло-жёлтого, зелёного и красного цвета – цвета литовского национального флага, который, кстати, был флагом Литовской ССР до начала 50-х годов). Под руководством архитектора Кястутиса Бубнайтиса были переделаны деревянные галереи – заменены на каменные, закрашены темными красками фрески, остававшиеся нетронутыми внутри храма, также тёмными красками были полностью перекрашены внутренние залы храма, а на фасаде белилами были закрашены лики Спасителя в круглых розеттах над главными и боковыми вратами.
Теперь здесь, в галереи, экспонировалось 1227 произведений искусства, и среди них «Статуя свободы» Юозаса Зикариса (1881-1944, Учился в Рисовальной школе И. П. Трутнева), проходили концерты органной музыки.
По решению Совета депутатов г.Каунаса от 28 марта 1991 года церковь возвращена каунасской архиепископской курии. На куполах церкви 17 сентября 1991 года были установлены вновь кресты, вылитые безвозмездно на каунасском заводе «Центролитас». В первом богослужении, после передачи храма католикам 7 июня 1992 года, принимали участие, кроме священнослужителей, представители военных структур литовской армии. Архиепископ митрополит Сигитас Тамкявичюс 10 августа 1996 года передал храм нуждам литовской армии.
Начались работы по существенной переделки бывшей православной церкви. Была полностью закрашена белой краской («консервирована») старая роспись в византийском стиле. В храм были переданы другие произведения искусства. Висевший 99 лет под сводом герб царской России и современной – двуглавый орёл, — был заменён на белого голубя, олицетворяющего Святой дух. Вновь расписанные своды алтарной части храма, украсили ангелы, крылья которых раскрашены в цвета национального литовского флага, и в алтаре появился государственный флаг Литовской Республики. Внутренне убранство храма приобрело современный вид.
В сентябре 2005 года в подвалах храма начал свою деятельность музей для незрячих: «Катакомбы ХХI века», а в феврале 2009 года была завершена реставрация органа.
Здание «каунасского собора» Св. Михаила Архангела вписано в реестр Недвижимого культурного наследия Литовской Республики.

Читайте также  Валенсия - Теруэль: как добраться

Все про Храм Архангела Михаила в Верхней Ореанде

С каждым приездом в Крым отдыхающие открывают для себя новые, красивые и неизведанные памятки, мимо которых невозможно пройти. Одна из таковых на ЮБК – храм Святого Архистратига Михаила в Ореанде, воистину ставший изюминкой курортного поселка в Большой Ялте.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится храм Архангела Михаила? История

Его точное местоположения – Верхняя Ореанда, рядом с Севастопольским шоссе. Вблизи устроены Храм Николая Чудотворца, Царское Село, памятники Скалолазы и Распятие, проходит пресловутая Солнечная тропа, по которой гуляли в свое время российские самодержцы.

История становления святыни

Михайловский храм в Ореанде построен сравнительно недавно. В 2016 г. он отметил первый юбилей – 10-летие. Церковь новая, но площадка, на которой она стоит, намоленная – раньше здесь располагался христианский монастырь. И это не придуманная история – данный факт подтвердили археологические исследования этой местности.

Идея возвести здесь приход возникла у местного предпринимателя – Михаила Павловича Карашкевича. Узнав историю о том, что в этом живописном уголке когда-то возносилась молитва монахов, он пожертвовал значительную сумму на возведение церкви во имя своего покровителя – архангела Михаила.

Храм начали строить в 2005 г., а уже 21 ноября 2006 г., в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, совершилось его торжественное открытие и освящение. С этого времени тут начали совершаться богослужения, таинства крещения и венчания, другие требы.

Архитектура и внутреннее убранство

В п. Ореанда храм Архангела Михаила построен по проекту архитектора Вячеслава Александровича Бондаренко. В плане он квадратной формы, а с востока прибавлена алтарная часть в виде полукруглой апсиды. С других сторон стены завершаются треугольными фронтонами, опирающимися на капители белоснежных колонн. Сооружение имеет пять глав: большая, возвышающаяся в центре, символизирует Иисуса Христа, а четыре угловых – евангелистов.

Внутрь этой церкви Ореанды ведут два входа. Возле центрального размещены две мозаичных ростовых иконы – с правой стороны архистратигу Михаилу, а с левой – Николаю Чудотворцу. Внизу на них написан текст молитвы, как следствие, каждый прихожанин может при заходе кратенько помолиться этим небесным покровителям. Белоснежный храм с зеленой крышей и позолоченными куполами гармонично смотрится на фоне голубого неба и моря, гор и бурно растущей вокруг зелени.

Что внутри храма?

Церковь архистратига Михаила впечатляет не только внешней красотой, но и внутренней. В первую очередь гости и жители Верхней Ореанды обращают внимание на художественное оформление стен, где за основу взяты библейские сюжеты. Красивый узор и тексты молитв идут дополнением к фрескам.

Наверное, нет такого человека, который посетил в Ореанде храм архистратига Михаила и не обратил бы внимание на роспись подкупольного пространства. Там на фоне неба изображен Спаситель в окружении серафимов. Он благословляет всех приходящих сюда. Сложно представить, как мастеру удалось работать на такой высоте, создавая потрясающую работу на округлой поверхности.

Алтарная перегородка – иконостас, выполненный в роскошной позолоте. Состоит он из двух ярусов, между которыми идет ряд медальонов с изображением двунадесятых праздников. В нижнем ярусе расположены ростовые образы архангелов и святых, а в верхнем – апостолов.

В церковном строении много икон. Для некоторых из них (больших) сделаны резные деревянные киоты, а для плащаницы Спасителя – сень. В таком стиле, к празднованию 10-летия храма, для алтаря заказали престол и жертвенник.

Современность церкви

Верхняя Ореанда с великолепными пейзажами давно привлекает и туристов Ялты, и художников, и поэтов. С появлением храма сюда едут и паломники, ведь за истекшие годы на церковной территории образовался храмовый комплекс.

Здесь открылась воскресная школа для изучения Закона Божьего, театральная студия, постановки которой ставятся как в школьном актовом зале, а и в разных крымских городах. К концу подходит возведение еще одного храма, посвященного св. Николаю Чудотворцу. В нем сделан баптистерий для совершения таинства крещения с возможностью полного погружения крещаемого в воду. В Свято-Николаевской церкви установили иконостас, приобрели для нее иконы и всю необходимую утварь. В скором времени ее освятят и она откроет дверь для прихожан.

М.П. Карашкевич продолжает благотворительные дела. Благодаря ему на церковной территории воссоздали ротонду, которая служит смотровой площадкой. Со временем на ее куполе установили бронзовую статую архистратига Михаила, автор которой Василий Степанович Василюк – скульптор, заслуженный художник Крыма.

С ротонды открываются прекрасные виды на море и горы – с любого ракурса получаются прекрасные фото. Поэтому здесь собираются желающие сфотографироваться на фоне живописной природы и местной достопримечательности – храма.

Сегодня на приходе служат два священника: о. Евгений (Лившук), настоятель, и о. Иоанн (Загорулько). При нем создан мужской хор, пение которого собрало многочисленные отзывы. Во время богослужения песнопения слышно даже прогуливающимся по Царской тропе. Дело в том, что окружающие скалы отражают звук и создают необыкновенную акустику. Следовательно, получился своего рода нерукотворный «концертный зал».

Как добраться (доехать)?

На городском транспорте сюда доехать нетрудно – остановка «Храм» устроена практически впритык к святыне. На ней останавливаются №115 (на Симеиз) и №122 (на Кореиз).

На машине от центра Ялты добраться до места самостоятельно нетрудно так:

Адрес, распорядок служб

  • Адрес: Севастопольское ш., 163, Ореанда, Ялта, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.452076, 34.126569.
  • Телефоны: +7-3654-24-83-64, +7-978-854-42-20.
  • Официальный сайт:
  • Режим работы: с 8:00 до 20:00.
  • Расписание богослужений уточняйте по телефонам.

Здесь, в Ореанде, в церкви архангела Михаила, сочетается воедино созданная Богом природа и творение рук человеческих. Сюда стоит хотя бы раз приехать, чтобы увидеть эту красоту своими глазами. Ну а те, кому удалось побывать тут, приезжают еще и еще, ведь для них это место стало любимым в Крыму. В заключение – познавательный видео-ролик, приятного просмотра!

РУСКАТОЛИК.РФ

СПЕЦПРОЕКТЫ

НАС МОЖНО СЛУШАТЬ

ИЩЕТЕ БОЛЬШЕГО?

ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ

Санктуарий Св. Архангела Михаила в Монте-Сант-Анджело

В Католической Церкви св. Архангел Михаил почитается как покровитель военных, больных и умирающих. В библейской традиции св. Архангел Михаил, в первую очередь, представлен как воин-защитник и предводитель всего небесного воинства. Явления св. Архангела Михаила, произошедшие в V и XVI вв., напоминают верующим о его особенной власти.

Не человеческой рукой освященный

В юго-восточном регионе Италии, который называется Апулия, на горе Гаргано, в городе, названном Монте-Сант-Анджело, находится один из самых известных в Католической Церкви санктуариев в честь св. Архангела Михаила. На вершине горы возвышается единственная в своем роде базилика. Это удивительное место, располагающееся в регионе, который является «шпорой» итальянского «сапожка», находится на высоте 865 метров над уровнем моря. Сюда можно добраться двумя путями. Первая дорога, которая значительно быстрее, ведет от расположившегося в 20 км Сан-Джованни-Ротондо; другая, окольная дорога, ведет в гору многочисленными серпантинами.

Первое явление

Начало возникновения этого санктуария восходит к концу V – нач. VI вв. Самыми старыми документальными источниками, свидетельствующими о древности этого места, являются два письма Папы св Геласия I, написанные на исходе 493 г. и обращенное к епископам, и Послание о явлениях Святого Михаила в Монте-Гаргано, составленное в 7 в. В этой книге описаны явления св. Архангела Михаила.

В первый раз Архангел явился в 490 г. епископу Сипонто св. Лаврентию. Явление сопровождалось следующими событиями. У одного богатого итальянца пропал бык. Хозяин заметил его на вершине горы, склонившимся перед входом в пещеру. Именно здесь и будут происходить явления. Владелец не мог сам туда добраться, в гневе он взял лук и пустил стрелу, чтобы смертью наказать непослушное животное. Дальше произошло что-то невероятное. Стрела вернулась и попала ему в ногу. Раненый поспешил рассказать об этом событии местному епископу. Он незамедлительно провел три дня публичных молитв и принес покаяние. Когда близился к концу последний день, а это было 8 мая, св. Михаил явился епископу и сказал: «Я – св. Архангел Михаил, стоящий перед Ликом Божьим. Это пещера посвящена мне, я являюсь ее стражником… Там, где открывается вход в пещеру, будут прощены многие человеческие грехи… Молитвы, произнесенные здесь, будут выслушаны. Иди на гору и освяти эту пещеру для христиан».

Читайте также  Где в Египте самые красивые коралловые рифы

Епископ долго сомневался из-за страха пред язычниками, для которых Монте-Гаргано было священным местом, но все-таки исполнил повеление Архангела.

Знак победы

Второе явление св. Архангела Михаила принято называть «событием победы», оно произошло в 492 г. Город Сипонто был окружен германцами под предводительством Одоакра. Перед лицом этой опасности, св. Лаврентий провел 3 дня в публичной молитве и покаянии, и ему во второй раз явился св. Архангел Михаил, который обещал победу, если жители Сипонто немедленно начнут контратаку. Вдохновленные этим обещанием, воины вышли за пределы города, и началась битва, которая сопровождалась землетрясением, громом и молниями. 29 сентября 492 г. была провозглашена победа войск Сипонта.

Спустя год, 8 мая, епископ со всеми жителями Сипонта поднялся на Монте Гаргано, где все услышали ангельское пение, доносившееся из пещеры, которую собирались освятить.

Удивленный и сбитый с толку св. Лаврентий решил попросить совета у св. Папы Геласия. После положительного отзыва Святейшего Отца епископ еще более утвердился в вере в то, что явления не были иллюзиями. В скором времени ему явился Архангел и провозгласил: «Оставь мысли об освящении пещеры, я избрал ее для своего обитания и уже освятил ее вместе с моими ангелами. Ты найдешь там знаки на скале и мой образ, алтарь, паллий и крест. Вам нужно только войти в пещеру и произнести в моем присутствии молитвы. Завтра проведите для людей Св. Мессу и увидьте, как я сам освящу эту место».

Все это и много других чудес произошло 29 сентября 493 г. С этого времени пещера св. Архангела Михаила на Монте Гаргано называется Небесной Базиликой, потому что это единственная святыня в мире, которая не была освящена человеческой рукой.

В последний раз св. Архангел Михаил явился 25 сентября 1656 г. епископу Пуччирелли во время эпидемии чумы и сказал: «Я — Архангел Михаил. Каждый, кто коснется камня из этой пещеры, исцелится. Благослови эти камни: вырежи на них знак креста и мое имя».

Произошло так, как сказал ангел. С того времени со всех концов мира поступают просьбы людей, чтобы получить камень из той пещеры. До сегодняшнего дня, в том числе и благодаря своему прекрасному расположению, базилика св. Архангела Михаила является одним из самых известных мест поклонения во всем мире.

Базилику в Монте-Гарнаго посещали не только рядовые паломники, но также Папы, и многие святые. Средь Пап, которые посещали Монте-Сант-Анджело, можно вспомнить св. Геласия I, св. Агапита I, св. Леона IX, св. Целестина V, Александра III, Григория Х, бл. Урбана II, Каликста II, который и провозгласил Архангела Михаила «князем и покровителем всего мира». Перед принятием решения стать во главе церкви, базилику посетил св. Григорий Великий, а Бонифаций IX установил полную индульгенцию для паломников, посещающих это место. В пещере был и Папа Леон XIII, автор известной молитвы-экзорцизма св. Архангелу Михаилу. Наконец, 24 мая 1987 г. Папа Иоанн Павел II совершил паломничество в базилику.

Источник (польск.): sanctus.pl

Перевод: Дарья Жуковская

Фото: www.lafestadegliangeli.org

Автор:

  • Редакция Рускатолик.рф

Жизнь с верой интереснее во сто крат. Мы проверяли!

Базилика Св. Михаила Архангела

Собор святого Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных, празднуемых 21-го ноября (8-го по старому стилю), является главным из праздников в честь святых ангелов, и праздновался уже в IV-ом веке как установившийся праздник.

По преданию, сатана, некогда светлейший из всех духов небесных сотворенных Богом, и названный Люцифером или светоносным по преимуществу, но впавший в самолюбие, гордость и злобу, ниспал со своей архангельской власти и увлек за собою множество других духов. Тогда Архангел Михаил, как верный служитель Божий, собрал все ангельские силы, не увлекшиеся пагубным примером возношения сатанинского, и сказал: «вонмем и станем добре перед Сотворшим ны, и не помыслим на Сотворшего ны». Взывая таким образом ко всему ангельскому собору, он начал славить Пресвятую, Единосущную, Неразделимую Троицу – единого Бога, торжественно поя песнь: свят, свят, свят Господь Саваоф.


Собор св.Ангелов.

Такое совокупление святых ангелов называется «собор ангельский» и выражает внимание, единомыслие, согласие, соединение. Слова ангельского исповедования «Кто яко Бог?» на древне-еврейском языке означают МИ-ХА-ИЛ и стали наименованием величайшего из устоявшихся в добре ангелов, Архистратига, т.е. воеводы небесных сил – Архангела Михаила.

О святом Архистратиге Михаиле несколько раз говорится в Священном Писании. Кроме Архангела Михаила известны еще имена нескольких архангелов, отмеченных в Священном Писании.

Мы знаем Архангела Гавриила, Божьего посланника, возвестившего Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее Спасителя, а также возвестившего Захарии о рождестве святого Иоанна Крестителя.

Знаем мы Архангела Рафаила, чье имя значит врачь Божий, целитель человеческих недугов, о котором повествуется в книге Товита.

Знаем также Архангела Уриила, чье имя значит огонь или свет Божий, отмеченного в книге Ездры.

Знаем Архангела Салафиила, молитвенника Божьего и людей побуждающего к молитве, тоже отмеченного в книге Ездры.

Знаем Архангела Иегудиила, который является славитель Бога, укрепляющий труждающихся во славу Божию.

Знаем также и Архангела Варахиила — благословение Божие, раздаятель его и ходатай, испрашивающий людям благодеяния Божия.

Кроме этих семи архангелов, упоминаемых в книге Товита, известно еще и имя Архангела Иеремиила, что значит возвышение Божие, о котором упоминает пророк Ездра, хотя и не открыто нам его положение в Небесной Иерархии. Вышеупомянутые семь Архангелов являются теми, о ком говорит святой Архангел Рафаил: «Я – один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят перед славой Бога Святого» (Тов. XII, 15).

По откровению святого Дионисия Ареопагита, который был одним из учеников Апостола Павла, ангельский собор состоит из девяти чинов, которые разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и нижнюю, — и в каждой иерархии по три чина.

Высшую иерархию, и ближайшую к Пресвятой Троице, составляют серафимы, херувимы и престолы. Ближе всего к Богу находятся шестокрылатые (т.е. имеющие шесть крыльев) и огнеобразные серафимы. Они пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к такой же любви. Само имя «серафим» означает по-еврейски «огненный, пламенеющий».

После серафимов перед Богом предстоят многоочитые (т.е. имеющие множество глаз) херувимы, которые сияют своим знанием Божиих таин и глубины Его премудрости, и этим знанием просвещают других. Через херувимов посылается премудрость и очищается духовное зрение для того, чтобы познавать Бога. На престолах же почивает Сам Бог и совершает Свой праведный суд. Таким образом, служа правосудию Божию, престолы изливают силу правосудия на земных судей, помогая земным царям и владыкам производить праведный суд.

Среднюю иерархию составляют господства, силы и власти. Господства дают силу поставленным от Бога на земле властям мудро и благоразумно управлять порученными им областями. Господства также учат людей господствовать над своей волей и страстями, покорять свою плоть духу и быть выше всякого искушения. Силы исполнены Божией крепости и исполняют немедленно волю Божию. Они творят великие чудеса и посылают ту же благодать чудотворения и прозорливости Божиим угодникам, чтобы те могли исцелять болезни и предвозвещать будущее. Силы также помогают людям нести послушания и укрепляют их в терпении скорбей и напастей. Власти имеют власть над диаволом и укрощают бесовскую власть, отражая наводимые бесами на людей искушения и не допуская бесам вредить людям. Власти также укрепляют подвижников в их борьбе с силами зла.

Нисшую иерархию, самую близкую к людям, составляют начала, архангелы и ангелы. Начала управляют вселенной и охраняют все земные царства и народы. Таким образом, каждое царство и каждый народ на земле имеет своего собственного ангела. Начала также наставляют людей отдавать должную честь всякому начальству, а самих правителей наставляют пользоваться своей властью достойно, ради славы Божией и пользы подчиненных. Архангелы являются благовестниками великих и преславных событий, а также открывают людям пророчества и познание воли Божией, и укрепляют в людях веру. Ангелы ближе всего к людям, наставляют их к добродетели и праведной жизни, и охраняют каждого верующего. В таинстве крещения к каждому новокрещенному приставляется свой ангель-хранитель, который охраняет его в течение всей его жизни на земле и помогает при переходе в иной мир. Непрестанное славословие Бога, благовестие Его повелений людям, и защита людей и народов — вот главные послушания, выполняемые собором ангельских сил.

Необходимо различать высших архангелов-архистратигов, как Архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил и прочие верховные семь архангелов, которых Священное Писание часто называет просто ангелами, от архангелов или ангелов как чинов низшей иерархии. Первые, будучи высочайшими серафимами, называются ангелами или архангелами в таком же смысле, как в военном деле и высшие генерали называются просто воинами или солдатами.

Над всеми чинами ангелов вождем поставлен святой архистратиг Михаил, как верный служитель Божий, низложитель демона и защитник христиан. Архангел Михаил обладает необыкновенной, беспримерной духовной силой. Когда прежде сотворения видимого мира, светлый ангел Денница возгордился, восстал против Бога и увлек за собой треть ангелов, архангел Михаил собрал все чины ангельские на брань против восставших, победил их, низверг сатану (прежнего Денницу) и его злых духов с неба в ад, и затем подвиг всех верных ангелов торжественно славословить Бога.

Неустанная борьба против зла продолжается и по сей день. Священное Писание повествует нам о древности и лютости этой борьбы. Грех и искушения ежедневно предстоят перед нашим взором в окружающей нас среде, и по всем городам и селам земного шара. Но борьба со злом не ограничивается нашей землей, а обнимает всю вселенную. Строгий вид ангельских сил на иконописном их изображении говорит нам о серьезности столкновения сил добра и зла.

Все эти святые чины ангельские живут одной общей жизнью, помогая один другому в святейшем и радостном процессе все большего и большего познавания Бога, все большего и большего уподобления Ему. Ученик великого апостола Павла, святой Дионисий Ареопагит, которому Господь открыл весь ангельский мир, пишет об этом так: «Небесная иерархия так устроена, что меньшие духовные существа принимают просвещение от высших, и являются друг для друга лестницей восхождения на высшее совершенство».

Хотя установление этого праздника относится к четвертому веку, но почитание святых ангелов было уже в самом начале христианства, т.е. в первом веке. Праздник святого Архистратига Михаила и прочих всех девяти чинов ангельских установлен Церковью праздновать 8-го ноября именно потому, что месяц ноябрь являлся девятым месяцем согласно пасхалии, т.к. библейский год начинался с 1-го марта, а библейский год был повидимому самым точным, т.к. мир начал свое существование с марта. (В Русской Церкви до 1343 г. Новый Год был 1-го марта). 8-ое число установлено потому, что все то время, протекшее от сотворения земного мира, на церковно-богословском языке именуется 7-ым днем, а время равно-ангельского жития праведников после Страшного Суда будет именоваться 8-ым днем. По этом причине и число 8 было признано богодухновенными установителями праздника наиболее соответствующим для праздника чинов ангельских.

Добавить комментарий

Adblock
detector

Архангел Михаил.