Базилика Санта Мария дель Пополо

Санта Мария дель Пополо и капелла Киджи

Базилика Санта Мария дель Пополо (Basilica di Santa Maria del Popolo) в Риме – красноречивое свидетельство того, что истинная красота часто прячется под невыразительной оболочкой. Её фасад не притягивает взгляды изощрённой отделкой или необычными формами, но за стенами скромного с виду здания скрываются уникальные сокровища.

Легенды и факты

Здание церкви построено в 1470-х годах. Раньше на её месте стояла римская часовня конца XI века. Своим названием базилика обязана древней легенде: считалось, что когда-то здесь находилась гробница императора Нерона, жестокого гонителя христиан. Спустя века над склепом вырос тополь (на латыни populus), в кроне которого собирались стаи воронов. Место прослыло проклятым, горожане обходили его стороной до тех пор, пока в 1099 году Папе Римскому Пасхалию II не явилась Дева Мария и не приказала срубить дерево. Папа незамедлительно исполнил волю Пресвятой Богородицы и повелел возвести на этом месте часовню, названную её именем.

Другая версия не так романтична: некоторые историки полагают, что название возникло от словосочетания popolo romano («римский народ»), поскольку средства на строительство часовни собирали всем миром.

В 1277 году по приказу Папы Григория IX на месте часовни появилась небольшая церковь. Тогда же в неё из базилики Святого Иоанна Крестителя (Basilica di San Giovanni in Laterano), расположенного на Латеранском холме здесь же, в Риме, была перенесена икона Божьей Матери, созданная, по преданию, самим Евангелистом Лукой. На самом деле образ мадонны был написан в XIII веке в Сиене.

В 1250 году церковь перешла под юрисдикцию ордена Святого Августина. Здание несколько раз перестраивалось; глобальной реконструкции оно подверглось в середине XV века по приказу Папы Сикста IV. Работы по перестройке осуществлялись под руководством Андреа Бреньо (Andrea Bregno) и Баччо Понтелли (Baccio Pontelli). Санта Мария дель Пополо стала одной из первых церквей в Риме, в архитектуре которых преобладает стиль Возрождения. Именно тогда базилика приобрела тот вид, который сохранился до наших дней.

Интерьер

Стоит только переступить порог, и взгляду открываются роскошные интерьеры, какие увидишь не во всяком городском кафедральном соборе.

Скромная снаружи, посвящённая Святой Богородице церковь открывает себя с самой неожиданной стороны. А когда узнаёшь, что за великие шедевры украшают стены базилики, и какие громкие имена стоят за их созданием, понимаешь, что пройти мимо было бы непростительной ошибкой.

В разные годы проектированием и оформлением интерьеров церкви занимались Донато Браманте (Donato Bramante), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Андреа Бреньо. В середине XVII века Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) осуществил ещё одну масштабную реконструкцию базилики; с тех пор в её убранстве преобладает стиль барокко.

Капелла Киджи

Косвенно с церковью знаком всякий, кто никогда не бывал в Вечном Городе, но смотрел экранизацию романа Дэна Брауна «Ангелы и демоны». Действие фильма частично разворачивается в капелле Киджи (Chigi). Она носит имя заказчика, банкира Агостино Киджи. Проектировал будущую усыпальницу богатого рода Рафаэль Санти; он украсил купол капеллы мозаикой «Сотворение мира». До конца XVI века в церкви находились и две живописные работы мастера. Спустя сто лет Бернини реконструировал капеллу по заказу другого представителя рода, кардинала Фабио Киджи, позже ставшего Папой Александром VII.

Работы Караваджо в капелле Черази

Капелла Черази (Cerasi) связана с не менее знаменитым итальянским мастером, Караваджо (Caravaggio). Здесь хранятся две его подлинные работы, «Обращение на пути в Дамаск» (иначе «Обращение Савла») и «Распятие апостола Петра».

«Обращение Савла», выполненное в стиле реализма – одно из самых ярких проявлений таланта Караваджо. Над алтарём висит холст «Вознесение Девы Марии» работы Аннибале Каррачи (Annibale Carracci).

Пинтуриккьо в капелле делла Ровере

Стоит особо отметить и капеллу рода делла Ровере (Della Rovere). Она построена в конце XV века и расписана Пинтуриккьо (Pinturicchio) и его учениками. Пинтуриккьо оформил и капеллу Сайбо (Cybo), но результаты его работы нам не увидеть: в конце XVII века капелла была реконструирована последователем Бернини архитектором Карло Фонтана (Carlo Fontana).

Другие капеллы

Капеллы Сайбо-Содерини (Cybo-Soderini), или капелла Распятия, и Теодоли (Theodoli) не так «популярны» среди туристов, но не менее интересны. Оформлением первой занимался фламандский художник Питер ван Линт (Pieter van Lint. В ней находится деревянное распятие XV века. Вторая выполнена в стиле римского маньеризма и украшена лепным декором работы скульптора Джулио Маццони (Giulio Mazzoni).

Алтарь базилики украшают два витражных окна работы француза Гийома да Марсилла (Guillaume de Marcillat). Их датируют 1509 годом, а потому они считаются самыми старыми в Риме. Сам же алтарь выполнен Андреа Бреньо в 1472-1477 годах.

Часы работы, как добраться

Базилика расположена на Пьяцца дел Пополо (Piazza del Popolo), 12.

Церковь открыта ежедневно с 7:00 до 12:00 и с 16:00 до 19:00, по воскресным дням с 8:00 до 19:30. Вход свободный.

Проезд на общественном транспорте: на метро по ветке A (красная) до станции Flaminio или Spagna, далее пешком.

Базилика Санта Мария дель Пополо

В внешнем облике базилики нет ничего особенного и вызывающего, она имеет самую что ни на есть обыкновенную историю и, на первый взгляд, ничем не отличается от других подобных сооружений. Санта Мария дель Пополо в Риме привлекает к себе внимание не грандиозными масштабами или роскошным фасадом — настоящие сокровища этой церкви скрываются внутри. Они спрятаны от глаз обычных прохожих. Сюда приходят либо верующие, либо только те, кто на самом деле знает, в чем заключается ценность этой базилики, либо любопытные праздношатающиеся туристы, которых можно перечислить буквально по пальцам.

История базилики Санта Мария дель Пополо берет свое начало в далеком XI веке. Тогда по желанию Папы Римского Пасхалия II на месте разрушенного Мавзолея Домиция, где по приданию располагалась могила Нерона, была построена небольшая капелла. Конечно же, никаких документальных подтверждений о существовании императорской гробницы на этом месте найдено не было, но эта легенда бродит по городу уже не одну сотню лет. Происхождение названия церкви относят к истории о том, что та самая первая капелла была построена на пожертвования римского народа (popolo romano).
Во второй половине XV века по заказу Папы Римского Сикста IV было возведено новое здание церкви Санта Мария дель Пополо в стиле эпохи Возрождения. Над реализацией проекта базилики работал Андрэа Брэньо, однако, по свидетельствам Вазари, главным архитектором церкви стал другой, не менее известный деятель тех лет – Баччо Понтэлли.

В начале следующего столетия началась активная работа над внутренним убранством базилики. По рисункам Браманте были созданы хоры, а Рафаэль Санти трудился над созданием приватной капеллы для банкира Агостино Киджи. Окончательный барочный вид интерьер церкви приобрел после масштабной реконструкции, проведенной в 50 годы XVII века, руководителем которой был знаменитый Джан Лоренцо Бернини.

Интерьер базилики Санта Мария дель Пополо

Кажущаяся на первый взгляд простота внутреннего убранства базилики, позволяет подчеркнуть всю значимость и величие тех произведений искусства, которыми так знаменита эта церковь, помогая сполна насладиться их неповторимой красотой. Санта Мария дель Пополо является хранительницей большого количества ценнейших произведений искусства, рожденных талантом выдающихся мастеров прошлых столетий и бережно сохраненных для нас представителями последующих поколений. Здесь можно увидеть работы Караваджо, Рафаэля, Карраччи, Пинтуриккио, Карла Фонтана, Бернини и многих других. В церкви находится средневековый образ Богоматери, перенесенный сюда из базилики Сан Джованни ин Латерано еще в XIII веке, а также многие другие сокровища. Давайте познакомимся с ними по порядку.

Итак, внутреннее пространство церкви разделено двумя рядами широких арок на три продолговатых нефа. Главный алтарь установлен в так называемых хорах базилики. Его украшает ценнейшая икона XIII века, выполненная в византийском стиле. Особого внимания заслуживают небольшие капеллы церкви, расположенные в боковых нефах и трансепте собора. Наиболее интересными из них являются:

  • Капелла дель Пресепио первая справа от входа. Она посвящена святому Иерониму, а построена была для кардинала Доменико делла Ровере в конце XV века. Капелла знаменита фресками работы таких художников как Тиберио д’Ассизи и Пинтуриккио.
  • Капелла Кубо — вторая справа. Изначально декорирована Пинтуриккио, но в конце XVII века она практически полностью была реконструирована Карло Фонтана.
  • Капелла Бассо делла Ровере, построенная по заказу кардинала Джироламо Бассо делла Ровере в 80 годы XV века, расписана учениками Пинтуриккио. Особый интерес этой часовни представляет керамическое напольное покрытие, сохранившееся в своем первозданном виде. Часовня располагается в правом нефе, третьей от входа.
  • Капелла Черази, находящаяся в трансепте, является одной из самых ценных часовен базилики. Именно здесь хранятся оригинальные полотна Караваджо: «Обращение Святого Павла» и «Распятие Святого Петра», а также известное произведение Аннибале Карраччи — «Успение Пресвятой Богородицы».
  • Капелла Киджи вторая слева от входа. Была построена по проекту выдающегося Рафаэля Санти для папского банкира Агостино Киджи в качестве фамильной усыпальницы в первой половине XVI века и реконструирована Лоренцо Бернини веком позже по заказу кардинала Фабио Киджи, ставшего впоследствии Папой Александром VII. В часовне, наряду с произведениями Рафаэля и Бернини, можно увидеть и работы других мастеров: Лоренцетто, Франческо Сальвиати, Себастьяно дель Пьомбо и др.
Читайте также  Что делать в Неаполе

Базилика Санта-Мария дель Пополо

Базилика Санта-Мария дель Пополо (итал. Basilica di Santa Maria del Popolo) — церковь ордена августинцев в Риме. Имеет высокую художественную ценность, так как в базилике находятся работы Рафаэля, Караваджо, Пинтуриккьо, Бернини, Карраччи и других мастеров живописи XIII-XVII веков.

Содержание

содержание:
история и описание
фотогалерея
график работы
входной билет
полезные ссылки
адрес
на карте Рима

Существует два варианта происхождения названия базилики. По одной версии достопримечательность берёт название от романской часовни, которая была расположена у тополя (итал. populus). Наиболее реальна — распространённая версия о том, что сооружение возведено на средства народа (итал. popolo). В последствии базилика дала название и площади Пьяцца дель Пополо.

История достопримечательности начинается в 1099 году, когда по указанию Папы Римского Пасхалия II на месте, где по преданию был захоронен император Нерон, была возведена уже упоминаемая романская часовня. В первой половине XIII века часовня была передана Ордену августинцев, монахи которого на её месте решили возвести базилику. Строительство началось в 1472 году и было приурочено к юбилею папы Сикста IV в 1475. Закончили же постройку немного позже — в 1477. Руководил проектом архитектор Андреа Бреньо.

В 1655 году Базилика Санта-Мария дель Пополо опять претерпевает изменения, так как Папа Александр VII решил обновить фасад сооружения. Для этой работы был приглашен известный скульптор и архитектор Лоренцо Бернини, который оформил фасад в стиле барокко. Визуально фасад разделён на три сектора; в каждом из них имеется вход в базилику, оформленный в виде портала.

подсказка: если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений. Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Планировка Базилики Санта-Мария дель Пополо имеет форму латинского креста. Внутреннее оформление базилики изобилует шедеврами знаменитых художников и скульпторов своего времени. Подкупольная мозаика выполнена Рафаэлем, а уникальные витражные окна, которые освещают пространство церкви, — французским живописцем Гийомом де Марсилла. По заказу Папы Юлия II в 1508 году Рафаэль написал полотно «Мадонна дель Пополо» и парный к нему «Портрет Папы Юлия II», которые находились в базилике до 1591 года. По обе стороны вдоль главного нефа расположены капеллы, ставшие усыпальницами представителей римской знати и сановников католической церкви.

Главный алтарь украшает картина XIII века работы неизвестного автора. Справа от алтаря в первой капелле находится изящная фреска работы Пинтуриккьо «Поклонение младенцу Иисусу». Капелла Чибо богато украшена полихромным мрамором и полотном «Успение и учителя церкви» (Карло Маратта). Здесь можно увидеть надгробия кардиналов Лоренцо и Альдерано из рода Чибо. С левой стороны нефа устроена Капелла Чераси, над оформлением которой работали признанные мастера стиля барокко — Карраччи и Караваджо. На стенах капеллы находятся полотна Караваджо «Обращение св. Павла» и «Распятие св. Петра», а в алтаре — прекрасная картина Каррачи «Вознесение». Капелла Киджи выполнена по эскизам Рафаэля для своего покровителя банкира Агостино Киджи (из рода Киджи также происходил и Папа Александр VII). Стены оформлены фресками Сальвиати, а картины в алтаре принадлежат Себастьяно дель Пьомбо. Сразу две капеллы посвящены влиятельному роду Делла Ровере — над обоими работал Пинтуриккьо.

Как понять Рим и получить от него удовольствие — групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 3 часа, 31 евро

Колизей и Древний Рим — погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм — 3 часа, 38 евро

Кулинарная прогулка — история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов — 5 часов, 45 евро

Базилика Санта Мария дель Пополо

Базилика Сента Мария дель Пополо в Риме.

На площади дель Пополо в Риме находится одна из самых почитаемых и богатых шедеврами церквей города Рима Базилика Санта Мария Дель Пополо.

На протяжении веков самые знатные и богатые семьи города Рима украшали произведениями величайших архитекторов, скульпторов и художников эту церковь.

Вы можете полюбоваться величайшими шедеврами бесплатно в этой церкви.

Здесь работали Рафаэль, Караваджо , Пиунторикьо, Бернини, Донато Браманте, Анибалле Кароаччи и другие мастера.

История

Церковь сейчас находится в месте, где в античные времена находились захоронения семьи Домициев Энобарбов. Император Люций Домиций Энобарб , больше нам известный как Нерон, был здесь похоронен в порфировой урне, как пишет античный автор Светоний.

В средние века считалось, что здесь было место сбора демонов в Риме , и что дух императора Нерона по носам скакал по веткам огромного тополя, который рос на этом месте. На латыни тополь называется populus, поэтому, возможно, это место стали называть Дель Пополо.

Что бы изгнать дух Нерона, а так же в благодарность за победу христиан в Первом Крестовом Походе Папа Римский Паскуале II в 1099 году решил срубить этот тополь, выкинуть кости Нерона в реку Тибр, разрушить усыпальницу Домициев Энобарбов и поставить на этом месте маленькую церквушку посвященную Божьей Матери — Санта Мария дель Пополо.

В 1227 году Папа Римский Грегорий IX освятил перестроенную церковь и перенес сюда древнюю византийскую икону Девы Марии из Базилики Сан Джовани Латерано (в то время Сан Сальвадоре). Икона до сих пор находится в алтарной части. К этому же времени относится колокольня в позднеготическом стиле с четырьмя башенками и конусом наверху колокольни.

Современный вид у церкви появился при Папе Римском Сиксте IV делла Ровере (в это же время Папа Сикст IV занимался строительство Сикстинской Капеллы в Ватикане).

В 1477 году Бачо Понтелли ( Baccio Pontelli) и Мео ди Каприна (Meo di Caprina) как пишет Вазарио, или, как многие считают Андреа Бреньо ( Andrea Bregno) реализуют новый фасад церкви.

В 1500-1509 году Донато Браманте (зона хора) и Рафаэль Санти (капелла Киджи) работали в этой церкви.

Сикст V меняет облик церкви.

Был поднят фасад церкви, к входу пристроена высокая лестница. Эта лестница позволяла находиться у церкви, даже если река Тибр выходила из берегов и затапливала центр города. Материал для этой лестницы ,травертин, был привезен из зоны античных монументов. Два уровня фасада были украшены наверху треугольным франтоном с гербом Сикста V.

В XVII веке Папа Римский провозглашает церковь одной из семи базилик Вечного города, которые должны посетить паломники во время Юбилейного 1625 года в Риме, что бы получить индульгенцию. До этого момента нужно было посещать церковь Святого Себастьяна, находящуюся на виа Аппиа, за стеной города. В этот год за городской чертой бушевала эпидемия чумы и паломники не должны были выходить за город.

Папа Римский Александр VII Киджи поручил Джан Лоренцо Бернини обновить фасад и внутренние помещения церкви, в основном капеллу Киджи.

Бернини убирает готическое окно и открывает свободный доступ света в церковь. Добавляет фасаду барочные элементы в виде изогнутых тимпанов, вносит изображения гор и звезд, символов семьи Киджи. Помещает по краям два канделябра.

Мы видим три двери на фасаде. Над центральной дверью люнета в которой изображение Мадонны, работа мастерской Андреа Бреньи.

Внутри церковь построена в форме латинского креста с тремя нефами. Своды центрального нефа выше сводов боковых нефов.

Нефы разделяют пилястры с большими арками. По четыре арки с каждой стороны. Каждый пилястр состоит из четырех полуколонн из травертина.

На карнизе видны статуи Святых — работы учеников Бернини Ерколе Феррары и Антонио Раджи.

В боковых нефах сделаны четырехгранные своды. В каждом боковом нефе находятся по четыре капеллы.

Правый неф первая капелла.

Капелла Прицепио (capella del Presepio) или как еще ее называют Капелла Делла Ровере (Capella Della Rovere).

Эта капелла посвящена Святому Иерониму и построена на средства семьи Делла Ровере.

Мраморные перила выполнены Андреа Бреньи.

Фрески рассказывают о жизни Святого Иеронима (работа Тиберио из Ассизи).

Фреска Рождество Божьего Сына с Мадонной и Святым Иеронимом выполнена Пинториккьо.

В капелле саркофаги кардиналов Кристофоро и Доменико Делла Ровере работы Андреа Бреньи.

Правый неф вторая капелла.

Капелла Чибо (Cibo).

Капелла выполнена в форме греческого креста, построена в XV веке и первоначально вся была расписана Пинтурикьо позже полностью переделана Карло Фонтана.

Капела украшена редкими зелеными и черными мраморами. Колонны выполнены из сицилийской яшмы с капителями и основаниями из белого мрамора.

Здесь находятся саркофаги кардиналов Чибо.

Алтарный образ » Непорочное Зачатие со Святыми» работа Карло Марата

Правый неф третья капелла.

Капелла Бассо Делла Ровере (Basso Della Rovere).

Капелла Джироламо Бассо Делла Ровере (племянник Папв Римского Сикста IV ) была расписана учениками Пинтурикьо в 1484 году и посвящена Святому Августину.

Алтарная фреска «Мадонна с ребенком» и боковая фреска «Вознесение Богоматери» выполнены учениками Пинтурикьо.

Внизу под фресками есть изображения , кажется что это , мраморные барельефы. Скамейки нарисованы на стене и спинки этих скамеек тоже нарисованы. Присмотритесь внимательно 🙂

Здесь изображены » Спор Святого Августина с язычниками», «Мученичество Апостола Петра», «Мученичество Святой Катерины Александрийской», «Усечение головы Апостола Павла».

Правый неф четвертая капелла.

Капелла Коста (Costa).

Стены Капеллы украшены нарисованными канделябрам и цветами.

Художник близкий стилю Мерлоццо да Форли изобразил на люнетах около алтаря Учителей Церкви: Св. Амброзио, Св. Авгутина, Св. Иеронима, Св. Грегория Великого.

На стене с левой стороны саркофаг кардинала Коста выполненный мастерской Андреа Бреньи (XVI век).

Напротив саркофаг XVI века Маркантонио Албертони выполненный Якопо да Андреа да Фиренце (Jacopo di Andrea da Firenze).

В центре капеллы саркофаг и надгробный памятник из бронзы Пьетро Фоскари (XV век) работы Джованни ди Стефано ди Сиена (Giovanni di Stefano da Siena), первоначально находившийся в соседней капелле, которая была переделана.

Левый неф первая капелла.

Капелла Крещения (Battistero).

Капелла посвящена Иоану Крестителю

Первоначально была местом погребения Епископа Монтемирабиле (Montemirabile) , затем стала капеллой крещения всей церкви.

В алтаре картина Паскуале Росси «Крещение Иисуса» (XVIII век).

В двух нишах слева и справа от алтаря находятся статуи, которые были частью предыдущего алтаря, работа мастерской Андреа Бреньи.

На стене слева саркофаг кардинала Антонио Палловичини (Antoniotto Pallavicini) работа мастерской Андреа Бреньи.

Левый неф вторая капелла.

Капелла Киджи (Chigi).

Капелла, описанная Деном Брауном в романе «Ангелы и Демоны».

Капеллу Рафаэлю заказал спроектировать банкир Агостино Киджи в 1513 году. После смерти Рифаэля работы продолжил Лоренцетто. Картоны для мозаики купола сделал Рифаэль Санти и мозаику выложил Луиджи Паче ( Luigi Pacе ). Впоследствии над капеллой работал Джан Лоренцо Бернини, по заказу кардинала Фабио Киджи (будущего Папы Римского Александра VII).

На мозаиках представлен Бог Отец ,создатель вселенной, символы солнца и семь планет. Планеты представляют языческих богов в сопровождении Ангелов.

Слева над саркофагом Сигизмунда Киджи Рафаэль Ванни изобразил Давида. Справа над саркофагом Агостино Киджи Тот же художник изобразил Аарона.

В алтаре роспись маслом по камню «Рождение Девы Марии» Себастиано Дел Пьомбо (Sebastiano del Piombo ) XVI век. Бронзовая доска внизу алтаря была выполнена Лоринцетти и называется «Христос и Самаритянка».

В четырех нишах скульптуры Пророков Воскрешения: «Иона, который выходит из кита»и «Пророк Элиа» работы Лоринцетти, законченные Рафаэлем ди Монтелупо (Raffaello da Montelupo ,1552), и «Абакус и Ангел» и Даниэль в колодце со львами» работы Джан Лоренцо Бернини.

Площадь дель Пополо и Церковь Санта Мария дель Пополо

В 16м веке на пересечении трёх главных улиц Рима была образована Площадь дель Пополо (Piazza del Popolo). В переводе с итальянского — Народная площадь. На самом деле ее название происходит от латинского слова «популус» — «тополь».

Церковь Санта Мария дель Пополо
(Santa Maria del Popolo)

В 1099 году папа Пасхалий II велел срубить и сжечь дерево, а пепел вместе с останками могилы бросить в Тибр. На «проклятом» месте была построена часовня Девы Марии. В 1235 году по воле Папы Римского Григория IX она была расширена и стала церковью. В 1250 году он передал церковь ордену монахов-августинцев.

Мозаики купола «Бог-творец в небе, окруженный символами Солнца и семи планет» выполнены Луиджи де Паче по картону Рафаэля в 1516 году. Картина в алтаре «Рождение Девы» — Себастьяно дель Пьомбо.
Скульптуры Бернини — «Даниил и лев» и «Аввакум и ангел».

Капелла Чезари (слева от алтаря)

Вскоре были завершены новые картины для церкви Санта-Мария дель Пополо.
Следует признать, что неудача с первым их вариантом явно пошла Караваджо на пользу. Теперь его композиция обрела классическую завершённость и простоту.

Новаторским выглядит использование света, когда всё изображённое на полотнах сразу предстаёт взору зрителя, входящему в довольно тесную и неглубокую капеллу, которая благодаря скульптору Фонтане и росписям Таккони, украсившим своды и потолок, обрела величественный барочный вид, который усиливается центральной алтарной доской Карраччи.

Получилась капелла, которая издали выглядит подлинным храмом внутри храма.
Но это впечатление театральной помпезности приглушается сразу же при входе внутрь самой капеллы, на боковых стенах которой размещены два шедевра Караваджо, поражающих совершенством исполнения и суровой жизненной правдой.

Падающий справа пучок света раскрывает необычную композицию картины, которая имеет крестообразную форму, образованную диагональю креста с пригвождённым к нему апостолом и расположенными на полотне фигурами его истязателей, чьи головы, руки и ноги почти выпирают из плоскости полотна. ( Согласно легенде апостол Петр попросил своих палачей распять его на кресте головой вниз дабы не уподобляли его, простого смертного, Спасителю).

С поразительным реализмом написана фигура апостола, для которого был выбран тот же натурщик, который позировал для Иосифа в «Отдыхе на пути в Египет» и для отвергнутого варианта «Апостола Матфея и ангела».

Напротив помещено ещё более лаконичное и скупое по колориту полотно, не лишённое той же монументальности, — «Обращение Савла».

Этот распространённый в живописи сюжет повествует о том, как по пути в Дамаск гонитель христиан иудей Савл, (будущий апостол Павел), был внезапно ослеплён небесным лучом и, упав с лошади, услышал голос Христа: «Савл, Савл, почто ты гонишь меня?»
Караваджо решительно отказывается от традиционной иконографии, создав самую революционную картину в истории мирового религиозного искусства.
Он первым изобразил реальный, ничем не приукрашенный мир, освободившись от веками освящённой условности.

«Обращение Савла» Веронезе

«Обращение Савла» Микеланджело

Искусствовед Маттео Марангони пишет: «Картина “Обращение Савла” — это величайшая веха современного искусства и не столько в силу своего мощного реализма, а скорее благодаря новому революционному языку и стилю. Караваджо действительно оказался первым, кто взглянул на жизнь открытыми глазами, свободными от шор любой светской культурной и интеллектуальной традиции, от которой до конца не отрешился даже Тициан».

Церковники дважды отклоняли картину. В архиве церкви Санта-Мария дель Пополо хранится запись любопытного диалога между настоятелем церкви и художником:

Задуманного Черази состязания так и не получилось.
Любой человек, войдя в церковь, издали будет привлечён богатством мраморного обрамления капеллы и ярким пятном алтарной картины.
Но, оказавшись в самой капелле, лишь на миг остановит взгляд на работе Карраччи, перегруженной персонажами и деталями, и всё его внимание окажется прикованным к двум боковым полотнам.

Римские острословы отвели душу, потешаясь над пышущей здоровьем розовощёкой Девой Марией на доске Карраччи, которая плывёт в небесах по-лягушачьи, запутавшись в развевающихся ярких одеяниях. Вот отчего двое из апостолов терпеливо смотрят вниз в ожидании её приземления, а остальные девять устремили взоры вверх к плывущей средь облаков Деве. Весьма любопытна фигура одного из них справа. Апостол смотрит куда-то в сторону и делает руками знаки «майна-вира» кому-то — видимо, стоящему у лебёдки за пределами картины ангелу, которому надлежит поднимать и опускать летящую Марию в окружении пухлых крылатых ангелочков. Но особое удивление вызывает погрудное изображение обнажённого андрогинного существа, приросшего слева к фигуре Девы и напоминающего её сиамского близнеца.

В центре капеллы — Караччи «Вознесение Богородицы» (1601 г.)

Освящение и открытие для обозрения капеллы Черази стали подлинной сенсацией в Риме.
На торжественной церемонии в церкви присутствовали знать и высшее духовенство. Несмотря на яркий колоризм в духе утверждавшегося в Риме нового стиля барокко, алтарная доска Карраччи с её нарочитой красивостью не выдерживала никакого сравнения с полными драматизма и жизненной правды двумя боковыми полотнами Караваджо, которые несли в себе то новое, чего ещё не знала мировая живопись. Оба мастера присутствовали на церемонии, но так и не подошли друг к другу.

Церковь Санта-Мария-дель-Пополо и капелла Киджи

Средневековая церковь Санта-Мария-дель-Пополо (Basilica di Santa Maria del Popolo) — не только одна из самых красивых римских базилик, но и место, овеянное множеством легенд. С виду этот храм далеко не всегда привлекает внимание туристов, но зато внутри открывается его подлинная красота с уникальными картинами Караваджо, с фресками Пинтуриккио, с творениями великого Браманте. А еще эта достопримечательность многим известна по мистическому роману Дэна Брауна «Ангелы и демоны», в котором упоминается капелла Киджи — она из пяти часовен храма.

Церковь Санта-Мария-дель-Пополо и капелла Киджи (Basilica Parrocchiale Santa Maria del Popolo)

История

Появление старинной базилики связано с одной легендой. Когда-то на этом месте находился семейный склеп императора Нерона, который в связи с гонениями на христиан считался почти воплощением Антихриста. Со временем на могиле Нерона выросло дерево — тополь, а в его ветвях поселились десятки ворон. Это сочли дурным предзнаменованием и дерево срубили. Вместо него же папа Пасхалий II в 1099 году приказал построить часовню и посвятить ее Богоматери, поскольку именно Дева Мария накануне пришла к нему во сне.

В 1235 году небольшой храм был перестроен, а чуть позже он отошел монастырю ордена августинцев. Но настоящий расцвет церкви Санта-Мария-дель-Пополо начался только в 15-м веке после серьезной реконструкции, в результате которой на свет появилось красивое здание в стиле ренессанса. Именно тогда были заложены и основы капеллы Киджи, ее проектировал сам Рафаэль.

Пьяцца дель-Пополо, Древний Рим

Работа по реконструкции здания продолжилась в 17-м столетии под руководством Бернини, превратившим его в образец итальянского барокко. Все это время храм играл важную роль в жизни римлян, пользовался поддержкой многих знатных семей. Именно поэтому над его интерьером в разные годы работали самые известные художники и скульптуры Италии.

Базилика Санта-Мария-дель-Пополо снаружи

Как добраться до церкви Санта-Мария-дель-Пополо

Средневековая базилика и ее знаменитая часовня расположены на площади Piazza del Popolo в центральной части Рима. Ближайшей станцией метро является Flaminio (красная линия А). Также рядом есть остановки автобусов № 89, 490, 495, 590, С3, 628 и др.

Точный адрес: Piazza del Popolo, 12, 00187 Рим, Италия

Как добраться от ж/д вокзала Термини:

Пешком:расстояние около 2,8 километра, идти через Via delle Quattro Fontane.

Метро:по красной ветке А ехать от станции Termini до станции Flaminio 6 минут.

Пешком:170 метров. Следуйте на восток по Via Luisa Di Savoia в сторону Piazza del Popolo. Поверните направо на Piazza del Popolo. Поверните налево и продолжайте движение по Piazza del Popolo. Вы у пункта назначения.

Церковь Санта-Мария-дель-Пополо на карте

Что посмотреть

Своим нынешним обликом церковь Санта-Мария-дель-Пополо обязана великому Джованни Бернини, который работал над фасадом здания. Кроме того, снаружи можно увидеть витражное окно Гийома де Марсийи — есть версия, что это самые древние из римских витражей, сохранившихся до наших дней. Но интерьер храма намного превосходит его скромное внешнее обличие.

Базилика включает пять часовен, каждая из которых интересна своими произведениями искусства:

  • Делла Ровере — первая часовня правого нефа, известная благодаря ценной работе Пинтуриккио «Презепе». На картине изображено рождение Христа, причем считается, что среди действующих лиц художник спрятал свой автопортрет.

Капелла Делла Ровере

  • Чибо — этот придел также относится к правому нефу и является вторым по счету. Здесь можно увидеть полотно «Непорочное зачатие», написанное мастером эпохи барокко Карло Маратта.

  • Бассо делла Ровере — еще одна часовня справа от алтаря, которую расписывали ученики великого Пинтуриккио.

Капелла Бассо делла Ровере

  • Черази — одна из двух знаменитых капелл левого нефа. Она оформлена уникальными работами Караваджо, которые по своей реалистичности и манере написания совсем не похожи на привычные иконы.

  • Киджи — вторая капелла слева, выполненная по эскизам Рафаэля. Здесь находится несколько скульптур Бернини и Лоренцетто, а также привлекает внимание мозаика Луиджи де Паче, основанная на работах Рафаэля.

Полон величия и главный неф с высокими арочными пролетами, затейливой лепниной и огромным алтарем. В центре алтаря можно увидеть икону Богоматери, созданную еще в 13-м веке — это еще одна ценность базилики.

Икона Богоматери в центре алтаря является важной ценностью базилики

Правила посещения

  • Церковь Санта-Мария-дель-Пополо можно посетить самостоятельно и бесплатно — она открыта ежедневно с 07:30 до 19:00. Однако во время мессы не следует передвигаться по территории, разговаривать, рассматривать интерьер. Расписание месс можно посмотреть на сайте базилики.
  • Для того чтобы лучше рассмотреть шедевры Караваджо в полутемной капелле Киджи, нужно бросить 1 евро (

78 руб. ) в специальный монетоприемник и включить подсветку.

  • Фотографировать в храме разрешено, но фотосъемка не должна мешать прихожанам. В отдельных местах может быть запрет на фото.
  • Виртуальная экскурсия по церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме
    Церковь Санта-Мария-дель-Пополо в Риме на видео

    Церковь Санта-Мария-дель-Пополо — удивительное место, о котором не встретить отрицательных отзывов. Все, кому удалось здесь побывать, единогласны: она обязательна к посещению. Это и неудивительно — где же еще можно бесплатно увидеть шедевры мировой живописи! А после визита стоит отдохнуть у фонтана на одноименной площади, посетить соседнюю базилику Санта-Мария-ин-Монтеканто, виллу Медичи или знаменитую виллу Боргезе.

    Визитная карточка

    Адрес

    Piazza del Popolo, 12, 00187 Roma RM, Италия