Базилика Санта Мария делле Карчери

Прато (Prato), Тоскана, Италия

Прато (Prato) находится в 25 км на северо-запад от Флоренции. Это крупнейший промышленный цeнтр Тосканы, главные отрасли производства — текстиль и керамика. В пocледние десятилетия город стaл одним из цeнтров иммиграции, в частности здecь сосредоточена caмaя большая китайская диаспора пocле Милана.

Погода в Прато:

Достопримечательности Прато

  1. Museo Civico e Galleria Comunale
    piazza del Comune. Закрыто на реставрацию.
  2. Quadreria di Palazzo Comunale
    piazza del Comune
  3. Cattedrale di Santo Stefano
    piazza Duomo
  4. Museo dell’Opera del Duomo
    piazza Duomo, 49. Закрыто по вторникам
  5. Palazzo Vestri
    Туристический офис
    piazza Duomo, 8
  6. Basilica di Santa Maria delle Carceri
    piazza Santa Maria delle Carceri
  7. Castello dell’Imperatore
    piazza Santa Maria delle Carceri. Закрыто по вторникам.
  8. Cassero Medievale
    viale Piave GPS (43.878867,11.099061) Закрыто по вторникам
  9. Museo del Tessuto (Музей текстиля)
    via Santa Chiara, 24. www.museodeltessuto.it, закрыто по вторникам.
  10. Chiesa di San Francesco
    piazza San Francesco
  11. Palazzo Datini
    via Ser Lapo Mazzei, 43, закрыто по вт. и праздникам.
  12. Collegio Cicognini
    piazza del Collegio, 13, закрыто по вторникам.
  13. Galleria degli Alberti
    via degli Alberti, 2 presso CariPrato
  14. Conservatorio di San Niccolò e Scala Santa
    piazza Sant’Agostino
  15. Chiesa di San Domenico
    piazza San Domenico, 8
  16. Museo di Pittura Murale I Tesori della città
    GPS (43.88232,11.094325)
  17. Basilica di San Vincenzo e Santa Caterina
    GPS (43.88232,11.094325)
  18. Chiesa di Sant’Agostino
    piazza Sant’Agostino
  19. Centro per l’Arte Contemporanea Luigi Pecci
    www.centropecci.it viale della Repubblica, 277, закрыто по вторникам.
  20. Museo di Scienze Planetarie (Музей планетарных наук)
    via Galcianese, 20/H, www.mspo.it. Закрыто по понедельникам.
  21. Centro di Scienze Naturali (Музей естественных наук)
    via di Galceti, 74, www.csn.prato.it, закрыто в пн — вт.
  22. Museo Archeologico Etrusco di Artimino «Francesco Nicosia»
    loc. Artimino piazza San Carlo, 3. www.parcoarcheologicocarmignano.it Закрыто по средам.
  23. Villa Medicea Ambra и Музей Мертвой жизни
    via Pistoiese — Poggio a Caiano
  24. Propositura di San Michele
    piazza Santi Francesco e Michele
  25. Badia di San Salvatore
    piazza Agnolo Firenzuola, 1 — Vaiano

Кафедральный собор Прато

Главная дoстопримечательность города Прато — романский кафедральный собор Сан-Стефано (Cattedrale di San Stefano, XII в.). Peзной гoтичecкий фacaд дaтиpyется XV вeком, кaк и нapyжная кафедра, пристроенная c пpaвой стopoны здания и yкpашенная баpeльефами дoнателло. Кафедра была построена специально для ежегoднoй демонстрации реликвии — пояса Богоматери, котopый апостол Фома, coгласно преданию, сoxpaнил пocле ee вознесения. Алтарь капеллы Сакро-Чинголо (Cappella del Sacro Cingolo), гдe хранится реликвия, yкpашает мpaморная статуя Мадонны c Младенцем paботы знaмeнитого тосканского скульптора Джованни Пизано (1301). В интepьере церкви тaкже мoжно yвидeть фрески XIV—XV веков, в тoм чиcлe недавно отpecтаврированные циклы paботы Филиппо Липпи, пoсвященные жизни Иоанна Крecтителя и св. Стефана.

Императорский замок Прато

На piazza Santa Maria delle Carceri (пьяцца Санта-Мария-делле-Карчери) cтoит Императорский замок (Castello dell’Imperatore), построенный в 1240 году пo приказу императора Фридриха II Гогенштауфена. Со cтен замка oткpывается вид нa исторический цeнтр Прато.

Строительство замка началось в 1185 году, но так никогда и не было закончено. Это прекрасный пример швабской архитектуры: 4 стены зубчатые стены окружают пустой внутренний двор. Замок включает две башни, которые датируются 10 веком. Летом во дворе замка проводятся концерты и показы кино.

  • Вход — свободный.
  • Открыто: 16 — 19 ежедневно, кроме вторников.

Церковь Санта-Мария-делле-Карчери

Рядом наxoдится церковь Санта-Мария-делле-Карчери (Chiesa di Santa Maria delle Carceri, Джулиано да Сангалло, XV в.), облицованная белым и зеленым мpaмором. Витражи в церкви были сдeланы пo эскизам дoменико Гирландайо (1491).

Церковь расположена на северном углу от «Кастелло». Ее название произошло от чудотворного изображения Девы Марии, нарисованной на стене «карцера» (cárcere), который раньше находился на этом месте.

Эта великолепная ренессансная церковь была построена архитектором Giuliano da Sangallo в плане в виде греческого креста, в период между 1484 и 1495. Экстерьер церкви отделан разноцветным мрамором. В церкви хранятся терракотовые медальоны евангелистов работы Andrea della Robbia.

Адрес: Piazza Santa Maria delle Carceri, I-59100 Prato, Italy

Palazzo Pretorio

В центре старого города Прато расположено Палаццо Преторио (бывшее Palazzo Comunale), построенное в середине 14 века и включающее в себя ряд зданий и башен 13 века. Комплекс зданий был приобретен Capitano del Pópolo в 1284 году для нужд городской администрации. Зубчатая стена и небольшая башня были добавлены в 16 веке.

Муниципальная Галерея

Museo Civico (Муципльная галерея), основанная в 1850 году, расположенная в Palazzo Pretorio, предлагает интересную коллекцию картин, в частности — работы флорентийской школы 14-15 вв. Особенно стоит обратить внимание на работы на 1 и 2 этаже:

«Скиния св. Маршариты» Филиппо Липпи (1458, восстановленная из фрагментов после уничтожения во время воздушной атаки Второй мировой войны в 1944 году), «Фонтан Бахуса» Фердинандо Такка (1665), полиптих Бернандо Дадди «Мадонна и младенец со святыми» (примерно 1328), полиптих Джованни да Милано «Мадонна на троне со святыми» (примерно 1354 г), Франческо Ботичини «Мадонна со святыми», «Мадонна с младенцем» работы Филиппо Липпи (1503) и фреска с Девой Марией и Младенцем работы Фра Бартоломмео (15-16 вв).

На третьем этаже музей расположены работы 16-18 вв.

Напротив Palazzo Pretorio расположено Palazzo Comunale, которое, правда, значительно потеряло свой первоначальный облик в следствии реставрационных работ в 19 в.

  • Palazzo Pretorio, Piazza del Comune, I-50047 Prato

Palazzo Comunale

Напротив Palazzo Pretorio в Прато расположено Палаццо Комунале (Palazzo Comunale), которое было отреставрировано в 19 веке.

Palazzo Datini

Palazzo Datini расположено на юге от площади Piazza del Comune. Это была резиденция торговца и банкира Франческо ди Марко Дантини (Francesco di Marco Datini, 1330-1410), одного из богатейших людей в Прато того времени. Ему посвящена книга Ирис Ориго «Торговец из Прато», по аналогии с «Венецианским купцом»). После его смерти внешняя часть здания была украшена фресками с изображением сценок из его жизни.

  • Via Ser Lapo Mazzei 43, I-50047 Prato

Церковь Сан-Доменико

Церковь св. Доменика была построена в период 1283-1322 гг, хотя фасад здания остался незавершенным. Стоит обратить внимание на богато отделанные двери на северной стороне церкви. Внутри стоит посмотреть большое распятие, которое датируется примерно 1400 годом.

Музей современного искусства

В 1988 году в Прато был открыт Музей современного искусства — Centro per l’Arte Contemporanea Luigi Pecci. Музей расположен в здании в виде буквы «П» на юге Прато в Старом городе, на улице Via della Repubblica (на углу с Via delle Fonti di Mezzana). Строительство здания было профинансировано ассоциацией Луидже Пецци (Associazione Luigi Pecci), которая была основана индустриалистом Энрико Пецци, который умер в 1988 году.

Address: Via della Repubblica 277, I-50047 Prato, Italy

Музей росписи стен

В клуатре 15-го века находится вход в музей росписи стен (Museo di Pittura Murale), в котором представлены фрески и sinópie (первичные наброски для фресок) 13 — 17 вв. Также в музее представлена технология росписи стен и различные методы реставрации фресок.

Вход: Piazza San Domenico 8, I-59100 Prato

Церковь Сан Франческо

От площади Коммуны (Piazza del Comune), улица Via Ricasoli идет на юг к Piazza San Francesco. На левой стороне площади можно полюбоваться церковью Сан Франческо, которая датируется 13 веком. В красивом клуатре с правой стороны церкви открывается вход в дом священника, с красивыми росписями стен работы одного из художников школы Джотто (Герини, 14 в).

Музей Текстиля

Так как Прато является одним главных текстильных центров Италии, местный музей текстиля точно будет интересно посетить. В коллекции — вельвет, скатерти Перуджи, ткани с дамасским узором 15-19 вв.

  • Via Santa Chiara 24, I-40100 Prato

Базилика Санта Мария делле Карчери

Джулиано да Сангалло. Церковь Санта-Мария делле Карчери в Прато. 1485 г.

По представлению Альберти, для сооружения идеального храма нужен настолько гармоничный план, чтобы храм являл собой божественное откровение и побуждал молящихся к религиозному созерцанию. Он должен стоять в стороне от других зданий, возвышаясь над суетой окружающей жизни, а свет должен в него проникать через высоко расположенные проемы, чтобы через них можно было видеть только небо. Альберти был убежден, что храм должен стать зримым воплощением «божественных пропорций», которых можно достичь лишь сделав храм в плане цент-рально- куполным. Его не смущало, что такой храм плохо приспособлен для совершения католического ритуала. Альберти игнорировал тот факт, что античные храмы и христианские церкви имели, как правило, вытянутую форму. Вместо этого он принял за образец римский Пантеон и другие подобные сооружения.

Джулиано да Сангалло. Когда около 1450 года Альберти сформулировал эти идеи в своем трактате, он еще не мог привести в качестве примера ни одной современной ему постройки. К концу XV века, после того, как его трактат получил широкую известность, центрально-купольные храмы уже были повсеместно признаны, а с 1500 по 1525 год стали преобладать в архитектуре Высокого Возрождения. Не случайно, что церковь Санта- Мария делле Карчери в Прато (илл. 213) — один из наиболее ранних образцов ренессансного центрально-купольного храма — была заложена в 1485 году, когда вышло первое печатное издание трактата Альберти. Ее архитектор, Джулиано да Сангалло (ок. 1443—1516), по-видимому, был почитателем Брунеллески, но в целом облик здания близок к идеалу, созданному Альберти. За исключением купола, все сооружение можно было бы поместить в куб, поскольку его высота (вплоть до барабана) равно его длине и ширине. Вырезав, так сказать, углы этого куба, Джулиано придал зданию форму греческого креста (он предпочитал именно такой план из-за его символического значения). Размеры четырех сторон этого «креста» наипростейшим образом соотносятся с размерами куба: их длина составляет половину ширины сторон куба, а ширина составляет половину их высоты. Внутри церкви стороны «креста» перекрыты цилиндрическими сводами, на которых покоится купол. Однако, выделенный темным цветом край барабана не соприкасается с поддерживающими арками, отчего купол кажется парящим в воздухе, подобно лежащим на парусных сводах куполам, встречающимся в византийской архитектуре (сравн. илл. 114). Джулиано, несомненно, создавал свой купол в соответствии с традиционным изображением небесного свода, где одно круглое отверствие в центре и 12 по периметру символизируют Христа и албстолов.

Читайте также  Шоппинг в Карловых Варах

Петрарка включил в «Книгу песен» стихи различных жанров — канцоны (в том числе и на политические темы, например, знаменитая канцона «Италия моя. »), баллады, секстины, послания, мадригалы. Но основу книги составляют 317 сонетов. Петрарка по праву считается непревзойденным мастером этого жанра. Обычно он пишет сонеты на 5 рифм с последовательностью abba abba cde cde. Первоначально Петрарка стремился к максимальной виртуозности стиха, позже его стих становится все более прозрачным, лишенным «поэтизмов», о нем можно сказать словами выдающегося деятеля итальянской культуры рубежа XVI — XVII вв. К. Джезу-альдо: «В нем нет ничего такого, что было бы невозможно в прозе». В качестве примера возьмем начало сонета СХП: «Сеннуччо, хочешь, я тебе открою, // Как я живу? Узнай же, старина: // Страдаю, как в былые времена, // И остаюсь во всем самим собою» (перевод Е. Солоновича). Прозаизация поэзии, отмеченная исследователями, позволяет воспринимать сонеты Петрарки без комментариев, какими снабжал Данте свои стихи в «Новой жизни».

По пути, намеченному Петраркой, впоследствии пошло развитие всей европейской поэзии.

Джованни Боккаччо (1313—1375) — великий итальянский гуманист, основоположник психологизма в европейской литературе. Этот писатель определил основные черты жанра новеллы, был одним из создателей итальянского литературного языка. Его сборник новелл «Декамерон» и повесть «Фьяметта» определили мощное влияние персональной модели Боккаччо на мировой литературный процесс.

Биография. Боккаччо родился в семье богатого флорентийского купца. Традиционное мнение о том, что он родился в Париже, сейчас оспаривается. Вероятно, он родился во Флоренции или где-то неподалеку. Сначала он готовился продолжить дело отца, потом учился на юриста в Неаполе, но обе профессии ему не дались. В Неаполе он вошел в кружок образованной молодежи, увлекся литературой, начал писать. В его первых поэмах ощущается знакомство с античной литературой (Боккаччо блестяще знал не только латинский, но и древнегреческий язык), с поэзией «нового сладостного стиля». Немалую роль в его жизни сыграла неразделенная любовь к незаконной дочери неаполитанского короля Роберто II Марии д’Аквино, которую Боккаччо, в соответствии с куртуазной традицией, называл ласковым псевдонимом Фьяметта (огонек). Поэмы «Филострато», «Фьезоланские нимфы» подготовили его к большим литературным свершениям. Вернувшись во Флоренцию, Боккаччо, представитель правящей партии черных гвельфов, выполнял ряд ответственных поручений. Здесь же он пережил страшную чуму 1348 г., а в 1350 г. познакомился с Петраркой. В конце жизни Боккаччо стал рассматривать свое жизнелюбие как грех, был готов отказаться от «Декамерона» и сжечь свою ценнейшую библиотеку, от чего его отговорил Петрарка. Однако возвращение к средневековому мировоззрению уже не могло отменить того, что сделал Боккаччо для утверждения ре-нессансного взгляда на мир и человека. Боккаччо был первым исследователем творчества Данте.

«Фьяметта». Около 1345 г. Боккаччо написал небольшую прозаическую повесть «Фьяметта». Сюжет ее предельно прост.

Что посмотреть в Ассизи?

Сами итальянцы нередко приезжают в Ассизи из других регионов на выходные, успев и приобщиться к прекрасному – например, посмотрев на фрески Джотто в Базилике Святого Франциска – и просто побродить по улицам, полюбоваться закатом и поужинать в лучших ресторанах города с головокружительными видами на бескрайние долины. В этом материале мы коротко расскажем об основных достопримечательностях Ассизи и о музеях этого города.

Ассизи на закате / Фото: shutterstock.com

Основные достопримечательности

Базилика Святого Франциска

Ее строительство началось спустя два года после смерти Святого Франциска, когда он был канонизирован. Удивительной красоты базилику воздвигли в рекордно короткое время, всего за 25 лет, на месте, выбранном самим Франциском – раньше здесь казнили преступников. В нижней базилике похоронены святой и его ученики, а также Джакома де Сеттесоли, римская аристократка и близкий друг Франциска, не раз помогавшая ему в добрых делах. Базилика представляет большой интерес для ценителей искусства благодаря фрескам Джотто, Чимабуэ, Пьетро Каваллини.

В 1997 году Базилика серьезно пострадала от землетрясения, которое разрушило 130 кв. м фресок и часть сводов, убив при этом четырех человек. Потребовалось два года реставрационных работ, чтобы восстановить фрески и вновь открыть базилику для посещения.

Совет: Прежде чем посетить Базилику, обратите внимание на часы работы. С марта по октябрь Верхняя базилика открывается в 8.30 утра и закрывается в 19.00 (последний вход в 18.45), Нижняя базилика открыта с 6.00 до 19.00. Кроме того, вход к могиле Франциска открыт по пятницам и субботам с 21.00 до 22.00 только для личных молитв в одиночестве. С ноября по февраль Базилика закрывается в 18.00. Исповедь возможна в следующие часы: по будням в 7.30, 12.30, 15.00 и 19.00. В воскресенье – 7.00, 13.00, 14.30, 19.15. Учтите, что в Базилике строго запрещена фотосъемка, за этим следят охранники.

Базилика Святой Кьяры

Эта романо-готическая церковь была построена сразу после смерти Святой Кьяры – последовательницы Франциска, также, покинувшей свою богатую семью и ставшей основательницей женского монастыря. В базилике покоятся важнейшие для католического мира реликвии – тело Кьяры и Распятие Святого Дамиана, молясь на которое, Франциск, по легенде, услышал обращенный к нему свыше призыв отстроить церковь.

Около Базилики вы найдете уютную панорамную площадь, посидеть на которой у фонтана – обязательный пункт программы каждого туриста в Ассизи.

Совет: Как и каждая церковь в Италии, Базилика имеет свои часы работы. Весь год в первой половине дня она открыта с 6.30 до 12.00, после обеда Базилика вновь открывается в 14.00 и закрывается в 18.00 с ноября по февраль и в 19.00 с марта по октябрь. По понедельникам и пятницам доступ к телу святой возможен лишь с 9.00.

Собор Сан-Руфино

Именно этот собор является главным в городе, так как Святой Руфино – покровитель Ассизи. Уже в 412 году на его месте была базилика, в которой хранились одеяния святого. Собор был построен примерно в VIII веке и является классическим примером романской церкви, хотя он не раз реставрировался и достраивался, меняя свой облик вплоть до XVI века. Очень интересен его фасад, полный аллегорических фигур львов и грифонов, каждая из которых несет в себе особый смысл.

Совет: Учтите, что по средам музей при соборе закрыт. Собор работает с перерывом на обед с 13.00 до 15.00 и круглый год закрывается в 18.00. При этом вас могут не пустить внутрь за полчаса до закрытия.

Новая церковь (Chiesa Nuova)

Построена на месте родительского дома Святого Франциска. Церковь в том виде, в котором мы видим ее сегодня, возведена в XVII веке в стиле барокко, на месте средневековой церкви XIV века. Внутри сохранилась небольшая клеть, в которой, по преданию, отец Франциска запирал его, не желая отпускать сына из дома и препятствуя его пути к Богу. Там же можно увидеть дверь дома семьи Франциска. Рассмотрите фрески, изображающие гонения первых христиан – изображения такой жестокости для Ассизи редкость. Около церкви на небольшой площади – скульптурная композиция родителей святого, установленная в 1984 году.

Совет: Как и все церкви Ассизи, Chiesa Nuova закрывается в 18.00. После ее посещения советую изучить площадь рядом и спуститься вниз по извилистым улицам, чтобы посмотреть на самые популярные у туристов переулки города.

Церковь Сан-Пьетро

Была построена в X веке монахами-бенедектинцами. В XIII веке её перестроили в современном позднероманском облике. В её интерьерах сохранились надгробные статуи знатных ассизцев XIV-XV веков и великолепный триптих «Мадонна с младенцем и святыми» работы Маттео ди Гуальдо.

Примечательно, что это последняя церковь в Ассизи, построенная не францисканцами, так как в конце XIII вступил в силу эдикт, предписывающий, что только члены ордена францисканцев имели право возводить церкви и аббатства, а также принимать в дар землю.

Базилика Санта Мария дельи Анджели

Находится не в самом Ассизи, но на пути к нему, в городке Санта Мария дельи Анджели. Возводилась около 110 лет в 15-16 веках на месте крошечной часовни, построенной Святым Франциском. Сама часовня – Порциункола – сохранена внутри Базилики и является культовым местом для паломников. Таковой она была и для самого Франциска: именно здесь он проводил часы и дни в уединенной молитве, здесь же он и умер в окружении своих последователей. Внутри Базилики есть сад с розами без шипов и живут белые голубки.

Совет: Часы работы с 6.15 до 12.40 и с 14.30 до 19.30. Каждую субботу в 21.15 открывается розовый сад и по городу проходит процессия со статуей Мадонны.

Эремо делле Карчери

Сантуарий около Ассизи, основанный на месте горного скита, в котором Святой Франциск проводил дни в уединении и молитве, а также в самобичевании. После смерти святого многие отшельники приходили сюда и подолгу жили в холодных горных пещерах. В 1400 году скит расширился, сейчас в нем находятся два монашеских ордена – францисканцев и клариссок. По сей день сюда приезжают ищущие уединения паломники, но Эремо открыт для посещения и для туристов.

Совет: С апреля по ноябрь Эремо открыт с 6.30 утра и до 19.15. С ноября по апрель он закрывается с заходом солнца. От города до него около 5 км пешком. На территории Эремо запрещено фотографировать и крайне нежелательно громко разговаривать и шуметь. Продлить прогулку можно, пройдясь по горным тропинкам, с которых откроются прекрасные виды на долины. Вход платный.

Церковь Святого Дамиана

Фото: Wikimedia Commons

По легенде, Святой Франциск, молясь на крест, услышал призыв отстроить церковь. Юноша тогда еще не отдалился от своей семьи, что позволило ему продать дорогие ткани своего отца, который был купцом, и коня. На вырученные средства он начал восстанавливать по кирпичику эту полуразрушенную церковь. Впоследствии к ней был пристроен женский монастырь Святой Кьяры. Церковь не поразит вас убранством и декором, но многие отмечают совершенно особенную атмосферу чуда, царящую в ней.

Читайте также  Что лучше, Болгария или Турция

Совет: В отличие от других церквей, эта открывается для посетителей лишь в 10.30 утра. С 12.00 до 14.00 – обед. В 18.00 церковь закрывается. Пожалуйста, обращайте внимание на часы работы церквей в Италии, так как нередко туристы жалуются на то, что так и не смогли посетить ту или иную базилику, так как “она всегда была закрыта”.

Церковь Санта-Мария-сопра-Минерва

Христианская церковь, построенная на месте романского языческого храма. Была возведена в 16 веке на центральной площади Ассизи. До сих пор нет однозначного мнения, кому поклонялись в этом храме древние римляне: по одной из версий – Минерве, по другой – Геркулесу. В 17 веке церковь была декорирована в стиле барокко. Ее главная особенность – прекрасно сохранившиеся античные колонны на входе и остаток языческого храма, который можно увидеть у алтаря. Немецкий писатель Гете посетил Ассизи только чтобы воочию увидеть эту необычную церковь и остался совершенно покорен. Писатель долго стоял со слезами умиления перед колоннами храма Минервы, пройдя при этом совершенно равнодушно мимо Базилики Святого Франциска – гений, что с него взять…

Совет: Посетить эту церковь можно и днем, в часы обеда. Время работы – с 7.30 до 19.00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья (в эти дни храм закрыт с 12.30 до 15.30).

Рокка Маджоре

Позднесредевековая оборонная крепость, вот уже свыше 800 лет доминирующая над Ассизи. Первые упоминания о Рокке зафиксированы в 1173 году, но с тех пор крепость разрушалась и отстраивалась заново. Наиболее серьезные повреждения она получила во время народного восстания в 1198 году – жители Ассизи ополчились против герцога Коррадо ди Урслингене. В 15 веке была построена смотровая башня и ведущий к ней узкий коридор, до сих пор открытый для туристов. Внутри Рокки можно увидеть картины средневекового быта и пройти через все крошечные дверки и коридоры. В этой крепости в детские и юношеские годы жили Фридрих I Барбаросса и Фридрих II. К крепости можно подняться пешком и просто погулять около нее, сделав красивые фото, или же зайти внутрь и осмотреть музей. Обязательно сходите на смотровую башню! Если, конечно, вы не страдаете клаустрофобией: ведущий к ней коридор не для слабонервных.

Совет: Пройти до Рокки можно пешком от центра Ассизи, следуя по указателям. Часы работы: Ноябрь-февраль: 10.0-16.30. Март: 10.00-17.30. Апрель, май, сентябрь, октябрь: 10.00-18.30. Июнь-август: 10.00-20.00. Цена билета: 5 евро, дети до 5 лет бесплатно. Билеты можно купить максимум за 45 минут до закрытия. 25 декабря и 1 января – выходные.

Музеи в Ассизи

Для посещения музеев можно приобрести VISIT CARD, которая включает в себя визит в 12 музеев на территории Умбрии, в том числе пять музеев Ассизи.

Епархиальный музей и крипта Сан-Руфино

Был основан в 1941 году и содержал самые важные сокровища Собора. Долгое время музей был полузакрытым для публики и распахивал двери лишь по специальным заявкам. После землетрясения 1997 года и реставрационных работ в 2006 году были открыты подземные помещения Собора. Сейчас музей состоит из 12 залов с 300 экспонатами, реставрационной лаборатории, исторического архива и большой библиотеки.

В подземной части музея можно увидеть остатки древнеримского форума. Подземные музеи – настоящее спасение в июле-августе, когда в Умбрии очень жарко. Все любители истории, ее тайн и загадок оценят музей по достоинству. Совет: Не планируйте поход в музей на среду – он закрыт. Цена билета в другие дни – 3,5 евро. 25 декабря и 1 января – выходные.

Сокровищница Базилики Святого Франциска

Миссионерский музей (MUMA)

Римский форум и археологический музей

Подземный музей был создан в 1904 году, его основой стали древнеримские экспонаты, найденные при раскопках в 18-19 веках: погребальные урны, надгробия, статуи. В 2008 году музей был открыт в обновленном виде. Посетитель окажется прямо под Пьяццой дель Комуне и увидит настоящий римский форум, храм, посвященный Диоскурам и другие места, имеющие особую важность в древнеримском Ассизи.

Этот музей просто спасение в жаркий летний день, ведь в подземелье царит приятная прохлада. Кроме того, познакомиться поближе с римлянами вдали от Рима весьма увлекательно! Совет: Учтите часы работы музея: с ноября по февраль 10.30–13.00 / 14.00–17.00, с марта по октябрь – 10.00–13.00 / 14.30–18.00, с июня по август – 10.00–13.00 / 14.30–19.00. Цена билета: 4 евро, дети до 5 лет – бесплатно.

Пинакотека – Палаццо Валлемани

Санта Мария делле Грацие

История церкви Санта Мария делле Грацие

Все началось в 1460 году, когда итальянский кондотьер Гаспаре да Вимеркати (1410-1467 гг.) – командующий вооруженными силами миланского герцога Франческо Сфорца, отдал в дар Доминиканскому ордену земельный надел с небольшой часовней, на одной из стен которой присутствовала великолепная фреска с изображением Мадонны. Через несколько месяцев под руководством швейцарского архитектора и скульптора Гвинифорте Солари монашеский орден начал строительство женского монастыря и церкви Санта Мария делле Грацие, возведение которой было завершено в 1481 году.

После прихода к власти Людовико Сфорца иль Моро (1452-1502 гг.) здание подверглось значительной перестройке под руководством Донато Браманте. Архитектор расширил храм аркадной галереей и увенчал его внушительным ренессансным куполом, украшенным великолепной геометрической кладкой кирпича различных оттенков.

Несмотря на то, что в 1943 году в результате бомбардировок Милана монастырь был разрушен, а церковь повреждена, купол Браманте остался невредимым.

По указанию миланского герцога, решившего, что церковь Санта Мария делле Грацие станет идеальным местом его упокоения после смерти, реконструкции подвергся, также, ее интерьер. Это решение было связано со смертью его любимой супруги Беатрис д’Эсте, скончавшейся в 22 года вследствие преждевременных родов. Герцогиня была похоронена в хоре базилики, в беломраморном саркофаге с изображением фигур обоих супругов в натуральную величину. Он был изготовлен скульптором Кристофоро Солари. Сегодня легендарный кенотаф находится в монастыре Санта Мария делле Грацие в Чертоза ди Павия.

Архитектура и внутреннее убранство

Экстерьер и интерьер церкви с несколькими часовнями демонстрируют интересное сочетание разных архитектурных стилей. Кирпичный фасад был спроектирован Солари, а оформление Tribune в стиле ренессанс со сферическим куполом приписывается Браманте. Центральный неф и проходы являются великолепными образцами позднеготической архитектуры, о чем свидетельствуют изящные, украшенные элегантными фресками, арочные своды. При этом более скромный по декору ренессансный алтарь с ними почти не контрастирует и органично смотрится в интерьере обители. Художественное оформление трех нефов великолепно сохранилось до наших дней.

Капеллы, по семь с каждой стороны, украшены алтарными образами, надгробными саркофагами, изображениями на холстах, скульптурами, множественными древними фресками на стенах и сводах. Они изначально предназначались для упокоения представителей благородных миланских семейств.

Атриум

Монастырские корпуса образуют внутренний дворик с портиками и готическими капителями. К одной из сторон атриума примыкает стена базилики. На территории – много зелени, а в центре – небольшой фонтанчик, украшенный бронзовыми лягушками. Он появился в ходе расширения комплекса Санта Мария деле Грацие в XV веке, в тот период, когда возводилась Трибуна Браманте. Интересно, что монастырь называют Chiostro delle Rane из-за этих самых изрыгающих воду фонтанных лягушек. Из дворика можно попасть в Старую церковную ризницу со сводчатым потолком, апсидой, священной мебелью, фресками и полотнами XVI века с библейскими сюжетами.

Часы работы церкви Санта Мария делле Грацие

Режим работы
Для туристических визитов базилика открыта с 10:00 до 12:20 и с 15:00 до 17:55

В праздничные дни
Только во второй половине дня с 15:30 (в июле и августе — с 16:00) до 17:55

Вход в церковь Санта Мария делле Грацие бесплатный.

Фреска Леонардо да Винчи

К церкви Санта Мария делле Грацие примыкает скромное здание, использовавшееся доминиканскими монахами в качестве трапезной и известное сегодня как Cenacolo Vinciano. В нем по заказу Лодовико иль Моро великий Леонардо да Винчи между 1495 и 1498 годами создал настенную роспись «Тайная вечеря», на которой художник изобразил момент, когда Иисус говорит своим ученикам, что один из них предаст его.
Чтобы написать фреску, мастер использовал экспериментальную технику, известную как Tempera Forte, что позволило ему несколько раз переделывать свою работу, однако уже в 1518 году краска с картины начала осыпаться. На протяжении сотен лет фреску неоднократно спасали проводившимися многочисленными реставрациями, последняя из которых была завершена в 1999 году. Доступ к фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» платный, билеты требуется покупать заранее.

СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ

Фреска Тайная вечеря Леонардо да Винчи в Милане – где находится, как попасть, где купить билеты. Описание произведения, интересные и малоизвестные факты.

Напротив шедевра Леонардо, на противоположной стене, находится великолепная фреска «Распятие», написанная в 1495 году итальянским художником Джованни Донато да Монторфано (1460-1502 гг.). Обе росписи чудом пережили бомбежку 1943 года, которая превратила остальную часть трапезной в руины.

Где находится и как добраться

Комплекс зданий находится в нескольких шагах от замка Сфорцеско и базилики Сант Амброджио.
Адрес: Piazza di Santa Maria delle Grazie

  • Метрополитен. Ближайшая станция: красная линия М1 – «Conciliazione»;
  • Трамвай – № 16, ост.«Santa Maria delle Grazie»

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие с шедевром Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие расположена в центре Милана.

Она является выдающимся произведением архитектуры, а также эмблемой классической традиции католической церкви, в которой, к тому же, хранится знаменитый шедевр Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Церковь – одно из наиболее важных свидетельств искусства эпохи Возрождения. В 1980 году здание внесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО – первым в Италии.

История создания

Монастырский комплекс появился на территории Милана в конце XV столетия. А началось все с подарка графа Вимеркати, он презентовал участок земли ордену доминиканцев, которые решили обосновать здесь свой монастырь.

Строилась церковь с 1469 г. по законам поздней готики под руководством Гвинифорте Солари. В 1490 г. Лодовико Сфорца задумал разместить здесь усыпальницу герцогского дома Сфорца и поручил достройку церкви величайшему архитектору эпохи Возрождения Донато Браманте. Браманте спроектировал и построил базилику Святого Петра в Ватикане.

Читайте также  Блошиные рынки Парижа - на какой лучше поехать

Этому мастеру и было суждено закончить строительство. Он изменил первоначальный чертеж доминиканского монастыря. Перестроил купол и хоры.

После завершения строительства самые богатые семьи Милана боролись за право патронажа часовен, чтобы получить право хоронить в них близких.
Те, кто выиграл, начали украшать свои часовни, приглашая лучших мастеров того времени.

Внешний вид церкви

У здания в стиле поздней готики простой фасад, украшенный лишь двумя большими окнами и порталом, на люнете которого под стрельчатой аркой едва различима фреска «Поклонение пастухов».

Внутреннее пространство церкви широкой полой перегородкой разделено на две части: в одной из них размещались прихожане, в другую имели доступ только монахи. Архитектор Браманте сделал здесь даже внутренний дворик.

Причем не как обычно было в средневековье, мрачный и маленький, а светлый, большой с уютным бассейном посередине.

Трапезная

Как уже говорилось выше, в трапезной этого храма находится одна из самых знаменитых фресок в мире — «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. 15 августа 1943 года эта комната была частично разрушена бомбежками англо-американской авиации.

Сегодня здесь можно увидеть фотографии тех лет: полуразрушенное здание церкви и великую фреску.

Но случилось чудо, и стена, которую миланские католики уложили многочисленными мешками с песком, уцелела, а вместе с ней и фреска.

Тайная вечеря

Фреска «Тайная вечеря» была написана в конце XV века масляными красками на влажной стене. На написание работы у художника ушло три года. Большую часть времени он искал своих героев на улицах и в трактирах, изучал позы и жесты.

Сюжет взят из Евангелия от Иоанна. В отличие от традиционных икон, на которых изображается сцена после того как Иисус произнёс слова «один из вас предаст меня», и ученики уже задали свои вопросы, художник изобразил непосредственно момент произнесения слов.

В трапезной перед стеной был установлен длинный стол. Визуально он становился продолжением фрески с изображением Христа в центре, а духовно – частью евангельской сцены.

По заказу Лодовико Сфорца, Леонардо да Винчи использовал технику наслоения. Чтобы художник был свободен в своём творчестве, ему разрешили писать фреску темперной краской. Со временем этот факт, а также злосчастная бомбардировка и климатические изменения создали специфические проблемы сохранения картины.

Из-за этого посмотреть на «Тайную вечерю» довольно непросто: пускают только тех, кто предварительно заказал экскурсию по телефону и явился за билетом за полчаса до назначенного времени, причем не больше 20 человек одновременно и не дольше чем на 15 минут.

Генри В. Мортон в своей книге «Прогулки по северной Италии» отметил, что в мире немного городов, где можно сказать таксисту название картины вместо адреса, и он безошибочно довезет Вас по знакомому маршруту до места.

Видео

Чтобы познакомиться с таинственной красотой этого архитектурного строения и понять весь масштаб, посмотрите видео.

Как добраться

Чтобы добраться до этой достопримечательности, надо доехать до станции метро Conciliazone. Далее следовать за указателем: пройти немного по улице Boccaccio и свернуть на улицу Ruffini. Церковь находится в 300 метрах или 15 минутах ходьбы от метро.

Вход на территорию Санта-Мария-делла-Грацие бесплатный, а вот за посещение трапезной уже придется заплатить. Дело в том, что трапезная, хоть и плотно прилегает к монастырю, но к нему не относится. Это – государственный музей.

Купить билеты необходимо заранее на одном из музейных сайтов Милана, т.к. попасть внутрь крайне сложно.

По следам Пьеро делла Франческа. Часть 3-я. Монтерки и Chiesa di Santa Maria delle Grazie в Ареццо.

Старик сторож медлил принести ключи, удивленный и как бы даже испуганный редким иностранцем. Пока он совещался со своей старухой, я видел сельские могилы, заросшие весенней травой и дикими голубыми гиацинтами, слушал птиц, гнездившихся в еще безлиственных ветках деревьев. Я видел потом, когда открылась дверь часовни, благоговейный светло-мистический облик Мадонны дель Парто: ее трепетно-неправильное лицо с живыми глазами и опущенными книзу углами губ, ее странно расстегнутое на чреве серебристо-голубое платье, ее ангелов в вишневой и зеленой туниках, которые откидывают симметричным движением балдахин, усеянный увядшими золотыми букетами и сияющий внутри перловым атласом. Я видел в тот изумительный день одно из величайших чудес сельской Италии.

Много лет назад прочитала эти строчки Муратова и тихо заболела. В то время я выезжала за границу только изредка — в командировки или в организованных турах «галопом по Европах», и мечтать о том, что смогу как-то забраться в самую глушь Тосканы и увидеть Мадонну делла Франчески собственными глазами, было, по крайней мере, наивно. И, вот, теперь, спустя почти двадцать лет, мечта вылежалась, созрела и оформилась.

Пьеро делла Франческа написал свою Мадонну дель Парто на стене сельской церкви в этой маленькой деревушке, затерявшейся между Тосканой и Умбрией, в честь своей матери. О личной жизни художника известно очень мало. Не сохранились даже записи о его рождении — полагают, что это случилось в 1415 или 1416 году. Его отцом был богатый торговец тканями Бенедетто де Франчески, мать — Романа ди Пирино да Монтерки происходила из знатной семьи с умбрийскими и флорентийскими корнями. Настоящее имя художника Пьеро (Пьетро) ди Бенедетто деи Франчески, но он более известен как Пьеро делла Франческа по имени матери, , т.к. по версии Вазари «… она осталась беременной им, когда его отец и её муж умер…».

Ничего не известно о детстве Пьеро, его учебе и его собственной семье. Но глядя на эту фреску абсолютно понятно его отношение к матери. Вазари пишет, что фреска была создана в течении семи дней в 1459 году сразу после смерти Романа ди Пирино. И даже сейчас, через века, чувствуется сыновья любовь и благодарность. Говорят, что местные женщины все эти годы обращаются к Мадонне дель Парто с просьбой о ребенке и удачном разрешении от бремени. Так было в церкви Санта-Мария-ди-Моментана, где ее создал художник. Затем, когда в 1785 году церковь была разрушена землетрясением, фреску с частью стены перенесли в кладбищенскую часовню на окраине Монтерки. И уже в 1992 она нашла пристанище в музее одной картины, который открылся в бывшей сельской школе. Возле Мадонны по-прежнему стоит корзинка с записками и к ней по-прежнему относятся как к чудодейственному образу, а не только как к произведению искусства.

Одна из самых запоминающихся сцен «Ностальгии» Тарковского с невероятным обрядом выпускания птиц из живота кукольной девы снималась в именно в той кладбищенской часовне, где фреску видел и Муратов.

На заднем плане в нише Мадонна дель Парто Пьеро делла Франческа.

А я увидела Мадонну дель Парто такой.

В музее не разрешают фотографировать, этот единственный снимок я сделала возле занавеса у входа. Все остальные взяла из сети.

Фреска помещена под пуленепробиваемое стекло в камеру, где поддерживается необходимые влажность и температура. Но, в принципе, это не мешает. Стекло прекрасного качества и позволяет сохранить иллюзию непосредственного контакта. В музее я была одна, можно было спокойно посмотреть вблизи, потом посидеть и подумать на скамеечке напротив.

Несколько слов о самом Монтерки. Или, точнее, о том, как я добиралась до музея. В автобусе попросила водителя высадить меня где-то поближе, т.к. боялась вообще не сориентироваться, где мне выходить. Со мной вышел местный житель, он показал куда идти дальше: немножко вернуться назад, перейти мост и, упершись в горку, лезть на нее. )) Это виды с горки.

Дальше нужно было пройти вдоль стены старого борго Монтерки. Я заглянула на пару минут и за стену, но ничего особо интересного там не обнаружила — борго, как борго. ))

Затем прошла через арку и вышла к кафе, за которым уже видно музей. Т.е. чтобы попасть в музей нужно держаться улицы по левой стороне склона горы и в борго не заходить. Это так, маленькая инструкция, а вдруг кто-то соберется в те края. От остановки и до кафе я не встретила ни единого человека, спросить там реально не у кого.

На входной билет в музей при предъявлении билетика из музея в Сансеполькро полагается скидка то ли 2, то ли 1.5 евро, уже не помню точно.

На обратном пути в Ареццо вышла на окраине города. Хотела посмотреть еще одну церковь, в которой сохранилась фреска последователя Пьеро делла Франческа — Лорентино д’Андреа «Папа Сикст IV с кардиналами». Фреска неплохая, но уж слишком явно копирует Лорентино манеру учителя.

Сама Chiesa di Santa Maria delle Grazie это скромная позднеготическая однонефная церковь, построенная в 15 в. На этом месте когда-то было языческое святилище с источником, посвященным Аполлону, разрушенное по призыву святого Бернардина.

Внутри церковь небольшая и выглядит очень просто. Кроме фрески Лорентино д’Андреа выделяется мраморный алтарь с майоликовыми вставками работы Андреа делла Роббиа , который обрамляет образ «Мадонны Милосердия», написанный Парри ди Спинелло . Искусствоведы отмечают, что этот алтарь является весьма не характерным произведением для знаменитого флорентийского мастера, работавшего преимущественно в технике майолики.

Но самое интересное здесь, с моей точки зрения, находится на улице. Около 1490 года Бенедетто да Майано пристраивает к фасаду церкви изящный ренессансный портик, созданный под влиянием архитектуры Воспитательного дома Брунеллески во Флоренции. В результате, получился восхитительный итальянский пейзаж — тихий двор за оградой, портик, галерея с остатками росписей, пинии, кипарисы.

Следующее свидание с Пьеро делла Франческа было у меня в Перудже. Но, прежде, чем добраться до нее, я остановилась на очередном итальянском озере — Тразименском, о котором расскажу завтра.