Базилика Сан Витале

Мозаики Равенны: сокровища старого города

  • Многие раннехристианские храмы Равенны находятся в списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Несмотря на внешнюю простоту, старинные церкви этого города просто восхищают своим внутренним убранством. Попадая внутрь каждой из них, взору открывается невероятная картина, залитая золотым божественным светом, озаряющим все вокруг. Мозаики Равенны настолько совершенны и прекрасны, что глядя на них, в буквальном смысле слова перехватывает дух!

    Ниже мы расскажем вам о самых красивых церквях Равенны, мозаики которых обязательно стоит увидеть.

    Базилика Сан Витале в Равенне и ее ослепительные мозаики

    Базилика Сан Витале в Равенне, посвященная Святому Виталию Миланскому, была построена в середине VI века по воле епископа Экклесия. Здание представляет собой типичную равеннскую архитектуру, сочетающую в себе элементы римской (форма купола и порталов, башни) и византийской архитектуры (полигональная абсида, капители). Сегодня базилика Сан Витале находится под защитой ЮНЕСКО и это не удивительно. Красивейшие мозаики, украшающие ее интерьер, представляют собой ценнейший образец византийского искусства.

    Базилика Сан Витале находится на Via Argentario, 22.

    Мавзолей Галлы Плацидии и мозаики императорской усыпальницы

    Мавзолей Галлы Плацидии (на ит. Mausoleo di Galla Placidia) располагается на территории комплекса Базилики Сан Витале. Усыпальница была построена в V веке для дочери Феодосия I Великого — римского императора, однако по своему прямому назначению так и не была никогда использована, поскольку сама Галла Плацидия была захоронена в Риме.

    Скромное сооружение, построенное в форме латинского креста, хранит внутри настоящее сокровище. Великолепные мозаики, созданные, предположительно, византийскими мастерами, отлично сохранились.

    Мавзолей Галлы Плацидии находится на Via Argentario, 22.

    Базилика Сант Аполлинаре Нуово и мозаики Теодориха

    Базилика Сант Аполлинаре Нуово (на ит. Sant Apollinare Nuovo) была возведена в начале VI века по заказу короля остготов Теодориха Великого в качестве собственного придворного храма и изначально являлась арианской. В 561 году византийским императором Юстинианом I храм был передан христианам.

    Стены центрального нефа собора полностью покрыты мозаиками, излучающими приятный золотой свет. Создание мозаичного убранства относится к периоду Теодориха, однако после передачи религиозного сооружения последователям Христа, некоторые мозаики были переложены. Сюжеты, относящиеся к арианскому учению, заменили сценами из жизни христианских мучеников.

    Базилика Сант Аполлинаре Нуово расположена на Via di Roma, 52

    Мозаики неонианского баптистеря

    Баптистерий представляет собой небольшое помещение, предназначавшееся для проведения обряда крещения. Находящийся в Равенне раннехристианский баптистерий, называемый Ноенианским, был построен епископом Урсо в V веке. Внутреннее убранство здание приобрело при его приемнике – епископе Неоне, от имени которого и происходит название религиозного сооружения.

    Красивейшие мозаики, реализованные византийскими мастерами, сделало это сооружение одним из самых значимых памятников византийского мозаичного искусства.

    Неонианский баптистерий расположен на Piazza Duomo, 1.

    Архиепископская капелла Святого Андрея

    Капелла Святого Андрея (на ит. Cappella di Sant’Andrea) представляет собой уникальный образец раннехристианской архиепископской капеллы, сохранившейся до наших дней. Данное сооружение было возведено в конце V века епископом Петром II, в качестве молитвенного уголка, предназначавшегося для равеннских епископов, в период, когда в городе преобладало арианство.

    Эта удивительная капелла, отличающаяся особой красотой своих мозаик, находится в комплексе музея Arcivescovile, располагающегося на площади Piazza Arcivescovado, 1.

    Базилика Сант Аполлинаре ин Классе

    Храм, расположенный в стороне от исторического центра Равенны, был возведен в первой половине VI века на деньги византийского банкира Юлиана Аргентария по просьбе архиепископа Урсичино на месте захоронения Святого Аполлинария. Церковь представляет собой один из крупнейших сооружений раннехристианской религиозной архитектуры.

    Яркие светящиеся мозаики базилики относятся к середине VI века, однако, некоторые элементы интерьера были декорированы несколькими веками позже. Так, мозаики триумфальной арки появились в VIII-IX веках.

    Так же как и прочие равеннские храмы, церковь Сан-Витале выглядит сурово, аскетично. Ее шершавые толстые стены похожи на адриатические раковины-мидии. Ранние христиане не украшали свои храмы, приберегая всю роскошь для убранства интерьера. Мозаики 6-го века сохранились в алтарной части: Христос со святыми Виталием и Экклесием, сцены из Ветхого Завета и знаменитая парная композиция — торжественный выход императорской четы, Юстиниана и его супруги Феодоры, со свитой.

    Всё, что минутно, всё, что бренно,
    Похоронила ты в веках.
    Ты, как младенец, спишь, Равенна,
    У сонной вечности в руках.

    Рабы сквозь римские ворота
    Уже не ввозят мозаик.
    И догорает позолота
    В стенах прохладных базилик.

    От медленных лобзаний влаги
    Нежнее грубый свод гробниц,
    Где зеленеют саркофаги
    Святых монахов и цариц.


    Фигуры утратили объем, а вместе с ним и материальность. Они превратились в плоские, наложенные на стену силуэты и кажутся невесомыми, бесплотными; под тяжелыми складками одежд не чувствуется тел. Лица отрешенные, строгие, взгляд огромных пристальных глаз завораживает.


    Византийский художник призван был запечатлеть не сиюминутное, а вечное, не бренную материальную оболочку, а неизменную божественную сущность. Эта высокая духовная сосредоточенность искусства, неведомая античности, требовала обновления художественного языка. Поэтому из мозаик исчезает все переменчивое, иллюзорное, конкретное. На смену движению приходит торжественная застылость, на смену объему — четкий контур, строгий ритм линий. Плавные переходы цвета заменяются крупными цветовыми пятнами, причем каждый цвет имеет символическое значение. Так, золотой считался цветом божественности, пурпурный обозначал царственность, а синий был цветом знатности.


    Казалось бы, нет жанра, менее близкого византийскому искусству, чем портрет. И тем не менее, одной из признанных вершин ранневизантийского искусства стал именно мозаичный портрет императрицы Феодоры в церкви Сан-Витале. Собственно портретом в современном понимании изображение Феодоры назвать, конечно, нельзя: императрица никогда не бывала в своих итальянских владениях, и вряд ли авторы мозаики видели ее. Да и вообще, идея передать портретное сходство представлялась византийцам кощунственной. В изображении Феодоры — ее духовном портрете — византийские мастера воплотили свои представления о красоте. Прекрасно одухотворенное тонкое лицо императрицы с огромными гипнотизирующими глазами, великолепен ее наряд: жемчуга, рубины и изумруды украшают головной убор и оплечье, пурпурное одеяние заткано золотом.

    А какой же была в действительности эта женщина в императорском пурпуре с нимбом святой вокруг головы? Дочь циркового смотрителя, танцовщица и куртизанка, она начала свою карьеру с того, что выступала на ипподроме с весьма смелым номером «Леда и лебедь». Этот номер, который актриса придумала сама, по сей день пользуется успехом в стриптиз-клубах. В античном мифе Зевс, желая овладеть Ледой, принял образ лебедя. Обнаженная Феодора возлежала на сцене, а ее прелести были обсыпаны ячменными зернами. «Партнер» актрисы — большой белоснежный гусь — выклевывал зерна из складок ее тела, а зрителям казалось, что птица страстно целует женщину.



    Внешне изображения кажутся застывшими, неподвижными, почти бестелесными. Но каждое из них обладает поразительной энергией. Огромные, широко раскрытые глаза устремлены на входящего в храм, проникая в самую душу. Это уже почти икона, а не картина. Позднее, когда в византийских, а затем и в болгарских, сербских, древнерусских храмах все стены и столбы будут покрываться фресками или мозаичными изображениями, этот эффект возрастет многократно. Суровые взоры святых и праведников пронзают человека насквозь, и некуда укрыться от всевидящего и требовательного ока – они видят твое добро и твое зло. «Воистину нет ничего тайного, что не стало бы явным…»

    Император Юстиниан держит в руках большую чашу с золотыми монетами – пожертвование на храм. Строгие и величественные фигуры равны между собой по росту. Юстиниан выделяется пурпурными одеждами, контрастирующими с белыми одеяниями священнослужителей, короной и нимбом вокруг головы, как у святого. Епископ Максимиан держит в руках крест, архидиакон – Евангелие, один из дьяконов – кадило. В лицах Юстиниана и особенно епископа Максимиана явно присутствует портретное сходство.

    Императрица Феодора в окружении придворных. Она также держит в руках потир с золотыми монетами. На подоле ее пурпурного плаща вышиты фигуры трех волхвов, подносящих дары Богоматери. Вокруг шеи и на плечах императрицы роскошные ожерелья. Голову увенчивает корона с длинными жемчужными подвесками, спускающимися на грудь. Вокруг головы, как и у Юстиниана, – нимб. Слева от императрицы – придворные дамы в украшенных драгоценными камнями туниках; справа – дьякон и евнух, открывающий завесу.

    Лицо императора нахмурено. Феодора изображена поблекшей красавицей с усталым, задумчивым лицом. Ее пристальный взгляд выдает страстную и волевую натуру… Два человека с удивительной судьбой, императорская чета, стоявшая во главе крупнейшей европейской страны в чрезвычайно бурную, переломную, богатую событиями эпоху, которую в истории Византии сегодня принято называть «эпохой Юстиниана». Во времена 38-летнего царствования Юстиниана и Феодоры Византийская империя достигла пика своего могущества.

    Мозаики церкви Сан-Витале в Равенне давно и прочно вошли в золотой фонд мирового искусства. Некоторые их них выполнены еще во времена остготов римскими или равеннскими мастерами. Таков, например, юный безбородый Христос, восседающий в пурпурной тоге на голубой сфере в окружении двух архангелов в белых одеждах, Св. Виталия и епископа Экклезия, держащего в руках модель церкви. Лица архангелов отмечены печатью строгой и возвышенной красоты. Льющийся в окна свет создает впечатление нематериальности фигур. Работавшие в церкви Сан-Витале мастера ставили кусочки смальты под разными углами и не заглаживали общую поверхность, достигая этим эффекта «живого» мерцания.


    Своды храма украшает растительный орнамент: то зеленый на золотом фоне, то золотой – на зеленом. В этот узор вплетаются фигуры четырех ангелов, поддерживающих синий круг с золотыми звездами и изображением белоснежного агнца.

    Базилика Сан Витале

    Свой рассказ о мозаиках Равенны мы начинаем с церкви Сан-Витале. Она была заложена при епископе Экклесии в 524 (526) году, освящена в 547 году. Здесь находятся мощи жившего в 7 веке покровителя Равенны, св. прп. Виталия. Св. прп. Виталий был иноком в Александрии во времена патриарха Иоанна Милостивого. Он работал поденщиком и заработанные тяжелым трудом деньги отдавал блудницам, желая спасти их от дальнейшего падения и вернуть к праведной жизни. Преподобный молился за несчастных, ночами ходил в публичные дома, увещевая падших покаяться. Он не открывая братьям – монахам истинной причины этих посещений и был ими глубоко презираем. Только после его смерти, когда на похороны пришли десятки благочестивых жен-покаявшихся блудниц, а тело св. Виталия не обнаружило признаков тления, монахи поняли силу любви и величие духа этого человека.

    Церковь представляет собой восьмиугольную базилику-мартирий. Основу конструкции составляют восемь высоких опор, несущих купол. Опоры соединяются между собой полукруглыми двухэтажными аркадами, так что вокруг центрального пространства образуется венок ажурных криволинейных форм.

    За аркадами находится галерея, обходящая центральное подкупольное ядро храма. Стены основного пространства украшены мраморной инкрустацией.

    В конхе апсиды изображен Господь Исус Христос в окружении ангельских чинов, восседающий на мандорле небесного цвета. Христос протягивает мученический венец св. Виталию, которого представляет ангел. С другой стороны ангел подводит к Спасителю строителя церкви св. Экклесия, котоый изображен уже с венцом в руках. Из-под ног Спасителя вытекают четыре евангельские реки.

    Ангелы и святые расположены по сторонам Христа симметрично: св. Виталий принимает от Господа дар, св. Экклесий сам преподносит Христу модель храма, но тем не менее святые словно не видят друг друга. Они жили в разное время, никогда не встречались друг с другом, но вместе предстали перед Царем Небесным. Время разделило их, а вечность — объединила.

    Свод алтаря увенчивает главный христианский жертвенный символ — апокалиптический Агнец, венчающий мироздание. Медальон с Агнцем поддерживают четыре ангела — символы четырех сторон света — в окружении райских дерев и растений, птиц и животных.

    Тема ветхозаветных прообразований Жертвы Христовой и Евхаристии раскрыта в сценах Гостеприимства и Жертвоприношения Авраама. Первая из них в позднейшей период оформилась в иконографический тип Троицы ветхозаветной, в соответствии с христианским истолкованием этого события как Теофании трехипостасного Бога. Голова жертвенного агнца, в виде угощения поданная странникам Авраамом, была воспринята как прообраз Жертвы, предложенной всей Св. Троице.

    Стены пресбитерия украшены сюжетами ветхозаветных жертвоприношений (на фото — жертвоприношение Авеля и Мелхиседека). Мозаики с этими сценами располагаются в люнетах над тройными аркадами, ведущими из центрального алтаря в жертвенник и диаконник.

    Выше люнетов, под аркадами второго яруса, в центре располагаются ангелы, несущие хризмы, по сторонам ангелов — фигуры пророков в рост (Исайя, Иеремия), символически связанные со сценами жертвы в люнетах. Склоны триумфальной арки украшают медальоны с полуфигурами апостолов вокруг Спасителя в замке арки.

    В восточной части храма, над тем местом, где совершалось торжественное богослужение, с двух сторон друг против друга изображены две процессии, приносящие дары храму — императора Юстиниана и его жены Феодоры, окруженных свитой.

    Юстиниан, в прошлом бедный иллирийский крестьянин, благодаря смелости и решительности вознесшийся к высотам императорской власти, предоставил византийской церкви новые экономические и юридические льготы, даровал ей земли и имущество. По его словам, «источником всех богатств церквей является щедрость императора». Поэтому в равеннской мозаике императорская чета представлена как дарители (донаторы) — оба супруга держат в руках жертвенные литургические сосуды. Акт принесения жертвы земными правителями перекликается с темой чистой жертвы Христа. Дары Юстиниана и его жены становятся символом вечного донаторства византийских властителей христианской церкви.

    Высоко вознесенные над толпой молящихся, они выступают, словно участвуя в величаво-торжественной церемонии. Император в роскошных, богато украшенных одеждах, увенчанный короной, усыпанной драгоценными каменьями, держит в руках большую золотую чашу. Подле него — высший церковный иерарх Равенны, архиепископ Максимиан. Рядом с ними, будто выстроившись в строгую шеренгу, — придворные, священнослужители, воины императорской гвардии.

    Во главе другой процессии — супруга императора Юстиниана Феодора. Феодора, дочь циркового смотрителя, танцовщица и куртизанка, смелая и умная, своекорыстная и мстительная, энергичная и прекрасная — считается одной из самых знаменитых женщин византийской истории. Подробности биографий императорской четы служили любимой темой пересудов константинопольской черни, в то время как мудрые государственные установления Юстиниана и незаурядный ум Феодоры стали предметом внимания историков. Однако ни намека на личные качества изображенных нельзя усмотреть в отрешенном выражении большеглазых лиц, в застывших позах венценосцев. Все плотское, сиюминутное, недостаточно пристойное для храма, словно осталось за его пределами: Юстиниан и Феодора изображены как идеальные образы идеальных правителей.

    Мозаичные композиции храма блистают и искрятся чистыми цветами, переливаются радужными оттенками розовых, зеленых, голубых, фиолетовых смальт. Поблескивание золота на фоне и в одеждах достигается благодаря тому, что отдельные кусочки смальты уложены не гладко, а под разными углами. Поэтому излучаемый мозаикой свет вибрирует, колеблется, создавая впечатление какой-то мерцающей, чудесной атмосферы, которая пронизывает теплыми лучами весь интерьер храма. Становится понятен смысл слов писателя VI века Венанция Фортуната: «Они [т. е. фигуры] движутся, идут и возвращаются по прихоти блуждающих солнечных лучей и вся поверхность [мозаики] пребывает в волнении подобно водам морским». Об этом же свидетельствует и одна из надписей в Равенне (конец V — начало VI века): «Aut lux hic nata est, aut capta hic libera regnat» [Либо здесь родился свет, либо, плененный, он царит здесь свободно]

    Наш словарик

    Апсида (от греч. hapsis — свод) — полукруглый, прямоугольный или граненый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом, символизирующими небесный свод. Купола в христианских храмах означают купол неба.

    Конха (от греч. kónchе — раковина) — полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей зданий (апсид, ниш). Возникнув в восточно-эллинистической архитектуре, конхи. широко использовались в римском и византийском зодчестве, в средневековых христианских культовых зданиях. В конхе нередко помещались мозаики или росписи с изображением Христа, Богородицы, христианских святых

    Люнет, люнетта (франц. lunette, букв. – лунка) — арочный проем в своде или стене, ограниченный снизу горизонталью. В сквозных люнетах помещаются окна, глухие люнеты часто украшаются росписью или скульптурой

    Мандорла (от. лат. рыбий пузырь или от ит. mandorla — миндалина) — ореол миндалевидной формы вокруг изображаемой фигуры. Принятое в христианской живописи изображение миндалевидного сияния вокруг фигур Христа и Богородицы — в том числе в сценах Вознесения, Преображения — стало символом Божественного света. Эта форма видоизменялась в раннем христианском искусстве. Первоначально мандорла изображала облако, в которое вознесся Христос, но со временем стала использоваться как своего рода ореол-свет, исходящий от Христа. Затем изображение мандорлы было перенесено на Богородицу, когда она изображалась принимаемой на небо (в иконах Успения). Встречается изображение мандорлы, составленное из семи голубей и означающее семь даров Святого Духа.

    Мартирий (гр. μαρτΰριον, лат. memoria) — здание или усыпальница, сооруженная над могилой мученика или на месте, связанном с жизнью Христа или святого.

    Пресбитерий (позднелат. рresbyterium — место для избранных, от греч. presbyteros — старейшина) — в европейской и восточно-христианской церковной архитектуре пространство между солеёй и престолом

    Использованы материалы и фото с сайтов:

    Италия, Равенна. Базилика Сан-Витале (San-Vitale)

    Базилика Сан-Витале (San-Vitale) — жемчужина византийского искусства, чудесным образом сохранившаяся вдали от Константинополя, в итальянском городе Равенна.

    Снаружи храм выглядит весьма скромно, даже можно сказать неказист, и кажется совсем небольшим. Но внутри храма интерьер Базилики Сан-Витале поражает яркими красками древних мозаик и ощущением пространства.

    Базилика построена в 527-548 годах по личному указанию Епископа города Равенны Эклексия. В 13 веке с южной стороны собора была пристроена колокольня.

    Собор имеет форму восьмиугольного мартирия. Диаметр купола 16 метров.

    В числе прочих 7 раннехристианских памятников Равенны базилика Сан-Витале с 1996 года находится под охраной ЮНЕСКО.

    Храм посвящен раннехристианскому мученику Святому Виталию Миланскому.

    Зайдя в базилику, не ожидаешь увидеть такое великолепие!

    Стройные колонны с кружевными капителями поддерживают многочисленные арки, создавая необычные пространственные деления, игру света и теней.

    Но самое главное сокровище храма Сан-Витале — его совершенно необыкновенные мозаичные картины-иконы.

    Роскошные яркие мозаики храма были созданы в последние годы строительства при участии множества мастеров, поэтому специалисты находят в них многообразие стилей.

    Лучшие мозаичисты из Константинополя создали на территории Италии шедевры, которым судьба уготовила гораздо лучшую участь, чем несохранившимся мозаикам в самой Византии.

    В конце 18 века купол ротонды и подкупольные ниши, ранее не имевшие украшений, были расписаны фресками.

    Росписи выполнили болонские и венецианские художники.

    Конха украшена мозаикой, изображающей Иисуса Христа в образе юноши, сидящего на лазоревой небесной сфере, в окружении двух ангелов.

    Христос в одной руке держит свиток, опечатанный семью печатями, а другой протягивает венец славы Святому Виталию. Второй ангел представляет Иисусу епископа Эклексия, подносящего в дар макет основанной им базилики.

    Описывать мозаики Сан-Витале можно бесконечно, но описать эту красоту совершенно невозможно. Это надо видеть!

    Базилика Сан-Витале в Равенне

    Дивный храм Сан-Витале — считается одним из самых ценных византийских храмов находящихся в Европе. Весьма увлекательно его строение, но еще больше восхитителен интерьер, где возможно посмотреть на красивейшие мозаики.

    Экскурс в историю

    Сан-Витале принялись возводить в пятьсот двадцать седьмом году, после того, как архиепископ Равенны возвратился из Византии. Храм соорудили на средства грецкого ростовщика, и он был освящен в честь Виталия Миланского в пятьсот сорок восьмом году.

    Внутреннее убранство формировалась различными создателями в пятьсот сорок шестом-пятьсот сорок седьмом годах. Позднее строение базилики немножечко преобразилось: в частности, в тринадцатом столетии у неё возникла башня, а в шестнадцатом веке из-за опасности быть затопленной весь храм полностью приподняли высоко над уровнем земли. Двор перестроили в середине шестнадцатого столетия.

    Звонница была развалена вследствие землетрясения, и ее построили вновь в семнадцатом веке. Храм одним из восьми знаменитых исторических памятников Равенны, занесенных в Перечень элементов Мирового наследства.

    Что посмотреть в Сан-Витале

    Сначала наружный вид храма был достаточно сдержан и скромен. В общих деталях таким он остается и на данный момент. Это здание, выполненное в виде восьмиугольника с обычными и гладенькими внешними стенками и многогранным барабаном в традиционном римском стиле. Внутри стены украшены плитами из мрамора, но лишь внизу; напольное покрытие тоже сделано из обычных мраморных плит.

    Прекрасно внутреннее устройство купола: он держится на восьми балках, что создают в середине храма пантеон. Меж основными столбами в ней расположены арки в два яруса. Всё это формирует изумительное впечатление: изнутри храма, в самом центре, очень светло, тогда как во внешних залах царствует мистическая полутьма. Эта световая игра очень выгодно преподносит мозаики в пресвитерии и своде храма.

    Сан-Витале выделяется и прочими особыми чертами конструкции, что сделали эту базилику своего рода образцом для следующих церковных зданий в стиле эпохи возрождения. Особенно это видно на конструкции Ахенской каплице, что является основным предметом искусства данного архитектурного стиля, явно была создана с учётом этих свойств.

    Что же касается внутреннего убранства базилики, то ей можно восхищаться продолжительное время. По большей части храм выложен узором из мрамора, но все купола и своды выложены из мозаики в византийском стиле. В это время вся Италия находилась под господством Византии, и при сооружении базилики преследовалась задача указать всему Западу, до чего могущественна и цивилизованна эта страна.

    Любой проходящий в базилику Сан-Витале цепенеет от нахлынувшего восторга при виде мозаичных картин, арок, ниш и купола. Римские умельцы отлично разумели, что именно вогнутые пространства дают возможность мозаичным картинам смотреться наряднее всего. Пестрые плитки смальты, из которых состоят полотна, искрятся и блестят, образуя эффект объёмности изображения.

    Именно мозаики базилики Сан-Витале привлекают сюда туристов со всего мира. Особого внимания достойны такие мозаики:

    • Панно алтарной части собора — изображают императора Юстиниана со свитой и императрицу Феодору с сопровождающими придворными. Эти труды включены во все учебники по истории искусства Европы, а копии пребывают в самых знаменитых музеях земного шара. Все изображенные — настоящие исторические персоны. Живописцы смогли передать нрав императора-реформатора и его жены, а вся композиция изумительно слаженна и выделяет праздничную атмосферу базилики.
    • Апсида — Христос и Ангелы, агнец — росписи равенского собора полны знаков и художественных ребусов. Гиды повествуют легенды, одна увлекательнее другой. Мозаичные полотна купола — удивляют своей грандиозностью и реалистичностью, хоть и сделаны по византийскому канону.
    • Возвышенность у алтаря — Авраам, Иеремия и Моисей — библейская история трёх пророков.

    Где находится

    Найти Базилику Сан-Витале в Равенне можно по адресу:

    Базилика Сан-Витале — Basilica of San Vitale

    Церковь Сан-Витале
    религия присоединение Римский католик Провинция Митрополия Равенна-Червие Область, край Эмилия-Романья Год освящен 547 Место нахождения Место нахождения Равенна, Италия географические координаты 44 ° 25’12 «N 12 ° 11’46» E  /  44.42 ° N 12,196 ° E  / 44,42; 12,196 Координаты : 44.42 ° N 12,196 ° в.д. 44 ° 25’12 «N 12 ° 11’46» E  /   / 44,42; 12,196 Архитектура Архитектурный стиль византийский Groundbreaking 527 Завершенный 547 Стоимость строительства 26000 солидов Веб-сайт http://www.ravennamosaici.it/ Всемирное наследие ЮНЕСКО Официальное название Церковь Святого Витале Часть Ранние христианские памятники Равенны критерии Культурные: (I), (II), (III), (IV) Ссылка 788-002 Надпись Одна тысяча девятьсот девяносто шесть (20 -я сессия ) Площадь 0,14 га (0,35 акра)

    Базилика Сан — Витале является церковь в Равенне , Италия , и один из наиболее важных примеров сохранившихся раннехристианского византийского искусства и архитектуры в Европе. Римско — католическая церковь назначила зданию «базилику», почетное звание возложенного на церковных зданиях исключительной исторической и церковной важности, хотя это не архитектурный базилик формы. Это один из восьми Равенне структур , включенных в ЮНЕСКО в Список всемирного наследия .

    содержание

    история

    Церковь была начата Епископом Ecclesius в 526, когда Равенна находилась под властью остготов и завершается 27 — й епископ Равенны, Максимиан , в 547 предшествующей византийский экзархат Равенны .

    Строительство церкви было организовано Julius Argentarius, банкир и архитектор, из которых очень мало известно, за исключением того, что он спонсировал строительство базилики Сант — ин Классе примерно в то же время. (А донор портрет Юлия Argentarius может появиться среди придворных на мозаике Юстиниан.) Окончательная стоимость составила 26000 солидов (золотых монет). Было высказано предположение , что Джулиан возникла в восточной части Византийской империи, где была давней традицией общественного благодеяния.

    Центральный свод использовали западную технику полых трубок , вставленных друг в друга, а не кирпичи. Этот метод был первым записали структурное использование терракотовых форм, которые позже развились в современную структурную глине плитку . Амбулаторный и галерея были своды только позже в средних веках.

    В Барокко были сделаны фрески на куполе между 1778 и 1782 С. Бароцм, У. Гандолого и Е. гуараны .

    Архитектура

    Церковь имеет восьмиугольный план. Здание сочетает в себе римские элементы : купол, форма дверных проемов, а также ступенчатые башни; с византийскими элементами : полигональной апсидой, капителями, узкими кирпичами, и ранним примером аркбутанов . Церковь является самым известным своим богатством византийской мозаики , самый большой и лучше всего сохранившийся за пределами Константинополя . Церковь имеет крайне важное значение в византийском искусстве, так как это единственная крупная церковь в период императора Юстиниана I , чтобы выжить практически нетронутыми до сегодняшнего дня. Кроме того, как полагают, отражает дизайн византийского императорского дворца аудиенций , из которых вообще ничего не выживает. Колокольня имеет четыре колокола, тенор один , датируемые 16 — го века. Согласно преданиям, храм был возведен на месте мученичества святого Виталис . Однако, есть некоторая путаница относительно того , является ли это Санкт — Виталис Милана или Санкт — Витале , чье тело было обнаружено вместе с тем из Санкт — Агрикола , по святым Амвросием в Болонье в 393.

    Мозаика искусства

    Центральная часть окружена двумя наложенными друг на друга амбулаторий . Верхние один, то matrimoneum , был , возможно , зарезервировано для замужних женщин. Серия мозаики в вышеуказанных люнетах triforia изображают жертва из Ветхого Завета: история Авраама и Мелхиседека , и Жертвоприношение Исаака ; история Моисея и Неопалимая Купина , Иеремии и Исайи , представители двенадцати колен Израилевых, и история Авеля и Каина . Пара ангелов, держа в руке медальон с крестом, венчает каждый люнет. На боковых стенах углов, рядом с mullioned окон, имеют мозаики четыре евангелистов , в соответствии с их символами (ангел, лев, бык и орел), одетые в белом цвете. Особенно изображение льва примечательно в его свирепости.

    Поперечный ребристый свод в пресвитерии богато украшен мозаичными гирлянды из листьев, плодов и цветов, сходящихся на короне , охватывающей Агнец Божий . Корона поддерживается четырьмя ангелами , и каждая поверхность покрыта изобилием цветов, звезд, птиц и животных, в том числе многих павлинов . Над аркой, с обеих сторон, два ангела держать диск и рядом с ними представление городов Иерусалима и Вифлеема. Они символизируют род человеческий (Иерусалим , представляющий евреев, и Bethlehem язычники).

    Все эти мозаики выполнены в эллинистической-римской традиции: живой и образный, с насыщенными цветами и определенной точки зрения, и с ярким изображением ландшафта, растений и птиц. Они были закончены , когда Равенна была еще под готическим правилом. Апсиды примыкают две часовни, в протезирования и diaconicon , характерные для византийской архитектуры.

    Внутри свод великой триумфальной арки украшают пятнадцать мозаичных медальонов с изображением Иисуса Христа , двенадцать апостолов и святой Гервасий и Saint Protasius , сынами святого Виталя. Богоявление было начато в 525 под епископом Ecclesius. Он имеет большую золотую фасцию с Твинингом цветами, птицами и рогом изобилия. Появляется Иисус Христос, сидящий на синий шар в вершине свода, обворовали в фиолетовый, с его правой рукой , предлагая мученический венец в Санкт — Витале. Слева, епископ Ecclesius предлагает модель церкви.

    Юстиниан и Теодора панелей

    У подножия апсиды стороны стены две знаменитые мозаичные панно, завершенные в 547. Справа представляет собой мозаику с изображением Восточного римского императора Юстиниана I , одетый в пурпур с золотым ореолом, стоя рядом придворных, епископ Максимиан , palatinae охранники и диаконы. Ореол вокруг его головы , дает ему один и тот же аспект , как Христос в куполе апсиды, но является частью традиции оказания царской семьи с ореолами описывают Эрнст Канторович в двух телах короля . Сам Юстиниан стоит в середине, с солдатами на его права и духовенства на левую руку, подчеркивая , что Юстиниан является лидером как церкви , так и состояние его империи. Позже вставка имени епископа Максимиана в него над головой показывает , что мозаика может быть изменена в 547, заменив представление предварительного епископа с тем, что в Максимиане.

    Золотой фон мозаики показывает, что Юстиниан и его окружение находится внутри церковь. Фигуры расположены в форме V; Юстиниан находится в передней части и в середине, чтобы показать свою значимость с епископом Максимиана на его левой и менее лиц, размещаемых за ними. Это размещение можно увидеть через перекрывающуюся ногу лиц, присутствующие в мозаике.

    Другая панель показывает императрица Феодора торжественно и формально, с золотой ореол, короны и драгоценности, и группа придворных женщин, а также евнухов . Императрица держит евхаристический сосуд для вина, а ее панель отличается от Юстиниана в наличии более сложный фона, с фонтаном, куполом и щедрыми драпировками.