Базилика Сан Франческо

Церковь Сан-Франческо в Ассизи (Basilica di San Francesco d’Assisi)

Главный монастырь ордена францисканцев Сакро-Конвенто и его центральный храм — Церковь Сан-Франческо — находятся в итальянском городке Ассизи в регионе Умбрия. Храму присвоен высокий статус Папской базилики, всего Великих базилик Католической церкви только шесть по всему миру.

Культовые строения и фрески на их стенах отмечены ЮНЕСКО и внесены в список Всемирного наследия. Храм получил известность как духовный центр братства францисканцев и как место погребения его Святого основателя. Привлекают путешественников известнейшие фрески Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone), созданные мастером в XIII в. и изображающие житие Святого.

Фрески и росписи

Работа над росписью стен Базилики велась в общей сложности полтора века.

Фрески в Нижней Базилике

Фрески, которые украшают центральный неф Нижней Базилики, считаются самыми древними в храме. В исторических документах имя первого автора не сохранилось, поэтому в истории искусств его принято называть Мастер святого Франциска. Также неизвестны и даты создания шедевров, предположительно роспись велась в 1260 — 1263 г., а в 1974 г. подверглась реставрации. Работы выполнены в древнейшей живописной технике «аль секко», что в буквальном переводе означает «по сухому», то есть по сухой штукатурке.

Фрески Нижней Базилики искусствоведы признают лучшими образцами тосканской настенной живописи, которые были созданы до Чимабуэ. Потолок нефа голубой, его украшают золотые звезды. На правой стене сохранились пять сцен жизни Христа, а на левой — пять сцен жизни святого Франциска. Считается, что подобное расположение было призвано подчеркнуть великую роль основателя ордена.

Значительная часть фресок на сегодняшний день утрачена. И дело не только в разрушительном влиянии времени: в XIV в. храм стал очень популярен у знатных и богатых семейств, которые заказывали возведение капелл — пристроек к главному нефу. Чтобы выполнить работы, приходилось уничтожать часть стен, а вместе с ними и фрески. Лучше всего сохранились «Оплакивание» и «Снятие с креста». Специалисты отмечают, что Мастер святого Франциска писал в соответствии с византийским каноном, но в то же время старался подчеркнуть высокую эмоциональность сцен, как будто призывая зрителя к глубокому сопереживанию.

На стене трансепта находится и одна из самых знаменитых работ Чимабуэ под названием «Мадонна со святым Франциском». Правое крыло трансепта украшено фресками Джотто и его учеников. Здесь истории детства Христа и сюжет явления святого Франциска детям. Работы основоположника эпохи Проторенессанса привлекают много внимания, их уникальность и вызов в совершенно новом для того времени подходе: лица Святых были по-человечески эмоциональными, а обстановка и пейзажи вокруг — узнаваемыми и натуралистичными.

Изображения Верхней базилики

Главными фресками Верхнего храма считаются 28 составных изображений кисти Джотто — так называемый Францисканский цикл. При его создании мастер опирался на жизнеописание святого Франциска Ассизского. Удивительная работа «Мадонна с младенцем» тоже принадлежит Джотто, на фреске младенец улыбается, а это было не характерно для итальянской живописи тех лет. В нижней части стен вы увидите картины из Нового и Ветхого Завета. По ним бедные и безграмотные люди того времени могли «читать» Библию.

Апсиду украшали фрески Чимабуэ, которые плохо сохранились до наших дней. Это «Поцелуй Иуды», «Евангелисты», «Распятие». Верхний ярус нефа украшают 32 сюжета Ветхого и Нового Завета, которые создали последователи Чимабуэ — Джакомо, Якопо Торрити и Пьетро Каваллини. Именно эти изображения пострадали в 1997 г. из-за землетрясения.

Верхняя Базилика святого Франциска внутри на Google-панораме

Архитектура церкви Сан Франческо

Церковь San Francesco — это храм в двух ярусах, построенных в разное время. Отсюда возникли и названия: Верхняя и Нижняя Базилики. Обе части храма — это однонефные строения с трансептом. С южной стороны к церкви пристроена колокольня высотой 60 м.

Нижний Храм

Нижняя Базилика была возведена после первой всего за пару лет, уже в 1230 г. она была открыта. Строение располагается в глубине холма рядом с монастырскими постройками. В общем архитектурном ансамбле хорошо просматривается только южный портал. В целом внешний облик храма по типу близок к римской крипте. Войти в Нижний храм можно со стороны каменной площади через огромные резные двери, которые сами по себе являются предметом искусства (XVI в.).

Центральный неф окружен полуциркульными арками, трансепт имеет цилиндрический свод, а за ним располагается роскошно декорированная апсида. План Нижней церкви усложнен достроенными в разное время капеллами:

  • Капелла Св. Екатерины Александрийской построена в XIV в. по приказу кардинала Эгидия Альборноса. Украшена фресками Андреа де Бартоли, которые изображают житие Святой.
  • Капелла Св. Себастьяна слева от входа украшена полотнами Жакомо Джоржетти и фресками Джероламо Мартелли.
  • Капелла Св. Мартина Турского уникальна своей росписью, которая признана лучшим образцом живописи XIV в. Автор Симоне Мартини в работе использовал свинцовые белила, из-за этого изображения очень потемнели с годами.
  • Капелла Св. Стефана расписана Доно Дони во второй половине XVI в. и украшена витражом того же периода.

Алтарь апсиды выполнен из цельного камня, его окружают готические арки, опирающиеся на колонны. Роспись купола выполнил ученик Джотто. Здесь изображены так называемые Великие аллегории: Целомудрие, Бедность и Послушание — все то, что проповедовал Франциск. На стенах апсиды фреска «Страшный суд» Чезаре Сермеи ди Орвьето (середина XVII в.).

Крипта Святого Франциска

Спуститься в крипту Святого можно по одной из двух лестниц, которые находятся в середине нефа Нижней Базилики. Сначала внутренняя отделка была выполнена в неоклассическом стиле с использованием мрамора. Но чуть позже, в 1925 — 1932 гг., архитектор Уго Тарчи изменил интерьер, теперь это нео-романский стиль.

Массивный каменный саркофаг с мощами Святого закреплен над алтарем. В первой половине XX в. вокруг алтаря установили урны с прахом учеников Франциска и его ближайших соратников.

Верхний храм

К возведению Верхнего храма приступили в 1239 г., а закончили его только в 1253 г. Церковь возвышается на холме, ее фасад просматривается издалека. Главный вход ориентирован на восток, перед ним — Верхняя площадь святого Франциска.

Верхний храм — образец итальянской готики (сочетание французской готики и стиля базилик романского периода). Внутри очень много пространства, воздуха и света. План строения простой: один неф с трансептом и апсида. Привлекают внимание яркие витражи на окнах, которые были сделаны городскими ремесленниками и сохранились еще с XIII в. Сводчатый купол расписан золотыми звездами на голубом фоне.

Мощи святого Франциска

Когда строительство Нижней Базилики было завершено, под главный ее алтарь поместили останки Франциска. По сути, для этого построили скрытый этаж под землей, который выполнял роль крипты. Спуститься туда можно было по узкому подземному ходу.

Чуть позже главный архитектор храма Илия Бомбардоне заложил и скрыл ход в крипту. Историки считают, что сделал он это, чтобы тело его друга и основателя ордена осталось в целостности, а мощи не были разделены и розданы другим монастырям на территории Европы. Так о существовании крипты и ее точном местонахождении постепенно забыли, а история о мощах Святого стала легендой.

Только в 1818 г. монахи ордена получили благословение Папы и провели раскопки. В результате действительно обнаружили ход и крипту. После изучения находки в Ватикане подтвердили — в усыпальнице находятся мощи святого Франциска. Папа римский Пий IX отдал распоряжение декорировать склеп и открыть его для посещения.

История

Симон ди Пукьярелло подарил францисканцам участок за чертой средневекового города Ассизи, между реками Тешо и Сполето. Этот скалистый район был известен горожанам как место казни преступников, поэтому в народе бытовало название «Адский холм». Предчувствуя кончину, Франциск отправился в лес на горе, чтобы умереть и быть погребенным здесь. Сегодня на этом месте раскинулся монастырь, а холм называют «Райским».

Строительство монастыря началось через 2 года после кончины святого Франциска и его канонизации. Хотя первый камень торжественно заложил Папа Григорий IX летом 1228 г., к тому времени работы уже активно велись. Организацию строительства взял на себя викарий Илия Бомбардоне (Elia Bombardone) — близкий друг и соратник святого Франциска. Это неслучайно, викарий имел богатый опыт возведения каменных склепов и усыпальниц в Сирии.

Храм, задуманный как усыпальница основателя францисканского братства, получался слишком роскошным для монашеского ордена, проповедовавшего аскетизм. Однако сдержанность и самоотречение Папа Григорий IX отменил, когда весь орден после смерти Святого перешел под управление Ватикана. Поэтому храм и монастырь уже без стеснения декорировали лучшие мастера того времени. Через 50 лет Папа Николай IV присвоил храму статус Папской базилики.

В 1530 г. произошло обрушение верхней части колокольни, ее шпиль упал из-за прямого попадания молнии. Поэтому по распоряжению Папы Сикста VI провели реставрационные работы, а вместе с тем и расширили территорию монастыря. В результате в Сакро-Конвенто появилась летняя резиденция понтификов.

В XVII в. монахам жертвовали значительные средства, поэтому появилась возможность построить приют для паломников. С тех пор в монастырь стекается большое количество пилигримов. После обнаружения мощей государство изъяло монастырскую собственность в свою пользу. С тех пор монахи не могли поддерживать покой и умиротворенность этих мест и были вынуждены мириться с соседством туристов, искусствоведов, историков.

Сегодня мужской монастырь не действует. Еще в 1971 г. здесь открылся Теологический институт, где обучаются студенты и работают ученые со всего мира. Хотя и много веков до этого братья францисканцы большую часть времени отдавали научным изысканиям.

В 1997 г. в монастыре произошло несчастье: землетрясение погребло под обломками 4 человек. Одновременно была разрушена и осыпалась часть бесценных фресок со стен базилики. Реставраторы долго работали над их восстановлением, собирая фрагменты как пазл. Фактически удалось восстановить 180 кв. м. росписи, но это только 80%, остальное безвозвратно утеряно. Однако компьютерные технологии позволяют паломникам увидеть свод храма таким, каким он был до обрушения: создана трехмерная модель, которая транслируется лазерным проектором. Чтобы увидеть недостающие фрагменты фрески, нужно надеть специальные очки.

Время работы

Базилика открыта в разное время в зависимости от сезона:

  1. Зима. Верхняя церковь — с 8:30 до 18:00, Нижняя Церковь и Гробница — с 06:00 до 18:10. Обратите внимание, что верующие могут находиться в Нижней Церкви и молиться до 19:00.
  2. Лето. Верхняя церковь с 8:30 до 18:50, Нижняя Церковь с 06:00 до 18:50, а молящиеся могут войти до 20:00. Гробница открыта для молитвы только два раза в неделю: в пятницу и субботу с 21:00 до 22:00.

Внутри храма запрещена фото- и видеосъемка, служители тщательно следят за этим. Помимо церкви вы можете посетить небольшой музей, где кроме предметов искусства выставлены личные вещи Святого. На входе вам дадут аудиогид и брошюры, в том числе на русском языке.

Читайте также  Что привезти из Вероны

Фасад базилики Святого Франциска на Google-панораме

Как добраться

Если вы приехали в Ассизи на автомобиле, то будьте готовы к трудностям с парковкой. Улочки в городке очень узкие и оставлять машину на них нельзя. Ближайшая к монастырю крупная подземная парковка находится в районе автовокзала.

Если вы добираетесь общественным транспортом, то от ж/д вокзала Ассизи ходит автобус. За 10 минут он доставит вас к монастырю. Билеты можно купить или на станции, или у водителя при посадке. Расписание и билеты на поезда — на сайте TrenItalia.

Если хотите доехать на такси, обратитесь в одну из городских служб «Taxi Foligno F.lli Giomma», «Taxi Ii Posteggio», «Perugia Taxi», «Chiamaguido».

Видео о церкви Сан-Франческо

Базилика Сан-Франческо

Базилика Сан-Франческо в Ассизи — излюбленное место паломников со всего света. Чем прославился св. Франциск и почему в его честь названа церковь (фото).

Содержание:

Умбрия — удивительный край самого центра Италии. Горы с востока плавно переходят в долины запада, создавая замечательный климат и благоприятные условия для выращивания винограда и оливковых садов. Ее история насчитывает более трех тысячелетий. На востоке Умбрии находится небольшой городок Ассизи.

Чем прославился Франциск Ассизский

В начале первого тысячелетия с южной стороны горы Монте-Субазно вблизи реки Киашо, берущей начало в горах, а затем наполняющей своими водами Тибр, это место стали обживать этруски. Об этом свидетельствуют развалины городских стен, некогда возведенные их руками, и хорошо сохранившийся портик храма Минервы. Этруски поклонялись этой богине.

Римская империя хорошо относилась к трудолюбивому народу. Этруски имели те же права, что и римляне, но после падения Империи жизнь Ассизи замерла.

Горы и отсутствие пролегающих вблизи главных дорог позволили сохранить неповторимость самобытного города. Развитие ремесел, торговля и наличие природного камня позволили строителям развить свой архитектурный стиль. Здесь каждый дом произведение искусства. К концу XII века город привлекает своим своеобразием многих известных живописцев, которые расписывают жилища богатых горожан и украшают построенные храмы.

Панорама Ассизи, центром которого стала базилика сан-Франческо

Поэт Проперцио воспевал в своих произведениях красоту города, где он родился. Епископ Ассизи Руфин один из первых, кто стал распространять христианскую веру. В 236 году он понес мученичество за свои христианские проповеди. Его называют покровителем Ассизи. Эти люди навсегда прославили свой город. История христианства в Ассизи тесно переплетается с именем еще одного великого человека — Франциска Ассизского.

Горожане гордятся, почитают и преклоняются перед самоотверженностью этого проповедника, причисленного к лику святых. Франциск родился в Ассизи, здесь прошла его юность. После долгих скитаний по миру он вернулся в Ассизи и основал монашеский орден, названный его именем — Орден францисканцев. В этом городе он прожил остаток дней и здесь находится его могила.

Франциск умер 4 октября 1226 года. Народ сразу стал почитать его как святого. Многие утверждали, что их молитвы доходят до Франциска, и он помогает людям. Официальная церковь два года спорила по вопросу его канонизации. В 1228 году папа Григорий лично провел ее, и Франциск был причислен к лику святых.

При жизни Франциск был скромным веселым добрым и неприхотливым человеком, свято верившим в Иисуса Христа и проповедовавшим добродетель. Он вел аскетический образ жизни, но при этом не искал уединения, а нес свою веру в народ.

Основав монашеский орден, он снискал великую любовь и уважение у своих духовных братьев. Близкий друг и преемник Франциска, Илья, решает возвести храм на холме в том месте, где нашли тело святого. Для этого он приглашает зодчего Якова из Германии.

На высоком холме, были выделены земли основателю ордена для постройки монастыря. Этот холм, некогда носил название «холм ада», ибо на нем казнили преступников. После возведения монастыря, холм этот был переименован в «холм рая». Именно здесь и выросла в 1236 году красивейшая базилика Сан-Франческо в Ассизи, куда и перенесли тело святого Франциска.

Базилика в честь Св. Франциска

Центральный вход в базилику

Освящение церкви папой Иннокентием IV (бывшим монахом ордена францисканцев) прошло в 1253 году. Великолепие и изысканный вид интерьерам монастыря и церкви придали замечательные картины Чимабуэ и Джотто.

Храму было суждено стать главным святилищем францисканцев и самым красивым из всех церквей ордена. Церковь святого Франциска выстроена в готическом стиле и представляет двухэтажное здание.

Чем интересна базилика Сан-Франческо

Фото: интерьер церкви Сан-Франческо

Первый этаж скрытый внутри холма называется Нижней церковью. Вход в нее ведет через южный портал с Нижней площади Святого Франциска. Интерьер центрального нефа церкви Сан-Франческо с невысокими сводчатыми потолками и боковыми капеллами похож на крипту (склеп), украшающие ее неф фрески самые древние в базилике. Автор этих фресок достоверно неизвестен и поэтому ему дали имя Мастер Святого Франциска.

Подчеркивая сходство святого Франциска с Иисусом (которого святой считал своим господином) мастер изображает пять сцен с сюжетами, рассказывающими о последних событиях земной жизни Иисуса на правой стене. А на левой стене им описаны пять сцен из жизни св. Франциска. Ярко голубой свод, как мостик, соединяющий обе фрески, украшен золотыми звездами.

В конце достаточно просторного помещения находится капелла святой Екатерины Александрийской. Предположительно роспись капеллы принадлежит Паче ди Бартоло Ассизским (он писал святых) и Андреа де Бартоли изобразившим восемь сцен из жизни Екатерины.

Слева от входа в церковь Сан-Франческо расположена капелла святого Себастьяна. Джироламо Мартелли украсил ее эпизодами из жизни святого. Здесь же находится надгробие короля Иерусалимского — Иоанна де Бриенна.

Фрески Джотто стали настоящей достопримечательностью церкви

Капеллу Марии Магдалины украшают восемь фресок, описывающих жизнь Девы Марии, их написал Джотто. Ученики Джотто расписали хор. Левую часть трансепта расписывал приехавший из Сиены в 1315 году Пьетро Лоренцетти. Его цикл фресок написанных в Ассизе, считают одними из лучших в его творчестве, их сюжеты, рассказывают о последних событиях земной жизни Иисуса.

Сценами из жизни святого Мартина, украсил одну из капелл Симоне Мартини в двадцатых годах XIV столетия. В правой части трансепта о детстве Христа рассказывают фрески Джотто. А фреска «Мадонна с четырьмя ангелами и св. Франциском» — одна из самых лучших из известных работ Чэимабу.

Алтарь базилики Святого Франциска сооружен из единого камня, который привезли из альпийского региона Ломбардия. Готические арки поддерживают колонны, выполненные в разных стилях и украшенные орнаментом. Алтарь расположен в их окружении. Стены апсиды расписаны фресками с изображением библейского страшного суда, выполненные Чезаре Сермеи ди Орвьето.

Свод над алтарем расписан картинами, описывающими «Триумф св. Франциска» и аллегорическое изображение трех добродетелей, которым следовал всю сознательную жизнь св. Франциск — послушание, целомудрие и бедность.

Рака с мощами св. Франциска находится в склепе под алтарем. Склеп украшен и открыт для посещения. Совершенно другое ощущение вызывает Верхняя церковь. В нее можно подняться по одной из лестниц, или попасть с верхней площади св. Франциска. Эта церковь, выполнена в готическом стиле и наполнена дивным светом, льющимся сквозь большие витражные окна. Витражи сами по себе являются произведением искусства из стекла.

Церковь Сан-Франческо в плане представлена одним нефом с трансептом и многогранной апсидой. Голубые сводчатые потолки расписаны фигурами Иисуса, св. Франциска, Иоанна Крестителя и девы Марии. Весь интерьер заполнен воздухом и светом.

Фресками живописца Чимабуэ расписаны трансепт и апсида в правом западном крыле. Они едва различимы из-за плохой основы и красок, замешанных на оксиде свинца, темнеющем от времени. Тамже можно увидеть росписи других мастеров, имена которых потерялись в вечности, а творения живут по сей день. Джиакомо и Якопо Торрити, продолжатели наследия Чимабуэ в живописи, расписывали верхний ярус стен нефа. Эти фрески посвящены Пятидесятнице и Вознесению Христа, а также изображают 32-е сцены из Ветхого Завета.

Еще раз полюбуемся на собор Святого Франциска

Но самым выдающимся декоративным украшением церкви является цикл фресок созданный Джотто. В 28-ми фрагментах художник описал жизненный путь св. Франциска. Создается впечатление трехмерности изображения, ощущается восхищение и преклонение мастера перед величием святого Франциска.

Выйдя из базилики Сан-Франческо, еще раз окиньте ее скромный и в тоже время прекрасный вид. Белоснежная базилика на фоне высокого синего неба, изумрудной травы и окружающего пейзажа словно готовится к вознесению, и только стены примыкающего монастыря не отпускают ее.

Базилика Сан-Франческо на карте Италии

Какие еще церкви Италии заслуживают внимания:

santatiana

Итальянский дневник

Повседневная жизнь в Абруццо

После длительного перерыва возвращаюсь к теме Сан Франческо. Свой предыдущий пост о Порциюнколе я написала в конце июля. За это время я снова побывала в Ассизи, проштудировала монографию Gerhard Ruf “Giotto in Assisi” и изучила все доступные Интернет ресурсы. И все равно очень трудно мне даются посты о Сан Франческо. Во-первых, святой Франциск является одним из самых почитаемых святых в католической церкви. В Италии он стоит на втором месте после Христа, являясь святым покровителем страны. Во-вторых, в России существует давняя францисканская традиция еще с дореволюционных времен, имеется большой пласт философской и искусствоведческой литературы. В конце поста я приведу ссылки на наиболее интересные ресурсы. Хочу здесь отметить, что существуют некоторые расхождения в трактовке личности Сан Франческо и его иконографии в базилике Ассизи между русскими и итальянскими источниками. Чтобы не вступать в полемику и не повторять уже написанного, я буду основываться на литературе, изданной францисканским орденом. Третья причина — чисто техническая. В базилике Сан Франческо строго-настрого запрещено фотографировать, и сейчас мне трудно восстановить в памяти точный порядок нашего посещения базилики. Я не веду записей (хотя надо было бы) потому, что когда я рассматриваю свои фотографии, я сразу живо вспоминаю не только запечатленное место, но и свои мысли и эмоции в тот момент.

От базилики Santa Maria degli Angeli мы доехали до базилики Сан Франческо Ассизского. Казалось, что весь автобус едет поклониться Сан Франческо. Автобус остановился совсем рядом с монастырским комплексом, и все дружно направились к воротам, а мы с другом задержались на смотровой площадке. Еще до поездки в Ассизи я видела прекрасные фотографии базилики и, казалось, была готова к ее посещению. Когда я увидела ее воочию, у меня захватило дух! Белокаменная громада базилики расположилась на склоне холма, как средневековая крепость. Однако в отличие от крепости, она была распахнута для посетителей. Огромный двор базилики был заполнен паломниками и туристами. Это первое впечатление, как любовь с первого взгляда, я сохраню на всю жизнь. Мы долго не могли налюбоваться фотогеничной базиликой. Мой друг снимал на кинокамеру, а я делала фото в разных ракурсах. Далеко внизу на равнине была видна, как игрушечная Santa Maria degli Angeli. А прямо перед нами были старинные ворота, ведущие в город Ассизи.

Читайте также  Щербаковский природный парк

Базилика Сан Франческо Ассизского

Базилика смотрится удивительно кинематографично, и я преклоняюсь перед архитектурным гением брата Илии да Кортона, который был автором этого колоссального проекта. Хотя базилика находится у подножия города Ассизи, она доминирует над местностью. Когда проезжаешь по дороге, ведущей в Перуджу, белокаменную красавицу видно издалека потому, что старинные дома Ассизи построены из местного светлого камня и почти сливаются с горой. Однако не сами францисканцы выбрали это место, а оно было подарено им местным жителем Симоне ди Пуччарелло. Раньше этот место имело дурную славу и называлось Colle d’Inferno (холм Ада) потому, что там казнили преступников. После строительства базилики холм был переименован в Colle di Paradiso (холм Рая).

Илия да Кортона, который занимал высшую административную должность во францисканском ордене еще при жизни Сан Франческо, был не только вдохновителем проекта, но и автором архитектурного замысла. Он гениально обратил существенные недостатки неровной гористой местности в неоспоримые достоинства. В этом ему помог опыт строительства погребальных сооружений для крестоносцев в Сирии. Оригинальность конструкции заключается в том, что она состоит из двух церквей, расположенных на разных уровнях. Нижняя церковь, Chiesa Inferiore, скрыта в толще холма и за стенами монастыря. Лишь ее южный портал, выходящий на площадь, выходит из-под земли. Над холмом возвышается только Верхняя церковь, Chiesa Superiore, живописно обрамленная монастырскими стенами с бесчисленными арочными окнами.

Благодаря административным талантам брата Илии двухуровневый комплекс был построен в рекордно короткие сроки. Сан Франческо умер 3 октября 1226 года. Канонизация святого произошла 16 июля 1228 года, а уже на следующий день папа Григорий IX заложил первый камень в фундамент базилики. Нижняя церковь была завершена менее чем за два года (25 мая 1230 года). Прах святого, который был захоронен в монастыре Святого Георгия (ныне базилика Санта Клары), был погребен в обстановке большой секретности под главным алтарем новой базилики. Эти меры предпринимались для того, чтобы охотники за реликвиями не похитили отдельные части мощей. Кроме того в средние века в случае захвата города неприятелем, победитель уносил с собой мощи святых как ценный военный трофей.

Паломничество в Базилику

Мы спустились со смотровой площадки во двор базилики и влились в многоязычную толпу паломников. Здесь были шумные туристические группы, индивидуальные путешественники и богомольные паломники. Особенно много было католических монахинь в одинаковых платьях, и оживленных, как школьницы на экскурсии. Атмосфера была очень дружелюбная и праздничная. Мы чувствовали себя желанными гостями у Сан Франческо.

Вход в базилику Сан Франческо

В базилику ведут две резные двери под красивым порталом со стрельчатой аркой и ажурным окном розеткой. Мы вошли в эти приветливо распахнутые двери … и оказались в густом полумраке. Признаюсь честно, я была ошеломлена. Только после того, как глаза привыкли к резкому переходу из залитого солнечным светом двора в темноту, я стала различать контуры базилики. Однако я все равно оставалась в каком-то полутрансе. Огромное темное пространство, хаотически движущиеся толпы людей и скупо освещенные капеллы вдоль стен. Где-то в самом конце брезжил слабый свет. Дело в том, что по замыслу создателей базилики, Нижняя церковь должна была служить гробницей Сан Франческо, поэтому она построена по образу и подобию раннехристианского храма или древнеримской крипты. Внутреннее пространство такого храма имитирует пещеру, в которой погребли распятого Христа и из которой он воскрес. И потому это пространство сумрачно и приземисто.

Первоначально Нижняя церковь имела простую планировку в виде латинского креста, однако, вскоре после ее строительства представители высшего духовенства начали создавать капеллы, посвященные наиболее почитаемым святым. Наряду с этим знатные (и богатые) семейства Ассизи стали обращаться к францисканцам с просьбой о создании семейных усыпальниц. В результате пристройки все новых капелл планировка нижней церкви все более усложнялась, а главное – уничтожались первоначальные настенные росписи, когда прорубались входы в капеллы. В то же время капеллы украшались новыми шедеврами живописи, фресками и витражами. В настоящее время в нижней базилике насчитывается 11 капелл.

Мы начали свой путь, двигаясь зигзагом от стены к стене, заходя в капеллы. Я пыталась сориентироваться при помощи большого иллюстрированного путеводителя и настенных табличек с пояснениями, хотя это было очень не легко. Почти сразу же, слева от входа, мы увидели самую красивую капеллу — Святого Мартина Турского. Она выполнена в готическом стиле с великолепными стрельчатыми витражами.

Художник Симоне Мартини создал 10 фресок с житием Святого Мартина в 1317-1319 годах. Самое большое впечатление на меня произвел чудесный парный портрет Святой Клары и Святой Елизаветы Венгерской.

Росписи трансепта являются великолепным воплощением благородного соперничества двух наиболее знаменитых художественных школ XIV века – флорентийской и сиенской. Первая школа представлена Джотто и его учениками, а сиенская школа – Пьетро Лоренцетти и Симоне Мартини.

В левом крыле трансепта находится цикл фресок Страстей Христовых Пьетро Лоренцетти, которые считаются лучшими его работами. В капелле Иоанна Крестителя Лоренцетти написал невыразимо прекрасную фреску Мадонна с младенцем, Сан Франческо и Иоанном Евангелистом. Мадонна, одетая в темно-синее с бирюзой одеяние, указывает младенцу Иисусу на Сан Франческо. Меня поразило, как тонко художник передал интимность отношений между матерью и ребенком. Их взгляды буквально тонут друг в друге. В то же время Сан Франческо и Иоанн с не меньшей интенсивностью смотрят на Мадонну и младенца. И еще мне понравилось почти ренессансное сходство между всеми действующими лицами, особенно, их прекрасные удлиненные глаза. Эта фреска получила поэтичное название Madonna dei Tramonti или Мадонна закатов потому, что в час заката на нее падает последний солнечный луч.

В парусах крестового свода абсиды изображены четыре аллегорические сцены Бедности, Целомудрия, Послушания и триумфа Сан Франческо. Каждая фреска обрамлена растительным орнаментом с медальонами, в которых изображены ангелы. Эти прославленные фрески традиционно приписываются Джотто и ученикам. Наиболее значимыми являются две зеркально расположенные сцены. В парусе, который направлен в сторону нефа, изображена символическая свадьба Сан Франческо со святой Бедностью. Невеста, которая находится в центре сцены, одета в лохмотья, и ее лицо несет на себе печать лишений и страданий. Она стоит босыми ногами на колючем кустарнике, но над ее головой цветут розы. Сан Франческо благоговейно надевает ей на палец обручальное кольцо. Свадьбу освящает своим присутствием Иисус Христос, который соединяет руки брачующихся, и сочувственно-испытующе смотрит на жениха.

В парусе, расположенном со стороны алтаря, изображен Апофеоз Сан Франческо. Святой с лучистым ореолом над головой и одетый в расшитые золотом одежды восседает на троне, покрытом красной мантией. В правой руке он держит крест, а в левой руке книгу. Он окружен сонмом ангелов с лилиями и золотыми трубами.

После посещения Ассизи, и особенно после изучения жизнеописаний Сан Франческо, меня постоянно мучает вопрос, как бы отнесся Святой к своей роскошной погребальной базилике?! С одной стороны, я совершенно уверена в том, что он никогда не позволил бы этого, поскольку такая роскошь противоречит его принципам евангельской бедности. Перед самой смертью он попросил снять с себя всю одежду и положить на землю, чтобы уйти из этого мира таким же нагим, каким пришел в него. Известно, что самые первые его сподвижники были против такого пышного погребения. С другой стороны, я просто счастлива, что существует такой великолепный мемориал, художественным сокровищам которого позавидует любой музей. Видимо личности такого масштаба после своей смерти становятся достоянием всего человечества.

В свете этих размышлений мне гораздо ближе и милее, чем официозный апофеоз, изображение Сан Франческо на фреске Чимабуэ «Maesta», так итальянцы называют Мадонну во Славе. Мадонна в простых одеждах сидит на троне с младенцем Христом на руках. Она слегка наклонила голову к младенцу и очень трогательным жестом поддерживает его босую ножку. Четыре крылатых ангела окружили трон, нежно касаясь его. Эта композиция является совершенно законченной и симметричной. С левой стороны от трона, но совершенно отдельно от этой небесной группы, смиренно стоит Сан Франческо. Он одет в свою привычную мешковатую коричневую рясу, подпоясанную веревкой. На его руках и босых ногах видны стигматы, а голова окружена небольшим ореолом. Создается впечатление, что это две разные картины. С одной стороны, группа Мадонны с ангелами в золотом сиянии, которые вроде бы и не замечают Святого. С другой стороны, сам Сан Франческо кротко смотрит не в их сторону, а на зрителя. Существовало даже мнение, что фигура Святого была дорисована позже, хотя она вписана в одну и ту же орнаментальную раму. Видимо, художник хотел подчеркнуть скромность Сан Франческо. По сложившейся традиции считается, что этот портрет является наиболее правдивым изображением Сан Франческо.

Под главным алтарем Нижней церкви находится крипта, где захоронен Сан Франческо. Как я уже писала ранее, его мощи были перенесены в церковь и захоронены под алтарем сразу же после окончания строительства. Самое интересное заключается в том, что о них постепенно забыли потому, что подземный ход в гробницу был замурован. Только в 1818 году, с благословения папы римского, монахи Сакро Конвенто произвели раскопки под алтарем Нижней церкви, чтобы проверить истинность передаваемой из уст в уста легенды, и обнаружили подземный ход, ведущий в крипту. В 1820 году было официально подтверждено, что в гробнице захоронен Сан Франческо. По распоряжению папы Пия IX крипта была реконструирована и открыта для посещения. Прогресс дошел до того, что теперь в крипте установлена вебкамера, и вы можете виртуально посетить гробницу. В крипту можно спуститься по лестнице, которая находится за главным алтарем. Гробница довольно скромная, в духе Сан Франческо. Очень многие люди стоят на коленях у алтаря и тихо молятся. Атмосфера очень благоговейная и благостная.

После посещения крипты мы поднялись по лестнице в Верхнюю церковь, но это уже другая история…

В заключение напомню, что Базилика Сан Франческо Ассизского является одной из шести великих базилик (basilica major) Католической церкви. Базилика и прилегающий к ней монастырь Сакро Конвенто в Ассизи внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Читайте также  Где в Праге варят пиво

Базилика Сан Франческо

Войти

Пьеро делла Франческа / 1458 — 1466 / фрески Базилики Сан-Франческо в Ареццо

Arezzo-Basilica di San Francesco

посвящённый святому Франциску храм в Ареццо (Италия), известный благодаря циклу фресок, созданных Пьеро делла Франческа на тему истории Животворящего Креста Господня.Имя архитектора церкви — предположительно фра Джованни да Пистойя (Giovanni da Pistoia), имя которого называет пергамент XIV века. Декоративная отделка фасада не была сделана — в этом виде базилика сохраняется и в наши дни

Живописное убранство базилики

Цикл истории «Животворящего креста» Пьеро делла Франческа

Фрески создавались в две стадии: первый период работы относится к 1 458 — 1459 гг., а закончены они были в 1466 г.

Реставрация была произведена в 1992 г.

Фрески написаны на сюжет, несомненно, предложенный францисканцами города Ареццо и несколько раз до этого воплощавшийся в других францисканских церквях.

Это мотив из «Золотой легенды Якова Ворагинского , повествующей о запутанной судьбе Животворящего креста Господня , который на протяжении полутора тысяч лет после Голгофы был потерян, чудесным образом найден, перевезен в Константинополь, похищен оттуда завоевателями, возвращен обратно, и т. п.

Фрески написаны в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, серых и синих тонов; обобщая объёмы фигур и развёртывая строго ритмизованные композиции параллельно плоскости стены и на фоне гармонически ясных ландшафтов, художник добивается впечатления просветленной торжественности происходящих событий. Этим произведениям присущ дух невозмутимого внутреннего благородства»



Расположение фресок Пьеро делла Франческа

«История царицы Савской» («Поклонение царицы Савской священному Древу»).

Изображена история посещения волшебницей и сивиллой царицей Савской царя Соломона. По пути в Иерусалим она преклонила колени перед брусом, служившим мостом через ручей. По легенде, он был сделан из дерева, проросшего из ветви Древа познания Добра и Зла , вложенной в рот Адама при его погребении, а впоследствии выброшенной при строительстве Иерусалимского храма. Поклонившись ему, она предрекла, что Спаситель мира будет повешен на этом древе, и оттого царству иудеев придёт разорение и конец

«История Адама» («Смерть Адама»).

Адам, будучи уже при смерти, просит своего сына Сифа принести ему из Эдема масло прощения, но, явившийся архангел Михаил, сообщил, что масло прощения всему миру будет даровано через 5500 лет и дал Сифу ветвь от древа познания Добра и Зла , которую Сиф положил в рот Адама при погребении.

«Перенесение священного дерева», написана Джованни да Пьемонте, по картону Пьеро. Испугавшись пророчества, Соломон, по легенде, приказал закопать брус, однако тот, спустя тысячу лет, был найден при строительстве бассейна для омовения жертвенных животных и пошёл на изготовление орудия казни Иисуса Христа.

Изображёно явление во сне Константину Великому ангела, пообещавшему победу Константину, если на щиты его войнов будет нанесена монограмма Христа — «ХР». Обещание сопровождалось явлением на небе знамения креста с надписью «Сим победиши!» (лат. In hoc signo vinces ). Вазари наиболее восхищается этой фреской, написанной Пьеро «…его талант и искусство в том, как он написал ночь и ангела в ракурсе, который спускается, неся знамение победы Константину, спящему в шатре…, и освещает своим сиянием и шатер, и воинов, и все околичности с величайшим чувством меры».

Победа Константина над Максенцием
Изображена битва у Мильвийского моста (28 октября 312 года) в которой император Константин одержал победу над узурпировавшим в 306 году власть императором Максенцием.

«Пытка Иуды Кириака»,

также написанная Джованни да Пьемонте по картону Пьеро. Изображает историю раскопок императрицы Елены в Иерусалиме, которая узнав что иудей Иуда знает о месте нахождения Креста приказала бросить его в колодец. Проведя в нём семь дней, Иуда привел императрицу на место храма Венеры и указал место для раскопок

«Обретение и испытание Животворящего Креста». Изображено обретение Креста святой Еленой в ходе её раскопок в Иерусалиме. Поскольку было обнаружено три креста, то для определения Истинного, согласно «Золотой легенде», епископ Макарий возлагал кресты на мертвеца , проносимого мимо места раскопок, и Крест Господень воскресил усопшего

«Победа Ираклия над Хосровом». Изображено историческое событие возвращения Животворящего Древа в 629 году из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим при императоре Ираклии .

«Воздвижение Креста Господня». Сюжет посвящён христианскому празднику, установленному в честь обретения Креста. Он получил своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. Аналогичное торжество состоялось при возвращении Креста из персидского плена.

«Благовещенье», дополнительный сюжет.

Италия. Ареццо 4. Базилика святого Франциска (Basilica di San Francesco). Ноябрь 2014 г.

В 1447 году над росписью церкви начал работать Биччи ди Лоренцо, однако он успел написать лишь четырех евангелистов на сводах апсиды и «Страшный суд» на триумфальной арке, в 1452 году он умер от тяжелой болезни. После его смерти был приглашен Пьеро делла Франческа. В основу программы росписей легла история животворящего креста от смерти Адама и до возвращения креста в Иерусалим в 628 году, записанная в «Золотой легенде» Иакова Ворагинского (1224 — 1250).

В первое своё посещение базилики святого Франциска (в 2008 г.) всё внимание наше было сконцентрировано на истории животворящего креста. Теперь мы никуда не торопимся и осмотрим все фрески базилики не спеша.

Простой фасад из бутовых камней был возведен в 14 веке.
Вход:

Базилика святого Франциска (Basilica di San Francesco). Пятидесятница. Spinello Aretino (1350-1410 гг.):

Пятидесятница (фрагменты). Spinello Aretino (1350-1410 гг.):

Часовня Святого Антония Падуанского содеожит фрески цикла 1480 г. Lorentino d`Andrea (1430-1506 гг.):

Встреча Марии и Елизаветы:

В центре — Св. Антоний:

Часовня Святого Антония Падуанского содеожит фрески цикла 1480 г. Lorentino d`Andrea (1430-1506 гг.). Проповедь рыбам:

Lorentino d`Andrea (1430-1506 гг.). Чудо кающегося сына:

Часовня Святого Антония Падуанского содеожит фрески цикла 1480 г. Lorentino d`Andrea (1430-1506 гг.). Чудо сердца скряги:

Lorentino d`Andrea (1430-1506 гг.). Чудо с Мулом:

Базилика святого Франциска (Basilica di San Francesco). Святой Пётр:

Распятие между Святым Франциском и Архангелом Михаилом:

Святая Елизавета Венгерская. Автор — Спинелло Аретино:

Святой Франциск в экстазе перед Девой Марией. Бернардино Санти (1593-1652):

Поклонение волхвов с Святым Франциском и Святым Антонием Падуанским.. Джованни Антонио Lappoli (1492-1552):

Надгробный памятник Франческо Roselli, сделан из терракоты, по Michaele ди Никколо Дини, известного как Микеле да Фиренце (около 1385 — c.1455). Изображение Франческо Roselli на верхней части саркофага, на передней части которого есть медальоны с портретами юристов, членов семьи; сцена Распятия:

Надгробный памятник Франческо Roselli. Michaele ди Никколо Дини, известный как Микеле да Фиренце (около 1385 — c.1455):

Annunciazione. Luca Signorelli (attr. incerta):

Базилика святого Франциска (Basilica di San Francesco). Neri di Bicci. Anunciación:

Распятие со Святым Франциском, приписываемое неизвестному Маэстро Св. Франциска (вторая половина 13 века):

Италия 8, день 6, часть 1: Болонья (Basilica di San Francesco)

Хотя некоторые элементы (фасад, который нам по причине яркого солнца сфотографировать не удалось, и примыкающий к боковой стене небольшой атриум) напоминают о романской архитектуре.

Впрочем, надгробие профессора Болонского университета, специалиста по гражданскому праву Пьетро Канетоли (родственника тогдашних хозяев Болоньи, семейства Канетоли, и основателя целой династии юристов), спрятавшееся в тени этого атриума, ничего общего с романикой не имеет (что и не удивительно: как-никак, 1382 год).

Геральдические лев и дракон с характерными гербами Канетоли — еще в старом варианте, без отрубленной головы.

Христос — просто вылитый Марк Аврелий.

Фреске (вероятно, «Страшный суд», хотя может быть и что-то другое) ради профессора пришлось потесниться.

А вот его коллегам, таким же профессорам и знатокам права (по-болонски — глоссаторам), выделили отдельные места. Ну, или почти отдельные: Аккурзий и его сын Франциск в одном «домике», Одофред и Рональдино деи Романци — каждый в своем.

Но давайте уже войдем. Темень, если честно, кромешная. Хорошо, оптика держит.

Церковь по-францискански аскетична: судя по всему, в конце XIX века, во время очередной реставрации, остатки декора попросту сколотили.

Разве что вот витражи. Новодел, конечно, и не сказать, чтобы ах.

При этом попадаются занятные детали: то такие вот капители пучка колонн.

. то остатки портального диптиха Джованни да Римини («Вознесение Пророка Илии» и как бы ответная «Явление Св. Франциска братии в Ривоторто»).

. и другие фрески францисканского цикла.

А эта нога — у кого надо нога. Только знать бы, у кого именно (похоже на «Крещение», но абсолютной уверенности тут, ясное дело, быть не может).

«Чужой против хищника» (герб на задней части леттнера).

Капеллы мрачноваты не только снаружи, но и изнутри.

Наиболее красива посвященная братьям-францисканцам XIX века.

Майоликовая рака выполнена Джузеппе, Эмануэлой и Терезой Мингетти в середине XIX в.

Судя по всему, первый из епископов — карлик.

Ничего удивительного, что здесь есть и терракота: надгробие папы Александра V, который в результате внутрицерковных пертурбаций вслед за своим сменщиком, знаменитым Иоанном XXIII (Бальтазаром Коссой) стал антипапой.

Терракоту, правда, с моденской не сравнить.

Само надгробие довольно архаично, хотя изготовил его Никколо Ламберти, известный по работам во Флорентийского собора и Орсанмикеле. (Остальные статуи изготовлены позже — 1510 г.)

Еще одно «Коронование Богородицы» (на этот раз со святыми и донаторами).

Впрочем, все это меркнет на фоне произведения, ради которого действительно стоит посетить Сан-Франческо: грандиозного мраморного ретабло (заалтарного образа) Пьерпаоло и Якобелло Мазенье (1388-92 гг. — правда, некоторые исследователи считают, что Якобелло участвовал только в подписании контракта).

Условия, конечно, категорически для съемок не подходящие: полутемная церковь и резкий контровый свет. Но кое-что все-таки снять удалось.

Фигуры верхнего яруса.

«Смотри, какая у меня камера!» — «Да у меня не хуже. «

Верхний и средний ярусы.

Фигуры среднего яруса.

Фигуры нижнего яруса.

А внизу, под нижним ярусом, есть еще пределлы размером, наверное, 20*20 см со сценами из жития Св. Франциска. Подойти к ним ближе чем метров на 10 не представляется возможным, так что простите за качество.