Базилика Св. Креста

Костел Святого креста в Варшаве

Любой гость Варшавы при первом, или уже не первом посещении польской столицы, будет в курсе самой, пожалуй, живописной улицы города. Улица эта называется Новый Свет (Nowy wiat) и проходит в самом центре. Идя по ней, можно попасть на улицу Краковское предместье (Krakowskie Przedmiecie) и затем в старый город.

Но еще во время прогулки взгляд привлекает величественное сооружение, расположенное через дорогу от памятника Николаю Копернику. Это здание Костела Святого Креста.

Монументальная святыня ордена лазаристов построена в стиле барокко и поднимается вверх двумя башнями над улицей. Костел Святого креста не является главным костелом города, однако по важности событий, которые в нем регулярно проходят, он превосходит не один кафедральный собор. Каждый входящий слышит, словно приветствие, звучащие там испокон веков слова «Бог и родина». По радио транслируется месса для больных, трудящихся и лишенных свободы, читаемая в Костеле каждое воскресенье и по праздникам.

Костел принимал участие и был свидетелем многих исторических событий города и страны. Именно здесь проходило торжественное заседание Великого Сейма в первую годовщину Конституции 3 мая.

Здесь можно прикоснуться к праху Шопена

Внутри него находится прах многих заслуженных миссионеров, а также Адама Казимира Чарторыйского, Станислава Малаховского. В течение трех лет там находился гроб с останками Йозефа Понятовского, пока его не перевезли в Краков и не поставили в Вавеле. В Костеле Святого Креста хранятся сердца Фредерика Шопена и Владислава Реймонта. Место, где замуровано сердце великого композитора, украшает мраморная доска с эпитафией.

Именно в Костеле Святого Креста отпевали и прощались с такими великими людьми, как Станислав Костка Потоцкий, Эдвард Одынец, Станислав Монюшко, Кароль Шимановский и многие другие. В этом костеле молились многие короли, президенты, кардиналы, нунций Ахилл Ратти (позднее папа Пий XI), а в 1987 г. даже сам святой отец Ян Павел II.

Еще со времени Станислава Августа Понятовского этот Костел обрел статус всепольской святыни по причине происходящих там торжественных служб и патриотических демонстраций, как во времена российской царской власти, так и после II-ой Мировой войны. Костел стал своеобразным оазисом патриотизма и пристанищем для многих преследуемых в годы народных повстаний и организаций освободительного движения.

История строительства

Строительство Костела началось еще в начале XVI в. Автором проекта стал Йозеф Шимон Белотто, который спроектировал множество зданий Варшавы, которые радуют своим видом и по сей день.

В середине XIX в. перед храмом установили статую Иисуса, несущего крест, с надписью на латыни «SURSUM CORDA» («Вверх сердца»). Проектировщиком стал Анджей Прушинский. Через несколько лет, после того, как статуя была повреждена, в Риме изготовили точную копию и установили снова перед Костелом.

Во время II-ой мировой войны немцы хотели увезти статую и переплавить, однако в пути просто выбросили ее в канаву, где ее и нашли и откуда вернули в Варшаву.

Реставрация храма

Костел поражает воображение еще и тем, что, как и практически все здания в Варшаве, во время II-ой мировой войны он был разрушен, а после полностью отстроен и восстановлен.

К сожалению, реставрационные работы велись достаточно долго, полностью закончить их смогли только к 2004 г.

Естественно, хоть это и католический храм, зайти в него может человек любого вероисповедания. А посетить его нужно однозначно: чего стоит только прикоснуться к колонне с сердцем Шопена, послушать один из органных концертов. Ну и конечно для православного верующего будет интересно поприсутствовать на католической службе, которая отличаются особой торжественностью.

Рим. Базилика Святого Креста Иерусалимского

Базилика Святого Креста Иерусалимского (Basilica di Santa Croce in Gerusalemme) — одна из семи паломнических церквей Рима.

Церковь Санта Кроче ин Джерусалемме на протяжении многих веков является местом паломничества христиан со всего мира, так как в ней хранятся величайшие Святыни Христианства.

Согласно церковному преданию, в 326 году Святая Елена, мать римского императора Константина Великого, совершила паломничество в Иерусалим. Она воздвигла ротонду на горе Голгофе, на этом месте сейчас находится Храм Гроба Господня и привезла в Рим частицы Креста, на котором распяли Иисуса, часть таблички с надписью, которая крепилась к этому кресту (титло), а также шипы из тернового венца и гвозди, которыми тело Христа было прибито к Кресту, и перст Святого апостола Фомы, который он вложил в рану Спасителя, чтобы уверовать в его Воскресение. Однако, большинство современных историков считают историю о нахождении Креста легендарной.

В 1629 году папа Урбан VIII приказал перенести небольшую часть Креста в Собор Святого Петра, где реликвия сегодня выставлена рядом с огромной скульптурой Святой Елены.

Во времена Святой Елены на Латеранском холме находились личные земли императора Константина, на месте нынешнего храма стоял дом Елены, служивший императорской резиденцией. В нем Святая Елена хранила привезенные реликвии, превратив часть здания в церковь.

В XII веке по распоряжению Папы Римского Луция II (1144-1145) церковь расширили. Капелла Святой Елены была бережно сохранена, так как уровень ее пола образован из земли, привезенной царицей с Голгофы.

В XVII—XVIII веках при Папе Бенедикте XIV церковь полностью перестроили в стиле римского барокко. Апсида базилики была расписана фресками со сценами истории Животворящего Креста. Авторство фресок приписывают Мелоццо да Форли, Антониаццо Романо и Марко Пальмеццано.

От старой домовой церкви во входном нефе сохранились 8 гранитных колонн.

Справа от центрального алтаря находится лестница, ведущая в подземную капеллу, посвященную Святой Елене.

Потолок капеллы украшен роскошной мозаикой в византийском стиле, выполненной Бальдассаре Перуцци. В центре мозаики изображён Христос благословляющий в окружении четырех евангелистов. Эта мозаика заменила утраченную мозаику V века, выполненную при императоре Валентиниане III во исполнение обета его матери Галлы Плацидии.

В нише капеллы стоит мраморная статуя Святой Елены с обретённым ею Крестом. Для изображения матери императора Константина использовали найденную в Остии античную статуя Юноны. Юнону превратили в Святую Елену, заменив ей голову и руки.

В часовне Святых Мощей находится точная копия Туринской плащаницы. Рядом стоит очень реалистичная статуя распятого на Кресте Иисуса, которая была создана на основе отпечатков с плащаницы и воспроизводит все раны Спасителя.

В следующей капелле за пуленепробиваемым стеклом в специальной нише выставлены Священные реликвии. В реликварий в форме креста вмонтированы три частицы креста Священного Распятия.

Перед этими реликвиями замирают даже самые неверующие…

Базилика Святого Креста Иерусалимского известна своей сильной энергетикой. Это на самом деле так. Непростой храм, очень запоминающийся. Не красивым интерьером и произведениями искусства, а ощущениями в нем.

Церковь Святого Креста Иерусалимского — не самое известное туристам место в Риме. Христианские паломники непременно посещают ее, проходя традиционный 20-километровый маршрути к семи главным церквям Рима.

В течение некоторого времени в базилике Святого Креста в Риме хранились три алтарных картины, выполненные специально для храма в 1601 году молодым Питером Паулем Рубенсом. Ныне 2 полотна («Святая Елена» и «Увенчание терновым венцом») находятся во французском городе Грассе в соборе Нотр-Дам-дю-Пюи. Третья картина («Воздвижение Креста») была утеряна.

В базилике много захоронений, в том числе здесь покоится прах Папа Римского Бенедикта VII. В 1999 году в церкви были помещены мощи досточтимой Антониетты Мео, умершей в 6 лет от рака костей. Девочка написала молитву Иисусу, посвящая ему ее страдания. Она сказала матери: «Когда я страдаю, я вспоминаю Иисуса и мои страдания отступают! Чтобы не страдать, не думай о своей боли, но думай об Иисусе, потому что он так много страдал за нас, что ты сам ничего не почувствуешь».

Читайте также  Что привезти из Ханоя?

Церковь Святого Креста Иерусалимского является титулярной церковью. С 28 июня 2017 года кардиналом-священником является испанский кардинал Хуан Хосе Омелья-и-Омелья.

Кафедральный собор Святого Креста и Святой Евлалии

La Catedral de la Santa Cruz y Santa Eulalia – главный собор Барселоны. Именно он, а не Саграда Фамилиа знаменитого Гауди, – резиденция местного архиепископа. Более коротко его называют собором св. Евлалии, Барселонским или Кафедральным.

Краткая история

Кафедральный собор посвящён Святой Евлалии Барселонской, в IV в. принявшей мученическую смерть за верность христианской вере. Тогда в Барсино (прежнее название города) властвовали римляне, преследовавшие христиан во всех своих владениях. Император Диоклетиан послал в городок наместника с приказом заставить христиан отказаться от их веры, или уничтожить. Всех жителей собрали на городской площади. 13-летняя ревностная христианка Евлалия, являвшаяся примером праведной жизни, прилюдно обвинила наместника в насилии и призвала жителей отказаться от обращения в язычество.

Последовавшие вслед за этим ужасные пытки и казнь девочка встретила с потрясшей очевидцев стойкостью и мужеством. Первоначально тело Евлалии было похоронено в церкви Santa Maria del Mar. В VII в. великомученица была причислена к католическим святым. Она является покровительницей города. Св. Евлалия почитается и православной конфессией.

Собор Святого Креста и Святой Евлалии сооружён на месте разрушенной романской церкви по приказу короля Сицилии, Арагона и Валенсии Хайме II Справедливого. Основное строительство по проекту архитектора Жауме Фабре, начатое в конце XIII в., продолжалось более столетия. Однако последние штрихи в оформление фасада были внесены лишь к концу XIX в. А шпиль центральной башни, достигающий 70-метровой высоты, был достроен только в 1913 г. Обычный для средневековых сооружений долгострой объяснялся войнами, эпидемиями и нехваткой средств.

Архитектурные решения

Барселонский собор Святого Креста и Святой Евлалии – прекрасный образец готики, позднее дополненный неоготическими деталями. Длина сооружения – 93 м, ширина – 40. 8-угольная центральная башня достигает высоты 50 м. Несмотря на внушительные размеры, колонны, держащие своды, не давят на зрителя. Специалисты считают, что лёгкость и даже изящность собору придали добавленные позднее элементы французской готики (по образцу Руанского собора). Многочисленные витражи с льющимся через них светом усиливают это ощущение.

Внутреннее устройство барселонского собора не совсем привычно. Основную часть центрального нефа высотой в 26 м занимает помещение для хора. Его ограждение декорировано красивыми мраморными рельефами, изображающими сцены жизни св. Евлалии. Верхний ярус сидений хора украшен рыцарскими гербами.

За поперечным нефом (трансептом) находится пресвитерий, предваряющий алтарную часть, и главная капелла Майор. Под ней расположена крипта с алебастровым саркофагом, выполненным итальянским мастером Лупо ди Франческо в XIV в. В нём покоятся останки св. Евлалии. Поверхность саркофага покрыта рельефами со сценами её пыток. По бокам саркофага – четыре изваяния ангелов с подсвечниками, а в центре – небольшая статуя Богоматери с Младенцем. На своде крипты находится рельефный медальон со сценой небесной коронации святой.

Справа от главной капеллы находится сокровищница собора с предметами культа и образцами церковного искусства. Среди них выделяются дароносица XVI в. из золота и серебра, украшенная драгоценными камнями, и деревянный стул короля Мартина, покрытый позолоченным серебром. Рядом с главным алтарём установлены надгробные памятники основателям прежнего романского собора – графу Рамону Беренгеру I и его супруге.

Всего в соборе – 26 капелл. Каждая из них – произведение искусства. В их алтарях, созданных в XIV–XV вв., изображены архангелы, отцы церкви и святые. Согласно, католической традиции, иконостасы не декорированы. Наиболее известна капелла св. Причастия с алтарным изображением архангела Михаила.

Готические капеллы Санто-Кристо де Лепанто и Преображения выделяются своими рельефными украшениями. В алтарной части первой из них установлена деревянная скульптура распятия Христа. Первоначально она находилась на носу испанского корабля. Легенда гласит, что распятие увернулось от неприятельского снаряда, после чего застыло в таком положении. Приглядевшись, действительно можно заметить некоторую кривизну статуи. Компонент Santa Cruz (Святой Крест) в полном названии собора появился именно из-за этой истории.

Ренессансный орган собора XVI в. был отреставрирован в конце XX столетия. С этого времени ежемесячно в соборе проводятся органные концерты.

Во внутреннем дворике (клуатре) находятся высокие одноярусные галереи, фонтан со статуей Sant Jordi (св. Георгия), и сад с пальмами, апельсиновыми и мушмуловыми деревьями. Здесь постоянно живут 13 белых гусей. Их количество соответствует прожитым годам юной святой, а белый цвет символизирует её чистоту и непорочность. Здесь же действует небольшой музей, где экспонируются церковная утварь, гобелены, требник Евлалии, и её терракотовая скульптура.

Слева от входа находятся лифты, поднимающие желающих на крышу собора. Оттуда открывается прекрасный вид на шпиль и Готический квартал Барселоны.

В 2006 г. произошло редчайшее для католического собора событие: перед мощами св. Евлалии был совершён православный молебен.

Информация для туристов

Адрес Кафедрального собора – площадь Pla de la Seu в Готическом квартале (Barri Gotic). До него можно доехать по линии L4 метро, сойдя на станции Jaume I. Альтернативный транспорт – автобусы 17, 19, 40, 45 до остановки Barri Gotic. До этой же остановки может довезти специализированный туристический автобус Barcelona Bus Turistic. Нужно воспользоваться его красным маршрутом Red Route.

Кафедральный собор Барселоны действующий, и в нём регулярно проводятся мессы. Но он открыт и для туристов ежедневно с 8 до 19:30. Утром до 12:45 (в воскресенье – до 13:45) и вечером после 17:15 его можно посетить бесплатно. Но за осмотр хоров нужно будет заплатить 2,8 EUR, а за подъём на крышу – 3 EUR. В остальные часы – с 13 (в воскресенье – с 14) до 17, стоимость входного билета с осмотром храма, хоров и подъёмом на крышу – 6 EUR. Следует учесть, что в часы бесплатного посещения выстраивается большая очередь.

При посещении фотосъёмка внутренних помещений ограничена (особенно со вспышкой). В соборе посетители могут зажечь не обычную, а электронную свечу. Для этого нужно бросить монету в прорезь специального автомата.

На площади перед собором местные жители часто берутся за руки, и, под звуки флейты, танцуют хороводный танец сардана. Замкнутый круг символизирует общность каталонцев перед лицом внешнего мира. Они ценят внимание к своей культуре, поэтому с радостью примут иностранца в круг.

Базилика Святого Креста Иерусалимского

Согласно церковному преданию, в 326 г. Св. Елена, мать римского императора Константина Великого, совершила паломничество в Иерусалим, где обнаружила крест, на котором был распят Иисус Христос. Царица воздвигла ротонду на Голгофе (на ее месте ныне стоит Храм Гроба Господня), а в 329 г. прибыла в Рим и привезла с собой драгоценные святыни: частицы «Честного креста» и три гвоздя Распятия.

На Латеранском холме во времена Св. Елены находились личные земли императора Константина, на месте нынешнего храма Санта Кроче стоял Сессориум (лат. sessorium — «седалище, обиталище») — дом Елены Флавии, построенный в III в. и служивший императорской резиденцией до VI в. В нем, по легенде, и хранились святые реликвии.
В 330 г. Св. Елена скончалась, и император Константин превратил часть Сессориума в церковь.

В XII в. по распоряжению Папы Римского Луция II (1144—1145) церковь расширили, однако сохранили капеллу Св. Елены и уровень ее пола, который, по преданию, образован из земли, привезенной с Голгофы. В результате позднейших переделок в XVI и XVIII вв. церковь превратилась в роскошное сооружение стиля римского барокко.

Читайте также  Античный город Сегеста

Liber Pontificalis приписывает её постройку Константину, но историки не исключают возможность того, что Елена сама была инициатором перестройки её дворца. Отдельные комнаты дворца были обращены в часовни.

Свой нынешний барочный облик храм приобрёл в XVII—XVIII веках при Папе Бенедикте XIV, который проложил улицы от базилики в Латеран и к Санта Мария Маджоре. П од руководством архитекторов Пьетро Пассалаква и Доменико Грегорини церковь превратилась в роскошное здание.

В входном нефе сохранились 8 гранитных колонн, которые использовались в оригинальной церкви IV века:

В этой базилике, согласно католическому церковному преданию, и сегодня хранятся величайшие святыни христианства — частицы Креста, на котором был распят Иисус, часть таблички с надписью, которая крепилась к этому кресту (титло), а также шипы из тернового венца и гвоздь, которым Христа прибивали к кресту.

Данные артефакты, по свидетельству Амвросия Медиоланского, были обнаружены царицей Еленой во время раскопок ею на Голгофе, однако наиболее ранние свидетельства Евсевия Кесарийского, современника царицы Елены, о раскопках на Голгофе и обнаружении Гроба Господня никаких сведений о кресте и прочих реликвиях не содержат. Более того — Евсевий пишет, что сам Гроб был обнаружен еще до прибытия Елены в Иерусалим.

Большинство современных историков, опираясь на свидетельства Евсевия, считают версию о нахождении Креста Еленой легендарной. Сторонники легендарности этой версии отмечают, что первые упоминания о нахождении Креста Еленой появляются лишь в текстах конца IV века: фрагменте из «Церковной Истории» Геласия Кесарийского (около 390 года), сохранившемся в латинском переводе Руфина, и «Слове на кончину Феодосия» Амвросия Медиоланского (395 год).

Многие исследователи считают легендарным также сам факт нахождения Креста при раскопках, проведённых во время правления императора Константина. Помимо свидетельств Евсевия, на легендарность этого факта может указывать отсутствие упоминаний о Животворящем Кресте в «Бордосском Путнике» (Itinerarium Burdigalense), древнейшем из сохранившихся путеводителей по Святой земле, составленном анонимным паломником из Бордо, посетившим святые места в 333-334 гг. Паломник сообщает о местоположении Голгофы и гробницы Христа, над которой «повелением императора Константина сооружена базилика», но ничего не говорит о почитании Креста.

По мнению многих авторов, культ Животворящего Креста возник в промежуток времени между 333 г., когда Иерусалим посетил паломник из Бордо, и серединой IV века, когда в «Огласительных Словах» Кирилла Иерусалимского (X, 19; XIII, 4) появляются первые свидетельства об этом культе, а чуть позже, в его же письме к императору Констанцию, встречается и первое упоминание об обретении Креста во времена Константина. Что касается легенды о нахождении Креста Еленой, долгое время считалось, что она возникла на западе, но исследования последнего времени показали, что истоки её скорее следует искать в Иерусалиме в середине или второй половине IV века.

Ясно лишь одно — если эти реликвии и были обнаружены в своё время в Иерусалиме, то вывезли их оттуда или во времена Елены и Константина, или во время первого Крестового Похода — ведь именно в этой базилике мы можем видеть «Иерусалимский крест» — герб Готфрида Бульонского, предводителя первого крестового похода и местоблюстителя престола Иерусалимского королевства.

В интерьере базилики интересны фрески Мелоццо да Форли.

Справа от центрального алтаря находится лестница, чьи ступени ведут вниз. Спустившись по семи её ступеням, украшенными древней надписью, можно попасть в подземную капеллу, посвященную св. Елене :

Потолок капеллы украшен красивой мозаикой, выполненной Бальдассаре Перуцци по рисункам итальянского художника и архитектора Мелоццо де Форли (XV в.). В центре мозаики изображён Христос благословляющий, вокруг него четыре евангелиста и четыре истории, связанные с крестом господнем.
Эта работа Бальдассаре Перуцци заменяет ныне утраченную более раннюю мозаику V века — отсюда и её византийский стиль. Древняя мозаика, выполненная при императоре Валентиниане III во исполнение обета его матери Галлы Плацидии , к сожалению, не сохранилась.

В нише капеллы стоит мраморная статуя св. Елены с обретённым ею крестом.

Для изображения матери Константина была использована найденная в Остии античная статуя Юноны, считавшейся копией аналогичной скульптуры из Ватиканского музея. Юнону перевоплотили в св. Елену, заменив ей голову и руки. Одной рукой Елена держит крест, другой — два гвоздя. Второй гвоздь Елена Флавия подарила своему сыну Константину, который он вправил в свой парадный шлем.

В течение некоторого времени в часовне хранились три алтарных картины, выполненные между 1601 и 1602 годами молодым Питером Паулем Рубенсом, которые ныне находятся во французском городе Грассе в соборе Нотр-Дам-дю-Пюи.

Кроме того, здесь можно увидеть фрески на апсиде XV века, где изображено Обретение Животворящего Креста, колокольню, неф и напольное покрытие XII века

В полусфере апсиды фреска Антоньяццо Романо — «Христос благословляющий» ( XV-й в.):

В боковой комнате в часовне Святых Мощей находится точная копия Туринской плащаницы:

Там же стоит и статуя Иисуса, которая, как говорят, была разработана на основе портрета с плащаницы и воспроизводит все отпечатавшиеся на плащанице евангельские раны:

В следующей капелле Реликвий за стеклом хранятся реликварии.

Считается, что Базилика Санта Кроче хранит обнаруженные в 1492 г. замурованными в стену остатки Животворящего Креста — по крайней мере, на этом настаивает католическая церковь.

В XIV-м веке, когда папство находилось во французском Авиньоне, церковь была заброшена. В 1370 году, незадолго до возвращения папства в Рим, папа Урбан V передал базилику картезианским монахам.

Согласно церковному преданию, в 1492 году во время реставрации мозаики на триумфальной арке, за каменной кладкой рабочими был обнаружен тайник. В полом пространстве находился ковчег, запечатанный красной печатью с надписью «Titulus CRUCIS», внутри которого лежала деревянная дощечка с надписью на иврите, латинском и греческом языках «Иисус Назарянин». Печать принадлежала кардиналу Герарду, будущему папе Люцию II-му (1144-1145). Считается, что надкрестная доска (титло), привезённая Еленой Флавией из Иерусалима, была найдена во время реставрационных работ церкви в XII-м веке и перепрятана под алтарным сводом уже по указу папы Люция II-го. В древние времена реликвии часто устанавливали в недоступных местах церкви, чтобы избежать их краж. Но, в случае с этой реликвией, довольно странно, что о ней забыли.
Впрочем, есть сведения, что радиоуглеродный анализ материала дощечки датирует ее XI веком.

В одном из реликвариев, в форме креста, вмонтированы три частицы креста Распятия

В других — один из гвоздей Распятия, два шипа из тернового венца и фаланга пальца Фомы Неверующего, вложенная им в рану Иисуса .

Ниже — реликварий с титлой — той самой табличкой с описанием преступления казнимого через распятие, прибиваемой к кресту:

Слева на фото — часть креста одного из двух разбойников, распятых вместе с Иисусом.
Вот фото самой титлы из Интернета — надписи на всех трёх языках (иврите, латыни и греческом) сделаны по-еврейски, справа налево:

На картинах и скульптурах на табличке-титле обычно изображают сокращение INRI (на латыни) или ИНЦИ (в славянской церковной традиции).

Кроме того, в церкви похоронен Папа Бенедикт VII и, по преданию, умер Папа Сильвестр II .

Церковь Санта Кроче ин Джерузалемме, Рим (Basilica di Santa Croce in Gerusalemme, Roma)

Церковь Санта Кроче ин Джерузалемме — одна из семи паломнических церквей Рима. Своим появлением она обязана дворцу, построенным в III-м веке и до VI-го века служившим императорской резиденцией. Дворец стал местом проживания Елены Флавии — матери римского императора Константина, принявшей в преклонном возрасте христианство и прославившейся своей деятельностью по его распространению. Именно ей Рим обязан тем, что стал богатейшим в мире хранилищем евангельских реликвий.

Читайте также  Храмы в Ханое

В VIII-м веке церковь была перестроена под патронажем пап Григория II и Адриано, а в XII-м веке, во время правления папы Луция II (1144—1145), церковь пережила первое радикальное вмешательство, после чего приобрела романский стиль и зал в три нефа, который сохранился до наших дней. В это же время появился великолепный пол в стиле «косматеско» и высокая колокольня.

В 1561 году цистерцианские монахи из Сан-Бернардо (Ломбардия) заменили картезианцев в качестве опекунов базилики Санта-Кроче и служат при ней до сих пор. В середине XVIII-го века, при папе Бенедикте XIV-м и под руководством архитекторов Пьетро Пассалаква и Доменико Грегорини, церковь превратилась в роскошное здание в стиле барокко.

При входе в церковь был обустроен овальный вестибюль, новый фасад церкви увенчал аттик украшенный статуями св. Елены, св. Луки, св. Матфея. св. Иоанна Евангелиста и императора Константина.

Пройдя овальный вестибюль, можно попасть в храм, где от старой базилики сохранились полы работы Космати и восемь античных колон темного мрамора.

На алтаре, внутри базальтовой урны, хранятся мощи святых Сан-Чезарио и Сант-Анастасио.

В полусфере абсиды фреска Антоньяццо Романо — «Христос благословляющий» ( XV-й в.).


Справа от центрального алтаря находится лестница, чьи ступени ведут вниз. Спустившись по семи её ступеням, украшенными древней надписью посвященной св. Елене, можно попасть в подземную капеллу, чей потолок украшен красивой мозаикой, выполненной Бальдассаре Перуцци по рисункам итальянского художника и архитектора Мелоццо де Форли (XV в.). В центре мозаики изображён Христос благословляющий, вокруг него четыре евангелиста и четыре истории связанные с крестом господнем. Древняя мозаика, к сожалению, не сохранилась. Она была выполнена в V-м веке при императоре Валентиниане III во исполнение обета его матери Галлы Плацидии.


В нише капеллы стоит мраморная статуя св. Елены с обретённым ею крестом.

Для изображения матери Константина была использована найденная в Остии античная статуя Юноны, считавшейся копией аналогичной скульптуры из Ватиканского музея. Юнону перевоплотили в св. Елену, заменив ей голову и руки. Одной рукой Елена держит крест, другой — два гвоздя. Второй гвоздь Елена Флавия подарила своему сыну Константину, который он вправил в свой парадный шлем.

Вмонтированная в пол мраморная плита обозначает место под полом, где лежит земля, привезенной Еленой с холма Голгофа. В течение некоторого времени в часовне хранились три алтарных картины, выполненные между 1601 и 1602 годами молодым Питером Паулем Рубенсом, которые ныне находятся во французском городе Грассе в соборе Нотр-Дам-дю-Пюи.

Рядом с часовней св. Елены расположена часовня св. Григория, построенная в 1495-1520 годах как зеркальное отображение первой. Здесь можно увидеть мраморную рельефную Пьету, добавленную к часовне в 1629 году, алтарь св. Григория с реликварием, выполненным в виде триптиха в серебряной раме, а также мозаику XIII-го или XIV-го века с изображением Страждующего Христа.

Алтарь капеллы содержит реликварий перенесённый из капеллы св. Елены. Его реликвии непосредственно связанны с именем Иисуса из Назарета.

На месте античного амфитеатра, который находился на южной стороне от церкви, на протяжении веков разбивался монастырский сад. Здесь нынче произрастают цитрусовые и фруктовые деревья, различные овощи, лекарственные травы и цветы. Свободный доступ в сад, к сожалению, не предусмотрен. На литографии можно увидеть амфитеатр, который впоследствии был преобразован в монастырский сад.

Вот такие оригинальные ворота ведут в этот сад с наружной стороны.

К сожалению, ремонтные работы, проходившие внутри базилике во время моего посещения, не дали возможность провести полноценную фотосессию.

Собор Святого Креста и Святой Евлалии

Несмотря на громкую славу собора Саграда Фамилиа, он вовсе не является «главным» собором Барселоны. Кафедральный Собор Барселоны и резиденция барселонского Архиепископа в Каталунии — собор Святого Креста и Санта Евлалии (La Catedral de la Santa Cruz y Santa Eulalia).

Он стоит в центре Готического квартала, и настолько огромен, что увидеть его целиком на таких узких улицах совершенно невозможно

Вот так, например

Ну или хотя бы вот так

Кстати, две восьмиугольные колокольни были построены в конце XIV века. На одной из них установлен самый большой колокол собора весом 3 тонны, созданный в XIX веке в стиле модерн. Этот колокол тоже носит имя Евлалии. На второй башне установлено 10 колоколов, каждый из которых назван женским именем.

Сам собор строился в XIII – XV веках на месте старого кафедрального собора, выполненного в римском стиле. Тот был построен на остатках вест-готской церкви, та в свою очередь на месте ранне-христианской базилика, ну то есть все, как обычно 🙂

Пока обходишь собор, можно любоваться огромным числом прекрасных деталей

Вот еще например

Огромный резной фасад собора был достроен только в 1913 году

Высота шпиля центральной башни составляет 70 м

Фасад собора выходит на большую площадь Plà de la Seu, так что можно хотя бы лечь на плиты, чтобы сделать полный кадр 🙂

Да, собор имеет несколько выходов

Собор имеет множество входов и выходов: старейший Портал Св. Иво (Сант Иу), выходящий на улицу Комтес, а также порталы Св. Евлалии, Св. Люсии и Пьетат. Все эти порталы ведут в необычайно красивый внутренний двор (клуатр) XIV в., окруженный галереей с выходящими в нее часовнями. К клуатру примыкает Часовня Св. Люсии, построенная еще до сооружения Собора, в 1268 гг. В 1929 гг. Через южные ворота Санта-Эулалия можно выйти во внутренний дворик собора и осмотреть крытую галерею, садик с магнолиями, мушмулой и пальмовыми деревьями, фонтан, украшенный статуей св. Жорди, а также небольшой соборный музей, где хранится купель XI в., гобелены и церковная утварь

Внутренний дворик меня поразил. В Африке мы еще не были, но вот здесь как-то, по-моему, совсем близко 🙂

И самая главная и мимими достопримечательность собора — во дворике живут 13 белоснежных гусей!

со всеми удобствами, между прочим!

Живут они там не просто так, а посвящены Святой Евлалии, покровительнице Барселоны. Тут уже история совсем не мимими 🙁

«Санта Евлалия была 13-летней девочкой, когда ее подвергли жестоким пыткам за христианскую веру. Одна из легенд гласит, что ее, обнаженную, выставили на всеобщее осмеяние на городском Форуме, когда вдруг произошло чудо – посреди весны выпал снег, укрыв ее наготу. Обозленные римляне кинули ее тогда в бочку, наполненную битыми стеклами, острыми ножами и гвоздями, и толкнули бочку вниз по улице. А затем продолжали пытать девочку 13 разными способами – по одному на каждый прожитый ею год. В конце концов, не добившись желаемого, они распяли ее на крестовине, являющейся сейчас эмблемой Кафедрального Собора и епархии, а также иконографическим атрибутом Санта Евлалии»

Мощи Евлалии покоятся под алтарем и являются главной реликвией собора

К ним нужно спускаться вниз по ступенькам

Гусей 13 по количеству прожитых Евлалией лет и ее казней.

Рассматривать убранство собора можно бесконечно

В соборе похоронены представители самых знатных барселонских семей