Базилика Сан Клементе аль Латерано

Базилика Сан-Клементе (Basilica di San Clemente)

Базилика Сан-Клементе (Basilica di San Clemente, IV в., рeконструкции XII и XVIII вв.) пoстpoeна нa мecтe дoма, гдe жил св. Климент, тpeтий папа римский пocлe св. Пeтра.

В вeрxнeй церкви (XII в.), cпpaва oт бокового вxoда, нaxoдится капeлла Св. Eкатeрины Алeксандрийской, yкpашeнная фрeсками Мазолино да Паникалe (XV в.). В главном алтape изoбpaжeна сцeна распятия Xриста, a нa боковыx — сцeны из жизни св. Eкатeрины, 18-лeтнeй дoчeри алeксандрийского царя, обратившeй в xpиcтианство воинов римского импepатора Максeнция.

Мозаики в церкви Сан-Клементе

В aпcидe церкви — грандиозная мозаика «Триумф Святого Крecта» (XII в.). Животворящий Кpecт yкpашают 12 голубeй (по числу апостолов), пo бокам oт нeго стоят Богоматeрь и апостол Иоанн. oт ocнования кpecта расxодится нa двe вeтви виноградная лоза, символизируя спасeниe всeгo живого. Лоза свиваeтся в идущиe пo зoлoтому фону мнoгoчиcлeнныe спирали, внyтpи кoтopыx изoбpaжeны фигypы и атрибуты святыx. нe мeньший интeрeс пpeдcтавляeт двуxуровнeвая крипта.

На пepвом уровнe нaxoдится рaннexpиcтианская церковь (IV в.), в кoтopой пoкoится праx св. Кирилла, cocтавитeля славянской азбуки. В XI вeкe втopгшиeся в Рим норманны paзрушили гopoдскиe кварталы oт Колизeя дo Латeранской базилики. Пocтрадала и церковь Сан-Клeмeнтe. Чeрeз 100 лeт при рeконструкции церкви ee нижняя часть былa засыпана и обнapyжeна лишь вo врeмя раскопок XIX вeка.

В капeллe Свв. Кирилла и Мефодия ycтановлeны блaгoдapствeнныe таблички в знaк пpизнатeльности славянскиx народов, срeди кoтopыx ecть бронзовая плита oт русского народа.

Фрески церкви

Здecь соxpaнились интeрeсныe фрeски (IX—XI вв.), cдeлaнныe пo заказу сeмьи Рапица, — cвoeoбpaзныe иллюстрации к эпизодам из жизни св. Климeнта. Воины, посланныe арeстовать святого, ослeпли и вмecтo нeго взялись тащить кoлoнну, a тoгдашний прeфeкт Рима понукаeт иx, говоря: «Тащитe, сукины дeти!» (eдинствeнный примeр ругатeльства нa церковныx фрeскаx). Климeнта, привязанного к якорю, бросают в воды Чeрного моря, и нa мecтe eгo смeрти нa днe морском чудeсным обpaзом возникаeт грот. Ha слeдующeй фрeскe мы видим, кaк вода расступаeтся, позволяя паломникам подойти к могилe святого. Тут жe изoбpaжeно чудо спасeния сына вдовы, пoтepявшeй рeбeнка в морe и нашeдшeй eгo живым гoд спycтя.

Храм Митры

В xодe раскопок оказалось, чтo пoд рaннexpиcтианской церковью ecть eщe бoлee рaнняя пocтройка — xрам Митры (I—III вв.). Остатки этого xрама видны зa рeшeткой, cпpaва нa мpaморном алтape изoбpaжeн Митра, приносящий в жeртву быка (эта сцeна тpaдиционно называeтся тауроктониeй). В coceдниx комнатаx соxpaнились peльeфныe yкpашeния нa потолкe и камeнныe скамьи y стeн.

В церкви ecть тaкжe нeбoльшая зона катакомб V—VI вeков, oткpытая в 1938 гoду. В нeй нaxoдится 16 заxоронeний. Пoд выложeнным дрeвнeримским кирпичом-плинфой полом, пoд рeшeткой, тeчeт подзeмный пoтoк.

Базилика Сан-Клементе в Риме
  • Via Labicana, 95
  • eжeдн. 09.00–12.30 и 15.00–18.00, вс c 10.00
  • Вебсайт

Посестить раскопки в церкви Сан-Клементе

Все посетители базилики Сан-Клементы должны быть одеты соответствующе, нужно выключить мобильные телефоны и вести себя уважительно к святому месту. Ради безопасности паломников и посетителей, зона раскопок оборудована скрытыми камерами.

ФОТОГРАФИРОВАТЬ НЕЛЬЗЯ В ЛЮБОЙ ЗОНЕ РАСКОПОК

Часы работы:
  • понедельник — суббота , 09.0012.30 & 15.0018.00
    Последний вход в зону раскопок 12.00 & 17.30
  • По воскресеньям и праздникам 12.1518.00
    Последний вход 17.30
Входные билеты:
  • Взрослые (регулярный тариф) – € 10,00 на человека
  • Дети до 16 лет в компании родителей – бесплатно
  • Дети до 16 лет БЕЗ родителей (льготный тариф) – € 5,00 на человека
  • Студенты до 26 лет (льготный тариф) – € 5,00 на человека

Кирилл и Мефодий в Риме

В 864 гoду двa брата-миссионeра – грeчeскиe свящeнники Кирилл и Мефодий – c учeниками и помощниками отпpaвились в Моравию, гдe провeли около тpex лeт, проповeдуя срeди славян и обращая иx в xpиcтианство. Для тoго чтoбы пepeвeсти нa славянскиe языки богослужeбныe книги и Писание, Кирилл cocтавил из букв грeчeского и eврeйского алфавитов новую азбуку, получившую впocлeдствии нaзвaниe кириллицы.

В срeдe богословов тoго вpeмeни бытовало мнeниe, чтo Eвангeлиe можeт быть проповeдано лишь нa eврeйском, грeчeском и латинском языкаx. Братьeв обвинили в eрeси, и они отпpaвились в Рим, чтoбы опpaвдаться. Они пpивeзли папe Адриану II мощи св. Климeнта, обрeтeнныe ими в Причeрноморьe, и в концe концов папа paзрeшил богослужeниe нa славянскиx языкаx и дажe рукопoлoжил Мeфодия в eпископы. Вскoрe Кирилл скончался и был поxоронeн в Сан-Клементе – там жe, гдe были пoлoжeны мощи, кoтopыe он дoставил в Рим.

Базилика Святого Климента в Риме

Базилика Cвятого Климента (Basilica di San Clemente) – церковь, которую стоит посетить всем, кто хочет ощутить, что «Вечный город», не фигура речи, а отражение реальности.

В этой небольшой церкви, находящейся к востоку от Колизея (Colloseo), под вполне обычным обликом итальянского сейченто, кроется настоящий кладезь христианских святынь, произведений искусства и пласт исторических наслоений от императора Нерона до XVIII века.

Святые покровители

Не удивляйтесь, но именно базилика San Clemente в Риме – это место, где вы можете поклониться даже православным святым. Под ее сводами обретаются мощи святого Климента, четвертого римского епископа, принявшего мученическую смерть в инкерманских каменоломнях и Кирилла, одного из славянских просветителей, подаривших нам Азбуку.

Гробница Климента находится в нижней церкви, поскольку базилика представляет собой лестницу в прошлое, и это не фигура речи. Спустившись вглубь храма можно перенестись из сегодняшнего дня в эпоху Древнего Рима.

История и описание

За половину тысячелетия украшательства базилика Святого Климента превратилась в настоящую шкатулку с драгоценностями. Богаче её в Риме только собор Святого Петра (Basilica di San Pietro). Но это не все, чем удивительна эта церковь в Риме. Благодаря любознательности приора церкви Джозефа Маури, в середине XIX века начались археологические раскопки, которые позволили обнаружить элементы раннехристианской базилики под средневековыми строениями.

Храм Святого Климента — уникальнейшее сакральное место. По данным современных археологов стало известно, что структура здания — это своеобразная пирамида, содержащая три яруса построек:

  • нижний (I — III века н. э.);
  • средний (IV век н.э.);
  • верхний (XII — наши дни).

Нижний уровень

Во время раскопок раннехристианской базилики археологи ждали еще удивительные находки, датированные I-III веками нашей эры.

Был раскопан храм Митры, относящийся к III веку. От него остался триклиний – длинный грот со сводчатым потолком, каменными скамьями для адептов и алтарем, где изображена Митра – древнее божество, олицетворяющее солнечный свет, согласие и дружбу.

После отведения воды от фундамента удалось докопаться до руин гражданских зданий, сожженных Нероном в 64-м году. Удалось выяснить, что одно из зданий принадлежало римскому консулу Титу Флавию Клименту. Он был тайным христианином и был казнен в период правления императора Домициана. Возможно, что именно его имя было рассмотрено строителями раннехристианской базилики как некий сакральный знак для увековечивания памяти святого Климента, четвертого Папы римского.

На гробнице святого Климента, находящейся в нижней церкви этого необыкновенного культового сооружения, нарисован якорь. Это символ орудия его казни – он был утоплен по приказу императора Трояна за проповедь христианства на каторге, куда был отправлен из Рима за отказ выполнять языческие требы.

Средний уровень

Средний ярус базилики содержит сильно разрушенную раннехристианскую церковь, созданную около IV века н.э., которая пострадала во время Норманнского нашествия.

Примечательно, что прилегающая к базилике Святого Климента улица носит название Via dei Normanni. Разрушенный храм был засыпан, а все что удалось сохранить перенесли в новостройку. Во время раскопок были обнаружены великолепно сохранившиеся фрески. Одна из них рассказывает о злоключениях римского префекта Сизиния, жена которого дала обет целомудрия по подсказке Святого Климента.

Читайте также  Горнолыжный комплекс «Ски Дубай»

Можно сказать, что эта фреска – средневековый комикс. Фразы, принадлежащие изображенным героям, практически нецензурные. Одна из них, самая лояльная, гласит: «Trahite, fili de puta!» («тащите, сукины дети»), – так Сизиний приказывает слугам изгнать Климента из его дома. Эти надписи стали материальным подтверждением существования раннего итальянского языка и являются лингвистическим памятником.

В IX веке базилика Сан-Клементе наконец-то стала хранилищем мощей святителя, который дал ей имя. Православные святые Кирилл и Мифодий сумели найти останки на территории Крыма и доставили их в итальянскую столицу. Понтифик Адриан II принял священный дар и поместил его в саркофаг, хранящийся в среднем ярусе базилики. Зимой 869 года Кирилл умер в Риме и по настоянию Папы был похоронен в Сан-Клементе.

Гробница равноапостольного Кирилла находится слева от алтаря (к югу). Это место превратили в «славянский уголок», где сербы, хорваты, болгары, русские, украинцы установили памятные доски в благодарность своему просветителю.

Верхний уровень

Войдя через дверь базилики, посетители попадают в царство великолепия раннего барокко (сейченто). Построенная по стандартному проекту – длинный узкий неф со сводом на столбах, эта церковь украшена со всей возможной пышностью. Великолепные барельефы, картины, фрески, мраморный мозаичный пол. В апсиде базилики привлекает внимание мозаичное панно XII века, изображающее древо жизни: райских птиц, оленей на водопое, небесный Иерусалим.

Полы храма украшены великолепной мозаикой в стиле косматеско, а потолки отделаны кессонными плитками с рисунками (XVIII в.). Стены Сан-Клементе украшает цикл из 10 фресок, посвященных деяниям равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, а также Игнатия Богословца и Святого Климента. Основным украшением апсиды базилики является фреска «Крест — дерево жизни». На ней изображен Иисус Христос на распятии, окруженный птицами, цветами, виноградной лозой (XII в.). Красота исполнения и многогранный символизм росписей завораживают и производят глубочайшее впечатление.

Как добраться, время работы

Адрес: Via Labicana, 95, Roma

Добраться можно на метро, ехать до станции Colosseo, а потом пройтись пешком на юго-восток, по улице Via di San Jiovanni in Laterano. На мощеной брусчаткой улице почти неприметна, используйте в качестве ориентира улицу Via dei Normanni. Пройдя еще квартал, сворачивайте налево, на улицу Piazza di San Clemente. Сразу за углом вы увидите ворота под двускатной крышей и мраморной табличкой над ними.

Базилика Святого Климента – многоярусный древний храм в Риме

Базилика Святого Климента – один из наиболее оригинальных храмов в Риме, в котором хранятся шедевры искусства и мощи почитаемых в христианстве святых, а также переплетаются эпохи с 1-го века по 12-й.

По фасаду этой церкви можно судить о том, как изменился уровень расположения Рима с 12-го столетия до нашего времени. В частности, вход во внутренний двор расположен на глубине 2 м относительно современного города. Этот вход открыт далеко не всегда, потому следует обойти базилику слева, где находится боковой вход в неё.

Описание и история базилики

Церковь Святого Климента имеет роскошный вид, она была построена в 12-м столетии, с того момента претерпев только незначительные изменения. Её интерьер отличается колоннами в античном стиле, которые перекочевали ещё из древнеримского здания храма, и великолепной мозаикой 12-го века, которая выполнена в византийском стиле. Центральная часть её содержит изображение креста, который возвышается на маленьком холме (Голгофа), украшенном белыми голубями, символизирующими душу, а под ним течёт река Иордан. Из этой реки пьют животные, а пространство вокруг них заполняет замысловатый орнамент, который формирует животворящее дерево. Присмотревшись, можно заметить возле его веток самых разных зверей и птиц. Внизу изображена овечка с нимбом, символизирующая Иисуса (агнца божьего), окружённого 12-ю учениками.

Довольно интересно выглядят и полы в храме: они покрыты мозаиками 12-го столетия, выполненными семьёй Космати. Эта семья архитекторов во времена Средневековья создала собственный стиль, получивший распространение по всей Европе – косматеско. На тот момент Рим уже не владел былыми богатствами, город не имел денег на приобретение крупных блоков из мрамора и порфиры для декорирования полов, потому Космати воспользовались доступным подручным материалом: обломками каменных пород из древних языческих храмов и других сооружений античной эпохи. И из этих фрагментов они выложили интересные узоры, которые действительно радуют глаз. Наиболее любопытно смотрятся фрагменты круглой формы – остатки колонн, которые распилили на пласты. О смысле этих причудливых линий высказываются разные мнения: об их эзотерическом характере, о том, что они указывают места расположения священнослужителей в ходе службы, а также что эти линии скрывают символы иудаизма (в самом деле видны звёзды Давида).

В центральной части стоят хор из мрамора и балдахин ещё 6-го века (датировка подтверждается монограммой Иоанна II на обеих сторонах; он правил именно в тот момент). Также под алтарем находятся мощи Святого Климента.

Считается, что Святой Климент был 4-м Папой Римским. Правда, собственно слова «Папа» и такого сана в то время ещё не было вовсе. На самом деле Святой Климент при жизни носил сан епископа Рима. Однако позже те, кто занимали должность епископа Рима во времена раннего христианства, стали считаться первыми Папами. Климента почитают и католики, и православные.

Базилика Святого Климента — пожалуй, самый уникальный религиозный объект во всём Риме. Его структура представляет собой пирамиду из трёх ярусов построек: нижнего (1-3 вв. н. э.), среднего (4 в. н.э.) и верхнего (с 12-го в. до сегодняшнего времени).

Самая интересная часть храма – его подземелья. В 19-м столетии, укрепляя стены, строители случайно столкнулись с античными сводами, выполнявшими функцию опор для стен. Сейчас они находятся на стене с правой стороны. Тогда стало понятно, что древняя церковь периода раннего христианства, которую до этого долго искали по всей территории Рима, находится прямо здесь, внизу. Сразу же начали проводить раскопки на этом месте, позволившие найти как сам храм 4-го столетия, так и жилой дом эпохи Древнего Рима (2-го столетия), а также древний монетный двор, датируемый 1-м столетием.

Нижний уровень

На этом уровне был найден археологами храм Митры 3-го века. Сохранился его триклиний – грот большой длины, имеющий сводчатый потолок, а внутри скамьи из камня для адептов и алтарь с изображением Митры – древнеримского божества, которое олицетворяет солнечный свет, дружбу и согласие.

Отвод воды от фундамента храма позволил докопаться до развалин гражданских сооружений, которые сгорели во время большого пожара в Риме в 64-м году, вероятно, устроенного Нероном. Одно из этих зданий было домом консула Тита Флавия Климента, который втайне исповедовал христианство, а при правлении Домициана был казнён. Вероятно, его имя – Климент, строители раннехристианского храма воспринимали как сакральный знак и повод увековечить память 4-го Папы Римского, которого также звали Климент.

На гробнице святого Климента, которая находится на нижнем уровне базилики, изображён якорь, напоминающий о способе казни этого христианского мученика – его утопили по приказу римского императора Траяна за то, что он проповедовал христианство среди заключённых на каторге, на которую, в свою очередь, его отправили за отказ исполнять языческие обряды.

Средний уровень

На среднем ярусе храма находится другой разрушенный храм времён раннего христианства, построенный в 4-м ст. н. э. и пострадавший во время нашествия норманнов на Рим. Не зря ближайшая улица возле базилики Святого Климента имеет название Via dei Normanni. Церковь после разрушения была засыпана, после чего всё, что сохранилось, было перенесено в новое здание. В ходе раскопок обнаружились хорошо сохранившиеся фрески.

Читайте также  Активный отдых на Дальнем Востоке

Эти фрески представляют собой своеобразные комиксы эпохи Средних веков. Фразы, которые принадлежат нарисованным персонажам, почти нецензурные. Наиболее мягкая из них переводится примерно как «тащите, сукины дети» – это приказ Сизиния своим слугам выгнать Климента из его жилища.

В 9-м веке в базилику были помещены мощи святого, давшего ей своё имя. Кирилл и Мефодий – святые, почитаемые в православии, нашли его останки в Крыму и привезли их в Рим. Тогдашний Папа Римский Адриан II принял этот дар и уложил его в саркофаг, который хранится в среднем ярусе церкви по сей день. В 869-м году в Риме умер Кирилл, которого по распоряжению Папы также похоронили в этом же храме.

Гробница Кирилла расположена с левой стороны от алтаря. Она стала своего рода «славянским уголком» церкви, в котором болгары, хорваты, сербы, русские, украинцы, белорусы поставили памятные доски выдающемуся просветителю.

Верхний уровень

Сразу после входа в базилику через дверь её посетители погружаются в атмосферу раннего барокко. Храм построен по вполне стандартному для того времени проекту (узкий и длинный неф, свод на столбах) и очень пышно декорирован – барельефами, фресками, мозаикой. Апсида базилики примечательна мозаичным панно 12-го столетия, которое изображает древо жизни с райскими птицами, оленями на водопое и небесным Иерусалимом.

Полы в храме декорированы мозаикой, потолки украшены разрисованными кессонными плитками. На стенах можно видеть цикл из 10-и фресок, которые посвящены Кириллу, Мефодию, Игнатию Богослову и Святому Клименту. Главное украшение апсиды церкви – фреска с Иисусом Христом. Красивое исполнение и глубокий символизм росписей производят очень сильное впечатление.

Как добраться?

До Базилики Святого Климента удобно добираться на метрополитене, нужно выйти на станции Colosseo, затем идти пешком по Via di San Jiovanni in Laterano (улица, ведущая на юго-восток от станции). Необходимо дойти до Via dei Normanni. Для этого, пройдя один квартал от станции, следует свернуть влево, на Piazza di San Clemente. За углом можно увидеть ворота, над которыми заметны двускатная крыша и табличка из мрамора.

Археологическая зона открыта по будням с 9 до 12.30 и с 15 до 18, а в воскресенье – с 12 до 18.

Базилика Святого Климента и ее подземные сокровища

В Риме можно встретить много интересных и необычных вещей, дошедших к нам из глубокой античности. Остатки городских стен, руины древних храмов, триумфальные арки и многое другое. Некоторые из них пользуются популярностью у туристов, а некоторые остаются в тени. Одним из таких мест, о которых может даже не догадываться приезжий, является средневековая базилика Святого Климента, расположенная недалеко от Колизея.

Сама базилика была построена в XII веке нашей эры и на первый взгляд не представляет собой ничего особенного. Действительно, в Риме можно увидеть великое множество церквей разных исторических периодов, намного превосходящих по внешнему убранству неприметную средневековую церквушку. Соборов в городе настолько много, что даже римляне затрудняются в определении точного их количества.

Богатство базилики Сан Клементе скрывается глубоко под землей, поэтому истинные сокровища можно увидеть лишь спустившись в ее недра. Уникальный археологический комплекс, прекрасно сохранившийся до наших дней, может похвастаться редчайшими древними фресками и мозаиками. Это дает замечательную возможность воочию понаблюдать за развитием искусства и религии прошлых столетий.

С археологической точки зрения, базилика Сан Клементе в Риме представляет собой ценнейший памятник архитектуры, состоящий из нескольких уровней, каждый из которых относится к разным историческим эпохам:

  • Верхняя базилика, построенная в XII веке, является действующим собором
  • Раннехристианская церковь, датированная IV веком, расположена непосредственно под верхним сооружением
  • Многоэтажный жилой дом II века, находящийся уровнем ниже
  • Руины античных построек, разрушенные пожаром при Нероне в середине I века, точный возраст которых неизвестен

Археологическое наследие Рима

Первые археологические раскопки под базиликой Святого Климента были проведены в середине XIX века христианским археологом Джованни Баттиста де Росси. Тогда под средневековым зданием была обнаружена раннехристианская церковь, построенная еще в IV веке.

Более ранние римские постройки в тот период изучить не удалось из-за затопления подземными водами. И только лишь в начале XX века, после строительства сточного канала, исследования древних сооружений продолжилось в полной мере. В этот период было обнаружено хорошо сохранившееся многоэтажное кирпичное здание, построенное во II веке. Изучая античные постройки, найденные под древней базиликой, исследователи сделали вывод, что это одно единое здание, представляющее собой жилой многоквартирный дом с типичной для подобных сооружений того времени планировкой.

В ходе дальнейших раскопок, под зданием II века были обнаружены и руины более ранних построек, расположенных уровнем ниже.Это были погребенные под землей остатки древнеримских жилых домов, разрушенных пожаром.

В середине I века Рим настигла страшная трагедия. Внезапно вспыхнувший пожар, охвативший практически весь город, уничтожил почти все жилые кварталы. По некоторым сохранившимся историческим источникам именно Нерон, будучи на тот момент императором, пожелал очистить часть города для строительства своего роскошного дворца, а во время самого пожара играл на флейте, наблюдая за тем, как горит его город.

Руины сгоревших зданий, располагавшихся когда-то на месте базилики Святого Климента, были засыпаны землей и послужили хорошим фундаментом для строительства нового многоэтажного жилого дома.

Возникновение первой церкви Святого Климента

Найденное при раскопках жилое здание, построенное во II веке, имело несколько этажей и два внутренних дворика. В конце следующего века один из атриумов был перестроен, над ним появился свод, а новое помещение начало использоваться для поклонения Митре, богу согласия и дружественности. Часть многоэтажного здания была отдана для митраистской школы, где проводили культовые учения.

На сегодняшний день на нижнем уровне базилики Сан Клементе можно увидеть небольшое узкое помещение, в котором расположены алтарь и длинные каменные скамьи. Именно здесь и проводили тайные обряды приверженцы культа Митры.

В IV веке, с приходом императора Константина Великого, когда всяческие гонения на христиан были прекращены, многоэтажное здание перестроили в церковь. Так появилась первая раннехристианская церковь, освященная в честь папы Климента, третьего римского епископа. Некоторые мозаики того периода были перенесены со временем в верхнюю базилику, а оставшиеся на прежнем месте — реконструированы. Сегодня на этих редчайших мозаиках можно увидеть раннехристианские символы, которые уже на протяжении многих веков не используются, однако в свое время имели важное религиозное значение.

Строительство современной базилики Святого Климента

В конце XI века старое обветшалое здание церкви было решено полностью перестроить. Помещения старой базилики засыпали строительным мусором и землей, а на получившемся фундаменте возвели новое здание, по размерам не превосходящее прежнюю постройку. Ценные старинные мозаики, а также алтарь перенесли в новое помещение. Некоторые из них можно у видеть и сегодня.

Как добраться до базилики Святого Климента

Средневековая базилика находится на улице Via Labicana, 95. Добраться до нее не составляет никакого труда:

  • От метро Colosseo нужно повернуть налево и пройти мимо Колизея по площади Piazza del Colosseo до улицы Via Labicana. Буквально в 5 минутах ходьбы повернуть направо на улицу Piazza di San Climente и буквально в двух минутах ходьбы можно будет увидеть вход во внутренний дворик базилики Сан Клементе
  • От метро Manzoni спуститься по проспекту Манцони (Viale Manzoni) до улицы Via Labicana. Продолжить путь по улице Лабикана, до пересечения с улицей Piazza di San Climente, где повернуть налево. Пару минут ходьбы — и вы на месте.
Читайте также  Городище «Акве Калиде»

Автор статьи: ©39rim.ru

Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.

Базилика Сан Клементе аль Латерано

Войти

Сан-Клементе

Базилика Сан-Клементе существует примерно с 384 года. Церковь устроена на месте дома, принадлежавшего священномученику
Клименту, папе римскому (91-100), вскоре после кончины святителя, последовавшей в Херсонесе Таврическом, куда он был сослан, по указу Траяна. Она видела трудные года города, набеги Алариха и других варварских войск, пожар во время захвата Рима норманнами в 1084 году, да много что было на её веку. Стоит она между Колизеем и Сан-Латерано, с середины 19 века здесь проводились археологические раскопки, в ходе которых была найдена самая первая базилика , а под ней еще более древние строения 1 века. То, что мы видим сейчас — здание 12 века.
Базилика названа в честь папы Климента, чьи мощи привезли из Крыма Кирилл и Мефодий, знаменитые просветители. В 1869 году Кирилл был также похоронен здесь.

Дадим слово Стендалю, который побывал здесь 15 октября 1828 года.
» Вам придется вспомнить об этой церкви, если вы когда-нибудь серьёзно захотите изучить великий механизм цивилизации и идеи вечного блаженства, который носит название «христианство». В этом отношении церковь Сан-Клементе самая любопытная в Риме.
Паперть, границ которой в 417 году ( Стендаль считал, что базилика была основана в 417 году) не переступали грешники, недостойные находиться вместе с другими верующими, теперь представляет собой маленький портик перед Сан-Клементе с четырьмя колоннами (произведение 9 века). Дальше идет двор, окруженный портиком, где располагались христиане, совесть которых была не в лучшем состоянии.
Церковь в собственном смысле слова разделяется на три нефа двумя рядами колонн, взятых из разных языческих построек. Посередине
находится ограда из белого мрамора с монограммой папы Иоанна 8го, правившего в 872 году.
В Сан-Клементе sanctuarium, расположенный так же, как и в церквях греческого вероисповедания, совершенно отделен от остальной части церкви. Там находятся кресла епископа, отправляющего службу, и священников, помогавших ему во время богослужения. «

В базилике можно увидеть христианские мозаики 12 века и живопись Мазаччо.
Огромная мозаика в апсиде выполнена в 12 веке, но исследователи считают, что она повторила более раннюю, 5 века.

Основным мотивом мозаики является Древо жизни, утраченное людьми и вновь обретенное, благодаря пришествию Иисуса Христа. В центре изображение распятого Христа . 12 голубей, сидящих на кресте символизировали 12 апостолов.

Ветви лозы, произрастающие из креста, живописно простираются по всей поверхности мозаики. В ветвях можно видеть птиц, цветы и людей. Четыре человеческие фигуры, облачённые в бело-чёрные одеяния, подписаны: это латинские Отцы Церкви, блаженные Августин и Иероним, святители Григорий Великий и Амвросий Медиоланский.

Внизу — источник воды живой, о котором говорит Откровение («И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» ( Отк. 22:1).) Из источника утоляют жажду олени или лани — изображение теста псалма 41: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!»

Триумфальная арка, предваряющая апсиду, также выполнена в XII веке. В центре изображение Христа Пантократора, одной рукой держащего Евангелие, а другой благословляющего верных.

Окружают Его четыре символические существа из Откровения , традиционно изображающие четырёх Евангелистов: телец (Матфей), лев (Марк), ангел (Лука) и орел )Иоанн Богослов. С одной стороны от Христа и существ представлены Исайя, призывающий благословить «Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» (Ис.6:1), апостол Павел и великомученик Лаврентий, который «научился от Павла принять Крест» (цитируются надписи на свитках, которые держат в руках святые).

С другой стороны, изображён Иеремия, утверждающий: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним» (Вар.3.36), Климент и апостол Петр, призывающий Климента «воззреть на Христа, которого я (то есть Пётр) проповедал тебе»

В базилике есть более древние фрески.

Капелла Святой Екатерины была воздвигнута между 1411 и 1431 годами, когда её основатель кардинал Бранда ди Катильоне был кардиналом-священником Сан-Клементе. Капелла расписана думы мастерами : Мазолино и Мазаччо, до сих пор нет четкого разделения авторства.
Стендаль очень высоко оценивает Мазаччо :» Достоинства этого художника можно понять, только прожив два года в Италии. Мазаччо умер 42 лет от роду, вероятно от яда ( в 1443 году). Это одна из самых великих потерь, какую когда-либо понесло искусство. Если бы Мазаччо родился на сто лет позже, когда живопись создала уже великие образцы, он стал бы соперником Рафаэля, обладая равным с ним гением»
Фреска, действительно очень гармонична по цвету и композиции.

Базилика Сан Клементе аль Латерано

Не дай крутым фото
пропасть в телефоне зря:
расскажи о своих путешествиях миру!

Базилика Сан-Клементе аль-Латерано (Базилика святого Климента)

Базилику святого Климента или по-итальянски Базилику Сан-Клименте аль Латерано (Basilica di San Clemente al Laterano) я обнаружил случайно, прогуливаясь по старым римским кварталам между улицами Лабикана (via Labicana) и Сан-Джовани ин Латерано (via di San Giovanni in Laterano), к востоку от Колизея.

В первую очередь, что мне встретилось и понравилось — уютный дворик перед входом внутрь храма.

Базилика поражает своим красочным интерьером.

На самом нижнем ярусе находится древний Митрей – храм Митры.

Базилика Сан-Клименте аль Латерано является одним из древнейших храмов Рима и представляет из себя настоящий музей как и большинство римских храмов. Но меня в ней поразило в первую очередь то, что она многоуровневая и каждый уровень посвящен определенной эпохе. Для меня было особенно интересно спуститься на третий, самый нижний ярус, датируемый 1-2 веком нашей эры, где сохранились остатки древнего храма восточного божества Митры. Выходил я оттуда через настоящий лабиринт из комнат и переходов.

Средний ярус датируется 4 веком. Он украшен уникальными фресками, на которых изображена жизнь Святого Климента.

Самый верхний ярус относится к 12 веку, в нем проводятся службы, так как базилика является действующим храмом католической церкви. Таким образом, посетив базилику, мне удалось побывать не просто на трех ярусах церкви, а в трех разных исторических эпохах.

Плюсы этого места:

Расположена среди старого города – вокруг чередуются античные и средневековые постройки. Базилика красива снаружи, а внутри представляет из себя настоящий музей. Достаточно близко от нее находится Колизей и целый ряд других исторических памятников.

Минусы этого места:

Вокруг базилики шумновато – рядом оживленные улицы центра Рима.

Советы:

Базилика Сан-Клименте аль Латерано не пользуется большой популярностью у наших туристов, в основном по причине того, что про многие не знают про ее существование, поэтому ее следует обязательно посетить. Место уникальное — проходя по ее трем ярусам, посетители постепенно погружаются в разные эпохи.

Ближайшая станция метро — Колизей (Colosseo).

Поскольку это центр Рима, в шаговой доступности от базилики есть все — магазины, гостиницы, рестораны и кафе.