Базилика Санта Сабина

Санта-Сабина

Базилика Санта-Сабина (итал. Basilica di Santa Sabina all’ Aventino) — одна из старейших христианских церквей в Риме, главная церковь Ордена Доминиканцев, часть их монастырского комплекса. Расположена в историческом центре города, на холме Авентин. Базилика была построена в V веке над гробницей знатной римской матроны Сабины, христианской мученицы, пострадавшей во II веке за свои религиозные убеждения и, в последующем, причисленной к лику святых.

Содержание

содержание:
история и описание
фотогалерея
график работы
входной билет
полезные ссылки
адрес
на карте Рима

В X веке Санта-Сабина была переоборудована в фортификационное сооружение. Причиной тому послужило её удобное месторасположение и непосредственная близость к берегу Тибра. В дальнейшем, здание древней базилики превратилось в резиденцию знатных римских семей: сначала здесь проживали представители патрицианского рода Крешенцы, а позже их место заняли Савелли. Один из последних владельцев сооружения — Ченчо Савелли, будучи избранным Папой Римским под именем Онорий III, передал базилику и прилегающую к ней территорию Доменико де Гусману (1170-1221), христианскому проповеднику и основателю монашеского Ордена Доминиканцев.

С его именем связана интересная история. Во внутреннем дворике базилики можно увидеть апельсиновое дерево, которое, как гласит легенда, посадил лично Доменико в 1220 году. Это старое дерево, выросшее из косточки привезённого проповедником апельсина, считается первым, посаженным в Италии апельсиновым деревом. Вход во внутренний дворик закрыт для посещения, однако полюбоваться легендарным деревом можно через небольшое окошко, расположенное в стене притвора напротив главного входа в базилику.

Во второй половине XVI века по заказу Папы Сикста V провели работы по реконструкции базилики, в значительной степени изменившие внешний облик сооружения. Было разрушено помещение певчей школы и трапезной, замурованы практически все оконные проёмы и установлен новый алтарь с покрывающим его величественным балдахином.

Последняя масштабная реконструкция достопримечательности, проведённая в 1938 году по заказу монахов Ордена Доминиканцев, практически полностью вернула Базилике Санта-Сабина её первоначальный вид.

подсказка: если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений. Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Фасадная часть здания, как таковая, отсутствует. Входная группа имеет типичное для древнеримского времени строение: главный вход в базилику находится в притворе, построенном по подобию античных религиозных сооружений. Ещё один вход, ведущий в правый неф, представляет собой небольшой портик с тремя высокими арками.

Внутреннее пространство достопримечательности разделено на три нефа двумя рядами античных колонн, изготовленных из белого мрамора. Исследователи утверждают, что когда-то эти колонны украшали находившийся неподалёку Храм Юноны, построенный ещё в IV веке до нашей эры.

На одной из стен базилики можно увидеть большую надпись, выполненную из мозаики, где упоминается имя основателя — священника Пьетро из Иллирии, который пожертвовал всё своё состояние на возведение Санта-Сабины.

Элементы барокко, добавленные в ходе проведённой в XVI веке реконструкции, сохранились лишь в убранстве двух капелл, одна из которых посвящена святому Гиацинту, а вторая — святой Катерине Сиенской. В обеих можно увидеть роскошную отделку из мрамора и прекрасные фрески, украшающие купола.

Санта-Сабина уже на протяжении более сотни лет вызывает интерес со стороны археологов. Первые раскопки на территории монастырского комплекса проводились ещё в середине XIX века. Под фундаментом базилики, в северной её части, были обнаружены руины античных построек. Многие из них представляют собой остатки римских жилых домов III-I веков до нашей эры, в которых достаточно хорошо сохранились мозаичные мраморные полы и фрагменты древних фресок.

Как понять Рим и получить от него удовольствие — групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 3 часа, 31 евро

Колизей и Древний Рим — погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм — 3 часа, 38 евро

Кулинарная прогулка — история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов — 5 часов, 45 евро

Базилика Санта Сабина – древняя жемчужина Авентинского холма

Санта Сабина: базилика на Авентине неподвластная времени

Эта старейшая, сохранившаяся свой изначальный облик начала V века римская базилика лишена роскошных архитектурных форм. Ее внутреннее убранство выглядит несколько аскетически и может вызвать даже некоторое разочарование у случайно забредших сюда туристов. Однако посещение базилики Санта Сабина, расположенной на площади Петра Иллирии (Piazza Pietro D’Illiria), предоставляет уникальную возможность прикоснуться к истокам христианства Рима, воочию увидеть некоторые реликвии, связанные с ее многовековой историей и почти физически ощутить на себе ауру храма.

Поднимаясь на Авентинский холм, чтобы прогуляться в уникальном городском парке Giardino degli Aranci (Апельсиновый сад) и насладится великолепным видом Рима, открывающимся с удобной смотровой площадки, многие просто не замечают скромный, почти незаметный вход в здание церкви, не имеющей традиционного барочного фасада.

Базилика Санта Сабина на Авентине построена в 422-432гг. н э. священником Петром из Иллирии недалеко от находившегося здесь храма Юноны Регины, возведенного в 396г. до н.э. Для строительства были использованы 24 белые мраморные колонны из этого античного храма, стройные ряды которых обрамляют центральный неф церкви.

Исторические изыскания подтвердили, что христианская базилика возведена на месте древнеримских домусов. Свидетельством этому являются остатки построек, обнаруженные при раскопках. По дошедшим преданиям, один из них принадлежал Сабине – римской матроне, обезглавленной императором Адрианом.

Санта Сабина: вся правда о христианской мученице

Дочь Ирода Металлариуса – Сабина, овдовев после смерти супруга – сенатора Валентина, проживала в его доме в Риме вместе со своей прислужницей и любовницей Серапией. Некоторые источники указывают на иное имя – Серафина Сирийская, так как она была родом из сирийской Антиохии. Ее родители исповедовали христианскую веру и, спасаясь от гонений, перебрались в Рим, но вскоре умерли. Серапия добровольно отдала себя в рабство, поступив в услужение к высокопоставленной, овдовевшей римской матроне Сабине.

Очевидно близкие отношения двух женщин поспособствовали обращению самой Сабины в христианскую веру. После отказа Серапии преклонятся пред богами Рима, судья Дериллус (Derillus) передал ее на поругание мужчинам. Однако они, не справившись с отчаянным сопротивлением женщины, забили ее насмерть палками, а затем обезглавили.

Сабина поместила тело Серапии в семейной гробнице, недалеко от Виндикианского поля (Vindician). Это послужило доказательством обращения Сабины в христианскую веру и основанием для ее смертного приговора. 29 августа 125 года она приняла смерть через обезглавливание. В 430г. останки обеих уверовавших были перенесены на Авентинский холм, в построенную на месте дома Сабины базилику, а их имена – канонизированы Святой Церковью.

Базилика, неподвластная времени

Кому-то может показаться невероятным, но главный вход в базилику Санта Сабина предваряет сохранившаяся с начала V века оригинальная дверь из кипарисового дерева. Этот единственный подобного рода памятник деревянного зодчества в Риме первоначально содержал 28 рельефных панно с изображением сцен из Ветхого и Нового Завета. Со временем часть их была утрачена и сегодня можно увидеть лишь 18. Первая верхняя панель левой стороны с изображением Христа, находящегося меж двух фигур экзекуторов, является самым старым известным изображением, описывающим его распятие.

Возвышенное местоположение церкви, построенной на Авентинском холме, во многом предопределило ее дальнейшее предназначение. В X веке по приказу Альберико II Сполето (912-954), более известного под именем Папы Льва VII (935-939), доминирующая над низиной Тибра базилика Санта Сабина была превращена в неприступную крепость. А несколько позже она стала укрепленной резиденцией некоторых благородных семейств – Савелий, Кресченцы и Ченчи. Ченчио Савелий (1148-1227), ставший впоследствии Папой Гонорием III, в 1216 году одобрил созданный орден проповедников, широко известный как орден доминиканцев. Он пригласил его основателя – Святого Доминика (Domingo de Guzmán Garcés, 1170-1221) поселиться здесь, отдав под его управление храм и часть прилегающих к нему зданий.

Там, где по преданиям Доминик проводил ночи в молитвах над гробницей с останками женщин-мучениц, находится небольшая гранитная витая колонна с черным овальным базальтовым булыжником на ней, называемым «Камнем Дьявола». Согласно легенде, его метнул в святого сам Дьявол. Промахнувшись, он попал в гробницу с захоронением христианских мучеников и разбил ее, что подтверждают разломы, оставшиеся на мраморной плите.

По центру главного нефа, напротив алтаря базилики, находится погребение Муньо де Завора (Munio de Zavora,1237-1300), одного из Генеральных магистров, возглавлявших орден в 1285-1291 гг. До сих пор базилика Санта Сабина остается главным центром управления Орденом доминиканцев в Риме, который недавно отметил свой 800-летний юбилей со дня основания.

После смерти Гонория IV в апреле 1287 года базилика Санта Сабина стала местом проведения Конклава для избрания Советом кардиналов нового Папы. Однако разразившаяся эпидемия чумы унесла жизни 6 из 13 его членов. Претенденты на высокий пост были вынуждены прервать заседание Священного колледжа и вернуться в свои дома. Вновь они собрались только в феврале следующего года, где тайным голосованием единодушно избрали нового понтифика – кардинала Джерома Маски, отказавшегося покинуть базилику. 15 февраля 1288 года первый францисканский Папа выбрал себе имя Николая IV.

За прошедшие века церковь неоднократно восстанавливалась и реставрировалась. В 1559 г. первоначально украшавшая апсиду храма мозаика V века была заменена фреской Таддео Зуккаро (Taddeo Zuccaro, 1529-1566) – талантливого итальянского художника, прах которого покоится в Пантеоне рядом с погребением Микеланджело. По всей вероятности, иконографический сюжет остался неизменным – на фреске представлена сцена проповеди Христа на горе в окружении своих учеников и святых, чьи мощи почитаются в базилике Санта Сабина.

Арку над апсидой украшают 15 медальонов, изображения на которых интерпретируют портреты пап и разных пророков. Два здания по бокам от арки символизируют небесный Иерусалим и Вифлеем, откуда прилетают девять голубей – символ верующих. Эта самая последняя черно-белая роспись была сделана в 1919-1920 годах Едженио Чистерно, взамен уничтоженной в 1723 году мозаики.

Помимо древних артефактов, в базилике Санта Сабина сохранились некоторые произведения художественного искусства средневековой эпохи. В правом нефе находится часовня Сан Джачинто, построенная вскоре после канонизации святого в 1594 году, алтарь которой украшен полотном художницы Лавинии Фонтана (1552-1614), изображающим праведника, почитающего Мадонну. Свод капеллы декорирован великолепной фреской Слава Святого Гиацинта, написанной Федерико Дзуккари около 1600 г.

В левом проходе базилики находится часовня Санта Катерина да Сиена, увенчанная в 1671 году куполом по проекту архитектора Джованни Баттиста Контини. Украшающие капеллу фрески, написанные в начале 18-го века Джованни Одацци, представляют сцены из жизни святой Екатерины. На алтаре находится копия полотна Джованни Баттиста Сальви, написанного в 1643 году, которая представляет Мадонну дель Росарио с младенцем, восседающую на троне в окружении Святого Доминика и Святой Катерины Сиенской.

При очередной реставрации 1643 года, проводившейся Франческо Борромини, в архитектурный облик базилики Санта Сабины были привнесены некоторые элементы украшательства эпохи Барокко. Лишь в 1938 году решением комиссии доминиканского ордена во главе с Антонио Муньосом, занимавшейся вопросами восстановления церкви, все излишества были удалены, и здание приняло свой окончательный средневековый вид.

Особой достопримечательностью базилики является расположенный рядом с ней Апельсиновый сад и связанная с его возникновением легенда. Она гласит, что первое апельсиновое дерево в Риме в 1216 году посадил сам Святой Доминик. Деревце взросло из апельсиновой косточки плодов, привезенных им из Испании. Полюбоваться знаменитой реликвией можно и сегодня сквозь отверстие, сделанное в стене базилики с левой стороны от входа. Конечно же, оно не является тем самым, первым апельсиновым деревом но, тем не менее, оно также традиционно почитаемое, ибо чудом взросло из самой глубины веков.

На ограждении, защищающем ствол, имеется надпись по-латыни – «Lignum Habet Spem», что можно перевести как «Дерево сохраняет надежду». Это интерпретация фразы, взятой из Книги Иова, глава 14:7, которая полностью звучит примерно как «Есть надежда на дерево, если оно будет срублено, оно прорастет снова и побеги его никогда не прекратятся».

Базилика Санта Сабина хранит еще многие реликвии одного из первых христианских храмов Рима. Однако формат статьи не позволяет более широко рассказать о многовековой истории – лучше все видеть своими глазами и до всего дотронуться рукой.

Где находится базилика Санта Сабина

Адрес: Piazza Pietro D’Illiria, 1, 00153 Roma RM, Италия

Базилика Санта-Сабина

Скромная с виду и столь же лаконичная изнутри, базилика Санта-Сабина (Basilica di Santa Sabina all’ Aventino) уникальна тем, что она стояла у истоков зарождения христианства. Это одна из самых древних христианских церквей мира. Особенно интересно то, что многие ее элементы сохранились неизменными спустя века. Этот храм на вершине Авентинского холма стоит посетить, чтобы прикоснуться к истории и увидеть святыню такой, какой видели ее первые христиане — без парадных входов, обилия статуй и позолоты.

Базилика Санта-Сабина (Basilica di Santa Sabina all’Aventino)

История

Строительство базилики Санта-Сабина началось в 422 году, когда на вершину холма Авентин были перенесены мощи святых Сабины и Серапии — двух женщин-христианок, умерших за веру во 2-м веке и впоследствии канонизированных. В течение пяти столетий здание оставалось храмом, но после сменило свое назначение. В 10-м веке его превратили в укрепленный форт — причиной стало стратегически удобное расположение на берегу Тибра.

Святая Сабина Римская, канонизированная во 2-м веке мученица

Некоторое время бывшая церковь переходила из рук в руки: в ней жило знатное семейство Крешенци, а после — представители не менее известной династии Савелли, из которой вышел папа Онорий III. Именно он передал в конце 12-го века эту постройку основателю Доминиканского ордена — испанскому проповеднику Доминику де Гусману (он вошел в историю как святой Доминик). Так церковь стала частью доминиканского монастыря.

Во время археологических раскопок были найдены камни базилики времен Древнего Рима. Сегодня они находятся вместе с другими артефактами у входа в базилику

Ближе к концу 16-го века здание частично реконструировали и установили новый алтарь. Однако во время других масштабных работ, уже в 20-м столетии, ему вернули первоначальный облик. Сегодня, как и много лет назад, этот скромный с виду храм остается главной святыней Ордена доминиканцев и несет в себе несколько важных исторических артефактов.

Базилика Санта-Сабина по сей день остается главной святыней Ордена доминиканцев

Интересно: считается, что базилика Санта-Сабина стоит на развалинах древнеримского домуса, в котором проживала святая Сабина вместе с обратившей ее рабыней-христианской.

Как добраться до базилики Санта-Сабина

Главная церковь Доминиканского ордена расположена на восточном берегу Тибра и на самой вершине холма Авентин. Это один из исторических районов Рима, отсюда можно самостоятельно дойти пешком к многих достопримечательностям — например, к Большому цирку, Устам Истины и т.д.

Точный адрес: Piazza Pietro D’Illiria, 1, 00153 Рим, Италия

Как добраться от вокзала Termini:

Метро:по синей ветке ехать до станции Circo Massimo, в пути 5 минут.

Пешком:пройти 800 метров.

Автобус:маршрутом №170 доехать до остановки Уста Истины за 15 минут.

Пешком:пройти 750 метров.

Пешком:через Via Cavour мимо Колизея и Палатинского холма идти 3,5 км.

Базилика Санта-Сабина на карте

Что посмотреть

Снаружи базилика Санта-Сабина выглядит лаконично и просто — не слишком высокое здание с арочными окнами в окружении апельсиновых деревьев. Отдельно пристроена четырехугольная башня-колокольня (кампанила), появившаяся в 10-м веке. Но самая интересная деталь в наружном оформлении — это старинные двери ее главного входа. Удивительно, но две резные створки из кипарисового дерева сохранились еще с начала 5-го века, и это самый древний в Риме исторический памятник такого рода.

В настоящее время дверь находится под пуленепробиваемым стеклом и не используется по своему прямому назначению. Но можно рассмотреть 18 панелей, на каждой из которых — барельеф со сценками на библейские темы. Изначально на створках было создано 28 барельефов, но часть из них, увы, не дошла до наших дней. Кроме того, снаружи перед входом можно увидеть статую святого Доминика и старинную фреску с его изображением.

Интерьер базилики Санта-Сабина

Внутреннее пространство разделено на три нефа рядами стройных мраморных колонн — они еще древнее самого храма, поскольку были взяты с расположенного неподалеку языческого святилища. Высокие своды практически без украшений и арочные окна под самым потолком придают интерьеру величие, а днем наполняют пространство естественным светом. Окна с ажурными решетками появились еще в 9-м веке. В 16-м же столетии они приобрели селенитовые стекла, смягчающие дневной свет.

При входе с первого взгляда привлекает внимание большая фреска с изображением Нагорной проповеди Христа. Она была создана Таддео Цуккаро в 16-м веке и заменила собой древнюю мозаику при реконструкции храма. Над фреской можно увидеть 15 медальонов с изображениями христианских святых и пап. Также по бокам можно различить черно-белые контуры двух строений — они символизируют Иерусалим и Вифлеем. Это самая поздняя роспись, появившаяся уже в начале 20-го века.

Еще одна старинная фреска украшает алтарь — картина руки Джованни Сальви была написана специально для храма в 17-м столетии. Изображение Мадонны с младенцем, а также святых Доминика и Катерины Сиенской помещено в красивый портик с мраморными колоннами. Эти немногочисленные элементы барокко появились во время перестройки в 1643 году.

Другие барочные фрагменты, оставшиеся со времен реконструкции базилики Санта-Сабина, есть в капеллах святого Гиацинта и Катерины Сиенской. Здесь сохранилось несколько фресок и величественная мраморная отделка.

Апельсиновое дерево святого Доминика

Не меньшей достопримечательностью, чем колонны и древние фрески, является апельсиновый сад или парк Савелли вокруг церкви. Все дело в том, что по легенде его заложил сам святой Доминик в 1220 году. Причем посаженное им собственноручно дерево до сих пор растет — «апельсин Доминика» можно увидеть через окошко, ведущее во внутренний дворик храма. Считается, что это деревце было первым апельсином, посаженным в Италии. Конечно, на самом деле оно является скорее потомком «того самого», но все же остается почитаемой святыней. На окружающей его ограде сохранилась латинская надпись «Lignum Habet Spem», которая отсылает к цитате из Книги Иова, где говорится, что дерево все равно прорастет, даже будучи срубленным.

У входа в апельсиновый сад есть еще одна интересная достопримечательность — старинный фонтан-маска. Его ванна сохранилась с античных времен, а закрепленную на стене маску изготовил Джакомо делла Порта, правда, вовсе не для этого фонтана. Соединили же две детали в одну композицию только в 1930-х годах. Но они смотрятся настолько гармонично, что возникает ощущение, как будто маска и ванна изначально были частями единого целого.

Старинный фонтан изначально не был задуман таким. Объединение маски и ванны произошло в прошлом столетии

Интересно: у гробницы святых, в честь которых названа церковь Святой Сабины, на гранитном постаменте можно увидеть черный камень. Согласно преданию, его метнул в святого Доминика сам дьявол, когда проповедник молился у могилы мучениц. Камень попал в могильную плиту — этим и объясняют появившиеся на ней глубокие трещины.

Часы работы и стоимость билетов

Базилика Санта-Сабина открыта для посещения:

  • Ежедневно — с 08:15 до 12:30 и с 15:30 до 18:00.

Стоимость билетов — бесплатно (поскольку это действующий храм).

Церковную службу может посетить любой желающий, важно лишь следовать правилам, касающимся внешнего вида

Правила посещения

  • Для визита в церковь требуется скромная одежда без глубоких вырезов. Женщинам рекомендуется выбрать юбку длиной не менее чем до колена, мужчинам — длинные брюки (не шорты).
  • По субботам в храме обычно проводятся венчания, на время обряда он может быть закрыт для туристов. Лучше выбрать другой день, чтобы не мешать молодоженам.

Во время венчаний зал красиво украшен и вход для туристов может быть закрыт

Интересные факты

  • Изображение распятия Христа на одной из верхних резных панелей, украшающих старинную дверь базилики Санта-Сабина, считается самым древним барельефом на эту тему.
  • История святой Сабины, жившей во 2-м веке, довольно необычна. Став вдовой, она поселилась со своей рабыней и, по некоторым сведениям, любовницей Серапией (причем последняя добровольно пошла в рабство). Близкие отношения между женщинами привели к тому, что Серапия, исповедовавшая христианство, обратила в эту веру и Сабину. В итоге за отказ преклониться перед языческими богами подругам был вынесен смертный приговор, а в 5-м веке церковь причислила их к лику святых.
  • Мраморные колонны в главном нефе изначально принадлежали языческому храму. Хорошо сохранившиеся 24 столба из белого мрамора были взяты из святилища Юноны Регины, которое появилось еще за 400 лет до нашей эры.
  • На одной из стен сохранилась мозаичная надпись, что рассказывает о вкладе в строительство храма некого Пьетро из Иллирии. Этот священник был одним из основателей базилики Санта-Сабина, поскольку отдал на ее возведение все свои средства.
  • В 1287 году в этой церкви собирался конклав для избрания нового папы, но помешала эпидемия чумы — еще до того, как новый понтифик был избран, 6 кандидатов умерли от болезни. Члены конклава разошлись по домам, чтобы спастись от чумы, лишь францисканский кардинал Джироламо д’Асколи остался в церкви. Он и был избран папой под именем Николая IV, когда эпидемия закончилась.
  • Главная церковь Доминиканского ордена до сих пор интересует археологов, ведь под нею есть античные пласты с жилищами древних римлян. На развалинах, найденных во время раскопок под фундаментом здания, хорошо сохранились древнеримские мозаики и другие элементы декора.
Виртуальная экскурсия по базилике Санта-Сабина в Риме
Базилика Санта-Сабина в Риме на видео

Посетив базилику Санта-Сабина, не спешите уходить с Авентинского холма. Можно прогуляться по парку Савелли и полюбоваться апельсинами, заглянуть в расположенную рядом церковь Сант-Алессио (Святых Вонифатия и Алексия) или в жемчужину Мальтийского ордена Санта-Мария-дель-Приорато. Здесь же находится и знаменитая «Замочная скважина» — то самое отверстие, через которое видно сразу три государства. Его легко найти по длинной очереди, особенно в хорошую погоду. А завершить прогулку можно, спустившись с холма на набережную Тибра или даже на другой стороне реки, где находится крупнейший в Риме блошиный рынок Порта Портезе.

Визитная карточка

Адрес

Piazza Pietro D’Illiria, 1, 00153 Roma RM, Италия

Рим. Авентинский холм

Прогулка по холму Авентин как началась у подножия холма неподалеку от станции метро Piramide, так и закончилась у подножия, но с противоположной стороны возле цирка Массимо. Вначале прогулки были осмотрены ворота Сан Паоло и пирамида Цестия.
1.

Ворота Сан Паоло [41.8767189N 12.4814665E]Ворота Сан Паоло — ворота в Риме, являвшиеся частью Аврелиановой стены. В античности ворота назывались Porta Ostiensis, так как от ворот начиналась Via Ostiensis, некогда дорога в порт Остию.
2.

Позднее ворота были переименованы в Сан Паоло (Porta San Paolo), так как через них можно было попасть к базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. В 546 году из-за предательства гарнизона через эти ворота в город вошёл король остготов Тотила, осаждавший Рим.
3.

Пирамида Цестия [41.8764513N 12.4808711E]Пирамида Цестия — древнеримский мавзолей в форме неправильной пирамиды на Авентине, рядом с воротами Сан Паоло. Пирамида расположена на развилке двух древних дорог: Остийской и другой, ведущей на запад к реке Тибр примерно вдоль современной Via della Marmorata. Построена между 18 и 12 гг. до н.э. для Гая Цестия Эпулона, магистрата и члена одной из четырёх великих римских жреческих коллегий. Пирамида представляет собой прекрасно сохранившееся сооружение из бетона, облицованного кирпичом и мрамором. Высота составляет 125 римских футов (36,4 метра), длина основания — 100 римских футов (30 метров). Внутри пирамиды находится склеп длиной 5,95 м, шириной 4,10 м и высотой 4,80 м.
4.

Пирамида Цестия была не единственной в Риме. Ещё большее по размерам сооружение до XVI в. сохранялось в Ватикане. В Средние века считалось, что в Цестиевой пирамиде был захоронен Рем, а в Ватиканской пирамиде — его брат Ромул.
5.

Далее были визиты к Магистральной вилле и базилике свв. Бонифация и Алексия. Церковь Санта Сабина расположена совсем рядом с базиликой свв. Бонифация и Алексия.

Церковь Санта Сабина [41.8845132N 12.4798679E]Базилика Санта Сабина — главная церковь ордена доминиканцев. Изначально освящена в честь св. Сабины и св. Серапии. Расположена на вершине Авентина в Риме. Построена в 422-432 гг. и представляет классический тип позднеримской базилики. Убранство храма подчёркнуто непритязательно.
7.

Санта Сабина — старейшая сохранившаяся римская базилика в Риме, которая сохраняет свой первоначальный колониальный прямоугольный план и архитектурный стиль. Его оформление было восстановлено до первоначального сдержанного дизайна. Это главная церковь для отмечания Пепельной среды. Церковь была местом конклава в 1287 году, хотя прелаты покинули церковь после чумы, убившей шесть из них. Они вернулись в церковь только в феврале 1288 г., избрав папой Николая IV. В 1218 году церковь была предоставлена доминиканцам папой Гонорием III, который утвердил основание ордена. Монахи все еще служат церкви и живут в соседнем монастыре. В 1221 г., незадолго до смерти, св. Доминик основал монастырь при римской церкви св. Сабины. Обитателями монастыря также были св. Фома Аквинский, будущий папа Пий V, благословенный Чеслав и св. Гиацинт.
8.

Санта-Сабина была построена далматинским священником Петром Иллирийским между 422 и 432 годами н.э. возле храма Юноны. Церковь была построена на месте домашней церкви древнеримского дома, владельцем которого была Сабина, римская матрона, вдова сенатора Валентина. Сабину обезглавили при императоре Адриане в 125 г. за то, что она была обращена в христианство ее слугой Серапией, которую забили камнями. Позднее Сабина и Серапия были причислены к лику святых.
9.

Привожу план церкви, с помощью которого будет несколько проще сориентироваться внутри базилики. Далее в квадратных скобках будет указываться номер, соответствующий плану.
10.

Слева от боковой входной двери установлена фреска [18] предположительно посвященная св. Доминику.
11.

Статуя св. Доминика [19] в нише напротив фрески.
12.

Для начала через решетчатые ворота [1] мы попадаем в атриум [3]. В атриуме собраны погребальные материалы церкви из раскопок, проведенных во время его реставрационных работ: имперские и христианские саркофаги и оригинальные фрески.
13.

Возле входа пробито весьма примечательное отверстие в монастырской стене [2], сделанное специально для лицезрения туристами первого апельсинового дерева в Италии. Это дерево в Италии посадил в монастырском дворе св. Доминик в 1221 году. Сейчас здесь произрастает первый потомок того дерева. Осмотр его возможен только через специально сделанное в монастырской стене отверстие.
14.

На правой стене атриума можно увидеть старинную фреску [4]. На ней изображены Богоматерь с младенцем в центре, заключенная в миндаль; справа и слева от нее свв. Петр и Павел, и свв. Сабина и Серапия. Две мужские фигуры слева от Богоматери — это, вероятно, архипресвитер Теодоро и пресвитер Георгий.
15.

Со св. Домеником также связана история круглого черного камня на спиральной колонне [5] слева от входной двери: она называется «Ляпис диаболи» или «Камень дьявола», потому что, согласно легенде, камень был брошен дьяволом против Доменика во время молитвы на мраморной плите, покрывающей кости некоторых мучеников, разбив ее на куски. На самом деле надгробие было разрушено архитектором Доменико Фонтана во время реставрации 1527 года, чтобы переместить захоронение.
16.

Деревянная дверь базилики [6] считается оригинальной дверью 430-432 годов, хотя она, видимо, изначально не была построена для этого дверного проема. Сохранились восемнадцать деревянных панелей — все, кроме одного, изображающие сцены из Библии.
17.

Наиболее известной среди панелей является одно из самых ранних изображений казни Христовой (слева вверху), хотя другие группы также были предметом многочисленных исследований из-за их важности для изучения христианской иконографии.
19.

16. В конце атриума есть ниша со скульптурой св. Розы Лимской (1668 г.) [7]20.

Интерьер церкви был полностью восстановлен Доменико Фонтана в 1587 году и Франческо Борромини в 1643 году. Итальянский архитектор и историк искусства Антонио Муньос восстановил оригинальный средневековый вид церкви, которая с 1870 года использовалась в качестве госпиталя.
21.

Внутренний размер церкви составляет 56*25 м и имеет три нефа, разделенных двадцатью четырьмя колоннами с пазами коринфского ордера. Арки покрыты полосой из полихромных мраморов V века. Над каждым столбом находятся военные знаки отличия, увенчанные крестами. Над колоннами находятся двадцать два ранних христианских окна. Окна изготовлены из селенита, а не из стекла.
22.

Мозаика с посвящением [8] на контрфасаде. Надпись золотыми буквами на синем фоне охватывает длинное письмо латинским гекзаметром. В тексте говорится (адаптированный перевод Гугла и Яндекса): «Когда Целестин получил самую высшую степень апостольского достоинства и сиял во всем мире, как первый из епископов, это чудо создал римский священник родом из Иллирии, Петр, — человек, который также достойно нес это имя, потому что человек питается от рождения во Христе, богатый для бедных, бедняк для себя, который избавившись от имущества в настоящей жизни, заслуживает надежду на получение будущей жизни». Здесь Целестин — это папа Целестин I. На двух концах этой мозаичной надписи изображены две благородные женщины, держащие открытые книги. Правая женщина одета в пурпурно-белую тунику и держит в руке открытый Новый Завет. Женщина слева одета в пурпурную тунику с Ветхим Заветом в руках.
23.

Весьма нетривиальная скульптура [9]. С первого взгляда показалась обычной не самой удачной копией «Лаокоона с сыновьями». Со второго взгляда начал ощущать, что тут что-то не так. И потом оп-па! А где же змеи, с которыми борются Лаокоон с детьми? А нету их!
24.

Вот для сравнения фотография оригинала скульптуры из музеев Ватикана.
25.

Пол в церкви покрыт многочисленными надгробиями. В центре главного нефа находится погребение отца Муньоса-де-Замора [10], генерала доминиканцев, сделанное в 1300 году и украшенное мозаикой.
26.

Перед пресвитерием находится Schola Cantorum [11], перестроенная в 1936 году по мотивам первоначальной ранней христианской церкви IX века. Schola cantorum- это школа церковного пения при папском дворе в средневековом Риме, традиционно считающаяся первой в Европе профессиональной музыкальной школой. Здесь повторно использованы остатки древних плутео. Боковые мраморные плиты украшены растительными, животными и другими мотивами космогонического символизма. В центре Schola Cantorum есть плита, собранная из обломков мраморной крышки захоронения мощей св. Сабины и других мучеников.
27.

Пресвитерий [12] увенчан триумфальной аркой с изображениями некоторых святых, восстановленными в XX веке на основе копий семнадцатого века Джованни Джустино Чампини. Конха украшена фреской Таддео Цуккаро, изображающей Иисуса, Апостолов и Святых, погребенных в Базилике. Главный алтарь, расположенный на фальшполе, характеризуется красной порфировой палубой.
28.

Капелла св. Екатерины Сиенской [13]Часовня св. Екатерины Сиенской находится в середине левого нефа. Это роскошная и богато украшенная барочная работа, посвященная знаменитой терциарке доминиканского ордена св. Екатерине Сиенской, имеет восьмиугольную форму. Строительство капеллы выполнялось под управлением архитектора Джованни Баттиста Контини в 1671 году.
29.

Алтарь представляет собой картину Пресвятой Девы Марии Розарии кисти Джованни Баттисты Сальви, на которой она показана в окружении св. Доминика и св. Екатерины. У алтаря четыре коринфские колонны в красной, желтой и белой брекчии.
30.

Фрески в спранделях кисти Джованни Одацци созданы в начале XVIII века и представляют собой сцены из жизни св. Екатерины Сиенской. Купол освещен восемью окнами в позолоченном обрамлении. На куполе изображена Слава Святых в Раю того же художника.
31.

Покровителем капеллы была семья тосканских дворян по фамилии Эльчи. Герб семьи с двуглавым орлом эффектно изображен на полу капеллы.
32.

33. Кенотаф епископов Игнация и Йозефа Кьянти [14].

Кенотаф кардинала Auxia di Poggio [15].
34.

Капелла св. Гиацинта [16]В середине правого нефа находится часовня св. Гиацинта. Она расположена в квадратной пристройке и была добавлен в 1600 году после того, как святой был канонизирован в 1594 году.
36.

Алтарную картину со святым Гиацинтом, поклоняющимся Мадонне, в начале XVII века создала Лавиния Фонтана. Кстати, это весьма редкий случай росписи церкви художником-женщиной. Фрески на стенах с эпизодами из жизни святого в реалистичной манере изобразил Федерико Цуккаро, изображая людей, одетых в моды того времени и предположительно на основе реальных людей. Фреска на своде часовни с изображением триумфа святого также написана Федерико Цуккаро.
37.

Еще один примечательный кенотаф. Кому конкретно он посвящен, определить не удалось.
38.

В церкви возле входа в ризницу я разглядел еще один интересный объект, представляющий красиво оформленную металлическую дверцу с замком [20]. Назначение объекта осталось покрытым тайной. Рядом установлен небольшой колокол, в который теоретически можно позвонить, хотя никто этого, естественно, не делает.
39.

Фонтана дель Маскероне (фонтан Маскарада) [41.8844593N 12.480171E]Строительство фонтана было поручено в 1593 году скульптору Пьетро Гуччи по проекту Джакомо делла Порта, который использовал прекрасный гранитный бассейн, обнаруженный возле арки Септимия Севера. Первоначально фонтан был установлен на рынке крупного рогатого скота Campo Vaccino. В дальнейшем фонтан размещали в самых различных местах: на Квиринале, возле церкви Сан Джованни дей Фиорентини и в порту Леонино. В 1890 году фонтан был демонтирован и сдан на муниципальный склад. В 1936 году было решено дать новый блеск старому Маскараду и его разместили на Авентине. Монтаж фонтана осуществили на кирпичной стене парка Савелло. Вода собирается в древней гранитной ванне с очаровательными ручками-барельефами. Отсюда, переполняясь, вода выливается в бассейн на земле. Маскарад наконец нашел желаемый мир и продолжает играть свою древнюю функцию в тишине Авентино.
41.

Парк Савелло (апельсиновый сад)
В 1287 году на холме Авентин было завершено строительство крепостного замка семейства Савелло. Активно используемая во время междоусобных войн крепость к 18 веку пришла в негодность. А в 1932 году архитектор Рафаэль де Вико по заданию муниципалитета взялся за строительство городского парка. С этой целью были упразднены остатки замка, а община монахов-доминиканцев отдала часть своих земель для общественного пользования. Таким образом, на вершине Авентина появилась новая обзорная площадка, получившая имя Нино Манфреди [41.8854158N 12.4799564E], позволяющая насладиться панорамой города. Римляне, которые к апельсинам привыкли, приходят сюда главным образом из-за видов — целоваться на закате и фотографироваться в свадебных нарядах.
42.

На этом моя небольшая прогулка по Авентинскому холму заканчивалась. Спуститься вниз можно по довольно крутой дорожке, называемой подъёмом Рокка Савелла.
Спуск начинается от Парка Савелло [41.8850664N 12.4811232E] и заканчивается внизу возле цирка Максимуса [41.8868795N 12.4805599E]. Напоследок делаю еще одну панораму цирка с той стороны, где не ходил до этого дня.
44.

Небольшое видео по теме поста.