Базилика Санто Стефано

Базилика Санто-Стефано – семь церквей в Болонье

Базилика Санто-Стефано (Basilica di Santo Stefano) представляет собой не отдельно стоящее здание, а целый комплекс христианских строений. Многие называют это место «Семь церквей» («Sette Chiese») и признают самым оригинальным в Болонье (Bologna). Нередко в отношении собора можно услышать «Святой Иерусалим» («Santa Gerusalemme»).

История строительства

О происхождении комплекса семи церквей по сей день ведутся горячие споры, потому что постройки берут начало ещё с античных времён. По утверждениям историков, ранее на территории собора располагался храм Изиды. В IV столетии христиане возвели церковь в честь мучеников Виталия и Агриколы, которая в целом сохранила первозданный вид до наших дней. В 393 году из Милана (Milano) в неё привезли останки титульных святых.

Как гласит предание, начало строительству собора Санто-Стефано положил святой Петроний, который в V веке носил сан епископа. На месте языческого храма тогда располагалось христианское кладбище, неподалёку от которого он принял решение заложить новую церковь, в точности воспроизводящую Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Петроний также возвёл Мартириум, который соединялся с Храмом двойным портиком, благодаря чему внутри образовался дворик, позднее названный в честь Пилата (Cortile di Pilato).

В 450 году умирает основатель комплекса, и эта дата чудесным образом совпадает с концом Западной империи. В стремительном течении событий о соборе Санто-Стефано на долгое время забывают, строительство прекращается до первой половины VIII века.

  • Советую почитать про базилику святого Петрония (La Basilica di San Petronio)

В эпоху правления лангобардов возведение собора возобновляется, и в данный период он считается одним из главных религиозных центров. В этом же временном промежутке строится церковь Распятия Господня, а во дворике устанавливается чаша Пилата, которая служит очередным подражанием Иерусалиму. Во второй половине VIII столетия принимается решение перестроить Мартириум и церковь святых Виталия и Агриколы, однако изменения были незначительные.

В Х веке комплекс перешёл в руки бенедиктинцев, которые на протяжении XI-XII столетий провели здесь массу перестроек. В тот период им пришлось потратить много сил, чтобы восстановить Санто-Стефано после набегов диких венгров. Бенедиктинцы старались подробно воспроизвести облик разрушенного собора, но этому препятствовал тот факт, что иерусалимская святыня, которая бралась за основу, серьёзно пострадала при безумном халифе Хакиме и впоследствии был возведён повторно. В процессе строительства использовался новый проект, а бенедиктинцы отказались от мысли восстанавливать Санто-Стефано на другой манер. К сожалению, практически никто уже не помнил, как выглядел прежний собор, поэтому последующее преображение достопримечательности велось по наитию архитекторов.

Последующие реставрационные работы проводились только в XIX веке, в результате которых, с точки зрения современных учёных, собор стал несколько хуже. Они видели причину в том, что мастера руководствовались новым иерусалимским Храмом, а не расположенной на том же месте ранее константиновской базиликой. Однако многие жители города и туристы, несведущие в науке, не единожды восхищались фасадами зданий, а некоторые люди, увидев впервые Санто-Стефано, мечтают к нему вернуться.

Церковь Распятия Господня

Церковь Распятия Господня (Chiesa del Crocifisso), которую также называют церковью Иоанна Крестителя, возведена в VIII столетии, отличительной чертой является романский стиль. Она строилась наравне с нефом и пресбитерием (Залом Пилата), находящимся чуть выше крипты.

В нефе с левой стороны располагается изображение Богоматери XVIII века, где Дева Мария склонилась, скорбя о мёртвом Сыне («Мадонна делла Неве» («Madonna della Neve»), автор – Анджело Габриелло Пио (Angelo Gabriello Piò)). Зал Пилата реконструировали в XVII веке, туда ведёт изящная лестница, которая пережила последнюю реставрацию в 1958 году.

В центре пресбитерия, строительство которого окончилось в XVII веке, установлено Распятие работы мастера Симоне дей Крочифисси (Simone dei Crocifissi). На стенах висят фрески, сохранившиеся с XV века, изображающие сюжеты жития святого Стефана.

Ниже пресбитерия располагается крипта, разделённая на 5 нефов с разного вида колоннами. Как гласит предание, одна из них имеет высоту, равную росту Иисуса – примерно 1,7 метра, весьма внушительную для тех времён. На небольшом алтаре находятся урны с мощами мучеников Виталия и Агриколы. Рядом под штукатуркой можно разглядеть их изображения XVI века.

Церковь Гроба Господня

Церковь Гроба Господня (La basilica del Sepolcro) построена в V веке, имеет основание в форме восьмиугольника и огромный купол, удерживающий двенадцать колонн.

Семь из них выполнено из мрамора, а остальные сделаны из кирпича. Для изготовления одной из колонн, символизирующей столп, на котором истязали Христа, использовался чёрный мрамор. Это строение считается древнейшим в Санто-Стефано.

В церкви Гроба Господня имеется источник питьевой воды, символизирующий святую воду в реке Иордан. Археологи уверены, что он существовал ещё во времена прежнего храма, поскольку этого требовал культ богини Египта. Когда-то на стенах висели фрески XIII века, но в процессе реставрации в XIX столетии их перенесли в музей собора и заменили картинами эпохи барокко.

В старые времена рано утром перед Пасхой к Гробу Господню приходили проститутки и возносили молитвы к Марии Магдалине, но об их содержании предпочитали не распространяться. Существовал и иной обычай – беременные женщины совершали 33 обхода вокруг гробницы Господней, эта цифра символизировала годы жизни Иисуса Христа.

Базилика святых Витале и Агрикола

Внешний и внутренний облик базилики святых Витале и Агрикола (Basilica dei protomartiri San Vitale e Sant’Agricola) выглядит минималистически. Строение возведено в память о мучениках Витале и Агриколе, которые подверглись притеснениям императора Диоклетиана в 305 году.

В XV веке в церкви обнаружили гробницу с надписью «Симон», и вскоре разошёлся слух, будто это могила Симона Петра. Никаких подтверждений информация не имела, но к базилике очень быстро начало приходить множество паломников. Евгений IV, Папа Римский, был крайне возмущён подобными событиями, поэтому приказал засыпать церковь землёй, и в последующие 70 лет к ней не прикасались. Позднее архиепископ Джулиано делла Ровере (Giuliano della Rovere) заступился за базилику, и вскоре провели работы по восстановлению и повторному открытию для богослужений.

Внутри имеются любопытные находки, например, остатки мозаичного пола под стеклом, средневековые саркофаги, принадлежащие, как полагают историки, Витале и Агриколе, а также крест, на котором был распят святой Агрикола. Впоследствии было выяснено, что он относится к более позднему периоду.

Главный алтарь, созданный на основе языческого, расположен около задней стены церкви, чтобы священнослужитель во время совершения обрядов смотрел на восток, как и все присутствующие.

Дворик Пилата

Как гласит легенда, именно в этом дворе был осуждён Спаситель.

В северной и южной части расположены портики, выполненные в романском стиле. По центру можно увидеть бассейн из известняка, созданный в 737-744 годах, который опирается на постамент XVI века.

Дворик соединяет церковь Святой Троицы и другие здания Санто-Стефано.

Церковь Святой Троицы

Церковь Святой Троицы (Chiesa della Trinità) имеет второе название – церковь Святого Креста или Голгофы (Calvario), изначально предполагалось возвести базилику с пятью нефами и апсидой перед двориком Пилата.

Читайте также  Адрианов Успенский монастырь

Петроний хотел, чтобы фасад здания был обращён на восток, но из-за отсутствия необходимой суммы постройку пришлось временно приостановить. Когда строительными работами занялись лангобарды, церковь превратилась в баптистерий.

Последняя реставрация проведена в XIX веке, в ходе которой часть замыслов святого Петрония была выполнена – сейчас здание поделено на 5 нефов, фасад выходит во дворик, а апсида обращена на восток. Церковь возводилась в неороманском стиле.

Интерес вызывает деревянный вертеп из человеческих фигур «Поклонение волхвов», находящийся в небольшой часовне справа. Он был вырезан из вяза, предположительно в последние годы XIII века, установить автора пока не удалось, несколько раз подвергался реставрации.

В церкви имеются фрески, на одной из которых можно увидеть изображение беременной Девы Марии, нежно поглаживающей свой живот, и скульптуры XIV века.

Средневековый монастырь

Монастырь поделён на два этажа: на нижнем имеются портики и арочные проёмы, датируется X веком, а на верхнем расположена традиционная романская колоннада, предположительно работы Пьетро д ‘Альберико XII столетия. На некоторых колоннах можно рассмотреть любопытные фигуры: на одной представлен обнажённый человек, придавленный огромным камнем, а на второй — голова, повёрнутая на 180 градусов.

На портиках можно рассмотреть таблички с указанием имён болонцев, пострадавших во времена Первой мировой войны.

Музей Санто-Стефано

В музее Санто-Стефано можно найти не только религиозные экспонаты, но и произведения искусства. Особенно стоит обратить внимание на рельефную мозаику, изображающую Спасителя рядом со святыми Витале и Агриколой, и на фреску XIII века, где представлена сцена убийства школьников (небольшая часть из цикла купола Гроба Господня).

Время работы

Прогуляться по комплексу можно бесплатно в любой день недели с 9:00 до 12:30 и с 14:30 до 19:00.

Как добраться

Комплекс Санто-Стефано располагается по адресу: Via Santo Stefano, 24, Кальдерара-ди-Рено. Также это место называют площадью Санто-Стефано (Piazza Santo Stefano).

От вокзала Bologna Centale потребуется пройти 455 метров до станции Autostazione, сесть на автобус 27 и доехать до остановки Rizzoli. Стоимость проезда 1,30 евро. С Rizzoli будет виден дворец Энцо, от которого нужно пройти 272 метра до базилики.

Собор Святого Стефана на Целии в Риме

Рим смело можно назвать одним из самых религиозных городов в мире. Количество культовых сооружений Вечного города просто поражает, не говоря уже о числе сохранившихся древних храмов и святилищ. Собор Святого Стефана, расположенный на холме Целий, является прекрасным примером раннехристианской архитектуры. Его возведение началось во второй половине V века — в период, когда христианство уже прочно закрепилось в качестве главенствующей религии.

История

Известно, что возведение храма началось по воле Папы Льва I (440-461) в последние годы его понтификата. Исследователи утверждают, что дерево, использованное для строительства несущей конструкции кровли, было спилено ориентировочно в 455 году. Что же касается официальных документов, то сохранилась лишь запись о том, что освящение храма Святого Стефана состоялось при папе Симплиции (468-483).

Изначально собор Святого Стефана представлял собой круглое в плане сооружение, состоящее из трех окружностей. Центральное пространство, ограниченное 22-мя колоннами с архитравным перекрытием, имело диаметр 22 метра. Далее следовали две кольцевые галереи, разделенные между собой рядом колонн, соединенных арками (на сегодняшний день вмонтированы в стену). Диаметр внутренней галереи составлял 42 метра, наружной – 66 метров.

Внешнее кольцо храма представляло собой открытое пространство с четырьмя помещениями, обладающими более высоким, относительно соседней галереи, потолочным перекрытием, окруженное узким коридором с покатой крышей. Однако, данная часть сооружения не сохранилась.


Внутреннее пространство собора Святого Стефана было богато украшено мрамором, а в центральной его части располагался алтарь. Фрагменты древних напольных мозаик до сих пор можно увидеть внутри церкви.
[sp-vatican]
Значительные изменения во внешнем облике церкви произошли в XII веке в ходе работ по реставрации сооружения. Пришедшее в запустение здание приобрело новый вид благодаря Папе Иннокентию II. Колоннада внешнего кольца церкви была замурована, а три из четырех капелл – заброшены (возможно, по причине нехватки средств для их восстановления). Тогда же появилась новая входная группа базилики в виде портика с пятью гранитными колоннами, соединенных между собой арками.


В центральной части храма во время устройства кровли, в целях укрепления конструкции, была возведена дополнительная стена, поддерживаемая колоннами. Также были замурованы некоторые оконные проемы барабана.


Во второй половине XV века папа Николай V поручил известному флорентийскому архитектору и скульптору Бернандо Росселино провести капитальную реконструкцию собора Святого Стефана. Внешнее кольцо базилики было демонтировано, колоннада второго кольца замурована, установлен новый мраморный алтарь, обновлена кровля и уложено свежее напольное покрытие.


Капелла Святых Прима и Фелициана

Слева от входа в базилику расположена капелла, посвященная двум христианским мученикам Приму и Фелициану, пострадавшим за свои религиозные убеждения в конце III века. Их мощи были перенесены в базилику Святого Стефана в VII веке благодаря папе Теодору I.

Небольшая абсида украшена золотой мозаикой, представляющей двух святых, располагающихся по обе стороны от креста, верхнюю часть которого украшает медальон с изображением Иисуса. Эта прекрасная мозаика, являющаяся одним из немногих сохранившихся в Риме экземпляров той эпохи, вероятнее всего была выполнена византийским мастером.

Стены капеллы украшены фресками XVI века с историями из жизни святых Прима и Фелициана работы Антонио Темпеста.

Санто-Стефано

В историческом районе города Болонья расположен монастырский комплекс Святого Стефана или Санто-Стефано. Одна из легенд рассказывает, что комплекс был построен по задумке епископа Петрония, а прообразом послужил Храм Гроба Господня, расположенный в Иерусалиме. Согласно проведенным исследованиям комплекс возведен на месте древнего храма Изиды.

Семь святынь

Монастырский комплекс состоит из 7 церквей: церковь Распятия или Иоанна Крестителя дотируется 8 веком, построенная в 5 веке и перестроенная в 12 веке церковь Гроба Господня стала местом захоронения Святого Петрония. В том же 5 веке была возведена и церковь Святых Виталия и Агриколы, после этого она еще дважды перестраивалась в 8 и 11 веках.

Однако последние неудачные реконструкции значительно сократили количество церквей, и сегодня, мы можем видеть лишь четыре из семи. Четвертая, сохранившаяся церковь — церковь Мартириум, также она известна как церковь Святой Троицы. В течение 9-10 века монастырский комплекс приходил в упадок. Но, в 11 веке он перешел во владения бенедиктинцев, которые тщательно его восстанавливали и поддерживали вплоть до 13 века.

Во дворе Пилата

Весь архитектурный облик комплекса до сих пор сохранил черты романского стиля, который был придан сооружениям многочисленными восстановительными работами. Фасады трех церквей выходят на площадь. За церковью Гроба Господня есть внутренний дворик, называемый Дворик Пилата, он ведет к церкви Святой Троицы.

Церковь Распятия Господня была возведена лангобардами в 8 веке, но позднее перестраивалась. На сегодняшний день самые старые из сохранившихся ее частей — крипта и стены в романском стиле. Ее алтарная часть, куда ведет лестница, возвышается над криптой, которую делят колонны на пять нефов. В самой крипте хранится священная урна с останками Агриколы и Виталия.

Читайте также  Что брать в Индию, на Гоа

В интерьере церкви можно видеть прекрасную скульптурную композицию «Оплакивание Христа». Великолепно сохранившаяся работа Симоне деи Крочифисси «Распятие», которая относится к 14 веку, а также «Мученичество святого Стефана». На стенах крипты также сохранилась фреска, изображающая Святых Агриколу и Виталия.

Мученики Болоньи

Одна из первых церквей Болоньи — церковь Виталия и Агриколы датируется 5 веком. Спустя 300 лет после ее постройки было проведено обновление, где использовались материалы римской эпохи — мозаичный пол и ионические колонны. В 11 веке были проведены очередные реставрационные работы, которые придали зданию романские черты.

Величественный храм Гроба Господня был построен в 11-12 веках. Его 12 кирпичных и мраморных колонн отделяют центральную часть церкви, создавая внутреннюю часовню, в которой до 2000 года хранились мощи Святого Петрония. На сегодняшний день мощи Святого перенесены в базилику Петрония. В храме находится источник, который является символом священных вод Иордана. Потолок, как и стены церкви, были украшены фресками 13 века, однако некоторые были безвозвратно утеряны во время реставрационных работ.

Во Дворе Пилата установлен «Умывальник Пилата». На одной из колонн арочной галереи, окружающей двор, установлено каменное изображение петуха, которое напоминает евангельский рассказ о раскаянии Петра и отречении. От всего комплекса веет иерусалимскими символами, здесь все связано с библейскими сказаниями. Даже расстояние от Дворика Пилата до храма Святого Иоанна повторяет путь от Синедриона до Голгофы. В монастырском музее хранится обширная коллекция различных предметов культа, а также произведений искусства.

Информация для посетителей

Адрес: Via Santo Stefano 24, 40125 Болонья, Италия.

Режим работы: ежедневно 9:15 — 19:15 (в зимнее время — 9:15 — 18:00).

Внимание! Во время богослужений туристический визит может быть ограничен или приостановлен. График работы может быть изменен в праздничные дни.

Телефон для справок: +39 051 6480611.

А продолжить изучать искусство можно в Национальной пинакотеке Болоньи, где множество шедевров также выполнены на религиозную тематику.