Базилика Сан Дзено Маджоре

Не на века — на тысячелетия!

Верона славится своими историческими базиликами и соборами. Я лично не могу базилику Сан-Дзено Маджоре как-то сильно выделить в сравнении, например, с Дуоме или базиликой Святой Анастасии, они все достойны посещения. С исторической точки зрения Сан-Дзено ценна для Вероны тем, что в ней хранятся мощи святого Зенона (иногда пишут Зинона) Веронийского, который был первым епископом Вероны. Если выделить для посещения города хотя-бы день, Сан-Дзено Маджоре обязательна для посещения.

Небольшой минус расположения базилики в том, что она находится за пределами античной Вероны, а значит и раннесредневековой, аббатство Святого Зенона было построено посреди леса, вдалеке от мирской суеты. Сейчас Пьяцца Сан-Дзено окружена застройкой, возникшей в XVIII — XIX веках. Пешком в ритме спортивной ходьбы можно дойти до базилики от Арены за 20 минут, столько же обратно. Но всё же надо рассчитывать на часок туда-обратно. К сожалению, кроме пары фото с набережной, обьектов фотографирования по пути практически нет, район архитектурно скучноват по сравнению с остальной антично-средневековой Вероной. Поэтому советую автобусы с номерами 32,33 которые довезут от Кастельвеккьо прямо до Сан-Дзено, а потом обратно за 5 минут.

История Сан-Дзено-Маджоре началась ещё в античную эпоху. На месте захоронения Зенона Веронийского, который умер в IV веке, Теодорих Великий приказал в V веке построить маленькую церковь.

Четыреста лет она благополучно простояла без каких-либо разрушений, и стояла бы ещё, если бы в IX веке королю Пипину не пришло в голову разрушить прежнюю церковь, чтобы на ее месте возвести новое строение. Новая церковь, наоборот, в начале X века была практически полностью уничтожена во время венгерского нашествия, мощи святого успели спрятать в кафедральном соборе. Крипта была единственным сохранившимся строением церкви, и мощи Зенона в 921 году возвратились на свое место, но оставались «без крыши над головой», пока не была построена во второй половине того же X века по указу императора Оттона Великого новая, большая базилика, а в XI веке к ней была пристроена колокольня.

Здание немного пострадало при землетрясении 1117 года, но разрушенные части были быстро восстановлены. В XIV веке заменили крышу, изменили плафон центрального нефа, пристроили готическую апсиду. В XX веке провели большую реставрацию, в основном интерьера, естественно, что за 8 веков многие части базилики пришли в удручающее состояние.

Тем не менее, базилика дожила до наших дней в том виде, в котором была построена в X веке по всем канонам романского стиля, внутри тоже сохранилось многое, и это самое ценное. Для верующих важно и посещение крипты базилики.

Аббатство Святого Зенона вокруг базилики, которое стало играть весьма важную политическую роль, в средние века разрослось, были построены дворец аббата, две башни, ещё две церкви, клуатры и другие здания. Вокруг монастыря возник жилой район, позднее слившийся с городом. То, что многое не сохранилось — вина Наполеона, этот варвар, к сожалению, наследил и здесь.

От разрушенного им монастыря до наших дней дошли только — отдельно стоящая башня, которая была построена в XIII веке, клуатр и церковь Святого Прокла, не считая, конечно, самой базилики.

Вероятно, кому-нибудь внешне базилика кажется не очень примечательной, но это и есть классический романский стиль со своей мощной простотой и прекрасным оформлением. Трёхнефное здание в позолочено-розовых цветах веронского туфа с богатым центральным входом и большим окном идеально.

Портик входа состоит из арки с тимпаном, которая опирается на колонны, поддерживаемые двумя каменными львами.

По бокам портала были сделаны скульптором Бриолото мраморные вставки, на которых изображены сцены из Страшного суда.

Этим же скульптором была сделана огромная роза, которая является символом колеса фортуны — шесть статуй-барельефов по окружности розы намекают на взлеты и падения человеческой жизни, на то, как все может быстро измениться.

На люнете Святой Зенон ногами попирает демона и попутно благословляет народ вокруг.

Ворота базилики — «импортные», 48 панно, изображающие 4 чуда святого Зенона и сцены из Библии были в XII веке изготовлены немецкими мастерами, специалистами по работе с бронзой.

Свод базилики поддерживают колонны, среди которых выделяются две основные, массивные, две полукруглые арки служат опорой главному нефу.

На балюстраде статуи 12 апостолов окружают Христа.

Широкая лестница ведёт в крипту. Девять небольших нефов разделены 49 колоннами, в глубине находится главная реликвия — хрустальная рака с мощами святого Зенона.

А статую святого Зенона можно увидеть в малой апсиде слева.

Колонны в крипте украшены резными капителями, как и было принято в романских базиликах.

Центральный алтарь церкви украшен знаменитым триптихом «Мадонна на престоле с ангелами и святыми» работы Андреа Мантеньи.

По бокам помещения установлены несколько малых ценных алтарей, например вот этот романский XIII века,

или алтарь Скорбящей Мадонны эпохи ренессанса.

В базилике даже сохранилась широкая порфировая чаша из римских терм.

Ценность Сан-Дзено Маджоре и в том, что внутри сохранилось большое количество фресок XIII–XIV веков.

Базилика Сан-Дзено-Маджоре

Золотисто-розовая базилика Сан-Дзено-Маджоре (San Zeno Maggiore) — одно из самых старинных зданий Вероны. Однако она ценится не только как важный исторический памятник, но и как хранилище мощей Зенона Веронийского, который считается покровителем города. Хрустальный саркофаг с останками святого и сейчас могут увидеть все желающие. А кроме этого храм интересен своим величественным интерьером, старинными фресками и мраморными статуями. Он входит в десятку самых посещаемых достопримечательностей города.

Базилика Сан-Дзено-Маджоре (Basilica di San Zeno Maggiore)

История

Старинная базилика Сан-Дзено-Маджоре пережила за свою историю немало разрушений и много раз восставала из руин. Первая церковь на этом месте появилась еще в 5-м веке по указанию короля Теодориха, повелевшего воздвигнуть часовню над могилой епископа Зенона Веронийского. Этот святой (между прочим, родом из северной Африки) уже тогда был весьма почитаемым в Италии. В одной из древних рукописей есть даже упоминание о следующем чуде: когда город затопило во время наводнения, вода якобы остановилась прямо перед порогом его церкви.

Базилика Сан-Дзено-Маджоре была создана в честь Зенона Веронийского, почитаемого святого в Италии

В 9-веке старая базилика была разрушена и на ее месте построили новый храм — также специально для мощей святого Зенона. Он простоял около столетия, а после был практически снесен с лица земли во время войны с венграми. В период, когда сохранившаяся крипта церкви переживала реставрацию, мощи хранились в кафедральном соборе Вероны, а после их вернули на место.

Внутри базилики находится много фресок, рассказывающих об историях из жизни святого

Наконец, в 967 году базилика Сан-Дзено-Маджоре снова была полностью отстроена. В современном здании мы можем наблюдать отдельные элементы постройки тех лет, ведь позже храм еще восстанавливался после землетрясения 1117 года, расширялся и перестраивался. В 11 веке здесь была возведена колокольня, а в 13-м веке рядом с базиликой построили бенедиктинский монастырь.

Базилика Сан-Дзено-Маджоре на старых открытках Вероны

Со временем монастырь прекратил свое существование, а к 19-му веку сама церковь обветшала и была забыта прихожанами. Ее восстановление, уже в качестве исторического памятника, началось лишь в 1993 году. Сегодня же она является не только значимым туристическим объектом, но и действующим храмом.

Сегодня базилика является действующим храмом, при котором есть своя воскресная школа и детский хор

Как добраться до Базилики Сан-Дзено-Маджоре

Базилика Сан-Дзено-Маджоре расположена у площади Piazza San Zeno, что на левом берегу реки Адидже. Это достаточно оживленный район с хорошей транспортной развязкой, здесь находится несколько известных отелей и ресторанов.

Точный адрес: Piazza San Zeno, 2, 37123 Верона, Италия

Как добраться от вокзала Вероны:

Пешком:1,6 километра через Circonvallazione Oriani и Circonvallazione Maroncelli. Время в пути составит около 20 минут.

Автобус:маршрутом №91 до остановки P.za Corrubbio 6.

Пешком:200 метров. Следуйте на юго-запад по Vicolo dietro Caserma Chiodo в сторону Piazza Corrubbio. Поверните направо на Via S. Procolo. Пункт назначения будет справа.

Базилика Сан-Дзено-Маджоре на карте

Что посмотреть

Базилика Сан-Дзено-Маджоре была построена с тремя нефами — самым высоким центральным и более низкими боковыми. Она выполнена из золотисто-розового туфа, а фасад украшен мраморным порталом. Две высокие колонны, обрамляющие вход, покоятся на фигурах львов, а наверху можно увидеть мраморные статуи двух святых — Иоанна Богослова и Иоанна Крестителя. Над входной дверью изображен сам епископ, окруженный воинами и всадниками. Столь роскошное оформление создал итальянский мастер Николо, который также работал над украшением кафедрального собора Вероны.

Помимо того, на фасаде базилики можно увидеть мраморные барельефы со сценами из Святого Писания, а также сюжетами некоторых местных легенд. Словом, еще не попав внутрь, посетители проводят немало времени, рассматривая эти искусно вырезанные сценки и оригинальную архитектуру храма. Самым крупным элементом фасада является круглое окно руки архитектора Бриолото. Его назвали «Колесо судьбы» из-за шести фигурок людей, расположенных по окружности — одни из них изображают радость, другие в отчаянии.

Не менее интересны и ворота базилики Сан-Дзено-Маджоре. Облицованные 48-мью бронзовыми табличками, они заслуживают отдельного внимания. На каждой табличке — один из сюжетов Библии, а также здесь можно найти сценки из жизни Зенона Веронийского.

Что интересного внутри

Многие туристы сходятся во мнении, что внутри базилика Сан-Дзено-Маджоре выглядит куда эффектнее, чем снаружи. Здесь есть на что посмотреть — величественный интерьер с колоннами, богатой отделкой, балюстрадой и мраморными статуями.

Читайте также  Аэропорт Жироны, как добраться до города

В пресвитерии можно увидеть старинную фреску руки художника Альтикьеро с изображением Девы Марии, она датируется 1397 годом. Здесь же находится крест 14-го века и триптих, изготовленный в 16-м столетии. Автором последнего стал известный итальянский художник Андреа Мантеньи. Интересно, что часть этого триптиха в настоящее время хранится в Лувре. Во время вторжения Наполеона в Италию он был вывезен из Вероны, а после возвращен обратно в базилику, однако уже без нижних панно (вместо них можно увидеть копии).

Оригинал триптиха находится в Лувре, в базилике же находится копия без нижних панно

Пресвитерий от остального пространства церкви отделяет изящная балюстрада — настоящее произведением искусства. Ее украшают статуи 12-ти апостолов во главе с Иисусом Христом, а чуть дальше можно найти скульптуру святого Зенона, авторство которой до сих пор неизвестно.

Статуи 12-ти апостолов расположены над криптой базилики и считаются настоящим произведением искусства

Но главной ценностью базилики Сан-Дзено-Маджоре является, конечно же, прозрачная рака с мощами покровителя Вероны. Она находится в подземелье — церковном крипте, куда посетителям разрешают пройти на экскурсию. Кроме туристов сюда ежегодно приходит множество паломников.

Мощи святого Зенона находятся в подземелье. Ежегодно это место собирает паломников со всего мира

Наконец, еще одним интересным местом в базилике является крытая галерея (клуатр), примыкающая к основному зданию. Здесь хранится несколько надгробных плит эпохи Средневековья, а также коллекция античных надписей. Да и сама прогулка вдоль двойной колоннады с арочными проемами понравится даже тем, кто равнодушен к старинной архитектуре.

Прогулка по клуатру не оставит равнодушным ни одного туриста

Часы работы и стоимость билетов

Базилика Сан-Дзено-Маджоре готова принять гостей:

  • С ноября по февраль — с 10:00 до 17:00;
  • С марта по октябрь — с 8:30 до 18:00.

По воскресеньям она доступна для туристов не ранее 12:30, независимо от времени года (утром в церкви проходит месса).

Актуальную информацию ищите на сайте.

По воскресеньям в базилике проходят мессы, на которые практически не возможно попасть в качестве туриста

Экскурсии

Поскольку базилика Сан-Дзено-Маджоре является действующим храмом, здесь регулярно проводятся мессы, звучит орган. Для верующих вход, разумеется, бесплатный. Туристы же могут зайти сюда на экскурсию, стоимость билета 2,5 евро (

196 руб. ) . Или же можно приобрести Verona Card и бесплатно посетить этот храм в числе других исторических зданий и музеев Вероны.

Verona Card позволяет посещать музеи и исторические места бесплатно в рамках специальных акций

Вместе с билетом посетителям выдается аудиогид на русском языке — можно узнать историю церкви и ее основных достопримечательностей. В стоимость входит и визит в подземелье к мощам святого Зенона. Практически всюду разрешено делать фото. Длительность лекции аудиогида составляет около получаса, но на экскурсию стоит выделить не менее полутора часов, ведь еще есть уютный внутренний дворик, где стоит просто посидеть в тишине, наслаждаясь атмосферой.

Во внутреннем дворе базилики разбит небольшой сад, где можно провести время в тишине и отдохнуть

Панорама базилики Сан-Дзено-Маджоре в Вероне

Базилика Сан-Дзено-Маджоре — удивительное место, где время словно останавливается, где хочется думать о вечных ценностях. Когда же вы решите покинуть храм, рекомендуем задержаться на площади Piazza San Zeno — по воскресеньям там работает антикварный рынок и можно купить оригинальные сувениры. После же отправляйтесь к другим интересным местам Вероны – буквально в 10-15 минутах ходьбы находится музей Arsenale Franz Josef I и старинный замок Кастельвеккио.

Визитная карточка

Адрес

Piazza San Zeno, 2, 37123 Verona VR, Италия

Официальный сайт
Время работы

С ноября по февраль — с 10:00 до 17:00;
С марта по октябрь — с 8:30 до 18:00

По воскресеньям посещения разрешены не ранее 12:30

Базилика Сан-Дзено-Маджоре в Вероне

Базилика Сан-Дзено-Маджоре в Вероне (San Zeno Maggiore) известна тем, что в ней хранятся мощи святого Зенона Веронийского (Zenone da Verona). В своем современном виде базилика была построена в 10 веке по всем канонам романского стиля.

История возникновения базилики Сан-Дзено-Маджоре

На месте захоронения Зенона Веронийского, который был первым епископом Вероны, изначально была построена маленькая церковь. Работы велись в 5 веке по приказу Теодориха Великого.

При короле Пипине в 9 веке было решено разрушить прежнюю церковь, чтобы на ее месте возвести новое строение. В построенную заново церковь переместили останки святого Зенона. Однако, эта церковь также простояла недолго – в 10 веке здание очень пострадало во время войны с венграми.

В том же 10 веке на месте полуразрушенной церкви была возведена современная базилика в романском стиле. Новая церковь большей частью выдержала землетрясение 1117 года и уже к 1138 году была расширена и полностью отреставрирована. В 14 веке заменили крышу здания, а также создали готическую апсиду и плафон центрального нефа.

Архитектура базилики Сан-Дзено-Маджоре

Внешне базилика не очень примечательна: сдержанный романский стиль в позолочено-розовых цветах с большим окном в центральной части. Но отдельного внимания заслуживает центральный вход с готическими украшениями и внутреннее убранство церкви. Именно здесь находится знаменитый триптих Андреа Мантеньи.

Фото: Kiev.Victor / Shutterstock.com

Фасад

Базилика Сан-Дзено-Маджоре состоит из трех нефов. Для ее строительства использовался золотистый туф из Вероны. В серединной части базилики выполнены мраморные вставки, на которых изображены сцены из Страшного суда. Их автором является скульптор Бриолото.

Центральный портал

Над входом можно увидеть готический портал, созданный в 12 веке мастером Николо. Он же работал над центральном входом в кафедральный собор Вероны.

У основания колонн входа находятся скульптуры львов, разрывающих добычу. На портике выполнены фигуры Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и символы 12 месяцев года. А люнет портала украшен изображением святого Зенона, которого окружают воины.

Фото: vvoe / Shutterstock.com

С боковых сторон портала находятся 16 барельефов, повествующих о сюжетах из Ветхого и Нового Заветов.

Над входом, в центральной части фасада, располагается круглое окно в форме розы. Его создал тот же Бриолото. Поскольку по окружности окна изображены фигуры 6 жонглирующих персонажей, которые то возносятся вверх судьбой, то падают вниз, это окно называется «Колесо фортуны».

Внутреннее убранство

Внутри базилики выделяются две массивные колонны, которые поддерживают свод церкви. Главный неф опирается на две полукруглые арки. В крипту ведут две широкие лестницы.

Фото: Steve Heap / Shutterstock.com

В базилике сохранилась купель 12 века, которая была выполнена из цельного веронского мрамора. Также художественную ценность представляют две чаши и резной алтарь с колоннами, в основании которых находятся фигуры льва, быка и змеи, символизирующие евангелистов.

Справа располагается алтарь Скорбящей Мадонны в стиле барокко. Также обращает на себя внимание широкая порфировая чаша из римских терм.

Фрески

Большое количество фресок 13-14 веков украшают стены базилики. Это изображения Белой Мадонны, Святого Христофора, Распятия Христова, Крещения, Святых Георгия и Стефана. Там же находится известная фреска «Мадонна на престоле со святыми», выполненная Альтикьеро в 1397 году, и триптих «Мадонна на престоле с ангелами и святыми» работы Андреа Мантеньи.

На балюстраде выделяется статуя Христа в окружении 12 апостолов. Статую святого Зенона можно увидеть в малой апсиде слева.

Клуатр

Клуатр был пристроен к базилике в 12 веке. На всем протяжении галереи располагаются двойные колонны, соединенные арками. В одном из павильонов находится статуя Иоанна Павла II. Среди средневековых надгробий, хранящихся в клуатре, особое место занимает надгробие семейства Скалигеров 1313 года. В лапидарии рядом с клуатром хранится собрание надписей античных времен.

Как добраться до базилики Сан-Дзено-Маджоре

Базилика располагается на Piazza San Zeno 2.

Часы работы

Базилика открыта для посещения ежедневно:

  • с марта по октябрь: с 8.30 до 18.00 (в июле и августе до 18.30), религиозные праздники с 12.30 до 18.00;
  • с ноября по февраль: с понедельника по пятницу с 10.00 до 13.00 и с 13.30 до 17.00, в субботу с 9.00 до 18.00, в воскресенье и религиозные праздники с 12.30 до 17.00.

Стоимость посещения

Вход в базилику Сан-Дзено-Маджоре платный: по состоянию на 2020 год составляет 3 Евро.

Уточняйте информацию о расписании и ценах на билеты на официальном сайте www.basilicasanzeno.it.

Экскурсии по Вероне

Если вам хочется чего-то более интересного, чем обычный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. Возьмите индивидуальную экскурсию от местного гида, который уже подготовил для вас самый увлекательный маршрут по Вероне. Вы увидите не только Базилику Сан-Дзено-Маджоре, но и много других достопримечательностей, зачастую скрытых от туристов!

Посмотрите все экскурсии и выберите самую подходящую для вас на сайте Tripster.

от Journeying.ru

Важнейшая средневековая церковь в Вероне – Базилика Сан-Дзено Маджоре. Великолепное здание в романском архитектурном стиле с роскошными бронзовыми дверями, сохраняющее огромное количество ценных художественных произведений. Среди многочисленных произведений искусства там находится шедевр — алтарь Сан-Дзено Андреа Мантенья.

Гульельмо Эдерле, один из недавних настоятелей Сан-Дзено Маджоре пишет – «эта церковь – палладий Вероны, она гармонично сочетает в себе религию и родину, историю и искусство». Исторически это действительно похоже на правду. Храм города-государства, храм свободной Коммуны, где хранится Кароччо.

Кароччо — четырехколесная повозка-алтарь, на платформе которой устанавливался штандарт (флаг города), крест, алтарь и небольшой колокол. Под охраной элитных войск её тянули волы. Перед сражениями священники служили мессу, призывая солдат идти в бой во имя Бога, а трубачи, рядом на повозке, воодушевляли солдат. В мирное время кароччо находилась в главной церкви города.

Читайте также  Храмы острова Филе

Внутри церковь разделена на три части – плебана, большое помещение для верующих; крипта, в которой захоронен святой Зинон и суперьоре – область, где проводятся священные обряды, мистическое воплощение трех символов/идеологий – Воинствующая, Чистилище, Триумф.

Над могилой святого заступника Вероны, которому приписывают преобразование Вероны в христианство, маленькая церковь была основана в 5 веке при короле Теодорихе. Король Пипин разрушил её и построил новую церковь при участии епископа Ротальдо. Мощи святого Зенона перенесли в новую могилу в 807 году. В начале 10 века во время венгерского нашествия церковь разрушили, и мощи святого Зинона временно перенесли в собор Санта-Мария-Матриколаре. В 921 году они вернулись в свой склеп, и началось строительство существующей ныне базилики. Надпись, вырезанная на фасаде южной стороны, напоминает, что церковь ремонтировали и увеличили в 1138 году после повреждений, вызванных землетрясением 1117 года. Деревянный потолок и апсиду добавили в 1387-98, что потребовало поднятия нефа.

Сан-Дзено являлся храмом монастыря бенедиктинцев, распущенного Венецианской республикой в 1170 году. В 1806 году базилика стала приходской церковью. В 1870-871 годах лестницу, построенную в 16 столетии между нефом и хором, поменяли на лестницы с двух сторон. К центральной лестнице от нефа до склепа прибавили ступеньки. В 1931 году восстановили пресвитерию.

Прежде всего, главный объект внимания – фасад Сан-Дзено. Благородный, мощный, напоминающий о сильной римской Вероне. Фасад разделен на три вертикальных части – центральный неф, увенчиваемый фронтоном, с двумя приделами (боковые нефы) со скошенной крышей. Все поддерживаются маленькими сплошными свисающими аркадами. Пересечение трех частей отмечено угловыми пилястрами, которые заканчиваются в лиственных капителях ниже фронтона. Сан-Дзено, построенная из кремово-розоватого веронского туфа, стала образцом для всех других построенных в Вероне храмов в романском стиле.Фронтон нефа из белого мрамора и разделенный семью пилястрами из розового мрамора создает поразительный контраст с остальным туфовым фасадом. В 1905 году на фронтоне были обнаружены росписи на тему Судного дня. Вдоль всего фасада расположены окна из красного кирпича.

В центре большое окно-роза, известное как Колесо Фортуны (Руота дела Фортуна), созданное мастером Бриолото – один из ранних примеров подобных структур, ставших особенностью готической архитектуры. Изображения людей на внешнем обводе окна имеют разные положения, что символизирует превратности судьбы. Первая фигура стоит твердо, вторая падает, затем — подавлены грузом несчастий, восстанавливается и вновь растет. Надпись на латыни объясняет символику: «Только я, Судьба, правлю смертными. Я возвышаю, низвергаю, дарую блага, приношу беды. Я одеваю того, кто нагой, раздеваю того, кто одет. Если кто надеется на меня, будет высмеян».

На крыльце у основания колонн скульптуры львов, работа мастера Николо двенадцатого века. Львы – символы права и веры. На арке с каждой стороны, которые поддерживают кариатиды, имеются барельефы, изображающие Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, а выше арки благословляющая рука Господа и Агнец. Надпись на латыни гласит: «Десная рука Бога благословляет людей, приходящих за святостью».

Истории с двух сторон крыльца и портала вырезаны в двенадцатом веке – справой стороны работа мастера Николо, с левой стороны – Гульельмо.Логично предположить, что их нужно читать снизу верх.Внизу благовещение, бегство в Египет, волхвы, крещение Иисуса, предательство Иуды, распятие Христа. Сцены из Ветхого Завета, легенды о Теодорихе, рыцарские турниры.

Арка украшена мотивами животных и растений, с внутренней и внешней стороны на консоли резьба, изображающая месяцы и труды. Март со сверкающими волосами, развеваемыми ветрами, которые Эол выдувает из двух рогов. Апрель, покрытый накидкой, но уже собирающий цветы. Май на лошади в полном вооружении, собирающийся на войну, по обычаю тех времен. Июнь в образе крестьянина, сидящего на дереве, намеревающегося собрать плоды и поместить их в корзину. Июль – склоненный человек, собирающий пшеницу. Август – плотник, бьющий обод на бочку. Сентябрь – давка винограда. Октябрь — сбивание желудей для свиней. Ноябрь – мясник, режущий свинью.Декабрь собирает вязанки хвороста. Январь кутается в пальто с капюшоном и греется возле костра. Февраль – обрезка виноградной лозы.

Люнетт (арочный проем) — сцены из истории Вероны, святой Дзено, стоящий на дьяволе (символ императорской власти), святой Дзено со стягом, приветствующий жителей Вероны. Под люнетом барельефы с чудесами святого Дзено.

Один из самых потрясающих моментов не только в базилике, во всей Вероне – это бронзовые двери Сан-Дзено, украшенные 48 квадратными панелями, иллюстрирующими библейские истории, жизнь святого Михаила и святого Дзено. Не все фигуры, изображенные на них, идентифицированы, но это святые и исторические личности.

Бронзовые группы создавались несколькими художниками. На левой части (период исполнения остается предметом обсуждения, но предположительно от 1100 г до 1150 г), изображены сцены из Нового Завета и считается, что это работа немецких скульпторов, по меньшей мере, двух мастеров. Аналогичный почерк прослеживается в бронзовых дверях собора в Хильдесхайме, к тому же в тот период монахи-бенедиктинцы из аббатства были немцы. Справа – работа итальянских художников во второй воловине 12 столетия, изображения сцен Ветхого Завета.

Базилика Сан-Дзено, Верона — Basilica of San Zeno, Verona

Базилика Сан — Дзено (также известный как Сан — Дзено Маджоре или Сан — Zenone ) является несовершеннолетним базилика в Вероне , на севере Италии . Его слава зиждется отчасти на его архитектуре и отчасти по традиции , что его гробница была местом брака Шекспира «s Ромео и Джульетта . Он находится по соседству с бенедиктинского аббатства, как св Зенона Verona .

содержание

история

Санкт — Зенон умер в 380. Согласно легенде, на месте над его могилой по улице Gallica , первая небольшая церковь была возведена Теодорихом Великий , король остготов . Возведение настоящего базилики и связанный монастырь начали в 9 — м века, когда епископ Ratoldus и король Пипин Италии приняли участие в переводе мощей святых в новую церковь. Это здание было повреждено или разрушено Magyar вторжения в начале 10-го века, на котором тело Зенона был перенесен в собор Санта — Мария Matricolare: 21 мая 921, он был возвращен в исходное сайт в склепе из Настоящая церковь. В 967, новый романский здание было построено епископ Raterius с покровительством Отто I, император Священной Римской империи .

3 января 1117 года , церковь, вместе с большей частью города, был поврежден в результате землетрясения; Церковь была восстановлена и расширена в 1138. Работа была завершена в 1398 году с реконструкцией крыши и в готическом -style апсиды .

экстерьер

Фасад

Церковь Сан — Зено составила модель для всех последующих романских зданий в Вероне. Построенное из кремового туфа , фасад разделен на три вертикальные компоненты, центральную ступицу , увенчанный фронтоном и два прохода с покатыми крышами, все поддерживаемыми при малом pendented слепых пассажей. Пересечения трех частей обозначены угловыми пилястры , заканчивающихся в лиственных столицах ниже фронтона.

Через фасад на уровне дверного косяка, проходит неглубокую аркаду парных арок, деленную на тонком парное colonettes идентичного найденные выше в окне розы. Розовый мрамор аркад должен сразу контрастирует с однообразным серым камнем фасада, но сейчас, это едва заметно. Фасад дополнительно разделен по вертикали на мелководных пилястрами, проходя визуально через colonettes и в фронтона. Треугольный фронтон определяет ступицу и создает разительный контраст с туфом остальной частью фасада церкви, будучи из белого мрамора , разделенного на семь розовых мрамор пилястров. В 1905 году граффити конструкции для большого Страшного суда были обнаружены на фронтоне.

Центральное место в верхний фасад этого окно розы в форме Колеса фортуны , работа одного Brioloto, и один из самых ранних примеров в романской архитектуре такой структуры , которая должна была стать особенностью готической архитектуры. Внешний край окна украшают шесть фигур , представляющих шатания человеческой жизни. Крыльцо с 12 — го века со львами у основания его колонн , которые являются символами закона и веры. В spandrels по внешней дуге у каждого есть барельеф , изображающий святой Иоанн Креститель и Иоанн Богослов , а над аркой являются Lamb и благословение руки Бога.

Над двери находится люнет со сценами из истории Веронеза времени, в том числе: Освящение Веронезе Коммуны , Санкт — Зена штамповочный на дьяволе , (символ царской власти) и Санкт — Зена доставкой знамени народа Веронеза . Под люнет являются барельефы с чудесах св Зенона . Внутренние и внешние mensulae вокруг арки крыльца показывают цикл несколько месяцев, которые связаны с Колесом Фортуны в окне выше.

Портал обрамляется 18 двенадцатом веке барельефами. Они изображают сцены из Нового и Ветхого Завета, вместе с эпизодами жизни Теодориха: дуэль с Одоакр и король охоты на оленя , символ дьявола в Легенде Теодорих в.

Скульптуры , связанные с крыльцом, сам порталом, и те , которые в стену справа, изображающих сцены из Ветхого Завета и Полета Теодориха , являются работой скульптора Николауса и его мастерским. Сцены из Нового Завета и другие исторические предметы слева от крыльца являются членом мастерской Николаус по имени Gugliemus. Их подпись надпись расположена над люнетом, на фоне «Сотворение человека» и на карнизе над скульптурами слева.

Читайте также  Центр водных аттракционов

Бронзовая дверь украшена 48 квадратных панелей. Идентичность всех фигур , изображаемых не известно: они включают в себя святых Петра; Павел; Зенон; Helena; Матильда Каноссе (который покровительствовал аббатство); и ее муж Годфри, а также неизвестный скульптор работы. Другие панели показывают три теологические добродетели , и в восьми самых маленьких, темы , связанные с музыкой. Что касается датировки, некоторые из панелей были сделаны саксонскими мастерами Хильдесхейма в 11 — м века, в то время как другие из Веронезе мастеров (по мнению некоторых ученых, в том числе Антел сам).

колокольня

Колокольня стоит как отдельное здание. Это 62 м высотой , и была начата в 1045 году и завершено в 1178. Это стилистически романской как церковь, имеющую центральную вертикальную полосу чередующихся туфа и кирпичной кладки полос. Он разделен на этажах с карнизами и небольшими туфом арками и поднимается до двойного колокола легендарной камеры с тройными mullioned окнами. Она увенчана конической шпилем с небольшими башенками на каждом углу. Внешний вид украшен римскими скульптурами. Существовали шесть колоколов в хорды F #, отлитые в годы: 1067, 1149, 1423, 1498 и 1755. На самом деле только четыре из них все еще звеня на колокольне. Высокие частоты, отлитые в течение 8 — го века, теперь отображаются в музее (см Веронеза bellringing искусства ).

интерьер

Интерьер церкви находится на трех уровнях с обширным склепе на нижнем уровне, церковью правильной и поднятую пресвитерией.

крипта

С 921, склеп разместило тело святого Зенона в саркофаге, его лицо покрыто серебряной маской. Склеп имеет ступицу с восемью проходами арки , которые опираются на 49 столбцов, каждый из которых имеет различный капитал. На входных арках, местный скульптор Adamino да San Giorgio лепил замысловатые и чудовищные животное. Склеп был восстановлен в 13 — м и 16 — м веках.

Центральная церковь

Центральная церковь, известная как Церковь plebana , имеет макет латинского креста с нефом, два проходами и трансептом. Проходы разделены крестообразными пилястрами с чередованием капители с зооморфными мотивами и из коринфского стиля. Стены над колоннадой являются полихромные . Трилистник -arched деревянные даты потолок 14 века.

Работы в центральной церкви включают в себя Распятие по Лоренцу Венециано

d , в порфировой чашке , взятой из римской бани, восьмиугольная купелью 13-го века, с алтарем по Франческо Торбидо и фресками 13-го века святого Христофора .

пресвитерия

Пресвитерий поднят на пассаж выше крипты, который, таким образом, остается видимым от ступицы. Пресвитерий доступен по лестнице в проходах.

Высокий Алтарь находится саркофаг С Lupicinus, Lucillus и Crescentianus, все епископы Веронеза. Слева от апсиды, над входом в ризнице, является Распятием сцены из школы Альтикьеро да Дзевио , в то время как в маленькой левой апсиде красного мрамора статуя святого Зенона 12- го века, который является наиболее почитаемым образом в Verona.

Самое главное произведение базилики является полиптиха от Андреа Мантенья , известный как Сан — Дзено алтарем . Только верхние картины являются оригинальными, однако, так как predellas , награбленные вместе с бывшим французами в 1797 году, никогда не были возвращены.

Церковь Сан — Procolo

Рядом с базиликой находится небольшая церковь , корпус из останки святого Proculus (итал San Procolo ) , который был четвертым епископом Вероны . Он датируется 6 — м или 7 — м века, возводимый в христианском некрополе через Via Gallica. Впервые упоминается , однако , только в 845. После землетрясения 1117 он был полностью перестроен. Это дома фресок разных возрастов, в том числе Тайной вечери и Санкт — Блез исцеляя больной от Giorgio Ансельми . Фасад 12-го века имеет небольшой притвор и две двойные mullioned окна. Он имеет один неф с склепом, который является то , что осталось от оригинальной палео-христианской структуры. Склеп имеет ступицу и два проходов.

Abbey

Прикрепленный к базилике является аббатства был построен в 9 — м веке по сравнению с ранее существовавшим монастыря. Из исходной структуры, разрушенной в наполеоновских войнах , только большая кирпичная башня и монастыри выжить. Первоначально он другой башни и дворец аббата. Долгое время аббатство был официальной резиденцией города из императоров Священной Римской империи . В 1980 году восстановление обнаружили фрески 12 — го по 15 — й вв.

Базилика Сан-Дзено-Маджоре

Базилика Сан-Дзено-Маджоре, Верона

Верона славится своими церквями. Кирпичными, полосатыми, бастионоподобными. Они неприступны снаружи, а внутри давят роскошью. Таковы они все. И одна из обязательных к посещению — это базилика Сан-Дзено.

Ну как обязательных! Мы не зашли ни в одну из них, потому что вход был платным, а мы культурно пресытились. Ещё бы! За ту поездку это был уже наш седьмой итальянский город, и среди них были Венеция и Феррара.

Так что веронские храмы останутся для меня кирпичными и полосатыми крепостями, на которые, в принципе, богата северо-итальянская готика.

Базилика Сан-Дзено находится несколько в стороне от центра. К ней нужно специально идти, а если просто блуждать, то вряд ли вывернешь.

Поражает она своими правильными, практически древнегреческими пропорциями. Даже снаружи видно, что Сан-Дзено — трёхнефная. Центральный неф — высокий. Боковые выполнены за счёт приделов, перекрытых односкатными продольными крышами. В общем, образец романики, как, скажем, бамбергский собор.

И действительно, то, чем мы можем любоваться сейчас, было построено в X веке.

Зенон Веронский (Веронийский)

Базилика Сан-Дзено-Маджоре, Верона

А вот первый храм на этом месте был построен в V веке по приказу остготского короля Теодориха Великого. В нём был захоронен Зенон Веронийский (Zenone da Verona), восьмой епископ этого города. Отсюда и название храма — Сан-Дзено, то есть Святой Зенон.

Его мощи являются главной реликвией храма, и поклониться им до сих пор приходит много паломников. Что не удивительно — Зенон Веронский почитается как покровитель города.

Поэтому, думаю, есть смысл сказать несколько слов о нём.

Он родился на территории современных Алжира или Туниса, а потому имелись попытки изображать его мавром подобно Святому Августину.

Зенон скитался от храма до храма, пока не добрался до Паданской равнины, до славного города Верона. Здесь жители выбрали его своим епископом. Несмотря на высокий епископский сан, Зенон вёл очень простую жизнь. Питался кореньями и рыбой, которую наудил в норовистой Адидже.

Расцвет его жизни пришёлся на непростое для христианства время, на императоров Юлиана Отступника и двух арианцев Констанция и Валента. Ариане — это одна из ересей, бытовавших во время Поздней Римской империи.

Базилика Сан-Дзено-Маджоре, Верона

Зенон Веронский боролся с ней, как мог.

Приписывается ему и несколько чудес. Например, затопление Вероны в 558 году во время свадьбы короля Аутари и баварской принцессы Теодолинды. Тогда Адидже сильно вышла из берегов и затопила полгорода. Однако речная вода хотя и дошла до порога церкви, внутрь не пролилась, не смотря на открытые врата. И это лишь потому, что в церкви Сан-Дзено хранились его мощи.

В 1508 году, когда епископский архив перевозили из Вероны в Венецию, обнаружили проповеди Зенона. Изящный слог показывал, что он был хорошо начитанным человеком, а по некоторым диалектным словам подтверждалось его североафриканское происхождение. Подобные же диалектизмы можно встретить и у другого Отца Церкви Тертуллиана.

Архитектура базилики Сан-Дзено-Маджоре

В IX веке при король Пипин, сын Карла Великого, приказал веронскому епископу Ротальду перестроить храм на более подобающий для хранения мощей Святого Зенона Веронийского. Однако уже через век его разрушили кочевые племена венгров.

И тогда в 967 году соорудили данный романский образчик. Базилику отстроили на совесть, и она выдержала даже землетрясение 1117 года. Кстати, освящали её в присутствии Императора Священной Римской Империи Отона I.

Фасад выполнен из золотистого туфа из веронских каменоломен. Украшен мраморными вставками. На каждой такой плиточке изображена сцена из Страшного Суда. Все их сделал мастер Бриолото.

Портал пристроил лишь в XII веке мастер Никола (он же работал над алтарём). И, надо сказать, сделал это крайне удачно. Портал придал Сан-Дзено объёмность. А так была лишь глухая стена, а парящая где-то в поднебесье розетка-окно.

Розу, кстати, делал уже знакомый нам Бриолото. Вокруг неё изображено шесть жонглирующих персонажей. Одни из них взлетают вверх, другие падают вниз, тем самым выражая средневековую идею Колеса Фортуны. Подобное же окно-розетку можно найти на базельском мюнстере, которое обращено в сторону Рейна.

Стоит тогда обратить на внутренние врата. Их изготовили магдебургские мастера. То есть эти ворота, вполне вероятно, сделаны той же школой и в том же цеху, что и врата для Софийского собора в Великом Новгороде.

У Сан-Дзено есть огромная крипта. Народная молва говорит, что именно здесь тайно обвенчались Ромео и Джульетта.

Режим работы базилики Сан-Дзено-Маджоре и стоимость посещения

С марта по октябрь

Церковь открыта в следующие дни и часы.

Пн. — Сб. с 8-30 до 16-00

Вс. с 12-30 до 18-00

С ноября по февраль

Пн. — Сб. с 10-30 до 13-00 и с 13-30 до 17-00.