Базилика Санта Мария ин Аракоэли аль Кампидольо

Санта-Мария-ин-Арачели, преемница храма Юноны Капитолийской

Я уже упоминала в своих статьях о Риме о том, что римляне очень любят сочинять красивые истории, мифы и легенды. Так вот в этой статье я расскажу вам целых три историй связанных с церковью Санта-Мария-ин-Арачели, и гусей, которые спасли Рим тоже не пропущу. Если вы приехали Вечный город, обойти эту церковь своим вниманием вам вряд ли удастся. Ведь она стоит на Капитолийском холме в самом центре Рима.

Еще в до христианскую эпоху на месте церкви стоял знаменитый храм Юноны Капитолийской. В древности женщины молили Юнону о хорошем замужестве и здоровых детях, в средние века изменилось только имя к которому обращались страждущие на этом же самом месте. Юнону Капитолийскую сменила Святая Дева Мария. В раннехристианскую эпоху церковь была греческой веры, т.е. византийской или православной.

К Санта-Мария-ин-Арачели ведут целых 124 ступеньки, а чтобы вам легче было подниматься скажу, что они сделаны из скамей Колизея и Большого цирка. Возможно поэтому туристы так любят на них сидеть и любоваться великолепным видом. А повелел их построить уже известный моим постоянным читателям Риенцо (я его упоминала в моей предыдущей статье о Капитолийском холме) в благодарность святой Деве Марии за счастливое избавление города от эпидемии чумы.

Санта-Мария-ин-Арачели 124 ступеньки

Как гуси Рим спасли

Во времена Древнего Рима на месте церкви стоял храм Юноны и именно в нем и жили знаменитые гуси, которые спасли Рим. Быть может их держали в храме для гаданий и предсказаний. Гуси очень бдительные птицы, любой охотник вам это подтвердит, когда стая садится на отдых и кормежку, они обязательно выставляют смотрящих по сторонам, чтобы никто не смог подкрасться. Видать гуси Юноны в ту, прославившую их ночь еще не забыли повадки своих диких сородичей и не преминули поднять шум, когда услышали, как галлы пытаются забраться на Капитолийский холм.

С тех пор о гусях, которые спасли Рим, знает весь мир. А в благодарность за спасение на содержание гусей была выделена отдельная статья расходов в бюджете. Римляне пошли еще дальше, каждый год празднично одетого гуся носили в паланкине вокруг форума. Мне в этой истории интересно только одно, как они заставляли этого гуся сидеть в паланкине, да еще одетым.

Откуда взялось слово «money»

Римляне были религиозны и богобоязнены испокон веков. Они ставили алтарь неизвестному богу и даже построили храм всех богов, чтобы не навлечь на себя гнев высших сил, подстраховались со всех сторон, иными словами. Но это не мешало им рационально мыслить. Многочисленные римские храмы имели и утилитарное назначение. В одном храме проводились общественные собрания, в другом проходили судебные заседания, а в храме Юноны Монеты («Монета» в переводе с латыни означает «предостерегающая» или «советница») чеканили деньги. И русское слово «монеты» и английское «money» произошло от прозвища римской богини.

Алтарь небес

Это еще не все легенды Древнего Мира. Говорят, что в церкви Санта-Мария-ин-Арачели установлен самый древний христианский алтарь в мире. Он был установлен еще до рождения Христа. Как такое было возможно? Будьте уверенны римляне сумеют найти объяснение самым невероятным вещам.

В храме Юноны жила предсказательница-сивилла, и когда сам Август Октавиан в апогее своей славы спросил у нее: «Будет ли человек более великий чем я?». Она ему описала свое видение Мадонны с младенцем, тогда Август повелел немедленно поставить алтарь этому будущему богу — «Ара Чели» — «Алтарь Небес». Поговаривают, что эту древнюю легенду сочинили уже в XX веке для привлечения туристов.

Интерьер

Санта-Мария-ин-Арачели популярна у итальянцев для проведения церемонии венчания. Внешне церковь, как и большинство римских церквей выглядит очень скромно, а внутри как всегда всё более чем шикарно. Раньше фасад украшали росписи и мозаики, до наших дней эта былая роскошь не дожила.

Интерьер по сравнению с фасадом просто потрясающий. Один только кессонный потолок чего стоит. Пока разглядывала многочисленные гербы на потолке даже шея перенапряглась. В некоторых церквях Рима для этой цели делают зеркальные столы по центру зала, чтобы посетители не уставали, очень разумное решение, но в Санта-Мария-ин-Арачели зеркальных столов нет.

Обратите внимание на колонны, многие из них разные, потому что их добывали на развалинах Древнего Рима.

Интерьер, там в алтаре чудотворная икона

Санта-Мария-ин-Арачели титульная церковь, это значит что она закреплена за одним из кардиналов папского конклава. Поэтому за свою долгую жизнь церковь успели украсить многочисленными гербами кардиналов и Пап. Есть на замысловатом потолке и изображение Капитолийской волчицы с младенцами Ромулом и Ремом. У меня такие вещи вызывают некий диссонанс, поскольку волчица все таки языческий символ, но итальянцы ничего странного в этом не видят.

Потолок

Окошко над входом украшает герб семейства Барберини. В XVII на папский престол взошел представитель этой знатной и богатой фамилии под именем Урбан VIII (годы понтификата 1623-1644). Как правило это означало, что все племянники папы станут кардиналами и князьями, и семейство станет еще богаче и могущественнее. Так и случилось можете не сомневаться.

Пчёлки — герб семьи Барберини, папа Урбан VIII (1623-1644)

В алтаре церкви хранится чудотворная икона Божьей матери. Римляне верят, что в XIV веке именно крестный ход с этой иконой не дал разыграться эпидемии чумы, выкосившей больше половины населения тогдашней Европы. Итальянские иконы Богоматери очень похожи на русские, у них один источник — Византия.

Полы в базилике выполнены в технике Косматеско. Этот стиль так же наследник погибшей Византии, назван так по фамилии мастера. Камень для выполнения мозаик добывали на развалинах, на круги резали колонны. Камень красного цвета — порфир, достаточно твердый и тяжело обрабатываемый.

Полы с кругами выполнены в технике Косматеско

Санта-Мария-ин-Арачели украшена многими произведениями искусства, любой музей мира мог бы гордиться такими экспонатами. Мадонна с младенцем Пьетро Каваллини одно из самых ранних произведений искусства, украшающих церковь, относится к XIII веку.

Пьетро Каваллини (1240-1330), Мадонна с младенцем

Обязательно стоит зайти в капеллу Бернардина Сиенского, там вы сможете увидеть фрески работы Пинтуриккьо (XV век), иллюстрирующие жизненный путь Святого. Расписана вся капелла, я вставляю фотографию только одной фрески. В XIV веке в Италии распространился и укоренился культ Вакха, сопровождаемый оргиями и содомией. Бернардин Сиенский ходил по разным городам и селам и проповедовал о вреде этого культа, говорят он был таким же хорошим проповедником, как и Савонарола из Флоренции, послушать его собирались толпы народа.

А дядька с бородой в желтой одежде за двумя монахинями очень похож на гостя из Руси и шапка у него с мехом. Мех в Италии совсем лишний, тем более на шапке.

Одна из фресок капеллы Святого Бернардина Сиенского

Санта Бамбино

В церкви хранятся мощи Святой Елены — матери Константина Великого и деревянная статуэтка Санта Бамбино вырезанная из дерева оливы Гефсиманского сада в XV веке, вся украшенная золотом и бриллиантами. Художественной ценности скульптура не имеет, но вера в ее помощь у итальянцев велика. К Санта Бамбино до сих пор приходит много писем, вы можете их видеть по краям фотографии в корзинках.

Капелла Санта Бамбино

Раз в неделю служители церкви сжигают не вскрывая все старые письма и кладут рядом со статуей новые. Традиция просить помощи в болезни у Бамбино сильна и в наше технологичное время. Начиная с XVII века Бамбино регулярно возили к постелям смертельно больных. Для этой цели содержали специальную коляску. С течением времени конную бричку заменило такси и традиция продолжается.

Бывали случаи ограбления Бамбино, Рим замирал в такие моменты от потрясения кощунством. Очень быстро находились жертвователи, возмещавшие эту утрату. Раз в год статуэтку Бамбино помещают в Рождественские ясли и проносят с шествием по городу.

Надеюсь я уговорила вас обязательно посетить Санта-Мария-ин-Арачели. Я перечислила не всё, что выставлено в церкви. Церкви Рима это отдельная песня. В каждой из них скрывается множество интересных историй, легенд и обычаев.

Далее приглашаю вас пройти на Бычий форум, ранее там был рынок, а сейчас он более всего известен Устами Истинны.

Возможно вам будет интересно почитать статью-обзор районов Рима для проживания — Как выбрать отель в Риме или где лучше жить в Риме. Там я даю краткое описание районов Рима и ориентирую по ценам на отели в каждом районе.

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели

Санта-Мария-ин-Арачели — красивая базилика на Капитолийском холме. К ней ведет грандиозная лестница, созданная в знак избавления Рима от чумы. Церковь построили в VI веке на месте храма Юноны, того самого, в котором жили гуси, спасшие Рим от галлов. И это не все! Еще Микеланджело и Донателло, колонны из старых (дохристианских) храмов Рима и …. многое другое!

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели (Basilica di Santa Maria in Aracoeli) находится на Капитолии, на самой вершине холма, возле Палаццо Сенатори. Это старейший в Риме базиликальный христианский храм – церковь Святой Марии Жертвенника Небесного.

Немного истории

В IX веке эту базилику построили бенедиктинцы. Храм появился на месте византийского аббатства, существовавшего с VI столетия. Фундаментом строения послужили руины древнеримского храма Юноны. Вначале церковь носила имя Санта Мария ин Капитолио, новое название появилось только в XIV веке.

В конце XIII века храм передали францисканскому ордену. Была проведена реконструкция по проекту архитектора Арнольфо ди Камбьо. С того времени здание приобрело романо-готический облик.

Базилика в средние века была центром религиозной и светской жизни Рима. В 1348 году архитектор Лоренцо Симоне Андреоцци возвёл монументальную лестницу к храму. Постройка высокой лестницы, состоявшей из 124 ступеней, была посвящена освобождению Рима от эпидемии чумы.

Архитектура и интерьер

Главный фасад храма сложен из обожженного кирпича, в стене здания прорезаны окна-розы.

Читайте также  Цитадель Кастелло и башня Отелло

В церкви три нефа, разделённые галереями из полукруглых арок на античных колоннах. Двадцать две колонны были собраны из различных разрушенных древнеримских построек.

Самый яркий элемент интерьера церкви – кессонный резной потолок (XVIв.), украшенный аллегорическим изображением сражения при Лепанто.

Мраморный пол базилики выполнен в технике косматеско. В капеллах храма можно увидеть фрески с изображениями святых Бернардина Сиенского и Антония Падуанского, принадлежащие кисти Пинтуриккьо, Помаранчо, Гоццоли.

В центральном алтаре помещается икона Божьей Матери, написанная евангелистом Лукой. Образ этот считается чудотворным. Справа от главного алтаря сохранилась мозаика XIII века с ликом Мадонны.

Скульптура Младенца Иисуса

В левом нефе в отдельной часовне хранится святая реликвия храма – фигурка Младенца Иисуса ( Santo Bambino ). Есть предание, что эту небольшую скульптуру вырезали из оливкового дерева, выросшего в Гефсиманском саду (в базилике находится копия реликвии XV века, а подлинник был похищен в 1994 году). Фигурка считается чудодейственной – к ней часто обращаются тяжелобольные. Существует поверье, что если исцелить больного возможно, у божественного младенца краснеют губы. При обращении к святыне безнадёжно больных губы фигурки Иисуса остаются бледными.

Легенда о строительстве храма

Легенда гласит, что во времена правления императора Августа жители Рима хотели построить языческий храм в честь своего властителя. Август решил узнать, угодно ли воле богов такое строение. Он отправился на Капитолий, чтобы принести в жертву двух голубей. По дороге императору встретилась прорицательница-сивилла, которая явила ему видение Святой девы с младенцем, излучавшим божественное сияние.

Руки императора сразу же ослабели, он выпустил голубей. По возвращении с холма Август запретил строить языческий храм и велел установить на месте божественного явления алтарь – Жертвенник Небесный.

Сегодня на месте древнего жертвенника помещается придел Святой Елены, в котором хранятся мощи святой Елены Константинопольской. В храме также находятся усыпальницы папы Гонория IV и Екатерины — королевы Боснии.

Как добраться

Доехать можно на метро линии В до станции Colosseo;
на автобусе: 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 160, 170, 628, 810 — до Ara Coeli-Piazza Venezia;
на трамвае 8 до конечной остановки Venezia.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

santatiana

Итальянский дневник

Повседневная жизнь в Абруццо

Я давно собиралась посетить эту церковь. Она будоражила мое воображение еще с самой первой экскурсии по Риму. Ее суровый фасад совершенно не вписывается ни в античные руины Императорских форумов, ни тем более в нарядный ансамбль Капитолийских дворцов, среди которых стоит эта церковь. Теперь, когда я чаще приезжаю в Рим из Абруццо, нежели из России, я не перестаю удивляться тому, как эта величественный романский храм мог сохраниться в Риме. Подобная церковь совершенно естественно смотрелась бы в горной деревушке или средневековом городе на склоне холма. Очень похожую церковь, тоже посвященную Деве Марии, я видела среди вековых олив в местечке Москуфо (Абруццо).

Вид на базилику Санта Мария ин Аракоэли с капитолийской лестницы

Базилика Санта Мария ин Аракоэли находится на Капитолийском холме рядом с дворцами Капитолия. Ее центральный фасад смотрит на площадь Aracoeli. И это один из самых красивых видов в Риме. С площади на Капитолийский холм можно подняться по двум лестницам. Справа 124 крутые ступени из мрамора ведут к базилике, а слева пологая лестница, созданная по проекту Микеланджело, приведет нас к Капитолийским дворцам. Говорят, что если преодолеть эти 124 ступени на коленях, все грехи будут отпущены. В различных источниках упоминается разное количество ступеней 122 или 124. Дело в том, что с левой стороны лестницы их меньше, чем с правой. Когда смотришь на лестницу снизу вверх, то в голову невольно приходят мысль, что надо быть очень большим грешником или наоборот истово верующим праведником, чтобы решиться на такой подвиг. Поскольку, мы с другом начали свою прогулку по Капитолию с посещения музея, то поднялись по правой пологой лестнице, а после похода в музей вошли в базилику с бокового входа.

Путь на Капитолий

Хотя базилика не входит в список великих базилик Рима, обязательных для паломничества, она занимает особое место среди римских храмов, поскольку является «титульной», т.е. официальной церковью Городского совета Рима, который по старинному обычаю называется Senatus Populusque Romanus.

Церковь была построена на основании древнего языческого храма, посвященного Юноне Монета. С возведением церкви связана красивая легенда. В первом веке до нашей эры Мессианские идеи буквально носились в воздухе. Пришествие Спасителя ожидали не только в Иудее, где ветхозаветные пророки предсказали появление Мессии, но и по всей Римской империи распространялись тайные знаки и пророчества, возвещающие рождение Спасителя мира.

Однажды император Октавиан Август пришел за предсказанием к Тибуртинской сивилле, которая обитала на Капитолийском холме. Сивилла ответила, что видит «явные знаки наступления справедливости. Скоро с неба сойдет Царь всех времен». Когда она произнесла это пророчество, императору явилось видение Девы с младенцем на руках, которая стояла в алтаре, залитом ослепительным светом. Затем он услышал голос, который произнес: «Это алтарь перворожденного сына Божьего».

Император простерся ниц перед чудесным видением и приказал создать на этом месте императорский алтарь. Этот алтарь назывался Ara primogeniti Dei или Ara Coeli (Алтарь небес) и был посвящен будущему божественному младенцу, который, согласно пророчеству, должен был родиться во время правления императора Августа. Император Октавиан Август и Тибуртинская сивилла изображены в арке над главным алтарем базилики Санта Мария ин Аракоэли.

В IV веке на этом месте была возведена маленькая церковь, а лестница со 124 крутыми ступенями была построена в 1378 году в благодарность за избавление народа Рима от чумы, которую в Европе называли Черной смертью.

Фасад церкви был построен в XIII веке, раньше он был украшен фресками и мозаиками, которые были утрачены. Единственными сохранившимися фрагментами наружного декора являются фреска в люнете над главным входом и маленькое окно-розетка высоко под крышей.

Фасад базилики Санта Мария ин Аракоэли

В Средние века базилика была центром религиозной и светской жизни, и особенно во времена республиканского правления в XIV веке. В 1571 году Санта Мария ин Аракоэли стала местом триумфального чествования Марка Антония Колонны по случаю его победы над турецким флотом в битве при Лепанто. В ознаменование этой победы кессонный потолок церкви был покрыт позолотой и украшен морской символикой. Однако в 1797 году базилика была подвергнута секуляризации, т.е. лишилась церковного статуса и мало того, была превращена в … конюшню. О времена, о нравы! После Объединения Италии здесь располагался полицейский участок.

Уму непостижимо, как после подобного кощунства базилика сохранила великолепное внутреннее убранство и совершенно неповторимую ауру. Когда мы вошли в базилику, меня охватило неизъяснимое чувство защищенности и покоя, как будто я вернулась в материнское лоно. Я никогда прежде не испытывала подобного чувства. Мы долго сидели на скамье в центре базилики и медленно созерцали ее великолепие. Мне хотелось как можно дольше находиться в базилике и впитывать всеми фибрами души это блаженное состояние абсолютного взаимного приятия между атмосферой базилики и моей душой. Но время бежало, нужно было осмотреть все достопримечательности и сделать фотографии пока зимнее солнце еще освещало пространство храма.

Церковь имеет характерную для базилик планировку и разделена на три нефа 22 античными колоннами. Среди нет и двух одинаковых потому, что они были взяты из руин различных римских зданий. Третья колонна северного нефа происходит из дворца императора Августа. Об этом свидетельствует надпись, сохранившаяся на ней. Рядом с ней находится совершенно необыкновенная колонна. Когда я прочитала в путеводителе, что на четвертой колонне находится фреска с изображением Мадонны, я долго не могла ее найти. Оказалось, что колонна заключена в изящный алтарь, в центре которого находится образ Мадонны с младенцем.

Фреска на колонне базилики Санта Мария ин Аракоэли

Золоченный кессонный потолок поблескивал в лучах заходящего солнца, струившихся из окон верхнего яруса. Под ногами расстилался причудливый ковер из мраморной мозаики в стиле косматеско.

Когда я разглядывала каменные узоры на полу бокового нефа, мое внимание привлекли полустертые барельефы, изображающие рыцарей, священников и прекрасных дам. Я поняла, что хожу по могильным плитам людей, захороненным в соборе.

Признак ли этой великой гордыни или великого смирения быть похороненным в базилике, где на протяжении веков тысячи и тысячи людей ступают по надгробию?! Средневековая душа для меня поистине потемки! Как писал Осип Мандельштам, «души готической рассудочная пропасть…».

Главный алтарь базилики

В главном алтаре хранится очень древняя византийская икона Девы Марии. Перед главным алтарем церкви находится небольшая ажурная часовенка, содержащая порфировую урну с мощами святой Елены, матери императора Константина и одной из первых великих христианок. Урна установлена на древнем жертвеннике, где императору Августу явилась Дева Мария с младенцем Иисусом.

Мощи святой Елены

Базилика похожа на волшебный ларец с самоцветами. Смешение эпох и стилей, нескончаемый запас шедевров и реликвий позволяет каждому посетителю базилики найти то, что ему нужно именно в этот момент. Я хочу завершить свой пост рассказом о самом трогательном сокровище базилики. Слева от главного алтаря в сакристии хранится деревянная статуя младенца Иисуса, которого итальянцы любовно называют Bambino Gesu. Надо сказать, что в Италии очень сильно развит культ младенца Иисуса, который наиболее ревностно исповедовал святой Антоний. Если вы встретите в церкви изображение молодого священника с младенцем Иисусом на руках, значит перед вами Сан Антонио.

Bambino Gesu, который хранится в Санта Мария ин Аракоэли, обладает чудесными целительными свойствами. Многие века Бамбино по несколько раз в день направлялся в нарядных носилках к постели смертельно больных людей. Народная молва приписывает чудесному младенцу множество исцелений неизлечимо больных людей. В благодарность за исцеление люди щедро дарили младенцу ценные подарки. Его платье снизу доверху расшито золотом и драгоценными камнями. Во времена стихийных бедствий, эпидемий или голода Бамбино, в свою очередь, щедро жертвовал свои украшения на помощь нуждающимся. Однажды у Бамбино украли все драгоценности, но на другой день к вечеру его почитатели с лихвой возместили утраченное. Врачебная практика Бамбино закончилась сравнительно недавно. Возможно, это связано с тем, что подлинного Бамбино похитили в 1994 году, и сейчас в базилике находится его копия, которая также сделана из гефсиманской оливы. Но по-прежнему платье Бамбино щедро украшено драгоценностями. В этом я убедилась собственными глазами.

Читайте также  Что делать в Неаполе

Когда я подошла к сакристии, где обычно хранится Бамбино, к двери был прикреплен лист бумаги, где было написано, что Бамбино находится в капелле Рождества. Я поспешила туда.

Торжественное шествие в канун Рождества

Во время полуночной мессы в канун Рождества Бамбино торжественно выносят из сакристии и помещают на трон перед главным алтарем. Под звуки песнопения «Слава в вышних Богу» с младенца снимают покровы и переносят в капеллу северного нефа, где он находится до Эпифании. Только в этот период с 25 декабря по 6 января можно полюбоваться рождественской композицией с Бамбино в главной роли.

Согласно легенде, фигуру Бамбино вырезали ангелы из дерева оливы, росшей в Гефсиманском саду. Более правдоподобная версия гласит, что ее вырезал в XV веке францисканский монах, а ангелы только раскрасили ее. Чарльз Диккенс («Картинки из Италии») и Генри Мортон («Прогулки по Риму») довольно иронично отзывались о внешности Бамбино и его целительных способностях. На меня Бамбино произвел незабываемое впечатление. Он не похож на канонического пухлого младенца, спокойно сидящего на коленях Девы Марии. Его темные глаза заглядывают в душу с недетской пристальностью и проницательностью. Глядя на него, начинаешь верить, что его создание не обошлось без помощи ангелов …

Рождественская композиция в базилике Санта Мария ин Аракоэли

Рождественская композиция, в центре которой находился Бамбино, показалась мне самой красивой из виденных нами во время нашего паломничества по святым местам Рима. Пресепе настолько органично вписано в интерьер капеллы, что образует с ней одно целое. В центре рождественской сцены находится святой Бамбино, который не лежит в люльке, как обычно, а стоит в полный рост. На его голове сверкает корона, а на драгоценном платье вышита монограмма GHS – Иисус Христос Спаситель. Дева Мария в пышных белых одеждах и голубом покрывале наклоняется к нему с умилением и благоговением. Святой Иосиф стоит за колыбелью. Их окружают пастухи и животные (бык, ослик, овцы). Над этой сценой нависает облако, в центре которого находится парящий Бог Отец, посылающий младенцу Иисусу свое благословление. А на облаке расположился целый сонм ангелов. По обеим сторонам облака выстроились ангелы постарше, играющие на музыкальных инструментах, и архангелы. Все это великолепие и благолепие венчает узорчатый купол капеллы.

Переполненные впечатлениями мы вышли из базилики и оказались на смотровой площадке. Перед нами открывалась панорама Рима. Я сфотографировала базилику в несколько необычном ракурсе. Мы очень обрадовались, когда увидели лифт, в котором мы спустились в вестибюль Дворца Венеции.

Вид на базилику Санта Мария ин Аракоэли с балкона Дворца Венеции

Санта-Мария-ин-Арачели

Санта-Мария-ин-Арачели (итал. Santa Maria in Aracoeli) — христианская базилика, интересный образец средневековой архитектуры. Располагает богатой коллекцией полотен и фресок известных живописцев XIII–XVIII веков (Пьетро Каваллини, Беноццо Гоццоли, Пинтуриккио, Якопо Торрити и многих других).

Содержание

содержание:
история и описание
фотогалерея
график работы
входной билет
полезные ссылки
адрес
на карте Рима

Здание базилики было построено в VI веке, на руинах древнеримского храма Юноны Монеты (эпитет «Монета» в переводе с латыни означает «предостерегающая» или «советница»). В храме совершали жертвоприношения, причём жертвенными животными по традиции были домашние гуси. Согласно легенде, именно эти гуси спасли Рим, когда своим криком разбудили спящую охрану в ночь нападения галлов Бренна. На территории храма чеканились римские деньги, которые и назвали по имени Юноны Монеты — монетами.

Вторая версия строительства Базилики Санта-Мария-ин-Арачели в честь святой Марии Жертвенника Небесного связана с легендой. Рассказывают, что во времена императора Августа сенаторы решили возвести первый храм в честь своего правителя. Август был не против, но решил испросить благословения у богов, которые ему покровительствовали. Для этого он поднялся на Капитолийский холм, чтобы принести жертву. На пути ему встретилась прорицательница сивилла, которая была погружена в видение. Как только император собрался принести в жертву голубей, сивилла повернулась к нему и стала вещать своё пророчество, рассказывая об истинном боге, рождение которого она видела. Прорицательница предсказала, появление Иисуса Христа, которому станут поклоняться на холмах Рима. Строить храм в честь себя Август запретил, но на том месте, приказал построить жертвенный алтарь. А в VI веке на этом же месте была построена базилика.

Санта-Мария-ин-Арачели успела побывать в руках христиан греческого обряда и монахов-бенедиктинцев, а в начале XIII века была передана францисканцам, которые в 1250 году и начали реконструкцию старого сооружения в соответствии с романским и готическим стилями. Работы завершились в 1291 году прекрасной лестницей Лоренцо ди Симоне Андреоцци, которая насчитывает 124 мраморных ступени. Кирпичный фасад относится к XIV веку, а люнеты боковых порталов украшены резьбой XVI века.

Внутреннее богатое убранство базилики резко контрастирует с внешней простотой здания. Живописное пространство включает три нефа, разделённых 122 античными колоннами, многие из которых были собраны на руинах древнеримских построек. Например, на одной из колонн есть надпись, свидетельствующая о том, что она из дворца императора Августа.

подсказка: если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений. Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Главный неф украшает великолепный резной потолок, изготовленный в 1575 году при правлении Папы Григория XIII. В орнаменте потолка изображены военно-морские сцены, в ознаменование победы адмирала, командующего флотом Ватикана Маркантонио II Колонна в битве при Лепанто в 1571 году. Главный алтарь базилики хранит византийскую икону XIII века, изображающую Богоматерь. Перед главным алтарём сооружена небольшая капелла, где находится рака с мощами святой Елены, матери императора Константина. Пол и часть стены по бокам алтаря выложены великолепной мозаикой из цветного мрамора мастеров семейства Космати. В базилике также хранятся работы скульптора Донателло и надгробный камень кардинала Д’Акваспарта с фресками Пьетро Каваллини.

Первая капелла украшена фресками, описывающими жизнь святого Бернандино, над которыми работал известный живописец Пинтуриккио. Третья капелла хранит позолоченные фрески Беноццо Гоццоли, посвященные святому Антонио.

В Санта-Мария-ин-Арачели находится удивительная деревянная чудотворная скульптура младенца Иисуса. Статуя из дерева оливы, произрастающего в Гефсиманском саду, украшена записками с просьбами об исцелении. В документах 1581 года упоминается об освящении резной фигуры в водах Иордана. В настоящее время в базилике установлена копия древней статуи (в 1994 году, несмотря на серьезную охрану, оригинал скульптуры был украден).

Над Базиликой Санта-Мария-ин-Арачели в разные периоды работали видные мастера и живописцы своего времени. Следует отметить такие полотна: «Смерть святой Маргариты» Марка Бенефиала, «Смерть святого Франциска Солано» Антонио Жерарди, «Изгнание Адама и Евы из рая земного» Франческо Пичи, «Сан-Диего Алькала исцеляет слепого» и «Шествие Мадонны Арачелли» Джованни Де Векки.

Через боковые двери Санта-Мария-ин-Арачели можно выйти в маленький сад при базилике. Недалеко от выхода в сад расположена плита розового мрамора, имеющая свою историю. Во времена фашистского режима Муссолини, здесь был установлен мемориальный памятник, посвящённый погибшим во время марша 1922 года чернорубашечникам. Памятник был богато украшен знаками итальянских фашистов — бронзовыми секирами. Однако после падения режима ликующая толпа, опрокинула монумент и сняла с него все украшения.

Как понять Рим и получить от него удовольствие — групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 3 часа, 31 евро

Колизей и Древний Рим — погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм — 3 часа, 38 евро

Кулинарная прогулка — история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов — 5 часов, 45 евро

galik_123

Наводы

Курс — на эстетику и позитив!

Внешний вид базилики Санта-Мария-ин-Арачели, что переводится как Церковь Святой Марии у Небесного Алтаря, очень строг и даже суров. Её стены как бы ограждают находящихся в храме от города, от внешнего мира. Скромный центральный фасад украшают только готические окна-розы. А расположена базилика прямо на вершине Капитолийского холма между Сенаторским дворцом и мемориальным комплексом в честь Виктора Эммануила II. Ведет к ней лестница из 124 ступеней, построенная в 1348 году в благодарность Мадонне за избавление Рима от чумы.
На этом месте в античные времена стоял храм богини Юноны Монеты («Монета» в переводе с латыни означает «предостерегающая» или «советница»). Потом храм на Капитолии принадлежал греческим монахам, в IX веке — бенедектинцам, а с 1250 года — францисканцам. Во времена средневековья здесь происходили народные собрания и провозглашались законы. На территории храма чеканились римские деньги, которые и назвали по имени Юноны Монеты — монетами. В 1285-1287 годах храм приобрел романско-готические черты, а в 1291 году был снова освящен.

1. Согласно легенде, в базилике находится самый древний в мире христианский алтарь, который существовал еще до рождения Иисуса. Предание гласит, что император Октавиан Август обращался с вопросом к сивилле Тибуртинской: появится ли человек более великий, чем он. В ответ ему было видение Святой Девы с младенцем — сыном Бога. Потрясенный тем, что видел Сына Божия, Август распорядился устроить на вершине холма жертвенник, который он назвал «Арачели» — Алтарь небес. Надпись на возведенном алтаре гласила: Посвящается «Перворождённому от Бога». Вещественным подтверждением этой легенды служит одна из колонн внутри храма. На фото боковой вход в базилику.

2. По контрасту с суровым внешним видом внутреннее убранство храма потрясает своей нарядной и светлой красотой. В церкви три нефа, разделенные галереями из полукруглых арок на античных колоннах. Колонны были собраны из разных древнеримских построек. Третья слева от входа из 22 колон взята из дома императора Августа, о чем на ней имеется соответствующая надпись «A cubiculo Augustorum» (Опочивальня Августа). Пол выполнен в традиционным для средневековых римских церквей стиле «косматеско».

3. Центральная арка трехнефной базилики украшена хрустальными люстрами. Слева от алтаря ( как считают, на месте жертвенника) размещается придел Святой Елены, матери императора Константина (около 250-330 годы).

4. Посвященная Святой Елене капелла имеет форму небольшого храма. Его купол несут 8 колонн красного мрамора, под алтарем помещена порфировая рака с мощами.

5. Святая Елена — мать римского императора Константина I, прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей. Елена почитается рядом христианских церквей как Святая Равноапостольная царица Елена. Такой чести удостоились ещё только 5 женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

6. Святой равноапостольный царь Константин был первым христианским императором. Благодаря ему христианство стало господствующей религией в государстве.

7. В главном алтаре базилики — икона Божьей Матери, которая (по преданию) написана самим евангелистом Лукой и считается чудотворной.

9. В отдельной капелле, слева от алтаря, хранится скрытая от людских глаз деревянная фигурка Младенца Иисуса. Считается, что фигурка была сделана из дерева, произраставшего в Гефсиманском саду, и что она исцеляла от болезней. В чудотворность Санто Бамбино итальянцы верили безоговорочно. Под Рождество у подножия статуи накапливались груды телеграмм и писем, отправленных младенцу Христу. Однако подлинная фигурка XV века была украдена в 1994 году, вместо нее в храме помещена копия. Итальянцы утверждают, что новая фигурка также является чудотворной. На правом фото внизу видны письма, телеграммы, записки.

10. Все капеллы прикрыты решетками. В одной из капелл левого нефа — фигурка Девы Марии.

12. В глубине храма, справа от алтаря, находится великолепная мозаика XIII века, изображающая Мадонну и святых.

15. Вид на правый неф. В капеллах храма можно увидеть фрески с изображениями святых Бернардина Сиенского и Антония Падуанского, принадлежащие кисти Пинтурикьо, Помаранчо, Гоццоли.

16. Кессонный (кассетный) деревянный потолок церкви создан в XVI веке в честь победы итальянского флота над турками в битве при Лепанто (1571). Эта победа развеяла миф о «непобедимости» турецкого флота. Фрески, изображающие аллегорические батальные сцены, располагаются непосредственно в центре потолка.

17. Взгляд в сторону главного входа в базилику.

18. Над главным входом — витраж с тремя пчёлами.

19. Три золотых пчелы связаны с именем папы Урбаны VIII из семейства Барберини. Пчелы являются геральдическим знаком папской семьи и изображены на гербе Барберини.

20. Левый неф — вид в сторону главного входа.

21. В первой капелле левого нефа, если смотреть от входа, можно увидеть такое чудо.

22. По левой стороне главного нефа — икона с изображением Мадонны с Младенцем.

23. Правый неф с готической розой над входом. Вторая капелла справа называется капелла Пьета, ее украшают фрески Помаранчо. Третья капелла хранит позолоченные фрески Беноццо Гоццоли, посвященные святому Антонио.

24. В первой капелле справа от входа находится шедевр «Житие святого Бернардина Сиенского», особо почитаемого за самоотверженный подвиг в борьбе с чумой, работы Пинтуриккьо (1480-е годы). О фресках Пинтуриккьо в http://galik-123.livejournal.com/92954.html

25. В общем, куда не бросишь взгляд, всюду шедевры.

25. Среди сокровищ Капитолийской базилики можно перечислить и надгробие папы Гонория IV, и усыпальницы различных аристократических семейств Рима с надгробиями работы, в числе прочих, Донателло и Микеланджело, и много ещё интересного.

Базилика Санта-Мария-ин-Арачели / Santa Maria in Aracoeli

41° 53.6314 ′N , 12° 28.9672 ′E
41.89386N, 12.48279E
41°53′37.88″N, 12°28′58.03″E

Ошибка в координатах?

    Скрыть пустые объекты

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Римские гуси и врачеватель Санто Бамбино.

Материал понравился:

Если подниматься на Капитолийский холм по тем крутым ступеням, которые слева — по лестнице Арачели, вы попадете в одну из самых древних и «истинно» Римских церквей – церковь Базилика Санта-Мария-ин-Арачели. Она находится на том месте, где во времена древнего Рима стоял храм Юноны, а также отсюда сверху вниз провозглашал свои лозунги и речи Риенцо.
Харизматичная фигура Риенцо – отдельная тема, но есть несколько мне заповнившехся фактов из истории этого места, которыми я бы хотела с вами поделиться: это «знаменитые римские гуси» и статуя Младенца Христа «Санто Бамбино».

***Римские гуси.
Где то за храмом Юноны содержались знаменитые «римске гуси». Где именно они содержались и для каких целей, да и были ли они вовсе, наверное ни один гид не возьмет на себя смелось давать точные ответы и информацию. Но, существуют рассказы о том, что были некие гуси, которые содержались якобы для гадания.Любая птица могла подать «знак». Как? Например тем, как ела или тем как отказывалась есть, как они хлопали крыльями, как тянули шеи или некий гусь вдруг особенным образом закивал головой, потряс хвостом и прочие «знаки». Звучит бредого, не правда ли? А учитывая вокальные данные гусей – от сварливого крякания до истерического гоготания – они и производимыми звуками могли давать постоянно много много «знаков».

Во времена нашествия галлов на Капиталийский холм этих самых гусей держали на голодном пайке, для того, что бы они, истощенные и легко возбудимые, поднимали шум и гам – своего рода гусиная сирена ! То есть гуси в определенный момент начали выполнять функцию часовых – он гоготали и хлопали крыльями от любого необычного ночного звука. Легенды гласят, что гуси Юноны спасли Капитолий.

В награду за это, чиновники Рима провозгласили гуся особой и великой птицей и строго настрого наказали первейшей обязанностью казначея Капитолия выделять необходимые средства на достойное содержание гусей. Кроме того, раз в год гуся, облаченного в пурпур и золото, торжественно проносили вокруг Форума в роскошном паланкине.

Но римляне были жестокие ребята и не могли же они просто так чевствовать кого-то и при этом никого не казнить! Для удовлетворения толпы желающей обычных зрелищ, вместе с чевствованием гуся, проносили также и собаку, распятую на дубовом кресте – в назидание всем собакам, которые не залаяли ночью и не предупредили Капитолий о том, что галлы приближаются к холму.

*** Врачеватель «Санто Бамбино»

В церкви Санта-Мария-ин-Арачели в одной из капелл стоит красочная статуя розовощекого младенца, с головы до пят сверкающая драгоценностями. Это статуя из оливкогого дерева не представляет из себя ничего особенного с точки зрения искусства или изящества или драгоценности. Тем не менее этот самый Младенец Христос знаменит наверное не только на всю Италию, но и довольно известен многим во всем мире. А знаменита эта барочная статуя своими способностями лечить. Причем, не просто лечить, а приходить на помощь в самую последнуюю минуту, изгонять злейшие болезни, когда уже врачи не могут ничем помочь.

Я не знаю как в наши дни, но раньше «Бомбино» вывозили каждый день к одрам тяжелобольных в Риме (об этом пишет Генри В. Мортон), ее якобы даже вывозили постоянно на такси в родильные дома и на дом к тяжелобольным. Он был весь окружен письмами и записками от людей из разлиных стран (с просьбами о помощи), а также обвешан драгоценностями (в благодарность от кого-то за излечение).

Но не может же «Бомбино» успеть везде и ко всем, тем более, что о нем слава пронеслась по всему миру: поэтому со всего мира и по сей день ему шлют письма и несут драгоценные подарки. К сожалению оригинал врачевателя был украден в 1994 году и сейчас то, что мы видим в капелле Санты-Марии-ин-Арачелли есть всего лишь копия чудотворного «Санто Бамбино».

Вполне возможно, что если не рассказывать миру о том, что это всего лишь копия, то сила самовнушения будет делать свое дело и люди будут получать выздоровление, а намоленный «Бомбино» снова обретет способности своего оригинала 🙂

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей — платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид — горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. — точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

4 Piazza del Campidoglio, Roma

Гуляйте, гуляйте по городу — обязательно придете к Капитолийскому Холму. Ведь все дороги ведут в Рим 🙂